<< Пред.           стр. 10 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  --------+------¬
  слова ? термины
  --------+------¬
  просто?категории
  Сигнал есть один из видов отражения, используемый живыми существами. Только в таком случае имеет место то, что определено в следующей дефиниции сигнала. "Вкратце сигнал можно определить как физический процесс, распространяющийся в пространстве и во времени, находящийся в изоморфном отношении к структуре предметов и процессов, от которых он исходит, несущий информацию от них и используемый для управления ими" [251.115].
  Отражение выступает в форме сигналов не только в обществе людей. Сигналы ? атрибут (неотъемлемый признак) жизни в любой форме. Они существуют на доорганизменном и надорганизменном уровнях жизни и во всех видах сообществ последнего (например, в муравейниках, улье).
  Изучение сигнальных систем может быть сведено к познанию основных их свойств: материальной основы сигналов, структуры физических процессов сигналов и их жизненного значения.
  Материальная основа сигналов многообразна. Жизнь использует все основные свойства материи для сигнализации: свет, запах, электричество и т.д. Соответственно развиты и чувства (рецепторы). Материальная основа сигналов людей уже всех видов сигналов жизни и определяется органами чувств людей. В то же время, люди научились использовать в качестве сигналов и такие процессы, которые непосредственно не воспринимают их органы чувств (например, использование людьми чувств других форм живых существ). Сигнальные системы в жизни людей многообразны. Их особенности определяются многими факторами. В частности, важно учитывать следующее. Жизнь людей зависит от адекватности отражения мира, имеющего различное значение для людей.
  Визуальные и звуковые сигналы - главные для людей. Из них исходными являются позы, жесты и т.п. На их основе создаются и специальные формы такого выражения идей, например, пляски, танцы [см. 171.685], а в новое время - балет, пантомима. И все такие жестовые системы сигналов имеют самостоятельное значение в жизни людей. Их надо специально системно объяснять. Наука также представляет сигналы, к сожалению, все более напоминающие вавилонское столпотворение ввиду неоднозначного использования терминов.
  Люди отражают соотнесения элементов действительности многообразно. Особое значение для них имеют неиндифферентные последовательности (имеющие для них значение), которые непосредственно определяют их жизнедеятельность. При этом учет их необходим для того, чтобы избежать или минимизировать воздействие вредных последовательностей и оптимизировать полезных.
  Соотнесение элементов
  действительности
  --------+------¬
  непоследовательности ? последовательности
  --------+------¬
  неустойчивые ? устойчивые
  --------+------¬
  индифферентные? неиндифферентные
  --------+------¬
  вредные ? полезные
  Люди отражают действительность посредством следующих сигнальных систем:
  сигнальные системы
  людей
  --------+------¬
  врожденные ? приобретаемые
  (безусловные рефлексы) --------+------¬
  жесткие ? мягкие
  (рефлексы) (психика)
  I сигнальная система II сигнальная система
  Наиболее важные в начальный период жизни устойчивые типы соотнесений элементов мира организм человека учитывает на основе врожденных безусловных рефлексов. Последние представляют жесткую систему организма, позволяющую учитывать ограниченное число необходимых для жизни соотнесений действительности. Вся предшествующая история человечества привела к тому, что каждый нормальный человек обеспечен этим врожденным элементом отражения действительности.
  Для овладения другими важными (особенно в первый период жизни) соотнесениями элементов мира люди располагают таким элементом системы отражения, как условные рефлексы. С помощью условных рефлексов организм человека быстро приучается фиксировать определенные соотнесения мира, накапливать этот опыт и исходить из него в последующей деятельности. Этот элемент отражения позволяет быстро усваивать, а если надо, то и изменять набор соотнесений действительности, из которых должен исходить человек в жизни. Условные рефлексы частично не зависят от воли человека, частично возникают в результате целесообразной деятельности по овладению ими. Условные рефлексы позволяют отражать больший объем соотнесений действительности по сравнению с безусловными рефлексами.
  Число соотнесений среды, на основе которых человек действует, значительно превосходит возможности рефлексов. К тому же, последние не всегда пригодны ? не способны адекватно отразить всех аспектов действительности. Поэтому в дополнение к ним возник и третий элемент системы учета действительности ? сознательное отражение действительности. По мере становления человека сознание выходит на первый план в жизнеобеспечении человека, становится специфической формой отражения людьми действительности. В рамках этого элемента отражения человек осваивает основную массу соотнесений действительности, которые необходимы ему в повседневной жизни. Этот элемент "мягче" по сравнению с условными рефлексами и его возможности больше. Он позволяет учитывать постоянно изменяющиеся соотнесения действительности. Тем самым он позволяет человеку более гибко приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации.
  Знаки. Осознанное психическое отражение - идеальное представление о действительности ? является наиболее развитым элементом человеческого отражения действительности. Формой данного отражения действительности, т.е. сигнала, служит знак.
  Знак ? частная форма сигнала. Знаки ? сигналы в общество людей. "Знак есть сигнал, но лишь функционирующий в обществе, связанный с системой социально выработанных значений" [143.45].
  Знаковая форма сигнальных систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами сигнальных систем. Научное овладение знаковыми системами предполагает познание их свойств ? общих и особенных.
  Многообразие знаковых систем не получило полного раскрытия. Наиболее развитым видом знаков можно считать слова, а также символы и их системы. Они ? особые типы знаковых систем. Их развитие породило языки. "Язык ? форма существования знаний в виде системы знаков" [142.192].
  8.2. Язык в жизни людей
  Прежде всего, следует выявить сущность языка вообще. Ранее и сейчас данным словом называют разные явления. Обособим:
  языки? мышление ? моделирование.
  У этих трех уровней систем знаков отражения свои правила. Предшествующее может существовать без последующего, а последующее не может существовать без предшествующего.
  Языки возникают стихийно и являются средством рассудка. Это - разные формы национальных языков. Их средство - слова. Мышление - не язык, но оно происходит с помощью языка. Средством мышления являются понятия, а не слова. Ранее математику называли обычно языком. На самом же деле это не язык, а форма мышления. Моделирование, обычно называемое искусственными языками, следует считать более сложным явлением. Моделирование является превращенной формой языка и мышления, но не сводится к ним. Средством каждого из них являются различные приемы, способы выражения идей.
  Основой языковых систем служат названия, слова. "Что же такое название? Отличительный знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю представителем предмета ..." [см.: 161. 38. 28]. "Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом" [181.23.110].
  "На "духе" с самого начала лежит проклятие ? быть "отягощенным" материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков ? словом в виде языка. Язык есть практическое, существующее ... действительное сознание" [181.3.29]. Идеи не существуют оторвано от языка.
  Язык имеет важное значение в жизни людей. В то же время, он не единственный вид используемых людьми сигнальных систем. "Язык является материальной оболочкой мысли, формой его реального существования" [3.26].
  "Язык ? это звуковая материальная оболочка мысли" [135.4]. Назначение языка состоит в том, чтобы опосредовать психическое отражение человеком основных соотнесений мира и тем самым обеспечить адекватный действительности учет основных соотнесений окружающей среды. Особое значение язык имеет для наиболее важного вида идеального отражения действительности ? научного. "Вообще невозможна какая бы то ни была наука, если она не является системой ... определенных научных понятий, относящихся к исследуемым ею вещам и явлениям" [220.59].
  И.М. Бахтин считал философию метаязыком всех наук и всех видов познания и сознания [см. 21.384].
  Средством научного отражения действительности выступают различные языки. Язык или языковые системы моделируют явления природы и их соотнесения. Тем самым они обеспечивают учет человеком среды и эффективную в ней деятельность. Языковая форма идеального вообще, в том числе его наивысшей формы ? науки, представляет одну из особенностей данного отражения по сравнению с более простыми элементами отражения человеком действительности.
  Языковая форма идеального ? продукт не биологического, а социального развитая людей. "В свете данных генетики сейчас видно, что конкретные языковые формы биологического не обусловлены. Все люди обладают общей генетической детерминацией мозга к общению символами ? речью, однако какова будет конкретная речь, это целиком определяется воспитанием. Сколько бы тысячелетий предки данного человека ни говорили на определенном языке, например, на китайском, это никак не записывается в генах. Рождающиеся дети не обладают никакими генетически закрепленными способностями к конкретным словам. Язык неразрывно связан с мышлением" [162.3.73].
  Язык ? средство отражения действительности в голове человека. Свойства действительности и мозга определяют закономерности отражения. Познание языковой формы сознания и закономерностей выражения языком действительности в сознании людей предполагает познание закономерностей возникновения и развития языка.
  Языком называют естественные и искусственные, первичные и вторичные сигнальные системы. Язык представляет определенную знаковую систему, в которой и посредством которой человек отражает действительность. Знаковая система является средством идеального отражения. С ее помощью люди не только фиксируют идеальное, но и определенным образом оперируют им, передают друг другу.
  Сущность языковой формы идеального состоит в знаковой, символической определенности данного вида идеального отражения. "Языковой системой обычно называют знаковую систему, предназначенную для выполнения функции обозначения (сигнификативной) и сообщения (коммуникативной)" [223.10]. "Метод знакового моделирования ? построение некоторой языковой системы (модели), отображающей огрубленно, упрощенно, идеализированно" [201.15].
  Язык есть средство сигнально-знаковой формы отражения. Язык ? знаковая система, предназначенная для идеального обозначения действительности и сигнализации.
  Интеллектуальное развитие людей предполагает последовательное прохождение ими ряда стадий: овладение языком, познание мира на основе языка, обучение применению данных знаний в поведении, конструировании новой техники, технологии, организации и в отношениях к другим людям. Данная последовательность показывает очередность решения задач, при одной оговорке ? все предыдущие стадии не проходят единовременно, а имеют место всю жизнь. Иными словами, надо всю жизнь совершенствовать знание родного языка, развивать свою эрудицию и т.п.
  Знаковые системы есть форма выражения мысли. "Знаковая система ? материальная отражательная система, предназначенная для активного использования этой системой информации" [176]. Язык обеспечивает мышление. Уровень интеллекта соответствует степени овладения языком *. Человек учится мыслить с помощью различного рода знаков, внешне выступающих в качестве символов. Чем сложнее объект, тем более сложным типом знаковой системы он может быть адекватно отражен. Соответственно, для понимания соответствующей действительности следует овладеть более сложным языком. "Язык, применяемый для описания анализа объекта, должен соответствовать реальной сложности объекта" [222.5].
  "Зависимость научной теории от ранее выбранного языка (математического аппарата и другого интеллектуального инструментария) является неоспоримым фактом" [141.29]. "Строгость в науке прямо зависит от применяемого языка" [30.7].
  Язык есть форма и средство выражения сознания. Мышление не может быть вне языка. Языковое существование любого идеального, в том числе науки, приводит к тому, что развитие идеального предполагает совершенствование языковой формы. Познание идеального происходит по мере познания людьми языковой формы.
 
  *) "Лингвисты подсчитали, что люди низкой культуры обходятся словарем, едва превышающим тысячу слов. Образованный человек пользуется в своей речи словарем от трех до пяти тысяч слов. Поясним: речь идет не о том, сколько слов пассивно знает и понимает каждый, а о количестве слов, при помощи которых люди выражают свои знания, страсти, переживания, потребности. Ораторы и мыслители, стремящиеся к точности выражения, имеют в запасе до десяти тысяч слов" [9.339].
 
  По Аристотелю - "Если же у слов нет определенных значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с
 другом, а в действительности ? и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно ...".
  Познание идеального происходит по мере познания людьми языковой формы, соответственно, познание науки происходит по мере познания языка науки. Без овладения им невозможно изучить идеальное. Познание языка людьми далеко от совершенства и потребностей развития общественного производства. По оценке социологов, большинство людей (70%) знает точное значение только 30% используемых ими слов. Особенно сложное положение в гуманитарных науках, в которых, как утверждают, 50% слов являются метафорами.
  Первоначальное познание языка происходит не в связи с наукой. "Повседневный язык существует до того, как он изучен, ? в форме языковых навыков" [46.178]. Люди первоначально познают язык без понимания того, что такое язык и что такое наука. И исторически общество возникло с эмпирического формирования и пользования языком, и каждый человек повторяет историю развития человечества.
  На определенном этапе развития языка были сформированы специальные науки о нем. Наука объясняет не только содержание отражаемых предметов, но и одновременно показывает языковую форму. Для отдельных индивидов на определенном этапе их развития также необходимо изучать науки о языке и на этой основе совершенствовать языковую форму своего сознания. Первоначально неосознанное овладение языком служит его последующему осознанию, и на этой основе люди познают науку о науке и саму науку. Прогресс овладения наукой предопределен прогрессом познания языка науки.
  В научном подходе к идеальному необходимо уяснить закономерности идеального отражения действительности и закономерности функционирования самой языковой формы идеального.
  "Язык есть непосредственная действительность мысли. Так же, как философы обособили мышление в самостоятельную силу, так должны были они обособить и язык в некое самостоятельное, особое царство" [181.3. 448-449].
  Изучением состава и закономерностей отражения действительности языковыми системами занято несколько наук. Прогресс осознания всей системы наук и развития их на этой основе во многом зависит от развития новых наук о языке, таких как: семиотика, синтактика, семантика, прагматика. В них отражен фундаментальный уровень языков, рассматривают языки как знаковые системы вообще, абстрагируясь от их специфики. Семиотика ? наука о знаковых системах вообще, синтактика ? наука о передаче знаковых систем (принять сведения), семантика ? наука о содержании знаковых систем (понять принятое), прагматика ? наука о практической ценности знаковых систем (оценить принятое).
  Имеет значение познание языка как символической знаковой сигнализации людей. В таком случае исследуют форму языка. "Характерной чертой формально-логического анализа научных знаний является подход к ним, как существующим реально в виде "внешних структур", т.е. знаковых форм. В литературе обычно выделяют два аспекта анализа знаковых систем, фиксирующих научное значение: 1) со стороны структуры и 2) со стороны значения" [179.23].
  Знаковые системы бывают разных типов. Два основных их типа вытекают из различий глубины отражения действительности. Простейшим типом было вербальное (словесное) отражение действительности, показывающее качественную сторону действительности, т.е. наиболее существенные различия элементов действительности. Соответственно возник и способ такого знакового отражения. В последующем на этой основе зародился более адекватный способ отражения действительности на основе учета менее существенных различий между элементами действительности или, иными словами, количественного аспекта действительности. Основой этому стал вторичный тип знаковых систем - первая форма мышления. Первый, в общем, существует в качестве лингвистического, вербального языка, второй - в качестве математики как формы мышления.
  Систематика языков требует адекватного изучения учебных пособий по филологии, стилистике и т.п. Ее основы заложил Гегель в "Философии духа". Проблема - представить систему языков формализовано кладограммой. Опираясь на его мысли и другую информацию, гипотезу представим так:
  Языки
  ---+---¬
  Первичные вторичные
  ---+---¬
  Мнемоника музыка
 Конкретизируем первичные (естественные) языки:
  Языки
  ---+---¬
  зрительные - звуковые
  ---+---¬
  речь письменные
  ---+---¬
  Графические знаковые
  ---+---¬
  Буквенные цифровые
  Звуковые языки (речь) может быть разговорной, в том числе просторечием и литературной... Зрительные языки - позы, жесты, для глухих... Графические языки следует конкретизировать на пиктографические (сегодня широко их используют в спортивном деле), иероглифические (Китай), знаки химической науки и минералогии...
  Графические языки
  ---------+--------¬
  образы ? схемы ? модели
  (рисунки) (обычные) (кладограммы)
 
  8.3. Лингвистика (наука о языке)
  Простейшей формой языка можно считать повседневный, национальный (естественный) язык. Познание национальных языков происходит в детстве и совершенствуется в юности на основе изучения лингвистических дисциплин.
  Традиционные науки о родном развитом языке включают:
  орфографию ? науку о написании слов,
  морфологию ? науку о строении слов,
  синтаксис ? науку о строении предложений,
  пунктуацию ? науку о знаках препинания,
  стилистику ? науку о строе (стиле) изложения,
  графику ? науку об образовании слов,
  риторику ? науку о красноречии,
  этимологию ? науку о происхождении слов,
  фонологию ? науку о соединении фонем друг с другом,
  лексикологию ? науку о словах.
  Эти науки конкретизируют разные разделы грамматики, которая выступает в качестве общей тории, служит введением в их систему.
  Родной язык в отдельных случаях служит основой для познания других национальных языков. В таком случае наука может быть познана не на родном языке, а на ином, как это было в средние века с латынью*. Родной язык выполняет функцию вводного, без чего невозможно в последующем познание другого языка и науки. Значение родного языка при изучении науки на неродном языке несколько иное. Однако данный факт не существенен для рассматриваемого вопроса. Родной язык и в подобном случае необходим как исходное для познания науки. Человек, не владеющий родным повседневным языком или одновременно и иным языком, не может познать науки. Познание науки предполагает опережающее изучение языков для познания науки и осознание ее важности.
  Система национальных языков чрезвычайно многообразна - насчитывает до 3000 (6000) национальных языков. По степени развития они неравноценны, и их возможности научного отражения действительности неравнозначны. Научное
 
  *) Латынь считается мертвым языком. На нем не говорят. Таких языков ученые насчитывают больше, чем живых. В средневековье он был международным языком науки. На нем читались лекции в университетах. Для врачей и фармацевтов всех стран латинский язык - поныне язык международный [см. 200].
 отражение действительности, несомненно, предполагает родной язык, и, вероятно, не все родные языки могут справиться в равной мере с этим. Поэтому представителям этих языков надо или развивать родной язык, или использовать один из общепринятых языков для овладения наукой. Последний ? единственно рациональный способ для отдельного индивида.
  Познание закономерностей выражения языком научного отражения действительности предполагает сравнительное изучение всех языков в виде единой системы. Всю систему национальных (живых и мертвых) языков, вероятно, можно субординировать в зависимости от их развитости, сложности, способности отражения и т.п. Такой анализ всех национальных языков чрезвычайно важен для познания языка науки.
  Вся совокупность современных языков отражает в определенной мере генезис наиболее развитых национальных языков. Для отражения этого надо построить их систему.
  На первый взгляд, каждый национальный язык выглядит однородным и несложным явлением. В действительности в структуре развитого языка, например русского, содержится в снятом виде вся история развития всех современных языков. Поэтому для адекватного познания национальных языков следует выделить все эти могущие быть обособленными элементы языка и соотнести их с историей данной языковой формы.
  Анализ структуры знаковых систем любой нации показывает сохранение в них элементов, отражающих все основные стадии их генезиса. Люди используют незнаковые раздражители, которые определяют поведение людей, т.е. дознаковые детерминанты жизни (укол об иголку). Люди используют и неязыковые знаки окружающей природы и собственного бытия (закат солнца, симптомы болезни). В жизни людей имеет значение первая сигнальная система. Основным следует считать вторую сигнальную систему, которая также структурна. Простейшим элементом языковой системы выступают междометия, пережитки неинтенциональной стадии развития языка людей. Нерасчленимые монемы типа "ням-ням", "цеце" (муха), "табу" ? свидетели той стадии языка, когда определенные знаковые сочетания выражали ситуацию в целом.
  Простые слова типа "мама" показывают о фонемной и монемной стадиях его развития. Если брать сформировавшийся язык, то разные поколения людей фактически "говорят на разных языках", разных типах языков. Неоднороден и установившийся язык взрослых. Раскрытие его элементов предполагает показ естественных и искусственных языков, языка и речи, внутреннего и внешнего языка, речи и письма, их составных элементов. Изучение постоянно уточняемой схемы языков и выступает в виде осознания языка вообще, языка науки, в частности.
  В языке следует выделять его фонетическую и письменную формы. При этом фонетический язык является исходным по сравнению с письменным. "Исходным материалом языка, его элементами являются звуки. Минимальными единицами языка, его звукового ... строя являются фонемы" [25.13]. В общем же фонетический строй системно выражается следующей последовательностью:
  звуки ? фонемы? слова ? предложения ? высказывания ? монологи ? диалоги (разговор).
  Каждое последующее состоит из предыдущих, не отрицая и самостоятельного значения их в определенных условиях. Под "высказыванием" понимается совокупность нескольких взаимосвязанных предложений. "Монолог" есть совокупность многих высказываний, а "диалог" состоит из многих монологов разговаривающих лиц.
  Обособленное изучение устного языка имеет важное значение. В то же время, язык стал основой для возникновения письменного языка и развивается с учетом последнего. Генетическая последовательность структуры письменного языка состоит из следующих элементов:
  Знаки? буквы? морфемы ? слова ? предложения ? тексты ? буклеты? брошюры ? книги ? энциклопедии.
  Каждое последующее более сложно и построено на основе предыдущего посредством определенных правил. Овладение этими правилами, несомненно, повышает эффективность пользования языком. Основой этому должно быть системное раскрытие всех правил языка. Выполнение всего этого может быть задачей только специалистов языка. Перечисление номенклатуры используемых знаков ? точки, запятые, вопросы, кавычки; восклицательные, знаки тире, дефис и т.д. При этом речь идет о том, что надо системно отразить буквы всех языков, а затем их наборы (алфавиты), показывая общее и специфическое разных языков. Соответственно необходимо составить систематику и более развитых элементов языка.
  Буквы
  -----+----¬
  произносимые ? непроизносимые
  -----+----¬ (Ъ, Ь)
  гласные ? согласные
  Построение идеальной (вербальной) модели на основе соотнесения конструктов языка призвано показать способ соотнесения соответствующих аспектов действительности. Построение таких моделей для отражения качественного аспекта действительности имеет исходное значение. Родные языки первоначально могли отразить именно этот качественный аспект действительности. Степень отражения качественного аспекта действительности зависит от словарного запаса каждого языка и его грамматических возможностей и позволяет более точно, глубоко отразить действительность. Языковое отражение действительности характерно обобщенностью.
  Научное образование предполагает скачок в овладении родным языком. И этого нельзя достигнуть упрощением языка, что иногда предлагают в печати, а только его систематикой ? теоретизацией. Этого не может обеспечить один исследователь. Более того, это задача филологов.
  Построение вербальных моделей действительности предполагает углубление освоения всех элементов языка, начиная со слов. Поэтому нужна, прежде всего, систематика слов. Надо указать главные типы слов ? синонимы, антонимы, паронимы (антология, онтология), акронимы, омонимы, агнонимы, аббревиатуру и т.п. Имеют значение тропы (метафоры, метонимы, оксюмороны). В частности, можно указать такой ряд основных из них:
  слова ? тропы ? метонимы ? синекдохи.
  При познании языка следует определиться по поводу смысла, содержания и значения слов. Могут быть пустые слова, не имеющие значения. Обычно слова имеют значение, т.е. называют объект реальности, они многозначны и каждое конкретное их значение является смыслом... Поэтому уже Пифагор требовал: "Прежде всего, научись каждую вещь называть своим именем" с тем, чтобы слова не превращались в шелуху ["Шелуха слов" по Локку, 169.2.270].
  Специальное изучение языков покажет множество тривиальных истин, которые важны при понимании их в качестве средства общения.
  Слова
  -----+----¬
  пустые ?осмысленные
  -----+------¬
  о несуществующем ? содержательные
  Разные национальные языки в разной мере развили способность обобщенного отражения действительности. Язык должен удовлетворять потребности теории логического типа, которая, по Расселу, строится на предусмотрении четких различий "между классами понятий по степени сложности их общности". "Важнейшее в этой теории, ? писал Рассел о теории описаний, ? это открытие того, что при анализе осмысленного предложения не надо думать, будто каждое отдельное слово или выражение имеет смысл само по себе" [134.9].
  8.4. Мышление
  Проблема состоит в том, чтобы соотнести понятия: язык, мышление, математика.
  В научной литературе обычно пишут о том, что мышление ? это язык. Можно считать мышление формой языка. Однако, мышление не есть язык, а технология осуществления определенной формы языка. Для уяснения этого следует, прежде всего, выделить следующие формы языков:
  Язык
  ------------+--------------¬
  жестов? вербальный ? искусственный
  ------------+--------------¬
  примитивный? повседневный? научный
  Абстрагируемся от языка жестов и искусственного языков. Рассмотрим собственно национальный язык, существующий в качестве вербального (словесного). Следует различать, по крайней мере, три формы вербального языка: примитивный, повседневный, научный.
  Примитивная форма вербального языка - язык детей. В таком случае он имеет скорее назывную природу. В нем минимальна технология соотнесения слов. Повседневная форма языка характеризуется более сложной технологией существования, перенимаемой стихийно. В этом суть рассудочности. И она достаточна для повседневной жизни.
  Повседневный язык недостаточен для научного отражения действительности. Поэтому на его основе возник язык науки, который существует на основе разума или мышления. Язык науки вырастает из повседневного языка таким образом, что между ними невозможно провести четкой грани. Наука основана не только на специально научном, но и на повседневном языке. Повседневный язык входит в научное отражение действительности обычно в виде вспомогательных элементов.
  Мышление как технология языка науки ведет к новому значению лексики, т.е. единиц языка. Мышление предполагает превращение представлений в понятия.
  "Способ образования понятий в науке отличается от применяемого в повседневной жизни не своими принципами, а лишь более точным определением понятий и следствий, более тщательным и систематическим отбором экспериментального материала и большей экономией мысли" [322.67]. "В связи с этим возникает необходимость в организации более углубленной разработки теоретических проблем терминологии, языка наука, объединения усилий коллективов, занимающихся этими проблемами" [283.62].
  Научный язык призван фиксировать действительность в виде определенной модели. Для обеспечения этого он должен закрепить терминологически соотнесение различных элементов действительности. Это происходит с помощью терминов. "Слово представляет собой самый универсальный символ, хотя и не единственный" [170.12].
  Слово ? специальный человеческий сигнал, средство отражения объективного мира в сознании людей.
  Термин ? специальный научный сигнал, средство отражения действительности.
  Знак ? символ ? слово ? термин ? категория
  Термины есть слова с более строгим значением. Термины ? специальные слова науки. Обычные слова также используют в научном отражении действительности. Тем самым следует различать язык науки, включающий и слова обыденного языка, и научный язык, состоящий из терминов и категорий.
  Категории - термины теорий. Они имеют строго определенное значение. При этом их имена являются омонимами и в других сферах жизни ими обозначают различные понятия. В то же время в конкретной теории они однозначны. И хотя такое их значение идет от Аристотеля, многие выдающиеся исследователи не уяснили этой их природы. В частности, Б. Рассел писал об этом [см. 242.220].
  Язык науки представляет интеллектуальную технологию построения знаковой системы, отображающей определенную действительность. Элементами языка науки служат идеальные конструкты, обладающие специфичностью в идеальном отображении действительности. Термины и категории ? собственно научные идеальные конструкты науки. Поэтому изучение терминологического аспекта научного отражения действительности входит в состав всех наук.
  На первой стадии овладения наукой терминологический аспект приобретает почти абсолютное значение. Исходя из этого, наука, образно говоря, становится "этимологией" и большинство полемик ведется вокруг употребления терминов ввиду того, что оппоненты "говорят на разных языках". При этом большинство начинающих ученых не осознают приверженности к такому уровню научного мировоззрения.
  Истинная наука начинается тогда, когда на первое место выдвигается "раскрытие логики реального объекта" [63.23], которая может происходить в любой естественной (различные национальные языки) или искусственной (в том числе специализированные языки) системе. В таком случае не терминология признается главным объектом науки (о словах не спорят), а различные свойства действительности, которым соответствуют определенные понятия. А содержание понятий зависит от использования мышления.
  Между группами ученых идет постоянная полемика. Одни ведут к схоластике, к этимологии. Для научного отражения действительности имеет значения терминологический аспект. Без него не может быть науки, но не следует его превращать в главный аспект науки. Следует выступать и против терминологического фетишизма и терминологического нигилизма, против преувеличения и преуменьшения значения терминов в научном отражении действительности. Адекватной основой для этого может стать более строгое закрепление значения основных терминов каждой науки с помощью теорий, разрабатываемых на основе диалектической логики.
  Категория ? такое слово, содержание которого детерминировано теорией. Так как диалектическая логика не стала нормой, нет и теорий, а поэтому нет и категорий. Категории ? будущее теоретической науки. Они должны однозначно восприниматься всеми людьми, по крайней мере, овладевшими диалектической логикой как формой мышления при понимания качества объектов.
  8.5. Математика
  Первоначально люди научились воспринимать существенные различия объектов действительности. Для этого они обозначали символами определенные объекты. Символичность языка состоит в том, что объекты и их соотнесения отражены в уме людей определенными знаками. Символы в уме обозначают соотнесение объектов. Человек воспринимает одни и те же элементы действительности однокачественно, а различные элементы разнокачественно.
  Различая объекты, люди выявляют особенности объектов. Основные особенности объектов предстают их качественными признаками. Этот уровень отражения действительности происходит на основе повседневного языка и возможностей его символических знаковых структур.
  Родной язык передает также количественные различия объектов, что можно понять с помощью такого факта:
  человек ? люди ? народ
  (Один) (много) (все)
  Более адекватное отражение действительности сталкивается с рядом затруднений на основе лингвистических технологий языков. Возникает математика посредством формирования понятия величины, количества, как средства для более адекватного отражения действительности.
  На определенном уровне рассмотрения действительности различия ее объектов отступают из сферы особой важности, и объекты воспринимают как однокачественные. При этом однокачественных объектов оказывается много. При более глубоком сравнении таких множеств однокачественных объектов действительности на первый план выступает различие их множества. Чтобы учесть этот аспект различия мира, необходимо отражать качество с учетом количества, и для этого необходимо особое (скажем, кибернетическое) мышление.
  Язык может быть без мышления, а мышления не может быть без языка. Математику обычно называют языком. И имеются некоторые для этого основания - у нее имеются свои знаки идей = символы. Но главное в математике процедуры или алгоритмы действий с символами (числами).
  На определенной стадии развития сознания не существовало различий восприятия качественного и количественного аспектов действительности. В детстве данный этап развития истории человечества повторяет каждый человек. Затем значения этих аспектов действительности были выяснены и осознаны. Подход к действительности на основе одновременного качественного и количественного ее аспектов обеспечивает более эффективное поведение людей.
  Общим качественного и количественного аспектов действительности можно считать выявление соотнесений ее элементов. Смысл соотнесений действительности может быть или интуитивно осознан, или раскрыт на основе философского ее понимания. При определении общего смысла соотнесений выясняют качественный аспект, при более конкретном отражении необходимо понятие количества на основе соответствующего языка.
  Качественный аспект действительности показывают на основе национальных языков, способных давать ее общую оценку. На этой основе происходит возникновение математической формы мышления для измерения количественного аспекта действительности. Тем самым дают более адекватную оценку качества действительности.
  Способности родных языков отражать качественный аспект действительности на основе количественного подхода к нему возникли в более поздний период исторического развития. Эти способности надстроились над родными языками, приобрели интернациональный характер. Способность отражать количественный аспект действительности приняла форму развития математики.
  Математика как технология мышления построена на основе символов. Математические символы и их системы отражают явления, как и слова обычного языка. В то же время, существенны и особенности математических символов.
  В математических формулах следует различать предметную действительность и форму ее выражения. В этом плане говорят, например, о математических формулах в физике. Они отражают законы физики и, следовательно, имеют физическое содержание. В любой формуле следует видеть ее предметное содержание и математическую форму, т.е. определенную символическую форму ее выражения.
  Одно и то же предметное содержание может быть выражено различными языками, в том числе математическим.
  Математика как символическая знаковая модель действительности развивается по определенным законам, имеет определенную специфику по сравнению с другими символическими знаковыми моделями действительности. Изучение математики ? познание не объективной действительности, а науки об особенностях определенной формы мышления.
  Математические формулы есть копии, снимки, идеальные образы, модели разных процессов действительности. Легко впасть в заблуждение о сущности собственно математики, которая есть наука о специфичности данного способа отражения действительности, вид интеллектуального ее отражения. Математик (как и лингвист) ? специалист по определенному способу отражения действительности, а не по содержанию отражаемого. Несомненно, что первоначально надо изучить данный языковый способ отражения действительности с тем, чтобы затем его использовать для ее отражения.
  Развитие способности к отражению одновременно и качественного, и количественного аспектов действительности произошло в виде математической формы научного отражения. Математическая форма количественного отражения является более эффективной и вне этой формы не может успешно проходить развитие научного идеального.
  Математизация знаний ведет ко все более точному учету действительности и состоит в том, что степень отражения действительности достигла такого уровня точности, когда необходимо ее изложение с привлечением средств количественного выражения. Математизация выражает прогресс научного отражения действительности.
  Математика ? элемент действительности. Ее сущность состоит в определенной особенности идеального отражения действительности людьми. Иными словами, математика есть особенность определенной интеллектуальной системы.
  Математика служит интеллектуальной формой для отражения действительности. "Математика является своеобразным языком наук, приспособленным для краткого и точного описания изучаемых явлений ..." [261.162]. "Математика не наука, а способ мышления" [109.152].
  "Математика ? есть язык науки" [116.162 и 604]. Математика ? наиболее развитый вид символического языка. "В таких системах взаимоотношения между различными видами высказываний, множеств, аксиом и выводов из них и т.д. выражаются на языке формул" [70].
  Математика ? определенный вид символических моделей действительности, которые наиболее приспособлены для отражения количественных аспектов соотнесений. Математика ? наука об определенном способе символического отражения действительности. " ...Математическая теория есть лишь знаковая модель для тех или иных отношений, устанавливаемых опытными (содержательными) науками" [26.8].
  "Таким образом, математика ? это искусственный язык по отношению к определенной содержательной области, который ввиду характера своей внутренней организации позволяет получить достаточно далекие и строгие следствия из соответствующей системы содержательных утверждений. В настоящее время характеристика математики как языка науки является общепризнанной" [там же, с. 13]. "Математика в современной физике ? это наиболее адекватный язык для формулирования основных законов, которые вне этого языка не могут быть обнаружены" [198.64-65].
  Наиболее общие соотнесения выражают качественным языком, что достигают с помощью формулировки законов действительности. Более конкретные соотнесения многочисленны, и их труднее достаточно полно выразить на обычном языке. Поэтому их выражение более адекватно на языке математики, в виде математических формул.
  Математики обучают не материальной действительности, а определенному методу мышления о ней.
  Особенность математической сигнальной системы состоит в том, что более строго определяют системы аксиом, основных (используемых) понятий и правил их соотнесения, оперирования ими. В символических системах отражение связано с решением трех основных проблем: "а) каким логическим требованиям должны удовлетворять системы аксиом или постулатов, исходя из которых строятся те или иные символические системы, б) каким требованиям должны удовлетворять правила логического оперирования знаками в рамках таких систем, в) каким логическим требованиям должно удовлетворять построение выводов и доказательства в этих системах" [70].
  Математика познается на основе изучения математических дисциплин, последовательность которых состоит в следующем: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика, математическая логика.
  Математика ? постоянно развивающийся элемент действительности. Овладение им и эффективное использование его в деятельности предполагает научное его познание. Для этого следует определить множество идеального, называемого математикой, ее элементы и их специфику. В настоящий период таких работ недостаточно. Поэтому должна быть решена задача обобщающего раскрытия математики.
  При осознании математики важно ее представить как и все сущее системно или теоретически. Построить такую систему могут только сами математики. Обратим внимание на некоторые ее фрагменты, которые показывают ее диалектичность как особой знаковой системы.
  Основой осознания математики, вероятно, является познание таких элементов величины, как:
  эталон (мера) ? цифра ? число ? исчисление.
  Это системообразующая последовательность элементов математического мышления.
  Сущность явлений в первоначальном варианте познается только на основе качественного анализа. Затем эта идеальная картина уточняется с учетом ее величины на основе количественного подхода. Сущность явления выступает исходным для количественного измерения, для которого важно сначала определить эталон, меру.
  Эталон меры представляет исходный момент математического подхода к действительности. По существу речь идет о том, что считать единицей и что такое единица. Многообразие единиц меры вытекает из многообразия форм действительности. Система мер постоянно развивается, усложняется и все более унифицируется, превращаясь в единую, универсальную мировую систему. В то же время сохраняются в качестве пережитков почти все существовавшие исторически виды мер. Познание эталонов меры зависит от построения их системности. Такой системности пока нет, но она может быть быстро разработана.
  Цифры. Измерение величины предполагает фиксирование результатов этого процесса. Этот результат может быть выражен словесно. Адекватной формой для фиксации результатов измерений служат математические символы, имеющие по сравнению с символами родного языка определенную специфику. Эта определенность имеет преимущества перед символами родного языка: большая однозначность, лаконичность, краткость и т.п. Развитие основных математических символов прошло ряд стадий: буквенные, римские, арабские. Их используют в современной математике. Цифры ? наиболее адекватные математические символы, их объединяют в определенные системы, представляющие числа.
  Число ? есть комбинация цифр по определенным правилам для отражения более сложного количественного аспекта действительности.
  Любой языковый элемент есть способ отражения соотнесения действительности. Числа фиксируют соотнесения элементов действительности более строго, чем слова. Число ? строго фиксированное соотнесение величин действительности. Числами обозначают соотнесения между элементами действительности, воспринимаемые нами в качестве величин.
  Число ? способ измерения количественных свойств действительности. Исходной основой для измерения служит установление свойств в виде определенных сущностей, терминологически закрепляемых в виде категорий. Затем необходимо определить величину сущности посредством эталона меры ? единицы. На этой основе используют цифры и получают числа. Закономерности образования чисел из цифр зависят от используемого типа счисления.
  Исчисление представляет определенные правила действия над цифрами и числами. Имеется ряд видов исчислений. Основными их видами являются символические и позиционные. Переход от символической к позиционной системе исчисления представлял прогресс математического мышления.
  Конкретные способы оперирования числами (действия над числами) многообразны. Их основные группы: арифметические, алгебраические, статистические. Более конкретное их рассмотрение предполагает специальное изучение для построения их в виде системы. Умножение есть более сложный и экономный вид сложения, такое же соотношение деления и вычитания.
  Способы использования математики различны и постоянно развиваются. Люди все более последовательно количественно отражают действительность ? на основе количественной обработки фактического материала (в форме различных вычислений, составления таблиц, графиков и т.п.); математического оформления теорий, математического моделирования действий.
  Основой систематики школьной математики является сорит логарифма. Его версия дана в самоучителе мышления.
  8.6. Проблема кибернетического мышления
  В самоучителе мышления поставлена проблема кибернетического мышления на основе интегрирования возможностей математики и диалектической логики [см. 52]. В изданной версии самоучителя мышления не отражен вклад Лейбница ? идея "универсальной математики", проблема "характеристики", т.е. некие новые типы знаков для единовременного отображения не только количества, но и качества объектов. Для многих исследователей данная идея Лейбница является утопией, но ее следует иметь в виду как гипотезу. Все это проявляется в проблеме искусственного интеллекта и интеллектуальных технологий вообще.
  Информационная емкость чисел меньше [1\10], чем букв алфавита [1\33]. Может быть, разработают еще информационно более емкие знаки (типа иероглифов). И с их помощью может быть удастся арифметизировать логику, что замышлял Лейбниц, предлагая найти особый тип знаков для исчисления истины. Современная математическая логика является математикой, а не универсальным исчислением по Лейбницу.
  Национальные языки и универсальные методы мышления - база научного познания. В то же время, их недостаточно. Многообразны попытки разработки более сложных сигнальных, знаковых систем. Их, конечно, можно называть языками (что не преодолено в данной работе). Рациональнее их выделить в особую группу или форму средств идеального отражения действительности, для которого характерно множество признаков. Первым из них можно считать графическое выражение идей - визуализация информации.
  Компьютерные науки используют следующий подход:
  Моделирование ? алгоритмизация ? программирование.
  Пока не встречал монистичного объяснения сути и содержания данных элементов интеллекта. И здесь не проработана эта проблема, поэтому возможно разное терминологическое их объяснение.
  Компьютерное программирование происходит с помощью различных специально созданных языков. Вероятно, рациональнее обособить эти типы правил искусственных языков и не называть их языками.
  Средства идеального выражения действительности постоянно развиваются и не могут быть представлены в застывшем виде. Овладение ими, несомненно, требует постоянного изучения многих наук - лингвистики, интеллектики, математики, диалектической логики, книг по компьютерному программированию и т.п.
 
 
 
 
 
  10. ЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО
 
  Научное отражение любого объекта мира предполагает показ того, как оно возникло, его становление, современное состояние и вероятное ближайшее будущее.
  Наука о науке предполагает систематизацию всех форм идеального с учетом всей предыстории человеческого духа. В живом мире "... дана основа для предыстории человеческого духа, для прослеживания различных ступеней его развития, начиная с простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предыстории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом" [181.20.512].
  Идеальное отражает действительность. Восприятие идеально выраженной действительности зависит от способа ее построения и способностей людей. Построение идеального во многом зависит от осознания способов идеального воспроизведения действительности и наиболее рационального способа идеального ее выражения.
  В современном понимании способов идеального воспроизведения действительности важно выделить два момента, являющихся недостаточными: описательное определение способов идеального отражения и представление теории в качестве наиболее развитой формы идеального.
  Описательное определение идеального указывает на теорию как на наиболее развитую его форму. Перечисление свойств теории, как формы отражения действительности, не исчерпывает всех ее свойств. Дав описание теории, Б.С. Дынин отмечал: "Приведенное определение теории скорее является не определением, а описанием некоторых представлений о ней. Но это описание оказалось тем итогом логики науки, который только и мог быть извлечен из работ ее представителей ... таким образом, чтобы он по возможности был общим для них. Конечно, "общность" не есть еще критерий "теоретичности". Вместе с тем (что следует здесь подчеркнуть) ничего лучшего по определению теории лично мы предлагать не собираемся" [79.167-168].
  По существу верную, но несколько неточную постановку определения теории дал Е.А. Мамчур: "Что представляет собой теория? Вопрос этот далеко не тривиален. Ответом на него может быть лишь развернутое воспроизведение структуры теории на метауровне" [177].
  Высшей формой научности является теория. В то же время и теория, вероятно, не может считаться завершенной стадией развития идеального. Следующая стадия развития идеального выступает в виде единой системы теорий или меганауки.
  Идеальное отражение людьми действительности, как предметное идеальное, представляет исторически развивающееся явление. Его прогресс состоит из ряда этапов, каждый из которых отображен определенными формами в современной структуре форм идеального
  Современное идеальное высоко развито. В последующем оно также перейдет на более развитые уровни. Меганаука представляет последующую стадию идеального ? идеал, к которому человечество идет. При анализе науки следует исходить не из современного ее состояния, а из обозримого ее будущего идеала, когда она будет единой научной картиной мира ? меганаукой.
  Идеальная картина мира как единая система возникает в форме меганауки. До настоящего времени идеальная картина мира представляет скорее сумму разрозненных представлений, внутренне несогласованных в форме НКМ.
  Современная идеальная картина мира состоит из различных по развитости элементов. Наиболее развитым ее элементом следует считать научную форму идеального. Если бы науки исчерпали все идеальное (это недостижимый идеал), тогда идеальная и научная картины мира совпали бы. Научная картина мира составляет часть идеальной.
 
  идеальная картина мира научная картина мира меганаука
 
  Познавая идеальное на стадии научной картины мира, его следует сопоставлять с предшествующими формами идеального, выявляя особенности и многообразную общность с предшественниками. Это возможно реализовать построением системы форм идеального.
  Различные формы идеального отражают обычно без выделения их видов, т.е. их не обособляют и не объясняют их одновременно с раскрытием их особенностей, способов их получения, формулирования.
  Основными видами идеального следует считать:
  отражения? идеи ? образы ?представления? мнения?знания? учения? теории? научную картину мира? меганауку.
  Их считают часто одним и тем же, т.е. термины употребляют часто в качестве синонимов. В определенной мере эта проблема терминологическая - какой смысл вложить в тот или иной термин. Содержательная проблема - обособить различные формы (уровни) идеального отражения действительности. Необходимо осознать их соотнесения как элементов системы. При этом следует специально показать их функцию в общей модели научного понимания действительности.
  Идеальное есть широкий круг явлений, противопоставляемый материальному. Корни идеального лежат в атрибутивном свойстве материального отражения. Поэтому для того, чтобы понять науку, надо последовательно рассмотреть генетических предшественников идеального, начиная с отражения вообще и заканчивая научной картиной мира.
  Генезис идеального можно подразделить на два главных периода: возникновение и развитие. Эволюционный их ряд дан в самоучителе мышления.
  Наука достаточно подробно объясняет соответствующие свойства действительности. Поэтому здесь их не рассматриваем специально, а показываем только названным образом их соотнесения. Каждое последующее существует самостоятельно и проявляется в более развитых видах. Более развитые виды имплицитно включают свойства предыдущих, имея в то же время специфические свойства.
  Психическое отражение ? более развитый вид отражения. Виды психического отражения обычно неоднозначно обособляемы и субординированы. Их следует рассмотреть подробнее.
  Психическое есть собственно идеальное отражение действительности. Идея ? есть основной человеческий развитый вид отражения по сравнению с биологическими формами отражения. Психическое отражение ? не единственный способ отражения человеком действительности. Идеальное есть лишь самый развитый вид отражения. Идеальное отражение людьми не застывшее, а развивающееся явление. Сохранение менее развитых форм при проявлении более развитых форм идеального привело к тому, что структура всего идеального стала сложной. В процессе развития форм общественного сознания на основе развития трудовой деятельности происходило образование различных форм идеального.
  Каждое последующее есть более развитый вид как непосредственно предыдущего, так и всего предшествующего. Появление более развитых форм не отрицает форм менее развитого идеального, а включает их в общую систему.
  Идеальное научного типа следует объяснить посредством его сопоставления с другими, менее развитыми видами идеального. Для этого надо сначала выяснить самое общее у идеального вообще, затем выявить то, что добавляет каждая последующая форма идеального, вплоть до специфики меганауки. Это и будет логическим воспроизведением генезиса идеального для объяснения его современной структуры и для понимания того, что представляет наука.
  Сейчас не получило широкого признания различие форм идеального. Без этого невозможно эффективно их использовать. Употребление этих терминов в качестве синонимов означает сведение высшего к низшему и имеет историческое обоснование. Оно не точно и должно быть преодолено.
  Выявление различия форм идеального составляет исходный момент их исследования. Определение их последовательности должно привести к тому, чтобы каждое последующее было более развитым видом и включало имплицитно основные свойства предыдущего и в то же время имело специфику по сравнению с ним.
  Мало, достаточно или много названных уровней рассмотрения ступеней для отражения генезиса науки? Любой вариант ответа можно считать истинным. Не следует предопределять решение этого вопроса мнением, а достаточно поставить задачу и показать один из вариантов ее возможного решения и ряд оговорок. В качестве последних имеем в виду следующее.
  Во-первых, на основе родовидового подхода вполне возможно определить место каждой формы идеального во всем их многообразии. Это субординирование их системы можно достигнуть на основе терминологического закрепления родовых свойств каждого из них. На сколько же уровней делить эту "цепочку", зависит от многих факторов. Такое деление всегда будет относительным.
  Во-вторых. Объяснение этой цепочки свойств идеального можно достигнуть посредством соподчинения каждого из них с родственными идеальными явлениями в систему.
  Научный вид идеального может быть объяснен посредством показа всех его свойств ? от самых общих до самых конкретных. Это можно достигнуть системой наук о науке.
  Осознание идеального должно происходить на основе движения от простых форм к сложным. Для этого всю их совокупность следует так расположить, чтобы каждый раз выявлять только особенности непосредственно более развитых, особенности каждого последующего по сравнению с непосредственно предыдущими. Особенность каждой формы объекта есть родовая сущность по сравнению с более конкретным последующим и видовое свойство по отношению к предыдущему.
 
  видовой особенность родовой
  признак каждого признак
  предыдущего уровня последующего
  К каждому последующему может быть отнесено все предыдущее как его фундаментальные свойства. Поэтому и нужно, идя от простого (менее развитого) к сложному (более развитому), последовательно выявлять их родовые сущности. Такой порядок раскрытия свойств наиболее сложного позволяет выявить примечательную последовательность. Последняя показывает, во-первых, генезис научного элемента общественного сознания, во-вторых, развитие индивидуального сознания научно подготовленных людей, в-третьих, элементы структуры общественного сознания, в-четвертых, соотношение свойств наиболее развитого научного элемента общественного сознания.
 Итак, идеи, образы, представление, мнение, знание, учение, теория, научная картина мира, меганаука проявляют одновременно основу различных подходов к современному идеальному.
  1. Идеи. Воспринимая идею как исходную категорию для раскрытия в виде системы свойств идеального следует абстрагироваться от сложности ее самой, от той генетической последовательности, которая объясняет саму идею.
  Идея выступает в действительности в многочисленных конкретных формах, соотнесения между которыми не полностью осознаны и с равным основанием могут быть представлены разнообразно. Существует ли идея в чистом виде, предшествующем образам?
  2. Образы есть более сложная, комплексная форма идей, характерная отражению и высших животных и людей. Как обособить образы от более развитых представлений. Представлением можно считать наиболее развитый вид образов, отличающихся от последних чем-либо, а понятия ? наиболее развитое представление (элемент теории). Представления ? основа повседневного сознания, понятия ? основа теоретического сознания.
  Одной из проблем изложения данного вопроса выступает определение понятий. Понятиями можно считать различные явления мира и по-разному их субординировать с другими идеальными явлениями. Одним из вариантов трактовки можно считать следующий. Психические явления представим на основе последовательности:
  образы ? представления ? понятия.
  Пиаже выделял четыре основных стадии интеллектуального (умственного) развития ребенка [25.16]:
  1) сенсо-моторный период (до 2 лет),
  2) дооперациональный интеллект (с 2 до 7 лет);
  3) конкретно перациональное мышление (с 7 до 12 лет);
 4) понятийное мышление (с 12 лет).
  Первые три вида представляют предтечи мышления и только последнее ? мышление (при условии обучения ребенка математике). В литературе критикуют положение о наличии "непонятийного мышления": "... Неверными оказываются суждения о каком-то "непонятийном мышлении". Никакого мыслительного образования не может быть без сознательного акта, т.е. без определенных данных фактов, соответствующих обобщающим понятиям сознания" [256.56]. В то же время, не оставляет сомнения факт различия стилей отображения действительности у людей разного возраста, о становлении мышления, его возникновении на определенной стадии становления, также как и сохранения у взрослых людей "допонятийного" способа отражения мира. Мышление может происходить только на основе понятий.
  Другим вариантом трактовки понятия является представление понятия в качестве общего названия обособленных идей по сравнению с более развитыми их комплексами, построенными на их же основе. Исходя из такого понимания понятия, тремя главными видами идеального можно считать понятия, идеальные модели и идеальные системы. Понятия представляют сравнительно небольшие элементы идеального. Идеальные модели есть комплексные знания. Идеальные системы есть комплексы идеальных моделей. Каждое последующее более развито по сравнению с предыдущим и состоит из предыдущих, не отрицая самостоятельного их существования.
  3. Представление. Действительность в чувственном восприятии людей выступает в качестве конкретного, преимущественно внешнего явления. В виде такого конкретного явления действительность есть исходная основа ее изучения посредством созерцания. В виде созерцательного явления действительность ? неизвестная совокупность. Многообразное рассмотрение внешнего аспекта этой действительности позволяет создать идеальную модель ее свойств.
  Люди воспринимают объективную действительность в форме представлений*. Последние есть первоначальная форма проявлений человеческого сознания. Представления есть отраженные идеально в голове людей различные аспекты действительности в виде образов. Все более развитые формы идеального есть представления людей, это самая общая категория для названия любого идеального. Представление ? исходное в развитии науки и исторически и сейчас при изучении нового. Оно также исходное в восприятии каждым человеком неизвестных объектов. Каждый человек осознает новое, начиная с представлений о соответствующем аспекте действительности.
  Не осознавая своего знания действительности, человек тем не менее ее уже отражает и учитывает ее в деятельности. Такое неосознанное отражение действительности есть представление о ней.
  Существование представлений как неосознанного отражения действительности следует считать фактом. В частности, на этой основе рекламировали товары посредством неосознаваемых (невидимых) рекламных кадров в фильмах (когда
 
  *) "Хотя представления возникают под воздействием услышанного слова, человек может в принципе оперировать с уже возникшими (правда под воздействием слова) представлениями, не используя в самом процессе оперирования обозначающие их (т.е. данное представление) слова" [213. 61-62].
 вставляют рекламные кадры через определенное число основных кадров, так чтобы люди их не видели, не замечали). Не воспринимая рекламные кадры осознанно, они, тем не менее, воспринимали их подсознательно и затем исходили из них при покупке товаров. На этом, кстати, построена одна из методик изучения иностранного языка.
  4. Мнения. Осознанное идеальное отражение действительности есть мнение. Мнение - такое представление, которое осознается человеком. Мнение - то, что известно человеку о действительности, но еще только в качестве собственного видения или перенятого чужого мнения. Оно не обязательно имеет общепринятое значение, хотя и может быть таковым (мнение древних о том, что земля держится на трех китах, или о том, что подсолнухи "крутят головой"). Оно не обосновано опытом.
  5. Знание. Знание есть более развитая форма идеального, представления, мнения. Знание есть устоявшееся мнение, получившее широкое или общее признание, что зависит от прагматизма, т.е. практической полезности идеи. Это первая форма науки. Знание терминологически закрепляется, обозначается знаком, термином. Знание есть проявление мнений определенного вида, и определенные мнения проявляются посредством знаний. Знания обязательно соответствуют (адекватны) действительности, хотя степень их адекватности действительности выше, чем у мнений.
  Существует ряд проявлений знаний. Некоторые из них употребляют в близком значении, а иногда в качестве синонимов. Отдельные из них лежат в разной плоскости: законы, принципы, аксиомы, идеи, постулаты, факты, данные, прогнозы, планы, правила, гипотезы, категории, программы и т.д. Содержание каждого из них трактуют многообразно, что обычно зависит от общего подхода к действительности.
  Познание науки предполагает изучение особенностей всех основных идеальных конструктов, посредством которых строится научная модель отображаемой действительности. При этом в настоящий момент это довольно трудная задача и практически невозможно дать на основе общепризнанных требований определение их всех.
  Гносеологическая ценность неопределенности трактовки научных положений состоит в создании некоторой определенности там, где ее невозможно достигнуть иным образом. В этом есть достоинства и недостатки, особенно когда последними злоупотребляют.
  "Установить значение термина означает каким-то образом указать предметную область этого термина и те свойства, которыми необходимо должны обладать "предметы", чтобы быть правильно обозначенными данными терминами" [59].
  Законы выражают соотнесение явлений, обозначенных категориями. Они показывают различные типы соотнесения элементов действительности. Соотнесение категорий и законов неоднозначно:
  категории + законы; категории, в т.ч. законы.
  Различное отражение идеями действительности находит отражение в дополнительных их характеристиках. Они могут быть:
  гипотезами ? аксиомами ? научными фактами.
  Эта их последовательность отражает рост степени адекватности отражения ими действительности. Гипотезы (постулаты) показывают такие явления, которые еще точно не установлены. Гипотезы ? это вероятностные элементы модели действительности. Аксиомы ? установленные элементы идеальной модели действительности, которые при данных условиях не могут быть доказаны традиционными способами, но, в то же время, и практика, и научная интуиция показывают их адекватность действительности. "Под аксиоматическим методом построения научной теории понимается такое ее построение, когда ряд предложений данной области науки принимается без доказательства (входящие в них понятия являются неопределяемыми), а все остальное знание выводится из этих предложений по заранее фиксированным логическим правилам или законам" [260.98]. Факты ? достоверно установленные на данном этапе элементы отражения действительности, знания.
  Соотнесение разных идеальных конструктов языка призвано показать способ соотнесения соответствующих аспектов действительности. Элементы действительности могут совсем не соотноситься между собой непосредственно и опосредованно. Соотносимые элементы могут быть субординированными и координированными. Два идеальных конструкта могут соотноситься как субординированные (вертикальные соотнесения) или как координированные (горизонтальные соотнесения) элементы наук.
  Вертикальные и горизонтальные соотнесения идеальных конструктов осознаны в качестве родовидовых соотнесений. Если определенный идеальный конструкт выражает более общее свойство действительности, то он выступает в виде родового по сравнению с другим ? видовым свойством. Видовые свойства соотносятся как одноуровневые, равноправные, координируемые.
  В определенных случаях имеет место совпадение родового и видового свойства определенных явлений. Родовое простого явления есть одновременно и само простое ? его видовое свойство по сравнению с более развитыми.
  Широкое хождение имеют такие категории, как:
  Знания, нормы, лозунг, правила, принцип, метод.
  Несомненно, что данные термины не синонимы. Их обычно наделяют собственным значением. Однако до настоящего времени нет однозначной их субординации.
  При обособленном рассмотрении знаний, принципов, методов не трудно определить содержание каждого из них. При одновременном их определении возникает ряд затруднений в наделении спецификой каждого из них. Субординация этих категорий может быть дана на основе последовательности:
  знание? норма? правило? принцип? лозунг? метод.
  Все они представляют отражение действительности. При этом следует допустить, что все они адекватно отражают действительность и в этом отношении между ними нет различий. Их различия идут в иной плоскости.

<< Пред.           стр. 10 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу