<< Пред.           стр. 7 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  4 5
 
 ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА
 
 4.1Организационная структура
  1 2
  3
  4 5
 
 4.2Технология процессов
  1 2
  3
  4 5
 
 4.3Организационная культура
  1 2
  3
  4 5
 
 Итоговая оценка состояния организационного блока
  1 2
  3
  4 5
 
 5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
 
 5.1Общее, функциональное и проектное руководство
  1 2
  3
  4 5
 
 5.2
  Система управления: планирование, организация, контроль, стимулирование, координация
  1 2
  3
  4 5
 
 5.3
  Стиль управления (сочетание автономности и централизации)
  1 2
  34 5
 
 Итоговая оценка состояния управленческого блока
  1 2
  34 5
 
 ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
 
 1Состояние продуктового блока
  1 2
  3
  4 5
 
 2Состояние функционального блока
  1 2
  3
  4 5
 
 3Состояние ресурсного блока
  1 2
  3
  4 5
 
 4Состояние организационного блока
  1 2
  3
  4 5
 
 5Состояние управленческого блока
  1 2
  34 5
 
 Итоговая оценка состояния инновационного потенциала
  1 2
  34 5
 
 
 
 
 
 
 Анализ и оценка инновационного макроклимата. Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом – их влияние на инновационные цели и стратегии, то есть определение инновационного макроклимата.
 При необходимости можно углубить объект анализа за счет других двух векторов – территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер.
 На слайде 4.4 показано, что состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно" на внутреннюю среду организации.
 В качестве дальнего (косвенного) окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на потенциал организации. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на потенциал организации. Поэтому, точнее будет указывать в качестве предмета анализа влияние климата на потенциал организации.
 Анализ и оценка инновационного микроклимата. Объект анализа – зоны микросреды. Предмет – их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, то есть определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния, то есть микросреда, представляется совокупностью стратегических зон (слайд 4.4).
 Анализ и оценка инновационного климата в целом. Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем, используя табл. 4.3. Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертом по 5-балльной шкале.
 Смысл баллов следующий:
 5 - состояние данного компонента, параметра внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
 4 - состояние данного компонента, параметра хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
 3 - состояние данного компонента, параметра ненадежно – угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
 2 - состояние данного компонента, параметра вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
 1 - состояние данного компонента, параметра без всяких сомнений угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.
 
 Таблица 4.3
 Оценка состояния инновационного климата
 
 №
 ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ
  Уровень состояния
 
 Угрозы
 
  Возмож- ности
 1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА (СТЭП-анализ стратегических сфер)
 
 1.1
  Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь)
 
  1 2
  34 5
 
 1.2Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации)
  1 2
  3
  4 5
 
 1.3Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне)
 
  1 2
  3
  4 5
 
 1.4Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база)
 
  1 2
  3
  4 5
 
 Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата
  1 2
  3
  4 5
 
 2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА (анализ стратегических зон)
 
 2.1Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами
  1 2
  3
  4 5
 
 2.2Зона капиталовложений - инвестиций
  1 2
  3
  4 5
 
 2.3Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов
  1 2
  3
  4 5
 
 
 №
 ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ
  Уровень состояния
 
 Угрозы
 
  Возмож- ности
 2.4Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов
  1 2
  3
  4 5
 
 2.5Зона трудовых ресурсов - рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих
  1 2
  3
  4 5
 
 2.6Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона города, района)
  1 2
  3
  4 5
 
 Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата
  1 2
  3
  4 5
 
 ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ
 
 1Оценка макроклимата
  1 2
  3
  4 5
 
 2Оценка микроклимата
  1 2
  3
  4 5
 
 Итоговая оценка состояния инновационного климата
  1 2
  3
  4 5
 
 
 
 4.3.5 Инновационная позиция организации
 Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод «SWOT -анализа»* – оперативный диагностический анализ среды организации.
 *См. также модуль «Управление маркетингом»
 Аббревиатура SWOT:
 S – strength (сила),
 W – weakness (слабость),
 О – opportunity (возможность),
 Т– threat (угроза).
 Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOT -анализа (слайд 4.5). Матрица SWOT-аналта строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении 2/2 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.
 I. Поле SO – «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант – нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться.
 II. Поле ST – «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.
 III. Поле WT – «слабость - угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.
 IV. Поле WO – «слабость - возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.
 На слайде 4.6 показан фрагмент матрицы SWOT- анализа,
 Инновационная позиция (Поз), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (Поз) и инновационным климатом (Кл).
 Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:
 4.3.6. Инновационная активность и инновационная сила
 
 При оценке той или иной ситуации реально учитывается не только инновационная позиция, но и инновационная мощность или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке. Инновационную силу (Син) определяют умножая инновационную позицию (Поз ) на коэффициент инновационной активности (Kиа):
 Син = Поз (Kиа).
 Параметры инновационной активности:
 А1 - качество инновационной стратегии и инновационной цели;
 А2- уровень мобилизации инновационного потенциала;
 А3- уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций;
 А4 - методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;
 А5 - соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
 А6 - скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;
 А7 - обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Инновационная активность определяется из выражения:
 Каждый параметр инновационной активности определяется экспертом по 5-балльной шкале (табл. 4.4).
 Таблица 4.4
 Оценка инновационной активности организации
 №ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
  Уровень состояния параметров
 
 А1
  Качество инновационной стратегии и инновационной цели
  1 2
  3
  4 5
 
 №ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
  Уровень состояния параметров
 
 А2Уровень мобилизации инновационного потенциала
  1 2
  3
  4 5
 
 А3Уровень привлекаемых капиталовложений - инвестиций
  1 2
  3
  4 5
 
 А4
  Методы, культура, ориентиры, обычно используемые при проведении инновационных изменений
  1 2
  3
  4 5
 
 А5Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации
  1 2
  3
  4 5
 
 А6Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии
  1 2
  3
  4 5
 
 А7Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности
  1 2
  3
  4 5
 
 Итоговая оценка состояния инновационной активности
  1 2
  34 5
 
 
 
 Содержание элементов признака «инновационная активность».
 1. Качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.
 2. Уровень мобилизации инновационного потенциала: проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.
 3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций: проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.
 4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирования на клиентах».
 5. Соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».
 6. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационности «ТАТ», обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.
 7. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей.
 4.4. Проектное управление инновациями
 
 Конкретная ситуация: «Сатурн» (продолжение)
 Руководство «Сатурна», исходя из прогноза будущих потребностей, приняло решение о разработке нового изделия с уникальными характеристиками, намного опережающими самую передовую технику отрасли. Исходные посылки для вероятного успеха есть: идея была выдвинута несколько лет назад ведущим конструктором В. В. Ростиным, и к настоящему времени его группа далеко продвинулась на этом пути, к тому же маркетологи сообщают, что рынок скоро будет готов принять это изделие. Решение состояло в том, что пора придать официальный статус этой разработке и перейти к инновационному проекту.
 Вопросы для обсуждения:
 1. Придерживаясь ситуации, изложите особенности организации инновационного проекта.
 2. В чем смысл перехода к проектному подходу от функционального?
 3. Какова проблема лидерства в инновационном проекте и в чем разница между лидерами и менеджерами?
 4. Почему необходима концепция лидера и в чем она заключается?
 5. Какую роль играет команда лидера и каков подход к распределению полномочий в команде?
 6. Предположите, какие организационно-структурные нововведения могут быть осуществлены в «Сатурне» в связи с инновационным проектом?
 7. Какова роль и содержание инновационного маркетинга в инновационном проектировании?
 8. В чем суть методики сжатия процесса создания нового продукта во времени?
 

<< Пред.           стр. 7 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу