<< Пред. стр. 15 (из 17) След. >>
Идея стучится сюда...Запремте-ка дверь, господа!
Ученый ворчит институт:
"Послушайте, как вас, девица!
Давать мы согласны приют
Лишь тем, кто от нас народится!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Философ воскликнул: "Брехня!
Какой доморощенный гений
Идею родил без меня,
Не зная моих сочинений?"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Священник - тот речи повел:
"Страшитесь идеи, о чада!
Бог создал, а черт изобрел...
Идея - творение ада!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Идею украв, шарлатан
Заметил: "Реклама потребна.
Возьму я трубу, барабан, -
Пусть гимн раздается хвалебный!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
В ответ ему слышится: "Ба!
Идея стара, без сомнения.
К чему барабан и труба?
Свои предпочтем измышления!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Бедняжку английский купец
Купил на одной распродаже,
Построил ей пышный дворец,
Признал ее дочерью даже....
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Во Францию едут они,
И золота с ними немало.
Чиновникам - много возни,
Захлопнули двери сначала.
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Хитер англичанин-делец,
И вот при дворе она все же...
А что ж настоящий отец?
Он умер на нищенском ложе.
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
тому надо расчистить "завалы" педагогики, убрать камни ее преткновения. Их много. Их, в частности, указал Беранже в следующем стихотворении (смотри предыдущую страницу).
Главный камень преткновения - филодоксия. Пока она господствует, наука не совершит качественного скачка, не обеспечит просветительства, интеллектуализации общества.
Эти препятствия общественному прогрессу не менее значительны по сравнению с теми, что стоят на пути философии и экономики.
Философия должна стать исходным каноном, органоном не только для разработки системы экономических наук, но и психологических, и педагогических наук. Соответственно и экономика: ее понимание не только зависит от решения проблем психологии и педагогики, но и является условием для выполнения ими этой функции.
Потребность в новой школе осознана давно. Многообразны ее совершенствования, но и имеет место одновременный рост недовольства ее состоянием. Все более осознается определяющий фактор ее возможного прогресса - педагогика. Но она оказывается каким-то камнем преткновения. Многообразные ее новации не снимают, а скорее, обостряют проблему. В чем причина и где она находится - внутри или вне педагогики? Настало время разработки общих теорий психологии и педагогики. Последние науки решают проблемы развития интеллекта и эрудиции, которые нужны для современной жизни. Конечно, и это не последний камень преткновения - нравственность (духовность, идейность) требуют также особого внимания.
"Камня на камне не оставить"
Осмысливая пагубную функцию филодоксии, хочется не оставить от нее камня на камне. Однако философия наставляет - все в мире имеет своих антиподов, противоречиво. Противоречия всегда существуют, что бы ни думали люди. Всегда будет и филодоксия, а поэтому не нужно усиливать ее постоянной критикой. И, может быть, даже радоваться тому, что она существует. Она - щука, боясь которую карась не дремлет. Надо остерегаться филодоксии для того, чтобы не потерять чувства истинности идей.
"Камень за пазухой"
Ранее не было возможности адекватно познать истину: исследователи были сыты, уверены в будущем своих потомков, а поэтому не "вкалывали" на пределе последних сил... Теперь им приходится работать "в стол" с надеждой разработать идею...
"Камень шемякина суда"
По сказке, бедняк его показывал судье, а тот думал, что ему дают взятку. На самом же деле, крестьянин говорил о том, что ему "нечего терять, кроме своих цепей", а поэтому, в крайнем случае, он вынужден будет запустить этим камнем в судью, чего бы это ему ни стоило.
"Булыжник" - средство самоубийства
"Боксерское восстание" начала ХХ века в Китае избрало своим символом "Кулак во имя справедливости и согласия". Оно было подавлено безжалостно и не кулаком. И сейчас порой люди уповают на кулачный бой.
Символом 1917 года был булыжник. В 1927 году И. Шадр изготовил скульптуру "Булыжник - оружие пролетариата". Конечно, булыжник - тоже камень. Борьба с терроризмом в третьем тысячелетии делает опасными любые булыжники, которые могут стать орудием борьбы с народом - какому-либо простаку (фанату) его вложат в руки, и он сделает вид, что угрожает обществу. А это и надо злу для того, чтобы "закрутить гайки" созданным порядком вменения интересов, ценообразования, капитализации интересов и т.п. Булыжник из оружия пролетариата стал средством борьбы с пролетариатом. Не только символом, но и настоящим орудием борьбы трудящихся может быть только разум, мудрость, интеллект, наука, идейность, которые объединяют людей в борьбе за осуществление своих интересов, прав в условиях истинной демократии.
"Камень веры"
"Камень веры" [Яворского, см. 61] - разум, рассудок, мышление, интеллект, наука вообще. "Камень веры" доброделателей состоит в том, что надо "жить своим умом". Возрождение общества начинается с каждого из нас - с развития наших способностей, прежде всего интеллекта. И сегодня это доступно всем желающим. Только полюбив науку, подняв свой интеллект, овладев теоретической наукой, можно выжить, обосновывая теоретически свою деятельность, труд, профессию.
"Камень гробовой"
Истинные исследователи оставляют в покое "камень гробовой" (П.Ж. Беранже: 1780-1857, "Последняя песня") предшественников и оппонентов, как бы они ни оценивали их мысли. Если высказанные мысли не соответствуют настрою читателей, и не интересуют их, то читателям не следует волноваться. Все мыслители игнорируют много мыслей других людей прошлого и современников. Что же касается филодоксов, то не следует предполагать их нравственности, и им не под силу сдвинуть с места "камень гробовой" философов.
"Время разбрасывать камни и
время их собирать" (Экклезиаст)
Если и есть возможность рассчитывать на чудо, то только ввиду эвристического могущества философии, решенных проблем экономики и т.п. Они помогли накопить некоторый опыт для решения проблем педагогики и выявить те из них, которые должны быть решены в первую очередь...
Если же будут такие жизнелюбы, трудоголики и т.п., какими были предшествующие исследователи, то им философское наследие пригодится в качестве положительного или отрицательного опыта жизни. Убежден в том, что идти надо в этом направлении.
Счастливого вам пути!
Литература
Данный список не отражает всех использованных источников. Цитирование некоторых мыслей Платона и Аристотеля зашифровано традиционно для этих произведений.
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух тома. - М., 1994.
2. Антология мировой философии. В 4-х т. - М.: 1969.
3. Алексашин В.И. Мышление и кибернетика. - М.: Высшая школа, 1971.
4. Алексеев М.Н. Предмет и структура философии. - М., 1973.
5. Алексеев М.Н. Актуальные проблемы логической науки. - М, 1964.
6. Алексеев П.Н., Панин А.В. Философия. 3-е изд., - М., 2001.
7. Анализ системы научного знания. - Саратов, 1976.
8. Андреев И.Д. См. кн.: Очерки по диалектическому материализму. - М.: Наука, 1977.
9. Аникст А. Шекспир. - М.: Молодая Гвардия, 1964.
10. Антология мировой философии. - М., 1971.
11. Арлычев А. Н. Качественный аспект мира и его познание. - М.: Наука, 2001.
12. Аристотель. Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1976.
13. Асмус В.Ф. Диалектический материализм и логика. - Киев, 1924.
14. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и духовность. - М., 1981.
15. Афанасьев В.Ж. Наука, техника, управление в социалистическом обществе // Политическое самообразование, 1973, №8.
16. Ахлибинский Б.В. Проблемы прогнозирования и управления научно-техническим прогрессом. - Л., 1974.
17. Бажанов В., Учайкин В. Теология - не для светских вузов. // Независимая газета,10.02. 2001.
18. Баженов Л.Б. Рецензия на книгу "А.Л. Никифоров. Природа философии. - М.: Идея. Пресс, 2001" // Вопросы философии 2002, №1.
19. Баград М.В. Общая классификация наук и ее связи с библиотечной классификацией. - Рига, 1967.
20. Бакунин М. Анархия и порядок. - М., 2000.
21. Бахтин И.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
22. Баумейстер Х. Логика. - М., 1760
23. Баумейстер Х. Метафизика. - М., 1764.
24. Белинский В.Г. Изб. философ. соч. - М., 1948.
25. Беляев Е.И. Язык и познание. - Саратов, 1976.
26. Беляев Е.А., Кисилев Н.А., Перминов В.Я. Некоторые особенности развития математического знания. - М, 1975.
27. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М., 1991.
28. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. - М.: Наука, 1974.
29. Бирюков Б.В., Бирюкова Л.Г. Философско-логическое основание математики в культурологическом аспекте: исторические судьбы древних контроверз точного мышления // Вестник МГУ, серия 7 Философия, 2001, №5.
30. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. - М.: Наука, 1973.
31. Блаженный Августин. О порядке. - Киев, 1914.
32. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.
33. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. - М.: Знание, 1969.
34. Богданов А. Философия живого опыта. - М, 1920.
35. Бойков Н. Владыка мира. Политическая экономия III тысячелетия. - М., 2001.
36. Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминание о Ленине. - М.: Наука, 1969.
37. Борисов В.Н. О специфике методологического анализа научного познания. // В кн.: "Методологические проблемы развития науки и культуры". - Куйбышев, 1976.
38. Борисов В.Н., Духанин В.Н. Формирование научного знания в социально-экономическом исследовании. - Саратов, 1974.
39. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. - Киев, 1976.
40. Бэкон Ф. Соч. в двух томах. - М., 1971.
41. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. - М.: Наука, 1973.
42. Ващекин Н.П., Делокаров К.Х., Урсул А.Д. Образование и устойчивое развитие. - М., 2001.
43. Вашкевич И.Н. Абракадабры. - М., 1998.
44. Вернадский В.И. Труды по общей истории. - М., 1989.
45. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. Книга вторая. - М.: Наука, 1977.
46. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. - М.: Политиздат, 1968.
47. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. - М.: Юрист, 1995.
48. Воейков М. "В ракурсе теории цивилизаций" (По поводу статьи В. Волконского) // Альтернативы, 2001, №4.
49. Войтов Г. К. Мир иной (воспоминания). - М., 1996.
50. Войтов Г. К. Мудрость и наука жизни (в письмах) - М 1997.
51. Войтов Г. К. Письма потомкам. - М., 2000.
52. Войтов А. Г. Самоучитель мышления. 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2001.
53. Войтов А. Г. Философское основание теоретической науки. - М., 1999.
54. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. 6 изд. - М.: Маркетинг, 2002.
55. Войтов А. Г. Техника. Общая теория. 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2001.
56. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М.: "Дашков и К?", 2002.
57. Волков Г.Н. Путь гения. - М.: Детская литература, 1976.
58. Волков Г.Н. Сова Минервы. - М., 1985.
59. Волков А.Г. Философские исследования. - Таллинн. 1973.
60. Волконский В. Нужен новый идейный синтез // Альтернативы. 2002, №1.
61. Вольф Х. и философия в России. - СПб., 2001.
62. Вольф Х. Логика. - СПб., 1765.
63. Вопросы методологии и методики педагогических исследований. Материалы конференции. - Томск, 1974.
64. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
65. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1975.
66. Гегель. Философия истории. Соч. Т VIII. - М., 1935.
67. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб.: Наука, 1999.
68. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб, 1994
69. Гельвеций К.А. Соч. в двух тома. - М.: Мысль, 1973.
70. Герасимов И.Г. Научное исследование. - М., 1972
71. Герцен А. И. Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1986.
72. Гершанский В.Ф. Философские основания теории субатомных и субъядерных взаимодействий. - СПб., 2001.
73. Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего - СПб., 1860.
74. Глинский Б.А., Баксанский О.Е.. Методология науки: Когнитивный анализ. - М.: Альтекс, 2001.
75. Глядков В.А. Феномен марксистской философии. 2-е изд. - М., 2001.
76. Гордиенко А. Воспроизводство ума и прогресс общества. Воронеж- Москва, 2000.
77. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. - М. : Мысль, 1986.
78. Гражданников Е.Д. Метод построения системной классификации наук. - Новосибирск, 1987.
79. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. - М.: Наука, 1973.
80. Губин В.Б. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. - М., 1998.
81. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. - М.. 1999.
82. Гусев Д.А. Философия. - М., 2000.
83. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. - М., 1911, книга 1.
84. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М., 1957.
85. Данилов Н.А.. Краха науки не будет. Якутск, 2001
86. Данте А. Божественная комедия. - Минск, 1987.
87. Декарт Р. Соч. в двух томах. - М.: Мысль, 1989.
88. Джахая Л.Г. К вопросу о диалектической логике. // Философские науки, 1990, №12.
89. Диалектика и современное естествознание. - М.: Наука, 1970.
90. Диалектика и логика научного познания. - М.: Наука, 1966.
91. Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики. - М.: Наука, 1978.
92. Диалектика и научное познание. Уч. записки. Т.122, - Ташкент, 1974.
93. Дицген И. Завоевание философии и письма о логике. - С.П, 1906.
94. Дмитриенко В.А. Вопросы общей теории науки. - Томск, 1974.
95. Добров Г. Науковедение и экономика науки // Вопросы экономики, 1974, №2.
96. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия, мифология в зеркале рефлексии. - М., 1993.
97. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. - Нижневартовск, 1994.
98. Ерофеев Н.А. Что такое история. - М.: Наука, 1976.
99. Ефремов И. Соч. в 3 т. - М.: Молодая Гвардия, 1975.
100. Жаров А.М., Мещерякова И.А. Материя и сознание. - Л., 1973.
101. Жизнь животных. В 6 т. - М.: Просвещение, 1968
102. Жизнь науки. Антология. - М., 1973
103. Зимянин М.В. В кн. "ХХV съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук". - М., 1977.
104. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. - М., 1994.
105. Иванченко В. Парадокс Сократа // Компьютерра, 2001, №46.
106. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М., 1974.
107. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968.
108. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
109. Ильин В. Бегущие по волнам. - М.: Знание, 1975.
110. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М., 1994.
111. Ильин Ю.В., Сладкевич Б.Г. В кн.: "Аудио и визуальные средства обучения". - Л., 1975.
112. Институциональная экономика. Под рук. Д.С. Львова. - М.: ИНФРА-М, 2001.
113. Ирджик Г. Философия науки и радикальный ислам в Турции // Вопросы философии, 1999, № 2.
114. История марксистской диалектики. - М.: Мысль, 1971.
115. Исторический материализм как наука. - М., 1974.
116. Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.
117. К 180-летию со дня рождения А.А. Фета. Предисловие к публикации // Вопросы философии, 2000, №11.
118. Кавелин К.Д. Собр. соч. - М., 1874.
119. Казаков Д.Ф., Николаев И.В. В защиту научной философии. - СПб, 1999.
120. Как научить творчеству? // Литературная газета, 1976, №31.
121. Какая философия нам нужна. Составитель Ю.Н. Солонин. - Л., 1990.
122. Кант И. Соч. в 6 томах - М,: Мысль, 1963.
123. Кант И. Соч. в 8 т. - М.: ЧОРО, 1994.
124. Капица С. П. // Компьютерра, 2001, №2.
125. Карпухин В.А. Философское значение материалистических исследований // Философские науки, 1975, №6.
126. Касавин И.Т. Социальная теория познания. - М., 2001.
127. Кедров Б.М. Классификация наук. - М.: Мысль, 1965.
128. Кедров Б.М. Теоретические вопросы материалистической диалектики // Вопросы философии. 1976, №12.
129. Кемп П., Армс АП. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988.
130. Кирсанов В.Н. "Реставрация" капитализма в России. Истоки и причины. 2-е изд. - М., 1999.
131. Кисель В.А. Наукоучение как философия научного познания. // Философские исследования, 2001, №1.
132. Коган Л.А. На подступах к советской философии. // Вопросы философии, 2002, №5.
133. Козицин А.К. Россия без парадоксов // Экономическая газета. Развитие, 2001, №48.
134. Козлова М.С. Проблемы философии языка. Автореферат. - Л., 1973.
135. Кондаков Н. Логика. - М., 1954.
136. Кондильяк Э.Б. Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1980.
137. Константинов Ф.В. Великий Октябрь и марксистско-ленинская философия //Вопросы философии, 1977, №3.
138. Конт О. Курс положительной философии. - СПб, 1899.
139. Копнин П.В. Диалектика как логика. - Киев, 1962.
140. Копнин П.В. Логические основы науки. - Киев, 1968.
141. Копнин П.В. Марксистско-ленинская теория познания и современная наука. - М., 1970.
142. Копнин П.В. Философские идеи В.И. Ленина и логика. - М.: Наука, 1969.
143. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. - М., 1974.
144. Косолапов В.В. Информационно-логический анализ научного исследования. - Киев, 1968.
145. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. - Москва-Волгоград, 2001.
146. Краткий очерк истории философии. - М.: Соцэкгиз, 1960.
147. Кричевец А. //Компьютерра, 2001, №35.
148. Кругляков Э.П. Ученые с большой дороги. - М.: Наука. 2001.
149. Кузнецов Б.Г. Ценность познания. - М.: Наука, 1975.
150. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М., 1976.
151. Кузьмин В.П. Проблемы системности в теории и методологии К. Маркса. - М.: Знание, 1974.
152. Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. - М., 1977.
153. Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? Пер. с англ. - М., 2001.
154. Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. В трех томах. - М.: Мир, 1992.
155. Лазаренко Е.К. Курс минералогии. - М., 1971.
156. Ларичев В. Е. Древо познания. - М., 1985
157. Львов Д.С. Экономика развития. - М., 2002.
158. Лейбниц Г.Ф. соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1982.
159. Лейли Х. Свободна ли наука от ценностей?: Ценности и научное понимание // социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия, РЖ \РАН. ИНИОН. ? М., 2001.
160. Лекторский В.А. Эпистемология. Классическая и неклассическая. - М.: УРСС, 2001.
161. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - М., 1977.
162. Ленинская теория отражения и современная наука. - София, 1973.
163. Ленинская методология исследования. Вып. 4., -М., 1976.
164. Легнмюр И. Наука о явлениях, которых на самом деле нет // Наука и жизнь, 1968, №12.
165. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Знание, 1976.
166. Летняя философская школа "Голубое озеро-2001": Образ философии в ХХI веке. - Новосибирск, 2001.
167. Лобастов Г.В. "Ж.М. Абдильдин. Сочинение в пяти томах. Алмааты, 2000-2001 // Вопросы философии, 2002, №3.
168. Лойт Т.В. Вопрос о науковедении и его построение. В кн. "Труды по философии". Вып. 18, - Тарту, 1975.
169. Локк. Д. Соч. в 3-х т. - М.: Мысль, 1985.
170. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.
171. Лукиан из Самосаты. Избранная проза. - М. , 1991.
172. Лутай В.С. О методе построения системы диалектического материализма. - Киев, 1970.
173. Майзель И.А. Социология науки: проблемы и перспективы. - Л., 1974.
174. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. Для студентов гуманитарных вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
175. Макушинский А. Современный "образ мира": действительность // Вопросы философии, 2002, №6
176. Макшеева О.С. Роль знаков в процессе отражения. Автореферат, 1974.
177. Мамчур Е.А. Проблемы выбора теории. - М., 1975.
178. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. - М.: РОССПЭН, 1997.
179. Мантатов В.В. Об объективной референции научных терминов // Вестник моск. Ун-та. Философия, 1973, №3.
180. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века. - М., 2001.
181. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - М,. 1981.
182. Матвеев А.К. Развитие науки как общественного способа познания. - Воронеж, 1974.
183. Мелюхин С.Т., Зак С.Е. Принципы и основные законы материалистической диалектики. - М., 1974.
184. Менделеев Л.И. Основы химии. - СПб., 1881.
185. Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. - М., 1991.
186. Меньшиков М. Кончина века // Вопросы экономики, 2000. №12.
187. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. - М., 1999.
188. Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. - М., 1987.
189. Методическое пособие по философии для школ марксизма-ленинизма. - М., 1973.
190. Методологические проблемы политической экономии социализма. - Л., 1976.
191. Методологические вопросы науки. Вып. 4. - Саратов, 1975
192. Мехова А.А. "Механисты" и "диалектики": к предыстории спора. / Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследователей. Вып. 4 - М., 1991.
193. Миносян А.М. Категории содержания и формы. - Ростов-на-Дону, 1962.
194. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. - М., 1991.
195. Мораль и этическая теория. - М.: Наука, 1974.
196. Морозов В.Д. Научно-техническая революция и диалектика. - Минск, 1976.
197. Морозов А. Блестящая непопулярность // Знание-сила, 1974, №6.
198. Морозов К.Е. Математическое моделирование в научном познании. - М.: Мысль, 1969.
199. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. - М., 1990.
200. Наука и жизнь. 1965, №7.
201. Наука и научное творчество. - Ростов-на-Дону, 1970.
202. Науменко Л.К., Югай Г.А. "Капитал" и методология научного исследования. - М.: Знание, 1968.
203. Науменко Л.К. О методологии системного подхода к общественным явлениям. В кн. "Проблемы научного коммунизма". - М.: Мысль, 1974.
204. Никифоров А.Л. Природа философии. - М.: Идея. Пресс, 2001.
205. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. Уч. пособие. - М., 1998.
206. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике ... 3-е изд., - М., 1998.
207. Николаев И.В. Философия как наука. - СПб, 1997.
208. Николаев И.В. Логика (дедуктивная, индуктивная, диалектическая). 2-е изд. СПб, 2001
209. Общая теория систем. - М., 1966.
210. Овчинников Н.Ф. Принципы теоретизации знания. - М., 1996.
211. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. - М., 1995.
212. Ойзерман Т. Марксизм как идеология // Свободная мысль, 1999, №3 и 5.