<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Иначе обстоит дело с сухопутной территорией прибрежных государств. В этом случае ширина территориального моря отмеряется от "исходных линий", определенных в соответствии с Конвенцией. И проведение таких исходных линий весьма подробно регламентируется Конвенцией.
  Прежде всего ее ст. 5 гласит, что такой "нормальной исходной линией" является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.
  Однако при определенных природных и иных условиях прибрежное государство для проведения исходной линии может использовать метод "прямых исходных линий", соединяющих соответствующие точки, чему посвящена специальная ст. 7. Это, в частности, касается мест, где береговая линия глубоко врезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости от него цепь островов, а также где из-за наличия дельты или других природных условий линия является крайне непостоянной. Наиболее выдающиеся в море портовые сооружения при предусмотренных условиях рассматриваются как часть берега.
  Согласно ст. 121 Конвенции, принадлежащие прибрежному государству острова имеют собственное территориальное море. Для островов ,расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст. 6).
  Соответственно внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.
  При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включаются в территориальное море.
  Когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каждого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15).
  Правовой режим территориальных вод, находящихся под суверенитетом и исключительной юрисдикцией прибрежного государства, устанавливается им при соблюдении положений Конвенции и издревле существующих обычноправовых норм, касающихся права мирного прохода судов всех иностранных государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, - через территориальное море данного государства.
  Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
  a) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или
  b) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у такого портового сооружения.
  Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права (п. 1 ст. 18).
  Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из видов деятельности, обозначенных в подпунктах "а"-"е" п. 2 ст. 19.
  Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу, а также установить морские коридоры и схемы разделения движения судов с учетом обеспечения безопасности судоходства.
  Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Конвенция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некомерческих целях, которые пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может потребовать от таких кораблей и судов немедленно покинуть его территориальное море. Государство флага такого корабля или судна несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в силу несоблюдения предписаний, касающихся мирного прохода через территориальное море.
  Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. Оно может также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это существенно важно для охраны его безопасности (ст. 25).
  Прилежащая зона. Конвенция устанавливает (ст. 33), что прибрежное государство в зоне, прилежащей к его территориальному морю (т.е. за пределами своей территории, в открытом море) и называемой прилежащей зоной может осуществлять контроль, необходимый:
  a) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
  Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеривается ширина территориального моря.
  Таким образом, прибрежное государство в прилежащей зоне пользуется двоякого рода строго ограниченными правомочиями или строго ограниченной юрисдикцией: правом контроля судна, направляющегося в его территориальные воды, с целью предотвращения возможных нарушений установленных им законов и правил, касающихся иностранных судов, и правом преследования покинувших территориальное море иностранных судов, нарушивших такие законы и правила, поскольку это касается судов, не пользующихся иммунитетом от иностранной юрисдикции.
  Открытое море. Открытое море - это часть пространств Мирового океана, не составляющая территории прибрежного государства. Иначе говоря, речь идет о морских пространствах, включая воздушное пространство над ними, имеющих юридический статус негосударственной (между-народной) территории, правовой режим которой регулируется исключительно международным правом.
  Соответственно, Конвенция об открытом море 1958 г. гласит, что слова "открытое море" означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Открытое море, провозгласила Конвенция, открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Это основополагающее положение содержит и Конвенция ООН по морскому праву (ст. 89).
  Однако настоятельные потребности исследования и использования пространств и ресурсов Мирового океана в мирных целях и на благо всего человечества привели к выделению в открытом моде частей или зон, имеющих специальный юридический статус и соответствующий ему правовой режим, учитывающий, в частности, особые потребности и интересы прибрежных государств, а также соответствующие потребности и интересы всех других государств.
  Поэтому положения об открытом море Конвенции ООН по морскому праву подлежат применению с учетом специального статуса и режима континентального шельфа, архипелажных вод, исключительных экономической зоны и Района (международного района морского дна).
  Провозглашенная Конвенцией свобода открытого моря для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю включает, в частности (но не исключительно) свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом, свободу рыболовства с соблюдением соответствующих условий и свободу научных исследований, регламентированных в ч. VI и XIII Конвенции.
  Все государства осуществляют эти свободы должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободами открытого моря.
  Каждое государство имеет право на то, чтобы его суда плавали в открытом море, определяет условия предоставления своей национальности таким судам и выдает им соответствующие документы. Между государством и судном должна существовать реальная связь.
  В открытом море на судно, плавающее под флагом данного государства, распространяется его исключительная юрисдикция, кроме случаев, прямо предусмотренных в Конвенции и других международных договорах.
  Каждое государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.
  Государство флага обязано принимать эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на его судах и наказания за такие перевозки.
  Все государства должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства. В этих целях любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить находящееся на нем имущество для дальнейшего соответствующего судебного преследования. Захват за пиратство осуществляется военными кораблями или военными летательными аппаратами или другими судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе.
  Все государства сотрудничают в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море, и в пресечении несанкционированного вещания в открытом море.
  В соответствии с ч. XII Конвенции (о защите и сохранении морской среды) государства обязаны индивидуально или совместно принимать меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, в том числе загрязнения с судов, от установок и устройств, используемых при разведке и разработке морских природных ресурсов, от других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде, в частности в пространствах открытого моря. Государства сотрудничают на всемирной и региональной основе в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур для защиты и сохранения морской среды.
  Континентальный шельф. Континентальный шельф - пространство морского дна и его недр, имеющее такой юридический статус и соответствующий правовой режим, как они установлены Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
  Однако имеется и естественнонаучное понятие континентального шельфа, которое так или иначе необходимо принимать во внимание при определении юридического статуса этого пространства. С этой точки зрения континентальный шельф - подводное продолжение материка прибрежного государства до его резкого обрыва в глубину или перехода в материковый склон.
  Согласно Конвенции 1958 г., термин "континентальный шельф" употребляется применительно: а) к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов; б) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.
  Для целей же Конвенции ООН по морскому праву потребовалось разработать детальные положения о статусе континентального шельфа, чему посвящена ст. 76 Конвенции, включающая девять обширных пунктов и п. 10, гласящий, что статья не затрагивает вопроса о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями.
  Согласно п. 1 ст. 76, континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.
  Таким образом, если установлен 200-мильный предел, то он распространяется не только на подводную окраину материка, но и на лежащую за ней глубоководную часть морского дна и его недр. В то же время, когда подводная окраина простирается за такие пределы, то государство получает дополнительные выгоды от разработки ресурсов континентального шельфа, в силу чего оно должно делать отчисления и взносы в установленных размерах в пользу других участников Конвенции.
  Правовой режим континентального шельфа сводится к тому, что прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что никто другой не может осуществлять деятельность на континентальном шельфе такого государства без его определенно выраженного согласия на то.
  Природные ресурсы континентального шельфа включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", как они определены в п. 4 ст. 77.
  Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают юридического статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами как пространств открытого моря. Осуществление своих суверенных прав прибрежным государством не должно, в частности, ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод иных государств, предусмотренных Конвенцией для открытого моря.
  Все государства имеют также право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, но определение трассы такой прокладки должно осуществляться с согласия прибрежного государства.
  Исключительная экономическая зона. Пространства Мирового океана, имеющие юридический статус исключительной экономической зоны, - одно из новейших явлений в современном международном морском праве, нашедших воплощение в рассматриваемой Конвенции ООН.
  Исключительная экономическая зона, согласно Конвенции (ст. 55), представляет собой район, который находится за пределами территориального моря, прилегает к нему и подпадает под установленный в настоящей части Конвенции особый правовой режим.
  Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
  Правовой режим этой зоны предусматривает, что прибрежное государство осуществляет в ней:
  суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и не живых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды;
  другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.
  Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать в зоне искусственные острова, установки и сооружения, а также разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование. Оно осуществляет исключительную юрисдикцию над такими островами, установками и сооружениями, издает соответствующие законы и правила, а также определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне и принимает меры по их сохранению от чрезмерной эксплуатации.
  Все другие государства пользуются в зоне правами, свободами и юрисдикцией, предусмотренными положениями Конвенции, касающимися открытого моря.
  Прибрежное государство при осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне обязано должным образом учитывать права и интересы других государств, как они предусмотрены в Конвенции.
  Международный район морского дна. Помимо исключительной экономической зоны, другим важнейшим нововведением в морском праве явилось выделение в пространствах открытого моря имеющей юридический статус международного района морского дна зоны, правовой режим которой регулируется ч. XI Конвенции, озаглавленной "Район".
  Юридический статус Района определен в ч. I Конвенции "Введение" (ст. 1). Для целей настоящей Конвенции, гласит эта статья, "Район" означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции.
  Поскольку национальная юрисдикция прибрежных государств в Мировом океане распространяется на морское дно и его недра в пределах континентального шельфа (в юридическом смысле), то границами Района являются внешние границы континентальных шельфов прибрежных государств. Иными словами, это дно и недра глубоководных районов морей и океанов за пределами континентальных шельфов прибрежных государств.
  Особый статус Района стал необходимым для регулирования "деятельности в Районе", которая означает все виды деятельности по разведке и разработке ресурсов Района (ст. 1), ставшие технически и технологически возможными в результате научно-технического прогресса.
  Правовому режиму Района и управлению деятельностью в нем посвящены ст. 136-191 Конвенции, составляющие содержание разделов этой части Конвенции, которые озаглавлены: "Принципы, регулирующие Район", "Освоение ресурсов Района" и "Орган" (означающий Международный орган по морскому дну).
  Ниже приводятся некоторые наиболее существенные положения этих разделов.
  Согласно разделу о принципах регулирования деятельности в Районе, он и его ресурсы являются "общим наследием человечества" (ст. 136). Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов.
  Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган.
  Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может претендовать на права на полезные ископаемые, добываемые в Районе, приобретать или осуществлять их иначе, как в соответствии с настоящей частью Конвенции.
  Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю и с учетом интересов и нужд развивающихся государств.
  Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без какой-либо дискриминации.
  Морские научные исследования в Районе осуществляются в мирных целях и на благо всего человечества.
  В соответствии с Конвенцией в отношении деятельности в Районе принимаются меры, необходимые для обеспечения эффективной защиты морской среды от вредных для нее последствий, которые могут возникнуть в результате такой деятельности.
  Деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности в морской среде. Установки, используемые для осуществления деятельности в Районе, должны отвечать условиям, обозначенным в Конвенции.
  Раздел об освоении ресурсов Района устанавливает, что деятельность в Районе, конкретно предусматриваемая Конвенцией, должна осуществляться таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли, а также содействовать международному сотрудничеству для всестороннего развития всех стран, особенно развивающихся государств.
  "Ресурсы" Района для целей Конвенции означают все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, находящиеся на морском дне Района или в его недрах. Будучи извлечены из Района, они рассматриваются как "полезные ископаемые".
  Соответствующая деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества. Субъектами этой деятельности являются учреждаемое в соответствии с Конвенцией Предприятие (международное предприятие) и государства - участники Конвенции, либо государственные предприятия, либо в случае, если государства-участники поручились за них, физические или юридические лица, имеющие гражданство государств-участников или находящиеся под эффективным контролем этих государств.
  В разделе данной части Конвенции, посвященном функциям и полномочиям Органа, предусматривается, что все государства - участники Конвенции ipso facto являются членами Органа, который может создавать такие региональные центры или отделения, какие он сочтет необходимыми для осуществления своих функций.
  Орган является организацией, с помощью которой государства - участники Конвенции организуют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами.
  В качестве главных его органов учреждаются Ассамблея, Совет и Секретариат Органа. Ассамблея, состоящая из всех членов Органа, рассматривается в качестве высшего такого органа, перед которым отчитываются все другие главные органы. Она также избирает членов Совета, членов правления и генерального директора предприятия.
  Совет является исполнительным органом Органа. Он, в частности, контролирует и координирует выполнение положений Конвенции по всем вопросам и проблемам в рамках компетенции Органа и обращает внимание Ассамблеи на случаи несоблюдения таких положений.
  Ни положения Конвенции, касающиеся Района, ни какие-либо права, предоставляемые или осуществляемые в соответствии с ней, не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.
  Воды государств-архипелагов. Определение юридического статуса и правового режима архипелажных вод также является одной из новелл Конвенции 1982 г.
  Согласно ч. IV Конвенции, озаглавленной "Государства-архипелаги", термин "государство-архипелаг" означает государство, которое полностью состоит из одного или более архипелагов и может включать другие острова. "Архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми.
  На архипелажные воды и воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага. Этот суверенитет распространяется при условии соблюдения положений данной части Конвенции.
  Границей архипелажных вод являются архипелажные исходные линии, проведенные в соответствии со ст. 47 Конвенции. В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может проводить замыкающие линии для делимитации своих внутренних вод.
  Вместе с тем Конвенция учитывает исторически сложившиеся и иные потребности всех других государств в части пользования архипелажными водами в мирных целях, в том числе в целях морского судоходства.
  При условии соблюдения правового режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, именуемым в Конвенции правом архипелажного прохода по морским территориям.
  Архипелажное государство может устанавливать морские коридоры и расположенные над ним воздушные коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета иностранных летательных аппаратов над ними.
  Ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа государства-архипелага отмеряется от архипелажных исходных линий. В указанных пределах юридический статус и правовой режим этих пространств государств-архипелагов тот же, что и предусмотренный в соответствующих случаях для прибрежных государств.
  Таковы особенности юридического статуса и правового режима архипелажных вод, существенно отличающие его от статуса и режима внутренних вод прибрежных государств. Это, очевидно, разумный учет баланса потребностей и интересов государств-архипелагов и всех других государств в пределах пространств Мирового океана.
  Проливы, используемые для международного судоходства. С географической точки зрения проливы - это воды морского пространства, расположенные между теми или иными обширными пространствами, образующими соответствующие моря или океаны, соединяющие их воды в единое географическое целое, служащие для входа или выхода из них, в том числе издревле используемые для морского судоходства. В последнем случае такое беспрепятственное их использование приобретает для всех государств исключительно важное значение, требует соответствующего международно-правового регулирования, что и имеет место в международной практике.
  Задача соответствующего международно-правового регулирования осложняется тем, что воды проливов, используемых для международного судоходства, полностью или частично могут составлять воды, находящиеся под суверенитетом или юрисдикцией одного и того же прибрежного государства или противолежащих прибрежных государств. Именно это и учитывается в Конвенции при определении юридического статуса вод соответствующих проливов.
  Одно из общих положений этой части Конвенции гласит, что установленный ею режим прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, образующих такие проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами. Такие суверенитет или юрисдикция осуществляются с соблюдением положений данной части Конвенции и других норм международного права.
  Кроме того, эти положения не затрагивают правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам.
  Сферой действия рассматриваемой части Конвенции являются проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В таких проливах все суда и летательные аппараты "пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий".
  Таким образом, правовой режим рассматриваемых проливов - это режим беспрепятственного транзитного прохода, в отличие от режима мирного прохода, установленного для других соответствующих морских пространств.
 
 § 3. Урегулирование споров
  Конвенция ООН 1982 г. содержит специальную ч. XV, посвященную урегулированию споров между государствами-участниками, касающихся толкования или применения этой Конвенции. В свою очередь, в предусмотренных случаях положения этой части отсылают к другим разделам Конвенции.
 Конвенция подтверждает обязанность сторон в споре урегулировать спор мирными средствами в соответствии с Уставом ООН и их право договориться об урегулировании спора любыми мирными средствами по их выбору. В то же время предусматривается обязанность сторон в споре без промедления приступить к обмену мнениями относительно урегулирования путем переговоров или другими мирными средствами.
  Государство, являющееся стороной в споре, может, в частности, предложить другой стороне передать этот спор на урегулирование в порядке согласительной процедуры, предусмотренной в Приложении V Конвенции.
  Таким образом, по общему правилу, предусматривается обязанность и право сторон в споре урегулировать его любыми мирными средствами по их выбору.
  Однако в разд. 2 этой части Конвенции об обязательных процедурах, влекущих за собой обязательные решения, предусматривается, что если спор не был урегулирован избранными сторонами средствами, то по требованию любой стороны в споре он передается суду или арбитражу, компетентному его разрешать в соответствии с Конвенцией.
  В этих целях государство - участник Конвенции может сделать письменное заявление о подходящих для него обязательных процедурах из числа перечисленных в ст. 287, а именно:
  a)Международный трибунал по морскому праву, учрежденный в соответствии с Приложением VI;
  b) Международный Суд;
  c) арбитраж, образованный в соответствии с Приложением VII;
  d) специальный арбитраж, образованный в соответствии с Приложением VIII.
  Государство - сторона в споре, не сделавшее соответствующего заявления, считается согласившимся на арбитраж в соответствии с Приложением VII.
  Наконец, вышеуказанное не затрагивает обязанности государств - участников Конвенции признавать компетенцию Камеры по спорам, касающимся морского дна, и Международного трибунала по морскому праву в объеме и порядке, предусмотренных в ч. XI Конвенции о международном районе морского дна.
  Иначе говоря, Конвенция предусмотрела создание ряда специальных органов, призванных обеспечить выполнение ее положений в случаях, когда стороны в споре не смогли его урегулировать согласованными ими мирными средствами.
 
 
 Глава XVIII
 МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
 § 1. Общие положения
  Международное воздушное право (МВП) - отрасль современного международного права, регулирующая международные полеты воздушных аппаратов (судов) той или иной национальной (государственной) принадлежности.
  Таковым, как представляется, должно быть определение понятия "международное воздушное право" при условии выяснения значения используемых терминов, о чем будет говориться ниже. Конечно, любое определение существа отрасли международного права должно основываться на анализе соответствующих международно-правовых предписаний.
  Между тем в отечественной доктрине международного права предложено значительное число определений МВП, существенно отличающихся друг от друга. Приведем два таких определения.
  Так, в двухтомнике "Международное воздушное право" говорится, что МВП, являющееся отраслью международного права, "представляет собой систему норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием воздушного пространства в целях осуществления международных воздушных сообщений и обеспечения их безопасности". *
 
  * Международное воздушное право: В 2 кн. М., 1980. Кн. 1. С. 35.
 
  В "Курсе международного права" содержится следующее определение: "Международное воздушное право (МВП) - часть международного права, представляющая собой систему норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиацией". *
 
 * Курс международного права: В 7 т. М. 1992. Т. 5. С. 124.
 
 Вместе с тем, подчеркивается далее, большая группа норм МВП связана с регулированием международных полетов как таковых, независимо от того, с какими целями они осуществляются. Это привело к формированию в МВП особого института "международных полетов", следовательно, указание в определении МВП на регламентацию отношений в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиацией более четко характеризует предмет и сущность этой отрасли международного права.
  Однако гражданская авиация государства использует воздушное пространство этого государства для перевозки пассажиров и грузов прежде всего в пределах его территории, что, естественно, не является и не может являться предметом международно-правового регулирования. Лишь международные полеты порождают потребность в таком регулировании.
  Вернемся теперь к определению МВП, предложенному в начале этой главы, к тому, что из него следует.
  Прежде всего, само наименование "международное воздушное право" предрешает вопрос о пространственной сфере его применения. Речь идет о пространстве, имеющем юридический статус воздушного пространства. Напомним при этом еще раз, что точной границы между воздушным и космическим пространствами не установлено. Трудности такого установления объясняются, в частности, тем, что аппараты типа "Шаттл" или "Буран" совершают полет как в космическом пространстве, так и (особенно при приземлении) в воздушном пространстве. Иначе говоря, вступают в действие как космическое, так и международное воздушное право.
  Далее, воздушное пространство юридически не однородно. Часть его, расположенная над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальное море, является неотъемлемой частью территории, находящейся под суверенитетом государства, где ему принадлежит исключительная юрисдикция в отношении всех находящихся в пределах его территории физических и юридических лиц и иных объединений с должным учетом его соответствующих международных обязательств.
  Другая часть воздушного пространства, расположенная над открытым морем и Антарктикой, является негосударственной, международной территорией со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, изложенными, в частности, в гл. XII.
  Поэтому в основе регулирования международных полетов лежат два основополагающих принципа: принцип полного и исключительного суверенитета государства над воздушным пространством над его территорией и принцип нераспространения суверенитета государства на воздушное пространство, расположенное над негосударственной, международной территорией.
  Соответственно правовой режим воздушного пространства государства устанавливается его внутренним правом с учетом международных обязательств государства в соответствии с общими (универсальными), многосторонними или двусторонними соглашениями, участником которых оно является, а иногда в соответствии с односторонними юридическими актами государства, признанными другими государствами, которых они касаются (см. гл. I).
  Правовой режим негосударственного, международного воздушного пространства устанавливается исключительно международным правом. В его основе свобода полетов над такими пространствами, подтвержденная, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву и осуществляемая в соответствии с условиями этой Конвенции и других норм международного права.
  Вышеизложенные принципиальные начала имеют в виду международно-правовое регулирование международных полетов в соответствии с предложенным определением МВП. Поэтому следующим подлежащим определению термином является термин "международный полет".
  Основной источник современного воздушного права - Конвенция о международной гражданской авиации 1944г. (Чикагская конвенция) содержит определение термина "международное воздушное сообщение" как означающего воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государства (ст. 96).
  Соответственно более короткий и более предпочтительный термин "международный полет" - это полет через воздушное пространство над территорией более чем одного государства. Иначе говоря, это полет с территории одного государства на территорию другого или других государств. Именно такие международные полеты и требуют регулирования и регулируются МВП.
  Наконец, поскольку МВП регулирует взаимоотношения между государствами по поводу осуществления их национальными воздушными аппаратами (судами) международных полетов, существенное значение приобретает определение национальности воздушных судов, чему посвящена гл. III (ст. 17-21) Чикагской конвенции. Согласно основным положениям этой главы, воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки.
  Таково существо современного МВП в соответствии с предложенным его определением.
 
 § 2. Международные полеты и их регулирование
  Поскольку основным источником современного МВП является Чикагская конвенция, необходим соответствующий ее анализ.
  Конвенция, в соответствии с ее заглавием, посвящается деятельности международной гражданской авиации, но фактически ее положения существенно шире, касаются осуществления любых международных полетов, а также любой деятельности государств за пределами их национальной юрисдикции. Ее участниками являются за немногими исключениями все государства мира.
  Конвенция, согласно ее ст. 3, "применяется только к гражданским воздушным судам и не применяется к государственным воздушным судам", каковыми являются воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.
  Но в то же время никакое государственное воздушное судно не производит полета над территорией другого государства и не совершает на ней посадки, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом, и в соответствии с его условиями.
  Регулярные международные воздушные сообщения (международные полеты), регулируемые Чикагской конвенцией, не могут осуществляться над территорией или на территорию государства-участника иначе чем по специальному разрешению или с иной санкции этого государства. Чаще всего такое разрешение дается путем заключения соответствующих международных соглашений.
  Однако государства - участники Конвенции согласились, что все воздушные суда других государств, не занятые в регулярных воздушных сообщениях, имеют право при соблюдении положений Конвенции осуществлять полеты на их территорию или транзитные беспосадочные полеты через их территорию без получения предварительного разрешения.
  Конвенция также учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), подробно определив ее цели и задачи (ст. 44). В их числе: обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации во всем мире; способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации.
  Обеспечение безопасности международных полетов - одна из главнейших целей МВП. Эта цель достигается путем разработки мер, касающихся технической надежности авиационной техники, аэропортов и других средств, используемых в международной аэронавигации, что входит в задачу ИКАО и составляет содержание принимаемых ею регламентов, а также путем установления правил и регламентов, касающихся полетов и маневрирования воздушных судов. Она также достигается путем заключения международных конвенций по инициативе ИКАО о незаконных актах, направленных против безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц или имущества.
  Этому служат: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция 1963 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция 1970 г.) и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция 1971 г.).
  Цель обеспечения безопасности международной воздушной аэронавигации достигается также организацией движения воздушных судов и управления их полетами путем, в частности, установления воздушных трасс и коридоров, управления полетами с помощью средств воздушной аэронавигации. Над открытым морем эта задача осуществляется органами ИКАО, а в пределах государственной территории - соответствующими национальными службами.
  Все это является воплощением обязательства государств по Чикагской конвенции сотрудничать в обеспечении максимально достижимого единообразия правил, стандартов, процедур в отношении воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать ее (ст. 37).
  Чикагская конвенция, а также заключаемые на ее основе государствами двусторонние и многосторонние соглашения регулируют главным образом регулярные международные полеты гражданской авиации, осуществляемые должным образом управомоченным на то государством его национальными авиапредприятиями для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за установленную плату, т.е. в коммерческих целях. При этом в соответствии с действующими соглашениями они наделены следующими основными правами, именуемыми также "свободами воздуха": правом транзитного полета без посадки на территории государства, предоставившего такое право; правом перевозки в другое государство пассажиров, груза и почты, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна; правом перевозки пассажиров, груза и почты с территории другого государства в государство регистрации (национальности) воздушного судна; правом принимать на борт на территории другого государства пассажиров, груз и почту для перевозки на территорию третьего государства, а также правом высаживать пассажиров и выгружать грузы и почту на территории этого другого государства, следующие на территорию третьего государства; правом посадки в ходе транзитного полета над территорией другого государства на его территории в некоммерческих целях (для заправки топливом, исправления возникших повреждений и т.п.). Все это подробно регламентируется соответствующими межгосударственными соглашениями.
  Чикагская конвенция содержит специальную главу "Споры и невыполнение обязательств". В ней предусматривается, в частности, что разногласия между государствами-участниками, касающиеся толкования или применения Конвенции и ее Приложений, неурегулированные путем переговоров, по просьбе любого государства в споре подлежат разрешению Советом ИКАО. Такие решения Совета могут быть обжалованы путем обращения к третейскому суду (арбитражу), образованному в соответствии с положениями Конвенции.
  В этой главе предусмотрены также санкции в отношении авиапредприятия, не выполняющего соответствующие решения, и санкции в отношении государства, не выполняющего обязательств, предусмотренных в данной главе Конвенции.
  Таковы некоторые основные положения современного международного воздушного права в соответствии с действующими международными соглашениями, регулирующими осуществление международной аэронавигации.
  Центральное такое соглашение, участниками которого являются практически все заинтересованные государства (более 160 государств) - Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., учредившая ИКАО. Интегральной частью Конвенции являются приложения к ней, конкретизирующие и развивающие соответствующие ее положения. Ныне число таких Приложений достигло 17. Приведем заглавия некоторых из них:
  Приложение 1. Требование к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств;
  Приложение 2. Правила полетов;
  Приложение 3. Метеорология;
  Приложение 6. Производство полетов;
  Приложение 8. Летная годность воздушных судов;
  Приложение 10. Радионавигация и радиосвязь;
  Приложение 11. Служба управления воздушным движением;
  Приложение 14. Аэродромы.
  Помимо ИКАО существенную роль в деле становления и развития МВП играют международные региональные авиационные организации и органы, которых насчитывается ныне около четырех десятков. К наиболее важным таким организациям относятся, в частности: Европейская конференция гражданской авиации, созданная в 1954 г.; Европейская организация по обеспечению безопасности навигации - Евроконтроль, образованная в 1960 г.; Африканская комиссия гражданской авиации, возникшая в 1969 г.; Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и Мадагаскаре, учрежденное в 1959 г.; Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавигации, учрежденная в 1960 г.; Латиноамериканская комиссия гражданской авиации, образованная в 1973 г.; Совет гражданской авиации арабских государств, учрежденный в 1967 г.
  Существует, кроме того, значительное число международных неправительственных организаций, призванных оказывать содействие сотрудничеству государств в деле обеспечения эффективной и безопасной международной аэронавигации. В числе научных таких организаций международного характера - Ассоциация международного права и Институт международного права, не однажды рассматривавшие соответствующие международно-правовые проблемы на своих регулярных сессиях.
 
 
 Глава XIX
 МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
 § 1. Общие положения
  Международное космическое право - отрасль современного международного права, регулирующая деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, устанавливающая его правовой режим.
  Потребность международного правового регулирования космической деятельности порождена научно-техническим прогрессом, приведшим к запуску Советским Союзом 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, ознаменовавшему начало освоения человечеством космического пространства.
  Космической деятельностью занимается ныне весьма ограниченное число высокоразвитых и обладающих соответствующими возможностями государств. Но в результате такой деятельности и в ее международно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование космической деятельности с самого начала стало осуществляться путем заключения главным образом универсальных международных соглашений, открытых для участия всех государств.
  Основная роль в деле разработки таких договоров принадлежит Организации Объединенных Наций в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательного органа - Комитета по использованию космического пространства в мирных целях и его подкомитета по правовым вопросам.
  Как отмечалось ранее (гл. XII), космическое пространство - это негосударственная (международная) территория, юридический статус и правовой режим которой определяется международным правом.
  Космическое пространство, имеющее такой юридический статус, простирается за пределы земного пространства в бесконечность, но практически речь идет о его исследовании и использовании в пределах Солнечной системы.
 
 § 2. Источники международного космического права
  В основе правового режима космического пространства лежат выработанные в рамках ООН или под ее эгидой международные универсальные договоры. В их числе: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. Такими договорами являются также: Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.
  Исходя из положений универсальных международных соглашений, многие государства заключили соглашения о научно-техническом сотрудничестве в сфере космической деятельности, число которых превышает десятки, если не сотни, и продолжает непрерывно расти.
  К числу источников международного космического права универсального характера относятся также договоры, частично регулирующие и космическую деятельность. Это, например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
  В 1963 г. между СССР и США было заключено джентльменское соглашение о неразмещении в космическом пространстве любых объектов с ядерным оружием и другими средствами массового поражения. Всеобщее значение этого соглашения было подтверждено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1884 (XVIII).
  В 1998 г. РФ, США, страны, входящие в Европейское космическое агентство, Япония и Канада заключили соглашение о создании международной космической станции.
 
 § 3. Основные принципы космической деятельности
  Основные принципы, касающиеся правового режима космического пространства, предусмотрены Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Некоторые такие принципы были конкретизированы и развиты в других универсальных соглашениях, упоминавшихся выше, в частности в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
  Согласно ст. 1 Договора 1967 г., исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами без какой-либо дискриминации.
  Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, согласно ст. II Договора, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
  Таким образом, четко устанавливается, что космическое пространство является негосударственной, международной территорией (практически в пределах Солнечной системы), правовой режим которой устанавливается соответствующими положениями международного права. В основе такого режима - положение о свободе исследования и использования космического пространства всеми государствами на благо и в интересах всего человечества. Результаты космической деятельности являются общим достоянием человечества.
  Далее в Договоре устанавливается, что нормы космического права являются интегральной частью международного права в целом и должны применяться с учетом других его положений. Согласно ст. III Договора, государства-участники (практически все государства мира) осуществляют космическую деятельность "в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания".
  В развитие этого положения ст. IV Договора предусматривает, что государства-участники "обязуются не выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом".
  Луна и другие небесные тела "используются всеми государствами - участниками Договора исключительно в мирных целях...".
  Таким образом, одним из принципов космического права является принцип демилитаризации космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, хотя это не столь очевидно и общепризнанно, поскольку имеют место различные толкования соответствующих положений Договора, в частности того, касаются ли они любых видов оружия или только оружия массового поражения.
  Следующий основополагающий принцип космического права - международная ответственность государства за любую космическую деятельность, осуществляемую под его руководством.
  Государства - участники Договора, гласит его ст. VI, несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем договоре. В случае деятельности в космическом пространстве международной организации ответственность за выполнение договора несут, наряду с международной организацией, также участвующие в ней государства.
  Развивая указанные положения, ст. VII Договора предусматривает, что каждое государство, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, а также государство, с территории или с установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве другому государству, его физическим или юридическим лицам.
  Указанные положения действуют с учетом того, что, согласно ст. VIII Договора, государство - участник Договора, в регистр которого записан объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль за таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, что характерно и для других международных пространств.
  Государства - участники Договора осуществляют космическую деятельность таким образом, чтобы избежать вредного загрязнения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества (ст. IX).
  Наконец, государства - участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства-участника или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.
  Таковы основные принципы космической деятельности в кратком и концентрированном их изложении. Как уже указывалось, они уточнены и развиты в других источниках международного космического права и международного права в целом.
 
 
 § 4. Некоторые особые условия космической деятельности
  Космическая деятельность непрерывно расширяется по мере развития научно-технических возможностей исследования и использования космического пространства, что порождает новые потребности в международно-правовом регулировании такой деятельности и, с учетом соответствующих обязательств государств, и в регулировании их национальным правом.
  В то же время ряд положений Договора о принципах космической деятельности требуют определенной конкретизации.
  Так, государство, в регистр которого записан объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию (властные правомочия) в отношении таких объектов, включая их экипаж во время нахождения в космическом пространстве. Поэтому регистрация космических объектов приобретает весьма существенное значение.
  С учетом этого была разработана и заключена Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.
  Конвенция устанавливает:
  a) термин "запускающее государство" означает: государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, и государство, с территории которого или из установок которого осуществляется запуск космического объекта;
  b) термин "космический объект" включает составные части космического объекта, а также средства доставки его и его части;
  c) термин "государство регистрации" означает запускающее государство, в регистр которого занесен космический объект в соответствии со ст. II Конвенции.
  Согласно этой статье, когда "космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство", запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в свой соответствующий регистр и информирует Генерального секретаря ООН о ведении такого регистра.
  Генеральный секретарь ООН, в свою очередь, ведет регистр, в который заносится информация, предоставляемая запускающим государством.
  Вышеуказанные положения распространяются также на любую межправительственную организацию, которая осуществляет космическую деятельность с соблюдением соответствующих положений Конвенции, установленных в ее ст. VII.
  Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. содержит важные положения, касающиеся принципов космической деятельности государств в соответствии с Договором 1967г.
  Соглашение объявляет небесные тела и их природные ресурсы "общим наследием человечества" и предусматривает необходимость установить специальный режим эксплуатации природных ресурсов Луны и других небесных тел, когда "будет очевидным, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время".
  В соглашении также предусмотрено, что поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.
  В то же время Соглашение предусматривает, что государства имеют право при проведении научных исследований собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. Но желательно предоставление таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств и международного научного сообщества для проведения научных исследований.
  Разрешается также использование минеральных и других веществ Луны и иных небесных тел для поддержания жизнедеятельности экспедиций.
  Соглашение требует от государств принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую природную среду Земли как вследствие доставки внеземного вещества, так и каким-либо иным путем.
  Этой же цели служат положения Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., запрещающие применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия .на погоду и климат Земли, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.
  Согласно Договору о принципах 1967 г., государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Это означает, в частности, что юрисдикция государства запуска распространяется на экипаж запущенного объекта, независимо от гражданской принадлежности его членов.
  Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. предусматривает обязанность каждой его стороны, которая получает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершает вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под ее юрисдикцией, в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно сообщает власти, осуществившей запуск, или немедленно сообщает об этом для всеобщего сведения, а также информирует об этом Генерального секретаря ООН для тех же целей.
  Если экипаж космического корабля приземлился на территории данной стороны Соглашения, она незамедлительно примет все возможные меры для его спасения и оказания ему всей необходимой помощи. Экипаж корабля должен быть также в безопасности и незамедлительно возвращен представителям властей, осуществивших запуск.
  Если каждая сторона Соглашения, которая получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части возвратились на Землю на территории, находящейся под ее юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, она информирует об этом власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. Каждая сторона, в пределах юрисдикции которой обнаружен космический объект или его составные части, по просьбе властей, осуществивших запуск, и с их помощью, если их попросят, принимает такие меры, которые она сочтет практически осуществимыми для спасения этого объекта или его составных частей.
  Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972г. устанавливает, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
  Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
  Термин "ущерб" означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государств либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций.
  Термин "космический объект" охватывает составные части космического объекта, средства его доставки, а также его части.
  Разумеется, выше приведены лишь некоторые существенные положения соответствующих общих международных договоров, регулирующих космическую деятельность, без их детализации и возможных исключений.
  По-прежнему острой и не решенной является проблема договорного установления границы между воздушным и космическим пространствами.
  Существенные разногласия существуют между государствами по поводу условий непосредственного телевизионного вещания через спутники для населения государств, которых это касается, в частности об условиях ограждения их народов от попыток использовать такое вещание в целях вмешательства во внутренние дела государств, обострения взаимоотношений между ними.
  Весьма существенные проблемы остаются не до конца решенными применительно к правовым принципам дистанционного зондирования Земли из космоса, одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в 1986 г., когда речь идет о таком зондировании территории иностранных государств. Эти принципы полностью не решают проблем заинтересованных иностранных государств, касающихся неиспользования данных об их природных ресурсах вопреки их законным правам и интересам.
  В 1975-1976 гг. возникла весьма острая проблема, касающаяся правового регулирования условий использования геостационарной орбиты, в связи с тем, что группа государств заявила о своих особых правах, вплоть до осуществления своего суверенитета, в отношении участков геостационарной орбиты, расположенных над их территориями. Указанные претензии экваториальных стран были отвергнуты другими государствами, но в договорном порядке вопрос о геостационарной орбите не урегулирован.
  Выше обозначены лишь некоторые проблемы, требующие существенных усилий и сотрудничества всех государств в целях их урегулирования на справедливой и взаимоприемлемой основе. Однако это лишь малая часть таких проблем. Возникнут, очевидно, и новые, ибо развитие научно-технических возможностей требует адекватного им международно-правового регулирования космической деятельности.
 
 
 Глава XX
  ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 § 1. Общие положения
  В последние десятилетия перед международным сообществом государств во весь рост встала одна из глобальных проблем современности - проблема охраны и рационального использования окружающей человека природной среды.
  По своему значению она является, видимо, сопоставимой с проблемой поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Однако если последняя проблема, сводящаяся в своей основе к регулированию использования силы (вооруженных сил) в межгосударственных взаимоотношениях, вполне разрешима в рамках международно-правового регулирования и достаточно урегулирована соответствующими положениями Устава ООН, то проблема охраны окружающей среды является не столько юридической, сколько научно-технической.
  Действительно, необходимо было осознать взаимосвязанность природных явлений на Земле, организовать непрерывное наблюдение за такими явлениями и их аномалиями, выявить те явления, которые, будучи связаны с деятельностью человечества по воспроизводству его жизни, наносят ущерб земной флоре и фауне, и предложить средства и методы устранения таких вредных последствий для природной среды или их минимизации.
  Только на такой основе возможно заключение межгосударственных соглашений об охране и рациональном использовании окружающей среды. И соответствующие соглашения заключались и заключаются в зависимости от случая на двусторонней, многосторонней или универсального характера основе. Ныне их насчитывается несколько сотен.
  Однако меры охраны окружающей среды в пределах государственной территории упираются в проблему отсутствия или ограниченности денежных или технических средств для их претворения в жизнь у большинства государств мира, именуемых ныне развивающимися или слаборазвитыми странами. И разрыв между развитыми и развивающимися государствами не только не сокращается, но усиливается в результате эксплуатации последних транснациональными капиталистическими монополиями. Иными словами, развивающиеся страны, как правило, не готовы заключать соглашения об охране и рациональном использовании своей природной среды.
  Развитые страны осуществляли на своей территории меры преобразования природной среды, например меры по регулированию своих водотоков с помощью дамб, плотин и прочих сооружений, по осушению болот, применению разного рода химических средств для борьбы с вредными насекомыми, меры химической мелиорации почв и т.п., не осознавая существенно вредных последствий такой деятельности для природной среды. Овладение ядерной энергией привело к строительству многочисленных атомных электростанций и т.д. Чернобыльская катастрофа показала грозную опасность подобных мероприятий для окружающей среды.
  Короче говоря, научно-технический прогресс не только породил все более существенные возможности охраны окружающей среды, но и выявил наличие иррационального ее использования или преобразования в ходе человеческой деятельности.
  Проблема охраны окружающей среды в 80-х годах текущего столетия была наконец осознана как глобальная проблема современности, от решения которой зависит дальнейшее существование человечества.
  Научному исследованию этой проблемы с тех пор было посвящено множество международных конференций и совещаний, в том числе на всеобщем уровне. Они выработали в этом отношении многочисленные рекомендации.
  Были предприняты также меры по выделению и формированию права окружающей среды как в плане внутригосударственного, так и в плане международного права. Право окружающей среды стало интенсивно формироваться как одна из отраслей современного международного права. Этому вопросу посвящены ныне многие труды юристов-международников.
  Однако мало осознать и предложить меры интенсивного формирования и развития международного права окружающей среды. Необходимо еще изыскать денежные и иные средства воплощения в жизнь соответствующих международных обязательств, которых не имеют большинство бывших колониальных и зависимых стран, оказавшихся ныне в тисках неоколониализма и все более отстающих в своем экономическом развитии от развитых стран. Ныне это глобальная проблема установления нового экономического порядка с учетом справедливых требований развивающихся стран, их интересов и потребностей.
  Таким образом, с одной стороны, на локальном уровне и в рамках общего международного права формируется и развивается международное право окружающей среды, с другой же стороны, его формирование и развитие упираются в проблему отсутствия во многих случаях должных материальных возможностей рационального использования окружающей человека природной среды.
  Представляется, что право окружающей среды целесообразно рассматривать в двух его аспектах: в аспекте внутригосударственного регулирования с учетом соответствующих международных обязательств государств и в аспекте исключительно международно-правового регулирования применительно к деятельности в пределах негосударственной (международной) территории.
  В этом плане и рассматривается ниже соответствующее международно-правовое регулирование.
 
 § 2. Внутригосударственное регулирование
  В принципе внутригосударственное регулирование входит во внутреннюю компетенцию любого государства. Однако в этой сфере действует общепризнанная обычно-правовая норма, требующая от государств, чтобы деятельность в пределах их национальной юрисдикции не наносила ущерба территории других государств.
  Будучи обычноправовой нормой международного права, эта норма не детализирована применительно к различным аспектам внутригосударственной деятельности. Однако в некоторых конкретных случаях взаимоотношений пограничных государств споры между ними разрешались международными судами и арбитражами в пользу возмещения соответствующего ущерба соседнему пограничному государству.
  В то же время с учетом вышеуказанной общей нормы между сопредельными государствами заключены многочисленные двусторонние договоры об использовании и охране так называемых разделенных живых и минеральных ресурсов, т.е. расположенных по обе стороны их совместной границы.
  Заключено также много региональных международных договоров. В их числе, например, Конвенция об охране среды и живых ресурсов Балтийского моря 1973 г., Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976г., Африканская конвенция об охране природы и природных ресурсов 1968г., Соглашение об охране полярных медведей 1973г., Северная конвенция об охране окружающей среды 1974г., Договор о природоохранительном сотрудничестве в бассейне р. Амазонка 1978г., Конвенция об охране фауны и флоры в Европе 1979 г.
  Однако состоявшаяся в 1972г. в Стокгольме Конференция ООН по проблемам окружающей среды, исходя из обычноправовых принципов международного права, сформулировала их применительно к деятельности государств в сфере окружающей среды следующим образом: "В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции".
  Соответствующие рекомендации были сформулированы Конференцией по проблемам окружающей среды, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
  Таким образом, принцип взаимного уважения государствами суверенитета друг друга, их суверенного равенства четко подтвержден и применительно к использованию государствами своих природных ресурсов.
  Что же касается ответственности государств в соответствии с общим принципом права - "так используй свое, чтобы не причинять ущерб чужому" (sic ultere tuo ut alienum non laedas), то практически он может применяться лишь во взаимоотношениях между такими государствами. В этих целях и заключаются соглашения между сопредельными государствами, в частности в отношении использования ими так называемых разделенных природных ресурсов.
  Когда деятельность государства на своей территории приводит к глобальному ущербу окружающей среде, например в случае крупной аварии на атомной установке, то никакое государство не в состоянии возместить нанесенный ущерб всем другим государствам. Иногда такой ущерб возмещается наиболее потерпевшим государствам ex gracio, т.е. в порядке доброй воли.
 
 § 3. Международно-правовое регулирование
  Речь в данном случае идет о не находящихся под суверенитетом какого-либо государства земных пространствах, правовой статус и режим которых определяется исключительно международным правом. Это морские пространства за пределами национальной юрисдикции соответствующих государств, а также воздушное пространство над ними. Особый статус и режим предусмотрен, как уже отмечалось, в этом плане для района Антарктики.
  Соответственно, меры охраны окружающей среды в пределах таких пространств могут и должны предприниматься на уровне общего международного права путем заключения тех или иных универсальных международных конвенций об охране окружающей среды и рациональном природопользовании, что и имеет место на практике. Решающая роль в разработке проектов таких конвенций принадлежит Организации Объединенных Наций, некоторым ее специализированным учреждениям (ВОЗ, ИМО, ИКАО, МОТ), а также Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ).
  В числе таких конвенций универсального характера: Конвенция относительно вмешательства в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения 1971 г.; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; Международная конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.; Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.; Конвенция о мигрирующих видах диких животных 1979 г.; Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.; Венская конвенция о защите озонового слоя Земли 1985 г.
  Исключительное значение ныне приобрела Конвенция ООН по морскому праву, о которой речь шла в гл. XVII.
  Эта конвенция содержит специальную ч. XII, которая озаглавлена "Защита и сохранение морской среды" и содержит статьи, составляющие содержание 11 разделов этой части Конвенции.
  В частности, заключительная ст. 237 этой части Конвенции устанавливает, что соответствующие ее положения не наносят ущерба конкретным обязательствам, принятым на себя государствами по заключенным ранее специальным конвенциям и соглашениям, которые касаются защиты и сохранения морской среды, а также соглашениям, которые могут быть заключены в развитие общих принципов, изложенных в настоящей Конвенции.
  В свою очередь, вступительная ст. 192 ч. XII Конвенции гласит: "Государства обязаны защищать и сохранят морскую среду". А ст. 194 предусматривает, что государства в соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно обязаны принимать все меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этих целей практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и должны стремиться согласовывать свою политику в этом отношении".
  Приведенные положения можно сформулировать и в более общем виде: государства обязаны защищать и сохранять окружающую (или природную) среду, использовать для этой цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении.
  Однако такие общие международно-правовые положения при всей их важности далеко не решают проблемы защиты и сохранения окружающей среды, во-первых, потому, что наиболее угрожающие ее сохранению в данный момент виды деятельности выявляются в ходе мониторинга окружающей среды; во-вторых, потому, что наилучшими практически применимыми средствами в деле охраны окружающей среды многие государства не располагают то ли в силу их научно-технической отсталости, то ли в силу дороговизны таких средств, то ли по иной причине.
  Поэтому становление и развитие права окружающей среды происходит главным образом путем заключения международных договоров двустороннего, локального или универсального порядка, касающихся запрещения определенных видов деятельности или минимизации их вредных для окружающей среды последствий. При этом более успешно это осуществляется применительно к негосударственной (международной) территории путем заключения международных договоров универсального характера. Внутреннее же законодательство большинства стран в этом плане явно не соответствует требованиям современности по отмеченным ранее причинам.
 
 § 4. Дальнейшая перспектива
  Правовое регулирование охраны окружающей среды - внутригосударственное и международно-правовое - стало развиваться лишь в последние десятилетия, когда было осознано, что это одна из главнейших глобальных проблем современности, если не самая главная. И такое правовое регулирование должно усиленно развиваться.
  В то же время, как уже отмечалось, это проблема не столько юридическая, сколько научно-техническая. Во-первых, в научно-техническом плане это задача мониторинга окружающей среды, что ныне вполне осуществимо, в частности с помощью спутников, запускаемых в космос. Во-вторых, это поиск и использование альтернативных источников энергии (например, водородного топлива) и сырья, безвредных или менее вредных для окружающей среды, что требует много времени и объединения научного потенциала человечества.
  Наконец, это, возможно, проблема регулирования численности населения Земли, поскольку безудержный рост числа землян наша планета вряд ли выдержит. Примером такого регулирования служат, в частности, меры, предпринимаемые в этом плане Китайской Народной Республикой.
 
 Глава XXI
 МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
 § 1. Общие положения
  Название настоящей главы повторяет название гл. IX Устава ООН. Применительно к современному международному праву речь, следовательно, должна идти о международно-правовом регулировании сотрудничества государств и иных субъектов международного права в широкой сфере их социально-экономических взаимоотношений.
  В научном и практическом плане можно поэтому выделить отрасль международного права, именуемую социально-экономическим правом.
  Соответственно, социально-экономическое право - это совокупность и система международно-правовых норм, регулирующих взаимоотношения государств и иных субъектов международного права в сфере их социально-экономических взаимоотношений.
  Необходимо при этом иметь в виду, что, во-первых, это отрасль современного общего международного права и, во-вторых, что эта отрасль сложилась и развивается после Второй мировой войны и принятия Устава ООН. Ранее социально-экономические отношения между субъектами международного права на уровне общего международного права не регулировались, хотя многочисленные международные договоры между государствами в различных сферах их социально-экономических взаимоотношений заключались.
  Однако в современных условиях такие договоры должны соответствовать требованиям непротиворечия основным принципам общего международного права, имеющим императивный характер, соответствовать целям и принципам международного экономического и социального сотрудничества государств и иных субъектов международного права, изложенным в гл. IX Устава ООН.
  Между тем в последние десять-пятнадцать лет в отечественной международно-правововой доктрине и в учебниках по международному праву традиционным стало выделение в качестве специальной отрасли, именуемой "международное экономическое право".
  Так, в учебнике "Международное право"* говорится, что международное экономическое право принято характеризовать как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.
 
  * См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатепко. М., 1995. С. 388.
 
  Существенная специфическая черта международных экономических отношений, по мнению авторов учебника, - это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности таких отношений: 1) межгосударственные - универсального или локального, в том числе двустороннего характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государствам, и между-народными (транснациональными) хозяйственными объединениями; 5) между юридическими и физическими лицами различных государств.
  Неоднородность отношений и их участников, говорится в учебнике, порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующую о переплетении в этой отрасли международного публичного и международного частного права.
  Однако такое широкое, всеобъемлющее понимание международного экономического права вряд ли целесообразно, ибо не позволяет четко отделить ту область экономического сотрудничества между государствами и иными субъектами международного права, которая регулируется исключительно международным правом, от области экономических отношений между субъектами гражданского права, которая регулируется внутренним правом того или иного государства, а в необходимых случаях также нормами международного частного права этого государства.
  При этом следует также иметь в виду, что международное частное право данного государства должно учитывать соответствующие международные обязательства этого государства, касающиеся обращения с иностранными физическими и юридическими лицами, что, в частности, и составляет существо международного частного права данного государства его коллизионные (отсылочные) нормы.
  В свою очередь, в "Курсе международного права" говорится, что международное экономическое право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и иных норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений . *

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу