<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
 
 
 
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 1 ПРЕДИСЛОВИЕ 3
 2 ЦЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ 4
 3 ЧТО ТАКОЕ УЧЕТ ЗАТРАТ 5
 4 ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ 5
 5 ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
 6 ВВЕДЕНИЕ В КАЛЬКУЛЯЦИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ 9
 7 АККУМУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ 16
 8 ОТЧЕТНОСТЬ 28
 9 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ 29
 10 МЕТОДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ 31
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1: СИСТЕМЫ КОДИФИКАЦИИ СЧЕТОВ 40
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2: СТРУКТУРА ОТЧЕТНОСТИ 43
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3: СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ 45
 ПРИЛОЖЕНИЕ 4: КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ И ДИНАМИКА ЗАТРАТ 48
 ПРИЛОЖЕНИЕ 5: ТИПИЧНЫЙ ОТЧЕТ ПО ЦЕНТРАМ ЗАТРАТ 50
 ПРИЛОЖЕНИЕ 6: ТИПОВЫЕ ERP-МОДУЛИ 54
 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ПРИМЕР 1: КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ МЕТОДОМ ПОГЛОЩЕНИЯ ЗАТРАТ 57
 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ПРИМЕР 2: КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ МЕТОДОМ ПОГЛОЩЕНИЯ ЗАТРАТ (ОЦЕНКА ПОСТОЯННЫХ ЗАТРАТ) 60
 ПРИЛОЖЕНИЕ 8: МАРЖИНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КАЛЬКУЛЯЦИЙ 64
 ПРИЛОЖЕНИЕ 9: КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО НОРМАТИВНЫМ ЗАТРАТАМ - ПОДРОБНЫЙ ПРИМЕР 67
 ПРИЛОЖЕНИЕ 10: ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ - ПОДРОБНЫЙ ПРИМЕР 72
 
 
 
 
 
 
 1 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
 Это руководство является одним из разделов сборника методических рекомендаций разработанного совместно Министерством экономического развития и торговли и рабочей группой проекта "Реформа системы бухгалтерского учета II в Российской Федерации", финансируемого ЕС. Рабочей группе было оказано содействие специалистами компаний ПвК и Росэкспертиза в г. Москве.
 
 Сборник методических рекомендаций охватывает различные концепции управленческого учета и разработан в помощь профессиональным бухгалтерам для углубления теоретических знаний и развития практических навыков.
 
 Сборник методических рекомендаций состоит из следующих разделов, каждый из которых является самостоятельным документом:
 
 1. "Цели бизнеса и потребности в информации" (введение).
 2. "Бюджетирование".
 3. "Управление затратами"
 4. "Инвестиционные решения".
 5. "Стратегия, цели и задачи".
 6. "Трансфертное ценообразование, рентабельность подразделений и товаров".
 
 Авторское право на данные материалы принадлежит ЕС и, в соответствии с его политикой, может быть использовано безвозмездно для любых некоммерческих целей.
 
 Рабочая группа выражает благодарность всем, кто затратил свое время и усилия на разработку материалов, в особенности:
 
 Делегации ЕК в г. Москва,
 Министерству финансов Российской Федерации,
 Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
 
 Контактная информация:
 e-mail
 eb
 aria.ermoshkina@ru.pwc.com
 ww.accountingreform.ru
 ел. + 7 095 967 6047
 акс + 7 095 967 6001
  Москва, Россия, март 2005 года. 2 ЦЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ Целью данной методической рекомендации является обзор общепринятых систем учета затрат, применяемых многими предприятиями, анализ основных характеристик каждой системы учета затрат и условий, при которых они могут быть использованы. Данная методическая рекомендация охватывает вопросы общего применения систем и методов учета затрат. Конкретное применение будет зависеть от специфики каждого предприятия и остается за рамками настоящей методической рекомендации. Вопросы отражения и оценки операций будут рассмотрены в совокупности с другими важными часто встречающимися вопросами. Мы рассмотрим следующие основные методы учета затрат: * Метод полного поглощения затрат (Absorption costing); * Метод переменных затрат (Marginal costing); * Метод нормативных затрат (Standard costing); * Попроцессный учет затрат (Process costing). Учет затрат и МСФО Учет затрат не следует отождествлять с требованиями МСФО, хотя обе эти системы могут опираться на одну и ту же базу данных об операциях предприятия. Например, материалы в системе учета затрат могут оцениваться по методу ЛИФО, который позволяет подготовить более качественные управленческие отчеты, но является недопустимым для подготовки отчетности по МСФО. Наличие расхождений между отчетами по МСФО и производственными отчетами являются обычной ситуацией, но сверка на всех уровнях необходима для обоих видов отчетов.
 Москва, Россия, март 2005 года.
 
 
 2 ЦЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ
 
 Целью данной методической рекомендации является обзор общепринятых систем учета затрат, применяемых многими предприятиями, анализ основных характеристик каждой системы учета затрат и условий, при которых они могут быть использованы.
 
 Данная методическая рекомендация охватывает вопросы общего применения систем и методов учета затрат. Конкретное применение будет зависеть от специфики каждого предприятия и остается за рамками настоящей методической рекомендации. Вопросы отражения и оценки операций будут рассмотрены в совокупности с другими важными часто встречающимися вопросами.
 
 Мы рассмотрим следующие основные методы учета затрат:
 
 * Метод полного поглощения затрат (Absorption costing);
 * Метод переменных затрат (Marginal costing);
 * Метод нормативных затрат (Standard costing);
 * Попроцессный учет затрат (Process costing).
 
 Учет затрат и МСФО
 Учет затрат не следует отождествлять с требованиями МСФО, хотя обе эти системы могут опираться на одну и ту же базу данных об операциях предприятия.
 
 Например, материалы в системе учета затрат могут оцениваться по методу ЛИФО, который позволяет подготовить более качественные управленческие отчеты, но является недопустимым для подготовки отчетности по МСФО. Наличие расхождений между отчетами по МСФО и производственными отчетами являются обычной ситуацией, но сверка на всех уровнях необходима для обоих видов отчетов.
 
 Пример
 Учет прибыли до уплаты процентов и налогов в соответствии с МСФО $54.9млн. Оценка стоимости товарно-материальных запасов по методу ЛИФО, а не ФИФО $3.9млн. Признание продаж по подтвержденным заказам, а не по осуществленным поставкам $1.3млн. Прибыль согласно управленческому учету 49.7млн. Итого $54.9млн.
 Учет затрат и управленческий учет
 По сути, управленческие отчеты представляют собой сравнение фактических затрат с некоторыми базовыми показателями, например, с , бюджетируемыми затратами (или нормативными затратами, среднеотраслевыми затратами, затратами конкуретнта). Важно отметить, что фактические затраты сами по себе ничего не значат при отсутствии способа определения их обоснованности в сравнении с другими контрольными данными о затратах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3
 ЧТО ТАКОЕ УЧЕТ ЗАТРАТ
 
 Учет затрат это соотнесение затрат с объектами учета затрат (то есть с любыми объектами, стоимость которых желательно знать). Каким бы способом это соотнесение ни делалось, результат все равно будет приблизительным, так как точно определить затраты возможно только в самых простых случаях.
 
 Например, какая часть стоимости аренды предприятия может быть отнесена на объект затрат? Это зависит от стоимости аренды, которая может быть известна заранее с высокой степенью точности, а также от количества объектов затрат, которое точно не известно, но может быть оценено.
 
 Часто для исчисления затрат на объект используется следующая формула:
 
 Затраты, отнесенные на объект затрат =
 
 общие затраты / общее количество объектов затрат
 
 Но общие фактические затраты и общее фактическое количество объектов затрат становится известно только в конце определенного периода, в то время как стоимость объекта затрат должна быть оценена в начале периода для установления продажных цен.
 
 Затраты могут быть соотнесены с объектам затрат напрямую или через процедуру распределения затрат, некоторые аспекты которой будут рассмотрены в этом руководстве.
 
 Независимо от того, какая именно методика и приближенные значения использовались для определения затрат, все затраты должны быть возмещены в долгосрочной перспективе, иначе предприятие не сможет функционировать. В краткосрочной перспективе предприятие может выдержать определенный период, в течение которого затраты не будут возмещены в полном объеме, но это приведет к возникновению убытков.
 
 Ценообразование
 Метод "затраты плюс" является широко распространенным, если задача заключается только в том, чтобы убедиться, что цена, "которая будет принята рынком", является обоснованной.
 4 ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
 В результате обзора компаний, проведенного в 2003 году (средний оборот - 300 млн. долл. США, персонал - 1750 человек), были получены следующие результаты:
 
 Управление затратами: 80% полагают, что управление затратами является ключевым фактором в достижении поставленных целей.
 
 Пропорциональное распределение затрат: Подавляющее большинство полагает, что этот метод приводит к искажению результатов.
 
 Традиционные методы управленческого учета: Более 70% используют традиционные методы (метод поглощения затрат, производственное бюджетирование и распределение накладных расходов пропорционально расходам на оплату труда работников основного производства).
 
 Приоритетные аспекты: Крупные и средние предприятия считают контроль над затратами и бюджетирование приоритетными аспектами.
 
 ИТ: Крупные компании проявляют больший интерес к развитию компьютерных информационных систем, при этом все компании заинтересованы в автоматизации процесса подготовки отчетности.
 РОССИЯ
 Многие российские предприятия, даже самые крупные, страдают от устаревших информационных систем, разработанных много лет назад, для целей, которые не всегда имеют отношение к существующей деловой практике.
 В основном критика старых систем касается следующего:
 
 Излишняя детализация: Системы накопления затрат являются слишком детализированными, и поэтому, в деталях теряется суть.
 
 Неоперативность: Информация, генерируемая этими системами, появляется несвоевременно, а данные оказываются уже устаревшими.
 Так, некоторые предприятия начинают формировать бюджет в июне, завершают этот процесс к декабрю и приступают к исполнению бюджета в январе.
 
 Приемлемый период формирования бюджета составляет два месяца, а у более эффективных организаций этот процесс занимает один месяц.
 Таким образом, планирование того, что должно быть исполнено в январе, следует завершить к началу декабря, а начать планирование следует в октябре.
 
 Отсутствие увязки с целями: Похоже, что системы учета затрат существуют отдельно от бизнес-стратегии.
 
 Распределение затрат: Непонятно и запутанно.
 
 Эта критика касается не только российских систем, она показывает слабость систем учета затрат и управленческого учета повсеместно.
 5 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
 ОБЪЕКТ ЗАТРАТ
 Объект затрат - это единица продукции или услуга, в отношении которой вы хотите получить информацию о затратах.
 
 ОТЧЕТ О МАРЖИНАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ
 Вид отчета о затратах, сфокусированный на маржинальной прибыли (Объем продаж - Прямые затраты = Маржинальная Прибыль)
 
 ЦЕНТРЫ ЗАТРАТ
 Центр затрат это объект отнесения затрат, где аккумулируются затраты, связанные с одной или несколькими взаимосвязанными функциями или видами деятельности. Центром затрат может быть производственный участок, вид деятельности, функция в организации, в отношении которых вы хотите получить информацию о затратах. Центры затрат могут объединять несколько единиц затрат.
 
 Часто центры затрат обслуживающих подразделений объединяются в центры ответственности.
 
 УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ
 Система управления отношениями с клиентами, регистрирующая все виды деятельности, связанные с клиентами: от первоначальных запросов до окончательного расчета.
 
 ПРОСТОЙ ПРОИЗВОДСТВА
 Период, в течение которого предприятие/оборудование не функционирует.
 
 ERP
 Планирование ресурсов предприятия - это комплексная информационная система для планирования, управления, составления отчетности об использовании ресурсов предприятия в течение всего цикла производства.
 
 ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
 Организационная единица, возглавляемая менеджером, ответственным за его деятельность.
 Центры ответственности могут функционировать в виде центров доходов, центров расходов, центров прибыли или центров инвестиций.
 
 ЦЕНТРЫ ПРИБЫЛИ
 Центр ответственности (или совокупность центров ответственности), финансовые результаты которого определяются через прибыль (разность между его доходами и расходами/затратами).
 
 ЦЕНТРЫ ИНВЕСТИЦИЙ
 Центры ответственности, результаты деятельности которых определяются в суммах доходов по отношению к инвестициям в их активы.
 
 Они схожи с центрами прибыли, но включают ответственность за инвестиции.
 
 ОТКЛОНЕНИЕ
 Разница между запланированными и фактическими затратами.
 
 УСЛОВНЫЕ ЗАТРАТЫ
 Предполагаемые/воображаемые затраты, включенные в расчет затарат для принятия решения.
 
 Пример: Вы получаете здание в качестве подарка. Вы сдаете его в аренду за 100 000. Однако, чтобы исчислить свою доходность, вам потребуется знать условные затраты на покупку недвижимости, которые составляют 1 000 000. Таким образом, доходность можно исчислить равной 10%.
 
 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ
 Альтернативная стоимость - оценка ресурсов не по затратам на их создание (приобретение), а по стоимости, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием.
 
 Например, альтернативной стоимостью покупки нового автомобиля может быть отказ от отпуска.
 
 УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ПОСТАВЩИКАМИ
 Система управления взаимоотношениями с поставщиками, которая отслеживает все виды деятельности, связанные с Поставщиками - от первоначальных запросов и до окончательного платежа.
 
 НОРМАТИВНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ
 Нормативная себестоимость - норма затрат на единицу продукции.
 
 НОРМО-ЧАС
 Количество производимой продукции, которое ожидается в течение часа при стандартных поступлениях необходимых для производства.
 
 
 
 
 
 6 ВВЕДЕНИЕ В КАЛЬКУЛЯЦИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ
 
 Хотя в данных методических рекомендациях каждая система калькуляции затрат рассматриватеся отдельно, реальное предприятие, скорее всего, разработает системы смешанного типа, в которых используются принципы калькуляции затрат, объединенные таким образом, чтобы получаемый результат наилучшим образом отвечал целям и задачам предприятия. Таким образом, используемые на практике системы калькуляции затрат являются уникальными для каждого предприятия
 
 Системы калькуляции затрат отражают особенности отрасли, продукции, процессов, структуры и возможностей персонала на каждом предприятии.
 
 Поэтому, если два предприятия работают в одной и той же отрасли, можно ожидать, что их системы калькуляции затрат будут иметь сходные элементы, но при этом они будут далеко не идентичны.
 
 Пример
 Системы калькуляции затрат, используемые для линии ручной сборки, будут очень отличаться от систем, которые используются для автоматической линии, хотя обе линии производят одинаковый товар.
 
 Это различие в технологическом процессе будет отражаться в системах калькуляции затрат.
 
 Калькуляция затрат представляет собой накопление и отнесение затрат на объекты учета затрат. Объектом затрат может быть любая часть предприятия, в отношении которой вы хотите знать затраты (например, продукция, отделы, процессы).
 
 Затраты требуется знать по многим причинам, начиная от ценообразования и заканчивая измерением прибыли. Однако, основная задача этого процесса - способствовать измерению прогресса продвижения предприятия к поставленным целям.
 
 Пример
 Большинство предприятий должны иметь целевой показатель по прибыли на вложенный капитал. Обычно этот целевой показатель устанавливается на более высоком уровне, чем те уровни бизнеса, которые должны способствовать достижению этого показателя.
 
 Это означает, что эта цель должна быть выражена в различной форме для различных уровней бизнеса.
 
 Для подразделений предприятия или отдельных лиц целевые показатели часто выражаются в виде затрат, поэтому система калькуляции затрат будет иметь структуру, необходимую для сбора информации о затратах и предоставления отчетов о ходе работ по достижению запланированных показателей.
 
 Например, целевой показатель по прибыли на капитал может быть выражен в виде стоимости единицы продукции для менеджера производственного отдела; торговых затрат для менеджера по сбыту и эксплутационных затрат для менеджера ИТ.
 
 Как правило, калькуляция затрат требует обоснованных предположений, приближенных оценок и распределений затрат по временным периодам, поскольку она имеет дело с будущими событиями.
 
 Самым распространеным сравнительным контрольным критерием для фактических затрат являются плановые затраты; разница между двумя значениями известна как отклонение.
 
 Отклонения могут быть благоприятными (фактические затраты меньше плановых показателей) или неблагоприятными (фактические затраты больше плановых показателей).
 
 Еслиимеются данные о среднеотраслевых показателях или о показателях конкурентов и т.п., их также можно использовать как контрольные, сравнительные показатели.
 
 Цель вычисления отклонений - выявить такие затраты, которые не являются плановыми, и задать вопрос: "Почему возникло это отклонение?". Зная ответ, мы можем задать другие вопросы, например:
 
 "Как мы можем не допустить повторения этого?

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу