<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 r1
 
 
 r2
 
 
 
  y(r)
  I2 I1
 
  I
 
 
  IS1
 
 
 
  IS2
 IS
  I 450
 
 
 
 
 
 
 
  III
  Y=S
  y1 y2 Y
 s1
 
 s2
 
 S(y)
 
 
  II
 
 
 S
 Рис. 20. Равновесие на рынке товаров и услуг. Модель "IS"
 
  Она помогает найти такое значение сбережений, которое равно инвестициям: I1 = S1. В квадранте II представлен график сбережений: S зависит от реального дохода (выпуска, у). Уровню S1 соответствует объем реального дохода У1. И, наконец, в квадранте I можно, зная уровень r1 и У1, найти точку IS1 и др. Через точки IS1 и IS2 можно провести кривую IS как результат взаимодействия между ставкой процента и доходом; чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода (и ЧВП).
  Так кривая IS отражает обратную зависимость между ставкой процента и национальным доходом (или ЧВП) при равновесии на рынках товаров и услуг.
  Кривая IS построена исходя из ряда допущений: доходы, потребление, госзакупки, налоги, формы графика функции инвестиций рассматриваются как постоянные. Изменение какого-либо из этих факторов приведет к смещению кривой IS.
 
 Выводы по теме: Рассматривая использование полученных доходов на потребление и сбережения, обнаруживаем их обратное влияние на величину ЧВП. "Парадокс бережливости" демонстрирует тот факт, что сбережения (изъятия), уменьшая потребление (часть совокупного спроса), при фиксированном уровне инвестиций приводят к сокращению ВВП. Зато расширение расходов, в том числе на инвестиции, стимулирует расширение производства и увеличение ЧВП ("Кейнсианский крест").
 
  Вопросы для самопроверки
 1. Как объяснить, что в длительном периоде автономное потребление отсутствует?
 2. Чем объяснить снижение средней склонности к потреблению по мере роста доходов?
 3. Почему инвестиции следует осуществлять до того момента, когда ставка процента сравняется с ожидаемой нормой чистой прибыли?
 4. Чему равен мультипликатор, если предельная склонность к потреблению равна 0,8 ?
 5. Какова взаимосвязь между сбережениями и инвестициями, ставкой процента и изменением ЧНП?
 [10, гл. 18; 21, гл. 11; 22, гл. 11]
 
 Тема 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И НАЛОГИ.
 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
 
 12.1. Государственный бюджет
 
  Финансы - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).
  Звеньями финансовой системы являются: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
  В общем виде выделяются финансы хозяйственных субъектов, финансы населения и государства. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет (план доходов и расходов государства). Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВВП.
  Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания госаппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
  Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете отражается структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению; военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.
  Доходы госбюджета состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов (фонд социального страхования, строительство дорог, охрана окружающей среды, переподготовка рабочей силы и многое другое).
  В целом представление о государственном бюджете может быть получено из следующего варианта схемы российского бюджета на 1996 г. (табл. 2).
 
 12.2. Бюджетный дефицит и государственный долг
 
 В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов и 2-3% ВВП считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.
  В середине 90-х годов дефицит госбюджета России достигал уровня 20%, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП. Последние несколько лет бюджет России принимается с профицитом - то есть доходы превышают расходы. Связано это прежде всего с высокими ценами на нефть.
  Дефицит бюджета подразделяется на 2 компонента: структурный дефицит и циклический дефицит.
  Структурный дефицит представляет собой разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (учет уровня налогообложения и текущих затрат) и постоянно заданном уровне безработицы. Когда экономическая система входит в период спада, а уровень безработицы повышается выше базового (6%), реально наблюдающийся дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, что происходит частично из-за роста выплат пособий по безработице и другим социальным программам, частично из-за падения доходов от федеральных налогов по мере общего падения доходов населения. Разность между реально наблюдаемым (фактическим) дефицитом бюджета и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом.
  Таблица 2
  Схема госбюджета РФ на 1996 г.
 Доходы Трлн
 руб. Расходы Трлн
 руб. Налоги всего
 в том числе:
 - налог на прибыль
 - подоходный налог
 - налог на добавленную стоимость
 - акцизы
 - спецналог
 - таможенные доходы
 Неналоговые доходы
 в том числе:
 - от имущества
 - от приватизации
 - от внешнеэкономи-ческой деятельности
  282,5
 
 55,5
 5,0
 
 127,0
 44,0
 9,1
 3,1
 40,1
 
 5,3
 12,4
 
 13,6
 
  Доходы целевые
 бюджетных фондов
 Государственное управление
 Международная деятельность
 Национальная оборона
 Правоохранительная деятельность
 Федеральная судебная система
 Промышленность, энергетика, строительство
 Транспорт, связь
 Образование
 Культура, искусство, СМИ
 Здравоохранение и физкультура
 Социальная политика
 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных обстоятельств
 Охрана окружающей среды
 Обслуживание гос. долга
 Сельское хозяйство и рыболовство
 Фундаментальные научные исследования 26,7
 6,7
 28,0
 80,2
 35,1
 2,2
 
 49,5
 9,6
 15,2
 5,1
 7,5
 12,6
 
 5,9
 2,1
 58,0
 14,5
 11,6
 10,0
  Запасы и резервы
 Расходы целевых бюджетных фондов
 Прочие расходы
 из них:
 финансовая помощь субъектам федерации и территориям 10,0
 
 26,7
 63,6
 
 
 54,7 Итого 349,3 Итого 444,1 Дефицит бюджета: 444,1 - 349,3 = 94,8 трлн руб. Источники покрытия бюджетного дефицита:
  1. Всемерное стимулирование притока доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности.
  2. Сокращение государственных расходов, особенно расходов на управление государством.
  3. Изменение системы налогообложения.
  4. Конверсия военного производства.
  5. Переход от финансирования к кредитованию, постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
  6. Эмиссия денег.
  7. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего.
  Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом.
  Государственный долг - это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет. Государственный долг бывает внешний и внутренний. Внешний - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, банкам, правительствам. В настоящее время Россия активно погашает свой внешний долг перед иностранными кредиторами.
  Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны. Сумма внутреннего долга России огромна - около 8 трлн рублей. Он погашается, но не так быстро и полно, как хотелось бы россиянам.
 
 12.3. Налоги и налогообложение
 
  Основным источником доходов государства в цивилизованном обществе являются налоги.
  Налог - это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенной и установленной в законодательном порядке.
  Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три важнейшие функции:
  1) фискальная - обеспечение финансирования госрасходов;
  2) регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;
  3) социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
  Способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств называется налогообложением.
  По механизму формирования налоги делятся на три основных группы: прямые, целевые и косвенные.
  1. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество и делятся на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с различных видов имущества (дома, земля) налогоплательщика. Это подземельный налог, подомовой, промысловый, на ценные бумаги. В настоящее время роль реальных налогов невелика.
  Широкое распространение получили личные налоги. Различают следующие их виды: подоходный с населения, на прибыль корпорации, налог на прирост капитала; на доходы от денежных капиталов; с наследства и дарений, поимущественный налог, подушный и др. Самый основной налог - подоходный налог.
  2. В последнее время повышается значение особого вида налогов - целевых. Это взносы в фонд социального страхования (4% от ФОТ), а также в пенсионный фонд (1% месячного заработка работника). Отличительная черта этих взносов - их целевой характер.
  3. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара или услуги и оплачиваются их конечными потребителями. Среди косвенных налогов: акцизы, налог на потребление, налоги на каждую покупку, налог с оборота в сфере услуг, налог со зрелищ, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины.
  В системе налогообложения большую роль играют налоговые ставки и налоговые льготы.
  Налоговые льготы - это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных предприятий или производств в зависимости от их профиля, характера производимой продукции и выполняемых работ, используемой рабочей силы, зоны расположения.
 
 
 
 
 Налоговая
 ставка Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода
 Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода
 Нулевая ставка
 Льготная ставка
  В любом государстве и производители товаров, и потребители пытаются оценивать налоги с точки зрения справедливости их взимания. Дать оценку справедливости в определенной степени можно, используя понятие прогрессивности налогообложения - это отношение суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника, к величине этого дохода. При этом различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки:
  1. Прогрессивный налог - если средняя ставка налога повышается по мере возрастания дохода. Это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.
  2. Пропорциональный налог - когда средняя ставка налога остается неизменной, независимо от размеров дохода.
  3. Регрессивный налог - если средняя ставка налога понижается по мере возрастания дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.
  4. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.
  Общая сумма налоговых поступлений составляет общую сумму доходов правительства. Однако часть этой суммы (? 1/3) затем возвращается частному сектору (домохозяйствам и фирмам) в основном в форме выплат по социальному обеспечению, различных государственных пособий, пособий по безработице и процентов по государственному долгу. Разницу между суммами налогов и социальных выплат называют чистые налоги.
  Для проведения эффективной фискальной политики важно знать, как изменится общая сумма налоговых поступлений после изменения ставки подоходного налога. Эту связь отражает кривая Лаффера ( рис. 21).
  Кривая Лаффера - кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от 0% до 100%), при которой налоговые поступления достигают максимума.
  Кривая дает ответ на вопрос, при какой ставке налогов налоговые поступления в бюджет максимальны. При дальнейшем повышении ставки мотивации предпринимательской деятельности ослабевают, падают объемы производства, либо экономика "уходит в тень". Все это уменьшает налоговые отчисления. Реальная ставка налогов различна для разных стран и далеко не всегда является оптимальной. Государства ищут свой "пик" методом "научного тыка".
  Считается, что высшая ставка подоходного налога должна находиться в пределах 50-70% (в Швеции - 75%). Проанализируйте табл. 3.
 
 Величина налоговых поступлений
 
 
 
  0 r0 100
 Ставки подоходного налога (%)
 Рис. 21. Кривая Лаффера
 
  Таблица 3. Максимальная ставка подоходного налога в 2003 г.
 Страна Ставка (%) Страна Ставка (%) Австралия 47 США 39,6 Австрия 50 Таиланд 37 Германия 53 Тайвань 40 Израиль 50 Филиппины 32 Испания 48 Франция 54 Кипр 40 Швеция 75 Россия 13 Япония 50
 
 12.4. Бюджетно-налоговая политика
 
  Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами госбюджета для достижения поставленных целей (удвоение ВВП, рост производства, занятости, снижение темпов инфляции и др.).
  Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.
  Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
  Анализ равновесного ВВП (Y) и манипулирования госрасходами (G) позволяет с позиций роста совокупных расходов выявить, что включение в них госрасходов вызывает сдвиг кривой C + I вверх и ведет к росту национального продукта (рис. 21), причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается так:
  MULT = ?Y/?G = 1/1 - MPC
 
  Совокупные расходы (C+I+G)1
 
 (C+I+G)0
 
 (C+I+G)2
 
 
 
 
 
  450 Инвестиции S,
 I
 руб
 
 
 
 25
 20
 15
 
 
 S
 
 I1
 I0
 
 
 I2
  AD 450 470 490 ЧНП
  а 450 470 490
  б Рис. 21. Изменения равновесного ЧНП, вызванные сдвигами:
 а - в графике совокупных расходов, б - в графике инвестиций
 
  Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сопровождается снижением объемов потребления и сбережения на каждом уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной MPC и MPS. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора MT/ MT = ?Y/?T. Потребительские расходы уменьшаются на величину ?T*MPC и соответственно уменьшают равновесный объем производства на ?Y.
  Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения госрасходов и налогов вводятся автоматически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (пособия по безработице), система участия в прибылях. Это так называемые встроенные стабилизаторы. По мере роста объема национального продукта автоматически идут пропорциональные приросты налоговых поступлений (акцизы, налоги с оборота, налоги на доходы корпорации). В случае падения объемов ВВП эти виды налоговых поступлений уменьшаются.
  Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.
 
  Выводы по теме: Бюджетно-налоговая политика является одной из основных в системе государственного управления. Рынок берет на себя исполнение далеко не всех функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества, поэтому часть доходов необходимо перераспределять через налоговую систему и бюджеты разных уровней.
 
  Вопросы и задания для самопроверки
 1. Охарактеризуйте основные доходные и расходные статьи бюджета.
 2. В чем разница между структурным, циклическим и общим дефицитом госбюджета. Каким образом можно бороться с бюджетным дефицитом?
 3. Что может являться объектом налогообложения?
 4. Почему в России с 2001 г. принята самая маленькая по сравнению с другими странами ставка подоходного налога? Объясните.
 [10, гл. 22; 17, гл. 13; 21, гл. 12; 22, гл. 8; 25, гл. 10]
 
 Тема 13. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК.
 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
 
 13.1. Деньги и их функции. Денежный рынок
 
  Деньги - это то, что общество признает деньгами. Таково наиболее общее и полное их определение.
  Деньгам традиционно приписывается три функции:
  1. Средство обращения (платежа) - деньги, используемые для покупки товаров и услуг, а также для уплаты долгов. Эта функция денег позволяет уйти от бартерной формы торговли и развести во времени акты купли и продажи.
  2. Мера стоимости. Общество считает удобным использовать конкретную денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных товаров и услуг.
  3. Средство накопления (сбережения) - актив, сохраняемый после продажи товаров и услуг и обеспечивающий покупательную способность в будущем.
  Люди могут хранить свое богатство в виде драгоценностей, произведений искусства, домов, ценных бумаг и т. д. Однако деньги больше подходят для выполнения этой функции, поскольку им присуща ликвидность. Ликвидным (легкореализуемым) называется такой актив, который может быть использован как средство платежа (или легко превращен в средство платежа) и имеет фиксированную номинальную стоимость. Деньги, по определению, обладают совершенной ликвидностью.
  Денежное обращение - это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, обслуживающих кругооборот товаров и услуг.
  Закон денежного обращения определяет количество денег, необходимых для обращения:
 Д = Р - К + П - ВП , С0
 где Д - количество денег, необходимых для обращения; Р - сумма цен товаров, подлежащих реализации; К - сумма цен товаров, проданных в кредит; П - платежи, срок по которым наступил; ВП - взаимопогашаемые платежи; С0 - скорость оборота одной денежной единицы.
  Введем понятие "скорость обращения денег".
  Скорость обращения денег (V) - среднее количество раз в год, которое каждый доллар (рубль) из общей массы денег, находящихся в обращении, используется на покупку готовых товаров:
 
 V = Номинальный ВВП , Масса денег в обращении
  Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в 2-х формах: наличной и безналичной. По объему наличные деньги составляют около 10% всех денежных средств. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег (MS).
  Для измерения денежной массы применяются обобщенные показатели, называемые денежные агрегаты (табл. 4).
  Параметры М2 и М3 называют еще "почти деньги".
  Если предложение денег в России контролирует Центральный Банк России, то спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Под спросом на деньги понимают желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств (кассу).
 
  Таблица 4.
  Показатели денежной массы
 Обозначения
 Включаемые активы С Наличные деньги М1 С + вклады до востребования
 + чековые депозиты М2 М1 + бесчековые сберегательные счета

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу