<< Пред. стр. 19 (из 21) След. >>
Так стиль подчиняется идее, овладевшей автором. Мотив, побудивший автора высказать эту идею, становится причиной обращения к особой форме. Стиль становится не только свойством произведения данного автора, но и средством выражения его позиции, его главной мысли-идеи.[1] Литературное наследство. Т. 37-38. С. 525.
[2] Полн. собр. соч. Т. 30. С. 18-19.
[3] См.: Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
[4] Одинцов В.В. Указ. соч. С. 158.
[5] Полн. собр. соч. Т. V. М., 1954. С. 454.
[6] См.: Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"// Филологические науки. 1991. №6.
[7] См.: Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.
[8] См.: Кони А.Ф. Избр. произв. М., 1956. С. 436-437.
[9] Мандельштам О.Э. Литературный стиль Дарвина// Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 367.
[10] Там же. С. 368.
[11] Мандельштам О.Э. Литературный стиль Дарвина// Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 368.
[12] Там же. С. 370.
Заключение
Теория текста, как научная и тем более учебная дисциплина, в настоящее время еще недостаточно сложилась как непротиворечивая и всесторонняя система знаний о тексте. Однако очевидно, что исследования в области функционального синтаксиса, функциональной стилистики, психологии творческого процесса, в области изучения вербальных средств и способов передачи информации неизбежно приводят к анализу текста - его типологии, анализу его структурно-семиотических характеристик и коммуникативных качеств.
Особого внимания прежде всего требует вопрос о типологии текстов и в связи с этим - о типологических характеристиках текстов, поскольку само понятие "тип текста" не получило еще адекватного толкования. Видимо, необходимо накопление материалов исследований эмпирически существующих форм манифестации текста. Обобщение этих материалов и позволит сформулировать критерии оценки типологических характеристик текста. Ясно, что эти критерии должны опираться на признаки коммуникативные (внешние) и внутритекстуальные.
Другая, не менее сложная и по-разному решаемая проблема, - это проблема "автор и текст". Изучение текста с учетом проблемы автора позволяет приблизиться к самому важному в структуре и содержании феномена "текст". Связь между концепцией творческого процесса и продуктом его реализации (текстом) может дать материал для более точного представления об авторе как определенном историческом типе и одновременно своеобразной индивидуальности. Особенно важна эта связь для текстов художественных и научных, где понятия образа автора и образа стиля автора прямым путем связаны с сущностью текста как цельного литературного произведения.
Образ автора - это не фиктивный эпический повествователь, но, с другой стороны, это и не реальное историческое лицо. Образ автора - это субъект, конструированный читателем в процессе восприятия смысловой организации и литературной оформленности произведения, т.е. это не чисто объективная данность, а результат читательской интерпретации и оценки данного произведения. С другой стороны, это и не чисто субъективная категория, поскольку и жанровая обусловленность текста, и его смысловая организованность, и даже литературная оформленность не могут быть чисто субъективными[1].
Среди проблем текста много и других, более частного характера, однако важно, что интерес исследователей к проблемам текста все возрастает, а это залог того, что наука обогатится новыми данными. Важность разрешения проблем текста очевидна. И не только в теоретическом плане, но и в плане практическом: авторы, издатели, редакторы нуждаются в знаниях об объекте своего труда.
[1] См.: Рольф Фигут, Автор и драматический текст// Автор и текст: Сб. статей/ Под ред. В.М. Марковича и Вольфа Шмида. СПб., 1996. С. 61.
Приложение
Примерная программа курса "Теория текста"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Цель дисциплины - выработать у студента представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического исследования; помочь понять сущность текста, его понятий и категорий; познакомить с типологией текстов и их компонентов.
Практическая задача дисциплины - привитие навыков теоретически обоснованного анализа текстов и их компонентов.
Требования к знаниям и умениям
Студент должен иметь представление о формах и закономерностях соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования текста, с внутренними константами текста; о коммуникативно-прагматическом принципе при определении текстовых категорий; быть способным идентифицировать объект (текст), дать его описание, указать на характерные свойства.
Студент должен знать закономерности построения текста и уметь выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках текста как речевого произведения.
В результате изучения дисциплины студент должен свободно владеть специальной терминологией, усвоить соответствующие понятия и характеристики и овладеть навыками самостоятельного анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности (научного, официально-делового, публицистического, художественного).
Практический опыт студента выявляется в навыках теоретически обоснованного анализа текстов и их компонентов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Предмет, цели и задачи курса. Становление теории текста. Многоаспект-ность изучения текста.
Определение текста как динамической коммуникативной единицы высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение.
Функциональный аспект в изучении текста. Типологическая разновидность речевого акта, лежащего в основе порождения и функционирования текста. Текст как продукт речевой деятельности, как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания.
Прагматический аспект изучения текста. Коммуникативное намерение и коммуникативная установка текста.
Теория текста как научная основа поиска оптимального варианта речевой организации текста.
Текст и его восприятие.
Значение фоновых знаний в восприятии текста.
Текст как законченное информационное целое.
Семантические и коммуникативные категории текста
Текст как речевое произведение, обладающее качествами целостности и связности. Единицы текста: высказывание, межфразовое единство, фрагмент. Цельное речевое произведение - высшая коммуникативная единица, высшая форма реализации коммуникативной функции речи. Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте.
Текст как семантико-структурное единство. Вербализация "немых" языков в тексте (языки жестов и мимики).
Соответствие структуры текста теме, выражаемой информации, условиям общения, задачам и избранному стилю изложения.
Вторжение в текст как единообразно организованное смысловое пространство элементов других текстов, "текстов в тексте" (Ю.М. Лотман).
Значение и смысл. Глубина прочтения текста.
Механизмы образования текста.
Речевая организация текста
Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора. Их взаимодействие.
Высказывание как минимальная единица текста. Высказывания информационные (сообщения описательного, повествовательного, аргументативного. анализирующего типа) и высказывания верификативные (высказывания интерпретирующего характера - полемические, убеждающие, воздействующие).
Понятия диктума и модуса.
Компоненты высказывания - тема и рема (данное и новое). Рема как ядро высказывания, несущее новую информацию. Тема-рематические последовательности и их разновидности: тема-рематическая последовательность со сквозной темой; тема-рематическая последовательность с гипертемой. Скачки в последовательностях и их роль в передаче новой информации.
Понятие структурной связанности текста. Левосторонние и правосторонние семантико-синтаксические средства связи. Нарушение связанности текста как литературно-эстетический прием.
Понятие цельности текста. Ключевые слова. Виды повторной номинации. Основные функции повторной номинации в разных текстах: текстообразующая, информационно-описательная, ситуативная, экспрессивно-оценочная, стилистически-дифференцирующая, редуцирующая. Текстообразующие средства повторной номинации. Повторная номинация на уровне лексическом, стилистическом, морфологическом, синтаксическом.
Межфразовое единство (сложное синтаксическое целое) как единица семантико-синтаксическая. Абзац как единица композиционно-стилистическая. Разновидности межфразовых единств: единства с цепной зависимостью компонентов, единства с параллельной связью, единства смешанного типа.
Понятие классического абзаца. Разновидности классического абзаца: синтетико-аналитический, аналитико-синтетический, рамочный, абзац-связка. Функции абзаца в разных текстах - логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, выделительно-акцентирующая, отделительная.
Виды информации и функционально-смысловые типы речи
Информация фактуальная, концептуальная, методическая, эмотивная.
Типы речи (изложения): описание, повествование, рассуждение.
Описание. Цель описания, его построение. Элементы описания. Синтаксическая структура описания. Описания статические и динамические. Предметный и качественный характер рематических элементов описания. Своеобразие глагольных форм. Описание в разных видах текста: параграфа учебника, библиографического описания и др.
Повествование. Цель повествования, его построение. Повествования эпические и сценические. Структура повествования. Процессуальный характер рематических элементов повествования. Своеобразие глагольных форм. Повествование в разных видах текста. Влияние темпов повествования на речевую организацию текста.
Рассуждение. Цель рассуждения, его построение. Разновидности рассуждений. Причинно-следственные и условно-временные зависимости в компонентах рассуждения. Рассуждение в разных видах текста. Определение и объяснение.
Смешанные типы изложения.
Инструктирование как тип речи. Его структура и характер глагольных форм. Тексты инструктивного типа.
Выражение в тексте авторской модальности
Понятие авторской модальности. Формы выражения авторской модальности.
Триада: производитель речи - субъект повествования - образ автора. Формы представления субъекта повествования в разных семантико-коммуникативных типах текста: личностная, личностно-безличностная, безличностная.
Образ автора как выражение личностного отношения к предмету изображения, отраженное в речевой структуре текста. Двунаправленность понятия образа автора. Образ автора как продукт сотворчества автора произведения и читателя. Понятия "образ автора" и "образ стиля".
Типы и разновидности текстов
Текст художественный и нехудожественный.
Текст монологический и диалогический.
Различение авторской и прямой речи. Формы представления чужой речи: прямая речь, несобственно-прямая речь, косвенная речь. Реплики диалога и полилога. Чужая речь в диалогических репликах.
Текст прозаический и стихотворный. Речевая организация прозаического текста (речь отрывистая). Речевая организация стихотворного текста (речь периодическая, ритмически организованная).
Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте.
Понятие креолизованного текста.
Тексты официальные, специальные, научно-популярные, публицистические, художественные; справочные, инструктивные.
Разновидности текстов по их стилевой ориентации
Официально-деловые тексты и их разновидности: дипломатические, законодательные, административно-канцелярские.
Стилистическое своеобразие разных видов официально-деловых текстов. Терминологические особенности. Своеобразие абзацного членения. Роль и значение рубрицирования, оформление рубрик. Использование разных систем цифрового и побуквенного обозначения рубрик.
Научные тексты и их разновидности: собственно научные, научно-популярные, учебные, справочные, производственно-технические.
Стилистическое своеобразие разных видов и жанров научных текстов.
Термины и их дефиниции в специальных научных текстах. Термины и способы их введения в научно-популярных текстах. Термины в учебниках и учебных пособиях.
Формы представления чужой речи в научном тексте: цитирование, референция, имплицитное введение.
Разная степень плотности грамматических средств в текстах разных жанров научных произведений (средств, отражающих номинативный строй речи, абстрагированность, бессубъектность, безличность и др.).
Проявление авторской индивидуальности в научном тексте. Использование эмоционально-экспрессивных элементов речи. Своеобразие изобразительно-выразительных средств языка в научном тексте. Вторичность их функции.
Публицистические тексты и их разновидности: информационные, аналитические, художественно-публицистические.
Общественно-политическая терминология - основной пласт лексики. Детерминологизация (десемантизация) специальных слов, наполнение их социально-политическим содержанием. Семантические процессы в лексике. Освоение иноязычных слов.
Активизация словообразовательных процессов, связанных с усилением оценочности в словообразовательных моделях.
Отражение влияния разговорного стиля речи на синтаксическую организацию публицистических текстов. Роль экспрессивных синтаксических построений.
Расширение процесса метафоризации слов. Модернизация и трансформация устойчивых выражений, литературных цитат, народных пословиц и поговорок.
Речевой стандарт и штамп в текстах массовой коммуникации. Семантико-композиционные особенности разных текстов массовой коммуникации. Стилистическое своеобразие газетных жанров. Понятие авторской позиции и представление ее в тексте.
Рекламные тексты и их речевые особенности. Выдвижение на первый план речевых средств контактоустанавливающей и призывной функции.
Художественные тексты и их разновидности: прозаические и лирические (поэтические). Характер номинации в художественном тексте. Разнотипность обозначений реалий (прямые и метафорические значения). Прагматический аспект художественного текста: автор речи и его коммуникативная установка.
Художественный образ как способ воспроизведения действительности с позиций определенного эстетического идеала. Понятие "перевернутого образа" (Ю.М. Лотман).
Семантическое поведение слова в художественном тексте: 1) снятие некоторой неопределенности слова как единицы словаря; 2) актуализация скрытых смыслов слова, создающих новое видение мира и его оценку; 3) создание смысловой многоплановости слова.
Синтактика языковых форм как внутренняя форма смысловых приращений (В.В. Виноградов).
Стилистическая доминанта и проблемы целостного изучения художественного текста. Доминанта как принцип, соотносимый с образом автора, авторской модальностью; доминанта как смысловой компонент, семантическая тема; доминанта как композиционный прием художественного текста; доминанта как выдвинутое языковое средство, языковой прием.
Актуализация поэтического смысла в лирических текстах.
Контекстуальная многоплановость и "многоязычность" художественного текста.
Взаимодействие внеязыковых (сюжет, композиция, группировка персонажей, контекст конкретной реальности и др.) и собственно речевых средств в художественном произведении. Наличие подтекста в художественном произведении. Идейно-эстетически мотивированные отступления от речевых норм.
Информационная насыщенность текста.
Информативность и способы ее повышения
Понятие информационной насыщенности текста и информативности текста.
Понятие напряженного и ненапряженного текста. Напряженность изложения в плане содержания - количество информации, получаемое читателем в единице формы; напряженность изложения в плане выражения - количество единиц формы, приходящихся на единицу информации. Дозированность "упаковочного материала" (термин Л.В. Щербы) частей текста, не несущих существенной информации, но необходимых для читателей с ограниченными возможностями восприятия семантической информации.
Напряженность лексическая и напряженность композиционно-синтаксическая. Снятие напряженности.
Способы создания структурно напряженного текста: 1) образование скачков в тема-рематических последовательностях; 2) использование информативно-компактных высказываний (простых вместо сложных) при сохранении содержания; 3) использование высказываний со вторичными предикатами; 4) применение разных видов синтаксической компрессии; 5) предпочтение имплицитным видам синтаксической связи и снижение роли эксплицитной связи; 6) нулевое представление субъекта действия, состояния.
Мера прагматической информации в тексте. Несоответствие объема информации, заложенного в тексте, и объема информации, воспринимаемого читателем. Причины данного несоответствия - объективные (связанные с закономерностями построения текста; с асимметричностью языкового знака) и субъективные (связанные со степенью подготовленности читателя). Линейная структура развертывания текста и глубинная структура сообщения.
Пути повышения информационных качеств текста - интенсивный и экстенсивный. Интенсивный способ как способ свертывания информации; экстенсивный способ как способ расширения информации путем максимальной детализации сообщения.
Процессы компрессии информации в тексте
Информационная компрессия как сжатие плана означающего при сохранении плана означаемого.
Асимметричный дуализм языкового знака (нетождественность плана выражения и плана содержания) как основа компрессии плана выражения.
Экстралингвистические мотивы, обусловливающие компрессию информации: требования речевой прагматики (например, использование термина как семиотического средства компрессии информации); эстетический принцип или канон жанра (например, в афористике); стилистический прием (например, умышленное умолчание).