<< Пред.           стр. 4 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  13) совершают исполнительные надписи;
  14) принимают на хранение документы;
  15) обеспечивают доказательства;
  16) совершают морские протесты.
  Сравнение полномочий должностных лиц, наделенных действующим законодательством правом совершать нотариальные действия, со всей очевидностью показывает, насколько они шире у представителей консульских учреждений. Это объективно объяснимо: у российских граждан, находящихся за рубежом в длительных командировках, на обучении, в туристических поездках и др., нет возможности обратиться к нотариусу, поэтому широкие полномочия в совершении нотариальных действий делегированы государством должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации.
 
  4. Порядок совершения нотариальных действий. Поскольку нотариальные действия могут совершать как нотариусы, так и должностные лица органов исполнительной власти, консульских учреждений России за рубежом, а также иные специально управомоченные законом на совершение отдельных действий должностные лица, то законодательством РФ определен порядок совершения таких действий соответственно для каждой категории указанных лиц. В ст. 39 Основ указаны виды таких нормативно-правовых актов Российской Федерации.
  Основы предусматривают, что порядок совершения нотариальных действий нотариусами определяется не только Основами, но и иными законодательными актами РФ и субъектов федерации. В частности к таким актам относятся Методические рекомендации по совершению отдельных нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденные Приказом Министра юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91, и применяемые в своей практике как государственными, так и частнопрактикующими нотариусами. При совершении нотариальных действий должностные лица органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, руководствуются Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, которая утверждена Заместителем министра юстиции Российской Федерации от 19 марта 1996 г. № 1055. Порядок совершения нотариальных действий в интересах российских граждан должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации на территории иностранных государств устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
  Такие нотариальные действия как удостоверение доверенностей и завещаний в интересах отдельных категорий физических лиц могут быть совершены врачами медицинских учреждений, командирами воинских частей, капитанами судов, начальниками разведочных и, арктических экспедиций, что прямо не указано в Основах, но нашло свое отражение в иных актах законодательства РФ, в частности, в Гражданском кодексе РФ, разделе IV "Наследственное право" Гражданского кодекса РСФСР и сохраняющих свое действие соответствующих инструкциях: Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, утвержденная Минюстом СССР по согласованию с Минобороны СССР 15 марта 1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний главными врачами, их заместителями по медицинской части, дежурными врачами больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директорами и главными врачами домов для престарелых и инвалидов, утвержденная Минюстом СССР по согласованию с Минздравом СССР и Минсоцобеспечения СССР 20 июня 1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний начальниками разведочных, арктических и других подобных им экспедиций, утвержденная Минюстом СССР по согласованию с Мингеологии СССР, Миннефтепромом СССР, Минцветметом СССР, Министерством гражданской авиации СССР, Минуглепромом СССР, ГУ гидрометеорологической службы при СМ СССР, Президиумом Академии наук СССР, ГУ геодезии и картографии при СМ СССР от 29 июня 1974 г. Поэтому указанных лиц нельзя исключить из системы органов нотариата.
  Так как нотариусы на территории Российской Федерации и уполномоченные должностные лица при совершении нотариальных действий руководствуются исключительно требованиями к порядку совершения нотариальных действий, установленными вышеуказанными нормативно-правовыми актами и являющимся универсальными на всей территории Российской Федерации, то удостоверяемые ими документы имеют равную юридическую силу, нотариальное действие, совершенное на территории одного субъекта Российской Федерации, обладает равной юридической силой с аналогичным нотариальным действием, совершенным на территории другого субъекта федерации, имеет такое же доказательное значение, бесспорность, определяет права и обязанности участников нотариального действия, где бы они ни находились, порядок совершения нотариальных действий от установления личности обратившегося к нотариусу лица до внесения необходимых записей о совершенном нотариальном действии в реестр.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Исполнение каких нотариальных действий включается в общую компетенции всех нотариусов?
  2.Совершение каких нотариальных действий относиться к исключительной компетенции государственных нотариусов?
  3.В каких случаях частнопрактикующий нотариус вправе осуществлять действия, отнесенные к исключительной компетенции государственного нотариуса?
  4.Какие нотариальные действия и в каких случаях вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти?
  5.Какие должностные лица могут быть уполномочены совершать отдельные нотариальные действия?
  6.Какие нотариальные действия могут совершать должностные лица консульских учреждений Российской Федерации и в чем особенность их нотариальных правомочий?
  7.Какими нормативно-правовыми актами установлен порядок совершения нотариальных действий нотариусами и уполномоченными должностными лицами?
  8.Какова юридическая сила документов удостоверенных должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия?
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лекция 9.
 
  ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
 
  При совершении каждого нотариального действия выделяются следующие обязательные стадии нотариального производства:
  а) возбуждение деятельности нотариального органа (подача заявления и его принятие должностным лицом, проверка предпосылок права на совершение нотариального действия и условий его осуществления);
  б) рассмотрение заявления по существу;
  в) совершение нотариального действия.
  К факультативным стадиям можно отнести:
  а) предварительную подготовку к совершению нотариального действия, которая имеет место при необходимости истребования нотариусом дополнительных сведений и документов на экспертизу;
  б) исполнение нотариального действия;
  в) обжалование нотариальных действий либо отказ в их совершении.
  С учетом этого рассмотрим основные правила совершения нотариальных действий.
 
  1. Место совершения нотариальных действий. Нотариальные действия на территории Российской Федерации могут совершаться любым нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных ст. 36, 47, 56, 62-64, 69, 70, 74. 75, 87, 96 и 109 Основ, и других случаев, когда согласно законодательству Российской Федерации и субъектов федерации нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом.
  В действующем законодательстве нет прямого указания на необходимость совершения нотариальных действий в помещении нотариальной конторы. И хотя в ст. 13 Основ говориться о том, что нотариус должен иметь место (помещение) для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность, это не препятствует нотариусам осуществлять свою профессиональную деятельность в любом другом месте в пределах этого округа. В частности, нотариальные действия могут быть совершены вне указанного помещения, если физические лица, для которых они совершаются, по болезни, инвалидности или по другой уважительной, причине не могут явиться в помещение нотариальной конторы. Если нотариальные действия совершаются вне помещения нотариальной конторы, то в удостоверительной надписи на документе и в реестре для регистрации нотариальных действий записывается место совершения нотариального действия с указанием адреса. Нотариус, совершающий нотариальное действие вне постоянного места своей деятельности, вправе требовать от обратившихся к нему лиц возмещения фактически понесенных им транспортных расходов и уплаты государственной пошлины в полуторакратном размере.
 
  2. Основания и сроки отложения и приостановления совершения нотариального действия. По общему правилу нотариальные действия совершаются вдень предъявления обратившимися лицами всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины в установленном законодательством РФ размере. Однако в соответствии со ст. 41 Основ совершение нотариальных действий может быть отложено при необходимости истребования дополнительных сведений или документов от физических или юридических лиц или направления представленных документов на экспертизу. Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в силу закона необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий.
  Отложение нотариального действия - это перенесение его совершения на более поздний срок, но заранее определенный нотариусом в постановлении об отложении совершения действия. При этом срок, на который откладывается совершение нотариального действия, не может превышать одного месяца со дня вынесения нотариусом указанного постановления. По заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в этот срок от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.
  В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом. При этом под приостановлением совершения нотариального действия понимается прекращение его совершения в связи с обстоятельствами, препятствующими выполнению нотариусом своих функций. Нотариальное производство по приостановленному делу заканчивается без вынесения нотариального акта по существу.
 
  3. Установление личности обратившегося за совершением нотариального действия. При совершении нотариальных действий нотариусы в соответствии со ст. 42 Основ устанавливают личность обратившихся за совершением нотариальных действий физических лиц, их представителей или представителей юридических лиц и организаций. Установление личности обратившегося за совершением нотариального действия должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности физического лица, обратившегося за совершением нотариального действия. Такими документами могут быть:
  для лиц старше 14 лет - общегражданский паспорт;
  для малолетних или несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, - свидетельство о рождении или запись о них в паспортах родителей (усыновителей);
  для военнослужащих - удостоверение личности или военный билет, выдаваемые командованием воинских частей и военных учреждений;
  для прибывших на временное жительство в Россию граждан РФ, постоянно проживающих за границей, - их общегражданский заграничный паспорт;
  для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России, - вид на жительство в Российской Федерации или их национальные паспорта с отметкой о регистрации в органах внутренних дел или других, уполномоченных на то органах.
  Свидетельствование верности копий документов и выписок из них может быть совершено по предъявлении удостоверения, выданного предприятием, учреждением, организацией по месту работы или службы гражданина, удостоверения инвалида Отечественной войны или участника войны.
 
  4. Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, участвующих в сделках. При удостоверении сделок в соответствии со ст. 43 Основ нотариусом выясняется дееспособность физических лиц и проверяется правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. В случае совершения сделки представителем проверяются его полномочия. Выяснение дееспособности физического лица, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ), заключается в достоверном установлении его возраста, а в некоторых случаях - получении достоверной информации о состоянии его психического здоровья1.
  В полном объеме дееспособность возникает при достижении лицом возраста 18 лет. До достижения восемнадцати летнего возраста лицо приобретает полную дееспособность либо в случае вступления в брак, когда это допускается законом для несовершеннолетних, - со времени вступления в брак, либо в порядке эмансипации (ст. 27 ГК РФ), если несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, работает по трудовому договору или с согласия родителей (усыновителей или попечителей) осуществляет предпринимательскую
 
 
  1Правоспособность физического лица, то есть способность лица иметь гражданские права и нести обязанности, в соответствии со ст. 17 ГК РФ признается в равной мере за всеми гражданами независимо от возраста и состояния здоровья.
 деятельность и объявлен эмансипированным по решению соответствующего органа опеки и попечительства или суда.
  Таким образом, для выяснения вопроса о наличии у лица дееспособности в полном объеме необходимо по его паспорту или иному документу, содержащему точную дату рождения этого лица, определить его возраст, а для лиц, не достигших возраста 18 лет, выяснить, имеются ли вышеуказанные основания возникновения у них дееспособности в полном объеме и при наличии таких оснований, потребовать представления нотариусу либо свидетельства о браке, либо решения об эмансипации несовершеннолетнего.
  Состояние психического здоровья лица, также является критерием оценки его дееспособности. Само по себе наличие у лица признаков какого-либо психического расстройства или представление нотариусу справки об имеющемся у него психическом заболевании не может быть основанием для отказа нотариусом в совершении нотариальных действий в отношении этого лица. В соответствии с п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном положениями главы 29 ГПК РСФСР. Таким образом, до вынесения судом решения о признании лица недееспособным в виду указанных обстоятельств это лицо вправе совершать юридически значимые действия, в том числе непосредственно обращаться к нотариусу с просьбой о совершении нотариальных действий. Если у нотариуса имеются основания предполагать, что кто-либо из участников сделки вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими либо вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, а сведений о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным не имеется, прежде чем отказать в совершении нотариального действий на основании ст. 48 Основ, нотариус должен отложить совершение действия согласно ст. 41 Основ с целью выяснения вопроса о том, имеется ли решение суда о признании обратившегося недееспособным или ограниченно дееспособным и установлена ли над ним опека. Если такого решения не имеется, нотариус сообщает, о своем предложении одному из лиц или одной из организаций, указанных в ст. 258 ГПК РСФСР (члены его семьи, профсоюзы или иные общественные организации, прокурор, органы опеки и попечительства, психиатрические лечебные учреждения), которые могут поставить перед судом вопрос о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным. В своем письме нотариус просит сообщить ему о принятом решении. В зависимости от принятого этим яйцом (организацией) решения нотариус либо обязан совершить то нотариальное действие, за которым к нему обратилось данное лицо, если не будут установлены вышеуказанные обстоятельства, либо приостанавливает совершение нотариального действия до рассмотрения дела судом.
  Сделки от имени несовершеннолетних, не достигших 14 лет, а также от имени граждан, признанных в судебном порядке недееспособными, могут быть удостоверены при условии, если за этих лиц действуют соответственно их родители (усыновители), опекуны (ст. 28 ГК РФ). Сделки от имени несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а равно от имени лиц, признанных в судебном порядке ограниченно дееспособными, могут быть удостоверены лишь с согласия соответственно родителей (усыновителей), попечителей (ст. 26 ГК РФ). Но, если родители (усыновители), опекуны или попечители по каким-либо причинам (нахождение в командировке, проживание в другой местности и т.п.) не могут дать согласие на удостоверение сделки, то в этом случае она может быть удостоверена с участием представителя органа опеки и попечительства.
  Нотариусам следует помнить, что опекун и попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными. Опекуны и попечители также не имеют права представлять лиц, находящихся у них соответственно под опекой и попечительством при заключении сделок между указанными лицами и супругом опекуна и попечителя, их близкими родственниками. Опекунам и попечителям запрещено заключать договоры дарения от имени лиц, законными представителями которых они являются. Нотариусы должны требовать согласия.
  При выяснении правоспособности юридического лица нотариусу необходимо учитывать соответствующие положения Гражданского кодекса РФ, определяющие правовой статус юридических лиц различных организационно-правовых форм, применительно к конкретному обратившемуся лицу. Под правоспособностью юридического лица согласно ст. 49 ГК РФ понимается возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности этого лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Таким образом, для определения правоспособности юридического лица нотариус, прежде всего, должен потребовать от обратившегося к нему представителя представления учредительных документов этого лица (как правило, достаточно представления устава) и документа, подтверждающего полномочия представителя на обращение к нотариусу для совершения нотариального действия. При ознакомлении с учредительными документами (уставом) юридического лица нотариусу необходимо проверить, соответствуют ли совершаемые действия закрепленной в указанных документах компетенции. Необходимо также учитывать, что нередко от имени юридического лица к нотариусу обращаются представители филиалов или иных обособленных подразделений этого лица, по законодательству РФ действующие в соответствии с положениями, утвержденными этими лицами, и не имеющие правового статуса самостоятельного юридического лица. Поэтому филиалы и подразделения не вправе обращаться для совершения нотариальных действий в отношении самого юридического лица, если такими полномочиями не наделены возглавляющие их руководители в соответствии с положением о филиале или подразделении или на основании доверенности, выданной от имени юридического лица.
  Полномочия представителя юридического лица подтверждаются выданной на его имя доверенностью, в которой указываются их полномочия по совершаемой сделке. Нотариусы не требуют доверенности на совершение сделки от руководителей юридических лиц, которым учредительными документами (уставом) предоставлено право заключать сделки, об удостоверении которых эти лица обращаются к нотариусу. В этих случаях потребуется лишь документ, удостоверяющий их должностное положение (например, протокол собрания учредителей или выписку из него о назначении этих лиц руководителями юридических лиц). Если юридическое лицо управляется выборным коллегиальным органом, от руководителя этого органа должен быть истребован документ об избрании должностных лиц и о распределении между ними обязанностей.
 
  5. Порядок подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов. При удостоверении сделок и совершении некоторых иных нотариальных действий (например, при свидетельствовании подлинности подписей на документах) проверяется подлинность подписей участников сделок и других лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий.
  Нотариально удостоверяемые сделки, а также заявления и иные документы подписываются в присутствии нотариуса. Если сделка, заявление или иной документ подписаны в отсутствие нотариуса, подписавшийся должен лично подтвердить, что документ подписан им. Существует несколько правил подписи нотариальных документов, которые классифицируются по субъекту, обращающемуся для совершения нотариальных действий:
  если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может собственноручно расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии нотариуса сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся для совершения нотариального действия;
  если гражданин, обратившийся для совершения нотариального действия, неграмотный или слепой, нотариус, кроме того, прочитывает ему текст документа, о чем на документе делает отметку;
  если обратившийся для совершения нотариального действия глухой, немой или глухонемой гражданин неграмотен, то при совершении нотариального действия обязательно должно присутствовать грамотное лицо, которое может объясниться с ним и удостоверить своей подписью, что содержание сделки, заявления или иного документа соответствует воле участвующего в ней глухого, немого или глухонемого.
  В случае, если в делах нотариальной конторы имеются сведения о проверке полномочий должностных лиц юридических лиц, образец их подписи, полученный при личном обращении, и подлинность их подписи не вызывает сомнений, нотариус может не требовать личной явки этих должностных лиц.
 
  6. Требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий. Как уже было отмечено выше, если для совершения нотариального действия обратившееся лицо не представило необходимых документов, нотариус, вправе отложить совершение действия и истребовать от лиц недостающих документов, которые должны быть ему предоставлены в указанный им срок. Существуют особые требования, предъявляемые к оформлению документов, представляемых нотариусу и удостоверяемых им. В соответствии со ст. 45, Основ нотариусы не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом. Приписки и поправки должны быть оговорены и подтверждены подписью участников сделки и других лиц, подписавших сделку, заявление и т.п., а также в конце удостоверительной надписи подписью нотариуса и оттиском его печати, при этом исправления должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном тексте. Исправления, сделанные в тексте документа, который не подписывается сторонами, в конце удостоверительной надписи оговариваются только нотариусом и подтверждаются его подписью и оттиском его печати. Незаполненные до конца строки и другие свободные места на документах прочеркиваются, за исключением документов, предназначенных для действия за границей, в которых прочерки не допускаются2.
  Текст нотариально удостоверяемых сделок должен быть написан ясно и четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц - без сокращений с указанием адресов их органов (в необходимых случаях - также номера текущего (расчетного) счета и отделения банка). Фамилии, имена и отчества граждан должны быть написаны полностью с указанием места их жительства, а при удостоверении сделок от имени иностранных граждан также указывается и их гражданство. Если документ, подлежащий удостоверению или засвидетельствованию, изложен неправильно или неграмотно, нотариус предлагает обратившемуся лицу исправить его или составить новый. По просьбе обратившегося документ может быть составлен нотариусом.
 
 
 
  2См: Инструктивные указания Министерства юстиции СССР о нотариальном оформлении от имени советских граждан, предприятий, учреждений и организаций документов, предназначенных для действия за границей.
 
  Если представленные документы или удостоверяемые, выдаваемые либо свидетельствуемые документы изложены на двух и более отдельных листах, они должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы, а количество прошнурованных листов соответственно заверено подписью должностного лица и печатью юридического лица, выдавшего документы, или подписью нотариуса с приложением его печати.
 
  7. Совершение удостоверительных надписей и выдача свидетельств. При удостоверении сделок, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой, при удостоверении времени предъявления документов непосредственно на соответствующих документах, нотариусы совершают удостоверительные надписи, содержание которых соответствует "Формам реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах", утвержденным Министерством юстиции СССР 29 декабря 1973 года и продолжающим действовать на территории Российской Федерации. Указанные удостоверительные надписи совершаются за подписью нотариуса и с приложением его печати. Текст удостоверительной надписи может быть отпечатан на пишущей машинке, ясно написан от руки или исполнен при помощи имеющегося у нотариуса штампа с текстом соответствующей надписи. При этом не допускаются подчистки, незаполненные места должны быть прочеркнуты, приписки и иные исправления оговариваются нотариусом по вышеизложенным правилам.
  Если удостоверительная надпись не умещается на соответствующем документе, она может быть продолжена или изложена полностью на прикрепленном к документу листе бумаги. В этом случае листы, на которых изложен текст документа и удостоверительная надпись, прошнуровываются и пронумеровываются, а их количество заверяется подписью нотариуса с приложением его печати. Для изложения удостоверительной надписи или ее продолжения допускается также подклейка листа бумаги с приложением печати, часть оттиска которой должна находиться на подклеенном листе. Однако необходимо учитывать, что не допускаются прикрепление и подклейка листов бумаги по данным правилам для надписи о свидетельствовании верности копии документа.
  В подтверждение права наследования, права собственности, удостоверения фактов нахождения гражданина в живых и в определенном месте, тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, принятия на хранение документов выдаются соответствующие нотариальные свидетельства, содержание которых также соответствует указанным "Формам реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах". При заполнении и оформлении нотариальных свидетельств применяются те же правила, что и при совершении удостоверительных надписей.
 
  8. Ограничения права совершения нотариальных действий. Статьей 47 Основ установлены ограничения права нотариуса совершать нотариальные действия. В соответствии с ее положениями нотариусы не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков). Приведенные ограничения свидетельствуют о том, что они установлены исключительно в целях устранения возможности злоупотребления нотариусами своими полномочиями в случае, когда нотариальные действия затрагивают их личные или имущественные интересы, а также интересы указанных в статье лиц. Нотариальные действия в указанных случаях совершаются любым другим нотариусом, а в случае, когда в соответствии с законодательством РФ нотариальное действие должно быть совершено только в определенном нотариальном округе или у конкретного нотариуса, место совершения нотариального действия определяется в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ. Нотариальные действия, совершенные с нарушением указанных правил, являются недействительными с даты их совершения и не влекут юридически значимых последствий. Допустившие указанные нарушения нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, могут быть привлечены к ответственности соответственно органом юстиции или нотариальной палатой того субъекта федерации, на территории которого действуют нотариусы.
 
  9. Отказ в совершении нотариального действия. Нотариусы, обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности физическими лицами, действующими от своего имени или от имени юридического лица, сообщают об этом для принятия необходимых мер соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям или в прокуратуру.
  Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, нотариус вправе изъять этот документ и направить его на экспертизу. О направлении документа на экспертизу нотариус выносит постановление, в котором указываются: дата вынесения постановления;
  фамилия, инициалы нотариуса, вынесшего постановление, а также наименование государственной нотариальной конторы при вынесении постановления государственным нотариусом; наименование документа и на чье имя он выдан; кем (фамилия, имя, отчество, место жительства) представлен документ для совершения нотариального действия;
  обстоятельства, вызвавшие необходимость направления документа на экспертизу;
  куда (какому экспертному учреждению) направляется документ для производства экспертизы;
  вопросы, по которым требуется заключение эксперта. В соответствии со ст. 48 Основ нотариусы отказывают в совершении нотариального действия, если:
  совершение такого действия противоречит закону, в том числе с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности;
  действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратилось недееспособное лицо либо представитель физического или юридического лица, не имеющий необходимых полномочий;
  сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его учредительных документах; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства (в том числе, содержат сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию физических или юридических лиц).
  Нотариусы, по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должны изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия. В постановлении об отказе должны быть указаны:
  дата вынесения постановления;
  фамилия, инициалы нотариуса, вынесшего постановление, а также наименование государственной нотариальной конторы при вынесении постановления государственным нотариусом;
  фамилия, имя, отчество гражданина, обратившегося для совершения нотариального действия, место его жительства (наименование и адрес юридического лица при обращении к нотариусу его представителя);
  о совершении какого нотариального действия просил обратившийся;
  мотивы, по которым отказано в совершении нотариального действия (со ссылкой на законодательство РФ); порядок и сроки обжалования отказа.
 
  10. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении. Статьей 49 Основ установлено право заинтересованного лица, считающего неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, подать об этом жалобу в суд общей юрисдикции по месту нахождения государственной нотариальной конторы либо нотариуса, занимающегося частной практикой. Данные положения соответствуют конституционному праву участников рассматриваемых правоотношений на судебную защиту и позволяют разрешить возникший спор в судебном порядке согласно законодательству РФ в интересах тех лиц, чьи права и законные интересы были нарушены неправильно совершенным нотариальным действием или неправомерным отказом в совершении нотариального действия. При этом, под заинтересованными лицами следует понимать как лиц, в отношении которых должны были быть совершены нотариальные действия, так и лиц, принимавших непосредственное участие в совершении этих действий. Кроме того, заявления с данными жалобами могут быть поданы в суд прокурором в соответствии с ч.1 ст. 41 ГПК РСФСР и положениями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года.
  Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении согласно действующему процессуальному законодательству РФ разрешаются в порядке особого производства, регулируемого положениями главы 32 ГПК РСФСР, и не являются спорами о материальном праве. В случае же возникновения между заинтересованными лицами спора о праве, который основан на совершенном нотариальном действии, такой спор рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом (если стороной в споре выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) в порядке искового производства в соответствии с положениями ГПК РСФСР или АПК РФ. По вопросу судебного контроля за деятельностью нотариусов Пленумом Верховного Суда РФ было принято постановление "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (от 17.03.81 г. № 1, действующее в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 10)3.
  Как отмечается в Постановлении, суды в основном правильно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, рассматривают дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении. Однако обобщение судебной практики показывает:
  в некоторых случаях судьи испытывают затруднения в разграничении особого и искового производства по этим делам, в связи, с чем имеют место факты рассмотрения в особом производстве жалоб на нотариальные действия либо на отказ в их совершении при фактическом наличии между обратившимися в суд заинтересованными лицами и нотариусом спора о праве гражданском, подведомственного суду общей юрисдикции;
  не всегда еще строго соблюдаются нормы гражданского процессуального законодательства, регулирующие порядок рассмотрения таких жалоб;
  не по всем делам там, где это необходимо, суды реагируют на нарушения, допускаемые государственными и частнопрактикующими нотариусами, должностными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий;
  имеются случаи необоснованного отказа в удовлетворении жалоб граждан.
  Принимая во внимание, что правильное рассмотрение судами дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении направлено на охрану прав и интересов граждан и юридических лиц, которые могут возникнуть из нотариально удостоверяемых договоров, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей, других нотариальных действий, рассмотрим подробнее содержание ст. 33 Основ с учетом положений ГПК РСФСР и Постановления.
 
 
  3 Далее именуемое "Постановление".
  Дела особого производства в силу ст. 246 ГПК РСФСР рассматриваются по правилам Гражданского процессуального кодекса РСФСР с изменениями и дополнениями, установленными законодательством Российской Федерации. Поэтому при разрешении жалобы на нотариальное действие или отказ в его совершении следует руководствоваться нормами, содержащимися в главе 32 ГПК РСФСР, и общими правилами гражданского судопроизводства, если иное не установлено законом.
  Определяя процессуальный порядок, в котором должно быть, рассмотрено заявление лица, обратившегося в суд с жалобой на нотариальное действие или на отказ в его совершении, следует учитывать, что в особом производстве могут быть рассмотрены жалобы на действия нотариусов, должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, при условии, если у заинтересованных лиц отсутствует спор о праве гражданском, подведомственный суду (ст. 271 ГПК РСФСР). Поэтому заявления лиц, оспаривающих права и обязанности, основанные на совершенном нотариальном действии, рассматриваются судом в порядке искового производства. Поэтому не могут быть рассмотрены в особом производстве, например, жалобы на отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду пропуска срока на его принятие или спора о нем наследников, жалобы, оспаривающие исполнительные надписи на документах о задолженности по банковским кредитам, квартирной плате, коммунальным услугам при наличие спора между должником и взыскателем о размерах платежей и т.п.
  При принятии судом жалобы на нотариальное действие или на отказ в его совершении необходимо выяснить, не имеется ли спора о праве гражданском. Если из жалобы и приобщенных к ней документов усматривается, что такой спор имеется или подведомственный суду спор возникнет при рассмотрении дела, возбужденного по жалобе заинтересованного лица, судья, исходя из требований ст. 24 б ГПК РСФСР, выносит определение об оставлении такой жалобы без рассмотрения, разъяснив заявителю его право обратиться в суд или в арбитражный суд за разрешением возникшего спора. В связи с этим судья не вправе при возникновении спора о праве в процессе судебного разбирательства отменить совершенное нотариальное действие или обязать нотариальный орган его выполнить, то есть разрешить жалобу по существу.
  С жалобой на действия нотариусов и должностных лиц, правомочных совершать нотариальные действия, в соответствии со ст. 271 ГПК РСФСР вправе обратиться в суд лишь заинтересованное лицо. К заинтересованным лицам применительно к этой норме закона могут быть отнесены только граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении. Кроме того, в соответствии со ст. 4 ГПК РСФСР такое дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора. Любое другое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы были или могли быть затронуты нотариальным действием, вправе защищать свое нарушенное право или интерес путем обращения в суд с соответствующим иском.
  Учитывая, что жалоба лица, считающего неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, является основанием для рассмотрения дела в порядке особого производства, то в ней должны быть указаны все необходимые сведения для правильного и своевременного ее разрешения, в частности:
  фамилия, имя, отчество заявителя и адрес его постоянного местожительства;
  фамилия, инициалы нотариуса или должностного лица, выполнившего нотариальное действие либо отказавшегося в его совершении, наименование и местонахождение государственной нотариальной конторы, органа исполнительной власти или адрес местонахождения нотариальной конторы частнопрактикующего нотариуса;
  указание на то, какое нотариальное действие обжалуется или в совершении какого нотариального действия было отказано; обстоятельства, на которых основана жалоба;
  доказательства, подтверждающие изложенные в жалобе обстоятельства;
  сведения о других заинтересованных лицах.
  Принимая жалобу, суд в целях обеспечения своевременного и правильного ее разрешения при подготовке дела к судебному разбирательству уточняет характер возникших правоотношений и закон, которым надлежит руководствоваться, определяет состав лиц, участвующих в деле, и доказательства, которые должны представить заявитель, нотариус (должностное лицо, действие которого обжалуется) и другие лица, участвующие в деле, извещает их о месте и времени судебного заседания. Исходя из характера жалобы и правоотношений сторон, доказательствами, которые предлагается представить заявителю и другим лицам, участвующим в деле, должны быть подлинные нотариально удостоверенные документы:
  договоры, завещания, доверенности и другие письменные доказательства;
  документы, выданные нотариусом (например, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и т.д.);
  документы, подтверждающие бесспорность задолженности или иной обязанности должника перед взыскателем с учиненной на них исполнительной надписью и др.
  В случае отказа в совершении нотариального действия представляются документы, которые, по мнению заявителя, должны быть нотариально удостоверены или засвидетельствованы, а также постановление нотариуса или другого правомочного должностного лица об отказе в совершении нотариального действия. При этом следует иметь в виду, что нотариусы по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, не позднее чем в десятидневный срок обязаны вынести постановление об отказе в совершении нотариального действия с изложением причин отказа и разъяснить порядок его обжалования.
  В силу ст. 271 ГПК РСФСР жалоба на нотариальное действие либо отказ в его совершении подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня; когда заявителю стало известно о совершении или отказе в совершении нотариального действия. Поэтому при рассмотрении жалобы судья выясняет все обстоятельства, связанные с течением указанного срока, в том числе:
  дату совершения нотариального действия или отказа в его совершении;
  дату, когда заявителю стало известно о нотариальном действии, которое он оспаривает, либо об отказе в его совершении;
  по каким причинам заявитель обратился в суд с жалобой по истечении 10-дневного срока, если это имело место.
  Если суд установит, что срок на обжалование нотариального действия (отказа в его совершении) заявителем был пропущен по уважительной причине, он может восстановить этот срок и рассмотреть жалобу по существу.
  В силу ст. 273 ГПК РСФСР при удовлетворении жалобы суд своим решением или отменяет совершенное нотариальное действие, или обязывает его выполнить. В резолютивной части решения, в случае отмены нотариального действия, судья указывает, какое конкретное действие, когда и кем совершенное, отменяется; при удовлетворении жалобы на отказ в выполнении нотариального действия - какое именно нотариальное действие и кем должно быть совершено. Копия решения суда при удовлетворении жалобы направляется в нотариальный орган, где было совершено нотариальное действие или отказано в совершении такового либо по месту работы должностного лица, чьи действия обжалованы.
  Поскольку нотариус (должностное лицо), совершивший нотариальное действие или отказавший в его совершении как лицо, участвующее в деле, обладает всеми процессуальными правами, предусмотренными ст. 30 ГПК РСФСР, он вправе в соответствии со ст. 282 ГПК РСФСР в установленный законом срок обжаловать в кассационном порядке принятое по жалобе решение суда.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Какие виды стадий нотариального производства существуют, и какие действия они включают?
  2.В каких случаях нотариальное действие может быть совершено вне предела помещения нотариальной конторы?
  3.Какова особенность оформления нотариального действия совершенного вне помещения нотариальной конторы?
  4.Каковы основания и сроки отложения и приостановления нотариальных действий?
  5.На основании каких документов нотариусом устанавливается личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия?
  6.Руководствуясь какими нормами, нотариус выясняет дееспособность физического лица и правоспособность юридического лица обратившихся за удостоверением сделок?
  7.Какой порядок удостоверения сделки с участием лица, которое не может расписаться на документе по состоянию здоровья (вследствие инвалидности, слепоты и пр.)?
  8.Какие требования закон предъявляет к документам, представляемым для совершения нотариального действия?
  9.В каких случаях нотариус совершает удостоверение подписи и когда выдает свидетельство?
  10. Какие существуют ограничения права совершения нотариальных действий?
  11.В каких случаях нотариус отказывает в совершении нотариального действия, и каков порядок оформления отказа?
  12.Какой установлен порядок обжалования нотариального действия?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лекция 10.
 
  НОТАРИАЛЬНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
 
  1. Регистрация нотариальных действий. Делопроизводство в нотариальных конторах осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Контроль за нотариальным делопроизводством нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а за делопроизводством нотариусов, занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными палатами.
  Нотариальное производство состоит из нескольких частей:
  1) регистрация нотариальных действий, предполагающая строгое соблюдение порядка ведения реестров для регистрации нотариальных действий;
  2) заполнение нотариальных свидетельств и совершение удостоверительных надписей;
  3) ведение делопроизводства, включающее в себя оформление журналов, нарядов и книг, предусмотренные Инструкцией по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФОР (далее - Инструкция по делопроизводству), утвержденная приказом Министра юстиции РСФСР от 19 августа 1976 г., сохраняющая юридическую силу в настоящее время и применяемая как государственными, так и частнопрактикующими нотариусами.
  Все нотариальные действия, совершаемые нотариусами, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий. Каждому нотариальному действию присваивается отдельный порядковый номер, который указывается на каждом экземпляре оформляемого нотариусом документа и в удостоверительных надписях. Реестры должны быть прошнурованы, а их листы пронумерованы. Количество листов реестров государственных нотариусов должно быть заверено подписью уполномоченного должностного лица соответствующего нотариальному округу органа юстиции субъекта федерации, которая скрепляется печатью этого органа юстиции. Количество листов реестров частнопрактикующих нотариусов заверяется подписями уполномоченного должностного лица нотариальной палаты, членом которой является данный нотариус, и налоговой инспекции, соответствующей месту деятельности нотариуса. Подписи этих лиц скрепляются печатями нотариальной палаты и налоговой инспекции.
  Регистрация нотариусом совершаемых им нотариальных действий является наиболее характерным и существенным признаком, отграничивающим нотариальную деятельность, направленную на обеспечение зашиты прав и законных интересов обращающихся к нотариусу лиц, от деятельности иных правоохранительных органов. Запись нотариального действия в реестре производится нотариусом или иным работником нотариальной конторы в строго хронологическом порядке, после проверки всех необходимых оснований и условий совершения действия и только после того, как удостоверительная надпись или выдаваемый нотариальной конторой документ подписаны нотариусом (не допускается запись в реестре карандашом).
  В нотариальных конторах с разрешения органа юстиции или нотариальной палаты могут вестись несколько реестров. В этом случае каждому реестру присваивается самостоятельный индекс. Номера на документах обозначаются таким образом: № 1-1, № 1-2, № 2-1 и т.д., где первая цифра означает номер индекса, а вторая - порядковый номер записи. Номер индекса каждого реестра сохраняется без изменения в течение года. Если самостоятельные реестры введены для записи определенных видов нотариальных действий, к индексу каждого реестра прибавляется буква, соответствующая наименованию нотариального действия, например: № 1К, № 2К, № ЗИ, №4Н, что означает, первый и второй - реестры для записи свидетельствования верности копий документов, третий - для записи исполнительных надписей, четвертый - для записи выданных свидетельств о праве на наследство и т.д. Номера на документах, записанных в такие реестры, обозначаются следующим образом: № 1К-1, № 1К-2 и т.д.; № 2К-1. № 2К-2 и т.д.; № ЗИ-1, № ЗИ-2 и т.д.; №4Н-1, №4Н-2 и т.д.
 
  2. Документооборот в нотариальном делопроизводстве.
  Типовые формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.
  Структура и порядок заполнения реестра регистрации нотариальных действий. Реестр содержит семь граф. В первой из них указывается порядковый номер нотариального действия с нового года. Нумерация производится в течение календарного года, продолжаясь в каждом следующем реестре. Номер, за которым зарегистрировано нотариальное действие, и дата, указанная во второй графе реестра, должны совпадать с теми, что указываются в документах.
  При оформлении любого нотариального действия устанавливается личность обратившегося, поэтому в третьей графе указываются наименование и место жительства лиц, по просьбе которых совершено нотариальное действие, или их представителей. В случае если за лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, расписались другие, то указываются фамилии, имена, отчества этих граждан, а также переводчиков.
  Прежде чем приступить к удостоверению сделок и ряда других нотариальных действий, нотариус обязан проверить дееспособность граждан, по просьбе которых сделка оформляется. Дееспособность проверяется по документу; удостоверяющему личность. Графа четвертая так и называется: "Документ, удостоверяющий личность явившегося за совершением нотариального действия". В ней указываются все реквизиты документа и год рождения владельца в подтверждение его дееспособности.
  Далее, в графе 5, описывается содержание нотариального действия. Если экземпляр нотариально оформленного документа остается в делах нотариальной конторы, то содержание его в реестре можно не описывать, а кратко указать, например, "Договор купли-продажи квартиры", "Завещание".
  В шестой графе указывается сумма взысканной государственной пошлины или тарифа, размер которого соответствует госпошлине; причем отдельно указывается сумма за совершение нотариальных действий и за составление проектов документов. Если документ или лицо, для которого совершается нотариальное действие, освобождены от уплаты госпошлины или тарифа, в графе 6 должно быть указано: "От уплаты госпошлины освобожден на основании (указывается основание освобождения от уплаты госпошлины)". В таком случае лица, получающие нотариально оформленные документы, указывают в графе семь "Подпись в получении нотариально оформленного документа", что документы получены бесплатно. При получении нотариально оформленных документов лица, по просьбе которых они совершались, расписываются в получении их на руки.
  Реестры должны вестись аккуратно, подчистки и заштриховывание не допускаются. Исправление должно быть оговорено нотариусом. В случае ошибок в нумерации нотариальных действий в реестре составляется акт об этом и приобщается к данному реестру. Все свободные строки в реестре прочеркиваются, оставление пустых мест недопустимо.
  Письмо Министерства юстиции СССР от 14 ноября 1986 г. предусматривает порядок заполнения как реестров для регистрации нотариальных действий, так и нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Свидетельства подготавливаются нотариусами на чистых листах бумаги или на типографских бланках. Содержание свидетельств излагается в соответствии с формами, утвержденными Министерством юстиции СССР.
  В свидетельствах о праве на наследство нотариус обязательно указывает состав наследственного имущества, его оценку; в случаях наследования недвижимости - ее адрес. При наследовании денежных вкладов их сумма не указывается.
  Если наследуется имущество, в отношении которого были приняты меры к охране, то в свидетельстве о праве на наследство может быть сделана ссылка на акт описи, составленный нотариальной конторой, с указанием даты описи и суммы описанного имущества, Если в состав этого имущества входят предметы, право собственности на которые возникает лишь после государственной регистрации, то свидетельства на такие предметы должны быть выданы отдельно или эти предметы должны быть указаны в них отдельными пунктами.
  Если наследование осуществляется по завещанию несколькими наследниками, причем каждый наследует конкретное имущество, то в свидетельстве о праве на наследство должно быть указано имущество, завешанное каждому; и его оценка.
  Следует отметить, что современная нотариальная практика отказалась от выдачи одного свидетельства о праве на наследство всем наследникам независимо от того, наследуют ли они по завещанию конкретное имущество, или по закону или по завещанию в долях. Такое свидетельство является правоустанавливающим документом, и в жизни нередко возникают сложности из-за того, что единственный документ, устанавливающий право собственности многих, находится у одного из собственников. В настоящее время нотариусы выдают каждому наследнику свидетельство о праве на наследство отдельно на каждое имущество, на причитающуюся ему долю или вид имущества.
  Особым требованиям должны отвечать свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество - дом, квартиру; дачу; земельный участок и автотранспортные средства. В тексте свидетельства необходимо указать размер дома, квартиры, дачи, земельного участка; полезную и жилую площадь, если речь идет о жилище; хозяйственные и бытовые надворные постройки; адрес; документ, на основании которого данное имущество принадлежит наследодателю; данные об оценке по справке бюро технической инвентаризации с указанием всех ее реквизитов. Кроме того, обязательно указание на то, что свидетельство подлежит регистрации в регистрирующем органе по месту нахождения наследуемого имущества.
  Содержание свидетельств о праве на наследство не может быть неизменным и зависит от обстоятельств конкретного наследственного дела.
  Если на имущество наследодателя выдается и свидетельство о праве собственности пережившему супругу, то в свидетельстве о праве на наследство делается отметка об этом с указанием доли имущества, на которое выдано свидетельство о собственности, и наоборот.
  выдаче свидетельств о праве собственности обоим супругам в свидетельстве указывается доля каждого из них; если же свидетельство выдается одному из супругов, то указывается, что право собственности принадлежит такому-то супругу в 1/2 доле.
  При выдаче свидетельств об удостоверении фактов нужно учитывать некоторые особенности, если удостоверение фактов происходило не в помещении нотариальной конторы. В таких случаях необходимо указывать, по какому точному адресу нотариус удостоверился в этом лично. В обязательном порядке следует указывать наименование и адрес лечебного учреждения в нотариально удостоверяемых документах, если они оформлялись там.
  Важно отразить в свидетельстве тот факт, что несовершеннолетний гражданин явился в сопровождении отца или матери. В случае если несовершеннолетний пришел в нотариальную контору в сопровождении опекуна или попечителя, то вместо слов "отцом (матерью)" указывается; "опекуном (попечителем)". В свидетельстве должно быть указано, что личность граждан установлена, факт назначения гражданина Н, опекуном (попечителем) проверен.
  Принимая на хранение документы, нотариус составляет их опись, которая подписывается гражданином, сдавшим документы на хранение, и нотариусом, Данная опись скрепляется со свидетельством о принятии документов на хранение.
  Свидетельство о передаче заявления может быть изложено на обороте экземпляра поданного заявления. В случаях, когда лицо, подавшее заявление, просит указать содержание полученного на заявление ответа или то, что к назначенному сроку ответа не последовало, то в свидетельстве следует указать: "На заявление через означенную нотариальную контору от"_"___ 199_ г. получен ответ следующего содержания: "___"; или: "Ответ на заявление через означенную нотариальную контору до "_" _____ 199_ г. получен не был".
  Нотариальные документы являются окончательно оформленными после совершения нотариусом удостоверительной надписи и подписания им документа. Только после этого нотариальное действие регистрируется в реестре.
  Текст удостоверительной надписи может быть напечатан на машинке, аккуратно написан от руки, проставлен мастичным штампом. В удостоверительной надписи четко и разборчиво должна быть указана фамилия и инициалы нотариуса, наименование нотариальной конторы; при этом могут использоваться штампы с фамилией нотариуса. Удостоверительная надпись обычно излагается на лицевой стороне документа, но может быть и на оборотной, Если удостоверительная надпись находится на лицевой стороне, то на обратной стороне против нее делается прочерк. Когда удостоверительная надпись излагается на обратной стороне документа, на лицевой его стороне указывается часть наименования населенного пункта, где расположена контора, а на обратной стороне - остальная часть наименования.
  В случае, когда удостоверительная надпись не помещается на документе, она может быть изложена на отдельном листе, прикрепленном к документу. В таком случае листы, на которых изложено содержание документа и удостоверительная надпись, прошнуровываются, число листов заверяется подписью и печатью нотариуса.
  В тексте договоров, доверенностей, завещаний дата их совершения указывается полностью словами, в связи с этим в тексте удостоверительной надписи дата может быть указана сокращенно, например, 1 октября 1997 г.
  Если стороны представили 6 нотариальную контору надлежащим образом оформленный и уже подписанный договор, то в удостоверительной надписи нотариус не указывает, что договор подписан в его присутствии, а вносит такую запись: "Стороны лично подтвердили, что договор подписан ими". Такое требование касается любых документов, подписанных гражданами не в присутствии нотариуса.
  В случае совершения нотариального действия не в помещении нотариальной конторы, а на дому, в лечебном учреждении и т.д. об этом делается отметка как в реестре, так и в удостоверительной надписи с указанием места и точного адреса совершения нотариального действия.
  Если лицо, по просьбе которого совершается нотариальное действие, не может расписаться по болезни или другим причинам, за него расписывается другое лицо; это обязательно должно быть отражено в удостоверительной надписи. В настоящее время все чаще граждане обращаются с просьбой одновременно оформить и перевод нотариального документа. В таком случае в удостоверительной надписи указывается о совершении двух нотариальных действий.
 
  3. Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов. Нотариусы выдают выписки из реестров для регистрации нотариальных действий по письменному заявлению физических или юридических лиц, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, а также по письменному требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания, в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражных судов в связи с разрешаемыми ими спорами. В случае же утраты документов, удостоверенных или выданных нотариусами указанным лицам или органам, им выдаются дубликаты утраченных документов. Нотариусы также выдают дубликаты завещаний, поступивших на хранение от должностных лиц, имеющих право на удостоверение завещаний в соответствии с законодательством РФ.
  Выдача дубликатов документов производится с соблюдением требований российского законодательства о сохранении тайны совершения нотариальных действий. На дубликате, который должен содержать весь текст удостоверенного или выданного документа, совершается удостоверительная надпись по установленной форме1.
  Дубликат завещания может быть выдан завещателю, а после его смерти указанным в завещании наследникам по представлении свидетельства о смерти завещателя. В случае смерти наследников, которые были указаны в завещании, дубликат завещания может быть выдан их наследникам по представлении ими свидетельства о смерти завещателя и умершего наследника, после которого они наследуют, а в необходимых случаях - и документов, подтверждающих родственные отношения наследников с наследодателем (если эти документы не были представлены ранее). По представлении указанных документов наследникам умершего гражданина может быть выдан и дубликат документа, подтверждающего принадлежность наследодателю наследственного имущества.
 
  4. Порядок ведения дел в нотариальной конторе и нотариусом, занимающимся частной практикой. Делопроизводство в государственной нотариальной конторе и у частнопрактикующего нотариуса подчиняется одним и тем же требованиям, закрепленным в Инструкции по делопроизводству. Соответствующая законодательству организация делопроизводства в нотариальных конторах имеет важное значение для надлежащего исполнения всеми нотариусами принятых на себя обязательств.
  Для учета документов и контроля за их исполнением в нотариальной конторе должны вестись следующие книги и журналы:
  а) журнал входящей корреспонденции;
  б) журнал исходящей корреспонденции:
  в) разносная книга для местной корреспонденции;
  г) книга жалоб и предложений;
  д) контрольная картотека или папка.
  За правильную организацию и ведение делопроизводства в государственной нотариальной конторе несет ответственность ее руководитель, а в конторе частнопрактикующего нотариуса - он сам. Частнопрактикующему нотариусу дано право своим распоряжением назначать ответственного, если кроме него есть другие нотариусы или помощник нотариуса, занимающегося частной практикой.
  Служебные документы подготавливаются в соответствии с правилами, установленными Министерством юстиции РФ, а также требованиями сохраняющими силу соответствующими нормативно-правовыми актами РСФСР и СССР. Это касается ведения реестров для регистрации нотариальных действий, оформления нотариальных документов, в том числе и для действия за границей.
  При составлении документов организационно - распорядительного характера следует руководствоваться названной Инструкцией по делопроизводству, а также необходимо соблюдать требования Основных положений Единой государственной системы делопроизводства.
  Так, на любом документе должно быть указано его наименование: приказ, справка, отчет, сведения и т.д.; кроме того, должен быть составлен заголовок, который формулируется составителем и должен быть предельно кратким и точно отражать содержание документа.
  Определенные правила должны быть соблюдены и при написании адреса: кому адресуется документ, наименование учреждения или его структурного подразделения указывается в именительном падеже, а должность и фамилия адресата в дательном; почтовый адрес указывается после названия учреждения. Дата на документе проставляется путем написания числа и года цифрами, а месяца - прописью, например, 20 января 1997 г.; или тремя парами арабских цифр - 20.01.97 г.
 
  1Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах утверждены Министерством юстиции СССР 29 декабря 1973 г.
  Если документ составлен на чистом листе бумаги, а не на бланке, то Дата проставляется слева внизу ниже подписи. В состав подписи входит обозначение должности лица, подписывающего документ, его личная подпись и расшифровка.
  Регистрации подлежат все документы, поступающие в контору и требующие исполнения. Не регистрируются письма в адрес общественных организаций, личная переписка, любые другие документы, не связанные с деятельностью конторы. На всех входящих документах в правом нижнем углу первой страницы проставляется регистрационный штамп. Все документы, подлежащие регистрации, вносятся в Журнал входящей корреспонденции под порядковым номером; этот номер указывается в регистрационном штампе. В журнале обязательно указывается и номер наряда, в котором будет храниться этот документ после его исполнения.
  Важно знать и строго выполнять следующее требование правил делопроизводства. Заявление о принятии наследства, выдаче свидетельств о праве на наследство, об отказе от наследства, об оплате расходов за счет наследственного имущества, претензии кредиторов, извещения о наложении запрещении отчуждения жилых домов, сообщения судебных и следственных органов о наложении арестов на жилые дома обязательно регистрируются в Журнале входящей корреспонденции, если они поступили по почте, а затем передаются нотариусу для исполнения. После этого они подлежат обязательной последующей регистрации в соответствующих книгах и журналах согласно.
  Документ считается исполненным, когда решены все поставленные в нем вопросы и дан если это необходимо, ответ корреспонденту. После исполнения документ подшивается в соответствующий наряд, на нем делается отметка об исполнении, если нет документа, к примеру, ответа, подтверждающего факт исполнения документа. Отметка об исполнении представляет собой краткую справку об исполнении, а также слова "в наряд" или "в дело", где этот документ будет храниться. Такая отметка делается на первой странице первого листа, а если там нет места - на его обороте,
  Все исходящие документы регистрируются в Журнале исходящей корреспонденции. На зарегистрированных в нем документах ставится номер, соответствующий порядковому номеру по Журналу исходящей корреспонденции и номеру наряда (дела), в котором копия этого документа будет храниться. Корреспонденция отправляется по почте или через рассыльного. Рассыльный вручает документ адресату под расписку в Разносной книге.
  Контроль за сроками и качеством исполнения документов осуществляет руководитель государственной нотариальной конторы и нотариус в конторе частнопрактикующего нотариуса.
  Для более четкой организации деятельности нотариальной конторы и удобства делопроизводства в каждой нотариальной конторе составляется номенклатура дел. В каждой конторе составляется своя номенклатура, но ее основой является примерная номенклатура. В номенклатуру дел должны быть включены все наряды (дела), которые ведутся в данной нотариальной конторе, а также реестры, книги, журналы. В конце каждого года номенклатура уточняется и вновь вводится с 1 января следующего года, В номенклатуре должны быть предусмотрены резервные номера на тот случай, если в течение года возникнет необходимость введения нового, не предусмотренного ранее наряда. По окончании года в номенклатуре делается итоговая запись о количестве заведенных нарядов (дел) и их экземпляров.
  Экземпляр номенклатуры дел с итоговой записью является учетным документом для дел временного хранения, в связи, с чем хранится в архиве нотариальной конторы постоянно.
  Все имеющиеся в нотариальной конторе документы после их исполнения формируются в наряды. Документы, поступившие в нотариальную контору и связанные с оформлением наследственных прав, подшиваются в соответствующие наследственные дела. Если наследственное дело в течение года не закончено производством, оно переходит в следующий год под тем же номером и перерегистрации не подлежит. При формировании нарядов учитываются документы одного делопроизводственного (календарного) года. Внутри наряда документы располагаются в хронологическом порядке. Годовые планы и отчеты хранятся в нарядах того года, к которому они относятся по содержанию, независимо от времени их составления. Черновики, проекты, а также документы, не имеющие отношения к нарядам, в них не подшиваются.
 
  5. Хранение дел в нотариальной конторе и нотариусом, занимающимся частной практикой. Учет и хранение документов в нотариальной конторе производится в соответствии с Основными правилами постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР и указаниями о сроках хранения документальных материалов судов, нотариальных контор и других учреждений юстиции.
  Нотариальные документы и документы, на основании которых они совершены, а также реестры и книги учета хранятся в нотариальной конторе в течение десяти лет, а затем сдаются в государственные архивы.
  На дела постоянного хранения составляются описи, которые представляют собой перечень заголовков нарядов (дел) с включением необходимых сведений об их составе и содержании. Одновременно с подготовкой документов для хранения в нотариальной конторе осуществляется отбор документов, подлежащих уничтожению. Отбор документов для уничтожения оформляется актом.
  При отборе документов для постоянного хранения и уничтожения комиссия, создаваемая в нотариальной конторе из трех человек, руководствуется действующими правилами, инструкциями Главного архивного управления, соответствующими указаниями Министерства юстиции. Уничтожение документов производится после того, как описи на дела (наряды) постоянного хранения утверждены архивным учреждением.
  Все документы до сдачи их в архив должны храниться в закрывающихся шкафах, предохраняющих документы от пыли, воздействия солнечного света, и в условиях, обеспечивающих сохранность.
  Изъятие и выдача каких-либо документов из нарядов не разрешается. В исключительных случаях по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами такое изъятие может быть произведено с обязательным оставлением заверенной копии изъятого документа, составлением протокола выемки или запроса суда.
  В случае расторжения договора отчуждения из архива конторы выдается правоустанавливающий документ продавцу (дарителю), имевшийся у него до заключения расторгаемого договора об отчуждении имущества.
  По окончании года в нотариальной конторе производится подготовка дел для архивного хранения: уточняется систематизация документов в нарядах (делах), производится их оформление, дела постоянного и долговременного хранения заключаются в твердую обложку документы перекладываются в хронологическом порядке и прошиваются прочной ниткой в 3-4 прокола. Листы нарядов (дел) нумеруются карандашом в правом верхнем углу каждого листа документа. Если на листах уже была нумерация, но она не совпадает с новой, то прежние номера зачеркиваются простым карандашом, а новые ставятся рядом. В конце каждого наряда производится запись о количестве прошитых и пронумерованных листов с подписью ответственного лица. На обложке наряда должен быть заголовок в соответствии с номенклатурой дел, другие необходимые надписи - о количестве листов, годе образования. Записи должны быть совершены четко, светостойкими чернилами или тушью.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1.В каком порядке, и в каком документе производиться регистрация нотариальных действий?
  2.Каков порядок оформления и ведения реестра регистрации нотариальных действий?
  3.Какие формы документооборота и контроля за его исполнением применяются в нотариальных конторах?
  4.Кто несет ответственность за правильность организации и ведения нотариального производства?
  5.Что включает порядок оформления входящей и исходящей корреспонденции?
  6.В чем сущность оформления номенклатуры дел?
  7.Каков порядок оформления исполненных дел?
  8.Каковы сроки и правила хранения документов в нотариальной конторе?
  9.В каких случаях, каким лицам и при соблюдении каких формальных требований нотариусом может быть выдан дубликат нотариально удостоверенного документа ?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу