<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Несколько лет тому назад руководители предприятий имели привычку предостерегать: "Не трогайте, пока не сломалось!". Они боялись нарушить привычную ритмичную работу устройства ненужными усовершенствованиями. Со временем традиционная мудрость претерпела некоторые изменения. Сейчас современные руководители требуют: "Если еще не сломалось - ломайте!"
 Они уверены, что если разрушить старую систему, то она возродится на более высоком уровне. Этот подход, иногда называемый "творческим разрушением", зеркально отражает работу мозга, который в ответ на нарастающий беспорядок рождает все более совершенные законченные образы - гештальты.
 В этом смысле гениальные мысли подобны стоячим волнам. Как только в кругу обратной связи наше восприятие сталкивается с другим потоком образов, левое полушарие на время "выходит из строя", и эта коллизия вызывает появление стоячих волн удивительного изящества и красоты (рис. 5.1).
 
 Рис. 5.1. Когда быстрый поток мыслей опережает вашего внутреннего цензора, он поднимает целый вихрь беспорядочно воспринимаемых образов. Но подобно тому, как труба органа преобразует завихрения воздуха в божественную волну чистого звука, так и правильно настроенный мозг из хаоса мыслей рождает стоячие волны озарений. (Здесь под термином "контекст" понимается та проблема или объект, на которых вы в данный момент сосредоточены.)
 Именно так у Кекуле и возникло видение огненной змеи. В тот момент, когда он подумал "А что же это такое?", несущиеся навстречу друг другу потоки образов - осознанный и вновь возникший - сомкнулись, образовав стоячую волну.
 5.5.КАК ИЗМЕНИТЬ ПЕРСПЕКТИВУ
 Посмотрите на стеклянный куб. Куда наклонена его передняя грань - влево вниз или вправо вверх? Вы никак не можете решить, куда обращена передняя грань - влево вниз или вправо вверх?
 Глядя на этот куб, называемый кубом Неккера, в течение нескольких секунд, вы не заметите никаких перемен. Затем он неожиданно переворачивается, и вы видите уже совершенно другое изображение. А ведь на самом деле ничего не менялось! Изменился только ваш гештальт.
 5.5.1.Аттракторы сознания
 Представьте себе резиновый мяч, брошенный в большой круглый сосуд. Мяч будет скатываться по спирали, пока, наконец, не остановится на самом дне. Математик сказал бы, что мяч притягивается дном. Точка покоя мяча будет называться аттрактором.
 Когда мы меняем позицию, созерцая куб Неккера, мы можем сказать, что каждая из двух возникающих противоположных перспектив является аттрактором нашего восприятия.
 Теперь давайте представим себе два одинаковых круглых сосуда. Каждый из них соответствует одному из двух возможных способов видения куба Неккера. Если бросить мяч в один из сосудов, то можно ожидать, что он в конце концов опустится на дно и там остановится. Но смешно было бы предполагать, что мяч неожиданно сам собой перескочит в соседний сосуд и, тем более, что он попеременно будет перескакивать из одного сосуда в другой.
 Но именно это и происходит при созерцании куба Неккера. Наше восприятие самопроизвольно переключается с одного аттрактора на другой, ни на одном не останавливаясь. Как это происходит?
 Для того чтобы мяч перескакивал из одного сосуда в другой, нужно приложить определенную энергию извне. Например, можно стукнуть кулаком по дну сосуда, что заставит мяч подпрыгнуть и перелететь в другой сосуд. Потом точно так же стукнуть по второму сосуду и так далее.
 Какая же энергия вызывает переключение восприятия с одного аттрактора на другой?
 5.6.ВЛАСТЬ ХАОСА
 Ураганы - одно из самых могущественных явлений природы. И тем не менее ураган может быть спровоцирован поразительно слабым импульсом. Теоретически бабочка, взмахнув крылышками в одном полушарии Земли, может вызвать цепную реакцию атмосферных вихрей, которые постепенно перерастут в сметающий все на своем пути ураган в другом полушарии. Это называется эффектом бабочки.
 Хаотические системы - такие, например, как бурные водопады, кипящая вода, изменчивая погода, неуправляемый рынок ценных бумаг, - обладают особым свойством мгновенного переключения из одного состояния в другое под воздействием слабых возмущений. Сейчас все спокойно. Через минуту завывает торнадо. Вот снег мирно лежит на горном склоне. Секунда - и грохочущая лавина несется вниз, подминая все.
 5.6.1.Странные аттакторы
 За последние 20 лет исследователи пришли к выводу, что такие, на первый взгляд, хаотические явления на самом деле строго обусловлены. Подобно мячу, они поочередно притягиваются определенными аттракторами, которые можно описать математически. Но в отличие от единственной точки на дне сосуда эти аттракторы удивительно сложны.
 Давайте постараемся нарисовать аттракторы, соответствующие воде в кастрюле, которая тихо подогревается на плите, затем бурно кипит и снова успокаивается, когда плиту выключают. На координатной сетке получится причудливый узор из окружностей и завитков - фракталов.
 Фракталы обладают странным свойством самоподобия. Это значит, что крупные фракталы, подобно ветвящемуся дереву, составлены из все более и более мелких копий самих себя. Вместе с тем они обладают невероятно замысловатой структурой. Сложное строение этих фигур побудило исследователей назвать их "странными аттракторами".
 5.6.2.Скачкообразный переход
 Невероятная изменчивость хаотических аттракторов навела ряд исследователей на мысль искать основы мышления в математической теории хаоса. Куб Некера позволяет нам увидеть на одном и том же изображении только две разные картины. Сознание же, которым управляют хаотические аттракторы, из одного и того же набора данных может вызвать бесконечное число картин или гениальных прозрений.
 В 80-е годы два нейрофизиолога Калифорнийского университета в Беркли, Уолтер Фримен и Кристина Cкарда, нашли серьезное подтверждение этой теории. Они изучили данные электроэнцефалограммы (ЭЭГ) обонятельных луковиц кроликов. (Обонятельные луковицы являются частью коры головного мозга, контролирующей обоняние.) Фримен и Скарда обнаружили, что когда кролики чувствуют знакомый запах - например свежей моркови, то их ЭЭГ показывает серию регулярных волн. Волны прокатываются по всему мозгу до тех пор, пока он не охватывается "взрывным" сигналом на этот конкретный запах. Фримен и Скарда были поражены тем, с какой быстротой мозг кролика переключается из состояния "взрыва" в спокойное состояние и наоборот - без всякого переходного процесса. Это явление стало неопровержимым доказательством хаотической активности. Фримен и Скарда подтвердили свою догадку математически, построив трехмерную компьютерную модель распространения волн по обширной области мозга кролика.
 Естественно, компьютер выдал сложные витиеватые структуры, типичные для хаотических аттракторов.
 "Эти рисунки наводят на мысль, - заключает Фримен, - что акт восприятия состоит из скачкообразного перехода от одного хаотического аттрактора к другому".
 5.6.3.Сложность - первое условие прозренний
 Фримен и Скарда предположили далее, что быстрая смена состояний и является тем механизмом, который позволяет человеческому мозгу "генерировать прозрения".
 Сложность - ключ ко всему. Бабочка не может двигать велосипед взмахами своих крылышек. Устройство велосипеда слишком незатейливо, чтобы сработал эффект бабочки.
 Но чисто теоретически бабочка может вызвать ураган. Атмосфера столь велика и наполнена таким количеством разнообразнейших и сложнейших завихрений и потоков, вплоть до молекулярного уровня, что малейшего возмущения достаточно, чтобы повлиять на миллиарды переменных посредством не поддающейся расчету последовательности цепных реакций.
 Чем больше сложностей мы вносим в свой мыслительный процесс, тем надежнее обуславливаем драматическое изменение состояния. Сложность, как правило, расширяет пространство для сюрприза.
 5.7.ПОДКЛЮЧИТЬ ВСЕ
 Каждое возмущение проникает в мозг через строго определенную "точку входа". Затем сигнал обрабатывается, помечается и передается в другую часть мозга для дальнейшей обработки.
 В точке входа на сигнал навешивается ярлык и выдается точная инструкция: "С этой штукой нужно обращаться только так!" Таким образом остальные области мозга получают предупреждение о том, что можно не тратить время на ее обработку. Я называю это эффектом уценки.
 Для того чтобы создать пространство для эффекта сюрприза, необходимо, чтобы сигналом одновременно занимались самые разные области мозга, но последовательность их подключения должна обеспечивать распространение любого возмущения в мозгу еще до того, как в точке входа ему будет присвоен ярлык и выданы инструкции.
 Именно на этом и основан метод просмотра образов и прочие, где используется быстрый поток с обратной связью.
 5.7.1.Часы Дали
 Представьте себе, что вы взглянули на часы. Примерно через полсекунды зрительная кора сообщит, что перед вами часы, и это сообщение уйдет в мозг. Вот и сработал эффект уценки.
 Ваш мозг полагает, что у него есть выбор: можно посмотреть на часы внимательно и узнать время и можно их просто проигнорировать. А что еще можно делать с предметом, на котором висит ярлык "часы"?
 А если вы решили не принимать во внимание ярлык? Представьте себе, что вы заблокировали эффект уценки и разные области вашего мозга принялись обрабатывать сигнал так, как будто это вовсе и не часы. Например, вы принялись изучать яркие блики света на стеклянном циферблате, или изящное начертание цифр, или гипнотическое тиканье механизма, или гладкость металлического корпуса... Предположим, что вы задумались над эфемерной природой времени или недолговечностью материи...
 Если вы продержитесь в этом состоянии достаточно долго, то сможете испытать неожиданное настоящее смещение восприятия, подобное тому, которое пережил художник-сюрреалист Сальвадор Дали, автор тающих часов - одного из самых поразительных образов современной живописи (рис. 5.2).
 
 Рис. 5.2. Когда вы смотрите на часы, определенная область коры головного мозга объявляет всем остальным областям мозга, что это часы. Те прекращают дальнейшее принятие и обработку сигналов, способных характеризовать часы не только как механизм для отсчета времени. Фактически область распознавания образов присвоила предмету ярлык, уценила его и сказала всем остальным: "Оставим это. Проблема уже решена. Это всего лишь часы". Так работает эффект уценки. Однако, если позволить другим областям мозга, игнорируя ярлык и минуя уценку, продолжить изучение - обычные часы могут предстать художественным шедевром, подобным картине Сальвадора Дали.
 5.8.НЕМЫСЛИМО - ЗНАЧИТ, ПРАВИЛЬНО
 Помните, в каком смятении был бедняга Кекуле, прежде чем задремать у камина? Кекуле был подавлен и чувствовал, что просто не способен больше работать. Меньше всего он ожидал гениального прозрения, которое помогло найти решение задачи, казавшейся неразрешимой, и которое сделало его знаменитым.
 Если бы только Кекуле знал, что отчаяние было доброй приметой! Его левое полушарие признало свое поражение в попытках найти какой-то смысл в окружающем хаосе. Оно уже было готово сдаться и уйти с дороги.
 Чувство растерянности яснее всего говорит о том, что ваш глушитель основательно подавлен. Когда ваш внутренний цензор бдит, вам, напротив, все кажется простым и очевидным. И только когда гениальная мысль начинает пузыриться в котле вашего сознания, вы ощущаете себя озадаченным и растерянным, как Кекуле в момент размышления над огненными змейками.
 Не думайте, что пространство для сюрприза окажется чем-то вроде уютной гостиной. Это чуждый пейзаж, наполненный вихрями и сомнениями. Если на вас накатило отчаяние, испейте его до дна. Ощутите вкус сомнений - пусть они извиваются вокруг вас, как змеи Кекуле. Это значит, что ваша победа близка.
 5.9.ТИПИЧНЫЙ СЮРПРИЗ
 В потоке образов Ричарда По, описанном в главе 3, образ гепарда в африканской саванне совершенно естественно вытекал из первоначального узора с пятнами. В дальнейшем история с гепардом разворачивалась достаточно логично, как в диснеевском мультфильме из жизни дикой природы. Мы могли бы предположить, что скоро пара гепардов устремится в погоню за какой-нибудь газелью. Но это было бы слишком логично, слишком очевидно, слишком уж "несюрпризно".
 Вместо этого, без всякого предупреждения, небо раскалывается надвое гигантской фигурой Лукреции Борджиа в наряде пятнадцатого века, которая взирает на нас с небес, по виду и запаху напоминающих лабораторию алхимика.
 Подобные картины типичны для снов и потока образов. Они знаменуют внедрение в сознание сообщения из области подсознания. Но такие вторжения не обязательно представляются в причудливой форме. Они могут иметь вполне мирской облик - например, красная туфля на высоком каблуке или автомобильная покрышка, которая упорно появляется снова и снова. Любое неожиданное явление в потоке образов исходит из пространства, недоступного цензору.
 В следующей главе мы рассмотрим, как можно расшифровывать загадочные сообщения. Но пока мы только учимся стимулировать подобные прорывы подсознания.
 5.10.КАК ВЫЗВАТЬ ЭФФЕКТ СЮРПРИЗА
 Нередко приходится заниматься просмотром потока образов достаточно долго и без видимого результата и очевидного эффекта сюрприза. Это особенно характерно для тех, кто недавно практикует методику просмотра образов. В этом случае приходится вмешиваться в ход потока образов.
 Вообще говоря, ничего хорошего в таком вторжении нет. Чем более вы поглощены потоком образов, тем сильнее чары правого полушария мозга и тем откровеннее будут предстающие перед вами образы. Любое вмешательство является акцией со стороны левого полушария; оно разрушает наведенные чары и угрожает спонтанности образов.
 И тем не менее я разработал несколько способов искусственного вызова эффекта сюрприза, которые почти не нарушают спонтанности. Некоторые из них описаны ниже.
 5.10.1.Создание пространства для ответа
 Неспособность получить сюрприз, как правило, связана с некоторой формой торможения. Вы можете обмануть свое подсознание, предложив ему выдать сюрприз в пространство для ответа, скрытое от посторонних взоров. Подойдет любой непрозрачный барьер.Представьте себе пространство, отгороженное стеной или находящееся за тяжелой дверью крепостной башни (рис. 5.3).
 
 Рис. 5.3. Метод создания отправных пунктов. Вообразите себе дверь, ведущую в таинственное пространство для ответа. Когда дверь откроется, вы увидите ответ.
 Самое главное - оно должно быть недоступно для вас. Фактически вы говорите своему подсознанию: "Если ты положишь свой сюрприз за дверь, я не буду подглядывать, пока ты не уйдешь".
 5.10.2.Создание отправных пунктов
 Рано или поздно подглядеть все-таки придется, но сначала вы должны предоставить гению уединение и некоторое время для того, чтобы собрать воедино образ, не докучая своими советами и не заглядывая через плечо. Для того чтобы найти щелку для подглядывания, необходимо использовать метод отправных пунктов. По причинам, которые вскоре станут вам ясны, описанный ниже прием носит название "Через стену".
 1. Определите, какую задачу вы хотите решить. Затем отложите ее в отдаленную область своего сознания и займитесь чем-то другим.
 2. Заведите таймер или будильник на 7-8 минут. Постарайтесь использовать такие часы, которые издают приятный звон или наигрывают музыку, а не начинают противно дребезжать, разрушая вашу концентрацию внимания.
 3. Приступайте к процедуре вызова потока образов, на сей раз пользуясь направленным воображением.
 4. Вообразите, что вы находитесь в центре необыкновенно прекрасного сада. Перед вами возвышается высокая стена. Это и есть ваш отправной пункт. За стеной находится пространство для ответа.
 5. В течение нескольких минут описывайте сад во всех подробностях.
 6. Подойдите к стене и опишите ее. Положите ладони на стену. Прижмитесь к ней лицом. Почувствуйте влажный, скользкий мох на древних камнях (А может быть, ваша стена какая-то другая?), опишите ее запах.
 7. Отбрасывайте любую сознательную мысль о вашей проблеме. Сосредоточьтесь только на чувственных впечатлениях.
 8. В тот миг, когда вы услышите звон будильника, перепрыгивайте через стену! Здесь важнее всего внезапность. Вы должны разглядеть ответ прежде, чем левое полушарие исказит его сознательными или привычными предположениями.
 9. Хватайтесь за самое первое впечатление о том, что лежит за стеной, даже если это впечатление мгновенно. Продолжайте описывать то, что вы видели, по памяти, если сам образ уже улетучился. Ваши описания вскоре вернут его.
 Как и в методике потока образов, непредсказуемость и необычность того, что вы увидите за стеной, является верным признаком озарения. Самый тривиальный предмет может быть ключом к ответу на ваш вопрос. Главное, чтобы он был неожиданным.
 Если за стеной оказалось что-то обыкновенное и предполагаемое, то, возможно, вы либо недостаточно быстро подпрыгнули, либо позволили своему сознанию заранее запланировать ответ. В этом случае повторите упражнение, стараясь не предвосхищать сюрприз до того, как услышите звон будильника.
 Метод создания отправных пунктов - это средство. Не надо рассматривать его как тренировку направленного воображения, когда вы обязаны согласовывать свои действия с определенной программой. На самом деле спонтанный поток образов может хлынуть еще до того, как зазвонит будильник. В таком случае прекратите упражнение, выключите будильник и начинайте описывать свои образы. Несомненно, они приведут вас к сюрпризу гораздо быстрее, чем метод отправных пунктов.
 5.10.3.Брифинг
 Попробуйте провести такой опыт. Сформируйте какую-нибудь идею о предмете, который представляет для вас интерес. Теперь в нескольких фразах опишите эту идею на листке бумаги. Затем отпечатайте то же самое на пишущей машинке (если она у вас есть), а после этого наберите на компьютере и распечатайте различными шрифтами.
 Когда вы будете перечитывать текст, представленный столь разными способами, вы почувствуете, что малейшее отличие в оформлении содержания вызывает заметные изменения в мыслях и восприятии. В опытах с кроликами Фримен и Скарда обнаружили, что электроэнцефалографическая карта может существенно изменяться в зависимости от контекста или ассоциаций, связанных с конкретным восприятием. Я называю это принципом контекста.
 Вы можете применить принцип контекста при расшифровке своих сюрпризов. После использования метода отправных пунктов выполните еще один шаг. Вкратце изложите другому человеку или запишите в блокнот все, что вы увидели за стеной, в своем пространстве ответа. Нужно обязательно записать свои впечатления на другой носитель, отличный от того, куда записывался поток образов. Проще говоря, если вы сначала пользовались магнитофоном, то затем для краткого описания пригласите партнера - и наоборот.
 5.10.4.Быстрое создание отправного пункта
 Метод быстрого формирования отправного пункта может показаться вам даже более легким, чем все предыдущие. Мой соавтор Ричард По использовал его в том потоке образов, что приводится в главе 3. Когда он заглянул внутрь раскаленной печи, то увидел в ней странный предмет, который сначала показался ему хрустальным шаром, а затем превратился в пульсирующее яйцо рептилии.
 Ричард не знал, что находится в яйце, но тут же решил, что из яйца появится ожидаемый ответ. Из яйца вылупился дракон. Это и есть быстрое формирование отправного пункта.
 Быстрое формирование отправного пункта является преимуществом уже сформировавшегося потока образов. Вы все еще находитесь во власти правого полушария и вам нет нужды тратить время и силы на установление нейрологического контакта с воображаемой сценой.
 Фактически любой непрозрачный предмет, который появляется в вашем потоке образов, может послужить вам отправным пунктом: дверь, штора, чаща леса или обложка книги... Если он физически способен заключить в себе пространство для ответа, значит, может выступать в роли отправного пункта.
 Ниже приводится техника быстрого формирования отправного пункта:
 1. Начинайте процесс либо когда вы непосредственно занимаетесь просмотром потока образов, либо вернувшись к какой-либо памятной точке из прошлого потока образов.
 2. Выберите предмет, который может служить отправным пунктом.
 3. "Громко" обозначьте этот предмет в своем описании (например, записав на магнитофон), а затем расскажите о нем очень кратко, только для закрепления его в вашем воображении.
 4. Определите, какой вопрос вы хотите поставить. Хорошо начать с вопроса типа "Каков смысл сообщения, содержащегося в этом спонтанном потоке образов?"
 5. Произнесите этот вопрос вслух, но тихо, а про себя - как можно "громче".
 6. Задавая вопрос, протяните руку и потрогайте тот предмет, который служит вам отправным пунктом. Этот метафорический контакт как бы создает программу для отправного пункта.
 7. Расширяйте свой нейрологический контакт с отправным пунктом. Описывайте его подробно, используя все пять чувств.
 8. Как только вы будете готовы, внезапно преодолейте отправной пункт, как преграду, или разрушьте его (откройте дверь, войдите в ворота, распахните шторы, пролистайте книгу и т. п.)
 9. Уловите свое самое первое впечатление о том, что находится за преградой, и опишите это.
 10. Вступите в пространство для ответа и расширяйте свой нейрологический контакт с увиденным, описывая его во всех подробностях.
 11. Когда вы полностью сформируете свое восприятие пространства для ответа, найдите в нем некий предмет, который может послужить вам следующим отправным пунктом. Всякий раз, повторяя этот процесс, вы будете все глубже погружаться в чары правого полушария мозга и все ближе подходить к самым неуловимым образам - к гениальному прозрению.
 5.11.РАСПАХИВАНИЕ ДВЕРИ
 Если вы добросовестно тренировались в применении всех методов, изложенных в первых пяти главах, то наверняка уже поняли, что техника вызова и просмотра потока образов становится тем проще, чем больше опыт вашей практики. Всякий раз, когда вы проходите через дверь, ведущую в поток образов, она распахивается все шире и выше.
 Вскоре вы сможете уходить и возвращаться за какие-то секунды.
 В конце концов вы научитесь обращаться к вашим мощнейшим ресурсам настолько легко и быстро, что сможете проделывать это в мгновение ока посреди разговора - так, что никто даже не заметит. Метод быстрого формулирования отправного пункта особенно важен для формирования хорошего навыка, поскольку он учит вас взаимодействовать с правым полушарием, учит вести с ним сознательный диалог.
 Когда вы достигнете такого уровня подготовки, вы превратитесь в настоящего гиганта интуиции, который в любой ситуации способен произвольно вызывать у себя потрясающие мысли.
 Глава 6
 
 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВ
 Однажды король Лидии Кроезус советовался с дельфийским оракулом, не отправиться ли ему в поход против Персидской империи. "Если ты сделаешь это, - предрек оракул, - то разрушишь Великую империю".
 Кроезус был окрылен. Какая империя может сравниться с Персией? И он разрушит ее! Убежденный в победе, лидийский король выступил со своими войсками... - и был разбит персами. Поспешно ухватившись за "воодушевляющее" предсказание оракула, Кроезус впопыхах забыл спросить, о какой империи шла речь. А это было его Лидийское королевство, что превратилось в руины.
 6.1.ТРИ ПОДВОДНЫХ КАМНЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
 Интерпретация слов дельфийского оракула не так уж сильно отличается от расшифровки информации, содержащейся в потоке образов. Существует всего три подводных камня, на которые можно наткнуться по пути к верной интерпретации своих образов. Король Кроезус не обошел ни один:
 1. Ожидание определенного ответа на поставленный вопрос.
 2. Готовность довольствоваться общими словами в ущерб описанию деталей.
 3. Излишняя поспешность в выводах.
 Кроезус был уже в предвкушении войны, и, по-видимому, он в любом случае услышал бы положительный ответ, независимо от сказанного оракулом. Это и был первый подводный камень. Слова оракула о том, что король Лидии разрушит Великую империю, были лишь пустой общей фразой. Кроезус мог бы заметить, что она звучит неоднозначно. Но он обратил внимание лишь на то, что лежало на поверхности, тут же наткнувшись на второй камень.
 Третий подводный камень оказался для него роковым. Поразмысли Кроезус немного - и ход мировой истории был бы изменен. Ведь все, что ему нужно было сделать, - это спросить: "О какой империи идет речь?"
 6.2.ВОСЕМЬ ШАГОВ НА ПУТИ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ
 С практикой процесс интерпретации, как и собственно просмотр образов, облегчается. В один прекрасный момент у вас возникнет инстинктивное понимание языка вашего правого полушария, что позволит вам без труда интерпретировать образы. Но если вы новичок, запомните следующие восемь правил:
 1. Определите для себя, является смысл образа буквальным или символическим.
 2. Различайте факты и эмоции.
 3. Идентифицируйте ключевые ассоциации.
 4. Пользуйтесь своим персональным декодером.
 5. Применяйте критерий причинности.
 6. Помните: последнее - самое лучшее.
 7. Пользуйтесь методами отправных пунктов и вопросов, чтобы досконально разобраться в деталях.
 8. Генерируйте моменты "Ага!"
 6.2.1.Интерпритируйте только свои образы
 Первое правило интерпретации гласит: "Следует только самостоятельно интерпретировать свои образы". Нет ничего плохого в новых идеях: любое мнение извне, будь то мнение друга, супруги, психолога или даже популярной сегодня книги, может помочь вам при анализе образов. Но следует опасаться возникновения зависимости от чужого ума. Любые оглядки не только останавливают развитие у вас навыка самоинтерпретации, они также делают вас потенциальным объектом манипуляций со стороны других, как умышленных, так и случайных. Гораздо важнее для вас, особенно на ранних стадиях, приобрести собственный навык интерпретации, нежели разобраться досконально в каком-то отдельном образе. Лучше самостоятельно сделать неверные заключения, чем, сэкономив время, принять готовое чужое, пусть даже верное, толкование.
 Работая с партнером, вы, конечно же, будете постоянно делиться с ним впечатлениями о явившихся образах. Но партнер должен воздерживаться от высказывания своих интерпретаций вашего потока, то же касается и вас. Даже при индивидуальных занятиях у большинства людей возникает желание поделиться. Главное правило при работе в одиночку - прежде чем обсуждать поток образов с кем-то еще, пройти все восемь шагов самостоятельно.
 6.2.2.Шаг первый: буквально или символически
 Иногда образы бывают абсолютно буквальными по смыслу. Когда Боб С. увидел дефектную покрышку машины своей невесты, в этом не было ничего таинственного - просто изношенная покрышка! По понятным причинам буквальные образы значительно проще поддаются интерпретации. К сожалению, их буквальность не всегда очевидна с самого начала. Бобу потребовалось несколько минут, чтобы понять, где же он видел эту покрышку раньше.
 Известно, что получить доступ к информации, которая находится в подсознании, намного легче в расслабленном состоянии. Для этого попробуйте заняться дыхательными упражнениями, описанными в главе 3. Добившись расслабления, подумайте о появившемся образе в течение некоторого времени и подождите, не придет ли вам что-нибудь в голову.
 Если вас так ничего и не осенит, значит, образ, по всей видимости, символический. Переходите к следующему шагу.
 6.2.3.Шаг второй:факты или эмоции
 Анализируя сны, последователи Карла Юнга четко разграничивают наблюдение реальных событий во сне и предположения, которые мы высказываем после совершившегося факта. Такой подход помогает прорваться через искажения, неизбежно вносимые нашим сознанием, и добраться до сути вещей.
 При просмотре потока образов факты гораздо важнее и надежнее, чем любые из наших эмоций или впечатлений по поводу этих фактов. Например, в главе 3 мой соавтор Ричард Поу так рассказывал о своих впечатлениях во время сеанса просмотра образов:
 Я вижу водопой, около него зебры, все залито солнечным светом, травянистая степь тянется до горизонта. Я чувствую кожей горячий ветер, я чувствую единение с гепардом. Мы вместе, я не чужой в этой стране, мы оба охотники и осматриваем стада, и я ощущаю дуновение ветра.
 Первая половина этого отрывка полностью построена на фактах. Перед нами физическое описание и ничего более. Но в дальнейшем Ричард утверждает, что он ощущает единение с гепардом, и исходит из этого. То есть он передает уже не суть, а свои собственные эмоции и впечатления о том, что происходит. Они могут быть как верными, так и ложными, что согласуется с одной из основных идей методики просмотра образов. Заметьте, что ранее при описании тех же образов Ричард сказал:
 ...и я вижу голову гепарда. Он поворачивается ко мне, и я могу притронуться к его голове. Я трогаю его уши и чувствую их податливость, они словно резиновые, я чувствую, что из его рта капает слюна, когда я глажу его по голове, и он поворачивается и смотрит на меня, смотрит настороженно, нет, не настороженно, а приветливо, словно я часть его гепардовой семьи...
 Первое впечатление Ричарда - настороженный взгляд гепарда. Правда, позже он меняет свое мнение и решает, что тот уставился на него "приветливо". А может быть, взгляд гепарда был сначала осторожным, а затем стал дружелюбным. Рассказ Ричарда не дает окончательного ответа. Позднее он убедил меня, что, возвратившись к прежним переживаниям, он вспомнил, что не видел никакой определенной эмоции в глазах гепарда, - кошачьи черты ни о чем не говорили. Так сознание Ричарда стремилось заполнить пустые места, предлагая одну за другой две совершенно противоположные трактовки.
 Впечатления Ричарда о настроении гепарда все же полезны, но их следует рассматривать как вторичную реакцию. Можно сравнить конкретные образы с Торой - вдохновенным Словом Божьим, а вторичные эмоции Ричарда по поводу этих образов - с Талмудом, коллекцией комментариев раввинов. Для христиан - это разница между священным писанием и проповедью.
 Подобно талмудистам, пробующим свои силы в теологии, мы должны строить выводы, опираясь на Тору как на основу. Азарт интерпретатора может завести в дебри рассуждений, но каждую "версию" следует сверять с библейскими фактами.
 Как это ни парадоксально, умение отличать факты от вторичных наслоений дает нам больше свободы для исследования эмоций и ассоциаций. Факты, подобно маякам в море эмоций, будут всегда указывать путь к дому, как бы далеко мы ни забрели в своих предположениях.
 6.2.4.Шаг третий:индентифицируйте ключевые ассоциации
 Ассоциации - вторичные мысли, которые генерируются образами, всплывающими в нашем сознании. Попробуйте пересмотреть ваш поток образов (или прослушайте запись, если вы ее сделали). Каждый образ будет пробуждать ясные ассоциации в процессе обдумывания.
 Запишите эти ассоциации такими, как есть, даже если они покажутся вам бессмысленными. Ричард говорит, что сцена с гепардом напомнила ему сюжет о самке гепарда, воспитывающей своих детенышей в африканской саванне, который он видел однажды в программе
 "Природа" на канале PBS. Вид Лукреции Борджиа в костюме эпохи итальянского Возрождения ассоциировался у него с моим "Проектом возрождения" - организацией, через которую я распространяю и пропагандирую свою методику. Устрашающий образ Лукреции, вспарывающей небо, навеял Ричарду традиционное представление христианского апокалипсиса; тогда как лаборатория алхимиков на "лукрецианских" небесах показалась ему свидетельством его давнего интереса к мистическим тайнам.
 Изображение дракона напомнило Ричарду его увлечение античным и средневековым фольклором. Черный окрас дракона говорил одновременно о силе и зле. Что касается неожиданного полета дракона в космос, то впоследствии Ричард уточнил, что это сказочное существо покинуло солнечную систему в левом направлении под углом около "10 часов", взяв курс на Альфу Центавра, о которой он мальчиком читал в фантастическом романе.
 Космическое пространство ассоциировалось у него с эйнштейновской теорией относительности и "высокой" наукой в целом.
 Поскольку это были наиболее ясные, сильные и очевидные ассоциации из тех, что Ричард смог различить, мы будем рассматривать их как ключевые для его потока образов.
 6.2.5.Шаг четвертый : ваш персональный декодер
 "Я взял за правило, - написал Карл Юнг в 1961 году незадолго до своей смерти, - постоянно напоминать себе, что я никогда не научусь понимать чужие сны настолько хорошо, чтобы интерпретировать их правильно".
 Юнга раздражал догматический подход его бывшего учителя Зигмунда Фрейда к анализу сновидений. По Фрейду, если вам приснились сигары, башни, флагштоки, стенобитные орудия или любые другие цилиндрические объекты, это всегда означает... - сами понимаете, что. Юнг считал это глупостью. Он полагал, что для разных людей символы имеют различное значение, в зависимости от контекста.
 "Выучите о символизме все, что только возможно, - наставлял Юнг своих студентов, - но, когда анализируете сон, начисто выкиньте эту информацию из головы". Я согласен с Юнгом. Пятнадцать лет работы с людьми, совершенствующимися в технике просмотра образов, убедили меня, что у каждого своя собственная неповторимая коировка символов. Поэтому только вы сами можете точно декодировать собственные символы. Храните таблицу кодов. Если вы решили серьезно заняться просмотром потоков образов, вам стоит завести таблицу кодов, перечислив в ней все неоднократно встречавшиеся объекты, ситуации, людей и те значения, которые, по вашему мнению, им соответствуют. Часто, особенно на первых порах, ваши интерпретации будут неоднозначны. Однако по мере накопления опыта смысл символов будет становиться все яснее и яснее.
 6.2.6.Шаг пятый :проверка причинности
 Еще одну технику, заимствованную у Юнга, я называю проверкой причинности. Она помогает анализировать последовательность развития событий во время просмотра потока образов.
 В потоке образов Ричарда хрустальный шар появляется из пылающего зева атанора и превращается в яйцо. Дракон вылупляется из яйца, расправляет крылья и собирается в космос. Ричард тем временем вскакивает ему на спину, и они вместе устремляются к межзвездной дыре.
 Такие образы сами по себе способны рассказать нам о многом, но в последовательности происходящего заложен дополнительный смысл. Почему эти события произошли именно в таком порядке?
 Чтобы нащупать ответ на этот вопрос, воспользуйтесь проверкой причинности. Мы могли бы сказать: "После того как хрустальный шар появился из печи, он превратился в яйцо".
 Перефразируя описание событий таким образом, мы полнее раскроем причинно-следственные связи, так как сразу же возникают вопросы: Всегда ли шар становится яйцом, когда его вынимают из огня? Если положить яйцо обратно в огонь, превратится ли оно снова в шар? Как огонь маскирует яйцо под хрустальный шар?
 В потоке образов Ричарда можно отыскать и другие примеры причинно-следственных связей:
 После того как дракон выходит из яйца, он улетает в космос.
 После того как дракон улетает в космос, Ричард прыгает к нему на спину.
 После того как Ричард чувствует единение с гепардом, Лукреция Борджиа раскалывает небо.
 После того как Ричард ощущает запах благовоний Лукреции, он спешит отправиться в небесную алхимическую лабораторию.
 6.2.7.Шаг шестой : последние самое - самое лучшее
 Чем дольше вы работаете над потоком образов, тем больше попадаете во власть правого полушария. По этой причине, как и при мозговых атаках, идеи и образы, появляющиеся в вашем потоке последними, значительно меньше подвергаются искажениям сознания.
 Как исследование шаг за шагом череды событий, так и постижение потока образов целиком сулят настоящие открытия. Но прилагаемые усилия окупятся сполна и куда быстрее, если вы сосредоточитесь лишь на нескольких заключительных моментах просмотра.
 6.2.8.Шаг седьмой : досконально разбиритесь в деталях
 Если интерпретация привела вас к далеко идущим выводам, то она, по-видимому, является слишком общей. Глобальные философские принципы мало способствуют решению конкретных задач. Так, например, цыганки всегда верно угадывают все о ком угодно, потому что любая достаточно туманная и общая формулировка или характеристика всегда кажется согласующейся с фактами.
 Ричарду не составило бы труда и самому примерно определить тему, стоящую за его потоком образов. Но на самом деле такую обтекаемую трактовку подсказала ему жена Мария, как только он описал ей увиденное (да-а-а... боюсь, здесь мой соавтор отошел от правил). Мария высказала предположение, что дракон символизирует интерес Ричарда сразу к трем вещам: магическим, мифическим и античным. Эпизод с полетом Ричарда надраконе якобы воплощал соседство увлечений Ричарда архаической эзотерией с его столь же сильным интересом к современной науке.
 Интерпретация Марии показалась Ричарду удачной. Но она была слишком общей и потому мало способствовала решению конкретной проблемы, с которой Ричард столкнулся в тот момент, - как успеть завершить "Неужели я гений?" к сроку. Где-то в пучине его потока образов лежал ответ на этот вопрос, но секреты недоступны без достаточного упорства и последовательного доведения дела до конца.
 Путь к цели через метод отправных пунктов. Если поток образов предлагает неоднозначную или неудовлетворительную посылку, то продвинуться к цели вам поможет метод отправных пунктов. Следуя принципу "последнее - лучшее", Ричард выбрал на роль отправного пункта пульсирующее яйцо рептилии.
 В первоначальном потоке лопнувшее яйцо произвело на свет черного дракона. Вернувшись к этому моменту, Ричард попросил яйцо дать ему возможность просмотреть дубль - точно такой же черный дракон появился еще раз. Испугавшись, что это плод сознательного ожидания, Ричард подавил образ (А зря! Ну что ж, идеальных людей нет.) и обнаружил себя уставившимся на Монну Лизу, загадочно улыбавшуюся ему из темноты.
 Не удовлетворенный этим, Ричард продолжил работу с отправными пунктами. Его следующая попытка увенчалась картиной золотой рыбки в банке, плавающей вокруг крошечного белого изваяния головы Олмека. Погрузившись глубже, Ричард обнаружил себя участником сцены из "Десяти заповедей" Сесиль де Милль. Он даже наткнулся на Чарльтона Гестона в роли Мозеса, председательствовавшего на первом пасхальном ужине, и попросил его выдать ему секрет яйца. Но в тот же момент он увидел сборище снующих туда-сюда карикатурных персонажей, разряженных под греков V века до н. э., которые окружили вход в глубокую пещеру. Ричард отправился в тоннель, ведущий глубоко под землю, в ожидании найти ответ на дне пещеры. Ну наконец-то!.. Но не тут-то было: он обнаруживает там лишь "безобидного и всеми покинутого" циклопа в большой косматой шкуре и с дубинкой в руках. Отыщите общие элементы. Большинству людей не хватило бы ни терпения, ни времени, ни способности старательно шаг за шагом разгадывать каждый образ и причинно-следственные связи в потоке, особенно когда число отправных пунктов слишком велико, как в случае с Ричардом. Кратчайший путь к интерпретации - игнорирование смутных черт потока образов и поиск общего среди всех версий - элементов, которые могли бы составить целое. Просмотрев отправные пункты, связанные с образом дракона, Ричард нашел в них одну общую черту - ехидную насмешку над его поисками того, чего там быть не могло. Образ Монны Лизы, как ему и положено, загадочно улыбался, отказываясь открыть свой секрет. Золотая рыбка, появившаяся из атанора, казалась жалким подобием реального золота, выплавляемого алхимиками. В надежде услышать Слово Господне из уст самого Мозеса, Ричард пришел в уныние, обнаружив лишь смехотворных греков, снующих туда-сюда. Пытаясь приоткрыть темные завесы подсознания, Ричард в конце концов все же проник в пещеру, где лицом к лицу столкнулся с несчастным одиноким циклопом, который, по словам Ричарда, был похож на персонаж из глупого телесериала о Геркулесе.
 Некоторые дополнительные, вносящие ясность и уточняющие смысл приемы, которые Ричард мог бы использовать, но не использовал, вы найдете на последующих страницах этой главы.
 6.2.9.Шаг восьмой :момент "Ага!"
 Все указывало Ричарду на неверный ход его рассуждений. Вместо поиска альтернативы дракону ему следовало обратить внимание на самого дракона, два экземпляра которого последовательно вылупились из яйца.
 Первое "Ага!" Дракон и только дракон мог дать настоящий ответ на его вопрос. Не было никакого алхимического золота, не было Слова Господня, не было и подземных троп, которые вели бы к цели. По какой-то причине поток образов поставил Ричарда лицом к лицу именно с драконом.
 Второе "Ага!" Ричард пришел к своему второму "Ага!", сжульничав. Позорно нарушив первый принцип интерпретации, он бросился за советом к жене. Как-то они вдвоем обсуждали поток образов Ричарда, обмениваясь предположениями. В один прекрасный момент их диалог принял следующий оборот:
 Мария: Что для тебя означает дракон?
 Ричард: Он символизирует две стороны познания. Он подобен змее, олицетворяющей мудрость, но может быть опасным и злым, как Змей, который обманул Адама и Еву, заставив их вкусить от плода Древа познания.
 Ричард использовал свой персональный декодер. Представление о драконе сложилось у него в процессе чтения книг по мифологии и фольклору. Для других людей дракон имел бы свое значение.
 Вооруженная рассказом Ричарда, Мария сообразила, что алхимическая тема, как и дракон, тоже олицетворяет собой тайную мудрость - мудрость, граничащую с опасностью и злом. В жаркой, душной лаборатории алхимии было тесно, как в тюрьме. Это было похоже на государство с античными эзотерическими традициями, существовавшее тысячелетия назад во времена древнего Египта. Унося Ричарда из этой тяжелой атмосферы, дракон помогал его освобождению.
 Полет Ричарда на драконе был безрассудным, но смелым маневром, позволившим ему миновать опасность и перенестись в новые лучшие миры или, точнее, в звездный космос, который, согласно таблице его кодов, представлял безоблачное царство чисто научных исследований.
 Мария убеждала Ричарда, что не следует останавливаться и обращать внимание на правила, мнения критиков и других комментаторов "Неужели я гений?". Довольно странно, но этот совет спустил его на Землю, к тому самому конкретному занятию, так волновавшему Ричарда последнее время, - к работе над седьмой главой.
 6.10.ГЛУБОКОЕ ДЕКОДИРОВАНИЕ
 Блокирование и подавление, препятствующие любой деятельности, обычно проистекают из конфликтов, пустивших за долгие годы глубокие корни в нашем сознании. Метод просмотра образов позволяет нам идентифицировать этих внутренних демонов и уничтожать их. Такое глубокое декодирование обычно проливает свет на особый смысл образов.
 Когда Мария посоветовала Ричарду вернуться к работе и не обращать внимания на правила, он неожиданно осознал установки, сдерживавшие его. Еще мальчиком Ричард был очарован наукой и проводил свои самые счастливые часы, рассматривая под микроскопом тину из пруда. Когда ему исполнилось двенадцать, он мог, поместив каплю крови на предметное стеклышко, выполнить дифференцированный подсчет белых и красных кровяных клеток, чему научился у своей матери, микробиолога. В пятнадцать лет он получил стипендию Национального научного фонда для изучения геологии в Университете Сиракуз во время летних каникул. На следующий год он был зачислен в этот университет студентом медицинского отделения первого курса. Одним словом, Ричард с малолетства был знаком с законами большой науки.
 На первом курсе, однако, Ричард неожиданно сильно изменился, что напугало и насторожило как его преподавателей, так и родителей: он вдруг потерял интерес к науке и переключился на писательское творчество. Стал интересоваться всем мистическим и эзотерическим, начал записывать, подобно Юнгу, свои сны, увлекся романами Германа Гессе и Джека Керуака и проводил много времени, размышляя над тибетской "Книгой мертвых".
 Позднее он совершенно забросил свою дипломную работу и вместе с Алленом Гинзбургом отправился изучать поэзию при буддийской школе в штате Колорадо, а затем переселился в Калифорнию и принялся писать роман. В течение последующих двадцати лет Ричард продолжал свою писательскую деятельность, позабыв о намерении стать медиком или ученым.
 Однако в дальнейшем Ричард пришел к заключению, что его уход из науки был ошибкой. Будучи моим соавтором в работе над книгой "Неужели я гений?", он рассматривал этот проект как возможность искупления, как путь к восстановлению своей репутации ученого. Поэтому он превзошел самого себя, пытаясь разобраться в научных основах моих теорий и стараясь донести каждую мысль во всей ее полноте.
 6.11.ОСЕДЛАЙТЕ ДРАКОНА
 Затем появилась глава 7. Работая в такой умозрительной области, как ускоренное обучение, время от времени неизбежно сталкиваешься с практическими ситуациями, когда известные научные законы не срабатывают. Эти моменты открыто обсуждаются вглаве 7.
 Для Ричарда, как моего соавтора, существовала проблема. Может быть, столь критическое обсуждение принизит научный авторитет книги? Может быть, следует стремиться обходить такие темы или, по крайней мере, приводить лишь общепринятые объяснения? Такой подход был бы наиболее безопасным, однако часть ключевых находок "Проекта возрождения" оказалась бы погребенной под спудом азбучных истин. До своего первого момента "Ага!" Ричард и не подозревал, сколь глубоко волновала его эта дилемма.
 Именно образ дракона, улетающего в космос, явился последней каплей, разрушившей сомнения Ричарда. Дракон олицетворял собой все опасности и загадки главы 7. Он поднимался над землей, увеличиваясь в размерах, становясь все более диким и неуправляемым. Однако, в конце концов, Ричарду удалось не просто подчинить его себе, но даже, превратив в средство передвижения, отправиться на нем в эйнштейновское пространство.
 Тем самым подсознание отчетливо обещало Ричарду, что если он сможет оставить в стороне свои страхи и смело вступит в единоборство с непростыми вопросами главы 7, то ему удастся найти компромисс в сочетании науки и практики.
 6.12.НАРУШАУТЕ ПРАВИЛА
 Конечно, Ричард сжульничал, поделившись воображаемыми картинами с женой. Когда он подавленно сообщил Марии о своих страхах, она возразила: "Ну и что же? Надо нарушить правила!"
 И это верный ход, о котором стоит помнить всем, занимающимся просмотром потока образов. Не существует правил, которые столь святы, чтобы их нельзя было время от времени нарушать. В самом деле, я обнаружил, что иногда стоит поделиться своими образами с другими людьми - в особенности с теми, кто, подобно моей собственной жене, знает меня и мою таблицу кодов, как свои пять пальцев. Конечно же, сначала нужно постараться определить скрытый смысл образов самостоятельно, но если вы чувствуете, что дело встало, попытайтесь получить подсказку со стороны. Будьте осторожны, однако, принимая совет, продиктованный вежливостью, и особенно осмотрительны, внимая чужому мнению лишь потому, что оно исходит из уст признанного авторитета.
 6.13.ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА
 Вашему потоку образов лучше знать, какие проблемы наиболее важны. Часто подсознание безжалостно игнорирует ваш очевидный вопрос и задает совершенно другой, от которого вы сознательно открещиваетесь. Как раз так и случилось с Бобом С., когда ему вдруг привиделась автопокрышка. Существует принцип приоритета, согласно которому поток образов сам выносит решение о том, какой вопрос или проблема требуют вашего внимания в первую очередь.
 Ричард анализировал свои образы, исходя из сознательной установки, что главная его проблема - приближение срока сдачи книги. Поэтому он проверял каждый образ на предмет подсказки, как увеличить скорость работы или сократить число глав. Подсознание же указывало ему на совершенно противоположное, прибавляя работы, а не помогая сэкономить время. Тем не менее этот совет невольно вскрыл и разрешил самую болезненную и стержневую для него проблему в работе над книгой.
 6.14.ЧТО, ЕСЛИ ПОТОК ОБРАЗОВ ГОВОРИТ "НЕТ"?
 Иногда ваш поток образов может отказываться отвечать на поставленный вопрос. Такой отказ обычно принимает образ персонажа, качающего головой, или даже ужасающего кошмара, кажущегося предупреждением.
 Некоторые из моих коллег полагают, что следует всегда с уважением относиться к отказам, снимая поставленный вопрос с повестки дня. Я не согласен с ними. Мой собственный опыт учит, что отказы чаще всего возникают не в подсознании, а, напротив, есть проявление сознательных страхов или даже лени.
 Иногда отказ обороняет какое-нибудь взлелеянное вами, но сомнительное убеждение. Любой компетентный специалист по психическим расстройствам скажет вам, что лучше разобраться и проверить убеждения, нежели защищать их от возможного разоблачения. Всякое жизнеспособное убеждение само должно быть способно защитить себя на свободном рынке идей.
 Если вы столкнулись с отказом, следует ответить на следующие вопросы:
 "Кто или что говорит "нет"?"
 "Что можно сделать прямо сейчас, чтобы немедленно получить необходимую информацию, не причинив вреда ни себе, ни окружающим?"
 "Если "нет" было вызвано неверной постановкой вопроса, то как его следует сформулировать, чтобы добиться ответа?"
 "О чем нужно было бы еще спросить в данной ситуации?"
 6.14.1.Когда "нет" - правильный ответ
 Существуют ситуации, когда "нет" и в самом деле родом из правого полушария - по-видимому, потому, что получение требуемой справки может нанести вред вам или окружающим.
 Ряд эпизодов подсказал мне, что, во всяком случае, мой поток образов отказывается отвечать на вопросы о том, как усовершенствовать оружие или как уничтожить врагов. Мое подсознание также "стесняется" раздавать советы, которые смогли бы помочь кому-либо нажиться на ошибках и несчастьях другого, - например, в розыгрыше лотереи, при биржевой игре или на бегах. Поскольку у моих друзей, коллег и знакомых также бывали подобные случаи, я вправе сделать вывод, что наши неочевидные способности чувствительны не только к нашим собственным насущным потребностям, но и к человеческим ценностям вообще. Если вы не в состоянии поставить свои вопросы так, чтобы учесть и интересы окружающих, я советую вам уважить "нет", которое обязательно при этом последует.
 6.15.НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ
 Предположим, вы только что попробовали "расколоть" сложный поток образов, используя метод отправных пунктов. Возможно, вы повторили упражнение дважды или трижды, всякий раз получая череду новых образов, но ни на йоту не приблизившись к желанной цели.
 Это означает, что самое время попробовать задать наводящие вопросы. Вот как это делается:
 1. Определите для себя новый отправной пункт, как описано в главе 5.
 2. Тепло поблагодарите ваше правое полушарие за то, что оно уже столько всего вам приоткрыло. Затем попросите его помочь вам и объяснить, "что бы это значило?".
 3. Отрешитесь и обратитесь к новому отправному пункту.
 4. При этом произнесите про себя, но "громко": "Дай мне тот же ответ на поставленный вопрос, но представь его в совершенно другой форме".
 5. Войдите в тесный контакт с отправным пунктом, используя при описании всю палитру ощущений.
 6. Резко откройте доступ в пространство ответа соответственно конструкции вашего отправного пункта.
 7. Войдите в пространство ответа и опишите все, что вы увидите, в мельчайших деталях.
 8. Используйте метод индукции. Спросите себя, оглядев пространство ответа: "Что осталось неизменным?" >Как бы ни отличалась открывшаяся картина от предыдущей, определенный элемент обязательно сохранится. В нем и ищите ответ.
 6.16.ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ
 Вы можете задавать вопросы любому объекту и любому действующему лицу, появляющемуся в потоке образов. Предположим, вы только что индуктивно определили неизменную характерную деталь. Задайте ей любой из вопросов:
  "Зачем ты здесь?"
  "Что символизирует твое расположение относительно тех объектов (деревьев, кустов, людей и т. д.)?"
  "Почему ты такая (какого-то цвета или формы)?"
  "Какова твоя роль в этой картине?"
  "О чем ты должна сообщить мне?"
 В большинстве случаев ответом будет служить смена картины, которая откроет вашему вниманию новый набор образов. Что бы вам ни представилось, остановитесь и постарайтесь описать. В некоторых случаях, однако, неизменная деталь может ответить вам прямо словами.
 6.17.В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО ОТВЕТА
 Иногда кажется, что слова яснее и определеннее зрительной картины, но так бывает редко. Как и визуальные отклики, лучшие устные ответы приходят абсолютно неожиданно и всякий раз удивляют. Разгадать такие загадки сразу - искусство: ведь ничем не легче интерпретировать слова "лаковая шкатулка", чем сам образ лаковой шкатулки.
 Тем не менее многие считают слова более удобным выразительным средством. Ничего плохого не случится, если вы потребуете устного ответа. Возможно, вам не будут возражать, а может быть, и возразят. Следует иметь в виду, что вербальные ответы способствуют смещению восприятия в область аналитического левого полушария, подальше от распознающего образы правого, которое и управляет потоком образов. Такой сдвиг способен нарушить или ослабить его магическую силу.
 Я встречал некоторых наставников и гуру, которые в процессе обучения своих учеников "высшему подсознанию" через управление потоком образов практически не понимали разницы между словами и мысленными образами. Если, например, ученик должен представить себя с книгой Вед*:
 "Ну, - говорит наставник, - и о чем же повествует эта книга?"
 (Молчание.)
 "Хорошо, - продолжает наставник, - открой книгу на любой странице. О чем рассказывается на ней?"
 (Молчание.)
 "Ну, какое там первое слово? Ты видишь первую букву?"
 И так далее. По-моему, такая тренировка может способствовать лишь отрыву незадачливого ученика от плодотворной работы с потоком образов, генерируемых правым полушарием, и возвращением назад, в вербальный мир левого. Таким путем никогда не достичь реальных результатов, и многим ученикам придется покривить душой, чтобы осчастливить своих гуру.
 6.17.1.Превратите слова в картинки
 Язык правого полушария - это язык образов, символов и метафор. Даже если вам свойственно принимать сообщения вашего подсознания в устной форме, следует постараться описать картины или сцены, их сопровождавшие.
 Например, если на ум приходит слово "свобода", произнесите его, но затем опишите, скажем, орла, парящего знойным летним вечером над гребнем горы на фоне набухших грозовых туч, или любую другую картину, олицетворяющую для вас свободу.
 6.17.2.Если без слов не обойтись
 Некоторые люди легко получают необходимую информацию, используя только вербальные ответы. Это нормально. Если вы чаще слышите слова, проверьте себя: попробуй те, переключаясь с вербальных ответов на визуальные, определить, какой тип обеспечивает вам более глубокое понимание проблемы. Продолжайте работать с тем, что окажется эффективнее, но примерно раз в месяц проверяйте, по-прежнему ли избранный вами метод приносит лучшие результаты.
 6.17.3.Сначала картины, а потом слова
 Безусловно, при работе с потоком образов можно использовать и слова и картины одновременно. Однако общее правило гласит: прежде картины, а уж потом слова. Применяя метод отправных пунктов или разбирая характерную деталь вашего потока образов, дожидайтесь вначале ответа в виде изображения. Лишь после того как изображение полностью установится, следует прислушаться к устному ответу.
 Когда картина уже сформирована, ваши сознательные ожидания не смогут легко повлиять на ее словесное воплощение. Слова пригодятся при уточнении моментов, которые имеют конкретное изображение.
 6.17.4.Остерегайтесь букв
 Те, кто использует метод явных снов, рассказывают о странных вещах, происходящих, если они пытаются писать или читать во сне. Немецкий врач Харальд фон Моерс-Мессмер, экспериментировавший с явными сновидениями в конце 30-х годов нынешнего столетия, сообщал, что, как только он пытался во сне сфокусировать свое внимание на буквах, они сразу же превращались в иероглифы. Стефан Лаберже, современный популяризатор явных сновидений, заметил, что написанные слова меняют свою форму всякий раз, когда он смотрит на них. По-видимому, осознанное появление слов по воле спящего является уникальной особенностью метода явных снов.
 Я полагаю, что, практикуя этот метод, так же как и при работе с потоком образов, человек находится под слишком сильным влиянием правого полушария, чтобы адекватно воспринимать написанное. Эти две функции, скорее всего, взаимно исключают друг друга: когда используется одна, другая автоматически выходит из игры. По этой причине вербальные ответы следует искать в устной, а не в письменной форме. Я считаю, что устная речь способствует установлению более благоприятного равновесия между различными функциями мозга.
 6.18.АНАЛИТИК - ШУТНИК
 "Во всякой шутке есть только доля шутки", - гласит новая версия старой пословицы. Чувство юмора обязано своим существованием тому же самому правому полушарию, что ответственно за значительную часть сложных и тонких функций, служащих источником потока образов. Иногда юмор способен породить ту самую дополнительную связь, которая так необходима для увязки деталей и осмысления потока в целом.
 Раскрепощенное состояние помогает расстаться с охранником и позабыть о том, что "ты всегда прав". Все это открывает более широкие возможности.
 Когда ваш спонтанный поток образов иссякнет, не приведя ни к какому результату, обратитесь к инструменту, называемому аналитик-шутник. Последовательность ваших действий должна быть следующей:
 1. Представьте себя в роли Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Милтона Эриксона или какого-нибудь другого выдающегося представителя гуманитарной науки о символах, а поток образов, о котором вы только что рассказали, - сновидением одного из ваших пациентов.
 2. Запишите на магнитную ленту или на бумаге свои пространные рассуждения о смысле сна.
 3. Во время беседы с воображаемым пациентом постарайтесь в наиболее смешном свете воспроизвести жаргон, мимику и манеры великого психоаналитика.
 4. Представьте, пусть даже утрируя, что каждый фрагмент сновидения буквально заряжен смыслом и несет в себе какую-нибудь метафору.
 5. Радуйтесь жизни! Помните, что, выполняя это упражнение, гораздо важнее быть веселым, нежели чувствовать свою правоту.
 6. Говорите быстро, как это только возможно, чтобы забить своего внутреннего Редактора.
 7. Поддерживайте поток слов в течение нескольких минут.
 8. Еще раз мысленно пробегитесь по заметкам, сделанным вами в качестве аналитика-шутника, или прослушайте магнитофонную запись. Если вам по-настоящему удалось войти в роль, ваш монолог, несомненно, будет содержать ключевые моменты, необходимые для интерпретации потока образов.
 6.19.РЕФЛЕКС ДОЗНАНИЯ
 Когда вы свободно овладеете языком правого полушария, прогоны образов станут походить на активные диалоги между сознанием и подсознанием. Вы будете рефлекторно использовать методы отправных пунктов, наводящих вопросов и выявлять характерные детали, при этом реагируя почти на каждую нештатную ситуацию, возникающую во время сеанса просмотра потока образов. Вы сможете делать это мимоходом в самый нужный момент.
 Чтобы развить рефлекс дознания, постарайтесь выработать привычку в моменты, когда поток образов становится запутанным и неясным, задавать себе следующие вопросы:
  Пожалуйста, покажите мне на следующем рисунке то, что я не смог полностью понять из предыдущего.
  Какой еще вопрос мне следует задать сейчас?
 6.20.БУДЬТЕ ГЕДЕОНОМ
 Хорошо известная библейская история рассказывает об Ангеле Господнем, посетившем однажды человека по имени Гедеон, призывая его, вооружившись мечом, освободить Израиль от ига мадианитян. Однако Гедеону не верилось, что Господь мог действительно выбрать его для исполнения сказанного. Вместо того чтобы слепо следовать указаниям, Гедеон подверг свое видение проверке, с уважением попросив Его дважды подтвердить свои указания чудотворным знамением.
 Господь не стал казнить Гедеона за его неверие, а ниспослал ему чудеса, сначала - низведя с небес огонь, который поджег жертвенник, а затем - даровав военную победу. Гедеон разгромил армию мадианитян, имея всего 300 воинов, установил мир на 40 лет и был почитаем впоследствии как "могучий воин". В более поздней библейской легенде Томас, усомнившийся и потребовавший доказательств воскрешения Христа, был причислен церковью к лику святых.
 Библию часто неверно трактуют как призыв к слепому повиновению. На самом же деле, я полагаю, что сюжеты с Гедеоном и Томасом поощряют верующих перепроверять и подвергать сомнению то, что считается Словом Божьим. Поступая таким образом, мы подвергаем проверке не Бога как такового, а полноту и правильность нашего собственного восприятия.
 Поэтому я настоятельно советую вам проверять любую информацию, извлекаемую из вашего потока образов. Не может быть ничего опаснее и страшнее, чем уверенность, что подсознание никогда не ошибается. Оно остается загадочной и малоизученной силой - мы все еще далеки от понимания даже незначительной доли его механизмов и мотивации. Сообщения, исходящие из потока образов, в лучшем случае следует рассматривать как пищу для размышлений, - идеи, которые надежны настолько, насколько мы способны проверить их в действии.
 Мое золотое правило гласит: чем яснее кажется сообщение, полученное из области подсознания, тем настойчивее следует "быть Гедеоном". Спросите свой поток образов: "Как мне убедиться, что ваша информация соответствует действительности?" или "Как мне проверить, что это правда?"
 Другой путь - подвергать проверке результаты просмотра потока образов путем раздумий и действий - точно так же, как вы поступили бы с любой вдохновенной идеей, пришедшей вам в голову. Будьте активным скептиком. Никогда не принимайте безоговорочно какое бы то ни было развитие событий или действия, представляющиеся вам сомнительными или неверными, только потому, что ваш поток образов потребовал этого. Опирайтесь на собственные суждения. Доверяйте своей интуиции.
 6.21.БЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО
 С незапамятных времен умение толковать сны и видения высоко ценилось королями и императорами. И по сей день виртуозное владение языком правого полушария остается редким и драгоценным даром, придающим его обладателю необыкновенную силу. Изложенные в данной главе подходы помогут вам достичь высокой ступени этого искусства самым естественным путем и причем за короткое время. Я советую читателю проявлять настойчивость при выполнении упражнений. Интерпретация может оказаться более сложным делом, чем остальные методы, однако никакое другое мастерство не принесет вам в будущем столь богатого урожая.
 Несравненное преимущество иметь между ушей всегда готовый к работе портативный механизм решения задач, которые по зубам лишь гениям, наверняка стоит ваших усилий и внимания.
 Глава 7
 
 МОГУЧАЯ СИЛА ВОПРОСОВ
 Эйнштейн однажды заметил, что, если бы его собирались убить и у него оставался бы лишь один час, чтобы придумать план спасения, он посвятил бы первые пятьдесят пять минут правильной постановке вопроса. "Чтобы отыскать ответ, - говорил Эйнштейн, - хватит и пяти минут".
 До сих пор нас интересовали только методы поиска ответов на готовые вопросы - то есть, следуя Эйнштейну, менее 9 процентов всей предстоящей работы. А остальные 91 процент? Как воспользоваться методом просмотра образов, чтобы правильно сформулировать задачу?
 Один из возможных путей мы рекомендовали в предыдущей главе. Спросите ваш поток образов: "Какой вопрос мне лучше всего рассмотреть в данный момент?" Поток образов немедленно подскажет. Но если вы еще не совсем свободно владеете языком правого полушария, вам, возможно, придется пройти через несколько циклов, чтобы понять, что за вопрос ставит ваше подсознание.
 Опыт показывает, что существует и другой, более простой, быстрый и эффективный способ, о котором и пойдет речь. Он позволяет отбросить все сознательно предполагаемые проблемы, которые, по-вашему, наиболее актуальны, выдвигая только один, самый важный и неотложный вопрос. Полученные результаты спонтанные и наиболее "чистые" из всех возможных. Левое полушарие физически не успевает вмешаться со своими предложениями.
 Для того чтобы воспользоваться этим необыкновенным методом, вам придется дорасти до более высокого - концептуального уровня, приложив чуть больше усилий, чем приходилось до сих пор.
 7.1.СКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
 Метод, о котором пойдет речь, состоит в использовании скрытых вопросов. Запишите шесть вопросов на бумажных карточках и выберите наугад одну из них. Не глядя на карточку, свяжитесь с вашим потоком образов. Вам не удастся сознательно установить вопрос, но вашему потоку образов это известно. В большинстве случаев можно без труда убедиться, что полученный ответ является вполне подходящим для выбранного вопроса.
 Использование скрытых вопросов - это лучший из известных мне путей обойти своего внутреннего Редактора. Поскольку левое полушарие даже не знает вопроса, вы не сможете осознанно предвидеть или спланировать ответ. Но как это происходит на самом деле? Каким образом подсознание умудряется прочесть вопрос, скрытый от сознания?
 7.1.1.Случай с бабочками
 На своих семинарах я всегда стараюсь создать атмосферу заинтересованности и открытости. Иногда спонтанно возникают дискуссии на темы, весьма далекие от обсуждения потока образов.
 Так произошло и во время семинара, который я проводил в Равенне, штат Огайо, в 1981 году. Незаметно для себя мы перешли к обсуждению вечной темы - что происходит с людьми после смерти. Убежденные атеисты настаивали, что все заканчивается с физической смертью. Другие же защищали идею вечной жизни, приводя в пример традиции, лежащие в основе почти всякого духовного или религиозного учения. Когда накал страстей достиг критической точки, я осторожно предложил заняться изучением новых приемов просмотра потока образов. Вскоре, к моему облегчению, группу воодушевило упражнение по методу скрытых вопросов. Никому не сообщая о своих намерениях, я подсунул коварный вопрос ("Продолжает ли подсознание существовать после наступления физической смерти?") в подготовленный заранее набор карточек.
 Вызывавшая серьезный конфликт лишь мгновения назад, эта проблема, оказавшись среди скрытых вопросов, всех примирила. Не забывайте, что никто не знал содержания вопроса до окончания упражнения. Тем не менее при просмотре потока образов каждый из тридцати четырех участников получил практически один и тот же ответ. Всем явилось облако бабочек, вспорхнувших с цветущего луга к солнцу!
 7.2.АКТИВНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ
 Догадываюсь, что читатели по-разному отнесутся к этой истории в зависимости от своих убеждений. Одни заявят, что все это мистификация, ложь или в лучшем случае совпадение. Другие незамедлительно выскажут предположение, что группой управляла некая психическая или телепатическая сила. Обе оценки, по-моему, являются преждевременными. Лучшей реакцией на непонятное явление был бы активный скептицизм. Когда в 1895 году Вильгельм Рентген объявил об открытии загадочной новой формы энергии, способной, проходя сквозь человеческое тело, оставлять изображение скелета и внутренних органов, некоторые ученые, что вполне объяснимо, отнеслись к этому весьма скептически. Лорд Уильям Томсон Кельвин, президент Английского Королевского общества, зашел дальше всех в проявлении осторожности. С полнейшей уверенностью он заявил, что рано или поздно "будет доказано, что рентгеновское излучение - просто выдумка".
 Примерно в это же время один из членов Французской академии наук сообщил на заседании: "Господа, я лично ознакомился с граммофоном мистера Томаса Эдисона и нахожу это не чем иным, как чревовещанием". Кельвин и его французский коллега были абсолютными скептиками. Они вели себя так, как если бы все вне их сегодняшнего мировоззрения было бы, по определению, невозможно. Несмотря на претензии на объективность, абсолютный скептицизм препятствует научному развитию. На протяжении всей истории гениям приходилось бороться с ордами глумящихся абсолютных скептиков, доказывая справедливость своих открытий. Активный же скептик настойчиво ищет доказательства необъяснимых явлений, сохраняя открытость новым идеям. Это позиция настоящего ученого. Я советую читателям оставаться активными скептиками при чтении этой главы.

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу