<< Пред.           стр. 2 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  После подсчета набранных конкурсантами баллов комиссия по наибольшему количеству баллов определяет лиц, победивших в конкурсе. При равенстве баллов у нескольких кандидатов на одну вакантную должность нотариуса решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием, а при равенстве голо сов членов комиссии решающим является голос председателя.
  Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем и всеми членами конкурсной комиссии, и на следующий день после окончания конкурса оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе. Всем желающим лицам, участвовавшим в конкурсе, по их просьбе может выдаваться выписка из протокола конкурсной комиссии.
  В течение десяти дней после проведения конкурса конкурсная комиссия представляет протокол в орган юстиции, и решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении лиц, победивших в конкурсе, на должности нотариусов.
  Срок хранения всех документов, связанных с проведением конкурса и сформированных в дела по каждому участнику конкурса, составляет три года.
  Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано только в судебном порядке.
  Каждый нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу определенного содержания, текст которой приведен в ст. 14 Основ: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку". Республики в составе Российской Федерации вправе установить иной текст присяги, чем тот, который предусмотрен ст. 14 Основ. На практике нотариус, принявший присягу, ставит свою и подпись на листе бумаги подтекстом присяги, и указанный лист подшивается в его личное дело, хранящееся в органе юстиции. Основы четко регламентируют основания прекращения нотариусами нотариальной деятельности. В целях защиты нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, Основами предусмотрена возможность его увольнения только в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:
  осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;
  ограничения дееспособности или признания недееспособном в установленном законом порядке;
  по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).
  Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.
 
  4. Гарантии нотариальной деятельности. Нотариус в своей деятельности беспристрастен и независим. При выполнении своих функций он руководствуется только Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и республик в ее составе, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
  Следовательно, совершая нотариальные действия, нотариус в одинаковой мере обязан соблюдать права любой из обратившихся к нему сторон, он не вправе отстаивать интересы кого-либо в ущерб другого. Кроме того, при этом он не может преследовать личных целей. Гарантии нотариальной деятельности, установленные в ст. 5 Основ, в то же время являются гарантиями соблюдения и защиты прав клиентов нотариуса и дают ему возможность не быть зависимым от давления, воли или желания заинтересованных лиц. При совершении каждого нотариального действия нотариус руководствуется только действующим законодательством, самостоятельно принимая решения и таким образом одинаково соблюдая интересы любых обратившихся к нему граждан и юридических лиц. Никто не вправе вмешиваться в выполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей.
  При совершении нотариальных действий, консультировании по вопросам совершения нотариальных действий нотариусу и работающим в нотариальных конторах лицам становятся известными различные сведения и документы, касающиеся личных интересов граждан или деятельности юридического лица. Зачастую такие сведения имеют конфиденциальный характер. Основы содержат прямой запрет разглашать сведения, оглашать документы, ставшие известными нотариусу в связи с выполнением своих служебных обязанностей, любые сведения о совершенном или находящемся в производстве нотариальном действии. Такой запрет распространяется на нотариуса и в том случае, когда он сложил полномочия или уволился. Только суд вправе освободить нотариуса от обязанности хранить тайну; если в его производстве имеется уголовное дело против нотариуса в связи с совершением им нотариального действия. Требование о сохранении тайны нотариального действия распространяется на всех сотрудников нотариальной конторы, которым могут стать известными сведения и документы в связи с выполнением ими своих функций.
  Однако, если сведения о совершенных или совершаемых нотариальных действиях затребованы судом, прокуратурой, органами следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами, арбитражным судом в связи с находящимся в его разрешении спором, то нотариус в установленные законом сроки обязан представить требуемую информацию. В связи с этим любые документы из нотариальной конторы могут быть выданы только по запросу названных органов.
  Справки о завещаниях выдаются только после смерти завещателя. При этом следует иметь в виду следующее: справки о завещаниях должны быть выданы не только наследникам по завещанию или по закону, но и любому лицу, считающему, что завещание могло быть оставлено завещателем в его пользу. Однако выдача такого рода справок может быть произведена строго при предъявлении починного свидетельства о смерти завещателя или нотариально засвидетельствованной его копии сами справки не могут содержать сведений о том, в пользу кого составлено завещание. Содержание завещания может быть оглашено только лицу или лицам, указанным в завещании.
  Все сведения, касающиеся совершенного или совершаемого нотариального действия, в том числе и оформления наследственных прав, охраны наследственного имущества, нотариальные документы или их копии могут быть выданы только лицам, от имени или по поручению которых эти действия совершались или совершаются нотариусом. В том случае, если лицо, совершившее нотариальное действие дает доверенность другому лицу на получение перечисленных сведений в нотариальной конторе, то нотариус не вправе отказать в ее выдаче доверенному лицу.
  В обязанности нотариуса входит обязательное направление в налоговые органы сведений о стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Закон о налоге на имущество, переходящее в собственность граждан в порядке наследования или дарения, а также Инструкция Государственной налоговой службы о порядке исчисления налога с такого имущества предусматривают, что сведения о стоимости переходящего в собственность граждан имущества должны быть представлены в налоговый орган не позднее 15-дневного срока с момента удостоверения сделки в нотариальной конторе. В случае нарушения срока на нотариуса может быть наложено взыскание.
 
  5. Нотариальный округ. Статья 13 Основ возвращает из забвения понятие нотариального округа. Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением страны, однако в городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория города (например, Москва является единым нотариальным округом).
  Каждый нотариус должен иметь рабочее место (бюро, контору) в пределах своего нотариального округа. Рабочее место нотариуса должно быть доступно для доступа всех граждан, желающих попасть к нему на прием. Территория деятельности нотариуса может быть изменена только совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.
  Каждый гражданин может обратиться к любому нотариусу с просьбой о совершении нотариального действия (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или международными договорами строго определено место совершения нотариального действия), однако нотариус не вправе выезжать в другой округ для его совершения. Если же нотариус совершил нотариальное действие за пределами своего нотариального округа, то оно имеет юридическую силу; однако, это не правило, а исключение. Необходимость выезжать в другой нотариальный округ допускается законодательством только в случаях отсутствия в нем нотариуса или крайней необходимости. Так, часть 6 ст. 13 Основ прямо устанавливает, что нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса,
  Нотариальные действия совершаются любым нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных ст. 36 Основ (выдача свидетельств о праве на наследство и принятие мер к охране наследственного имущества), ст. 47 (нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников: родителей, детей, внуков), ст. 56 (удостоверение договоров о возведении жилого дома, отчуждении жилого дома и другого недвижимого имущества), ст. 62-64 (получение заявлений о принятии наследства или об отказе от него, принятие претензий от кредиторов наследодателя и охрана наследственного имущества), ст. 69 (оплата расходов за счет наследственного имущества), ст. 70 (место и сроки выдачи свидетельства о праве на наследство), ст. 74 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов), ст. 75 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга), ст. 87 (принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг), ст. 96 (предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека) и ст. 109 (международными договорами Российской Федерации могут быть установлены иные правила совершения нотариальных действий), и других случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
 
  6. Лица, имеющие право совершать нотариальные действия. В Российской Федерации нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой. Однако, в случаях, когда в населенном пункте отсутствуют нотариусы, обязанность совершать нотариальные действия возлагается на должностных лиц органов исполнительной власти. При этом совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти на одно из должностных лиц аппарата этого органа. Круг нотариальных действий, выполняемых ими, значительно уже, чем у любого нотариуса.
  На территории других государств нотариальные действия по просьбе российских граждан совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на их совершение. В их компетенцию входит совершение почти всех нотариальных действий.
  Инструкция о порядке удостоверения завещаний, утвержденная Минюстом СССР по согласованию с Минздравом СССР и Минсоцобеспечения СССР 20 июня 1974 г., наделяет правом совершать отдельные нотариальные действия главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей больниц, других санитарно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов. Завещания, удостоверенные названными лицами, приравниваются к нотариально удостоверенным документам. Завещания вправе удостоверять и командиры воинских частей.
  Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 185 приравнивает к нотариально удостоверенным ряд доверенностей, удостоверенных должностными лицами. К ним относятся доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения победы. Администрация учреждений социальной защиты населения или руководитель (заместитель) соответствующего органа социальной защиты вправе удостоверять доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в этих учреждениях. Следовательно, руководители этих учреждений также входят в систему нотариата.
  Организация, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационная организация по месту его жительства, а также администрация лечебных стационарных учреждений обладает правом удостоверять доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках, получение корреспонденции, включая денежную и посылочную, вознаграждения авторов и изобретателей. Однако названные организации и лица, их представляющие, не входят в систему органов нотариата, так как удостоверенные ими доверенности не приравниваются к нотариальным.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Какие основные структурные элементы системы органов нотариата в Российской Федерации вы знаете?
  2. В чем сущность лицензирования нотариальной деятельности и каков порядок выдачи лицензий?
  3. В каком порядке учреждается и ликвидируется должность нотариуса?
  4. Для чего устанавливается порядок определения численности нотариусов и каковы его стадии?
  5. Что такое нотариальный округ и какова его территория?
  6. При каких обстоятельствах нотариус работает вне нотариального округа?
  7. Какой порядок наделения нотариуса полномочиями установлен в России?
  8. При наличии каких оснований прекращаются полномочия нотариуса?
  9. В чем заключаются гарантии нотариальной деятельности?
  10. Каким должностным лицам дополнительно к их профессиональным обязанностям предоставляются полномочия на совершение отдельных нотариальных действий?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лекция 3.
 
  ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА
 
  1. Права нотариуса. Часть 1 ст. 15 Основ устанавливает основные права нотариуса, которыми он руководствуется при совершении нотариальных действий.
  Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами. Исключение' составляют случаи, когда конкретное место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц, что представляется очень важным для случаев, когда законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма для совершения сделки. Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству Российской Федерации.
  Помимо изготовления копий документов и выписок из них нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Предоставление указанного права нотариусу вызвано, прежде всего, значительно усложнившимся гражданским оборотом, увеличением разнообразия заключаемых и удостоверяемых у нотариуса договоров. Теперь авторами каждой сделки являются нотариус и клиент.
  Важное значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок.
  К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливают также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения их учредительных документов.
  Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены дополнительные права.
 
  2. Обязанности нотариуса. Статья 16 Основ расширила обязанности нотариуса по сравнению с теми, которые были на него возложены в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства.
  Так, нотариус должен разъяснить физическим и юридическим лицам их права и обязанности, которые возникнут у них после совершения нотариального действия. Он должен разъяснить сторонам их право согласиться с совершением нотариального действия, отказаться от него до его подписания, разъяснить им право на свободное волеизъявление при совершении нотариального действия и обязанность строгого выполнения обязательств и условий удостоверяемой сделки, поскольку их невыполнение влечет гражданско-правовые последствия. Чтобы юридическая неосведомленность клиента не могла быть использована ему во вред, нотариус должен предупредить его о возможных последствиях совершаемого нотариального действия. Выполняя свои обязанности, нотариус руководствуется Основами, другим законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Федерации, на территории которого он работает, и присягой, которую он принес перед назначением его на должность. Нотариус должен быть жестко огражден от необходимости выполнять различные ведомственные акты, не зарегистрированные в органах юстиции.
  Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности. В отличие от судов, которые рассматривают и разрешают дела открыто, нотариусы должны хранить тайну совершаемых действий, поскольку разглашение конфиденциальной информации, например, относительно содержания завещаний, доверенностей на управление имуществом, отказа от наследства, договора купли-продажи недвижимости и т.д., может привести к серьезным правовым конфликтам. Требование оберегать тайну нотариальных действий означает, что их надлежит выполнять в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и по мере необходимости тех, кто оказывает им помощь: представителей, переводчиков, граждан, подписывающих документы за больных или неграмотных и т.п. Никто из посторонних лиц наблюдать за ходом совершения нотариального действия не должен, и обеспечивать выполнение этого условия должен нотариус, независимо от того, совершается ли нотариальное действие на его рабочем месте или вне его. Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершении.
  Сведения и документы о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени и по поручению которых совершены эти действия. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Изъятия из общего правила о соблюдении тайны совершаемых нотариальных действий исчерпывающе указаны в Основах: справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Кроме того, суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если в отношении нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
  И, наконец, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нотариус предоставляет в налоговые органы справку о стоимости переходящего в собственность граждан имущества, которая необходима для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
  Среди важнейших обязанностей нотариуса - отказ от совершения нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам. Если же незаконная сделка все же была совершена, ее правовые последствия наступают в соответствии с § 2 гл. 9 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
 
  3. Ответственность нотариуса. Часть 1 ст. 17 Основ устанавливает, что нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие своих неправомерных действий ущерб.
  В случае, неумышленного причинения нотариусом ущерба он возмещается в ином порядке. Этот иной порядок может, например, означать возмещение ущерба через систему обязательного страхования нотариальной деятельности, предусмотренную ст. 18 Основ. Если же ущерб превышает страховую сумму, то в соответствии с гражданским законодательством взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой.
  Деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, может быть прекращена по представлению органа юстиции, нотариальной палаты, налогового органа или их должностных лиц только судом в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству Российской Федерации.
  Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность в зависимости от тяжести последствий его правонарушения.
  Нотариус, кроме того, может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае непредставления или несвоевременного представления в налоговые органы сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения.
  4. Ограничения в деятельности нотариуса. Основы предоставляют нотариусу право заниматься только нотариальной, научной и преподавательской деятельностью. Таким образом, дееспособность нотариуса как должностного лица является ограниченной, так как любая иная деятельность, в том числе посредническая или самостоятельная предпринимательская, нотариусу запрещена согласно ст. 6 Основ. Это обусловлено тем, что нотариус не должен быть лично заинтересован в получении прибыли в ущерб интересам обратившихся к нему лиц, а также спецификой должностного положения - совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации, - что, по сути, сродни положению государственного служащего.
  Устанавливая возможность для нотариуса заниматься научной и преподавательской деятельностью Основы предполагают, что это может способствовать повышению профессионального уровня нотариуса, а также иметь большое просветительское значение для широких слоев населения. Кроме того, обобщая нотариальную деятельность, принимая активное участие в практических семинарах, нотариусы вырабатывают единую правоприменительную практику в нотариальной деятельности, что в настоящее время, когда значительно расширился круг объектов частной собственности и правовых отношений в обществе, является чрезвычайно важным фактором в защите законных прав и интересов граждан и юридических лиц.
 
  5. Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Статья 18 Основ предусматривает обязательное страхование профессиональной деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Без заключения договора страхования своей деятельности нотариус не вправе выполнять свои обязанности. С целью максимального возмещения возможного ущерба страховая сумма законодательно устанавливается в размере не менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Очень важно и то, что договор страхования сохраняется на весь срок выполнения нотариусом своих обязанностей.
  Страхование деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, организуют региональные и Федеральная нотариальные палаты. Целью страхования является экономическая защита клиента от неправомерных действий нотариуса.
  Ущерб, причиненный нотариусом, возмещается только в размере страховой суммы. Если ущерб превышают эту сумму, взыскание в соответствии с гражданским законодательством обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Право совершения каких действий делегируется законом нотариусу?
  2. Что относят к обязанностям нотариуса?
  3. Какие основания, виды и меры ответственности предусмотрены для нотариусов?
  4. Какие ограничения существуют в деятельности нотариусов?
  5. В чем цель и значение страхования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лекция 4.
 
  ДОЛЖНОСТИ СТАЖЕРА И ПОМОЩНИКА НОТАРИУСА. ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ
 
  1. Назначение на должности стажера и помощника нотариусов государственной нотариальной конторе. Статья 19 Основ законодательства РФ о нотариате ввела новые понятия в законодательство о нотариате - стажер нотариуса и помощник нотариуса. Назначение на должности стажера и помощника нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится органом юстиции, а нотариуса, занимающегося частной практикой, - органом юстиции по представлению региональной нотариальной палаты. Однако, вне зависимости от того в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, работают стажер или помощник нотариуса, к ним предъявляются одинаковые требования.
  Лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку1 сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. Однако в любом случае продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.
  Стажером нотариуса может быть назначен только гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке, и обладающий необходимым уровнем подготовки. Помощник нотариуса помимо диплома о высшем юридическом образовании должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке. Тем не менее, ни стажер, ни помощник нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия: они имеют право вести консультационную работу, подготавливать проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство и т.п., однако подписывать все без исключения нотариальные документы имеет право только нотариус.
  Для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен в порядке, определяемом органом юстиции и нотариальной палатой. После проведения экзамена орган юстиции и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим лучшие результаты на экзамене. Руководителями стажировки могут быть только нотариусы со стажем работы в этой должности не менее трех лет и при наличии у них соответствующих условий для организации работы стажера. На основании данного решения орган юстиции или нотариальная палата не позднее месяца с даты проведения экзамена заключают со стажерами трудовой договор на срок стажировки, в котором определяются права и обязанности стажера. Оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты, а стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.
 
 
  1 Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержден Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 179. Опубликован: Российская газета, № 129, 05.07.2000.
 
  Орган юстиции и нотариальная палата осуществляют контроль за проведением стажировки, освоением ее программы, утверждаемой совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты, а также за выполнением стажером индивидуального плана, составленного на основании программы стажировки руководителем стажировки и утвержденного соответственно органом юстиции или нотариальной палатой. При этом сокращение в предусмотренных случаях срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки полностью.
  По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в орган юстиции или нотариальную палату. При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку. В противном случае мотивированный отказ в письменной форме направляется лицу, не прошедшему стажировку. Такой отказ может быть обжалован в судебном порядке, а лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.
 
  2. Наделение полномочиями лица, замещающего нотариуса, занимающегося частной практикой. В соответствии со ст. 20 Основ в случае временного отсутствия нотариуса (отпуск, болезнь и другие уважительные причины) по его предложению органом юстиции по согласованию с нотариальной палатой назначается лицо, замещающее нотариуса. Это лицо должно отвечать всем требованиям ст. 2 Основ, предъявляемым к нотариусу, т.е. являться гражданином Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, едать квалификационный экзамен и иметь лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.
  Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, которое заключается между соответствующим нотариусом и лицом, желающим исполнять его обязанности, Для наделения лица полномочиями нотариуса нотариус направляет соответствующее ходатайство в орган юстиции, которое должно быть согласовано с нотариальной палатой. К подаваемому нотариусом ходатайству прилагаются копии документов, подтверждающих соответствие лица, предложенного нотариусом, требованиям ст. 20 Основ, а именно, копия диплома о высшем образовании, копия лицензии на право занятия нотариальной деятельностью, копия соглашения между нотариусом и лицом, желающим исполнять его обязанности.
  Одновременно лицом, желающим временно исполнять обязанности нотариуса, должны быть предъявлены в орган юстиции подлинники следующих документов: диплом о высшем юридическом образовании; лицензия на право занятия нотариальной деятельностью; паспорт; военный билет; личная карточка по учету кадров (форма Т-2).
  В соответствии с ходатайством орган юстиции наделяет лицо, заменяющее нотариуса, занимающегося частной практикой, полномочиями нотариуса на срок, указанный в ходатайстве. Наделение такого лица полномочиями нотариуса без указания конкретных периодов не допускается. Возможно наделение полномочиями заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей, которые могут возникнуть в течение календарного года.
  Возникновение полномочий лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, относится к моменту наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей. Окончание полномочий связано с моментом их сдачи нотариусу, временно отсутствовавшему и вновь приступившему к своей работе. Существенным положением является то, что нотариус не вправе совершать нотариальные действия в период исполнения должностных обязанностей лицом, временно его замещающим.
  При отсутствии нотариуса, занимающегося частной практикой, по любой причине на рабочем месте в течение одной недели и более, он обязан известить о своем отсутствии соответствующую нотариальную палату.
  Лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, совершает все нотариальные действия и получает за это денежное вознаграждение, обусловленное его соглашением с нотариусом, которого он замещает.
  Все требования, предъявляемые к лицу, временно замещающему нотариуса, направлены на повышение его ответственности за совершение нотариальных действий, поскольку непосредственную ответственность за ущерб, причиненный его действиями, в том числе и имущественную, несет сам нотариус. Нотариус же имеет право предъявить к лицу, исполнявшему его обязанности и допустившему нарушение, регрессный иск в порядке гражданского судопроизводства в размере нанесенного ущерба.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Какие лица могут являться стажерами нотариуса?
  2. Какие лица могут быть помощниками нотариуса?
  3.Кем и в каком порядке назначаются на должность стажера нотариуса и помощника нотариуса?
  4.Каковы полномочия стажера нотариуса и помощника нотариуса?
  5.Кем и в каких случаях назначается лицо, заменяющее нотариуса, занимающегося частной практикой?
  6.С какого момента возникают и когда прекращаются полномочия лица, заменяющего нотариуса, занимающегося частной практикой?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лекция 5.
 
  ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСОВ
 
  1. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами. В Российской Федерации нотариальные и иные действия, совершаемые нотариусами в интересах обратившихся к ним лиц, являются платными. Часть 1 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате устанавливает, что за совершение нотариальных действий, а также за составление проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным Законом РФ "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 года № 2005-1 (действующим в редакции Федеральных законов от 31.12.95 № 226-ФЗ, от 20.08.96 № 18-ФЗ, от 19.07.97 № 105-ФЗ)1. Подробные положения по применению ставок государственной пошлины содержатся в Инструкции по применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1996 г. № 42.
  Под государственной пошлиной понимается установленный Законом РФ "О государственной пошлине" обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина, взимаемая нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, поступает в доход местного бюджета.
  В соответствии со ст. 2 указанного закона плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. При этом, если к нотариусу одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между этими лицами. В случае, если среди них одно или несколько лиц в соответствии с законодательством освобождены от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается лицами, не имеющими права на льготу.
  В соответствии со ст. 22 Основ в тех случаях, когда законодательством Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма действия, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного нотариального действия в государственной нотариальной конторе. Если нотариус, занимающийся частной практикой, по желанию физических или юридических лиц, обратившихся к нему, совершает нотариальные действия, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, то тариф определяется по соглашению между сторонами и нотариусом. Полученные за совершение нотариальных действий денежные средства остаются в распоряжении нотариуса, занимающегося частной практикой.
  Как государственный нотариус, так и нотариус, занимающийся частной практикой, имеют право требовать уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу немедленно по исполнении нотариального действия. Нотариально заверенные документы выдаются клиентам только после их надлежащей оплаты. Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.
 
  1 Первоначальный текст документа опубликован в издании "Ведомости СНД и ВС РФ", 12.03.92, № 11, ст. 521. Текст редакции от 31.12.95 был опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 01.01.96, № 1, ст. 19. "Российская газета", № 7, 13.01.96.
  За нотариальные действия, совершаемые вне рабочего места нотариуса, государственная пошлина или тариф взимаются в полуторакратном размере. Кроме того, при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают нотариусу фактически понесенные им транспортные расходы.
  Законом РФ "О государственной пошлине" установлены следующие размеры государственной пошлины, взимаемой нотариусами за совершение нотариальных действий:
 1) за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества): детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, родным братьям и сестрам - 0,5 процента от суммы договора, но не менее 50 процентов от минимального размера оплаты труда другим лицам - 1,5 процента от суммы договора, но не менее однократного размера минимального размера оплаты труда 2) за удостоверение договоров дарения транспортных средств: детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, родным братьям и сестрам - 0,5 процента от суммы договора, но не менее 50 процентов от минимального размера оплаты труда Другим лицам - 1,5 процента от суммы договора, но не менее однократного размера минимального размера оплаты труда 3) за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке - 1,5 процента от суммы договора, но не менее 50 процентов от минимального размера оплаты труда 4) за удостоверение договоров поручительства - 0,5 процента от суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 30 процентов от минимального размера оплаты труда 5) за удостоверение договоров, предмет которых не подлежит оценке - двукратный размер минимального размера оплаты труда 6) за удостоверение завещаний - однократный размер минимального размера оплаты труда 7) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом (за исключением имущества, предусмотренного подпунктом 8): детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, родным братьям и сестрам - 50 процентов от минимального размера оплаты труда Другим лицам - однократный размер минимального размера оплаты труда 8) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами: детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, родным братьям и сестрам - однократный размер минимального размера оплаты труда другим лицам - двукратный размер минимального размера оплаты труда 9) за удостоверение прочих доверенностей - 20 процентов от минимального размера оплаты труда 10) за совершение морского протеста - пятнадцатикратный размер минимального размера оплаты труда 11)за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой - 10 процентов от минимального размера оплаты труда за страницу перевода документа 12) за совершение исполнительной надписи - 1 процент от взыскиваемой суммы 13) за принятие на депозит денежных сумм и ценных бумаг 0,5 процента от принятой денежной суммы и стоимости ценных бумаг 14) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека 1 процент от неоплаченной суммы 15) за хранение документов 10 процентов от минимального размера оплаты труда за каждый месяц хранения 16) за свидетельствование верности копий документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также выписок из документов - 3 процента от минимального размера оплаты труда за страницу копии документа или выписки из него 17) за свидетельствование верности копий других документов и за свидетельствование выписок из документов - 1 процент от минимального размера оплаты труда за страницу 18) за свидетельствование подлинности подписи: на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек) - 5 процентов от минимального размера оплаты труда на банковских карточках (с каждого лица, на каждом документе) - однократный размер минимального размера оплаты труда 19) за выдачу свидетельств о праве на наследство: наследникам первой очереди - 1 процент от стоимости наследуемого имущества другим наследникам - 2 процента от стоимости наследуемого имущества в отношении имущества, находящегося за границей: при получении свидетельства о праве на наследство - однократный размер минимального размера оплаты труда при окончательном определении стоимости наследственного имущества, подлежащей выплате на территории Российской Федерации - в размерах, определенных в настоящем пункте соответственно для наследников первой очереди и других наследников 20) за принятие мер к охране наследственного имущества - однократный размер минимального размера оплаты труда 21) за выдачу свидетельства о праве собственности на долю в имуществе, находящемся в общей собственности супругов, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов - 20 процентов от минимального размера оплаты труда 22) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти и консульских учреждений - 50 процентов от минимального размера оплаты труда 23)за составление проектов сделок, предмет которых подлежит оценке - 1 процент от суммы, на которую заключается сделка, но не менее50 процентов от минимального размера оплаты труда 24) за составление проектов: сделок, предмет которых не подлежит оценке - однократный размер минимального размера оплаты
 труда доверенностей, заявлений, завещаний и других документов - 20 процентов от минимального размера оплаты труда 25)за совершение других нотариальных действий - 50 процентов от минимального размера оплаты труда 26) за выполнение технической работы по изготовлению документов - 2 процента от минимального размера оплаты труда за страницу
  Законом РФ "О государственной пошлине" предусмотрены некоторые особенности исчисления и уплаты пошлины при совершении отдельных нотариальных действий. Так для исчисления размера государственной пошлины, взимаемой за удостоверение сделок с транспортными средствами, а также за выдачу свидетельства о праве на наследство транспортных средств, стоимость транспортных средств определяется судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Оценочные документы приобщаются к документам, остающимся в нотариальной конторе.
  Стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определяется органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, - органами местного самоуправления или страховыми организациями. Нормативная цена земли определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1204 "О порядке определения нормативной цены земли" районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.
  В случаях заключения договора, предметом которого является отчуждение имущества, на сумму ниже той, которая указана в оценочном документе, государственная пошлина исчисляется исходя из суммы, указанной в оценочном документе. При удостоверении сделок, исчисляемых в иностранной валюте, а также в тех случаях, когда иностранная валюта является предметом наследования, размер государственной пошлины подлежит пересчету на рубли по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации и действовавшему на день уплаты государственной пошлины.
  За свидетельства о праве на наследство, выдаваемые на основании решений судебных органов о недействительности прежних свидетельств, пошлина взыскивается на общих основаниях. При этом сумма пошлины, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату или по заявлению плательщика зачету в счет суммы, причитающейся за выдачу нового свидетельства, если не истек годичный срок со дня зачисления госпошлины в бюджет. При записи повторных свидетельств в реестре нотариальной конторы в соответствующей графе указывается, когда и в какой сумме была взыскана пошлина и где имеется запись о взыскании. При этом к основным документам, остающимся в делах нотариальной конторы, должны быть приложены решения суда о признании недействительными соответствующих свидетельств.
  За выдачу свидетельств о праве на наследство пошлина взимается со стоимости всего имущества, переходящего в порядке наследования, на день открытия наследства. Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя (ст. 528 ГК РСФСР 1964 г.), а при объявлении его умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим (ст. 45 части I ГК РФ).
  За выдачу свидетельств о праве на наследство ценных бумаг (государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизированные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг) государственная пошлина взимается с указанной стоимости ценных бумаг, но не ниже номинальной.
  При определении размера пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство в соответствии с действующим законодательством не принимаются в расчет и не включаются в стоимость переходящего по наследству имущества:
  жилые дома, квартиры, если наследники проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжа ют проживать в этом доме, в этой квартире после его смерти;
  имущество лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущество лиц, подвергшихся политическим репрессиям;
  вклады в банках;
  страховые суммы по договорам личного и имущественного страхования;
  суммы оплаты труда, авторских прав и суммы авторского вознаграждения, предусмотренные законодательством об интеллектуальной собственности.
  В тех случаях, когда наследников несколько (в том числе наследников по закону, по завещанию и имеющих право на обязательную долю в наследстве), пошлина исчисляется с доли наследства, причитающейся каждому наследнику.
  Если по заявлению наследников свидетельство о праве на наследство выдается на часть наследственного имущества, пошлина исчисляется со стоимости той части имущества, которая указывается в выдаваемом свидетельстве. При выдаче в дальнейшем свидетельства на остальную часть имущества пошлина исчисляется с общей стоимости имущества, а к уплате предъявляется разница между исчисленной суммой и суммой, уплаченной за выдачу первого свидетельства.
  За выдачу свидетельств о праве на наследство имущества, приобретенного при совместной жизни супругов и оставшегося после смерти одного из супругов, пошлина взимается со стоимости той части имущества, которая фактически переходит по наследству.
  Льготы по уплате государственной пошлины. В соответствии с Законом РФ "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия освобождаются:
  1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (основанием для предоставления льготы является книжка Героя Советского Союза или Российской Федерации либо орденская книжка);
  2) участники и инвалиды Великой Отечественной войны (основанием для предоставления льготы является удостоверение участника или инвалида Великой Отечественной войны);
  3) лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе переселившиеся с территории Украины, Белоруссии и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. К ним относятся:
  а) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
  граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
  граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
  граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
  в) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  г) военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
  д) лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986-1987 гг. службу в зоне отчуждения;
  е) граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 гг. в работах по объекту "Укрытие";
  ж) младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
  3) рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;
  и) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
  к) дети и подростки, страдающие болезнями (вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей), а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей (основанием для предоставления льготы является удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или специальное удостоверение инвалида);
  4) граждане, пострадавшие от радиационных воздействий. К числу таких лиц относятся;
  а) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику:
  б) граждане из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 г. полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрацией мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения (основанием для предоставления льгот гражданам,, перечисленным в настоящем подпункте, являются удостоверение установленного образца и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. со штампом (надпечаткой) "летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях", выдаваемые в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии):
  5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г, на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отбросов в реку Теча, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". К таким гражданам относятся:
  а) граждане, ставшие инвалидами, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 г, на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа:
  граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1957-1958 гг. и 1959-1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк";
  граждан, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 гг.;
  граждан, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1958 г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", и с 1949 по 1956 г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 г. из зоны радиоактивного загрязнения;
  граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 г. свыше 1 мЗв (дополнительно над уровнем естественного фона для данной местности);
  граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 г. свыше 1 мЗв (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
  б) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1957-1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк";
  в) граждане, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 гг.;
  г) граждане, эвакуированные (переселенные), а также выехавшие добровольно с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1958 г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", и с 1949 по 1956 гг. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 г. из зоны радиоактивного загрязнения (основанием для предоставления льгот гражданам, перечисленным в настоящем подпункте, является удостоверение установленного образца, выдаваемое в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации);
  6) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" граждане, проживавшие в 1949-1963 гг. в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившие в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) (основанием для предоставления льготы является удостоверение единого образца, выдаваемое в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации);
  7) в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г, № 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" граждане, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружений и военных объектах. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, войск и органов ФСБ, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
  непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
  непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
  непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
  личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
  непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ (основанием для предоставления льготы является удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии);
  8) органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, - за совершение нотариальных действий в защиту государственных и общественных интересов;
  9) инвалиды I и II групп - на 50 процентов по всем видам нотариальных действий, за исключением удостоверения сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества и автомототранспортных средств;
  10) граждане - за свидетельствование верности копий документов, подлинности подписи на документах, за удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий, предоставление льгот, а также по делам опеки и усыновления (удочерения);
  11) граждане - за удостоверение завещаний и договоров дарения имущества в пользу государства;
  12) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения - по всем нотариальным действиям;
  13) граждане - за выдачу свидетельств о праве на наследство жилого дома, квартиры, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, в этой квартире после его смерти (основание - справка, подтверждающая факт совместного проживания, из соответствующего жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрации, а также решение суда);
  14) граждане - за выдачу свидетельств о праве на наследство имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также за выдачу свидетельства о праве на наследство имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям;
  15) граждане - за выдачу свидетельств о праве на наследство вкладов в банках, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством об интеллектуальной собственности;
  16) наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическим расстройством, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека, - при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях, независимо от вида наследственного имущества;
  17) наследники работников, которые были застрахованы за счет предприятий и организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы), - за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследования страховых сумм;
  18) финансовые и налоговые органы - за выдачу им свидетельства о праве государства на наследство;
  19) школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в этих школах;
  20) финансовые и налоговые органы - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание детей в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением Министерства образования Российской Федерации;
  21) воинские части, учреждения, предприятия и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба;
  22) лица, получившие ранения при защите Союза ССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах Союза ССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, - за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот.
  Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате государственной пошлины для отдельных плательщиков за совершение нотариальных действий.
 
  2. Финансирование нотариальной деятельности. Нотариат не может функционировать без нормального финансирования. Часть 1 ст. 23 Основ устанавливает, что денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации, являются источником финансирования его деятельности. Из полученного дохода нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивает арендную плату за свое рабочее помещение и производит другие расходы, оплачивает труд своих помощников, производит страховые взносы, перечисляет членские взносы и другие обязательные платежи в нотариальную палату и т.п. С оставшейся суммы нотариус, занимающийся частной практикой, платит подоходный налог как физическое лицо и производит другие обязательные платежи, а все остальное поступает в его собственность.
  Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет право открыть расчетный и другие счета, в том числе и валютный, в любом банке, соблюдая банковское законодательство. Необходимость иметь валютный счет обусловливается тем, что к нотариусу могут обратиться и иностранные граждане, которые оплату за совершение нотариальных действий могут производить в любой валюте,
  И нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, и нотариус, занимающийся частной практикой, должны иметь еще и депозитные счета. Во-первых, для совершения конкретного нотариального действия - принятия в депозит денежных сумм; во-вторых, для обеспечения заключения сложных сделок - договоров купли-продажи недвижимости, автотранспортных средств, договоров залога и т.п.
  Государственные нотариальные конторы, перечисляя взимаемую государственную пошлину в местный бюджет, финансируются в централизованном порядке из федерального бюджета Российской Федерации. Кроме того, органы местной власти имеют право дополнительно выделять из поступающей в местный бюджет государственной пошлины средства государственным нотариальным конторам на их материально-техническое обеспечение и дополнительную оплату труда государственных нотариусов.
 
  3. Налогообложение деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Доходы занимающихся частной практикой нотариусов, полученные ими в течение 2000 года, подлежат налогообложению в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 (действует с учетом позднее внесенных изменений и дополнений). Исчисление налогов с доходов нотариусов в соответствии с указанным законом осуществляется согласно Инструкции Госналогслужбы РФ по применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 29 июня 1995 г. № 35 (действует с учетом позднее внесенных изменений и дополнений). Названная Инструкция предусматривает, что налогообложение производится на основании деклараций физических лиц о предполагаемых и фактически полученных ими в течение года доходах; материалов обследований деятельности физических лиц, производимых налоговыми органами. Исчисление налога производится государственной налоговой инспекцией по месту нахождения нотариальной конторы. В течение текущего года нотариусы вносят авансовые платежи по одной трети годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а впервые привлекаемые к уплате налога - по одной трети начисленного налога с предполагаемой суммы дохода на текущий год. По истечении года налог начисляется по совокупному доходу, полученному от всех источников. Обо всех доходах, которые нотариус получает в течение года, он обязан сообщить в декларации. Разница между суммой налога, уплаченного за отчетный год, и суммой налога с совокупного фактического годового дохода подлежит взысканию с нотариуса или возврату ему налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
  С 1 января 2001 года вступила в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая главу 23 "Налог на доходы физических лиц", в соответствии с положениями которой будет определяться порядок налогообложения доходов нотариусов за 2001 год и последующие периоды. Устанавливая единственную ставку налога в размере 13% от дохода, полученного за налоговый период частнопрактикующим нотариусом, и вводя единый социальный налог, кодекс в целом существенно не изменяет порядок уплаты исчисленного в соответствии с его положениями налога на доходы физических лиц: частнопрактикующие нотариусы и впредь самостоятельно исчисляют суммы налога, осуществляют авансовые платежи, подают налоговые декларации и т.д. Особенности исчисления частнопрактикующими нотариусами сумм налога, порядок и сроки его уплаты, в том числе порядок и сроки уплаты авансовых платежей, разъясняется в разделе X "Методических рекомендациях налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части вторая Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 29 ноября 2000 года № БГ-3-08/415.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1.Кем и в каком порядке взимается плата за совершение нотариальных действий?
  2.Каков порядок определения размера оплаты за совершение нотариальных действий и оказание нотариусами услуг технического и правового характера?
  3.Какие льготы установлены законодательством РФ при уплате государственной пошлины и тарифа за совершение нотариусом действий в интересах обратившихся к нему лиц?
  4.В каком размере оплачиваются нотариальные действия и услуги технического и правового характера производимые нотариусом вне его рабочего места ?
  5.Что включает процесс финансирования деятельности нотариусов?
  6.Каким нормативным документом определяется порядок налогообложения доходов частнопрактикующего нотариуса?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лекция 6.
 
  НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
 
  1. Нотариальная палата. В Российской Федерации, как ранее отмечалось, нотариальные действия в соответствии со ст. 1 Основ совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах1, и нотариусы, занимающиеся частной практикой2. Согласно ст. 34 Основ контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции (Министерство юстиции РФ и органы юстиции субъектов федерации), а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты (Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов федерации). Поскольку советское государственное устройство и законодательство не допускали существования и функционирования частнопрактикующих нотариусов, а нотариальные действия совершались исключительно государственными нотариусами, контроль за деятельностью которых находился в ведении Министерства юстиции СССР и министерств юстиции союзных республик, такой правовой институт как "нотариус, занимающийся частной практикой" является существенным нововведением в правовой системе России. Поэтому вопросу профессионального объединения частнопрактикующих нотариусов, выбора организационно-правовой формы такого объединения и придания ему контрольных функций в Основах и российском законодательстве уделяется особое внимание.
  Статья 24 Основ устанавливает, что профессиональным объединением нотариусов, занимающихся частной практикой, является нотариальная палата, учреждаемая в форме некоммерческой организации, которая приобретает права юридического лица после ее государственной регистрации. Решение об учреждении нотариальной палаты принимается собранием ее учредителей, на котором принимается ее устав, регистрируемый в органе юстиции соответствующего субъекта федерации в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. На учредительном собрании также образуются руководящие и контролирующие органы нотариальной палаты и избираются должностные лица: президент палаты, правление, ревизионная комиссия и др., - которые в свою очередь подотчетны собранию членов палаты. Основными принципами деятельности нотариальной палаты являются гласность, самоуправление, самофинансирование, законность. Как юридическое лицо нотариальная палата вправе иметь банковский счет, в том числе и валютный, печать, юридический адрес (адрес местонахождения исполнительного органа палаты), бланки, штампы и другую атрибутику юридического лица.
  Нотариальные палаты в обязательном порядке создаются на федеральном уровне ив каждом субъекте федерации. Однако в ст. 24 Основ отсутствует непосредственное указание на то, может ли на федеральном уровне или в каждом субъекте федерации учреждаться не одна, а две и более нотариальных палат. Поэтому в настоящее время некоторыми правоведами, в частности B.C. Репиным ("Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате". - М.: Издательская группа ИНФРА-М - Норма, 1998), высказываются мнения о возможности создания нескольких нотариальных палат и на федеральном уровне, и в субъектах федерации, как не противоречащее законодательству России.
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу