<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 УПРАВЛЕНИЕ БЮЖЕТИРОВАНИЕМ ХОЛДИНГА ПОДАКЦИЗНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ 3
 ГЛАВА 1. ХОЛДИНГ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РОССИИ 7
 1.1. ОСОБЕННОСТИ ХОЛДИНГОВОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА 7
 1.2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГА 24
 1.3. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРА ХОЛДИНГА ПОДАКЦИЗНОЙ ОТРАСЛИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ 37
 ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ ХОЛДИНГА ПОДАКЦИЗНОЙ ОТРАСЛИ 61
 2.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ХОЛДИНГА 61
 2.2. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ 71
 2.3. ОБОСНОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 83
 ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ ХОЛДИНГА ПОДАКЦИЗНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 97
 3.1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 97
 3.2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АЛКОГОЛЬНОМ РЫНКЕ СТРАНЫ И СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА В 1998-2002 ГОДАХ 113
 3.3. ПОСТАНОВКА СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ХОЛДИНГЕ ПОДАКЦИЗНОЙ ОТРАСЛИ 128
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 147
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  Проводимые в Российской Федерации рыночные реформы вступили в решающую стадию. Дальнейший их ход всецело связан с деятельностью предприятия - основного хозяйствующего субъекта экономики. Превращение его из объекта централизованного управления и государственного регулирования в полноценного субъект рыночных отношений требует разработки и реализации новых концептуальных подходов к управлению не только на макро- , но и микроэкономическом уровне.
  Общеизвестно, что качественное управление, формирование конкурентоспособных моделей развития предприятия невозможно без полной, достоверной и своевременно полученной информации, в том числе и учетной. Бухгалтерия предприятия традиционно находится на стыке всех информационных потоков, что предопределяет отражение в ее деятельности всего спектра управленческих функций. Современные информационные системы предприятий стран с развитой экономикой - системы управленческого учета - ориентированы, в первую очередь, на повышение оперативности и аналитичности учета. Они обеспечивают мониторинг ключевых параметров бизнеса, осуществляя тесную связь между учетом затрат и результатами, их анализом и принятием управленческих решений в настоящем и будущем.
  В настоящее время очевидна необходимость внедрения системы управленческого учета на отечественных предприятиях. Для этого создается (или были созданы ранее) определенные предпосылки: формирование конкурентной рыночной среды, поэтапно реализуемая Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), применение отдельных элементов управленческого учета в рамках производственного учета.
  Вследствие этого, актуальным становится все, что связано с управленческим учетом; концептуально-теоретические вопросы, практические аспекты функционирования, адаптации к отечественной учетно-аналитической практике, организационные проблемы внедрения всей системы и отдельных ее подсистем, в частности, бюджетирования.
  Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что в отечественной теории и практике до настоящего времени не разработан контрольно-аналитический инструментарий внутрихозяйственного управления, адекватный уровню требований современной рыночной экономики. Применявшаяся в условиях централизованно управляемой экономики система внутрихозяйственного расчета не была в полной мере реализована, в основном, из-за несоответствия целевой установки ее функционирования хозяйственному механизму экономики в целом. При переходе к рынку были отвергнуты основные принципы плановой экономики и связанные с ней инструменты корпоративного управления, что создало определенный "вакуум" в информационных управленческих средствах,
  В условиях экономической нестабильности и обострения конкуренции со стороны внешних и отечественных товаропроизводителей возникает необходимость создания надежных внутрифирменных информационных систем, как условие и средство эффективного менеджмента, обеспечивающего не только выживание предприятия, но и долгосрочный экономический рост. В этой связи актуальными вопросами являются: формирование эффективной контрольно-учетно-аналитической системы организации, способствующей принятию управленческих решений по достижению поставленной цели; разработка экономических показателей, позволяющих стимулировать и оценивать эффективность деятельности менеджеров, структурных подразделений и всего предприятия в целом, идентифицируя их средствами бухгалтерского учета; создание и внедрение финансовых инструментов управления в информационную систему хозяйствующих единиц при децентрализованной организационной структуре (что особенно характерно для современного этапа), взаимоувязывая их деятельность в единую корпоративную информационную систему и нацеливая на единый результат.
  Другой аспект актуальности связан с проблемой стимулирования сокращения величины и стоимости потребляемых ресурсов на всех уровнях управления и сферах деятельности предприятия. В условиях исчерпания хозяйствующими субъектами экстенсивных факторов роста, ограниченности финансовых средств, диктата естественных монополий и проявления кризисных явлений в сфере добычи и переработки природных ресурсов, приобретают особую значимость проблемы их рационального использования. Как показывает практический опыт, у предприятий, как правило, отсутствуют эффективные учетные методы и контрольно-аналитические механизмы, направленные на экономное расходование используемых средств, стимулирующие постоянное снижение уровня их потребления и связанных с этим затрат.
  Радикальные изменения в экономике и появление нового слоя собственников породили проблему взаимоотношений их с управляющими, в частности, контроля, обусловленного частным интересом владельца. Система сбора и обработки бухгалтерской информации для нужд административного аппарата скрыта от внешних пользователей и непрозрачна для собственников. В этой ситуации становятся актуальными вопросы формирования контрольно-аналитического инструментария, позволяющего выстраивать отношения "собственник-управляющий" с использованием финансовых механизмов, объективно оценивающих деятельность управленцев и способствующих достижению поставленных целей в интересах собственников.
  В контексте этих проблем возможны два варианта. Первый предусматривает самостоятельную разработку предприятием оригинального контрольно-учетно-аналитического инструментария, адекватного рыночному механизму хозяйствования и примеры этому уже существуют. Согласно второму, необходимо использовать зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой. Нам представляется более предпочтительным второй вариант из-за своей рациональности и экономичности, что является определяющим критерием при внедрении системы управленческого учета. Это и обусловило научный и практический интерес к бюджетированию, одной из эффективных внутрихозяйственных информационных систем, широко распространенной в практике западных компаниях.
  Бюджетирование, в современном понимании представляет собой информационную систему внутрифирменною управления финансово-хозяйственной деятельности предприятия на базе функционирования центров ответственности. Здесь формируется информация, на основе которой принимаются управленческие решения по эффективной деятельности не только предприятия в целом, но и всех его структурных подразделений и хозяйственных единиц, оценивается деятельность менеджеров всех иерархических уровней, обеспечивается рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и инвестиционных ресурсов. Иными словами, бюджетирование - это контроль, учет и анализ затрат и результатов деятельности организации в разрезе центров ответственности с помощью финансового инструмента - бюджетов.
  Эти факторы предопределили выбор системы бюджетирования в качестве объекта исследования с целью изучения возможностей её освоения и адаптации к отечественной учетно-аналитической практике.
  В качестве объектов исследования использовалась бухгалтерская и статистическая отчетность, учетные регистры бухгалтерского учета предприятий алкогольной промышленности.
  Теоретической и методологической базой данного исследования послужили законодательные и нормативные акты, регламентирующие порядок введения бухгалтерского учета и налогообложения, инструктивные и методические материалы по бухгалтерскому учету, международные бухгалтерские стандарты по учету и отчетности, труды отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и анализа, материалы научно-практических конференций и семинаров, материалы периодической печати и зарубежной стажировки по программе TASIS.
  Практическая значимость работы состоит в том, что использование ее теоретических положений и практическая реализация результатов исследования дают возможность внедрения системы бюджетирования в информационную систему управления предприятием. Рекомендации по внедрению бюджетирования могут быть использованы в практике управленческой деятельности на предприятиях любых организационно-правовых форм различных отраслей экономики.
 
 ГЛАВА 1. ХОЛДИНГ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РОССИИ
 1.1. ОСОБЕННОСТИ ХОЛДИНГОВОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
  Согласно "Временному положению о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества" от 16.10.1992 года под холдинговой компанией понимается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Под "контрольным пакетом акций" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления, в том числе наличие "золотой акции" право "вето".
  "Золотая акция" дает возможность управления компанией совету директоров или правительству. Это одна акция компании, принадлежащая совету директоров или правительству, которая дает ей владельцу право налагать вето на определённые решения, принимаемые собранием акционеров или советом директоров.
  Право "вето" может быть наложено на увеличение или уменьшение уставного капитала, пересмотра Устава компании, ликвидацию или реорганизацию любых его дочерних предприятий, осуществление финансовых вложений в другие юридические лица, а также выбытии или арест имущества компании. Данное право позволяет застраховать компанию от негативного влияния аффилированных лиц.
  В настоящие время идет процесс принятия федерального закона "О холдингах", и согласно проекту этого закона холдинг - это совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами. Холдинги не проходят государственную регистрацию в качестве официальной корпоративной структуры.
  Головной (материнской) компанией называется компания, владеющая акционерным капиталом дочерних фирм и контролирующая их деятельность. В холдинге может сложиться ситуация, когда головная (материнская) компания будет полностью владеть другими участниками (дочерними организациями) данной корпоративной структуры, однако и в этом случае объединение не будет представлять собой единую компанию. Одной отличительной чертой холдинга является тот факт, что участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора)1.
  Дочерними являются предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговых компаний. Это определение самое распространенное и абсолютно абстрактное. Законодательство определяет два различных вида дочерних организаций: " дочернее предприятие ", " дочернее общество".
  Дочерним признается предприятие, созданное другим предприятием - не собственником путем передачи ему своего имущества в полное хозяйственное ведение, т.е. одно предприятие - не собственник создает другое предприятие, передавая ему часть своего имущества в виде залога.
  Зарубежному законодательству неизвестна такая категория, как "дочернее предприятие", это порождение особого характера развития и организации российской экономики. В законе "Об акционерных обществах" не применяется понятие "дочернее предприятие".
  Дочернее общество - акционерное общество, в котором другое акционерное общество имеет 50% плюс одну акцию, т.е. заведомо контрольный пакет, состоящий из обыкновенных акций.
  Таким образом, в соответствии с п. 31 Закона "Об акционерных обществах" и Уставом общества владельцы обыкновенных акций:
 * могут участвовать в управлении дочерним обществом путем участия в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции;
 * имеют право на получение дивидендов;
 * имеют право на получение части имущества в случае ликвидации дочернего общества.
  Согласно проекту ФЗ "О холдингах" холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного из ниже перечисленных обстоятельств:
 * преобладающего участия головной компании, являющейся хозяйственным обществом или хозяйственным товариществом, в капитале других юридических лиц, также являющихся хозяйственными обществами или хозяйственными товариществами, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества - участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания, либо вступления в силу договора о таком праве между участником холдинга и головной компанией. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимается владение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;
 * договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) других юридических лиц - участников холдинга;
 * решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными унитарными предприятиями, а также акционерными обществами с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.
  При преобразовании предприятий в холдинг необходимо понимание целесообразности объединения юридически самостоятельных предприятий в единую организационную систему хозяйствования.
  Главная идея создания холдинга - выработка общей политики решения проблем внешней сферы взаимодействия с предприятиями, ведение всех видов предпринимательской деятельности, содействие промышленной кооперации предприятий-смежников, проведение согласованной инвестиционной политики и оптимизация налогов2.
  И если дочернее общество не закрепляет документально границы экономической самостоятельности и юридический статус (не оговаривает сферы влияния материнской компании на ее текущую деятельность), это приводит к положению неравноправного партнерства и вынуждает их мириться с абсолютным подчинением материнской компании.
  Зарубежная практика и отечественный опыт создания холдингов показали ряд преимуществ использования данного типа хозяйствующих субъектов в определенных условиях функционирования:
  1. Консолидация предприятий в отношении налогов, т.е. между материнской компанией и дочерними обществами заключается договор об отчислениях, вследствие чего прибыль, либо убытки предприятий переводятся непосредственно на холдинговую компанию. Эта операция позволяет холдингу учитывать убытки одного предприятия и прибыли другого для уплаты налогов с оставшейся части прибыли.
  2. Создание новых производственных мощностей в результате объединения капиталов под эгидой холдинговой компании.
  3. "Проникновение" холдинговых компаний в производство и сбыт различных товаров.
  4. Проведение единой политики и осуществление контроля интересов холдинга.
  5. Ускорение процесса диверсификации, осуществление политики компании по освоению и развитию различных направлений ее деятельности.
  6. Участие в капитале других компаний, в том числе компаний конкурентов.
  7. Унификация и стандартизация ведения учета, документооборота, и т.д.
  8. Прямой или косвенный контроль цен, с защитой интересов всего холдинга.
  Можно проанализировать опыт функционирования холдинговых структур в России и выявить преимущества их функционирования.
  Во-первых, считается, что образование холдингов дает выигрыш в виде инвестиций за счет эмиссии ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке. Но эмиссия ценных бумаг предполагает очень сложную и длительную процедуру, и в то же время дорогостоящую. Процесс реализации ценных бумаг связан с большим риском, а также наличием спроса на бумаги данной компании, что в наше время не всегда имеет место.
  Во-вторых, объединение в холдинг позволяет предприятиям холдинга выиграть время для мобилизации собственных внутренних ресурсов за счет обращения денежных суррогатов, или квазиденег, во внутренних расчетах.
  Обращение денежных суррогатов в виде векселей коммерческих банков или собственно предприятий, дает существенную выгоду держателю векселя, так как это позволяет получить "оттяжку" по платежам в бюджеты всех уровней.
  B-третьих, проведение единой производственно-технологической, инвестиционной и сбытовой политики в масштабах всего холдинга, благодаря согласованию с дочерними предприятиями соответствующих программ, скрепленных соглашениями о намерениях или специальными договорными отношениями. Следовательно, недостаточно выработать единую политику, необходимо согласовать ее с другими предприятиями-смежниками, работающими вместе с конкретным холдингом над единой программой.
  B-четвертых, диверсификация деятельности холдинга, создание под определенный товар или услугу новых дочерних компаний, выделение сбытовых, снабженческих и вспомогательных структур, разделение холдинга на бизнес-единицы. Все это создает благоприятные предпосылки для выживания холдинга за счет многопрофильного развития.
  В условиях рыночного развития экономики во всех сферах бизнеса ощущается необходимость постоянного поиска новых направлений вложений полученной прибыли, тем более это важно для цикличных сфер бизнеса, так как необходимо позаботиться о получении стабильного дохода, то есть периоды роста, стабилизации и падения спроса необходимо сбалансировать за счет других направлений деятельности осуществляемых параллельно с основным видом бизнеса3. Так как данная политика предприятий позволяет контролировать не только выпуск полуфабрикатов, но и всю производственную цепочку, вплоть до изготовления конечных продуктов, и норма прибыли у предприятия существенно возрастает, а риск неплатежей существенно уменьшается. Здесь возможны различные схемы диверсификации. Но главное, что перечень предприятий холдинга должен обеспечить комплексный подход к производству и распределению продукции.
  B-пятых, материнская компания получает возможность сосредоточиться на главных направлениях развития (финансовой политике, кадровой работе, планирование и распределение ресурсов), децентрализовать ответственность за решение текущих и второстепенных вопросов, распределить хозяйственные риски между дочерними обществами.
  Данная позиция руководителя позволяет работать компании на долгосрочную перспективу, заниматься поиском новых ринков сбыта, формировать необходимые связи по кооперации и специализации производств, а также анализировать приоритетные направления деятельности и методы достижения поставленных целей. Анализом краткосрочных целей и текущей деятельности занимается средний уровень управления. Таким образом, система делегирования полномочий высшего уровня власти среднему работает с полной отдачей.
  Следует отметить, что в российском законодательстве имеются все необходимые инструменты для эффективного управления предприятиями холдинга. Однако многие из них дают возможность неоднозначного толкования основных законов: налоговые органы читают закон по-своему, предприятия видят в нем свои возможности4.
  Решение этих вопросов зависит от определения приоритетных направлений и проведения внутренней государственной политики в области развития промышленности и финансовой сферы.
  Необходимо понимание важности данного вопроса и со стороны региональных органов власти, в силах которых формирование благоприятной почвы для консолидации предприятий и финансового сектора с целью сохранения и создания новых рабочих мест.
  Успешные меры по стабилизации работы компаний осуществляются исполнительными органами власти регионов. Принимаются областные законы, губернаторские указы и постановления Правительств регионов, которыми определены меры прямой и косвенной поддержки регионального сектора экономики, предоставление правительственных гарантий и налоговых преференций.
  Важно, чтобы при этом не терялся контроль над деятельностью компаний, действующих строго в соответствии с законами. С этой целью следует привлекать профессионалов к оценке результатов деятельности на основе приоритетности их формирования в развитии в данном регионе.
  Эту необходимость диктует нам обстановка, сложившаяся в ходе приватизации государственных предприятий, в результате которой в руки частных структур перешли многие стратегические отрасли промышленности, и процесс этот продолжается и по сей день.
  Цели создания холдингов в России и за рубежом одни и те же: это возможность объединения интересов в решении сложных проблем, оптимизация механизма экономического взаимодействия компаний, налогового планирования, интеграция производств по горизонтали, консолидация (объединение) производственных мощностей, мобилизация инвестиционных потоков.
  Но необходим профессиональный подход к вопросу организации, создания холдингов и особенно четкий контроль при акционировании бывших государственных предприятий, так как при отсутствии такового создается опасная ситуация последующего враждебного поглощения предприятия, принудительной смены владельца и потеря контроля со стороны холдинговой компании5.
  На основе всего вышесказанного можно сформировать мотивирующие аспекты для процесса формирования холдингов в России:
 * ликвидация жёсткой конкуренции;
 * ориентация на цену спроса;
 * экономия затрат в производстве;
 * рациональное управление производством;
 * централизованный контроль качества поставляемого сырья;
 * уменьшение накладных расходов;
 * исключение дублирования функций в управлении, капиталах, текущих затратах и т.д.
  Очевидно, что в тех случаях, когда объединение происходит между двумя и более предприятиями, существуют предпосылки для консолидации их в единое целое, а процесс этот может проходить по различным вариантам, которые представлены на рис. 1.
  Коротко, основные аспекты образования холдинговых компаний можно представить следующим образом:
 * использование эффекта объединения мощностей;
 * увеличение возможностей в формировании капитала;
 * стремление к монополистическому поведению;
 * злоупотребление контрольно-управленческими функциями;
 * поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных;
 * недостаток квалифицированных управленческих кадров.
 
 Рис. 1. Логическая схема формирования холдинговой компании
 
 На основе анализа деятельности холдинговых компаний в России, а также сложившейся институциональной среды их функционирования, можно выделить основные достоинства и недостатки управления холдинга (Таблица 1)6.
  Таблица 1
 Достоинства и недостатки в управлении холдингом
 Достоинства Недостатки 1. Объединение предприятий с целью совместного решения проблем и поиска новых направлений развития 1. Несовершенное законодательство по данной разновидности объединения предприятий 2. Возможность формирования совместного инвестиционного фонда 2. Нет анализа накопленного опыта функционирования холдингов в РФ 3.Диверсификация деятельности компании и расширение рынков сбыта 3. Монополизация производства через контроль рынка
  Подробный анализ существующих схем формирования холдинговых компаний в России позволяет в условиях рыночной конкуренции выработать именно те направления сотрудничества предприятий, которые позволят найти такие формы взаимодействия, чтобы исключить выше перечисленные недостатки и развить достоинства холдинговой схемы функционирования в приемлемых вариантах партнерства.
  Этого можно достичь при условии сокращения инфрастуктуры управления и модернизации производства, через упорядочение взаимоотношений предприятий, работающих в единой технологической цепочке с целью оптимизации затрат и снижения себестоимости производимой ими продукции, а также формирование инвестиций для дальнейшего развития предприятий. Грамотное применение законодательных актов, накопленного положительного опыта в работе холдинговых компаний позволит сформировать приемлемый для всех подход к схеме взаимодействия предприятий холдинга.
  Реализуя "систему участия" в холдинге, можно подчинить формально независимые компании, располагающими капиталами, намного превосходящими капитал самого холдинга. Различают следующие виды холдинга7:
  Чистый холдинг, когда выполняются только финансовые и контрольные функции;
  Смешанный холдинг, который в дополнение к вышеупомянутым функциям самостоятельно участвует в бизнесе (торговля, производство, транспорт, кредитование и т.д.).
  В настоящее время все отечественные холдинги можно разбить на несколько условных групп по определенным признакам, таким как: структура логистики, схема переработки и выпуска продукции и другие. Рассмотрим подробнее данные группы8:
  1. Горизонтальные холдинги - объединение однородных бизнесов (энергетические, сбытовые, телекоммуникационные компании и пр.). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головная (материнская) компания.
  2. Вертикальные холдинги - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт)
  3. Диверсифицированные холдинги - объединение предприятий напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями.
  В настоящее время существует три существенных основания для построения холдингов:
  1. В основе построения лежит вид товара или услуги, то есть предприятия различаются видом производимого товара или оказываемой услуги, а координация их деятельности из центра ориентирована на помощь участникам в реализации продукции на рынках.
  2. В основе построения лежит группа потребителей, на которую ориентировано то или иное предприятие (филиал) группы. Такая модификация используется, как правило, инвестиционными, страховыми, пенсионными и другими финансово-кредитными структурами, в том числе банками.
  3. В основе построения лежит географический фактор, то есть крупная компания открывает свои филиалы на различных территориях. Примером может служить Сбербанк России, имеющий свои подразделения во всех единицах территориального деления экономического пространства государства.
  На основе анализа сложившейся ситуации в российской и мировой экономике можно выделить практические пути, по которым, коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании9.
  А. Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство и т. д.). Это так называемая "горизонтальная интеграция".
  Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Tobacco (BAT) и Rothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции.
  Б. Второй путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая "вертикальная интеграция". Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенными - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии - на 17%, а прибыль возросла на 59%.
  В. Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал "стальной король" Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания МакДональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.
  Г. В мировой практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдингов. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов (рис. 2).
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2. Объединение компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG
 в управляющую компанию Estel NV
  Д. Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.
  При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс 40 млн. долл. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того, 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке (рис. 3).
  Е. Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем "деления" больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.
  Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
 * путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3. Объединение компаний SUN и Interbrew в управляющую
 компанию SUN-Interbrew
 * путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием;
 * путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании;
 * путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-хау (пример - компания "МакДональдс").
  Следует отметить еще один способ образований холдингов (как "сверху", так и "снизу") - объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким-либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по объему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые, и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а "лишние" предприятия вынуждены были "сбросить". Так поступил банк "Менатеп", "Онэксим-банк" и др.
  Образование "снизу" происходило, когда промышленные предприятия для привлечения инвестиций и повышения привлекательности совместно с инвестором (часто с группой инвесторов, которые образуют синдикат) создавали управляющую компанию (рис. 4). Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий и долей инвесторов10.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 4. Создание управляющей компании "снизу"
  Для реализации этой процедуры осуществляется подготовка проспекта эмиссии и его размещение: частное (как в рассмотренном случае) или открытое. В отличие от случая с отдельным предприятием для создания холдинговой структуры практически всегда используется частное размещение. Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.
  На основе анализа существующих схем формирования холдинговых компаний в России и за рубежом можно выделить ряд основных существующих принципов11, применимых для построения холдинговых компаний, рассмотрим их:
  1. Общие принципы:
  Наделение предприятий холдинга необходимыми средствами - материнская компания (собственник предприятий) вкладывает средства в предприятия - наделяет данные предприятия необходимыми основными и оборотными средствами для эффективного их функционирования.
  Назначение руководителей Предприятий - для управления предприятиями холдинга Управляющая компания назначает директоров этих предприятий, на которых возлагается ответственность за эффективность работы этих предприятий.
  Принцип узкой специализации - создание и функционирование предприятий холдинга осуществляется по принципу узкой специализации. Любое нерентабельное предприятие, исходя из неблагоприятной рыночной ситуации, подлежит ликвидации или смене специализации.
  Разработка правил функционирования и контроль за их соблюдением - Управляющая компания разрабатывает правила функционирования для всех предприятий холдинга и осуществляет контроль за соблюдением этих правил.
  Принципы ограниченной самостоятельности предприятий холдинга - в связи с тем, что предприятия холдинга обязаны функционировать в рамках предписанных правил Управляющей компанией, все они имеют ограниченную самостоятельность, но могут иметь ту или иную степень свободы при работе на рынке.
  Принцип максимальной самостоятельности предприятий холдинга - в рамках установленных Управляющей компанией правил предприятия холдинга являются самостоятельными структурами и находятся на хозрасчете, самофинансировании и самоокупаемости. Каждое в отдельности предприятие холдинга не несет ответственности по обязательствам любых других предприятий холдинга, в том числе по обязательствам Управляющей компании.
  Принцип минимальной самостоятельности предприятий холдинга (процессинг) - Управляющая компания холдинга может взять на себя часть функций управления того или иного дочернего предприятия холдинга. Как правило, это коммерческая функция. В данном случае Управляющая компания берет на себя ответственность за снабжение предприятия и сбыт произведенной им продукции. Предприятие при этом работает в режиме процессинга, получая от Управляющей компании сырье и материалы, и передавая ей готовую продукцию. За производственную функцию Управляющая компания оплачивает предприятию его текущие расходы и согласованную с собственником данного предприятия часть прибыли от реализации произведенной продукции (услуг).
  2. Принципы горизонтальных отношений в холдинге:
  Принцип взаимовыгодного сотрудничества - горизонтальные взаимоотношения между предприятиями холдинга должны строиться на принципах взаимовыгодного сотрудничества. В случае нарушения условий сотрудничества одним из предприятий холдинга, находящегося на хозрасчете, что повлекло за собой ущерб для другого предприятия холдинга, последнее должно подать претензию первому. Разрешение споров между предприятиями холдинга производится третейским судом в лице Управляющей компании. Решение третейского суда подлежит обязательному исполнению.
  Принцип свободы выбора партнера- предприятие холдинга, находящееся на хозрасчете, может работать с конкурентами другого предприятия холдинга, если это выгоднее для первого.
  Принцип соблюдения интересов каждого предприятия холдинга - не допускается навязывание любых решений, ущемляющих интересы одного предприятия холдинга, находящегося на хозрасчете, в пользу другого.
  3. Принципы вертикальных отношений в холдинге:
  Стратегическое и оперативное планирование - вопросы стратегического планирования находятся в ведении Управляющей компании холдинга. Вопросы оперативного планирования текущей деятельности предприятий находятся в ведении руководства предприятий холдинга.
  Контроль над соблюдением установленных правил игры - руководитель холдинга (управляющей компании) осуществляет контроль над соблюдением установленных правил игры для предприятий холдинга и уровнем эффективности их функционирования. В случае недобросовестного выполнения своих обязанностей любым из директоров предприятий холдинга, а также в случае систематического невыполнения предприятием плана по доходам и прибыли или в случае убыточного функционирования предприятия, а также в случае нарушения установленных правил функционирования предприятия, руководитель холдинга должен немедленно выносить вопрос о соответствии директора занимаемой должности на Совет директоров Управляющей компании. В случае серьезных нарушений своих обязанностей со стороны директора предприятия и/или при возникновении угрозы существенных убытков руководитель холдинга имеет право самостоятельно на время отстранить директора предприятия от осуществления своих обязанностей до решения Совета директоров. При этом руководитель холдинга должен временно назначить исполняющего обязанности директора предприятия.
  Отчисления на содержание Управляющей компании - каждое предприятие холдинга, находящееся на хозрасчете, должно отчислять определенную сумму на содержание Управляющей компании. Также на эти цели может выплачиваться определенный процент от прибыли данных предприятий.
  Принцип невмешательства в оперативное управление - в связи с тем, что директора предприятий персонально отвечают за эффективность управления предприятием, Управляющая компания не должна вмешиваться в вопросы оперативного управления.
  Открытость предприятия к проверкам со стороны Управляющей компании - в связи с тем, что Управляющая компания не должна вмешиваться в оперативное управление предприятием, она имеет право в любое время проводить любые проверки на предмет выполнения директором, принятых на себя обязательств и соблюдения правил функционирования предприятия, установленных Управляющей компанией. Директор не имеет права препятствовать проведению проверок со стороны Управляющей компании.
  Ограничение полномочий директоров предприятий - директора предприятий холдинга не имеют права самостоятельно без согласования с Управляющей компанией изменять установленные правила функционирования предприятий, заключать сделки и брать ссуды сверх установленных сумм, а также самостоятельно продавать и закладывать имущество предприятия.
  Ограничения на изъятие средств из оборота предприятий - в связи с тем, что директора несут персональную ответственность за функционирование предприятий, находящихся на хозрасчете, Управляющая компания не должна без учета интересов предприятий изымать их средства сверх установленных нормативов отчислений из прибыли, в том числе и на новые проекты. Дополнительное изъятие средств может сказаться на эффективности работы предприятия. Поэтому, в таких случаях, со стороны руководства холдинга не допускается давление на директора. Более того, руководство холдинга не должно снимать директора с должности, если тот не согласен с целесообразностью отвлечения из оборота предприятия дополнительных денежных средств.
  Принцип единоначалия - персонал предприятия подчиняется только директору предприятия. Руководство холдинга не должно давать распоряжения персоналу предприятия через голову директора, соблюдая субординацию.
  Планирование и отчетность. Ответственность за нарушение сроков по отчетам - каждое предприятие холдинга должно своевременно подавать в Управляющую компанию необходимые планы и отчеты. В случае нарушения данных сроков руководители предприятий должны платить неустойку Управляющей компании, размер которой устанавливается единым для всех предприятий холдинга.
  4. Принципы финансовой организации холдинга12:
  Важным условием организационно-структурного развития холдинга является приоритет в защите интересов владельцев уставного капитала, акционеров и партнеров по бизнесу. Для выполнения этого условия при создании предприятий холдинга предлагается использовать основополагающие принципы:
  Принцип диверсификации капитала - распределение акционерного капитала холдинга таким образом, чтобы даже при приобретении блокирующего пакета акций третьим лицом в любом из предприятий холдинга, контроль бизнеса в целом оставался у инициаторов проекта.
  Принцип безусловного финансового подчинения - основан на разделении финансовых потоков и точек образовании прибыли (работы с клиентами). Достигается за счет концентрации функций финансового обслуживание всех предприятий холдинга в одном из его предприятий, которое, в свою очередь, по уставу не может работать с клиентами.
  Принцип достаточности - количество предприятий необходимо и достаточно для решения коммерческих и политических задач холдинга в текущий момент.
  Принцип окупаемости - все предприятия холдинга должны приносить доход. Создание нового предприятия холдинга должно быть экономически обосновано. Убыточные предприятия должны ликвидироваться. Планово убыточные (благотворительные) направления деятельности должны быть представлены в качестве структурных подразделений предприятий холдинга и существовать за счет их прибыли, либо за счет целевого финансирования по бюджетному принципу другими предприятиями холдинга.
  Принцип исключения дублирования - из организационной структуры каждого предприятия холдинга, по возможности, исключаются любые подразделения, функцию которых может выполнить другое предприятие холдинга на договорных условиях.
  Комплексная реализация указанных принципов позволяет холдингам избежать избыточного дублирования, а также повысить экономический эффект своей деятельности.
 1.2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГА
  В современный период в условиях усиливающейся конкуренции на первое место выходит управление эффективностью функционирования разнообразных форм объединения предприятий не как простой суммы отдельных промышленных предприятий, а как единой, действующей в тесной взаимосвязи системы.
  Управлять крупнейшими из образовавшихся за последние годы группами сложно сразу по пяти причинам13:
 * во-первых, из-за масштаба;
 * во-вторых, ввиду разнородности объектов управления;
 * в-третьих, в силу несвязанности этих объектов между собой;
 * в-четвертых, отсутствует централизованный механизм финансирования такой группы, а значительная часть этих объектов сохраняет менталитет получения дешевых государственных денег;
 * в-пятых, внутри группы не существует единых стандартов управления, которым нужно еще научить управляющих.
  Эффективное управление организацией со стороны собственника возможно при наличии у последнего контрольной доли капитала. Чем больше объем средств, необходимых для приобретения контрольного пакета, тем больше риск инвестора.
  Организации типа "холдинг" относятся к наиболее сложным, но часто используемым структурам управления. В связи с этим актуальной задачей в настоящее время является разработка методов оценки эффективности структуры собственности и управления организацией такого типа. Практическое решение этой задачи позволяет минимизировать вклад инвестора и в то же время обеспечить наличие контрольной доли собственности, необходимой для управления организацией и ее активами.
  Для того чтобы управлять эффективностью, по нашему мнению, необходимо четко определить, что такое эффективность именно холдинга, а также уметь измерять значение эффективности функционирования. Для измерения эффективности функционирования холдинга необходимо определить эффективности входящих в него предприятий.
  Экономическая эффективность характеризуется относительной величиной, представляющей соотношение экономического эффекта и авансированных затрат или экономического эффекта и текущих затрат14. Авансированные затраты показывают, чем располагала та или иная производственная единица в каждом данном периоде. Текущие затраты выражаются в виде накопленных итогов (затраты рабочего времени, затраты материалов и т. д.).
  Общий экономический эффект может представлять результат производственной или всей хозяйственной деятельности. Общий экономический эффект характеризуется абсолютной величиной, причем как продукция - величиной положительной, а как прибыль - может быть и отрицательной (убытки)15.
  Для оценки эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия применяется ресурсный показатель - общая рентабельность предприятия. В качестве полученного результата примем сумму чистой прибыли (П) предприятия за исследуемый период, а за затраты - все вложения предприятия за исследуемый период, то есть его активы (ВА).
  Таким образом эффективность деятельности предприятия можно измерить по следующей формуле:
  . (1) Для предприятий, входящих в холдинг, необходимо измерить интегральную эффективность, так как это основной интегральный показатель, позволяющий оценить - соответствуют или нет запланированным значениям объемы производства конечного продукта при использовании всех ресурсов.
  Интегральная эффективность функционирования холдинга показывает, какой интегральный экономический эффект получен технологической цепочкой от использования всех активов холдинга.
  Для определения эффективности деятельности холдинга представим формулу (1) в виде16:
  , (2) где
  ;
  ;
  Пi - чистая прибыль i-го предприятия;
  ВАi - всего активов i-го предприятия;
  n - число предприятий в холдинге.
  Таким образом, интегральная эффективность деятельности холдинга равна частному от деления совокупной чистой прибыли на совокупные активы.
  Сравнивая полученное расчетное значение с плановым, можно сделать вывод о том, насколько предприятия, входящие в холдинг, отклонились от плановых показателей в ту или иную сторону.
  В известной методике оценки инвестиций существует коэффициент, рассчитываемый делением активов на количество обыкновенных акций. Этот показатель является финансовой и бухгалтерской характеристикой и рассчитывается по формуле17:
  , (3) где
  Каа - величина удельных активов, приходящихся на одну обыкновенную акцию;
  Аi - величина активов компании;
  n - количество активов, входящих в структуру компании;
  КА - количество обыкновенных акций.
  Однако, для инвестора важно оценить какой капитал необходим для контроля над активами компании, в которую вкладываются средства. При этом, чем больше соотношение активов и стоимости акций, тем безопаснее инвестиции. Предлагается использовать показатель удельных контролируемых активов, который рассчитывается как отношение величины активов, принадлежащих компании, и стоимости контрольного пакета:
  , (4) где
  Кка - величина удельных активов (приходящихся на одну денежную единицу, вложенную в контрольный пакет компании);
  Аi - величина активов компании;
  ЦКП - стоимость контрольного пакета;
  n - количество активов, входящих в структуру компании.
  Если в формуле (4) в числитель вместо суммы активов подставить значение акционерного капитала, то полученный показатель будет характеризовать относительную величину контрольного пакета. Этот показатель показывает, во сколько раз стоимость контрольного пакета меньше стоимости акционерного капитала:
  , (5) где
  Ккп - относительная величина контрольного пакета;
  АК - стоимость акционерного капитала компании;
  ЦКП - стоимость контрольного пакета компании.
  Цена контрольного пакета определяется по формуле:
  , (6) где
  ЦКП - цена контрольного пакета;
  ЦА - цена акции компании;
  КАкп - количество акций в контрольном пакете компании.
  Предлагаемый показатель относительной величины контрольного пакета можно рассчитывать как на номинальной основе, так и на основе реальной рыночной стоимости акций. Если показатель рассчитывается на номинальной основе, то величина акционерного капитала равняется среднегодовому значению счета капитала согласно бухгалтерскому балансу, а цена акции равняется номинальному значению. Чтобы рассчитать данный показатель на реальной рыночной основе, необходимо знать цену акции на фондовой бирже или определить ее с помощью аналитических методов (для компаний, чьи акции не котируются на фондовой бирже). В этом случае величина акционерного капитала определяется по формуле18:
  , (7) где
  АК - стоимость акционерного капитала компании;
  ЦА - цена акции компании;
  КА - количество обыкновенных акций компании.
  Если правую часть формул (6) и (7) подставить в формулу (5), то она примет следующий вид:
  , (8)
  где
  КА - количество обыкновенных акций компании;
  КАкп - количество обыкновенных акций в контрольном пакете.
  Таким образом, индекс Ккп можно рассчитывать также в натуральном выражении: общее количество обыкновенных акций, деленное на количество акций, составляющих контрольный пакет.
  Более привычный показатель, характеризующий контрольный пакет акций, рассчитывается как доля контрольного пакета в акционерном капитале по формуле (9):
  , (9) где
  Iкп - относительная величина контрольного пакета;
  ЦКП - стоимость контрольного пакета акций компании;
  АК - цена акционерного капитала компании.
  Iкп рассчитывается как на номинальной основе, так и на основе реальной рыночной оценки стоимости акций. Таким образом, индексы Iкп и Ккп связаны зависимостью, представленной формулой (8):
  . (10) В случае, когда контролируемая компания в свою очередь является владельцем контрольной доли собственности другой компании, то величина контролируемых активов возрастает.
  Пакет в размере 51% акций является контрольным в любой ситуации при решении большинства вопросов (за исключением тех, для решения которых необходимо квалифицированное большинство голосов). Однако при соответствующей структуре собственности для контроля над организацией может быть достаточно и меньшей доли уставного капитала. Необходимо рассчитать минимальный пакет акций, достаточный для контроля. С точки зрения собственника, стремящегося к контролю над предприятием, эффект выражается в сокращении средств, необходимых для осуществления контроля. То есть чем меньше, контрольный пакет, тем меньше средств необходимо для приобретения контрольных функций и осуществления контроля. Следовательно, при снижении величины контрольного пакета повышается эффективность использования капитала, структуры собственности и организационной структуры управления в целом. Эффект можно рассчитать как экономию средств в процессе приобретения контроля над организацией по формуле:
  , (11) где
  ЦКП - цена стандартного (51%) контрольного пакета акций;
  ЦКПопт - цена оптимального контрольного пакета.
  Предложенный метод применим как для одной балансовой единицы, так и для компании, включающей несколько балансовых единиц. Когда в организацию входит несколько балансовых единиц (как, например, в холдинг), связанных с помощью структуры собственности, то в качестве показателя, характеризующего структуру управления предлагается использовать следующий: число уровней собственности в структуре компании. Под уровнем понимается принадлежность собственности некоторой организации одному лицу - юридическому или физическому. Эта организация в свою очередь может владеть долей капитала и контролировать другую организацию. Чем больше уровней собственности, тем сложнее организация управления и структура собственности19. Однако, с точки зрения собственника, чем больше уровней в структуре собственности, тем большую собственность он может контролировать с помощью меньших ресурсов, если эта собственность соответствующим образом организована.
  Так, например, если физическое или юридическое лицо - субъект контроля - владеет контрольным пакетом одной организации, которой принадлежит контрольный пакет другой организации, то оказывается, что субъект контроля может контролировать вторую организацию, не являясь непосредственно владельцем ее акций. Однако, можно вести речь об условном владении со стороны субъекта контроля акциями второй компании. Поскольку он является владельцем части капитала первой компании, то ему условно принадлежит часть активов этой компании (в том числе и акции второй компании), пропорциональная его доле в капитале. Следовательно, если субъект контроля владеет 51% акций первой компании (т.е. его доля в акционерном капитале первой компании - Iкп, формула (9) - равна 0,51), которая владеет 51% акций второй компании (доля первой компании в акционерном капитале второй компании Iкп также равна 0,51), то можно сказать, что ему условно принадлежит 26,01% (0,51*0,51*100%) акций второй компании. Следовательно, чем больше уровней в структуре собственности или звеньев (организаций) между субъектом контроля и подконтрольной организацией, тем меньшим капиталом последней необходимо условно владеть для контроля над ней.
  Практическое значение данного тезиса можно проиллюстрировать с помощью понятия "стоимость контроля", Под стоимостью контроля понимается отношение средств, необходимых для приобретения доли акций, дающей право контролировать организации, входящие в холдинг, к суммарной цене акционерного капитала этих организаций. Снижение размера контрольного пакета (контрольной доли в капитале - Iкп , формула (9)) при неизменной стоимости контролируемого капитала позволяет высвободить денежные средства, а, значит, снизить стоимость контроля. Увеличение стоимости контролируемого капитала (увеличение собственного капитала контролируемыми компаниями благодаря капитализации прибыли, приобретение контроля над новыми компаниями через подконтрольные структуры) без дополнительных вложений со стороны субъекта контроля также ведет к снижению для него стоимости контроля20. Таким образом, стоимость контроля можно выразить формулой:
  , (12) где
  ЦКПск - цена контрольного пакета, принадлежащего субъекту контроля;
  ЦСКi - цена собственного капитала (или рыночная цена акционерного капитала) i-той подконтрольной организации, входящей в холдинг.
  Частный эффект (для субъекта контроля по отношению к одной из подконтрольных организаций) от использования структуры управления с несколькими уровнями собственности можно рассчитать как разницу между стоимостью контрольного пакета (в размере 51% акций) подконтрольной организации, входящей в структуру холдинга, и стоимостью акций (капитала) этой организации, условно принадлежащих субъекту контроля21:
 ,
  где
  ЦКПi - стоимость контрольного пакета i-й подконтрольной организации;
  i - порядковый номер организации, i [1; n];
  n - количество организаций в структуре;
  Iкпj - доля контрольного пакета промежуточной организации j-го уровня собственности, j [1; m-1];
  m - число уровней собственности между субъектом контроля и данной подконтрольной организацией.
  ЦКП рассчитывается по формуле:
  , (13) где
  ЦСК - цена собственного капитала компании, рассчитываемая на основе бухгалтерского баланса или рыночной стоимости акций.
  Чем больше уровней собственности в структуре управления, тем больше совокупный эффект для субъекта контроля.

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу