<< Пред.           стр. 33 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

  Леонид Ковшов, выпускник ПТУ, пришел на завод "Стройдеталь" за полчаса до смены. Накануне в отделе кадров ему дали телефон мастера арматурного цеха, на участке которого ему предстояло работать. Минут десять он пытался дозвониться до проходной, пока, наконец, не застал мастера на месте. "Направили ко мне?" - спросил тот. "Через 10 минут планерка - подходи к этому времени", - и повесил трубку. Завод был большой, незнакомый. Только через 15 минут Ковшов разыскал свой цех и участок. Все рабочие уже успели получить задания, и он услышал лишь, как мастер "настраивал" всех на выполнение срочного задания, то уговаривая, то угрожая. Когда все ушли, мастер заметил новичка: "А, это ты? Пойдем к станку".
 
  Они долго пробирались по цеху между станками, пока не подошли к станку, который стоял несколько в стороне. Стружка вокруг него была не убрана, инструменты разбросаны, но станок (это было видно) - новый.
 
  - Что, приходилось работать на таком ?
 
  - Нет...
 
  - Новенький, только три месяца, как получили. Видишь, сразу тебе доверяем. Вот только не повезло тому, что до тебя здесь работал. Позавчера пошел на обед, а оттуда - в больницу. Пока побудь на его месте, а вернется - посмотрим. Ты прибери пока здесь, подготовь станок, а я минут на двадцать к начальнику цеха сбегаю, после потолкуем, что к чему.
 
  Новичок с готовностью принялся за уборку, собрал стружку, разложил инструмент. Но когда подметал пол, его заставил вздрогнуть резкий свист: на него чуть не наехал электрокар. Электрокарщик увидел испуганное лицо, прокричал новичку: "Не зевай, салага!". После этого Ковшов все время оглядывался с опаской. Он уже заметил, что надо остерегаться не только электрокара, но и крана, который часто сновал над головой. Мастер вернулся через полчаса.
 
  - Так, говоришь, на таком станке работать не доводилось? Тогда слушай. И он стал рассказывать, какая это хорошая машина, на каком принципе основано ее действие, каковы параметры и характеристики, как нужно ухаживать за станком. Все время через несколько предложений он переспрашивал: "Ясно? Понятно?" - и Ковшов поддакивал. Удовлетворенный такой обстоятельной и доходчивой, по его мнению, беседой, мастер еще раз переспросил: "Понятно?". Получил снова все тот же робкий ответ, ободряюще похлопал новичка по плечу: "Ну вот и начинай. Заготовок тебе хватит, а насчет инструмента спросишь у Терентьича, нашего "старшины". Новичок хотел спросить, кто такой Терентьич и где его найти, но не осмелился, да и мастер уже его не услышал бы.
 
  Работа шла нормально, но с непривычки он все-таки порезал палец. Было не особенно больно, но кровь шла сильно. Поднял голову, хотел спросить, где можно сделать перевязку, но снова не отважился: все сосредоточены - задание срочное, не до него. Кое-как перетянул палец носовым платком и снова принялся за дело.
 
  Оторвался от станка неожиданно - заметил, что стало меньше шума. Судя по времени, начался обед, и все без него ушли. Пока он искал, где 15-й цех, в котором находилась столовая, опоздал - смена уже отобедала. Пожалели его в столовой, покормили, чем могли.
 
  После обеда все шло, в общем, благополучно. В четыре часа Ковшов собрался было сдавать работу (ему, как подростку, рабочий день положен на час меньше), но мастера не было видно. Мастер подошел к нему лишь в конце рабочего дня осмотрел, что сделано, похвалил: "Продолжай в том же духе!" И тут же заспешил, ссылаясь на заботы: "Твоя смена кончилась, а у меня, брат, день ненормированный". У Ковшова было к нему много вопросов: хотелось знать, сколько заработал, какая работа будет завтра, но докучать этими мелкими делами, отрывать от более важных он не решился, тем более, что мастер уже был далеко, а все рабочие разошлись. Ничего не оставалось больше, как отправиться со своими вопросами домой - до утра. А что будет завтра?
 
 Порядок проведения деловой игры
 
  Деловая игра проводится в следующем порядке:
 
  1. Введение в игру. Преподаватель объясняет содержание и цели деловой игры, ее правила и порядок проведения; с помощью контрольных вопросов по теоретическому курсу определяет готовность студентов к игре (10 мин.).
 
  2. Разделение руководителем игры (преподавателем) группы на две команды, распределение ролей внутри команд, определение конкретных задач участникам деловой игры (7-10 мин.).
 
  3. Изучение участниками игры ситуации: "В коллектив пришел новичок" (10-15 мин.).
 
  4. Обсуждение ситуации в командах, выработка группового мнения, позиций отдельных экспертов (10-15 мин.).
 
  5. Игровой процесс. Участники команд анализируют поведение - действия мастера: моделируют психологические процессы в сознании молодого рабочего (30-40 мин.);
 
  6. Подведение итогов игры. Преподаватель анализирует позиции команд и экспертов, оценивает исполнение ролей обосновывает возможные варианты поведения или действия мастера (7-10 мин.);
 
  7. Ответы преподавателя на игровые вопросы участников игры (5-7 мин.).
 
  8. Продолжительность игры - два учебных часа.
 
 Подготовка к игре
 
  Участники игры должны знать материал теоретического курса по темам: "Социально-психологические методы руководства" и "Стиль руководства", а также права и обязанности мастера.
 
  Подготовка к игре предполагает также разделение группы на две команды, назначение руководителей (капитанов) команд, распределение ролей внутри команд, определение правил и порядка проведения игры, подведения ее итогов, стимулирование победителей.
 
 Правила подведения итогов деловой игры
 
  Исполнение роли участником игры оценивается преподавателем баллами в обычной системе учебных оценок. При определении оценки прежде всего учитывается обоснованность доводов и предложений, умение предсказать последствия принимаемых решений. Побеждает та команда или эксперт, которые наберут наибольшее количество оценочных баллов. Оценки победителей учитываются на зачетах.
 
 Участники деловой игры
 
  Участники деловой игры делятся на две команды. В каждой команде назначается или выбирается капитан. Члены команд выполняют функции экспертов, анализирующих поведение и действия мастера на различных этапах развития производственной ситуации.
 
  В каждой команде участники могут быть распределены на следующие роли:
 
  1. Руководитель группы экспертов (капитан команды).
 
  2. Эксперт по анализу первой встречи новичка с мастером.
 
  3. Эксперт по оценке этапа движения мастера с рабочим к станку.
 
  4. Эксперт по оценке этапа начала работы на станке и возвращения мастера.
 
  5. Эксперт по оценке этапа получения травмы и обеденного перерыва.
 
  6. Эксперт по оценке окончания рабочего дня.
 
  7. Эксперт по моделированию психологических процессов в сознании молодого рабочего.
 
  8. Эксперт по моделированию целесообразного поведения мастера.
 
 Постановка задач участникам игры
 
  Общая постановка задач командам:
 
  1. Проанализировать поведение и действия мастера по отношению к молодому рабочему.
 
  2. Дать психологическую оценку первого рабочего дня новичка.
 
  3. Определить целесообразное поведение и действия мастера в анализируемой производственной ситуации.
 
  Задачи участников игры:
 
  1. Капитан команды - руководит действиями (аналитической работой) экспертов, увязывает и координирует их позиции, дает общую психологическую оценку первого рабочего дня выпускника ПТУ.
 
  2. Эксперты - анализируют поведение и действия мастера по отношению к молодому рабочему на различных этапах развития производственной ситуации.
 
  3. Эксперт - моделирует психологические процессы в сознании молодого рабочего в течение дня и после его завершения.
 
  4. Эксперт - моделирует целесообразное поведение и действия мастера в первый день работы новичка.
 
  Примечание. Если среди студентов имеются люди с рабочим стажем, в игровой процесс могут быть включены их впечатления о собственном первом рабочем дне.
 
 Матрица распределения ролей и подведения итогов деловой игры
 
 № Наименование ролей в Первая команда Вторая команда п/п деловой игре Ф.И.О. Оценка Ф.И.О. Оценка 1. Капитан команды (руководитель экспертов)
 
 
 
  2. Эксперт по оценке первой встречи новичка с мастером
 
 
 
  3. Эксперт по оценке этапа движения к станку
 
 
 
  4. Эксперт по оценке этапа начала работы на станке и возвращения мастера
 
 
 
 
 
 
 
  5. Эксперт по оценке этапа получения травмы и обеденного перерыва
 
 
 
 
 
 
 
  6. Эксперт по оценке окончания рабочего дня
 
 
 
  7. Эксперт по моделированию психологических процессов в сознании молодого рабочего
 
 
 
 
 
 
 
  8. Эксперт по моделированию целесообразного поведения мастера
 
 
 
  Итоговая оценка мастера (баллы)
 
 
 
 
 
 14.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Дайте определение социально-психологических методов руководства.
 
  2. Дайте определение понятия "стиль руководства".
 
  3. На чем строятся взаимоотношения руководителя и подчиненного?
 
  4. Каковы требования к речи руководителя?
 
  5. Каковы основные обязанности мастера?
 
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 144 с.
 
  2. Андреев В.И. Деловая риторика. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.
 
  3. Биркенбилль М. Молитвенник для шефа. Пер. с нем. - М.: Экономика, 1993. - 388 с.
 
  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 256 С.
 
  5. Виханский О.С., Наумов А.И., Зобов А.М. Российский менеджмент: Учеб. пособие для вузов. Кн. 1. Ситуационное обучение менеджменту. - М.: ГАУ, 1997. - 148 с.
 
  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Пособие для преподавателей. Обучение менеджменту (человек - стратегия - организация). - М.: Школа управления МГУ, 1994. - 180 с.
 
  7. Владимирова Е. Предчувствие портрета. - Екатеринбург: Изд-во "Ладъ". 1992. - 160 с.
 
  8. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 189 с.
 
  9. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1997.
 
  10. Еропкин А.М. Организационное поведение. Конспект лекций. - М.: "Издательство ПРИОР", ИВАКО Аналитик, 1998. - 96 с.
 
  11. Законы успеха: Сборник / Пер. с англ. Н. Каныкина. - М.: Агентство "ФАИР", 1998. - 448 с.
 
  12. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера. РR: 2-е изд., испр. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 288 с.
 
  13. Зиверт Х. Тестирование личности. - 2-е изд.: Пер. с нем. - М.: АО "Интерэксперт", 1998. - 198 с.
 
  14. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА-М. 1997. - 256 с.
 
  15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: ТОО "Остожье", 1999.
 
  16. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 220 с.
 
  17. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний). - М.: ИНФРА-М. 1997. - 368 с.
 
  18. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. - 2-е изд. СПб.: Издательство ОЛБИС, 1998. - 192 с.
 
  19. Лапкин А.И. Основы практического менеджмента. - Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 288 с.
 
  20. Леонов И.Г. Познай себя и других. - М., ИВЦ "Маркетинг", 1996. - 400 с.
 
  21. Литвинцева Н.А. Подбор и проверка персонала. - М.: Управление персоналом, 1997. - 400 с.
 
  22. Литвинцева Н.А. Психологические тесты для деловых людей. - М.: "Управление персоналом", 1996. - 320 с.
 
  23. Максвелл В. Шеф и его команда. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 256 с.
 
  24. Менеджмент (современный российский менеджмент). Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
 
  25. Организационное поведение. Учебник для вузов. А.Н. Силин, С.Д. Резник и др. / Под ред. проф. Э.М. Корсакова и проф. А.Н. Силина. - Тюмень: Вектор Бук, 1998. - 308 с.
 
  26. Потепенко Т.М. 100 тестов для руководителя. - Киев: ВЗУУП, 1990.
 
  27. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшенцев, В.И. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удаль-цова. - Новосибирск: изд-во НГАЭиУ. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 150 с.
 
  28. Резник С.Д. Управление персоналом: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. - Пенза: ПГАСА, 1999. - 333 с.
 
  29. Резник С.Д. Управление персоналом. Кн. 3. Кадровый менеджмент: Учеб. пособие. - Пенза: ПГАСА, 1998. - 152 с.
 
  30. Резник С.Д., Кухарев К.М. Управление персоналом (деловые игры и конкретные ситуации): Учеб. пособие. - Пенза: ПГАСА, 1999. - 96 с.
 
  31. Резник С.Д., Турчаева Р.Ю. Индивидуальная беседа: Методические указания к деловой игре по курсу "Управление персоналом". - Пенза: ПГАСА, 1998.
 
  32. Резник С.Д., Игошина И.А. Управление персоналом. Тесты: Учебно-метод. пособие. - Пенза: ПГАСА, 1997.
 
  33. Резник С.Д., Левина С.Ш. Стиль руководства: Методические указания к деловой игре по курсу "Управление персоналом". Пенза: ПГАСА, 1997.
 
  34. Резник С.Д., Турчаева Р.Ю. Лидерство и власть: Методические указания по курсу "Управление персоналом". - Пенза: ПГАСА, 1997.
 
  35. Резник С.Д., Левина С.Ш. Мотивация персонала: Методические указания к деловой игре по курсу "Управление персоналом". - Пенза: ПГАСА, 1996.
 
  36. Резник С.Д. Конкретные ситуации для анализа и контрольные вопросы по курсу "Управление персоналом": Методические указания для практических занятий. - Пенза: ПГАСА, 1995.
 
  37. Резник С.Д., Кухарев К.М. Конфликты в трудовом коллективе: Методические указания к деловой игре. - Пенза: ПИСИ, 1990.
 
  38. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1999.
 
  39. Уткин Э.А., Драчева Е.Л. и др. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу "Менеджмент": Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 192 с.
 
  40. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Практикум по курсу менеджмента. - М.: Зерцало, 1998. - 218 с.
 
  41. Человек и бизнес. Путь к совершенству. Научно-популярное издание / Под общ. ред. А.И. Аппенянского. - М.: Барс, 1995. - 228 с.
 
  42. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера). - 2-е изд., доп. - Мн.: Амалфея, 1997. - 368 с.
 
  43. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управ-ленческая антропология. - М.: Народное образование, 1999.
 
  44. Шепель В.М. Имиджелогия. - М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1994. - 320 с.
 
  45. Шепель В.М. Управленческая этика. - М.: Экономика, 1989.
 
  46. Щебетенко А.И. Тесты для делового человека и для всех. - Пермь: "Алгос-Пресс", 1995. - 197.
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 33 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу