<< Пред. стр. 3 (из 3) След. >>
2.Симптом <неудовлетворенности собой>.В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм <эмоционального переноса> - энергетика направляется не только и не столько вовне сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур <Я и обстоятельства>: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы социального функционирования.
В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах <выгорания> они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.
З.Симптом <загнанности в клетку>.
Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение <загнанности в клетку>.
Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние <загнанности в клетку>, и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: <неужели это не имеет пределов>, <нет сил с этим бороться>, <я чувствую безысходность ситуации>. Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.
4.Симптом <тревоги и депрессии>.
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной про4)ессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом <тревоги и депрессии> - крайняя точка в ормировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
ФАЗА <РЕЗИСТЕНЦИИ>
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит .на фоне следующих явлений:
5.Симптом <неадекватного избирательного эмоционального реагирования>.
Несомненный признак <выгорания>, когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию с другими людьми эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:
* если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций нс снижает <вхождение> в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;
* если не настораживает и не отталкивает партнера;
* если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию.
6. Симптом <эмоционально-нравственной дезориентации>.
К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.
7.Симптом <расширения сферы экономии эмоций>.
Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми.
8.Симптом <редукции профессиональных обязанностей>.
Термин редукция означает упрощение.
Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом <выгорания>. Он свидетельствует о социально-психологической деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер, обычно, переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.
9.Симптом <личностной отстраненности или деперсонализации>.
Метастазы <выгорания> проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах <выгорания> личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: <ненавижу,..>, <презираю...>, <взять бы автомат и всех...>. В таких случаях <выгорание> смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.
10.Симптом <психосоматических и психовегетативных нарушений>.
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно, он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита (<выгорание>) самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.
Это приводит к формированию субсиндромов травматического влияния трансформации социокультурной системы российского общества. Влияние которой на личность мы рассматриваем как социально-стрессовое расстройство.
Основы психотехнологии общения менеджера
Психологическая технология как система действий
Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотиваций, установок и т. д. у личности, на которую оказывается воздействие.
Так как руководитель в управлении оказывает воздействие на две относительно самостоятельные структуры личности: психологическую и социальную, то целесообразно выделить две группы психотехник - индивидуально-психологические и социально-психологические.
Индивидуально-психологические психотехники ориентированы на использование в межличностном управленческом общении и учитывают следующие факторы:
а) индивидуально-психологические особенности личности руководителя (понятые им в процессах психодиагностики, аутопсиходиагностики и управляемые им);
б) психотип личности, на которую оказывается воздействие (определяемый руководителем на основе метода визуальной диагностики);
в) психологический и социальный контакт взаимодействия (включающий взаимный интерес или его отсутствие общающихся).
Социальные психотехники используются в групповом (или массовом) общении и требуют учета: индивидуальных способностей руководителя; способности руководителя к ролевой самоорганизации в соответствии с ситуацией управленческого общения; особенностей состояния группового (или массового) настроения; композиционного состава психотипов личности в группе (или характера межгруппового общения, если речь идет о массе); психологических дистанций общения; типа реагирования, профессионально или этнически обусловленного в группе, и т. д.
Если рассматривать психосоциологию управления в предлагаемом нами аспекте как учебный предмет, то его целью будет сформировать:
а) навыки аутопсиходиагностики и визуальной психодиагностики личности;
б) практическое владение социальной технологией ролевого управления в социальных организациях;
в) владение психологическими технологиями воздействия на личность и социально-психологическими технологиями воздействия на малые и большие социальные группы.
Исходя из предложенной трехчленной цели психосоциология управления предстает как наука и практика о психологических и социальных технологиях воздействия на личность через организацию и управление исполняемыми ее социальными ролями. В таком смысле сам процесс управления людьми предстает как:
а) правильное определение профессионально-функциональной роли каждого человека в социальной организации и его места в технологической цепи производства;
б) создание условий для каждого человека для максимально точного усвоения предназначенной ему профессионально-функциональной роли;
в) обеспечение условий для выполнения каждым человеком его профессионально-функциональной роли.
Введение социальной роли в ранг базовой категории психосоциологии управления и обусловливает рассмотрение управленческого общения в качестве социальной игры. При этом уточним - социально-ролевой игры. Характеристика управленческого общения как социально-ролевой игры обусловлена целым рядом факторов...
Основы психотехнологии общения менеджера
Публичная речь как диалогистическая форма коммуникативной деятельности
...Диалогистический принцип общения в публичной речи реализуется при условии, если говорящий (инициатор общения) и слушающий (реципиент) организуют свое взаимодействие при соблюдении определенных правил.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО
Первое правило: уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.
Второе правило: вежливость (обязательно уместная) и недопустимость категоричности в суждениях.
Третье правило: скромность в самооценках и самопрезентация, ненавязчивость изложения своих позиций, взгядов и оценок.
Четвертое правило: ориентироваться на партнера, создавать для него психологический комфорт.
Пятое правило: постоянно стимулировать интерес партнера к теме общения, учитывать его интересы.
Шестое правило: быть логичным в изложении своих взглядов и позиций.
Седьмое правило: поддерживать внимание партнера, стимулировать его активность в восприятии речи.
Восьмое правило: избирать стиль речи, приемлемый не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.
Девятое правило: избирать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики, не раздражающих партнера и создающих для него удобства в общении.
ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО
Первое правило: не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.
Второе правило: терпеливо и уважительно относитесь к говорящему.
Третье правило: не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
Четвертое правило: дайте партнеру выразить себя в общении, стимулируйте его активность.
Пятое правило: используйте речевые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.
Основы психотехнологии общения менеджера
Психологический прием <Золотые слова> и <Терпеливый слушатель>
...3. Психологический прием <Золотые слова>
<Золотое слово> - это комплимент. Комплименты - это слова, содержащие, по мнению А. Ю. Панасюка, небольшое преувеличение в оценке положительных качеств человека. В нашем же понимании комплимент - это динамическая система логически упорядоченных вербальных знаков, несущих позитивную, подчеркивающую значимость личности, информацию.
В этом смысле использование комплимента в общении будет приемом формирования аттракции.
В основе психотехники комплиментарного воздействия на личность лежит феномен психологического внушения. Под внушением в психотехнологии (как, впрочем, и в психологии в целом) понимается создание у партнера определенного состояния или побуждения к определенным действиям с помощью эмоционально окрашенного представления этого состояния и этих действий.
Комплимент создает очаг раздражения в коре головного мозга и формирует как бы <заочное> удовлетворение потребности в самосовершенствовании. Эмоционально окрашенный словесный текст комплимента формирует в сознании партнера по общению новое представление собственного <Я> и дает стимул к действиям. Однако, как справедливо отмечает А. Ю. Панасюк, фактически потребность в самосовершенствовании при этом не будет удовлетворяться, но реальными будут ощущение ее удовлетворения и возникшие на этой почве положительные эмоции.
Психологический механизм формирования аттракции путем комплиментарного воздействия на личность (прием <Золотые слова>)
(1) Воздействие комплиментом - эмоциональная завышенная оценка качеств личности.
(2) Возникновение эффекта внушения.
(3) Следствие внушения-удовлетворение потребности <выглядеть> лучше.
(4) Следствие удовлетворения потребности - образование положительных эмоций.
(5) Расположенность к источнику комплиментарного воздействия.
Самый эффективный способ формирования аттракции - это комплимент на фоне антикомплимента себе.
Можно рекомендовать следующие правила применения комплиментов в общении:
(1) Комплимент должен отражать положительные, и только положительные, качества того, кому он адресуется.
(2) Положительное качество в комплименте не должно чрезмерно преувеличиваться, т. е. комплимент должен быть тонким.
(3) Тонким комплимент будет лишь тогда, когда вы знаете мнение партнера об этом его качестве.
(4) Нельзя превращать комплимент в обязанность.
(5) Комплимент должен подчеркивать совершенство, а не рекомендовать стать совершеннее.
4. Психологический прием <Терпеливый слушатель>
У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это процесс актуализации собственного <Я>. Самовыражение связано с установлением психологического контакта между субъектами общения. Условия возникновения психологического контакта - установление равенства психологических позиций общающихся.
Психологический механизм действия <Терпеливый слушатель>
(1) Признание равенства психологических позиций с человеком, стремящимся к самовыражению в общении.
(2) Концентрация внимания на интересующей его проблеме.
(3) Установление визуального контакта с ним.
(4) Стимулирование его высказываний.
(5) Терпеливое и активное выслушивание его.
(6) Удовлетворение его потребности в самовыражении.
(7) Образование у него положительных эмоций.
(8) Расположенность его к источнику положительных эмоций.
В основу психологической техники формирования аттракции положен принцип изменения поля ценностных ориентации на основе использования знания о психосоциальных потребностях личности. Психотехнология в данном случае нацелена на то, чтобы сформировать ценностные ориентации как фундамент аттракции. Эмоции здесь выполняют функции модулятора процессов аттракции.
Опираясь на потребности человека в общении, взявший на себя функции психотехнолога воздействия создает (используя предлагаемые приемы) эмоциогенную атмосферу, психологически комфортную для партнера. В такой атмосфере ускоряется формирование аттракции.
Таким образом, психотехнология формирования аттракции направлена на эмоциональное поле личности, через которое оказывает воздействие на систему ее ценностных ориентации...
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первое исследование проблем, связанных с виктимологическими аспектами предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации.
Предпринятое диссертантом исследование позволило:
-определить, что компьютерные преступления - это общественно опасные противоправные виновно совершаемые наказуемые деяния, в которых в качестве предмета преступления выступает, информация ЭВМ;
-произвести анализ соотношения понятий "вредоносная программа" и "компьютерный вирус". на основании которого сделан вывод, что вирусные программы являются самостоятельным классом вредоносных программ для ЭВМ;
-сделать вывод, что не всякое создание и распространение компьютерного вируса необходимо считать преступлением;
-провести анализ компьютерного уголовного законодательства зарубежных стран, на основе чего показать традиционные для мирового права черты и новизну российских уголовно-правовых норм, посвященных ответственности за преступления в сфере компьютерной информации компьютерного права;
-систематизировать способы совершения преступлений в сфере компьютерной информации;
-провести сравнительный анализ жертв компьютерных преступлений по Ю.М.Батурину и жертв компьютерных преступлений, изученных автором:
-определить круг субъектов впктимологической профилактики преступлений в сфере компьютерной информации;
-сформулировать вывод о том. что отсутствие необходимых рекомендаций со стороны Верховного суда России затрудняет работу правоохранительных органов.
Новизна работы определяется также положениями, выносимыми на защиту:
1) преступления в сфере компьютерной информации - те уголовные правонарушения, в которых компьютерная информация выступает в качестве их предмета;
2) доступом к компьютерной информации является санкционированное и упорядоченное собственником информационной системы взаимодействие лица с устройствами ЭВМ с последующей любой формой проникновения к информации с возможным ознакомлением с информацией или без такового и позволяющее манипулировать данной информацией;
3) положение о "компьютерной викптмности (уязвимости)" как о способности компьютеров в силу своих технических, потребительских свойств быть виктимным:
4) положение о разделении, витимологических факторов, влияющих на совершение преступлении в сфере компьютерной информации по направленности воздействия на:
-относящиеся к личности жертвы преступлений в сфере компьютерной информации;
-относящиеся к личности преступника;
5)положение о выделении двух групп жертв компьютерных преступлений: физических лиц и общностей (юридические лица и иные образования):
6)положение о структуре субьектов виктимологической профилактики преступлений в сфере компьютерной информации:
7) положение о выделении в системе предупредительного воздействия на преступность в сфере компьютерной информации виктимологического элемента предупреждения, как самостоятельного направления;
8) положение о необходимости создания Центра учета и анализа преступлений в сфере компьютерной информации;
9) положение о том, что виктимологическая профилактика компьютерных преступлений может осуществляться на трех уровнях:
-виктимологическая профилактика в отношении одного компьютера
-внутренняя виктимологическая профилактика;
-виктимологическая профилактика в интерактивной среде;
-виктимологическая профилактика при работе с другими людьми;
Внешняя виктимологическая профилактика
10) Введение в понятийный аппарат криминологии понятия "информационная виктимность" для определения степени виктимности ук преступлениям в сфере компьютерной информации физических и юридических лиц.
<< Пред. стр. 3 (из 3) След. >>