<< Пред. стр. 3 (из 7) След. >>
(2) относится сразу на производственный заказ (в интегрированную систему позаказной калькуляции себестоимости) в качестве основного производственного материала.(3) относится сразу на счет производственных накладных расходов. Физическая проверка через процедуру оформления заявок.
(4) относится сразу на счет производственных / административных накладных расходов с заранее заданным распределением. Физическая проверка через процедуру оформления заявок.
(5) относится на систему счетов к оплате.
Учет материала, выданного со склада, будет осуществляться аналогичным образом, исходя из способа использования материала:
Позиция Описание Количество Код товара Распределение Классификация 1. Отвертка 1 TOO 9876 Неупакованные инструменты Производственные накладные расходы 2. Лист нержавеющей стали 3mm 5 кв.м. SS3 7490 Производственное задание 34879 Основные производственные материалы 3. Стальные шайбы 20/30 1ящик WA 7400 Шайбы Вспомогательные материалы 4. Эпоксидный клей 1 AD 5821 Клеи Вспомогательные материалы
При определения стоимости материалов, выданных со склада по заявкам, используется заранее установленная система определения стоимости, при этом наиболее распространенным вариантом является использование средней цены. Альтернативные системы: ФИФО, ЛИФО, средневзвешенная стоимость и нормативная стоимость имеют свои преимущества и недостатки в использовании. ФИФО и средневзвешенная стоимость являются единственными системами, приемлемыми для финансового учета в соответствии с МСФО.
ФИФО
Ценообразование по принципу "первое поступление- первый отпуск" работает следующим образом:
Запасы материалов: стальная труба
Дата Отпуск / возврат/ закупка Кол-во
(м) Стоимость единицы
$ Общая стоимость
$ Стоимость остатка
$ Текущий остаток (кол=во штук) 10/10/05 PUR 23456 1000 20,00 +20.000 20.000 1.000 11/10/05 ISS 98765 300 20,00 -6.000 14.000 700 15/10/05 PUR 57349 400 25,00 +10.000 24.000 1.100 16/10/05 ISS 98773 800 20.625 -16.500 7.500 300
800:
700 (остаток от первой закупки в кол-ве 1000 минус отпуск в кол-ве 300) по $20,00 $14.000 100 (взято из PUR 57349) по $25,00 2.500 Общая стоимость 800 единиц стальной трубы, отпущенных в производство 16.500
ЛИФО
Ценообразование по принципу "последнее поступление - первый отпуск"
Дата Отпуск / возврат /закупка Кол-во
(м) Стоимость единицы
$ Общая стоимость
$ Стоимость остатка
$ Текущий остаток (кол=во штук) 10/10/05 PUR 23456 1.000 20,00 +20.000 20.000 1.000 15/10/05 PUR 57349 400 25,00 +10.000 30.000 1.400 16/10/05 ISS 98773 800 25,00 -18.000 12.000 600
На отпуск № 98773 устанавливается цена на основании того, что единицы, закупленные самыми последними, используются раньше предшествующих закупок, т.е.
400 от последней закупки в кол-ве 400 по $25,00 10.000 400 от первой закупки в кол-ве 1 000 по $20,00 8.000 Общая стоимость 800 единиц стальной трубы, отпущенных в производство $18.000
Средневзвешенная стоимость
В этом случае средняя цена пересчитывается каждый раз, когда осуществляется закупочная / кредитная операция.
Дата Отпуск / возврат /закупка Кол-во
(м) Стоимость единицы
$ Общая стоимость
$ Стоимость остатка
$ Текущий остаток (кол=во штук) Средняя стоимость
$ 10/10/05 PUR 23456 1.000 20,00 +20.000 20.000 1.000 20,00 11/10/05 ISS 98765 300 20,00 -6.000 14.000 700 20,00 15/10/05 PUR 57349 400 25,00 +10.000 24.000 1.100 21,82 16/10/05 ISS 98773 800 23,64 -17.457 6.544 300
Нормативная стоимость
В этом случае ко всем операциям применяется заранее определенная нормативная (плановая) стоимость.
Все разницы между фактической стоимостью материала и стоимостью, используемой при отпуске материала склада, и при распределении их на производственные задания, списываются и отражаются в подробном отчете о прибылях и убытках. Таким образом, если фактическая стоимость материала была на $100.000 меньше суммы начислений на центры затрат, в отчете о прибылях и убытках будет показан кредит в размере $100.000.
Системы кодирования
Подобно всем системам калькуляции себестоимости, очень много информации можно получить из хорошо продуманной системы кодировки материалов.
Например, шестизначный код может иметь следующую структуру:
0-3 - 3 Буквы, обозначающие тип материала (например, PLA - пластмасса, STE - сталь, PAI - краска и т.д.)
4-5 - 2 Цифры, обозначающие подкласс материала (например, PAI 10 акриловая краска синяя, PAI 11 - акриловая краска зеленая)
6 - контрольная цифра для проверки правильности кода.
Можно добавить еще много других кодов в зависимости от потребностей компании (например, местоположение, место хранения, безопасность и т.д.).
Существует несколько основных правил при разработке кодовой системы, следование которым поможет значительно повысить надежность системы:
* Используйте буквы, а не цифры (буквы легче запомнить, поэтому будет меньше ошибок).
* Оставляйте пробелы (неиспользованные коды) в последовательном ряду кодов для новых позиций или тех позиций (материалов), которые были ошибочно пропущены.
* Включайте контрольную цифру для проверки правильности кода.
* Используйте ниспадающие окна (в меню), чтобы ограничить выбор.
* Используйте штриховые коды, а не ручной ввод и т.д.
* Организовывайте последовательный ряд в соответствии с тем, что вы хотите получить от системы.
Документация
Ниже приводятся первичные документы, относящиеся к товарно-материальным запасам:
Источник Содержит информацию о калькуляции себестоимости Возможные проблемы 1. Заказ на поставку Закупки Каждой строке присваивается код затрат (производственное задание или запасы) по центру затрат. Заказы могут исполняться поставщиком в разное время. 2. Полученные / возвращенные товары Полученные товары В Актах о полученных товарах содержатся данные о накладных поставщика, о полученном кол-ве материалов/товаров и о соответствии первоначальному заказу. Товары, которые не заказывались; возврат товаров; плохое качество; поврежденные товары и т.д.
На полученные товары не выписан счет-фактура. 3. Счет-фактура Поставщик В счетах-фактурах содержится подробная финансовая и налоговая информация о доставленных товарах. Все товары кодируются на основании данных в заказе на поставку и кодов финансовых счетов. Все строки счета-фактуры кодируются по центру затрат или по соответствующему счету, например, счету товарно-материальных запасов.
Дебет - центры затрат, Кредит - поставщик. Неправильный счет-фактура: название товара, кол-во, арифметические ошибки.
Всегда трудно установить связь между счетом-фактурой и заказами на поставку.
Счет-фактура приходит раньше товара. 4. Кредитовое авизо Поставщик Как и в случае со счетом-фактурой Определенный промежуток во времени между получением счета-фактуры и кредитового авизо часто затрудняет согласование этих двух документов. 5. Отпуск со склада Складское хозяйство Ведомости об отпуске со склада содержат информацию о товаре, его кол-ве, центре затрат Неправильное кодирование товара или центра затрат. 6. Возврат на склад Складское хозяйство Акты о возврате содержат информацию о товаре, кол-ве, центре затрат. Как и в случае с отпуском со склада 7. Перемещения между складами Складское хозяйство Акты о перемещении содержат информацию о товаре, кол-ве, центрах затрат при перемещении из одного производственного задания в другое. Как и в случае с отпуском со склада
Схема 5 Материалы
Пример контрольной информации по материалам включен в Приложение 1.
7.4 ТРУДОЗАТРАТЫ
Аккумулирование фактических трудозатрат имеет несколько целей:
1. Установить кол-во отработанных часов и кол-во часов, которое должно быть оплачено.
2. Определить производственные задания / продукты / центры затрат, на которые необходимо начислить трудозатраты.
3. Сделать возможным распределение накладных расходов на основе человеко-часов прямого труда.
4. Сделать возможной подготовку отчетов о затратах на основе сравнения фактических и контрольных показателей.
Трудозатраты часто учитываются с помощью карточки учета рабочего времени и учетной карточки производственных заданий (заказов).
Карточки могут физически существовать (могут быть напечатаны) или быть виртуальными (существовать только в компьютерной системе, при этом данные собираются с терминалов установленных на производстве).
Цель системы - собрать информацию о времени присутствия на работе и о том, как оно затрачено.
Например, продуктивное время - затрачено на выполнение производственных заказов; прочее продуктивное время - уборка; нормальное рабочее время, сверхурочные часы, время простоя, время настройки оборудования и т.д.
На основании информации, полученной из карточек учета рабочего времени, рассчитывается оплата труда определенного работника и производится распределение первого уровня этого времени на центры затрат.
Если возмещение накладных расходов основано на человеко-часах рабочего времени, распределение накладных расходов можно рассчитать.
Схема 6: Трудозатраты
Процесс регистрации физического присутствия на работе может быть трудноконтролируемым. Новейшие системы работают на принципе биометрического распознавания: прежде чем начнется какой-либо учет времени, важно физическое присутствие (например, лицо, биометрическое распознавание или отождествление по отпечаткам пальцев и т.д.).
Карточка учета производственных заказов используется для сбора более подробной разбивки времени, затраченного на выполнение каждого заказа или задания. Это - распределение второго уровня. Карточки учета производственных заказов (заданий) устанавливают связь между трудозатратами и результатами труда (выпуском продукции).
Система учета рабочего времени КАРТОЧКА УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ Выдается в одном экземпляре каждому сотруднику на платежный период УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ Любое количество на платежный период в зависимости от количества выполняемых производственных заданий (заказов). Учитывает время присутствия на работе Учитывает время, затраченное на выполнение заданий. Итоговое время, использованное для выполнения заданий, должно совпадать со временем, учтенным по карточке рабочего времени. Каждому заданию присваивается код затрат. Используется для: Используется для: Начислений зарплаты Подробного учета прямых и косвенных трудозатрат Распределения на совокупные прямые / косвенные затраты Подробное отнесение накладных расходов на объекты затрат. Отнесения накладных расходов на объекты затрат Подробные управленческие отчеты о производственных заданиях. Формирования управленческих отчетов по продуктивному и непродуктивному времени
Системы учета времени пытаются собрать данные об оплаченном времени и распределить эту сумму на объект затрат.
В обычный день учет времени может выглядеть следующим образом:
Карточка учета рабочего времени
Дата Фамилия Заводской номер Время прихода на работу Время ухода с работы Кол-во часов Распределены на 08,00 13,00 5 Прямые трудозатраты 14,00 16,00 2 Болезнь Направление в больницу 16,00 20,00 2 Прямые трудозатраты 2 Прямые трудозатраты Сверхурочные Итого оплачено 11 Подпись Проверил Код затрат DLH 1234 7 Прямые трудозатраты DLH 1239 2 Прямые трудозатраты сверхурочные FOS 8765 2 Общезаводские накладные расходы Итого оплачено 11 Общее продуктивное время 9 Общее непродуктивное время 2
Когда учтено время за всю неделю, эта информация становится основой для оплаты 11 часов работы (9 - продуктивных и 2 - непродуктивных) и распределения первого уровня на прямые трудозатраты и общезаводские накладные расходы.
Среди отчетов первого уровня будут контрольные отчеты, в которых указывается количество оплаченных часов, фамилия, количество заданий (заказов), код для распределения затрат по отделу, по области ответственности и т.д. Основная цель этих отчетов - убедиться в том, что собранные данные реалистичны.
Учетная карточка производственных заказов (заданий)
Дата Фамилия Заводской номер Время прихода на работу Время ухода с работы Часы Распределены на Производственное задание (заказ) Номер производственного задания (заказа) 08, 00 10,00 2 Приварной первичный фланец BOS/A/567 10,00 11,00 1 Настроечная профильная фреза DAS/A/351 11,00 12,00 1 Уборка складов FOS 8765 12,00 13,00 1 Режущие вторичные фланцы BOS/A/567 16,00 20,00 4 Приварной вторичный фланец BOS/A/567 Общее продуктивное время 9 Подпись Проверил
После заполнения учетных карточек производственных заказов за каждую неделю данные сверяются с карточками учета рабочего времени, и, только после этого, используются для начисления на каждый производственный заказ стоимости фактического количества часов, затраченных на его выполнение.
Карточки учета рабочего времени и учетные карточки производственных заказов часто объединяются в зависимости от сложности компьютерной системы, при этом используется штриховое кодирование (радиочастотная идентификация) для повышения точности кодирования.
В конце процесса все зарплаты начисляются на центры затрат или производственные задания, служащие основанием для распределения затрат.
7.5 НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ
Некоторые затраты можно отнести непосредственно на объекты затрат, однако большинство (косвенные затраты) нельзя, поэтому требуется некоторая основа для их распределения на объекты затрат. Такие затраты известны под названием накладных расходов.
Некоторые накладные расходы зависят только от времени, в то время как другие могут частично изменяться в зависимости от результата (объема продукции). Накладные расходы представляют те статьи затрат, которые необязательно тесно связаны с объемом.
Количество накладных расходов, распределенных на изделие, всегда основано на предварительной оценке, а методы, используемые для оценки, будут различаться на разных предприятиях.
Например, на одном предприятии (с высокой трудоемкостью производства) накладные расходы могут возмещаться на основании человеко-часов прямого труда. На другом предприятии (с высокой капиталоемкостью производства) накладные расходы могут быть поглощены на основе первичных затрат.
Накладные расходы часто превышают прямые затраты, поэтому важно, чтобы их распределение на продукцию было хорошо обосновано.
Чем более капиталоемким является бизнес, тем больше величина распределяемых накладных расходов. Предприятия, предоставляющие услуги, обычно имеют высокий уровень накладных расходов.
Как мы видели ранее, стоимость материалов и трудозатраты должны начисляться на объекты затрат. То же самое относится и к накладным расходам. Однако требуется провести некоторый анализ в отношении баз распределения, чтобы определить наилучшую базу.
Например, износ основных средств зависит частично от времени, частично от технического обслуживания и частично от эксплуатации, но износ должен начисляться на объекты затрат.
На практике базы начисления накладных расходов являются областью, где возникают многочисленные дебаты, и много времени тратится впустую на споры об относительной "справедливости" распределений.
Базы начисления устанавливаются один раз, а затем осуществляется их точная настройка или корректировка в последующие периоды.
Анализ накладных расходов
Материалы можно разделить на следующие категории:
Прямые Косвенные Накладные Тесно связаны с изделием или услугой и различимы в результатах работы. Связаны с изделием или услугой, но не различимы в результатах работы.
Они могут начисляться как накладные расходы. Нет тесной связи с изделием. Обычно это конкретный материал, комплектующие детали или узлы, используемые в производстве. Обычно это массовый материал (незатаренный), используемый в производстве. Обычно административные и вспомогательные расходы, включая офисные расходные материалы. Пример: метал для производства картотечного шкафа. Пример: жидкость для очистки металла в ванне до нанесения краски на картотечные шкафы. Пример: запчасти для информационной системы, которая поддерживает производство и администрирование. Анализируются посредством прямого измерения количества материалов в изделии. Анализируются посредством наблюдения за процессом. Анализируются посредством наблюдения за вспомогательными услугами.
Покупаемые услуги похожи на материалы, но в общем требуют некоторой базы распределения:
Услуга Прямые затраты Косвенные затраты Накладные расходы Электроэнергия Связаны с оборудованием / процессами производства посредством количественного измерения. Основаны на измерении мощности машин. Основаны на измерении мощности машин. Теплоснабжение Основаны на измерении объема помещений. Основаны на измерении объема помещений. Свет Основаны на измерении мощности в ваттах. Основаны на измерении мощности в ваттах. Телефон Связаны с отделом или местоположением и основаны на измерении фактической стоимости звонка. Связаны с отделом или местоположением и основаны на измерении фактической стоимости звонка. Налоги на имущество Основаны на измерении общей площади помещений. Основаны на измерении общей площади помещений. Аренда Основаны на измерении общей площади помещений. Основаны на измерении общей площади помещений.
Большинство организаций имеют обслуживающие подразделения и расходы этих подразделений должны связываться с продукцией.
Обслуживающее подразделение Распределяются на База начисления Накладные расходы Бухгалтерия Все подразделения Начисляются затраты каждого участка Отдел кадров Затраты участка заработной платы Сбыт Затраты участка выписки счетов-фактур Материалы Затраты участка размещения заказов В соответствии с объемом наличных денежных средств Затраты участка кассовых операций Оставшиеся неспецифические затраты Административные расходы Отдел кадров Все подразделения В зависимости от комбинации цифр по количеству принятых на работу и текучести кадров Работающие системы ИТ
Проект ИТ Все подразделения В соответствии с часами работы терминалов. Запрашивающее подразделение Фактические затраты Сбыт Повторное начисление на сбыт Возможно, по изделию или клиенту Торговые накладные расходы
Когда одни вспомогательные подразделения обслуживают другие вспомогательные подразделения (например, услуги бухгалтерии, услуги отдела кадров), процесс последовательных приближений является достаточно точным для распределения накладных расходов на изделие.
Ставки восстановления накладных расходов
Ставка восстановления накладных расходов представляет собой плановые накладные расходы за период, деленные на деятельность в этом же периоде.
Ставки восстановления накладных расходов и метод их восстановления существенно различаются в разных компаниях. Однако все компании стремятся добиться одинаковой цели - иметь наиболее обоснованную базу для распределения накладных расходов.
Например, для следующего года рассчитаны следующие ставки:
Накладные расходы Обычно База начисления Материал Косвенные материалы, расходные материалы и затраты на хранение запасов Процентное отношение от прямых материальных затрат Рабочая сила Косвенные трудозатраты, налог на фонд заработной платы, технический контроль Процентное отношение от прямых трудозатрат Сбыт и маркетинг Затраты на продажи и маркетинг Процентное отношение от общих затрат Административные Оставшаяся часть нераспределенных накладных расходов Процентное отношение от первичных затрат
Ставки восстановления накладных расходов рассчитываются на основе планируемых затрат. Все результаты, которые больше или меньше восстановления (разница между фактическими затратами и взысканной суммой) списываются на счет прибылей и убытков.
Пример:
Если фактические машино-часы за период равняется 10 000, а ставка восстановления накладных расходов составляет $ 50 за машино-час, общая взысканная сумма будет равняться $ 500 000.
Если фактические накладные расходы в тот же период равняются $ 520 000, неблагоприятное отклонение в размере $20 000 будет списано как расход на счет прибылей и убытков.
Подробный пример расчета ставки восстановления накладных расходов дан в Приложении 7.
7.6 НЕЗАВЕРШЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Незавершенное производство является, пожалуй, наиболее трудной областью для контроля и составления отчета. Обычно такой отчет является частью отчетов по центрам ответственности (может составляться так же, как отчет по прямым трудозатратам), как затраты центра ответственности.
7.7 ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
При анализе стоимости готовой продукции встречаются те же проблемы контроля и отчетности, что и при анализе стоимости сырья.
8 ОТЧЕТНОСТЬ
В целом, уровень детализации в отчетах нижнего уровня выше, чем в отчетах более высокого уровня.
Уровень детализации выбирается соответственно уровню контроля. В отчетах нижнего уровня может потребоваться более подробная информация об ответственных лицах, производственных заданиях, временных периодах и людях, чем в отчетах более высокого уровня. Отчеты по подразделениям (о результатах продаж, маркетинговый, производственный) очень распространены, однако отчеты, охватывающие различные подразделения (отчет о валовой прибыли продукции, об удовлетворении потребностей клиентов) дают другую, но очень важную перспективу.
Настраивая параметры отчета, полезно создать модельный отчет, чтобы убедиться, что он удовлетворяет потребности пользователей. Только после этого следует изменять систему сбора информации о затратах для формирования регулярной отчетности.
Специалисты по управленческому учету имеют склонность создавать отчеты, которые удобны для них самих, а не для пользователей.
Как само собой разумеющееся, любой составленный отчет должен быть сверен с данными финансового учета. Например, зарплаты за неделю + налоги = трудозатратам, распределенным на производственные задания, распределенным на запасы, распределенным на накладные расходы.
8.1 СТРУКТУРА ОТЧЕТНОСТИ
В основе структуры системы калькуляции себестоимости (и управленческой отчетности) должны лежать цели организации.
Лучше всего представлять информацию в виде таблицы-матрицы, где отчеты по подразделениям требуются для менеджеров соответствующих подразделений, отвечающих за свою деятельность (например, закупки), а отчеты, охватывающие работу нескольких подразделений, необходимы для проверки достижения целей (например, прибыль на капитал).
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Производство Закупки Сбыт Маркетинг Отдел кадров Админ. ИТ Многофункциональные отчеты Материальные затраты X X X X Отчеты об эффективности управления запасами
Трудозатраты X X X X X X X Отчеты о текучести кадров Накладные расходы X X X X X X X Общие затраты Прибыль X X X X X X X Валовая прибыль;
Чистая прибыль;
Прибыль на вложенный капитал
(ROCE)
Казначейство X X X X X X X Поток денежных средств Пример отчетов по подразделениям Подразд. 1
Подразд. 2
и т.д. Эффективность разме-
щения заказов Участок сбыта 1, 2, и т.д. Анализ конкурентов Обработка счетов-фактур Анализ
простоя оборудования
9 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ
Затраты можно классифицировать различными способами, которые зависят от принимаемых решений.
9.1 ПРЯМЫЕ / КОСВЕННЫЕ
Как уже было упомянуто ранее, по первоначальной классификации затраты делятся на прямые и косвенные. К прямым затратам относятся те, которые можно однозначно определить в объекте затрат.
В производстве автомобилей шины можно определить в качестве прямых затрат, поскольку они легко идентифицируются в объекте затрат (в данном случае, автомобиль) по количеству и стоимости.
Проволоку для сварки нельзя определить в автомобиле в количественном и стоимостном выражении, поэтому она относится к косвенным затратам. Накладные расходы, такие как затраты на помещения, еще более удалены от автомобиля как объекта затрат.
Классификация затрат может изменяться вместе с изменением объекта затрат. Проволока для сварки станет прямыми затратами, если объектом затрат будет сварка. Трудозатраты инспекторов технического контроля являются прямыми затратами отдела контроля качества и косвенными затратами изделия.
9.2 ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
Постоянные затраты (расходы отчетного периода) остаются неизменными независимо от изменений результатов труда, переменные затраты изменяются пропорционально объему выпущенной продукции
Например, морская платформа для добычи нефти. Здесь стоимость оборудования устья скважины является постоянной по отношению к объему продукции (баррелям нефти), а стоимость танкерной транспортировки нефти до берега изменяется прямо пропорционально объему продукции (баррелям нефти).
9.3 КОНТРОЛИРУЕМЫЕ / НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ ЗАТРАТЫ
В долгосрочной перспективе все затраты являются контролируемыми, однако в краткосрочной перспективе некоторые затраты могут быть неконтролируемыми.
Например, затраты на отопление офиса сбыта являются неконтролируемыми по отношению к решениям об объемах продаж, но они являются контролируемыми по отношению к решениям о перемещении торговых агентов в региональные офисы. Еще раз повторим, что фактическая классификация зависит от принимаемого решения.
9.4 СУЩЕСТВЕННЫЕ / НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
Эта классификация относится к необходимости или отсутствию необходимости учитывать затраты при принятии конкретного решения.
Например, для принятия решения о том, надо ли закрывать отдел в подразделении, зарплата менеджеров подразделения является несущественной. Однако в решении о закрытии подразделения зарплата менеджера будет существенной затратой, если закрытие подразделения означает сокращение затрат на размер зарплаты менеджера.
9.5 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ
Альтернативная стоимость - стоимость ресурсов, отражающая максимальное значение упущенной выгоды, связанной их наилучшим возможным альтернативным использованием.
Например, если у вас есть $1млн. для инвестиций и альтернативными объектами инвестиций являются:
(1) правительственная облигация, приносящая доход в размере 10% годовых или
(2) бизнес, приносящий доход в размере 25% годовых,
альтернативной стоимостью выбора второго варианта является стоимость 10% с $1млн. Таким образом, доходность проекта (2) оценивается на уровне (25-10=)15%. Альтернативные стоимости - не реальные затраты, а вид воображаемых затрат.
10
МЕТОДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ
10.1 КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ МЕТОДОМ ПОГЛОЩЕНИЯ ЗАТРАТ
Данный метод пытается отнести все затраты на себестоимость изделия посредством ряда оценок на основе бюджетируемых цифр. Этот метод калькуляции себестоимости является наиболее распространенным. Его недостатком является то, что цифры надежны только для одного уровня результата работы.
Пример:
Производственные накладные расходы: калькуляция себестоимости методом поглощения затрат
Производственные накладные расходы относятся на производственные задания (заказы), исходя из человеко-часов прямого труда. Бюджетируемые производственные накладные расходы за год составляют $1.120.000, а бюджетируемые человеко-часы прямого труда составляют 56.000, что дает ставку восстановления в размере $20 на человеко-час прямого труда.
Прямые затраты задания 0091 следующие: материальные затраты составляют $3.000, а трудозатраты - $ 6.000 (100 человеко-часов прямого труда по ставке $60)
Производственные накладные расходы, отнесенные на это задание, составляют 100 x $50 = $5.000
Примечание:
1. Если фактические производственные накладные расходы превышают $112.000, ставка восстановления будет заниженной. Если же они меньше этого значения, ставка восстановления будет завышенной.
2. Если фактические человеко-часы прямого труда меньше 56.000, ставка восстановления будет заниженной, а если больше, то ставка восстановления будет завышенной.