<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  1Далее именуемые "государственные нотариусы".
  2Далее именуемые "частнопрактикующие нотариусы".
 
 
 
 
 
  Формально с этими мнениями трудно спорить, учитывая как неурегулированность этого вопроса в Основах, так и ссылки указанных правоведов на конституционную правовую природу общественных организаций (которыми являются нотариальные палаты) как добровольных объединений граждан. Однако представляется правильным вывод о том, что, наделяя нотариальные палаты полномочиями по контролю за исполнением профессиональных обязанностей частнопрактикующими нотариусами (ст. 34 Основ), законодатель предполагал наличие только одной Федеральной нотариальной палата и только по одной нотариальной палате в каждом субъекте Российской Федерации. Только в этом случае может быть конструктивно решен вопрос контроля за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, и гарантировано соблюдение ими принципов нотариальной деятельности, включая законность и правомерность совершения нотариальных действий. Поэтому дискуссия о возможности создания нескольких нотариальных палат на федеральном уровне и в субъектах федерации следует рассматривать исключительно как доктринальный, побуждающий законодателей внести соответствующие уточнения в текст Основ, во избежание злонамеренного использования ситуации отсутствия однозначного толкования закона, поскольку именно сфера "частного" нотариата является наиболее доходной и без строгого контроля может составить одну из сфер теневой экономики.
  Членство в нотариальной палате является обязательным3 для частнопрактикующих нотариусов, их помощников и стажеров, назначаемых на должности в конкретной республике в составе Российской - Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие лицензию на право нотариальной деятельности (но пока не заместившие должность нотариуса) или желающие ее получить, однако для них членство в нотариальной палате является не обязанностью, а правом, что не освобождает их от обязательств по уплате членских взносов. Федеральная и региональные нотариальные палаты осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе РФ, Основами законодательства о нотариате и своими уставами.
  Нотариальная палата обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах. Палата отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание, но не несет ответственности по обязательствам своих членов, равно и как и члены нотариальной палаты не отвечают по обязательствам палаты. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.
 
 
  3 Норма ст. 24 Основ об обязательном членстве частнопрактикующих нотариусов в нотариальной палате вступает в прямое противоречие с Конституцией РФ, закрепляющей в ст. 30 право (а не обязанность) граждан на объединения, включая профессиональные союзы, и никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Данное противоречие стало возможным ввиду того, что Основы были приняты в феврале 1993 года, а Конституция РФ- в декабре того же года. Поскольку согласно ст. 15 Конституции РФ законы, принимаемые в Российской Федерации (в том числе действовавшие до вступления в силу Конституции РФ), не должны противоречить Конституции РФ, то данное положение Основ, строго говоря, является неконституционным. Однако формально его несоответствие Конституции РФ должно быть установлено Конституционным Судом РФ по заявлению заинтересованных физических или юридических лиц, и только после такового норма Основ об обязательном членстве частнопрактикующих нотариусов в нотариальной палате не подлежит применению. Поскольку до сего дня соответствующего решения Конституционным Судом РФ не принято, то можно сделать вывод об отсутствии заинтересованности нотариусов, иных членов нотариальных палат, а также соответствующих органов и должностных лиц нотариальных палат в признании положения Основ об обязательности членства не соответствующим Конституции РФ. Поэтому в настоящее время некоторыми правоведами высказываются лишь частные мнения по этому поводу, в частности, B.C. Репин называет данное положение Основ ошибочным в "Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате" (М.: Издательская группа ИНФРА-М - Норма, 1998), и вопрос требует своего формально-юридического разрешения.
 
  Палата действует на основе самофинансирования: основным источником формирования бюджета палаты (источниками финансирования) являются взносы ее членов (частнопрактикующих нотариусов). Кроме того, нотариальная палата вправе получать доходы от хозяйственной и предпринимательской деятельности (например, издательской), от размещения средств на фондовом рынке (дивиденды по акциям, проценты по облигациям, иным ценным бумагам и их производным), доходы от размещения денежных средств в банковские вклады и иные доходы от использования имущества палаты и от деятельности, не запрещенной законодательством РФ, при условии, что эти доходы направляются только на осуществление целей деятельности палаты, указанных в ее уставе. Предприятия и учреждения, созданные решением нотариальной палаты, могут в установленном законодательством порядке приобретать права юридического лица.
 
  2. Полномочия нотариальной палаты. Законодательство РФ наделяет региональные нотариальные палаты широкими полномочиями, круг которых может быть расширен в уставах конкретных нотариальных палат и законодательством субъектов Российской Федерации. К компетенции нотариальной палаты ст. 25 Основ относит:
  представительство и защиту интересов нотариусов - членов данной палаты в представительных, исполнительных и судебных органах власти на федеральном уровне и в субъектах федерации, в общественных объединениях и различных международных организациях, в том числе, оказание помощи в обеспечении защиты нотариусов по искам, предъявленным в связи с совершенными ими нотариальными действиями, а также содействие в получении имеющих юридическое значение сведений в рамках межгосударственной правовой помощи;
  оказание членам палаты помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности. Функция зашиты социальных и профессиональных прав нотариуса особенно актуальна в начальный период существования частного нотариата. Требуется нотариусу, занимающемуся частной практикой, и реальная помощь при предоставлении нотариусу помещения, беспроцентной ссуды для развития деятельности, организаций программного и методического обеспечения нотариальной деятельности и т.п.;
  организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, и мероприятий по повышению профессиональной подготовки нотариусов, поскольку в современных условиях нотариус должен быть специалистом очень высокой квалификации. Стажировка и учеба, непосредственно отнесенные к полномочиям нотариальной палаты, тем самым, перестанут быть формальностью, превратятся в мощное средство подготовки новых нотариусов. Повышение квалификации нотариусов в значительной степени будет способствовать более детальному изучению законодательства РФ, его правильному применению, унификации нотариальных документов и формированию единой нотариальной практики;
  возмещение затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов. В связи с развитием частной собственности на землю, жилье, средства производства, договорной системы, с восстановлением вексельного и залогового права будет постоянно возрастать необходимость в проведении указанных экспертиз, в целях надлежащего исполнения нотариусами возложенных на них обязанностей. Экспертиза назначается и проводится в порядке, сроки и кругом лиц, определяемых в соответствии с российским процессуальным законодательством;
  организация страхования нотариальной деятельности, что является важной административной функцией палаты, так как в соответствии со ст. 18 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей деятельности и не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования.
 
 
  Кроме того, нотариальная палата осуществляет контроль за исполнением частнопрактикующими нотариусами профессиональной деятельности (ст. 34 Основ)4, а также проводит работу по кодификации законодательства, связанного с осуществлением нотариусами своей профессиональной деятельности, обобщает Опыт работы нотариусов, подготавливает и издает рекомендации или иные необходимые нотариусам справочно-информационные Материалы.
  Приведенный перечень полномочий не является исчерпывающим, так как уставами нотариальных палат и законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие полномочия, которые в этом случае также будут относится к обязательной компетенции конкретной нотариальной палаты.
 
  3. Органы нотариальной палаты. Организация деятельности региональных нотариальных палат невозможна без руководящих органов нотариального самоуправления. Согласно ст. 26 Основ высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся частнопрактикующими нотариусами обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариусов - правом совещательного голоса. В период между собраниями деятельностью палаты руководят избранные собранием ее членов правление и президент нотариальной палаты. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью нотариальной палаты осуществляет избранная собранием ревизионная комиссия. Полномочия всех органов нотариальной палаты регламентируются ее уставом.
  Как правило, собрание членов нотариальной палаты созывается правлением не реже одного раза в год и правомочно принимать решения, если в его работе принимает участие не менее половины членов палаты, обладающих правом решающего голоса. При необходимости могут созываться и внеочередные собрания по инициативе президента, правления нотариальной палаты или определенной уставом части членов палаты, обладающих правом решающего голоса. Собрание членов нотариальной палаты утверждает регламент своей деятельности. Решения собрания считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины присутствовавших членов палаты, обладающих правом решающего голоса, при наличии кворума. Порядок и форма голосования определяются уставом палаты. Принятые решения оформляются постановлением собрания.
  К компетенции собрания членов нотариальной палаты могут быть отнесены:
  избрание правления, президента и ревизионной комиссии; утверждение сметы доходов и расходов нотариальной палаты и ее штатное расписание на год;
  определение совместно с органом юстиции соответствующего субъекта федерации общей численности нотариусов в нотариальном округе;
  заслушивание отчетов правления, президента, ревизионной комиссии, иных органов и должностных лиц;
  рассмотрение жалоб на постановления и решения правления;
  определение размеров членских взносов и других платежей;
  внесение изменений и дополнений в устав нотариальной палаты;
  утверждение кодекса профессиональной этики нотариусов.
  К компетенции собрания уставом нотариальной палаты могут быть отнесены и другие вопросы, связанные с ее деятельностью в соответствии с законодательством РФ о нотариате.
  Правление нотариальной палаты избирается собранием членов нотариальной палаты из числа нотариусов, обладающих правом решающего голоса, по предложению президента. Правление избирается в определенном количественном составе и на определенный срок5. Оно правомочно принимать решения большинством голосов присутствующих членов правления при наличии кворума, который составляет не менее половины избранных членов правления.
 
  4 Подробнее данный вопрос будет рассмотрен в лекции 7 "Контроль за деятельностью нотариусов".
 
  При равенстве голосов, рассмотрение вопроса переносится на очередное заседание правления с вызовом отсутствовавших членов правления. Заседания правления, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Деятельность правления нотариальной палаты осуществляется на основе коллегиального руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами нотариальной палаты и их широкого привлечения к работе нотариальной палаты.
  К компетенции правления нотариальной палаты могут быть отнесены следующие вопросы:
  созыв собрания членов нотариальной палаты, определение даты, времени проведения собрания;
  подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания (повестки собрания);
  организация выполнения решений собрания и требований устава нотариальной палаты;
  Общение деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации показывает, что в состав правления входят не более 10-12 членов палаты (как правило, в пропорциональном отношении к общему числу членов палаты), избираемых на срок не более трех лет.
  совместно с органом юстиции соответствующего субъекта федерации осуществление контроля за исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства;
  организация проверок и осуществление контроля за исполнением профессиональной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, а также содействие органу юстиции в проведении указанных проверок;
  в предусмотренных Основами случаях подача в суд исков о лишении нотариусов права на занятие нотариальной деятельностью;
  образование комиссии, секции и других структурных подразделений нотариальной палаты для оказания помощи в выполнении возложенных на правление задач;
  подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;
  организация мероприятий по повышению профессионального уровня и квалификации частнопрактикующих нотариусов; осуществление взаимодействия с Федеральной нотариальной палатой;
  распоряжение средствами нотариальной палаты в соответствии с утвержденной собранием палаты сметой;
  создание и ликвидация в установленном законодательством порядке предприятий, а также учреждений и организаций сферы социально-бытового комплекса, которые необходимы для выполнения уставных задач нотариальной палаты;
  рассмотрение жалоб на действия нотариусов, занимающихся частной практикой;
  рассмотрение дел о дисциплинарных проступках членов нотариальной палаты и вынесение решений о наложении на виновных дисциплинарных взысканий;
  рассмотрение по поручению собрания членов нотариальной палаты других вопросов, связанных с деятельностью палаты.
  В отдельных случаях, когда в силу объективных причин невозможен созыв внеочередного собрания членов нотариальной палаты или отсутствует кворум такого собрания, решения по не терпящим отлагательства вопросам, отнесенным к компетенции собрания, могут быть приняты правлением палаты с их последующим утверждением на очередном собрании членов нотариальной палаты.
  Единоличным руководящим органом нотариальной палаты является президент нотариальной палаты, который избирается из числа нотариусов, занимающихся частной практикой, собранием членов нотариальной палаты на определенный срок. Как правило, к компетенции президента нотариальной палаты ее уставом могут быть отнесены: руководство работой правления;
  представительство возглавляемой им региональной нотариальной палаты в Федеральной нотариальной палате, в международных организациях нотариусов, органах государственной власти, коммерческих предприятиях любой формы собственности, некоммерческих организациях и общественных объединениях, а также ведение от имени нотариальной палаты переписки;
  организация проверок жалоб и иных сведений о действиях частнопрактикующих нотариусов, являющихся членами нотариальной палаты, и внесение соответствующих предложений на рассмотрение правления палаты;
  председательство на заседаниях правления нотариальной палаты; принятие решений о распределении кредитов и о ведении финансово-хозяйственной деятельности в пределах утвержденной собранием членов нотариальной палаты сметы;
  осуществление контроля за исполнением решений собраний членов нотариальной палаты и постановлений правления палаты.
  Уставом нотариальной палаты может быть предусмотрен возможность учреждения иных должностей, в целях исполнения замещающими их лицами руководящих и распорядительных полномочий. Так, например, при большом объеме текущей работы в региональной нотариальной палате может быть избран вице-президент, срок полномочий которого соответствует сроку осуществления полномочий президентом нотариальной палаты. Кроме того, по представлению президента нотариальной палаты правлением может быть назначен исполнительный директор нотариальной палаты. Должность исполнительного директора учреждается для осуществления текущей административно-хозяйственной деятельности нотариальной палаты, в том числе предпринимательской. Поскольку в соответствии со ст. 6 Основ нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, а также оказывать посреднические услуги при заключении договоров, что в своей совокупности входит в объем осуществляемой исполнительным директором административно-хозяйственной деятельности палаты, эту должность не может замещать ни один из нотариусов, являющихся членами нотариальной палаты. Поэтому на должность исполнительного директора может быть назначен член нотариальной палаты, не являющийся нотариусом, или любое иное физическое лицо, которое не является ни нотариусом, ни членом палаты. Трудовые отношения с лицом, претендующим на занятие этой должности, определяются трудовым контрактом, заключаемым от имени нотариальной палаты президентом палаты. Исполнительный директор, используя предоставленные ему полномочия, вправе:
  руководить работой аппарата нотариальной палаты, осуществлять прием и увольнение сотрудников аппарата, соответствующее делопроизводство;
  по письменному поручению президента распределять кредиты и вести финансово-хозяйственную деятельность нотариальной палаты в пределах сметы, утвержденной собранием членов палаты;
  по поручению президента или правления представлять нотариальную палату в федеральных органах представительной, исполнительной и судебной власти, соответствующих органах субъектов федерации, а также в коммерческих предприятиях любой формы собственности, некоммерческих организациях и общественных объединениях.
  Для осуществления контроля за соответствием ведения финансово-хозяйственной деятельности нотариальной палаты утвержденной смете собрание членов палаты избирает ревизионную комиссию в численном составе и на срок, определяемые уставом нотариальной палаты. Члены ревизионной комиссии являются нотариусами и не могут входить в состав других выборных органов нотариальной палаты, а также в аппарат исполнительной дирекции палаты. Председатель ревизионной комиссии и его заместитель избираются членами комиссии из своего состава. Ревизионная комиссия проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности нотариальной палаты и исполнения сметы доходов и расходов по поручению собрания членов нотариальной палаты, иных органов и должностных лиц палаты, наделенных уставом соответствующими полномочиями. О результатах деятельности комиссии ее председатель отчитывается перед собранием членов нотариальной палаты. В случае выявления нарушений ревизионная комиссии может требовать от правления и президента палаты созыва внеочередного собрания членов нотариальной палаты. Следует также учитывать, что проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности нотариальной палаты по инициативе уполномоченных органов палаты могут быть поручено независимому аудитору - юридическому или физическому лицу, имеющему лицензию на осуществление аудиторской деятельности, - с которым заключается соответствующий договор. Кроме того, аудитору может быть поручено утверждение отчета ревизионной комиссии.
  4. Членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты. Поскольку нотариальная палата является некоммерческой организацией, основным источником финансирования ее деятельности являются членские взносы и другие, и обходимые для выполнения нотариальной палатой своих функций платежи, которые ее члены обязаны уплачивать в соответствии со ст. 27 Основ. По результатам отчета ревизионной комиссии или независимого аудитора о проверке финансово-хозяйственной деятельности палаты за отчетный год и с учетом плана мероприятий на следующий финансовый год ежегодное собрание членов нотариальной палаты утверждает смету доходов и расходов нотариальной палаты и размер членских взносов, а также сроки их уплаты. Следовательно, при определении размера взносов в основном учитываются такие затраты; как арендная плата за используемые помещения, коммунальные платежи, расходы на приобретение и эксплуатацию оргтехники, фонд заработной платы работников аппарата нотариальной палаты, мероприятия по обучению и повышению квалификации членов палаты, иной плановой уставной деятельности нотариальной палаты. Членские взносы могут устанавливаться в процентном отношении к годовому доходу нотариуса, оцениваемому на основании представленных им финансовых документов, либо в фиксированном размере, либо исчисляться в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда.
  Правление нотариальной палаты определяет размер вступительных взносов обязательных для лиц, желающих стать членами нотариальной палаты. Вступительный взнос уплачивается одновременно с подачей заявления о вступлении в нотариальную палату. В случае отказа в принятии в члены палаты уплаченная сумма подлежит возврату заявителю.
  При осуществлении текущей хозяйственной деятельности нотариальной палате может потребоваться осуществление затрат, которые объективно не могли быть известны при утверждении сметы текущего года и производство которых не может быть отложено до утверждения сметы на новый финансовый год. Для финансирования не предусмотренных сметой затрат члены нотариальной палаты осуществляют соответствующие платежи, которые, как правило, носят разовый характер, и уплачиваются в размере и сроки, определённые органами палаты. Такими расходами могут быть стоимость ремонта помещений, занимаемых палатой, затраты на приобретение для членов палаты путевок в дома отдыха, пансионаты и санатории и другие тому подобные затраты.
  Контроль за своевременным и полным перечислением членских взносов в нотариальную палату осуществляется ревизионной комиссией. К членам нотариальной палаты, нарушающим порядок и сроки уплаты членских взносов, применяются финансовые санкции и дисциплинарные взыскания, установленные уставом и решением собрания членов нотариальной палаты.
 
  5. Обязанность нотариусов представлять сведения нотариальной палате. Нотариальная палата, осуществляя контроль за профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, в соответствии со ст. 28 Основ имеет право истребовать от нотариуса или лица, временно замещающего отсутствующего нотариуса, предоставления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности. При необходимости нотариус или лицо, временно его замещающее, обязаны дать личные объяснения в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения ими положений кодекса профессиональной этики нотариусов. Истребование сведений, документов и объяснений, как правило, необходимо в случаях поступления в нотариальную палату жалоб и заявлений от имени физических и юридических лиц об отложении или отказе нотариусов в совершении нотариальных действий, нарушении законодательства при совершении нотариальных действий и иных случаях, когда заявители считают, что действиями нотариуса нарушены их права и законные интересы.
  Указанные жалобы и заявления рассматриваются правлением нотариальной палаты по представлению президента палаты. При этом проверяется правомерность совершения нотариусом действий, допустимость истребования им от обратившихся лиц документов и сведений, которые, по мнению нотариуса, могли быть необходимы для совершения нотариального действия, а также иные обстоятельства, имеющие значение для вынесения решения в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, правление нотариальной палаты может истребовать от нотариуса финансово-хозяйственную документацию с целью определения размера его валового дохода и расчета суммы, подлежащих уплате им членских взносов за текущий финансовый год в случае, когда размер взносов установлен в процентном отношении к доходу нотариуса. Проверка указанной документации также может проводиться для контроля за правильностью взимания нотариусом тарифа, установленного законодательством РФ за совершение нотариальных действий.
  По материалам проведенных проверок и изучения, представленных нотариусом документов, сведений и объяснений правление нотариальной палаты выносит соответствующее решение. Однако, следует учитывать, что это решение имеет рекомендательное значение для нотариуса, действия которого обжалуются: правление не вправе обязать нотариуса выполнить решение, которое не может подменять собой судебное решение, выносимое судом общей юрисдикции в соответствии с главой 32 ГПК РСФСР. Нотариус, не согласный с решением правления, вправе совершить нотариальное действие или отказаться от его совершения, если считает это законным. Но в случае, когда по материалам жалобы будет иметься вступившее в законную силу решение суда, нотариус обязан исполнить содержащееся в нем предписание. С учетом изложенного можно сделать вывод, что при судебном рассмотрении жалоб и заявлений решения правления нотариальной палаты, ранее вынесенные по содержащимся в них основаниям, имеют доказательственное значение. В случае, если в результате проведения проверки будут установлены значительные нарушения нотариусом законодательства РФ или профессиональной этики, нотариальная палата имеет право ходатайствовать о лишении нотариуса лицензии в судебном порядке.
  Должностные лица аппарата нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий, которая им стала известна в результате ознакомления с представленными нотариусом документами, сведениями и объяснениями, и не причинять нотариусу ущерба разглашением сведений, составляющих указанную тайну. В противном случае виновные должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
  6. Федеральная нотариальная палата. Так же как региональные нотариальные палаты, Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение юридических лиц - нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве (ст. 29 Основ). Федеральная нотариальная палата наделяется правами юридического лица после ее государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации: полная финансово-хозяйственная самостоятельность, наличие рублевых и валютных счетов, круглой печати, штампов, бланков, логотипа, почтово-телеграфного адреса и иных реквизитов, требующихся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности. Палата имеет право приобретать, арендовать и отчуждать недвижимость и иное имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заключать договоры, предоставлять кредиты своим членам, предъявлять и отвечать по искам в судах6, в том числе арбитражных и третейских, представлять интересы членов палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству Российской Федерации и уставу палаты. При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, (например, издавать справочно-информационную, методическую и учебную литературу) создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не облагается налогом на имущество предприятий. Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ними имущество. Федеральная нотариальная палата осуществляет деятельность в установленном законом порядке и в определенных ее уставом целях.
  Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей всех региональных нотариальных палат, входящих в ее состав, и регистрируется Министерством юстиции РФ. Изменения и дополнения в устав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, если за них проголосовало не менее двух третей представителей при наличии кворума, и также подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.
  Федеральная нотариальная палата может быть ликвидирована только по решению собрания ее членов. Оставшиеся после ликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ее уставом.
 
  7. Полномочия Федеральной нотариальной палаты. Согласно действующему законодательству РФ полномочия Федеральной нотариальной палаты определяются Основами и уставом палаты. В соответствии со ст. 30 Основ Федеральная нотариальная палата:
  осуществляет координацию деятельности региональных нотариальных палат;
  представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
  участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
  обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;
  организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы региональных нотариальных палат в международных организациях.
  В целях формирования правильного представления о месте Федеральной нотариальной палаты в системе нотариата России необходимо дать более подробную характеристику отдельным ее полномочиям.
 
 
 
 
  6Следует учитывать, что региональные нотариальные палаты не отвечают по обязательства Федеральной нотариальной палата, а палата, и свою очередь, не несет ответственности по обязательствам своих членов - региональных нотариальных палат.
 
 
 
 
 
  Осуществление координации деятельности региональных нотариальных палат позволяет выработать единую практику применения законодательства РФ о нотариате, разработать методические рекомендации7 о порядке совершения нотариальных действий, а также подготавливать предложения о внесении изменений в законодательство на основе обобщения нотариальной практики.
  Представляя интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, Федеральная нотариальная палата вносит на рассмотрение Министерства юстиции РФ предложения о совершенствовании деятельности нотариата, изменении соответствующих нормативно-правовых актов, а также в пределах своей компетенции палата вправе непосредственно обращаться в Правительство РФ, Государственную Думу и Совет Федерации, правоохранительные органы и т.д. Необходимо учитывать, что Федеральная нотариальная палата вправе обращаться не только в государственные органы федерального уровня, но и в органы государственной власти субъектов федерации и органы муниципального самоуправления, действуя при этом в интересах соответствующих региональных нотариальных палат.
  Реализуя полномочия по обеспечению защиты социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, являющимся членами региональных нотариальных палат, в юридической, социальной и материальной защите их профессиональных прав и законных интересов, улучшении условий труда, а также по другим вопросам, связанным с их нотариальной деятельностью. В свою очередь, каждому нотариусу, являющемуся членом региональной нотариальной палаты, предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить оперативное и объективное рассмотрение этих вопросов.
  Поскольку Федеральная нотариальная палата, по сути, занимает высшее положение в системе органов нотариального самоуправления частнопрактикующих нотариусов, то логично, что именно она участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью. Палата в этих целях привлекает как работающих в ней на постоянной основе профессиональных юристов, так и располагает возможностью обращаться за соответствующими разъяснениями к ученым-правоведам, судьям, работникам органов юстиции и иных государственных органов, практикующим юристам, в том числе и иностранным специалистам, обладающим соответствующим уровнем компетентности в вопросам нотариата. Поэтому в условиях реформирования правовой системы и законодательства РФ особое значение приобретает осуществление Федеральной нотариальной палатой мероприятий по повышению квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов: проведение семинаров, разработка методических рекомендаций, обобщение нотариальной практики, предоставление систематизированной информации региональным нотариальным палатам с целью разъяснения положений вновь принятых законов и иных нормативно-правовых актов РФ нотариусам, которые в силу своего правового статуса не могут быть юридически неграмотны. Причем эта деятельность осуществляется палатой как самостоятельно, так и в координации с региональными нотариальными палатами. Как правило, каждый практикующий нотариус не реже одного раза в четыре года должен пройти переподготовку на курсах повышения квалификации, организуемых совместно Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой.
 
  7 Следует иметь в виду, что методические рекомендации не имеют силу документа, обязательного для исполнения нотариусами при совершении ими нотариальных действий: нотариус вправе руководствоваться этими рекомендациями как источниками, содержащими обобщение правоприменительной практики, комментарий законодательства, а при несогласии с изложенными в них положениями самостоятельно и непосредственно применять законодательство РФ, относящее к сфере нотариальной деятельности.
  Функция Федеральной нотариальной палаты по представлению интересов региональных нотариальных палат в международных организациях стала особо актуальной после принятия российского нотариата в 1995 году в Институт Латинского нотариата - международное сообщество, членами которого являются более 60 государств мира. Безусловно, участие России в этой международной организации способствует унификации и совершенствованию законодательства, нотариальной практики, развитию "частного" нотариата как принципиального нового для постсоветской России правового института,
 
  8. Органы Федеральной нотариальной палаты. Все члены Федеральной нотариальной палаты имеют равные права по созданию выборных органов палаты и участию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросов деятельности палаты, обращаться во все ее выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы. Однако они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной палаты, а также требования устава палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.
  Статья 31 Основ устанавливает, что высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей всех региональных нотариальных палат. Количество представителей определяется правлением палаты с учетом того, что президенты региональных нотариальных палат являются их представителями по должности. Собрание представителей нотариальных палат созывает не реже одного раза в год, но возможно проведение и внеочередных собраний. Оно созывается правлением Федеральной нотариальной палаты, которое в период между собраниями руководит деятельностью палаты. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуют представители не менее двух третей нотариальных палат. Все решения принимаются простым большинством голосов, если иное не предусмотрено уставом палаты. Порядок и форма голосования определяются непосредственно на собрании. Внеочередное собрание представителей нотариальных палат созывается по инициативе правления или одной четверти региональных нотариальных палат.
  Собрание представителей нотариальных палат может принимать к своему рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты. К исключительной компетенции собрания относятся:
  определение приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты;
  избрание правления, президента и ревизионной комиссии, а также заслушивание отчетов правления, президента и ревизионной комиссии;
  утверждение сметы доходов и расходов палаты, штатного расписания аппарата палаты;
  рассмотрение споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами, а также рассмотрение жалоб на постановления и решения правления Федеральной нотариальной палаты;
  определение размера членских взносов и других платежей; прием в члены Федеральной нотариальной палаты; внесение изменений и дополнений в устав;
  принятие решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.
  Коллегиальным исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление Федеральной нотариальной палаты, которое избирается на собрании представителей нотариальных палат тайным голосованием: член правления считается избранным, если за его кандидатуру проголосовали представители палат, составляющие простое большинство от присутствовавших на собрании. Число членов правления и срок их полномочий также определяется собранием. Заседания правления Федеральной нотариальной палаты проводятся не реже одного раза в четыре месяца. Правление правомочно принимать решения, если в его pa6оте принимает участие две трети избранных членов; решения принимаются большинством голосов присутствующих членов правления (при равенстве голосов при голосовании по какому-либо вопросу его рассмотрение переносится на следующее заседание правления с вызовом отсутствовавших членов правления). Деятельность правления основана на принципах коллегиальности принятия решений, гласности, регулярной отчетности перед членами палаты. К компетенции правления Федеральной нотариальной палаты относятся:
  созыв собрания представителей нотариальных палат;
  подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания; определение конкретных путей реализации требований устава; организация выполнения решений собрания и требований устава;
  принятие решений по распоряжению средствами палаты в соответствии с утвержденной сметой;
  принятие решений о создании и ликвидации коммерческих предприятий в целях реализации уставных задач, а также создание учреждений и организаций социально-бытового обслуживания членов нотариальных палат;
  разработка предложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальной палаты;
  образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты;
  подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;
  организация и проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;
  проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой;
  осуществление взаимодействия с Министерством юстиции Российской Федерации и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности (порядок прохождения стажировок, утверждение положений о квалификационной и апелляционной комиссиях, порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса);
  организация взаимодействия с международными организациями нотариусов.
  Уставом Федеральной нотариальной палаты могут быть предусмотрен более широкий круг полномочий правления палаты, а также случаи, когда правление правомочно принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания представителей.
  Высшей исполнительной властью обладает президент Федеральной нотариальной палаты, он руководит работой правления и председательствует на его заседаниях. Президент избирается тайным голосованием собранием представителей нотариальных палат на пять лет. В его функции входит представление Федеральной нотариальной палаты в международных организациях нотариусов, органах государственной власти Российской Федерации, хозяйственных и общественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты. Кроме того, к компетенции президента Федеральной нотариальной палаты относятся;
  принятие решений о распределении между членами палаты кредитов в пределах утвержденной сметы;
  осуществление контроля за исполнением решений собрания представителей и правления палаты;
  принятие решений о предъявлении в суды исков в защиту интересов Федеральной нотариальной палаты, ее членов, отдельных нотариусов.
  По предложению президента Федеральной нотариальной палаты правлением из числа своих членов открытым голосованием может быть избран вице-президент, который непосредственно подотчетен президенту палаты, выполняет его поручения и во время отсутствия президента исполняет функции последнего.
  Для осуществления текущей административно-хозяйственной деятельности Федеральной нотариальной палаты правлением по представлению президента палаты назначается управляющий делами Федеральной нотариальной палаты, который подотчетен президенту. Как и исполнительный директор региональной нотариальной палаты, управляющий делами Федеральной нотариальной палаты не может быть нотариусом. Круг предметов ведения и компетенции управляющего делами могут составлять:
  руководство работой аппарата Федеральной нотариальной палаты, заключение трудовых договоров с работниками аппарата палаты, осуществление локального регулирования трудовых отношений путем издания приказов и распоряжений, утверждения правил внутреннего трудового распорядка и т.д.;
  ведение финансово-хозяйственной деятельности палаты в пределах утвержденной сметы, в том числе, от имени палаты заключение соответствующих гражданско-правовых договоров, выдача доверенностей, открытие счетов в банках и иных кредитных организациях;
  представление, по поручению правления или президента палаты, интересов палаты в государственных органах, судах, учреждениях и организациях.
  Иные полномочия управляющего делами Федеральной нотариальной палаты, а равно условия трудовых правоотношений, могут быть установлены в трудовом договоре, заключаемом президентом палаты с лицом, назначенным на эту должность.
  Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления, президента и управляющего делами Федеральной нотариальной палаты на собрании представителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия Федеральной нотариальной палаты. Кандидаты в состав комиссии делегируются региональными нотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Члены ревизионной комиссии не могут входить в состав других выборных органов палаты и участвовать в управлении делами палаты, Из своего состава члены комиссии избирают председателя и его заместителя. Ревизионная комиссия контролирует выполнение уставных требований, оперативную деятельность исполнительных органов Федеральной нотариальной палаты и отчитывается о результатах своей работы перед собранием представителей нотариальных палат.
 
  9. Взносы и другие платежи членов Федеральной нотариальной палаты. Средства Федеральной нотариальной палаты образуются за счет членских взносов, предусмотренных ст. 32 Основ, доходов от издательской и хозяйственной деятельности ее предприятий и организаций, дивидендов созданных ею акционерных обществ, процентных начислений на выданные кредиты, вклады и ценные бумаги, полученной арендной платы, процентных отчислений от прибыли предприятий в соответствии с их учредительными документами, благотворительных и социальных ассигнований и пожертвований, иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
  Размер взносов других обязательных платежей членов Федеральной нотариальной палаты определяется собранием представителей региональных нотариальных палат: он безусловно должен быть таким, чтобы в своей совокупности образуемые за счет взносов и платежей доходы палаты были достаточными для осуществления расходов по уплате арендной платы за используемые палатой объекты недвижимости, выплату зарплаты работникам аппарата палаты, подготовку и издание методической литературы, иные необходимые расходы согласно утверждаемой сметы. Однако реально сумм отчислений членов палаты не может быть достаточно для финансирования деятельности Федеральной нотариальной палаты, направленной на реализацию закрепленных за ней функций. Поэтому существенное значение имеют и вышеперечисленные источники финансирования.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1.Что такое нотариальная палата, в каких целях и, порядке она создается?
  2.На каких принципах основывается деятельность нотариальной палаты и какие функции она выполняет?
  3.Какими внутриорганизационными актами регулируется деятельность нотариальной палаты?
  4.Что составляет имущественную и финансовую основу деятельности нотариальной палаты?
  5.Каковы основные полномочия нотариальной палаты?
  6.Какие органы включает структура нотариальной палаты, и какие функции эти органы выполняют?
  7.Что является основным источником финансирования деятельности нотариальной палаты?
  8.Каковы основные задачи и полномочия Федеральной нотариальной палаты?
  9.Какие элементы составляют организационную структуру Федеральной нотариальной палаты, и какие функции они выполняют?
  10.За счет каких источников образуются средства Федеральной нотариальной палаты, и на какие цели они расходуются?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лекция 7.
 
  КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ
 
  1. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей. В соответствии со ст. 34 Основ контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Однако, осуществляя контроль за профессиональной деятельностью, органы юстиции не вправе вмешиваться в процесс совершения нотариальных действий.
  Проверки организации работы нотариуса могут быть осуществлены в плановом порядке или по поступившим от граждан или юридических лиц жалобам. Проверка проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса. Законодательством субъектов федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса. Нотариусы обязаны представить должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
  Целью проверки является оказание практической помощи государственным нотариальным конторам и нотариусам, занимающимся частной практикой, в их становлении как высококвалифицированных специалистов, защищающих законные права и интересы граждан и юридических лиц.
  В ходе проверки внимательно проверяются реестры, наряды, учетные книги. Особое внимание обращается на соблюдение законодательства при совершении нотариальных действий.
  Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, в связи с тем, что в обязанности нотариуса входит направление в налоговые органы справок о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке дарения или наследования, налоговые органы вправе осуществить проверку своевременности направления таких справок. Кроме того, Основы предусматривают, что нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Уполномоченные на то должностные лица налоговых органов по результатам проверки составляют акт, в котором указывают все установленные недостатки.
  Кроме того, в определенных законодательством РФ случаях следственные органы Министерства внутренних дел РФ и Прокуратуры РФ вправе по имеющимся в их производстве делам осуществить проверку деятельности нотариусов.
  Однако, с учетом отмеченных выше обстоятельств нельзя считать, что любая проверка направлена на обнаружение нарушений нотариусами законодательства РФ, так как одной из задач контроля за деятельностью нотариусов является обобщение и распространение положительного опыта в нотариальной практике.
 
  2. Судебный контроль за совершением нотариальных действий. В целях недопущения злоупотребления нотариусами предоставленными им правами, правового закрепления гарантий охраны личных и имущественных прав граждан и юридических лиц в ст. 33 Основ устанавливается возможность обжалования указанными лицами в судебном порядке отказа в совершении нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия. Данное положение согласуется с конституционным правом граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ): гражданин, который полагает, что в отношении него нотариальное действие совершено неправильно, или которому отказано нотариусом в совершении нотариального действия, вправе в любом случае обратиться с жалобой в суд общей юрисдикции и уже в судебном заседании будет установлена правомерность действий нотариуса с вынесением соответствующего решения. Такого рода жалобы заинтересованных лиц рассматриваются судом в порядке особого производства согласно ст. 271-273 ГПК РСФСР. Отличие особого производства от искового производства состоит в том, что в судебном заседании не рассматривается спор о материальном праве, а устанавливается юридический факт, который может быть основанием реализации заинтересованными лицами их субъективных прав: задачей суда является определение фактического наличия или отсутствия правовых оснований для отказа в совершении нотариального действия, а равно факта неправильности совершения нотариусом нотариального действия. Подробнее порядок обжалования в суде отказа нотариуса в совершении нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия рассматривается в лекции 9 настоящего учебного пособия.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1.С какой целью устанавливается контроль за осуществлением нотариальной деятельности?
  2.Кем и в каком порядке проводиться контроль за осуществлением нотариальной деятельности?
  3.В чем сущность судебного контроля за деятельностью нотариусов, и каковы его особенности?
  4.В каком порядке может осуществляться обжалование действий нотариуса?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 
  Лекция 8.
 
  НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НОТАРИУСАМИ И ПОЛНОМОЧЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
 
  1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. В части 3 ст. 2 Основ закрепляется равноправие нотариусов независимо от того, работают ли они в государственных нотариальных конторах или занимаются частной практикой. Соответственно этому положению оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу. Однако в Основах разграничены компетенции нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. К общей компетенции всех нотариусов в соответствии со ст. 35 и 36 Основ относиться совершение следующих нотариальных действий:
  удостоверение сделок (одно- и многосторонних: договоров, завещаний, доверенностей и др. - содержание которых определяется соответствующими положениями ГК РФ);
  выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;
  свидетельствование верности копий документов и выписок из них;
  свидетельствование подлинности подписи на документах;
  свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
  удостоверение факта нахождения гражданина в живых;
  удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;
  удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
  удостоверение времени предъявления документов;
  передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  принятие в депозит денежных, сумм и ценных бумаг;
  совершение исполнительных надписей;
  совершение протестов векселей;
  предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;
  принятие на хранение документов;
  совершение морских протестов;
  обеспечение доказательств.
  К исключительной компетенции нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, согласно ст. 36 Основ относятся нотариальные действия, связанные с оформлением наследства:
  выдача свидетельств о праве на наследство;
  принятие мер к охране наследственного имущества.
  Только в случае отсутствия в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанных нотариальных действий, связанных с оформлением наследования, совместным решением соответствующего территориального органа юстиции и нотариальной палаты поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой в данном округе.
  Указанные нотариальные действия и порядок их совершения подробнее будут рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия,
 
  2. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти. Законодатель в ст. 37 Основ предоставил право совершения нотариальных действий должностным лицам органов исполнительной власти в случае отсутствия в соответствующем населенном пункте нотариуса. Совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти или распоряжением его руководителя на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти. Такое решение может быть принято исключительно в случае отсутствия нотариуса в населенном пункте.
  При совершении нотариальных действий должностные лица руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, конституциями и устава ми субъектов федерации, Основами, иными нормативно-правовыми актами РФ и международными договорами Российской Федерации.
  Должностные лица органов исполнительной власти совершают следующие нотариальные действия.
  1) удостоверяют завещания;
  2) удостоверяют доверенности;
  3) принимают меры к охране наследственного имущества;
  4) свидетельствуют верность копий документов и выписки из них;
  5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.
  Законодательными актами Российской Федерации перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти, может быть расширен. К уполномоченным должностным лицам следует отнести и главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов. Инструкцией Министерства юстиции СССР от 20.06.74, согласованной с Минздравом СССР и министерствами соцобеспечения союзных республик, о порядке удостоверения завещаний названным лицам предоставлено право удостоверять завещания граждан, находящихся на излечении в этих больницах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях или проживающих в указанных домах для престарелых и инвалидов.
  Завещания, удостоверенные должностными лицами лечебных учреждений, приравниваются к нотариально удостоверенным документам. При этом один экземпляр завещания выдается на руки завещателю, а второй передается (пересылается) в государственную нотариальную контору по месту жительства завещателя.
  В 1974 г. Министерством юстиции СССР были утверждены и продолжают действовать в настоящее время инструкции аналогичного содержания в отношении иных должностных лиц: Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, Инструкция о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов или судов внутреннего плавания, Инструкция о порядке удостоверения завещаний начальниками разведочных, арктических и других подобных им экспедиций. Названные инструкции согласованы с соответствующими министерствами и являются действующими. Завещания, удостоверенные капитанами судов и начальниками экспедиций, приравниваются к нотариально удостоверенным.
 
  3. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации. Нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан на территории иностранных государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации.
  Согласно ст. 38 Основ должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:
  1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
  2) удостоверяют доверенности;
  3) принимают меры к охране наследственного имущества;
  4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  5) свидетельствуют верность копий документов и выписки из них;
  6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
  7) свидетельствуют верность перевода документа с одного языка на другой;
  8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых:
  9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
  10)удостоверяют тождественность гражданина с яйцом; изображенным на фотографии;
  11) удостоверяют время предъявления документов;
  12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу