<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 Раздел IV. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА
 Тема 16. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ,
 ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
 
  16.1. Причины и модели трансформации
 экономической системы
 
  Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
  Административно-командная экономика имеет два основных недостатка: первый - это ее негибкость, медленная адаптация к переменам; второй - это очень низкая производительность из-за тотального подавления хозяйственной инициативы.
  Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный (но не менее 10 лет), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы.
  Содержанием переходной экономики является преобразование всей сложившейся ранее системы экономических отношений; взаимодействие элементов старой и новой систем приводит к вытеснению первых и утверждению последних в качестве господствующих. Поскольку преобразование командно-административной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию называют системными реформами.
  Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
  1. Либерализация экономики - это система мер, направленная на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она распространяется повсеместно и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе и внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над трансакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
  2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для вступления в отрасль (путем, например, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях - раздробление крупных фирм.
  3. Институциональные преобразования включают изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (комбанков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д.), создание новой системы госрегулирования экономики, принятие соответствующего изменившимся условиям хозяйственного законодательства.
  4. Структурные преобразования направлены в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных отраслей. Главная цель здесь - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
  5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Важное значение этого направления следует из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется именно в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительная инфляция тормозит нормальное становление рыночных отношений, поэтому подавление инфляции - одна из основных задач для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят: ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т. д.
  6. Формирование соответствующей рыночной экономики системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке самых нуждающихся слоев населения.
  Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
 Варианты перехода к рыночной экономике
  Анализируя опыт стран, входивших некогда в мировую систему социализма, можно выделить два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый, исторически более ранний - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй - "шоковая терапия", применявшаяся более или менее интенсивно в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме - в Польше).
  Выбор того или иного пути перехода к рынку зависит от ряда факторов. В пользу эволюционного перехода говорит: наличие развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно ВПК; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ и др. Выбор "шокового" варианта - обычно вынужденная мера. Он связан с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от социализма, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
 
 16.2. Либерализация цен. Приватизация. Теневая экономика
 
  Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного "при социализме" инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие госконтроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться.
  Но это, так сказать, теоретически. На практике либерализация цен - т. е. введение свободных цен и их доминирование в большинстве секторов экономики - почти всегда (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. В 1992 г. розничные цены в России выросли в 26,1 раза. Снижение инфляции до приемлемого уровня (до 30% в год) занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки.
  Постепенно платежеспособный спрос потребителей превращается в регулятор производства. Это свидетельствует об усилении рыночных начал в экономике. И предпринимателям становится все сложнее переносить любое удорожание затрат на цену готовой продукции, т. е. на плечи потребителей.
  Укрепление рыночной дисциплины цен означает борьбу с ценовой дискриминацией (продажей товаров различным покупателям по разным ценам), усиление ответственности за соблюдение условий контракта, введение в ряде случаев обязательного предварительного декларирования цен.
  Либерализация цен наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР в течение двух-трех лет после начала реформ сохранялось госрегулирование цен на социально-значимые товары и услуги (хлеб, квартплата, транспортные тарифы, коммунальные услуги, а в России - и на энергоносители). И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере госконтроля остаются цены на 10-20% производимых товаров и услуг.
 
 Приватизация в России: итоги и перспективы
  В российской приватизации выделяются два этапа. Первый этап - 1992 г.-первая половина 1994 г. - когда малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общепита и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу, однако в итоге получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.
  Большая приватизация на этом этапе осуществлялась в основном в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Было распространено 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую - за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками 40-51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в АО, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.
  Второй этап идет с середины 1994 г. Во время него безвозмездная приватизация была прекращена и отныне акции приватизационных предприятий можно было только покупать за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Главным образом в этом повинна низкая платежеспособность населения, особенно после августа 1998 г. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.
  Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели - создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития.
  В российской экономике, в неаграрных секторах, в настоящее время всего около 1 млн малых предприятий (для сравнения: в Польше этот показатель равен 2 млн). Причем, в 1 млн входят и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало. Поэтому ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи.
  Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно малые предприятия, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивают занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда очевидно, что российские проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же в России политика государства скорее враждебна мелкому бизнесу, чем благоприятствует ему.
  Еще более противоречивыми и часто негативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительным является то, что к настоящему времени около 55 млн российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн из них приобрели акции за ваучеры. С другой стороны, и этот способ "рассеивания собственности" не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций мизерный доход, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.
  Поскольку российские ваучеры не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказались в руках мафиозных структур. Это привело, с одной стороны, к резкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, - способствовало быстрой криминализации российской экономики. На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности.
  Важнейшим итогом приватизации стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно, доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований. Уже на первом этапе в стране сложилась новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством. Однако так как приватизация во многом была бесплатной, то она не сопровождалась формированием реального капитала и его накопления - без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Закономерно, что приватизация до сих пор не стала и значительным источником доходов госбюджета: даже в наиболее успешном в этом плане 1998 г. поступления от приватизации составили лишь 5,1% доходов госбюджета РФ.
  В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг. Бывшие советские колхозы, как правило, были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью (ООО). Каждому их члену формально выделен земельный надел и доля в производственном имуществе ООО. Однако фактически земля и производственное имущество по-прежнему используются коллективно. Правда, ООО - это самостоятельные товаропроизводители, от которых целиком зависит благосостояние их членов.
  Фермерские хозяйства, как правило, создаются на базе не использовавшихся ранее или брошенных земель. Число фермерских хозяйств - около 240 тыс. Они дают около 2% сельскохозяйственной продукции. Однако у фермерства в России проблем, пожалуй, больше, чем у бывших колхозов. В обозримой перспективе сельское хозяйство РФ должно развиваться как смешанное.
  Современные тенденции и перспективы. На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно, что обусловило многие ее недостатки. В настоящее время приватизация носит постепенный и "точечный" характер: государство выбирает для этого объекты в порядке экономической целесообразности в данный момент. При этом одновременно идет поиск "эффективного инвестора", в первую очередь - иностранного, который обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производства, увеличение или хотя бы сохранение числа рабочих мест. К сожалению, это пока еще слабо претворяется в жизнь.
 
  Понятие "теневая экономика"
  Как известно, доходы бывают не только законными, но и незаконными, нелегальными, их источником служит теневая экономика. От официальной она отличается тем, что ее деятельность противоречит действующим в стране законам. Главным ее признаком считается неуплата налогов. В экономике государственного социализма нелегальный доход существовал также в виде негласных привилегий.
  В теневой экономике можно выделить два сектора. Первый из них имеет криминальное происхождение и практически не зависит от устройства рыночной экономики. Примером может служить коррупция: деньги, вещи, услуги, доступ к закрытым распределителям и т. д. В любой стране коррупция и порожденные ею доходы признаются социально опасными и подлежат ликвидации.
  Второй сектор теневой экономики по форме и содержанию во многом является зеркальным отражением официальной экономики и зависит от существующих правовых норм. Например, в СССР на устойчивый товарный дефицит теневая экономика реагировала развертыванием спекулятивного бизнеса, приносившего его организаторам значительные нелегальные доходы. Согласно существующему законодательству такая деятельность считалась незаконной. Однако в странах с рыночной экономикой перепродажа товаров с целью получения дохода расценивается как законный бизнес.
  К сфере теневой экономики могут быть отнесены: приписки в отчетности (непроизведенной продукции или невыполненных работ); подпольные цеха и заводы; спекуляция привозными и контрабандными товарами; перепродажа на "черном рынке" импортного и отечественного дефицита из госторговли, обман покупателей в магазинах (пересортица, обмен, обвес и т. п.); наркобизнес; самогоноварение; проституция; "теневой рынок" платных услуг; бестоварные операции; "теневой экспорт"; вымогательство, рэкет и ряд других.
  В рыночной экономике теневой сектор принимает и иные формы. В частности, к нему относится фальсификация торговых марок, когда изделия низкого качества выдаются за продукцию всемирно известных фирм, принося их изготовителям огромные нелегальные доходы.
  "Теневая" деятельность порождает специфические виды уголовных преступлений (хищение сырья и готовой продукции с предприятий, взяточничество и т. п.).
  Увеличивает ли деятельность теневой экономики благосостояние общества? За исключением того, что общество действительно считает вредным для себя (например, наркотики, вымогательство), без сомнения. Например, частные уроки, уход за больными, строительство гаражей, дачных домиков, коттеджей и даже производство промышленных товаров без соответствующих налоговых отчислений относится к теневой экономике. Но этот труд не учитывается официально при подсчете ВНП.
  Масштабы теневой экономики и получаемые в ней доходы определить довольно сложно. Согласно ориентировочным оценкам объем теневых экономических операций всех видов составляет: в США - от 2,9% до 8,2% ВНП, в Великобритании - 3,3-8,1%, Франции - 6,7-8,7%, Канаде - 8,6-10,1%, ФРГ - 3,7-8,3%, Италии - около 30% ВНП (преимущественно строительство и сфера услуг). Российская теневая экономика оценивается в огромную сумму - от 30 до 60 % ВВП.
 
 16.3. Формирование рыночной инфраструктуры хозяйствования
 
  Инфраструктура рынка может быть определена как комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного кругооборота между домохозяйствами и фирмами.
  Как правило, к инфраструктуре рынка относятся: биржи, кредитно-финансовая система, налоговая система, государственные финансы, система регулирования занятости и др. элементы.
  Одним из традиционных элементов инфрастуктуры является биржа. Биржа - это рынок посредников. Купля-продажа осуществляется здесь не между непосредственными производителями, не между нынешними и будущими владельцами товаров, а между теми, кто представляет экономические интересы этих лиц, т. е. посредниками.
  В современных условиях выделяются три вида бирж: товарная (товарно-сырьевая), фондовая и валютная.
  Другой элемент инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитно-финансовая система. Она стала складываться одновременно с возникновением товара и денег.
  Кредит - это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая на условиях возвратности, срочности и платности.
  В современных условиях сформировалась разветвленная система институтов, совершающих кредитные операции. Ее сердцевина - банки. Являясь крупными кредиторами, они в то же время аккумулируют средства, взятые взаймы как у юридических лиц (фирм), так и физических (индивидов). Разница между суммой, полученной за предоставленный кредит, и суммой, выплачиваемой вкладчикам в виде процентов, есть банковская прибыль, или маржа.
  В современной экономике все более заметную роль начинают играть небанковские финансовые институты: инвестиционные компании, страховые компании, частные пенсионные фонды и др.
  Важнейший элемент инфраструктуры рыночного хозяйства - налоговая система государства. Ее основу составляют налоговые ставки (налоги). По характеру использования налоги бывают федеральные и местные.
  Проблема уровня налогов, пожалуй, будет актуальна всегда: как правило, предприниматели жалуются на непомерно высокие налоги, а государство - на то, что оно чрезмерно ограничено в своих финансовых возможностях из-за налоговых льгот.
  Налоговая система в совокупности с расходами государства образует еще один элемент инфраструктуры рынка - систему государственных финансов. Их основу составляют бюджеты. Различают федеральный и местные бюджеты.
  Общая цель государственных финансов как элемента инфраструктуры заключается в перераспределении денег для бесперебойного функционирования экономических отношений между фирмами и домохозяйствами, внутри фирм и домохозяйств.
  Институты, непосредственно связанные с рынком труда, решают как экономические, так и социальные задачи. Государство организует биржу труда, которая предлагает трудоустройство официально зарегистрированным безработным, а также организует их переобучение и переквалификацию.
  Есть еще ряд институтов рыночной инфраструктуры, о которых скажем особо.
  Аудиторские компании проводят комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирм.
  Консалтинговые компании предоставляют информацию и рекомендации по интересующим фирму экономическим вопросам, работая, как правило, по заказам крупных рыночных субъектов.
  Рекламные агентства занимаются разработкой программы реализации товара на рынке и, следовательно, служат расширению объема продаж для фирм, пользующихся услугами таких агентств.
 
 16.4. Структурная перестройка экономики
 
  Экономическая структура подвержена изменениям, причем, чем быстрее происходят эти изменения, тем эластичнее приспосабливается структура к требованиям времени и тем успешнее развивается экономика.
  Структурные изменения чаще всего идут по двум основным путям. В одном превалируют стихийные, чисто рыночные силы. Структура изменяется в результате изменений в норме прибыли. Капитал, рабочая сила, предпринимательская энергия устремляются туда, где сегодня стало выгоднее. Это - так называемый американский путь. По нему же в 80-х гг. шла и Великобритания. Государство выполняло пассивную роль. Этот путь оказался долгим, со значительными социальными издержками и сопровождался замедленным темпом роста эффективности производства.
  Другой путь - широкое использование государственных рычагов для ускорения прогрессивных структурных изменений. В этом случае обычно применяют методы прогнозирования: какие элементы структуры в будущем следует сократить, а каким целесообразно оказать содействие. Это - типично японский путь. За Японией вот уже более 40 лет по этому пути идет Южная Корея. Для него характерны: опора на централизованные рычаги регулирования, государственное планирование и ускоренный межотраслевой перелив ресурсов. Этот путь более быстрый, с меньшими социальными издержками и значительными темпами роста производительности ("японское чудо").
  Структурная политика в переходный период. Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК).
  Выделим направления структурной политики.
  1. Воздействие на совокупное предложение. Оно бывает прямое (в форме субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований) и косвенное (путем налоговых льгот с целью увеличения объема выпуска продукции, стимулирования инвестиций).
  2. Государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, ориентированных на поставку значительной части своих товаров и услуг на внешний рынок.
  3. Формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их в инвестирование реального сектора экономики. Это можно осуществить как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и кредитно-денежного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в самые эффективные объекты реального сектора.
  4. Перестройка отраслевой структуры экономики в пользу отраслей, получивших слабое развитие в плановой экономике - производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, социальных, информационных).
  В России за годы реформ в структуре ВВП резко возросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно сильно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (сельское хозяйство, угольная промышленность).
  Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в производстве предприятий, только наиболее конкурентоспособных видов продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.
  Концепция структурной перестройки экономики России.
  В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств "первого" передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется "утяжелением" экономической структуры.
  Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
  1. Топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции.
  2. Отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, частично танкостроение). Они нуждаются в поддержке государства на внутреннем и внешнем рынках.
  3. Отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.
 
  Выводы по теме: Переходный период от плановой экономики к рыночной происходит достаточно болезненно. Экономика страны нуждается в структурной перестройке, что не может в краткосрочном периоде не вызвать множества негативных последствий (безработица, инфляция). Однако правильно проводимые реформы приведут национальную экономику к искомому результату.
 
  Вопросы и задания для самопроверки
 1. Определите основное содержание переходной экономики. Какими двумя основными путями возможна трансформация экономики из плановой в рыночную?
 2. Охарактеризуйте процесс либерализации цен в экономике.
 3. Каковы основные итоги и перспективы приватизации в России?
 4. Назовите основные структурные сдвиги в российской экономике, произошедшие за последние 15 лет.
 [24, гл. 5; 29, 30]
 
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Завершилось изучение курса "Экономика", однако работа с экономической информацией на этом не заканчивается.
  Во-первых, экономическая система и ее рыночная среда намного сложнее тех общих представлений, которые получены в коротком семестровом курсе, изучать ее с целью успешного осуществления своей практической деятельности придется всю оставшуюся жизнь. Главное, что приобретены базовые знания и необходимые навыки самообучения в экономическом информационном пространстве, а остальное - дело специалиста, его озабоченности собственным профессиональным ростом.
  Во-вторых, экономическая система - чрезвычайно динамичное образование, постоянно меняющееся, как уже не раз упоминалось, под воздействием множества эндогенных и экзогенных факторов, по сути, все параметры экономики производны во времени. Высокий темп морального старения экономической информации требует ее постоянного обновления на новом качественном уровне.
  В-третьих, нарастающий процесс глобализации, возрастающая открытость экономических систем приводят в движение новые конкурентные силы, которые с неизбежностью будут менять векторы развития, вероятны и какие-либо непредсказуемые повороты.
  Эти и многие другие моменты потребуют от специалиста любого профиля не только постоянного отслеживания бесконечно изменчивой рыночной конъюнктуры и рыночных тенденций в своем секторе рынка, но и оперативного освоения принципиально новой экономической информации.
 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. - М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. - 207 с.
  2. Морис, Алле. Экономика как наука / Алле Морис. - М. : Науч.-изд. центр "Наука для общества", 1995. - 116 с.
  3. Березин, И. С. Краткая история экономического развития : учебное пособие. - М. : Русская деловая литература, 1999. - 288 с.
  4. Блауг, Марк. Экономическая мысль в ретроспективе / Марк Блауг. - М. : Акад. нар. хоз-ва "Дело", 1994. - 687 с.
  5. Волков, О. И. Экономика предприятия : учебник. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 416 с.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. М. : ИНФРА-М, 1997. - 459 с.
  7. Зайдель, Х. Основы учения об экономике / Х. Зайдель, Р. Теммел. - М. : Дело ЛТД, 1994. - 459 с.
  8. Кейлер, В. А. Экономика предприятия : курс лекций / В. А. Кейлер. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 452 с.
  9. Кондратьев, Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз / Н. Д. Кондратьев. - М. : Наука, 1994. - 567 с.
  10. Курс экономической теории : учебное пособие / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - Киров : Изд-во "АСА", 1995. - 624 с.
  11. Курс экономической теории / под ред. Б. А. Райзберга. - М., 2000. - 716 с.
  12. Макконелл, К. Р. Экономика : Принципы и политика / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 972 с.
  13. Микро-, макроэкономика : практикум / под ред. Ю. А. Огибина. - СПб. : Литера плюс, 1998. - 432 с.
  14. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М. : Экономика, Дело, 1992. - 510 с.
  15. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М. : Издательская группа НОРМА-Инфра-М., 1999. - 447 с.
  16. Рузавин, Г. И. Основы рыночной экономики / Г. И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ, 1998. - 565 с.
  17. Райзберг, Б. А. Основы экономики : учебное пособие / Б. А. Райзберг. - М. : ИНФРА, 2003. - 408 с.
  18. Самуэльсон, П., Экономика. / П. Самуэльсон, В. Нордхаус / пер. с англ. М. : БИНОМ, 1997, - 800 с.
  19. Сорвина, Г. Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории : лекции / Г. Н. Сорвина. - М. : РОССПЭН, 2000. - 224 с.
  20. Тарасевич, Л. С. Экономика : учебник / под ред. Л.С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - М. : ИНФА, 2000. - 270 с.
  21. Фещенко, В. С. Экономика : учебное пособие / В. С, Фещенко, С. А. Кациель, К. А. Левочкина. - Омск. : ОГИС, 2006. - 154 с.
  22. Экономика : учебник / под. ред. Л. Е. Босовского. - М. : ИНФРА - М, 2002. - 256 с.
  23. Экономика : учебник / под ред. проф. А. С. Булатова. - М. : Юрист, 2001. - 896 с.
  24. Экономика : учебник для вуза / под. ред. Е. Н. Лобачевой. - М. : Экзамен, 2003. - 593 с.
  25. Экономика : учебное пособие / М. И. Плотницкий и др. М. : Новое знание, 2002. - 431 с.
  26. Экономическая теория : учебник / под. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина и др. - М. : ИНФА - М, 2000. - 625 с.
  27. Экономическая теория : учебник для вузов / под ред. М. Камаева. - М.: ГИЦ "ВЛАДОС", 2003. - 640 с.
  28.Кациель, С. А. Экономическая теория : практикум / С. А. Кациель, В. А. Фещенко. - Омск : ОГИС, 2006. - 99 с.
  29. Экономическая теория России : учебное пособие / под ред. С. Чепурина, Т. Тимошина. - М. : Юстицинформ, 2000. - 432 с.
  30. Якобсон, Л. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика : учебник для вузов. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 367 с.
 АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
 А
 Агенты: -рыночные, 36
  - нерыночные, 36
  - экономические, 37
 Адаптивные ожидания,74
 Автономное потребление, 98
 Амортизация, 68
 Антиинфляционная политика, 76
 Антициклическая политика, 85
 Акселератор, 130
 Б
 Благо, 16
 Бедность: уровни, 57
 Безработица: формы:
  - фрикционная, 78
  - структурная, 78
  - технологическая, 78
  - институциональная, 78
  - сезонная, 78
  - циклическая, 78
 Бюджет государственный, 107
 Благосостояние общественное, 55
 Банки: основные операции, 120
 В
 Валовой внутренний продукт (ВВП):
  - номинальный, 70
  - реальный, 70
 Внешние эффекты:
  - положительные, 59
  - отрицательные, 58
 Встроенные стабилизаторы, 95
 Валютный курс, 136
 Г
 Государственная политика занятости.
 Д
 Длинные волны Кондратьева, 83
 Дефлятор ВВП, 70
 Дефицит бюджета:
  - структурный, 108
  - циклический, 108
 Дифференциация доходов, 56
 Долг государственный:
  - внутренний, 110
  - внешний, 110
 
 Деньги: 115 -скорость обращения, 116 - денежные агрегаты, 116 - спрос и предложение, 118 - эмиссия, 119 Денежный рынок, 118 З Земля, 21 Заработная плата, 28 Земельная рента, 32 Закон Оукена, 79 "Золотой четырехугольник", 94 Золотое правило накопления, 128 И Инвестиции, 101 Индекс: - Ласпейреса, 70 - Пааше, 71 - Фишера, 71 Инфляция, 72 Импорт, 131 Инфраструктура рынка, 145 К Капитал: - кругооборот, 30 - промышленный, 31
 еньги: 115
  -скорость обращения, 116
  - денежные агрегаты, 116
  - спрос и предложение, 118
  - эмиссия, 119
 Денежный рынок, 118
 З
 Земля, 21
 Заработная плата, 28
 Земельная рента, 32
 Закон Оукена, 79
 "Золотой четырехугольник", 94
 Золотое правило накопления, 128
 И
 Инвестиции, 101
 Индекс: - Ласпейреса, 70
  - Пааше, 71
  - Фишера, 71
 Инфляция, 72
 Импорт, 131
 Инфраструктура рынка, 145
 К
 Капитал: - кругооборот, 30
  - промышленный, 31
 Кривая производственных возможностей, 23
 Конкуренция: - монополистическая,42
  - совершенная, 43
  - несовершенная, 44
 "Кейнсианский крест", 104
 Коэффициент Джини, 57
 Кривая Лоренца, 56
 Кривая Лаффера, 112
 Кредит: - условия, 119
  - формы, 119
 Л
 Личный доход, 68
 Личный располагаемый доход, 69
 Личные сбережения, 100
 Ликвидность, 116
 Либерализация торговли, 133
 М
 Монополия, 44
 Монопсония, 44 Модель Харрода-Домара, 129
 Макроэкономика, 13
 Микроэкономика, 13
 Мезоэкономика, 13
 Мегаэкономика, 14
 Модель кругооборота ресурсов, продуктов, дохода,35,
 Минимальный потребительский бюджет, 99
 Мультипликатор, 105
 Н
 Норма прибыли, 48
 Национальный доход, 68
 Национальные величины, 62
 Национальная экономика, 61
 Налогообложение, 111
 Налоги: классификация, 110
 Налоговые льготы, 111
 О
 Объекты рынка, 35
 Отрасли экономики, 63
 Общее равновесие, 51
 Ограниченность: - абсолютная, 17
  - относительная,19
 Общественные блага, 59
 П
 Полезность, 54
 Производственные возможности, 23
 Прибыль: виды: - бухгалтерская, 49
  - экономическая,49
  - чистая, 50
  - торговая, 55
 "Парадокс бережливости", 102
 Потенциальный ВВП, 82
 "Правило величины 70", 75
 Предельная склонность к потреблению, 98
 Предельная склонность к сбережению, 101
 Потребительские расходы, 97
 Профицит бюджета, 108
 Протекционизм, 133
 Платежный баланс, 134
 Приватизация, 142
 Полная занятость, 79
  Политика: - бюджетно-налоговая,113
 - дискреционная, 113
 - недискреционная,114

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу