<< Пред.           стр. 14 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  просто ? НКМ ? меганаука
  --------+-------¬
  знания? учения ?теории
  В становлении онтологии как исходного основания меганауки можно выделить ряд этапов, в частности:
  предел ? категории ? начало.
 Предел (по Лосеву). Платон и Сократ искали предел (предельный анализ) при понимании качества объектов на основе рядов категорий.
 Категория ? название Аристотелем предельной категории в эволюционном ряду. Выделенные Аристотелем категории были призваны выполнить эту функцию. В метафизике были сосредоточены всеобщие знания действительности. Она включала в себя онтологию.
  Начало ? современное имя категории, предела.
  Современные исследования проблем материи и идеи и других категорий фактически относятся к содержанию онтологии.
  Многие категории диамата, как и других наук, вполне могут быть построены в виде системы всеобщих свойств действительности.
  В литературе широко используют категории "материя", "движение", "взаимосвязь", "отражение". Они отражают различные аспекты исследуемых объектов. При этом "материей" называют объективный мир, противостоящий идеальному. Движением называют одно из состояний материи; взаимодействие указывает на причину процессов, "отражение" описывает результат или элемент взаимодействия. Все эти характеристики исследуемых объектов, несомненно, важны, и их невозможно отрицать. В то же время, они имеют значение не в качестве всеобщего, а скорее общего, охватывающего значительную часть действительности. Уже уровень "полей" и внутриядерных уровней материального ставит ряд проблем и не объясняется простым приложением названных теоретических конструктов. А если мы учтем, что элементом современной действительности выступает еще и идеальное, то к нему эти характеристики еще в меньшей мере могут быть отнесены, на что философия традиционно рассчитывает. Можно считать, что они не отражают адекватно идеальные объекты бытия. Названные аспекты действительности адекватнее всего отражают макро уровень материи.
  Движением, в повседневном понимании, называют перемещение тел. Взаимодействие показывает действующие и противодействующие факторы; отражение показывает изменяемость всех действующих и противодействующих факторов. Вновь познающие философию воспринимают эти категории обычно подобным образом: материя (скажем машина) движется (движение) по дороге ввиду работы мотора и определенного уклона дороги (взаимодействие), при этом оставляет след на грунтовой дороге (отражение). Не на любом объекте материи можно так наглядно показать эти аспекты действительности, например, доме. Дом в обычном виде не движется и не взаимодействует, а в философском плане все это с ним происходит.
  Проблема философии состоит в том, что другие науки ушли далее вглубь материи, и категории философии отстали от них. Тем самым категории философии этимологически не точны, они устарели и интуитивно не воспринимаются в качестве всеобщих свойств любой действительности. Эти категории адекватны только макроуровню материи, и в этой сфере научного отражения действительности они сохраняют свое значение. Выработка более фундаментальных уровней категорий не отрицает старых.
  Исходя из сказанного, возникает проблема уточнения фундаментальных положений философии, в том числе онтологии. Системообразующая последовательность свойств всеобщего состоит из следующих категорий (мегасорит):
  субстанция ? состояние ? соотнесение ? соответствие ? отражение.
  Субстанция
  -----+----¬
  просто ? состояния
  -----+----¬
  просто ? соотнесения
  ------+-----¬
  просто ? соответствие
  ----+---¬
  просто ? отражение
  Последовательное раскрытие данных всеобщих свойств действительности должно происходить изложением форм каждого из них в качестве подсистем и их взаимной зависимости в общем ряду. Иными словами, надо построить по каждому из них систему макро- и микросоритов.
  Эти термины отражают наиболее общее у всей действительности. Основные из этих аспектов (субстанция, состояние, соотнесение) выступают на определенном уровне конкретного в виде материи, движения и взаимодействия.
  Субстанция (нечто). Аристотеля, порой, обвиняют в эссенциализме (субстанционализме), т.е. в придании важности сущности при объяснении действительности. По моему мнению, эссенциализм - величайшее достижение Аристотеля, к сожалению, пока не прагматическое. В целом, необходимо видеть единство и различие таких понятий:
  эссенциализм ? рационализм ? интеллектуализм.
  Оценка гипотезы эссенциализма предполагает учет значения многих слов. Из них выделим, прежде всего, такие: субстрат, субстанция, сущее (бытие или "онто"), существо, сущность. Эти слова ? паронимы, а не синонимы. Детерминируем такие их значения:
  * сущее (онто, бытие) все, что реально существует тем или иным образом, все что действительно. Синонимы ? реальность, действительность, мир;
  * субстрат ? простейший элемент материального сущего, мира;
  * субстанция ? самое общее понятие о сущем, отображение субстрата в меганауке;
  * сущность ? специфика, специфический признак конкретного сущего объекта;
  * существо ? фундаментальное название любой формы жизни.
  Субстрат ? реальный элемент мира, из которого состоит все остальное. С древности таковым называли огонь, воду и т.п., потом атом, электрон, а Ленин предположил, что и электрон не исчерпаем, т.е. состоит из других элементов. Субстрат ? гипотетическая первооснова всего материального. По мере познания мира субстратом оказывается все меньшая реальная частица существующего. Ее пределом сейчас порой называют пустоту. Субстрат ? предельно простое явление реальности, которую люди никогда не узнают.
  Субстанция ? отображение субстрата словами, т.е. самое общее понятие, являющееся родовым для всех остальных. Так называем все то, что существует.
  Различие между субстратом и субстанцией только в том, что одно из них мыслится исходным в ряду реальных, а другое ? в ряду идеальных форм объектов.
 
  Субстанция Идеальный ряд
 
  Субстрат Реальный ряд
  Все сущее выступает в какой-либо форме действительности, в том числе бытии. Как следует обозначить самое общее свойство всей действительности? Сейчас в качестве такой категории рассматривают "материю". Не отрицая материи в качестве всеобщего сущего главной формы действительности, следует найти более фундаментальный уровень и термин для его обозначения. Следует иметь в виду, что сейчас "идея" существует, как и материя, хотя и в качестве производного феномена общества. Поэтому необходимо обозначить этот всеобщий уровень понимания всего существующего, который в равной мере относился бы и к материи, и к идее. О необходимости такого развития материализма писали его классики.
  Ленин отмечал, что действительное познание причины есть углубление познания от внешности явления к субстанции [см. 161.29.142 и 143]. Он также писал: "надо углублять познание материи до познания (до понятия) субстанции" [там же]. Он вполне допускал, что глубже материи есть субстанция, а материя есть главный вид субстанции, порождающий на определенном этапе развития другой вид субстанции ? идею. "...Действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции" [там же].
  Исходя из сказанного, "субстанция" ? самое общее понимание действительности, всеобщая универсальная сущность. Субстанция есть феномен идеального, первоосновная сущность всего действительного, далее которой ничего нет. Ее нельзя определить традиционным методом через род и вид, её постулируют. Ее определенность утверждается описанием ее проявлений. Субстанция не существует в виде абсолютной идеи. Формы субстанции многообразны и относятся к двум типам ? материй и идей.
  В этой связи следует уточнить одно из положений В.И. Ленина. "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца" [161.29.227]. Если понимать это в смысле движения вглубь материи ? атом, ядро, электрон и т.д., то такое положение адекватно.
  Если понимать меганауку, то концом ее идеального отражения действительности следует считать субстанцию, далее которой нельзя идти.
  При использовании понятия "субстанции" необходимо иметь в виду многообразие ее форм. В своем простом виде субстанция выступает, вероятно, в идеальном. Одновременно, субстанциональность материальных отношений людей обычно плохо воспринимается.
  Задача каждой науки состоит в том, чтобы строить систематику форм субстанции соответствующих сфер действительности, выводя их из всеобщей субстанции.
  Состояние. Субстанция всегда находится в каком-либо состоянии или в процессе становления по Гегелю. Состояние субстанции может быть различным. В "Самоучителе мышления" дана трактовка в целом основных форм состояний мира [см.: 52.312-318]. Используем ее здесь частично.
  В современных работах широко обсуждают сущность понятия "развитие". В целом, его достаточно четко объясняют, обычно различая движение, развитие, прогресс, состояние. Следует преодолеть трактовку понятия "движение" в качестве атрибута материи и перейти к названию атрибутом материи "изменения" и даже "состояния".
  Ф. Энгельс показал устаревание понятия "движение", как отражающего механическое перемещение для обозначения других форм состояния объектов, особенно в связи с развитием химии [см. 181.20.563]. Переход традиции от дохимического века "сильно затрудняет ясное понимание процессов" [там же]. В действительности имеются многообразные явления: прогресс, регресс, круговорот и т. п. Энгельс разработал систематику форм состояний [см. 181.20.563-564].
  Механический материализм сделал упор на "движение", сведя его к перемещению. В противоположность этому многие исследователи ХIХ и ХХ веков рассматривали понятие "изменение". Так произошел отрыв понятия от его названия.
  Состояние объектов ? исходное для понимания феномена "развитие". Состояние объектов является их фундаментальным свойством (атрибутом). Обращая внимание на состояние, необходимо иметь в виду не объекты, а происходящие с ними процессы. Реальный объект претерпевает одновременно несколько таких процессов, например, происходят циклические переходы или круговороты на фоне развития объекта. Развитие объекта также не исключает других форм его состояния.
  Объект находится в определённом состоянии, а поэтому при его познании необходимо учитывать особенности его состояния в момент познания. Для понимания состояний объектов вообще необходимо изучить формы состояний объектов. Для этого необходимо построить кладограмму ? диалектическую модель форм состояний объектов. В настоящее время это вряд ли возможно, а поэтому обратим внимание на главные формы состояний объектов:
  состояние? стихия ? ситуация ? событие.
  Состояние любого объекта есть единство, нераздельность тождества и различия. Стихия - естественное состояние неуправляемых объектов. Ситуация есть сложившееся состояние объекта, характеризующееся многофакторностью. Событие ? ситуация во времени или стереотипная ситуация, определённым образом развивающаяся во времени.
  Покой ? чистая, простая форма состояний. Такое состояние называют по-разному ? кондиция (товаров), ситуация (жизни), конъюнктура (экономика) и т. п. В таком случае рассматривают конкретные формы чистых состояний без указания того, находятся ли они в покое или изменяются.
  Покой есть установившееся, стабильное состояние объектов. Возможно, его следует считать гипотетической и относительной формой состояний ? временной, преходящей формой состояний объекта. Для покоя характерна статическая или динамическая неизменность свойств объекта. Такая форма состояний мыслима в определённых пределах. Возможно, покоем является "грубое", самое поверхностное понимание объекта, при котором абстрагируются от несущественных изменений объекта в определённое время.
  О возможности покоя говорили многие прежние и современные исследователи, в то же время, пока эта форма состояний не изучена в должной мере.
  "Но всякое специально относительное движение, т. е. в данном случае всякое отдельное движение отдельных тел на каком-нибудь движущемся небесном теле, представляет собой стремление к установлению относительного покоя, равновесия. Возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни" [181.20.561].
  Система
  -----+-----¬
  статичная ? динамичная
  -------+------¬
  устойчивая ? неустойчивая
  "Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи" [181.20.632].
  Покой является или гипотетическим, или относительным, или историческим явлением действительности. Он неустойчив, и внутренне обусловлено его превращение в изменение ? более сложную форму состояний объектов.
  Изменение
  -----+------¬
  просто ? процессы
  (устоявшиеся)
  ---+---¬
  просто ? тенденции
  ---+---¬
  просто ? поступательные
  ---+---¬
  просто ? необратимые
  ---+---¬
  регресс ? прогресс
  Изменение ? более развитая, чем покой форма состояний объектов. Оно многообразно и проявляется в природе, жизни, мышлении. Для изменений характерно динамическое состояние свойств объекта. Изменчивость всего существующего ? аксиома и принцип рациональной философии.
  "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением" [181.20.391].
  Чистыми формами изменений можно считать движение, перемещение, потоки.
  Процессы ? более развитая форма изменений. Они могут быть разной направленности, что обычно характерно для ритмичности, периодичности, цикличности. В таком случае имеют место возрастающие и убывающие, уменьшающиеся процессы с каким-либо свойством объектов, например, перемещение воды. Потоки воды в открытых водоёмах характеризуются волнообразностью с их возрастанием и убыванием.
  Колебания могут быть хаотическими, синусоидальными, циклическими.
  Процессы
  ----------+-----------¬
  постоянные ? переменные ? периодические
  Круговорот ? простейшая форма переходов. Круговорот воды в природе ? смена форм воды, в том числе лёд, пар и т. п., смена дней и ночей в сутках, сезоны года и т. д. В таком случае имеет место смена форм состояний установившегося порядка, последовательности форм состояний.
  Круговоротом считают смену поколений живых существ ? "круговое движение" [181.42.126]. Если имеет место вечное повторение одного и того же [181.20.551], длящегося миллионами лет, то такие переходы представляют простейшую форму круговоротов.
  Развитие ? качественное изменение объекта. Оно существует в различных формах переходов, превращений, преобразований. К сожалению, пока нет возможности дать системную трактовку всем формам развития, в том числе и из-за условности терминологии.
  Развитие
  ---------+-------------¬
  переходы? превращения ? преобразования
  Переходы (перемены) предполагают определённые изменения состояний. Их можно считать элементами и менее сложных форм изменения, процессов. В любом случае имеет место переход из одного в другое [161.29.229]. Ими могут быть даже простые модификации форм объектов, которые не являются существенными. Переходы могут быть восходящими и нисходящими, возрождением и вырождением, регрессом и прогрессом.
  Превращение ? более сложная форма переходов, предполагающая качественные скачки. Превращения имеют место и в кругообороте. Это обратимые переходы.
  Перевернуть
  ------------+----------¬
  разово ? много раз
  (эволюционно)
  ------------+------------¬
  медленно ? быстро, скачок
  превращение (революция)
  Преобразование ? необратимое превращение. Преобразования можно считать или всеобщими, или общественно-специфическими формами изменений. В последнем случае преобразованием назовем сознательно осуществляемое превращение. Например, селекция есть сознательное преобразование растений и животных в определённом направлении. Различные формы преобразований: реформы (реформации), революции и т. п.
  Покой состояния
  -----+----¬ ----+----¬
  просто ? изменение просто ? развитие
  -----+----¬ -----+-----¬
  просто ? процессы просто ? диалектика
 
  переходы
  -----+----¬
  просто ? превращения
  -----+---¬
  просто ? преобразования
  Развитие имеет место в природе, обществе и мышлении. И даже если оно будет следствием сознательной, целеустремлённой, планомерной деятельности людей, всё это еще может и не быть основанием для понимания его как диалектики.
  За пределами такой модели остаются многие понятия, имеющие отношение к этому объекту: модернизация, трансформация, совершенствование и т. д.
  В названной трактовке состояний объекта выделены главные их формы. Это исходная гипотеза, отражающая в целом основные формы состояний. Её можно и нужно конкретизировать. Сказанное ? то, на что можно отважиться, не превращая гипотезу в фантазию. У названных форм состояний имеются всеобщие, общие и специфические свойства. У более сложных форм состояний объектов имеется больше законов. Законы развития включают в себя и те законы, которые характерны только для покоя, и те, которые специфичны для изменений. В то же время, у развития необходимо выяснить все его свойства, соответственно диалектически их детерминировать в качестве законов от специфических для развития и вплоть до фундаментальных. И последующее рассмотрение этих законов должно идти от фундаментальных, иллюстрируемых на простых формах состояний, к специфическим законам развития как наиболее сложной форме состояний объектов. К сожалению, попытки такой систематики законов развития пока мало что дают. Можно выяснить основные соответствия свойств состояний и законов, но пока не удалось системно их интегрировать.
  Одним из условий понимания развития является систематика форм состояний и выявление новых свойств у этих состояний, если их расположить от простого к сложному: полярность, постоянность, переменность, постепенность, поступательность, увеличение, убывание, преемственность, кумулятивность, повторяемость, периодичность, ритмичность, возвратность, стационарность, атрофирование и т. д.
  Соотнесение есть также характеристика всеобщего, взаимной значимости всего (всех форм субстанций) друг для друга. Состояние всего сущего может быть различным и, соответственно, различна и значимость всех элементов действительности друг для друга.
  Систематика соотнесений, несомненно, требует специального исследования. В этом направлении предприняты усилия. Например, вполне обоснованно показывают следующие типы: взаимодействие в неорганике, активность органического, деятельность общественного [см. 235.З]. "Поэтому предлагается целесообразным закрепить категориальное значение понятий "взаимодействия" за сферой неорганической природы" [там же, с. 7]. "В органической природе способ бытия живых систем принципиально отличен от способа бытия объектов неорганической природы". "Категория активности хорошо выражает специфику как функционирования, характер организации процессов внутри живой системы, так и взаимоотношение ее со средой" [там же, с. 2]. "... Деятельность ... выражает человеческую активность, как высший тип активности живых систем, как определенный способ существования социальной действительности" [там же, с. 9].
  Взаимную значимость элементов действительности обычно обозначают взаимодействием, взаимосвязью, взаимоотношением, взаимозависимостью. П.К. Анохин выдвинул проблему выделения взаимосодействия.
  Эти и другие термины должны быть наделены определенным специфическим смыслом. Ограничение значения каждого из них и придание каждому из них собственного значения необходимо ввиду разнообразия (взаимной значимости различных элементов действительности). При этом безразлично с точки зрения науки, что будем называть каждым из них, хотя этимология и имеет значение при образовании категорий.
  При этом необходимо уточнить ряд положений классиков. Ф. Энгельс писал: "Взаимодействие ? вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю. ... Так естествознанием подтверждается то, ... что взаимодействие является истиной ... (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать" [I81.20.546]. Взаимодействие имеет указанное значение только в определенных рамках, а не всеобщее значение.
  В. И. Ленин неоднократно называл связь, взаимосвязь в качестве такой фундаментальной характеристики. "Причина и следствие ... лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи (универсальной), взаимосцепления событий, лишь звенья в цепи развития материи" [161.29.143]. Он отмечал, что у Гегеля "гениальна основная идея: всемирной, всесторонней, живой связи всего со всем и отражения этой связи ... в понятиях человека ..." [там же, с. 131].
  Широко распространена концепция о существовании вещей, свойств и отношений. Все это имеет не всеобщее, а частное значение. Вещи ? не всеобщая форма бытия (материи) и тем более действительности. Их взаимное значение друг для друга также не есть "отношение".
  "Одно из главных положений диалектики гласит, что в мире существует универсальная взаимосвязь, взаимодействие предметов и явлений" [151. 24]. Здесь отождествлены взаимосвязь и взаимодействие, при том они представлены в качестве исходного обозначения взаимного значения всех субстанций друг для друга.
  Свойства различной значимости элементов сущего могут быть представлены в виде следующей системы:
  Виды соотнесения Сфера проявления в "чистом" виде
  отношение ? люди
  зависимость ? организмы
  содействие ? живое
  взаимодействие ? вещи, тела
  взаимосвязь ? поля
  соотнесение ? идеи
  Соотнесение означает только то, что любые элементы всего существующего как-то относительно друг друга сопоставимы, имеют значение друг для друга. Оно не квонтифицируется, и в нем нет отражений. Это самая общая характеристика значения элементов действительности относительно друг друга. Можно считать, что соотносимые элементы индифферентны друг для друга. Такое соотнесение имеет место в идеальном. Элементы идеального между собой только соотносятся, а не связаны и не взаимодействуют. Если не осознать этого, то непонятны будут "дикие" соотнесения различных противоречивых элементов, которыми полны творения человеческой головы. Наиболее наглядно это выступает во вплетениях в науку мистических феноменов.
  На уровне материального "соотнесение" более или менее в чистом, простом виде проявляется в соотнесении "нейтрино" со всеми формами действительности. Как известно, он весьма слабо вступает в связи с веществом земли и может пройти всю толщу земного шара, не вступив с ним во взаимосвязь.
  Связь выступает в виде формы соотнесения и имеет место для всего материального. Связь ? самый фундаментальный вид соотнесения, имеющий место у всего материального. В чистом виде связь существует между элементами полей, т.е. на уровне бестелесной материальности.
  Взаимодействие выступает формой связи на уровне телесных материальных объектов. При этом далее его можно различать на микро- и на макроуровне, т.е. тела вообще (в том числе и микротела ? химические элементы и макротела ? вещи). Характер их взаимодействий различен, что должно найти отражение в используемых терминах для характеристики особенностей.
  Взаимосодействие есть специфический вид взаимодействий и более простых генетических видов соотнесений. В чистом виде этот вид соотнесений выступает на уровне внутриорганизменного. На надорганизменном уровне он проявляется во взаимозависимостях.
  Взаимоотношение есть частный вид взаимозависимости, характерный только соотнесению людей. Их соотнесение представлено схемой следующим образом (смотри следующую страницу):
  Если исходить из такой субординации, то взаимоотношение или просто отношение есть самый развитый вид соотнесений, включающий имплицитно фундаментальные свойства всех предшественников. В то же время, отношение ? это специфический для людей вид соотнесений, оно отсутствует на предшествующих стадиях развития материального. Между людьми есть все виды соотнесений, но собственно человеческие соотнесения выступают в виде отношений.
  Соотнесение
  ------+-----¬
  просто ? взаимосвязь
  ------+-----¬
  просто ? взаимодействие
  --------+------¬
  просто ? взаимосодействие
  --------+------¬
  просто ? взаимозависимость
  --------+------¬
  просто ? взаимоотношение
  Можно, конечно, отождествлять соотнесение между элементами идеального и людьми или квантами света и людьми и т.п. Но в таком случае мы теряем специфику каждого из них или должны ее постоянно оговаривать или подразумевать. Тем более, что для отождествления этих видов соотнесений имеются и основания ? все это формы соотнесений. Забывать о специфики соотнесений также вредно, как и упускать их общность.
  Каждый из видов соотнесений, несомненно, представляет явление и должен быть конкретизирован. Например, связи могут быть различного вида: спорадические, временные, долговременные, постоянные. Вероятно, формы связей можно представить в виде системы.
  Системное отражение общего и особенного соотнесений должно идти по ряду направлений. Одним из таких направлений различия видов соотнесений является выявление "мерности" соотнесений. Различные формы соотнесений различны в разных направлениях.
  Связь в соотнесении есть одномерное явление и одинаково во всех направлениях сферы значимости. Взаимодействие многомерно и предполагает различие между вступающими в связь явлениями. В таком случае можно различать пассивные и активные связи. Чем развитее вид соотнесения, тем "мерность" их растет. Трехмерная связь характерна живому, четырехмерная ? отношению людей. Можно выделить две группы взаимодействий ? к природе и к людям. Связь с природой у людей различна и в зависимости от вида природы ? органики или неживой природы. К камню человек относится как к неживой материи, а к траве ? уже как к живой и т.д.
  Соотнесение ? самое фундаментальное свойство, ? одновременно и самое простое. Оно существует в двух видах как самостоятельное простое и проявляется посредством всех остальных форм. Каждый более развитый вид соотнесений представляет то же самое: существует в чистом виде и проявляется во всех более развитых формах соотнесений. Несомненно, что вопрос об общих и особенных свойствах каждой формы соотнесений требует специального исследования. Разные уровни всего существующего, в том числе всего идеального, дают качественные различия. Каждый из уровней подразделяется на подвиды и т.п.
  Следует также иметь в виду различные формы соотнесений между различными уровнями действительного. Сформулируем такой закон: каждое высшее относится к менее развитым по законам соотнесений последних. Связь действует на уровне простейшего и в его соотнесениях с более развитыми видами материального. Все более сложные виды сущего соотносятся по законам своего уровня с себе подобными и более развитыми, а по сравнению с менее развитыми соотносятся по законам простых видов. Между уровнями сущего соотнесение идет по типам связи менее развитого.
  Человек устанавливает отношение с себе подобными, взаимно зависит от других форм жизни, взаимодействует с вещами, связан со всем материальным макроуровня. Сказанное надо понимать не в том смысле, что отношения людей не соотносятся с менее развитыми формами соотнесений, а в том смысле, что люди соотносятся по-разному с различными формами всего сущего, и менее развитые создают условия для действия более развитых.
  Объем соотнесений каждого элемента со всем остальным миром можно считать безграничным. Ф. Энгельс отмечал, что в стручке гороха материализовано столько связей, что их не могут выявить все ботаники мира. И чем более развита форма сущего, тем объем его соотнесения значительнее.
  Люди не могут познать всех существующих соотнесений. В то же время, поскольку каждое соотнесение имеет значение для жизни людей (или определяет непосредственно, или может быть использовано для жизни), то их несомненно следует выявлять, составляя их номенклатуру, типизировать, строить их систему с тем, чтобы легче их было использовать в деятельности. Метанаука должна облегчить реализацию этого в рамках всех наук.
  Соответствие есть элемент соотнесения. Оно есть адекватность знака объекту, степень истинности обозначения объекта. При соотнесении субстанций выявляют ? существует или нет соответствие, адекватность или неадекватность. На этой основе выявляют степень несоответствия, которая представлена системой [см. 52]: тождественность ? неадекватность ? противоположность ? противодействие ? противоречие.
  Отражение есть характеристика последствий соответствия. Отражение довольно подробно исследовано в современной литературе с точки зрения ее сущности, форм проявления. На ее основе построен "Самоучитель мышления"[52].
  Действительность
  -----+----¬
  просто ? природа
  -----+----¬
  просто ? жизнь
  -----+------¬
  просто ? общество
  ------+----¬
  просто ? экономика
  -----+----¬
  просто ? идеология
  -----+----¬
  просто ? политика
  -----+------¬
  просто ? практика
 
 
 
  Учебно-методические материалы
  Плодотворное усвоение философии требует разработки адекватного учебно-методического комплекса. Здесь даны лишь некоторые его элементы.
  Место теоретической философии можно представить с помощью следующей схемы:
  Эвристическое
  могущество науки
  ----+----¬
  осмысление ? решение
  (ФОТН) --+---¬
  метанаука ? ТДМ (интеллектика)
  ----+---¬
  самоучитель ?апробация
  (ДЛ) ----+---¬
  ОТТ ? экономика
  ----+----¬
  поиски ? находки
  ----+---¬
  ИЭУ ? ФТЭ
  ----+---¬
  ОТЭ ? ОТД
  Иными словами, гипотезу можно представить следующим образом:
  Основа учебно-методического комплекса:
  ФОТН - постановка проблемы.
  Самоучитель мышления.
  Философия (или "метанаука" - данное пособие).
  Словарь теоретической философии представлен в "Самоучителе мышления". Для его усвоения и контроля служит система управления базами данных (СУБД-3 и 4), которые автоматически генерирует четыре (пять) типа тестовых заданий.
  Хрестоматия главных мыслей классиков философии включена в соответствующие разделы учебного пособия.
  Рекомендуемая литература. Способность к теории, мышлению должна быть развита, усовершенствована, а для этого "не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии" [180.20.366]. Лукиан указывал не недостижимость этой цели, а поэтому необходим тщательный отбор изучаемых книг.
  При использовании трудов предшествующих авторов следует строго различать первоисточники и произведения комментаторов. И помнить наставление Дж. Локка: "Черпайте из первоисточника и никогда не берите из вторых рук" [169.3.591] "Не довольствуйтесь светом, заимствованным у комментаторов, и руководствуйтесь их взглядами лишь в тех случаях, когда у вас нет собственного или когда ваш собственный взгляд оставляет вас в темноте" [там же, с. 592].
  Общепризнанной теоретической философии пока нет, а поэтому надо учиться у классиков. Всех их работ не перечитать, а поэтому нужен отбор первоочередных. В последующем каждый ищущий найдет и другие работы, которые представляют для него интерес. Здесь названы работы для первоначального освоения философского, духовного наследия. Рекомендую работы с точки зрения той парадигмы философии, которой придерживаюсь сам - философии как универсального основания теоретической науки. Если у вас иной подход к ней, то данные рекомендации не для вас.
  П. Копнин указывал на необходимость проработки всего философского наследия для того, чтобы стать философом. Одновременно он указывал на недостижимость этой цели. По моему мнению, невозможно изучить всё философское наследие. Да это и не нужно с учетом опыта математики (математики не обучают истории математики). Главным должно стать восприятие разработанной великими философами технологии философствования, которая должна быть адекватно изложена в учебниках. И в будущем это, вероятно, будет нормой. До тех же пор надо изучать и работы основоположников науки, философии. При этом собственные идеи предшествующих исследователей изучают на разных уровнях:
  Первоисточники
  -----------+-----------¬
  цитаты ? хрестоматии отрывков ? оригинальные работы
  И сейчас нужны все эти способы знакомства с собственными идеями предшествующих исследователей. Для этого имеется возможность - хрестоматии цитат, отрывков, как и собственные их работы. Конечно, изданные хрестоматии цитат и отрывков устарели. Труднее реализовать хрестоматию отрывков. Что же касается цельных работ классиков философии, то они обычно весьма трудны для понимания ввиду многих факторов. В то же время, у классиков имеются и весьма легкие для усвоения работы. Надо усвоить рациональный способ изучения их книг.
  Просмотреть? проштудировать? прочитать.
  Начинают с беглого просмотра с тем, чтобы определить, следует читать или нет. Затем читают выборочно. И чаще всего такая проработка вполне достаточна. Иногда важно прочитать весь труд. Порой рациональнее купить нужную книгу и читать с карандашом в руках, подчеркивая нужные места с тем, чтобы постепенно усвоить идеи. Наиболее ценные книги прорабатывают много раз. Декарт отмечал необходимость многократных прочтений философских книг [87.307-308].
  Труды классиков науки - не учебные пособия, они требуют определенной подготовки и многократной проработки. И чем больше времени проходит с момента написания книги, тем больше требуется усилий на адекватное их понимание. Возможны разные дидактические средства:
  1. Список рекомендуемых работ - начальная версия.
  2. Цитатник - хрестоматия высказываний.
  3. Тексты - антология первоисточников.
  4. Обзорные тексты истории мысли по проблемам.
 Рекомендуемые работы:
  1. Платон "Пир"
  2. Платон "Федон"
  3. Платон "Федр"
  4. Лукиан из Самосаты. "Гермотим, или О выборе философии".
  5. Лао Шэ. "Записки о кошачьем городе"
  6. Бэкон Ф. Новый органон. Предисловие. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека. Великое восстановление наук. Предисловие. Роспись сочинения.
  7. Локк Дж. Об управлении разумом [т. 3. Соч. в трех т. - М.: Мысль, 1985].
  8. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Письмо к читателю. Книга первая, глава первая. Книга третья, глава 10. Книга четвертая, глава 17.
  9. Локк Дж. Мысли о том, что читать и изучать джентльмену.
  10. Декарт Р. Правила для руководства ума. Т.1. с 77-154
  11. Декарт Р. Первоначала философии (из письма автора к французскому переводчику) т.1. с 301-312.
  12. Лейбниц Г.В. О приумножении наук. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. Книга 4, глава ХVII. О разуме. Элементы разума. Некоторые соображения о развитии наук и искусстве открытия. Письмо к герцогу Ганноверскому. Об универсальной науке, или философском исчислении.
  13. Кант. И. Логика.
  14. Гегель Г.В.Ф. Предисловия и Введение к "Энциклопедии философских наук".
  15. Фонтенель. "Диалоги мертвых древних и новейших лиц", в частности спор Декарта и Лжедмитрия [299].
  16. Гуссерль Э. Философия как строгая наука [83].
  17. Бакунин М. О философии [20].
  18. Виндельбанд В. Прелюдии. Предисловие. Что такое философия? О Сократе.
  19. Герцен А.И. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы.
  20. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Предисловие и первая глава "Фейербах".
  21. Маркс К. С помощью предметного указателя к изданию проработать его мысли о роли науки в общественном развитии.
  22. Энгельс Ф. "Карл Маркс. К критике политической экономии-II" [181.13. 494].
  23. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии [181.21.269].
  24. Энгельс Ф. Набросок надгробной речи на могиле Маркса. Похороны Карла Маркса [181.19.346, 350].
  25. Ленин В.И. Что делать?
  26. Герцен А.И. Письма об изучении природы.
  27. Сент Экзюпери. Военный летчик.
  28. Павлов И. О русском уме. // Альма матер. 1997, №7
 
 
 
  Элементом учебно-методического комплекса следует считать и те работы, которые показывают практическое использование предлагаемой гипотезы. В качестве таковых являются книги автора [53; 54; 55; 56].
 
 
 
  "Философский камень"
  (Заключение)
  Камни ? фактор жизни людей с древности. Каменный век ? начало использования камней в качестве материала для орудий труда. Не удивительно, в связи с этим, возникновение метафорических камней. Последних много. Интересно собрать сведения о них для осмысления общественного развития. Интересны "камни общества", прежде всего философские. Алхимики долго искали "философский камень" и не нашли его [169.234; 181.7.16]. Мой отец закончил свои "Письма потомкам" словами: "Я знаю, что его, сказанное, не примет ум людской, ум ученый. Но я сижу на философских камнях и не могу не говорить" [51.289].
  Многие исследователи, например Р. Маттеи, использовали образ метафорических камней при анализе перспектив общественной жизни. Его статья "Строительные камни социализма" [см. 181.3.474-488].
  Использовали эту метафору и применительно к науке. "Это то же самое, как если бы, например, находка некоего камня давала мне, совершенно независимо от моей индивидуальности, владение всеми науками. Обладание деньгами ставит меня в отношении богатства (общественного) в совершенно то же положение, в какое меня поставило бы обладание философским камнем в отношении наук" [181.46.1.166-167].
  Философы искали философский камень в качестве средства преобразования общества. Об одном таком факте в Германии писал Маркс и Энгельс. Философы обособили мысли и идеи в качестве самостоятельных сил, верили в чудодейственную силу "слова" как содержание философского камня, но не смогли найти ключа к нему [см.181.3.448-449].
  Философскими камнями можно считать только чудодейственные камни - камни, которые творят чудо, непостижимое с точки зрения менталитета людей. Главным следует считать поиск философского камня, который сделал бы философию главным фактором выживания общества в третьем тысячелетии. Такой камень существует, им является теоретическая философия или философия в собственном смысле слова. Только созидание такой философии обеспечит ее реинтеграцию в общественную жизнь: "...В той мере, в какой мир становится философским, философия становится мирской..." [181.40.210].
  "Краеугольные камни"
  Краеугольные камни весьма важны при строительстве зданий. Их установке уделяют особое внимание, поскольку они определяют конфигурацию будущего строения. По аналогии со строительством Христос использовал это выражение образно ? "краеугольные камни". Последними называют то, что определяет будущее того или иного дела. Таких "камней" весьма много, и они могут быть в любом деле.
  Краеугольным камнем современной цивилизации следует признать теоретическую философию. Главная проблема общества - как сделать философию действительным краеугольным камнем общественного прогресса. Только решение проблем, поставленных практически всеми философами прошлого, обеспечит цивилизацию третьего тысячелетия краеугольным камнем - философией.
  "Пробный камень"
  Решение философских проблем еще ничего не дает обществу, кроме того, что ведет к познанию "горя от ума". Остается один позитивный выход ? поискать пробные камни для доказательства истинности идеи.
  Пробные камни были нужны как средство для определения пробы золота. При определенных делах использовали некоторые камни для того, чтобы определить природу тех или иных тел. Отсюда они вошли в жизнь общества как метафорическое явление - средство для определения сущности истины всего сущего. Метафорический пробный камень служит всего лишь средством для определения той или иной природы определенного явления. "Краеугольный камень" нуждается в "пробном камне" для доказательства истинности утверждений. "Пробный камень" истины [169.2.207] призван стать средством оценки краеугольного камня. Природа является пробным камнем для диалектики [181.20.22]. При разработке самоучителя диалектической логики такими пробными камнями были фундаментальная теория экономики, общие теории техники и денег.
  Решение проблем фундаментальной теории экономики не может быть единовременным и легким делом. Наметив решение основных проблем фундаментальной экономики, приходится осознавать недостаточность и первого, и второго "камня" современного общества. При господствующей педагогике все останется втуне, не станет исходным для возрождения народа, не будет им воспринято. Приходится искать и иные "ключевые" камни.
  "Камень преткновения"
  Так называют то, что мешает. Библейская легенда - исходный миф данного камня. Метафорическим камнем преткновения общественного прогресса можно считать современные общественные науки, прежде всего философию, психологию, педагогику.
  С древности известен лозунг "ПОЗНАЙ СЕБЯ". И пока психология не обеспечивает достижения этого. Давно назрела проблема сквозного обучения психологии в школе с тем, чтобы объяснить людям их собственную суть, как и суть иных людей. Фактически речь идет о системе психологических наук, которая должна быть поднята на уровень теории. Только в таком случае, возможно, определить стратегию воспитания людей, поскольку известна истина:
 
 
  Психология ставит проблему перед педагогикой. Нужна новая педагогика, которая объяснит всю систему воспитания людей и лежащую в ее основе систему педагогических наук. И ее следует философствованием теоретизировать.
  Никакие сумасшедшие, гениальные идеи не дойдут до народа, не вдохновят его на подвиг в общественной жизни до тех пор, пока господствует современная педагогика. Поэ-
  П.Ж. Беранже (1780-1857)
  ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИДЕИ
  Идея, проснись поскорей!
  Господь тебя кличет! Живее!
  В мозгу у каких королей
  Иль пап ты дремала, Идея?
  Х о р б у р ж у а
  Идея стучится сюда...
  Запремте-ка дверь, господа!
  Трибуна, вельможи ли ты
  Творение, или находка?
  О нет, ты - дитя нищеты,
  Ты - дочь бедняка- самородка.
  Х о р б у р ж у а
  Идея стучится сюда...
  Запремте-ка дверь, господа!
  "Опять? - закричал мещанин, -
  Претензиям станем преградой!
  Звать к бунту! Скажу не один:
  Идей у нас больше, чем надо!"
  Х о р б у р ж у а

<< Пред.           стр. 14 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу