<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 Безусловно, эти обстоятельства, а также кардинально и быстро меняющиеся общественные отношения, активными участниками которых выступают женщины, требуют существенных изменений практически во всех отраслях права.
 Следует признать, что Россия сегодня далека от ситуации обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин в реализации их конституционных прав и свобод.
 Исходя из принципа равноправия мужчин и женщин, необходимо особо остановиться на проблемах правового статуса женщин, и, в первую очередь, на вопросах обеспечения равноправия в таких сферах, как представительство мужчин и женщин в органах власти; участие в выработке решений; охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства; предотвращение насилия в отношении женщин; государственный механизм обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин. Не менее тревожными остаются положение сельских женщин, женщин-мигрантов; реализация их прав на образование; пенсионное обеспечение; не решены вопросы правового статуса женщин - участниц военных действий и женщин-инвалидов среди женщин распространены болезни, проституция, особенно детская и т.д.
 В настоящее время из всех занятых в материальном производстве 40 процентов работников (в том числе женщин) трудятся на тяжелых работах либо подвергаются воздействию вредных и опасных производственных факторов. Такое положение сложилось вследствие низкого уровня технической оснащенности производства, применения устаревших технологий, крайней изношенности машин, механизмов и оборудования, недостаточного обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, вследствие существенного сокращения возможностей организаций по
 312
 313
 финансированию мероприятий по охране труда, а также вследствие отсутствия должного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. В результате около 360 тысяч человек на производстве ежегодно получают травмы, из них 7,6 тысячи погибают, а 14 тысяч становятся инвалидами. Продолжает значительно увеличиваться профессиональная заболеваемость. Наибольший вред воздействие вредных и опасных производственных факторов причиняет здоровью женщин, особенно в период беременности, вызывая рождение детей с глубокой недоношенностью и врожденными пороками развития, что в свою очередь приводит к младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности.
 Сложившаяся ситуация связана также с тем, что не создана соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям система управления охраной труда, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования охраны труда, не действует система обязательного обучения работников безопасным приемам труда, практически не финансируются федеральные, территориальные и отраслевые программы улучшения условий труда, на предприятиях сокращаются или полностью ликвидируются службы охраны труда, и, что очень важно, не введено обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.
 Известно, что существуют специфические проблемы использования труда женщин на тех или иных работах. В законодательстве Российской Федерации предусмотрено существенное ограничение видов работ, на которых может быть использован труд женщин. Не допускается применение труда женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Это делается в интересах сохранения здоровья женщин и их будущих детей, обусловливающего здоровье всего населения и сохранение генофонда.
 Однако, несмотря на указанные запреты и ограничения, в неблагоприятных условиях работает 3,5 миллиона женщин, а 285 тысяч - в особо тяжелых и вредных условиях. Из сорока проверенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации предприятий, на каждом шестом выявлены нарушения законодательства в отношении беременных женщин, которые привлекались к работе в ночное время,
 314
 были незаконно уволены с работы. Следовательно, задача усиления охраны труда женщин остается актуальной. Заработная плата женщин в целом по стране гораздо ниже мужской. По официальным данным она составляет 2/3 от мужской, по данным большинства экспертов -менее 50%. При этом разрыв увеличивается, т.к. в отраслях с преимущественно мужской рабочей силой зарплата возрастает относительно высокими темпами (на 32% в 1998г.). В то время как в отраслях, где заняты в основном женщины, зарплата выросла в том де году на 5-7%, т.е. практически уменьшилась.
 Такая заработная плата, с трудом обеспечивающая прожиточный минимум, привела к появлению новой категории -"работающих бедных". Эта бедность имеет в основном женское лицо.
 Женщины составляют около 80% работников в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения. В этих областях средняя заработная плата составляет всего 40-60% от средней по стране, причем отставание увеличивается.
 Женщины заняты в основном на низкооплачиваемых должностях, хотя по уровню образования они опережают мужчин. Высшее профессиональное образование имеют 22% женщин и только 18% мужчин. Примером служит распределение работников в федеральных органах власти. В целом более 55% государственных служащих составляют женщины. Но лишь 1,3% должностей на уровне принятия решений занимают женщины (категория "А"), среди работников категории "Б" их 14,5%. А вот на должности категории "В" - 56,1%. То есть распределение по должностям повторяет общую тенденцию - чем более престижна и лучше оплачиваема должность, тем меньше на ней женщин.
 Усиливается процесс вытеснения женщин из властных структур. В правительстве РФ работает одна женщина, в парламенте: 2 женщины в верхней палате - Совете Федерации и 35 - в Государственной думе. В 1993 году в Государственной Думе было 14% женщин, в 1995 - 11%, в действующей - 7%. Нет ни одной женщины в Совете Безопасности и среди губернаторов. Приблизительно в 1/3 регионов женщин вообще нет в законодательных собраниях. Правда, хоть и медленно, растет число женщин на вторых должностях - заместителей министров, начальников департаментов.
 Невыполнение на практике требований Конституции РФ и других правовых актов в значительной степени объясняется тем, что
 315
 законодательство не предусматривает финансовых и организационных ресурсов для обеспечения этих обязательств. Федеральный бюджет не предусматривает специальных средств на принятие мер по тендерному равноправию.
 Для реализации принципов, заложенных в Конституции РФ и в международных обязательствах России должен функционировать национальный механизм по улучшению положения женщин. К сожалению, в последние годы он не развивается.
 Благодаря развитию образования в сфере прав человека и активным действиям международных, национальных и общественных правозащитных организаций в последнее время значительно расширились представления и знания о правах человека. Постепенно меняются многие стереотипы и устоявшиеся представления, противоречащие идеям прав и свобод человека и гражданина.
 Такими устаревшими представлениями являются некоторые патриархальные обычаи, догмы, стереотипы мышления. Так, и пока еще полностью не изжито представление о том, что насилие в семье в отношении ребенка или женщины, - это внутрисемейное и частное дело, в котором нет места для государственных органов. Между тем, эта острейшая проблема имеет далеко идущие последствия, отнюдь, не частного характера. Поэтому государство не может быть безучастным к тому, что происходит в семье, какую специализацию, какой опыт, какой стереотип общения и поведения внедряют в сознание детей их родители. Должен применяться принцип "соучастия" и ответственности государства и частных лиц в соблюдении прав и ребенка, и женщин, и мужчин.
 Насилие в семье нарушает целый ряд прав человека, в том числе право на судебную и иную защиту, принцип недискриминации, право на телесную неприкосновенность, защиту своей чести и достоинства и другие.
 В Декларации о ликвидации насилия против женщин, принятой в декабре 1993 года, ООН подтверждает обязанность государств действовать добросовестно, особенно в том, что касается защиты женщин от насилия. Декларация осуждает насилие против женщин, включая насилие в семье, как "нарушение прав и фундаментальных свобод женщин". Она провозглашает, что "государства должны осудить насилие против женщин...и проявить должную добросовестность в отношении профилактики и
 316
 расследования случаев насилия против женщин и наказание виновных в соответствии с национальным законодательством".
 Насилие против женщин в России является, по общему мнению специалистов, занимающихся этой проблематикой, чрезвычайно распространенной. Официальная статистика, ведущаяся органами милиции, не публикуется, что сразу обесценивает ее значение. Кроме того, насилие в семье имеет латентный характер и потому о состоянии дел приходится судить с большими допусками. Объективной картины о насилии в семье нет.
 Тем не менее, с использованием различных источников можно нарисовать следующую картину насилия в семье. От 20 до 30 процентов убийств в год совершается в семьях. Около 15 тысяч женщин ежегодно погибает от рук своих близких, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. Каждый час в России одна женщина подвергается сексуальному насилию. По официальной статистике в 1996 году 11 тысяч женщин подавали заявление об изнасиловании или попытке изнасилования. По данным активистов женского движения лишь около 10% жертв изнасилования обращаются с заявлениями в милицию. Если принять эту цифру за правду, истинное положение с сексуальным насилием следует признать катастрофическим.
 К такому выводу подводят и другие сведения. Каждая вторая женщина в Москве подвергается сексуальным домогательствам 30% старшеклассниц ежегодно подвергаются сексуальному насилию.
 Половина всех пострадавших малолетних насилуется либо отцом, либо отчимом. Более 50 тысяч детей ежегодно уходят из семей. 2 тысячи детей кончают жизнь самоубийством.
 До 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Женщины и дети составляют 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье.1
 "Российские правоохранительные органы не обеспечивают обязательное расследование случаев насилия в отношении женщин и передачу дела в суд и фактически порой препятствуют и расследованию, и передаче в суд таких дел. Проявляя терпимость к насилию против женщин, Россия не только не обеспечивает соблюдение прав женщин, но также не обеспечивает равное в отношении всех граждан соблюдение своего собственного законодательства. В общей атмосфере безразличия к жертве насилия и
 | ' Российский вестник "Международной амнистии" №16 - апрель 2000 г С 31, 34
 317
 полного отсутствия заботы о ней, неудивительно, что сотрудники правоохранительных органов в ходе следствия, как правило, не предоставляют никакой защиты потерпевшей и ее семье от преследований со стороны подозреваемого и его близких, стремящихся заставить ее забрать заявление".
 Таково отношение нашего государства к проблеме насилия против женщин, к выполнению международных норм права, конституционных гарантий защиты прав человека, с точки зрения международной правозащитной организации Хьюман Райте Вотч.1
 Указ журнал С 31
 
 ТЕМА 20
 ПРАВА ЛИЦ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИТЕ:
 МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО. ПРАВА РЕБЕНКА И ИНВАЛИДОВ.
 Всеобщая Декларация прав человека определила, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (п. 2 статьи 25).
 Речь, вполне обоснованно, идет о праве на особое попечение и помощь матери и ребенка в их единстве. Здесь важна и биологическая зависимость ребенка от образа жизни матери: чем она питается, как работает и отдыхает, каково ее психологическое и психическое состояние.
 Идеи, заложенные во Всеобщей Декларации, получили свое развитие в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Пункт 2 статьи 10 гласит:
 "Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению".
 Следующий пункт этой статьи посвящен детям, где говорится:
 "Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом".
 Международный Пакт о гражданских и политических правах следующим образом сформулировал права детей в статье 24:
 1. Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального и социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет
 319
 право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.
 2. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя.
 3. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.
 Существо рассматриваемой проблемы в наибольшей степени раскрывается в статье 17 Европейской Социальной Хартии, которая называется "Право матерей и детей на социальную и экономическую защиту". Она гласит:
 "В целях обеспечения эффективного осуществления права матерей и детей на социальную и экономическую защиту Договаривающиеся стороны будут принимать для этого все соответствующие необходимые меры, включая создание и обеспечение деятельности соответствующих учреждений и служб".
 Знатоки и комментаторы Социальной Хартии считают, что действие данной статьи распространяется на детей до достижения ими школьного возраста, после чего начинает применяться статья 7, регулирующая конкретные вопросы, касающиеся трудовой деятельности подростков по найму. Предусмотренная статьей 17 экономическая защита матерей до и после рождения ребенка имеет важное значение, поскольку это единственная защита такого рода, предусмотренная Хартией для неработающих женщин.
 Наилучшее и расширительное представление о сфере действия статьи 17 можно получить, познакомившись с рекомендацией Комитета независимых экспертов:
 "Ввиду весьма общего характера статьи 17, Комитет хотел бы разъяснить, что в докладах правительств должна содержаться надлежащая информация об общих механизмах социальной и экономической защиты матерей и детей, экономической помощи, оказываемой матерям до и после родов, процедурах установления отцовства и материнства, порядке, установленном в отношении незаконно рожденных детей, защите незамужних матерей, системе опекунства над сиротами, защите бездомных детей, мерах в области усыновления и обращении с несовершеннолетними нарушителями".1
 Впрочем, статья 17 Хартии перечисляет множество конкретных способов защиты материнства и детства. Там изложены такие обязанности государств-участниц:
 a) обеспечить детям и молодым людям с учетом прав и обязанностей их родителей заботу и помощь, образование и воспитание, в которых они нуждаются, в частности, путем создания необходимых для этого служб;
 b) ограждать детей и молодежь от пренебрежения, насилия и эксплуатации;
 c) обеспечивать защитой и специальной помощью детей и подростков, временно или постоянно лишенных родительского попечения.
 2. Предоставить детям и молодежи бесплатное начальное и среднее образование, а также способствовать их регулярному посещению занятий в школе.
 К рассматриваемой проблематике относится и охрана материнства, особенно в сфере трудовых отношений. Социальная Хартия решает этот вопрос в статье 8, в которой стороны обязуются:
 1. Предусмотреть для работающих женщин отпуск по беременности и родам с оплатой за счет средств социального обеспечения или из государственных фондов общей продолжительностью, по крайней мере, 14 недель.
 2. Считать незаконным для предпринимателя предупреждение работающей женщины об увольнении в период с момента, с которого предприниматель узнал о беременности, до конца отпуска в связи с материнством.
 3. Предусмотреть, что женщинам, имеющим детей грудного возраста, должны предоставляться достаточные по продолжительности перерывы для кормления ребенка.
 4. Регулировать работу в ночное время беременных женщин, в течение определенного периода после родов и кормящих матерей.
 5. Запретить применение труда беременных женщин, кормящих матерей на подземных работах и на всех иных опасных, вредных или тяжелых работах и принять необходимые меры для защиты их трудовых прав.
 В России материнство и детство гарантируется статьей 37 Конституции РФ. Она звучит скорее декларацией: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
 1 См. об этом: Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак. Европейская Конвенций о правах человека и Европейская Социальная хартия: право и практика. М. 1998. С. 524.
 320
 И - 2027
 321
 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
 Кроме того, права матери и ребенка регулируются самыми различными нормативно-правовыми актами. Так, Трудовой кодекс устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам, продолжительностью 140 и более дней. Трудовым законодательством запрещены ночные, сверхурочные работы беременным женщинам во вредных условиях. Такие запреты направлены на защиту здоровья женщин-матерей. В тоже время, странно выглядит такая забота, когда сами женщины-матери категорически восстают против таких ограничений. И идут они на это вынужденно, из-за нищенской оплаты труда, стремясь материально помочь детям ценой ухудшения своего здоровья. В столь драматичной дилемме виновата, конечно, экономическая политика государства, не способного обеспечить достойную жизнь своих граждан.
 В стране существует множество видов пособий для женщин-матерей, которые не способны оказать существенного влияния на материальное положение матерей и их детей. Таковы пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка.
 В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2000 год говорится о значительном распространении инфекционных болезней среди женщин, несущих угрозу здоровью и жизни самих женщин и их детей. В настоящее время, смертность в России почти в два раза превышает рождаемость. Из-за трудностей семейной жизни, экономических и жилищных проблем каждая четвертая женщина вообще не желает иметь детей. Из-за низкого качества жизни, дороговизны и отсутствия перспектив, женщины продолжают прибегать к абортам, по числу которых, Россия занимает одно из первых мест в мире.
 В Республике Башкортостан в 2001 году только 14 процентов родов происходило в нормальной форме. По Российской Федерации эта цифра 28%. Таким образом, привычное заклинание медицинских начальников о достижениях в медицине и здравоохранении республики, опровергается объективными данными.
 322
 Права ребенка.
 Этот раздел посвящен в основном автономным правам ребенка и Конвенции ООН о правах ребенка. Но тема, безусловно, является продолжением прав, связанных с материнством и детством, с социальными, материальными и психологическими условиями рождения и развития ребенка.
 В расширение принципов Всеобщей Декларации прав человека, Международных пактов, 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В преамбуле подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране. Особый акцент делается на защиту прав ребенка со стороны семьи, необходимость правовой и социально-психологической защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок. Как жизненно важное средство в деле защиты прав ребенка обозначено международное сотрудничество.
 Согласно Конвенции о правах ребенка, все действия государственных или частных учреждений в отношении ребенка должны учитывать, прежде всего, его интересы. Государство должно обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, не выполняют своих обязанностей. Такое же требование и соответствующая ответственность возлагаются на родителей и членов семьи в деле воспитания ребенка. Государство должно уважать эти права и обязанности, но в случае пренебрежения ими не быть сторонним наблюдателем. Особой защите подлежат жизнь, выживание и развитие ребенка.
 С самого рождения ребенок имеет право на имя, на получение гражданства, и, насколько это возможно, знать своих родителей, проживать с ними и рассчитывать на заботу с их стороны. Родители совместно несут главную нагрузку и ответственность за воспитание ребенка, государство должно лишь неназойливо поддерживать их в этом процессе. Однако присутствие государства в деле защиты прав ребенка "по умолчанию" должно быть значительным.
 Так, государство должно уважать свободу мысли, совести и религии ребенка при соответствующем руководстве со стороны родителей. Государство должно защищать ребенка от любых форм плохого обращения с ним со стороны родителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем, и создавать
 и*
 323
 соответствующие социальные программы предупреждения злоупотреблений и лечения пострадавших.
 Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечивать соответствующую альтернативу семейной заботе, либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми в таких случаях.
 Государственный механизм защиты ребенка в экстремальных случаях: разводе родителей, смерти или уходе одного из них или обоих, должен эффективно защищать или восстанавливать нарушенные права ребенка.
 Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка. Он также имеет право выражать свои взгляды, получать, передавать информацию и любые идеи независимо от границ. Но эти права не абсолютны, впрочем, как и многие другие, ограниченные правами других лиц или интересами общественного развития. Поэтому государство должно обеспечить доступ детей к информации, поощрять распространение знаний, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать необходимые меры по защите детей от воздействия агрессивных, человеконенавистнических, экстремистских идей.
 Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную и домашнюю жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора. Ребенок имеет право встречаться с другими людьми и вступать в различные общественные организации и создавать таковые.
 Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы общество могло помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию.
 Ребенок имеет право на пользование всеми благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
 Государство должно защищать ребенка от сексуальной эксплуатации и совращения, включая проституцию и порнографию. Обязанность государства заключается в том, чтобы создать эффективную систему предупреждения и профилактики вовлечения детей в преступные группировки и отрицательной социализации.
 Ребенок, совершивший правонарушение, имеет право на такое обращение, которое не посягает на его достоинство и честь. Он имеет
 324
 право на юридическую помощь, справедливое, скорое и гуманное разбирательство его дела.
 Государства-участницы Конвенции о правах ребенка обязаны один раз в пять лет предоставлять в Комитет ООН по правам ребенка доклад о реализации принятых обязательств. Такой доклад от России обсуждался в 1999 году, причем кроме правительственного доклада обсуждался и альтернативный доклад одиннадцати общественных правозащитных организаций. Если в первом докладе, как водится в таких случаях, говорится о проделанных делах, реальных и виртуальных, то во втором результаты десяти лет, с момента приема Конвенции, обозначены как неутешительные.
 Комитет ООН по правам ребенка вынужден был констатировать, что за прошедшее время Россия не выполнила ни одно из требований, минимальных для реализации на первом этапе. Эти требования были:
 создать работающие механизмы рассмотрения жалоб детей
 на нарушение их прав;
 обеспечить фундаментальное право каждого ребенка на
 семью;
 принять законы о введении специальной детской
 (ювенальной) юстиции.
 Комитет ООН констатировал недостатки законодательного обеспечения прав ребенка, государственной политики и механизма защиты прав ребенка, организационной и иной деятельности в этой сфере. Обсуждение продемонстрировало нарушение основных прав детей: права на жизнь, на телесную неприкосновенность, на тайну семейной и частной жизни. В отношении детей допускаются пытки, насилие, истязания, избиения и телесные наказания.
 Специалисты в области человеческого поведения, психологии, педагогики вполне убедительно говорят о пользе раннего воспитания. Противоположную позицию некоторые из них формулируют так: у этого ребенка не было первых семи лет, подчеркивая важность раннего воспитания. Та же самая идея содержится в высказывании Л. Толстого, что ребенка надо воспитывать пока он поперек кровати. Есть очень обоснованная шутка, когда специалист на вопрос молодых родителей, когда им следует приступать к воспитанию своего младенца, отвечает, что они опоздали ровно на столько лет, сколько ему исполнилось.
 325
 
 Современная медицина уверена, что ребенок чувствует отношение к себе даже в утробе матери, в результате чего формируется его психика и поведение. Все это означает, что воспитание ребенка начинается, по крайней мере, с его появления на свет. Когда такого воспитания не наблюдается, если у ребенка не было нормального детства, с матерью и добрым заботливым отцом, с любимыми игрушками и книгами, с птичками и животными, с родительской любовью и лаской, его жизненный путь заметно осложнится.
 Увы, часто бывает наоборот. Окрики и подзатыльники, а то и истязания и побои, казарменная и строгая дисциплина, зачастую бессмысленная, с руганью и матом родителей, беспробудным пьянством и драками... Много всего, что определяет будущее юного
 человека.
 Всяческие формы ущемления прав ребенка и социального неблагополучия в России можно наблюдать постоянно и повсеместно.
 Ежегодно около 150 тысяч детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения родителей и невыносимой обстановки дома. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье. В медицине ввели даже специальный термин: "синдром избитого ребенка".
 Статистика свидетельствует, что виновниками плохого обращения с детьми чаще всего являются родители (94,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39% - мужчины Число родителей или лиц, их замещающих, плохо ухаживающих за ребенком составляет 88%, совершающих физическое насилие - 87%. Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).Ученые считают, что причиной жестокого обращения с детьми являются личные качества родителей, проблемы их собственного развития.
 Как правило, насилию подвергаются дети в дезадаптированных семьях, где обострены социальные проблемы. Чаще всего это - неполные семьи, где родители-алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями.
 Десять процентов детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения. Основная часть детей-сирот и детей,
 326
 оставшихся без попечения родителей, подвергалась в семьях различным видам насилия.
 К сожалению, значительная часть этих детей продолжает подвергаться насилию и в интернатных учреждениях. Главной функцией учреждений подобного типа является защита прав, жизни и здоровья воспитанников. Однако система, которая должна защищать ребенка, сама зачастую культивирует насилие. Изуверство или сексуальное насилие совершают порой преподаватели, воспитатели, обслуживающий персонал детских домов, приютов, превращая обделенных и несчастных детей в средство удовлетворение своих садистских наклонностей.
 Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для некоторых из этих детей единственным исходом является смерть.
 По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; 60 - 70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям. Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества.
 Данная проблема требует пристального внимания со стороны государства, и не только внимания, но и разработки определенных механизмов решения. И целесообразнее было бы начинать с искоренения этой проблемы на корню, т.е. изначально не допускать возникновения насилия над ребенком в семье. К сожалению и на государственном уровне, и в деятельности различных общественных правозащитных организаций с данной проблемой начинают работать уже после ее возникновения, когда насилие над ребенком уже совершено, возникли определенные неблагоприятные последствия и нанесен физический и моральный вред ребенку. Практика показывает что, как правило, случаи насилия над ребенком не носят единичный
 327
 характер, а приобретают черты длящегося и периодически повторяющегося явления.
 Десятками тысяч исчисляется сейчас количество детей, не посещающих школу; живущих с родителями, лишенными родительских прав; доставленных в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, в следственные изоляторы и колонии. На московских улицах бродяжничает около 100 тысяч подростков, а всего их по стране насчитывают до 4 миллионов. Таким образом, количество детишек в стране, о правах которых неуместно даже упоминать, о государственной "защите" которых забыли и родители, и государство, превышает, по самым скромным подсчетам, 5 миллионов.
 Как, совершенно правильно, пишет в своем докладе Уполномоченный по правам человека, масштабы этой национальной трагедии еще не осознаны.1
 По официальной статистике из 700 тысяч детей-сирот только 5% являются настоящими сиротами, остальные 95% - сироты при живых родителях. Беспризорных детей, по разным данным, от 3 до 5 миллионов. В докладе Уполномоченного по правам человека за 2000 год отмечается ухудшение общего уровня здоровья детей, в том числе психических. Данные Минздрава России показывают, что 66% детей и подростков страдают психическими расстройствами.
 Характер нарушений прав ребенка различен: отсутствие регистрации новорожденного, недоступность медико-санитарного обслуживания, подневольный труд, сексуальная эксплуатация и множество других, менее заметных, но от этого не теряющих свое пагубное влияние на ребенка. Для многих отцов и/или матерей ребенок досадная помеха в удовлетворении своих интересов. Для некоторых - ребенок пособник или орудие эксплуатации и/или сексуальных вожделений. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей ведет к отчуждению детей от родителей, толкает их на беспризорность, безнадзорность, преступность.
 Таким образом, ни родители, ни семья, ни государство не выполняют в полной мере своих обязательств в отношении своего подрастающего поколения, а значит и в отношении своего будущего.
 Привыкая к равнодушному отношению к ребенку, страна все дальше уходит от понимания истинно гуманного отношения к детям,
 1 См. об этом Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 2000 г. Юл. М. 2001. С. 67-68.
 328
 изложенного в аксиоме Достоевского: "Вся мировая гармония не стоит одной слезинки ребенка".
 Права инвалидов.
 В России, советской и нынешней, было и остается традиционно отчужденное отношение к инвалидам, как со стороны государства, так и граждан. Государству, строящему новую социалистическую жизнь и формирующему нового человека, не хотелось показывать язвы старого общества в виде нищих, калек, инвалидов. Но поскольку таковые все-таки были, государство предприняло "страусинные" хитрости: инвалиды были помещены в специальные дома-интернаты, а те, кто имел возможность жить в своих семьях, были обречены жить в стенах своего жилища.
 Таким образом, исторически было предопределено забвение прав инвалидов, а с этим и развитие какой-либо городской инфраструктуры, предприятий, учреждений, всего того, что облегчает жизнь инвалидов во всем мире.
 И мало кто задумывался, что люди, имеющие какие-либо физические ограничения, имеют никак не меньше, а больше потребностей, а права человека и гражданина принадлежат им в полной мере без какого-либо исключения.
 Права инвалидов, регулируются рядом международно-правовых документов и национальным законодательством. Когда речь идет о правах человека, во Всеобщей Декларации и обоих Пактах везде и всегда имеется в виду пользование указанными правами всеми и каждым, независимо от каких-либо обстоятельств и без какой бы то ни было дискриминации. Понятно, что основанием для дискриминации не могут служить физические или психические недостатки.
 В 1975 году была принята ООН Декларация прав инвалидов, в которой говорится:
 "Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной".
 В первом варианте (1961 г.) Европейской Социальной Хартии упоминаются права на профессиональную подготовку, реабилитацию и социальное обустройство лиц, страдающих умственными или
 329
 физическими недостатками. Особо подчеркивается, что трудящиеся инвалиды имеют право на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реадаптацию, независимо от причин и характера инвалидности.1
 В России с 1995 года действует закон "О социальной защите инвалидов в РФ", в котором предусматривается целая система социально-экономических, психологических и медицинских мер, направленных на адаптацию и реабилитацию инвалидов, максимальную интеграцию их в социум и общественные процессы. Закон гарантирует инвалидам соответствующую медицинскую помощь, полный доступ к информации и объектам социальной инфраструктуры; обучение, образование и обеспечение занятости.
 В настоящее время, в России насчитывается более 10 млн. инвалидов и имеется устойчивая тенденция увеличения этого количества. Ежегодно в стране рождается около 50 тысяч детей-инвалидов с детства. Огромное число производственных травм ежегодно пополняет число инвалидов, множество людей получает инвалидность в результате автотранспортных происшествий. Немало участников последних воин получили инвалидность в результате ранений. Прогнозы развития инвалидности рисуют печальную картину. К 2010 году число инвалидов в России может достигнуть 17 млн.
 В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ, посвященном соблюдению прав инвалидов говорится, что "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Пенсии инвалидов варьируются от 627 до 716 рублей, что в 10 раз меньше их прожиточного минимума. Очень острым остается вопрос обеспечения инвалидов жильем. Инвалиды должны не на бумаге, а в жизни пользоваться всеми льготами, предусмотренными российскими законами", - говорится в докладе.
 В настоящее время это нереально и обречено оставаться на бумаге. Разве инвалид в России может воспользоваться железнодорожным транспортом (как и любым другим, впрочем), если для колясочника не предусмотрены ни автобусы, ни въезды-выезды из дома, ни лифты, ни пандусы. О правах или даже нуждах наших
 1 См. об этом. Н.В. Колотова. Комментарий к Европейской социальной хартии. Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 1998. С. 537.
 330
 инвалидов не помышляли, когда делали тротуары, уличные переходы, туалеты, публичные здания, станции и вагоны метро.
 В результате все наши инвалиды оказываются в роли отверженных, они отчуждены от множества социальных ролей, не могут активно отстаивать свои права и участвовать в общественной жизни.
 В развитых странах гораздо внимательнее относятся к проблемам инвалидов, а на удовлетворение их потребностей работает целая инфраструктура. Так, в Англии колясочники имеют все возможности свободного передвижения в пространстве. Лифты в домах вмещают коляски и приспособлены для управления ими, городские улицы и остановки транспорта, в том числе метро имеют пандусы, въезды и выезды на тротуары, обеспечен доступ в транспорт, в места общего пользования, в театры и библиотеки. Они могут ездить из города в город, в гости, на работу и т.д. Недавно в Англии создали специальные вагоны для колясочников и для слепых. Там нет углов, но есть возможность крепко держаться при передвижении по вагону, вокзалу, платформам. Скоро такие вагоны пойдут по всей Европе.
 В докладе Комиссии по правам человека при Президенте РФ за 1999 год, говорится об ограничении законных социальных льгот инвалидам, ветеранам Великой отечественной войны и войны в Афганистане, ликвидаторам Чернобыльской катастрофы и иных радиоактивных аварий органами власти Северной Осетии. Приводится пример Курганской области, где более 100 тысяч ветеранов труда не могут воспользоваться льготами, предусмотренными законом "О ветеранах". Стоимость питания в стационарных учреждениях социальной защиты, то есть в домах инвалидов, ветеранов, в различных интернатах и приютах составляет только '/з от предусмотренных в них нормах. В Хабаровском крае, говорится в докладе, лишь 40% инвалидов и ветеранов смогли воспользоваться льготным лекарственным обеспечением.1
 Весь драматизм ситуации заключается в том, что в перечень регионов, имеющих недостатки различной степени в соблюдении и обеспечении прав людей, имеющих физические и психические недостатки, можно смело отнести любую республику, область, город или село необъятной России.
 О соблюдении прав человека и гражданина в РФ в 1999 году. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ. М. Юл. 2000. С. 27-28.
 331
 И тут приобретает важнейшее значение знание инвалидами своих прав (впрочем, это важно для любой категории граждан), умение их отстаивать и защищать. Эта способность нужна и общественным правозащитным организациям.
 РАЗДЕЛ III МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
 Национальный механизм защиты прав человека составляют законодательная база, правовой порядок, а также система государственных и негосударственных органов и учреждений, практически осуществляющих влияние на состояние и соблюдение прав человека, защиту и восстановление нарушенных законных прав и свобод человека и гражданина.
 Понятие механизма защиты прав человека более привычно звучит применительно к тому или иному государству и с точки зрения функционирования его элементов, их набора и эффективности каждого в отдельности; они имеют свои особенности в каждой стране.
 Поэтому употребление этого понятия во множественном числе вполне оправдано. В России, например, кроме федерального механизма защиты прав человека, функционируют и региональные механизмы, отличающиеся один от другого. Так, в 20 субъектах Федерации действуют Уполномоченные по правам человека (омбудсманы) представительного органа государственной власти. Кое-где создаются локальные омбудсманы, в школах, университетах, или по защите интересов локальных групп, например, по правам ребенка.
 В ряде регионов созданы Комиссии по правам человека при главах исполнительной власти. Количественно и качественно отличаются региональные негосударственные правозащитные организации (НПО), превратившиеся в некоторых регионах в надежный элемент механизма защиты прав и свобод человек и гражданина.
 В тоже время на функционирование национального механизма оказывает влияние, все расширяющийся в последнее полстолетие объективный процесс глобализации прав человека. Этому способствует множество факторов, но главными из них является осознание того, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина в современном мире не может считаться внутренним делом отдельного государства, а также признание правомерности "вмешательства" наднациональных, континентальных органов в проблемы беженцев, мигрантов, жертв катастроф, или непродуманных действий правительств.
 333
 Процесс глобализации прав человека самым естественным образом требует и глобализации усилий по их соблюдению, выполнению, контролю, ибо разрешение конфликтов, прекращение войн и насилия, возникающих то тут, то там, требует объединения сил, исповедующих гуманизм и ценность человеческой личности.
 Международные организации и международное законодательство в области прав человека и гражданских свобод и были естественными формами глобализации прав человека. Таковы ООН, Совет Европы, Евросоюз и другие международные органы. О глобализации прав человека неоднократно высказывался Генеральный Секретарь ООН Кофи Ананн: "Организация Объединенных Наций -это воплощение воли человечества, которое стремится к тому, чтобы разум победил насилие,... и в мире торжествовали право и справедливость... Когда перед человечеством возникает все больше и больше вызовов, коллективные интересы совпадают с интересами национальными".
 И нам в России давно надо понять, что в наибольшей мере национальным интересам нашего государства отвечает его заботливое и отеческое обращение со своими гражданами, уважение их достоинства и чести, защита слабых и неимущих.
 Первым международным договором, ставившим своей целью всеобщее признание, уважение и защиту прав человека, стало решение о создании ООН и его Устав. Именно с этим фактом связано создание международного механизма защиты прав человека и гражданских свобод. Элементами этого механизма являются все международные нормативно-правовые акты: декларации, пакты, принципы, конвенции, воззвания и прочее; Экономический и Социальный Совет, Комиссия по правам человека, Комитеты по контролю за исполнением пактов некоторых Конвенций, подкомиссии и группы по отдельным видам нарушений прав человека. От имени ООН действует Верховный комиссар по правам человека, Международный трибунал.
 Об актуализации прав человека и необходимости совершенствования механизмов их защиты свидетельствует создание, наряду с международными и национальными, континентальных органов и учреждений.
 Ранее всего началась интеграция европейских стран. Уже в 1950 году государства-участники Совета Европы приняли Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Для контроля за исполнением положений и требований Конвенции и иных решений
 334
 Совета Европы были созданы Комиссия по правам человека и Европейский Суд, позднее объединивших свои функции в одном Европейском Суде. Через 19 лет странами Американского континента была выработана Межамериканская конвенция о правах человека (1969 г.), африканскими странами была создана Организация африканского единства, полностью копирующая Европейский Союз, а в 1981 году на восемнадцатой Конференции глав государств и правительств ОАЕ (теперь АС) была принята Африканская Хартия прав человека и народов. Странами Исламского мира была выработана и принята Исламская декларация прав человека (1990 г.), а арабскими государствами Арабская Хартия прав человека (1994 г.).
 В рамках Европейского Союза в 2000 году принята Хартия Европейского Союза по правам человека.
 В последующих темах будут рассмотрены Международный, Европейский и национальный механизмы защиты прав человека.
 ТЕМА 21 РОЛЬ И МЕСТО ООН В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
 Устав Организации Объединенных Наций (ООН) обязывает Организацию содействовать "уважению прав человека и основных свобод для всех, без различия рас, пола, языка и религии" и объявляет их уважение основой для достижения целей Организации (п. 3 статьи 1 и статья 55).
 Для лучшего понимания механизма деятельности ООН, рассмотрим вкратце структуру этой организации. Главным органом ООН является Генеральная Ассамблея, компетенция которой очень широка, так как она может "обсуждать любые вопросы или дела" в пределах Устава ООН. Согласно статье 13 Устава, Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации в целях "содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Рекомендации Ассамблеи не являются юридически обязательными для государств, однако обычно имеют значительную силу благодаря авторитету самой организации.
 Совет Безопасности - орган, ответственный за поддержание мира и безопасности на земле. Статья 34 Устава гласит, что Совет Безопасности "уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора ли ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности". В некоторых случаях Совет может определить, что ситуация, характеризующаяся серьезными нарушениями прав человека, является "угрозой миру", в этих случаях ООН принимает меры в соответствии с Уставом. Решение Совета по этим вопросам является окончательным.
 Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - проводит исследования и выносит рекомендации по широкому кругу вопросов "в области экономических, социальных, культурных, образовательных, здравоохранительных и других сопредельных сфер, в духе уважения и соблюдения прав человека... для всех".
 Международный Суд ООН состоит из 15 избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности судей, и является судебным органом ООН, сторонами процесса в котором могут быть
 только государства. Этот Суд рассмотрел лишь несколько дел связанных с правами человека.
 Международный суд следует отличать от Международного Уголовного Суда, созданного в рамках ООН в 2000 году с полномочиями проведения расследования и приведения к ответственности отдельных лиц, совершивших наиболее серьезные преступления против человечества, военные преступления и преступления "связанные с агрессией".
 Международный Суд ООН не следует также отождествлять с международными трибуналами, представляющими собой важнейшую составную часть механизма уголовного правосудия ООН. Такие трибуналы создаются специально для суда над лицами, совершившими наиболее серьезные преступления против человечества и/или военные преступления, а также преступления геноцида или иные нарушения международного гуманитарного права. С исполнением своих функций трибунал прекращает свою деятельность. В дни, когда пишется эта книга, действуют трибуналы по бывшей Югославии и по преступлениям, совершенным в Руанде.
 Строго говоря, все структуры ООН являются элементами международного механизма и служат одному делу: защите прав человека и гражданских свобод, демократии, ненасилию, взаимопониманию. Этим целям служат и деятельность Генеральной Ассамблеи, и совета Безопасности, и ЭКОСОС, и ЮНИФЕМ (Фонд ООН для развития в интересах женщин), и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), и ВОЗ, и ЮНЕСКО, и МОТ, и иные структуры ООН.
 Наряду с этими органами существуют специализированные органы по правам человека.
 Комиссия по правам человека, основной орган ООН, занимающийся правами человека, была образована в 1946 на основании статьи 68 Устава ООН Экономическим и Социальным Советом. Комиссия состоит из 53 членов, избираемых на трехлетний срок, и собирается ежегодно в Женеве на шестинедельные сессии. Комиссия представляет собой форум, на котором государства, межправительственные организации и неправительственные организации обсуждают проблемы прав человека.
 В первые годы своего существования, Комиссия обладала правомочиями только в области поддержки прав человека - она готовила проекты конвенций и резолюций, касающихся прав человека.
 336
 337
 ЭКОСОС, в частности, уполномочил Комиссию по правам человека формулировать рекомендации, предоставлять информацию и выполнять другие функции по просьбе Совета.
 Так, Комиссией были разработаны, рассматриваемые в первой главе, международные декларации и конвенции: Всеобщая Декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция по предупреждению преступления геноцида и наказаний за него и другие документы. С течением времени она получила правомочия в области контроля за исполнением конвенциональных обязательств по защите прав человека.
 Комиссия уполномочена представлять ЭКОСОСу предложения, рекомендации и доклады по следующим вопросам:
 а) международный билль о правах человека;
 б) международные декларации или конвенции по гражданским свободам, положению женщин, свободе информации и аналогичным вопросам;
 в) защита меньшинств;
 г) предупреждение дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии;
 д) все другие вопросы, касающиеся прав человека и не относящиеся к другим пунктам.1
 В 1998-1999 годах в рамках Комиссии ООН по правам человека работало тринадцать рабочих групп, созданных Комиссией, по следующим вопросам:
 принудительные исчезновения;
 апартеид;
 право на развитие;
 поощрение прав и свобод (правозащитники)
 произвольные аресты;
 факультативный протокол к конвенции против пыток;
 ситуации с правами человека;
 факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка , и о вовлечении детей в вооруженные конфликты;
 1 Бутрос Бутрос-Гали, "Организация Объединенных Наций и права человека", Информационный центр ООН в Москве, Департамент общественной информации, ООН. С. 21.
 338
 факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка
 о торговле детьми, детской проституции и детской
 порнографии;
 коренные народы;
 права переселенцев;
 программы структурного урегулирования;
 пересмотр механизмов.1
 Система периодических докладов.
 По предложению Комиссии по правам человека ЭКОСОС, своей резолюцией 624 В (ХХП) от 1 августа 1956 года, ввел систему периодических докладов о положении в области прав человека. Резолюция предполагала, что
 государства-члены ООН и специализированные учреждения должны "препровождать Генеральному Секретарю каждые три года доклад о новых обстоятельствах и прогрессе, достигнутом за три предыдущих года в области прав человека, .... с тем, чтобы эти доклады касались прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека и права народов на самоопределение". В 1965 году система предоставления докладов была изменена.
 В 1967 году Экономический и Социальный Совет принял Резолюцию № 1235, которая расширила компетенцию Комиссии по правам человека по осуществлению контрольных функций за исполнением государствами правозащитных конвенций ООН. Был также создан вспомогательный орган Комиссии - Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Она рассматривает сообщения и изучает ситуацию с нарушением прав человека и докладывают об этом Комиссии по правам человека. Подкомиссия уполномочена изучать все нарушения прав человека, которые носят массовый и систематический характер, предоставляет по ним доклад Комиссии по правам, человека и вносит на рассмотрение Комиссии замечания и рекомендации.
 В 1970 году ЭКОСОС принял Резолюцию № 1503 "Процедуры рассмотрения сообщений, касающихся нарушений прав человека и основных свобод" ("Процедура 1503"). Согласно установленной процедуре, из состава Подкомиссии по предупреждению
 А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер "Защита прав человека, Международные и Российские механизмы. Московская школа прав человека. 2000. С. 44. Бутрос Бутрос-Гали. С. 49.
 339
 дискриминации и защите меньшинств была создана рабочая группа, в задачу которой входит анализ всех сообщений о нарушениях прав человека и ответов правительств на эти сообщения; составление и представление доклада об имеющихся нарушениях Подкомиссии. На основании доклада, Подкомиссия выделяет наиболее серьезные нарушения и предоставляет их вниманию Комиссии по правам человека. Контрольное разбирательство может завершиться обсуждением Комиссии, которая в случае серьезного случая может принять резолюцию о тщательном изучении всех или некоторых из представленных ей фактов. Результатом такого изучения является доклад, представляемый Комиссией Экономическому и Социальному Совету.
 Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств разработала общие рамки контрольной процедуры.
 Подавать сообщения об имеющихся нарушениях может широкий круг лиц:
 а) лица или группы лиц, о которых есть все основания предполагать, что они являются жертвами нарушений прав человека;
 б) лица или группы лиц, имеющие непосредственные и достоверные данные о нарушениях прав человека;
 в) международные неправительственные организации, которые имеют непосредственные достоверные данные о совершаемых нарушениях прав человека, и действуют добросовестно, согласно общепринятым принципам прав человека, не руководствуясь при этом политическими мотивами, несовместимыми с Уставом ООН.
 г) отдельные лица, знающие о нарушениях прав человека опосредованно, факты нарушений должны подтверждаться свидетельствами не вызывающими сомнений.
 Согласно правилам, не рассматриваются сообщения, исключительно основанные на материалах средств массовой информации; не принимаются анонимные обращения. Сообщение должно указывать на систематические грубые нарушения прав и основных свобод человека. Условием допуска сообщения к рассмотрению является наличие повторяемых нарушений, доказательств модели поведения, эталона политики государства в области прав человека. Сообщение должно содержать описание существующего положения, указывать на нарушение прав и на цель обращения.
 340
 Приемлемость сообщения определяется следующими требованиями:
 исчерпание внутренних средств правовой защиты; сообщение должно поступить в разумные сроки после момента завершения разбирательства внутри страны; не рассматриваются сообщения, содержащие грубые или оскорбительные замечания в адрес государства на которое подается жалоба.1
 Особенностью данной процедуры контроля является то, что она стремится урегулировать существующее нарушение прав человека согласительными методами. Она предусматривает анонимность государства во время рассмотрения жалобы против него (то есть носит конфиденциальный характер) и, в некоторых случаях, требует согласие самого государства.
 Кроме контрольных процедур, учрежденных в соответствии с Резолюциями 1503 и 1235, Комиссия располагает тремя видами специальных процедур по контролю за соблюдением прав человека:
 1. Экспертный анализ: с целью сбора материалов, необходимых для применения процедур 1503 и 1235, может осуществляться анализ ситуации с правами человека в конкретном государстве экспертом или группой экспертов;
 2. Помощь и консультации государства с целью содействия защите и уважению прав человека. Помощь организуется в области образования, информации и обеспечения материальных и институциональных гарантий прав человека;
 3. Тематический анализ: специальные докладчики или рабочие группы составляют анализ проблем, вызванных нарушениями конкретных прав в глобальном масштабе (территория анализа охватывает более одного государства). Число специальных докладчиков, занимающихся постоянным анализом ситуации с основными правами человека значительно. Так, в рамках ООН функционируют специальные докладчики по вопросам пыток, по вопросам произвольных казней, по вопросам положения правозащитников во всех частях мира, по вопросам религиозной нетерпимости. Есть специальный докладчик по вопросам наемных солдат, по вопросам торговли детьми, по вопросам расизма и ксенофобии, по вопросам свободы слова, по вопросам независимости
 ООН-овская Система Защиты прав человека. Жаклин Кацишак. Материалы Хельсинского фонда по правам человека. Варшава. 2001.
 341
 судебной власти, по вопросам насилия в отношении женщин, по вопросам токсических отходов.
 Специальные докладчики обладают следующими полномочиями:
 а) обращаться и получать информацию от правительств, специализированных органов, межправительственных и неправительственных организаций;
 б) обращаться к правительствам настоятельными обращениями с целью выяснения положения отдельных лиц, права которых могут быть нарушены;
 в) передавать правительствам информацию о возможных нарушениях прав и о необходимых правовых или административных мерах по предотвращению нарушений;
 г) совершать с разрешения заинтересованного государства поездки и инспекции на местах.
 Во исполнение международных конвенций, деклараций и других межгосударственных соглашений в рамках ООН созданы специальные Комиссии и Комитеты. Они обладают правом рассматривать периодические доклады государств-участников вышеупомянутых договоров, в соответствии с положением которых государства-участники должны периодически отчитываться в исполнении своих обязательств. Полного контроля за исполнением Пактов нет, но периодические проверки, доклады и даже изучение индивидуальных жалоб проводится.
 Для контроля исполнения Пакта о гражданских и политических правах в соответствии со ст. 28 этого Пакта был создан Комитет по правам человека, а Комитет по экономическим, социальным и культурным правам был создан для проверки соблюдения Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
 Оба Комитета изучают доклады государств, формируют заключения общего характера, толкуют и разъясняют положения Пактов. Все государства-участники обязаны прислушиваться к данным рекомендациям и требованиям. Оба комитета состоят из 18 членов, которые должны обладать высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Члены обоих комитетов работают в личном качестве, а не как представители своих правительств. Однако, комитет по правам
 342
 человека обладает более широкой компетенцией, чем комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
 В случае нарушения Пакта о гражданских и политических правах и Первого Факультативного протокола о признании компетенции Комитета по правам человека, им принимаются для рассмотрения письменные жалобы от отдельных лиц. По словам представителей Комитета по правам человека, он функционирует как "консультативный и наблюдательный" орган, "примирительный и орган по установлению фактов и расследованию". Важным по отношению ко всем функциям комитета является сотрудничество с государствами-участниками с целью осуществления указанных в пакте прав.1
 Его главные функции:
 осуществлять мониторинг исполнения Международного Пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему;
 получать и рассматривать отчеты государств-участников во время публичных заседаний, принимать замечания по их отчетам и делать имеющие к делу замечания; получать и рассматривать жалобы государств-участников Пакта и Факультативного Протокола во время закрытых сессий;
 получать и рассматривать жалобы одного государства на другое. Если принятые меры не дают результатов, Комитет может в экстренном порядке учредить комиссию с целью выработки мирного решения; получать и рассматривать отчеты и другую информацию от неправительственных организаций.
 Статья 2 Факультативного протокола дает возможность направить в Комитет индивидуальные жалобы от лиц, права которых, зафиксированные в Пакте, были нарушены, при условии, что они исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.
 Согласно статьям 1-3 и 5 Факультативного протокола, жалобы, поданная в комитет должна соответствовать следующим требованиям: а) жалоба должна касаться нарушения одного или нескольких прав, изложенных в Пакте о гражданских и политических правах;
 Бутрос Бутрос-Гали. Указ. соч. С. 65.
 343
 б) обычно, жалоба должна быть представлена самой жертвой нарушений прав человека или ее представителем. Однако, Комитет может принять решение о рассмотрении жалоб, представленных другими лицами, если существует вероятность, что жертва не имеет возможности действовать самостоятельно, или поручить кому-либо выступить от ее имени;
 в) государство, против которого направлена жалоба, должно быть стороной Факультативного протокола;
 г) жалоба может быть подана лицом или лицами, которые находятся под юрисдикцией государства, против которого подается жалоба;
 д) Комитет может принимать жалобы только на действия или факты, возникшие со дня вступления Протокола в силу. Это правило не касается продолжающихся нарушений;
 е) необходимо исчерпать все доступные согласно национальному законодательству средства обжалования. Это правило не действует, если применение таких средств неоправданно затягивается;
 ж) Комитет не может рассматривать жалобу, если этот же вопрос одновременно рассматривается в другом международном органе.
 После получения и регистрации жалобы Комитет исследует ее допустимость. Если жалоба приемлема, происходит ее рассмотрение по существу - Комитет выносит заключение о том, действительно ли в данном случае произошло нарушение прав, гарантированных Международным Пактом о гражданских и политических правах. Комитет выносит свое решение в форме мнения, которое публикуется в ежегодных документах ООН. Комитет не располагает никакими санкциями или средствами принуждения в отношении государств. Официальная публикация мнения Комитета часто является единственной санкцией, которой Комитет может отреагировать на нарушение права государством. Комитет может порекомендовать государству изменение законодательства или практики, и\или выплатить автору жалобы компенсацию.
 Главное различие между процедурой, установленной в соответствии с резолюцией 1503, описанной выше, и процедурой, • изложенной в Факультативном протоколе к Международному Пакту о гражданских и политических правах, заключается в том, что первая предусматривает рассмотрение ситуаций, а вторая касается рассмотрения частных жалоб. Кроме того, "Процедура 1503"
 344
 применяется в отношении тех государств, которые присоединились к Пакту и Протоколу или ратифицировали их.
 "Процедура 1503" охватывает рассмотрение нарушений всех прав человека, а вторая процедура касается лишь прав, провозглашенных в Международном Пакте о гражданских и политических правах. На "Процедуру 1503" могут ссылаться любое лицо, группа лиц или НПО, если они располагают непосредственными или косвенными данными о предполагаемых нарушениях. Обращения, поданные в соответствии с Факультативным протоколом, должны подаваться жертвой предполагаемого нарушения.1
 Во многих отношениях, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам столкнулся с большим количеством трудностей, чем Комитет по правам человека. Это связано с различным содержанием прав, закрепленных в пактах - гражданские и политические права были признаны ранее в закреплены в большинстве национальных правовых систем мира. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет более спорные права, менее развитые в законодательстве, теории и практике. Поэтому перед Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам стоит более трудная задача по определению нормативного содержания прав, закрепленных в Пакте.2
 Комиссия по правам человека и комитеты ООН поощряют деятельность неправительственных организаций и просят их подавать альтернативные доклады и информацию. Они рассматривают межгосударственные и индивидуальные жалобы, принимают альтернативные доклады и информацию от НПО и приглашают авторов на их обсуждение.
 Комитет против пыток (CAT).
 В соответствии с Конвенцией по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984) был учрежден Комитет против пыток.
 Комитет против пыток контролирует соблюдение Конвенции, главным образом с помощью следующих методов:
 См. подробнее в А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер "Защита прав человека, Международные и российские механизмы. Московская школа прав человека. 2000. С. 57-58. Бутрос Бутрос-Гали. Указ. соч. С. 66.
 345
 получает и рассматривает отчеты государств-участников
 во время публичных заседаний Комитета;
 получает и рассматривает индивидуальные жалобы на
 государство, если данное государство признало
 компетенцию Комитета;
 получает и рассматривает жалобы одного государства на
 другое; может учредить экстренную комиссию для
 расследования фактов нарушения;
 получает и рассматривает на закрытых заседаниях отчеты
 по систематическим нарушениям Конвенции;
 может предпринимать конфиденциальное расследование
 на предполагаемом месте совершения нарушения
 Конвенции;
 получает и изучает информацию от неправительственных
 организаций.
 Комитет по ликвидации расовой дискриминации (CERD). В 1965 была принята Конвенция по устранению всех форм расовой дискриминации. Контроль за выполнением положений осуществляется Комитетом по ликвидации расовой дискриминации.
 Согласно Конвенции, Комитет обладает следующими функциями:
 получать и рассматривать отчеты государств-участников
 Конвенции на открытых заседаниях;

<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу