<< Пред.           стр. 3 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 6) Призвание к ответственности должностных лиц в случае злоупотребления властью.
 7) Участие в государственном управлении и самоуправлении.
 8) Перераспределение национального дохода в пользу социальной сферы.1
 Из сказанного видно, что в триаде: государство, общество, личность, безусловно, главенствующее положение занимает личность. Все остальное вторично, произведено самим человеком. По крайней мере, так должно быть там, где государство претендует на звание правового, а общество - гражданского. Такое положение может стать реальностью, только если приоритетом общественного развития станет индивид с его интересами, правами и свободами.
 Указ. соч. С. 36.
 75
 ТЕМ А 6
 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
 В современном мире все более заметно развивается процесс универсализации, интеграции, глобализации. Этот, ставший в последнее время популярным термин, обозначает широкую совокупность общественных процессов, развивающихся в сторону взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых различных компонентов мирового сообщества, результатом чего становится целостность бытия человечества, или бытия, человечества как целого.
 Сторонники глобализации ценят ее за возможность установления и утверждения общечеловеческих ценностей, а их противники отвергают ее, видя в ней экспансию западных ценностей, нового империализма и неоколониализма.
 Стремление к объединению человечества объясняется, скорее всего, тем, что логической вершиной самосознания, саморазвития общества является его объединение в единое со-общество. В этом свете со-трудничество народов, стран, людей на всем протяжении истории демонстрировало более положительные результаты, чем распри, раздоры, войны, автаркия и закрытость. Поэтому наиболее мудрые и прогрессивные люди всегда ценили единение народов и осуждали враждебность людей друг к другу.
 Идея единой Европы совсем не нынешняя затея, как многие полагают. Она родилась много веков назад...
 В поэтической форме идеи интеграции гуманист выражал, как время, когда все народы распри позабыв, в единую семью сольются. Но массовому сознанию намного труднее воспринять передовую идею, которая зачастую страшит и тревожит своей новизной, непривычностью. Лучше всего это состояние демонстрируют противники глобализации экономики, выступающие наиболее активно в дни встреч руководителей государств и забрасывающие их яйцами и разными овощами.
 В их лозунгах и критике, безусловно, есть здравый смысл. Как всякое общественное явление глобализация экономики релевантна и имеет свои негативные стороны. Но опять же, как и всякое
 Чешков М.А. Глобальный контекст постсоветской России. М. 1999. С. 14.
 76
 общественное явление, глобализацию следует рассматривать всесторонне, с точки зрения основной тенденции, и тогда можно будет убедиться, что эффективность соединения усилий различных факторов в достижении целей, всегда превосходит эффективность деятельности отдельных субъектов. При этом приходится мириться с некоторыми отрицательными последствиями интеграции ради множества положительных выгод!
 Объективная необходимость глобализации еще ярче выглядит на проблеме экологической безопасности. Захороненные в мировом океане химические отравляющие вещества или ядерные отходы угрожают всему человечеству, всему живому на земле.
 Другая сторона характеристики глобализации заключается в том, что эти проблемы могут решаться только сообща. Никакое отдельно взятое государство не обязано это делать менее других. Но самое главное, никакое отдельное государство не способно решать такие задачи самостоятельно из-за их сложности и дороговизны. Таким образом, глобальные задачи человечество способно решать только совместными усилиями.
 Зачатки глобализации мы можем видеть в создании Европейского Союза (ЕС), НАТО, Совета Европы и множестве других объединительных тенденциях, направленных на выполнение общих задач некоего сообщества народов и государств.
 Междисциплинарным явлением, которое в последнее время затрагивает всех и каждого, отражается во всех общественных процессах, сближает или разъединяет политические идеологии и становится лакмусовой бумажкой режима правления, а управляться может только с участием мирового сообщества, являются права человека и гражданские свободы.
 Важнейшим достижением мирового сообщества, гуманной части человечества, явилось понимание того, что состояние с правами человека в конкретном государстве не может считаться его внутренним делом. Конечно, нарушение прав человека происходит на территории того или иного государства и чаще всего с гражданами данной страны. Но ведь не может быть так, чтобы граждане сами захотели потерять свое право на жизнь, на неприкосновенность, не может быть, чтобы они добровольно отказались от свободы.
 А раз так, то значит там, где нарушаются права и свободы граждан, власть узурпирована тираном, деспотом. Источник власти -народ, получается отчужденным от управления государством, и им
 77
 управляют недемократичным способом. Значит, в этой стране надо восстановить народный суверенитет, добиться соблюдения прав человека, а народ не способен сделать это из-за узурпации власти. Получается замкнутый круг.
 Если бы мировое сообщество согласилось, что это внутреннее дело данного государства, то этот народ страдал бы от нарушения своих прав бесконечно долго. Прогрессивные и демократические силы не могут не видеть, что где-то попираются права человека и гражданские свободы, и потому выступают в защиту прав человека, где бы они ни нарушались.
 Или возьмем проблему беженцев, которая может сложиться как из-за техногенных катастроф, погодных условий, но чаще всего наблюдается в результате гражданских войн, национальной распри, геноцида и политических преследований. Никто не станет бежать от хорошего. Бегут, увы, от неблагого, ненадлежащего управления. Но спастись эти несчастные люди могут лишь в соседних государствах. Как должно себя вести руководство государства, границы которого осаждают беженцы? Я не рассматриваю вариантов с закрытием границ или насильственного выдворения беженцев как негуманные или неприемлемые. С принятием беженцев количество проблем у этого государства возрастает неимоверно. Людей надо разместить и дать крышу над головой, надо одеть, накормить, обеспечить медицинским обслуживанием. Надо обеспечивать правовой порядок, ибо с беженцами прибывают не только законопослушные граждане, но и скрывающиеся преступники. И все это становится тяжким бременем даже для благополучных государств. Но таких как раз почему-то всегда меньше. Таким образом, беженцы превращаются в острейшую политическую, социальную, экономическую, правовую, культурную, медицинскую проблему. И разрешить ее принявшему государству в одиночку становится неразрешимой проблемой. Очевидно, поиск политического решения проблем беженцев возможен лишь с участием мирового сообщества, оказание гуманитарной помощи, содействие и сотрудничество в их судьбе наглядно показывает глобализацию прав беженцев. Право на убежище также , может быть обеспечено только совместными усилиями.
 Содействие мирового сообщества может остановить геноцид, пытки и истязания, преследования инакомыслящих и любые иные формы нарушения прав человека и гражданских свобод. И это безусловное благо для граждан неправового, закрытого,
 i
 авторитарного государства, перед которым должен отступать принцип невмешательства.
 Об этом интуитивно догадывался еще в XVIII веке великий Вольтер, первый правозащитник земли, рассылавший сотни писем, воззваний, протестов в защиту справедливости, гуманизма и свободы. Он писал королям, царям, императорам, и эти вельможи отступали перед доводами благоразумия и человеколюбия.
 В пользу глобализации прав человека можно привести факты массового голода и детской смертности, распространения СПИД-инфекции и других заразных заболеваний, экологических катастроф и множество других, когда беду можно отвести только с участием мирового сообщества и других государств. И здесь глобализация выступает величайшим благом. Конечно, фарисействуя и лицемеря, можно выступать против использования наднациональных усилий и использовать принцип невмешательства во внутренние дела. И таким образом оставлять страждущих один на один со своими бедами. Но такие рассуждения пора прятать в сундуки с прочим хламом отживших времен.
 Из сказанного вытекает еще одна сущностная сторона прав человека - ее международно-правовой характер!
 Содержание прав человека в наиболее полном исчерпывающем виде изложено в нормах международного права. Можно смело утверждать, что ни одно национальное законодательство не является столь детальной, точной и полной как международно-правовое обеспечение прав человека. Наиболее полно общечеловеческие ценности отражают:
 • Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года;
 • Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966году;
 • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году.
 Эти три документа принято считать Хартией прав человека! Мировым сообществом принято множество других документов в виде актов и договоров. Приведем наиболее значимые:
 • Конвенция о статусе беженцев (1951 год);
 • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 год);
 78
 79
 • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год).
 • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948-1954 года);
 • Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965-1969 года);
 • Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах
 ребенка (1989 г.);
 Этими нормативно-правовыми актами установлены общие минимальные стандарты соблюдения и защиты прав человека независимо от страны проживания, цвета кожи, вероисповедания, пола и прочих личных качеств.
 Наряду с международным законодательством и международным механизмом по защите прав человека народы и правительства континентов стали создавать свои нормы и органы. Были приняты: Межамериканская Конвенция о правах человека (1969г.), Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.), Исламская Декларация прав человека (1990 г.), Арабская хартия прав человека (1994 г.), создан Европейский Союз и принята Европейская Хартия прав и свобод человека (2000 г.).1 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая еще в 1950 году, была разработана и принята государствами-членами Совета Европы, которые с самого начала его создания объединились для "утверждения и дальнейшей реализации прав человека, уважения основных свобод и верховенства права".
 Обратите внимание: 50 лет тому назад, начало холодной войны между социалистическим лагерем, отстаивающим мифические общественные интересы государства и будущего коммунизма, и Европа, которая стремится к единению под знаком верховенства права, защиты прав человека и гражданских свобод. Бессмысленное идеологическое противостояние советского блока всей Европе, идеологическая упертость, поиск несуществующих врагов и главное, постоянное создание себе противников, даже из бывших сторонников, все возрастающее раздражение по поводу критического отношения стран, от которых мы отгородились железным занавесом, было порождено не враждебностью Европы, как рисовалось, а амбициями, нетерпимостью, враждебностью ко всему новому коммунистической
 1 См.: Хартия Европейского Союза об основных правах. М. 2001.
 80
 
 идеологии. Эти гуманные и созидательные принципы позволили государствам Европы все больше и больше сближаться, помогать друг другу, развиваться экономически и достичь благополучия. Их политические и правовые системы интегрировались, люди и страны Европы сблизились настолько, что легко понимают друг друга и действуют во благо своих народов.
 В развитие Всеобщей Декларации, Европейская Конвенция о правах человека по лучшим мировым стандартам закрепила важнейшие права человека: право каждого человека на жизнь охраняется законом; никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию; каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность; каждому арестованному незамедлительно сообщается на понятном ему языке причины его ареста; каждое арестованное лицо незамедлительно доставляется к судье; каждый имеет право требовать справедливого суда; каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока виновность его не будет доказана в соответствии с законом и принципом презумпции невиновности.
 Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни; неприкосновенность жилища и тайны корреспонденции, на свободу мысли, совести, религии. Каждый может свободно получать и распространять информацию, выражать свое мнение; мирно собираться на митинги и демонстрации, вступать в политические партии и общественные объединения; мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в браки.
 Каждая страна, вступающая в Совет Европы, должна соответствовать этим стандартам. Вступая в Совет Европы, Россия взяла на себя целый ряд обязательств, среди которых наиболее актуальными остаются вопросы отмены смертной казни, введения альтернативной гражданской службы, реформы пенитенциарной системы. Существует много нарушений в вопросах свободы передвижения и выбора места жительства, в обеспечении права на полную и объективную информацию, в свободе мысли и убеждений и праве их высказывать и отстаивать. Необходимо приводить в соответствие с Конституцией РФ, федеральным законодательством, с международными и европейскими стандартами законодательные акты многих субъектов Российской Федерации.
 81
 О глобализации прав человека свидетельствует весьма прогрессивное закрепление в Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью национальной правовой системы. И само существование наднационального права, рецепция или имплементация общеевропейских нормативно-правовых актов и включение международного механизма в национальную правовую систему защиты прав человека и гражданских свобод наглядно демонстрирует глобализацию.
 Кстати, создание ООН, Совета Европы, Европейского Суда, Европейского Союза, иных международных органов и их деятельность по защите прав человека, как приоритетная цель создания международных организаций и механизмов, говорит о защите общемировых ценностей, какими стали права человека.
 В настоящее время Генеральный Секретарь ООН является депозитарием около 520 международных договоров. Многие из них оказывают глубокое воздействие на жизнь и деятельность людей в таких вопросах, как права человека, беженцы и лица без гражданства, международное уголовное правосудие, разоружение и окружающая среда. Специалисты ООН оказывают помощь правительствам в разработке внутригосударственных законов и осуществлении программ совершенствования правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений, социальной сферы и иммиграционных служб.
 Будучи глобальным центром решения всех важнейших проблем человечества, ООН определяет и "всеобщие права" для всех народов. Исторический опыт показывает, что одно, даже самое развитое национальное, законодательство не может сравниться по своей полноте и качеству с правотворческим массивом, созданным международными организациями. Качественное значение и социальную ценность придает этому законодательству то, что впервые и во всех нормативно-правовых актах международного характера закрепляется универсальное право, не зависящее ни от места рождения или проживания человека, расы или цвета кожи, национальности или вероисповедания, пола или образования. Международно-правовые нормы стали столь универсальными, а международный механизм защиты прав человека настолько мощным и гибким, что любой человек планеты может воспринимать их как
 82
 национальное достояние и воспользоваться для защиты своих прав и свобод.
 Противники глобализации, в результате которой привносятся якобы чуждые ценности, обычно опасаются потери самобытности, национальной идентичности, традиции и обычаев своего народа и сомневаются, не служат ли они прикрытием экспансионистских устремлений вражеских сил. Хотя вокруг этих вопросов сейчас ведется множество дискуссий, на наш взгляд, следует склониться к отрицательному ответу на эти сомнения, мало подтверждаемые практикой.
 Да, в понимании прав человека существует национально-культурная специфика. Да, не все народы так воспевают личные права и гражданские свободы, как европейцы. Впрочем, и не все европейцы едины в понимании социальной ценности прав человека. Но ведь и нет почти ни одного понятия или ценности, которые бы воспринимались одинаково всем человеческим сообществом. Как бы ни понимались разными народами права человека, не может быть сомнения в социальной ценности общепризнанных прав и свобод. Право на жизнь, на семейное благополучие, на жилище, на благоприятную среду, на достойный уровень, да какое бы право или гражданскую свободу мы не называли, не удается найти примера, чтобы для каких-то народов они не представляли социальную ценность. Отдельные исключения или иные оценочные явления, могущие быть в столь важном контексте, серьезного внимания не заслуживают. Приведем самый, пожалуй, характерный случай на эту тему.
 В 1989 году на острове Крит прошло международное совещание руководителей неправительственных правозащитных организаций (НПО). Диалог возник и по поводу различного понимания прав человека, проистекающего из различия западной и восточной ментальности. Говорилось, что приверженцы западного либерализма больше ценят права отдельной личности, что на Востоке не столь значимо из-за слабости гражданского общества и преобладания общинного интереса. Все это правильно и не может не влиять на политическую активность граждан, развитие гражданского общества, состояние с соблюдением прав человека, на механизм защиты гражданских свобод, на деятельность НПО и прочее.
 В обоснование существующих различий в подходе к правам человека был приведен такой пример. В Индии существует традиция,
 83
 называемая "сати", то есть сожжение вдовы на погребальном костре умершего мужа. Было высказано суждение, что, исходя из особенностей общинного мировоззрения, "решение таких проблем" должно быть найдено внутри соответствующей общины, а не навязаны сверху государством. "Уважение" таких традиций, якобы, важнее "общечеловеческих" или "общепринятых" ценностей, которые абсолютно чужды для индусов.1
 На основе признания культурного релятивизма многие задаются теперь вопросом, а не пострадает ли национальная идентичность от принятия таких универсальных ценностей, как права человека и гражданские свободы. Но разве могут существовать обычаи, традиции, которые бы противоречили социальной ценности прав человека и его свобод? Можно представить, что существует. Но тогда логично задаться вопросом, зачем нужно сохранять такие традиции и обычаи? Ведь в истории каждого народа были традиции и обычаи, превратившиеся в архаичные, противоречащие развивающейся культуре, модернизирующемуся менталитету и, в конце концов, забытые. Поэтому, едва ли разумно превращать культурные традиции в фетиш и искусственно противопоставлять их таким безусловным ценностям как права человека и гражданские свободы, толерантность и ненасилие, гуманизм и демократия.
 Цитируется по: Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 9. 1997. С. 58.
 ТЕМА 7
 СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА.
 Вторая мировая война преподала человечеству такой жестокий урок, что разумная ее часть не могла не извлечь необходимых уроков. И мировое сообщество постаралось создать международный механизм, способный не допускать и/или разрешать возникающие конфликты, не давая им разрастаться до военных столкновений. Еще 1 января 1942 года была подписана Декларация Объединенных Наций, разработанная по инициативе США и поддержанная 26 другими странами антифашистской коалиции.
 В последующие годы представители Китая, Советского Союза, Великобритании и США продолжали работать над проектом Устава Объединенных Наций, который был одобрен и подписан в Сан-Франциско летом 1945 года, на Конференции, специально созванной для учреждения Международной организации.
 Со времени ратификации Устава большинством подписавших его стран, то есть с 24 октября 1945 года, существует Организация Объединенных Наций (ООН), и этот день отмечается как день этой уникальной международной организации.
 Уже в Преамбуле к Уставу учредители делают акцент не на ужасах, вызванные войной, а на проблемах последующего демократического и мирного развития человечества и актуализируют права человека и гражданские свободы. "Мы, народы объединенных наций, - говорится в ней, - преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить путем принятия принципов и установления методов,
 85
 чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей".
 Миротворчество и поддержание мира на земле, разоружение и сдерживание ядерных вооружений, экономическое и устойчивое развитие всех стран, борьба с нищетой и голодом, развитие здравоохранения и образования, помощь детям и инвалидам, борьба с преступностью, наркоманией, СПИД-инфекцией, защита прав человека и гражданских свобод во всем мире - вот далеко неполный перечень приоритетных направлений деятельности объединенных наций. И эти цели не просто продекларированы, а эффективно управляются и реализуются.
 Исполнением этих гуманитарных программ занимаются структурные подразделения ООН: Генеральная Ассамблея, Совет безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный Суд. Специализированными учреждениями ООН являются известные Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирная торговая организация (ВТО) и множество других.
 В сфере прав человека и гражданских свобод действуют Комиссия ООН по правам человека, Верховный Комиссар по правам человека, Детский Фонд (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Фонд для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Организация Объединенных Наций организует деятельность по защите прав и свобод человека практически по всем направлениям и во всех сферах жизни людей.
 • Современный мир трудно представить без ООН, - этого гаранта мира и спокойствия на земле, арбитра в конфликтных ситуациях, интеллектуального центра, разрабатывающего и внедряющего в жизнь народов самые передовые технологии и решающего глобальные проблемы человечества, а также страстного проповедника и защитника демократии и народного суверенитета, человеческого достоинства и гражданских свобод, прав человека и
 86
 гражданина. Вероятно, без ООН мир был бы другим и, скорее всего, менее приспособленным для спокойной и нормальной жизни людей.
 С созданием ООН только началась настоящая работа в сфере защиты прав человека, которая продолжается и по сей день. Дело в том, что параллельно с усилиями по созданию международной организации шел поиск путей по обеспечению гражданских свобод, соблюдению прав человека, утверждению социальной справедливости, уменьшению дискриминации и т.д. Активно обсуждались идеи выработки Билля о правах, Всеобщей Декларации, которые стали реальными для объединенных наций. Движущей силой стала Комиссия по правам человека, в короткое время подготовившая проект Всеобщей Декларации, который после тщательного обсуждения на Генеральной Ассамблее 10 декабря 1948 года стал важнейшим международным документом, определившим гуманитарный вектор развития всего человечества, а этот день отмечается во всем мире, как день защиты прав человека.
 Небольшая по объему, всего 30 статей, Всеобщая Декларация прав человека является подлинным гимном человеку, его достоинству и самоценности. Она исходит из того, что гарантия прав и свобод человека - одна из наиболее острых, сложных и важных проблем современности.
 За принятие Декларации было подано 48 голосов присутствующих государств, воздержалось 8, ни одно государство не проголосовало против. Советский Союз при голосовании был среди воздержавшихся, считая предложенный проект Декларации несовершенным. По мнению нашей делегации, он не отражал целей, которые ставило пред собой мировое сообщество. К числу существенных недостатков Советский Союз относил то, что проект ограничивался только фиксированием формальных прав и не содержал положений об их материальном и законодательном обеспечении. В проекте также отсутствовала статья, где провозглашалось бы право народов на самоопределение, на включении которой настаивал Советский Союз. Кроме того, советская делегация предлагала включить в текст положения, в которых борьба против фашизма объявлялась бы неотъемлемым правом каждого человека.
 Содержание Всеобщей Декларации прав человека можно классифицировать по трем группам, как это распространено в мировой правовой литературе.
 87
 Элементарные права и свободы, к которым относятся право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности (ст. 3), свобода от рабства (ст. 4), запрет пыток и жестокого, бесчеловечного обращения или наказания (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), ряд прав, касающихся процедурных гарантий правосудия (ст. 8, 9, 10, 11), защита от произвольного вмешательства в личную жизнь и от посягательства на честь, репутацию, неприкосновенность жилища, переписки (ст. 12) и т.д.
 Вторую группу составляют гражданские и политические права. В числе гражданских прав провозглашаются такие, как право личности на признание ее правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и основывать семью (ст. 16), право владеть имуществом (ст. 17). Среди политических прав и свобод человека Всеобщая Декларация предусматривает свободу мысли, совести, религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21).
 В статьях 22-28 перечислены экономические, социальные и культурные права: на труд и свободный выбор работы, на равную оплату за равный труд, на объединение в профессиональные союзы.
 Включение этой категории прав во Всеобщую Декларацию прав человека стало возможным во многом благодаря настойчивости Советского Союза.
 Особое значение имеет статья 29, в которой говорится об обязанностях индивида перед обществом. При осуществлении прав и свобод индивид может подвергаться ограничениям, установленным в законе. Однако ограничения эти должны быть установлены "исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (п. 2).
 Всеобщая Декларация прав человека сама по себе не создает обязательных для государств норм поведения, в ней содержатся нормы-рекомендации. Тем не менее, она оказывает реальное влияние на регулирование отношений между государствами и на внутригосударственное законодательство стран, и стала неотъемлемой частью международного публичного права.
 Такие документы способствуют и процессу создания норм международного права, когда на их основе заключаются международные договоры. Государства могут также добровольно следовать правилам, содержащимся в подобных документах. Таким образом, они формируют и направляют международную практику, которая затем признается государствами обязательной.
 Нормы Всеобщей Декларацией прав человека, хотя и не имеют обязательной силы, тем не менее, ограничивают свободу поведения государств, так как никакое государство не может вести себя в полном противоречии с основными нормами, рекомендуемыми международной организацией, участником которой оно является. Если же государство отрицает рекомендуемые нормы, то тем самым оно отрицает сами принципы и цели этой организации.
 Необходимо заметить, что воздействие международного права на различные отрасли внутригосударственного права неоднородно. Оно может быть не очень значительным в отношении земельного или предпринимательского права, однако трудно переоценить влияние на законодательство государства международно-правовых принципов и норм, относящихся к правам человека.
 Особенно показательна в этом отношении именно Всеобщая Декларация прав человека, благодаря ее значительному воздействию на внутригосударственное право. Как уже упоминалось, она была принята в качестве "стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства".
 Она сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека.
 Как указывает В.А. Карташкин, не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены под их влиянием.
 В таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Индия, Италия, США, Шри-Ланка, положения Всеобщей Декларации широко используются для толкования внутригосударственного законодательства, относящегося к правам человека. На них постоянно ссылаются суды этих стран. Интересно, что в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации также содержатся
 89
 ссылки на Всеобщую Декларацию прав человека в обосновании вынесенных решений.
 Большинство государств рассматривает Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права. Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что некоторые государства (Китай, Куба, Индонезия, Саудовская Аравия и др.) не являются участниками ни Международного Пакта о гражданских и политических правах, ни Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они обязаны руководствоваться положениями Декларации.
 Конвенционные органы, созданные на основании международных соглашений по правам человека, при рассмотрении докладов государств о ходе имплементации ратифицированных ими договоров выносят многочисленные рекомендации о необходимости принятия странами-участницами тех или иных законодательных мер. На основании этих рекомендаций государства принимают конкретные законодательные акты и приводят свое законодательство в соответствие со взятыми на себя международными обязательствами. Даже те из них, которые не предпринимают никаких законодательных мер, в своих докладах пытаются приукрасить состояние дел в этой области и показать, что законодательство страны соответствует международным нормам. Именно так действовал Советский Союз после ратификации Международного Пакта о гражданских и политических правах, Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, многих других соглашений. После распада СССР Россия стала принимать меры для приведения законодательства в соответствие с международными соглашениями по правам человека.
 Подписанная нашей страной Всеобщая Декларация прав человека 40 лет постыдно замалчивалась и не получала ни широкого освещения в политической и юридической литературе, ни практического применения. Наше национальное законодательство упорно противоречило многим положениям Декларации. Мы делали вид, что соблюдение или нарушение прав личности - это внутреннее дело государства.
 Ценность Всеобщей Декларации заключается еще и в том, что она дает единое понимание прав человека, причем по высшей мерке цивилизованности, и отрицает подход к этому вопросу как к сугубо внутреннему делу отдельных государств. Понятно, что такое
 90
 отношение к личности и ее правам разоблачает приниженную роль человека, прежде всего в тоталитарных, закрытых обществах.
 Еще дальше пошла Венская договоренность, потребовавшая подчинения национального законодательства государств нормам Всеобщей Декларации, в связи с чем все страны должны пересмотреть и обновить свое законодательство, если оно противоречит Декларации.
 Особенно возросло влияние международных актов на законодательство России. Принятая в 1991 г. "Декларация прав и свобод человека и гражданина" вобрала в себя многие положения Всеобщей Декларации прав человека и Пактов о правах человека. Декларация была включена в Конституцию РСФСР в апреле 1992 г. Предыдущие законы, внесшие изменения и дополнения в Основной Закон Российской Федерации в 1988-1991 гг., практически не затрагивали прав и свобод человека, гарантий их защиты и реализации.
 Впервые в истории России в ее Конституции 1993 года есть специальная глава, посвященная правам и свободам человека и гражданина, а сами права человека признаны высшей ценностью. Многие положения и формулировки Основного закона были реконструированы и коренным образом изменены под влиянием Декларации и основополагающих международных документов.
 Первая статья Всеобщей Декларации звучит как ода личности, как признание самоценности каждого человека:
 "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступить в отношении друг друга в духе братства".
 У нас был провозглашен аналогичный принцип, по которому в социалистическом обществе "человек человеку - друг, товарищ и брат". Должен был быть. Но не стал. Как не реализовались и все остальные принципы социализма, ибо главная беда строя заключалась как раз в пренебрежении к правам личности, в забвении того, что человек - мера всех вещей. Вспомним, сколько раз, принимая какое-нибудь непопулярное в народе решение, нас убеждали, что это - в интересах государства. Но государство - это мы. И ему должно быть на пользу как раз то, что полезно каждому из нас. Если каждый богат - богато государство, если каждый могуч - могуче и государство, если каждый счастлив - благополучно целое государство.
 91
 По самым высоким международным стандартам гарантирует Всеобщая Декларация личную неприкосновенность граждан. Статья 3 констатирует, что "каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". Тут в пору задать риторический вопрос: а знают ли о наших конституционных правах те, кто чаще всего посягает на них? Работники домоуправлений, милиции, почты, торговли... Всех сфер жизни. Им-то где и кто растолкует вопрос о святости прав граждан? Где и кто из них изучал уж не международные акты и Декларацию, а хотя бы конституционные права? Никто и нигде. Более того, за их глумление над человеком, за притеснения и волокиту они не несут никакой ответственности.
 Для всего мира степень осуществления и обеспечения прав человека давно стала показателем зрелости всего государственного организма. Ни одно демократическое правительство не останется у власти больше одного часа после того, как отравит свое население фенолом. Ни одному ответственному лидеру, скомпрометировавшему себя в глазах масс, не придет в голову остаться на прежней должности. Ни один судья в правовом государстве не останется судьей, если станет известно его неправосудное поведение. Всему этому заслоном станет высокое политическое и правовое сознание граждан, имеющих развитое чувство собственного достоинства.
 Правовыми средствами можно надежно обеспечить основные права людей, влиять на экологическую ситуацию, добиваться расширения личных свобод и решения множества других проблем.
 Если человек увидит, что государство защищает его права, отстаивает его интересы, - меньше останется поводов для ненависти и злобы, для ссор и раздоров. Наше общество остро нуждается в возрождении правды и права, веры и надежды, совести и справедливости, нравственности и духовности, ценности человеческой личности и уважения к ней.
 Академик Сахаров писал: "В противовес императивности (категоричности, повелительности) большинства политических философий, идеология прав человека является по своему существу плюралистической, допускающей свободу разных форм общественной организации и сосуществование разных форм и предоставляющей человеку максимальную свободу личного выбора. Я убежден, что именно такая свобода, а не давление догм, авторитета, традиции или власти государства или общественного мнения, может обеспечить разумное и справедливое решение тех бесконечно сложных и
 92
 противоречивых проблем, которые непредсказуемо возникают в личных, социальных, культурных и многих других явлениях жизни; только такая свобода дает людям непосредственное личное счастье, составляющее первичный смысл человеческого существования. Я убежден также, что общемировая защита прав человека является необходимым фундаментом международного доверия и безопасности, условием, предупреждающим разрушительные военные конфликты, вплоть до глобального ракетно-термоядерного, угрожающего самому существованию человечества". Такое возвышенное значение придавал правам человека академик А. Сахаров.
 При таком подходе к человеческой личности и ее правам все становится ясно. Только тогда, когда человек будет поставлен на подобающий уровень и осознает себя личностью с гарантированными правами, с приоритетом его интересов, в нем может родиться и чувство хозяина, и достоинство, и нравственность.
 Несмотря на то, что Всеобщая Декларация в юридическом смысле не является строго обязательной, она, тем не менее, стала фундаментом всей колоссальной конструкции по защите прав человека на международном уровне. Международные организации подтверждали обязательства осуществлять рекомендации или даже продолжить разработку основополагающих принципов Декларации. Такими "детьми" Всеобщей Декларации стали Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный Пакт о гражданских и политических правах, принятые в 1966 году, а также все региональные конвенции: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Американская Конвенция о правах человека (1969 г.) и Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.), Исламская Декларация прав человека (1990 г.) и Арабская хартия прав человека (1994г.).
 Два указанных Пакта в отличие от рекомендательного характера Декларации имеют международно-договорной характер и расширяют, уточняют, конкретизируют некоторые ее положения. Поэтому и преамбула и несколько первых положений Пактов идентичны или близки по смыслу и содержанию, а в совокупности они продолжают и конкретизируют права человека в экономической, социальной, культурной, политической и гражданской сферах жизнедеятельности людей.
 93
 Участвующие в данном Пакте государства посчитали приоритетным правом народов - право народов на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
 Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
 Все государства должны в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций поощрять осуществление прав на самоопределение и уважать это право.
 Государства, участвующие в этом Пакте, обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в нем, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
 Участвующие в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в Пакте.
 Никакое ограничение или умаление каких бы то ни была основных прав человека, признаваемых или существующих в какой-либо стране в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме.
 Участвующие в данном Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.
 Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения
 94
 и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.
 Государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности;
 а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; а также удовлетворительное существование для них и их семей;
 б) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
 в) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;
 г) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.
 Участвующие в пакте государства обязуются обеспечить:
 а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других;
 б) право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым;
 в) право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной
 95
 безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других;
 г) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны.
 Участвующие в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
 Участвующие в Пакте государства признают, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак.
 Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.
 Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.
 Статья 11 признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники Пакта обязались принять надлежащие меры к осуществлению этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.
 Участвующие в Пакте государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, должны принимать необходимые меры индивидуально и в порядке международного
 сотрудничества, включающие проведение конкретных программ. Для того чтобы:
 а) улучшить методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний о принципах питания и усовершенствования или реформы аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов;
 б) обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран, как импортирующих, так и экспортирующих пищевые продукты.
 Страны, подписавшие Пакт, признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
 обеспечения сокращения мертворождаемости и детской
 смертности и здорового развития ребенка;
 улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и
 гигиены труда в промышленности;
 предупреждения и лечение эпидемических, эндемических,
 профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
 создания условий, которые обеспечивали бы всем
 медицинскую помощь и медицинский уход в случае
 болезни.
 Участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они согласились, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они согласились с тем, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать
 взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и расовыми, этническими и религиозными группами, содействовать работе по поддержанию мира. Для полного осуществления этого права, участвующие в Пакте государства признают следующие положения:
 начальное образование должно быть обязательным и
 бесплатным для всех;
 96
 4 - 2027
 97
 среднее образование в его различных формах, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;
 должно активно проводиться развитие сети школ всех
 ступеней, должна быть установлена удовлетворительная
 система стипендий и должны постоянно улучшаться
 материальные условия преподавательского персонала.
 Участвующие в Пакте государства признали право каждого
 человека на участие в культурной жизни страны, пользование
 результатами научного прогресса, защитой моральных и
 материальных интересов, автором которых он является. Государства,
 участвующие в данном Пакте, обязались уважать свободу, безусловно
 необходимую для научных исследований и творческой деятельности
 людей.
 Международный Пакт о гражданских и политических правах вступил в силу 23 марта 1976 года. К 30 июня 1989 года 87 государств ратифицировали Пакт или присоединились к нему.
 В Пакте провозглашаются такие права личности как свобода мирных собраний и ассоциаций, право участия в ведении государственных дел, всеобщее избирательное право, права национальных меньшинств и т.д.
 Однако превыше всего в Пакте ставится право на самоопределение народов. В силу этого права, народы могут свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое социальное и культурное развитие.
 Государствами-участниками Международного Пакта провозглашается право народов распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, из международного
 98
 права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
 Все государства, участвующие в Международном Пакте о гражданских и политических правах, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права народов на самоопределение и уважать это право.
 В статье 2 Международного Пакта закрепляется обязанность каждого участвующего в нем государства уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
 Каждое участвующее в Пакте государство обязуется:
 а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
 б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
 в) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они представляются.
 Только во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств, установленных в Пакте, и то в степени, требуемой остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
 Часть третья Международного Пакта о гражданских и политических правах открывается статьей, посвященной праву человека на жизнь. Статья 6 гласит:
 4* 99
 "1. Права на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
 2. В странах, которые отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.
 3. Когда лишение жизни составляет преступление геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей статье не дает участвующим в настоящем Пакте государствам права каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
 4. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.
 5. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин".
 Согласно статье 7 Пакта никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.
 Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Никто не должен сдержаться в подневольном состоянии, и никто не должен вынуждаться к принудительному или обязательному труду.
 Государствами-участниками закрепляются права человека на свободу и личную неприкосновенность.
 "...Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Каждому арестованному сообщается
 100
 при аресте причина его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение".
 Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке должно быть доставлено к судье или другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.
 4. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
 5. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой".
 Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц. Обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения.
 Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних, и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.
 Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.
 Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.
 101
 Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.
 Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.
 Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.
 Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого, или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.
 Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону.
 Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства:
 а) быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения;
 б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;
 в) быть судимым без неоправданной задержки;
 102
 г) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника бить уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требует безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;
 д) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;
 е) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке;
 ж) не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным;
 В отношении несовершеннолетних процесс должен быть таков, чтобы учитывались их возраст и желательность содействия их перевоспитанию.
 Каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.
 Если какое-либо лицо окончательным решением было осуждено за уголовное преступление, и если вынесенный ему приговор был впоследствии отменен или ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, то это лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону, если не будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в свое время обнаружено исключительно или отчасти по его вине.
 Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.
 Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
 Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или
 103
 тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.
 Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.
 Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору.
 Свобода исповедовать религию и убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
 Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
 Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
 Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
 Пользование этими правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом, и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
 Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к
 104
 дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
 Статьей 21 Международного Пакта о гражданских и политических правах признается право на мирные собрания граждан. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
 Каждый человек имеет право не свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
 Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
 Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет права на защиту со стороны общества и государства.
 За мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью.
 Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.
 Государства, участвующие в Международном Пакте о гражданских и политических правах, должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке должна предусматриваться необходимая защита для всех детей.
 Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.
 Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя.
 Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.
 105
 В статье 25 говорится, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации право и возможность:
 а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
 б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права, при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
 в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
 Государства, разделяющие общие положения Пакта, пришли к соглашению, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
 По единому убеждению договаривающихся государств-участников в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
 Так создавались общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека, признаваемые как минимальный стандарт и международный механизм защиты прав и свобод человека.
 106
 ТЕМ А 8 ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
 Западные политологи относят рождение мечты об объединенной Европе в даль времен. Первый период формирования этой идеи начинается в средние века и продолжается вплоть до первой мировой войны. В этом периоде идея единой Европы являлась предметом литературных дискуссий. Мотивы объединения Европы находят у Данте, Дюбуа, Сен-Симона, Бентама и др.
 Второй этап развития идеологии объединения относится к периоду между двумя мировыми войнами. В этот период Европа становится "великой моральной державой".
 После второй мировой войны, наступает третий период в развитии паневропейской идеи, который характеризуется началом претворения этих идей в жизнь. Паневропейская идея, которая до второй мировой войны казалась утопией, после войны становится всеобщей программой европейских правительств, парламентов и партий.
 Многие политологи и политики пытались ответить на возникающий вопрос: в чем кроется причина столь устойчивого желания объединения Европы. Вопрос не покажется слишком отвлеченным, если иметь в виду, какие кровопролитные войны возникали между европейскими странами. Обе мировые войны были развязаны на просторах Европы, и такое печальное прошлое не могло не дать импульс к поиску некоей панацеи от новых возможных военных конфликтов.
 Во-вторых, Европу, безусловно, объединяет религиозная идеология.
 И, наконец, немаловажное значение имеет и единство континентального менталитета. Так, некоторые политологи уверены, что интеграционное сознание европейцев базируется на чувстве, может быть и несколько туманном, но реальном, - общности Европейской цивилизации.
 Общность европейских стран некоторым кажется привлекательной идеей в силу того, что Европа, в этом случае, может быть отнесена к числу великих мировых держав и стать важным звеном в раскладе геополитических интересов.
 107
 г
 Существуют и планы превращения объединенной Европы в единую великую нацию.
 Во всех этих суждениях есть своя доля рационального зерна, показывающая культурную и историческую общность европейских народов, общность их судьбы, сходство политических и правовых систем, а также стремление к интеграции.
 Именно в новых условиях, когда "европейская идея" вступила в стадию практического решения, возникли две точки зрения. Первая сводилась к тому, что вначале нужно создать наднациональные организации, которые осуществят слияние национальных экономик, а затем проводить интенсификацию политического сотрудничества.
 Иные, которых называли сторонниками "федерализма", выступали за принятие единой общеевропейской конституции и практических шагов к единению.
 Но этот спор разрешился как бы сам собой, ибо к тому времени уже существовал некоторый опыт интеграции в отдельных сферах жизнедеятельности, и вторая точка зрения восторжествовала де-факто.
 Совет Европы
 Ужасы Второй мировой войны подвигнули ведущих политиков континента к поиску путей к миру без насилия и войн, к демократии и прогрессу, гарантированному обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
 Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, выступая в 1946 году в Цюрихе и выражая общественное мнение об объединении Европы, предложил привести в действие идею о создании Соединенных Штатов Европы. Первым шагом к этому и стало создание Совета Европы. Уже в мае 1949 года в Лондоне десять стран подписали договор о создании Совета Европы со штаб-квартирой в Страсбурге.1
 Целями нового интеграционного органа в его Уставе были определены достижение большого единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их , достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Для достижения поставленных целей государства-участники обязались проводить совместные действия в
 экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
 Вторая статья Устава определяла, что каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и искренне и активно сотрудничать во имя достижения этих целей.
 С самого начала важнейшим условием приема в Совет Европы было признание кандидатом на вступление принципа верховенства закона и гарантирование каждому лицу, находящемуся под его юрисдикцией, пользование основными правами и свободами.
 С развитием континентального законодательства условиями приема в Совет Европы становились гарантированность свободы средств массовой информации, свобода выражения мнений, защита национальных меньшинств, строгое соблюдение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также признание полномочий ее контрольных механизмов.
 Комитет Министров Совета Европы состоит из министров иностранных дел государств-участников и является высшим органом. Он определяет главные направления работы, рассматривает рекомендации Парламентской ассамблеи, предложения межправительственных специализированных Комитетов и совещаний отраслевых министров, утверждает бюджет Совета Европы.

<< Пред.           стр. 3 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу