<< Пред. стр. 15 (из 15) След. >>
Научно-техническое сотрудничество представляет собой согласованную деятельность субъектов внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение НТП.Среди форм западного содействия российской науке можно выделить следующие.
1. Собственно помощь, включая поставки материалов, литературы через благотворительные организации и грантовое финансирование.
2. Привлечение российских ученых к реализации международных научно-технических проектов.
Наиболее значительные объемы помощи в научно-технической сфере оказывают США. Российско-американское сотрудничество проявляется через создание ряда совместных комитетов и комиссий. Среди них - Комиссия по энергетике и космическому сотрудничеству. Россия и США заключили целый ряд соглашений о помощи и научно-техническом сотрудничестве: о партнерстве в области энергетики (1992 г.), об унификации стандартов на научно-техническую продукцию, о сотрудничестве в области использования атомной энергии (1990 г.), о безопасности атомных реакторов и др.
Среди европейских стран ФРГ и Франция оказывают значительную поддержку научно-технической сфере России.
В последнее время все большее воздействие на всемирные экономические отношения начинает оказывать международная торговля услугами. Широкое распространение получают услуги в области информации и телекоммуникаций, дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования, расчеты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, консультационные, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг.
Услуги - специфический товар. Предоставление многих их видов требует присутствия поставщика услуг в стране их потребления. Например, это относится к услугам в области банковского дела, страхования, рекламы, строительства, управления и охраны предприятий, аренды машин и оборудования, медицинского обслуживания и др. Поэтому необходимо создание на территории импортирующей страны сети соответствующих предприятий и учреждений, связанных с головной компанией.
В бывшем СССР торговле услугами не уделялось достаточного внимания. Данный пробел был в известной мере восполнен лишь в договоре с ЕС, заключенном в 1989 г., в котором услуги, особенно деловые, были специально оговорены. Однако доля России в мировом экспорте услуг сегодня составляет лишь 2%.
Международный туризм - одна из форм обмена услугами. На развитие международного туризма оказали влияние урбанизация, совершенствование транспорта, общее повышение качества и уровня жизни, общий рост культуры. Бывший СССР заметно отставал от большинства экономически развитых стран по уровню развития туризма. До недавнего времени все международные туристические услуги в нашей стране предоставляли "Интурист" и "Спутник". Эта отрасль народного хозяйства была высокомонополизированной. Сейчас в России действует до 8000 туристических фирм. Туристический потенциал России используется на 8 - 10%. Очень важную роль играет группа компаний "Интурист-холдинг", которая олицетворяет государственное направление в развитии отрасли. Приток туристов в 90-е гг. в нашу страну резко сократился, но вместе с тем возрос обратный поток туристов - из России. Если в 1993 г. общее число выехавших за рубеж россиян составило более 9 млн. чел., то в 1995 г. - более 10 млн. чел. Создание в России необходимых экономических и правовых предпосылок для свободного предпринимательства, удовлетворение спроса на услуги гостиничного хозяйства, совершенствование предприятий общественного питания, транспортной инфраструктуры, туристических агентств и других звеньев индустрии туризма может привести к развитию этой сферы.
Расширение экономических связей России с зарубежными партнерами предполагает ее более активное участие в деятельности международных форумов и организаций, таких, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию - орган Генеральной Ассамблеи ООН) и ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Официальное заявление о вступлении в ГАТТ Россия подала в 1993 г. Недавно ГАТТ преобразовалось во Всемирную торговую организацию (ВТО). Полноправное участие России в ВТО и других международных организациях позволило бы ей строить свои внешнеэкономические отношения на признанных мировым сообществом договорно-правовых принципах, добиваться на законных основаниях отмены еще действующих дискриминационных мер, пользоваться другими преимуществами, предусмотренными в международных соглашениях по тарифам и торговле.
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ
С НОВЫМИ НЕЗАВИСИМЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
Внешнеэкономические отношения России с новыми независимыми государствами имеют для экономики нашей страны важнейшее значение. Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик при отходе от командного механизма управления потребовал коренного изменения во внешнеторговых отношениях. Большие затруднения создают сложившиеся ранее неравномерности размещения и освоения природно-сырьевых ресурсов, различия в уровне специализации и концентрации производства отдельных стран. Они привели к тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и производстве важнейших видов сырья и продукции.
Из всех республик бывшего СССР лишь Россия полностью обеспечена минеральными ресурсами. Узбекистан и Туркменистан на 85% способны удовлетворить свои потребности в энергии, Украина, Кыргызстан и Таджикистан - на 50%. Хуже обеспечены энергией собственного производства Молдова (1%), Армения (4%), Беларусь (10%).
Государства, образовавшиеся на территории бывших союзных республик, являются главными экономическими и политическими партнерами России. Перспективы развития Российской Федерации во многом определяются тем, как будут складываться ее отношения именно с этой группой стран, прежде всего с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).
Между Россией и новыми независимыми государствами сложился определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекательным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее значительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для экономики России и бывших республик СССР характерен высокий уровень интеграции.
Вследствие кризисных явлений, спада производства, переориентации хозяйственных связей предприятий произошло падение товарооборота России с новыми независимыми государствами.
В 1995 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ составил 32,3 млрд. долл. и по сравнению с 1994 г. возрос на 6%, в том числе экспорт составил 15,6 млрд. долл. (19,1%), импорт - 16,7 млрд. долл. (27,4%). Сальдо торгового баланса со странами СНГ сложилось отрицательное - 1,1 млрд. долл. (табл. 2.1).
В структуре вывоза из России в бывшие союзные республики доминирующее положение занимает продукция отраслей тяжелой промышленности: нефтегазовой и химической, машиностроения, черной и цветной металлургии.
Таблица 2.1
Удельный вес стран СНГ во внешней торговле с Россией (в %)
Страны СНГ Доля в экспорте Доля в импорте Азербайджан 1,3 1,6 Армения 1,0 0,5 Беларусь 20,8 20,4 Грузия 0,4 0,5 Казахстан 15,1 21,7 Кыргызстан 0,7 0,9 Молдова 3,7 4,3 Таджикистан 1,1 0,9 Туркменистан 0,8 0,6 Узбекистан 5,4 8,2 Украина 49,7 40,4 В импорте России также преобладает продукция отраслей тяжелой промышленности. Вместе с тем заметна доля продукции отраслей потребительского комплекса. В экспорте России в бывшие республики СССР в 1995 г. наблюдалось сокращение поставок нефти, газа, удобрений, круглого леса.
Географическая структура товарооборота России с новыми независимыми государствами сложилась следующим образом:
страны Европейского региона (Украина, Беларусь, Молдова) - 77% товарооборота;
Казахстан и государства Средней Азии - 13%;
страны Прибалтийского региона - 9%;
страны Закавказского региона - 1%.
Структура взаимных поставок стран, ранее входивших в состав СССР, отражает сложившиеся в течение десятилетий взаимные связи на основе специализации и производственной кооперации. Между этими странами получили развитие прогрессивные формы кооперирования, которые базируются на подетальной и технологической специализации, в то время как при торговле с дальним зарубежьем преобладает обмен готовыми, скомплектованными машинами и оборудованием.
Оборот между республиками бывшего СССР облегчается также практически совпадающими стандартами и техническими условиями.
То обстоятельство, что продукция стран, входивших ранее в состав СССР, имеет сравнительно невысокий технический уровень и сравнительно низкое качество, является не разъединяющим, а консолидирующим фактором. Причем этот фактор будет неизбежно действовать долгие годы.
В течение длительного предшествующего периода предприятия бывших союзных республик адаптировались друг к другу, даже к взаимным недостаткам, а структура экономики была взаимно дополняющей. Поэтому одной из главных причин падения производства в странах бывшего СССР в последние годы является разрыв взаимных связей.
В 1993 - 1994 гг. начали усиливаться тенденции к экономической интеграции большинства бывших советских республик. Однако создание общего экономического пространства потребует немало времени.
Важным шагом налаживания взаимовыгодных экономических взаимоотношений между Россией и остальными республиками является создание в 1993 г. Экономического союза, прежде всего на основе свободной торговли, и Таможенного союза, а также переход к общему рынку. Практически со всеми государствами Экономического союза уже заключены двусторонние соглашения о применении режима свободной торговли. Но осуществляется нетарифное регулирование поставок ограниченного круга товаров через квоты и лицензии.
Географическая близость и общая история развития хозяйства - важные условия сотрудничества России и стран Балтии. Торговля с Россией дает возможность функционировать хозяйствам балтийских стран. Из России в Латвию в последние годы поступали почти все потребляемые и реэкспортируемые топливно-энергетические ресурсы, транспортные средства, машины и оборудование; из Латвии в Россию - мебель, молоко и молочные продукты, продукция черной металлургии. В настоящее время Латвия практически теряет российский рынок для сбыта своих товаров, что стало одной из причин большого падения производства в Латвии, ее значение для экономики Российской Федерации практически сводится к роли транспортного коридора в торговле с Западом.
Российско-литовские торговые отношения сохраняют свое значение и в постсоветское время. Россия - до сих пор единственный поставщик в Литву нефти и газа. От российских поставок материалов зависит работа литовских предприятий машиностроения.
Торгово-экономические отношения Российской Федерации с Эстонией переживают период спада. Доля России в общем товарообороте Эстонии резко сократилась. Но Российская Федерация все же остается главным торговым партнером Эстонии и обязалась экспортировать энергоресурсы, продукцию черной и цветной металлургии, легкой промышленности, химикаты. Эстония, в свою очередь, - электроэнергию, лом черных и цветных металлов, машины и оборудование, продукцию обрабатывающей промышленности АПК.
Государства Содружества участвуют в создании совместных предприятий. Так, наибольшее число совместных предприятий в 1996 г. имели Россия и Украина (1293), Россия и Казахстан (462), Россия и Беларусь (405), Россия и Узбекистан (336).
Процессы интеграции получают новое развитие с образованием Союза России и Беларуси.
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ
СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КНР, КНДР,
МНР И КУБОЙ
Эти страны занимали до недавнего времени первое место во внешних экономических связях бывшего СССР. Особенно тесное сотрудничество сложилось со странами, входившими в состав СЭВ. Распад хозяйственных связей с восточно-европейскими странами, начавшийся в 1990 - 1991 гг., нанес заметный ущерб многим предприятиям и потребительскому рынку России. Отрицательно сказался на развитии внешнеэкономических связей России с этой группой стран переход к взаиморасчетам по мировым ценам и в свободно конвертируемой валюте. Объем внешнеторгового оборота со странами, входившими в СЭВ, уменьшился в 1992г. по сравнению с 1991 г. на 41%, удельный вес их в российском товарообороте составил 18% по сравнению с 24% в 1991 г. По существу, традиционный рынок в странах Восточной Европы был потерян для России.
Распад связей со странами бывшего СЭВ обусловил в начале 90-х гг. сокращение общего размера производства России на 30% и падение на 70% экспорта продукции обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения. Эта группа стран была главным импортером российской нефти и газа, черных и цветных металлов, химических и лесных товаров. Более чем за 40 лет деятельности СЭВ на базе сложившегося международного разделения труда из России в эти страны поставлялось оборудование, особенно для энергетики, металлургии, химии, а также транспортные средства, военная техника.
В свою очередь, Россия закупала в странах - членах СЭВ железнодорожный подвижной состав, автобусы, трамваи, троллейбусы, медицинское оборудование, продукцию малотоннажной химии, медикаменты, отдельные виды продовольственных товаров, одежду, обувь, мебель.
В настоящее время в целом сохраняется основа международного разделения труда в форме обмена российских энергоносителей и сырьевых товаров на машинно-техническую продукцию и потребительские товары стран Восточной Европы. Такому разделению способствует то, что эти страны не смогли полностью переключиться на иные источники снабжения энергоносителями.
Ограничения импорта на объединенном рынке Европейского сообщества, в частности отдельных видов продовольствия и текстиля, ориентируют страны Восточной Европы на поддержание устойчивых связей с Россией.
Сохранению связей способствует также созданная за предыдущие годы сотрудничества транспортная инфраструктура - трубопроводы, линии электропередачи, железные и шоссейные дороги.
Для России важна существующая специализация стран Восточной Европы в области железнодорожного подвижного состава, судостроения, производства трамваев, троллейбусов, автобусов, медицинского оборудования, малотоннажной химии, медикаментов, специальных видов бумаги. Большое значение имеет сохранение сложившейся производственной специализации в автомобильной промышленности, производстве сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительной техники, оборудования для атомных электростанций, а также в черной и цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Торгово-экономические связи России со странами Восточной Европы строятся на двусторонней основе. Заключены торгово-экономические отношения России с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией. Ряд регионов России также подписал экономические соглашения со странами Восточной Европы, некоторые из них носят характер бартерных сделок (см. табл. 3.1).
В настоящее время структура торговли России с Восточной Европой остается в основном в рамках исторически сложившейся схемы международной специализации. Вместе с тем в последние годы резко сократились взаимные поставки машин и оборудования. Россия в состоянии поставлять в значительных объемах лишь природный газ, черные и цветные металлы, деловую древесину, тогда как экспорт нефти, кокса, электроэнергии резко сократился. Падает также российский экспорт военной техники. Однако страны Восточной Европы заинтересованы в приобретении авиационной и другой сложной техники. В странах региона при условии сервисного обслуживания сохраняется рынок для российского экспорта товаров длительного пользования - телевизоров, радиоприемников, холодильников, фотоаппаратов.
Таблица 3.1
Внешнеторговый оборот России со странами Восточной Европы
(в %)
Страны Доля в экспорте Доля в импорте Албания 0,04 0,01 Болгария 7,84 18,32 Босния 1,87 0,02 Венгрия 18,64 23,34 Македония 0,11 1,03 Польша 16,19 34,03 Румыния 9,19 1,65 Словакия 11,51 3,09 Словения 2,73 4,98 Хорватия 4,15 4,37 Чехия 27,72 8,57 Югославия 0,02 0,58 Российский импорт машинотехнической продукции осуществляется на кооперационной основе (комплектующие узлы, детали), либо по бартеру.
Одной из приоритетных областей производственного сотрудничества предприятий России и стран Восточной Европы является конверсия оборонных отраслей промышленности. С этой целью создана российско-венгерская компания сельскохозяйственного машиностроения "ХАК" ("Хунгария - Авиаконверсия"), которая специализируется на выпуске тракторов, сеялок, перерабатывающих линий.
Потенциально благоприятной сферой экономических связей с бывшими партнерами по СЭВ является фармацевтическая промышленность, в которой Болгария, Венгрия, Польша, Чехия располагают неплохой производственной и технологической базами.
В последнее время возросла активность восточно-европейских фирм и предприятий по созданию совместных предприятий на территории России. В свою очередь, предприятия России могли бы стать со временем владельцами крупных пакетов акций фирм Восточной Европы, особенно в заметно продвинувшихся по пути рыночных преобразований и располагающих развитой инфраструктурой и достаточно квалифицированными кадрами странах региона. Показателен пример венгерской фирмы "Икарус", 32% акций которой приобрел российский холдинг "АТЕКС".
При выборе подходов к дальнейшему развитию отношений между Россией и этой группой стран следует учитывать:
принципы экономической выгоды как основы дальнейшего развития сотрудничества с восточно-европейскими регионами;
глубокую взаимозависимость экономик восточно-европейских стран на базе сложившегося в период деятельности СЭВ международного разделения труда и интерес к сохранению этих связей.
Польша предлагает России оборудование для производства и переработки мяса, сахара, растительного масла, картофеля, выпуска упаковочных материалов, а также мини-тракторов.
Венгрия поставляет некоторые сельскохозяйственные машины, мини-пекарни и мини-заводы по выпуску мясных и молочных продуктов.
Чехия продолжает сотрудничество по выпуску электровозов (завод "Шкода"), предлагает совместные работы по реконструкции завода в Новочеркасске и строительству ремонтного завода в Ярославле.
Болгария переоборудует предприятия табачной промышленности, так как все фабрики в России оснащены болгарским оборудованием.
По-новому строятся сейчас внешнеэкономические связи России с Монголией, Китаем, Северной Кореей, Кубой.
Значительный подъем в настоящее время переживают российско-китайские экономические связи. Формы экономического сотрудничества двух стран достаточно разнообразны: централизованная и приграничная торговля, совместные предприятия, поставки специмущества (в первую очередь, оборонительных видов вооружения), техническое содействие Китаю в строительстве ряда крупных энергетических объектов, а также в проведении технической реконструкции и частичной модернизации оборонной промышленности.
В торговле с Китаем растет доля прямых связей. С 1991 г. обмен между странами приобрел характер встречных бартерных операций (в 1992 г. на бартер приходилось 60% российско-китайской торговли).
Структура торговли сегодня определяется не географической, промышленной или технологической взаимодополняемостью, а экономическим кризисом в России и внутренними потребностями Китая в сырье и технологиях. Удельный вес Китая в экспорте России в 1995 г. был равен 4,4% (в 1993 г. - 7,0%). Русский экспорт в Китай состоит из машин и оборудования, включая авиационную технику, автомобили, сельскохозяйственную технику, нефтедобывающее оборудование, генераторы для электростанций, оборудование для текстильной промышленности, а также угля, сырья и продукции химической промышленности, черных металлов, древесины и т. д. Доля машин и оборудования, транспортных средств составляет около 40% всего экспорта России в Китай. Процесс специализации и сотрудничество на основе разделения труда находится на начальном этапе развития. Китай, в свою очередь, экспортирует в Россию товары народного потребления (55%) и продукты питания (28%). Удельный вес китайского импорта в Россию - 1,9% (1995 г.).
Сейчас утверждается сотрудничество в области высоких технологий, космических исследований, строительства гидро- и атомных электростанций, а также в военно-технических областях.
В отношениях России с Китаем важнейшей задачей на ближайшее будущее является придание двусторонним экономическим связям цивилизованного характера (снижение "бартеризации" товарооборота).
Уровень, масштабы и структура торгово-экономических связей бывшего СССР с Монголией и Северной Кореей определялись военно-стратегическими соображениями и степенью развития экономики этих стран. Для Советского Союза экономические связи с Монголией никогда не были существенными. Доля Монголии в совокупном объеме торговли СССР не превышала 1 - 2% (в 1995 г. экспорт составил 0,3%, импорт - 0,1 %). В Монголии более 600 промышленных комплексов, включая 150 заводов, были построены, реконструированы и расширены с помощью СССР. Монголия диверсифицирует свои торгово-экономические ориентиры. Наиболее заметными ее партнерами становятся Япония и Китай.
В начале 90-х гг. отношения между СССР и Северной Кореей (КНДР) существенно изменились. Доля продукции КНДР в экспорте СССР составляла 2,2% (1990 г.). После распада СССР торговля с Россией фактически прекратилась (1995 г. экспорт - 0,1 %, импорт - 0,03%). Подписанные контракты на строительство совместных предприятий, соглашения о разработке совместного проекта строительства газопровода, связывающего Сибирь с Южной и Северной Кореей, и др. не находят своей реализации.
На основе нового принципа эквивалентности развиваются внешнеэкономические связи с Кубой. Значительно снизился российско-кубинский товарооборот, что явилось прямым результатом отхода от ранее сложившейся льготной для Кубы системы сотрудничества, в том числе перехода с 1991 г. на торговлю по мировым ценам и к расчетам в СКВ. В настоящее время торговля с Кубой свелась практически к монобартеру российской нефти на кубинский сахар-сырец. Россия участвует в наращивании мощностей кубинской никель-кобальтовой промышленности, в завершении строительства АЭС "Хурагуа".
Глава 4. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
СВЯЗИ РОССИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ
Россия строит свои внешние экономические отношения с развитыми странами мира на базе конструктивного созидательного взаимодействия государств. При этом используются все формы экономического взаимодействия, чтобы обеспечить возможность участия наших предприятий и объединений в полном объеме внешнеэкономических связей с целью наращивания экспортного потенциала и повышения эффективности экономического и научно-технического сотрудничества с развитыми государствами.
Россия предпринимает реальные действия по интеграции своей экономики в мировую экономику.
Основной формой внешнеэкономических связей России с развитыми странами является внешняя торговля.
В начале 90-х гг. торговый оборот России с развитыми странами сократился на 15%. В 1995 г. на развитые страны в товарообороте России приходилось около 60%.
Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях и ряд других факторов отразились на росте доли стран Западной Европы во внешней торговле России. Страны Европейского союза (ЕС) традиционно занимают ведущее место в торговле, производственном кооперировании, научно-технических связях России. Между Российской Федерацией и ЕС в 1994 г. было заключено генеральное соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое призвано регулировать отношения российских и западноевропейских партнеров в сфере обмена товарами и услугами, движения капиталов, рабочей силы и т. д. На страны ЕС приходится более 40% российского внешнеторгового оборота, и этот показатель растет.
Среди промышленно развитых стран Западной Европы ведущими торговыми партнерами России в 1995 г. были ФРГ, Великобритания, Италия, Франция, Финляндия, Швеция.
В современной структуре экспорта России в страны Западной Европы преобладают нефть, нефтепродукты, природный газ, черные и цветные металлы, удобрения, лесные материалы. Экспорт из России машин, оборудования и транспортных средств не превышает 1 % в стоимостной структуре вывоза в страны Западной Европы. Определенным спросом на западноевропейском рынке пользуются металлорежущие станки, кузнечно-прессовое и электротехническое оборудование, подъемные машины, тракторы, подшипники и некоторые виды приборов. Расширение поставок машинотехнической продукции сдерживается ее слабой конкурентоспособностью из-за низкого технического уровня и качественных характеристик.
Увеличение продукции обрабатывающей промышленности в экспорте в развитые страны - задача первостепенного значения. Совершенствование экспорта возможно за счет продукции наукоемких отраслей, а также результатов научно-исследовательских и конструкторских работ, технологических процессов и методик их применения.
Импорт России из стран Западной Европы претерпел коренные изменения в годы экономических реформ. СССР из Западной Европы ввозил главным образом машины и оборудование в основном для автомобильной, металлургической, пищевой, химической и других отраслей промышленности.
В настоящее время основными статьями импорта являются продовольственные и промышленные потребительские товары (сахар, обувь, одежда, парфюмерия), а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.
Сотрудничество на компенсационной основе между Россией и странами Западной Европы включает поставки западными партнерами оборудования, технической документации и лицензий для строительства в нашей стране промышленных предприятий на условиях кредита с последующим его погашением полностью или частично путем реализации продукции этих предприятий. Как правило, компенсационное сотрудничество осуществляется в сфере капиталоемких отраслей - добыче энергоносителей, химической промышленности и т. п. Однако в современных условиях заключение и реализация прямых компенсационных сделок сталкиваются с серьезными трудностями.
Одно из возможных направлений промышленного сотрудничества России с Западной Европой - привлечение западноевропейских фирм к модернизации и реконструкции предприятий в России, построенных в 60 - 70-х гг. с использованием оборудования и технологий из этих стран (в легкой, химической, автомобильной и других отраслях). Для подавляющего большинства российских предприятий немалый интерес представляет аренда западноевропейского оборудования на условиях лизинга.
В последние годы между российскими и западноевропейскими предприятиями стали практиковаться современные формы в разработке природных ресурсов, например "продакшен шеринг". Так, французская нефтяная группа "Тоталь" финансирует техническое перевооружение и эксплуатацию в Ненецком автономном округе Харьянгинского нефтяного месторождения. Добытая нефть будет распределяться следующим образом: 25% поступит "Тоталь" и 75% - "Коми-нефть".
С развитыми странами Европы достигнут прогресс в научно-техническом сотрудничестве, совместном предпринимательстве, производственной специализации и кооперации предприятий и фирм.
Среди развитых стран ФРГ с 1972 г. остается крупным торговым партнером бывшего СССР, а теперь России. Германия - ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. В свою очередь, Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике. Доля Германии в 1995 г. в общем объеме экспорта и импорта России - 10,7 и 19,9% соответственно. В то же время доля России в германском экспорте составляет 1,6%, импорте - 2,2%.
В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). Значительную долю в экспорте занимают полуфабрикаты (30%), в частности цветные металлы, древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. Увеличилась доля готовых изделий, поставляемых в Германию с 8 до 11%. Машинно-техническая продукция составляет около 3%. Основным препятствием для роста экспорта этой продукции остается низкое качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна.
В структуре импорта из Германии основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60% от объема импорта). В Россию ввозятся главным образом автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы, стальная продукция. Около 18% в импорте занимает продовольствие: масло, мясные изделия, сыр, овощи, фрукты, зерно, сахар, пиво и др. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.
В научно-техническом сотрудничестве с Россией на первом месте стоит Германия. На перспективу приоритетными областями могут стать защита окружающей среды, энергетика, безопасность АЭС, авиакосмическая промышленность, информатика, фундаментальные исследования в области физики, создание новых материалов, технопарков.
Важнейшим направлением экономических связей России с Германией становится инвестиционное сотрудничество. Объем германских инвестиций в российскую экономику на начало 1995г. составил 240 млн. немецких марок. Основные инвестиции немецкие фирмы направляют в богатые сырьем регионы, располагающие средствами или сырьевыми ресурсами для их оплаты.
На территории России в настоящее время функционирует около 1,5 тыс. совместных предприятий с германским участием. При этом лишь треть их них имеет производственный профиль, а остальные работают в сфере торговли, услуг, посреднической деятельности. Половина вложений в производственные совместные предприятия приходится на топливно-энергетический комплекс, металлургию, транспорт, легкую и пищевую промышленности.
Примерами успешного участия германских организаций и фирм в инвестировании в российскую экономику могут служить долгосрочное инвестиционное сотрудничество с фирмой "Даймлер-Бенц" по Ульяновскому проекту, "Дойче Аэроспейс"-МТУ с НПО "Авиадвигатель", а также финансирование "Дойче Банком" проекта "Тюмень 1" и др.
Активно развиваются внешнеэкономические связи России и Франции. Франция - один из ведущих торговых партнеров России. В 1995 г. объем взаимной торговли по сравнению с 1994 г. увеличился на 7% и составил 2590 млн. долл. США (экспорт России - 1516 млн. долл., импорт- 1074 млн. долл.). При этом возрос как российский экспорт, так и импорт из Франции. Россия расширила поставки во Францию нефти и нефтепродуктов, природного газа, черных и цветных металлов, химических, лесных и целлюлозно-бумажных товаров. В структуре импорта произошло сокращение доли сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В то же время динамично развивался импорт французских потребительских товаров и промышленного оборудования.
На российском рынке представлено около двадцати корпораций, которые в принципе и определяют экономические позиции Франции во всем мире: "Рено", "Сен-Гобэн"", "Юзинор", "Томсон", "Компани женераль д'электрисите", "Рон-Пулэнк".
В последнее время активизируется деятельность французских инвесторов в банковской сфере, агропромышленном комплексе, связи и энергетике России. Французские фирмы заинтересованы в расширении капиталовложений в российскую нефтегазовую промышленность, в осуществлении совместных проектов по управлению воздушным движением, создании сети деловой внутренней связи, модернизации алюминиевых заводов в Красноярске и Братске, предприятий черной металлургии и мебельной промышленности. Совместно с фирмой "Серибо" завершается строительство в России предприятия по производству мебели. С фирмой "Сервье" налажено производство медикаментов на Московском химико-фармацевтическом предприятии. С участием французских фирм модернизируются российские сахарные заводы, предприятия пищевой промышленности.
Франция - один из крупных кредиторов России. В настоящее время в счет предоставленного Францией кредита ведется реконструкция мусоросжигательного завода в Москве, поставляется оборудование для комбината детского питания в городе Азове и для реконструкции систем водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга, для обеспечения надежности и безопасности атомных электростанций, для гостиничного хозяйства Москвы.
Научно-техническое сотрудничество носит комплексный, многосторонний характер. Наиболее активно сотрудничество осуществляется в таких областях, как атомная энергетика, цифровое телевидение, медицина, авиакосмическая промышленность, транспорт и связь и др. В 1996 г. учреждена Российско-Французская комиссия на уровне глав государств, призванная стать руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и других областях.
Расширяются внешнеэкономические связи с Италией, Великобританией, Финляндией. Заметный прогресс достигнут в развитии экономического и технологического сотрудничества с Данией, Нидерландами, Австрией, Испанией, Швецией.
Устойчивое развитие торгово-экономических связей между СССР и Японией в 70-е гг. в первую очередь было связано с осуществлением крупномасштабных проектов экономического сотрудничества на основе японских кредитов для разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, с сооружением порта Восточный, а также поставками в СССР технологического оборудования для химической и автомобильной промышленности, труб газового и нефтяного сортамента, другой конкурентоспособной на мировом рынке металлургической продукции.
В 80-е гг. двусторонние торговые связи утратили стабильность и характеризовались периодическим увеличением или сокращением экспортно-импортных операций. Сегодня японская сторона исходит из невозможности пойти на сколько-нибудь широкое экономическое сотрудничество с Россией до тех пор, пока Японии не будут возвращены так называемые северные территории. Помимо этого, Россия не находит пока финансовой возможности погасить долги бывшего СССР частным японским фирмам. Начиная с 1991 г. сформировалась тенденция падения темпов роста и абсолютных объемов экспорта и импорта. В 1995 г. доля Японии в российском экспорте составила 4,1 %, импорте - 1,7%. Товарная структура российско-японской торговли существенно отстает от соответствующих требований научно-технического прогресса. В экспорте России доля необработанного, в основном дальневосточного, сырья превышает 50%, продукция низкой степени переработки занимает около 40%, тогда как на машины и оборудование приходится менее 1%. В российском импорте из Японии низка доля современного промышленного оборудования и других средств производства, необходимых для осуществления структурных преобразований производства в России и подъема экономики российского Дальнего Востока.
Для японской экономики 90-х гг. характерен полный переход на интенсивную модель развития с нарастающей долей передовых наукоемких отраслей промышленности и сферы услуг при одновременном свертывании базисных материало- и энергоемких производств. Это ведет к относительному снижению спроса на топливно-сырьевые ресурсы, составляющие основу российского экспорта.
Однако и в нынешнем товарном наполнении российский экспорт в Японию сохраняет значительные резервы роста, поскольку в текущем десятилетии Япония останется крупнейшим в мире импортером леса, рыбы, различных нефтепродуктов и сжиженного природного газа, каменного угля и разнообразного металлургического сырья, цветных металлов и др.
На протяжении многих лет характер торгово-экономических связей с США определялся состоянием политических отношений. В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество становится все более важным элементом российско-американских отношений. Россия придает большое значение расширению экономических связей с США, рассматривая их в качестве одного из наиболее важных и перспективных партнеров. При этом принимаются во внимание лидерство США в мировой экономике и огромный производственный, научно-технический и финансовый потенциал американских компаний. Рынок США является одним из самых перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением и др.
Развитие взаимовыгодных связей между Россией и США может способствовать успеху реформ и ускорению интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему.
В свою очередь, российский рынок является весьма емким и перспективным для американского бизнеса.
Сейчас объем торговли России с США увеличивается быстрее, чем российской внешней торговли в целом. В 1995 г. товарооборот между двумя странами возрос примерно на одну четверть по сравнению с 1994 г. и достиг около 7 млрд. долл. Особенно быстро рос российский экспорт. В 1995 г. удельный вес экспорта России в США составил 6,7% в общем объеме торговли, а импорта - 7,3%.
Основа российского экспорта - сырьевые товары (более 90% поставок). В импорте основное место принадлежит сельскохозяйственным товарам и продуктам их переработки, а также машинам и оборудованию.
Однако, несмотря на очевидный прогресс, наши отношения в торгово-экономической области еще не в полной мере освобождены от наследия прошлого, которое особенно затрагивает интересы российских экспортеров. Ряд положений американского законодательства по-прежнему относит Россию к категории "стран с нерыночной экономикой" без учета реалий сегодняшнего дня. В результате этого, в частности, по отношению к российским товарам применяются более жесткие антидемпинговые процедуры, чем к товарам подавляющего большинства других стран. Устанавливаемые антидемпинговые пошлины обычно носят фактически запретительный характер и действуют в течение многих лет. Они уже коснулись ряда товаров нашего экспорта в США: урана, ферросплавов, магния, титановой губки и др.
Важной нерешенной проблемой российско-американских экономических отношений является неразвитость движения предпринимательского капитала между двумя странами. Американские прямые инвестиции в России составляют более 8 млрд. долл. Большая часть инвестиций сосредоточена в нефтегазовом комплексе, куда вложены капиталы таких крупных ТНК, как, например, "Оксидентал петролеум".
Фирмы США лидируют среди западных инвесторов по созданию совместных предприятий, которых в 1995 г. было зарегистрировано более 100. Однако в настоящее время более 60% от общего числа совместных предприятий занято в торгово-посреднических операциях, предоставлении консультационных и информационных услуг. Российская же сторона заинтересована в том, чтобы инвестиционное сотрудничество было направлено на структурную перестройку экономики, на поддержку наукоемких и ориентированных на экспорт производств, на модернизацию предприятий и освоение передовых технологий.
Проблемы двусторонних торгово-экономических отношений должны быть решены. Об этом свидетельствуют достигнутые в последние годы договоренности по ряду конкретных направлений. Среди них можно, например, отметить договоренности, связанные со взаимным доступом на рынки, финансированием совместных проектов с участием Экспортно-импортного банка США, Корпорации зарубежных частных инвестиций (ОПИК), Агентства по торговле и развитию США.
Успешно развиваются внешнеэкономические связи России с Канадой. Основными товарами российского экспорта являются нефтепродукты, необработанные алмазы, никель, радий. Экспорт машин и оборудования невелик. В последние годы Россия сократила импорт канадского зерна.
Одной из популярных форм российско-канадского экономического сотрудничества в последние годы стала деятельность российско-канадских совместных предприятий. Всего их было создано более 60. Несмотря на то, что в общем объеме иностранных инвестиций в российскую экономику удельный вес Канады невелик (около 3%), совместные предприятия с участием канадского капитала отличаются высокой долей функционирующих предприятий. В Канаде также зарегистрированы фирмы с российским капиталом.
Глава 5. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
РОССИИ С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ
Современное состояние внешних экономических связей с развивающимися странами в значительной степени обусловлено их развитием в период существования СССР. Направления внешнеэкономических отношений СССР с развивающимися странами определялись слабостью экономик развивающихся стран, несовершенством структуры их хозяйства, задачами развития базовых отраслей промышленности, подъема сельского хозяйства. При экономической и технической помощи СССР в развивающихся странах введено в эксплуатацию около 890 различных предприятий и объектов. К ним относятся предприятия электроэнергетики, нефтепереработки, угольной и нефтедобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения и т. п.
Основная задача осуществления внешних экономических связей с развивающимися странами состояла в расширении политического влияния СССР, в распространении коммунистической идеологии; экономическим задачам отводилось второстепенное значение. В результате имел место неэквивалентный торговый обмен, передача им Советским Союзом значительных материальных ценностей в долг. Задолженность развивающихся стран России сегодня исчисляется по разным оценкам суммой от 130 до 160 млрд. долл. Россия по-прежнему предоставляет развивающимся странам значительные льготы в торговле.
Продолжая политику сотрудничества бывшего СССР с развивающимися государствами, Россия строит ее на принципах взаимной выгоды и взаимных интересов, руководствуясь международными нормами и практикой. Однако начало 90-х гг. ознаменовалось заметным спадом внешнеэкономических взаимоотношений с развивающимися государствами. Особенно сократился в эти страны российский экспорт (на 25%). Уменьшился объем внешней торговли с Индией в 2,5 раза, Ираном - в 2,6, Египтом - в 3,5, Сирией - в 4,7, Афганистаном - в 6 раз. К особенностям внешнеэкономических связей с развивающимися странами следует отнести высокую степень государственного регулирования этих связей.
Расширение экономического сотрудничества между Россией и странами Азии неразрывно связано с укреплением экспортного сектора, стремлением расширить географию внешнеэкономических связей. На рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции.
Другим фактором, определяющим стремление Российской Федерации интенсифицировать торговые отношения со странами Азии, является желание связать экономический потенциал России, и прежде всего ее восточных районов, с наиболее динамичной частью мирового хозяйства. Это может открыть для России новые возможности как в получении заемных средств, так и в привлечении в российскую экономику зарубежных инвестиций.
Сложившаяся взаимодополняемость наших экономик, относительно невысокая требовательность рынков этих стран, взаимные интересы и накопленный опыт превращают их в весьма удобных и наиболее вероятных покупателей российской продукции. Велики возможности вывоза в азиатские страны продукции обрабатывающей промышленности, в том числе машин, оборудования и оружия. Россия традиционно импортирует оттуда многие виды минерального, растительного сырья, сырья животного происхождения и различные продовольственные товары.
Устанавливаются обоюдовыгодные экономические отношения с "новыми индустриальными странами" Азии (Республикой Корея, Сингапуром, Тайванем, Гонконгом и др.). Они заинтересованы в закупке в России энергетических и минеральных ресурсов и готовы развивать сотрудничество по их добыче и переработке. В ряд ведущих партнеров нашей страны выдвинулась Республика Корея. На территории России к 1995 г. действовало 30 совместных с Южной Кореей предприятий с общей суммой 25 млн. долл. Республика Корея участвует в реализации некоторых небольших проектов в Сибири и на Дальнем Востоке: в строительстве гостиниц, бизнес-центров, налаживании туризма, разработках лесозаготовок.
На страны Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока приходится около 30% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами. Ведущий партнер России из стран Южной Азии - Индия, развитию экономического сотрудничества с которой наша страна всегда придавала приоритетное значение. За годы сотрудничества в Индии Советским Союзом построено около 75 промышленных объектов.
Распад СССР, кризисные процессы в российской экономике обусловили резкое падение товарооборота с Индией. Было свернуто техническое содействие, оказываемое нашей страной Индии, в том числе и в сооружении тех объектов, продукция которых предназначалась для экспорта в Россию, а также военно-техническое сотрудничество с этой страной.
В настоящее время как Российская Федерация, так и Индия предпринимают усилия к восстановлению и развитию торгово-экономических связей. Россия, в частности, сохраняет заинтересованность в импорте фруктов, джутовых, текстильных и швейных изделий, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов и т. д. По-прежнему пользуются спросом в России некоторые виды индийских машин и оборудования (электроника, оборудование для пищевой и фармацевтической промышленности).
Со своей стороны, Россия могла бы продолжать эффективно продавать в Индию машины, оборудование, газетную бумагу, асбест и др.
Углубление торговых отношений со странами Азии поможет смягчить негативные последствия разрыва связей с Восточной Европой.
Торгово-экономические отношения России с африканскими странами имеют менее благоприятные перспективы.
Из-за возникших трудностей в экономике СССР было приостановлено оказание технического содействия Советским Союзом странам Африки. Указанное и другие обстоятельства послужили определенным ограничением в торгово-экономическом сотрудничестве со странами Африки и отразились на его динамике. Товарооборот России со странами Африки составляет сравнительно небольшую сумму (более 1% от всего товарооборота), при этом импорт из Африки превышает российский экспорт. Большая часть товарооборота России приходится на страны Северной Африки (свыше 83%), такое географическое распределение должно быть преодолено.
Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России с африканскими странами связаны с углублением экономических связей на основе поиска новых возможностей без предвзятых политических подходов.
В последнее время наблюдается повышение внешнеэкономической активности по отношению к странам Латинской Америки. Значение торгово-экономических отношений с государствами Латинской Америки определяется прежде всего возможностью крупномасштабных закупок в этом регионе товаров, которые либо не производятся в Российской Федерации из-за природно-климатических условий (кофе, какао-бобы, бананы и т. д.), либо их производство в отдельные годы недостаточно для удовлетворения потребностей российского внутреннего рынка (шерсть, зерно, мясо и т. д.).
Россия закупает и дефицитные виды минерального сырья - цветные и редкие металлы. В то же время Латинская Америка представляет собой емкий и быстро развивающийся рынок. Расширение экспорта российских товаров возможно прежде всего за счет поставок конкурентоспособной машинно-технической продукции. Импорт из стран Латинской Америки может включать товары народного потребления: бытовую электротехнику, обувь, текстильные изделия.
В перспективе Латинская Америка, располагающая крупными минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами и уже солидным промышленным и научно-техническим потенциалом, могла бы стать одним из важных направлений более полного включения экономики России в международное разделение труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к рыночной экономике невозможен без научного обоснования региональных факторов. Игнорирование в прежних программах регионального подхода и попытки использовать усредненные методы регулирования экономического и социального развития привели к суверенизации регионов. Центральная власть непосредственно зависит от действий региональных властей, решения которых порой бывают непредсказуемы.
Несогласованные действия усиливают разнобой в проведении экономических реформ и способствуют хозяйственному ослаблению регионов России. Выход из создавшегося положения - выработка региональной политики, отвечающей интересам всех регионов. В ее проведении должны сотрудничать федеральные и региональные органы управления в соответствии со своей компетенцией.
Изменения геополитического положения России, рыночная направленность экономики, формирование федеративных отношений между регионами выдвигают новые требования к региональной политике. Экономика страны должна быть самостоятельной. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
полностью обеспечить страну сырьевыми и материальными ресурсами, которые раньше поставлялись из других республик, за счет диверсификации своего производства или экономически выгодных поставок по импорту;
укреплять экономические связи между регионами России, чтобы избежать центробежных тенденций;
рационально использовать научный и производственный потенциал регионов для выхода из кризиса и структурной перестройки хозяйства страны;
повысить уровень жизни населения всех регионов;
изменить внешнеэкономическую стратегию и увеличить экспорт продукции наукоемких отраслей;
осуществить строительство новых портов на Балтийском и Черном морях с целью надежной связи с мировым рынком.
Для решения стратегических задач территориального развития России очень важно укрепление государственного регулирования через механизм планирования, который должен быть восстановлен применительно к рыночным условиям.
На реформы в отдельных субъектах Федерации оказывают влияние не только уровень экономического развития регионов, но и региональные факторы неэкономического характера: политическая обстановка (Северный Кавказ), социально-исторические условия, приоритетность различных видов деятельности у местного населения. В связи с этим приватизация должна учитывать местные условия каждого региона и осуществляться региональными органами управления. Региональные интересы не должны противоречить общероссийским. Преодолеть тенденцию сепаратизма и дезинтеграции возможно только за счет политики экономического федерализма на основе разумного компромисса регионализации и интеграции.
Рыночные отношения оказывают различное влияние на экономику регионов, что связано с характером их специализации, отраслевой структурой хозяйства и условиями хозяйственной деятельности. В настоящее время удельный вес убыточных предприятий в восточной зоне в 5 раз выше, чем в целом по России, и в 8 раз выше, чем в Москве и Московской области. В 1992 - 1997 гг. происходил массовый отток рабочих и служащих из районов нового освоения. Применение закона о банкротстве в районах Севера привело к обвальному закрытию предприятий. Этот процесс без вмешательства государства может вызвать социальный взрыв.
Усиление экономической ответственности местных властей за социальное развитие регионов и сокращение участия федеральных структур в перераспределительных процессах привели, с одной стороны, к усилению межрегиональной дифференциации уровня жизни населения, а с другой - к стремлению региональных органов управления получить недостающие ресурсы любыми способами. Сложившаяся ситуация в 1996 г. выглядела следующим образом: 17% субъектов Федерации производили продукцию в объемах, на 20% превышающих их уровень потребления и накопления. В то же время 15% регионов выпускали на своей территории продукции меньше, чем ее необходимо для обеспечения текущего потребления населения. Такое положение будет меняться постепенно за счет рационализации структуры производства. Целесообразно устанавливать льготы отстающим регионам исходя из объективного состояния их социального развития и экономических возможностей.
Осуществление экономических реформ подтверждает, что в переходный к рыночным отношениям период роль государственного регулирования должна повышаться. В противном случае это приводит к ускорению процессов обнищания населения слаборазвитых районов, хищническому использованию природных ресурсов. Для финансирования региональных программ должен быть создан федеральный фонд регионального развития. Он должен формироваться за счет платежей предприятий, которые будут взиматься в районах, обладающих хорошо развитой территориальной инфраструктурой, имеющих мощный научный потенциал. В условиях рынка предприятия получают дополнительный доход. Предпосылки для него были созданы за счет государственных средств. Поэтому государство имеет право на изъятие части дополнительных доходов и их перераспределение в районы, где такие условия только начинают создаваться.
Расширение прав регионов влечет за собой большую ответственность федеральной власти в вопросах территориального развития. Формирование нового федеративного государства в России будет успешным только при сочетании конкретных подходов к решению проблем отдельных регионов и единства общих принципов функционирования рынка на всем пространстве, при согласовании региональных и федеральных экономических интересов. В правительственной программе необходим дифференцированный подход в отношении регионов, имеющих ярко выраженные отличия от средних условий. Если этого не сделают федеральные власти, то регионы все больше будут уходить из-под контроля и это обойдется намного дороже всей стране.
В федеральной концепции нужно предусмотреть правовые и экономические меры, направленные на усиление межрегионального разделения труда. Регионы должны быть обеспечены финансовыми, материальными и инфраструктурными ресурсами.
На современном этапе процесс регионального развития в России требует системного подхода: оперативно реагировать на развитие кризисных явлений в экономике и изменение социально-политической ситуации в регионах; способствовать решению стратегических задач территориального развития страны; обеспечивать углубление реформ во всех районах с учетом их социально-экономической специфики.
Коренные изменения в социально-политической и экономической системах страны неразрывно связаны с совершенствованием ее административно-территориального устройства. Опыт Советского Союза показывает, что следует перейти от национально-территориального устройства к экономико-географическому территориальному построению. Это позволит определять основные направления развития экономики страны, характер и интенсивность рыночных мероприятий. Государство должно контролировать минимальный объем централизованных ресурсов, необходимых для реализации региональной политики. Это прежде всего касается централизованных капитальных вложений для поддержки слаборазвитых регионов. Следовательно, региональный принцип становится ключевым в экономической политике России.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
РАЗДЕЛ I НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ 5
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ -НАУКА О РАЗМЕЩЕНИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА 5
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ 13
ГЛАВА 3. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 33
ГЛАВА 4. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, ЧИСЛЕННОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ 47
ГЛАВА 5. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА 63
ГЛАВА 6. НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРЕСС 81
РАЗДЕЛ I. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 91
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 91
ГЛАВА 2. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ 97
ГЛАВА 3. ЧЕРНАЯ И ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ 122
ГЛАВА 4. ХИМИЧЕСКАЯ И НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 140
ГЛАВА 5. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 154
ГЛАВА 6. ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 163
ГЛАВА 7. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 174
ГЛАВА 8. ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 182
ГЛАВА 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 193
ГЛАВА 10. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ТРАНСПОРТА 214
РАЗДЕЛ I I I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 236
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ 236
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 244
2.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 254
2.2. СЕВЕРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 275
2.3. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 285
2.4. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 294
2.5. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 296
2.6. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 305
2.7. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 318
2.8. ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 332
2.9. УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 357
2.10. ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 373
2.11. ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 400
2.12. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 421
ГЛАВА 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ 434
РАЗДЕЛ IV. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 456
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 456
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С НОВЫМИ НЕЗАВИСИМЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ 464
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КНР, КНДР, МНР И КУБОЙ 467
ГЛАВА 4. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ 471
ГЛАВА 5. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ 478
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 481
Экономическая география России
Учебник
Редакторы: И.А. Архангельская, Л.Г. Итберг, О.А. Кубицкая
Корректор М.В. Литвинова Компьютерная верстка Г.А. Волковой
ЛР№ 070824 от 21.01.93 г.
ЛР № 020237 от 10.09.96 г.
Подписано в печать 26.12.98. Формат 60x90 1/16
Печать офсетная.
Усл. печ. л. 33,5. Доп. тираж 6000 экз. Заказ № 2928. Цена договорная.
Издательский Дом "ИНФРА-М"
127214, Москва, Дмитровское ш., 107.
Тел.: (095) 485-70-63; 485-74-00
E-mail: books@infra-m.ra
http://www.infra-m.ra
Издательство Российской экономической академии
им. Г.В. Плеханова 113054, Москва, Стремянный пер., 36.
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленных оригиналов
в ОАО "Ярославский полиграфкомбинат".
150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.
9 7858621|25914811
? Гранберг А.Г. Проблемы комплексного регионального развития России. М.,1996 (изд. СОПС при МЭ РФ).
? Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., Экономика, 1978, с. 147.
? Российский статистический ежегодник/Госкомстат России. М., 1996,с. 899-903. 366
? Российский статистический ежегодник/ Госкомстат России. М., 1996, с. 976 - 978.
??
??
??
??
243
5
<< Пред. стр. 15 (из 15) След. >>