<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  E
 
 
  F 5 Масло Рис. 4 Кривая производственных возможностей
 
  Множество точек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике (А, В, С, D, Е, F ), при которых обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ (граница производственных возможностей).
  В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (при наличии безработицы или неполной загрузке производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой (например, Х), которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов.
  Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей, в точках, расположенных выше линий (например, У), невозможно, т. е. выйти за ее рамки на данном уровне развития производительных сил нельзя.
  На основе анализа кривых трансформации, если они построены для разных стран, можно судить об их производственном потенциале. Здесь следует также заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокой кривой производственных возможностей, который становится возможным в результате применения новых технологий и техники, научных открытий и изобретений.
  По форме графика можно видеть экономические последствия (своего рода "цену") принятия решения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, или вмененные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
  Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, "принести в жертву"), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).
 
 3.2. Рынки ресурсов общественного производства.
 Особенности спроса и предложения на них
 
  Рынки ресурсов (факторов производства), как и всякие другие рынки, характеризуются действием законов спроса и предложения и формированием на этой основе цен. Вместе с тем, они имеют определенную специфику:
  • Во-первых, рынки факторов производства отличаются особым характером товарного оборота, поскольку в качестве объектов купли-продажи (присвоения, распределения, использования) выступают важнейшие группы ресурсов хозяйственной деятельности (земля, природные ископаемые, трудовые ресурсы, информационные ресурсы).
  • Во-вторых, в отличие от рынков конечных товаров, где фирмы являются продавцами, а потребители - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала, в его различных формах - денежной, производительной, в форме ссудного или фиктивного капитала.
  • В-третьих, принимая во внимание значимость рынка ресурсов (факторов производства), нужно учитывать, что их движение объективно предполагает осуществление определенной экономической политики, выработки регулирующих мер со стороны государства.
  • В-четвертых, абстрагируясь от особенностей классификационных подходов к дифференциации ресурсов (факторов производства), следует заметить, что они обладают свойством взаимозаменяемости. Это означает, что производство одного и того же товара возможно при использовании различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях, т.е. существуют несколько технологий, из множества которых должна быть выбрана оптимальная. В силу этого выбирается такая технология производства, при которой дефицитный или сравнительно дорогой фактор производства используется в меньшей степени (например, строительство высотных зданий при ограниченности свободных земельных участков и т.п.).
  Наряду с отмеченными характерными чертами рынков ресурсов
 (факторов производства), следует выделять особенности их предложения и спроса.
  В числе характерных особенностей формирования спроса на факторы производства можно выделить:
  1. Вторичный (производный) характер по сравнению со спросом на конечные товары и услуги. Он объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает только тогда, когда с их помощью можно произвести пользующиеся спросом конечные потребительские блага (товары и услуги).
  2. Взаимозависимость спроса на факторы производства: объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит не только от уровня цен на каждый из них, но и от уровня цен на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. При прочих равных условиях изменение цен на один из факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства (например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу).
  Наряду с особенностями спроса можно определить специфику предложения факторов производства:
  1. Ограниченность и редкость ресурсов производства (прежде всего таких как земля, труд, невозобновимые природные ископаемые) является лимитирующим фактором. Люди вынуждены отслеживать количественные и качественные показатели обеспеченности каждым ресурсом в целях прогнозирования и оптимизации их использования.
  2. Зависимость предложения каждого из факторов производства от их специфики как экономического блага. Суть состоит в том, что каждый фактор имеет разные возможности его вовлечения в производственную деятельность с целью получения дохода. Предложение каждого фактора производства имеет разную эластичность (в частности, чаще всего неэластично предложение земли, поскольку ее размеры фиксированы, альтернативного заменяющего ресурса не существует, т. е. она представляет собой уникальное невоспроизводимое экономическое благо). В результате возможности и результативность использования каждого из факторов в производственном процессе увязывается с их специфическими особенностями.
  Рассматривая проблему структурирования рынка ресурсов (факторов производства), нужно учитывать то, что в экономической науке сложилось несколько различных подходов в выделении факторов производства и их классификации на отдельные группы. Соответственно, по-разному оценивалась их роль в функционировании общественного производства, их вклад в создание общественного продукта и принципы ценообразования и распределения полученного дохода.
  Так, в классической буржуазной политической экономии выделяются три фактора производства - труд, капитал и земля. Особое внимание при этом уделялось изучению их роли в создании стоимости продукта, а также связи затрат факторов производства с создаваемым продуктом, т. е. их производительности. Такой подход наиболее ярко представлен у А.Смита.
  В западной экономической традиции сложилось выделение четырех факторов производства (земля, капитал, труд, предпринимательская деятельность). В современной российской экономической литературе также выделяются как самостоятельные факторы природные ресурсы, труд (в другой интерпретации - рабочая сила), капитал, предпринимательские способности.
  Современный подход свободен от идеологических воззрений и отличается гибкостью. Так, различают первичные факторы производства, существующие независимо от экономической системы, - природные ресурсы (земля) и труд - и вторичные факторы, производимые в экономической системе взаимодействием труда и земли - капитал. Существует разделение факторов производства на материальные (капитал и земля) и нематериальные (труд). Следует отметить, что иногда факторы производства рассматриваются не столько как ресурсы, сколько как параметры, оказывающие влияние на производство. Такой подход позволяет существенно расширить список факторов производства, дополнительно включив в него организацию, технологию, информацию, НТП и т.д.
  Конкретизация подходов к классификации ресурсов (факторов) производства имеет значение при классификации их рынка. Обычно принято выделять рынок труда, рынок капитала, рынок земли. Впрочем, в зависимости от степени детализации в структуре рынка ресурсов (факторов) Производства можно также выделять рынки недвижимости, орудии труда, сырья, материалов, энергетических ресурсов полезных ископаемых и т.д.
  Рассматривая труд как фактор производства, следует учитывать различие в экономическом содержании категорий "труд" и "рабочая сила". Сразу нужно заметить, что до К. Маркса считалось, что объектом купли-продажи на рынке ресурсов (факторов производства) является труд, но К. Маркс показал, что труд - это процесс, т. е. на самом деле продается не труд, а способность к нему, т. е. рабочая сила. Таким образом, рабочая сила становится товаром, специфика которого в том, что он обладает уникальной потребительной стоимостью - способностью создавать стоимость большую, чем его собственная стоимость. Именно на этой основе обеспечивается возрастание стоимости. С этих позиций К. Маркс обосновал теорию прибавочной стоимости.
  Как результат функционирования производства К. Маркс рассматривает показатель совокупного общественного продукта (СОП), который анализируется с двух позиций:
  1. По натурально-вещественной форме СОП состоит из средств производства (используются для возмещения всех израсходованных средств производства) и предметов потребления (используются для удовлетворения личных потребностей рабочих и капиталистов).
  2. По стоимости СОП распадается на три части: постоянный капитал (с) - стоимость израсходованных средств производства, перенесенную конкретным трудом рабочих на вновь созданный товар; переменный капитал (v) - эквивалент стоимости рабочей силы; прибавочную стоимость (m) - создается сверх эквивалента стоимости рабочей силы.
  Согласно марксистскому подходу стоимость рабочей силы, выраженная в деньгах, есть цена рабочей силы. Внешне она выступает в форме заработной платы - как цена труда, т. е. выплата определенной суммы денежных средств за труд.
  В современной экономической теории труд однозначно считается фактором производства, а заработная плата - ценой использования труда работника. Сегодня термин "заработная плата" используется в двух значениях:
  1. В широком смысле слова к заработной плате относят оплату труда самых различных работников:
  - собственно рабочих разных профессий, "голубых и белых воротничков";
  - специалистов высокой квалификации (врачей, преподавателей и т. д.);
  - владельцев мелких предприятий, торговцев, парикмахеров и т.п.
  2. В узком смысле слова под заработной платой понимают ставку заработной платы, т. е. цену, выплачиваемую за использование единицы труда в течение определенного времени (часа, дня и т. д.). При таком подходе можно различить собственно заработок и заработную плату. Конкретные ставки заработной платы определяются соотношением спроса и предложения на рынке труда (иногда говорят - рынке рабочей силы).
  С одной стороны, чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число согласятся нанять работодатели при прочих равных условиях (закон спроса). С другой стороны, чем выше предлагаемая работодателями за выполнение определенного вида работ плата, тем большее число людей готовы заниматься такого вида работами (закон предложения). На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы - та заработная плата, при которой количество людей, готовых заниматься определенной работой, и имеющиеся для них рабочие места совпадают.
  В реальности (на несовершенном рынке), когда на уровень заработной платы влияют политика монополий, профсоюзов, возможно отклонение заработной платы от равновесной цены. В целях создания дополнительных стимулов разрабатываются различные формы и системы заработной платы.
  Существует множество определений понятия "капитал", между которыми нет принципиальных различий. Капитал определяют как "самовозрастающую стоимость", "движение", "общественное отношение", "средства производства", "деньги", "знания", "время". В целом можно сделать вывод, что в конкретных определениях (трактовках) нередко делается акцент (упор) на ту или иную сторону или аспект этого многогранного понятия. Вместе с этим обычно подчеркивается, что капитал - это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ. В целом капитал можно определить как элемент (фактор) производства, выступающий в многообразных формах. В этом контексте капитал - это различные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. В самом широком смысле капитал можно определить как все то, что способно приносить доход.
  В научном (политэкономическом) смысле следует видеть различие между деньгами как деньгами и деньгами как капиталом. Деньги становятся капиталом лишь тогда, когда они пускаются в оборот для наживы (извлечения дохода), т. е. для получения суммы большей, чем первоначально вложенная. Согласно теории К. Маркса главным условием превращения денег в капитал является возможность для их владельца найти на рынке такой товар, который способен создавать новую стоимость, притом большую, чем он сам имеет. Единственным товаром такого вида может быть лишь рабочая сила, поскольку только она создает новую стоимость.
  Следовательно, превращение денег в капитал и само его возникновение неразрывно связаны с превращением рабочей силы в товар, в предмет купли-продажи. В свою очередь, превращению рабочей силы в товар способствовали два исторических процесса - освобождение людей труда от рабской и крепостной зависимости (появление личной свободы и возможности продавать свою способность к труду) и "освобождение" их от собственности на средства производства.
  Всякий капитал, вкладываемый в производство, начинает свое движение в денежной форме. Денежный капитал (Д) авансируется капиталистом на приобретение средств производства (С. п.) и рабочей силы (Р. с.), которые, соединяясь в процессе производства (П), продолжают взаимодействовать вплоть до выпуска товара (Т'), в котором содержится прибавочная стоимость. Реализуя товар, капиталист получает его стоимость в денежной форме. Тем самым, первоначально авансированная сумма капитала возвращается к своему владельцу, но уже возросшей на величину прибавочной стоимости.
  Движение капитала, охватывающее последовательно его авансирование, применение в производстве, реализация произведенного товара и возвращение капитала к исходной форме, образует его кругооборот. Кругооборот капитала выражается следующей формулой:
 Д - Т < Р.с. ... П ... Т' - Д' С.п. Кругооборот капитала включает три стадии:
  1. На 1-й стадии капитал из денежной формы переходит в форму средств производства и рабочей силы (т.е. приобретаются факторы производства).
  2. На 2-й стадии осуществляется непосредственно процесс капиталистического производства (т.е. происходит производительное потребление приобретенных средств производства и рабочей силы).
  3. На 3-й стадии происходит продажа товаров капиталистами, в результате чего реализуется стоимость и прибавочная стоимость.
  На каждой стадии капитал принимает определенную функциональную форму: на 1-й стадии он выступает как денежный, на 2-й - как производительный; на 3-й - как товарный. Чтобы движение было непрерывным, определенные части капитала должны одновременно находиться в каждом их трех форм и проходить три стадии. Капитал, который одновременно существует в трех функциональных формах и последовательно проходит в своем кругообороте три указанные стадии, называется промышленным капиталом. Только в единстве всех трех форм кругооборота обуславливается непрерывность движения капитала, единство процесса и единство процесса обращения.
  Деление капитала на основной и оборотный отличается от деления капитала на постоянный и переменный. Деление капитала на основной и оборотный определяется различиями оборота его основных частей. Деление же капитала на постоянный и переменный обусловлено их неодинаковой ролью в процессе создания стоимости и прибавочной стоимости. Деление капитала на основной и оборотный присуще только производительному капиталу. Товарный и денежный капиталы представляют капитал обращения.
  На рынках факторов производства земля и все природные ресурсы включены в систему общественного производства как ресурсы, не имеющие альтернатив взаимозамещения во многих сферах хозяйствования.
  Особенности земли как фактора производства определяются следующими обстоятельствами:
  • ограниченностью предложения земли;
  • немобильностью;
  • существенным различием качественных характеристик (природным плодородием и расположением);
  • сильной зависимостью от природно-климатических факторов.
  Как и другие факторы производства, земля приносит своему собственнику доход. Отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли как фактора производства называются рентными.
  В самом общем понимании, экономическая рента - это плата за ресурс, предложение которого ограничено.
  Земельная рента - это частный случай экономической ренты. Земельная рента представляет собой плату за предоставляемое собственником право пользования земельным участком. Земельная рента существует в двух основных формах: дифференциальной и абсолютной.
  В реальной хозяйственной практике вместо понятия "рента" чаще всего используется понятие "арендная плата" - сумма, уплачиваемая собственнику земли ее арендатором (иногда эти два понятия используются как синонимы).
  Рента - это только часть суммы, которую арендатор платит земельному собственнику. Кроме ренты земельная аренда включает в себя амортизацию на вложенный капитал (постройки и сооружения, улучшение плодородия, процент на капитал и т.п.). Таким образом, если собственник делает вложения капитала, ему обязаны возместить это вложение с учетом процента.
  В итоге арендная плата за землю включает в себя:
  1) ренту (определяется равновесием спроса и предложения);
  2) амортизацию вложений капитала собственнику.
  Принцип установления ренты или арендной платы как уравновешивающей цены таков же, как и в случае других факторов производства.
  В отличие от "прокатной" цены земли - арендной платы, или ренты, - "капитальная" цена, т.е. цена купли-продажи земельных участков, определяется путем капитализации ренты и зависит от двух факторов:
  1) размеров земельной ренты;
  2) ставки ссудного (банковского) процента.
  Владелец определенной денежной суммы может положить ее в банк и получать доход в виде процента или приобрести земельный участок ради той ренты (арендной платы), того постоянного ежегодного дохода, который приносит земля. Следовательно, цена земли должна рассчитываться как дисконтированная стоимость (по аналогии с приобретением любого капитального блага, приносящего регулярный доход).
  В действительности цена земли рассчитывается как дисконтированная стоимость, но с учетом того, что при ее покупке доход в виде арендной платы выплачивается в течение неопределенного продолжительного времени.
  Цена земли является той суммой, за которую землевладелец (собственник земли) готов отказаться не только от прав пользования землей (при передаче в аренду), но и от прав собственности (при продаже). Она определяется по формуле:
  Z = R , r где Z - цена земли; R - годовая рента; r - ставка ссудного (банковского) процента.
 
  Вывод по теме: Цена земли будет расти, если увеличивается размер ренты, и падать, если повышается ставка процента. На практике цена земли зависит от множества других факторов (например, спрос на землю резко возрастает в условиях инфляции).
 
  Вопросы и задания для самопроверки
 1) Как Вы понимаете ресурсы, факторы общественного производства? Есть ли отличия между данными понятиями?
 2) Какие виды классификаций ресурсов Вам известны?
 3) В чем заключается специфика спроса и предложения на факторы производства?
 4) Охарактеризуйте стадии и формы движения капитала в общественном производстве.
 [5; 7; 10, гл. 11,12,13; 21, гл. 3; 24, гл. 11.]
 
 Тема 4. РЫНОК: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ,
 СТРУКТУРА
 
 4.1 Рынок: понятие, сущность, виды
 
  В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.
  Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж. Б. Сэй, У. С. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.
  Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.
  По мере общественного развития понятие "рынок" приобретает более сложное толкование. Например, французский экономист А. Курно под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка - свободу его участников и гибкое ценообразование.
  Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка:
  •Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
  •Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
  Несмотря на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать рынок как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта.
  В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывал на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.
  Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.
  Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок - сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой - рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.
  В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства.
  Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории "рынок".
  При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).
  Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.
  Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
  Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
  Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
  Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют конкретные экономические интересы, которые могут совпадать с интересами других субъектов, а могут им противоречить. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности, фирмы - получить максимальную прибыль, государство - достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам - носителям рыночных отношений.
  Анализируя взаимодействие основных субъектов (экономических агентов), следует иметь в виду, что их отношения не всегда имеют чисто рыночный характер.
  В самом общем виде экономические агенты - это субъекты экономических отношений, принимающие непосредственное участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
  Потребности экономических субъектов (агентов) в обществе могут удовлетворяться различными способами. Для этого используются три основных способа экономической координации, которые основаны на трех эволюционно сложившихся механизмах обмена. Такими обменными механизмами являются:
  • формы обмена на рынках(покупка продуктов на местном рынке);
  • властно-принудительный обмен (поставка
  продукции согласно плановым заданиям в командной экономике);
  • формы взаимного, социально установленного обмена (подарки, обменные отношения в семьях и т.п.)
  В зависимости от того, какой механизм обмена используется хозяйствующим субъектами для удовлетворения своих потребностей, различают рыночные и нерыночные продукты (блага).
  Рыночные продукты (блага) - блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.
  Нерыночные продукты (блага) - блага, торговля которыми невозможна так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за Пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.
  Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь Являются объектами властно-принудительного и взаимного социально установленного обменов.
  В Процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.
  Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с Помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.
  В чистом виде рыночными экономическими агентами являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.
  В наибольшей степени под понятие "нерыночные экономические агенты" подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником так называемой модели государства благоденствия. Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.
  С учетом опыта промышленно развитых стран к Нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином "социальная экономика".
  Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка. Рынок выполняет ряд функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества, а именно: регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, распределительную, информационную, посредническую, санирующую и некоторые другие функции. В целом роль рынка сводится к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения, сбалансированного развития экономики.
 
 4.2. Рынок: структура и механизм функционирования
 
  Современный рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
  Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.
  Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.
  Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков. В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации:
  1. По экономическому назначению объектов:
  а) рынок товаров,
  б) рынок услуг,
  в) рынок ценных бумаг,
  г) рынок валюты,
  д) рынок информации,
  е) рынок ноу-хау,
  ё) другие.
  2. По товарным группам:
  а) рынки товаров производственного назначения,
  б) рынки потребительских товаров,
  в) рынки сырья и материалов,
  г) другие.
  3. По географическому положению:
  а) местные (локальные рынки),
  б) региональные рынки,
  в) национальные рынки,
  г) мировой рынок.
  4. По субъектам или их группам:
  а) рынок покупателей,
  б) рынок продавцов,
  в) рынок госучреждений,
  г) рынок промежуточных продавцов-посредников,
  д) другие.
  5. По степени ограничения конкуренции:
  а) монопольный рынок,
  б) олигопольный рынок,
  в) рынок монополистической конкуренции,
  г) рынок совершенной конкуренции.
  6. По уровню насыщения товарами и услугами:
  а) равновесный рынок,
  б) дефицитный рынок,
  в) избыточный рынок.
  7. По степени зрелости:
  а) неразвитый рынок,
  б) развитый рынок,
  в) формирующийся рынок.
  8. По соответствию законодательств:
  а) легальный рынок,
  б) нелегальный рынок ("черный", "серый").
  9. По характеру продаж:
  а) оптовый рынок,
  б) розничный рынок.
  10. По характеру ассортимента товаров:
  а) замкнутый рынок,
  б) рынок широкого ассортимента,
  в) насыщенный рынок,
  г) смешанный рынок.
  11. По отраслевому признаку:
  а) рынок нефти,
  б) рынок масла,
  в) и т.д.
  Также в рыночной структуре особо выделяют несколько видов рынков: рынки товаров и услуг, рынки факторов производства, финансовые рынки, рынки интеллектуального продукта, рынки рабочей силы. Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительна велика.
  Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование. Впервые термин "инфраструктура" был использован в 1940-е гг. на Западе. Рыночную инфраструктуру определяют по-разному. Наиболее распространенным является определение инфраструктуры как совокупности институтов, систем, служб, предприятий, организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
  Инфраструктура призвана обеспечить Цивилизационный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы (биржи, аукционы, банки, агентства, СМИ, торговые палаты и т.д.) не названы субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.
  К основным функциям инфраструктуры рынка относят:
  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений;
  • облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.
  В целом, рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов обладает преимуществами и недостатками. В настоящее время особенностями современной рыночной экономики можно считать следующее:
  - гибкое, адаптивное производство;
  - целевой функцией является не только прибыль, но и расширение рынка, модификация, повышение качества продукции, снижение затрат;
  - насыщенность товарами и услугами;
  -изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса;
  - государственное регулирование и стимулирование конкуренции:
  - формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих (рабочая акционерная собственность).
 
  Вывод по теме: Таким образом, рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, являются цены, уравновешивающие спрос и предложение.
 
 
  Вопросы и задания для самопроверки
 1) Как рассматривают рынок зарубежные и отечественные исследователи? Что общего и в чем заключаются различия в их взглядах?
 2) Дайте определение понятию "рынок". Какие виды рынков Вы знаете?
 3) Что представляет собой рынок как система экономических отношений?
 4) Представьте схему кругооборота ресурсов, продуктов и доходов субъектов экономики.
 5) Что включает в себя "инфраструктура рынка"? Какие функции в современной экономике она выполняет?
 [3; 10, гл. 5; 13; 21, гл. 4; 24, гл. 4,6.]
 
 Тема 5. КОНКУРЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФОРМЫ.
 ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ
 
 5.1. Конкуренция: сущность и функции в современной экономике
 
  Конкуренция в переводе с латинского языка означает "сталкиваться". В самом общем виде конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция - это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.
  Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греч. слова monos - единственный, один и polio - продаю).
  В XX в. одной из важнейших проблем экономической теории стала проблема соотношения конкуренции и монополизма, которые не следует противопоставлять. Если в XIXв. ученые исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурирует множество независимых продавцов и покупателей, то в XXв. теории монополии и конкуренции были разнообразными. Среди них надо назвать теории сторонников марксизма, в том числе теории Р. Гильфердинга, К. Каутского, В. И. Ленина. Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции. Ее автор австрийский, а затем американский экономист Й. Шумпетер.
  В 1930-е гг. сформировались две новых теории - монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции. Автором первой был американский ученый Э. Чемберлен, второй - Дж. Робинсон. По мнению Дж. Робинсона, конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства крупнейшие компании сказывают существенное влияние на рыночные цены. Таким образом, если до него экономисты анализировали монополию на стороне предложения, то Дж.Робинсон ввел в круг исследований монополию на стороне спроса и назвал ее "монопсонией".
 
 5.2. Типы и формы конкурентной борьбы
 
  Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Благодаря конкуренции оптимально используются достижения НТП, стимулируется деятельность субъектов рыночных отношений, осуществляется контроль товаропроизводителей друг за другом. В то же время конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречия экономических интересов, усиливает экономическую дифференциацию в обществе, побуждает создание монополий. Соответственно противоречиво оценивается и роль монополий в экономике. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно предполагает угрозу конкуренции - внутриотраслевой, межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.
  Следует учесть, что конкуренция и монополизм - это не две разные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.
  В целом же современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.
  Сущность конкуренции проявляется прежде всего в ее следующих функциях, которые выделяются в экономической литературе:
  - обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
  - стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
  - дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);
  - давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  - ликвидация конкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, боле сильными предприятиями, преобразование и т.п.
  - стимулирование снижения цен и повышения качества товаров или услуг.
  В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.
  • Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.
  • Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.
  Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:
  - количество производителей и потребителей на рынке;
  - тип производимой продукции;
  - способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены;
  - барьеры на пути вступления в отрасль;
  - отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
  С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы: конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).
  Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция - довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории, совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.
  Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке, конкретного или единственного покупателя (монопсония). Таким образом, выделяют три модели несовершенной конкуренции - монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
  В заключение отметим, что в экономической литературе можно встретить и другие классификации конкуренции. Так, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую конкуренцию (по цене и качеству). Здесь мы привели наиболее распространенные подходы.
 
 5.3. Монополизация в экономической системе
 
  В современных условиях свободное рыночное соперничество - редкое явление. Например, в западных странах его можно наблюдать на рынке ценных бумаг и на рынке сельскохозяйственной продукции. Монополизация явилась закономерным следствием развития процессов концентрации (т.е. укрепления производства, за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации (т.е. слияние мелких и средних предприятий в единое крупное) промышленного производства под воздействием НТП.
  Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.
  1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:
  1.1. Монополия - объединение предприятий, продающих определенные товары множеству покупателей (т.е. единственный продавец и множество покупателей).
  1.2. Монопсония - хозяйственное объединение предприятий, скупающих какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).
  2. В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:
  2.1. Чистые монополии (монопсонии) - это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствии каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.
  2.2. Абсолютная монополия (монопсония) - формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
  3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений.
  3.1. Естественная монополия - возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т.п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т.п.). В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими.
  3.2. Искусственные монополии - объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имеют несколько форм - случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XIX века. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине XX века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.
  В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах:
  • Патентная система - удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование.
  • Авторские права - закрепляют исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами.
  • Товарные знаки - закрепляют исключительное право владельца товарного знака пользоваться и распоряжаться этим товарным знаком и запрещают его использование другими лицами.
  Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Это послужило мощным импульсом к массовым выступлениям против монополий, что привело к необходимости проведения государством антимонопольной политики и разработки антимонопольного законодательства.
  Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде и США. Среди законов следует отметить закон Шермана (1890 г.), закон Клейтона (1914 г.), закон Робинса-Пэтмэна (1936 г.), закон Селлера-Кефовера (1950 г.) и другие. Все законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции заканчивались наказанием нарушителей законов.
 
  Вывод по теме: Современное процветание монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий - закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.
 
  Вопросы для самопроверки
 1. Что такое "конкуренция"? Какие виды конкуренции Вы знаете?
 2. Как государство осуществляет регулирование недобросовестной конкуренции? Какие законы регулируют данную сферу бизнес сообщества?
 [21, гл. 5; 22, гл. 6; 24, гл. 9,10.]
 Тема 6. ПРИБЫЛЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
 
 6.1. Прибыль: понятие, функции и виды
 
  Конечной целью функционирования товарного производства является получение максимальной прибыли. В этой связи теория прибыли занимает значимое место в работах многих экономистов.
  Как известно, меркантилисты считали, что прибыль возникает в сфере общения, во внешней торговле. Представители школы физиократов особую роль в создании прибыли отводили сельскому хозяйству, где действуют силы природы, благодаря которым создается новая стоимость и формируется "чистый продукт". Например, Ф. Кенэ считал, что в промышленности чистый продукт (излишек вновь созданных продуктов) не возникает, стоимость ровна издержкам, т.е. нет прибыли. Торговая прибыль рассматривалась ими как результат обмана, обсчета (неэквивалентный обмен). Представители английской классической буржуазной политической экономики А. Смит и Д. Рикардо видели источник новой стоимости и прибыли в отраслях материального производства. Особый вклад в исследование прибыли внес К. Маркс. Он рассматривал прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости и показал процесс превращения прибавочной стоимости в прибыль.
  Напомним, что стоимость всякого произведенного товара (W) включает перенесенную стоимость и вновь созданную стоимость:
  W = c + (v + m),
 где с - стоимость потребленных средств производства, перенесенная на вновь создаваемый товар; (v + m) - новая стоимость, созданная затратами живого труда наемных работников и состоящая из эквивалента стоимости рабочей силы (v) и прибавочной стоимости (m).
  В связи с тем что на поверхности экономической жизни одна часть стоимости товара (c + v) принимает форму издержек производства, другая ее часть - прибавочная стоимость (m) - выступает в форме прибыли. Отсюда прибыль есть прибавочная стоимость, выступающая как порождение всего авансированного капитала. Если прибыль обозначить р, издержки производства k, то формула стоимости товара трансформируется: W = k + p, т.е. стоимость товара равна издержкам производства плюс прибыль.
  Таким образом, количественно прибыль представляет собой избыток стоимости товара над издержками его производства. С качественной точки зрения прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Помимо общей величины извлекаемой прибыли капиталиста интересует норма прибыли, показывающая степень возрастания его капитала и характеризующая выгодность, эффективность производства.
  Норма прибыли - это отношение прибыли ко всему авансированному капиталу, выраженное в процентах. Она может быть представлена следующей формулой:
 p'= p x 100 = m x 100 . k c+v Норму прибыли нужно отличать от нормы прибавочной стоимости:
  1. Норма прибыли всегда меньше нормы прибавочной стоимости, поскольку показывает степень возрастания всего капитала (m/(c+v)), тогда как норма прибавочной стоимости - степень возрастания лишь его переменной части (m/v).
  2. Норма прибавочной стоимости рассматривается как показатель степени эксплуатации, тогда как норма прибыли показывает степень выгодности и доходности функционирования предприятия, масштабы самовозрастания капитала.
  В дальнейшем в экономической науке прибыль рассматривали с разных позиций:
  - как результат функционирования производительного капитала (прибыль - один из видов факторных доходов);
  - как вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, премия за риск в ожидании эффекта от его вложения (так называемая теория воздержания);
  - как трудовой доход от предпринимательской деятельности во всех ее видах;
  - как результат существования монополии.
  Таким образом, в экономической литературе нет единства подходов. Несомненным является то, что прибыль выступает движущим мотивом и вместе с тем обобщающим показателем эффективности всякой хозяйственной деятельности. С учетом этого она выполняет две функции:
  1. Распределительная функция состоит в том, что прибыль выполняет задачу распределения ограниченных ресурсов среди альтернативных видов производства. Появление прибыли - сигнал о том, что общество ждет расширения данной конкретной отрасли. Убытки, наоборот, свидетельствуют о желании общества сократить производство той или иной продукции.

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу