<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Федеральное агентство по образованию
  Омский государственный институт сервиса
  Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
 
 
 
 
 
 
 
 
 В. С. ФЕЩЕНКО
 С. А. КАЦИЕЛЬ
 Н.А. ЛЕВОЧКИНА
 
 ЭКОНОМИКА
 
 Учебное пособие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Омск 2006
 
 УДК 33.01
 Ф 47
 
  Фещенко, В.С.
 Экономика : Учебное пособие / В.С. Фещенко, С.А. Кациель, Н.А. Левочкина. - Омск : Омский государственный институт сервиса, 2006. - 155 с.
 
  Целью данного учебного пособия является анализ теории и практики современной рыночной экономики.
  Пособие содержит 16 лекций по основным разделам экономики: "микроэкономика", "макроэкономика", "переходная экономика".
  Даны вопросы для самопроверки по темам, указана основная и дополнительная литература. Кроме того, в целях ознакомления студентов с новыми терминами, дается словарь основных понятий курса "Экономика", представляются основные экономические формулы, позволяющие их применить при решении практических задач.
  Рекомендуется к использованию студентам по специальностям "Конструирование швейных изделий" (280900), "Сервис" (230700), "Дизайн" (052400), "Социально-культурный сервис и туризм" (230500), "Домоведение" (230600), а также всем тем, кто интересуется вопросами теоретической экономики.
  Предисловие, темы 1-6 подготовила Левочкина Н. А; введение, темы 7-11, библиографический список и алфавитно-предметный указатель - Фещенко В. С., темы 12-16 и заключение - Кациель С.А.
 
 УДК 33.01
 Библиогр.: 30 назв. Табл. 5. Рис. 23
 
 Рецензент:
  доктор экономических наук, проф. Н.П. Реброва
 
 Отв. за выпуск: канд. соц. наук, доцент С.А. Кациель
 
 ? Омский государственный
  институт сервиса, 2006
 
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ . . . . . 9 1.1. Экономика: понятия и основные черты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2. Эволюция экономической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.3. Методы и уровни изучения экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Тема 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 15 2.1. Общественное производство: понятие, сущность, условия организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 15 2.2. Благо в системе общественного производства . . . . . . . . . . . . . 16 Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Тема 3. РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА): ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СПРОСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 20 3.1. Ресурсы: понятие, сущность и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 3.2. Рынки ресурсов общественного производства. Особенности спроса и предложения на них . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 25 Тема 4. РЫНОК: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 33 4.1. Рынок: понятие, сущность, виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 4.2. Рынок: структура и механизм функционирования . . . . . . . . . . 37 Тема 5. КОНКУРЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФОРМЫ. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ . . .
 41 5.1. Конкуренция: сущность и функции в современной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 41 5.2. Типы и формы конкурентной борьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 5.3. Монополизация в экономической системе . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Тема 6. ПРИБЫЛЬ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ . . 47 6.1. Прибыль: понятие, функции и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 6.2. Торговая прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Тема 7. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. НЕРАВЕНСТВО . . . . . . . . . .
 51 7.1. Общее равновесие как результат взаимосвязанных изменений на отдельных рынках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 51 7.2. Благосостояние, критерии его оценки. Распределение доходов. Кривая Лоренца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 54 7.3. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в поддержании доходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 58 РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Тема 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, СТРУКТУРА, РЕЗУЛЬТАТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 62 8.1. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов . . . . . . . . . . . .
 62 8.2. Система национальных счетов. ВВП и способы его измерения . . 67 8.3. Номинальные и реальные величины. Индексы цен. Дефлятор ВВП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 69 Тема 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВНОВЕСИЕ: ИНФЛЯЦИЯ, БЕЗРАБОТИЦА, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 72 9.1. Инфляция: причины, виды, измерение, последствия. Антимонопольная политика государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 72 9.2. Безработица: причины, формы, измерение. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости. Кривая Филлипса. . . . . . . . . . . . . . . .
 76 9.3. Экономические циклы: причины возникновения, характерные черты и периодичность. Длинные волны Н. Д. Кондратьева. .
 80 Тема 10. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ "AD-AS". СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА . . . .
 86 10.1. Совокупный спрос: потребительский и инвестиционный. Неценовые факторы совокупного спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 86 10.2 Совокупное предложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 10.3. Макроэкономическое равновесие: модель "AD-AS". Стабилизационная политика государства: цели и инструменты. . . . . . . .
 90 Тема 11. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 97 11.1. Функция потребления по Кейнсу. Предельная и средняя склонность к потреблению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 97 11.2. Сбережения и инвестиции. Парадокс бережливости. . . . . . . . 100 11.3. Эффективный спрос. "Кейнсианский крест". Мультипликатор. Модель "IS". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 103 Тема 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И НАЛОГИ. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА . . . . . . . . . . . . . . . .
 107 12.1. Государственный бюджет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 12.2. Бюджетный дефицит и государственный долг . . . . . . . . . . . . 108 12.3. Налоги и налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 12.4. Бюджетно-налоговая политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Тема 13. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА . . . . . . . .
 115 13.1. Деньги и их функции. Денежный рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 13.2. Банковская система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 13.3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики . . . . . 121 Тема 14. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ . . . . . . . . . 124 14.1. Экономический рост: сущность, источники, типы . . . . . . . . . 124 14.2. Неоклассические и кейнсианские модели экономического роста. "Золотое правило накопления" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 127 14.3. Государственное регулирование экономического роста . . . . 130 Тема 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 15.1. Роль международной торговли в мировой экономике . . . . . . 131 15.2. Платежный баланс страны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 15.3. Основы торговли валютой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА . . . . . . . . . . . . . . . 138 Тема 16. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 138 16.1. Причины и модели трансформации экономической системы . . 138 16.2. Либерализация цен. Приватизация. Теневая экономика . . . . 140 16.3. Формирование рыночной инфраструктуры хозяйствования . . . 145 16.4. Структурная перестройка экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Алфавитно-предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
  Одной из главных тенденций настоящего времени является повышение уровня требований, предъявляемых к качеству экономического образования. Как недавно заметил Президент РФ, экономическое образование должно базироваться на интеграции научно-теоретических знаний и практического опыта профессионалов. В этой связи на всех факультетах и специальностях Омского государственного института сервиса (ОГИС) без исключения студенты младших курсов получают соответствующую подготовку по дисциплине "Экономика".
  "Экономика" - одна из наиболее сложных и вместе с тем интересных дисциплин, поскольку предполагает изучение не только теоретических, но и практических проблем развития национальной, мировой, региональной экономики, тем более, что на данной основе формируется экономическая политика и функционирование субъектов экономики (от государства до предприятия и фирмы), а так же от этого зависит уровень жизни отдельного человека, общества в целом.
  Целью данного учебного пособия является оказание помощи студентам в изучении важнейших категорий, учений, идей экономической науки. Авторы учебного пособия представили в краткой систематизированной форме материал по базовым экономическим проблемам науки и способам, методам их анализа. Материал учебного пособия изложен в соответствии с федеральным стандартом и примерной программой по курсу "Экономика", утвержденной Министерством образования и науки РФ.
  При подготовке учебного пособия использовались источники приведенные в библиографическом списке, которые также могут быть рекомендованы в качестве дополнительной литературы для подготовке к семинарским занятиям, экзаменам и зачетам. В данной работе приведено значительное количество графиков, статических данных и схем, имеется алфавитно- предметный указатель.
  При изучении дисциплины, подготовки докладов и рефератов несомненный интерес представляют периодические издания: журналы "Вопросы статистики", "Мировая экономика и международные отношения", "Общество и экономика", "Вопросы экономики", "Российский экономист", "Коммерсант", "Деньги и кредит", "Экономист", "Финансы", "ЭКО", "Эксперт"; Аналитические обозрения центра комплексных исследований и маркетинга, серия "Экономика"; Вестник Московского Университета, серия "Экономика"; газеты "Российская газета", "Экономика и жизнь", "Коммерсант - Дейли". Источники в Интернете: http// www.cbr.ru; http// www.minfin.ru; http// www.gks.ru; http// www.worldbank.ru.
  Кроме того, издано: Левочкина Н.А., Фещенко В.С. Экономика : методические указания к семинарским занятиям. - Омск : ОГИС, 2004. - 32 с.
 Учебное пособие по курсу "Экономика" рассчитано на студентов неэкономических специальностей всех форм обучения ОГИС.
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  В качестве непременного условия подготовки специалиста для работы в условиях современной рыночной среды с ее высоким динамизмом, ускоряющейся изменчивостью, возрастающей напряженностью конкурентной борьбы является внимательное, углубительное, заинтересованное изучение основ рыночной экономики, представленных в учебном курсе "Экономика". Умение ориентироваться в своем секторе рынка, оперативно реагировать на изменение поведения потребителей, конкурентов, своевременно адаптироваться к технологическим инновациям становится обязательным компонентом профессиональных качеств и навыков специалиста любого профиля.
  С переходом к рынку значительно усложнились экономическая реальность России, решается вопрос о ее вступлении в ВТО, что требует нового уровня адаптации всех субъектов экономических отношений к международной конкуренции, более широкого участия в международном разделении труда. Существенно расширилась предметная область экономических знаний; теперь в структуре учебного курса есть теории, характеризующие явления микро- и макроуровней, равновесные и неравновесные состояния, инерционные и эволюционные процессы.
  Присущая современному миру универсальность принципов, подходов, инструментов изучения и регулирования экономики, международная стандартизация в системе измерения, учета и отчетности, формирование единообразных понятий, категорий, экономических законов создает единый, понятный и воспринимаемый всеми многочисленными агентами современного экономического пространства международный экономический язык равностороннего общения, формулирует новые универсальные модели экономического поведения.
  В ходе изучения экономики используются изложенные в настоящем пособии методы функционального, системного, предельного анализа, широкого применяются графики. Графики позволяют визуально наблюдать зависимости и динамику отдельных процессов (рост спроса, предложения, ВВП и др.), которые в реальной действительности не поддаются непосредственному визуальному наблюдению. Адаптированные для неэкономических специальностей формулы дают возможность студентам количественно измерять рассматриваемые процессы, зависимости, влияние различных факторов, приобретая тем самым общие навыки экономического анализа. После изучения экономики студенты должны не только знать содержание основных экономических категорий, но иметь комплексное представление о механизме функционирования современных экономических систем.
 Структура учебного пособия включает разделы: I - Введение; II - Микроэкономика; III -Макроэкономика; IV - Переходная экономика. Раздел I. ВВЕДЕНИЕ
 
 Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
 
 1.1. Экономика: понятия и основные черты
 
  На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике.
  Прежде всего, экономика - слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "Домоводство" (от греч. oikos - дом, хозяйство; nomos - учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства и тем самым ввели термин в научный оборот, сделали его общеупотребительным.
  Сегодня термин "экономика" используется чаще всего в трех основных значениях. Так называют:
  1. Все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).
  2. Совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производственных сил.
  3. Науку (научную дисциплину), которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязи и процессов объективного мира. В центре внимания - проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
  В экономической литературе нередко как равнозначные используются термины "экономика" и "хозяйство". В связи с этим правомерно задаться вопросом о том, являются ли они синонимами. В современной интерпретации принято считать, что именно производственная и хозяйственная деятельность людей составляет содержание экономики. Отсюда следует, что экономическая теория изучает производственную (хозяйственную) деятельность людей в различных исторических условиях.
  Действительно, хозяйственная деятельность существовала и в первобытном, и в рабовладельческом обществе, однако экономики в собственном смысле слова там не было: производство необходимых людям благ было основано на тех методах, которые как раз принято называть внеэкономическими (на насилии, на принуждении). Поэтому, строго говоря, экономика - это синоним не термина "производство" или "хозяйство", а синоним категории "рыночное хозяйство".
  Часто встречающиеся выражения "экономика первобытного строя", "феодальная экономика", "экономика военного коммунизма" основаны на отождествлении понятий "производство" (хозяйственная жизнь) и "экономика". В современном языке эти словосочетания стали привычными и не вызывают сомнений в их правомерности. Однако все-таки следует учитывать, что не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах и методах организации. Вместе с тем поскольку рынок и рыночная форма организации хозяйственной деятельности сегодня преобладают и стали всеобщим достоянием современной цивилизации, то отмеченное смысловое несоответствие терминов "экономика" и "хозяйство" постепенно снимается.
  Смысл хозяйственной деятельности в любом обществе состоит в том, чтобы постоянно создавать (производить) такие блага, которые необходимы людям, удовлетворяют их потребности. Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в затратах энергии, ресурсов и т.д., а с другой - в соответствующем восполнении затраченных усилий. При этом каждый субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем постоянного сопоставления затрат и выгод. Постепенно эту деятельность людей стали называть экономической, или коротко, экономикой.
  Характеризуя содержание и специфику хозяйственной деятельности людей, можно выделить следующие ее черты.
  •Во-первых, люди и общество не могут не могут существовать вне связи с первичной природой, которую они используют в процессе своей жизнедеятельности. Как правило, ее необходимо преобразовать, изменить, привести в состояние, пригодное к употреблению, в соответствии со своими потребностями.
  •Во-вторых, человеческое общество, являясь частью природы, в то же время функционирует относительно самостоятельно, по своим - общественным - законам. В конечном счете, хозяйственная деятельность отдельных людей, и групп их общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке (среде).
  Экономика как наука (экономическая теория) призвана дать системное (научное) изложение экономической (хозяйственной) деятельности людей посредствам экономических категорий, законов, закономерностей, представленное в форме определенных концепций (теорий). Практическая ценность экономической теории состоит в том, что знание, которое она дает, ведет к приведению, а привидение - к действию.
  Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.
  Экономика по праву считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общества в процессе добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись частью мировоззрения людей вообще.
 
 1.2. Эволюция экономической науки
 
  В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов. На смену донаучному периоду в XVI-XVII вв. пришла первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства, и наступил новый период, когда можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке. В последующие три столетия в экономической науке оформились самостоятельные течения и научные школы, направления: меркантилизм, классическая буржуазная политическая экономия, пролетарская политэкономия, школа физиократов, марксистская политэкономия, австрийская школа, неклассическое, институциональное направление, кейнсианство, неоконсерватизм и др.
  Экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования. Любая наука должна иметь свой предмет (то, что исследуется) и метод исследования (то, как исследуется). Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития.
  В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа:
  •экономия - как набор знаний по организации (ведению) хозяйства;
  •политическая экономия - как отображение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
  •экономика - как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений; в центре внимания - проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
  В ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета.
  Многие из предметов не являются взаимоисключающими, конкурируют и детализируют уровнями и направлениями исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия: от экономии - к политической экономии, от политической экономии - к экономике.
  Например, с точки зрения экономики предметом науки является поиск эффективного исследования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей.
  Вывод: В целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, экономическая теория - это наука, изучающая поведение людей с позиции соотношения между целями и ограниченными средствами (ресурсами) для их достижения, которые могут иметь различное (альтернативное) употребление.
 
  1.3. Методы и уровни экономической науки
 
  Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология - это наука о методах и принципах познания действительности. В методологии экономической теории выделяют много различных подходов, в том числе субъективистический, диалектико-материалистический и др.
  В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы. К первой группе относят два противоположных всеобщих метода - метафизический, диалектический. Ко второй относят: метод научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции, качественного и количественного анализа, системного метода и других.
  В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирования), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.
  Экономика - сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.
  1. Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребностей и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.
  2. Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, анализирует макроэкономические пропорции и их регулирование.
  3. Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно), предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т. д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т. п.) разрезе.
  4. Мегаэкономика, или супермакроэкономика (мировая экономика) исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).
  При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. Соответственно, различают позитивную и нормативную экономику. Если позитивная экономика изучает явления так, как они есть (или то, что есть в действительности, фактическое состояние дел), то нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть. Пример позитивного (фактического) утверждения: "Если курс национальной валюты снизится, то это будет способствовать росту экспорта". Пример нормативного (оценочного) утверждения: "Стипендии студентов не должны быть ниже уровня прожиточного минимума".
  В экономике, как и в других сферах жизни общества, проявляются определенные объективные связи, принципы, зависимости и закономерности, которые выявляет экономическая теория. Любая теория (в том числе экономическая) есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира.
  Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитатель. Экономическая теория тесно связана с экономической практикой. С одной стороны, экономическая теория призвана дать анализ реальной практической экономики - экономической деятельности людей, их хозяйствования и теоретического отражения его в системе экономических категорий. С другой стороны, развитие экономики, производства невозможно без внедрения экономических новаций, достижений экономической науки. Экономическая теория воздействует на экономику через практику:
 
  Вывод по теме: С одной стороны, экономическая теория на основе сбора фактов устанавливает экономические принципы, то есть делает обобщения, выводы о реальном поведении экономических субъектов (познавательная функция). С другой стороны, теоретическое осмысление реальной действительности позволяет разработать рекомендации для формирования соответствующей экономической политики, чтобы затем корректировать практику в соответствии с выработанными экономическими принципами и прогнозами (практическая функция)(рис. 1).
  Рис.1. Взаимосвязь экономической теории и практики
 
  Вопросы и задания для самопроверки
 1) Что включает в себя понятие "экономика"?
 2) В чем заключается специфика хозяйственной деятельности людей?
 3) Перечислите основные этапы в развитии экономической мысли общества?
 4) Охарактеризуйте основные методологические подходы в определении предмета и объекта экономической науки?
 5) Какие методы изучения явлений и процессов используются в экономической науке?
 6) Какие функции выполняет экономическая наука в обществе?
 7) В чем заключается отличие между нормативным и позитивным анализом экономических явлений?
 8) В чем проявляется связь между экономической теорией и практикой?
 [2; 3; 9; 17, гл.1; 21, гл.1,2; 20, гл. 1; 24, гл. 1,2.]
 
 
 Тема 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
 И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА
 
 2.1. Общественное производство: понятие, сущность,
  условия организации
 
  В ходе эволюционного развития экономической науки было доказано, что основой жизни человеческого общества является производство. В самом общем виде производство определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование предметов природы в соответствии с их потребностями. Результатом процесса производства является создание материальных и нематериальных благ, выступающих средством удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
  Потребности людей и производство взаимно влияют друг на друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностей. Он устанавливает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития производства и культуры. Считается, что быстрее всего насыщаются физиологические потребности, а потребности высших уровней являются, по сути, безграничными.
  Существует три варианта соотношения потребностей и производства:
  • регрессивный (имеет место в случае упадка в экономике, свертывание потребления, ограничение потребностей);
  • застойный (медленные изменения в структуре производства, незначительное расширение потребностей);
  • прогрессивный (количественный и качественный рост производства, постоянный рост уровня потребления и потребностей).
  Таким образом, первым условием организации общественного производства является наличие потребностей, которые являются побудительным фактором. Однако наличие потребностей недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы.
 
  2.2. Благо в системе общественного производства
 
  Универсальной (общей) категорией, которая как бы связывала в едином процессе безграничность потребностей и ограниченность ресурсов является благо. С одной стороны, благо выступает как средство удовлетворения потребностей. С другой стороны, благо является результатом производительного использования (применения в производстве) ресурсов.
  Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя. Примером благ могут быть: продукты питания, предметы потребления, явления или процессы в природе. Выделяют и другую особую категорию блага со знаком "минус". Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить что они считают вредным. Примером антиблага являются: выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы, магнитные бури, снежные заносы и т.д.
  Однако очень часто людям приходиться выбирать не среди благ, а среди антиблаг ("из двух зол выбирают меньшее"). Именно так приходиться поступать в нашей стране людям при выборе чего-либо. Кроме того, что один человек считает благом, то для другого можно считать антиблагом.
  В современном отечественном хозяйстве классификатор продукции насчитывал около 20 млн. наименований. Поэтому блага целесообразно классифицировать по разным критериям ( рис. 2):
 
 
 Рис. 2. Классификация благ.
 
  Деятельность экономических субъектов, предпринимаемая ими для реализации своих целей, предполагает принятие им определенных решений и их последующее исполнение. При этом экономическое поведение учитывает два взаимосвязанных ключевых ограничения экономики: экономические блага редки, а ресурсы ограничены. Поэтому общество должно использовать свои ресурсы эффективно с тем, чтобы максимально удовлетворить свои безграничные потребности. Это объективно порождает проблему выбора.
  Проблема выбора означает наличие множества допустимых решений, между которыми нужно делать выбор. Стремление найти лучшее решение является выражением принципа рациональности, или рационального поведения. Различают полную и ограниченную рациональность. Относительно потребления основополагающий принцип экономики - принцип оптимизации - заключается в том, что люди стремятся выбирать наилучшие структуры потребления из числа тех, которые могут себе позволить. Результатом выбора является некий компромиссный вариант. Иллюстрацией ситуации выбора на микроэкономическом уровне является компромисс индивида между потреблением и досугом, на макроэкономическом уровне - компромисс общества между эффективностью и справедливостью (в частном случае - равенством).
  Ситуация выбора индивида между потреблением и досугом имеет графическую интерпретацию. Она определяется двумя факторами: структурой предпочтений индивида, бюджетным ограничением. Структуру предпочтений отражает множество кривых безразличия (рис. 3). Кривая безразличия отражает все комбинации выбора; кривых безразличия может быть бесконечно много. Каждой из них соответствует тот или иной уровень полезности. Чем больше смещение кривой от начала координат, тем выше этот уровень (U1< U2 < U3 и т.д.)
 
  Потребление
 Е
 
 
 
 
 
 
 
  U3
  U2
  U1 Досуг
 Рис. 3. Карта безразличия
 
  Поэтому человек будет выбирать из доступных ему комбинаций дохода и досуга, ту которая лежит на наиболее удаленной от начала координат кривой. Каждый человек выбирает из доступных ему альтернативных комбинаций дохода и досуга, отражаемых кривыми безразличия, ту, которая приносит максимальный уровень полезности. Эта альтернатива легко выясняется путем совмещения множества субъективных предпочтений, отраженных кривыми безразличия, и объективной реальной информации, носителем которой является линия бюджетного ограничения (на рис. 3. линия бюджетного ограничения представлена прямой Е).
  Центральной категорией субъективной мотивировки экономического поведения индивидов является "полезность". Полезность понимается как субъективная оценка, которую дает каждый индивид роли определенного блага в удовлетворении своих потребностей. Ценность блага выражается в понимании конкретным человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.
  Человек ранжирует свои потребности в порядке понижения степени их важности и стремится их имеющимися в его распоряжении количеством благ. Ценность каждого из благ будет зависеть от двух факторов: 1) от важности удовлетворения потребности; 2) от степени ее насыщения.
  В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности благ (величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения). Этот тезис известен как первый закон Госсена. Второй закон Госсена гласит, что интегральная полезность комбинации благ максимальна тогда, когда последние порции потребленных различных благ имеют одинаковую полезность. Для измерения величины ценности используются первый и второй законы Госсена.
  Ценность (стоимость) определяется предельной полезностью, то есть субъективной полезностью последней единицы запаса, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
  Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю. Такое благо будет неэкономическим (или свободным) благом. Наоборот, если совокупная полезность всего количества блага не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, и это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость). Таким образом, надо разграничивать совокупную полезность (т.е. полезность последней единицы из этого запаса). Поэтому чем больше благ (товаров), то есть чем менее они редки, тем меньше их полезность для покупателя и ниже стоимость.
  Вывод по теме: В теории предельной полезности ценность товара выводится из субъективной оценки их полезности и редкости, причем ценность товара и в конечном итоге его рыночная цена определяются именно предельной полезностью, вытекающей из закона убывающей полезности благ.
 
  Вопросы и задания для самопроверки
 1) Перечислите условия функционирования общественного производства.
 2) Чем ресурсы отличаются от факторов производства?
 3) Какую роль в обществе и экономике выполняют блага?
 4) Какие блага не являются субститутами? Приведите примеры.
 [5; 8; 10, гл.5; 17, гл.9.; 21,гл. 3.]
 
 Раздел I I. МИКРОЭКОНОМИКА
 Тема 3. РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА): ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СПРОСА
 
  3.1. Ресурсы: понятие, сущность и виды
 
  В самом общем понимании ресурсы (от франц. resource- вспомогательное средство) - это денежные средства, ценности, запасы, Возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы - все то, что необходимо для процесса производства.
  Следует отметить, что наряду с понятием "ресурсы производства" в экономической литературе часто как синоним используется понятие "факторы производства". Фактор (от лат. factor- делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его или отдельные его черты.
  На самом деле, между ними есть общее - то, что ресурсы, и факторы являются одними и теми же природными и социальными силами, при помощи которых осуществляется производство. Различие между ними заключается в том, что к ресурсам относят те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам относят уже реально вовлеченные в этот процесс ресурсы. Исходя из этого, понятие "ресурсы" шире, чем "факторы производства".
  На сегодня в западной экономической теории принято разделять факторы производства на три группы.
  1. Земля как фактор производства является естественным ресурсом и включает все используемые в производственном процессе дарованные природой блага (земля, вода, полезные ископаемые и т. д.).
  2. Капитал - все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Такой подход к этой категории синтезирует точки зрения западных экономистов на капитал (например, А. Смит трактовал капитал как накопленный труд, Д. Рикардо - как средства производства, Дж. Робинсон считала капиталом денежные средства). В марксистской политической экономии капитал понимался иначе - прежде всего как стоимость, приносящая прибавочную стоимость ("самовозрастающая стоимость").
  3. Труд - целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Строго говоря, фактор "труд" включает в себя и предпринимательские способности. Их иногда рассматривают как отдельный фактор производства. Дело в том, что земля, труд и капитал сами по себе ничего создать не могут, пока они не объединены в определенной пропорции предпринимателем, организатором производства. Именно по этой причине деятельность предпринимателей, их способности (предприимчивость) часто рассматриваются в качестве самостоятельного фактора производства.
  Помимо этих трех основных ресурсов на уровне общества часто принимаются во внимание такие факторы, как общая культура, различающаяся от общества к обществу; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности; правовая культура.
  Все более весомую роль в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития общества играет такой фактор, как информация.
  Информационные ресурсы - это ресурсы в виде научной, научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания (производства) экономических благ.
  В современной российской экономической литературе ресурсы обычно делят на четыре группы:
  1) природные ресурсы- потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества природы;
  2) материальные ресурсы - все созданные человеком (т. е. рукотворные) средства производства, которые сами являются результатом производства;
  3) трудовые (людские) ресурсы - население в трудоспособном возрасте способное к труду;
  4) финансовые (иначе инвестиционные, или денежные) ресурсы - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию или развитие (расширение) производства.
  Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной технологии, а затем от нее - к постиндустриальной технологии. На первом этапе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, на втором этапе - материальным, в постиндустриальном обществе - интеллектуальным и информационным ресурсам.
  В самом широком смысле ресурсы, в экономике - это запасы и реальные потоки всех видов используемых в общественном производстве технологических факторов на входах в данный блок-преобразователь, совместно обеспечивающие полученные на его выходе заданного результата - продукта. К ним относятся не только основные и оборотные производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, необходимые для организации процесса, в том числе технологическая информация. Продукты одного блока могут выступать в качестве ресурса для другого звена экономической системы в цепи технологических преобразований.
  Когда в понятие ресурсов включают и их потенциальные запасы в системе в целом, часто говорят о ресурсном потенциале (например, по отдельным видам, или группам ресурсов - производственный потенциал, научный потенциал и т.п.).
  В более узкой трактовке понятие ресурсов охватывает лишь подлежащие последующему преобразованию материальные (вещественные и энергетические) потоки средств производства и потоки труда на входах в соответствующий блок-преобразователь.
  Экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы. Умение обходить частные ограничения принципиально ничего не меняет. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.
  В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.
  Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности - это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.
  Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т. е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие - нет.
  Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей (альтернатив). Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.
  Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая форма).
  Для иллюстрации можно воспользоваться следующим классическим, хотя и крайне примитивным примером, который приводит П. Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ - пушки и масло. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции, (см. табл.1):
  Таблица 1.
  Альтернативные возможности производства
 Возможности Пушки, тыс. шт. Масло, млн кг А 15 0 В 14 1 С 12 2 D 9 3 E 5 4 F 0 5 На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации (рис. 4). Экономический смысл трансформаций состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.
 
  Пушки
 15
 
 А
  В
 
  С
 
  D
 

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу