<< Пред.           стр. 29 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
  33. Следите за правильностью оформления протокола, так как на его основании производится исполнение и контроль за принятыми решениями.
 
 
 
  34. Не забывайте ознакомить с протоколом участников совещания и других работников, которых касается принятые решения.
 
 
 
 
 Принятие решения
 № Содержание критерия процедуры организации Оценки п/п проведения делового совещания В И 35. Выберите наиболее приемлемый метод формирования проекта решения. А. Специально избранная комиссия по подготовке решения разрабатывает его проект. Участники совещания вносят добавления и изменения. Б. Руководитель прямо на совещании подводит итоги и формулирует решение, которое утверждается.
 
 
 
  36. Не всегда нужно принимать решение на совещании. При отсутствии ясности можно отложить принятие решения на 2-3 дня или принять его на очередном совещании.
 
 
 
  37. Принимаемые решения должны быть логичными, четкими, краткими, не допускающими двойного понимания.
 
 
 
  38. Решения должны отражать вопросы, обсуждаемые на совещании. Содержание решений не должно противоречить действующему законодательству.
 
 
 
  39. Обязательной составной частью решения является определение конкретных исполнителей и реальных сроков исполнения по каждому пункту решения.
 
 
 
  40. Необходимо организовать исполнение решения, для чего наделить исполнителей необходимыми правами и обеспечить нужными средствами.
 
 
 
  41. Для повышения эффективности руководителю целесообразно разработать план конкретных мероприятий по реализации принятого решения.
 
 
 
  42. Важнейшим этапом в реализации решения является организация контроля, который позволит в процессе работы фиксировать отклонения и принимать меры по их ликвидации.
 
 
 
  43. В целях усиления ответственности исполнителей необходимо на каждом совещании информировать о выполнении решений предыдущего. Постоянно вести полный и качественный учет.
 
 
 
  44. При выработке управленческих решений используйте материалы ранее проведенных совещаний.
 
 
 
 
 11.3. ТЕСТ "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ БЫТЬ ХОРОШИМ СОБЕСЕДНИКОМ"
 [20, С. 124]
 
  Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.
 
  1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
 
  2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
 
  3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушают ли меня.
 
  4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
 
  5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова.
 
  6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
 
  7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.
 
  8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
 
  9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
 
  10. Собеседник искажает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
 
  11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
 
  12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
 
  13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
 
  14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посто-ронним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
 
  15. Собеседник делает выводы за меня.
 
  16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
 
  17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
 
  18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
 
  19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
 
  20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
 
  21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
 
  22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
 
  23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
 
  24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.
 
  25. Собеседник требует, чтобы все согласились с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: "Вы тоже так думаете?" или "Вы не согласны?".
 
 
 11.4. ТЕСТ "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЕСТИ ДЕЛОВЫЕ СОВЕЩАНИЯ?"
 [42, С. 274]
 
  Ответьте на вопросы, пользуясь шкалой:
 
  а) нет, так не бывает;
 
  б) нет, как правило, так не бывает;
 
  в) не знаю;
 
  г) да, как правило, так бывает;
 
  д) да, так бывает всегда.
 
  1. Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
 
  2. У меня всегда много идей и планов.
 
  3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.
 
  4. Мне в основном удается привести логические и правильные аргументы при обсуждениях.
 
  5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
 
  6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
 
  7. Когда другие люди приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
 
  8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
 
  9. Свои ошибки я по большей части признаю.
 
  10. Я предлагаю альтернативы предложениям других.
 
  11. Защищаю тех, у кого есть трудности.
 
  12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
 
  13. Мой энтузиазм заразителен.
 
  14. Я принимаю во внимание точку зрения других людей и стараюсь отразить ее в проекте решения.
 
  15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и на своих гипотезах.
 
  16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые аргументы.
 
  17. Ясно выражаю свои мысли.
 
  18. Я всегда признаюсь в том, что чего-то не знаю.
 
  19. Энергично защищаю свои взгляды.
 
  20. Я стараюсь развивать чужие идеи так, как будто они были моими.
 
  21. Всегда продумываю то, что могло бы ответить на тот или иной вопрос другие, и ищу аргументы.
 
  22. Я помогаю людям советом как организовать свой труд.
 
  23. Увлекаясь своими проектами, своими планами работы на перспективу, я обычно не интересуюсь планами других людей.
 
  24. Я прислушиваюсь и к тем людям, которые имеют точку зрения, отличающуюся от моей.
 
  25. Если кто-то не согласен с моим проектом, я ищу новые пути.
 
  26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.
 
  27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
 
  28. Я всегда нахожу возможность организовать поддержку моих проектов.
 
  29. Я понимаю чувства других людей.
 
  30. Я больше стараюсь высказать свои мысли, чем выслушивать чужие.
 
  31. Прежде чем защищаться, я внимательно выслушиваю критику.
 
  32. Излагаю свои мысли системно.
 
  33. Даю возможность другим изложить свою точку зрения.
 
  34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
 
  35. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
 
  36. Как правило, я никого не перебиваю.
 
  37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
 
  38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступить.
 
  39. Говорю эмоционально. чтобы вдохновить людей на работу.
 
  40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова.
 
 
 11.5. ТЕСТ "ВЛАДЕЕТЕ ЛИ ВЫ АУДИТОРИЕЙ?"
 
  Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Но их можно разделить на две группы.
 
  Представители первой подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают ее непосредственную реакцию, но предпочитают держать "бразды" правления в своих руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовем этот стиль публичного выступления "авторитарным".
 
  Принадлежащие ко второму типу в известной мере сами подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения на трибуне, общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую, "личностную" манеру общения. Назовем этот тип "демократическим".
 
  И у того, и у другого есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может сделать выступающего не чувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать стремлениям аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного. Вы должны сами выбрать нужный тип общения в зависимости от своего темперамента, характера, индивидуальных качеств.
 
  Но неплохо знать все же, к какой категории вы относитесь, дабы избежать крайностей. Вы можете определить это, ответив "да" или "НЕТ" на следующие вопросы.
 
  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому вы-ступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
 
  2. Чувствуете ли вы себя после выступления "выжатым", ощущается ли резкое падение работоспособности?
 
  3. Волнуетесь ли перед выходом на кафедру или трибуну настолько, что должны "преодолеть" себя?
 
  4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?
 
  5. Приходите ли задолго до начала выступления?
 
  6. Нужны ли вам три - пять минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать?
 
  7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?
 
  8. Любите ли вы во время выступления двигаться?
 
  9. Отвечаете ли на записки с вопросами по ходу их поступления, не группируя их?
 
  10. Успеваете ли вы во время выступления пошутить?
 
 
 11.6. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
 
 Ключ к тесту 11.3. Умеете ли вы быть хорошим собеседником
 
  Если процент ситуаций, вызывающих у вас досаду, раздражение, составляет:
 
  70-100% - вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать;
 
  40-70% - вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника; избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор;
 
  10-40% - вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее;
 
  0-10% - вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
 
 Ключ к тесту 11.4. Умеете ли вы вести деловые совещания?
 
  Оценки означают:
 
  а) нет, так не бывает - 1;
 
  б) нет, как правило, так не бывает - 2;
 
  в) не знаю - 3;
 
  г) да, как правило, так бывает - 4;
 
  д) да, так бывает всегда.
 
  Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18,20, 22, 24, 27, 29, 31,33, 35, 36, 37 и 40-го, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100). Для получения суммы В прибавляйте баллы к утверждениям 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38 и 39. Эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100.
 
  Результаты этого теста показывают вам, является ли ваше поведение на совещаниях дипломатическим или авторитарным.
 
  Если сумма А не менее чем на десять баллов превышает сумму В, то вы хороший дипломат. У вас есть стремление учесть мнение других и убедиться в том, что ваши идеи согласуются с идеями других сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато сотрудники убеждаются, что есть и их вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично. У всех появляется желание "тянуть в одну сторону".
 
  Если же сумма В, как минимум, на десять баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно. При таком авторитарном стиле ведения совещаний руководитель уверенно держит бразды правления, подает множество предло-жений, сообщает новую информацию, формулирует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается всеобщего согласия, не ищет поддержки, необходимой для его реализации.
 
  Если же обе суммы различаются менее чем десятью баллами, то Ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе. Она может быть как положительной, так и отрицательной - в зависимости от обстоятельств.
 
  Психологи, работающие на предприятиях, подтверждают, что оба стиля поведения - дипломатичный и авторитарный - могут привести к успеху. Однако авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с ее участниками придется работать и дальше. В противном случае в дальнейшем вам не поможет никакая дипломатия.
 
 Ключ к тесту 11.5. Владеете ли вы аудиторией?
 
  Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит вы владеете индивидуальным стилем публичного выступления.
 
  Положительные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и отрицательные на остальные 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу, и наоборот, отрицательные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и положительные на остальные четыре вопроса - 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что вы относитесь к демократическому типу. Если вы ответили "нет" на вопросы 2, 3 и 5, значит у вас сильный тип нервной системы. "Нет" при вопросах 1, 4, 6, 10 говорит о подвижности ваших эмоций.
 
  Если выяснилось, что вы относитесь к первому типу, то не пытайтесь копировать манеру второго - ничего не получится! Вы должны предварительно проработать свою тему так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку, составить подробный предварительный конспект, даже если не собираетесь говорить "по бумажке". Совет демократическому типу: постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролируйте свое поведение, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.
 
 
 11.7. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
 
  Ситуация 1
 
  Вы обсуждаете с младшими руководителями своего подразделения вопрос, имеющий принципиальное значение. Тон разговора постоянно повышается. Появляется резкость в выражениях. На этом совещании находятся и несколько рядовых работников.
 
  Постановка задачи: Что должен предпринять в этой ситуации старший руководитель?
 
  Ситуация 2
 
  На сегодняшнее утро вы для беседы вызвали подчиненного, который часто опаздывает на работу. Вы по стечению обстоятельств задержались дома и пришли на работу с опозданием. Подчиненный ждет вас.
 

<< Пред.           стр. 29 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу