<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Можем ли мы сделать это лучше?
 Можем ли мы сделать это дешевле?
 Можем ли мы повторить такой результат (если отклонение благоприятное)?".
 
 Ответы на эти вопросы и внесенные в результате изменения (например, другие материалы, другие методы, другой подход к клиентам) в конечном итоге отразятся в устранении отклонениий и, возможно, в изменении структуры затрат.
 
 Одним из основных принципов управленческой отчетности является принцип управления исключениями, согласно которому неоюходимо концентрироваься на тех областях, которые требуют внимания. Хорошая отчетность о затратах также требует пристального внимания.
 
 Как правило, для получения целостной картины недостаточно проанализировать одно отклонение без рассмотрения нескольких других.
 
 Пример
 Затраты на рабочую силу превышают бюджетный показатель на 100. Хорошо это или плохо?
 
 Затраты на материалы меньше бюджетного показателя на 150. Хорошо это или плохо?
 
 Использование дешевого второсортного материала повлекло больших, чем было запланировано трудозатрат на обработку. Хорошо это или плохо?
 
 Итоговый результат, конечно, хороший, так как экономия составляет (+150-100) 50, если при этом заказчик не выражает неудовольствия.
 СИСТЕМЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ
 Существует только два типа систем калькуляции себестоимости:
 1. Аккумулирование затрат по заказам или продуктам.
 2. Аккумулирование затрат по процессам или услугам.
 
 Основное различие между двуми системами заключается в степени определяемости затрат для каждой единицы продукции.
 
 При калькуляции себестоимости по заказам объектом затрат является заказ. С заказом можно легко связать затраты на закупку материалов и трудозатраты на исполнение заказа.
 
 В производстве стали, где используется калькуляции себестоимости по процессам, можно легко определить затраты, связанные с каждым процессом: стоимость потребляемой энергии, кокса, железной руды, известняка, кислорода и т.д., но не так лего определить себестоимость тонны стали - это можно сделать только приблизительно.
 
 Системы калькуляции себестоимости позволяют вам связать стоимость ресурса с объектом(ами) затрат. Это полезно по многим причинам, в том числе для измерения эффективности, установления цен на продукцию, контроля и т.д.
 
 Например, рассмотрим систему калькуляции затрат на материалы:
 1. Для измерения эффективности использования материалов, сравнивают фактически потребленное в производстве количество материалов, с количеством материалов, которые должны были быть потреблены в производстве согласно плану.
 2. Исчисляют производственные затраты по средней стоимости материалов.
 3. Устанавливают лимиты на размер капитала, вложенного в товарно-материлаьные запасы, и в оборотный капитал.
 КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ЗАТРАТ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 Контроль за уровнем затрат всегда находится среди важнейших приоритетов компаний, имеющих лучшие показатели деятельности.
 
 При осуществлении контроля за уровнем затрат самым важным является вопрос ответственности: все затраты определяются и связываются с тем лицом в организации, которое отвечает за несение этих расходов.
 Тем самым предполагается, что ответственные за затраты могут принять меры для решения проблем, выявленных на основании отчетов о понесенных затратах.
 6.1 КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА
 Результат деятельности производственного подразделения довольно просто измерить, если выпуск продукции можно подсчитать.
 
 В тех случаях, когда результатом является услуга, измерить результат труднее.
 
 Например, как измерить результат работы отдела по управлению персоналом?
 
 В общественном секторе количественная оценка результата является конкретной проблемой, поскольку большинство результатов выдается в виде услуг. Например, раскрытие и предупреждение преступлений, здоровье и безопасность труда, образование/обучение и т.д.
 
 Калькуляция стоимости по нормативным затратам может применяться к сложным продуктам и услугам с целью создания бюджетной стоимости за единицу продукции, состоящую из нескольких стандартных элементов. Результат можно измерить в нормо-часах. Более подробно об этом см. в следующих разделах данного пособия.
 6.2 КАТЕГОРИИ ЗАТРАТ
 Три следующие далее основные категории затрат используются для расчета себестоимости продукции:
 
 Категория затрат Связь с объектом затрат Динамика затрат Пример:
 Производство керамики;
 Объект затрат - тарелки Прямые Прямые затраты непосредственно связаны с объектом затрат и идентифицируемы в конечном продукте. Если прямые затраты составляют x, а число объектов затрат - 2, прямые затраты равны 2x, т.е. существует линейная зависимость. Глина и глазурь являются прямыми затратами. Если производство увеличивается на 150%, то затараты на глину и глазурь увеличатся на 150%. Косвенные Косвенные затраты непосредственно связаны с объектом затрат, но они не различимы по отдельности в конечном продукте. Если косвенные затраты составляют x и общие затраты увеличиваются вдвое, косвенные затраты могут измениться, а могут и не измениться. Затраты часто изменяются ступенчато в зависимости от объема выпускаемой продукции. Хотя затраты на осуществление контроля тесно связаны с объектами затрат, совсем необязательно, что они будут изменяться пропорционально объему выпущенной продукции. Также их нельзя выделить в конечном продукте.
 
 Массовые* материалы, используемые в производстве, часто относятся к этой категории (например, шайбы, клей, ленты и т.д.) Накладные Накладные расходы невозможно непосредственно отнести на объект затрат.
 
 Накладные расходы не различимы по отдельности в конечном продукте. Накладные расходы связаны с объектом затрат, но не непосредственно.
 Накладные расходы также известны под названием затраты на мощность или периодические затраты. Накладные расходы могут изменяться скорее в зависимости от времени, чем от количества объектов затрат. Аренда завода останется неизменной, даже если тарелки не будут выпускаться, или завод будет работать на полную мощность.
 *Массовыми называются вспомогательные производственные материалы, которые необязтельно могут различаться в конечном продукте. Часто они выдаются в производство ящиками, тюбиками или банками, которые содержат количество материала, необходимое для производства определенного количества единиц.
 
 Иногда можно запутаться от того, что одни и те же затраты могут классифицироваться и как прямые, и как косвенные в зависимости от выбора объекта затрат. Например, затраты на зарплату специалистов по контролю качества являются прямыми затратами для сборочного цеха (объект затрат 1), но они же является косвенными затратами для продукта (объект затрат 2), который выпускает сборочный цех.
 
 ДИНАМИКА ЗАТРАТ
 Изменение затрат в зависимости от результата (объема производства) важна при установлении контрольных покзателей. Обычно, затраты классифицируются как постоянные и переменные.
 
 Постоянными затратами называют затраты, которые изменяются в зависимости от времени, а не от объема производства, в то время как переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему производства. Категории затрат и динамика затрат более подробно рассматриваются в Приложении 4 "Классификация и динамика затрат".
 
 Постоянные затраты могут быть прямыми, косвенными или накладными в зависимости от ситуации. Переменные затраты чаще бывают прямыми.
 
 Постоянные затраты Переменные затраты Смешанные затраты
 (или Общие затраты) Затраты ($) Затраты ($) Затраты ($)
 
 
 
 
 
 
 
  Результат (единицы) Результат (единицы) Результат (единицы)
 
 Структура затрат и риск
 
 Высокий риск Низкий риск ($) ($)
 
 
 
 
 
 
 
  (единицы) (единицы) Высокие постоянные затраты = высокий риск Низкие постоянные затраты = низкий риск
 Высокие постоянные затраты приравниваются к высокому риску, поскольку их невозможно быстро увеличить или уменьшить, как переменные затраты.
 
 Поэтому высокоавтоматизированный завод имеет более высокую степень риска, чем ручное произовдство. Более подробно об этом см. в следующих главах этого методического руководства.
 
 Изменение многих затрат, которые мы рассматриваем как постоянные или переменные происходит ступенчато, подобно приведенному выше графику "Действительные затраты".
 
 Например, автомобиль для доставки грузов/товаров может справляться с загрузкой до предела своей мощности, после чего необходимо покупать еще один автомобиль, даже если отсутствует достаточная загрузка для использования мощности двух фургонов в полном объеме.
 
 Знать динамику затрат полезно для "достижения гибкости бюджета", что позволит составлять бюджет для любого уровня объема проихводства.
 
 Запланированные в бюджете затраты = постоянные затраты + (объем x переменные затраты на единицу продукции). Таким образом, бюджет зависит от конкретного объема производства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 6.3 БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ
 Распространенным применением знаний о динамике затрат является анализ безубыточности, используемый для составления оценки о том, когда проект возмещает все свои затраты (когда общие затраты = общему доходу). Такой анализ является важным моментом при оценке риска проекта.
 Точка безубыточности показана на графике выше в месте пересечения линий.
 
 Угол "a" также указывает на волатильность проекта, а значит, на его риск. Чем больше угол, тем выше риск. Это полезно при проведении сравнения проектов, когда выгоды аналогичны, а уровни рисков различны.
 6.4 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
 Системы калькуляции себестоимости, как правило, объединяются с системой финансового учета для того, чтобы как можно больше данных обрабатывалось после однократного ввода информации.
 
 Для бизнеса любой сложности очень важно, чтобы система сбора информации о затратах была бы автоматизированной, чтобы возможно было быстро составлять отчеты.
 
 Раньше только крупные компании могли позволить себе внедрение систем управления предприятием (таких как SAP, JD Ewards, Peoplesoft). Сейчас же существует множество таких систем, стоимость которых находится в допустимых пределах для средних и небольших компаний (например, Navision, Axapta, Vantage).
 
 Типичные модули, имеющиеся в системах управления предприятием, перечислены в Приложении 6 "Типичные модули для управления ресурсами предприятия".
 6.5 СБОР ИНФОРМАЦИИ О ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ
 Системы кодирования
 Затраты / доходы могут быть соотнесены с любым данным объектом затрат путем присвоения объекту уникального учетного кода и кодирования всех соответствующих операций с ресурсами с помощью этого кода. См. Приложение 1 "Системы кодирования счетов".
 
 Например, стоимость сырья может распределятся по подразделениям, заводам, отделам, видам продукции или заказам. Система кодирования должна быть в состоянии соотнести затраты с объектами затрат требуемым образом. В таблице представлены две системы кодирования: одна предназначена для идентификации сырья каждого типа (с целью контроля за материальными запасами), а вторая - для идентификации области использования сырья (для системы калькуляции себестоимости по заказам).
 
 Примеры гипотетических кодировок даны в таблице внизу только для линии 1:
 
  Код товара Объект затрат Подразделение Завод Отдел Продукт Заказ 1. Сырье (прямые затраты) STL 015 AA AA AAAA AA999 12345 2. Сырье (косвенные затраты) 3. Сырье (накладные расходы)
 Такая система кодирования позволяет создавать отчеты о затратах по подразделениям, заводам, отделам, продукции или заказам согласно потребностям предприятия и осуществлять контроль за состоянием запасов сырья.
 
 В то же время система бюджетирования будет составлять бюджетные планы по подразделениям, заводам, отделам, продукции или заказам для предоставления контрольных данных.
 
 Как правило, интегрированная система финансового учета имеет обычные счета, необходимые для составления финансовой отчетности, а также интегрированные счета, относящиеся к системе калькуляции себестоимости.
 
 Фактические накладные расходы или косвенные затраты собираются для проведения сравнения с суммами, отнесенными на продукт, и все разницы списываются на счет прибылей и убытков.
 
 Например, ставка $50 за человеко-час производственной работы исчислена, исходя из запланированных в бюджете человеко-часов производственной работы и стоимости работ в долларах США.
 
 
 Счет накладных расходов предприятия (исчисленный по ставке $50 за человеко-час производственной работы) Фактические затраты DR Исчисленные затраты на производство CR Трудовые Фактические затраты за месяцы
 1, 2, 3
 DLH = человеко-час производственной работы месяц 1: 5095 DLH @ 50.00 254.750 Материальные месяц 2: 5800 DLH @ 50.00 290.000 Прочие месяц 3: 5498 DLH @ 50.00 274.900 Общие затраты $835.820 819.650 Остаток списанный на счет прибылей и убытков (расходов) $16.170
 Остаток списывается на счет прибылей и убытков в конце каждого периода предоставления управленческой отчетности.
 
 В данном случае сумма фактически понесенных накладных расходов предприятия превышает сумму исчисленную при их распределении на производство согласноно установленной нормы.
 
 В течение года в конце каждого отчетного периода будет происходить списание на счет прибылей и убытков отклонений от расчетных норм (меньших или больших).
 В конце финансового года чистый остаток списывается против прибыли за год, что обнуляет суммарное преуменьшение / превышение нормы до перерасчета нормативов.
 6.6 КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
 Системы калькуляции себестоимости предоставляют цифры и отчеты, которые полезны только при сравнении их с контрольными показателями. Существует множество различных контрольных показателей, например:
 
 * Плановые затраты (Как идут наши дела относительно нашего плана?)
 * Затраты в прошлом году (Насколько эффективно мы работаем по сравнению с прошлым годом?)
 * Затраты конкурентов (Каково состояние наших дел по сравнению с конкурентами?)
 * Среднеотраслевые показатели (Как мы работаем в сравнении с отраслью в целом?)
 
 Самые полезные контрольные показатели могут меняться в зависимости от того, какие решения надо принять, но наиболее распространенными, используемыми показателями являются плановые затраты.
 
 Сравнение контрольных и фактических показателей помогает определить, как обстоят дела в подразделении, на заводе, в отделе, с конкретным продуктом или заказом по сравнению с планом.
 
 В Приложении 5 "Типичный отчет центра затрат" приводится пример отчета Центра затрат по продаже продукции.
 6.7 РЕСУРСЫ
 Ресурсы это элементы, необходимые для осуществления цикла производства/сбыта/реализации продукции: рабочая сила, материалы, прочее (электроснабжение, помещения, транспорт и т.д., а также денежные средства).
 
 Они могут сразу же потребляться в процессе производства или могут использоваться в течение нескольких производственных циклов - в этом случае требуется система распределения затрат по объектам затрат.
 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
 Относительная важность ресурсов зависит от типа бизнеса. Например, электроснабжение важно в производстве алюминия, а топливо - в авиаперевозках.
 
 Важные ресурсы заслуживают большего внимание по сравнению с теми ресурсами, которые являются сравнительно несущественными. В связи с этим часто применяется принцип Парето, согласно которому 20% данных содержат 80% важной информации.
 
 20% данных заслуживают большего внимания, чем оставшиеся 80%.
 КОМПРОМИССЫ
 Также интересно отметить необходимость выбора между различными типами ресурсов, каждый из которых по-разному влияет на структуру затрат предприятия, часто предприятия предпочитают получить поток денежных средств в настоящий момент, а не возможное сокращение затрат в будущем,
 
 Например, автоматическое или ручное производство (поток денежных средств сейчас вместо сокращения расходов в будущем) или (увеличение постоянных затрат вместо снижения переменных затрат).
 
 Установить новую, более эффективную нагревательную установку или сохранить действующую установку, которая имеет более высокие эксплутационные затраты (более высокие постоянные затраты в настоящем или более низкие переменные затраты в будущем).
 
 Установки, созданные собственными силами или купленные у внешнего поставщика (одни переменные затраты в обмен на другие с возможным сокращением постоянных затрат), при этом каждый вариант имеет свои собственные последствия относительно риска, потока денежных средств и т.д.
 
 Пример
 Какую модель BMW вы купите: с дизельным или бензиновым двигателем? Учитывая, что рабочие характеристики и первоначальные затраты схожи, компромиссный выбор заключается в следующем: более высокие затраты при покупке и обслуживании дизельной модели в сравнении с более низкими затратами на дизельное топливо.
 
 Поэтому ответ на вопрос зависит от того, насколько интенсивно вы собираетесь использовать автомобиль.
 7 АККУМУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ
 7.1 НАСТРОЙКА СИСТЕМЫ
 
 Выбор объектов затрат будет обусловлен личной ответственностью руководителей и решениями, которые предполагается принимать на основании составляемых отчетов.
 
 Поэтому отправным пунктом для создания любой системы калькуляции себестоимости является организационная структура, отражающая области ответственности.
 
 Для каждой группы ответственных лиц должна быть определна информация, которая должна предоставляться на регулярной основе для того, чтобы можно было убедиться, в том что предприятие достигает поставленных целей (в плане эффективности, рентабельности, безопасности и т.д.).
 
 Эта информация будет предоставляться системой калькуляции затрат и другими системами.
 
 В качестве альтернативного варианта можно сначала определить, какие отчеты по затратам требуются для ведения бизнеса, а затем назначить отвественных за каждый отчет.
 
 Аккумулирование (сбор) затрат, обычно всецело интегрируется с системой финансового учета, чтобы операции обрабатывались только один раз, а детальная информация об операциях одновременно учитывалась в системе калькуляции себестоимости и системе финансовой отчетности.
 
 Можно иметь отдельную систему калькуляции себестоимости, но существует множество проблем, связанных с согласованием и выверкой двух систем. Кроме того, может потребоваться повторный ввод данных.
 7.2 ОБЪЕКТЫ ЗАТРАТ (ИЛИ ЕДИНИЦА ЗАТРАТ)
 Объект затрат - это просто часть (рабочая единица) организации, для которой вы хотите собрать информацию по затратам. Можно выбрать несколько перекрывающихся объектов, каждый из которых предлагает различную перспективу.
 
 Пример:
 
 Объект затрат Требуемая информация Кем требуется Составляемый отчет Подразделение Рентабельность подразделения Директор подразделения Отчет о прибылях и убытках, баланс Производственное отделение Эффективность производства Директор производства и менеджер отделения Отчеты производственных подразделений
 Отчет об эффективности переработки материалов
 Отчет о повторной обработке материалов
 Отчет о производительности труда
 Отчет о сверхурочной работе
 Отчет о контроле качества
 Отчет о времени простоя оборудования
 Отчет о маржинальной прибыли Сборочный цех Эффективность сборки Начальник сборочного цеха Входящая/Исходящая продукция
 Ппродуктивное время / время простоя
 Относительная эффективность рабочих групп
  Рабочая группа 1 Эффективность рабочей группы 1 Члены сборочной группы 1 Эффективность сборки
 Результат (выработка)
 Продуктивное время / время простоя
 Относительная эффективность рабочей группы Продукция
  Себестоимость продукции Группа управления подразделением Анализ себестоимости продукции
 Таким образом, одна и та же статья затрат (например, электроэнергия) будет начисляться на каждый объект затрат; общая сумма - на подразделение; пропорциональная часть (от измеренного количества) - на производственный отдел; часть этого - на сборочный цех (измеренная или оцененная), пока часть стоимости электроэнергии не будет включена в себестоимость производства (возможно, приблизительно оцененная величина).
 7.3 СЫРЬЕ
 Чтобы связать материалы с объектами затрат, все закупленные товары или услуги обычно учитываются несколькими системами: от системы управления отношениями с поставщиками (CRM) до системы управления запасами (ICS).
 
 
 Пример взаимосвязи между системами:
 
 Закупки Производство Учет Торговля и сбыт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 `
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Система CRM - управление отношениями с клиентами.
 
 Система SRM (управление отношениями с поставщиками) предназначена для сопровождения отношений с поставщиками от получения предложений о цене до размещения заказов и получения товаров. Далее эти операции учитываются в системе управления запасами. Среди прочего система SRM будет учитывать:
 
 Вид деятельности Документация Отдел Данные вводятся в системы Получение коммерческого предложения Запрос коммерческого предложения Закупки SRM Заказ поставщику Заказ на поставку Закупки Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM Отгрузка Отгрузочное поручение Закупки SRM Получение товара Акт доставки Поставщик Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM Проверка товара Полученная накладная Склад Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM Возврат Акт о возврате Склад Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM Счет-фактура поставщика Счет-фактура поставщика Поставщик Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM Кредитовое авизо Кредитовое авизо Поставщик Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM Оплата Уведомление о денежном переводе Бухгалтерия Финансовый учет, SRM Состояние поставщика Внешняя информация (например, кредитоспособность, цены конкурентов и т.д.) Закупки SRM
 Документы могут быть представлены физически (в печатном виде) , а могут просто существовать только в виде записей в базах данных.
 
 Система управления запасами может включать информацию о сырье, готовой продукции и, возможно, информацию о незавершенном производстве.
 
 Калькуляция стоимости сырья
 Система управления запасами обычно включает калькуляцию стоимости сырья. Кроме того, она генерирует множество различных отчетов для управления запасами сырья.
 
 Как правило, система может генерировать следующие отчеты:
 Стоимость товарно-материальных запасов: (используется для осуществления контроля за оборотным капиталом, вложенным в товарно-материальные запасы)
 
 Товар Остаток на складе $ за единицу $ общая стоимость Оборот Место на складе Перемещения Выделено для использования Заказано Срок хранения
 Наряды на производство: (используются для определения материалов, отпущенных по каждому производственному заказу / в каждый центр затрат)