<< Пред. стр. 17 (из 18) След. >>
Пока еще оба этих брата были в утробе матери, Ревекки, до того, как они сделали что-либо доброе или худое, Бог сделал выбор и раскрыл этот выбор их матери - старший должен служить младшему (Быт. 25:23). В течение жизни Иаков предпочел служить Господу и следовать за Ним, а Исав был нечестивцем, который пошел по пути мятежа против Бога. Каждый брат стал отцом великого народа. Иаков стал отцом двенадцати патриархов и, через это, отцом израильского народа. Исав стал отцом народа Едома (Быт. гл. 36). После возвращения Израиля из Египта и расположения в Ханаане эти народы жили вблизи друг от друга. Однако, большая часть их истории отмечена столкновениями и враждебностью. Эта враждебность достигла кульминации, когда жители Едома помогали врагам Израиля, вавилонцам, и, заградив пути для отступления, ловили израильтян, пытавшихся спастись, и передавали этих израильтян в руки врагов (Авд. 1:14). Через Своих пророков Бог предсказал окончательную судьбу обоих народов. Контраст между этими пророчествами и их исполнением просвещает нас и укрепляет веру.ВЕЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Пророчества относительно судьбы еврейского народа содержатся в двух удивительных главах в Книгах Второзакония (28) и Левита (26). В добавление к этому, множество других положений о судьбе израильтян разбросаны по всему Ветхому Завету, особенно в писаниях пророков. Однако, в этом исследовании речь пойдет в основном о вечном существовании еврейского народа.
Ниже перечислены некоторые из значительных положений, касающихся рассеяния израильтян, сущности отношения к ним на протяжении столетий и уверения в их непрекращающемся существовании.
1. Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным; И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь (Втор. 28:36-37).
2. И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28:64-66).
3. А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. И тогда как они будут в земле врагов, - Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними; ибо Я Господь, Бог их (Лев. 26:33,44).
4. Ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя; Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мире, но ненаказанным не оставлю тебя (Иер. 30:11).
5. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли - исследованы внизу, то и Я отвергну племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь (Иер. 31:36-37; см. также Иер. 46:27-28).
6. Вот, очи Господа Бога - на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь.Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю (Ам. 9:8-9).
В течение многих столетий люди, внимательно изучающие Библию, отмечали исполнение этих пророчеств в прошлом, а также тот факт, что они продолжают исполняться поколение за поколением. Комментируя то, что еврейский народ не сможет обрести покоя и мира для ног своих (Втор. 28:65), Арчибальд Александр отметил:
Насколько точно это подтверждается в жизни этого несчастного народа, вплоть до нынешних дней! Вряд ли найдется страна в Европе, из которой их не изгоняли в то или другое время. Не говоря уже о многочисленных предыдущих сценах кровавой бойни и изгнания, поражающих воображение, через которые прошли огромные массы этого набожного народа в Германии, Франции и Испании в тринадцатом и четырнадцатом веках; восемьсот тысяч евреев были изгнаны из Испании Фердинандом и Изабеллой. И невозможно перечислить то, как часто, если их терпело правительство, они страдали от буйства людей (без даты, с. 136).
Тот же автор далее отмечает:
В каждой стране иудеев ненавидят и презирают. Они в буквальном смысле стали "притчею во языцех". Магометане, язычники и христиане, как бы они ни отличались во всем остальном, были едины в очернении иудеев, в плохом отношении к ним и гонениях. Несомненно, суды, постигшие этот особенный народ, были примечательны и продолжительны. В течение почти восемнадцати столетий они пребывали в этом жалком состоянии - изгнания, рассеяния и преследования (с. 137).
Еще один проницательный исследователь этих обещаний отмечал:
И этот особенный народ, живший в одной из самых маленьких стран мира, был разбросан по всему миру, стал бездомным, безземельным странником. Подобно Каину, они идут от одного народа к другому. Хоть и без земли, но они остаются народом. Другие народы ушли; еврейский народ сохранился. Они среди всех народов, однако, непризнанные среди народов (Гэбелайн, без даты, с. 121).
Относительно уникальности сохранности иудейского народа, Милман отмечал в своей книге "История евреев":
Умерщвляемые тысячами, тем не менее, возникающие снова из своего рода, иудеи появляются во все времена и во всех странах. Их непрекращающееся существование, национальное бессмертие это самая интересная проблема для пытливого политика; для религиозного человека - предмет глубокого и благоговейного поклонения (процитировано Гэбелайном, без даты, с. 122).
Этот раздел о поразительном сохранении евреев можно завершить продолжительной, но значимой читатой Томаса Ньютона:
Сохранение вереев это поистине одно из самых замечательных и известных деяний божественного провидения. Они рассеяны среди всех народов и, тем не менее, не смешаны ни с одним из них. Капли дождя и, даже более того, великие реки, текущие в океан, скоро смешиваются и теряются в этом огромном водоеме, и такой же, с человеческой точки зрения, должна быть судьба евреев, они должны были перемешаться и затеряться в общей массе человечества; но, напротив, они текут во все части мира, смешиваются со всеми народами и, тем не менее, держатся от всех в отдалении. Они по-прежнему живут как отдельный народ и, тем не менее, они нигде не живут согласно собственным законам, нигде не избирают своих должностных лиц, нигде не наслаждаются полным отправлением своей религии. Их торжественные праздники и жертвоприношения ограничены одним местом, и оно уже многие годы пребывает в руках пришлых чужаков, которые не позволят им приблизиться ближе. Ни один народ не сохраняет свою индивидуальность так долго, как они, и не только народы, основавшие колонии в чужих странах, но даже те народы, которые оставались в собственной стране. Огромные массы северных племен передвигались в южные части Европы, но где сейчас эти народы? Галлы выступили на поиски счастья в других странах, но какие следы их пребывания там сохранились до наших дней? Во Франции кто сможет отделить расу древних галлов от других различных народов, которые время от времени поселялись там? В Испании кто может увидеть различие между первыми владетелями земли, испанцами, и готами и маврами, которые завоевали и владели этой страной в течение столетий? В Англии кто может с уверенностью утверждать, какие семьи происходят от древних бретонцев, а какие - от римлян, саксов, датчан или норманнов? Самые древние и почетные генеалогии можно проследить только до определенного периода, за которым нет ничего, кроме предположений и неуверенности, неясности и неведения; но иудеи могут подняться выше, чем любой другой народ, они могут проследить свое родословие до основания мира. Они могут не знать, от какого конкретного колена или семьи они происходят, но они с уверенностью знают, что все они берут начало от Авраама. И то презрение, с которым к ним относятся, и те трудности, с которыми они столкнулись практически во всех странах, должны были бы, как можно себе представить, заставить их забыть свое происхождение и отказаться от него; но они заявляют о нем, они прославляются в нем; и после стольких войн, кровавых убийств и гонений они по-прежнему существуют, они по-прежнему многочисленны: и что, кроме сверхъестественной силы, могло сохранить их так, как не был сохранен ни один народ на этой земле? (1974, с. 133-134).
Всякий человек, знакомый с событиями двадцатого столетия (и отношением к иудеям во время этого столетия), знает, что пророчества, цитируемые из Ветхого Завета и написанные более 2 500 лет назад, звучат так, будто они представляют собой историю еврейского народа в нашем нынешнем столетии. Слово "еврей" часто используется презрительно, оно поистине стало притчею во языцех и вошло в поговорки. Иудеи не находили покоя в странах своего пребывания даже в этом столетии. В Соединенных Штатах, самой свободной из всех стран, антисемитизм остается серьезной проблемой для еврейского народа. Евреям не позволяется быть членами определенных клубов и организаций. Их репутацию часто очерняют. В Европе перед и во время Второй мировой войны к еврейскому народу относились хуже, чем к животным. В конечном итоге 6 000 000 евреев были убиты Гитлером и его приспешниками. Хотя евреям было позволено вернуться и основать государство Израиль в 1948 году, они столкнулись с повторяющимися войнами и схватками. Перед ними каждый день встает неуверенность в будущем, и арабские страны проявляют к ним огромную враждебность. Не так давно говорили о плохом обращении с евреями в России. Несомненно, евреи не находят мира в любом месте, где бы они ни жили.
Однако, немотря на презрение, ненависть и плохое обращение, с которым сталкиваются евреи, они продолжают существовать как отдельный народ, хоть и разбросанный по странам всего мира. Они сохраняют свою этническую самобытность, как ни один другой народ. Их синагоги можно найти во всех странах и во всех более-менее значительных городах. Они не отрицают своего этнического происхождения или религиозной веры, чтобы избежать преследований. Они не смешались с другими народами, но сохранили раздельное существование, несмотря на то, что может показаться непреодолимыми трудностями. В свете приведенных выше фактов и наблюдений, ни один честный, любознательный человек не мог бы логически отрицать, что пророки (начиная с Моисея), говорившие о судьбе евреев, были вдохновлены Богом. История и неизменное существование евреев это убедительное, неопровержимое свидетельство богодухновенности Библии.
Вечное запустение Едома
В отличие от пророчеств, относящихся к вечному существованию евреев как потомков Иакова, есть пророчества о вечном запустении и исчезновении идумеян, помоков Исава, брата Иакова. Исследование этих пророчеств наиболее плодотворно как свидетельство богодухновенности Слова Божьего.
Конкретные пророчества о Едоме
Конкретные пророчества о Едоме содержатся в Книгах пророков Исайи 34:1-15; Иеремии 49:7-22; Иезекииля 25:12-14; Иезе-кииля 35:1-12; Амоса 1:11-12; Авдия 1:1-21. Хотя некоторые из этих пророчеств имеют общий характер, в них можно найти множество конкретных высказываний. Давайте подведем итог этим пророчествам.
Исайя 34:1-15
1. Слово Божье сойдет на Едом, и в этой земле будет большое заклание (ст. 5,6).
2. Реки Едома превратятся в смолу, а пыль - в серу, то есть, эта земля станет очень сухой и выжженной (ст. 9).
3. Эта земля будет лежать в запустении из рода в род, и никто не будет проходить через нее (ст. 10).
4. Там поселятся пеликан, еж (дикобраз), сова и ворон (ст. 11).
5. Там вырастут репейник, чертополох и крапива, и будут обитать шакалы, страусы и другие дикие твари (ст. 13-15).
Иеремия 49:7-22
1. Бог наведет бедствие на потомков Исава. Он раскроет их потаенные места, так что он не сможет спрятаться. Его племя уничтожено, и не будет его (ст. 8-10).
2. Едом будет пить чашу вина Божьего гнева (ст. 12).
3. Восор, один из городов Едома, станет ужасом, посмеянием, пустыней и проклятием (ст. 13).
4. Все города Едома станут вечными пустынями (ст. 13).
5. Бог предсказывает, что, хотя Едом пребывает в расселинах скал и хотя его крепости расположены на высоте орлиного гнезда, Бог низринет его на разрушение (ст. 16).
6. Едом станет ужасом, и все проходящие мимо будут освистывать его язвы (ст. 17).
7. Придет время, когда никто не будет там жить (ст. 18).
Иезекииль 25:12-14
1. Бог обещает опустошить Едом от Фемана до Дедана (ст. 13).
2. Бог говорит, что Он наведет мщение на Едом от руки Своего народа, Израиля (ст. 14).
Иезекииль 35:1-15
1. Бог говорит, что Он сделает гору Сеир, или Едом, пустыней и ужасом (ст. 3).
2. Он превратит города Едома в развалины, и они опустеют (ст. 4).
3. Бог говорит: "Сделают тебя пустынею вечною, и в городах твоих не будут жить, и узнаете, что Я - Господь" (ст. 9).
4. Бог понятно соединяет свидетельство Своего существования и силы с исполнением и осуществлением Своих пророчеств относительно Едома (ст. 11-12).
Авдий 1:1-21
1. Бог говорит о Едоме: "Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал на возвышенном месте и говоришь в сердце твоем: "кто низринет меня на землю?" Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь" (ст. 3-4).
2. Бог указывает на то, что хотя грабители украдут столько, сколько им нужно, и сборщики винограда оставят несколько ягод, враги Едома не оставят ничего, когда разорят эту землю (ст. 5- 9).
3. Бог обещает: "За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты истреблен будешь навсегда" (ст. 10).
4. Бог предсказывает, что дом Иакова завладеет их владениями, и это обычно понимается как то, что Израиль завладеет территорией Едома (ст. 17-21).
5. Бог утверждает, что "никого не останется из дома Исава" (ст. 18).
Приведенные выше высказывания достаточно конкретны, чтобы обеспечить основание для исследования исполнившихся пророчеств. Все эти пророчества были изречены до конца шестого столетия до Р.Х. Следовательно, если можно отметить конкретное исполнение пророчеств после указанного времени, то не может быть отрицания божественного вдохновения пророков, изрекших эти слова.
История народа и территории Едома
Как указывалось выше, идумеяне и израильтяне были потомками братьев-близнецов, Иакова и Исава. На протяжении столетий, после возвращения израильтян из египетского плена до их пленения Вавилоном, существовала прерывающаяся вражда между Едомом и Израилем. Идумеяне не хотели пропускать Моисея и сынов Израиля через свою землю (Числ. 20:14-21). Давид покорил идумеян, упрочив свое царство (2 Цар. 8:13-14). Едом успешно восстал против иудейского царя Иорама и вновь обрел независимость (4 Цар. 8:20-22). После независимого существования в течение около 50 лет иудейский царь Амасия покорил их снова, и это завоевание было продолжено Азарией (4 Цар. 14:7,22; 2 Пар. 25:5-15). Около 735 г. до Р.Х. Сирия отобрала Едом у иудейского царя Ахаза (4 Цар. 16:5-6). Затем, как представляется, Едом постигла участь его соседей, так как они все подчинились Ассирии и платили ей большую дань (Притчард, 1950, с. 282). Иногда Едом присоединялся к врагам Иуды, захватывая израильтян, когда те пытались бежать от своих врагов, и передавая их в руки врагов (Авд. 1:10-14). Относительно судьбы Едома после того, как он подчинился Ассирии, Коэн отмечает:
В течение следующего столетия Едом был вассалом Ассирии; в 711 и 701 годах он присоединялся к близлежавшим государствам при поддержке Вавилона, но в каждом случае коалиция быстро распадалась.
В результате этих войн и необходимости платить большую дань процветание Едома, которое достигло пика развития в тринадцатом-восьмом веках до Р.Х., быстро пришло в упадок в течение двух последующих столетий. Идумеяне тихо подчинились вавилонскому игу (604 г. до Р.Х.). Когда Навуходоносор осадил и взял Иерусалим в 586 г., идуме-яне присоединились к его силам и радовались при истреблении своих давних врагов (Пс. 136:7; Плач. 4:21-22; Авд. 1:10-16). После депортации большинства иудеев в Вавилон и побега оставшихся после убийства Годолии идумеяне двинулись на север, в южную часть Иудеи, сделав своей столицей Хеврон; это была Идумея периода после переселения. Во время персидского периода набатеи стали проникать на территорию идумеян с юга и востока, и к четвертому столетию они создали свою страну со столицей в Петре. Многие идумеяне вернулись в Идумею, но многие другие, вероятно, остались и смешались с набатеями (1963, 2:26).
Идумеи отсутствуют на страницах истории в течение остатка персидского периода и во времена греческой империи. Следующее упоминание о них относится к маккавейскому периоду. В греческой литературе их стали называть идумеянами. Иуда Маккавей разбил идумеян в 164 г. до Р.Х. (1 Мак. 5:1-5; Иосиф Флавий, "Иудейские древности", 12.8.1). Иосиф Флавий записал сведения относительно идумеян, которые ясно указывают на исполнение пророчества Иезекииля - Бог отомстит Едому руками Своего народа, Израиля (Иез. 25:14).
Затем Гиркан взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумеян, позволил им оставаться в стране, но лишь с условием, чтобы они приняли обрезание и стали жить по законам иудей- ским. Идумеяне действительно из любви к отчизне приняли обряд обрезания и построили вообще свою жизнь по иудейскому образцу. С этого самого времени они совершенно стали иудеями (13.9.1; 15.7.9).
Приведенные выше факты, процитированные из книги Иосифа Флавия, также устанавливают исполнение Книги пропока Авдия 1:17-18. Древнееврейский текст указывает на то, что иудеи "будут владеть своими владениями". В Септуагинте сказано: "Дом Иакова возьмет в наследство тех, кто взял их в наследство". Вульгата (латинский перевод) согласуется с Септуагинтой. Авторы комментариев согласны с тем, что владения о которых идет речь, принадлежат врагам, представленным идумеянами. Таким образом, при Иоанне Гиркане иудеи возобновили владение территорией, которой они некогда обладали, включая земли Едома, которыми они владели во времена Давида, но утратили их после восстания идумеян (Дин, 1950, 14:5).
Теперь идумеяне были частью иудейского народа на протяжении почти двух столетий. Сам Ирод был идумеянином. Последнее историческое упоминание едомитов, или идумеян, было связано с их варварским поведением в Иерусалиме непосредственно перед его падением. Вместе с зелотами идумеяне напали на жителей Иерусалима и безжалостно убили их, как стадо нечистых животных (Иосиф Флавий, "Иудейская война", 4.5.1-5). Относительно этого значительного исторического события Дэвид Хиггинс утверждал: "После массового убийства евреев идумеи возвратились домой. Но, с падением Иерусалима в 70 г. от Р.Х., потомки Исава исчезают с исторической сцены как отдельный народ".
Территория, занимаемая прежде идумеянами, в начале четвертого столетия до Р.Х. была захвачена кочевым народом, который называли набатеями (группа арабских племен). Их главной крепостью стала Петра, которую многие исследователи отождествляют с ветхозаветной Селой (4 Цар. 14:7; Пфай-фер, 1966, с. 444). Набатеи основали обширную торговую империю, процветали в течение римского правления и осуществляли в Петре большое строительство, высекая сооружения из каменных утесов. Но власть Рима в третьем веке от Р.Х. начала приходить в упадок, и Петра начинает впадать в забвение. По словам Пфайфера,
В седьмом столетии Петра была поглощена экспансией ислама. В двенадцатом столетии была построена крепость крестоносцев, но когда это сторожевое охранение пало перед Сарацином Саладином в 1188-89 гг., Петра исчезает из исторических летописей до того, как ее заново обнаружили в 1812 году (1966, с. 446).
"Британская Энциклопедия" так комментирует упадок империи набатеев и Петры:
В 106 г. от Р.Х. Арабия Петра ("Арабия, принадлежащая Петре") была поглощена Римской империей, и местная династия прекратилась. Когда город достиг наибольшего процветания, во времена Александра Севера (222-235 гг. от Р.Х.), чеканка монет внезапно прекратилась. Возможно, это было ввиду большого количества разбойных нападений в пустыне, связанных, вероятно, с нео-персидской державой под династией Сассанидов. В это время Пальмира обретала значение и отвлекала от Петры на себя большую часть торговли арабского мира, и последняя пришла в упадок (1957, 17:652).
ОЦЕНКА СВЕРШИВШИХСЯ ПРОРОЧЕСТВ
Те, кто изучает историю Едома и пророчества, связанные с ней, соглашаются, что судьба, предсказанная Едому пророками, действительно его настигла. Исайя предсказывал, что эта земля высохнет, опустеет и станет жилищем для диких зверей и змеев. Джордж Смит представил антологию комментариев относительно руин на территории Едома и Петры:
Капитан Мэнглс, посетивший эти развалины, говорит, что при осмотре пейзажа Петры "Крики орлов, ястребов и сов, в значительных количествах круживших над нашими головами и, вероятно, раздраженных тем, что кто-то приблизился к местам их одинокого проживания, немало добавляли к странности этой сцены". Также было провозглашено: "Предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни". Доктор Шоу представил землю Едома и пустыню, частью которой она теперь является, "как изобилующую разнообразием многочисленных ящериц и змей, доставляющих неприятности". И Волни сообщает, что "арабы в целом избегают руин идумейских городов по причине огромных скорпионов, которыми они кишат". Настолько многочисленны, по наблюдению мистера Кори, "скорпионы в Петре, что, хотя стояла холодная и снежная погода, мы находили их под камнями, иногда двоих под одним камнем!" Шейх и его брат, сопровождавшие мистера Кори, уверяли его, что "в Петре и на хомах, лежащих сразу за ней, можно часто увидеть как львов, так и леопардов, но они никогда не спускаются в долину внизу" (1865, с, 221-222).
Хиггинс таким образом завершил свое изучение пророчеств о Едоме:
Снова и снова предсказывается опустение Едома. Во времена пророков такое предсказание казалось вряд ли осуществимым. Даже после изгнания идумеян набатеи создали процветающую цивилизацию, просуществовавшую целые столетия. Но Бог сказал: "Я опустошу твои города". Сегодня эта земля лежит в запустении, немое свидетельство несомненного Слова Господа. Петра это замечательный пример буквального исполнения этого пророчества. Эта великая древняя столица с ее театром на 4 000 мест, ее храмами, жертвенниками и памятниками теперь молчалива и одинока, разрушаясь от времени (1960, с. 55).
С одной стороны, территория Едома лежит в запустении и заброшенности, ее опустошенные города служат пристанищем для диких животных. Только ученые и любопытные туристы бывают на этих руинах. Сами идумеи исчезли из всемирной истории, и о них ничего не было слышно более девятнадцати столетий. Пророчества о Едоме в буквальном смысле исполнялись деталь за деталью. Едом - вечное запустение.
С другой стороны, иудейский народ проявляет неизменное существование. Несмотря на войны, гонения и поразительную жестокость, с которой к ним относились, они продолжают существовать. Несмотря на рассеянность по всему миру в сотнях различных культур и сообществ, они сохраняют свою особую самобытность. Пророчества о неизменном существовании иудеев были исполнены.
Проведенное нами исследование представляет удивительное свидетельство того, что ветхозаветные пророки были вдохновлены Богом. Ни один человек, основываясь на свой собственный неподкрепленный человеческий разум, не смог бы предсказать даже за одно столетие, какой будет судьба двух народов, таких как идумеяне и израильтяне. Тем не менее, пророчества об этих народах существуют уже более двух с половиной тысяч лет и продолжают сбываться сегодня. Поистине, честный любознательный человек в свете таких свидетельств должен воскликнуть: "Я не могу не верить, что Библия это вдохновленное Слово Божье!"
ОБ АВТОРЕ
Ф. Фурман Керли. Степень бакалавра наук в Университете Фолкнера. Магистр наук в Университете Хардинга, г.Серси, штат Арканзас. Магистр педагогических наук в Университете Оборна, штат Алабама. Аспирантура Института религии Хардинга, г.Мемфис, штат Теннесси - магистр религиозного образования, магистр богословия. Объединенный еврейский колледж - степень доктора наук.
Являлся деканом в Библейской школе Магнолия, г.Косьюско, штат Миссисипи, редактором журнала "Госпел Адвокат".
БИБЛИОГРАФИЯ
Иосиф Флавий, "Иудейские древности".
Иосиф Флавий, "Иудейская война".
Alexander, Archibald (no date), Evidences of Christianity.
Cohen, S. (1962), "Edom," The Interpreter's Dictionary of the Bible, ed. George A. Buttrick, et al. (New York: Abingdon).
Deane, W.J. (1950), "Obadiah," The Pulpit Commentary, ed. H.D.M. Spence and Joseph S. Exell (Grand Rapids, MI: Eerdmans).
Encyclopaedia Britannica (1957), "Petra," (Chicago, IL: Encyclopaedia Britannica, Inc.).
Gaebelein, Frank (no date), "Fulfilled Prophecy as a Potent Argument for the Bible," The Fundamentals.
Higgins, David C. (1960), The Edomites Considered Historically and Prophetically, unpublished Master's Thesis (Dallas Theological Seminary).
Newton, Thomas (1974), Dissertations on the Prophecies, ed. William Durell (New York).
Pfeiffer, Charles F. (1966), The Biblical World (The Grand Rapids, Ml: Baker).
Pritchard, James В., ed. (1950), Ancient Near Eastern Texts (Princeton, NJ: Princeton University Press).
Smith, George (1865), The Book of Prophecy (London: Longmain, Green, Reader and Dyer).
Оглавление
Оглавление
В.С.Ольховский
ПРОБЛЕМА ЗЛА И ТЕОДИЦЕИ
(как она решается в христианстве и других мировоззрениях)