<< Пред.           стр. 8 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 В субъектах РФ избирательные права регулируются местными нормами права, в некоторых из них они кодифицированы. Избирательные права граждан являются базовой для осуществления народного суверенитета, на участие и соучастие в управлении государственными делами, формирования представительной демократии.
 Самое большое значение избирательного права в демократическом государстве заключается в том, что это единственный способ проявления народной воли, когда возникает необходимость смены правления из-за неблагого управления существующей власти. Как сообщается в докладе Комиссии по правам человека при Президенте РФ "О соблюдении прав человека и гражданина в РФ в 1999 году", основные формы и виды нарушений избирательных прав в России сохраняются все последние годы, несмотря ни на какие изменения законодательства, критику или призывы к чистым и честным выборам. Так, на последних выборах в Государственную Думу нарушения допускали сами избирательные комиссии. Были установлены и факты наличия фальсифицированных избирательных бюллетеней в пользу определенных кандидатов и избирательных объединений, устранение наблюдателей при подсчете голосов, отказ в выдачи копий протоколов голосования, оставление ряда жалоб и заявлений без реагирования, нарушение сроков их расрмотрения, принятие необоснованных решений по жалобам и • заявлениям, а также немотивированных решений по вопросам регистрации кандидатов в депутаты, избирательных объединений и блоков. Подобного рода нарушения были и в деятельности участковых избирательных комиссий Тюменской области, Саратовской области, Республики Башкортостан, окружных
 246
 избирательных комиссий Хабаровского края, Астраханской, Тульской и других областей.1
 Самым ярким доказательством того, что увлечение правотворчеством и множественность нормативно-правовых актов не только не способствует нормальному правовому регулированию общественных отношений, но скорее запутывает и усложняет обеспечение и защиту этих прав, служит избирательное право. В настоящее время количество различных федеральных и региональных законов о выборах достигает почти трехсот. В этом противоречивом, разномастном, несостыкованном множестве законов никто не способен разобраться, да никто и не разбирается. Зато возникает масса лазеек для нечестных, грязных технологий для злоупотреблений, подтасовок, фальсификаций и прочего. Именно поэтому, все последующие годы для оценки российских выборов любого уровня подходит лишь одно определение: "хроника абсурда".
 Во время написания этой темы пришла информация о ходе выборов Президента Кабардино-Балкарии 2002 года. Сбором подписей по выдвижению действующего Президента Кокова занимались учителя и милиционеры. Студентов университетов заставили сдать паспорта в деканаты и им было объявлено, что, если они не проголосуют за Кокова, то будут отчислены. Агитацией за Кокова в рабочем режиме занимались руководители государственных органов: главы администраций, члены парламента, министры, премьер-министр и его заместители.
 МВД республики и все его структурные подразделения стали группой поддержки Кокова. Министр Шогенов провел совещание с руководителями служб и подразделений, где обязал подчиненных обеспечить голосование всех сотрудников за Кокова. Цинизм стал нормой поведения, и милиционеры в своих рапортах подобострастно докладывали о проведенных ими агитационно-массовых мероприятиях по обработке избирателей. Через дежурную часть МВД пошла директива, адресованная всем Шогеновым также голосовать за Кокова. В Нальчике был проведен сход рода Шогеновых, где было принято аналогичное решение. На участках для голосования наблюдатели задерживали избирателей с уже заполненными и отмеченными в пользу Кокова избирательными бюллетенями, заверенными печатями избиркомов.2
 1 Москва. 2000 г. С. 6. Новая газета. №4, 2002 год.
 247
 Вот так по преимуществу "голосует" вся российская провинция, отчего результат выборов выглядит зазеркальным: кого больше всего ругают, тот и садиться рулить народом.
 В 1999 году в Республике Башкортостан проходили выборы местного Президента. В числе претендентов на этот пост были два наиболее перспективных политика, реально претендовавших на лидерство. Действующий Президент во всю использовал весь административный ресурс. Послушные министры, главы городских и районных администраций, директора всех рангов, денежные потоки -все было подчинено одному - избранию действующего Президента.
 А избирательные законы, права граждан и их воля, права претендентов бессовестно попирались. Началось с переноса сроков выборов на несколько месяцев вперед. О том, что это такое же нарушение закона, как и перенос выборов на более поздний срок, ни один служитель Фемиды не задумывался. Ни прокурор Республики, ни Верховный Суд не увидели в этом злоупотребления правом. А нарушения избирательных прав продолжались. Обоих нежелательных претендентов под надуманным предлогом исключили из регистрации в качестве кандидатов в Президенты.
 Оба они обжаловали эти решения в судебных органах, но местные судьи отказали им в иске, а российский Верховный Суд удовлетворил их требование. Выполняя решение Верховного Суда РФ, они были зарегистрированы и тут же сняты с регистрации по другим надуманным причинам.
 И вновь нежелательные претенденты прошли этот круг -бесполезное обращение к служителям местной Фемиды, а затем обращение в Верховный Суд РФ. И снова Верховный Суд РФ нашел в действиях избирательной комиссии Республики Башкортостан грубейшее нарушение избирательных законов. Вся подготовка шла в таком режиме. Но потом все-таки подошел день выборов, и .избирательная комиссия зафиксировала избрание действующего Президента.
 Претенденты обжаловали результаты выборов в Верховный Суд РФ. И тот самый Суд, который дважды выносил решения о злоупотреблениях в ходе подготовки к выборам, который фиксировал и констатировал грубейшие нарушения... вдруг вынес вердикт: выборы признать состоявшимися!
 Опробованная в Республике Башкортостан технология "выборов" покатилась по России. Кто-то предпочитал вопреки закону
 248
 переносить выборы вперед, кто-то подавал в отставку, что на юридическом языке означает признание неспособности человека справляться со своими обязанностями, а потом участвовал в назначенных выборах.
 При этом попиралась главная цель выборов - выявить волеизъявление народа и создать благое управление. Но здесь явно присутствует и нарушение другого важного права "необходимого в демократическом обществе" - это равный доступ к государственной службе.
 И вот появилось новое яркое доказательство того, что нарушение законов государственными служащими, не повлекшее никакой ответственности, способно поощрять новые беззакония и злоупотребления. 5 марта 2003 года Курултай Республики Башкортостан продлил срок полномочий действующего президента и перенес выборы на декабрь текущего года, для того, чтобы совместить выборы Президента с выборами депутатов Государственной Думы и тем самым сэкономить народные деньги. Мудрость такого решения подтверждена исторически. Точно такая же эквилибристика была проведена в описанном выше случае в 1999 году. Тогда выборы Президента были перенесены наоборот с декабря на июль, как объяснили "государственные младенцы", исключительно из-за того, что в декабре работники сельского хозяйства сильно заняты производством, которое совсем не тяготит их в июле. Анекдотичность ситуации, похоже, никого не волнует, ибо беспардонное попрание законов и морали давно превратилось в правило.
 249
 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА.
 Рассматриваемые в этом разделе права человека и гражданина, являются важной сферой жизнедеятельности и приоритетной задачей государства. Конституция РФ определяет Россию, как социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни граждан и свободного развития человека. Однако, после определения вектора общественного развития, требуется активная деятельность, ибо, за общими обещаниями и декларациями, государство должно расслышать своих бедствующих, страждущих, больных. Оно должно обеспечивать достойную жизнь, нормальное и гармоничное развитие каждого, соблюдение его индивидуальных интересов, прав и свобод.
 Социальное государство должно установить справедливые нормы труда и заработной платы, нормальные условия труда и отдыха, охранять здоровье и обеспечивать безопасные условия труда, проявлять особую заботу о тех, кто не способен позаботиться о себе сам, добиваться нормального развития молодого поколения и его образования, культурного, духовного развития граждан.
 России предстоит ратифицировать ряд важных международных соглашений, содержащих международные стандарты защиты социально-экономических прав и свобод. В частности, пока не ратифицированы Конвенция Международной Организации Труда №117 об основных целях и нормах социальной политики. В ней содержится исключительно важное для России положение, которое определяет прожиточный минимум с учетом таких основных потребностей, как потребности в продуктах питания с учетом калорийности, жилище, одежде, медицинском обслуживании и образовании. Эти научно обоснованные нормы прожиточного минимума могут обеспечить достижение того, что Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах признает стандартом достойного существования и развития индивида и его семьи. Таким образом, присоединение к этой Конвенции, и, тем более, претворение ее норм в жизнь, значительно повысило бы жизни россиян и закрепило бы минимальный уровень благосостояния, на который могли бы ориентироваться прогрессивные силы страны.
 По официальным данным, четвертая часть населения РФ имеет доходы ниже прожиточного минимума, а угроза безработицы нависла
 250
 
 над каждым третьим членом общества. Тем не менее, органами занятости населения зарегистрировано лишь 1,87 млн. безработных. Сложная процедура присвоения гражданину статуса безработного лишает пособия по безработице свыше 6,5 млн. человек. Скрытая безработица, по разным оценкам, составляет более 10 млн. чел. Это не могло не сказаться на физическом здоровье населения. Резко сократилась средняя продолжительность жизни, почти достигнув уровня слаборазвитых стран, а число инвалидов вследствие психических расстройств за последние 10 лет возросло на 30%.'
 Гражданам страны важно понимать глубинные причины такого положения. Это системный кризис и поэтому мало видеть отдельные проблемы безработицы, пенсионеров, беспризорности и еще тысячу других. Надо осознавать одну большую потребность в установлении демократического общества, где все направлено на благо граждан, где власть избирается народом и ему подотчетна и подконтрольна, а также представительна и сменяема.
 А Петров Европейская Конвенция по правам человека и Конституция России В сб. Европейской Конвенции о защите прав человек и основных свобод: проблема реализации. С 430
 251
 ТЕМА 15
 ПРАВО ЧАСТНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
 СОБСТВЕННОСТИ, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА,
 СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
 Перечисленные права в той или иной мере закрепила Всеобщая Декларация прав человека в статье 17. Она гласит:
 "1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как
 единолично, так и совместно с другими.
 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего
 имущества".
 Эта самая значительная международно-правовая норма, которая могла быть принята мировым сообществом, в условиях всяческого противодействия стран коммунистического блока какому бы то ни было нормативному закреплению права частной собственности. И это удалось им, в результате чего даже Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах сумел обойти молчанием этот важнейший институт экономических отношений.
 Трудно было закрепить это право и в Европейской Конвенции, что она частично изменила, приняв статью 1 Протокола № 1, в которой записано:
 "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право
 беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не
 может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах
 общества и на условиях, предусмотренных законом и общими
 принципами международного права".
 Предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
 Примечательно, что приведенные формулировки о праве частной собственности записаны в документах сугубо политико-правового характера. Этим, на наш взгляд, подтверждается естественное происхождение этого права.
 В деле Папамихалопулос и другие против Греции заявители обратились в Европейский Суд за защитой своих прав собственности.
 252
 Военная диктатура греческого государства передала Фонду Военно-морских сил большой участок земли в Аттике, где были построены морская база и курорт для офицеров. Вскоре выяснилось, что часть переданной земли принадлежала на праве частной собственности четырнадцати гражданам. Их попытки виндикации принадлежащих им земель имели лишь частичный успех, выражавшийся в признании их прав, но не сопровождавшийся ни возвратом земли, ни выделением равнозначных участков, ни выплатой компенсации.
 Суд констатировал, что завладение спорной земельной собственностью Фондом ВМС представляет собой явное вмешательство в осуществление заявителями права беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Суд отметил, что полная утрата возможности распоряжаться спорной землей в совокупности с неудачей предпринятых... попыток исправить ситуацию повлекли за собой достаточно серьезные последствия для заявителей, de facto подвергшихся экспроприации способом, не совместимым с их правом беспрепятственно распоряжаться своим имуществом, а посему имело место нарушение статьи 1 Протокола №1.'
 В деле Спорринг и Лоннрот против Швеции, заявители жаловались на то, что Правительство намеревалось на принадлежащих им участках построить путепровод и в течение длительного времени откладывало свои планы и запрещало владельцам какое-либо строительство. В обоснование своих претензий, владельцы утверждали, что утратили возможность продать свои земельные участки по нормальной рыночной цене и в течение многих лет их право собственности было тем, что называют "голым правом".
 Правительство-ответчик, соглашаясь с этими доводами, настаивало, что такие ограничения неизбежны в условиях городского планирования, но они не ограничивают право собственников на "беспрепятственное пользование своим имуществом". Суд не воспринял точку зрения правительства, а согласился с мнением заявителей и сформулировал такое заключение:
 "Хотя разрешение на отчуждение не затронуло... права собственников пользоваться и распоряжаться своим имуществом, на практике, тем не менее, они существенно ограничили возможности его осуществления. Они затронули саму суть собственности,
 Европейский Суд по правам человека. Изб. решения в 2-х томах. М. 2000. Т. 1. С. 822-823.
 253
 
 поскольку заранее признали, что любое отчуждение будет законным, и муниципалитет Стокгольма вправе отчуждать земельные участки в любое время, когда он посчитает это целесообразным. Таким образом, право собственности заявителей становилось условным и отменяемым.
 Запрещение на строительство также, несомненно, ограничивало право заявителей на использование своей собственности. Таким образом, имелось нарушение статьи 1 Протокола №1".'
 Весьма показательна, с юридической точки зрения, ситуация, связанная с реализацией права на беспрепятственное пользование своим имуществом, гражданкой Кипра, госпожой Лоизиду. Она родилась и проживала на севере страны, где владела несколькими участками земли. Когда она вышла замуж и стала проживать в Никосии, остров был поделен на греческую и турецкую части, и она лишилась возможности доступа к своей собственности. Однажды Лоизиду и другие, находившиеся в подобной ситуации, женщины перешли буферную зону и линию расположения турецких войск. Часть из них была арестована полицейскими турецкой общины и освобождены лишь при участии представителей ООН.
 В своем заявлении в Европейский Суд госпожа Лоизиду указала, что с начала турецкой оккупации ей было отказано в доступе к ее собственности и это является неоправданным вмешательством в осуществление ее права, гарантированного статьей 1 Протокола №1. Правительство-ответчик заявило, что госпожа Лоизиду фактически перестала владеть землей, в связи с созданием на севере Кипра нового государства - Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) и она, Турция, не обладает на этой территории юрисдикцией.
 По заявлению Правительства Кипра на протяжении ряда лет кипрские греки лишены права беспрепятственно пользоваться своей собственностью из-за оккупации, тем не менее, это не привело к потере права собственности.
 Выслушав стороны, Суд констатировал несколько аксиоматических положений. Во-первых, Резолюция 541 Совета Безопасности ООН объявила создание ТРСК юридически недействительным и призвала мировое сообщество не признавать иного государства на Кипре, кроме Республики Кипр. Поэтому любые
 ' Европейский Суд по правам человека. Изб. решения в 2-х томах. М. 2000. Т. 1. С. 395-397.
 254
 ссылки на действия несуществующего государства безосновательны. Во-вторых, Суд не обнаружил никаких правовых положений и норм, которые могли бы повлечь за собой утрату заявительницей ее права собственности. Более того, Суд разделяет точку зрения Правительства Кипра, что греки-киприоты, владеющие недвижимостью на севере Кипра, продолжают сохранять свой правовой титул и должны иметь возможность вновь свободно распоряжаться ею. В-третьих, поскольку совершенно очевидно, что Республика Кипр не может нести ответственность за положение дел на оккупированной Турцией части острова, ответственность за это лежит на Турции. Иначе северная часть Кипра представляла бы собой правовой вакуум в плане ответственности за права человека. Признание такого факта противоречило бы принципу эффективности защиты прав человека, лежащему в основе Конвенции.
 Суд констатировал множество доказательств тому, что Турция полностью контролирует оккупированную часть острова и обладает определенной юрисдикцией. Поэтому обязательства обеспечить на такой территории права и свободы, гарантированные Конвенцией, вытекают из самого факта контроля над ней со стороны государства -члена Конвенции.
 Из-за длящейся невозможности осуществить право доступа к собственности госпожа Лоизиду фактически утратила над ней всяческий контроль, равно как и возможность использовать, продавать, завещать, закладывать, улучшать свою землю и просто радоваться жизни на ней. Подобная ситуация, в соответствии с практикой Суда, может рассматриваться как экспроприация собственности. В данных обстоятельствах имело место, и продолжает существовать, нарушение статьи 1 Протокола №1.'
 Таков замечательный образец защиты права собственности вообще и уважительного отношения к земельной собственности, пример гуманизма и справедливости подает всем Европейский Суд по правам человека.
 Право частной собственности в России, прервавшееся на много лет коммунистическим экспериментом, вновь официально восстановлено Конституцией РФ. Статья 35 гласит:
 1. Право частной собственности охраняется законом.
 1 Указ, сборник. Т. 2. С. 362-373.
 255
 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
 4. Право наследования гарантируется.
 Как можно убедиться по практике Европейского Суда, им понятие "имущество" трактуется в расширительном смысле. Сюда может относиться как движимое, так и недвижимое имущество, а также все "закрепленные права", которые может доказать заявитель. К ним относятся акции или денежные требования, основанные на договоре или деликте, то есть активе, не являющиеся физической собственностью.'
 По другому делу Суд посчитал, что даже и "репутация" может быть приравнена к праву собственности, выводя это из деятельности одной из компании, имевшей свою "собственную" клиентуру.2
 В деле Маркс против Бельгии Суд подчеркнул, что статья 1 Протокола №1 лишь констатирует право любого лица на беспрепятственное распоряжение "своим" имуществом, а следовательно, эта норма применительна только к существующему имуществу конкретного лица и не гарантирует право на приобретение имущества путем наследования.3
 Рассматривая дело Нефтеперерабатывающие заводы против Греции, Суд отметил, что арбитражное решение, которое давало право на получение ими присужденных сумм уже составляло "имущество" и покушение на это право явилось нарушением защищаемых статьей 1 Протокола №1 прав.4
 Для современной России очень актуальным является осознание ценности права интеллектуальной собственности. Это самоочевидное естественное право индивида, способного создать
 Д. Гомьен, Д. Харрис, Л. Зваак. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 1998. С. 409.
 2 Там же. С. 412.
 3 Европейский Суд по правам человека. Изб. решения в 2-х томах. М. 2000. Т. 1. С. 241-242.
 4 Указ. сб. Т. 2. С. 62.
 256
 нечто оригинальное и имеющего практическое значение. В соответствии с Конвенцией ВОИС объектами интеллектуальной собственности являются:
 1) литературные, художественные произведения и научные труды;
 2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
 3) изобретение во всех областях человеческой деятельности;
 4) научные открытия;
 5) промышленные образцы;
 6) товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения.
 Как подчеркивалось Европейским Судом, в статье 1 Протокола №1 содержится три нормы: первая - это право беспрепятственного пользования имуществом; вторая - условия и обстоятельства отчуждения имущества и, наконец, третья - государственное регулирование имущественных отношений, а также контроль за использованием имущества в свете соотношения индивидуальных и общественных интересов.
 Все эти три нормы охватываются статьями 35 и 55 Конституции РФ. В пункте 3 последней, устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только (и только!) в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Можно видеть достаточно обширные и расплывчатые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина, что, может быть, порой использовано в неблагих целях. Поэтому следует сразу обращать внимание на главное основание, -предусмотрено ли данное ограничение федеральным законом. Вторая особенность в том, что Европейская Конвенция допускает ограничения прав, когда это необходимо в демократическом обществе, в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц (См. статьи 8-11 Конвенции).
 9 - 2027
 257
 То, что мы называем правом свободного экономического поведения, в Конституции РФ сформулировано в статье 34, следующим образом:
 1. Каждый имеет право на свободное использование своих
 способностей и имущества для предпринимательской и иной
 не запрещенной законом экономической деятельности.
 Понятно, что люди от природы наделены различными способностями и именно от этого во многом зависит их экономическая деятельность, а значит и материальное положение. Совершенно очевидно, что более умелый и умный, более расторопный и трудолюбивый, более рачительный и настойчивый имеет больше возможностей накопить и приумножить свои богатства. И он должен иметь возможность использовать свои способности в полной мере.
 Аристотель воззвал к благоразумию в отношении частной собственности, считал ее неотъемлемой, а средний класс - хранителем устоев государства. Частная собственность отвечает естественным потребностям человека и служит ему в удовлетворении его личных интересов. Именно владельцы собственности являются стержнем общества, именно они двигают общественный прогресс и составляют самый устойчивый каркас государства. После Аристотеля еще множество мыслителей подчеркивали естественность экономического неравенства и призывали не заблуждаться на этот счет, ибо посягательство на частную собственность приведет к неисчислимым бедствиям всего населения и к его разорению. Коммунистический эксперимент блестяще доказал обоснованность этих опасений. Устраняя соревнование и конкуренцию, нерыночные отношения уравнивают ленивого с трудолюбивым. Но это никак не меняет экономическое поведение лодыря, и он остается самим собой.
 Поведение, диктуемое в этом случае, несвойственно трудолюбивому. Ему совершенно нет нужды проявлять трудолюбие, смекалку, находчивость и все иные свои способности, если они не приносят ощутимых улучшений в жизни. Таким образом, оба типа экономического поведения сходятся, но не в высшей точке экономической активности, а в самой низшей. В этих условиях экономическая деятельность начинает терять свою привлекательность, в экономике начинается застой, а затем и деградация. Свобода экономического поведения, отвергнутая в угоду наиболее понятному пресловутому принципу равенства, привела к уравниловке всех, и к равенству в нищете.
 258
 Только в последнее время мы осознали, что наиболее привлекательным правилом общественного устройства является принцип: "разрешено все, что не запрещено законом". Однако многочисленное чиновничество, идеологические шоры, заскорузлое законодательство, народный дух - не способствуют внедрению этого принципа в жизнь. Между тем, авторам Французской Декларации прав человека и гражданина была ясна ценность такого подхода. Поэтому в статье 5 было записано: "Закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено. Никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом".
 Это правило стало во многих странах "золотым" правилом социального поведения людей и относится к числу естественных и неотъемлемых прав. В этом контексте свобода экономического поведения не должна ограничиваться государством, а регистрация предпринимателей должна быть не разрешительной, а уведомительной.
 Конституционные положения, рассматриваемых прав нашли свое отражение в нормах отраслевого и текущего законодательства. Наибольшая регламентация и раскрытие содержания права собственности, а также правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом даются в статье 209 Гражданского Кодекса.
 Таким образом, если законодательную базу гю защите права собственности, имущественных прав, а также свободе экономического поведения можно признать удовлетворительной, TO положение с соблюдением и/или восстановлением нарушенных прав требует больших усилий всех ветвей власти.
 Отдельно остановимся на праве частной собственности на землю, ибо будто какой-то рок давлеет в России над этои ясной проблемой. Она ясна в том смысле, что в истории человечества и ранее бывали случаи, когда землю исключали Из оборота. В результате этого начинались голод и болезни, наступал кризис и/или коллапс экономики.
 Тогда требовались солоны, способные излечить от болезни и дать земле хозяина, отчего она вновь превращалась в источник богатства, о чем догадываются большинство людей и особенно те, кто кормится на своих трех сотках. И этого нельзя внедрить в России, которая могла бы неплохо жить за счет своих прекрасных черноземов
 9* 259
 и необъятных лугов, лесов и прочих прелестей. Но, увы. Этому не дают случиться адепты колхозов и совхозов. Это они считают себя теми хозяевами земли, кто и должен ею распоряжаться. Те самые феодалы, в хозяйствовании которых земли деградируют, истощаются, подвергаются эрозии, зарастают сорняками. Земли стали давать по 6-16 центнеров зерна с одного гектара (за рубежом частник на песках получает 60 центнеров), а коровы стали доиться ненамного лучше коз.
 Без любви к земле, без души, вложенной в живое дело, ничего не произрастет хорошего и мало что родится. А человек только тогда будет беречь землю, ухаживать за ней, облагораживать ее, если будет знать, что она останется его потомкам. И никогда частный владелец земли не даст ей зарастать сорняками, ведь не для этого же он заплатил за нее деньги.
 И поэтому на Кипре, в Бельгии или Японии хватает земли для всего, а в необъятной России граждане владеют участками в три сотки. Конституция сделала блестящий шаг к исправлению векового заблуждения россиян о ценности общинного землевладения и общинного землепользования давно забытого в цивилизованных странах, которые потому и стали таковыми.
 В начале 90-х годов XX века существовал прогноз ООН о том, что, если Россия введет частную собственность на землю, то через 1,5 года она накормит себя и затем начнет вывозит зерно на экспорт.
 Только для этого нужна политическая воля, не потакающая отсталым химерам, а выполняющая народные чаяния, заложенные в Конституции РФ.
 ТЕМА 16
 ПРАВО НА ТРУД, НОРМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА,
 СПРАВЕДЛИВУЮ ОПЛАТУ И ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ.
 ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ И ЗАБАСТОВКУ.
 Исследования общественного мнения россиян о правах человека и гражданских свободах устойчиво показывают ряд особенностей, отличающих своеобразие нашего менталитета. Одним из таких проявлений является приоритет во мнении наших граждан экономических прав над гражданскими свободами. 90 процентов респондентов в первую очередь поддерживают права, связанные с обеспечением минимального уровня жизни, собственности и права на труд. Это и должно быть, по мнению большинства, первоочередными заботами государственной власти.'
 И это вполне объяснимо. У наших граждан никогда не было больших материальных запасов и денежных накоплений. Все, что они получали, добывалось ежедневным хождением на работу, связью с предприятием, организацией. Увольнение и безработица означали нищету и беспросветную бедность. Поэтому почти треть опрошенных граждан и сегодня более всего страшится потерять рабочее место, а с ним и необходимые средства к существованию. В этих условиях население озабочено проблемой выживания, а не гражданскими свободами.
 В Советском Союзе часто использовали право на труд в идеологических спорах, как конкретное проявление заботы о человеке, в противовес "абстрактному" гуманизму и западному пониманию прав человека. Но, все-таки, это было не вполне правом на труд, ибо кроме права на рабочее место оно не решало других многочисленных проблем, связанных с трудовыми отношениями. Оно не было способным даже обеспечить справедливую оплату труда, стремясь установить "социальную справедливость", уравнивая труд добросовестного работника и лодыря.
 Вот почему, так называемое право на труд, представляло собой возможность получать минимальное содержание для всех и каждого, независимо от трудового вклада. И это порождало уверенность в завтрашнем дне.
 См. об этом Т. Гербер, С. Мендельсон. Граждане России о правах человека. Правозащитник. №2, 2002. С.5.
 261
 Переход от такого примитивного понимания права на труд к истинному содержанию этой категории лучше формулировать следующим образом: от права на труд к системе принципов и прав в сфере труда.1
 Именно такой подход демонстрировали Международные нормы, закрепляя все более широкий спектр прав работников в трудовых отношениях, вырабатывая механизм защиты трудовых прав, ставя надежные барьеры на пути беззастенчивой эксплуатации и произвола работодателя.
 Всеобщая Декларация прав человека гласит:
 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.
 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
 4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
 Такое понимание права на труд принципиально отличается от права на рабочее место. Эта норма создает возможность выбора экономического поведения и защиты своих прав. В 1966 году мировое сообщество приняло Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, где еще более расширило право на труд, увязывая его с широким кругом трудовых и социальных отношений.
 Участвующие в Пакте государства обязались признавать право людей на труд, включая право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимать надлежащие шаги для обеспечения этого права.
 К таким мерам относятся программы профессионально-технического обучения и подготовки молодых рабочих, пути и
 1 Основные права человека в сфере труда и их защита. Библиотека Российской газеты. Выпуск 22-23. М. 1999. С. 5.
 262
 методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.
 Участвующие в Пакте государства согласились признавать право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая:
 a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся;
 I. справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной оплатой за равный труд;
 II. удовлетворительное существование для них самих и их семей;
 b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
 c) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;
 d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.
 Большое внимание в Пакте уделено возможности рабочих организовывать ассоциации и вступать в профессиональные организации, праву на забастовки и участие в иных акциях.
 Участвующие в Пакте государства обязались обеспечивать:
 право каждого человека создавать, для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов, профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил данной организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других;
 право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами данной страны.
 263
 Кроме приведенных международных актов, права человека в сфере труда, регулируются правовыми актами Международной Организации Труда ООН (МОТ). К ним следует отнести множество Конвенций Международной Организации Труда, развивавших права человека в сфере трудовых отношений в последние 70 лет минувшего столетия. Это Конвенции №29, принятая еще в 1930 году "О принудительном или обязательном труде"; №87, принятая в 1948 году "О свободе ассоциаций и защите права на организацию"; №95 от 1949 года "Об охране заработной платы"; №98 от 1949 года "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров"; №100 от 1951 года "О равном вознаграждении мужчины и женщины за труд равной ценности"; №105 от 1957 года "Об упразднении принудительного труда"; №111 от 1958 года "О дискриминации в области труда и занятий"; №135 от 1971 года "О защите прав представителей трудящихся и предоставляемых им возможностях"; №138 от 1973 года "О минимальном возрасте для приема на работу"; №155 от 1981 года "О безопасности и гигиене труда и производственной среде"; №182 от 1999 года "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда". Эти проблемы нашли отражение в Уставе Международной Организации Труда, Декларации целей и задач Международной Организации Труда и в Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой в 1998 году.
 Об этом огромном массиве нормативно-правовых актов профессор К.Д. Крылов сказал: "Происходящее на международном уровне регулирование прав и свобод человека в сфере труда (выделено автором) отражает не только и не столько узкий перечень прав работника, как это указано в действующем российском трудовом законодательстве. В современном международном праве закреплены права человека в сфере труда независимо от того, к какому виду занятости относится его деятельность, по какому договору работает человек - по трудовому или гражданско-правовому договору или без договора, является он работником или руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, а также независимо от гражданства человека".1
 Права человека в сфере трудовых отношений регулируются и континентальными нормативно-правовыми актами. Наибольшая
 Указ. соч. С. 3.
 264
 разработка трудовых прав дается в Европейской Социальной Хартии. Достаточно сказать, что из семи обязательных для исполнения странами-участниками статей четыре посвящены трудовым отношениям. Это право на труд, на объединение, на заключение коллективных договоров и права трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь.
 В обеспечение этих важнейших социально-экономических прав, к которым, безусловно, относится право на труд, страны-участницы Европейской Социальной Хартии приняли на себя нелегкие, но жизненно-важные обязательства:
 1. Принять, как одну из главных целей достижение и поддержание по возможности высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости.
 2. Эффективно защищать право работника зарабатывать себе на жизнь, свободно избирая вид занятия.
 3. Организовать и обеспечивать функционирование бесплатных служб занятости для всех работников.
 4. Установить и поддерживать системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и профессиональной реабилитации.
 Хартия, вступившая в действие в 1965 году, была подписана двадцатью пятью и ратифицирована двадцатью европейскими государствами, среди которых не было Советского Союза.
 О той значимости, которая придается праву на труд, в его исконно широком и неформальном смысле, для Европейского сообщества говорит и тот факт, что работа над совершенствованием нормативной базы трудовых отношений никогда не прекращалась. К концу 90-х годов была подготовлена новая редакция Хартии, которая была открыта для подписания в 1996 году.'
 Ратификация новой Социальной Хартии Россией продемонстрировала бы приверженность государства к соблюдению трудовых прав граждан и оказало бы положительное влияние на гармонизацию взаимоотношений работодателей со своими работниками.
 Конституция РФ и иные нормативно-правовые акты на высоком качественном уровне регламентируют права человека в сфере трудовых отношений. В порядке, поименованном в заглавии
 См. об этом: А.С. Автономов. Правовая онтология политики. М. 1999. С. 131-132.
 265
 данного параграфа, рассмотрим соотношение законодательства и практики соблюдения трудовых прав.
 Статья 37 в Конституции в пункте 1 гласит: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
 Такая трактовка, разумеется, имеет большее содержательное значение, чем право на труд. Свобода труда предполагает индивидуальное право распоряжаться своими потенциальными возможностями трудиться или вовсе отказаться от трудовой деятельности. Человек независимо от чьей бы то ни было воли распоряжаться своими способностями, выбирая по своему усмотрению и согласно своим наклонностям род трудовой деятельности и профессию.
 Латентную форму нарушения права на труд имеет отказ в предоставлении работы по половому признаку или по факту беременности женщины. Дискриминацией является отказ в приеме на работу по национальному или возрастному признаку. Поэтому "жертве" такого несправедливого отношения приходиться обосновывать факт такой дискриминации.
 В иных случаях ни у кого не существует требования быть нанятым на приглянувшуюся ему работу или на удобных ему условиях.1
 В докладе Комиссии по правам человека при Президенте РФ "О соблюдении прав человека и гражданина в РФ" в 1999 году отмечалось, что до 66 процентов нарушений в сфере труда и трудовых отношений допускается в негосударственных организациях. Приведем несколько примеров из указанного доклада.
 Как отмечается авторами, в некоторых предприятиях применялись сверхурочные работы, превышающие пределы, установленные трудовым законодательством, практиковалась работа в выходные дни, наложение незаконных штрафов или привлечение к материальной ответственности, прием на ночную или непосильную работу несовершеннолетних юношей и девушек, увольнение без выплаты заработной платы и прочие нарушения.2
 , Условия рыночной экономики действительно резко
 отличаются от существовавшей командно-административной модели.
 ' Ю.И. Лейбо, Г П. Толстопятенко, К.А. Энштейн. Права и свободы человека и гражданина. М. 2000. С. 247. 2 Указ, доклад. М. 2000 г. С. 28.
 266
 Ранее развитые патерналистические отношения работника и государства позволяли "не мелочиться" и не замечать многочисленные нарушения трудовых отношений. Порой было проще не замечать брак, прогулы, непроизводительный и неэффективный труд. Иное дело в условиях частной собственности. Работодатель заинтересован в высокопроизводительном труде и потому склонен к повышенной эксплуатации работников.
 Трудовой кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года, заметно увеличил количество оснований для расторжения трудового договора с неугодным работником по инициативе работодателя, а также возможность более строгого воздействия на нерадивого работника. Наряду с этим, становится легче нарушать права работников и держать их в повиновении. Поэтому, по-новому должны перестраивать свою работу профессиональные союзы и суды общей юрисдикции, призванные защищать права трудящихся и восстанавливать нарушенные права.
 Другая сторона права на труд закреплена в п.2 статья.37 в следующих словах: "Принудительный труд запрещен".
 Почти все конфликты, проистекающие из этого права человека, связаны с размытостью или различным пониманием добровольного и принудительного или обязательного характера трудовой деятельности. "Никто не должен принуждаться к принудительному труду", - гласит ст. 8 Международного Пакта о гражданских и политических правах. И тем не менее человечество не может исключить из своей жизни принудительный или обязательный труд, то ли в виде наказания за антиобщественное поведение, то ли как неизбежные или необходимые работы, не исполняемые на добровольной основе. Кстати, с такой трудноразрешимой задачей сталкивались все социальные утописты, рисуя и "идеальное" государство, и "город-солнца", и счастливый остров "Утопия".
 Современные нормативно-правовые акты не относят к числу "принудительного или обязательного труда":
 - какую бы то ни было работу или службу, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;
 - какую бы то ни было службу военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этническим мотивам, какую
 267
 г
 бы то ни было службу, предусматриваемую законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;
 - какую бы то ни было службу, обязательную в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;
 - какую бы то ни было работу или службу, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.
 Право на труд включает, вбирает в себя и право на нормальные условия труда и гигиены. Пункт 3 с. 37 Конституции РФ закрепляет право человека трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. И это, безусловно, важное право, если иметь в виду несметное количество людей, получающих производственные травмы, вплоть до смертельных, теряющих здоровье и становящихся инвалидами.
 По состоянию на начало 2001 года 98,8 тысяч работников, что составляет 17,1 процента от списочного состава трудящихся по Республике Башкортостан, заняты на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука работали 42,5 тысячи человек (7,4% списочного состава); повышенной загазованности воздуха рабочей зоны - 27,1 тысячи человек (4,7%); повышенной запыленности 18,1 тысячи человек (3,1%). В течение 2000 года на предприятиях Республики получили травмы 2655 человек, из них 168 со смертельным исходом.1
 Если иметь в виду, что в субъектах Российской Федерации социально-экономические процессы проистекают в более или менее схожих условиях, то можно представить ужасающую картину с производственным травматизмом в целом по стране.
 Санитарные и гигиенические условия работы тоже влияют на общее здоровье населения. Приведем данные по этим показателям в динамике за последние годы по Республике Башкортостан.
 Удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (только по крупным предприятиям Башкортостана):2 (в процентах от общей численности работников соответствующей отрасли)
 1991 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 200(Г|
 Условия, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам: 16,9 14,9 16,1 15,6 17,2 17,1 всего в экономике, в т.ч. по отраслям: 18,9 16,9 17,5 17,2 19,2 20,4 в промышленности 13,6 12,7 13,6 13,5 15,4 11,1 в строительстве 13,3 9,7 14,5 11,3 10,9 9,6 в предприятиях транспорта Занято тяжелым физическим трудом: всего в экономике, 2,4 3,0 2,9 3,0 3,5 3,6 в т.ч. по отраслям: в промышленности 2,5 2,4 2,1 2,3 2,8 3,1 в строительстве 3,7 4,7 5,3 5,8 6,3 6,2 в предприятиях 1,3 4,6 4,3 3,9 4,6 4,5 транспорта 1 Статистический бюллетень "Основные показатели экономики РБ". Уфа. 2002. С. 43. ! Указ, статистический сборник. С.43.
 268
 Эти данные показывают, что на предприятиях Республики Башкортостан за целое десятилетие положение с условиями труда не только не улучшилось, но даже несколько ухудшилось.
 Острота проблемы становиться очевидной, если прикинуть, во что выливаются все эти показатели в целом по стране. По данным Министерства труда, ежедневно на производстве происходит в среднем около 1,6 тысячи несчастных случаев, 27 человек погибают, а 55 человек получают увечья и становятся инвалидами. Только в 1993 году на производстве пострадало свыше 400 тысяч работников, из них 8 тысяч со смертельным исходом. Особенно неблагополучная ситуация складывается в негосударственном секторе. Ни государственные органы, ни профсоюзы не владеют в настоящее время информацией об истинных размерах и характере нарушений в частном секторе. Такое положение дает основание предполагать, что с расширением негосударственного сектора экономики будет возрастать и количество нарушений трудовых прав граждан.
 Положение усугубляется еще и тем, что на отдельных предприятиях стремятся умалить или совсем устранить влияние профессиональных союзов, путем манипулирования
 269
 предоставленными правами, согласно которым, трудовой коллектив самостоятельно определяет и регулирует формы и условия деятельности этой общественной организации. Если это хотя бы частично удается на государственных предприятиях, то в частном секторе профсоюзы или не существуют, или выполняют декоративную роль.
 Грубым нарушением трудовых прав является несправедливая оплата труда и задержки в ее выплате.
 Несправедливость заключается, прежде всего, в неравной оплате за равный труд. Такой дискриминации подвергаются женщины, молодежь, строптивые и неугодные работники.
 Руководители предприятий и организаций часто принуждают своих работников под угрозой увольнения трудиться сверхурочно в праздничные и выходные дни без дополнительной оплаты труда. Сюда же следует отнести практику отправления работников в принудительные отпуска без сохранения заработной платы.
 Нарушается требование ч. 1 ст. 133 ТК РФ о том, чтобы минимальный размер оплаты труда был не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. И, наконец, зачастую заработная плата устанавливается работодателем произвольно, без какого-либо учета требований Всеобщей Декларации прав человека и Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Согласно международным нормам справедливым вознаграждением за труд признается такое, которое обеспечивает работнику и его семье достойное существование.
 Потому, Трудовой кодекс РФ детально регламентировал и оплату за сверхурочные работы, и за внутреннее совместительство, и за ненормированный рабочий день, и ответственность за несвоевременную выплату заработной платы. При задержке заработной платы на срок свыше 15 дней ст. 142 ТК РФ предоставляет право работнику приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, известив об этом работодателя в письменной форме. При том работник может в судебном порядке добиться оплаты за приостановленное рабочее время Согласно ст. 236 ТК РФ работодатель несет материальную ответственность в виде денежной компенсации за задержку заработной платы. Следует заметить, что задержка заработной платы нарушает не только наше национальное законодательство, но и ратифицированную нашей страной конвенцию МОТ "Об охране заработной платы".
 270
 Что касается права на защиту от безработицы, оно, во многом, остается на уровне декларации. По России в последние годы число безработных варьировалось от одного до восьми миллионов. Зная систему регистрации безработных и нашу безалаберность, нам трудно представить истинное положение дел с безработицей.
 Между тем, отсутствие информации об истинном положении дел не позволяет грамотно и целенаправленно строить работу по профессиональной ориентации, обучению и реабилитации работников, особенно молодежи и инвалидов.
 По всем международным нормам, государства обязуются решать проблемы профессионального выбора и деловой карьеры, с учетом индивидуальных качеств человека. Для этого должны функционировать необходимые службы, система технического и профессионального образования вообще, и для взрослых или "длительно" безработных, в частности. Государство должно стремиться сокращать или вовсе отменять плату за такое обучение, поддерживать и создавать такие учебные заведения, облегчать финансовое бремя за счет денежных выплат или обучением за счет рабочего времени.
 Как видно из последнего абзаца, на государство приходится множество задач по обеспечению прав человека в трудовых отношениях. Это, прежде всего, законодательное обеспечение, а затем контроль за исполнением норм права со стороны работодателя. Сюда относится определение уровня минимальной оплаты труда, минимальное количество оплачиваемых выходных дней, минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска, максимальные пределы рабочего времени, размеры пособий по безработице, выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. В механизме защиты трудовых прав важнейшую роль обязаны взять на себя суды общей юрисдикции, хотя их разрешением успешно занимаются и некоторые негосударственные организации, в том числе и профессиональные союзы.
 В сфере трудовых отношений, кроме индивидуальных прав есть также и коллективные права. Это право на объединение, на коллективные переговоры и действия, в том числе на забастовки, на заключение коллективных договоров.
 Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в уже созданные для защиты своих интересов. Принадлежность работника к профессиональным союзам не может
 271
 служить поводом для его дискриминации. Это право не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом в демократическом государстве.
 Право на коллективные переговоры поощряется мировым сообществом как самый эффективный способ разрешения трудовых конфликтов и возможность достижения согласия между работниками и предпринимателями.
 Такие отношения принято называть социальным партнерством, которое включает в себя взаимное уважение интересов, поиск компромиссов, заключение соглашений в виде коллективных договоров, в которых регламентируются условия труда и отдыха, порядок и размеры оплаты труда, возможности повышения квалификации и переквалификации, последствия несоблюдения договора и прочие важные вопросы. В коллективном договоре не должны содержаться положения, ухудшающие условия трудовых отношений, установленных законодательством о труде. Если же стороны не могут прийти к соглашению, они могут воспользоваться услугами посредников или трудового арбитража. Он создается специально для разрешения конкретного конфликта в составе представителей сторон с участием представителя исполнительного органа власти.
 Статья 37 Конституции РФ определяет широкий круг прав в трудовых отношениях, в том числе и забастовку. Эта радикальная мера может быть использована, в частности, если работодатель не согласен с текстом коллективного договора и намерен ухудшить уровень прав рабочих по сравнению с трудовым законодательством. В этом случае работодатель не вправе использовать труд штрейкбрехеров или прибегнуть к массовому увольнению работников. В законе предусмотрены случаи ограничения прав на забастовку. Признать же ее незаконной может только суд.
 Конституция, в названной статье, признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Для их разрешения на предприятиях создаются специальные комиссии по трудовым спорам, решения которых имеют обязательную силу для администрации. Правом их отмены обладает только суд. Также решением суда осуществляется восстановление на работе незаконно уволенного работника.
 ТЕМА 17
 ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
 ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ, БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ
 СРЕДУ, ЖИЛИЩЕ И ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ.
 Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека гласит:
 "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам".
 Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, сохраняя некоторые положения Декларации, несколько видоизменяет социальную направленность нормативного регулирования. Так, в ст.9 государства-участники Пакта признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. В статье 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
 В статье 10, участвующие в Пакте государства признали, что:
 1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности, при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании...
 2. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного срока до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.
 3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для
 272
 273
 жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.
 Рассматриваемые права своеобразно закрепляются в Европейской Социальной Хартии. В части первой они перечисляются как принципы:
 11. Каждый имеет право на пользование благами, позволяющие обеспечивать хорошее состояние здоровья;
 12. Все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение;
 13. Каждый, не имеющий необходимых материальных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь;
 14. Каждый имеет право пользоваться услугами социальных служб;
 15. Нетрудоспособные лица имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества;
 31. Каждый имеет право на жилье;
 30. Каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма.
 Во второй части Хартии, государства-участники берутся выполнять следующие обязательства производные из перечисленных принципов.
 По статье 11 право на охрану здоровья.
 Для обеспечения эффективной реализации права на охрану здоровья Стороны берутся непосредственно, либо в сотрудничестве с публичными и частными организациями, осуществлять необходимые меры, направленные, в числе прочего, на то, чтобы:
 1. Ликвидировать по возможности причины заболеваний.
 2. Предусмотреть создание консультативных и образовательных учреждений, имеющих целью содействовать укреплению здоровья населения и поощрению индивидуальной ответственности людей за свое здоровье.
 3. Предотвращать по мере возможности эпидемии, иные болезни, а также несчастные случаи.
 По статье 12 право на социальное обеспечение.
 Для осуществления эффективной реализации права на социальное обеспечение Стороны обязуются:
 1. Установить и поддерживать систему социального обеспечения.
 2. Поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне.
 3. Стремиться последовательно совершенствовать систему социального обеспечения.
 4. Принимать меры, чтобы обеспечить:
 а) равенство граждан каждой из Сторон и граждан другой Стороны в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую;
 б) предоставление, сохранение и возобновление права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового или трудового стажа в соответствии с законодательством каждой из стран.
 По статье 13 право на социальную и медицинскую помощь. Для обеспечения эффективной реализации права на | социальную и медицинскую помощь стороны обязуются:
 1. Обеспечить, чтобы любое лицо, оказавшееся без адекватных ресурсов и не способное приобрести такие ресурсы путем собственных усилий или из других источников, в частности из фондов социального обеспечения, смогло бы получить необходимую помощь в случае болезни.
 2. Обеспечить, чтобы такая помощь не вела к сокращению политических и социальных прав лиц, ее получающих.
 3. Предусмотреть, чтобы каждый мог получить, через посредство соответствующих государственных и частных служб, такой совет и личную помощь, какие необходимы, чтобы предотвратить, ликвидировать или облегчить личную или семейную нужду.
 По статье 14 право на социальное обслуживание.
 Для обеспечения эффективной реализации права на | социальное обслуживание стороны обязуются:
 1. Принять необходимые меры для того, чтобы профессионально ориентировать лиц с пониженной трудоспособностью и предоставить им возможности профессиональной подготовки...в рамках общей системы
 274
 275
 образования, а там, где это невозможно, через специализированные государственные и частные учреждения.
 2. Активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц...
 3. Содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, их участию в делах общества путем проведения мер, включающих техническую помощь, направленную на преодоление барьеров в общении и затруднений мобильности и обеспечивающих доступ инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга.
 По статье 15 право нетрудоспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни.
 По статье 30 право на защиту от бедности и социального остракизма.
 Для обеспечения эффективной реализации права на защиту от бедности и социального остракизма стороны обязуются: Принять меры...к приобщению лиц, живущих в условиях бедности и социального остракизма, к занятости, обеспечению их жильем, медицинской помощью, культурными ценностями, организации для них обучения.
 Социальный остракизм представляет собой конечный этап отчуждения человека от общества и государства. Такой человек вытеснен, изгнан из социума, он не имеет определенного места жительства, легальных источников дохода, общественных интересов. К сожалению, количество таких людей в России превысило мыслимые пределы и составило целую страту.
 По статье 31 право на жилье.
 Для обеспечения эффективной реализации права на жилье стороны обязуются принимать меры, направленные на:
 1. Предоставление жилья на уровне адекватных стандартов;
 2. Предотвращение бездомности из числа бездомных, имея в виду постепенную ликвидацию бездомности;
 3. Сделать цену на жилье доступной для людей, не имеющих достаточных средств.
 Определенная политическая воля российского руководства проявилась при формировании статьи 7 Конституции РФ, в которой закреплен вектор развития страны в сторону социального государства. Такое государство, определяя приоритетные задачи своей политики, особо выделяет обеспечение достойной жизни граждан вообще, и благополучие лиц, не способных добиваться этого самостоятельно в особенности. Исходя из этого, в пункте 2 указанной статьи конкретизируется государственный подход к понятию социального государства. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
 Конечно, такие масштабные задачи могут быть реализованы только при наличии развитой законодательной базы и отлаженного механизма государственной службы.
 Рассмотрим национальное законодательство и практику реализации рассматриваемых в этом параграфе прав.
 Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 | Конституции РФ, которая гласит:
 Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, |в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания [детей и в иных случаях, установленных законом.
 В развитие этих гарантий принято множество федеральных и [региональных законов, подзаконных актов, сложилась определенная j практика социального обеспечения граждан.
 Неизменным принципом социального обеспечения должно [оставаться право человека, лишенного возможности своим трудом обеспечивать свое материальное благополучие, воспользоваться помощью государства. Часть предстоящих расходов на социальные нужды может наращиваться за счет заработка работающего человека, а часть изымается из бюджета государства.
 В деле разрешения социальных проблем стал хрестоматийным пример Швеции, где был достигнут наивысший уровень социального | обеспечения, медицинского обслуживания и образования за счет ' высоких налогов с хозяйствующих субъектов. В социальную сферу в Швеции в отдельные годы направлялось до 30 процентов бюджета.
 276
 277
 Российские сказочно богатые естественные монополии, эксплуатируя природные ресурсы и общенародное достояние, удовлетворяют свои корпоративные и личные потребности, но не социальные нужды страны. Доля социальной сферы России в бюджете последних лет составляла не более 4 процентов.
 Согласно Конституции РФ, право граждан на материальное обеспечение возникает с наступлением определенного возраста, при полной или частичной потери трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также в семьях, в которых есть малолетние дети.
 В зависимости от основания возникновения права на социальное обеспечение законом устанавливаются государственные пенсии или социальные пособия. Пенсии назначаются по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
 Пособия выплачиваются в случае временной нетрудоспособности (болезни, увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения), по беременности и родам, а также в виде содержания и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан и воспитания детей в специально созданных для этого домах-интернатах и детских домах, приютах и других учреждениях. Сюда же можно отнести службы социальной и трудовой реабилитации инвалидов, санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения, социальное обслуживание граждан на дому.
 Пособие получают также лица, зарегистрированные в качестве безработных.
 В пореформенной России, кроме государственных, появились и негосударственные пенсии. Наиболее развитой и регулируемой является государственное социальное обеспечение, имеющее в своей основе государственное социальное страхование всех трудящихся Обязательные выплаты работодателей образуют единый специальный фонд социального страхования. Теперь создаются и негосударственные пенсионные фонды, аккумулирующие взносы вкладчиков и, в зависимости от накопленных сумм, выплачивающих денежное содержание.
 Государственные пенсии, в свою очередь, подразделяются на трудовые и социальные. Первые, исходя из самого названия, устанавливаются лицам, имеющим стаж трудовой и общественно-полезной деятельности. Они выплачиваются по достижению возраста и наличия трудового стажа, по инвалидности, по случаю потери

<< Пред.           стр. 8 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу