<< Пред.           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  Экспертные компьютерные системы - средство "жить чужим умом" людей, не овладевших культурой мышления. Экспертиза плодотворна только для тех, кто сам способен мыслить. На эту тему написана масса работ. Приведем ряд положений М. Хайдеггера, которые в очередной раз ставят вопрос о сущности и актуальности мышления.
  "Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Это бегство от мышления и есть основа для бездумности" [302. 103]. "Мы попадаем в то, что называется мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть готовы учиться мыслить.
  Как только мы принимаемся за это учение, мы сразу понимаем, что мыслить мы не можем. Но все же человек считается, и по праву, таким существом, которое может мыслить. Ибо человек - это существо разумное. Но разум, ratio, развертывается в мышлении. Будучи существом разумным, человек должен уметь мыслить, раз уж он хочет этого. Однако человек хочет мыслить, но не может. Пожалуй, человек своим хотением мыслить хочет слишком много, и поэтому может слишком мало" [там же, с.134]. "Чтобы нам попасть в это мышление, мы, со своей стороны, должны учиться мыслить" [там же, с. 135]. "Но как же можно сегодня говорить, что мы еще не мыслим, сегодня, когда к философии наблюдается живой интерес везде, который становится все более деятельным, так что каждый хочет знать, как там обстоят дела с философией" [там же]. "Интерес, проявляемый к философии, никоим образом не свидетельствует о готовности мыслить. И то, что мы годами упорно занимаемся сочинениями великих мыслителей, еще не гарантирует того, что мы мыслим или хотя бы готовы учиться мыслить. Занятия философией может создать нам стойкую иллюзию того, что мы мыслим, раз мы "философствуем". Все же утверждение, что мы еще не мыслим, кажется дерзким" [там же, с.136].
  "... Наука, как и все действия человека, зависима от мышления" [там же, с. 137-138].
  "Мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?" [там же, с.145]. Без истинного ответа на этот вопрос, общество не выживет в третьем тысячелетии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  3. ИДЕОЛОГИЯ И ИДЕОКРАТИЯ
 
  Социально-экономическое осмысление проблемы идеологии
  изложено в книге "Философское основание теоретической науки". ФОТН не учебное пособие, а монография, которая
  показывает, почему главным становится лозунг
  "Мысли или умирай". ФОТН отчасти устарела.
  Не повторяя ее содержания, обратим внимание на ряд
  аспектов проблемы: актуальность (значение), историю, суть,
  эволюцию, многообразие идеологии.
  1
  МЕТАНАУКА?ФИЛОСОФИЯ ? НАУКА ? ИДЕОЛОГИЯ
  2
  Проблема идеологии. Общество - совокупность живших, живущих и будущих поколений людей. Люди - не одинаковы. И патологичный субъект является человеком. Индивиды - нормальные люди. А личности - идейные, интеллектуальные индивиды. Для первых нет проблемы идеологии. Для вторых она существует, но по-разному. Индивиды следуют идеологии своих наставников. И все нормальные люди сначала находятся в положении индивидов, а затем некоторые из них становятся личностями. Личности занимают активную, критическую позицию при выборе идеологии. Проблема идеологии имеет значение только для личностей. Для них идеология нужна ради жизни, а поэтому они стремятся понять ее суть, значение и то, как овладеть плодотворной для выживания ее формой.
  В головах людей имеются разные представления о мире. У всех людей имеется обыденный опыт, возникающий на основе чувственного отображения мира и отражающий, главным образом, обстоятельства их жизни. В целом, он истинен, что не отрицает отдельных ошибочных фактов. На основе обыденного опыта возникают мнения и знания. Мнения базируются на вере источникам сведений. Обыденная картина мира в сознании людей в определенной мере точно отражает действительность. В то же время в ней имеется много ошибочных сведений, не адекватно отражающих действительность. Этот тип представлений о мире зависит от господствующих в обществе идеологий. Обыденное сознание - главная основа жизни современных людей. Оно не всегда адекватно обстоятельствам современной жизни. И давно уже происходит становление более высокого теоретического уровня НКМ, как основы жизни все большей доли людей.
  В теоретической науке выделяют естественнонаучные, технические и гуманитарные компоненты. Первый компонент в целом является универсальным, монистичным, а второй - плюралистичным. Они относительны и не адекватны потребностям современной практики.
  Люди принимают решения на основе своего сознания. Они учитывают ближние и отдаленные последствия своих деяний. Эти идеологические основания действий людей порой называют тактикой и стратегией. Люди не создают их произвольно. Они перенимают их от предшественников и окружающих людей и научением, и специальным обучением, и т.п.
  Формы идеологий. В обществе много форм идеологий. Выделяют такие: консервативная, либеральная, демократическая, социалистическая, коммунистическая, экологическая, феминистская, анархистская, националистическая и т.п. [см. 174]. С равной долей истинности можно назвать множество других форм идеологии. Выделим такие их группы:
  Идеологии
  -----+----¬
  частные ? общие ? всеобщие
  Частные идеологии сводятся к ограниченному кругу принципов, которым следуют их субъекты. Это - либеральная, экологическая, феминистская и т.п. Общие идеологии являются более обширными - национальные, конфессиональные, партийные, правительственные и т.п. Всеобщей идеологией может быть только теоретическая наука.
  Названия форм идеологий идеологичны, т.е. субъективно предвзяты. Они - самомнения представителей форм идеологии. С точки зрения других идеологий, их оценка иная.
  Особое значение имеют идеологии партий, правительства и государства. Превращение первых в последующие происходит не обязательно в полной мере. Как теперь ясно в нашей стране имел факт сознательного искажения идеологий в процессе таких их превращений - говорили одно, а делали другое (принцип двойного стандарта).
  Идеологии
  ---+--¬
  индивидуальные ? господствующие
  ---+--¬
  неписаные ? писаные
  ---+--¬
  просто ?научные
  В каждый данный момент времени существует совокупность многих идеологий - индивидуальных, групповых, правительственных, национальных, международных, мировых. Они определяют поведение и поступки людей, групп, партий и т.п. Каждый субъект выбирает адекватную для себя идеологию и утверждает ее в качестве общезначимой (общечеловеческой). "... Всякий новый класс ... уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества ..." [181.3.47].
  Идеологии
  ---+--¬
  плюралистичные ? монистичная
  ---+--¬
  эгоистичные ? духовные (альтруистичные)
  ---+--¬
  элиты? народа
  Идеологии элиты отражают интересы мизерной доли (социальных групп, сословий и т.п.) населения страны. Идеологии элиты, обычно, противоречат провозглашаемым и действительным целям этой группы людей и бывают или консервативными (сохраняют прошлое), или либеральными (провозглашают свободу) и т.п. И сводятся они, как правило, к ограниченному кругу осознанных принципов.
  Идеологии народа также многочисленны ввиду того, что их формулируют разные субъекты, не одинаково понимающие интересы народа.
  Духовные (альтруистичные) идеологии - основа мистических ассоциаций людей, прежде всего религиозных. Они различаются по конфессиям и т.п. Многообразие форм религии ведет к тому, что они не объединяют, а разъединяют общество.
  Теоретическая идеология является монистичной, хотя и относительной по своей природе. Она предполагает созидание обществом особой действительности, а соответственно и системы наук о ней. Теоретическая идеология может быть только гуманной, демократической. Не название идеологии определяет ее сущность.
  При изучении идеологий необходимо определить главные их типы:
  -- Научная
  --+- Мистическая
  --+-- Мифологическая
  Такую идею об основных типах идеологии, называя их мировоззрениями, высказывают в самых последних изданиях учебников философии, например, П. В. Алексеев и А. В. Панин. Они весьма содержательно показывают отличие науки от генетических предшественников: объективизм, рационализм, эссенциализм, системность, проверяемость [см. 6.53-54].
  Что же касается собственно идеологии, то П.В. Алексеев и А. В. Панин ее трактуют так: "Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов" [там же, с. 55]. Это следует признать истинным определением господствующей идеологии. "...В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии" [161.6.39-40]. Идеи господствующего класса являются господствующими идеями [см. 181.4.445]. Тем не менее, общественный прогресс ведет к росту научности идеологии.
  Совокупность не равнозначных с точки зрения общественного прогресса идеологий предполагает выбор одной из них, адекватной интересам прогресса общества. Таковой следует считать только науку. И наука выполняет в некоторой мере эту функцию, но господствуют пока не научные идеологии. Причина - неадекватность науки потребностям современного общества. Нужен качественный скачок науки - переход ее на уровень теории. Для этого следует разработать основание науки, прежде всего философское. Философия должна стать главным основанием теоретической науки. Для этого необходимо качественно поднять саму философию, превратив ее в метанауку. Метанаука - философское основание теоретической науки, которая только и станет монистической идеологией и объединит людей на основе нравственности и общественного прогресса, толерантности и т.п.
  Актуальность идеологии. ХХ век стал началом "идеологизированного" общества ввиду осознания идеологии важнейшим орудием защиты интересов, острой идеологической борьбы и первой идеологической войны. Особенно актуальной стала проблема идеологии в конце ХХ века. Нормой стало ее объяснение в словарях, статьях и книгах. Ее сделали оружием успешной борьбы с нашей страной в форме лозунга "деидеологизации". Сразу же была осознана собственная суть этого лозунга - переидеологизация. Все это проявило тот факт, что главной формой взаимной общественной борьбы (войны) стала идеология. Представители сверхидеологизации обычно рядятся в форму деидеологизации.
  Провозглашение деидеологизации - самая худшая идеология. Она свидетельствует о намерении скрыть свою идеологию. Аналогично провозглашение иллюзорной идеологии, которая скрывает истинную. В таком случае имеет место двойной стандарт - говорим одно, а делаем другое.
 
  Противостоять в идеологической войне можно только перейдя на уровень интеллектуальной войны - овладев более высоким уровнем интеллекта.
  Любой жизнелюб может обеспечить жизнь адекватным усвоением самой сути идеологии с тем, чтобы развить свои интеллектуальные способности, вооружиться самой плодотворной идеологией, обеспечивающей борьбу за жизнь. И все, кто против такого интеллектуального развития субъекта, - его конкуренты (враги). Самоубийственна жизнь советами оппонентов, конкурентов, т.е. "чужим умом".
  Пока недостаточно осмыслена функция идеологии в жизни современного общества. Ее должны объяснять многие науки. Нужны и специальные монографии по данному вопросу.
  Актуальность исследований идеологии состоит и в том, что официальная идеология России начала ХХI века не сводится к науке, а включает и ненаучные элементы.
  "К началу третьего тысячелетия человечество подошло духовно обнищавшим. У человечества огромные успехи в науке, в технике, развитии информационных технологий, средств связи, наконец, в экономическом развитии. Но нет новых идей и духовных движений, которые давали бы веру и Смысл человеческой жизни. А старые изрядно дискредитированы и требуют обновления. Нарастание бездуховности угасания великих идеологий ведет к увяданию и кризису культуры. ... Мир с нетерпением ждет новых духовных прорывов или обновления старых идеологий" [60.89].
  Суть идеологии. Идеологией называют учение об идеях. В таком случае идеология - одна из тысяч наук. Это исходное значение термина, приданное ему автором термина - Дестат де Траси. Более широкое значение этого слова включает в данное понятие и сами идеи общества, т.е. всю совокупность тысяч наук или все общественное сознание. Наиболее широкое значение идеологии состоит в названии им и практически осуществленных (объективированных, овеществленных, материализованных) идей. Иначе: идеологией оказывается вся ноосфера по Вернадскому.
  Идеология
  ----+---¬
  учение об идеях ? сами идеи
  ----+---¬
  просто ? осуществленные
  (практика)
  Многообразие называемых форм идеологии требует выяснения их всеобщего свойства - сути идей.
  Идеи
  -----+----¬
  фрагментарные ? целостные
  -----+----¬
  индивидов ? признанные
  ----+---¬
  группами ? властью
  ----+---¬
  правительством ?государством
  Если идеология - идеи власти, то в обществе существует только одна идеология. Если идеология - идеи групп людей, то их множество, соответствующее числу сословий и т.п. Имеются идеологии у разных групп людей, начиная с мафий и заканчивая партиями. В таком случае, общественное сознание ? система идеологий. Тем более, если идеологией являются идеи любого человека. Этот подход широко распространен. Очень часто понятие "идеолог" используют применительно к какому-либо конкретному человеку.
  Общественное сознание является совокупностью идеологий. В каждый конкретный момент сосуществует их множество. Особое значение имеет официальная идеология, осуществляемая правительством. В Конституции России на рубеже ХХ и ХХI веков записано (статья 13): "В РФ признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной".
  Несмотря на такую декларацию, правительство и государство проводит строго определенную идеологию. "Феномен идеологии заключается в том, что государственная власть, в особенности авторитарная власть, принимает какую-либо систему идей и всей силой своего авторитета, всей мощью своего пропагандистского аппарата, внедряет в сознание людей систему представлений о мире, о человеке и самой власти" [178.159]. "И странным было бы отрицать, что такой феномен существовал всегда, с того времени, как возникло государство" [там же]. "Однако и наука и идеология - это тоже разные вещи, как и философия и идеология не одно и то же" [там же, с. 160].
  Осознание идеологии. Идеи всегда имели громадное значение в жизни общества. Осознание их особой роли в обществе произошло всего лишь два века назад, когда был введен термин "идеология". Дестат де Траси использовал его в 1796 году для названия "науки об идеях". В тот исторический период была широко распространена идея о том, что "идеи правят миром". А поэтому и важно было изучать, как идеи возникают и каким образом они обеспечивают развитие общества. Тогдашние идеологии были ненаучными, а поэтому их трактовали в качестве ложно воспринятых воззрений (идей).
  После начального бума исследований идеологии начался период их застоя. В то время наука не была идеологией. Идеология тогда была искаженным представлением об обществе и его развитии. Эту природу идеологии Маркс отразил в своем определении тогдашней идеологии. В связи с этим критики Маркса пытаются представить его видение идеологии в ложном свете: будто бы он сводил идеологию вообще к искаженному представлению об обществе. В частности, так написано в словаре: "Проблематика идеологии связана, т.о. с проблематикой эпистемологии. Но если эпистемология отвечает на вопрос, в какой мере возможно познание действительности, критика идеологии ставит вопрос, в какой мере необходимо искажение действительности. Здесь задает тон формула Маркса, определившего идеологию как "ложное сознание" [265.162].
  На самом же деле, Маркс констатировал факт - идеологии его времени были ненаучными, главным образом теологическими, иллюзорными. В связи с этим он и начал разрабатывать науку как идеологию общественного прогресса. Иначе, Маркс был за научную идеологию. Он посвятил жизнь разработке науки как идеологии эмансипации трудящихся. Вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила [см. 161.23.40]. Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой [см. 181. 19. 351]. Он заложил основы научной идеологии.
  Критика идей Маркса, в частности, Т. Ойзерманом [212], обосновывает уничтожение идей Маркса. По мнению Ойзермана: "Марксизм как идеология рабочего класса принадлежит историческому прошлому". Не называя разработанную Марксом, Энгельсом и Лениным общественную науку "марксизмом - ленинизмом", надо признать тот факт, что она сохраняет свое значение как основа идеологии общественного прогресса, а не только наемных работников. Без использования этих основополагающих идей общество не выживет. Форма общественной науки Маркса и его последователей естественно относительна, что и стало причиной ее краха.
  В.И. Ленин позитивно трактовал идеологию как феномен общественной жизни. Он учитывал все элементы идеологии, но созидал главную из них - теоретическую науку.
  Впервые науку признали официальной идеологией в СССР, в котором был культ науки и учебы [см. 133]. Л. Фейхтвангер писал в 1937 году об этом факте: "Эксперимент, поставивший себе целью построить гигантское государство только на базисе разума".
  В основу советской научной идеологии были положены идеи Маркса потому, что они истинно отражали общественное развитие того времени. Однако его идеи со временем устарели и не были развиты, что привело страну к краху. Идеологический крах коммунизма в России стал фактом. И это произошло ввиду нетеоретичности идеологии и политики.
  Идеи, идейность, идеология. Рассмотрим на примере идеологическое значение научных положений.
  идеи - идейность - идеология.
  Идеи - все осознаваемые, хотя бы смутно (а иногда и ошибочно) свойства действительности. В меру их осмысления они становятся мнениями людей - индивидов и групп, а в меру их практической апробации они становятся знаниями, т.е. элементами науки. Такой путь проходят все идеи науки. И овладевшие наукой люди оказываются идейными, даже если это касается жизни в примитивном обществе. Конечно, в последнем случае вероятнее всего искажение научной идеи, ее гипертрофирование и т.п. и тогда возникает фанатизм тех, кто односторонне понимает действительность и своим действием не помогает, а мешает и себе и другим. Чем адекватнее идея науки практике, тем плодотворнее идейность. И тем больше идейность становится исходным фактором практической деятельности - ее принимают в качестве идеологии, т.е. сознательно ею руководствуются, а затем превращают ее в политику власти по организации народа. В результате идеи объективируются в поведении и делах все большей доли людей общества, овеществляются в продуктах труда, опредмечиваются в правилах взаимоотношений людей и т.п. И исходным всему этому являются идеи науки, а поэтому так важно, чтобы они были адекватны действительности, истинны при данных конкретных условиях.
  Не следует забывать при этом, что развитие действительности приводит к тому, что истинные в одно время идеи оказываются ложными в другое время и т.п. Общество должно постоянно поддерживать истинность идей, корректировать их и т.п. Если этого нет, то общество гибнет.
  Исследуя историю техники и разрабатывая общую ее теорию, можно видеть динамизм истинных идей на многих фактах технического прогресса. Особенно наглядно это в сфере создания оружия в ХХ веке. Упомяну только двух гениев техники, внесших существенный вклад в победу над фашизмом, - двух Кошкиных (конструкторов танка Т-34 и роторной техники).
  В современной практике, особенно в компьютерной сфере общества, это очевидно. Разработчики идей становятся идеологами развития соответствующей предметной области и достигают успеха - рост доли фирм на рынке тех или иных товаров. Если же идеи выбраны не адекватно, то убытки, падение доли рынка и т.п.
  Аналогичное значение имеют и гуманитарные, особенно экономические идеи. Работая экономистом всю жизнь, готов иллюстрировать это положение всем содержанием общеэкономической науки (политэкономии). Приведу один новейший факт экономической мысли. Д. С. Львов утверждает идею: "Трудовая теория стоимости, породившая мощное антикапиталистическое движение, оказалась чрезвычайно разрушительной именно для тех стран, которые назвали себя социалистическими. Она на десятилетия определила неправильную ориентировку хозяйственных решений, и, как следствие деградация производительных сил... Система управления служила проводником насаждаемых сверху идеологических установок, исполнителем приговора, заложенного в трудовой теории стоимости" [157.9-10]. В конечном счете, ложная идея привела страну к краху. Запишем сказанное так:
 
  Академия ? Трактовка ? идеология ? политика ? крах практики.
  наук закона стоимости
 
  Трудовая теория стоимости известна с Аристотеля, положена в основу общей теории экономики Смитом. Она осталась относительной у Маркса и его последователей, что и дало названный эффект. И ошибочны господствующие идеи по данному вопросу во всей экономической науке мира по настоящее время. В то же время диалектическая логика позволяет легко и просто дать теорию и данного объекта. И тогда можно пойти далее в названной цепочке факторов. А что помешало разработке теории стоимости? Отсутствие диалектической логики! А что стало причиной данному феномену? Системы аттестации и информации в стране и, вероятно, академия наук как организационное ядро науки.
  Здесь важно обратить внимание только на один факт: относительная трактовка закона стоимости трансформировалась в практику и погубила ее. В связи с этим важно специально остановиться на особом значении гуманитарных наук.
  Гуманитарная наука и идеология. Соотнесение идеологии и науки требует учета особого положения гуманитарных (общественных) наук. Для этого надо обратить внимание на парадигмальность наук.
  Парадигмальность наук
 
  Теоретичность наук
  Общественное сознание - совокупность многих идеологий. Главной же проблемой идеологии является та часть общественного сознания, которая отражает общество - гуманитарные и, прежде всего, экономические, науки. Они максимально плюралистичны ввиду их политичности. Для защиты интересов народа надо достигнуть монистичного объяснения общества, что возможно только по мере становления теоретической науки об обществе. Однако, существуют силы в обществе, которым не выгодно адекватное объяснение данного его феномена. Они стремятся не допустить появления единой идеологии, объясняющей общество и способной объединить народ для защиты своих интересов.
  Математическая наука едина. В ней фактически нет парадигм. Различия мнений о математике не существенны.
  Естественные науки парадигмальны в некоторой мере. В них идет борьба разных трактовок тех или иных концепций.
  Гуманитарные науки в большей мере
  парадигмальны и политичны.
 
  Что же касается отдельных гуманитарных наук, например, общеэкономической, то существуют такие ее версии, между которыми нет ничего общего.
 
  Общепринятыми элементами современной официальной идеологии являются математика, естественные и технические науки. О них обычно не вспоминают при анализе идеологии. Что же касается гуманитарных наук, то в официальную идеологию входят только некоторые их парадигмы. Главная проблема идеологии лежит в парадигмальности гуманитарных наук. И только теоретизация наук позволит обществу сделать их монистичной идеологией.
  Гуманитарная наука ХIХ века как идеология оказалась недостаточной для решения проблем ХХ века. Необходим был качественный её скачок - переход на уровень теории.
  Идеология и предшественники. Необходимо изучить историю становления идеологии. Нельзя считать началом идеологии время возникновения данного термина. В предшествующий период идеология существовала, но называлась иначе. Предшественников идеологии можно назвать ретроспективно идеологиями. Можно использовать для этого и те термины, которые были ранее, а сегодня сохраняются в качестве архаизмов. Люди давно осознали роль идей в своей жизни. Они называли этот факт своей жизни различно.
  Идеи (мнения, позиции) - осознанное представление о
  мире;
  Принципы - конкретно провозглашаемые идеи,
  которыми руководствуются индивиды;
  Кредо - совокупность идей индивида как основа
  его поведения;
  Доктрины (девизы) - кредо групп влиятельных людей;
 
  Мировоззрения - целостное видение мира как основа
  жизни;
  Идеология - доктрина светской или иной власти как
  основа жизни;
  Теория - идеология общества.
  И сегодня разные люди, их группы и т.п. используют такой же подход в жизни.
  Иная версия основных форм идеологии может быть представлена так:
 Духовность ? просвещенность ? идейность.
  Духовность - внутренний мир людей. Она возникает в детстве на основе психического мироощущения и проявляется первоначально в эмоциях детей, затем наполняется фольклором - сказками, мифами, притчами и другими формами обыденного сознания. Она потом преобразуется в эрудицию, образованность или просвещенность, которая сейчас является главной формой идеологии. Давно возникли факты ее высшей формы - идейности.
 Обыденный рассудок (здравый смысл, духовность), мифы - предания о прошлой жизни, своеобразные представления о прошлом, все более теряющие связь с действительностью ввиду утраты деталей реальности. Мифы превращаются в легенды, которые отображают действительность. Мифы - первая обособившаяся как самостоятельный элемент общественного сознания идеология. Она сохраняет позитивное значение по настоящее время как способ научения детей.
 Мистика рвет преемственность с реальностью, и все более превращается в иррациональные представления о мире.
  Мистика
  ------+------¬
  анимизм ? религия ? идеализм
 Теология - более развитая форма мистики, предполагающая существование абсолюта. Теологические идеологии господствуют в мире в той или иной мере. Они не объединяют людей;
  Упадок мировой истории [см. 171. 9].
 
  Иррационализм
 Слово "философия" используют давно в значении "идеологии". Скажем, человек говорит: "Моя философия, или кредо, или доктрина и т. п.". Гегель писал о фактах использования слова "философия" в значении "идеология" [65.1.92];
 Наука - идеология общественного прогресса. Для превращения науки в идеологию нужно, чтобы она обеспечивала истинность отражения действительности и своей собственной сути.
  Более развитые формы идеологий не должны воевать с идеологиями, которые возникли раньше (со своими предшественниками). Как показывает практика, это бесполезное дело. Религия всегда выступала против суеверий, а они и сейчас расцветают пышным букетом, например астрология. Более развитые идеологии должны направить главные усилия на повышение собственной прагматичности. Предшествующие идеологии сохраняются потому, что они выполняют ряд полезных функций для общества.
  "Зачастую теологии находятся в конфликте друг с другом. Наука же едина и интернациональна - попробуйте сказать о физике или математике во множественном числе. Наука объединяет людей разных национальностей и религий, потому что она выработала свой метод суждения, благодаря которому ее выводы представляют собой объективное знание" [17.8].
  М. Воейков полагает: "Как правило, идеология формируется на основе научной теории. Идеология без теории есть религиозная вера и ничего больше" [48].
  "Идеологией ХХ века я бы назвал науку ХХ века. Правда, сама она не хочет себя так называть" [124.34]. "Религиозность как основа современной идеологии - бесперспективна. Она принадлежит прошлому, и сейчас за нее цепляются только потому, что нет ничего другого" [там же].
  И. Пригожин писал: "...Наука и есть в некотором смысле идеология..." [333].
  Материалистическая идеология. Отказываясь от мистических идеологий, общество становится сторонником материалистической идеологии. В США 60% ученых неверующие, а в Национальной академии наук США неверующих 90% (124.34).
  Необходима специальная работа о сути материи, идеи, бытия, сознания. В этом плане вполне понятны многочисленные исследования этой проблемы.
  Кредо материализма - материя определяет идеи. Это - истина, но ее суть нужно уяснить особо, чтобы "не пересолить историю материализмом" [50.59]. В жизни слово определяет дело. И когда не осознают этого, то страна гибнет. И это не отвергает истинности прежних идей. Идеи возникают из материи, но не любой, а ее высшей формы. При этом они возникают не у всех, а только у наиболее развитых людей и т.п. И когда общество не только не поощряет развития людей с тем, чтобы они порождали идеи, но и борется с ними, то его гибель предрешена этим фактом. По Гегелю - "Гордыня предшествует падению". "Государственные устройства падали жертвою мысли ..." [65.1.111].
  При анализе взаимоотношения материи и идеи следует придать должное значение не только прямым, но и обратным связям.
  Идеология и теория. Теоретическая наука приобретает все большее значение в качестве фактора прогресса. Проблемы теоретической науки - главные для современной идеологии. И удивление вызывает тот факт, что приходится доказывать идеологическое значение науки. Главная проблема - выявить причину невыполнения наукой функции идеологии. И следует признать, что в этом повинна сама наука, ее недостаточность для того, чтобы стать нормой понимания реальности всеми людьми.
  "Сегодня многим становится ясно, что наука вопреки ожиданиям не создала и, по-видимому, в ближайшее время не создаст приемлемого "научного мировоззрения", той базы, фундамента, на котором можно начать строительство давно ожидаемого памятника человеческому гению" [105].
  От чего зависит качественный, давно ожидаемый рост науки? И здесь следует выяснить функцию философии в научном понимании действительности. Философия с самого начала возникновения трактуется великими людьми в качестве основания для скачка науки - превращения ее в теорию. В связи с этим главная проблема - выяснить суть философии, ее функции, обеспечить качественный ее рост с тем, чтобы она выполнила свою историческую миссию - стала основанием теоретической науки, как это полагали многие выдающиеся люди прошлого.
 
 
 
  Общество объединяют не любые идеи, а только плодотворные, истинные. Только в таком случае происходит "превращение общественного сознания в общественную силу" [181.16.198] посредством признания его идеологией.
  Признавая право всех на личное мнение, надо ограничивать возможность лидеров общества навязывать свое мнение вненаучными методами, монополией на истину и т.п.
  Коренная причина неадекватности современной науки - отсутствие в ней философского основания. Именно состояние современной философии не позволяет её реинтегрировать в общественное сознание в качестве ведущей силы общественного прогресса.
  Идеологии политиков. Идеологии политиков противоречивы и чаще всего лживы. В культуре западнизма (по А.А. Зиновьеву) господствует неверие политикам. Данная идея высказана четко многими исследователями. Скажем, Лао Шэ обвинил народ кошачьего города в легковерии. А современный западный философ Р.А. Уилсон говорит о том, что политикам он не верит даже тогда, когда они произносят союзы И, ИЛИ, определенные артикли английского языка [см. 282].
  Представители научной идеологии требовали у своих представителей "... учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к охватыванию сложности жизни" [161.31.134]. Здесь ошибочно теорией названы учения (доктрины).
  "Одним словом, исторически условна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа" [161.18.138]. Новый философский подход к миру "завоевал свое всемирно-историческое значение как идеология революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры" [161.41.337]. Он возник "как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма" [161.23.40].
  "... Никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит опыт повседневной жизни" [161.32.178].
  "Все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову; но какой вид принимает оно в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств" [181.21.308].
  "Теория способна овладевать массами, когда она доказывает ..." [181.1.422].
  "Развитие сознание остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы" [161.13.376].
  "Как говорил Маркс, самая неприступная крепость - это человеческий череп" [см. 36. 444].
  "Самым надежным проводником истины в жизни является наука" - слова Ататюрка, украшающие стены всех школ Турции [113.71].
  С древности известно положение Платона о том, что политиками должны быть философы. Это положение и превозносили и игнорировали и ругали. И в истории были факты, когда политиками становились философы. И можно найти аргументы любой версии решения этой проблемы. По моему мнению, истинный философ не станет политиком, но общество совершает самоубийство, когда избирает политиками людей, не сведущих в философии, игнорирующих "напевы диалектики" [Платон, Государство, 532а].
  Идеология и философия. Великие люди прошлого адекватно осознавали идеологическую функцию философии. "...Философское сознание не только внешним, но и внутренним образом втянуто в водоворот борьбы" [181.1.379]. "... Исходным пунктом французской революции была философия, и не без основания называли философию мирскою мудростью .... Революция получила первый импульс от философии. Но эта философия есть лишь абстрактное мышление ..." [66].
  По Декарту философия призвана объяснить как закладывается "фундамент истины" [88.298].
  И. Кант признавал революцией только то, что вытекает из революционных изменений идеологии, прежде всего философии, революции духа, интеллекта [см. 123.1.5].
  Настоящая революция начинается в мозгу философа: "теперь она начинается в мозгу философа" [181.1. 422]. Маркс полагал, что о философию разобьется status quo тогдашней Германии [181.1.423].
  "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие ..." [там же, с. 428]. "Голова этой эмансипации - философия, ее сердце - пролетариат" [там же, с. 429]:
  "...Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" [181.1.422]. Иначе, теория становится материальной силой, только превратившись в идеологию общества.
  "Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (применительно к данному лицу), а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным - значит понять вещь в ее корне" [181.1.422].
  Практика ХХ века подтвердила положение о том, что философия может дать "великое орудие познания" [161.23.44] и быть силой, революционизирующей общественное развитие.
  И многие мыслители ХХ века так полагали. "Всем революционным сдвигам в науке предшествовали философские исследования и критика фундаментальных принципов и оснований науки ..." [152.123].
  Идеология прогресса может быть только теоретической наукой. Для ее достижения надо осмыслить неадекватность современной философии. Поэтому надо разработать истинную философию, которая станет фактором развития науки - ее теоретизации и становления меганауки (мегатеории), что только и позволит ей занять место официальной, господствующей идеологии.
  мудрствование ? философствование ? мышление? рефлексия?...
  Идеология и интеллект (мышление). Разумность, рассудительность, мудрость, интеллектуальность, способность мыслить - первейшее требование к идеологам страны.
  Мудрствование представляло собой рассудительность старых людей, которые помогали людям выжить. Осознание их роли привело к появлению желаний более широкого распространения мудрствования. Средством для этого и стала философия (философствование). В древности не было понятия "мышления" в современном смысле слова. Хотя математические расчеты, как первая форма мышления, уже были. Разработка Аристотелем логики была началом создания мышления. И это породило понятие мышления. И уже Аристотель определил средство для достижения - мышление о мышлении, т.е. рефлексию. Рефлексия - средство становления мышления и тем самым философствования как общедоступного мудрствования. На этой основе только и можно осознать рефлексивные процессы и управлять ими.
  Следует считать азбучной истиной положение о "солидном философском основании" [161.45.29-30] как залоге плодотворной деятельности. И только в таком случае происходит "...превращение авторитета идей в авторитет власти..." [161.8.354-355].
  Идеология и идеократия. Идеология превращается в идеократию при ее использовании правительством. Такая ситуация была в Древнем Египте, где жрецы были главенствующей силой, в средневековье при господстве Ватикана в католических странах. В нашей стране в ХХ веке наука превращалась в идеологию и идеократию, но Академия наук не обеспечила этого процесса. Сейчас идеократия существует в ряде мусульманских стран, в которых господствует исламский фундаментализм.
  Идеократия - это господство монистичной идеологии. Если она базируется на невежестве, то является опасным фанатизмом:
  упрямость ? фанатизм ? фундаментализм.
  Что есть истина? Это не только вопрос Пилата к Христу. Для понимания сути истины следует учесть ее истоки. Истина, по одной версии, - нагрудный знак жрецов-судей в Древнем Египте. Они указывали на эту свою принадлежность в качестве последнего критерия адекватности их суждений. Истина идеи всегда субъективно выражена. Степень же адекватности идей отражаемым объектам проверяется практикой, а не утверждением, тем более символом власти. Когда фактически действует принцип "я - начальник, ты - дурак", то начальники - обскуранты (враги науки). Богатые люди исповедуют принцип: "Я - богатый, ты - дурак", что можно мягче выразить словами Экклезиаста об игнорировании мудрости бедняков.
  Теоретичность идеологии
 
 
  Истинность идеологии
  Истина может быть точной, ясной, понятной в зависимости от способа ее восприятия - чувствами, соображением, мышлением.
  Проблемы разработки теоретической идеологии. Возникновение теоретической идеологии общества предполагает теоретическое объяснение самой идеологии. Необходимы монографические работы об идеологии. И их уже много. Нет возможности раскрыть многое по данному вопросу, а важно понять суть идеологии в целом. Исходим из следующих постулатов при осмыслении этой проблемы:
  1. Сосуществование идеологий. Последующие идеологии обычно стремятся упразднить предшествующие. И хотя они теснят их тем или иным образом, но предшествующие идеологии сохраняются. В связи с этим главное направление борьбы науки с предшествующими идеологиями должно состоят не в том, чтобы их критиковать, а в том, чтобы повышать свою собственную истинность.
  2. Воспроизводство каждой из них требует особых условий.
  3. Воспроизводство каждой идеологии требует особого воспитания подрастающих поколений - свои особые школы.
  4. Каждая идеология требует и особой системы массовой информации (СМИ).
  5. Имеются и особые библиотечные комплексы у основных форм идеологий.
  6. Для теоретической идеологии нужно объяснить адекватно теорию в отличие от других форм науки. Для этого надо разработать метанауку.
  7. И разработать фактор теоретизации науки - диалектическую логику.
  8. Теоретизировать гуманитарные науки: психологию, педагогику, экономику, политологию, социологию.
  9. Для достижения всего этого нужен коллектив людей, который не может быть обычным, формальным ввиду закономерного его перерождения.
  10. Ассоциация исследователей призвана разработать систему теоретических гуманитарных наук и научить этому педагогов.
  11. Педагоги обеспечат обучение народа в особой системе школ. Может быть, им удастся соответственно перестроить светские школы для решения этой проблемы.
  12. Следует учитывать цикличность идеологических процессов, особенно больших их волн. В частности, о них говорил М. Меньшиков в начале ХХ века. Его рассуждения применимы и к последующему развитию ХХ века [186.139].
  При анализе идеологических циклов надо воспользоваться концепцией рефлексивности общественного развития Сороса. В общественном развитии имеют значение разные формы мнений людей, в том числе и идеологии. Они всегда переоценивают, один раз позитивно, а другой - негативно процессы. В период подъема общественное мнение (или идеология) переоценивает прогресс перспективы, тем самым ускоряет процесс и конец восходящей тенденции. В период спада оно недооценивает процесс и тем самым усугубляет собственное положение.
 
 
 
 
 
  Сплошной линией показаны "естественные тенденции", а пунктирной их модификации на основе мнений.
  13. Для анализа рефлексивности идеологических процессов важно использовать синергетику. Диалектическая трактовка развития устарела, она недостаточна, так как не адекватно отражает рефлексивные процессы. Она адекватно объясняет линейные, стационарные процессы. Но развитие не всегда линейно, оно стохастично, случайно. В жизни не обязательно идут вперед, но могут идти и вспять (вспомните книгу "Шаг вперед, два шага назад"). Жизнь не обязательно идет только вперед, может быть и ее застой и даже движение назад. Поэтому не достаточно лишь традиционного диалектического объяснения развития на основе необходимости, а следует использовать синергетическое, как это все больше выясняется сейчас. Случайности имеют громадное значение в конкретных событиях. При этом возможно движение в обратном направлении, и причиной такой направленности может быть всего лишь небольшое усилие ("эффект бабочки"). Следует уточнить исследовательские приемы (методологию), которые позволяют учесть случайности при объяснении объекта и т.п. Синергетика не отбрасывает диалектику, она бесплодна вне последней. Диалектика и синергетика соотносятся по принципу дополнительности.
  14. Оценивая значение идеологии в обществе, необходимо четко различать:
  Идеологические
  --------+--------¬
  последователи ? попутчики ? проходимцы
  Идеологическими попутчиками становятся обычно невежественные, легковерные, наивные люди [см. 171.19]. Проходимцами обычно бывают образованные, эгоистичные люди, которые преследуют карьеристские цели. Они - сознательные, предвзятые апологеты [там же, с. 48] и присоединяются к общественному движению тогда, когда оно приобретает силу и становится выгодным поддерживать его.
  15. Следует различать и таких представителей идеологии:
  прозелиты - принявшие новую веру, искренние последователи;
  адепты - ревностные приверженцы идей;
  апологеты - защитники определенных идей;
  идеологи - разработчики новых идей;
  эпигоны - нетворческие последователи.
  Идеологи
  ----+---¬
  Апологеты? прозелиты
  ----+---¬
  Адепты ? эпигоны
  Идеологическое убеждение нельзя проверить. Поэтому и нельзя провозглашать таких критериев идеологической приверженности партиям, движениям. Педагогически можно проверить уровень способностей и объем эрудиции. Что же касается убежденности людей (идейности), то ее проверяет только жизнь. Даже самомнения порой обманывают людей.
  Элита защищает свои эгоистичные интересы с помощью всех возможных методов - лжи, клеветы, обмана, насилия и т.п. Она может называть свою идеологию и либеральной, и консервативной, и т.п. Интересы народа могут защитить только демократы с помощью теоретической науки.
  Интересы многих сословий защищают специфические формы идеологии - феминизм, национализм, экологизм, разные формы теологий (ислам, протестантизм и т.п.). Их различия сводятся к ограниченному кругу идей.
  Развитие идеологий характеризуется появлением новых и сохранением ранее существовавших форм, их взаимной борьбой, их динамизмом и т.д. От чего зависит развитие идеологий? Материалистическое понимание общества исходит из зависимости идеологий (общественного сознания) от бытия, производительных сил, производственных отношений. "Если само материальное производство не брать в его специфической исторической форме, то невозможно понять характерные особенности соответствующего ему духовного производства и взаимодействие обоих. Дальше пошлостей тогда не уйдешь" [181.26.1.279]. При этом имеется ввиду тот факт, что главная форма духовного производства - наука, что она динамична в виду динамизма производства, что производство детерминирует прогресс науки. Тем самым, предполагается взаимодействие науки и труда, в том числе производства.
  Иначе: материальные производительные силы общества ? материальные отношения (гражданское общество) ? правовые отношения (собственность как юридическое отношение) ? юридические и политические надстройки ? общественное сознание (идеологии, "слово" или сознание) [см.181.13.6-7]. Однако эта идея не была адекватно разработана с учетом прямых и обратных связей и т.п.
  Вырождение идеологий - закон их воспроизводства. Это верно и для научной идеологии.
  * учение буддизма о роли Будды и необходимости его превращенных форм: вырождение идейного импульса требует систематического возврата Будды в новых формах с тем, чтобы поддержать идейность на требующемся уровне;
  * учение о великих посвященных в некоторой мере проявляет такую повторяемость;
  * в частности Христос выступал против фарисеев, ортодоксальность которых свидетельствовала о вырождении их веры;
  * аналогично вырождение католицизма в средние века и образование протестантизма;
  * аналогично - обскурантизм некоторых ученых академии, ставших врагами науки.
  * Шопенгауэр высказал идею о вырождении любой идейности за счет быстрого роста в ней ее оппонентов.
  Идеология и педагогика. Идеология становится политикой при многих условиях. Первым из них следует считать ее восприятие населением. Средством для этого служит педагогика. Современная наука и практика педагогики не обеспечивают этого.
  Воспроизводство идеологии - особый объект исследований. Идеология не только должна быть высказана, но и услышана людьми. Она должна "работать" - обеспечивать провозглашаемые идеи и служить интересам общества. Для этого она должна превратиться в технику, технологию, индустрию общества и, в конечном счете, в успех общества. В ином случае господствуют ненаучные идеологии, имеет место манипуляция сознанием людей и т.п. [см. 332].
  Идея
  ---+--¬
  разработка ? публикация
  ---+--¬
  просто ? общественное признание
  ---+--¬
  группами людей ? обществом
  Начальной ступенью является разработка идеологии, и это может быть делом одиночки. Затем ее провозглашают тем или иным способом. И сегодня - многочисленны возможности, но главным средством служат СМИ. Они не только информируют, но и рекламируют определенные идеологии. Следующая ступень предполагает материализацию (объективацию) идеологии - превращение ее в норму общественного сознания. Общество должно воспринять предлагаемую идеологию. Только в таком случае она детерминирует поведение людей. И только при определенных условиях воспринятая идеология станет средством улучшения жизни людей - повысит производительность труда, его продуктивность, плодотворность. На этой стадии воспроизводства идеологии она должна стать содержанием и техники и технологии. И если идеология приведет к росту благосостояния всего общества или хотя бы только к созданию так называемого среднего класса, то это и станет конечной ступенью воспроизводства идеологии.
  Единство, целостность, гармоничность и т.п. идеологии имеют громадное значение. В древности все это осмысливалось метафорически понятиями космоса, гармонии, храма и т.п. В частности, христианство как идеология базируется на понимании общества в качестве духовного храма, краеугольным, живым камнем которого является Христос, а все люди - остальными его камнями. Но даже ценой жизни Христу не удалось предотвратить раскол последователей. И современное христианство унаследовало мало его заповедей.
  Законы развития идеологии. Представим, что надо осмыслить идеологию США. Становление ее основополагающих принципов превосходно показал Марк Твен. Какой она должна быть? При ответе на вопрос, следует учесть множество факторов. Для анализа идеологии страны, прежде всего, следует осознать классовую ее структуру.
  Население США
  ---+--¬
  народ ? элита
  ---+--¬
  трудящиеся ? предприниматели
  ---+--¬
  фермеры ? пролетарии
  В США 90% - работники наемного труда (пролетарии). Среди них и рабочие, и менеджеры ("золотые воротнички"). Следовательно, идеология США должна быть "пролетарской". Философия - духовное оружие пролетариата [см. 181.1. 428 и 429]. В США много "семейных фермеров", которые живут за счет трудового дохода. В США много и иных форм предпринимателей, скажем "уличных коммерсантов", доход которых является трудовым. Из этой массы населения формируется так называемый средний класс. Поэтому идеология США должна выражать интересы трудового народа. И, естественно, для всех этих людей нужна монистическая теория с тем, чтобы обеспечить толерантность, исключить взаимную борьбу и т.п. Потребность в этом - громадная и без такой монистичной теории не только США, но и все общество не выживет в третьем тысячелетии.
  Второй фактор анализа идеологии - усвоение социализации как главного закона современного общества [см. 54, глава 16]. Следует учитывать и множество других факторов.
  "... Поступательное движение мира происходит только благодаря деятельности огромных масс ... [65.3.90].
  идеологическая активность народа
 
  время (прогресс)
  "Вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является" [181.2.90].
  * "По нашему представлению государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно" [161. 35. 21].
  Сознательность масс
 
  Сила государства
  * Идеология приобретает силу в меру организации народа. "... Численность только тогда решает дело, когда масса охвачена организацией и ею руководит знание" [181.16.10].
  образованность народа
 
  организованность, толерантность
  * "...Массы учатся из жизни, а не из книжек..." [161.20.66]. И такое обучение кровопролитно - бунты, восстания и т.п. И это закон предыстории общества. История общества начнется тогда, когда разум станет исходным фактором его жизни. Иначе: сознательно воспитываемая идейность станет идеологией общества. Только в таком случае произойдет превращение теории в материальную силу в виду овладения ее массами народа [см. 181.1.422].
  * Единство идеи и интереса: "Идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса" [181.2.89].
  * Исходное значение идеологии в прогрессе. Идеолог идет впереди [см. 161.5.363] и только в таком случае он имеет право на такое название. "... Быть идейными руководителями пролетариата в его действительной борьбе против действительных настоящих врагов, стоящих на действительном пути данного общественно-экономического развития. При этом условии теоретическая и практическая работа сливается вместе, в одну работу ..." [161.1.309].
  * Силой идеологии является ее воплощение в дисциплину, технику, индустрию. "...Берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины..." [161.36.116]. "Перед союзом народа и науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила" [161.40.189].
  Победа в борьбе
 
  Уровень науки и техники
  * Рост апологетической природы классовой идеологии. Главная причина идеологического кризиса такого общества показана Марксом [см.181.23.17 и 181.2.347].
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу