<< Пред.           стр. 9 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 278
 кормильца, а также за выслугу лет, в виде длительного выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
 По инвалидности пенсии выплачиваются тем, кто стал инвалидом вследствие трудового увечья, профессионального заболевания. Пенсия может быть назначена и вследствие общего заболевания. В большинстве случаев, в контексте права на пенсию по инвалидности, время наступления этого юридического факта увязывается с наличием и продолжительностью трудового стажа.
 Размеры, назначаемой пенсии зависят также от группы инвалидности.
 Пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается членам семьи умершего кормильца. Право на пенсию получают нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на его иждивении, а также родители и супруги, а также и другие родственники, в зависимости от конкретных обстоятельств.
 Пенсию за выслугу лет назначают и выплачивают в связи с определенными видами профессиональной деятельности. Правом же на эту пенсию пользуются такие категории граждан занятые на подземных работах, в гражданской авиации, в спасательных службах и т.д. Само существование такой пенсии создает условия для повышенного и комфортного обеспечения весьма многочисленных пенсионеров из числа государственных служащих и всех силовых структур страны.
 Социальная пенсия может быть установлена гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Она назначается престарелым лицам, не имеющим трудового стажа, инвалидам с детства, детям-инвалидам, а также детям до достижения ими 18 лет в случае потери одного или обоих родителей.
 В этом параграфе мы сознательно не углубляемся в тонкости нормативного регулирования социального обеспечения, имея в виду постоянное развитие нормативной базы, принятие новых законов, внесение в них изменений и дополнений. Если в целом, такое непостоянство законодательства не должно вызывать одобрения, применительно к социальным правам - это вполне оправданная деятельность. С развитием экономики страны должно прогрессировать и социальное обеспечение граждан.
 На осуществление права на социальное обеспечение оказывает непосредственное влияние деятельность социальных служб по обслуживанию граждан. Это своего рода механизм реализации права
 279
 каждого человека, который должен соответствовать своему назначению.
 "Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации", - говорится в Федеральном Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
 Законом установлены принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность,
 приоритетность предоставления социальных услуг
 несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
 Каждый гражданин вправе получать в государственной системе социальных служб бесплатную и полную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
 Право на охрану здоровья закреплено в статье 41 Конституции РФ, которая гласит:
 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
 Здесь же содержится актуальнейшее положение о том, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Такая ответственность предусмотрена статьями.
 Конечно, право на охрану здоровья выходит далеко за пределы собственно медицинской проблематики, оказание медицинской
 помощи или медицинского обслуживания. Здоровье человека зависит от множества факторов, среди которых наиболее значимыми являются состояние окружающей среды, качество воды и воздуха, качество производимых продуктов, а значит, от качественного и безопасного питания, от возможностей для занятий физической культурой и спортом.
 В качестве мероприятий по охране здоровья, можно назвать заботу о материнстве и детстве, вакцинацию населения, профилактику наиболее распространенных заболеваний, санитарную гигиену и снижение уровня профессиональных заболеваний. Наряду с этим в стране на высоком уровне должно быть организовано медицинское обслуживание, достаточное обеспечение лечебными учреждениями, квалифицированными медицинскими кадрами, медикаментами, материалами и аппаратурой.
 К сожалению, положение с охраной здоровья в России далеко от благополучного, а права граждан в этой сфере часто нарушаются. Детская смертность в России превзошла все пределы, заболеваемость населения достигла катастрофического уровня, некоторые опасные заболевания (ВИЧ-инфекция, туберкулез) подходят к порогу эпидемий.
 Из доклада неправительственных правозащитных организаций Амурской области (www.hro.org) можно увидеть, как реализуется право на охрану здоровья в данной области. К 2000 году уровень заболеваемости активным туберкулезом возрос за пять лет на 67 процентов. Только за один год на 35 процентов возросло число инфекционных и паразитарных заболеваний. Не обеспечены медицинским обслуживанием даже новорожденные и онкологические больные.
 В некоторых населенных пунктах области нет даже фельдшерских пунктов, и жителям приходится пройти десятки километров, чтобы попасть на прием к врачу. Повсеместное нарушение права на гарантированное медицинское обслуживание допускается на всех этапах и уровнях медицинского обслуживания. В городской больнице г. Благовещенска персонал отказался делать бесплатно флюорографические снимки и тут же делал их тем, кто соглашался платить. Врачи Института физиологии и патологии дыхания отказались проводить плановое обследование жителей отдаленного района, пока местный колхоз не обязался выдать им дополнительную оплату. Фонды обязательного медицинского
 280
 281
 страхования, распоряжающиеся немалыми средствами, по всей стране заняты собственным обустройством, обеспечением сотрудников жильем, служебными кабинетами, транспортом, но только не проблемами здравоохранения.
 Порой административный зуд настолько захватывает и увлекает чиновников, что те, кто должен заботиться о социальном благополучии людей начинает заниматься совершенно противоположными делами. Так, в докладе Комиссии по правам человека при Президенте РФ приводится пример, когда в некоторых районах Белгородской области, главами местного самоуправления были введены: плата за доставку больных машинами скорой помощи, оплата за выдачу различных справок, сокращение некоторых социальных гарантий, предусмотренных законами.1
 В Хабаровском крае не в полном объеме предоставлялись льготы, гарантированные федеральными законами ветеранам, инвалидам, военнослужащим, а также лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера. Ухудшается медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, профилактика тяжелых заболеваний: туберкулеза, ВИЧ-инфекции, смертности населения.2
 Рассмотрим с точки рения права на охрану здоровья, как обеспечивается качество пищевых продуктов, а также воды, воздуха, почвы и всего того, что называется окружающей средой. В таких поступках и решениях есть все, кроме здравого смысла. Грубое нарушение прав человека и законов, низкое правосознание и чувство вседозволенности, злоупотребление служебным положением и вера в безнаказанность, неуважительное отношение к согражданам, к их интересам и правам.
 В примечательном сборнике "Ваше право на качественную и безопасную пищу"3 дан вводный комментарий Главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко, который называется "Качество и безопасность пищевых продуктов -конституционное право россиян". Там говорится:
 "Основополагающими законодательными актами в этой сфере являются федеральные законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", которыми, с одной стороны, определены требования к
 Указ, доклад. С. 28.
 2 Там же.
 3 Библиотечка Российской газеты. Выпуск №4. 2002 г.
 282
 федеральным органам исполнительной власти при осуществлении государственного надзора, контроля и нормирования, мониторинга в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, а с другой - повышение ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занятых в сфере производства и оборота пищевых продуктов. Принят ряд постановлений правительства и масса различных инструкций, указаний, распоряжений. Тем не менее, все усилия и предпринимаемые меры оказались недостаточными и не дали желаемых результатов. "В последние 5 лет отсутствует (!) тенденция к улучшению санитарно-химических и микробиологических показателей, как импортной так и отечественной продукции". (С. 4).
 Так, в целом по России, по данным органов и учреждений госсанэпидслужбы РФ, в 1995 году удельный вес проб пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, составлял 7,9% в 2000 г. - около 7%, из них импортной продукции соответственно 4 и 3,6%.'
 Среди факторов питания, имеющих особо важное значение для поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия населения России, важнейшая роль принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма человека всеми необходимыми пищевыми веществами, в том числе белками, пищевыми волокнами, микронутриентами, прежде всего витаминами, макро- и микроэлементами.
 В настоящее время действует "Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года". Мало кто знает об этом. Да и изменений каких-либо не видно. "Анализ структуры питания населения РФ выявил отчетливую тенденцию снижения среднедушевого потребления белков, особенно животного происхождения. Ежегодно увеличивается число людей, страдающих избыточной массой тела, за счет избыточного потребления углеводов, жиров". (С. 4).
 "Результаты регулярных массовых обследований различных групп населения РФ, проводимых Институтом питания РАМН, подтверждает широкое распространение дефицита микронутриентов -витаминов, макро- и микроэлементов железа, йода, селена, кальция, фтора и др. у большей части детского и взрослого населения".
 См. там же.
 283
 Дефицит витамина С наблюдается у 80-90% обследуемых людей, витаминов Вь В2, В3, фолиевой кислоты у 40-80%, более 40% населения имеет недостаток каротина.
 Недостаточное поступление микронутриентов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному нарушению обменных процессов, возникновению хронических заболеваний и в конечном итоге препятствует формированию здорового населения. (С. 4).
 "Один из основных принципов государственной политики в области здорового питания гласит, что питание должно не только удовлетворять физиологической потребности организма человека в пищевых веществах, но и выполнять профилактические, а в ряде случаев и лечебные задачи..." (С.5).
 Продолжительность жизни населения в России значительно короче, чем в большинстве развитых стран и даже СНГ. Многие заболевания, изводящие граждан России, вызываются и некачественным или вредным питанием. В результате неполноценного или некачественного питания матерей, снижается ценность грудного вскармливания детей, что резко сказывается на их последующем развитии.
 Здоровье человека должно быть важнейшим приоритетом государства. Это совершенно логично с точки зрения философии прав человека.
 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу ко логическим правонарушением", гласит статья 42 Конституции РФ.
 В развитие положений конституционной статьи 12 января 2002 году вступил в законную силу Федеральный закон "Об охране окружающей среды", заменивший аналогичный закон от 19 декабря 1991 года.
 В числе прав, связанных с экологией следует различать социальную ценность самой благоприятной окружающей среды, влияющей на здоровье посредством воды, воздуха, почвы, продуктов питания и т.д.
 Кроме того, стала ценностью и информация о состоянии окружающей среды. Сокрытие властями фактов о Чернобыльской трагедии, о катастрофе в производственном объединении "Маяк", о
 284
 множестве других экологических бедствий, является настоящим правонарушением и злоупотреблением властью. Такое неправомерное поведение власти предержащих вызывает только увеличение жертв экологических катастроф. Проведение массовых первомайских демонстраций в зоне Чернобыльской аварии, оставление населения в зонах атомных взрывов, радиационных или химических катастроф можно расценивать как преступное поведение представителей власти.
 В связи с экологическими происшествиями огромная масса людей: ликвидаторы последствий аварий, а также пострадавшие от экологических бедствий, приобретают индивидуальные права на компенсацию причиненного вреда или иные льготы. Поэтому права на окружающую благоприятную среду будут постоянно и поступательно развиваться. Об этом свидетельствует судебная практика. В одном из первых исков против России, рассмотренных Европейским Судом (Бурдов против России), удовлетворена жалоба ликвидатора Чернобыльской аварии о нарушении его права на возмещение вреда, причиненного здоровью экологической катастрофой. Суд категорически отверг ссылку ответчика на тяжелое экономическое положение страны и отметил, что "государство не имеет право ссылаться на нехватку средств бюджета как оправдание неисполнения судебных решений".1
 Не случайно в резолюции 1087 (1996 г.) Совета Европы о последствиях катастрофы в Чернобыле записано: "Доступ общественности к ясной и полной информации... должен рассматриваться в качестве фундаментального права человека".2
 Интересно, что право на благоприятную окружающую среду в Конституции РФ защищается через определение обязанностей граждан. Статья 58 гласит: "Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".
 Конечно, каждый, в меру своих способностей, должен беречь природу, имея в виду, что она принадлежит не только ныне живущим, но и грядущим поколениям, то есть нашим детям и внукам.
 Но задача сохранения природы, и уж тем более природных богатств, конечно, под силу лишь государственным органам, природоохранной прокуратуре, судам. Об этом свидетельствуют примеры строительства гидроэлектростанций и иных вредных
 Бюллетень Европейского Суда по правам человека. №2, 2002. С. 2. Ю.И. Лейбо, Г.П. Толстопятенко, К.А. Энштейн. Права и свободы человека и гражданина. М. 2000. С. 275.
 285
 производств, существование множества действующих предприятий, своими выбросами, сливами, выхлопами отравляющих окружающую среду и делая ее непригодной для нормальной жизнедеятельности.
 В докладе Комиссии по правам человека при Президенте РФ отмечается, что не защищены права человека на экологическую безопасность, гарантированные Конституцией РФ и законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Сложная экологическая обстановка, - это результат не только кризисных явлений в экономике, но и накопленных структурных деформаций, приведших к доминированию энергоемких технологий, падению технологической дисциплины, а также и чрезмерной концентрации производства в отдельных промышленных районах.1 Оценивая экологическое положение в Пермской области, Комиссия пишет об отрицательном воздействии устаревшего промышленного комплекса прикамья на экологическую безопасность не только области, но и обширной межрегиональной территории.
 В Каму ежегодно сбрасывается около 100 млн. куб. загрязненных вод, а это значит, что содержащиеся в них вредные вещества достигают самых южных окраин России. В области скопилось более 650 млн. тонн вредных отходов и нет ни одного полигона, отвечающего нормативам. Негативное воздействие на экологию оказывают проводившиеся ядерные взрывы, хранилища химического и бактериологического оружия, скотомогильники.2
 В уже цитированном докладе негосударственных правозащитных организаций Амурской области говориться о том, что на очагах ртутного загрязнения строились и строятся жилые дома, детские сады, школы, склады для хранения продуктов питания, там бурятся водозаборные скважины.
 После вырубки лесов ненужная древесина сжигается или затапливается в реках. Так, река Малый Карачурак почти полностью затоплена отходами лесного производства. В местах добычи золота осталось около 100 тонн ртути, попадание которой в местные реки грозит экологической катастрофой и/или уничтожением экосистемы.
 Органы власти предпочитают замалчивать опасность, но не решать проблемы, не оздоравливать окружающую среду и улучшать экологическую безопасность (www.hro.org).
 Уполномоченный по правам человека в РФ в ноябре 2002 года, представляя в Государственную Думу доклад "Экология и нарушения прав человека", сказал: "В России изо дня в день травят миллионы людей. Необходимо принимать меры". В докладе приводятся такие данные: 60 млн. россиян проживают на территориях, признанных экологически непригодными для проживания. Каждый второй житель страны употребляет воду, качество которой не соответствует санитарным нормам.
 Только по берегам Волги расположено около 11 тысяч старых скотомогильников, которые из года в год размываются разливами и дождями. Споры сибирской язвы, укрытые в этих могильниках, при попадании в воды реки могут вызвать катастрофические последствия.
 При очень низкой средней продолжительности жизни от 300 до 350 тысяч человек умирает ежегодно преждевременной смертью, более всего связанных с экологическими, ядерными, радиационными загрязнениями. При этом, наше национальное экологическое законодательство вполне отвечает международным стандартам. В Уголовном кодексе есть глава, посвященная экологическим преступлениям. В Административном кодексе около 40 статей связано с правонарушениями в экологической сфере.
 В тоже время упразднены Государственный Комитет по охране окружающей среды и Лесная служба, с передачей их функций тем, кто занимается как раз разработкой природных ресурсов, причиняя при этом колоссальный ущерб окружающей среде. Они добывают ресурсы и "как бы охраняют" их - добавил российский омбудсман.
 В стране хранится несметное количество вредных химических, радиоактивных, биологических веществ, таящих в себе страшную угрозу здоровью населения, его генофонду и самой жизни людей. Снятию этой угрозы может способствовать только срочная и эффективная переработка, утилизация этих веществ. Однако, ведется эта работа в вялотекущем режиме.
 Так, на территории Республики Башкортостан накоплено более 118 млн. тонн токсичных отходов. Из них в год обеззараживается не более 10 процентов.'
 При этом следует понимать, что решение экологических проблем и реализацию права на благоприятную окружающую среду
 1 Указ, доклад. С. 29.
 2 Указ, доклад. С. 29.
 286
 Комплексный доклад. Социально-экономическое Башкортостан январь-декабрь 2001 г. Уфа. 2002. С. 85.
 287
 положение Республики
 или обязанность государства по возмещению вреда, нанесенного экологическими, впрочем, и любыми другими катастрофами, не следует ставить в прямую зависимость от экономических возможностей государства. Это неверно по существу и несправедливо по множеству иных оснований, которые выходят за рамки данной книги.
 Что касается права на жилище и достойный уровень жизни наша практика соблюдения и защиты прав человека, пока только подходит к решению столь трудных проблем. В Конституции РФ можно найти лишь опосредованное приближение к этим понятиям. Пункт 1 статьи 40 гласит: "Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен права на жилище".
 В пункте 3 статьи 40 Конституции РФ записано, что: "Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами". По поводу таких эфемерных конституционных прав очень верно пишут авторы проблемного комментария Конституции РФ под редакцией В.А. Четвернина:
 "Формально гарантированные в Конституции каждому "права" на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей "и в иных случаях, установленных законом" (ч. 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ), а также "право" малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им социального жилища (бесплатно или "за доступную плату") в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 статьи 40 Конституции) - это октроированные "права" на привилегии. Во-первых, эти "права -привилегии" предусматриваются законодателем лишь для определенных категорий членов общества. Во-вторых, гражданин вправе обжаловать в суд незаконный отказ формально предоставить ему одну из этих привилегий, но он не может требовать в суде предоставления ему в соответствии с этой привилегией надлежащего количества и качества социальных благ. Например, признание гражданина, не имеющего жилья, лицом имеющим "право" на получение бесплатного жилища, еще не означает, что это жилище
 288
 будет предоставлено ему в разумные сроки, а качество этого жилища будет соответствовать норме".1
 По данным МВД на конец 2002 года в России насчитывалось 4,5 млн. бездомных. Они скитаются по стране, попрошайничают и ведут асоциальный образ жизни, в основном не по своей вине. Но даже если бы это было не так, и они сами виноваты в своем социальном остракизме, они остаются гражданами своего государства, обязанного заботиться обо всех своих гражданах, в том числе и об оступившихся и о "заблудших". Кроме "бомжей" в стране, по разным данным, более 3 миллионов нищих, но людей побирающихся на самом деле намного больше. Наконец, в стране насчитывается от 3 до 4 миллионов детей-сирот, большинство из которых принято называть социальными сиротами, ибо они лишены родительского крова и заботы при наличии близких родственников, одного или даже обоих родителей. Их удел - наркомания, токсикомания, алкоголизм, воровство.
 Таким образом, более 10 миллионов жителей страны вытеснены из гражданского состояния, пребывают в социальной изоляции и нищете, обделены в элементарных правах на нормальные условия существования и отчуждены от социума.
 Решать проблемы этих людей способно только государство при участии гражданского общества. Люди, не имеющие определенного места жительства или работы, средств к существованию, потерявшие себя среди людей в государстве, относящем себя к социальному, должны быть социально устроены в интернатах или центрах социальной реабилитации для адаптации, оказания им необходимой помощи и возвращения к гражданской жизни.
 Пока же в стране не хватает на всех отверженных ни мест в интернатах, ни средств на пособия, ни внимания и заботы.
 Столь же виртуальным в современных условиях является и "право на достойную жизнь". Приведем пример по одной области России, характерный, в большей или меньшей мере, для всей страны. В Амурской области за чертой бедности проживает 40,7 процента населения. Нуждаются в устройстве в приюты 444 несовершеннолетних, а мест таких всего на 300 человек давно заполненных. Всего же в области 4455 социальных сирот. Только за
 Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. Под ред. В.А. Четвернина. М. 1997. С.255. Ю - 2027 289
 один год родительских прав лишены 402 родителя, оставивших социальными сиротами почти 600 детей. 77 детей из сиротских учреждений попали на скамью подсудимых повторно. Семь детей и подростков предпочли жизни добровольную смерть.
 Вот как сформулировал сложившееся положение Уполномоченный по правам человека Амурской области Глотов: "Люди, запуганные, деморализованные и невежественные, которые не знают своих прав, не умеют и не хотят учиться уметь защищать свои права, являются той питательной средой, на которой и разрастается чертополох нарушений прав человека со стороны невежественных, бездушных и самовлюбленных чиновников".
 Автор комментария к Европейской Социальной Хартии Н.В. Колотова по этому поводу замечает: "Конституционно-правовая категория "достойная жизнь человека" относится к числу развивающихся в российском праве, и поэтому критерии "достойная жизнь", "нужда", "уровень жизни" и т.д. законодательно еще не определены. Практика пока пользуется установленным минимальным уровнем оплаты труда, доход ниже которого считается недопустимым".2
 Но в том-то и содержится вся горечь положения, что минимальная оплата труда столь ничтожна, что не может обеспечить "достойную жизнь", обрекая людей на недостойную жизнь. Еще хуже положение живущих на пенсии, пособия и/или за счет благотворительности.
 1 Совет Европы и Россия. Информационный бюллетень. 2002. С. 42.
 2 См. в книге: Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 1998 г. С. 541.
 290
 ТЕМА 18
 ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ.
 Право на образование, относится к категории естественных, поскольку принадлежит человеку от факта его рождения таковым. Кроме того, эти правомочия человека связаны с широким кругом других социальных отношений, сопровождающих его всю жизнь. Поэтому, образование, по праву, относят к числу важнейших стратегических задач, обеспечивающих устойчивое развитие человечества.
 Статья 26 Всеобщей Декларации прав человека говорит:
 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира.
 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
 С содержательной точки зрения, образование, конечно, должно способствовать реализации национальных интересов. А они, безусловно, соответствуют целям, сформулированным в п.2 цитированной статьи.
 Однако, реализация этого требования представляется в современных условиях весьма проблематичной, по крайней мере, в обозримом будущем.
 Традиционно в нашей стране отношение к ученым складывалось прохладное, а на образование уделялось "остаточное"
 ю*
 291
 внимание. Причем, из уделявшегося внимания, не все было прогрессивным, новаторским, эффективным.
 Специалисты по проблемам современного образования приводят различные удручающие данные о колоссальном отставании России от передовых стран мира.1
 Индекс развития человеческого потенциала различных стран, рассчитанный из сопоставимых социально-экономических показателей, в том числе и системы образования, обнаруживает место России на 71 строчке, из 174 стран мира. Таким образом, богатейшая природными ресурсами страна обречена ставить себе целью развития на ближайшие 50 лет "догнать" Португалию. Основная причина такого отставания, на наш взгляд, - это пренебрежение к развитию образования и науки. Очевидно, именно, поэтому Россия и может торговать пока только своими природными ресурсами.
 Индекс уровня образования России составляет 92 процента, при 99 процентах Канады, США, Японии и других передовых стран. Число ученых и специалистов, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, в сравнении с этими странами составляют, соответственно, 4,2 человека в России и 7,1 человек на 1000 человек населения в Канаде, США и Японии. Доля расходов от ВНП на образование в России в два раза меньше и едва превышает 3 процента, когда достаточным считается 6 процентов.
 По доступности высшего образования Россия занимает 18 место в мире, по доле расходов на НИОКР в национальном ВВП -30-е; по числу компьютеров на тысячу человек населения - 38-е; по внедрению новых технологий - 45-е.2
 По странной прихоти, мы частенько стремимся сравнивать показатели нашей страны, находящейся в ряду стран со средним уровнем развития, с показателями США, хотя они по определению несопоставимы. Сравним и мы отношение в этих странах к образованию своих граждан, к обеспечению права на обучение.
 Суммарные расходы на образование в России в 1997 году составили 16,19 млрд. долларов, а в США было израсходовано на эти
 1 См. об этом: Егоршин А.П. Перспективы развития образования в России в XXI веке. // Право и образование №5. 2000. Е.М. Малитиков. Учимся жить в XXI веке. // Право и образование №4. 2000. "Доклад о развитии человека" ООН за 1999 год. Нью-Йорк, 1999.
 2 Независимая газета от 5 марта 2002 года.
 292
 нужды 420,29 млрд. долларов, что составляет превышение в 26 раз.1 Приблизительно такая же диспропорция сохраняется в оплате труда учителей и профессоров, размерах стипендии для обучающихся, в прочих возможностях. За последние 10 лет в Соединенных Штатах расходы на образование увеличились в 2,5 раза и составляет сейчас более 500 млрд. долларов в год, превысив в 2 раза расходы на оборону.2
 Отстает наша страна в гуманитаризации и в интернационализации образования, в развитии духовности, гражданственности, в утверждении чувства собственного достоинства, чести и справедливости. Образование в духе взаимопонимания, терпимости и дружбы между всеми народами, расовыми и иными группами в наших условиях чаще всего бывают в виде исключений, а противоположные идеи становятся правилом. Общемировые ценности для нас мало что значат. Менталитет россиян легче воспринимает все то, что привносится сверху. Но то, что оттуда привносится чаще всего, почему-то вызывает головную боль. Это хорошо видно на примере экспансии в общественную жизнь православия. Много лет передовые педагоги предлагают и даже дают образцы преподавания толерантности, диалога культур, основ политических и правовых знаний, образования в духе прав человека и гражданских свобод. Последние из них вполне заслуживают того, чтобы лечь в основу общенациональной идеи. Но, увы. Для таких уроков всегда не хватает чего-либо. То ли часов, то ли минут, то преподавателей.
 А вот для введения религиозного образования в светских школах, вопреки убедительным протестам, нашлись и часы, и возникли кадры, готовые преподавать, и все остальное.
 Одним из последствий неправильного приоритета нашего образования являются известные факты ксенофобии, ненависти, бездуховности, религиозного мракобесия. Не может отвечать потребностям взаимопонимания, терпимости, дружелюбия между всеми нациями и народами обучение религиозным догматам одной религии, ее агрессивной экспансии в многоконфессиональном государстве. Скорее это будет вызывать еще большую неприязнь и конфликты между представителями различных религий.
 А.П. Егоршин Перспективы развития образования в России в XXI веке. // Право и образование №5. 2000. С. 36.
 Е.М. Малитиков. Учимся жить в XXI веке. // Право и образование №4. 2000. С. 16.
 293
 I
 В тоже время в образовательной системе России никак не могут занять достойное место такие предметы, как Конституция страны, основы правовых и политических знаний, права человека и гражданские свободы. И уж совсем нереальными выглядят в наших условиях вполне разумные предложения сторонников расширения гуманитарного образования о распространении знаний о деятельности ООН по поддержанию мира или устойчивого развития, о роли ЮНЕСКО в деле поддержания культуры и образования, о политической и правовой идеологии Европейской интеграции и о многом другом, что составляет будущее нашей цивилизации.
 Ведь не случайно во многих странах гуманитарные предметы занимают 60% всего учебного времени.
 Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах в статье 13 п. 1 повторяет формулировку Всеобщей Декларации о праве на образование, а затем расширяет и уточняет многие положения. В зависимости от экономического и социального положения государства они должны стремиться к таким минимальным целям:
 начальное образование должно быть обязательным и бесплатным;
 среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открытым и сделано доступным для всех, путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
 высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
 элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;
 должно активно приводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.
 Таким образом, забота государства об образовании не должна ограничиваться только заботой о школьном или вузовском, но и о повышении знаний взрослых людей, по разным причинам не получивших достаточного знания. Потому нет и не может быть
 294
 какого-либо возрастного предела для желающих продолжать свое образование.
 Европейские нормы закрепляют право на образование в статье 2 Протокола №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ней говорится, что никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями.
 При рассмотрении права на образование надо помнить о том, что это право начинается с прав ребенка. Поэтому Конвенция о правах ребенка исчерпывающе сформулировала их право на образование в статье 28 и 29 в следующем виде:
 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
 a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
 b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
 c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого и с помощью всех необходимых средств;
 d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
 e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка, в соответствии с настоящей Конвенцией.
 3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи
 295
 особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.
 Следующая статья закрепляет намерения сторон, чтобы образование ребенка было направлено на:
 a) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
 b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организаций Объединенных Наций;
 c) воспитание уважения к родителям, их культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
 d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицам из числа коренного населения;
 e) воспитание уважения к окружающей природе.
 Сейчас важнейшими проблемами для России является беспризорность и безнадзорность детей, принявшие размеры национальной трагедии, в связи с чем возросло количество детей, покинувших школу и не получающих вообще никакого, кроме криминального и асоциального, образования.
 "Без образования нет развития, а развитие необходимо каждому ребенку, и никакого "отбора" здесь быть не может. Педагогика именно тем и занимается, что разрабатывает способы учить всех - и медленно думающих, и слабослышащих, и слепо-глухо-немых, и умственно отсталых. Учить по-разному, но - всех, а не половину или одну четвертую часть детей.
 Если право на образование есть не у всех, а только у "части", это уже не право, а система привилегий. Такая система ведет к развалу самого образования; к утечке мозгов, и к нарастанию озлобленности и антисоциального поведения среди молодежи".'
 • Статья 43 Конституции РФ на уровне мировых стандартов закрепляет право на образование. Она гласит: 1. Каждый имеет право на образование. >
 1 Общая газета. №45, 1997 г.
 296
 2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
 4. Основное общее образование обязательно. Родители, или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
 Из формулировки первого пункта вытекает, что государство не может ограничить чье-либо право на образование. Оно занимает позицию невмешательства в осуществление этого права.
 Такое отношение к образованию полностью противоречит советской системе образования, по которой всеобщее образование было частью государственной политики и базировалось на ценностях коммунистического мировоззрения. Государственные
 образовательные органы и учреждения обеспечивали почти поголовный учет дошкольников и школьников, что создавало возможность вовлечения в процесс обучения почти всех детей школьного возраста.
 Теперь ответственность за получение общего образования детей несут родители и лица их заменяющие.
 И в этом заключается доктринальное принципиальное и философское отношение к сущности образовательного процесса. Социальная ценность образования заключается в том, чтобы информация и знания, получаемые детьми, были объективными, критическими, плюралистическими, прогрессивными, гуманными.
 Когда образовательный процесс основывается на общегосударственной идеологии, приоритет в учебных предметах отдается общественным интересам, в ущерб индивидуальным правам и свободам.
 Когда процесс обучения и воспитания детей плюралистичен и лежит на ответственности родителей, они вносят в сознание детей свои ценности и свое мировоззрение, в зависимости от того, что они
 297
 исповедуют, прогрессивное и/или гуманистическое или отсталое и/или антигуманное видение мира.
 При этом разрешается одно едва заметное, но важнейшее жизненное условие. В семьях, где родители несут ответственность за воспитание и обучение своих детей, чаще царят единодушие, взаимопонимание, взаимопомощь и гармоничные отношения. Там, где ответственность за воспитание и обучение несет государство, чаще случаются антагонистические идеологические разногласия между детьми и родителями, что чревато опасными последствиями.
 Раздумывая над этой дилеммой, европейская мысль склонилась к следующему выводу: "именно руководствуясь естественным долгом перед своими детьми, родители несут главную ответственность за образование и обучение своих детей, родители могут требовать от государства уважать их религиозные и философские убеждения".1
 Поэтому и родилась вторая статья Протокола 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по которой государство обязано уважать право родителей обеспечивать детям... образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями.
 Вместе с тем, концепция статьи 42 не дает оснований для обвинения государства в отходе от проблем образования. Во втором пункте перечисляются гарантии общедоступности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Что касается высшего образования, то оно по своему назначению не может быть общеобязательным, а потому организуется на конкурсной основе.
 При этом предусматривается "положительная
 дискриминация", и отдельным категориям граждан предоставляются льготы при поступлении и при обучении в высших учебных заведениях страны.
 Льготы при поступлении в ВУЗ предоставляются прежде всего выпускникам, окончившим школу с медалью. В том случае, когда имеются профильные экзамены, они могут быть приняты по , результатам собеседования или одного экзамена по этому предмету. Льготы полагаются членам сборных команд, причем, федеральное законодательство имеет в виду Международные олимпиады, а на
 1 Донна Гомьен и др. Указ. соч. С. 430.
 298
 местах этим правом пользуются и победители региональных олимпиад.
 Вне конкурса могут быть приняты в ВУЗ лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф. Им должно быть предоставлено общежитие и двойная стипендия.
 Вне конкурса также могут быть приняты военнослужащие срочной службы, которые при увольнении в запас получили рекомендацию на учебу. Такое же право имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Инвалиды первой и второй групп могут быть приняты на льготных условиях, если имеют заключение врачебной комиссии, что им не противопоказано обучение соответствующей специальности.
 Право на образование, возникнув как естественное право и потребность ребенка, не должно терять своей актуальности и привлекательности с взрослением человека. Дело в том, что вместе с человеком стареет и его базовое образование. Продолжительность жизни людей возрастает, а срок обновления знаний быстро сокращается. Если в начале века обновление знаний происходило за 20-30 лет, то в наши годы всего за 6 лет. Отсюда даже молодые люди, получившие высшее образование к 23 годам, являются уже носителями устаревших знаний.1 Носителями каких знаний являются в этом случае люди старших поколений? Именно обладатели устаревших знаний труднее всего могут приспособиться к изменяющимся условиям, к новым экономическим отношениям и технологиям, они чаще всего становятся безработными, париями, отверженными. И это вовсе не является проблемами только одного человека, конкретного индивида. Все это отражается на экономическом и социальном положении государства.
 Поэтому, без конкурентоспособной системы образования взрослых, профессиональной подготовки и переподготовки, не может быть конкурентоспособной экономики. Победителями окажутся те, кто быстрее сможет вложить результаты фундаментальных исследований в новые технологии.
 Непрерывное образование в течение всей жизни становится отдельной суперотраслью в жизни человеческого сообщества. Образование взрослых должно стать приоритетным в государственной
 Е.М. Малитиков. Учимся жить в XXI веке // Право и образование. №4, 2000. С. 15.
 299
 политике, ибо только оно дает человеку самое главное - уверенность в завтрашнем дне.1
 Культурные права.
 В романе Ивана Ефремова "Таис Афинская", приводится диалог Александра Македонского со своим сподвижником Птолемеем (кстати, родоначальником правителей Египта и того самого знаменитого Птолемея). Птолемей заметил, что захватчики, покорив ту или иную страну (это же относилось ко всем захватам Александра Македонского), в первую очередь истребляют культурные, исторические ценности: "Очень просто..., - объясняет безжалостный воитель, - прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своем славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить свое брюхо".
 Отсюда видно огромное значение культуры для любой цивилизации. Такое же варварство и с такой же целью учинили талибы Афганистана уже в начале XXI века, разбивая культурные ценности древнейшего народа. В Афганистане талибов стадионы были превращены в места казни противников режима ("еретиков"), учебные заведения закрыты, теле- и радиопередачи запрещены, женщины лишены каких-либо прав. В Кабульский музей пришла толпа во главе с министрами финансов и культуры и топорами, кувалдами разбили, разрубили 1750 экспонатов.
 Культурные права сформулированы в пункте 1 статьи 27 Всеобщей Декларации в следующей форме: Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
 Статья 15 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит:
 , "1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на: а) участие в культурной жизни;
 Там же. С. 16.
 300
 b) пользование результатами научного прогресса и их практического применения;
 c) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.
 2. Меры, которые должны приниматься участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры.
 3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.
 4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях".
 Конституция РФ в статье 44 закрепляет свободу творчества и право на участие в культурной жизни в такой формулировке:
 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
 Свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества тесно связана со свободой мысли и слова, со свободой печати, ибо только мысль изреченная, опубликованная имеет социальное значение, ценность. Или несет асоциальную направленность, что является единственным основанием для ограничения этих прав и свобод. Перечисленные свободы не могут регулироваться государством, ведь любое творчество является продуктом индивидуальной деятельности. Потому государство не должно посягать на творческие инициативы граждан, ни в какой форме не регулировать этот процесс, в том числе установлением цензуры.
 Особое правовое значение имеет исключительное право граждан на результаты своей интеллектуальной деятельности.
 301
 Объектами интеллектуальной собственности являются: а) литературные, художественные произведения и научные труды; б) исполнительная деятельность артистов, фонограммы, радиопередачи; в) изобретения во всех областях человеческой деятельности; г) научные открытия и т.д.
 Виды творческой деятельности постоянно находятся в развитии, и потому норма права не способна охватить все формы творческой деятельности. Поэтому и законодательство фиксирует принципы и способы защиты права на интеллектуальную собственность. В настоящее время, право на интеллектуальную собственность регулируется рядом международных договоров, Всемирной Конвенцией об авторском праве и национальным законодательством.
 Право на участие в культурной жизни включает в себя право на индивидуальную культурную самоидентификацию и на доступ к культурным ценностям, созданным всем человечеством.
 В большинстве стран создаются всемерные условия для приобщения к мировой культуре, путем предоставления льгот для посещения музеев и выставок, для пользования библиотеками и архивными фондами. Такие льготы предоставляются, прежде всего, детям, юношам и малоимущим взрослым.
 При этом, "доступ" к культурным ценностям или "пользование" ими не означает присвоение их. Поэтому вполне оправдано в пункте 3 статьи 44 Конституции говорится об обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, о бережном отношении к уникальным и невосполнимым ценностям.
 ТЕМА 19
 ПРАВА ЖЕНЩИН НА ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ И ДИСКРИМИНАЦИИ.
 В любом обществе есть люди, которые, в силу различных причин, не обладают возможностью защищать свои интересы, а потому на них должна распространяться особая защита, предприниматься дополнительные усилия, чтобы их беды не усугублялись жестокостью окружающих, формализмом и/или равнодушием тех, кто должен помогать им в силу служебных обязанностей.
 К такой уязвимой категории можно отнести немало людей, и потому в двух последующих темах будут рассмотрены права количественно наиболее многочисленных групп: малолетних детей, инвалидов, престарелых и женщин. Заметим сразу, что специальными международно-правовыми актами защищены пока только права женщин и права ребенка.
 Особую защиту тех или иных групп, страт, в силу предоставления им привилегированного положения, принято называть "положительной дискриминацией". Наибольшую историю имеет борьба женщин за равноправие и против дискриминации по половому признаку.
 Так уж устроен человек, что кажущееся совершенно очевидным одному, совсем необязательно истинно для другого. Что кажется ценным и важным одному, совсем неинтересно для другого.
 Многие из нас догадываются, а некоторые даже уверены, что все люди имеют равные права, независимо от пола, национальности, расы, пола и т.д. Многие, но не все, далеко не все. Если бы дело обстояло иначе, то политик российского масштаба, заявивший в телевизионной программе на всю страну, что "место женщины на кухне и ее дело обслуживать мужа", сошел бы с политической арены незамедлительно. Хотя бы потому, что женщины в России составляют 53% электората. Но, видимо, и среди женщин немало тех, кто воспринимает дискриминацию по половому признаку как нормальное явление.
 Сразу скажем, что тема равноправия мужчин и женщин не нова. Правда от этого она не становится менее актуальной. И не исчезают дискриминация женщин и высокомерный мужской
 303
 шовинизм. И сохраняется насилие, причем не только физическое, но и психологическое, над женщинами, как на работе, так и в семье. И это при том, что существуют международные правовые нормы, континентальное и национальное законодательство, механизмы защиты прав женщин, и множество общественных организаций и движений в защиту их прав.
 Классическую формулировку равноправия всех и каждого дает Всеобщая Декларация прав человека в первой и во второй статьях:
 "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах". "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".
 Кроме того, статья 16 провозглашает, что мужчины и женщины пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. В статье 23 особо оговаривается, что оплата труда должна производиться без какой-либо дискриминации по принципу "равная оплата - за равный труд".
 В Международном Пакте о гражданских и политических правах сформулированы такие обязательства государств-участников: обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте (статья 3). Аналогичное обязательство содержится в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, где говорится: "Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем Пакте" (статья 3).
 Наиболее развернутым и подробным международно-правовым документом, закрепляющим тендерное равенство и права женщин, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Процесс принятия и имплементации этой Конвенции в жизнь был весьма динамичным. Принятая и открытая для подписания Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1979 года уже в сентябре 1981 года Конвенция вступила в силу. Советский Союз был одним из первых государств, ратифицировавших эту Конвенцию
 ООН в декабре 1980 года. Правда, как и множество внешнеполитических актов Советского Союза, скорая ратификация Конвенции, похоже, имела чисто пропагандистский и идеологический смысл. Во-первых, ни о содержании этого документа, ни о путях его исполнения в нашей стране никакой информации не публиковалось. Во-вторых, практической деятельности по ликвидации дискриминации по половому признаку почти не проводилось.
 Конвенция дает понятие дискриминации в отношении женщин, означающее любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами... на основе равноправия мужчин и женщин прав человека и основных свобод в политической, экономической, культурной, гражданской или любой другой области. (С. 1).
 Вторая статья Конвенции гласит:
 "Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно, всеми соответствующими способами, проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:
 a) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство... и обеспечить с помощью закона и других... средств практическое осуществление этого принципа;
 b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;
 c) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;
 d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;
 304
 305
 e) принимать все необходимые меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;
 f) принимать все необходимые меры, включая законодательные для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;
 g) отменить все положения уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин".
 Всего в настоящее время насчитывается около ста международно-правовых актов, в той или иной мере, регулирующих тендерное равенство женщин и мужчин, равноправие и недискриминацию по признаку пола. Такое пристальное внимание мирового сообщества к правам женщин свидетельствует не только о важности и постоянной актуальности данной темы, но и об остроте проблемы, не подающейся легкому и быстрому разрешению.
 Практическая деятельность международных организаций демонстрирует, каких усилий стоит внедрение в массовое сознание принципов равноправия, справедливости, устойчивого и демократического развития, которые возможны только в обществе, признающем права женщин составной частью прав человека и гражданских свобод. А усилия мирового сообщества в этом направлении были колоссальными.
 В 1946 г. была создана специальная Комиссия ООН по положению женщин. Ее задача заключалась в том, чтобы следить за соблюдением принципа равноправия мужчин и женщин во всех точках мирового сообщества. Комиссия определила для себя в качестве основных следующие направления работы: политические права женщин и возможности для их использования; юридическое закрепление прав женщин; доступ к образованию и различным формам профессионального обучения; гарантии занятости. Итогом работы Комиссии были различные рекомендации, обращения, конвенции, предусматривавшие конкретные меры по обеспечению женского равноправия.
 Последняя четверть XX в. ознаменовалась признанием мировым сообществом возрастающей роли женщин во всех сферах человеческой деятельности, превращением так называемого
 "женского вопроса" из локального, национального в глобальный. Это выразилось в том, что Организация Объединенных Наций объявила 1975 год Международным годом женщин и провела в Мехико Первую Всемирную конференцию женщин. На конференции было признано, что дискриминация женщин является общей проблемой, требующей для своего решения совместных усилий правительственных и неправительственных организаций, женщин и мужчин всего мира. В работе конференции приняли участие правительственные организации из 133 стран мира и около 100 международных и национальных неправительственных организаций, а также представители национально-освободительных движений. Конференция приняла два заключительных, весьма прогрессивных, революционных для своего времени документа, не утративших своего значения до настоящего времени: Декларацию о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир и Всемирный план действий. В обоих документах подчеркивалось, что без радикальных социально-экономических преобразований невозможно достижение полного равенства женщин с мужчинами, повышение их роли во всех сферах общественной и политической жизни.
 В принятой Декларации говорилось: "Конференция настоятельно призывает все правительства, все специализированные учреждения ООН, все региональные и международные неправительственные организации и все сообщество в целом посвятить себя осуществлению указанных целей для создания справедливого общества, где женщины, мужчины и дети могут жить в условиях уважения, достоинства, свободы и процветания".
 В Декларации, впервые в истории ООН, сформулирован тезис о неразрывной связи проблем женщин со многими актуальными проблемами современности, показана необходимость борьбы женщин против таких позорных явлений как расизм и расовая дискриминация, против вековых традиций, которые стоят на пути развития женщин во
 ) многих странах.
 Всемирный план действий, принятый в Мехико,
 ? предусматривал конкретные меры для осуществления положений Декларации. В нем, в частности, предусматривалось создание Добровольного фонда для женщин, который и был организован в 1977 г. Сейчас он называется Фондом развития для женщин ООН и поддерживает женщин развивающихся стран.
 306
 307
 В 1975 г. в Мехико, параллельно с правительственной конференцией, проходила "Трибуна" - встреча неправительственных организаций, которая содействовала созданию широкой платформы действий женских организаций в их общей борьбе за свои права, демократию и социальный прогресс.
 Проведение параллельно Всемирных конференций женщин и мероприятий неправительственных организаций стало с 1975 г. традицией, которая сохраняется и до настоящего времени.
 Главным итогом Первой Всемирной конференции женщин явилось решение о провозглашении 1976 -1985 гг. "Десятилетием женщины под девизом: равенство, развитие и мир", которое затем было подтверждено решением XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Этим самым были определены основные направления деятельности, как правительств, так и общественных организаций, сохраняющие свою актуальность и ныне.
 В 1980 г. в Копенгагене состоялась Вторая Всемирная конференция женщин, которая подвела итоги выполнения мексиканского Всемирного плана действий за первую половину Десятилетия и приняла программу действий на его вторую половину. В работе конференции приняли участие делегации 145 стран, большое число неправительственных организаций.
 На конференции в Копенгагене подчеркивалось, что, несмотря на определенный прогресс в 1976-1980 гг. в области законодательства по проблемам женщин, их реальное положение во многих странах ухудшилось вследствие гонки вооружений.
 В принятой программе действий на 1980 - 1985 гг. была подчеркнута взаимосвязь борьбы за мир и разоружение с экономическим, социальным и культурным развитием стран и положением женщин. В программе, в частности, предусматривались действия, направленные на решение таких проблем, как участие женщин в принятии решений; продвижение женщин по службе; положение сельских женщин, включая их право на землю и учет их труда в сельском хозяйстве и дома; борьба с бедностью.
 Конференция в Копенгагене высоко оценила главный итог первой половины Десятилетия женщины ООН - принятие в декабре 1979 г. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины на XXXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В Копенгагене была проведена торжественная церемония подписания этого важнейшего документа. Верховный Совет СССР ратифицировал
 ее в 1981 г. В основу Конвенции были положены Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека, Международные пакты о правах человека 1966 г., Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин и др. В соответствии с Уставом ООН общие международно-правовые нормы, содержащиеся в актах ООН и ее специализированных учреждений о защите основных свобод и прав человека, в одинаковой степени и в полном объеме распространяются как на мужчин, так и на женщин. В Конвенции 1979 г. в концентрированном виде сформулированы основные задачи международного сообщества в построении гармоничного общества, важным компонентом которого является равноправное положение женщин.
 Параллельно в Копенгагене проходил Форум неправительственных организаций, в работе которого приняли участие около 8 тыс. человек, в решениях которого подчеркивалось, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации открывает новые перспективы для совместных действий правительств и неправительственных организаций и их действий.
 Конвенция явилась мощным стимулом к совершенствованию национальных законодательств, касающихся проблем женщин. Под ее воздействием удалось добиться улучшения законодательства некоторых стран относительно трудовой деятельности женщин, их доступа к образованию, охраны материнства и младенчества.
 Важнейшим итогом Десятилетия женщин 1976 - 1985 гг. |явился рост политического сознания женщин, что выразилось в (усилении их действий, направленных на обеспечение всего мира. Это I нашло свое отражение в принятии в 1982 г. Декларации об участии (женщин в содействии международному миру и сотрудничеству.
 Третья Всемирная конференция женщин состоялась в 1985 г. в (столице Кении Найроби для обзора и оценки Десятилетия женщин, (которая подвела итоги осуществления Всемирного плана действий на (вторую половину Десятилетия женщины ООН. В работе конференции (приняли участие 157 стран, представители национальных Iосвободительных движений, а также 160 неправительственных •организаций. Конференция критически проанализировала результаты (и дала оценку трудностей, возникавших на пути осуществления целей •Десятилетия. Принятый в Найроби документ "Перспективные •стратегии" деятельности по улучшению положения женщин в период |с 1986 по 2000 г., исходит из необходимости проведения глубоких
 308
 309
 социально-экономических преобразований, борьбы против расизма, за всеобщее и полное разоружение.
 В документе содержатся практические рекомендации правительствам, международным и национальным
 неправительственным организациям, и мировому сообществу в целом, по ликвидации неравноправия женщин, привлечению их к активной политической, хозяйственной и общественной жизни, ставятся конкретные задачи в деле эмансипации женщин и намечаются пути и выполнения.
 В решениях конференции содержится рекомендация всем правительствам присоединиться или ратифицировать Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; принять меры для снижения уровня бедности среди женщин, обеспечить соблюдение основных прав человека, предоставить женщинам доступ к современной науке как к эффективному средству их развития.
 В принятом документе в качестве достижения отмечается создание и укрепление во многих странах так называемых национальных механизмов по улучшению положения женщин -специальных правительственных органов, которые участвуют в определении и проведении политики по улучшению положения женщин, способствуют сбору и обобщению статистических данных о положении женщин, выработке путей решения проблем в данной области и контролю за их осуществлением.
 Принятые в Найроби стратегии, явились логическим продолжением Всемирного плана действий и Программы действий, так как исходят из тех же принципов единства и взаимодействия трех лозунгов Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир. Основным контрольным органом за осуществлением найробийских перспективных стратегий является Комиссия ООН по положению женщин, куда раз в два года должны представляться доклады об их выполнении соответствующими национальными комитетами.
 Проходивший в Найроби Форум неправительственных организаций, в работе которого приняли участие около 15 тысяч женщин практически из всех уголков земного шара, выработал свою программу действий, в которой было подчеркнуто, что дискриминация женщин представляет собой острую социальную проблему, для решения которой необходимы усилия всего общества, а не только женщин и женских организаций.
 310
 Форум призвал женщин принять активное участие в решении актуальных вопросов современного международного положения и своих национальных проблем, в выполнении намеченных международным сообществом Перспективных стратегий.
 Четвертая Всемирная конференция по положению женщин состоялась в сентябре 1995 г. в Пекине (КНР). Это наиболее представительная конференция, в работе которой приняли участие правительственные делегации из 190 стран. Одной из основных задач, стоящих перед конференцией, было проанализировать и оценить проделанную с 1985 г. работу по реализации целей найробийских перспективных стратегий в области улучшения положений женщин на период до 2000 г. и мобилизовать мировое сообщество на достижение этих целей.
 В ходе обсуждения было подчеркнуто, что за последнее десятилетие правительства и общественность с большим пониманием стали относится к проблемам женщин, считая их неразрывной частью развития общества в целом.
 Отмечалась большая роль, которую сыграли Перспективные стратегии как международно-правовой документ, в котором содержатся не только принципы равноправия и недискриминации женщин, но и конкретные контролируемые международным сообществом обязательства государств по обеспечению уставных положений ООН.
 В решениях, принятых на конференции в Пекине, содержится призыв к правительствам гарантировать женщинам равенство по закону и равные возможности для использования прав, предоставленных им международными и закрепленных национальными законодательствами.
 Главный итоговый документ, принятый в Пекине, - Платформа действий в интересах равенства, развития и мира включает такие важные проблемы, как образование, здравоохранение, ненасилие, национальные механизмы, беженцы, участие в принятии решений. Особо отмечено, что участие женщин в процессе принятия решений на всех уровнях необходимо для укрепления демократии и обеспечения ее нормального функционирования.
 Платформа действий включает также положение о том, что необходимо соблюдать тендерный баланс на всех уровнях правительств администрации, Секретариату ООН проводить так называемую тендерную политику, предусматривающую строгое
 311
 соблюдение учета пола в политических и социально-экономических программах.
 Как выразилась Энн Тейлор, председатель Европейского женского лобби, "в период между конференциями в Найроби и Пекине произошла эволюция женского движения, и во всем мире женщины вошли в другое пространство".
 Платформа действий устанавливает приоритеты, которые необходимо учитывать в 1996 - 2001 гг. для осуществления Стратегий в рамках системы ООН.
 В рамках Пекинской конференции состоялся Форум женских неправительственных организаций, в котором приняло участие более 20 тысяч человек, представлявших пять континентов. В ходе форума было проведено около 5 тысяч различных мероприятий - рабочих групп, круглых столов, семинаров, симпозиумов и т.д., на которых были разработаны рекомендации, учтенные затем при окончательной доработке итоговых документов Четвертой всемирной конференции.
 Конституция РФ констатирует, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (п. 3 ст. 19).
 Развитие конституционного положения о равенстве прав мужчин и женщин и возможностей для реализации таких прав нашло отражение в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации. Таковыми были Указы Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 года N337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин; от 18 июня 1996 года N932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"; от 30 июня 1996 года N1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года N6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации"; от 26 августа 1996 года N1014 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями; от 29 августа 1996 года №1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до
 2000 года". Анализ указанных нормативных актов показывает, что обеспечение равного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны становится одной из главных целей государственной политики.
 Вместе с тем проводимая в стране социально-экономическая реформа, переход к рыночным отношениям сформировали следующие негативные тенденции: возрастающая невостребованность женщин при принятии государственных решений; усиление дискриминации прав женщин в социально-бытовой сфере; снижение уровня охраны и здоровья, личной безопасности и т.д.

<< Пред.           стр. 9 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу