<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Внутренняя информация возникает в самой системе управления, формируется в пределах предприятия, отражает в различные временные интервалы развития объекта управления, его финансово-хозяйственное состояние и содержит сведения о задачах, целях и деятельности производственных единиц и их структурных подразделений, служб управления, о ходе производственного процесса. Характер, объем и степень детализации этой информации также различны. Такая информация, как правило, конфиденциальна и предназначена для потребления внутри самого предприятия.
  В информационной системе предприятия важнейшей является экономическая подсистема, так как в современных условиях решающее значение приобретает экономическая эффективность мероприятий любого характера - технического, технологического, управленческого, организационного и др.
  Экономическую информацию составляют потоки сообщений (данных), характеризующие состояние экономической системы и обеспечивающие управление в соответствии с заданными целями. При определении экономической информации необходимо учитывать ее объективную сущность, связанную с характеристикой экономической системы. Экономическая система конкретного предприятия является частью общей социально-экономической системы.
  Таким образом, экономическая информация - это информация, которая возникает и функционирует в связи с производственно-хозяйственной деятельностью людей, отражая объективные закономерности производственных отношений. Она характеризует процессы и явления экономической жизни, несет новые знания о возникающих проблемных ситуациях, требующих управления, позволяет принимать оптимальные решения по управлению и контролировать их выполнения. 9]
  В свою очередь, экономическая информация в зависимости от функций управления подразделяется на следующие виды: плановую, нормативно-справочную, учетную, аналитическую и отчетную.
  Связь различных элементов в системе экономической информации межу собой и с внешней средой показано на рис. 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 23. Схема связей в системе экономической
 информации предприятия
  Основное содержание плановой информации составляет технико-экономическое и оперативно-производственное планирование. Процесс планирования предполагает наличие производственных заданий, норм и нормативов, смет затрат на производство.
  Нормативно-справочная информация является связующим звеном между остальными видами экономической информации. Состав нормативно-справочной информации определяется типом производства, его технологией и организацией. Эти признаки являются основополагающими в применении методов технико-экономического и оперативно-производственного планирования, учета, методов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности предприятия для вышестоящих органов управления, органов государственной статистики, налоговой инспекции.
  Однако, ведущая роль сохраняется за учетной информацией. Данный приоритет определяется тем, что "..бухгалтерский учет, функционируя и охватывая процессы производства, обращения и распределения продукции, формирует полную информацию о кругообороте средств".
  В процессе управления производственно-хозяйственной деятельностью экономическая информация используется в переработанном виде, удобном для восприятия, оценки ситуации, выработки и принятия управленческого решения. Она требует регистрации, обработки, передачи, хранения, т.е. информационной деятельности людей, осуществляемой с помощью вычислительных машин и средств коммуникации.
  В этом смысле к экономической информации относятся работы в области статистики, подготовки оперативных сведений, проведения экономического анализа и оценки результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, прогнозирования экономического развития и выбора его оптимального варианта. Она охватывает характеристику всех экономических процессов и явлений на предприятии.
  Экономическая информация возникает, существует и перерабатывается в виде экономических показателей, отражающих количественную характеристику экономических процессов и явлений. В этих показателях может быть выражено как количественное, так и содержательное (смысловое) определение информации. С одной стороны, подсчет числа таких определенностей, как показатели, позволяет выявить объем циркулирующей в системе экономической информации, а с другой стороны, показатель - это количественная мера определенных экономических явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием (экономический смысл). Показатель является элементом системы экономической информации.
  Экономическая информация используется человеком для выработки управленческих решений и потому должна выдаваться в форме, доступной и удобной для восприятия. Это в основном различные документы: накладные, ведомости, отчеты, таблицы, графики, в которых информация выражается цифрами, буквами и другими условными знаками. Несмотря на значительное развитие средств вычислительной и организационной техники в подавляющем большинстве случаев первичная экономическая информация фиксируется в письменных первичных документах. В условиях массовых, постоянно повторяющихся событий производственно-хозяйственной жизни (например, подсчет выпущенных изделий, времени полезной работы оборудования и т.п.) возникает возможность автоматического ввода первичных данных на накопители электронно-вычислительных машин. Однако, и в таких условиях нужно периодически получать из ЭВМ документы, отражающие массовые события в доступной для человека форме, которые необходимы как для принятия управленческих решений, так и для периодического оформления и разграничения материальной ответственности по операциям, требующим такого оформления.
  Все это свидетельствует о непреходящем значении первичных, сводных и других документов в системе экономической информации, позволяет рассматривать документ одним из основных способов фиксации и получения экономической информации.
  Система показателей является основным стержнем экономической информации, показывает все ее функциональные подсистемы: планирование, учет, анализ, оперативного регулирования, и сказывается на организации информационных потоков в них. Прежде всего, необходимо обеспечить сопряжение показателей планирования, учета и анализа, единство номенклатуры и методов расчета, равномерности и периодичности, доступности для восприятия. Единство показателей плана и учета - одно из основных условий управления экономическими системами, обеспечивающее регулирование управляемых показателей в процессе отражения обработки связи. Учет создает необходимое разнообразие информации для фактического отражения характеристики экономической системы, более подробную (по сравнению с планом) модель фактического состояния объекта. Он организует процесс наблюдения первичных фактов экономической деятельности, их регистрацию в виде единичных показателей, обобщение (сводку) единичных показателей в множественные, позволяющие использовать информацию учета процессе управления. В то же время в системе учета всегда отсутствует часть данных, необходимых для управления, он должен постоянно перестраиваться в соответствии с нуждами и требованиями управления.
  В определенной мере недостаток информации в учете восполняется за счет экономического анализа. Показателей плана и учета - это только "сырье для экономического анализа, в процессе которого осуществляется осмысливание существенных характеристик показателей в их связи обусловленности с множеством других, выявляются глубинные факторы характер их влияние на исследуемые показатели, возможность и направление управляющих воздействий. Анализ выявляет управленческие проблемы, определяет пути их решения, разрабатывает возможные альтернативы достижения цели с учетом воздействия многочисленных экономических и других факторов.
  Учет и анализ взаимодействуют в информационной системе по схеме диалектического отрицания. В процессе учета отрицается беспорядочная регистрация первичных фактов экономической деятельности, они приводятся в порядок, обобщаются в синтетические показатели, отражающие количественную характеристику конкретных экономических явлений (процессов). В процессе анализа возникает второй виток отрицания, когда выявляется глубинная сущность показателей учета, действие определяющих их факторов и создается информация, необходимая для целенаправленного управления показателей, для обоснованного формирования новых целей, для планового руководства и текущего регулирования. Анализ создает наиболее ценную информацию, обеспечивающую необходимое разнообразие и определяющую выбор управленческого решения. На этом уровне вступает в действие кибернетический принцип выбора решений на основе информации, необходимой и достаточной для того, чтобы решение было оптимальным. В этом еще один фактор расширения числа показателей в системе экономического анализа.
  Следовательно, объективные условия функционирования системы экономической информации отражаются на объеме информации в числе показателей таким образом, что минимальное число показателей обращается в системе планирования, а максимальное - в системе экономического анализа. Система учета, находясь между ними, представляется основой всей информационной системы, так как отражает фактическое состояние управляемой системы и создает необходимые данные для анализа и планирования. Соотношение объемов информации в разных подсистемах (планирования, учета, анализа) можно представить в виде усеченной пирамиды, в основе которой подсистема анализа, а на вершине - планирования.
  Преобразование первичного наблюдения фактов экономической деятельности через системы учета и экономического анализа, получение информации об отклонениях от плановых, нормативных или расчетных данных составляет интегрированный информационный процесс в системе экономической информации, который из минимума первично регистрируемых данных, позволяет получить максимум необходимой информации в наиболее приспособленном для восприятия человеком (субъектом управления) виде.
  Экономической системе характерно бесконечное число факторов, влияющих на состояние, как ее входа, так и выхода. Только воздействуя на эти факторы или учитывая их положительные и отрицательные воздействие, можно регулировать экономические процессы и обеспечивать эффективное функционирование системе. Экономические факторы являются управляющими величинами в экономической системе. Они выступают как переменные характеристики технического, социального, правового, психологического, экономического и иного характера, которые влияют или могут влиять на эффективность экономической системы. Управляя этими переменными, изменяя или перегруппировывая их характеристики, управляют поведением всей экономической системы.
  Оценка поведения экономической системы - запланированная или фактически достигнутая осуществляется на основе обобщающих экономических показателей, которые выступают управленческими величинами.
  Модель факторного управления экономической системой на основе управляемых обобщающих показателей и отражения обратных связей с помощью учета и анализа показано на схеме (рис. 24).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 24. Отражение обратной связи в системе
 экономической информации
 
 
 
  Блок планирования задает цель плановый уровень управляемого показателя, указанный с основными экономическими факторами - управляемыми показателями. Блок учета регистрирует и накапливает данные о формировании управляемого показателя и изменениях некоторых экономических факторов. Большая часть экономических факторов не находят отражения в учете из-за вероятностного или косвенного характера воздействия на экономические процессы, отсутствия показателей, при помощи которых можно их выявить, недостаточности методических средств учета для их отражения.
  Наличие данных о фактическом уровне управляемого показателя еще не создает сигнала обратной связи, хотя и является его необходимым компонентом. Необходима оценка рассмотрения фактического и планового уровня управляемого показателя. Эта оценка формируется в блоке анализа, куда поступают данные из блока планирования и блока учета. Блок анализа
  Формирует и более детальную информацию о характере воздействия на управляемый показатель многих факторов, выявляет возможные альтернативы управленческих решений и передает их в блок оперативного регулирования. В последнем субъекты управления - ответственные работники аппарата управления принимают окончательное решение о воздействии на систему факторов и принимают меры к выполнению принятого решения, издают приказы, отдают распоряжения, контролируют их выполнение.
  Процесс управления возможен только при условии существования канала обратной связи с управляемым объектом. Управленческий цикл может повторятся при постоянном канале информации, через который поступают сигналы об изменениях в объекте наблюдения.
  Анализ и контроль выполняют функцию канала информации, на основе которой управляемая система может принимать решения о корректировке планов, улучшения процесса организации производства.
  Учет, анализ и контроль должны формировать информацию по тем показателям, которые были определены в планах. Тем самым между всеми потоками экономической информации осуществляется неразрывная связь.
  Находясь на пересечении планирования, учета, анализа и контроля внутренние экономические потоки информации связывают воедино все эти функции управления предприятием, образуя интегрированную контрольно-аналитическую подсистему внутренней экономической информации. Такая система не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень.
  Организация с интегрированной контрольно-аналитической информационной системой управления производственной деятельностью предприятия является реализацией механизма саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.
  В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что информационная система управленческого учета представляет собой совокупность организационно-методологических аспектов, и служит не только средством обеспечения, но и объектом управления.
  С началом рыночных преобразований в экономике России большинство предприятий столкнулись с противоречием. Суть его состояла в следующем, хозяйствующие субъекты получили право самостоятельно принимать решения, но не смогли качественно это сделать в силу нехватки средств, недостаточной оперативности и несовершенства методов и средств обработки требуемой информации. В значительной степени эта проблема сохраняет свою остроту и сегодня. Исследования информационных систем предприятий свидетельствует, что 40-50% всей информации является избыточной, и в то же время отсутствует около 50% необходимой информации для управления, а принятие решений часто базируется на интуиции, чем на точности и объективности информации. Следовательно, на внутренние потоки экономической информации должно быть направлено определенное воздействие со стороны субъекта управления в целях структуризации, преобразования, группировки данных по определенным потокам и принципам для удовлетворения запросов руководителей разных уровней управления.
  Таким образом, в контуре информационной системы управления предприятием выделяется внутренняя подсистема экономической информации, где производственная экономическая информация является с одной стороны объектом управления, а с другой, выступает как средство и метод информационного обеспечения системы управления предприятием.
  Являясь системой информационного обслуживания работников управленческих служб предприятия, система внутренней экономической информации выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработки информации. Процесс программирования, планирования, учета, анализа, контроля и регулирования является механизмом регулирования управления в системе экономической информации на уровне предприятия.
 2.2. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ
  Эффективность управления производством обеспечивается качественной информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Такая информация необходима для руководителей разных уровней управления внутри предприятия с целью принятия ими правильных управленческих решений. Содержание экономической информацией определяется целями управления, оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.
  Каждая сложная система, какой является система управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, обладает свойствами делимости и целостности. Делимость означает, что систему можно представить состоящей из отдельно самостоятельных частей - подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система. Возможность выделения подсистем (декомпозиция системы) упрощает ее анализ, разработку, внедрение и эксплуатацию.
  В целях повышения эффективности производственной деятельности предприятия целесообразна декомпозиция системы внутренней экономической информации. Прежде всего, система внутренней экономической информации должна ориентироваться на удовлетворение потребностей аппарата управления предприятия, на внутренних пользователей. С этой целью необходимо усилить контрольно-аналитические функции внутренней информационной системы, организовать ее, исходя из нужд управления. Чтобы решить эту задачу, надо изучить запросы системы управления - кому какая информация потребуется, в какие сроки, в какой форме ее следует поставлять.
  К такой информации, в первых очередь, относятся данные о затратах на производство, себестоимости продукции, работ, услуг.
  При этом потоки внутрипроизводственной экономической информации, чтобы удовлетворять требованиям управления и быть реальным эффективным инструментом управления должны быть организованы в единую систему.
  Основой эффективного функционирования системы правления является качество информированности руководства. При плохой системе информации состояние управления зависит от неизвестных обстоятельств и искаженных данных, а также от субъективных интересов сотрудников предприятия.
  Только осмысленной управление информационным процессом позволяет создать эффективную систему управления и как следствие, повысить эффективность деятельности предприятия. Если информационный процесс не управляем, и система формируется неосознанно, она ориентирована только на нужды сегодняшнего дня. И вместо эффективного информационного инструмента руководство будет иметь отдельные несвязанные информационные участки данных с большими пустыми массивами между ними, где могла бы быть полезная, но несобранная информация. Используя такую фрагментарную неполноценную информацию, многие руководителя стремятся принимать верные решения, часто пытаясь заменить информацию интуицией, но для профессиональной работы необходимо не заменять, и дополнять одно другим.
  Для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятие и принятия оптимальных управленческих решений необходима информация, обладающая следующими качественными параметрами:
 * адресность. Внутрипроизводственная экономическая информация должна предоставляться конкретным адресатам в соответствии с уровнем их подготовленности и иерархии;
 * оперативность. Информация должна предоставляться в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственное решение, в противном случае от малопригодна для целей управления;
 * достаточность. Информация должна предоставляться в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управления решения. В то же время она не должна быть избыточной и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения;
 * аналитичность. Информация, используемая для внутренних управленческих целей, должна содержать данные текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени;
 * гибкость и инициативность. Конкретный блок информации должна отвечать вышеназванным принципам и обеспечивать всю полноту информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями в факторах производства. Кроме того, центрам ответственности должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной информации и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена;
 * релевантность. Информация должна быть существенной для принимаемого управленческого решения;
 * полезность. Информация должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия;
 * достаточная экономичность. Затраты по подготовке внутрифирменной информации не должны превышать экономического эффекта от ее использования.
  Такая информация, специально подготовленная для руководителей разных уровней управления, называется управленческой и выполняет две функции:
 * информационно-образующую (формирование необходимой информации для управления);
 * обоснования управленческих решений (увязка цели управления с факторами и условиями ее реализации).
  На базе различных способов обработки информации и аналитических расчетов в системе управления экономической информацией можно просчитывать различные альтернативные варианты решения одной задачи, выбирать из них оптимальный и приминать эффективное управленческое решение, что в свою очередь, повлияет на повышение эффективности деятельности предприятия в целом.
  На базе управленческой информации решаются:
  1) оперативные задачи.
 * определение точки безубыточности;
 * планирование ассортимента продукции, подлежащей реализации;
 * определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора;
 * отказ или привлечение дополнительных заказов;
 * принятие решений по ценообразованию (имеет для предприятий особое значение в условиях конкурентной борьбы);
  2) задачи перспективного характера, имеющие долгосрочное стратегическое значение:
 * о капиталовложениях;
 * о реструктуризации бизнеса;
 * о целесообразности освоения новых видов продукции.
  Приемы и методы системного оперативного анализа экономической информации позволяют дать правильные рекомендации при решении подобного рода проблем.
  В рыночной экономике трудно переоценить значение формирования информации по отдельным структурным подразделениям предприятия, информации по сегментам бизнеса. На базе информации сегментарной отчетности строится система управленческого контроля предприятия. Данные сегментарной отчетности удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, составлять сегментарную отчетность, анализируя которую можно судить об эффективности функционирования того или иного структурного подразделения организации.
  Кроме того, основываясь на информации сегментарной отчетности, администрация предприятия может принимать различные управленческие решения, например о целесообразности разукрупнения (децентрализации) бизнеса.
  Информация сегментарной отчетности используется для принятия разнообразных управленческих решений. Для многих российских предприятий вопрос выживания сегодня напрямую связан с необходимостью разукрупнения производства. Решение о проведении реструктуризации производства и, в частности, его децентрализации в большинстве случаев (за исключением факторов банкротства) принимается администрацией предприятия самостоятельно. Как и любое другое управленческое решение, оно должно основываться на тщательном изучении и анализе имеющейся экономической информации, сформированной по сегментам бизнеса. Уверенность руководства предприятия в необходимости проведения децентрализации производства должна подкрепляться соответствующими экономическими расчетами.
  При этом будут сравниваться между собой как минимум два альтернативных варианта эффективности функциональной структуры предприятия существующей (базой) и проектируемой (формируемой в результате проведения децентрализации). Такое сопоставление окажется возможным лишь при условии существования на реструктурируемом предприятии системы сегментарной отчетности.
  Наконец, экономическая информация, сформированная по сегментам деятельности структурных подразделений напрямую связана с трансфертным ценообразованием, предполагающим формирование внутренних учетных цен, по которым полуфабрикаты, услуги будут передаваться внутри предприятия от одного структурного подразделения другому. На базе этих цен формируется отчетность сегмента. Другими словами, от степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки качества работы структурного подразделения предпрятия.
  Необходимыми условиями поставки в организации эффективной системы сегментарной отчетности, а следовательно, и управленческого контроля, является определение центров ответственности предприятия формирование децентрализованной организационной структуры предприятия. На основе сегментарной отчетности делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия.
  Решение этих задач осложняется тем, что деятельность одного менеджера может оказывать влияние на деятельность других управляющих. Например, лучшие дилеры по продажам могут столкнуться с трудностями при сбыте некачественных товаров. Полностью исключить такую взаимозависимость невозможно, однако ее воздействие можно минимизировать при тщательном выборе центров ответственности, достоверном информационном обеспечении, установлении объективных критериев оценки деятельности структурных подразделений. К примеру, возложив на начальников цехов ответственность не только за издержки, но и за качество произведенной продукции, можно избежать конфликтов между сбытом и производством.
  Сегментарная отчетность необходима предприятию, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, с ее помощью администрация организации сможет контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. Любое планирование. В том числе и сегментарное, теряет смысл в отсутствии четко налаженного контроля.
  Во-вторых, сегментарная отчетность помогает в работе самим менеджерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, насколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном случае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения и поставленная передним цель окажется нереальной. Таким образом, четко налаженный контроль позволят руководителю цента ответственности принимать обоснованные промежуточные решения и пересматривать цели своего подразделения период планирования. Именно поэтому контроль за результатами деятельности центров ответственности в управленческом учете часто называют обратной связью.
  Любая сегментарная отчетность (в том числе формируемая и по центрам затрат) должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет реализовать на практике принципы управления по отклонениям. Управление по отклонениям позволяет:
 * оперативно выявлять факторы роста прибыли или причины возникновения убытков по каждому подразделению или продукту. Ими могут быть условия производства, ограниченность производственных мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, запасы на складе, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности и т.п.
 * установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения. В рамках затронутой нами проблемы наибольший интерес представляет анализ отклонений, возникающих по отдельным видам продуктов.
  Сегментарная отчетность должна отвечать требованиям пользователей и решать следующие задачи:
  1. Переносится ответственность с абстрактного лица на конкретного управляющего.
  2. Равномерно распределяется ответственность между всеми управляющими различных уровней управления.
  3. Повышается качество внутренней отчетности поскольку управляющий проверяет ее ставя свою подпись.
  4. Растет информированность управления, так как при получении учетных документов выясняются необходимые детали.
  5. Ведется сплошной контроль на горизонтальном уровне при обмене информацией между структурными подразделениями и на вертикальном уровне - при обмене информацией между уровнями управления.
  Таким образом, управление информационными потоками переводят систему экономической информации на качественно новый уровень, и превращает ее в более эффективный инструмент управления, что, несомненно, повлияет на улучшение результатов деятельности предприятия в целом.
  Информация о производственных ресурсах, обеспечивающих целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия, и о хозяйственных процессах и их результатах, составляющих в совокупности производственную деятельность предприятия, является объектом управления.
  Управление внутрипроизводственной экономической информацией предусматривает:
 * формирование архитектуры управленческой информационной системы;
 * стандартизацию информационных новостей;
 * сбор и систематизацию наиболее значимых для принятия управленческих решений данных;
 * разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
 * определение потребности в информации для планирования;
 * консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений.
  Организация управления информационными потоками на предприятии объективно зависит от организационной структуры управления. Информационное обеспечение управленческого контроля реализуется через систему сегментарной отчетности.
  Систему экономической информации по сегментам деятельности предприятия можно определить как систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений организации. Информация о деятельности сегментов (центов отчетности), по своей сути являясь важнейшей составляющей управленческого контроля.
  В современных условиях контрольный аспект информационного обеспечения выдвигается на первый план, все более приобретая и государственный характер, и внутреннюю направленность, связанную поиском и мобилизацией резервов повышения эффективности производства. Экономическая информация, не используемая для контроля, бесцельна, контроль, не основанный на данных информационного управления беспредметен. Система управленческого контроля, основанная на информации сегментарного учета и отчетности, позволяет руководителям всех уровней реализовывать одну из своих управленческих функций - функцию контроля за выполнением принятых решений.
  Основная задача управленческого контроля состоит в обеспечении, согласованности поставленных задач, когда интересы каждого отдельно взятого сотрудника совпадают с интересами всей организации. Для реализации этой цели менеджеры должны соответствующим образом распределить обязанности своих подчиненных и разработать соответствующие критерии оценки их деятельности на основе сегментарной отчетности.
  Управленческий контроль включает ряд правил и процедур, используемых руководителями подразделений для измерения результатов деятельности центров ответственности и определения того, соответствуют ли полученные результаты запланированным показателям, и если нет - для разработки корректировочных мер. Таким образом, осуществляется контроль и регулирование доходов и расходов по отдельным структурным подразделениям (или продуктам) на основе экономического анализа планов и фактических данных сегментарной отчетности.
  Взаимосвязь сегментарного планирования, учета, отчетности с управленческим контролем в организации показано на рис. 25.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 25. Схема информационного обеспечения
 управленческого контроля
  Первым шагом на пути формирования в организации системы управленческого контроля является сегментарное планирование - разработка смет для структурных подразделений. В отсутствии обоснованного плана процесс контроля невозможен. Сегментарное планирование является одной из составляющих системы информационного обеспечения управленческого контроля. В качестве других составляющих выступают сегментарный учет и сегментарная отчетность.
  Информационное обеспечение управленческого контроля - это сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации, используемой руководителями подразделений для планирования и контроля за ходом деятельности вверенных им подразделений, измерения и оценки полученных результатов. Эта информация отличается регулярностью, своевременностью, емкостью, простотой формы и восприятия.
  Информационное обеспечение в системе управленческого контроля предполагает:
 * идентификацию затрат и результатов с деятельностью конкретного структурного подразделения;
 * персонализация учетных документов;
 * составление менеджерами смет на будущее и отчетов о результатах деятельности за отчетный период.
  Система управленческого контроля основана на принципах доверия, контролируемости и наличия у менеджеров соответствующих полномочий и эффективна при выполнении двух основных условий.
 * на предприятии установлены такие критерии оценки деятельности исполнителей, при которых интересы работников совпадают с интересами предприятия;
 * управленческий контроль реализуется через систему сегментарного учета и отчетности, которой доверяют работники организации.
  Следствием управленческого контроля является принятие менеджерами адекватных управленческих решений по функционированию вверенных им структурных подразделений. В частности, это может проявиться в корректировки их планов на будущее. Информация, собранная и обобщенная в системе сегментарного учета, доводится до заинтересованных пользователей в форме сегментарной отчетности.
  Сегментарная отчетность - отчетность, сформированная по отдельным сегментам бизнеса организации. Порядок составления сегментарной отчетности в отечественной экономической литературе практически не разработан.
  Элементы управленческого контроля, основанного на сегментарной отчетности сегодня можно встретить лишь на крупных отечественных предприятиях с высоким уровнем автоматизации учетного процесса и в фирмах, учредителями которых являются иностранные физические и юридические лица. Немногие современные руководители предприятий со 100%-ным российским капиталом видит пользу в постановки системы сегментарной отчетности и контроля, большинство из них считают затраты на организацию такой системы неоправданными.
  Данные сегментарной отчетности позволяют оценивать качество работы всех сегментов бизнеса. Ведь центр отчетности представляет собой часть системы управления предприятиями и, как любая система имеет вход и выход. На входе в центр отчетности - сырье, материалы, полуфабрикаты. В процессе функционирования подразделения потребляет трудовые ресурсы, пользуется услугами сторонних организаций, выполняя заданную ему работу. На выходе из центра ответственности - полуфабрикат, продукция, услуга, которые либо поступают в следующий центр ответственности, либо реализуется на сторону.
  Качество работы центра ответственности в системе управленческого контроля оценивается двумя показателями - результативности и эффективности.
  Результативность - это степень достижения центром ответственности поставленной цели. Как правило, она характеризуется качественными показателями - насколько хорошо выполняет свою работу центр ответственности, в какой мере ему удается добиться желаемых результатов, насколько эти результаты соответствуют целям всего предприятия.
  Под эффективной деятельностью понимается выполнение заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов, либо максимально выполнение объема при заданном размере ресурсов. Таким образом, эффективным будет признан тот центр ответственности, который выпускает больший объем продукции с минимальными затратами. Если результаты деятельности центра ответственности не отвечают интересам предприятия, его деятельность нерезультативна (но может быть при этом эффективна).
  Основной целью составления сегментарной отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.
  Зарубежные первоисточники содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчетности. Их анализ в обобщение управленческий контроль предполагает проведение бесед аналитика управляющими всех уровней.
  Основными характеристиками информации являются ее вид, степень агрегирования, актуальность, форма представления, объем, частота представления, точность, надежность, срочность представления, качество, измеримость и информационные издержки.
  При формировании системы управления экономической информацией следует предварительно обследовать источники, оценить потенциальный объем и содержание, определить требования к структуризации. Исходные данные, поступающие в систему из различных источников, фильтруются. Можно выделить следующие этапы преобразования данных.
 * проверка корректности - внутренней непротиворечивости, безопасности внесения и функционирования системы в целом;
 * приведение к общему формату в соответствии с принципом интегрированности данных и информации;
 * фильтрация и агрегирование (использование механизмов получения взаимосвязанных показателей, (например, по времени час, день, неделя, месяц, квартал, год), по подразделению предприятия и т.д.)
 * исключение дублирования;
 * датировать (обязательное внесение временной метки в соответствии с принципом историчности).
  Управление экономической информацией, отражающей производственно-хозяйственную деятельность предприятия, позволяет решить ряд проблем, возникающих в ходе процесса информационного обеспечения
 * проблема количества, выражается в сложности целенаправленного отбора и агрегирования информации в условиях ее избыточности.
 * проблемы времени: сокращение продолжительности плановых циклов в условиях растущей динамики внешней и внутренней среды требует все более актуальной проблемно-ориентированной информации;
 * проблема качества, затрагивающая адекватность и важность информации для обеспечения высокого качества принимаемых решений;
 * проблема коммуникации, заключается в необходимости рационального распределения информации в рамках организации;
 * проблема эффективности, обусловленная ростом информационных издержек и трудностями определения полезности информации на практике.
  В процессе управления экономическим объектом формируется совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработки управленческих решений, которая называется системой управления экономической информацией. Такую систему невозможно создать за короткое время, потому что процесс накопления информации, а соответственно и опыта требует времени, знаний, необходимых технических средств и квалифицированного персонала. Задача создания системы управления экономической информации организации - это задача стратегическая и решается в рамках стратегического плана развития организации. Важно также, какую стратегию принимает и проводит руководство. Правильно спроектированная и реализованная система информации перестает быть накладными расходами и превращается в стратегическое средство.
  И так, для оптимального информационного взаимодействия требуется рациональное проектирование системы экономической информации и эффективное управление информационными потоками. Функция управления информацией включает в себя систематизированное накопление, хранение, архивацию различных групп данных, поиск и выборку требуемой информации по различным признакам и критериям, периодический просмотр отдельных массивов информации и их реорганизацию.
  Современный уровень информатизации бизнеса предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических субъектов. Таким образом формируется автоматизированная информационная система управления, которая представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных средств и специалистов, предназначенную для обработки экономической информации и принятия управленческих решений.
 2.3. ОБОСНОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
  Система управления экономической информацией производственно-хозяйственной деятельности предприятия базируется на методологиях, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. В отечественной литературе практически не освещены вопросы классификации систем за исключением некоторых аспектов управленческого учета. В то же время создание предприятии системы управленческой информации практически невозможно без правильной классификации процессов и технологий в соответствии с систематикой управленческого учета, что позволит выработать правильную методологию учета затрат, определения результатов деятельности, определения системы управленческой отчетности.
  В основе выбора конкретной методологии системы управления экономической информацией лежат различные аспекты: экономические; юридические; организационные; технико-технологические (рис. 26).
  На их основе формируется собственно управленческий учет, который представляет собой систему организации, сбора и накопления данных, необходимых для решения конкретной управленческой задачи в виде трех взаимосвязанных блоков (подсистем): учета затрат; показателей деятельности; управленческих отчетов (рис 27).
 
 
 Рис. 26. Схема структуры управления экономической информации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 27. Схема генерации системы управления
 экономической информацией
  В соответствии с приведенной схемой можно классифицировать управленческий учет, как по источникам, так и по составным частям. Однако, объединить ту и другую систему классификации может вид производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, на который должна быть наложена система управленческого учета. Причиной, по которой мы выделяем различные виды деятельности, является то, что для каждого из типов хозяйственной деятельности существуют специальные, присущие только им формы управленческой отчетности, управленческих данных и моделей управления, а, следовательно - специализированная форма управленческого учета.
  Под организацией учета производственных затрат понимается, во-первых, система используемых предприятием счетов и, во-вторых, применяемые предприятием подходы к группировке своих затрат.
  На организацию учета производственных затрат оказывает влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, принятая им структура управления, правовая форма и т.п. Принимая учетную политику, предприятие определяет, какие счета включить в рабочий план счетов и какие субсчета необходимо открыть к этим счетам.
  С технической точки зрения управленческий учет можно рассматривать как аналитический учет затрат. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. В управленческом учете классификация весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:
 * расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;
 * принятие управленческого решения и планирование;
 * контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.
  Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат. Цель классификации затрат - выделить из общей массы релевантную часть. Поэтому способ классификации будет зависеть от конкретной цели управления. Следовательно, классификация затрат должна быть увязана со спецификой конкретных задач.
  Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством. Общепринятой классификации методов учета затрат и калькулирования пока не существует. Однако их можно сгруппировать по нескольким признакам, которые можно положить в основу формирования видов систем управленческого учета. Методы группировки (классификации) затрат в учете для целей калькулирования себестоимости тесно взаимосвязаны. С точки зрения комплексного подхода множество целей управления затратами требует множество учетных моделей, то есть речь идет о регулировании бухгалтерского учета для формирования учетной информации, адекватной управленческой задачи.
  Методы учета затрат в калькулировании себестоимости продукции характеризуются многими признаками, которые можно положить в основу их классификации. Один из признаков - полнота включения затрат в себестоимость производства. Выделяют два метода учета: полное включение затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), то есть традиционный учет по полной себестоимости, и неполное, ограниченное включение затрат в себестоимость по какому-либо признаку. Например, по признаку зависимости расходов от объема производства, т.е. система "директ-костинг".
  Ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, но носителям затрат распределяются только переменные издержки. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счет, в калькуляцию не включают и периодически списываются на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы, остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
  Основные идеи этой системы были сформулированы в 1936 г. американским экономистом Д.Ч. Гаррисоном. Начало практического применения "директ-костинг" в США связано с 1953 годом, когда Американская ассоциация бухгалтеров опубликовала описание этого метода.
  На первых этапах практического применения системы "директ-костинг" в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Отсюда и название системы Direct-Costing-System (система учета прямых затрат).
  Позднее "директ-костинг" трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых перемененных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии.
  Таким образом, принципиальное отличие системы "директ-костинг" от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости они участвуют в расчетах. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам - это такой метод учета затрат, при котором постоянные общепроизводственные расходы исключаются из издержек производства.
  Общехозяйственные расходы также исключаются из калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода такие расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции.
  "Директ-костинг" является предметом полемики среди бухгалтеров. Его сторонники утверждают, что постоянные расходы присутствуют независимо от того, загружены мощности предприятия или нет, какая продукция на них выпускается. Они в большей степени содействуют производству, чем участвуют в нем. Поэтому эти расходы не зависят от объема производства и имеют более тесную связь с временным периодом. Следовательно, делают вывод сторонники, постоянные затраты являются периодическими и их следует сразу списывать на реализацию без внесения в себестоимость продукции. Сторонники этой теории не утверждают, что постоянные расходы не важны. Они лишь подчеркивают, что различия в поведении постоянных и переменных издержек являются основными при принятии многих управленческих решений.
  Оппоненты метода учета переменных затрат доказывают, что без постоянных издержек производство не сможет функционировать, а потому в оценке запасов должна участвовать и постоянная компонента производственных затрат. Таким образом, и переменные, и постоянные издержки должны рассматриваться как запасоемкие.
  Важнейшей характеристикой методов учета затрат является оперативность. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических (прошлых, исторических) затрат и учет затрат по системе "стандарт-кост". Система "стандарт-кост" включает в себя разработку норм стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной (нормативной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов (норм).
  Смысл системы "стандарт-кост" заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения Основная задача, которую ставит перед собой данная система - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, жесткое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, зарплаты и всех других расходов, свезенных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80 % означает успешную работу. Превышение нормы означает, что она была установлена ошибочно.
  Нормирование в условиях системы "стандарт-кост" осуществляется в отношении всех затрат, связанных с производством и реализацией продукции. В конечном счете, рассчитывается стандартная (нормативная) себестоимость. Для ее расчета все затраты, связанные с изготовлением продукции, предварительно классифицируются по статьям расходов.
  Расчет стандартной себестоимости имеет определенный алгоритм. Так, все операции, связанные с изготовлением изделия, нумеруются. Определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие. Расходы на повременные работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения операции, на стандартную часовую ставку. Стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной цены на стандартный расход. В качестве стандартных цен, как правило, используются рыночные цены.
  Самостоятельным расчетом является определение ставки распределения косвенных расходов. Как уже отмечалось, наиболее распространенной базой для их распределения между отдельными изделиями являются затраты на основную заработную плату производственных рабочих. Если на предприятии несколько цехов и их трудозатраты приблизительно одинаковы для выпускаемых изделий, то можно избежать сложных вычислений по распределению накладных расходов по цехам, воспользовавшись одной общей (унифицированной) ставкой косвенных расходов. Если структура предприятия сложнее, и оно пользуется цеховыми ставками распределения накладных расходов, то стандартную себестоимость также приходится дифференцировать по цехам.
  Обобщая сказанное, можно назвать три возможных метода включения косвенных расходов в стандартную себестоимость. Они предполагают использование:
  1) ставки распределения на каждый станок цеха;
  2) ставки, установленной для каждого цеха;
  3) общей (унифицированной) ставки.
  Более точные результаты, бесспорно, дает первый метод, являющийся наиболее трудоемким. Им пользуются в тех случаях, когда требуется особая точность в расчетах стандартной себестоимости.
  В условиях системы "стандарт-кост" стандарты рассчитываются не только для производственной себестоимости, но также и для всех прочих факторов, влияющих на доходность, например для объемов продаж, для коммерческих и административных расходов и т.д.
  Одно из основных преимуществ системы "стандарт-кост" состоит в том, что при правильной ее постановке требуется меньший бухгалтерский штат, чем при учете прошлых затрат, ведь в рамках этой системы учет ведется по принципу исключений, т.е. учитываются лишь отклонения от стандартов. Чем стабильнее работает предприятие и чем более стандартизированы производственные процессы, тем менее трудоемким становится учет и калькулирование.
  Если предприятие имеет массовое или крупносерийное производство, спецификации на материалы для всех деталей, использует сдельную оплату труда и стандартизацию всех производственных процессов, то в условиях системы "стандарт-кост" бухгалтерская работа сводится к учету и выявлению незначительных отклонений от стандартов.
  Предприятие, где все производственные операции оплачиваются по сдельной форме, а все материалы отпускаются исключительно по спецификациям наиболее приспособлено для практического применения системы "стандарт-кост". При этом необходимость учета заработной платы основных производственных рабочих утрачивается, поскольку сдельная работа сама по себе уже стандартизирована. Процедура учета затрат и калькулирования в этом случае сводится к следующему:
 * записи отклонений от стандартных цен на поступающие материалы;
 * определению стоимости брака;
 * сопоставлению действительных накладных расходов со стандартными.
  На идеальном предприятии (в отсутствии отклонений) трудозатраты по учету и калькулированию будут близки к нулю.
  Таким образом, можно утверждать, что учет ''исторической'' (ретроспективной) себестоимости на предприятии со сложной и стандартизированной продукцией не может дать такого эффекта, какой достигается при применении системы "стандарт-кост".
  Система учета себестоимости может влиять на повышение доходности предприятия по таким двум направлениям, как:
  1) выявление устранимых потерь (неблагоприятных отклонений) снижающих прибыль предприятия;
  2) предоставление менеджерам точных данных о себестоимости производства, на основании которых отдел сбыта, может планировать объем продаж и устанавливать оптимальные цены;
  В теории отечественного учета существует хорошо разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой "стандарт-кост". Система нормативного учета включает в себя методы разработки и установления норм расхода производственных ресурсов, расчет нормативной себестоимости продукции, систематический учет изменений норм и оперативный учет, и документирование отклонений от норм с указанием их причин и виновников.
  Проблема ее применения на практике до сих пор заключалась в том, что в условиях жестко планировавшейся и централизованно управляемой экономики затратного и государственного ценообразования у предприятий не было реальных стимулов к снижению издержек через управление ими, эффективным средством которого является нормативный учет.
  Наиболее существенные различия между традиционным для отечественного учета нормативным методом и системой "стандарт-кост" представлены в таблице 5.
  Таблица 5
  Основные отличия нормативного метода учета от системы "стандарт-кост"
 
 Область сравнения "Стандарт-кост" Нормативный метод Учет изменений норм Текущий учет изменений норм не ведется Ведется в разрезе причин и инициаторов Учет отклонений от норм прямых расходов Отклонения документируются и относятся на виновных лиц и финансовые результаты Отклонения документируются и относятся на виновных лиц и финансовые результаты Учет отклонений от норм косвенных расходов Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятельности Косвенные расходы относятся на себестоимость в сумме фактически произведенных затрат, отклонения относятся на издержки производства Степень регламентации Нерегламентирован, не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров Регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы
  Варианты веления учета Учет затрат, выпуска продукции и незавершенного производства ведется по стандартной себестоимости. Затраты на производство учитываются по фактическим расходам, выпуск продукции - по нормативным, остаток незавершенного производства - по стандартам с учетом отклонений. Незавершенное производство и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года, в текущем учете выделяются отклонения от норм. Незавершенное производство и выпуск продукции оценивается по нормам на начало года, в текущем учете выявляются отклонения от плана. Все издержки учитываются по текущим нормам.
  Сравнение данных методов позволяет выделить следующие существенные отличия;
  1) В учете по методу "стандарт-кост" расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц или на результаты финансово-хозяйственной деятельности и не включаются в затраты на производство, как при нормативном методе.
  2) В условиях "стандарт-кост" изменение норм в текущем учете не предпола1ается. При нормативном методе это возможно.
  3). Традиционная система нормативного учета не сориентирована на процесс реализации (сосредоточена на производстве), а потому не позволяет обосновывать цены.
  4). При нормативном методе учета в общем объеме отклонений на учтенные приходится 5-10%, на неучтенные - 90-95%. Анализ себестоимости проводится по сконструированным показателям, не подтвержденным данными бухгалтерского учета. Он лишен какого бы то ни было оперативного значения и носит характер последующего исторического обзора. Метод документации затрат и доходов не позволяет детально и оперативно анализировать финансовые результаты.
  В отечественном счетоведении формирование теории нормативного учета обусловили исследования таких ученых как М.К Жебрак; И.А. Басманов, И.И. Поклад. А.Ш. Маргулие, Э.К. Гильде, Я.В. Соколов, В.Ф. Палий, А.С. Норинскнй, Н.Г. Чумаченко и др.
  В системе управления предприятием важная роль принадлежит контролю по центрам ответственности. Соответственно в подсистеме управления себестоимостью продукции - контролю по центрам затрат. Последние, наряду с центрами доходов и центрами инвестиций составляют систему управленческого контроля.
  Контроль как функция менеджмента включает сбор, обработку и анализ информации о фактических результатах деятельности, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин, разработку мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей
  Формирование учетной системы, обеспечивающей проведение управленческого контроля по центрам ответственности, целесообразно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения организации и с точки зрения методологии (процесса).
  Степень детализации центров ответственности зависит от следующих факторов:
 * степень принятого на предприятии разделения ответственности за производство и затраты (организационная схема);
 * размещение операций и процессов;
 * характер операций каждого технологического процесса (выделение стадии, периодов).
  Несмотря на научную разработанность проблемы постановки учета по центрам ответственности, включая центры затрат, данная система управленческого контроля не была востребована предыдущей практикой хозяйствования отечественных предприятий.
  Рассматривая управленческий контроль по отношению к системе учета и калькулирования полной себестоимости, следует отметить, что он может быть организован как встроенный в калькуляционный учет, так и независимо от него. Первая позиция изложена в работах В.Б. Ивашкевича, С.С. Сагубалдина, А. Яруговой и др. Второй - придерживается Я.В. Соколов, Р. Энтони, Дж. Рис и др.
  Комплексный, системный подход требует рассмотреть наряду с организационным аспектом проблему моделирования процесса управленческого контроля в части учета по центрам ответственности. К цементам методологии управленческого учета по данному направлению могут быть отнесены классификационные признаки и группы затрат; содержание и форма отчетной информации по центрам ответственности (затрат); направления анализа по центрам затрат.
  Учет по центрам затрат как подсистема управленческого контроля собирает и обрабатывает не только отчетную информацию об издержках. В данном случае он по целям и содержанию соответствует калькуляционному учету. Особенностью же его является увязка с планированием затрат и анализом возникающих при реализации планов отклонений.
  Методология учета по центрам ответственности создает так же возможности для использования в целях управленческого контроля стандартных затрат. Таким образом, по степени стандартизации в системе учета по центрам ответственности можно выделить: нормативные (стандартные); плановые; фактические затраты. В системе управленческого контроля по центрам ответственности свое целевое назначение имеет так же группировка издержек производства по отношению к объему производства с выделением соответственно этому признаку переменных и постоянных издержек.
  С точки зрения процедуры учет и контроль по центрам затрат предполагает измерение фактических затрат, сравнение их с выбранной базой, анализ отклонений. В качестве базы используются плановые (бюджетные) показатели или стандартная себестоимость (система "стандарт-кост"). Анализ проводится с целью выявления отклонений и причин их возникновения. Практическая реализация управленческого учета служит основой для решения ряда управления предприятием, предусматривающих:
 * мониторинг (оперативный сбор) информации в рамках действующей на предприятии внутренней информационной системы;
 * анализ текущего финансового состояния в сопоставлении с планируемыми характеристиками по выбранной номенклатуре показателей;
 * представление информации для руководства в целях подготовки оперативных и долгосрочных решений;
 * финансовое планирование деятельности предприятия.
  Организация системы управленческого учета предусматривает:
  1) формирование структуры доходов и расходов по уровням представления информации, планирования и анализа показателей деятельности с выделением характеристик для представления руководству на каждом и уровней управления.
  2) классификацию статей доходов и расходов с анализом представления их по существующему состоянию и номенклатуре для определения показателей, обеспечивающих анализ финансовой деятельности и управления;

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу