<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  2.Симптом <неудовлетворенности собой>.
 
  В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм <эмоционального переноса> - энергетика направляется не только и не столько вовне сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур <Я и обстоятельства>: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы социального функционирования.
 
  В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах <выгорания> они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.
 
  З.Симптом <загнанности в клетку>.
 
  Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение <загнанности в клетку>.
 
  Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние <загнанности в клетку>, и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: <неужели это не имеет пределов>, <нет сил с этим бороться>, <я чувствую безысходность ситуации>. Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.
 
  4.Симптом <тревоги и депрессии>.
 
  Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной про4)ессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом <тревоги и депрессии> - крайняя точка в ормировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
 
  ФАЗА <РЕЗИСТЕНЦИИ>
 
  Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит .на фоне следующих явлений:
 
  5.Симптом <неадекватного избирательного эмоционального реагирования>.
 
  Несомненный признак <выгорания>, когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
 
  В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию с другими людьми эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:
  * если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций нс снижает <вхождение> в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;
  * если не настораживает и не отталкивает партнера;
  * если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию.
 
  6. Симптом <эмоционально-нравственной дезориентации>.
 
  К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.
 
  7.Симптом <расширения сферы экономии эмоций>.
 
  Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми.
 
  8.Симптом <редукции профессиональных обязанностей>.
 
  Термин редукция означает упрощение.
 
  Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом <выгорания>. Он свидетельствует о социально-психологической деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер, обычно, переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.
 
  9.Симптом <личностной отстраненности или деперсонализации>.
 
  Метастазы <выгорания> проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах <выгорания> личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: <ненавижу,..>, <презираю...>, <взять бы автомат и всех...>. В таких случаях <выгорание> смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.
 
  10.Симптом <психосоматических и психовегетативных нарушений>.
 
  Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно, он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.
 
  Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита (<выгорание>) самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.
 
  Это приводит к формированию субсиндромов травматического влияния трансформации социокультурной системы российского общества. Влияние которой на личность мы рассматриваем как социально-стрессовое расстройство.
 
 
  Основы психотехнологии общения менеджера
  Психологическая технология как система действий
 
 
  Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотиваций, установок и т. д. у личности, на которую оказывается воздействие.
 
  Так как руководитель в управлении оказывает воздействие на две относительно самостоятельные структуры личности: психологическую и социальную, то целесообразно выделить две группы психотехник - индивидуально-психологические и социально-психологические.
 
  Индивидуально-психологические психотехники ориентированы на использование в межличностном управленческом общении и учитывают следующие факторы:
  а) индивидуально-психологические особенности личности руководителя (понятые им в процессах психодиагностики, аутопсиходиагностики и управляемые им);
  б) психотип личности, на которую оказывается воздействие (определяемый руководителем на основе метода визуальной диагностики);
  в) психологический и социальный контакт взаимодействия (включающий взаимный интерес или его отсутствие общающихся).
 
  Социальные психотехники используются в групповом (или массовом) общении и требуют учета: индивидуальных способностей руководителя; способности руководителя к ролевой самоорганизации в соответствии с ситуацией управленческого общения; особенностей состояния группового (или массового) настроения; композиционного состава психотипов личности в группе (или характера межгруппового общения, если речь идет о массе); психологических дистанций общения; типа реагирования, профессионально или этнически обусловленного в группе, и т. д.
 
  Если рассматривать психосоциологию управления в предлагаемом нами аспекте как учебный предмет, то его целью будет сформировать:
  а) навыки аутопсиходиагностики и визуальной психодиагностики личности;
  б) практическое владение социальной технологией ролевого управления в социальных организациях;
  в) владение психологическими технологиями воздействия на личность и социально-психологическими технологиями воздействия на малые и большие социальные группы.
 
  Исходя из предложенной трехчленной цели психосоциология управления предстает как наука и практика о психологических и социальных технологиях воздействия на личность через организацию и управление исполняемыми ее социальными ролями. В таком смысле сам процесс управления людьми предстает как:
  а) правильное определение профессионально-функциональной роли каждого человека в социальной организации и его места в технологической цепи производства;
  б) создание условий для каждого человека для максимально точного усвоения предназначенной ему профессионально-функциональной роли;
  в) обеспечение условий для выполнения каждым человеком его профессионально-функциональной роли.
 
  Введение социальной роли в ранг базовой категории психосоциологии управления и обусловливает рассмотрение управленческого общения в качестве социальной игры. При этом уточним - социально-ролевой игры. Характеристика управленческого общения как социально-ролевой игры обусловлена целым рядом факторов...
 
  Основы психотехнологии общения менеджера
  Публичная речь как диалогистическая форма коммуникативной деятельности
 
 
  ...Диалогистический принцип общения в публичной речи реализуется при условии, если говорящий (инициатор общения) и слушающий (реципиент) организуют свое взаимодействие при соблюдении определенных правил.
 
  ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО
 
  Первое правило: уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.
 
  Второе правило: вежливость (обязательно уместная) и недопустимость категоричности в суждениях.
 
  Третье правило: скромность в самооценках и самопрезентация, ненавязчивость изложения своих позиций, взгядов и оценок.
 
  Четвертое правило: ориентироваться на партнера, создавать для него психологический комфорт.
 
  Пятое правило: постоянно стимулировать интерес партнера к теме общения, учитывать его интересы.
 
  Шестое правило: быть логичным в изложении своих взглядов и позиций.
 
  Седьмое правило: поддерживать внимание партнера, стимулировать его активность в восприятии речи.
 
  Восьмое правило: избирать стиль речи, приемлемый не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.
 
  Девятое правило: избирать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики, не раздражающих партнера и создающих для него удобства в общении.
 
  ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО
 
  Первое правило: не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.
 
  Второе правило: терпеливо и уважительно относитесь к говорящему.
 
  Третье правило: не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
 
  Четвертое правило: дайте партнеру выразить себя в общении, стимулируйте его активность.
 
  Пятое правило: используйте речевые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.
 
  Основы психотехнологии общения менеджера
  Психологический прием <Золотые слова> и <Терпеливый слушатель>
 
 
  ...3. Психологический прием <Золотые слова>
 
  <Золотое слово> - это комплимент. Комплименты - это слова, содержащие, по мнению А. Ю. Панасюка, небольшое преувеличение в оценке положительных качеств человека. В нашем же понимании комплимент - это динамическая система логически упорядоченных вербальных знаков, несущих позитивную, подчеркивающую значимость личности, информацию.
 
  В этом смысле использование комплимента в общении будет приемом формирования аттракции.
 
  В основе психотехники комплиментарного воздействия на личность лежит феномен психологического внушения. Под внушением в психотехнологии (как, впрочем, и в психологии в целом) понимается создание у партнера определенного состояния или побуждения к определенным действиям с помощью эмоционально окрашенного представления этого состояния и этих действий.
 
  Комплимент создает очаг раздражения в коре головного мозга и формирует как бы <заочное> удовлетворение потребности в самосовершенствовании. Эмоционально окрашенный словесный текст комплимента формирует в сознании партнера по общению новое представление собственного <Я> и дает стимул к действиям. Однако, как справедливо отмечает А. Ю. Панасюк, фактически потребность в самосовершенствовании при этом не будет удовлетворяться, но реальными будут ощущение ее удовлетворения и возникшие на этой почве положительные эмоции.
 
  Психологический механизм формирования аттракции путем комплиментарного воздействия на личность (прием <Золотые слова>)
  (1) Воздействие комплиментом - эмоциональная завышенная оценка качеств личности.
  (2) Возникновение эффекта внушения.
  (3) Следствие внушения-удовлетворение потребности <выглядеть> лучше.
  (4) Следствие удовлетворения потребности - образование положительных эмоций.
  (5) Расположенность к источнику комплиментарного воздействия.
 
  Самый эффективный способ формирования аттракции - это комплимент на фоне антикомплимента себе.
 
  Можно рекомендовать следующие правила применения комплиментов в общении:
  (1) Комплимент должен отражать положительные, и только положительные, качества того, кому он адресуется.
  (2) Положительное качество в комплименте не должно чрезмерно преувеличиваться, т. е. комплимент должен быть тонким.
  (3) Тонким комплимент будет лишь тогда, когда вы знаете мнение партнера об этом его качестве.
  (4) Нельзя превращать комплимент в обязанность.
  (5) Комплимент должен подчеркивать совершенство, а не рекомендовать стать совершеннее.
 
  4. Психологический прием <Терпеливый слушатель>
 
  У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это процесс актуализации собственного <Я>. Самовыражение связано с установлением психологического контакта между субъектами общения. Условия возникновения психологического контакта - установление равенства психологических позиций общающихся.
 
  Психологический механизм действия <Терпеливый слушатель>
  (1) Признание равенства психологических позиций с человеком, стремящимся к самовыражению в общении.
  (2) Концентрация внимания на интересующей его проблеме.
  (3) Установление визуального контакта с ним.
  (4) Стимулирование его высказываний.
  (5) Терпеливое и активное выслушивание его.
  (6) Удовлетворение его потребности в самовыражении.
  (7) Образование у него положительных эмоций.
  (8) Расположенность его к источнику положительных эмоций.
 
  В основу психологической техники формирования аттракции положен принцип изменения поля ценностных ориентации на основе использования знания о психосоциальных потребностях личности. Психотехнология в данном случае нацелена на то, чтобы сформировать ценностные ориентации как фундамент аттракции. Эмоции здесь выполняют функции модулятора процессов аттракции.
 
  Опираясь на потребности человека в общении, взявший на себя функции психотехнолога воздействия создает (используя предлагаемые приемы) эмоциогенную атмосферу, психологически комфортную для партнера. В такой атмосфере ускоряется формирование аттракции.
 
  Таким образом, психотехнология формирования аттракции направлена на эмоциональное поле личности, через которое оказывает воздействие на систему ее ценностных ориентации...
 
 
 
 
  Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первое исследование проблем, связанных с виктимологическими аспектами предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации.
  Предпринятое диссертантом исследование позволило:
  -определить, что компьютерные преступления - это общественно опасные противоправные виновно совершаемые наказуемые деяния, в которых в качестве предмета преступления выступает, информация ЭВМ;
  -произвести анализ соотношения понятий "вредоносная программа" и "компьютерный вирус". на основании которого сделан вывод, что вирусные программы являются самостоятельным классом вредоносных программ для ЭВМ;
  -сделать вывод, что не всякое создание и распространение компьютерного вируса необходимо считать преступлением;
  -провести анализ компьютерного уголовного законодательства зарубежных стран, на основе чего показать традиционные для мирового права черты и новизну российских уголовно-правовых норм, посвященных ответственности за преступления в сфере компьютерной информации компьютерного права;
  -систематизировать способы совершения преступлений в сфере компьютерной информации;
  -провести сравнительный анализ жертв компьютерных преступлений по Ю.М.Батурину и жертв компьютерных преступлений, изученных автором:
  -определить круг субъектов впктимологической профилактики преступлений в сфере компьютерной информации;
  -сформулировать вывод о том. что отсутствие необходимых рекомендаций со стороны Верховного суда России затрудняет работу правоохранительных органов.
  Новизна работы определяется также положениями, выносимыми на защиту:
  1) преступления в сфере компьютерной информации - те уголовные правонарушения, в которых компьютерная информация выступает в качестве их предмета;
  2) доступом к компьютерной информации является санкционированное и упорядоченное собственником информационной системы взаимодействие лица с устройствами ЭВМ с последующей любой формой проникновения к информации с возможным ознакомлением с информацией или без такового и позволяющее манипулировать данной информацией;
  3) положение о "компьютерной викптмности (уязвимости)" как о способности компьютеров в силу своих технических, потребительских свойств быть виктимным:
  4) положение о разделении, витимологических факторов, влияющих на совершение преступлении в сфере компьютерной информации по направленности воздействия на:
  -относящиеся к личности жертвы преступлений в сфере компьютерной информации;
  -относящиеся к личности преступника;
  5)положение о выделении двух групп жертв компьютерных преступлений: физических лиц и общностей (юридические лица и иные образования):
  6)положение о структуре субьектов виктимологической профилактики преступлений в сфере компьютерной информации:
  7) положение о выделении в системе предупредительного воздействия на преступность в сфере компьютерной информации виктимологического элемента предупреждения, как самостоятельного направления;
  8) положение о необходимости создания Центра учета и анализа преступлений в сфере компьютерной информации;
  9) положение о том, что виктимологическая профилактика компьютерных преступлений может осуществляться на трех уровнях:
  -виктимологическая профилактика в отношении одного компьютера
  -внутренняя виктимологическая профилактика;
  -виктимологическая профилактика в интерактивной среде;
  -виктимологическая профилактика при работе с другими людьми;
  Внешняя виктимологическая профилактика
  10) Введение в понятийный аппарат криминологии понятия "информационная виктимность" для определения степени виктимности ук преступлениям в сфере компьютерной информации физических и юридических лиц.
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу