<< Пред.           стр. 30 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

  Постановка задачи: Как вы поведете себя?
 
  Ситуация 3
 
  Вы принимаете работников по личному вопросу. К вам стал часто приходить сотрудник, который подробно и долго излагает свое недовольство обслуживанием в столовой, приемом в медпункте, обращением вахтера. С каждым его приходом вы убеждаетесь, что человек повторяется, не беспокоясь о том, что отнимает у вас время, задерживает других посетителей.
 
  Постановка задачи: Что бы вы предприняли на месте руководителя?
 
  Ситуация 4
 
  К вам пришел рабочий с просьбой отпустить его с работы на день. Вы спрашиваете о цели. Оказывается, он хочет использовать этот день на поиски другого места работы. Его уход лишит ваш участок очень нужного и квалифицированного специалиста.
 
  Постановка задачи: Как бы вы отреагировали на просьбу рабочего?
 
  Ситуация 5
 
  Вас назначили начальником отстающего участка. Вы изучили сложившуюся здесь обстановку и решили провести собрание. Надо подготовиться к выступлению перед ним.
 
  Постановка задачи: Как бы вы построили свое выступление?
 
  Ситуация 6
 
  Вы - руководитель семинара. Один из слушателей говорит: "Все, что вы сейчас рассказывали, не имеет отношения к практике, оторвано от жизни".
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 7
 
  Идет собрание... Слова одного из подчиненных явно приятны вам. Он хвалит ваши организаторские способности, хватку, умение воодушевлять людей и т. д. При этом приводятся конкретные примеры.
 
  Постановка задачи: Как вы среагируете на это выступление в своем заключительном слове?
 
  Ситуация 8
 
  Вы проводите производственное совещание. Один из присутствующих, инженер Костин, резко высказался против вашего предложения, мотивируя свою точку зрения заботой об интересах коллектива. В душе вы не уважаете этого человека, считаете его обыкновенным "критиканом", плохим работником.
 
  Постановка задачи: Как вы отреагируете на выступление инженера Костина?
 
 
 11.8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Какие виды бесед вы знаете?
 
  2. Какие этапы определяют организацию деловой беседы?
 
  3. Дайте понятие структуры деловой беседы.
 
  4. Нужно ли заранее составлять план деловой беседы?
 
  5. Как следует прекращать беседу?
 
 
 ТЕМА 12. "КОМАНДА" МЕНЕДЖЕРА
 
 12.1. ТЕСТ "КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ?"
 [20, С. 98]
 
  Существует много пособий, которые призваны помочь руководителю найти ответ на волнующие его вопросы, чтобы избежать наиболее типичных ошибок в работе. Но не все советы и рекомендации смогут реально помочь. Вначале нужно решить вопрос: способны ли вы быть руководителем и собрать вокруг себя коллектив единомышленников?
 
  Наиболее доступным средством в этой ситуации является данный тест.
 
  Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.
 
  1. Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения?
 
  2. Трудно ли было вам отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались, работая на более низкой должности?
 
  3. Долго ли вы отдавали предпочтение ранее возглавляемому вами подразделению, уйдя на повышение?
 
  4. Стремитесь ли вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций?
 
  5. Умеете ли вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку своим подчиненным (руководителям более низкого ранга), квалифицировав их как сильных, средних или слабых руководителей?
 
  6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий, решая кадровые вопросы?
 
  7. Считаете ли вы, что универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций?
 
  8. Легче ли вам избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?
 
  9. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложив-шиеся в возглавляемом вами подразделении?
 
  10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека как руководителя?
 
  11. Часто ли вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными факторами?
 
  12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени?
 
  13. Считаете ли вы, что если бы имели возможность чаще бывать на объектах, то эффективность вашего руководства значительно повысилась бы?
 
  14. Предоставляете ли вы подчиненным вам сильным руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус?
 
 
 12.2. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
 
 Ключ к тесту 11.1. Какой вы руководитель?
 
  Определите количество набранных вами баллов по следующей таблице.
 
 Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
  Количество баллов "Да" 1 0 0 0 2 1 1 1 1 1 1 0 0 2 "Нет" 0 1 1 2 0 0 0 2 0 0 2 1 2 0
  От 0 до 5 баллов. Вы больше специалист, чем руководитель, и если представится возможность перейти на такую должность, как, например, главный специалист, главный инженер и т. п., не надо колебаться!
 
  От 6 до 10 баллов. Нельзя сказать, что вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться перейти в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и к мнению коллектива, больше внимания уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.
 
  От 11 до 15 баллов. Вы относитесь к типу "руководителяорганизатора", умеете сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляете проблему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласования оптимального (реально выполнимого) плана. Ваша сила в том, что вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем. Дела в возглавляемом вами подразде-лении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускайте текущие дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение.
 
  От 16 до 20 баллов. Вы можете вывести из прорыва отстающее подразделение, но вам мешает "текучка". Вы стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как вам мешают излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями.
 
 
 12.3. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
 
  Ситуация 1
 
  В вашей команде появился неформальный лидер, несогласный с проводимой вами политикой и вашими действиями. Из-за этого ваш коллектив начал распадаться на две группировки. Чтобы предотвратить негативные последствия такой ситуации, вы приглашаете неформального лидера на встречу.
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 2
 
  На предприятие пришел молодой директор (35 лет), который хорошо ориентируется в сегодняшней рыночной ситуации. Он достаточно быстро вникает в суть дела. Его заместитель - человек, проработавший всю жизнь на этом предприятии (ему 50 лет), имеющий уважение всех работников. Довольно часто он саботирует действия директора, срывая выполняемые договоры, принося, тем самым, убытки предприятию. Но делает это так, чтобы нельзя было указать на него как на виновного. Директор случайно узнает об этом. Как ему поступить?
 
  Ситуация 3
 
  У вас дружная команда в организации, но вы принимаете двух работников, которые необходимы фирме на данном этапе развития. Они оказываются непримиримы друг с другом и начинают "делить власть". Коллектив распадается на ваших глазах.
 
  Вы вызываете обоих и говорите: ...
 
  Ситуация 4
 
  Рабочий - активный общественник. Общественные дела часто отвлекают его от работы. Товарищи по бригаде откровенно выражают недовольство. Им приходится часто выполнять большой объем работы, а при распределении премии делить ее на равные доли.
 
  Постановка задачи: Как Вы оцениваете эту ситуацию? Какие меры или действия предполагаете осуществить?
 
 
 12.4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Что такое команда менеджера?
 
  2. Как распределяются роли в команде?
 
  3. На каких принципах формируется команда менеджера?
 
  4. Какие функции выполняет лидер в команде?
 
  5. Назовите основные характеристики команды менеджера.
 
 
 ТЕМА 13. ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА
 
 13.1. ТЕСТ "ЛИДЕР"
 [21, С. 373]
 
  Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов.
 
  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  7. Согласны ли вы с утверждением: "Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей"?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенном таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  12. Считаете ли обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т. п.) групп?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:
 
  а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;
 
  б) умеете взять на себя свою ответственность за решение, которое было принято?
 
  17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?
 
  а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;
 
  б) настоящий руководитель должен уметь управлять.
 
  18. С кем вы предпочитаете работать?
 
  а) с людьми покорными;
 
  б) с людьми строптивыми.
 
  19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:
 
  а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;
 
  б) вы просто полагаетесь на решение других.
 
  23. Есть выражение: "Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе". Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли?
 
  а) быть первым в деревне;
 
  б) быть вторым в городе.
 
  24. Считаете ли, что вы человек, сильно влияющий на других людей?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?
 

<< Пред.           стр. 30 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу