<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Они помогут вам снять все блокировки и запустить поток образов. Поскольку эти методики прекрасно отработаны, все до единого слушатели моих семинаров смогли вызвать у себя желанные видения.
 3.11.1.Метод описания пейзажа
 Красота - естественный язык здорового мозга. Ничто столь непосредственно не усиливает образное мышление, как восприятие красоты и чуда.
 Начните свой сеанс просмотра образов с воспоминаний о наиболее чарующих пейзажах. Это могут быть лес, журчащий ручей, сад или закат над морем, но обязательно реально существующее место, а не воображаемый пейзаж. Вы должны вспоминать, а не сочинять. Возможно, вы пробудите давно уснувшие воспоминания, казалось, совсем забытые.
 По мере того как вы все глубже погружаетесь в описание, ваш ум начнет сам создавать не связанные с этим пейзажем образы. Плывите по течению - выберите один из новых образов и принимайтесь за него.
 3.11.2.Метод последействий
 Устремите свой взор на довольно сильный источник света вроде 40-60-ваттной лампы (только не на солнце!) и не отводите глаза примерно в течение полуминуты. Потом закройте и опишите все происходящее с источником света. Как правило, вскоре он начинает менять форму, цвет и положение. Появляются новые образы. Продолжайте описывать все, что видите, и вскоре вы полностью погрузитесь в поток образов. Четкие визуальные шаблоны вроде полос, крапинок, клеток также создают эффект последействий, если вы будете смотреть на них достаточно долго.
 Разновидностью этого метода является эффект фосфоризации. Слегка потрите глаза, как засыпающий ребенок, и опишите цвета и фигуры, которые возникают в результате давления ваших пальцев на глазное яблоко.
 3.11.3.Метод воскрешения старых снов
 Всем нам когда-нибудь случалось видеть необычайно яркие сны. Некоторые из них настолько западают в память, что мы помним их всю жизнь. Попробуйте войти в поток образов через такой сон. Опишите его как можно подробнее, стараясь сохранить исходную последовательность. Как и при обычном просмотре образов, не стесняйтесь заполнять пробелы собственной фантазией. Если вы будете подробно описывать все, что происходит, в настоящем времени, как если бы вы видели этот сон сейчас, а не когда-то давно, то вскоре поймете, что и сами смотрите на описываемые вами картины вполне реально.
 В определенный момент, начиная с того места, где ваша память перестанет питать сновидение, оно заживет собственной жизнью, самостоятельно наполняясь содержанием в вашем сознании. В этом случае вы можете даже восстановить забытое когда-то окончание сновидения или понять его тайный смысл.
 3.11.4.Метод историй
 Можно сформировать поток образов на основе любого интересного рассказа, повести, фильма или телевизионной программы. Это должно быть что-то прочитанное или увиденное на теле- или киноэкране и запечатленное в вашей памяти. Начните создавать свои словесные картины с эпизода, который автор не удосужился описать. По мере того как описание наберет силу и темп, в вашем потоке образов станет появляться все больше и больше ассоциаций, фактически уже не связанных с исходной фабулой.
 3.11.5.Метод фантазий
 Этот метод стимулирует синестетические реакции более непосредственно, нежели любой другой прием. Закрыв глаза, прослушайте богатую темами музыку. Опыт показал, что в таком случае наиболее эффективны классическая музыка (примерно 1750-1825 годов), прогрессивный джаз и музыкальные произведения французских импрессионистов. Для активного стимулирования ваших способностей необходимы насыщенность и сложность звучания, пробуждающая столь же приятные и причудливые зрительные образы, как образы диснеевской "Фантазии".
 3.11.6.Поиск на ощупь
 Многие читатели с сильно развитым осязанием могут достичь хороших результатов с помощью метода поиска на ощупь. Один из способов заключается в том, чтобы просто завязать себе глаза и пройтись по дому, ощупывая различные предметы. Можно сделать и так: ваш партнер даст вам мешок неизвестных предметов, а вы должны, ощупывая, описать каждый предмет по очереди.
 3.11.7.Завтрак: вслепую
 Этот метод помогает вовлечь такие часто остающиеся невостребованными способности, как вкус и обоняние. Завяжите себе глаза перед едой. Во время еды описывайте подробно каждое ощущение, пока вас не захватит независимый поток образов.
 Можно также выбрать на кухне пять-шесть видов специй с приятным ароматам. Откройте крышки и расставьте баночки в ряд перед собой. Затем с закрытыми глазами переставьте баночки и постарайтесь найти одну определенную с помощью обоняния. Вы будете поражены интенсивностью и разнообразием потока образов, вызванных ароматами. Запахи пряностей особенно активно пробуждают старые воспоминания.
 3.11.8.Воздушные скульптуры
 Закройте глаза и своими руками создайте некое произведение искусства прямо из воздуха. Когда закончите, задержите перед своим мысленным взором воображаемое ваяние и опишите его во всех подробностях. Можно лепить и из глины, если, конечно, вас не пугает грязь. Подобно поиску на ощупь, этот метод полезен тем, кто предпочитает ориентироваться с помощью осязания.
 3.11.9.Специально для тех, кто едет на работу
 В поезде, автобусе, машине закройте глаза и попробуйте описать пейзаж и улицы, по которым вы проезжаете. Не стесняйтесь, что вам приходится говорить вслух. Когда другие пассажиры увидят ваш диктофон, они решат, что вы - крупный босс, который просто диктует распоряжения. Для деловых людей это прекрасный способ превратить нудную поездку в увлекательный и полезный эксперимент.
 3.11.10.Облако и Дерево
 Представьте себе, что вы гуляете по лугу. Вы поднимаетесь на холм, на вершине которого стоит огромное одинокое дерево. Отдайтесь своим чувствам. Растворитесь в теплом ветерке; ощутите тепло солнечных лучей на лице, шее и плечах; вдохните запах луговой травы; прочувствуйте напряжение от неторопливого и долгого подъема. Изумитесь разнообразию полевых цветов, прислушайтесь, как шуршит трава под ногами, услышьте собственное дыхание.
 Добравшись до вершины, "падите" на мягкий, прохладный мох у подножия дерева. Оглядите могучий ствол, посмотрите сквозь ветви на небо, в лазурном просторе которого проплывают облака. Ощутите, как движение облаков создает иллюзию движения самого дерева, холма и вас вместе с ними. Поддайтесь ему! И пусть вас несет, несет, несет...
 3.11.11.В глубине
 Представьте, что вы плывете на лодке по безмятежному озеру. Посмотрите сквозь воду, сквозь пелену ряби и бликов. Постарайтесь представить себе, что там, в глубине. Сначала вы увидите только игру света и тени на днище лодки. Но если вы будете вглядываться более пристально, то постепенно весь подводный мир обретет формы. И тогда уже ваше воображение подскажет вам, видите ли вы затонувшую Атлантиду или сказочных морских чудовищ. Ваша задача - описать все в мельчайших подробностях.
 3.11.12.Метод пространства - времени
 Именно этот метод подвел Эйнштейна к открытию теории относительности. Вспомните, что Эйнштейн потратил десять лет жизни, чтобы представить себе движение со скоростью света. Попробуйте сами задуматься о чем-нибудь подобном.
 Представьте себе, что вы - гравитационное или магнитное явление, например радиоволна, луч лазера, квант или даже черная дыра. И вот вы движетесь в космическом пространстве, среди звезд и галактик, в даль и неизвестность. Не надо быть физиком, чтобы таким способом добиться потрясающих прозрений. Однако, смею заметить, чтение научно-популярных книг, несомненно, подстегнет ваше воображение и обогатит опыт.
 3.11.13.Метод помощника
 Если приведенные методы не срабатывают, вам может потребоваться помощь партнера. Другой человек может помочь вам осознать, что вы находитесь в потоке образов. Иногда этот метод называется методом помощника.
 Выполните обычную процедуру запуска потока образов, включив бархатно-гладкое дыхание. Попросите вашего партнера пристально наблюдать за вами, выполняя указанные далее инструкции. В следующих четырех пунктах местоимение вы относится не к человеку, занимающемуся просмотром потока образов, а к наблюдающему за ним партнеру.
 1. Улавливайте сигналы внимания. Сигналы внимания - это малейшие признаки того, что что-то привлекло внимание человека, находящегося в потоке образов - например, короткая пауза в дыхании. Другой отчетливый признак - движение глаз под закрытыми веками. Если глаза закрыты, то за чем они следят? Только за мысленными образами. Помните, что вы должны отреагировать на движение глаз, а не на обычное подрагивание век.
 2. Всячески поощряйте своего партнера. Заметив признак внимания, немедленно спросите: "Что ты видишь сейчас?" Даже если вы сомневаетесь в том, что уловили настоящий сигнал внимания, все равно спросите - это не повредит.
 3. Настаивайте. У некоторых людей настолько мощны заслоны сознания, что они просто не верят сами себе, когда видят какие-нибудь образы. Проявите настойчивость. Повторяйте упражнение до тех пор, пока оно не получится.
 4. Выступайте в роли тренера. В какой-то момент начинает что-то получаться. Вам радостно объявляют, что поймали образ. Теперь вам предстоит выступить в роли магнитофона или тренера. Ваша цель - помогать описывать образы в настоящем времени и с массой подробностей. Провоцируйте продолжать описание в течение нескольких минут, даже если сам образ промелькнул за доли секунды. Чтобы поддержать поток образов, напомните, что можно сочинять, приукрашивать, добавлять детали. В радостном возбуждении от первого успеха человек может просто забыть об этих освобождающих воображение приемах. Ваша задача - вовремя напомнить ему об этом.
 3.11.14.Совсместное путешествие
 Работая с партнером, вы можете совершить совместное путешествие. Это несколько более сложный метод, и к нему можно приступать только тогда, когда и вы сами, и ваш партнер приобретете достаточный опыт. Сядьте напротив друг друга, закройте глаза. Начинайте попеременно описывать свои образы. Но не нужно соблюдать формальную очередность, просто, когда один из партнеров делает паузу для вдоха, второй немедленно начинает свой рассказ. Не допускайте пустоты. Игровая обстановка, сопровождающая это упражнение, служит прекрасным катализатором потока образов. Ваши навыки воображения и описания будут совершенствоваться очень быстро.
 3.12.РАСШИРЯЙТЕ КОНТАКТ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВ
 Если вам удалось установить контакт с потоком образов, вы наверняка захотите определить пределы возможного. Чем активнее вы будете развивать силу своей восприимчивости, тем богаче будет ваше воображение. Ниже приводится несколько упражнений; они, как и подобные им, не только укрепляют "мышцы" вашего воображения, но и расширяют пространство, в котором существует поток образов. Формируя широкую, панорамную сцену, вы освобождаете свой ум для создания сложных и восхитительных драм.
 3.12.1.Панорамное сканирование
 Когда перед вашим внутренним взором встанет вполне отчетливая картина, начинайте перемещать взгляд постепенно влево, как если бы ваша голова была камерой, а ваше словесное описание - видеопленкой. Какие новые участки попадают в поле зрения, когда вы поворачиваете голову? Совершите полный оборот. Что оказалось позади вас? Когда вы завершите панорамный обзор сцены, то поймете, что увидели необыкновенно реальную картину в трехмерном пространстве.
 3.12.2.Техника расширенного восприятия
 Зрение есть сильнейшее из наших чувств, и мы всегда чрезмерно полагаемся на него. Попробуйте описывать свой поток образов, не используя визуальных ощущений. Вашим первым и основным помощником станет осязание. Исследуйте различные поверхности на воображаемой картине. Ощупайте кору дерева, грубость кирпичной кладки, нагретой солнцем (которая, кстати, имеет необычный запах), сырую от росы траву под ногами, рельефность и полировку доброкачественной деревянной мебели, мягкость плюшевого ковра. Полезны также такие ощущения, как прохлада и тепло, влажность, состояние атмосферы, чувство пространства и движения, масса и освещенность.
 3.12.3.Смените наблюдательный пункт
 Двигаясь по воображаемой сцене и описывая все, что попадает в поле зрения, любопытно менять в пространстве точку обзора. Можно перемещаться вперед и назад во времени, изменяя время суток, перебирая годы, века и тысячелетия. Наконец, вы можете варьировать размеры своего тела, вырастая и сжимаясь, как Алиса в Стране чудес. Открывайте дополнительные возможности восприятия и описывайте все в потоке образов.
 3.13.ПРИНЦИП ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
 По мере освоения упражнений вы наверняка откроете свои способы высвобождения потока образов. Здесь нет жестких правил. Может быть, предложенные вами методы будут работать лучше, чем мои. Неважно, каким способом вы этого добьетесь - как только поток образов хлынет, он подхватит вас и мгновенно перенесет в необходимое психологическое состояние.
 Я называю это принципом Леонардо. Из современной психологии известно, что практически любой стимул - даже совершенно бессмысленные кляксы Роршаха - вызывает целый поток ассоциаций, мгновенно подключающий наиболее чувствительные области вашего сознания. Леонардо да Винчи открыл это за пять веков до Зигмунда Фрейда. Однако в отличие от Фрейда Леонардо не использовал свободные ассоциации для выявления каких-то глубинных комплексов. Напротив, таким образом великий флорентиец в эпоху Возрождения прокладывал свой собственный путь к художественным и научным прозрениям.
 "Это не трудно... - писал Леонардо в "Записках", - просто остановиться по пути и посмотреть на подтеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь... там вы можете найти совершенно потрясающие идеи..."
 В своих работах о живописи Леонардо предполагал, что случайные формы при близком изучении вскоре принимают вид, "подобный различным ландшафтам, с реками, горами, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и чередой холмов. Вы сможете различить сражения, быстро движущиеся фигурки, странные выражения лиц, чужестранные наряды и бесчисленное множество других вещей, которые потом нетрудно свести к отдельным и понятным формам".
 Леонардо черпал вдохновение также и из звуков колоколов, "в звоне которых можно уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить".
 Не исключено, что, упражняясь в некоторых из методов, вы можете почувствовать себя довольно глупо, но не стоит из-за этого беспокоиться. Вы в хорошей компании. Леонардо да Винчи тоже признавал, что его "новый способ", несомненно, позабавит циников.
 "Это может показаться смешным и нелепым, - писал он. - Но тем не менее очень полезно для того, чтобы вдохновить ум на различные изобретения".
 3.14.ЭФФЕКТ УИТМЕНА-БЛЕЙКА
 Двести лет назад поэт Уильям Блейк сочинил четверостишие, которое для меня воплощает весь смысл потока образов:
 В одном мгновенье видеть вечность,
 Огромный мир в зерне песка,
 В единой капле бесконечность
 И небо в чашечке цветка.
 Спустя сто лет в унисон ему отозвался Уолт Уитмен, написав, что можно "увидеть Вселенную в травинке". Малейший стимул рождает бурю мыслей и открывает дорогу безграничным мечтаниям. Ваш мозг начинает свою синестетическую алхимию, перерабатывая сырые впечатления в гениальные прозрения. Я называю такое явление эффектом Уитмена-Блейка.
 Остановитесь, прежде чем принять свое очередное важное решение. Осмотритесь, окиньте взглядом трещины в потолке, каменную кладку под ногами, прочувствуйте, как сгибаются и разгибаются ваши колени, обратите внимание на свои ощущения в плечах, в животе, выражение на лице. Невероятно, но, расширяя границы своего нейрологического контакта с миром, вы становитесь сильнее, мудрее, способнее к творчеству, а ваш выбор - более разумным.
 Поток образов усиливает этот эффект стократно. Если вы освоите изложенные в данной главе методы, вы обретете мощный микроскоп и с помощью его сможете исследовать миры и вселенные, таящиеся в мельчайших песчинках и травинках под вашими ногами.
 Глава 4
 
 УСИЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
 В конце 90-х годов прошлого столетия в Цюрихе молодой Альберт Эйнштейн будучи студентом нередко принимал участие в путешествиях на яхте. Одна из его приятельниц - некая фрейлейн Марквальдер впоследствии часто вспоминала его крайнюю необщительность.Она рассказывала, что, как только ветер стихал и яхта замирала, Эйнштейн сразу же доставал записную книжку и принимался что-то писать, не обращая внимания на своих спутников.
 "Но стоило ветру снова подуть, - вспоминала далее Марквальдер, - как блокнот исчезал, а Эйнштейн был готов принять участие во всех парусных работах".
 Что же Эйнштейн записывал в свой блокнот? Скорее всего, мы никогда об этом не узнаем. Впрочем, гораздо важнее получить ответ на вопрос почему он писал? По мнению исследователей человеческого интеллекта, склонность к внезапному записыванию или рисованию является одним из верных признаков гениальности.
 4.1.ИМПУЛЬСИВНЫЕ ПИСАКИ
 В 20-е годы нашего века исследовательница Катерина Кокс подробно изучила биографии более трехсот исторических гениев - таких как сэр Исаак Ньютон, Томас Джефферсон, Иоганн Себастьян Бах. Ее исчерпывающее исследование сохранившихся фактов выявило поразительные совпадения в поведении и привычках этих выдающихся людей.
 По мнению Кокс, одним из признаков гения является склонность красноречиво описывать свои чувства и мысли в дневнике, в стихах, в письмах к друзьям и родным. Эта тенденция начинает проявляться уже в раннем возрасте. Кокс наблюдала ее не только у литераторов, но и у военных, политиков и ученых.
 4.1.1.Один процент
 Подтверждение словам Кокс можно легко найти, порывшись в библиотеке. Известно, что не более одного процента человечества имеют привычку описывать свои мысли и чувства в дневниках, заветных тетрадях или книгах. Но вот что интересно: добившиеся выдающихся успехов в жизни, как правило, попадают в этот один процент!
 В библиотеке вы найдете обширнейший материал, включающий автобиографии, написанные великими, наиболее одаренными людьми на протяжении веков: "Автобиографию" Бенджамина Франклина, "Автобиографические заметки" Эйнштейна, объемистые "Записные книжки" Леонардо да Винчи, заполненные эскизами, графиками, тайнописью... К концу жизни - 1931 году у Томаса Эдисона насчитывалось около трех миллионов страниц заметок и писем. Так что же истинно: всякий писака - гений, или всякий гений - писака? Почему выдающиеся умы начинают вести дневники? Может быть, они предчувствуют свою будущую славу и хотят оставить наследство историкам? Или страсть к писательству есть побочный продукт напряженно работающего ума? Или - избыточно раздутого эго? А может быть - и именно здесь я хочу остановиться, - это механизм, с помощью которого люди, не рожденные гениальными, подсознательно развивают в себе выдающийся интеллект?
 4.2ДРЕВНИЙ СЕКРЕТ
 В знаменитой сцене классического фильма 1959 года "История монахини" Одри Хепберн и другие послушницы выстраиваются в очередь за записными книжками в кожаных обложках. "До конца своих дней, - говорит им мать-настоятельница, - вы будете дважды в день обращаться к своей совести и записывать в эти маленькие книжицы свои мысли и воспоминания". Для героини Одри Хепберн дневник оказывается тяжким бременем: когда она пишет, ее мысли витают в облаках. Возможно, она была бы более прилежна, если бы знала, что недавние открытия в области нейропсихологии подтверждают чрезвычайную пользу этой старинной традиции.
 4.2.1.Супермонашки
 В течение долгих лет Дэвид Сноудон, геронтолог Университета штата Кентукки, изучал жизнь неприметной монашеской общины из Манкато, штат Миннесота. Подобно другим монашкам ордена - школе сестер Нотр-Дам, - монашки из Манкато отличались поразительным долголетием. Двадцать пять из ста пятидесяти сестер перешли девяностолетний рубеж, а нескольким уже исполнилось больше ста лет. Но самое удивительное заключалось в том, что они стойко сопротивлялись заболеваниям мозга, обычно сопровождающим старость. Болезнь Альцгеймера, так же как и потеря памяти, наблюдались у них намного реже и в более легкой форме, чем обыкновенно.
 В чем же секрет? Сноудон готов объяснить его. Три года назад 678 сестер общины Манкато согласились передать в дар исследователю свой мозг, и сейчас в коллекции Сноудона хранится девяносто пять экземпляров. Сноудон полагает, что результат исследования непременно покажет необычайно высокий процент содержания перекрестных связей между нейронами мозга. Старение и болезнь Альцгеймера блокируют и разрушают такие связи, но, если существует достаточный запас, то можно легко обойти бездействующие участки.
 4.2.2.Используйте или потеряете
 Мы уже выяснили, что в результате умственных упражнений дендриты, аксоны и глиальные клетки размножаются. Сноудон относит поразительную нейропсихологическую стойкость монашек Манкато именно на счет режима интеллектуальных тренировок.
 Дело в том, что Устав ордена строго осуждает праздность духа: мозг обязан неустанно трудиться. Многие сестры пишут диссертации. Они играют в интеллектуальные игры, решают головоломки, обсуждают политические вопросы, проводят еженедельные семинары. И самое главное, каждая монашка ведет журнал своих духовных и интеллектуальных исканий. Подобно героине Одри Хепберн в фильме "История монашки", они ежедневно исследуют свою душу и подробно записывают все происходящее в ней.
 4.3.ПРИНЦИП УЧАСТИЯ
 Когда Мариан Даймон провела свой знаменитый эксперимент с крысами, помещенными в стимулирующую развитие обстановку, она исследовала также и так называемую контрольную группу. В ней крысам не было позволено наслаждаться игрушками, лесенками, колесиками и прочими восхитительными развлечениями суперкрыс, но они могли наблюдать за своими более счастливыми сородичами.
 Некоторые теории развития детского интеллекта постулируют, что для его роста достаточно лишь одного интеллектуального стимулирования. Согласно этим теориям, крысы-наблюдатели также могли бы развить у себя дополнительные нейрологические связи, но этого не произошло. Они умирали в том же возрасте и имели столь же мало нейрологических связей, что и их несчастные собратья в абсолютно пустых клетках, которым не было позволено даже просто смотреть на других.
 Естественно, одного наблюдения оказалось недостаточно для того, чтобы создать суперкрыс - зверьки должны были сами попробовать и потрогать все игрушки. Это наводит на мысль, что "эффект суперкрысы" является следствием обратной связи. Чем интенсивнее крысы взаимодействовали со своей средой, тем в большей степени среда воздействовала на них, способствуя развитию мозга.
 4.4.ЦЕПЬ ЭКСПРЕССИИ
 Открытие Даймон подтверждает то, что известно нейрологии уже более восьмидесяти лет: физическое развитие существенной части мозга зависит не от наследственности и не от внешних стимулов, а от обратной связи с нашей собственной спонтанной и экспрессивной активностью. Я называю это явление цепью экспрессии.
 Еще в 1911 году Сантьяго Рамон-и-Кахаль заметил, что микронейроны мозжечка развиваются в прямой зависимости от активности ребенка. Позднее нейрофизиолог Хосе Дельгадо установил, что до 90% нейронов мозга формируются после рождения и их количество и структура в значительной степени зависят от характера информации, поступающей из окружающей среды.
 Несмотря на то, что эти удивительные свойства обратной связи известны столь давно, их значение для ускоренного обучения до сих пор не оценено по достоинству.
 4.4.1.Ползайте!
 Некий психолог исследовал два племени американских индейцев, которые обитали настолько близко друг к другу, что территории их резерваций пересекались. Оба племени жили в сходных культурных и экономических условиях. И тем не менее у людей одного племени коэффициент IQ был на 25 пунктов выше, чем у другого. Оказалось, что в одном племени младенцам позволяли свободно ползать, а в другом племени (с низким коэффициентом IQ) их движения строго ограничивали.
 Исследования, проведенные доктором Реймондом Дартом, работающим в Институте человека в Филадельфии, содержали аналогичные наблюдения. Дарт открыл "австралопитека" - недостающее звено эволюции. В настоящее время его институт занимается общими проблемами развития человека. Исследуя первобытные общины, там обнаружили, что те племена, в которых младенцы могли свободно ползать, имели более развитое общество, более высокие технологии и даже зачатки письменности. В тех племенах, где детям не разрешалось ползать, письменность совершенно отсутствовала, научить читать таких людей можно было лишь с большим трудом. Более того, у людей из этих племен возникали затруднения при попытке сфокусировать зрение на расстоянии руки - то есть именно на том расстоянии, на котором и держат книгу при чтении, листок бумаги при письме, инструменты при работе. Действительно, "цивилизация была создана на расстоянии вытянутой руки", - как остроумно заметил когда-то пионер ускоренного обучения доктор Гленн Доумен.
 4.4.2.Цепь "глаз-рука"
 Понаблюдайте за глазами младенца, который ползет по полу на четвереньках. Когда рука передвигается вперед, глаза ребенка фокусируются на ней, и это движение повторяется тысячи раз. Младенец не только учится ползать, но и тренирует глаза для работы на расстоянии вытянутой руки. Всякий раз, когда ребенок выражает свою волю, протягивая руку, он получает обратную связь - через прикосновение к полу, созерцание руки и переживание успешности собственных действий.
 Модель цепи экспрессии при ее более широком понимании способна пополнить непрекращающуюся дискуссию о роли стимулирующей среды в развитии ребенка. Традиционный метод создания развивающей среды предусматривает размещение около кроватки разноцветных елочных огней. Хотя это и стимулирует зрение ребенка, однако не создает никакой обратной связи. Елочные огни будут способствовать развитию мозга не более, чем наблюдение за играющими собратьями способствовало развитию мозга крыс-наблюдателей.
 Модель, более соответствующая цепи экспрессии, должна предусматривать возможность влиять на горящие лампочки - например, нажимая на кнопки панели управления. Тогда у ребенка появится мгновенная обратная связь с собственными движениями. Для более старших детей полезны игрушки, которые крутятся и мерцают при прикосновении.
 4.5.КАК СТИВЕН ХОКИНГ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ВОДИТ СМЕРТЬ ЗА НОС
 Принцип обратной связи имеет прямое отношение к тому, что известный физик Стивен Хокинг еще жив и работает. После того как у Хокинга была диагностирована болезнь Лу Герига (тяжелое неврологическое заболевание),врачи не могли гарантировать ему более двух лет жизни. Сейчас, спустя тридцать два года после этого мрачного прогноза, Хокинг не только в очередной раз женился, но и продолжает вносить заметный вклад в развитие глобальной теории относительности - одной из наиболее современных отраслей физики. Он даже стал в какой-то мере актером, сыграв роль в эпизоде фильма "Звездный переход в следующее поколение".
 Что же произошло?
 Прикованный к инвалидной коляске, неспособный написать ни строчки, Хокинг многие годы произносил лишь нечто недоступное пониманию. Сейчас он полностью потерял голос, однако печатает свои сообщения на клавиатуре, а электронная аппаратура озвучивает его слова. Многие годы Хокинга окружают внимательные студенты, которые ловят каждое его слово и записывают каждую его мысль. Таким образом для Хокинга формируется стимулирующий цикл обратной связи и возможность самовыражения, что помогает ему выжить и уже более тридцати лет сохранять ясный рассудок (рис. 4.1).
 
 Рис. 4.1. Когда у физика Стивена Хокинга была обнаружена тяжелая неврологическая болезнь, ему пообещали два года жизни. Но уже тридцать два года он продолжает удивлять всех своими глубокими космологическими прозрениями. Хокинг постоянно "выдает" новые идеи и получает немедленный отклик от своих студентов, готовых ловить каждое его слово. Эта интенсивная обратная связь сохранила ему жизнь. Специалисты-нейрологи считают, что развитие мозга в существенной степени зависит от физической и умственной обратной связи.
 4.6.ФИЗИК, КОТРЫЙ НЕ ЗНАЛ МАТЕМАТИКИ
 Английский изобретатель Майкл Фарадей был одним из наиболее выдающихся научных умов. Его теория электромагнитных полей и силовых линий вдохновила Эйнштейна. Тем не менее метод Фарадея озадачил и озадачивает до сих пор тех историков науки, кому присуща прямолинейность.
 "Фарадей... отличался абсолютной математической невинностью... - удивляется Айзек Азимов в "Истории физики". - Он разработал свою теорию силовых линий удивительно незамысловатым способом, представив их как резиновые ленты".
 Ученые, видимо, еще долго не знали бы, что делать с силовыми линиями Фарадея, если бы Джеймс Кларк Максвелл впоследствии не описал их математически. Бедный Фарадей очень старался разобраться в построениях Максвелла, но в конце концов совсем запутался и написал Максвеллу письмо, в котором умолял его "перевести иероглифы на человеческий язык, который я сам бы смог понять".
 4.6.1.Записные книжки Фарадея
 Еще более необычными были записные книжки Фарадея. Он заполнял тысячи страниц необузданным, бессистемным, иногда поэтическим потоком мыслей.
 "Сегодня все ручьи и водопады пенятся от избытка воды, - писал он в 1841 году после похода в Гейсбахе в Швейцарских Альпах. - Солнце светит ярко, и водопады пересекаются красивыми радугами".
 Одна радуга привлекла его внимание.
 "Она была как дух, сильный своей верой, как крепкая мачта посреди шторма... - писал он. - И хотя временами она таяла, но оживала вновь и продолжала стоять... И тбрызги воды, которые в своей ярости могли смести ее, сами оживляли ее и придавали ей еще большую красоту...".
 Как заметил писатель и ученый Томас Вест, вряд ли это простое совпадение, что именно радуга так очаровала Фарадея: сила и устойчивость формы радуги среди вихря и хаоса водопада таинственным образом напоминали об электромагнитных силовых линиях, сохраняющихся среди бесформенного эфира.
 Один ученый, который попытался восстановить ход научной мысли Фарадея на основании его записей, был шокирован и разочарован, ознакомившись со страницами дневника, в которых ему не удалось обнаружить никакого глубокого смысла.
 "Дневники... раздражают небрежностью записей, то и дело повторяющихся", - писал этот ученый. Он изо всех сил и совершенно тщетно пытался отыскать что-то, напоминающее разумные идеи, но вместо этого погряз "в трясине нечетко сформулированных принципов, концепций, наблюдений и фактов". В конце концов он вынужден был признать, что "само отсутствие шаблона... свидетельствует о том, как мыслил Фарадей... (подчеркнуто в оригинале). Фарадей откладывал на время необходимость понимать... он просто принимал идеи, которые являлись ему. Логическая связность идей определялась не априорной схемой, а естественно возникала из хаоса мысли".
 4.7.МЕТОД ПОРТАТИВНОГО БАНКА ПАМЯТИ
 Фарадей использовал метод, который я условно называю методом портативного банка памяти. Это очень просто. Вы покупаете маленький блокнот и носите его с собой повсюду, как это делали молодой Эйнштейн и Фарадей.
 Метод работает, потому что удовлетворяет первому закону поведенческой психологии: как только вы записываете впечатление или мысль, вы формируете особый тип творческого поведения. Если же не удается записать свое озарение, вы, напротив, способствуете нетворческому поведению. Просто, не правда ли?
 После совсем непродолжительной практики вы почувствуете резкий скачок качества и количества творческих мыслей. На самом деле импульсивное записывание мыслей есть грубое формирование потока образов. Эта привычка создает обратную связь между вашим сознанием, которое генерирует идеи, и вашим самоотчетом, который символически оформляется в блокноте.
 4.8.ЭФФЕКТ ДРАШТА
 У индусов есть специальное слово для обозначения такого самоотчета. Это драшта, что можно приблизительно перевести как "наблюдатель" или "свидетель". Драшта абсолютно объективен. Он бесстрастно взирает на мир и даже позволяет нам отделяться от тела и смотреть на себя со стороны. Можно представить себе блокнот как воплощение драшты. Он позволяет нам формализовать поток смутного восприятия, как если бы мы смотрели на все вполне объективно.
 Магнитофонная запись потока образов также является драштой, поскольку она создает обратную связь между внутренним восприятием и объективным "свидетелем". Однако поток образов является более мощным инструментом, чем переносной банк памяти. Записывая мысли в блокнот, мы делаем это уже после совершившегося события, когда поток описания уже не может повлиять на мысленные образы. Более того, письмо исключает использование речи и слуха, которые так важны для потока образов.
 Оба метода - и просмотр образов, и переносной банк памяти - стремятся соединить полюса мозга и стимулировать его возможности, которые не используются в других случаях. Особенно успешно оба эти метода работают в тандеме, когда они направлены на одно и то же наблюдение.
 4.9.ПРИНЦИП ГЕЙЗЕНБЕРГА
 В 1926 году немецкий физик Вернер Гейзенберг установил невозможность измерения траектории электрона в пространстве. Длина световой волны слишком велика по сравнению с крохотной частицей, а гамма-лучи, обладаю щие намного меньшей длиной волны, слишком мощны. Когда электрон встречает на своем пути гамма-излучение, он сбивается с курса. Таким образом, уже сам факт наблюдения за электроном меняет его движение и вносит погрешность в эксперимент.
 Экстраполируя это открытие, Гейзенберг сформулировал свой знаменитый принцип неопределенности, который гласит, что некоторые параметры, например скорость и траектория движения частицы, не могут быть точно определены, поскольку само измерение искажает данные.
 "То, что мы наблюдаем, - не природное положение вещей в чистом виде, - считал Гейзенберг. - Это природное положение вещей, подвергшееся воздействию наших методов исследования".
 Принцип неопределенности метафорически применяется почти в каждой области знания, включая и психологию. С его помощью психотерапевты объясняют, почему нельзя провести сеанс психоанализа с самим собой: присутствие живого аналитика, сидящего рядом с пациентом, стимулирует поток ассоциаций. Фрейд считал, что на психоаналитика переносится роль какого-нибудь человека, с которым пациент встречался в прошлом. Современные реляционные психотерапевты приписывают это явление установлению эмоциональной взаимосвязи между пациентом и аналитиком. Но все это лишь различные подтверждения одной и той же простой закономерности: свободные ассоциации возникают намного легче, если они проходят через замкнутый цикл обратной связи. Внешний объект, будь то человек, аудитория, блокнот или магнитофон, замыкает кольцо обратной связи, усиливающее слабое восприятие, которое само по себе неминуемо угасло бы.
 4.10.ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 К сожалению, обратная связь не всегда способствует развитию мозга. Отрицательная обратная связь тормозит мозг столь же мощно, сколь положительная стимулирует его.
 В качестве примера формирования такой отрицательной обратной связи я могу привести давний случай, произошедший со мной в 1949 году, когда я еще учился в Гарри сонберге, штат Вирджиния. На уроке истории я заявил, что считаю несправедливым, когда одни люди владеют огромными богатствами, в то время как множество других голодают. Не будет ли правильнее распределить богатство равномерно? Хороший учитель мог бы использовать этот провокационный вопрос как стартовую площадку для введения в основы экономики. Но поскольку уже занималась заря эры Маккарти, наш учитель отреагировал со страхом и подозрением: "Но это же будет коммунизм! - вскричал он, брызгая слюной. - Ты что, этого хочешь?"
 Мне было 11 лет, и я не знал, чего я хочу, но зато сразу понял, что меня запугивают. При первой же возможности я пошел в школьную библиотеку, взял "Капитал" и погрузился в него, но благодаря усыпляющему слогу Маркса не стал борцом за дело пролетариата с ранней юности. А к тому времени, когда я получил диплом бакалавра экономики, я уже твердо знал, что рыночная экономика, описанная Адамом Смитом и Генри Хазлиттом, предлагает достаточно справедливое разделение благ, причем с различными формами воплощения в жизнь.
 Несмотря на удачный конец этой истории, хочу отметить, что отрицательные последствия обратной связи могли сказаться на моем пробуждающемся интеллекте самым печальным образом. У более чувствительного или менее строптивого ребенка на моем месте мог бы на всю жизнь закрепиться страх задавать вопросы. По описанным ранее причинам отрицательная обратная связь является серьезным препятствием на пути развития интеллекта. Наиболее эффективное средство коррекции таких последствий - прогон образов.
 4.10.1.Принцип галерки
 Эксперты - первосвященники нашего времени. Неспециалисты не имеют права на высказывание собственного мнения. И все же многие открытия в самых разных областях были сделаны любителями. Вспомните Эйнштейна, скромного патентоведа, который решил возразить профессорам физики, или торговца Генриха Шлимана, открывшего Трою после того, как профессионалы объявили ее легендой.
 Маловероятно, чтобы какой-нибудь ученый-физик в 1831 году поставил опыты, подобные опытам Фарадея. Только фантастическая интуиция заставила Фарадея посмотреть, что получится, если вращать медный диск между двумя полюсами магнита. Он сам был потрясен, увидев, что его конструкция генерирует электричество.
 "Это открытие было дерзким творением мысли, - заметил впоследствии Эйнштейн, - и им мы обязаны тому, что Фарадей никогда не ходил в школу и сохранил редкий дар мыслить свободно".
 У всех нас нередко возникают подозрения, что эксперты бывают неправы в каких-то основополагающих вопросах медицины, политики, экономики, и нам не чуждо здоровое, естественное стремление освистать их "с галерки". Американская демократия основана на принципе галерки. По конституции простые граждане имеют право решать все основные вопросы, а специалисты - судьи, генералы, политики - должны находиться под их строгим контролем и наблюдением свободной, бдительной прессы. И все же обучение в школе, в колледже, на работе направлено на то, чтобы вытравить из нас дух галерки. Нас учат не доверять самим себе, а прислушиваться лишь к мнению экспертов.
 Не случайно все гении сокрушали устоявшиеся авторитеты. Способность несгибаемо нести бремя своей непохожести - краеугольный камень высокого интеллекта. В незамысловатой сказке о новом наряде короля заключена глубокая мораль. Королевских подданных уверили, что только глупцы не видят нового платья его величества. Прикидываясь умными, горожане выставили себя круглыми дураками. Единственная светлая голова оказалась у наивного маленького мальчика, который доверял только тому, что видел сам, и осмелился сказать, что король - голый.
 4.11.СЛУЧАЙ С ГРУЗОВИКОМ
 Однажды грузовик застрял под путепроводом, потому что кузов был слишком высоким. Полиция и дорожная служба попытались протолкнуть его, но ничего не получилось. Все высказывали свои предложения, как вызволить грузовик. Сначала решили снять часть груза, но от этого грузовик стал легче, приподнялся на рессорах и еще плотнее застрял под мостом. Пробовали использовать лом и клинья. Пытались увеличить число оборотов двигателя. Короче говоря, делали все, что обычно делается в таких случаях, но становилось только хуже.
 Вдруг подошел шестилетний мальчик и предложил выпустить немного воздуха из шин. Проблема тут же была решена!
 4.11.1.Забудьте о том, что вы знаете
 Полиция и дорожные рабочие не смогли освободить грузовик потому, что слишком много знали, и все, что они знали об освобождении застрявших машин, сводилось, так или иначе, к применению силы. Большинство наших проблем лишь усугубляются от нашего "многознания". И только когда нам удается отвлечься от известных решений, мы начинаем действительно улавливать суть проблемы.
 Кажется, что все очень просто, но простота обманчива. Многие люди, начиная практиковаться в прогоне потока образов, испытывают огромные затруднения при сопоставлении описания и сиюминутного восприятия. Они стремятся сгладить сырое восприятие и очень абстрактно, общими словами рассказывают об образах. Они описывают то, что понимают, а не то, что видят.
 В последующих главах мы покажем, как метод прогона образов используется для ответов на вопросы и решения задач. Он работает наиболее эффективно, когда не абстрактно описываешь увиденное, а концентрируешься на подробностях чувственного восприятия.
 4.11.2."Яйца всхватку, пожалуйста"
 Однажды я провел довольно нелепый опыт, который тем не менее дал пищу для размышлений. Все началось как-то утром, когда я заказывал завтрак в ресторане. Я попросил яйца "всхватку". Официант, не моргнув глазом, принес мне яйца всмятку, никак не отреагировав на то, что я заказал более экзотическое блюдо.
 Заинтригованный, я повторял этот опыт примерно семьдесят раз на протяжении шести лет - особенно когда в ресторане было пусто, а официант хорошо говорил по-английски. В шестидесяти двух случаях на оговорку не обращали внимания, несмотря на то что я говорил намеренно громко и четко.
 Мой друг, работающий в особо секретном подразделении Пентагона, попробовал провести аналогичный эксперимент. Для того чтобы пройти контрольно-пропускной пункт, нужно иметь пропуск с подписью, фотографией и полным именем. Он сложил пятидолларовую купюру так, чтобы был виден только портрет Авраама Линкольна, потом поместил его поверх собственной фотографии. Несмотря на то что он продолжал пользоваться этим пропуском целый год, никто из охранников не обратил на замену ни малейшего внимания.
 4.11.3.Предвзятое мышление
 Эти примитивные эксперименты отражают один общий принцип, который подтверждается и более изощренными исследованиями. В основном люди видят и слышат то, что они намереваются увидеть или услышать, а не то, что происходит в действительности, поскольку улавливается лишь информация, на которую имеется установка. Психологи называют это "установочным мышлением".
 В определенной степени установочное мышление весьма удобно, например, учитывая, что у нас нет времени вслушиваться в каждый слог: для занятой официантки гораздо проще предположить, что посетитель будет заказывать яйца, приготовленные традиционными способами.
 С другой стороны, установки создают почву для предрассудков. Так, многие люди привыкли считать всех негров - подонками, а всех белых - расистами, мужчин - жестокими, женщин - истеричными, а республиканцев - узколобыми тупицами. Установки затуманивают мышление ученых и статистиков, которые в цифрах видят то, что им угодно видеть.
 Метод просмотра образов стремится освободить ум от предвзятых установок. Чем более мы погружаемся в поток образов, тем активнее прививается привычка полагаться на собственное восприятие, а не на предрассудки. Мы становимся, как я это называю, независимыми наблюдателями - то есть людьми, которые все воспринимают и анализируют, а не предвосхищают.
 4.12.СТАНЬТЕ НЕЗАВИСИМЫМ НАБЛЮДАТЕЛЕМ
 От независимого наблюдателя до гения совсем недалеко. Если поощрять детей (да и взрослых тоже) свободно задавать вопросы и искать ответы, то мы поразимся их естественной гениальностью. Примерно к четырем годам все дети - независимые наблюдатели. Они без устали начиняют свой ум с помощью неуемного любопытства.
 Этот феномен до некоторой степени объясняет поразительную неустойчивость IQ у детей до 4-5 лет. В таком возрасте тесты IQ совершенно непоказательны, поскольку один и тот же ребенок может получить всего 70 баллов, что ниже всяких стандартов, а через несколько дней без труда набрать достижимые только для гениев 130 баллов. Педагоги предпочитают тестировать детей в более позднем возрасте, но, к сожалению, к этому времени дети уже успевают усвоить, что быть независимым наблюдателем очень неудобно, а тест IQ отражает именно такие знания.
 4.13.ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ
 Отрицательная обратная связь, возникнув однажды, остается с нами надолго, порой навсегда. Но если ее нельзя уничтожить, то, может быть, можно как-то использовать? Ведь делают же из лимонов лимонад!
 Отрицательная обратная связь может служить опорой, помогающей стать независимым наблюдателем. Когда учитель истории ругал меня за неуместный вопрос, он бессознательно стремился подвести меня к установочному мышлению. Он подразумевал, что все вопросы, связанные с социальной справедливостью, относятся к страшной категории "коммунистических" и потому не должны даже возникать. Но я был упрям и постарался сам найти ответ.
 Как оказалось, детское возмущение социальной несправедливостью в конце концов определило мою будущую карьеру. Оно побудило меня изучать экономику и развило глубокое уважение к тем правам, которые гарантируются истинно свободным рынком (который Америке еще предстоит создать). Затем пришло понимание, что самосовершенствование за счет образования и постоянного ускоренного обучения является самым верным способом реализовать равные возможности. Нечто похожее на то детское беспокойство заставило меня защитить докторскую диссертацию по философии, посвященную проблемам образования и развития интеллекта, а затем потратить двадцать пять лет на разработку методики прогона образов.
 И теперь я хочу выразить глубокую благодарность своему учителю, невольно побудившему меня самостоятельно искать ответ на свой вопрос. Однако не всем так везет, как мне.
 Сформированная когда-то отрицательная обратная связь могла повернуть все в худшую сторону, а собственных сил оказалось бы недостаточно для противодействия. Очень часто момент установления отрицательной обратной связи относится к незапамятным временам или ее последствия настолько губительны, что человек уже просто не может вспомнить, когда он перестал быть независимым наблюдателем.
 Так можно ли превратить лимоны в лимонад по прошествии многих лет? Можно ли что-то исправить, когда все давно устоялось? Можно. К этому заключению я пришел неожиданно для себя, изучая работы швейцарского психолога Жана Пиаже. Предложенная им схема умственного развития - почти хирургически точный способ восстановления с помощью потока образов.
 4.14.СХЕМЫ ЖАНА ПИАЖЕ
 Пиаже изучал нормальное развитие ребенка на собственных детях. Он заметил, что способность мыслить и восприятие ребенка развиваются в несколько этапов: сенсорно-моторная стадия (от рождения до восемнадцати месяцев), стадия предварительного опыта (до семи лет), стадия конкретного опыта (от семи до одиннадцати лет) и стадия формального опыта (от одиннадцати до пятнадцати лет). Фактически возрастные границы у разных детей варьируют.
 Дети продвигаются вперед за счет длительных циклов обратной связи с окружающим миром, обучаясь методом проб и ошибок. Например, на ранней стадии предварительного опыта ребенок уверен, что если перелить воду из широкого низкого стакана в высокий и узкий, то воды становится больше, потому что ее уровень повышается. И когда вы переливаете воду обратно в низкий стакан, ребенок даже опасается, что она там не поместится. Принцип сохранения количества вещества еще не понят. Но после нескольких экспериментов с жидкостями обратная связь поможет ребенку усвоить его.
 4.14.1.Пропущенные шаги
 По мнению Пиаже, проблемы начинаются, если оказывается пропущенной одна из стадий и ребенок усваивает какие-то понятия абстрактно, вместо того чтобы принять их интуитивно.
 Когда взрослые объясняют ребенку, что количество воды не зависит от формы стакана, то в маленькой головке будет более туманное представление, чем в случае, если понимание приходит в результате опыта. Ребенок перешагивает через существенный этап собственного развития, и потому все последующие этапы будут покоиться на более шатком фундаменте. Таким образом, начиная с этого момента, все представления ребенка о мире, о себе, о Вселенной искажаются и ослабляются, и дальнейшее развитие личности идет с определенным отклонением.
 Конечно, изучать все методом проб и ошибок невозможно и даже физически опасно. Способность учиться на чужом опыте есть отличительная особенность, присущая человеку. Но обучение должно быть построено таким образом, чтобы ребенок открывал новое, переживая моменты творчества. Например, Макс Вертхеймер, основатель гештальт-терапии, указывал, что когда дети начинают понимать, как и согласно каким законам геометрии было установлено, что площадь параллелограмма равна произведению основания на высоту, то они не только запоминают формулу лучше, чем те, кто просто вызубрит ее, но и без труда переходят к вычислению площадей других геометрических фигур.
 Поэтому Пиаже глубоко переживал, что именно на основании его теории разрабатываются интенсивные программы обучения, бомбардирующие ребенка информацией, а не позволяющие усвоить необходимые идеи опытным путем.
 4.14.2.Гипнотическое возвращение к прошлому
 В моей диссертации я рассуждал о том, как с помощью гипноза люди могут вернуться назад и укрепить слабые места в своем образовании. Опытный гипнотизер может вернуть человека к критической точке его интеллектуального развития и воссоздать недостающее звено для усвоения неверно понятой концепции.
 Поскольку такой путь - дело сложное и дорогостоящее, я понял, что он доступен лишь немногим, и отказался от этой идеи на целых восемнадцать лет. Затем, в марте 1990 года, произошел неожиданный прорыв. Работая с группой по методу просмотра образов, я провел эксперимент. Во-первых, я познакомил их вкратце (за одну минуту) с познавательной схемой Пиаже. Далее я предложил участникам перенестись с помощью потока образов в какой-нибудь ключевой момент своего интеллектуального развития в детстве или даже в младенчестве. (Поток образов должен знать, где находится такая точка, даже если мы сами не подозреваем о ней.)
 После того каждый должен был рассказать своим партнерам о том, что возникало в его мыслях, даже если это не совпадало со схемой Пиаже. Работая с появившимся в воображении образом, участники должны были расслабиться и свободно дрейфовать по своей фантазии, позволив ей воссоздать искомый эпизод детства.
 Все без исключения смогли вернуться к ключевому моменту своего развития и обогатить его в воображении. Потом они переходили от эпизода к эпизоду, повторяя тот же самый процесс, пока не оказывались в настоящем времени.
 Для того чтобы подтвердить положительный эффект такого восстановления для интеллектуального развития личности, необходимы дополнительные исследования, но общее благотворное влияние на слушателей моих семинаров не подлежит сомнению. Удивительно, насколько быстро и легко люди восстанавливали критические моменты своего развития - казалось бы, давно забытые. Такая гипермнезия, или углубленное воспоминание, возможна только при высокого класса и дорогостоящей гипнотерапии. А вот с помощью потока образов этого можно добиться бесплатно и не прибегая к гипнозу.
 4.15.БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!
 Память остается самым неуловимым из всех явлений духовного мира человека. Психолог Элизабет Лофтус опытным путем доказала, что не менее двадцати пяти процентов людей можно заставить вспомнить то, чего не было.
 Совершенно случайно Лофтус обнаружила, что она сама относится к таким людям. Когда ей было сорок четыре, ее дядя сказал ей, что именно она тридцать лет тому назад обнаружила тело своей матери, утонувшей в плавательном бассейне. "...И я вспомнила, - писала Лофтус в книге "Психология сегодня", - как мама в ночной сорочке плавает на воде лицом вниз... Я закричала. Помню полицейские машины, блеск огней. За три дня воспоминания словно проросли..."
 Затем брат сказал ей, что дядя ошибся. Оказалось, что тело обнаружила ее тетя Пирл, сама Лофтус вообще ничего не видела.
 "Я была страшно удивлена такой доверчивостью моего, прямо скажем, скептического ума", - писала Лофтус.
 Далее я приведу некоторые упражнения, которые помогут вам вспомнить и обогатить ключевые моменты вашего обучения. Но хочу предупредить вас: невозможно установить, являются ли воспоминания реальными, частично реальными или совершенно символическими и метафорическими. Да это и ни к чему. Важно, что эти воспоминания по каким-то причинам имеют значение для вас и подсознание предоставляет их в воспринимаемом и пригодном для коррекции виде.
 4.16.ПОТОК ОБРАЗОВ - ЭТО НЕ ГИПНОЗ
 Несмотря на то что у меня есть диплом, дающий право заниматься гипнозом, я давно отказался от такого средства обучения и развития - не только потому, что оно очень дорого, но и потому, что дает слишком большую власть гипнотизеру и является опасным. А методика просмотра образов не является гипнотической: человек на протяжении всего сеанса сохраняет полное сознание, контролирует ситуацию и не более подвержен внушению, чем любой мечтатель-прохожий на улице.
 Тем не менее если мы сбрасываем оковы со своей памяти, то последствия могут быть непредсказуемыми.
 Поэтому я не рекомендую практиковать метод просмотра образов без наблюдения специалиста тем, кто страдает галлюцинациями и нервными расстройствами.
 4.17.ТО, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ
 Если в потоке образов перед вами встает слишком болезненное воспоминание, то я советую вам обсудить это с квалифицированным психотерапевтом, к выбору которого следует подойти с особой тщательностью. За последние несколько лет миллионы людей под воздействием гипнотической регрессии вызвали у себя воспоминания о глубоких травмах - не только детских, но и происходящих в их предполагаемых предыдущих жизнях в ином воплощении. Не стану вдаваться в обсуждение вопроса о том, насколько эти воспоминания соотносятся с реальными событиями, но, по крайней мере, 25 процентов воспоминаний (согласно исследованиям Лофтус) ложные. Возможно, этот процент даже выше, поскольку к подобной терапии, как правило, прибегают люди с повышенной внушаемостью.
 Один весьма уважаемый педагог несколько лет тому назад развелся, так как психотерапевт убедил его жену в том, что в предыдущей жизни муж преследовал ее, когда она была ребенком. В мои задачи не входит решать, могло ли такое вообще произойти или нет, но все же развод мне кажется слишком суровой мерой, если принять во внимание зыбкость доказательств вины.
 Короче говоря, если вы вынуждены обращаться к помощи психотерапевта, ищите специалиста, который известен своим ответственным подходом и соблюдением всех ограничений по применению гипнотической регрессии. Если он поощряет вас слепо верить в правдивость таких воспоминаний, то он оказывает вам весьма сомнительную услугу.
 Используя процедуру когнитивного структурного усиления, описанную далее, важно помнить, что мы стремимся не просто вызвать воспоминания о реальном, а хотим получить некий ключ к прошлому развитию, возможно, символический или метафорический. При этом появление реальных и узнаваемых воспоминаний или их отсутствие равновероятны.
 4.18.КОГНИТИВНОЕ СТРУКТУРНОЕ УСИЛЕНИЕ
 Итак, переходим к методике усиления обратной связи. Наша цель, как уже было сказано, вызвать и обогатить воспоминания о том, что Авраам Маслоу назвал "пиковым учебным опытом". Техника просмотра образов, которая используется в данном случае, носит название когнитивного структурного усиления (КСУ).
 Однако не пытайтесь применять ее до тех пор, пока вы не освоите базовую методику просмотра потока образов, потратив на это несколько часов практических занятий.
 1. Пусть поток образов увлечет вас назад, к одной из ключевых точек вашего раннего интеллектуального развития.
 2. Опишите своему партнеру или запишите на магнитофон все, что возникает перед вашим мысленным взором. Позвольте потоку образов развиваться свободно.
 3. С помощью потока образов представьте себе ситуацию, которая помогла бы вам обрести лучшее понимание этого ключевого момента. Опишите все, что вы видите или чувствуете. Говорите громко и внятно.
 4. С помощью потока образов продвигайтесь вперед, от самого раннего ключевого момента вашего развития к следующему, вытекающему из него.
 5. Обогащайте каждое такое воспоминание, описывая его с мельчайшими чувственными подробностями.
 6. Продолжайте процедуру до тех пор, пока не достигнете настоящего времени.
 7. Наконец, уделите несколько минут подробному словесному выражению того, насколько лучше вы стали себя чувствовать после таких обогащенных воспоминаний и как изменилось ваше понимание и восприятие.
 4.19.МГНОВЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
 При работе с воспоминаниями можно по-разному использовать методику просмотра образов. КСУ является лишь одним из многочисленных способов. Поток образов может помочь вам более глубоко усвоить прослушанные лекции, уроки, смысл разговоров, практически любые виды занятий, независимо от того, было это несколько лет или пять минут назад.
 Для этой цели я использую метод мгновенного воспроизведения, названный так в честь спортивных телекомментаторов.
 Метод мгновенного воспроизведения был впервые разработан и показан мне ныне покойным доктором Раймондом Камероном.
 Я усовершенствовал и применил технику доктора Камерона в соответствии с теорией и практикой потока образов. Поскольку я считаю, что мне удалось существенно изменить ее, я также должен нести ответственность за все недостатки метода, описанного в следующем разделе.
 4.19.1.ВЫБИРАЙТЕ, ЧТО ВСПОМИНАТЬ
 В методе мгновенного воспроизведения, в отличие от КСУ, вы сами выбираете, что будете вспоминать. Возможно, вы просто хотите более глубоко проникнуть в суть прежнего разговора с кем-то. Может быть, недавно посетив семинар или урок, вы считаете, что в нем содержалось больше, чем вы смогли вынести. Или вы хотите еще раз прочувствовать и осмыслить краткую встречу со знаменитым человеком, крупным специалистом в вашей области. Или, как спортсмен, хотите восстановить свою последнюю игру или соревнования.
 По мере обретения опыта вы увидите, что, используя метод мгновенного воспроизведения, любое событие, сколь бы малым и незначительным оно вам ни показалось, наполняется неожиданным и глубоким смыслом. Например, если вы воспроизводите лекцию или семинарское занятие, то можете извлечь такие нюансы, о которых не подозревает и сам преподаватель.
 Метод мгновенного воспроизведения имитирует способ восприятия мира истинным гением. При этом рядовые ситуации обретают многослойность значений, метафоричность и глубину. Воспроизведение собственного опыта с помощью прогона образов подобно наблюдению восхитительного заката во всем его богатстве красок человеком, который до сей минуты был дальтоником.
 4.19.2.Превращаем лимоны в лимонад
 Как и в методе КСУ, не все моменты, выбранные вами для мгновенного воспроизведения, могут оказаться приятными. Однако метод дает вам возможность превратить лимоны в лимонад, извлекая из самых неловких, обескураживающих или раздражающих эпизодов полезные и содержательные уроки.
 4.19.3.Подготопка к воспроизведению
 Мгновенное воспроизведение следует выполнять как можно ближе к самому событию. Разумеется, "как можно ближе" простирается до нескольких лет, если вы выбрали давнее событие. Воспользуйтесь партнером-слушателем или магнитофоном. Если вы работаете с партнером, то хорошо бы (хотя и необязательно), чтобы в прошлом он пережил подобный опыт.
 Когда вы в первый раз попытаетесь восстановить события методом мгновенного воспроизведения, то очень полезно выбрать важный и поучительный случай, преисполненный для вас глубокого смысла. Успех поможет вам закрепить навык и в дальнейшем упростит выявление смысла более ординарных событий, уроки которых незаметно ускользнули от вашего сознательного внимания.
 4.20.ТЕХНИКА МГНОВЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
 Представьте себе, что вы астронавт, только что вернувшийся после выполнения необычного задания. Сейчас вам предстоит подробнейшим образом рассказать обо всех перипетиях вашей миссии дотошному ученому, который будет анализировать ваш рассказ.
 1. Закройте глаза и добейтесь бархатно-гладкого дыхания.
 2. Вызовите конкретное воспоминание выбранного вами события.
 3. Последовательно опишите событие по мере его логического развития в соответствии с правилами просмотра образов. Это значит, что рассказывать нужно только в настоящем времени и с многочисленными чувственными подробностями. Ваш партнер должен свести свои замечания к минимуму.
 4. За первые 4-5 минут расскажите обо всех своих впечатлениях, действиях и физическом состоянии. Как и при обычном просмотре потока образов, не стесняйтесь приукрашивать и сочинять, если это помогает поддерживать воображение.
 5. Ну а теперь, отдав дань чувствам, начинайте открывать для себя более абстрактные вещи. Свободно комментируйте и выносите свои суждения о всем проходящем. Не заботьтесь, чтобы ваши суждения были умными или правильными: если они возникли в вашем мозгу, значит, они имеют значение.
 6. Вскоре образы могут начать странно или причудливо изменяться. Их могут заменить совершенно новые, на первый взгляд не связанные с исходными. Эти новые или измененные образы есть ответы более обширной, подсознательной части вашего "я", они в символической форме представляют собой послание о сути воспроизводимого события. Если вы еще какое-то время не будете отвлекаться от потока образов, то понимание обрушится на вас внезапно - ярким, всеохватывающим прозрением. Это то, что Авраам Маслоу назвал моментом "Ага!".
 7. Продолжайте свое описание 20 или 30 минут, пока вы не достигнете этого самого "Ага!"
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 4.20.1.Лучшие идеи приходят под занавес
 При творческом приеме, известном под названием "мозговая атака", люди оглашают новые идеи свободно, не заботясь об их качестве. Как правило, самые лучшие идеи приходят в конце сеанса мозговой атаки, когда участники полностью расслабились и наиболее восприимчивы. Аналогично и мгновенное воспроизведение - усиливается под конец сеанса. "Идеи под занавес" оказываются самыми важными.
 4.20.2.От 15 до 30 минут в день
 Если вы каждый день будете тратить от пятнадцати минут до получаса на мгновенное воспроизведение, то где-нибудь на 10-21-й день вы ощутите глубокие преобразования в своем восприятии и в жизни. Веками люди стремились к тому, чтобы вернуть ускользнувшие моменты жизни, исправить свои ошибки. Метод мгновенного воспроизведения предлагает нечто весьма близкое к этому.
 Как мы видим, развитие личности происходит за счет обратной связи - неразрывного потока поступков и реакций на них методом проб и ошибок. Просмотр образов позволяет вам снова и снова прокручивать замкнутый цикл обратной связи - до получения необходимого результата.
 Глава 5
 
 ЭФФЕКТ СЮРПРИЗА
 После целого дня работы над учебником химии Фридрих Август Кекуле почувствовал себя разочарованным. "Все плохо, - решил химик, - моя душа занята не тем". Кекуле придвинул кресло поближе к камину и стал смотреть на пляшущие языки пламени. Довольно долго он размышлял о молекуле бензина, строение которой продолжало ускользать от него. В конце концов, как он признался впоследствии, он погрузился в состояние полусна. То, что произошло потом, вошло в научный фольклор как величайшая минута - и величайшее чудо.
 Начиная дремать, Кекуле клевал носом и вдруг увидел среди пламени какие-то фантастические формы. "Я видел, как атомы проносятся перед моими глазами, - вспоминал ученый. - Они двигались длинными рядами, извиваясь, как змеи".
 Внезапно он уловил какое-то резкое движение. "Что это? Одна из змей схватила себя за хвост... и яростно закружилась... Я проснулся как от вспышки молнии".
 Кекуле понял, что подсознание подсказало ему ключ к форме молекулы бензина. Остаток ночи он провел, работая над задачей. Вскоре после этого события, в 1865 году, он объявил, что молекула бензина состоит из шести атомов углерода. Соединение атомов удивительно напоминало змею из сна.
 5.1. "ЧТО ЭТО БЫЛО?"
 Сны, подобные сну Кекуле, - в науке явление нередкое. Но откуда они приходят? Ведь принято считать, что новая теория формируется постепенно - путем анализа, дедукции, проб и ошибок. На практике же получается, что теории возникают вдруг, как бы ниоткуда, с внезапностью летней грозы.
 "О, что это было?!" - воскликнул пораженный Кекуле, увидев среди огня змею, схватившую свой собственный хвост. Неожиданность "благовещения", снизошедшего Кекуле, - верный показатель его истинности. Только тайно подкравшись, гениальная мысль может пробиться сквозь цензуру внутреннего редактора. Если образ не поражает, то он и не представляет интереса.
 Это я и называю эффектом сюрприза.
 5.2."ГЛУШИТЬ ГЛУШИТЕЛЬ"
 В предыдущих главах мы ввели концепцию глушителя - механизма в мозгу человека, который подавляет гениальные мысли. Иначе его можно назвать цензором, или редактором.
 Быть Редактором - в основном функция левого полушария мозга. Естественный способ его выражения - язык, логика, анализ. А вот гениальные озарения, как правило, рождаются в правом полушарии. Противодействуя гениальным мыслям, левое полушарие стремится судить и рецензировать их в соответствии с традиционным здравым смыслом. Оно подавляет новые идеи вопросами типа: "А есть ли в этом смысл?", или "А были ли прецеденты?", или даже "А что подумают мои коллеги, если я выскажу такую мысль?".
 Мы должны научиться отключать критическое левое полушарие - мы должны научиться "глушить глушитель". Это позволит озарениям правого полушария достигнуть нашего сознания.
 5.2.1.Левое полушарие, правое полушарие
 Несколько слов о терминологии. В общем случае принято считать, что левое полушарие имеет дело с языком, логикой и анализом, а правое действует по принципу формирования и распознавания образов, озарений, прозрений. В настоящее время многие исследователи считают, что левое и правое полушария выполняют некоторые функции совместно. Опыты показали, что "визуальное" правое полушарие не способно создать сложный образ без участия левого. И тем не менее мы будем продолжать использовать старые термины как метафоры двух частей нашего мозга - одна из которых творит, а другая судит.
 Бессмысленно спорить с тем, что к идеям нужно относиться критически, если мы хотим довести их до практического воплощения. Позднее, в главе 14, мы увидим, что творчество и анализ по сути две стороны одного процесса. Однако они должны проявляться строго последовательно, одна за другой. Смешивать их столь же немыслимо, как нефть с водой.
 В той же главе 14мы рассмотрим способы сосредоточения на логических функциях левого полушария. Эффект сюрприза, описанный в данной главе, служит противоположной цели - он помогает нам полностью посвятить свое время одному только творчеству.
 5.3.КАК ОСВОБОДИТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ СЮРПРИЗА
 Глушитель проще всего заглушить, если освободить в коре головного мозга место для сюрприза - пространство, которое предназначено для восприятия удивительных сообщений правого полушария, - что-то похожее на кормушку, выставленную для привлечения птиц.
 Кекуле создал такое пространство, находясь в полусознательном состоянии. Стоило только тому освободиться, как - ба-бах! - Кекуле озарила идея.
 Фактически все манипуляции с образами, описанные в этой книге, являются способами формирования пространства для сюрприза, похожего на глубокий и широкий колодец, куда могут вливаться новые впечатления и новые понятия.
 5.3.1.Недостаток направленного воображения
 В недавние годы среди школьных учителей, спортивных тренеров, экспертов корпораций и даже среди врачей была популярна методика направленного воображения. Она напоминает технику просмотра образов тем, что так же предписывает закрывать глаза и созерцать мысленные образы. Но при этом лидер или учитель указывает, какие образы вы должны увидеть. Врач, например, может рассказывать онкологическому больному, как в определенной части тела лейкоциты атакуют и пожирают раковые клетки. Эксперт корпорации может приказать торговому представителю мысленно проследить за процессом проведения крупной распродажи. Тренер показывает гимнасту пример безупречного выполнения упражнения.
 Направление воображения подтвердило свою эффективность для мобилизации способностей человека, для роста уверенности в себе, для усиления эмоций и даже для укрепления иммунной системы. Но оно совершенно бесполезно при творческом решении проблем. У направляемого воображения отсутствует одно важнейшее свойство - неожиданность. Не подготовив пространства для сюрприза, вы этого сюрприза не дождетесь.
 5.3.2.Мозговая атака
 В 1938 году владелец крупнейшей рекламной компании Алекс Ф. Осборн начал практиковать в своей фирме метод, который сотрудники немедленно окрестили мозговой атакой. Во время мозговой атаки поощрялось высказывание любых идей, в том числе совершенно нелепых. Никому не дозволялось критиковать или осмеивать предложения другого. Все высказанные мысли записывались без комментариев и подвергались критическому рассмотрению только на следующем совещании.
 Руководители фирмы были поражены количеством блестящих идей - плодами мозговых атак. Осборну удалось создать так называемое свободное пространство для сюрприза. Метод оказался настолько успешным, что в 50-е годы все корпорации Америки буквально помешались на нем.
 5.3.3."Вы отрицаете все с излишней легкостью и чересчур сурово судите"
 На мозговые атаки Осборна в какой-то мере вдохновило написанное в 1788 году письмо Фридриха Шиллера своему другу. Друг пожаловался ему на недостаток новых идей.
 "Причина твоих трудностей... в ограничениях, которые твой разум накладывает на воображение, - отвечал Шиллер. - Ты отрицаешь все с излишней легкостью и чересчур сурово судишь".
 "Тем самым, - продолжал классик, - тормозится творческая работа ума... Если интеллект слишком уж пристально начинает рассматривать новые идеи... то он гасит их... еще при рождении".
 Вместо этого он предложил своему другу свободно предаться потоку мыслей, на время отложив критическое суждение. "Творческий ум... должен отозвать стражу от своих ворот, чтобы идеи врывались в беспорядке, а уж потом можно исследовать и рассматривать их во всем разнообразии...".
 Так Шиллер говорил о создании пространства для сюрприза. Как только мы задаемся вопросами, разумно ли озарение и можно ли его использовать практически, мы "убиваем его на корню", - ведь все блестящие идеи на первый взгляд кажутся совершенно безумными. Никогда не следует выносить суждение о своей или чужой идее до тех пор, пока вы не обдумали проблему всесторонне и не предоставили на время полную свободу своему гению.
 Алекс Осборн назвал это принципом отсрочки суждения.
 5.3.4.Отсрочка суждения
 У многих известных исторических деятелей соблюдение принципа отсрочки доходило иногда до безрассудных крайностей. Например, Авраам Линкольн совершенно не переносил критики со стороны прессы.
 "Как правило, - заявил он в своей речи в 1865 году, - я воздерживаюсь от чтения статей с нападками на меня, чтобы не подвергать себя искушению отвечать, когда у меня может и не быть подходящего ответа".
 Многие ученые не приступают к исследованиям до тех пор, пока не прочитают все материалы своих предшественников. Эйнштейн же шокировал ученый мир тем, что совершенно не умел пользоваться научной литературой.
 "Мне кажется... - писал он во вступлении к своей статье 1906 года, - что многое из изложенного далее уже было частично прояснено другими авторами. Но поскольку рассмотренные в настоящей статье вопросы исследуются с совершенно иной точки зрения, я решил, что смогу обойтись и без изучения имеющейся на эту тему литературы, которое столь мучительно для меня".
 Физик С. П. Сноу выражал восхищение тем, что знаменитая статья Эйнштейна 1905 года, представляющая основы специальной теории относительности, не содержала "никаких ссылок и цитат... Причудливые умозаключения возникали как бы сами собой... с великолепной простотой... Казалось, что он пришел к ним чисто усилием мысли, не прислушиваясь ни к чьим мнениям".
 Изобретатель Майкл Фарадей пошел еще дальше. Человек, которого называют величайшим экспериментатором в истории науки, часто отрицал даже результаты собственных опытов, если они не соответствовали его интуитивным представлениям.
 "Когда у него возникала новая теория, - писал его современник, - то он становился упрямым, как осел... Он повторял опыты снова и снова из года в год, несмотря на то, что отрицательный результат был совершенно очевиден...".
 Если бы Фарадей реально смотрел на свои провалы, то он оставил бы все попытки, некоторые из которых в конце концов привели к величайшему успеху.
 5.4.НЕ СДЕРЖИВАЙТЕСЬ, А ПРОСТО ОТКЛЮЧАЙТЕ!
 Принцип отсрочки суждения Осборна лежит в основе любой современной творческой методики. К сожалению, у него есть один существенный недостаток: удержаться от суждения почти невозможно. Здесь бессильна одна только сила воли: традиционный критический взгляд тайно и незаметно просачивается, не подчиняясь контролю сознания, а малейшего сомнения оказывается достаточно, чтобы парализовать свободу мысли. По этой причине все методики, основанные на сознательном сдерживании суждений, неизменно будут давать неудовлетворительные результаты для всех, кто в отличие от Эйнштейна, Фарадея или Линкольна не приобрел некоторого бессознательного опыта в этом деле.
 Единственный способ обойти бдительного цензора заключается в том, чтобы просто отключить его (временно, разумеется!). Существует немало простых и практичных способов сделать это, примеры которых приводятся далее.
 5.4.1.Принцип внезапности
 Юлий Цезарь был одним из величайших в истории полководцев. Он одерживал победы в сражениях, пользуясь приемом celeritas, - то есть выигрывая за счет скорости. Цезарь всегда захватывал врага врасплох, появляясь на несколько дней, а то и недель раньше, чем его ожидали,- даже если для этого требовалось совершить форсированный переход через заснеженные горы. Когда галльское племя битуригов взбунтовалось против власти Рима, Цезарь обрушился на восставших столь молниеносно, что застал галлов "обрабатывающими свои поля без малейших опасений".
 Пионер ускоренного обучения в Японии доктор Макото Шишида использовал тактику, подобную тактике Цезаря, для обхода блокирующих установок. Он обнаружил, что слишком быстрая подача информации способна "закоротить" работу медлительного левого полушария мозга. Но хотя левое полушарие обрабатывает одновременно не более одного слова или предложения, мы изучаем иностранные языки, высшую математику или читаем в сотни раз быстрее. Весь фокус в том, как обнаружил Шишида, чтобы загружать мозг информацией со скоростью, не позволяющей сознанию успевать обрабатывать поступающий поток.
 5.4.2.Роль обратной связи
 Когда поезд не спеша отходит от станции, а в это время другой поезд столь же медленно прибывает на соседний путь, то пассажиру, сидящему у окна, кажется, что поезда проносятся друг мимо друга со скоростью вдвое больше фактической. На самом деле такое восприятие не является чистой иллюзией. Ведь относительно друг друга эти поезда действительно движутся довольно быстро, - что стало бы очевидным, случись им столкнуться.
 То же самое происходит и при использовании метода просмотра образов. Поток мультисенсорных восприятий проникает в сознание через правое полушарие. В то же время мощная струя словесных описаний, нагнетаемая мозгом, вырываясь изо рта, попадает в уши, тем самым образуя замкнутый цикл обратной связи. Когда два потока проносятся мимо друг друга через 126-битовый канал сознательного внимания, возникает яростно кипящий хаос, подобный бурлению в низовьях Ниагарского водопада.
 Таким образом мы пользуемся преимуществом скорости, на самом деле не заставляя себя мыслить в бешеном темпе. При просмотре потока образов мы говорим, слушаем и вызываем образы ничуть не быстрее обычного и все же при этом испытываем колоссальное напряжение, как если бы мы прислушивались к бесконечным выкрикам на аукционе. Восемьдесят лет исследований в области психологии подтвердили, что подобного рода умственная перегрузка расчищает путь гениальным прозрениям.
 5.4.3.Мозг в поисках порядка
 Восемьдесят лет тому назад большинство психологов верили, что люди строят свое восприятие упорядоченно, кропотливо собирая фрагменты ощущений, подобно тому как ребенок строит башню из кубиков.
 В 1912 году немецкий психолог Макс Вертхеймер задал прозорливый вопрос: почему кинозрители воспринимают происходящее на экране как серии плавных, жизнеподобных движений? Ведь фактически они наблюдают всего лишь последовательность фотоснимков.
 Вертхеймер пришел к выводу, что иллюзия непрерывности движения объясняется определенной настройкой мозга на восприятие тысяч мелькающих кадров. Он рассматривал мозг как некий механизм, стремящийся сохранить постоянное равновесие в мире, наполненном хаотическим, сводящим с ума беспорядком. Как только равновесие мозга нарушается потоком спутанных образов, он немедленно начинает восстанавливать его, превращая восприятие в прогон цепочки простейших цельных образов (гештальтов), которые способны передавать информацию.
 5.4.4.Гармония из хаоса
 В сущности, возникновение каждого прекрасного и мелодичного звука симфонического оркестра объясняется феноменом стоячих волн. Стоячие волны неподвижны в пространстве, хотя и создаются в результате наложения движущихся волн.
 Если ударить молоточком по струне рояля, перебирать пальцами струны гитары или сыграть на кларнете или органе, звуковые волны будут носиться от одного конца инструмента к другому, постоянно "сталкиваясь" между собой. Но из этого хаотического диссонанса в пространстве возникает благозвучная стоячая волна, похожая на радугу Фарадея, висящую в тумане водопада. Именно такие волны и рождают божественную музыку.
 5.4.5.Если не сломалось - ломайте

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу