<< Пред.           стр. 4 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 Парламентская ассамблея избирается из депутатов национальных представительных органов и их количество определяется исходя из численности населения. Ассамблея рассматривает любые вопросы, организует парламентские слушания, конференции и формирует свои рекомендации для Комитета Министров, а также избирает судей Европейского Суда по правам человека.1
 Самые знаменательные успехи Совета Европы находятся в сфере защиты и восстановления прав человека. Во-первых, это законодательство, которое включает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), двенадцать протоколов к ней, Социальная Хартия (1996 г.), Кодекс социального обеспечения (1990г.), Хартия местного самоуправления (1985 г.), Конвенция о
 ' См. об этом: С.А. Глотов, В.Д. Мазаев. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. М. 2001. С. 72.
 108
 1 Российская юридическая энциклопедия. М. 1999. С. 2673.
 109
 пресечении терроризма (1977 г.), Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (1988 г.), Конвенция о гражданстве (1997 г.) и множество других нормативных актов. Во-вторых, это самый эффективный контрольный механизм - Европейский Суд по правам человека.
 Европейский Союз
 Почти в то же самое время в Европе параллельно проходил еще один интеграционный процесс. Послевоенный ход событий, общие заботы и интересы, естественным образом вели к экономической и социальной интеграции. Общие потребности вызвали к жизни объединение региональных организаций, идеологическим источником являлась та же потребность в "Европе без границ". Уже в 1951 году было создано Европейское объединение угля и стали, а затем Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое сообщество, получившее в обиходе название "Общий рынок".
 Юридически самостоятельные эти три экономические организации объединились в одно сообщество, которое с годами преобразовалось в систему интеграционных институтов.
 Уже в начале 60-х годов на повестку дня сообщества встал вопрос о всеобъемлющей политической и экономической интеграции. В 1965 году создаются единые органы сообщества: Европейский Совет, Совет Евросоюза, Комиссия Европейских сообществ, Европейский парламент и Европейский Суд.
 Первичными целями европейских сообществ были содействие устойчивому и гармоничному экономическому и социальному прогрессу, особенно путем развития свободных торговых отношений, ликвидация таможенных и иных преград, дальнейшее экономическое и социальное сплочение, создание единого валютного и гражданского союза. Решив большинство первоначальных задач, государства-участники Европейского сообщества в 1992 году подписали договор о преобразовании в Европейский Союз.
 Приоритетными задачами теперь становятся политические, а затем экономические задачи. В обновленном договоре значительное место уделяется гарантиям прав и свобод человека и гражданина, свободному обмену и передвижению людей, сотрудничеству членов Союза в правоохранительной деятельности, внутренней и внешней безопасности, экологическим и социальным проблемам.
 ПО
 Когда писался этот учебник, в Евросоюз входили 15 государств,' сохраняющий перспективу расширения за счет государств Центральной и Восточной Европы. Так, в декабре 2002 года на саммите стран-участниц Европейского Союза в Копенгагене было принято решение о расширении Союза и принятии с 2004 года десяти новых стран.2
 Роль исполнительного органа Евросоюза исполняет Комиссия Европейского сообщества, своего рода наднациональное правительство.
 Представительным органом Евросоюза является Европейский парламент - межгосударственный наднациональный политический орган, представленный депутатами всех стран-участниц, пропорционально численности их населения. Всего в данное время в Европарламенте насчитывается более 600 депутатов.
 Сейчас страны Евросоюза имеют наднациональную политическую и правовую систему, единую валюту, безвизовую зону, вводят единое гражданство, ярко демонстрируя реальность существования "Европы без границ".
 Расширилась деятельность Евросоюза и в сфере защиты прав человека. Представительный орган содружества правомочен избирать Европейского омбудсмана, который обладает правом принимать и рассматривать заявления и жалобы от граждан стран-участниц по фактам ограничения их прав и свобод. Европейский омбудсман выполняет также функцию взаимного сотрудничества и взаимодействия национальных омбудсманов.
 Европейский парламент, это, конечно, правовой феномен. Но и создание Европейского сообщества не менее замечательный факт, так как мы имеем дело с международным договором, разработанным не правительственными делегациями, а парламентскими учреждениями и принятый специальной Ассамблеей. Этот договор стал и Уставом Евросоюза.
 Чтобы понять истинную сущность Европейский Суд, процитируем статью 1 (абзац 2) договора о ЕС: "Членами ЕС могут быть... государства, которые обеспечивают соблюдение прав человека
 1 В Европейский Союз входят: Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Португалия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Италия, Мальта.
 2 В 2004 году в Европейский Союз войдут: Литва, Латвия, Эстония, Чешская республика, Польша, Словакия, Венгрия, Кипр, Хорватия, Словения.
 111
 и основных свобод, сформулированных в Европейской конвенции прав человека от 4 ноября 1950 года".
 Согласно Уставу, Сообщество наделено компетенциями, соответствующими трем основным функциям государства: законодательной, исполнительной, судебной.
 Здесь будет уместно проанализировать, как по разному действуют в равных условиях различные политики, политические и правовые системы и как политическое поведение элиты отражается на судьбе народов.
 Один из гегемонов того времени - США, уже в 1947 г. проявила не только понимание, но и оказала поддержку Европейским странам во всех интеграционных начинаниях. И, совершенно естественно, США и объединившаяся Европа остаются надежными сотрудниками и партнерами, активно развивающими свои отношения во всех сферах.
 Совершенно иначе повела себя другая супердержава - СССР. Даже будучи страной Европейского континента, она не только не попыталась участвовать в интеграционном процессе, но и отринула себя от европейского сообщества, добровольно и высокомерно отвернулась от объединяющейся Европы. Эта близорукость, добровольное создание себе противников дорого обошлось стране. Только в 1996 году Россия смогла частично исправить ту роковую ошибку, но нельзя полностью изменить то, что прошло в бесплодном, бестолковом противостоянии, ибо прошли не просто полвека, а прошла сама жизнь, живших в те годы и живущих сейчас еще миллионов людей.
 Наиболее яркой и характерной особенностью интеграции явилось новое понимание сущности прав человека. Совершенно естественным было такое правовое воззрение, что национальное право регулирует все общественные отношения граждан данной страны, и права человека, гражданина и личности в том числе.
 Однако со временем выяснилось, что наряду с гуманными, демократическими режимами, строго соблюдающими права своих граждан, существует множество государств, только декларирующих приверженность праву, лишь провозглашающих права человека, но не обеспечивающих их защиту. И правовые системы таких государств не имели реальных механизмов защиты прав своих граждан. Хуже того, в ряде стран преследовали своих граждан за критику, за инакомыслие,
 112
 за свободолюбие, уголовные наказания и жестокости применялись к людям, не совершившим преступления, а за политические убеждения.
 Граждане этих стран оказались в безвыходном положении, ибо их права попирались не отдельными чиновниками от права, а самой политической системой страны. Злоупотребления правом, издевательства и жестокости правоприменительных органов, превратившихся в свою противоположность, все мыслимые и немыслимые ужасы в местах заключения могли оставить равнодушным только бездушных людей.
 Понятно, что в таких условиях, свободная совесть, демократическая и гуманная мысль могли апеллировать только к сообществу правовых государств. И прогрессивная межгосударственная и человеколюбивая общественность восстала против человеконенавистнических режимов. Правовое сознание трактующее, что права человека не должны быть предметом только внутригосударственных, национальных органов стала завоевывать позиции, а вскоре сделалась реальностью для европейского сообщества.
 И этому благородному делу защиты прав человека посвящены усилия Европейского суда по правам человека и специального Омбудсмана.
 Другая особенность правовых реалий европейского сообщества в том, что вопреки распространенному представлению в основе единого европейского правопорядка лежат нормы отличные и от международно-правовых норм, и от национальных систем права.
 Право европейского сообщества - и Совета Европы, и Евросоюза - предусматривает создание специальных органов, к которым переходит часть суверенных полномочий стран содружества.
 Кроме того, источником международного прав продолжает оставаться межгосударственный договор, в то время как в сообществах, формируется совершенно новая правовая система, которую можно назвать "интеграционным правом", которое развивается только усилиями самого сообщества. При этом интеграционное право, включая в себя принципы международного права, охватывает и новые, дополнительные положения, рожденные интеграционными процессами.
 Кроме того, это право регулирует не только "поведение" государств, но включает поведение граждан в затронутых интеграцией .сферах жизнедеятельности. При этом "европейское
 113
 право" совершенно не связано законодательством государств - члег ов Евросоюза. В силу последнего обстоятельства Суд Сообщества не может применять норм национального права, не правомочен выносить решения о законности внутренних законодательных актов, не занимается толкованием внутринациональных норм права. Не делает этого и Европейский Суд по правам человека.
 Политическая и правовая идеология европейской интеграции направлена на решение кардинальных задач человечества. В социально-экономической сфере это создание рыночных отношений, характеризующихся свободным экономическим поведением всех членов, социальное благополучие, партнерство, ликвидация нищеты и болезней;
 в политической - сближение политических систем, соединение усилий для достижения согласия и утверждения демократии, а также увеличение степеней свободы в личной жизни граждан.
 Вот эти цели и легли в основу "интеграционного права", чтобы служить средством их реализации. Они и обусловили общие принципы европейского права: пропорциональность
 представительства во всех представительных органах сообщества; солидарность государств - членов, как высшее проявление самобытности, но и единодушия; "институционального равновесия" или равновеликости всех стран содружества; отказ от дискриминации.
 Совет Европы и Россия
 Итак, только в 1992 году Россия изъявила желание стать членом Совета Европы (СЕ). Для того, чтобы правопорядок страны соответствовал всем требованиям, предъявляемым к государствам-участникам, Парламентская ассамблея Совета Европы выработала резолюцию с перечнем того, что должна была сделать Россия для полноправного членства в Совете Европы. Российской Федерации было предписано:
 I. при вступлении подписать Европейскую конвенцию о
 защите прав человека и основных свобод и в течение одного года ратифицировать Конвенцию и Протоколы к ней №№ 1, 2, 4, 7 и 11, а , также признать право на подачу индивидуальных жалоб в Европейскую комиссию по правам человека и обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (статьи 25 и 46 Конвенции), до момента вступления в силу Протокола №11;
 114
 II. подписать в течение одного года и ратифицировать не псйзднее чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ;ающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со
 ка
 дни вступления мораторий на исполнение смертных приговоров;
 III. подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Европейскую конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
 IV. подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, строить свою политику в отношении меньшинств с учетом принципов, сформулированных в Рекомендации Ассамблеи 1201 (1993), сделав их частью правовой и административной системы страны и воплотив их в повседневную практику;
 V. подписать и в течение одного года после вступления ратифицировать Европейскую хартию местного самоуправления и Хартию региональных языков и языков меньшинств; изучить в целях ратификации Социальную хартию и с момента вступления проводить национальную политику в соответствии с принципами, закрепленными в вышеупомянутых конвенциях;
 VI. подписать и ратифицировать другие конвенции Совета Европы, в частности, касающиеся выдачи преступников; взаимной помощи в уголовно-правовой сфере; перемещения лиц, приговоренных к наказанию; отмывания, выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности и с момента вступления соблюдать основополагающие принципы, закрепленные в вышеупомянутых конвенциях;
 VII. разрешать международные и внутренние споры мирными средствами (что является обязательным для всех стран - членов Совета Европы), решительно отказываясь от любых форм угрозы применения силы против своих соседей;
 VIII. урегулировать существующие пограничные споры с соседними странами в соответствии с принципами международного права при соблюдении действующих международных договоров;
 IX. в течение шести месяцев после вступления ратифицировать Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Молдавии от 21 октября 1994 года и продолжить вывод
 115
 14-й армии и ее военного снаряжения с территории Молдавии с тем, чтобы завершить его в течение трех лет с момента подписания Соглашения; |
 X. выполнить обязательства по Договору о сокращении обычных вооруженных сил и вооружений в Европе (ОВСЕ); I
 XI. провести переговоры в связи с требованиями европейских стран о реституции культурных ценностей, применяя особый подход с учетом объекта (архивы, произведения искусств, строения и т. д.) и вида собственности (государственной, частной, принадлежащей организациям различного типа);
 XII. в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций;
 XIII. признать как неправильную концепцию двух различных категорий иностранных государств, рассматривающую некоторые из них как зону особых интересов, именуемую "ближним зарубежьем";
 XIV. в кратчайшие сроки урегулировать все вопросы, касающиеся возвращения собственности, требования на которую предъявили государства - члены Совета Европы, в частности, архивов, вывезенных в Москву в 1945 году;
 XV. немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные поездки лиц, владеющих государственными секретами, и облегчить доступ к архивам, хранящимся в Российской Федерации, оставив лишь те ограничения, которые являются общепринятыми в государствах-членах Совета Европы;
 XVI. обеспечить такой порядок применения Конвенции СНГ по правам человека, который бы никоим образом не препятствовал обеспечению процедуры и гарантий, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
 XVII. в течение одного года после вступления пересмотреть закон о федеральной службе безопасности, с тем, чтобы привести его в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; в частности, должно быть отменено право Федеральной службы безопасности (ФСБ) иметь в своем ведении и управлять центрами предварительного заключения;
 XVIII. принять закон об альтернативной военной службе, как это предусмотрено статьей 59 Конституции;
 116
 XIX. сократить и, в конечном счете, исключить случаи жертокого обращения, а также гибели людей в вооруженных силах, не задействованных в вооруженных конфликтах;
 XX. продолжить проведение правовой реформы с тем, чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; наряду с прочими законодательными документами в кратчайшие сроки должен быть пересмотрен президентский Указ № 1226;
 XXI. расширить международное сотрудничество в целях предотвращения природных и техногенных катастроф и устранения их экологических последствий;
 XXII. подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Генеральное Соглашение о привилегиях и иммунитетах и дополнительные протоколы к нему;
 XXIII. всемерно сотрудничать в вопросе реализации Директивы Ассамблеи № 508 (1995) относительно соблюдения странами-членами Совета Европы взятых на себя обязательств и обязанностей, а также использовании механизмов контроля, разработанных во исполнение Декларации Комитета Министров от 10 ноября 1994 года (95-я сессия);
 XXIV. строго соблюдать положения международного гуманитарного права, в том числе в случаях вооруженных конфликтов на своей территории;
 XXV. сотрудничать в духе доброй воли с международными гуманитарными организациями и допускать их деятельность на российской территории в соответствии с их мандатом.
 Российская Федерация взяла на себя обязательство выполнить все рекомендации экспертов Совета Европы и 28 февраля 1996 года была принята в региональную организацию. В этот же день Россией были подписаны Конвенция о защите прав человека и основных свобод; Конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания; Конвенция о защите национальных меньшинств и Хартия местного самоуправления.
 Вступая в Совет Европы, - наиболее авторитетную на континенте гуманитарную организацию, - Российская Федерация ставила тем самым перед собой цель влиться в европейское цивилизованное пространство, идти по пути строительства демократических институтов, отвечающих исторически
 117
 выработанным стандартам и критериям и имеющим в своей основе признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, -пишет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в своем специальном докладе "О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы".1
 Таким образом, согласно статье 15 Конституции РФ, ратифицированные Россией Европейские Конвенции, в том числе Европейская Конвенция прав человека стали составной частью нашей правовой системы и поэтому юрисдикция Европейского Суда с 5 мая 1998 года, со дня сдачи ратификационных грамот, распространяется и на граждан России.
 К настоящему времени определенная часть обязательств России перед Советом Европы в части совершенствования законодательства формально реализована. Однако и на седьмой год членства в Совете Европы чрезвычайно трудно говорить об эффективной адаптации России к европейским гуманитарным стандартам. Это связано с действием множества факторов. Среди них недостатки законотворческой деятельности федерального и региональных представительных органов власти, в результате чего российское законодательство отстает от требований европейских норм права; нарушение принципов верховенства права, разделения властей с их равноправием и независимостью друг от друга; пробуксовывающаяся судебная реформа; слабая правовая культура и низкое правосознание с преобладанием авторитарных и этатистских стереотипов поведения; слабые гражданские институты и гражданская пассивность.
 При этом проблема заключается не только в промедлении с разработкой и принятием новых нормативных актов, но в первую очередь в том, что вновь принимаемые законы, как будто бы ориентированные на реализацию европейских обязательств России, на самом деле лишь частично отвечают требованиям Совета Европы, во многом не соответствуют эффективным и прогрессивным сдвигам в деле соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
 Так, новый Уголовный Кодекс Российской Федерации
 , претендовал на то, чтобы соответствовать европейским стандартам и
 потому воспринял некоторые рекомендации экспертов Совета
 Европы. И в то же время, Кодекс не претерпел значительных
 Совет Европы и Россия. Спецвыпуск. Информационный бюллетень. С. 10. 2 Указ, доклад. С. 12.
 118
 качественных изменений в сторону гуманизации, отмены смертной казни, торжества принципа презумпции невиновности.
 Такой же вывод можно сделать о новом Уголовно-исполнительном Кодексе. Многие рекомендации экспертов Совета Европы формально учтены в Кодексе, но это не увеличивает гарантий соблюдения прав заключенных.
 ...Реформирование уголовно-исполнительной системы, -считает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, - наталкивается на проблемы, в основе которых традиционные репрессивные подходы к обращению с лицами, содержащимися в местах лишения свободы.1
 Именно этим объясняется категорическое возражение чиновников от юстиции против гласности и прозрачности в их ведомстве, а так же неприятие идеи о введении общественного контроля в местах принудительного содержания задержанных.
 Аналогичное положение складывается с новым Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации. Кодекс, конечно же, направлен на демократизацию уголовного судопроизводства, повышение правоохранительной и правозащитной роли суда, освобождение его от обвинительных функций, расширение круга участников уголовного судопроизводства, прав сторон в суде, обеспечения их процессуального равенства. Тем не менее, Кодекс нарушает принцип презумпции невиновности, соответствующий статье 6 Европейской Конвенции прав человека и ограничивает право обвиняемого на защиту. Ряд его положений противоречит праву человека на справедливое и публичное разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом, принципу равноправия граждан перед судом и законом, гарантированных Европейской Конвенцией.
 Анализируя три новых Кодекса Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека делает следующий вывод: .. .реализация одного из самых существенных обязательств России - о совершенствовании уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства в целях приведения его в соответствие с европейскими стандартами - проведена половинчато, во многом формально и не создает прочных предпосылок для отвечающих цивилизованным образцам преобразований в данной
 Указ, доклад. С. 12.
 119
 области, тем более, с учетом репрессивного менталитета правоохранительных органов, отчетливо проявившегося в ходе работы над новыми кодексами.1
 Для того чтобы соответствовать европейским стандартам в области прав человека и гражданских свобод, России предстоит не на словах, а на деле отменить смертную казнь, ввести суд присяжных на всей территории страны, полностью прекратить практику бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания в правоохранительных органах.
 Предстоит серьезная модернизация органов прокуратуры.
 На нынешнем этапе, - считает Уполномоченный по правам человека в РФ, - перед Россией отчетливо стоит вопрос о выборе своего места в Европе и мире. Либо это возврат к старым методам, идеалам и ценностям, авторитарным и тоталитарным моделям под лозунгом "российской самобытности" и специфических национальных особенностей. Это путь, который, как показывает весь опыт XX столетия, ведет в тупик, к ухудшению условий жизни народа и самоизоляции. Либо это - курс на вхождение в Европу, адаптацию к демократическим идеалам и ценностям, ставящим во главу угла права и свободы человека. Продолжение эффективного участия в Совете Европы, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств -это в определенной степени показатель того, какой из этих путей будет выбран.2
 Указ, доклад. С. 13. '' Указ, доклад. С. 19.
 ТЕМА 9
 ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
 И ОСНОВНЫХ СВОБОД, СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ,
 КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК,
 О ПРЕСЕЧЕНИИ ТЕРРОРИЗМА, ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
 Европейская Конвенция о правах человека, является основным документом Совета Европы, благодаря которому организация проводит в жизнь свои принципы и цели. Она вступила в силу 3 сентября 1953 года. В преамбуле Конвенции упоминается Всеобщая декларация прав человека и заявляется о цели Конвенции "сделать первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации".' Благодаря развитию норм Европейской Конвенции, личность стала субъектом международного права.
 Содержание статей Европейской Конвенции в основном сводится к "гражданским и политическим" правам. Что касается экономических, социальных, культурных прав, то во время принятия Европейской Конвенции их включение в список охраняемых прав не казалось составителям своевременным. Одной из причин было то, что после второй мировой войны, Европа более нуждалась в гарантиях уважения прав человека, превосходстве права и демократии, чем в экономических и социальных правах.2 К тому же, в то время многие европейские страны были еще не в состоянии обеспечить последовательное и полное соблюдение экономических и социальных прав. Как говорилось ранее, экономические и социальные права стали защищаться международным правом прав человека несколько позднее (поэтому они и называются вторым поколением прав). Эти права закрепляются в Европейской Социальной Хартии и других документах Совета Европы.
 Права и свободы, закрепленные в Европейской Конвенции, можно перечислить так:
 Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия; право и практика. Москва. Издательство Московского независимого института международного права. 1998. 2 Parliamentary Assembly of the Council of Europe. Doc. 4213. P. 6.
 121
 Право на жизнь (статья 2 Конвенции), запрет смертной казни (Протокол № 6).
 Запрет пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (статья 3); запрет рабства или подневольного состояния и принудительного труда (статья 4).
 Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5); запрет лишения свободы за долги (Протокол № 4). Право на справедливый судебный процесс (статья 6); определение наказания только по закону (статья 7); гарантии правовых средств в уголовных делах, право на компенсацию при судебных ошибках, право не быть повторно судимым или наказанным в уголовном порядке (Протокол № 7).
 Свобода мысли, совести и религии (статья 9); свобода выражения мнения (статья 10); свобода собраний мирных и объединений (статья 11); право на свободные выборы (Протокол № 1).
 Право на свободное передвижение, запрет высылки собственных граждан (Протокол № 4). Запрет коллективной высылки иностранцев (Протокол № 4); правовая защита иностранцев в связи с высылкой (Протокол № 7).
 Право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (статья 8); право на бракосочетание (статья 12); равноправие супругов (Протокол № 7). Право на образование (Протокол № 1). Защита собственности (Протокол №1). Право на защиту от дискриминации (Статья 14 и Протокол 12).
 Европейская Конвенция построена по иному образцу, чем все предыдущие документы по правам человека. Она открыто требует, чтобы индивидуальные права были сбалансированы с интересами общества и правами других лиц. Часто это называют коммунитарным элементом конвенции. (Коммунитаризм - западное течение политической мысли, заявляющее о негативном влиянии индивидуализма и необходимости развития коммуны и общественных интересов. В своем радикальном варианте коммунитаризм говорит о первенстве общественных интересов над личными.)
 122
 Весьма интересно по поводу Европейской Конвенции высказался Лорд Стейн в решении по английскому делу Brown v. Scott:
 "...Конвенция имеет две принципиальные цели. Первая в том, чтобы установить и далее развить права и основные свободы человека. Составители Конвенции признали, что поддерживать соблюдение прав человека было не только морально правильным, но также это было лучшим способом достижения плюралистичных и справедливых сообществ, в которых каждый может мирно жить. Вторая цель была в том, чтобы поддержать эффективную политическую демократию. Эта цель подразумевает существование стабильности и порядка, верховенства права, но не самих по себе, а как лучший способ достижения благополучия и благосостояния обитателей европейских стран. В конце концов, у демократического правительства есть только одна причина существования, а именно служить интересам народа (людей). Вдохновители Конвенции, среди которых Уинстон Черчилль сыграл важную роль, и ее составители... понимали, что время от времени основные права одного человека могут входить в конфликт с правом другого. Таким образом, принципы свободы слова и неприкосновенности частной жизни могут столкнуться. Они также хорошо понимали, что узкая концентрация на преследовании защиты основных индивидуальных прав за счет исключения интересов широкой публики могут быть разрушительными для идеала толерантных Европейских либеральных демократий. Основные индивидуальные права имеют первостепенную важность, но эти права не безграничны: мы живем в сообществах индивидуумов, которые также обладают правами. Прямое происхождение этой древней идеи понятно: Европейская Конвенция (1950 г.) является потомком Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), которая в статье 29 прямо признает обязанности всех по отношению к обществу и ограничение прав в целях защиты и уважения прав других. Также заслуживает внимания то, что статья 17 Европейской Конвенции запрещает, кроме всего прочего, злоупотребление правом в ущерб правам других. Таким образом, несмотря на опасность нетерпимости в отношении идей, Конвенция не предоставляет защиту свободы слова тем, кто пропагандирует расовую ненависть по отношению к меньшинствам.1
 Статья 10 Jersild v. Denmark.
 123
 В деле Класс и другие против Германии Европейский Суд высказался следующим образом:
 "Системе Конвенции присущ определенный компромисс между потребностями в защите демократического общества и индивидуальными правами... Как гласит преамбула, "основные свободы наилучшим образом обеспечиваются, с одной стороны, эффективной политической системой демократии и, с другой, общим пониманием и соблюдением прав человека... Это означает, что следует стремиться к балансу между осуществлением лицом права, гарантированного ему в соответствии с пунктом 1, и необходимостью защиты всего демократического общества в целом... предусмотренной в пункте 2".1
 В деле Споронг против Швеции, Судом было заявлено, что "Суд должен определить справедливый баланс между требованиями общих интересов общества и требованиями защиты индивидуальных фундаментальных прав... необходимость поиска баланса пронизывает всю Конвенцию".2
 На европейском пространстве действует еще несколько континентальных норм права, имеющих значительное влияние на правопорядок и в сообществе, и в национальных правовых системах.
 Европейская Социальная Хартия
 В развитие Всеобщей Декларации и Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах европейское сообщество принимает свой нормативно-правовой акт, последовательно углубляющий и развивающий указанные права, получивший название Социальной хартии. Она была подписана членами Совета Европы в 1961 году и вступила в силу в 1965 году.
 В отличие от гражданских и политических прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, экономические, социальные и культурные права имели свои особенности в контексте включения их в единый международный нормативный акт. Самая трудная проблема заключалась в отличии экономического положения европейских стран, в разности их потенциалов и ресурсов, а также в направленности социальной политики. Другая проблема - это необходимость унификации многих понятий, которые можно выразить только вербально. Следовало найти
 Указ. соч. Д. Гомьен и др. С. 270. 2 1985. 5 European Human Rights Review. 35, 52.
 124
 общие критерии для обозначения, например, достойного образа жизни или благоприятной окружающей среды.
 Наконец, следовало установить какую-то разумную "планку возможностей", чтобы не оттолкнуть потенциальных участников Хартии от ее рассмотрения и подписания. Наиболее приемлемым оказался дифференцированный подход к членству, заключавшийся в следующем: государства-участники не принимают на себя обязательство безукоснительно исполнять все перечисленные в Хартии статьи, а только строго оговоренные из числа самых важных и остальные по выбору. Таким образом, страны-участники принимали на себя два организационных обязательства:
 1) "рассмотреть часть 1 настоящей Хартии в качестве декларации целей, к достижению которых оно будет стремиться всеми необходимыми средствами". Речь идет о создании условий, в которых можно было бы эффективно реализовать 19 прав, перечисленных в части 1;
 2) признать имеющими силу по меньшей мере 10 из 19 статей части 2, ибо маловероятно, чтобы какое-либо государство имело возможность в настоящее время выполнить все статьи части 2.
 Девятнадцать статей Хартии гарантировали такие права: статья 1: Право на труд;
 статья 2: Право на справедливые условия труда
 статья 3: Право на условия труда, отвечающие требованиям
 безопасности и гигиены;
 статья 4: Право на справедливое вознаграждение;
 статья 5: Право на объединение;
 статья 6: Право на заключение коллективных договоров;
 статья 7: Право детей и подростков на защиту;
 статья 8: Право работающих женщин на защиту;
 статья 9: Право на профессиональную ориентацию;
 статья 10: Право на профессиональную подготовку; статья 11: Право на охрану здоровья; статья 12: Право на социальное обеспечение; статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь; статья 14: Право на получение услуг, предоставляемыми службами социального обеспечения;
 125
 статья 15: Право лиц с физическими и умственными
 недостатками на профессиональную подготовку,
 реабилитацию и социальную реадаптацию; статья 16: Право семьи на социальную, правовую и
 экономическую защиту; статья 17: Право матерей и детей на социальную и
 экономическую защиту; статья 18: Право заниматься деятельностью, приносящей доход
 на территории других Договаривающихся стран; статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и
 помощь.
 В отличие от выполнения политических и гражданских прав здесь требуются большие ресурсы, затраты, которых может не быть у всех государств. Поэтому, Совет Европы решил не настаивать на обязательном исполнении всех обязательств сразу, а только от половины до 2/3 обязательств с тем, чтобы потом постепенно государства-участники увеличивали свой вклад в поддержку экономических, социальных, культурных прав. Некоторые взяли на себя от 100% до 87%. Но есть семь важнейших обязательств, из которых не менее пяти должно принять к исполнению каждое государство по своему выбору: статья 1: Право на труд;
 статья 2: Право на объединение;
 статья 6: Право на заключение коллективных договоров;
 статья 12: Прав на социальное обеспечение; статья 13: Прав на социальную и медицинскую помощь; статья 16: Право семьи на социальную, правовую и
 экономическую защиту; статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и
 помощь.
 Для соблюдения и контроля за реализацией этих прав был создан Комитет независимых экспертов, имеющий право запрашивать один раз в два года от стран-участниц доклады об изменениях в национальном законодательстве и о практике соблюдения и защиты , экономических и социальных прав. Комитет дает толкование, обычно в расширительном смысле, норм Социальной Хартии.
 Вместе с тем, Социальная Хартия оставалась для многих граждан "вещью в себе", не очень известной и мало пригодной для практического применения. И в таком состоянии она пребывала более
 126
 30 лет. Видно было, что некоторые государства не считали экономические и социальные права актуальными и первоочередными, другим не позволяла решать социальные проблемы идеологическая или экономическая парадигма, а порой не хватало политической воли руководства страны. Так или иначе, Социальная Хартия не стала составной частью Конвенции или столь же популярным документом.
 И дело, конечно, было не в отсутствии понимания важности этих прав, а в экономических и в политических реалиях Европы конца XX века. Тем не менее, в 1988 году был принят дополнительный протокол к Социальной Хартии, а затем была осуществлена новая доработанная редакция, открытая к подписанию в 1996 году и вступившая в силу в 1998 году.
 В новой редакции Хартия содержит все 19 прежних статей, а также вновь сформулированные такие права: статья 20: Право на равные возможности и равное обращение в сфере
 занятости без дискриминации по половому признаку; статья 21: Право на информацию и консультации на предприятии; статья 22: Право участия в определении и улучшении условий труда
 и производственной среды;
 статья 23: Право пожилых людей на социальную защиту; статья 24: Право на защиту при увольнениях; статья 25: Право работников на защиту их требований в случае
 банкротства предпринимателя; статья 26: Право работника на защиту своего достоинства во время
 работы; статья 27: Право работников с семейными обязанностями на равные
 возможности и равное обращение; статья 28: Право представителей работников на защиту и льготы на
 предприятиях; статья 29: Право работников на информацию и консультации при
 коллективных увольнениях;
 статья 30: Право на защиту от бедности и социального отчуждения; статья 31: Право на жилье.1
 Нельзя не согласиться с мнением С. Глотова и В. Мазаева, утверждающих, что приведенные статьи обновленной Социальной
 См. об этом: Д. Гомьен, Д. Харрис, Л. Зваак. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 1998. С. 491-492, 528. С.А. Глотов, В.Д. Мазаев. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. М. 2001. С. 388-394, 425.
 127
 Хартии очень актуальны для граждан реформируемой России. Этим и объясняется подробное их изложение, в рассуждении о том, какого уровня социальной и экономической защищенности можно достичь, исполняя нормы Социальной Хартии.
 Строгое текстуальное сравнение норм Хартии и Конституции РФ приводит к выводу о более или менее достаточном соответствии нашего Основного закона требованиям Хартии.'
 Хотелось бы верить, что это на самом деле так, но, видимо, дело намного сложнее. За пределами декларированного в нормах права остается огромное "правовое пространство", в котором о многих "хороших" нормах не подозревают не только граждане, но и прокуроры, судьи, юристы предприятий и тем более руководители разных уровней, которым "общественные интересы" намного ближе и понятней, чем права пенсионера, безработного, инвалида. В условиях неправильного начисления пенсий, пособий и их несвоевременных выплат, беспризорности и безнадзорности детей, нищенского существования беженцев или инвалидов едва ли корректно говорить о соответствии национального законодательства европейским стандартам. Поспешная удовлетворенность убаюкивает. Формально может быть нормы права и не так уж далеки друг от друга. И все-таки, требования норм и реальное положение в социальной сфере несоразмерно удалены друг от друга.
 С.А. Глотов и В.Д. Мазаев дают замечательную и оригинальную форму для сравнительного анализа норм Социальной Хартии и Конституции РФ. Они цитируют статьи Социальной Хартии, а для сравнения приводят аналогичные статьи Конституции. И обнаруживается поучительная картина. Статьи 1, 2, 3, 4 Хартии посвящены трудовым отношениям и защищают право на труд. Первая статья регулирует уровень занятости, защиту труженика от безработицы, организацию бесплатных служб занятости, профессиональную ориентацию, обучение, реабилитацию. Вторая посвящена справедливым условиям труда: разумной продолжительности рабочего времени, оплате праздничных дней, размеру минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, ограничению опасных и вредных работ, еженедельным выходным, льготам за ночную работу и об обязательном информировании работника в течение 2-х месяцев об аспектах трудового договора или
 1 С.А. Глотов, В.Д. Мазаев. Указ. соч. с. 425. Н.В. Колотова. Комментарии к Социальной Хартии в кн. Д. Гомьен и других. С. 536-542.
 128
 трудовых отношений. Третья статья определяет безопасные и здоровые условия труда и четвертая право на справедливое вознаграждение, в том числе на такое, которое обеспечило бы им самим и их семьям достойный жизненный уровень, выплаты за сверхурочные работы, равную оплату труда мужчинам и женщинам, возможные вычеты из заработной платы и обязательное регулирование трудовых отношений законодательством или коллективными договорами. В целом четыре приведенные статьи Хартии имеют 20 пунктов.
 Рядом для сравнения и сопоставления исследователи приводят одну статью 37 Конституции, посвященную праву на труд, состоящий из пяти пунктов, в которых труд объявляется свободным, а принудительный труд запрещается, гарантируется безопасность и гигиена труда, оплата не ниже минимального размера, защита от безработицы, а так же право на отдых, на забастовку, оплачиваемый отпуск. Итак, вместо 4 статей одна, а вместо 20 - всего пять пунктов.
 Большое значение имеет и содержательная часть статей. Социальная Хартия устанавливает право на справедливые условия труда и право на справедливое вознаграждение.
 Таким образом, нет никаких оснований утверждать об адекватном отражении законодательством России экономических и социальных прав, закрепленных в Социальной Хартии. Впрочем, чтобы не ошибиться в своих выводах продолжим анализ. Статья 5 Хартии закрепляет право на организацию, шестая - на коллективные договоры, седьмая - право работающих детей и молодежи на особую защиту. Эти три статьи имеют 14 пунктов. Такую гамму прав адекватно отразить никак не может одинокая статья 30 Конституции РФ, гарантирующая только свободу общественных объединений.
 Восьмой статье Хартии, защищающей права работающих женщин на охрану материнства, соответствующей статьи в Конституции РФ не нашлось вообще. Нельзя таковой считать и статью 38, где говорится, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Не умаляя важность этих прав, заметим все же, что Социальная Хартия устанавливает конкретные права работающих беременных женщин. Отпуск по беременности и родам не должен быть менее 14 недель. Матери, имеющие грудных детей, должны иметь достаточные по времени перерывы для кормления ребенка. Труд беременных женщин, кормящих матерей на подземных
 5 - 2027
 129
 работах, на опасных, вредных или тяжелых работах должен быть запрещен, а до этого ограничен и защищен.
 Статьям Хартии, посвященным профессиональной ориентации и профессиональному обучению работающих людей, в том числе молодых, старых и бывших безработных, то есть заботе о вовлечении людей в трудовые отношения, соответствует статье 43 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на образование. Вернее сказать, она не соответствует, конечно. Это ведь внешне похожие, но совершенно неодинаковые права. Конституция в этой статье определяет общее образование. Хартия закрепляет заботу обо всех лицах, в том числе инвалидах, желающих получить специальность, поменять ее, совершенствовать профессиональное мастерство и даже делать карьеру.
 Праву на социальное обеспечение в Хартии посвящено 6 статей и 16 пунктов, которой соответствует одна статья в два пункта Конституции РФ. Десяти новым статьям Социальной Хартии соответствуют две статьи Конституции РФ.
 Россия еще не вошла в число стран-участниц Европейской Хартии. Ей только еще предстоит благородная задача войти в число стран-участниц Хартии и на европейском уровне обеспечивать экономические и социальные права своих сограждан.
 Европейская конвенция по предупреждению пыток
 В развитие Европейской конвенции прав человека 26 ноября 1987 года была принята Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания. Цели и задачи этой Конвенции сводились к созданию механизма по контролю за состоянием дел в местах лишения свободы или содержания заключенных и обращением в этих местах с задержанными и содержащимися лицами. Поэтому в Преамбуле Конвенции отмечается необходимость контроля за исполнением единственной нормы, по которой "никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию" (статья 3 Европейской Конвенции прав человека).
 Стержнем такого механизма стал Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство обращения и наказания. Комитет призван, посредством посещений изучать обращение с лицами, лишенными свободы и в
 130
 случаях необходимости усиливать их защиту. После каждого посещения Комитет составляет доклад о фактах, установленных во время проверочного посещения, и вырабатывает рекомендации по улучшению защиты лишенных свободы лиц. Такой доклад направляется в компетентные органы государства-участницы Конвенции для принятия практических мер.
 Прежде чем начать инспекцию, Комитет уведомляет правительство заинтересованной стороны о своем намерении провести проверку. Сторона обязана обеспечить Комитет всем необходимым для выполнения его задач и в том числе следующим:
 a) свободным доступом на свою территорию и правом передвижения без каких-либо ограничений;
 b) полной и достоверной информацией о местах содержания лишенных свободы лиц;
 c) неограниченным доступом в любое место, где находятся лица, лишенные свободы, включая право передвижения внутри таких мест без ограничения;
 d) другой информацией, которой располагает сторона, и которая необходима Комитету для выполнения его задач.
 Члены Комитета при проверке мест лишения свободы вправе свободно вступать в контакт с любым лицом, которое, как они полагают, может предоставить им соответствующую информацию. Кроме того, они имеют право беседовать с лицами, лишенными свободы конфиденциально. В случае необходимости Комитет может немедленно доводить до сведения компетентных органов заинтересованной стороны свои замечания.
 Комитет работает, как правило, при закрытых дверях, а информация, собранная в связи с посещением, его доклад и консультации носят конфиденциальный характер. Тем более не подлежат огласке никакие сведения личного характера, полученные в ходе проверки, без согласия заинтересованного лица.
 Европейская хартия о местном самоуправлении (1985 год)
 Из теории демократии известно, что основу демократического строя составляет местное самоуправление, как самая близкая к гражданам форма их соучастия в управлении государственными делами. Особенно важно внедрение самоуправления в недемократических обществах, становящихся на путь народовластия и
 131
 открытого общества, как первичные формы демократического правления.
 Поэтому статья 2 Хартии гласит, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны. В Хартии дается и понятие местного самоуправления. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
 Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными и исполнительными органами.
 В статье 4 Хартии определяются полномочия органов местного самоуправления. Наиболее важные из них такие:
 2. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.
 3. Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и природы поставленной задачи, а так же требований эффективности и экономии.
 4. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными.
 Местные органы власти должны иметь возможность, не
 нарушая более общих законодательных положений, сами определять
 свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они
 , отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное
 управление.
 Согласно Хартии, органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться для
 132
 осуществления своих функций. Часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.
 В тех случаях, когда органы местного самоуправления пользуются дотациями, предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.
 Статья 11 Хартии определяет правовую защиту местного самоуправления, которая гласит:
 "Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления".
 Европейская хартия о местном самоуправлении создает прочную правовую основу для развития самоуправленческих начал во всех государствах континента и особенно для тех, в которых еще не существует первичных форм народовластия.
 Европейская Конвенция о пресечении терроризма (1977 год)
 Настоящая Конвенция призвана усилить борьбу против терроризма, путем объединения усилий против терроризма, достижения единства и сотрудничества в этом деле, ради обеспечения неотвратимости наказания лиц за этот тяжкий вид преступления. Цели и задачи сообщества должны быть реализованы путем единого понимания и осуществления экстрадиции лиц, совершивших террористические акты.
 Этому посвящена первая статья Конвенции, разграничивающая уголовные преступления от политических деяний, или связанных с политическими правонарушениями, или совершенных по политическим мотивам. Лица, совершившие уголовное преступление, по общему правилу, подлежат экстрадиции в отличие от так называемых "политических".
 Согласно указанной статье не квалифицируются как политические, следующие правонарушения:
 связанные с незаконным захватом воздушных судов;
 направленные против безопасности гражданской авиации;
 связанные с покушением на жизнь, физическую
 неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся
 133
 г
 международной защитой, включая дипломатических агентов;
 связанные с похищением, захватом заложников или незаконным насильственным удержанием людей; связанные с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия, взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей; покушение на совершение одного из перечисленных правонарушений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное правонарушение или покушается на его совершение. Участники Конвенции обязались оказывать друг другу все
 виды помощи по предупреждению и пресечению террористических
 актов.
 РАЗДЕЛ II
 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
 В этом разделе будет дан сравнительный анализ законодательства разного уровня: международного,
 континентального, национального и регионального, практика применения материальных норм и состояние дел в России с соблюдением и защитой конкретных прав и гражданских свобод.
 Некоторая особенность в построение материала связана с множеством прав и свобод, которые могут представлять интерес для читателя, но в учебнике это и невозможно, да, скорее всего, и не нужно.
 Поэтому отдельные виды прав и свобод будут сгруппированы по сходству и их содержанию, а подробному рассмотрению подвергнутся наиболее распространенные и жизненно важные, актуальные для современной России деликты, с которыми чаще всего встречаются наши сограждане.1 Мы рассмотрим последовательно личные (гражданские), затем политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.
 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ.
 Эти права представляют собой конституционные права граждан, которым посвящена глава вторая Конституции РФ, названная "Права и свободы человека и гражданина". Отсюда видно, что законодатель разводит понятия права человека и права гражданина. Это на самом деле не идентичные понятия. Права гражданина - это совокупность правомочий, получивших закрепление в нормативно-правовых актах данного государства применительно к своим гражданам.
 134
 Различные основания классификации прав человека и гражданских свобод см.: Права человека под ред. Е.А. Лукашевой. М. Норма-Инфра-М. 1999 г. С. 142; С.А. Глотов, В.Д. Мазаев. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. М. 2001 г. С. 32-33; М.В. Баглай Конституционное права РФ. М. 1998. Раздел Права человека и гражданина.
 135
 Потому, когда речь идет о правах человека, в нормах права употребляются выражения "каждый имеет право", "каждому гарантируется", или "каждый может", и эти формулировки говорят, что любой человек, независимо от своего статуса, может пользоваться этими правами.
 Наряду с этим, есть права, принадлежащие только гражданам страны: право избирать и быть избранным, участвовать в управлении государственными делами, участвовать в правосудии, входить в политические партии и объединения, участвовать в собраниях и демонстрациях, обращаться в государственные органы с прошениями и петициями и т.д.
 Из этого перечня видно, что гражданские права имеют в основном политическую направленность.
 ТЕМА 10
 ПРАВО НА ЖИЗНЬ, СВОБОДУ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
 ЛИЧНОСТИ; ЗАПРЕТ НА ПЫТКИ И ЖЕСТОКОЕ,
 БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ ИЛИ УНИЖАЮЩЕЕ ДОСТОИНСТВО
 ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ; СВОБОДА ОТ РАБСТВА ИЛИ
 ПОДНЕВОЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.
 По самому перечню этих прав видно, что они имеют некое фундаментальное значение, ибо если эти права не соблюдаются или им что-то угрожает, то невозможно и/или трудно, заботиться о других своих интересах. И здесь не может быть релятивизма, затянувшихся споров о том, принадлежат ли эти ценности всем народам или всем культурам или только европейским. Нет на земле народов или культур, отрицающих ценность жизни. Есть просто иные формы и способы выражения и восприятия жизни. И есть некие жизнененавистнические идеи, но это скорее аномалия, девиация поведения, вызываемая людскими пороками. Даже те "пророки" и лицемеры, которые призывали доверившихся им членов различных сект покончить массовым самоуничтожением, сами предпочитали оставаться в живых.
 Исходя из того, что перечисленные права исключительно актуальны для современной России, а подробное рассмотрение их важно для формирования правового сознания и правильного представления о состоянии с соблюдением прав человека и основных свобод, остановимся на них подробнее.
 Право на жизнь и отмена смертной казни
 Мысль о том, что жизнь человека это самая большая ценность на земле, столь же стара, как и сама история человечества. Правда, это понимание безотказно действует в отношении человека к своей собственной жизни и дает сбои, когда речь идет о жизни другого человека. Некоторые преступники-убийцы охотно берут на себя решение вопроса о жизни и смерти отдельного человека, а некоторые правители устраивают массовое уничтожение людей по какому-либо признаку - расе, вере, национальной принадлежности, то есть геноцид народа. Самой спорной остается проблема законного отнятия жизни человека, совершившего преступление - смертной казни.
 137
 Во Всеобщей Декларации прав человека рассматриваемая проблема изложена в статье 3 следующим образом: Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.
 В Международном Пакте о гражданских и политических правах эта императивная формулировка получила более реальное звучание, она конкретизирована, как это и задумывалось авторами Хартии прав человека. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека - говорится в Пакте. Никто не может быть произвольно лишен жизни и это право охраняется законом.
 В то же время, такое кардинальное решение, когда речь идет о жизни и смерти, и которое, в случае ошибки, непоправимо, следует отмерить не только "семь раз", а гораздо больше и скрупулезнее. Поэтому приговор о смертной казни может быть вынесен только на основе бесспорных фактов, добытых безупречными способами, беспристрастным и справедливым судом присяжных в открытом, состязательном процессе. При этом всяческие возможности не приводить приговор о смертной казни в действие международными нормами приветствуется. Поэтому каждый, кто приговорен к высшей мере наказания, сохраняет право просить о помиловании или смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.
 Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин (статья 6).
 Совершенно замечательно и вполне обоснованно Комитет по правам человека ООН, впрочем, как и Европейский Суд, расширительно толкует международные нормативно-правовые акты. Примером может служить комментарий к процитированной выше статье 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах.
 Вначале Комитет признал, что государства и их правительства должны активно проявлять свою заботу по защите и сохранению жизни, особенно путем снижения детской смертности, борьбы с эпидемиями, голодом, нищетой.
 Затем Комитет посчитал, что одним из самых эффективных способов устранения угрозы праву на жизнь является производство, испытание, обладание, развертывание и применение ядерного оружия
 138
 и рекомендовал рассматривать такие действия в качестве преступлений против человечества и запретить их.1
 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, сохраняя требования Хартии прав человека к праву на жизнь, выделяет такую реальность, как легитимное лишение жизни человека, угрожающего другим общечеловеческим ценностям. Поэтому в части второй статьи второй Конвенции говорится:
 "Лишение жизни не рассматривается как совершенное в нарушение данной статьи, если оно является результатом применения силы не более чем абсолютно необходимой:
 a) для защиты любого лица от противоправного насилия;
 b) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
 c) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа".
 Таким образом, статья 2 Конвенции по своему смыслу и содержанию предоставляет защиту права на жизнь от самого государства, которое имеет некую "индульгенцию" на лишение жизни индивида.
 Поэтому убийство полицейским или милиционером человека, при отсутствии этих трех обстоятельств и при защите своей жизни является преступным деянием.
 Так, в деле Макканна и других против Соединенного Королевства, Суд констатировал, что указанные обстоятельства совсем не означают случаи, при которых кто-то может быть намеренно лишен жизни, а описывает ситуации, когда допускается применение силы, как "абсолютно необходимой" для достижения одной из целей, изложенных в части второй статьи 2.2
 Данное дело было возбуждено по заявлению родителей трех погибших граждан в результате контртеррористической операции воздушно-десантной службы Британской Армии на Гибралтаре. Властям Соединенного Королевства, Испании и Гибралтара стало известно, что Ирландская республиканская Армия (ИРА) планирует провести террористический акт на Гибралтаре. Им были известны личности террористов и способ устройства взрыва, и, когда пострадавшие, припарковав свою машину в Гибралтаре, направились
 См. об этом Д. Гомьен, Д. Харрис, Л. Зваак. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская Социальная Хартия: право и практика. М. 1998 г. С. 120. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения в 2-х тома. Том 2. С. 125.
 139
 в город, за ними была установлена слежка. Эксперт по обезвреживанию бомб после беглого осмотра доложил, что в машине, возможно, заложена бомба. Когда следовавшие за пострадавшими военнослужащие окликнули их и те, как показалось преследователям, потянулись к карманам за механизмом дистанционного управления взрывом, военные открыли огонь на поражение. Коронером Гибралтара было проведено тщательное расследование, заслушано множество свидетелей, экспертов, специалистов по взрывным устройствам и, наконец, жюри присяжных вынесло вердикт о правомерности применения оружия. Европейскому Суду были предоставлены неопровержимые доказательства, что трое погибших были активными участниками террористической организации, и что они намеревались произвести взрыв в Гибралтаре. Суд согласился с доводами государства-ответчика.
 Вместе с тем Суд констатировал, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции на том основании, что органы, знавшие о намерении террористов, "не препятствовали въезду подозреваемых в Гибралтар, не смогли учесть возможность ошибочности своих разведывательных оценок, по крайней мере, в некоторых аспектах, и... применили силу, влекущую за собой лишение жизни, которую нельзя считать необходимой для защиты людей от противоправного насилия". Именно то обстоятельство, что правоприменительные органы, знавшие о готовящемся акте, еще на границе Гибралтара могли обезвредить террористов, не доводя дело до применения оружия, и легло в основу принятого решения.
 Нельзя не упомянуть еще об одной стороне дела, так квалифицированно рассмотренного Европейским Судом и являющегося камнем преткновения во всем судопроизводстве России. Вначале напомним, что дело произошло на территории Гибралтара, то есть военно-воздушной базы ВВС Британии, а по-нашему строго закрытой и засекреченной территории. Суд констатирует, что в Гибралтаре имело место гласное и эффективное расследование, на котором присутствовали адвокаты, были выслушаны свидетели и эксперты. Расследование продолжалось девятнадцать дней, и, как следует из многотомного стенографического отчета, были подробно рассмотрены все события, связанные с гибелью людей.
 Трудно отделаться от мысли, что наши органы расследования и суды находятся в параллельных мирах, вспоминая, как месяцами, а то и годами у нас расследуются простейшие дела об отказе от службы
 140
 в армии или о дорожно-транспортном происшествии, а невиновные люди не могут найти защиты в созданных для этого судах и годами сидят в СИЗО, ожидая судебного рассмотрения.

<< Пред.           стр. 4 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу