<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 * См.: Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 4. С. 213.
 
  В то же время здесь подчеркивается, что отношения имущественного характера, складывающиеся между физическими и юридическими лицами, регулируются не международным правом, а национально-правовыми нормами, устанавливаемыми или санкционируемыми государствами автономно или в силу принятых ими международных обязательств. Участниками гражданских имущественных отношений могут быть также государства и иные субъекты международного права, выступающие в таких случаях в качестве субъектов гражданского права особого рода. Международные имущественные отношения гражданско-правового характера и способы их правового регулирования (коллизионный и материально-правовой) изучаются наукой международного частного права.
  Все это, безусловно, справедливо. Однако возникает вопрос: почему в данном и в других подобных случаях в отечественной литературе и в учебных курсах международного права специально и последовательно речь идет только о "международном экономическом праве" как отрасли международного публичного права? Иными словами, почему речь идет только о межгосударственных экономических отношениях, а также об экономических отношениях между государствами и международными (межгосударственными) организациями или между последними?
  Нам представляется, что это не вполне корректно. Межгосударственные экономические отношения, например, что бы ни вкладывалось в это понятие, есть лишь часть сферы социально-экономического сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН и современным общим международным правом.
  Именно поэтому в начале настоящей главы социально-экономическое право, которому она посвящена, определено как совокупность и система международно-правовых норм, регулирующих взаимоотношения государств и иных субъектов международного права в сфере их социально-экономических взаимоотношений.
  Конечно, в конкретном случае, для целей конкретного исследования из общей сферы социально-экономического права можно выделить, например, область торгово-экономических взаимоотношений или кредитно-финансовых взаимоотношений между государствами или любую иную интересующую государства и исследователя такую область, что часто и наблюдается. Однако все это при условии ясного понимания того, что общими условиями такого международно-правового регулирования являются соответствующие положения социально-экономического права в целом.
  Далее, очевидно, что участниками международного социально-экономического оборота являются также физические и юридические лица. Но их правовое положение в рамках национально-правовых систем государств во многом определяется обязательствами государств в их пользу в соответствии с положениями общего международного права, а также в соответствии с двусторонними или локальными международными соглашениями, их уточняющими или развивающими.
  Кроме того, международное экономическое право, рассматриваемое и изучаемое в контексте сложного конгломерата соответствующих межгосударственных взаимоотношений, имеет явно социальную направленность - обеспечить населению заинтересованных государств наилучшие экономические условия его бытия.
  Наконец, нельзя считать, что избранное нами понятие "международное социально-экономическое право", как оно определено выше, является наилучшим. Возможно, конечно, и иное наименование.
 
 § 2. Цели международного социально-экономического права и органы, их осуществляющие
  Как уже говорилось, социально-экономическое право как часть общего международного права приобрело такое свое значение после Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций. Именно Устав ООН установил необходимость тесного сотрудничества государств в такой широчайшей сфере их взаимоотношений, как социально-экономическое сотрудничество, определил его цели и принципы. За пределами этой сферы взаимоотношений государств фактически находится лишь область их сотрудничества в деле поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Более того, Устав ООН подчеркивает теснейшую взаимосвязь между этими двумя сферами межгосударственного сотрудничества. И это вполне естественно с учетом того, что нормы международного права тесно между собой взаимосвязаны и могут применяться только с учетом всех других международно-правовых норм или, по крайней мере, с должным учетом некоторых из них.
  В связь с Организацией Объединенных Наций в качестве ее специализированных учреждений был поставлен ряд других универсальных международных организаций, в задачи которых входит организация международного сотрудничества в ряде конкретных сфер социально-экономических взаимоотношений между народами и государствами. Кратко об этих специализированных учреждениях ООН будет говориться в отдельном параграфе этой главы.
  Здесь же рассмотрим основные положения социально-экономического права, как они изложены в Уставе ООН - главном его источнике.
  Преамбула Устава ООН провозгласила, в частности, решимость народов Объединенных Наций вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций (государств) и в этих целях использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.
  В развернутом виде эта цель изложена в гл. IX Устава ООН, посвященной экономическому и социальному сотрудничеству.
  Статья 55 Устава предусматривает, что с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:
  a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
  b)разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;
  c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
  Согласно же ст. 56 Устава, все члены ООН обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения целей, указанных в ст. 55.
  Таким образом, Устав ООН самым широким образом определяет сферу социально-экономического сотрудничества государств, международные обязательства государств содействовать в сотрудничестве с ООН экономическому и социальному прогрессу всех народов, т.е. самым широким образом определяет существо международного социально-экономического права, сферу его действия и применения.
  Ответственность за выполнение функций ООН, определенных в гл. IX Устава, посвященной международному социально-экономическому сотрудничеству, возлагается, согласно ст. 60, на Генеральную Ассамблею и, под руководством Генеральной Ассамблеи, на Экономический и Социальный Совет, которому для этой цели предоставляются полномочия, указанные в гл. Х Устава.
  Функции и полномочия Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) определены в ст. 62-66 гл. Х Устава. Они касаются, в частности, его взаимоотношений со специализированными учреждениями ООН, о которых речь будет идти ниже. Что же касается собственных функций и полномочий ЭКОСОС, то они в основном сводятся к следующим.
  Согласно ст. 62, ЭКОСОС уполномочен предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования и т.д. или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. Он уполномочен подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию, а также созывать международные конференции по этим вопросам.
  Обратим внимание на то, что разработанные ЭКОСОС проекты международных конвенций по социально-экономическим вопросам, направленные им Генеральной Ассамблее, по решению последней могут стать предметом рассмотрения международной конференции в целях разработки и принятия текста соответствующей международной конвенции, что и имеет место в практике ООН.
  Согласно ст. 64 Устава, ЭКОСОС полномочен заключать соглашения с членами ООН и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию, а также сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по этим докладам. ЭКОСОС управомочен представлять Совету Безопасности информацию и по предложению Совета обязан ему помогать (ст. 65). Он должен выполнять также иные функции, перечисленные в других частях Устава ООН или возложенные на него Генеральной Ассамблеей (ст. 66).
  ЭКОСОС создает комиссии в экономической и социальной области и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций (ст. 68).
  Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных комиссий, в задачи которых входит содействовать социально-экономическому развитию стран соответствующих регионов. Такими комиссиями являются: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) и Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАГ).
  ЭКОСОС по мере необходимости создает также функциональные, состоящие из представителей государств - членов ООН органы, призванные содействовать ему в выполнении его социально-экономических функций. В их числе, в частности, Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по социальному развитию, Комиссия по правам человека с Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия по положению женщин (в социально-экономической сфере), Комиссия по наркотическим средствам.
  Таким образом, Устав ООН возложил на Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет обязанности по развитию плодотворного сотрудничества государств в социально-экономической сфере их взаимоотношений в целях содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Для выполнения этих целей в рамках ООН создана разветвленная система международных органов, наделенных соответствующими функциями и правомочиями, в том числе по контролю за выполнением универсальных или локальных международных договоров в сфере международного социально-экономического права.
  Конечно, Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС не правомочны принимать обязательные для членов ООН решения. Но их рекомендации государствам и иным субъектам международного права, особенно принятые на основе консенсуса, имеют важное морально-политическое значение, служат ориентиром деятельности государств в сфере их социально-экономических взаимоотношений. Наконец, особое значение имеют разрабатываемые в рамках или под эгидой ООН проекты международных конвенций, положения которых приобретают силу международных обязательств для участвующих в них государств или становятся универсально обязательными в силу сложившейся соответствующей обычноправовой нормы.
 
 § 3. Принципы международного социально-экономического права
  Как уже отмечалось, на сферу социально-экономических отношений между государствами распространяются основные принципы современного международного права, кодифицированные ныне в Декларации о принципах международного права 1970 г. (см. гл. IV).
  Представляется, однако, что особое значение имеет принцип сотрудничества государств. Так, в соответствии с этим принципом государства обязаны, независимо от различий в их политических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в разных областях международных отношений, в частности с целью содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в основе такие различия.
  Таким образом, в сфере социально-экономического права особое значение придается принципу недискриминации государств по каким-либо признакам различий между ними, который, к сожалению, часто нарушается.
  Другое положение принципа сотрудничества состоит в том, что государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
  Между тем разрыв в сфере социально-экономического строительства между немногочисленными развитыми странами и подавляющим большинством так называемых развивающихся стран не только не сокращается, но постоянно растет в силу их нещадной эксплуатации развитыми странами и транснациональными монополиями.
  Важное значение в рассматриваемом плане имеет также общепризнанный принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими естественными богатствами и ресурсами.
  В договорном порядке межгосударственные отношения в социально-экономической сфере часто или, скорее, преимущественно осуществляются на основе принципа наибольшего благоприятствования. Существу режима наибольшего благоприятствования посвящена выше специальная глава (см. гл. VII).
 
 § 4. Специализированные учреждения ООН
  Статья 57 Устава ООН предусматривает, что специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широко международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией Объединенных Наций в соответствии с положениями ст. 63.
  Статья 63, в свою очередь, устанавливает, что ЭКОСОС вступает с любым таким специализированным учреждением в соглашения, определяющие условия, на которых они будут поставлены в связь с ООН. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеи.
  ЭКОСОС согласовывает деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям, а также рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН.
  Как уже говорилось, ЭКОСОС уполномочен получать от специализированных учреждений регулярные доклады, заключать с членами ООН и со специализированными учреждениями соглашения с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию (т.е. по вопросам социально-экономического права).
  Организация Объединенных Наций делает, согласно ст. 58, рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений, что, разумеется, является функциями ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи.
  Согласно ст. 70 Устава, ЭКОСОС может приглашать представителей специализированных учреждений для участия, без права голоса, в обсуждении вопросов в Совете или в созданных им комиссиях, а также направлять своих представителей для участия в обсуждении вопросов в специализированных учреждениях.
  Генеральная Ассамблея, согласно ст. 17 Устава ООН, рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями и проверяет их административные бюджеты с целью сделать рекомендации заинтересованным специализированным учреждениям.
  Таким образом, специализированные учреждения ООН - это международные (межгосударственные) организации универсального характера, открытые для участия любого государства и поставленные в связь с Организацией Объединенных Наций специальными соглашениями с ними, о которых говорилось выше, с целью координации их деятельности в сфере социально-экономических взаимоотношений между государствами.
  При этом специализированные учреждения полностью сохраняют свой статус самостоятельных международных организаций, созданных и действующих на основе своего учредительного акта (межгосударственного договора), определяющего цели и задачи данной организации, ее организационную структуру, функции и полномочия ее органов.
  В настоящее время действуют 16 специализированных учреждений ООН. Некоторые из них возникли и действовали еще до создания ООН. Ниже приводятся краткие данные о существующих специализированных учреждениях.
  Международная организация труда (МОТ) - создана в 1919 г. по решению Парижской мирной конференции. Ее устав составил ч. XIII Версальского мирного договора 1919 г. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Основными целями МОТ являются поощрение социальной справедливости, улучшение условий труда, повышение жизненного уровня населения. В этих целях МОТ разрабатывает международные конвенции, касающиеся условий труда различных категорий трудящихся, их зарплаты, продолжительности рабочего дня, минимального возраста поступления на работу, специального страхования, оплачиваемых отпусков и т.д. Они становятся обязательными для государств-членов по ратификации их государствами в соответствии с их конституционной процедурой. МОТ принимает также рекомендации государствам-членам.
  Государства-члены представлены в МОТ особыми делегациями, в состав которых входят два представителя правительства и по одному представителю предпринимателей и профсоюзов.
  Высший орган МОТ - ежегодно созываемая Генеральная конференция, исполнительный орган - Административный совет, состоящий из 56 членов: 28 из них представляют правительства, 14 - предпринимателей и 14 - профсоюзы.
  Всемирный почтовый союз (ВПС) - создан в 1874 г. в целях содействия осуществлению почтовых связей между различными территориями (создавался в тех условиях в качестве так называемого административного союза). С 1947 г. специализированное учреждение ООН. Функционирует на основе своего устава, общего регламента ВПС и Всемирной почтовой конвенции, последняя редакция которой вступила в силу в 1971 г. Членами ВПС являются практически все государства мира. Их территории рассматриваются в качестве единой почтовой территории. Цели ВПС - организация и совершенствование почтовой службы, а также оказание технической помощи развивающимся странам в организации почтового обслуживания их населения.
  Высший орган ВПС - Всемирный почтовый конгресс, созываемый обычно один раз в пять лет; руководящий орган - Исполнительный совет, состоящий из представителей сорока или более членов организации. В рамках ВПС действует также Консультативный совет по почтовым исследованиям, разрабатывающий рекомендации по техническим, эксплуатационным и экономическим основам почтового обслуживания. Секретариатом ВПС является его орган, именуемый Международным бюро ВПС.
  Международный союз электросвязи (МСЭ) - образован в 1932 г. на Всемирной конференции электросвязи на основе объединения в МСЭ Международного телеграфного союза (основанного в 1865 г.) и Международного радиотелеграфного союза (действовавшего с 1906 г.). МСЭ является специализированной организацией ООН с 1947 г. Он действует на основе Международной конвенции электросвязи и дополняющих ее регламентов. Цели МСЭ - координирование всех видов международной электросвязи, включая космическую, содействие рациональному использованию служб радиосвязи, распределение ее радиочасточного спектра. МСЭ осуществляет техническую помощь развитию региональных сетей радиосвязи и их включению во всемирную систему, оказывает техническую и иную помощь развивающимся странам в организации их служб радиосвязи.
  Высший орган МСЭ - Полномочная конференция его членов (практически все государства мира), созываемая обычно раз в пять лет. Для пересмотра регламентов электросвязи созываются по мере надобности Всемирные административные конференции МСЭ.
  Административные функции МСЭ осуществляются его Административным советом, члены которого избираются Полномочной конференцией. Он проводит свои заседания ежегодно.
  Постоянно действующими органами МСЭ являются: Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации частот, Международный консультативный комитет по радио и Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии.
  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - создана в 1946 г. и с 1948 г. действует в качестве специализированного учреждения ООН, объединяет большинство государств мира. Целью ВОЗ в соответствии с ее Уставом является достижение всеми народами более высокого уровня здоровья с помощью не только усилий здравоохранения, но и соответствующих мер социально-экономического характера. Деятельность ВОЗ осуществляется путем предоставления странам медицинских услуг, оказания соответствующей помощи развивающимся странам и в организации и поощрении медицинских исследований. Последнее осуществляется, в частности, путем организации международной сети лабораторий, исследующих болезнетворные организмы, создающих необходимые вакцины, а также занимающихся подготовкой необходимых научных работников.
  Руководящий орган ВОЗ - Всемирная ассамблея здравоохранения, созываемая ежегодно; исполнительный орган - Исполнительный комитет, избираемый Всемирной ассамблеей; административный орган - Секретариат, возглавляемый Генеральным директором ВОЗ.
  Всемирная метеорологическая организация (ВМО) - создана в 1947 г. на основе существовавшей с 1873 г. соответствующей неправительственной организации. С 1951 г. она функционирует в качестве специализированного учреждения ООН, объединяя практически все государства. Ее цели - всемирное сотрудничество в деле метеонаблюдений, обеспечение оперативного обмена метеоинформацией и обеспечение единообразия метеонаблюдений и статистических данных, организация метеорологических исследований и подготовки кадров метеорологов.
  Органы ВМО - Всемирный метеорологический конгресс, созываемый обычно каждые четыре года; Исполнительный комитет, ежегодно проводящий свои сессии; Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем.
  ВМО руководствуется в своей деятельности разработанными ею Всемирной климатической программой и Глобальной программой атмосферных исследований.
  Международная морская организация (ИМО) - действует с 1982 г. в качестве специализированного учреждения ООН. Она заменила собой существовавшую ранее (с 1959 г.) Межправительственную морскую консультативную организацию (ИМКО).
  Руководящий орган ИМО - ее Ассамблея, заседающая каждые два года. Она избирает Совет, руководящий деятельностью ИМО в период между сессиями Ассамблеи, собирающимися на свои заседания обычно дважды в год. ИМО имеет также постоянно действующий Секретариат.
  В рамках ИМО действуют пять специализированных комитетов: Комитет по безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Комитет по упрощению формальностей. Они вырабатывают соответствующие правила мореходства и охраны морской среды для представления их руководящим органам ИМО.
  Под эгидой ИМО были проведены многочисленные международные конференции, в частности, по вопросам охраны человеческой жизни на море, грузовой марки судов, их обмера, предотвращения столкновений судов и загрязнения моря, безопасности рыболовных судов, поиска и спасения судов, потерпевших аварию. На таких конференциях разрабатывается и принимается текст международных конвенций, т.е. ведется работа по кодификации современного морского права. Органы ИМО разрабатывают также рекомендации, кодексы, руководства, наставления и т.п. для судоводителей, конструкторов и строителей морских судов. Все это обеспечивает высокую результативность деятельности ИМО.
  Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - создана и действует с 1946 г. в качестве специализированного учреждения ООН, объединяющего практически все существующие государства.
  Цели ЮНЕСКО - содействие достижению прочного мира, безопасности и благосостояния народов путем развития международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Эта организация призвана поощрять всеобщее соблюдение справедливости, правопорядка, прав человека и основных свобод для всех народов мира, без различия расы, пола, языка и религии. Главной программой деятельности является, в частности, ликвидация неграмотности населения, содействие обязательному образованию и повышению его уровня, подготовка и направление в заинтересованные страны экспертов в области науки и просвещения. ЮНЕСКО рассматривает в рамках своей компетенции такие глобальные проблемы современности, как предотвращение опасности мировой термоядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, установление нового экономического порядка и нового информационного порядка, защита окружающей среды, освоение мирового океана и космоса на благо всего человечества.
  Высший орган ЮНЕСКО - Генеральная конференция, заседающая раз в два года; исполнительный орган - избираемый Генеральной конференцией Исполнительный совет, проводящий свои сессии обычно три раза в год и несущий ответственность за выполнение программ, принятых Генеральной конференцией; административный орган - Секретариат, возглавляемый Генеральным директором.
  Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)- создана в 1967 во исполнение соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и с 1985 г. является специализированным учреждением ООН.
  Цели ЮНИДО - содействовать промышленному развитию и индустриализации развивающихся стран, финансированию соответствующих проектов, подготовке национальных кадров, а также способствовать международному и региональному сотрудничеству государств и координировать их деятельность в этой области.
  Главным органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая обычно раз в четыре года. Она избирает сроком на три года основной руководящий орган - Совет по промышленному развитию, проводящий свои сессии обычно раз в год. Совет разрабатывает и утверждает программу предстоящих работ, обсуждает вопросы координации деятельности учреждений системы ООН в сфере промышленного развития и ежегодно представляет свои доклады ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее ООН. В период между сессиями Совета обычно два раза в год заседает его Постоянный комитет в том же составе, что и Совет. Административным органом ЮНИДО является ее Секретариат, возглавляемый Исполнительным директором, которого назначает Генеральный секретарь ООН и утверждает в этой должности Генеральная Ассамблея ООН.
  Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - создана в 1970 г. в соответствии с ее учредительным актом - Конвенцией, заключенной в 1967 г.
  Основными целями этой весьма специфической международной организации - с 1974 г. специализированного учреждения ООН - являются: способствовать интеллектуальной творческой деятельности и охране интеллектуальной собственности во всем мире путем поощрения международного сотрудничества государств, состоящих или не состоящих членами ВОИС, в том числе во взаимодействии с любым другим международным объединением государств в этой сфере, а также способствовать передаче технологии развивающимся странам, имея в виду ускорение их экономического, социального и культурного развития.
  Начало деятельности государств по охране интеллектуальной собственности было положено в 1883 г., когда была заключена Парижская конвенция по охране промышленной собственности. В 1886 г. была заключена Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. С тех пор появилась масса многосторонних международных договоров в данной сфере, требующих координации деятельности этих международных объединений, что и составляет одну из главных функций ВОИС.
  Под интеллектуальной собственностью, согласно учредительному акту ВОИС, понимаются права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, к исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
  Органы ВОИС: Конференция государств - членов Организации, Генеральная ассамблея, состоящая из членов ВОИС, являющихся также членами Парижского или Бернского союзов, и Координационный комитет. Административный орган - Международное бюро, возглавляемое Генеральным директором ВОИС.
  Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) - создана и действует в качестве специализированного учреждения ООН с 1945 г.
  Цели ФАО: содействие улучшению питания и поднятию жизненного уровня населения, повышению производительности труда и улучшению распределения продовольствия, повышению продуктивности сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, улучшению условий жизни сельского населения, развитию мировой экономики, а также организация и содействие научным исследованиям в сфере сельского хозяйства и питания населения.
  Высший орган ФАО - Конференция государств-членов, заседающая обычно раз в два года; исполнительный орган - Совет, избираемый Конференцией; административный орган - Секретариат во главе с Генеральным директором ФАО, избираемым Конференцией.
  Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение ООН, занимающееся организацией и координацией международного сотрудничества, касающегося деятельности международной гражданской авиации.
  Устав ИКАО составляет неотъемлемую часть заключенной в 1944 г. Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.
  Целями ИКАО являются: установление принципов и методов международной авианавигации, содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, совершенствование летно-космических правил, обеспечение безопасности международных полетов. В ее функции входит, в частности, разработка и принятие с учетом требований практики международных стандартов и рекомендаций, имеющих своей задачей унификацию Правил международной аэронавигации, которые составляют приложение к вышеуказанной Конвенции и по мере надобности изменяются или дополняются.
  ИКАО осуществляет свою деятельность с помощью разветвленной системы органов, располагающих обязательной юрисдикцией или осуществляющих вспомогательные функции.
  Главным органом ИКАО является его Ассамблея, созываемая обычно раз в три года. Она определяет основные направления и задачи деятельности этой организации на ближайшую или длительную перспективу. Ассамблея избирает постоянно действующий Совет в составе представителей государств, имеющих наиболее развитый воздушный транспорт. Руководит Советом избираемый Ассамблеей его президент.
  Совет образует Аэронавигационный комитет (АНК), в задачу которого входит разработка изменений или выработка новых стандартов и рекомендаций в сфере международного воздушного транспорта, и учреждает Аэронавигационную комиссию. Совет образовал также Юридический комитет, который консультирует его по веем вопросам, касающимся деятельности ИКАО. Действуют также Комитет по незаконному вмешательству в деятельность гражданской авиации и ряд других вспомогательных органов Совета.
  Обеспечивает работу органов ИКАО его Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем и имеющий в своем составе несколько специализированных управлений.
  Особая роль в сфере международных социально-экономических отношений принадлежит валютно-финансовым международным организациям в силу характера их деятельности и условий принятия ими решений. Это следующие организации.
  Международный валютный фонд (МВФ), созданный в 1945 г. на основе соглашения, достигнутого на Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции 1944 г. государствами, взносы которых в этот фонд составили 80% его общей суммы. Стал специализированным учреждением ООН и преступил к осуществлению валютных операций в 1947 г.
  Цели МВФ - содействие международному сотрудничеству в сфере финансовых расчетов по сделкам между государствами-членами и устранению препятствующих развитию мировой торговли ограничений в деле обмена валют.
  Однако в силу того, что решения фонда принимаются на условиях "взвешенного голосования" его членов с учетом их вкладов в сумму фонда и что подавляющим числом голосов при этом обладают 10 высокоразвитых стран во главе с США, эти государства и определяют валютно-финансовую политику фонда и условия, на которых он предоставляет кредиты другим странам.
  Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - создан в 1944 г. государствами - участниками Бреттон-Вудской конференции. Специализированное учреждение ООН с 1945 г.
  Членами МБРР могут стать лишь государства - члены Международного валютного фонда.
  Целью МБРР является содействие реконструкции экономики государств-членов путем предоставления им для этого займов. Условия принятия соответствующих решений те же, что и в Международном валютном фонде.
  Международная финансовая корпорация (МФК) - создана в 1956 г., специализированное учреждение ООН с 1957 г.
  Цель МФК - содействие экономическому развитию государств-членов путем стимулирования деятельности их частных производственных предприятий.
  МФК тесно взаимодействуете с МБРР, является его филиалом. Руководят ее деятельностью Совет управляющих и Совет директоров, состоящие из лиц, управляющих делами МБРР и представляющих государства, которые одновременно являются его членами.
  Международная ассоциация развития (MAP) - создана в 1960 г., с 1961 г. специализированное учреждение ООН. Ее членами являются государства - члены МБРР.
  Цели MAP - содействие экономическому развитию, повышению производительности труда и жизненного уровня населения наименее развитых стран путем предоставления им льготных беспроцентных и долгосрочных займов. Ответственность за управление делами MAP возложена на МБРР, должностные лица и персонал которого безвозмездно выполняют также функции по управлению делами MAP. Порядок принятия решений о предоставлении займов тот же, что и в МБРР.
  Три вышеуказанные организации - Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и Международная ассоциация развития - в совокупности образуют корпорацию, именуемую Всемирным банком.
  Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) - образован и действует в качестве специализированного учреждения ООН с 1977 г.
  Цели ИФАД - мобилизация дополнительных средств для развития сельского хозяйства развивающихся стран путем разработки и осуществления проектов содействия беднейшим слоям их сельскохозяйственного населения.
  Капитал фонда создается в основном за счет взносов развитых стран (более 50%) и развивающихся стран (более 40%). Его распределение также зависит от согласования позиций основных стран-доноров.
 
 § 5. Целенаправленность международного социально-экономического права
  Очевидно, что социально-экономическая сфера взаимоотношений между государствами, регулируемая современным международным правом, так или иначе сводится к принятию государствами международных обязательств о соблюдении ими определенных прав человека в своем внутреннем порядке или правопорядке.
  Некоторые конкретные обязательства по общему международному праву в сфере социально-экономического права стали общепризнанными. Речь идет, в частности, об общепризнанных международно-правовых положениях, запрещающих апартеид, расизм, колониализм, агрессию и другие нарушения международного мира и безопасности.
  Что касается соблюдения других социально-экономических прав человека, то международно-правовое развитие пошло в этом плане по пути разработки под эгидой ООН и некоторых ее специализированных учреждений международных конвенций универсального характера, т.е. открытых для участия всех государства.
  Заключаются, разумеется, и соответствующие двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, но решающая роль, очевидно, должна принадлежать универсальным конвенциям.
  Такие конвенции, как правило, устанавливают механизм контроля за их соблюдением государствами-участниками. Такой механизм предусматривает обычно представление государствами периодических докладов о выполнении ими своих международных обязательств.
  Центральное место в системе международных договоров о правах человека принадлежит Международному пакту о гражданских и политических правах и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятым и открытым для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г.
  Многие действующие международные конвенции посвящены мерам искоренения конкретных действий государств, умаляющих честь и достоинство человеческой личности.
  Так, делу предупреждения дискриминации человека и преступлений против человека служат, в частности, Международная конвенция о ликвидации всех видов расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о дискриминации в области труда и занятий 1958 г., Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1950 г., Конвенция о равном вознаграждении 1951 г.
  Делу предупреждения и пресечения преступлений против человеческой личности служат также Конвенция о рабстве 1926 г. с последующими ее изменениями и дополнениями, Конвенция о принудительном труде 1930 г. и Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 г. и др.
  Ряд конвенций касаются юридического статуса индивида. В их числе, Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., Конвенция о представителях трудящихся 1971 г.
  Выше приведены лишь отдельные примеры международных соглашений универсального характера в сфере социально-экономического права. И это право непрерывно развивается, составляет основную сферу межгосударственного сотрудничества в интересах человеческой личности и человечества в целом, коль скоро его усилиями поддерживается международный мир и безопасность на нашей планете.
 
 
 Глава XXII
 УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА
 § 1. Общие положения и терминология
  В гл. IX указывалось, что ответственность государств и других субъектов международного права, обозначаемая термином "международная ответственность", по своему существу и видам (формам) в корне отличается от юридической ответственности по внутригосударственному праву, где она выступает в качестве уголовной, гражданской и административной ответственности.
  В общем вопрос о характере юридической ответственности по национальному и международному праву сводится к вопросу о субъектах этих двух систем права.
  Так, вполне очевидно, что субъектами международной (международно-правовой) ответственности за нарушения международно-правовых предписаний являются государства и иные субъекты международного права.
  Соответственно, индивиды, физические лица, не будучи субъектами международного права, не являются и не могут являться субъектами международно-правовой ответственности вообще и тех видов международно-правовых санкций в отношении государств, о которых шла речь в главе об их ответственности, в частности.
  Конкретнее, уголовная ответственность, которую несут индивиды в соответствии с внутригосударственным правом за предусмотренные этим правом преступления, в принципе не применима к государству.
  Однако уяснение этой, казалось бы, очевидной вещи - не столь простое дело при столкновении с некоторыми явлениями международной действительности, требующими правовой оценки. Так, некоторые авторы, в том числе отечественные, утверждали, что современное международное право якобы устанавливает в некоторых случаях наряду с ответственностью государств юридическую ответственность физических лиц, в частности за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Высказывались также мнения о формировании некоего международного уголовного права.
  Однако высказывания о том, что международное право якобы устанавливает в некоторых случаях наряду с международной ответственностью государств международную ответственность индивидов, явно ошибочны. Никакой особой международной (международно-правовой) ответственности индивидов не существует. Ее не установили, ибо вполне достаточно существующих форм уголовной ответственности индивидов (от взятия под стражу до пожизненного тюремного заключения и смертной казни) в соответствии с национальными системами уголовного права.
  Не существует и международной уголовной юстиции и международных пенитенциарных средств исполнения приговоров по уголовным делам. Факт образования и деятельности двух специальных международных военных трибуналов - Нюрнбергского и Токийского, - а также возможность учреждения международных судебных инстанций в силу некоторых иных универсального характера межгосударственных соглашений - явление редкое, исключительное, не изменяющее общего положения о том, что уголовная ответственность индивидов существовала и продолжает существовать как их ответственность по национальному уголовному праву государств, подлежащая преследованию национальными судами с соблюдением национальных процессуальных норм применительно ко всем уголовным преступлениям, подпадающим под юрисдикцию данного государства.
  Уголовная юрисдикция государства в принципе территориальна в том смысле, что она принадлежит органам правосудия того государства, в пределах территории или юрисдикции которого совершено уголовное преступление. Иными словами, все лица (кроме пользующихся соответствующим иммунитетом), совершившие в таком случае преступление в соответствии с внутренним правом государства, подлежат его уголовной юрисдикции.
  Государства устанавливают также свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных их гражданами и вне пределов их уголовной юрисдикции, иначе - персональную юрисдикцию, обычно лишь в отношении ограниченной категории тяжких преступлений. Но осуществление персональной юрисдикции возможно, естественно, лишь тогда, когда соответствующее лицо окажется во власти государства его гражданства.
  Поэтому издавна существует сотрудничество государств в деле превенции и наказания за совершаемые индивидами преступления, как правило, тяжкого или особо тяжкого характера, ибо борьба с такими преступлениями требует объединения усилий заинтересованных государств на двустороннем, локальном или универсальном уровнях путем заключения между ними международных договоров. Такие договоры устанавливают обязательства государств, касающиеся розыска предполагаемого преступника, уголовного преследования его в соответствии с их внутренним законодательством либо выдачи другому государству, казания иной правовой помощи. Именно в этом и состоит причастность международного права к делу борьбы с уголовными преступлениями.
  Наконец, в силу сложившегося международного обычая или общепризнанных положений универсальных международных договоров определенные преступления индивидов составляют ныне особую категорию, которую целесообразно именовать уголовными преступлениями международного характера или иным образом.
  Необходимость соответствующей терминологии предопределяется тем, что термин "преступление" обозначает ныне в международно-правовых актах одну из категорий международно-противоправных деяний государств, о чем говорилось в гл. IX. Следовательно, терминологически надо различать преступления государств и преступления индивидов. Словосочетание "уголовные преступления" достаточно четко обозначает, что речь идет именно о преступлениях индивидов.
  Кроме того, речь идет о преступлениях, социально опасных не только для данного государства или нескольких государств, заключивших соглашения о совместных мерах борьбы с ними, но и для сообщества государств или человечества в целом. Терминологически это преступления международного характера. Последнее словосочетание ("международного характера") призвано обозначить их социальную опасность для человечества в целом.
  Конечно, возможна и иная терминология. Беда, однако, в том, что сколько-нибудь устоявшейся терминологии не существует. Каждый автор предлагает свою, и терминологическая неразбериха в этом вопросе вполне очевидна.
  Таким образом, уголовные преступления международного характера - это особая категория преступлений физических лиц (группы лиц), которые являются социально опасными преступлениями для человечества в целом и в отношении которых международное сообщество государств установило особую компетенцию (обязанность) каждого государства в деле борьбы с такими преступлениями.
  Такая особая компетенция (обязанность) государств установлена по общему международному праву, либо в силу соответствующего международного обычая, либо, чаще, в силу общепризнанных положений универсальных международных договоров. Более конкретно это сводится в основном к следующему.
  Во-первых, на международном уровне определяется состав уголовных преступлений международного характера, в уголовно-правовой оборот вводятся определенные виды таких преступлений (например, преступления против мира, преступления против человечности, преступления апартеида, геноцида и т.д.).
  Во-вторых, международное право обязывает государство преследовать по своему национальному праву лиц, виновных в уголовных преступлениях международного характера, коль скоро они находятся в его власти, устанавливая экстерриториальную и эксперсональную юрисдикцию государства по таким преступлениям, иначе - универсальную юрисдикцию, т.е. юрисдикцию, действующую независимо от места совершения преступления международного характера и независимо от гражданской принадлежности преступника.
  Неотвратимость наказания за уголовные преступления международного характера достигается, кроме того, обязанностью каждого государства либо судить такого преступника, либо выдать его для судебного преследования государству, в пределах юрисдикции которого совершено данное преступление, или государству национальной принадлежности данного преступного лица, а также сотрудничеством государств по обнаружению предполагаемого преступника и в деле принятия практически осуществимых мер по предотвращению указанных преступлений.
  Возможно также заключение универсальных международных договоров о неприменимости срока давности к уголовным преступлениям международного характера. Так, в частности, в 1968 г. была разработана и заключена Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности.
  Повторим, что, как правило, устанавливается обязанность государств преследовать за уголовные преступления международного характера по своему национальному праву. Возможность же учреждения по некоторым конвенциям международного уголовного суда весьма проблематична, практически нереальна. Например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. предусматривают возможность юрисдикции международного уголовного суда для сторон, признавших такую юрисдикцию. Однако такие суды учреждены не были.
  Большинство же других международных конвенций о предупреждении и пресечении уголовных преступлений международного характера вообще не предусматривают возможности учреждения международных судебных инстанций.
  Тем не менее следует иметь в виду, что существует определенная связь между тяжкими международно-противоправными деяниями государства, обозначаемыми ныне термином "преступление государства", и сопутствующими ему преступлениями международного характера индивидов, в частности руководящих должностных лиц. Это создает впечатление, что уголовная ответственность таких лиц, как и ответственность государства, возникает непосредственно на основании международного права и является одной из форм ответственности государства за его международное преступление. В действительности же, преступления государства и преступления физических лиц, в том числе уголовные преступления международного характера, - явления совершенно разноплановые. Ответственность государства существует на основании и в соответствии с международным правом, а уголовная ответственность индивида - в соответствии с внутренним правом государства, коль скоро она таковым предусмотрена.
  Кроме того, определенная взаимосвязь между преступлениями государств и преступлениями международного характера физических лиц отнюдь не абсолютна. Ее вообще может не существовать и действительно во многих случаях не существует.
  Например, преступления индивидов против мира, как они определены в ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, безусловно связаны с совершенным государством преступлением агрессии. Но военные преступления и преступления против человечности могут совершаться не только вооруженными силами и агентами государства-агрессора и не только в ходе международного вооруженного конфликта. Преступление геноцида может совершаться индивидами самостоятельно, вне связи с международным преступлением геноцида, совершаемым государством. Имеют место также преступления государств, в связи с которыми международное право не предусматривает обязанности уголовного преследования индивидов. И наоборот, обязанность государств преследовать по своему национальному праву (или выдать) за многие виды уголовных преступлений международного характера установлена ныне в соответствии с общепризнанными положениями современного международного права вне какой-либо связи с преступлениями государств.
  Таким образом, обязанность государств в соответствии с общепризнанными положениями современного международного права преследовать лиц, совершивших уголовные преступления или подозреваемых в их совершении, установлена ныне в отношении преступлений, терминологически обозначенных автором как уголовные преступления международного характера.
  Ниже рассматриваются некоторые источники, устанавливающие такую обязанность.
 
 
 § 2. Уставы Международных военных трибуналов
  Исходя из принятой в Москве 30 октября 1943 г. Великобританией, США и СССР Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, 8 августа 1945 г. в Лондоне между СССР, США, Великобританией и Францией было заключено Соглашение о судебном преследовании и наказании военных преступников европейских стран оси, неотъемлемой частью которого является приложенный к нему Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала). В дальнейшем к Лондонскому соглашению присоединились еще 19 государств. Принципы Устава Нюрнбергского трибунала были одобрены международным сообществом государств в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 95(I) и имеют ныне общепризнанное значение.
  Лондонское соглашение предусматривало, что Нюрнбергский трибунал учреждается для суда над главными военными преступниками, преступления которых не связаны с географически определенным местом, и устанавливало (ст. 6), что Соглашение не умаляет компетенции и не ограничивает прав национальных или оккупационных судов, которые уже созданы или будут созданы на любой союзной территории или в Германии для суда над военными преступниками.
  В дальнейшем был учрежден на тех же принципиальных основах Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал) для судебного преследования японских военных преступников.
  Устав Нюрнбергского трибунала гласил, что следующие действия или любое из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала (и соответствующих национальных или оккупационных судов) и влекущими за собой индивидуальную ответственность:
  a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений; участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из перечисленных действий;
  b) военные преступления, а именно, нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления;
  с) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и иные жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступления, подлежащего юрисдикции Трибунала, или в связи с преступлением, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
  Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за всe действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана.
  Таким образом, универсально признанным международным соглашением была установлена преступность вышеуказанных деяний индивидов и обязанность государств по их судебному преследованию прежде всего и главным образом в национальных судах.
  Кроме того, в Уставе Нюрнбергского трибунала впервые были сформулированы положения о преступлениях против мира и виновные в них лица впервые были привлечены к уголовной ответственности.
  То, что положения Устава Нюрнбергского, а затем Токийского трибуналов стали составной частью общего международного права, подтверждает и факт преследования сотен и тысяч немецко-фашистских, японских и иных преступников Второй мировой войны судами практически всех европейских и многих неевропейских государств.
  Следует добавить, что ныне обязанность государств преследовать по своему национальному праву (или выдать) за военные преступления и преступления против человечности установлена также Женевскими конвенциями о законах и обычаях войны 1949 г., кодифицировавшими соответствующее обычное право. Так, согласно ст. 146 Женевской конвенции о защите мирного населения во время войны, ее участники "берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей Конвенции..." Каждая сторона Конвенции, согласно этой же статье, "обязуется разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали совершить то или иное из упомянутых серьезных нарушений, и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду". Она может также, если пожелает, передавать их для суда другой заинтересованной стороне.
 
 § 3. Универсальные международные конвенции
  Сотрудничество государств в деле борьбы с уголовными преступлениями международного характера привело также к разработке и заключению под эгидой ООН некоторых ее специальных учреждений или иным образом многочисленных универсальных международных конвенций, устанавливающих обязанность государств-участников преследовать соответствующих лиц за обозначенные в этих конвенциях тяжкие уголовные преступления международного характера или выдавать их для преследования другому компетентному государству. Постепенно положения этих конвенций становятся общепризнанными нормами международного права.
  Такие универсальные конвенции трудно сколько-либо подробно рассмотреть. Тем не менее очевидно, что отнесение тех или иных преступных деяний индивидов к категории преступлений международного характера - дело компетенции международного сообщества государств.
  Так, современное международное право квалифицирует в качестве международных преступлений государств тяжкие нарушения ими международных норм, запрещающих рабство, геноцид и апартеид.
  В свою очередь, заключены Конвенция о рабстве 1926 г. и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г., обязывающие государства преследовать индивидов за такие преступления по своему национальному праву. Заключены также Конвенция о преступлении геноцида и наказании за него 1948 г. и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.
  Ряд универсальных международных конвенций можно рассматривать как относящиеся к сфере предупреждения и пресечения преступлений международного терроризма.
  К ним относятся, в частности, положения о преступлениях пиратства, в концентрированном виде изложенные ныне в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 100-107), а также Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
  К этой сфере относятся также Конвенция о преступлениях и некоторых актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1978 г. и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. и Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и Конвенция о предотвращении и наказании лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1978 г.
  Особое значение в этом плане имеют Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.
  Таковы некоторые общезначимые международно-правовые акты, имеющие в виду предупреждение и пресечение уголовных преступлений международного характера и так или иначе устанавливающие универсальную юрисдикцию (или обязанность выдачи) государства, во власти которого оказываются подозреваемые лица.
  Вполне очевидно, что борьба с преступлениями международного характера индивидов потребует новых усилий международного сообщества государств, подготовки и заключения новых универсальных международных договоров или дополнения новыми положениями уже существующих международных конвенций, ибо уголовная преступность проявляется во все более изощренных формах и все чаще приобретает международный характер.
 
 
 Глава XXIII
  ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
 § 1. Общие положения
  Наименование "право вооруженных конфликтов" обозначает специфическую отрасль современного международного права, регулирующую способы и методы ведения вооруженной борьбы в ходе вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера с целью минимизации их вредных последствий для вовлеченных в конфликт сторон и человечества в целом. Но этим далеко не ограничивается объект соответствующего правового регулирования.
  Наиболее полно и квалифицированно существо права вооруженных конфликтов, включая целесообразность такого его наименования, изложено, на наш взгляд, в "Курсе международного права". *
 
  * См.: Курс международного права: В 7 т. М., 1992. Т. 6. Гл. 9 (авторы И.Н. Арцибасов и И.И. Лукашук).
 
  По мнению авторов, с одной стороны, право вооруженных конфликтов - отрасль международного права, призванная регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов, обеспечить защиту их жертв. С другой стороны, объектом регулирования этой отрасли является широкий спектр отношений между субъектами международного права. Он охватывает не только ограничение или запрещение применять определенные средства ведения войны, но и такие правила, как: а) ограничение во времени применения средств ведения военных действий, в частности нормы о начале войны и ее окончании, о перемирии, о мирном договоре и т.д.; б) пространственные ограничения применения средств ведения военных действий, особенно нормы о театре военных действий, о театре войны, об оккупированных территориях, о нейтралитете, о демилитаризованных и нейтрализованных территориях, о необороняемых местностях и т.д.; в) ограничения, касающиеся индивида, т.е. нормы, ограничивающие применение средств ведения военных действий против определенных категорий лиц, в частности правовой режим раненых, больных, военнопленных, гражданского населения, граждан нейтральных государств, иностранцев и т.д.; г) нормы, содержащие гарантии осуществления правил ведения военных действий, об ответственности за их нарушение, о военных преступлениях и т.д.
  Вышесказанное и лежит в основе системы изложения авторами права вооруженных конфликтов с должным учетом соответствующей международно-правовой доктрины.
  Иначе говоря, право вооруженных конфликтов в широком его понимании полностью сохраняет свою силу и действенность.
  В то же время полностью сохраняет свое значение и право вооруженных конфликтов в узком его понимании, как часть права вооруженных конфликтов (подотрасль), призванная регулировать собственно ведение военных действий в ходе международных и немеждународных конфликтов, обеспечивать защиту их жертв
 
 § 2. Международное гуманитарное право
  Ныне подотрасль права вооруженных конфликтов, посвященная защите жертв войны, обозначается в международных актах как "международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов" или более кратко "международное гуманитарное право".
  Особенностью этой подотрасли права вооруженных конфликтов является то, что стороны вооруженного конфликта рассматриваются как равноправные и равнообязанные, независимо от того, какая из них явилась нападающей или обороняющейся стороной, агрессором или жертвой агрессии.
  В то же время в принципе право вооруженных конфликтов в его широком понимании также можно считать гуманитарным правом, поскольку так или иначе оно направлено на ограничение или смягчение тяжких последствий межгосударственных вооруженных конфликтов, их превенцию и ответственность за нарушение соответствующих международно-правовых предписаний.
  В международно-правовой доктрине не существует сколько-нибудь заметного единства по вопросам о существе и содержании права вооруженных конфликтов, а также о его подотрасли, именуемой ныне гуманитарным правом.
  Основам собственно гуманитарного права, касающегося защиты жертв войны, посвящено ныне учебное пособие В.В. Пустогарова . * В этом труде показано, что основу современного гуманитарного права составляют четыре Женевские конвенции 1949 г., а именно: "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" (Конвенция I), "Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море" (Конвенция II), "Об обращении с военнопленными" (Конвенция III) и "О защите гражданского населения во время войны" (Конвенция IV), а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.: Протокол I о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол II о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
 
  * См.: Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право: Учебное пособие, М., 1977.
 
  Женевские конвенции и протоколы к ним систематизировали, кодифицировали и развили огромный относящийся к международному гуманитарному праву нормативный материал, их участниками стали практически почти все члены международного сообщества государств. Их положения действуют ныне и как нормы обычного международного права.
  А. Фердросс * кратко характеризует историю выработки четырех Женевских конвенций 1949 г. следующим образом.
 
  * См.: Фердросс А. Международное право. М., 1959.
 
  Конференция государств, созванная швейцарским Союзным советом, выработала Первую Женевскую конвенцию 1864 г. об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях. Эта конвенция неоднократно улучшалась и расширялась: в первый раз в 1906 г., далее в 1929 г. и, наконец, в 1949 г. Конвенцией об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях (Конвенция I). Она состоит из 64 статей и двух приложений.
  Постановлениями Десятой Гаагской Конвенции 1907 г. принципы Женевских конвенций 1864 и 1906 гг. были распространены на морскую войну. Эта Конвенция также подверглась новации в 1949 г. Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II). Она содержит 63 статьи.
  В Гаагских правилах сухопутной войны 1899 и 1907 гг. имелся раздел о положении военнопленных. Нормы установленного для них в 1929 г. режима получили дальнейшее развитие в Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными (Конвенция III). Она состоит из 143 статей и пяти приложений.
  К этим трем конвенциям (в 1949 г. лишь подвергшимся новации) следует добавить новую Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV). Конвенция регулирует положение гражданского населения как на территории воюющих сторон, так и на оккупированных территориях и на территориях нейтральных государств. Она состоит из 159 статей и трех приложений.
  Эти четыре Женевские конвенции были объединены под названием "Женевские конвенции о защите жертв войны" и 12 августа 1949 г. приняты конференцией государств, созванной в Женеве по предложению Международного комитета Красного Креста. К конвенциям приложено 11 рекомендаций конференции.
  Эти четыре конвенции содержат, указывает А. Фердросс, многочисленные положения общего характера, помещенные частично в начале, частично в конце текстов конвенций. Наиболее существенные из них следующие.
  1. Конвенции подлежат соблюдению "при любых обстоятельствах", и соблюдение их должно быть обеспечено. Серьезные нарушения этого положения должны быть уголовно наказуемы.
  2. Конвенции подлежат применению не только в случае объявленной войны, но и при вооруженных конфликтах, когда одна из сторон еще не признала состояния войны, а также при военной оккупации, которой не оказывается никакого сопротивления. Договаривающиеся государства остаются связанными этими положениями также по отношению к не состоящему участником конвенции государству, если последнее "принимает и применяет" их в каких-либо конкретных конфликтах. Из этого следует, что некоторые положения конвенций гуманного порядка подлежат применению также и в гражданской войне.
  3. Указанными конвенциями покровительствуемым лицам присваиваются права, от которых они не могут отказаться. Такие лица имеют также право просить о помощи державу-покровительницу. За отсутствием таковой должна выступить какая-либо организация, преследующая гуманные цели, как, например, Международный комитет Красного Креста. Никакие отступления от этих положений посредством заключения соглашения с государством, которое в результате военных событий оказывается ограниченным в своей свободе действий, не допускаются.
  4. Конвенции подлежат применению в сотрудничестве и под наблюдением державы-покровительницы или заменяющей ее организации, преследующей гуманные цели.
  5. В случае разногласий относительно толкования и применения конвенции держава-покровительница или заменяющая ее организация, преследующая гуманные цели, должна предложить свои услуги. Они могут предложить организовать встречу представителей сторон. По требованию одной из сторон должно быть проведено расследование любого предполагаемого нарушения конвенции. Если между сторонами не будет достигнуто соглашение о порядке производства такого расследования, стороны должны назначить третейского судью, который разрешит процедурный вопрос. Впрочем в конвенциях нет положения, предусматривающего порядок разрешения споров, если стороны не достигли соглашения ни о процедуре, ни о назначении третейского судьи. Конференция лишь рекомендовала государствам передавать такие споры на рассмотрение Международного Суда.
  6. Все неурегулированные конвенциями дела подлежат разрешению на основании общих принципов этих конвенций.
  7. Запрещаются меры возмездия против лиц и объектов, состоящих под покровительством согласно конвенциям.
  8. Нейтральные государства, принявшие у себя покровительствуемых лиц, обязаны разумно применять конвенции.
  9. В честь Швейцарии устанавливается эмблема в виде Красного Креста на белом фоне в качестве отличительного знака защиты жертв войны. Наряду с этим допускается также изображение вместо Красного Креста Красного Полумесяца и Красного Льва на белом фоне. Злоупотребление этими эмблемами наказуемо.
  Таковы наиболее существенные общего характера положения Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г.
  Как следует из сказанного, Конвенции I, II и III явились результатом длительных усилий международного сообщества государств, начиная с 1864 г., в направлении прогрессивного развития их положений.
  Новеллой в этом плане явилась Конвенция IV - о защите гражданского населения во время войны. Положения этой конвенции касаются защиты гражданских госпиталей, помощи детям, раненым и больным; устанавливают обязанность государств-участников допускать свободную пересылку медикаментов и медицинских средств, предметов, необходимых для отправления церковных обрядов, предназначаемых исключительно для гражданского населения, а также посылок продовольственных продуктов, одежды и средств для поддержания здоровья детей моложе 15 лет, беременных женщин и рожениц.
  Конвенция содержит также нормы об иностранцах, в том числе не имеющих гражданства, находящихся под властью одной из воюющих сторон на собственной или на оккупированной территории. Они касаются и граждан нейтральных и совоюющих государств, если эти государства не поддерживают нормальных дипломатических сношений с государством, захватившим военнопленных.
  Все эти лица имеют право при любых обстоятельствах требовать уважения их личности, чести и их семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Они подлежат гуманному обращению и защите от нападений и оскорблений. Применение к ним каких-либо насильственных мер недопустимо, равно как наложение коллективных наказаний, всякое запугивание, терроризирование, взятие заложников.
  Конвенцией регулируется также режим лиц, интернированных государством-участником на своей собственной или на оккупированной территории.
  Суммарное число статей четырех Женевских конвенций о защите жертв войны (без учета приложений) - 439. Легко себе представить, насколько это обширный и сложный для изучения и применения правовой материал.
  Но этим дело далеко не ограничивается. Необходимо, кроме того, учитывать положения универсальных международных конвенций, касающихся запрещения применения оружия массового поражения, в частности это касается Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и его уничтожении 1972 г.. Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., а также Конвенции о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г. и протоколов к этой конвенции, касающихся необнаруживаемых осколков, запрещения или ограничения применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.
  Далее, в 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I-о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол II - о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
  Целью этих протоколов является внести целесообразные уточнения и дополнения в нормы Женевских конвенций 1949 г.
  Так, принципиальные положения общего характера гуманитарного права изложены в Протоколе I (ст. 35) следующим образом:
  "1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
  2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
  3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде".
  Законными участниками военных действий являются лица, именуемые комбатантами (сражающимися). Общая их характеристика, согласно Протоколу I, такова:
  "Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов".
  Протокол I содержит 102 статьи и два приложения. В нем дается, в частности, юридическое определение важнейших употребляемых в международном гуманитарном праве терминов-понятий.
  Весьма важной новеллой гуманитарного права является ст. 36 Протокола I, которая требует, чтобы лица, разрабатывающие новые виды оружия или способы ведения военных действий, определяли, не подпадают ли они под запреты в соответствии с Протоколом или иными нормами международного права, т.е. запрещает разрабатывать соответствующие новые виды оружия или способы ведения военных действий.
  Дополнительный протокол II - о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера имеет своей целью уточнение и развитие положений четырех Женевских конвенций 1949 г., составляющих содержание идентичных для всех четырех этих конвенций положений ст. 3.
  Вступительная часть этих статей гласит:
  "В случаях вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения".
  Указанный минимум определен следующим образом:
  1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой иной причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых иных аналогичных критериев.
  С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении указанных лиц:
  а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;
  б) взятие заложников;
  в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
  г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
  2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.
  Как указывается в Протоколе II, его положения применяется в развитие и дополнение положений ст. 3 четырех Женевских конвенций 1949 г. В частности, они распространяются на случаи борьбы против колониального господства и иностранной оккупации, против расистских режимов и за осуществление права народов на самоопределение в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права 1970 г., к вооруженному конфликту на территории государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами, осуществляющими контроль над частью территории государства, который позволяет им проводить непрерывные и согласованные действия и применять настоящий Протокол.
  Протокол не применяется к случаям нарушения общественного порядка, внутренним беспорядкам, отдельным актам насилия, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.
  В Протоколе II подчеркивается, что его положения не затрагивают суверенитета государства или обязанности правительства по поддержанию правопорядка в государстве, по защите национального единства и территориальной целостности государства. Его положения не могут истолковываться как вмешательство во внутренние дела государства или в вооруженный конфликт в государстве.
  Одно из положений преамбулы Протокола II гласит, что "в случаях, не предусмотренных действующими правовыми нормами, человеческая личность остается под защитой принципов гуманности и требований общественного сознания".
 
 § 3. Дальнейшая перспектива
  Целесообразность существования и развития права вооруженных конфликтов в целом и его подотрасли - гуманитарного права бесспорна. Но при этом возникают разные вопросы: во-первых, о вооруженных конфликтах между какими государствами может практически ныне идти речь; во-вторых, о применении каких незапрещенных средств ведения военных действий может сегодня или завтра вестись речь в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов.
  Ответ на первый вопрос сводится, видимо, к тому, что речь не может идти о вооруженном конфликте между великими державами, ибо это привело бы к возникновению третьей мировой войны и неизбежной гибели человеческой цивилизации в ее горниле.
  Второй вопрос касается средств и методов ведения вооруженной борьбы, в частности используемых вооружений. Таковые должны сводиться к так называемым обычным вооружениям, оружию избирательного действия, которое можно применять непосредственно против неприятельских вооруженных сил, не затрагивая гражданское население и сопутствующий вооруженным силам медицинский и прочий персонал.
  Но научно-техническая революция и гонка вооружений привели к изобретению значительного числа новых видов оружия массового поражения, к которым ныне в документах ООН относят оружие, которое действует путем взрыва или с помощью радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия. Речь может идти также, в частности, об оружии лучевого поражения, инфразвуковом оружии, генетическом оружии, этническом оружии, психотропном оружии, геофизическом оружии и т.д.
  Существенно совершенствуется и так называемое обычное оружие. Недаром в 1981 г. была заключена Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие.
  Конечно, поскольку в реальной действительности в послевоенных межгосударственных отношениях возникли и продолжают существовать десятки вооруженных конфликтов так называемой малой интенсивности, то право вооруженных конфликтов, включая международное гуманитарное право, сохраняет свое значение и действенность, служит цели минимизации тяжких их последствий для вовлеченных в них сторон и всего человечества.
  Однако главной задачей современности является исключение международных вооруженных конфликтов из жизни международного сообщества государств, поддержание международного мира и безопасности объединенными усилиями прежде всего великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Такова политическая реальность, отраженная в Уставе ООН, в основе которого лежит принцип единства действий постоянных членов Совета прежде всего в деле поддержания международного мира и безопасности.
  Напомним, что точка зрения США в момент ратификации ими Устава ООН состояла, в частности, в том, что положения, касающиеся Совета Безопасности, признают специальную ответственность великих держав за поддержание мира и тот факт, что сохранение их единства является решающей политической проблемой нашего времени.
  В свою очередь, официальный британский комментарий Устава ООН гласил, что успешная деятельность Объединенных Наций зависит от сохранения единогласия великих держав; конечно не во всех деталях политики, но по основным ее принципам. Если это единогласие серьезно подорвано, то никакое положение Устава не будет, очевидно, иметь большого значения.
  Точка зрения Советского Союза была идентичной и столь же категоричной.
  Сегодня указанная политическая истина так же справедлива, как и в момент основания Организации Объединенных Наций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу