<< Пред.           стр. 32 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  2. Как часто вы стремитесь доминировать над людьми?
 
  А - очень часто;
 
  Б - часто;
 
  В - когда как;
 
  Г - редко;
 
  Д - очень редко.
 
  3. Как часто вы позволяете людям контролировать свое поведение?
 
  А - очень часто;
 
  Б - часто;
 
  В - когда как;
 
  Г - редко;
 
  Д - очень редко.
 
  4. Много ли людей могут легко влиять на вас?
 
  А - очень много;
 
  Б - много;
 
  В - когда как;
 
  Г - мало;
 
  Д - очень мало.
 
  5. Много ли есть людей, которым вы позволяете контролировать важную для вас ситуацию?
 
  А - очень много;
 
  Б - много;
 
  В - когда как;
 
  Г - мало;
 
  Д - очень мало.
 
  6. Как часто вы стараетесь захватить лидирующую позицию в человеческих отношениях?
 
  А - очень часто;
 
  Б - часто;
 
  В - когда как;
 
  Г - редко;
 
  Д - очень редко.
 
  7. Как часто вы стараетесь влиять на людей, чтобы они следовали вашему образу действий?
 
  А - очень часто;
 
  Б - часто;
 
  В - когда как;
 
  Г - редко;
 
  Д - очень редко.
 
  8. Как часто вы позволяете другим принимать решения, касающиеся вас?
 
  А - очень часто;
 
  Б - часто;
 
  В - когда как;
 
  Г - редко;
 
  Д - очень редко.
 
  9. Как часто вы берете на себя ответственность за ситуации, касающиеся других людей?
 
  А - очень часто;
 
  Б - часто;
 
  В - когда как;
 
  Г - редко;
 
  Д - очень редко.
 
 
 13.5. ТЕСТ "АДМИНИСТРАТОР ИЛИ ЛИДЕР?"
 [22, С. 57]
 
  При ответе на каждое утверждение возможная максимальная шкала оценки - 10 баллов, при этом:
 
  10 баллов - полное согласие с утверждением;
 
  5 баллов - согласие частичное (наполовину);
 
  0 баллов - полное несогласие.
 
  1. Я доверяю людям полностью.
 
  2. Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем люди должны заботиться сами, а не их руководители.
 
  3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.
 
  4. Когда это необходимо, я умею заставить людей "крутиться", я это знаю.
 
  5. Люди узнают, что я умею хранить доверяемые мне тайны.
 
  6. Все люди хотят одного - власти, я не исключение.
 
  7. Я склонен и готов вступиться за людей всегда, когда с ними обходятся несправедливо.
 
  8. Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).
 
  9. Я за полную гласность в коллективе.
 
  10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении - умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.
 
  11. Я смогу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе.
 
  12. Я смогу отдавать команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.
 
  13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения.
 
  14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.
 
  15. Мне кажется, что я смогу хорошо узнать общие нужды и проблемы своего коллектива.
 
  16. Мне будет легче руководить людьми, когда я узнаю, что они не хотели бы администрировать.
 
  17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов моего коллектива разрешались.
 
  18. Я уверен, что боязнь наказания - более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.
 
  19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем.
 
  20. Когда надо, я умею поставить себя так, чтобы люди соглашались со мной из опасения "нарваться на неприятности".
 
 
 13.6. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
 Ключ к тесту 13.1. Лидер
 
  Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе на вопрос вы получаете балл только за вариант "а" или "б", данный в табл. 11.
 
 Таблица 11
 
 Вопрос Правильный ответ Вопрос Правильный ответ Вопрос Правильный ответ 1 а 18 б 35 б 2 а 19 б 36 б 3 б 20 а 37 а 4 а 21 а 38 б 5 а 22 а 39 а 6 б 23 а 40 б 7 а 24 а 41 а 8 б 25 б 42 а 9 б 26 а 43 а 10 а 27 б 44 а 11 а 28 а 45 б 12 а 29 б 46 а 13 б 30 б 47 б 14 б 31 а 48 а 15 а 32 а 49 б 16 б 33 а 50 б 17 б 34 а
 
 
  Степень выраженности лидерства:
 
  до 25 баллов - лидерство выражено слабо;
 
  от 26 до 35 баллов - средняя выраженность лидерства;
 
  от 36 до 40 баллов - лидерство выражено в сильной степени;
 
  свыше 40 баллов - склонность к диктату.
 
 Ключ к тесту 13.2. Есть ли в вас задатки лидера
 
  Мы предлагаем объяснения правильных ответов на вопросы. Засчитайте себе по 1 баллу за каждый правильный ответ.
 
  1. Неверно. Способность руководить не передается по наследству. Мы можем этому научиться, как учимся всему остальному в жизни, но для этого потребуются упорство и настойчивость.
 
  2. Неверно. Берясь за руль, вы должны быть готовы к тому, что окружающие будут испытывать к вам противоречивые чувства. Это - странная смесь любви и ненависти, которую обычно испытывает упряжка к бегущему впереди вожаку.
 
  3. Неверно. Хороший лидер должен быть заметен. Исследования на военно-воздушной базе "Макселл" в Алабаме показали, что присутствие лидера придает уверенность членам команды и поднимает их дух. Нельзя быть одиноким волком и вожаком стаи одновременно.
 
  4. Верно. Руководство, по крайней мере, на работе - это улица с двусторонним движением. Чтобы добиться успеха, нужно уметь "манипулировать" своим начальством. Консультант по менеджменту Питер Друкер говорит, что честолюбивый лидер должен использовать своего шефа как "источник достижений, благодеяний и, будем откровенны, личного успеха".
 
  5. Неверно. Если вы пробились наверх, не думайте, что у вас на все будет готов ответ. Даже наиболее удачные лидеры в армии, спорте, политике и так далее порой застывают в нерешительности.
 
  6. Неверно. По сравнению с умом и способностями к убеждению, превосходство - менее важное качество. Исследования профессоров Роберта Танненбаума, Ирвинга Вешлера и Фреда Массарика показали, что суть лидерства в межличностном влиянии, которое реализуется через общение.
 
  7. Неверно. Хотя у некоторых исторических лидеров и была заурядная внешность (Наполеон, Ганди), но это скорее исключение, чем правило. Те, кто пробивается наверх, обычно физически более привлекательны. Они более энергичны, выше ростом и лучше выглядят, чем их коллеги.
 
  8. Неверно. Люди, способные управлять действиями других, склонны к конкретности. Придуманным историям они предпочитают произведения, основанные на фактах. Если они и читают художественную литературу, то выбирают книги, в которых нужно раскрыть тайну.
 
  9. Неверно. Упрямство не может повести за собой. Хорошие руководители стремятся к гармонии. Они склоны к демократии, хотя это и замедляет принятие решения, и приходится выслушивать все стороны, чтобы узнать, почему кто-то возражает. После этого они пересматривают решение, приводя его к компромиссу между своими взглядами и мнениям окружающих.
 
  10. Неверно. Не расстраивайтесь, если кто-то из ваших подчиненных соображает быстрее вас. Исследования, проведенные в университете штата Огайо, показали, что для лидера не так важна способность быстро принимать решение, как здравый смысл и умение все хорошо продумать, прежде чем начать действовать.
 
  Ваш результат
 
  От 8 до 10 правильных ответов: Из вас получится отличный лидер. Вы чутко относитесь к нуждам подчиненных, и если вы до сих пор не президент, то только потому, что работаете не в полную силу.
 
  От 4 до 7 правильных ответов: У вас средние способности к руководству. Как и многие другие в этой категории, вы сможете чего-то добиться, если немного подучитесь.
 
  От 0 до 3 правильных ответов: Вы типичный подчиненный, вам не водить полки в атаку. Это не значит, что вы не сможете добиться своей цели, но вам придется нелегко, если для ее достижения понадобится кем-то руководить. Людям, набравшим немного баллов, лучше работать самостоятельно, а не руководить коллективом.
 
 Ключ к тесту 13.3. Кто Вы: капитан или рядовой?
 
  За ответы на вопросы начисляются баллы:
 
 
 
 
  16 баллов. В обществе вы - "рядовой". Вы слишком уважаете других и отождествляете свои слабости со слабостями ближних, а поэтому не способны командовать и успешно конкурировать, ведь для этого необходимо уметь "поглощать и переваривать" чужие трудности.
 
  Может быть, за вашим отказом от власти скрывается страх или обманутые надежды? Тогда, прежде чем делать какие-либо выводы, проанализируйте, сколько раз ваши попытки руководить терпели неудачу.
 
  Если же вы и без лидерства чувствуете себя прекрасно, останьтесь несколько в стороне от событий. В сущности это не так уж и плохо - так спокойнее.
 
  17-23 балла. Вы - "офицер". Это довольно неловкое положение: между "молотом и наковальней". Вы и на работе с трудом принимаете решения, так ведь? Вы немножко "капитан" (руководитель) и немножко - "рядовой". Вам трудно добиваться признания, ваши аргументы - слишком рациональны и основаны лишь на собственном опыте.
 
  24 и более баллов. Вы - "капитан". С детских лет вы всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об общественных делах, не так ли? С возрастом ваше влияние на других людей крепло и особенно проявлялось в трудные минуты.
 
  Если вы честолюбивы и не боитесь работы, этот дар может поднять вас очень высоко. Если же нет, нужно довольствоваться тем, что вас считают прекрасным другом (подругой), советчиком, и вы всегда оказываетесь в центре внимания на вечеринках.
 
 Ключ к тесту 13.4. Способны ли вы вовремя захватить инициативу в свои руки?
 
  За ответы на вопросы начисляются баллы по таблице:
 
 
 
  36 и более баллов. Инициатива в вас неистребима. Вы в любой момент готовы занять лидирующую позицию, в любом коллективе раздавать поручения, объяснять, как лучше и как правильно. Вы можете указать путь и повести за собой, и вас ждет большое будущее - при одном условии: если при этом за вами идут.
 
  19-35 баллов. Поэтому человечеству и удалось добиться таких успехов, что каждый из нас готов в любой момент стать ведущим или ведомым, лидером или подчиненным. Вам обе эти роли присущи примерно в равной степени, и потому для вас найдется место в любом коллективе. Остается надеяться, что это место вас устраивает.
 
  18 и менее баллов. Ваша роль - в добросовестном исполнении чужих инициатив. Вы привыкли чутко отзываться на чужое мнение и следовать генеральной линии, проложенной другими. Легко и приятно знать, что за тебя уже все решили и ответственность лежит не на тебе. Но кто знает, может вы способны на большее?
 
 Ключ к тесту 13.5. Администратор или лидер
 
 Регистрационный бланк
 
  Л (лидер) 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19
 
  А (администратор) 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
 
  По шкале Л суммируют все баллы, полученные на нечетные вопросы теста; по шкале А суммируют все баллы, полученные на четные вопросы теста.
 
  Пример: Л = 90 баллов; А = 60 баллов.
 
  Сумма баллов приравнивается к 100%.
 
  Л + А = 150 баллов = 100%,
 
  тогда лидерство в относительных величинах будет равно:
 
  Л = 90 і 100 / 50 = 60%,
 
  администраторство окажется несколько ниже:
 
  А = 60 і 100/ 150 = 40%.
 
  Вывод. В нашем примере руководитель в большей степени лидер, а не администратор, т. е. он может опираться на свой авторитет и силу влияния, а не на должностной статус и власть.
 
 
 13.7. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
 
  Ситуация 1
 
  Вы лидер в своей команде на протяжении многих лет, но появляется молодой перспективный сотрудник, который разрабатывает интересные проекты. Ему требуется ваша поддержка. Вы видите, что этот человек явно стремится занять "ваше место".
 
  В очередной раз, когда он обратился за помощью, вы говорите:
 
  Ситуация 2
 
  Вы начальник СМУ. К вам на прием пришел бригадир бригады N3 с жалобой на то, что в его бригаде имеют место неоднократные срывы дисциплины. Причина кроется в том, что неформальным лидером является абсолютно недисциплинированный работник, который "вносит смуту в умы" остальных членов бригады, и те то не являются на работу вообще, то самовольно уходят, то в рабочее время распивают спиртные напитки и т. д.
 
  Вы говорите:
 
  Ситуация 3
 
  Вы начальник торговой компании. Ваш бухгалтер пользуется авторитетом в коллективе (т. е. является неформальным лидером). Ваши сотрудники предпочитают высказывать свои идеи главному бухгалтеру, а потом уже Вам. Вам это не нравится.
 
  Вы вызываете главного бухгалтера и говорите: ...
 
 
 13.8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Какие качества присущи лидеру?
 
  2. В чем отличия формального и неформального лидеров?
 
  3. Для каких целей руководителю необходимы лидерские качества?
 
  4. Как вы поступите, если в вашем коллективе заметна явная конфронтация между формальным и неформальным лидерами?
 
 
 ТЕМА 14. НАБОР, ОТБОР И НАЙМ ПЕРСОНАЛА
 
 14.1. ДЕЛОВАЯ ИГРА "В КОЛЛЕКТИВ ПРИШЕЛ НОВИЧОК"
 
  Целью деловой игры является получение и обработка навыков в работе с молодыми рабочими и специалистами с учетом требований этики взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
 
 Производственная ситуация
 

<< Пред.           стр. 32 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу