<< Пред.           стр. 4 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Заключение экспертной комиссии: 1. Винтообразный перелом левого бедра мог быть причинен при резком повороте туловища и фиксированной левой ноге, что соответствует показаниям потерпевшей Н. 2. Трасологическая экспертиза левого тапочка пострадавшей, на внутренней стороне кото­рого были обнаружены царапины и следы краски от автомашины «Мерсе­дес-500», подтвердили данный вывод.
 
 К характерным для автотравмы повреждениям следует отно­сить и следы волочения, имеющие вид множественных парал­лельных царапин на фоне осадненной кожи, а также попереч­ные безоскольчатые переломы голени или бедер (бампер-переломы). Последние образуются от удара (буфером) автома­шины, движущейся с большой скоростью. По локализации бам­пер-переломов и, в частности по уровню их нахождения от по­дошв, можно судить о высоте расположения бампера автомаши­ны, т.е. об определенных моделях (марках) автомашин.
 Осмотр пострадавших при автопроисшествиях нередко свя­зан с решением экспертом многих и сложных вопросов. Глав­ный интерес для органов расследования представляет механизм возникновения происшествий.
 
 Пример.
 Гражданка К., 36 лет, 18 января 1998 г. была сбита легковой автома­шиной «Мерседес-600» и доставлена в больницу № 22. При поступлении в истории болезни отмечены следующие данные: общее состояние удовле­творительное; на вопросы отвечает, сознание несколько спутанное; пульс 60 ударов в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напря­жения; тоны сердца приглушены. Отмечается резкая болезненность при пальпации тазовых костей; ссадины у крыла левой подвздошной кости, на правой голени и на лице. На рентгенограмме костей таза обнаружен пере­лом левой седалищной кости, двойной перелом лонной кости без смещения. Подозрение на перелом левого плеча. При осмотре больной в отделении через 2 часа после поступления установлено: больная ничего не помнит о случившемся, не может сказать, когда вышла из дома и куда направлялась. Пульс 74 удара в минуту, удовлетворительного наполнения; артериальное давление 90/50 мм рт. ст. Имеется гематома и болезненность в области лобковой кости; левую ногу поднять не может; гематома в области левого локтевого сустава. Нарушения функции тазовых органов не отмечается.
 Еще через 2 часа — температура 38 , пульс 96 ударов в минуту, удовле­творительного наполнения, артериальное давление 120/70 мм рт. ст.
 20 января 1998 г. состояние больной средней тяжести. Обширная гематома в области лобковых костей слева, распространяется на область половых губ. Анализ мочи 19 января 1998 г.: белок 0,3%о, лейкоцитов 2—3 в поле зрения; гиалиновых цилиндров 8—10 в препарате. Анализ крови 12 марта 1997 г.; гемоглобина 56%, эритроцитов 3 800 000, лей­коцитов 8500; РОЭ — 10 мм в час. Рентгенограмма тазовых костей 22 января 1998 г.: костные отломки стоят удовлетворительно; расхождение отломков седалищной кости по оси не превышает 1,0 см, а лобковой — 0,8 см. Вколоченный перелом хирургической шейки плеча с отрывом большого бугра.
 Клинический диагноз: 1) закрытый перелом костей таза слева; вколо­ченный перелом левого плеча (шейки).; 2) сотрясение головного мозга лег­кой степени; шок 1-й степени.
 Данные обследования экспертом 15 февраля 1998 г.: больная в соз­нании, на вопросы отвечает точно, ясно, в окружающей обстановке ориен­тируется. Состояние удовлетворительное. Температура 37,1 , пульс 72 уда­ра в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения, артериальное давление 110/70 мм рт. ст. Тоны сердца несколько приглу­шены. Со стороны легких особых отклонений от нормы нет. Язык влаж­ный, чистый, живот не вздут, мягкий, безболезненный, раздражения брю­шины нет, почки и селезенка не пальпируются. В левой паховой области кожные покровы окрашены в желтушно-зеленоватый цвет (следы бывшей гематомы). Левую нижнюю конечность больная приподнять не может (вы­раженный симптом «прилипшей пятки»), пассивные движения в левом та­зобедренном суставе свободны, несколько болезненны, а особенно болез­ненна ротация. Движения правой нижней конечностью во всех суставах как активные, так и пассивные в полном объеме, безболезненны. На левом плече кожные покровы окрашены (на участке размером 6 х 10-см) в жел­товато-зеленый цвет (следы гематомы). Активные и пассивные движения в левом плечевом суставе в полном объеме, но несколько болезненны.
 В дальнейшем течение повреждений протекало благоприятно, и 26 ап­реля 1998 г. К. была выписана в удовлетворительном состоянии. Функции верхних и нижних конечностей полностью восстановлены.
 Выводы: на основании изучения медицинских документов и осмотра гражданки К. судебно-медицинская экспертная комиссия приходит к сле­дующему заключению.
 1. У гражданки К. имелись повреждения: закрытые переломы костей таза (перелом левой седалищной кости, двойной перелом левой лобковой кости) без повреждения и нарушения функций тазовых органов и без на­рушения непрерывности тазового кольца; закрытый вколоченный перелом шейки левой плечевой кости, сотрясение мозга легкой степени и явления шока 1-й степени (легкая степень).
 Кроме того, у К. имелись кровоизлияния в мягкие ткани в местах пере­ломов плечевой кости и таза, а также ссадины на лице, в области левого крыла подвздошной кости и на правой голени.
 2. Все указанные выше повреждения при их причинении не сопровож­дались какими-либо явлениями, угрожавшими жизни К., не вызвали стой­кой утраты трудоспособности, т.е. менее чем на одну треть.
 3. Учитывая все изложенное, судебно-медицинская экспертная комис­сия приходит к выводу, что повреждения, полученные гражданкой К., не сопровождались стойкой утратой трудоспособности, а повлекли за собой длительное расстройство здоровья свыше 21 дня и их следует отнести к средней тяжести вреда здоровью.
 
 Значительные затруднения возникают вследствие невозмож­ности осмотра и исследования повреждений непосредственно после происшествия из-за состояния пострадавшего, обширно­сти и тяжести повреждений. Оценка их производится по запи­сям в истории болезни, которые обычно не удовлетворяют судебно-медицинского эксперта. В них не учитывается то, что не­обходимо для экспертизы. Трудно судить о повреждениях и по имеющимся рентгеновским снимкам. Нужно знать типичные для автотранспортной травмы повреждения: следы на коже, ко­торые могут долго сохраняться, переломы костей в определен­ных местах (бампер-переломы). Необходимо точное описание повреждений, их локализации, измерение уровня расположения повреждений. Все должно быть нанесено на схемы. Показ об­стоятельств происшествия может быть осуществлен с другим че­ловеком такого же роста и телосложения. Одежду следует рас­сматривать на этом же человеке или манекене. Сопоставление повреждений одежды и на теле с частями автомашины может дать представление о механизме их происхождения. Все момен­ты такого сопоставления должны быть сфотографированы, а фотографии приложены к заключению эксперта. Целесообраз­нее такое сопоставление проводить в порядке следственного эксперимента.
 
 Пример.
 Судебно-медицинский диагноз: закрытая тупая травма головы. Кро­воизлияние в затылочной области головы. Перелом основания черепа. Кровоизлияния под твердую и мягкую мозговые оболочки. Кровь в же­лудочках мозга. Мелкие кровоизлияния в веществе затылочной доли и узлах основания мозга. Ссадины в виде отпечатка протектора автомо­бильного баллона на левой переднебоковой поверхности грудной клетки. Закрытый полный перелом 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10-го ребер по правой среднеподмышечной и правой лопаточной линиям и 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10-го ребер — по левой заднеподмышечной линии. Разрывы легких и диафраг­мы. Множественные глубокие разрывы печени и селезенки. 1100 мл кро­ви в грудной и брюшной полостях. Резкое малокровие внутренних орга­нов. Закрытый перелом нижней трети левого бедра.
 Выводы: на основании судебно-медицинского исследования трупа гра­жданки И., 29 лет, и результатов дополнительных исследований с учетом сведений об обстоятельствах ее смерти прихожу к следующим выводам в соответствии с вопросами, изложенными в постановлении.
 1. Смерть гражданки И. наступила от перелома костей основания че­репа с ушибом мозга, множественных переломов ребер, разрывов легких, печени, селезенки, перелома левого бедра, сопровождавшихся обильной кровопотерей.
 2. Массивность, локализация и форма повреждений свидетельствуют о том, что они явились результатом автотравмы.
 3. Повреждения органов грудной и брюшной полостей возникли от сдавления при переезде колесом автомашины, на что указывают: ссадины в виде отпечатков протектора автомобильного колеса, множественные двух­сторонние переломы ребер и обширность повреждений внутренних органов.
 Закрытый перелом нижней трети левого бедра возник, скорее все­го, в результате удара буферной дугой автомашины, на что указывает соответствие уровня повреждения бедра высоте буферной дуги автома­шины «Тойота». Перелом основания черепа и сотрясение мозга возник­ли при последующем падении и ударе затылком о покрытие дороги, о чем свидетельствует расположение кровоизлияния в кожно-мышечном лоскуте затылочной области.
 4. Учитывая соответствие высоты буферной дуги автомашины и пере­лома левого бедра гражданки И., можно сказать, что во время удара авто­машины гражданка И. занимала вертикальное положение. Расположение отпечатков протектора на теле гражданки И. указывает на то, что она в момент переезда лежала на спине: колесо проехало справа налево и слегка снизу вверх по отношению к телу гражданки И.
 5. Все обнаруженные на теле гражданки И. повреждения причинены прижизненно.
 6. Гражданка И. незадолго до смерти принимала алкоголь. Выделен­ное количество (1,5%о) спирта свидетельствует о средней степени алко­гольного опьянения.
 7. Смерть гражданки И. наступила быстро, на что указывает характер повреждений и жидкая кровь в полостях сердца.
 8. После получения указанных выше повреждений гражданка И. пере­двигаться не могла.
 9. От смерти до исследования трупа прошло более 24 часов, так как трупные пятна не бледнели и не исчезали, а трупное окоченение было вы­ражено во всех группах мышц.
 Ответственность по ст. ст. 307 и 310 УК РФ известна.
 Судебно-медицинский эксперт
 
 10.3. Повреждения, нехарактерные для автотравмы и симулирующие другие виды повреждений
 
 При автомобильных происшествиях возможны повреждения, нехарактерные для автомобильной травмы. Обычно они не свя­заны с переездом колесами или ударом выступающими частями автомашины. Эти повреждения весьма разнообразны. К ним от­носятся: кровоподтеки, ссадины, ушибленные раны, вдавленные и дырчатые переломы костей, изолированные разрывы внутрен­них органов.
 Повреждения, нехарактерные для автомобильной травмы, чаще возникают при ударах о землю или об окружающие пред­меты вследствие отбрасывания задевшей автомашиной или вы­падения из движущегося автомобиля. Трудности экспертизы в подобных случаях связаны с тем, что при экспертизе встречают­ся повреждения, сходные с травмами от падения с высоты. В отличие от последних при автотравме могут быть обнаружены признаки волочения тела вследствие суммирования двух видов движений: поступательного и падения.
 Наиболее трудны для диагностики повреждения, сходные с резаными, рублеными, колотыми ранами, т.е. симулирующие другие виды травмы. Эти повреждения чаще возникают от уда­ров выступающими частями автомашины, при отбрасывании те­ла пострадавшего на заостренные выступающие предметы. В случаях переезда тела колесами отломками костей могут причи­няться повреждения мышц и кожи, сходные с ранениями ост­рыми предметами.
 При автомобильных травмах описаны своеобразные повреж­дения головы, симулирующие бытовые травмы тупым предметом. Они наблюдаются при ударах головой велосипедиста, еду­щего вслед за грузовиком, при резком и неожиданном торможе­нии последнего. В таких случаях велосипедист ударяется голо­вой об автомашину, получая вдавленный перелом лобной кости с повреждением мозга. Каких-либо других повреждений на трупе покойного, его одежде, а также на велосипеде может не об­наруживаться.
 При резком торможении автомашины, движущейся с боль­шой скоростью, развиваются значительные перегрузки, вследст­вие чего вес внутренних органов как бы увеличивается во много раз. Поэтому при некоторых заболеваниях (например, при гипертонической болезни, атеросклерозе, коронарокардиосклерозе) может наступить разрыв мозговых сосудов, остановка сердца и скоропостижная смерть водителя. Последняя может привести к аварии с человеческими жертвами.
 Значительная часть автомобильных травм является результатом несчастного случая.
 
 Пример.
 Гражданин А., 39 лет, 13 января 1998 г. был доставлен в больницу № 23 в состоянии сильного алкогольного опьянения с телесными повреждения­ми. Пострадавший А. не мог рассказать, что с ним произошло. Вследствие сильного опьянения он ничего не помнил.
 Клинический диагноз: рваная рана промежности с отрывом прямой кишки от ануса с повреждением сфинктера и обширной отслойкой кожи. Шок 2-й степени. Ушибленная рана левой теменной области. Рана 3-го пальца левой кисти с повреждением сухожилий. Опьянение тяжелой степени.
 При поступлении у А. было обнаружено следующее: обширная гематома, занимающая левую пахово-подвздошную область, левое бедро и голень. На голени и бедре имеется крепитация, на правом бедре — кровоподтеки. Рва­ная рана в области ануса размером 8 х 5 см с циркулярным отрывом кишки от кожи и обширной отслойкой кожи кзади до середины крестца и кпереди до лобка. Ушибленная рана теменной области слева размером 4 х 1,5 см и рана ногтевой фаланги 3-го пальца левой кисти с повреждением сухожилия.
 Перед судебно-медицинскими экспертами был поставлен вопрос о про­исхождении и механизме повреждения у А.
 Заключение судебно-медицинской экспертизы: у А. обнаружены об­ширные повреждения, занимающие большую поверхность. Большая протя­женность повреждений, разрывы кожи промежности с обширным отслоени­ем ткани свидетельствуют о том, что в этой области имело место придавливание мягких тканей тяжелым движущимся предметом. Обширные от­слоения кожи в области крестца и лобка с разрывами промежности могут быть объяснены прижатием кожи со значительным натяжением ее в облас­ти крестца, лобка, промежности. Такие повреждения наблюдаются при на­езде, например, краем колеса автомашины, что вызывает обширное натя­жение и отслоение кожи от подлежащих тканей, иногда с ее разрывами. Это и произошло с А. Повреждения у А. не могли возникнуть от воздей­ствия силы человека.
 
 Известны отдельные случаи самоубийств, когда пострадав­ший умышленно бросается под автомашину. Встречаются и убийства путем преднамеренного наезда автомобиля, а также симуляция случайных автомобильных травм с целью сокрытия других способов убийства.
 
 10.4. Мотоциклетная травма
 
 В отличие от автомобильной травмы, повреждения мотоцик­лами бывают менее выраженными. Это связано с конструктив­ными особенностями мотоциклов, их меньшим весом и мень­шей скоростью и мощностью по сравнению с автомобилями. Различают следующие основные виды мотоциклетных травм: от столкновения человека с движущимся мотоциклом, от переезда колесом движущегося мотоцикла, от падения с движущегося мотоцикла, от ударов мотоцикла о неподвижные предметы.
 Главным отличием мотоциклетной травмы от автомобильной является преобладание повреждений (ссадин, ран, кровоподте­ков), расположенных, как правило, на передней поверхности те­ла пострадавшего.
 Часто при мотоциклетной травме наблюдаются вдавленные переломы костей свода черепа с отхождением от них трещин на основание черепа. Иногда эти переломы черепа комбинируются с повреждением внутренних органов, возникших от удара или сотрясения тела.
 При мотоциклетной травме не наблюдается отпечатков ра­диатора и других выступающих деталей автомобиля, уплощения головы, грудной клетки, множественных переломов ребер, мно­жественных повреждений костей таза с расхождением сочлене­ний между ними, обширных размятий внутренних органов.
 Нехарактерными для мотоциклетной травмы также являются отпечатки протектора, отслойка кожи на месте переезда, поперечные переломы голеней и бедер (бампер-перелом), наличие обширных глубоких кровоизлияний в мышцы спины, поясницы, ягодиц. Таким образом, несмотря на однотипный механизм возник­новения повреждений при автомобильной и мотоциклетной травме, выраженность и локализация повреждений при них имеют значительные отличия, позволяющие по характеру и особенностям обнаруженных повреждений отдифференцировать автомобильную травму от мотоциклетной.
 
 Пример.
 Гражданин А., 75 лет, 6 августа 1997 г. при переходе улицы был сбит мотоциклом «Ямаха» и потерял сознание. При поступлении в больницу № 12 пострадавший А. был в сознании, на вопросы отвечал невнятно, о случившемся ничего не помнил. Общее состояние очень тяжелое. Зрачки равномерные, ре­акция на свет замедленная. Гематомы в области обеих глазниц. Деформация носа, отмечается крепитация костных отломков носа. В области левого крыла носа ушибленная рана размером 1,7 х 0,4 см. Резкая болезненность, патологи­ческая подвижность и крепитация костных отломков в области левого колен­ного сустава. На коже нижних конечностей множественные ссадины. В прием­ном отделении наблюдалась рвота с примесью алой крови. На рентгенограмме черепа нарушений костей свода и основания черепа не выявлено; обнаружен перелом носовых костей с образованием нескольких отломков. В области ле­вого коленного сустава — перелом верхнего эпифиза большеберцовой кости, линия перелома продолжается в сустав; состояние отломков удовлетворительное. С 8 августа 1997 г. состояние больного А. средней тяжести.
 При осмотре 16 августа 1997 г. состояние А. удовлетворительное, особых жалоб нет. Анализ мочи и крови особых отклонений не дает. Больной в созна­нии, лежит на спине, не может поворачиваться. На коже левой половины лица сине-желтого цвета исчезающий кровоподтек, занимающий всю область глаз­ницы и прилежащие части скуловой, щечной и подбородочной областей; кро­воподтек доходит до ушной раковины; общий размер его 9,2 х 7,3 см. На подбородке, на скуловой дуге и около ушной раковины кровоподтек желтова­то-сине-багрового цвета. На левой ушной раковине такого же цвета крово­подтек размером 6,8 х 7,1 см. Нос покрыт буроватой корочкой. У корня но­са синевато-красноватого цвета кровоподтек. При ощупывании носа отмеча­ется болезненность. На задней поверхности левого локтевого сустава кровоподтек желтовато-синеватого цвета, местами с багровым оттенком, раз­мером 5,3 х 8,2 см. На передней поверхности правого коленного сустава ссадина размером 0,3 х 0,9 см. На левой ноге гипсовая повязка.
 Выводы эксперта: у гражданина А. при поступлении в больницу № 12 были обнаружены следующие повреждения: закрытый перелом проксимального эпифиза левой большеберцовой кости, открытый перелом костей носа; обширные кровоподтеки и ссадины на лице; кровоподтеки на груди и конечностях; сотрясение мозга 2-й степени.
 Эти повреждения были получены, как указывается в истории болезни, 6 августа 1997 г. от удара тупым твердым предметом и от удара о твердый тупой предмет при падении. Они вызвали угрожающее для жизни состояние, и по этому признаку относятся к разряду тяжкого вреда здоровью.
 
 10.5. Тракторная травма
 
 Повреждения, причиняемые колесными или гусеничными тракторами, наблюдаются редко. Признаки тракторной травмы, причиненной колесными тракторами, сходны с автомобильной. Отличить их можно по отпечатку рисунка протектора колеса. Специфические особенности имеют травмы, причиненные трак­торами на гусеничном ходу.
 Классификация тракторной травмы:
 1. Удар частями движущегося трактора.
 2. Переезд гусеницами или колесами трактора.
 3. Выпадение из движущегося трактора.
 4. Опрокидывание трактора и возникновение травмы внутри кабины.
 5. Прижатие трактором к неподвижному предмету.
 6. Удар трактором с последующим переездом.
 7. Падение из движущегося трактора с последующим переездом.
 8. Удар прицепом или буксируемыми орудиями.
 При ударе частью движущегося трактора появляются множе­ственные повреждения (ссадины, кровоподтеки, рвано-ушиб­ленные раны, переломы костей).
 После переезда тела гусеницами трактора возникают множе­ственные грубые повреждения, часто не совместимые с жизнью. Они зависят от строения траков гусениц трактора и чередования их по длине гусеницы и проявляются на коже полосовидными ссадинами и кровоподтеками, располагающимися перпендику­лярно линии переезда. У одного края ссадин образуется лоскут сдвинутой кожи, направленный в сторону, противоположную движению трактора. Помимо ссадин и кровоподтеков возника­ют обширные рвано-ушибленные раны, переломы костей и множественные повреждения внутренних органов.
 Большое значение имеют исследования одежды пострадав­шего, на которой могут сохраняться следы и повреждения, характерные для переезда. При физико-химическом исследовании одежды в этих случаях выявляют частички металла. Прижатие трактором тела человека к неподвижным предме­там сопровождается множественными двусторонними перело­мами ребер, разрывами, размозжениями и перемещениями внут­ренних органов.
 При выпадении из кузова движущегося с небольшой скоростью трактора возникают повреждения, характерные для падения с небольшой высоты.
 При сдавлении частями кузова или прицепа опрокинувшего­ся или перевернувшегося трактора смерть наступает от механи­ческого задушения вследствие сдавления груди и живота.
 
 10.6. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при автодорожной травме
 
 При автодорожной (автомобильной, мотоциклетной, тракторной) травме на разрешение судебно-медицинского эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:
 1. Какие повреждения обнаружены на пострадавшем (живом лице, трупе)?
 2. Каков механизм образования этих повреждений?
 3. Могли ли эти повреждения образоваться от удара транспортным средством? Если да, то в какую часть тела, на какой высоте, в каком направлении был нанесен первичный удар?
 4. Какова возможность причинения повреждений определенными частями или деталями транспортного средства?
 5. Не образовались ли повреждения от переезда колесом (гу­сеницей)? По какой части тела и в каком направлении перека­тились колеса (гусеницы) транспортного средства?
 6. В каком положении по отношению к транспортному сред­ству находился пострадавший в момент травмы?
 7. Имело ли место волочение тела транспортным средством? Если да, то каково его направление, в каком положении нахо­дилось тело во время волочения?
 8. Могли ли повреждения, обнаруженные у погибшего, обра­зоваться при травме в кабине автомобиля (трактора)?
 9. Можно ли по локализации и особенностям повреждений сказать, какое место в кабине автомобиля (трактора) занимал пострадавший?
 10. Могли ли повреждения, обнаруженные у погибшего, образоваться при выпадении из движущегося транспортного средства?
 11. Не страдал ли потерпевший заболеваниями органов зре­ния и слуха?
 12. Какова последовательность причинения повреждений?
 13. Нанесены ли смертельные повреждения прижизненно?
 14. Какова причина смерти?
 15. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти ал­коголь (наркотические вещества)?
 16. Являются ли трасологические изменения, обнаруженные на транспортном средстве (автомобиле, мотоцикле, тракторе), следами крови? Если это кровь, то какова ее видовая принад­лежность? Если это кровь человека, то какова ее групповая спе­цифичность и половая принадлежность?
 17. Является ли волос, обнаруженный на транспортном сред­стве (автомобиле, мотоцикле, тракторе), волосом человека или животного? Если это волос человека, то с какой части тела? Ка­кова его групповая принадлежность?
 18. Какова возможность причинения повреждений конкрет­ным транспортным средством?
 19. Какова возможность образования всех повреждений в данных условиях автотранспортного происшествия?
 
 Контрольные вопросы
 
 1. На какие виды в судебной медицине подразделяется автодо­рожная травма?
 2. Какие повреждения наиболее характерны для автомобильной травмы?
 3. Какие повреждения наиболее характерны для мотоциклет­ной травмы?
 4. Какие повреждения наиболее характерны для тракторной травмы?
 5. Какие основные вопросы решаются судебно-медицинской экс­пертизой при автодорожной травме?
 
  Глава 11. Железнодорожная травма
 
 11.1. Возможные обстоятельства железнодорожных повреждений
 
 Смерть на полотне железной дороги в подавляющем большинстве случаев связана с травматизмом, зависящим от движения железнодорожного транспорта. Ниже приводится перечень возможных происшествий, сопровождающихся травматической смертью на железнодорожном полотне, по данным О.Х. Поркшеян.
 1. Несчастные случаи, зависящие от движения поездов:
 § при случайном попадании под движущийся железнодо­рожный подвижной состав или отбрасывании им лиц, ока­завшихся на полотне железной дороги; при попытках пе­рейти путь или нахождении на путях с другими целями (например, при ремонте под вагоном, неожиданно при­шедшим в движение);
 § при падении с движущегося подвижного состава;
 § при ударе частями движущегося железнодорожного подвижного состава пострадавшего, оказавшегося у колеи же­лезной дороги в пределах контура габаритов подвижного состава, или же ударе предметами, гружеными на плат­формы и выступающими за пределы габаритов подвиж­ного состава;
 § при сдавлении между буферами;
 § при сдавлении в автосцепном механизме;
 § при ударах о путевые сооружения (виадуки, арки тонне­лей) при переезде на крышах вагонов;
 § при поражении электрическим током от проводов электрической сети железной дороги (например, проезд на крыше вагона);
 § при крушениях поездов.
 2. Случайная смерть на полотне железной дороги, не завися­щая от движения подвижного железнодорожного состава:
 § при погрузочно-разгрузочных работах;
 § при ударах о шлагбаум на переездах;
 § при ремонтных работах на путях;
 § от прочих причин.
 3. Самоубийства с использованием для этой цели подвижного железнодорожного состава осуществляются:
 § укладыванием на один из рельсов головы, шеи, туловища;
 § внезапным появлением перед движущимся железнодорож­ным подвижным составом или между вагонами;
 § падением с движущегося состава;
 § прикосновением к проводам электрической железной до­роги, для чего самоубийца забирается на крышу вагона, электровоза, тепловоза, паровоза.
 4. Самоубийства на полотне железной дороги возможны пу­тем использования огнестрельного или колюще-режущего оружия.
 5. Убийства на полотне железной дороги, не связанные с ис­пользованием железнодорожного подвижного состава, могут со­вершаться при помощи огнестрельного и холодного оружия, ту­пыми тяжелыми предметами, удавлением руками и т.п. Не так уже редки случаи, когда преступник осуществляет свой замысел на полотне железной дороги с целью последующего подкладывания тела жертвы под движущийся железнодорожный состав для симуляции несчастного случая или самоубийства.
 
 11.2. Судебно-медицинская классификация железнодорожных повреждений (по О.Х. Поркшеян)
 
 1. Повреждения, наносимые преимущественно колесами желез­нодорожного транспорта при перекатывании их через тело, рас­полагающееся на рельсах:
 § полосы давления;
 § полосы обтирания;
 § отделение головы от туловища (полное, неполное);
 § разделение туловища на две половины (полное, неполное);
 § отделение конечностей (полное, неполное).
 2. Повреждения, возникающие от ударов и трения о железнодо­рожный путь и наносимые преимущественно частями локомоти­вов, вагонов, располагающимися ниже их рам (исключая колеса):
 § отрывы конечностей;
 § следы волочения;
 § открытые и закрытые переломы костей;
 § различной степени повреждения внутренних органов: от незначительных вплоть до перемещения их и выпадения через открытые полостные раны.
 3. Повреждения, образующиеся преимущественно в результате отбрасывания частями движущегося железнодорожного транспорта:
 § следы удара частями движущегося железнодорожного транспорта; обширные ссадины на коже, кровоподтеки, переломы костей;
 § следы падения на теле.
 4. Повреждения, образующиеся преимущественно в связи с на­хождением жертвы у колеи в пределах габаритов подвижного со­става в момент его следования:
 § повреждения, характерные для наносимых твердыми тупыми предметами;
 § в случаях сжатия между платформой и движущимся тран­спортом — размятие тела.
 5. Повреждения, связанные преимущественно с падением из движущегося состава:
 § при падении под подвижной состав — характерные для повреждений колесами, частями, располагающимися ниже рам локомотива, вагонов, волочения тела;
 § при падении с движущегося железнодорожного транспорта без последующего попадания под него — характерные для падения с высоты.
 6. Повреждения, связанные преимущественно с поражением электрическим током при нахождении на крышах вагонов, дви­гающихся по путям электрифицированной железной дороги:
 § электрометки, признаки асфиксии;
 § характерные для падения с высоты в случае, если после поражения током жертва падает с крыши вагона.
 7. Повреждения, преимущественно связанные со сдавленном бу­ферами и в автосцепном механизме:
 § закрытые переломы ребер, позвоночника, лопаток;
 § разрывы диафрагмы, отрывы и разрывы внутренних орга­нов, перемещения их; выхождение легких через рот, раз­рывы промежности с выпадением петель кишечника; об­разование травматических грыж (паховых, бедренных) с заполнением грыжевых мешков внутренними органами, вплоть до сердца и желудка;
 § отпечатки контуров буферов на коже груди и спины.
 
 11.3. Повреждения, типичные для железнодорожной травмы
 
 Железнодорожная травма характеризуется значительной тя­жестью и, как правило, приводит пострадавшего к смерти на месте происшествия. При этом возникают повреждения в результате перекатывания через тело колес транспорта (полосы давления и обтирания, расчленение тела); типичные, не связан­ные с действием колес (следы волочения, отрывы конечностей, сдавление тела между буферами или в автосцепном механизме); нетипичные и симулирующие другие виды травмы.
 Полоса давления — это отпечаток колеса на поверхности ко­жи. Ширина ее колеблется от 7 до 13 см. В первые часы после травмы мягкая, бледно-розовая; к концу суток становится пер­гаментной плотности, темно-коричневого цвета.
 Полоса обтирания — это участок осаднения кожи по краю полосы давления, он образуется при трении кожи о боковые по­верхности колеса. Ширина ее колеблется в значительных преде­лах от 2 до 15 см. Если на теле имеется несколько слоев одеж­ды, полоса обтирания не образуется.
 Отделение головы от туловища, а также расчленение тела зависят от перекатывания через тело колеса. В ряде случаев возможно разделение тела на множество частей. Отделение конечностей происходит со своеобразным многооскольчатым переломом костей, причем конец отчлененной кости, обра­щенный кнаружи от колеи, оказывается прямым, в то время как на конце, обращенном внутрь колеи, отмечается косой перелом. Подобные переломы трубчатых костей зависят от расположения гребня колеса (реборды) по внутреннему краю рельс.
 К типичным железнодорожным повреждениям, не связан­ным с действием колес, относятся следы волочения на теле, от­рывы конечностей, загрязнение, расчленение тела на множество частей, сдавление тела между буферами или в автосцепном ме­ханизме. Характер следов волочения весьма разнообразен, при этом на осадненной поверхности нередко видны частички бал­ластного слоя пути и следы смазки.
 Отрывы конечностей могут возникать не только от дейст­вия колес, но и при ударах выступающими частями движуще­гося состава, особенно с фиксацией конечностей какой-либо деталью. Из-за большой действующей силы при железнодо­рожной травме возможно расчленение тела на множество час­тей, причем их можно обнаружить на значительном расстоянии от места происшествия. В подобных случаях по линиям отде­ления конечностей не будут образовываться полосы давления и обтирания.
 При необходимости вещественные доказательства биоло­гического происхождения (следы крови, волосы, частицы мозгового вещества, мягких тканей, мелкие осколки костей и т.п.), обнаруженные на участке железнодорожного полотна, путевых сооружениях, на частях локомотива и вагонов, изы­маются по обычным правилам. На пакетах, куда они поме­щаются, должно быть указано точное место, с которого взят тот или иной объект.
 
 11.4. Повреждения рельсовым транспортом, нетипичные для железнодорожной травмы
 
 К нетипичным для железнодорожной травмы относятся по­вреждения, которые чаще возникают от отбрасывания тела по­страдавшего и ударов его о какие-нибудь выступающие предме­ты. При этом могут образовываться вдавленные переломы костей свода черепа с повреждением вещества головного мозга и кровоизлияниями под его оболочки, подкожные разрывы внутренних органов, переломы ребер, костей конечностей и т.д.
 
 Пример.
 Гражданин Г., 22 лет, 13 декабря 1999 г. во время перехода железно­дорожных путей в районе платформы «Перерва» был сбит электропоездом и отброшен к платформе.
 Судебно-медицинский диагноз:
 1. Закрытая тупая травма головы с небольшим сплющиванием перед­ней части свода черепа. Многооскольчатый перелом лобной, теменных, височных и основной костей. Обширные субдуральное и субарахноидальное кровоизлияния, ушиб и разрушение височных долей головного мозга с множественными мелкими и крупными кровоизлияниями в обоих полуша­риях головного мозга и в подкорковых узлах. Кровоизлияния в мягкие ткани головы в области переломов.
 2. Мелкие кровоизлияния под эндокардом левого желудочка сердца.
 3. Перелом правой ветви нижней челюсти и верхней челюсти справа. Закрытая тупая травма груди и живота справа с переломом 5-го и 6-го ребер по средней подмышечной линии, ушибом нижней доли правого легкого, разрывом купола диафрагмы, разрушением правой доли печени. Гемоторакс (400 мл), гемоперитонеум (300 мл). Множественные ссадины на высту­пающих частях лица, на коже правого плеча, правой подвздошной кости, верхней трети правого бедра и правой голени. Закрытый оскольчатый пе­релом обеих костей нижней трети правой голени без кровоизлияний в мяг­кие ткани в области переломов.
 
 Среди нетипичных для железнодорожного транспорта встре­чаются повреждения, симулирующие ранения режущими, рубя­щими, колющими орудиями или от действия огнестрельного оружия. Они возникают либо от ударов выступающими частями подвижного состава, либо чаще вследствие разрыва кожи отломками костей при открытых переломах. Правильная судебно-медицинская диагностика подобных повреждений облегчается обнаружением на трупе типичных железнодорожных поврежде­ний. Установление повреждений, нетипичных для железнодо­рожного транспорта, иногда вызывает подозрение на посторон­нее насилие с последующим подкладыванием трупа на полотно железной дороги. В подобных случаях большое значение приоб­ретает определение прижизненности повреждений, что является одним из наиболее важных вопросов судебно-медицинской экс­пертизы железнодорожной травмы. Особое место при этом при­надлежит гистологическому методу исследования, т.е. обнару­жению признаков уже начавшегося реактивного воспаления.
 При железнодорожных травмах следы крови на месте про­исшествия, а также кровоизлияния в окружности ранений бы­вают незначительными и нередко не соответствуют обширности обнаруженных повреждений. Подобное явление можно объяс­нить быстрым наступлением смерти, размятием мягких тканей и резким сокращением сосудов. Наблюдаемая иногда анемия по­врежденных тканей зависит от большого сдавления их тяжестью железнодорожного вагона.
 Повреждения рельсовым (откаточным) транспортом встреча­ются на других производствах, например в шахтах. Они отлича­ются от обычных железнодорожных травм как по механизму их возникновения, так и по характеру обнаруженных повреждений.
 При попадании под колеса движущейся вагонетки полос сдавления и расчленения, как правило, не наблюдается, по­скольку вагонетка не имеет такого веса, как железнодорожный вагон, и обладает сравнительно меньшей скоростью. Поэтому при встрече с преградой в виде тела человека вагонетка обычно сходит с рельсов и причиняет потерпевшему повреждения не колесами, а корпусом.
 
 11.5. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при железнодорожной травме
 
 1. Какие повреждения обнаружены на трупе?
 2. Все ли повреждения образовались от воздействия частей железнодорожного транспорта или на трупе имеются поврежде­ния иного происхождения?
 3. Характерны ли имеющиеся повреждения для железнодо­рожной травмы?
 4. Имеются ли на трупе повреждения от удара частями дви­жущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела, на какой высоте и в каком направлении нанесен первичный удар?
 5. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком направлении перекатились колеса поезда? Сколько раз тело подвергалось переезду?
 6. Имеются ли признаки протаскивания тела по полотну же­лезной дороги?
 7. В каком положении по отношению к транспорту находил­ся пострадавший в момент травмы?
 8. Нет ли признаков падения пострадавшего из движущегося железнодорожного транспорта?
 9. Нет ли признаков, свидетельствующих о повреждениях на теле, возникших при попытке вскочить в движущийся железно­дорожный транспорт?
 10. Все ли части расчлененного трупа представлены на ис­следование? Одному ли трупу они принадлежат?
 11. Какова последовательность причинения повреждений?
 12. Все ли повреждения на трупе являются прижизненными?
 13. Сохранялась ли способность к самостоятельным действи­ям смертельно раненного?
 14. Какова возможность образования всех повреждений в за­данных условиях железнодорожной травмы?
 15. Какова возможность причинения повреждений определен­ными частями локомотива, вагона или их отдельными деталями?
 16. Какова возможность причинения повреждений локомо­тивом или вагоном определенного типа или марки?
 17. Какова возможность причинения повреждений конкрет­ным локомотивом или вагоном?
 18. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти ал­коголь (наркотические вещества)?
 19. Является ли след, обнаруженный на железнодорожном транспортном средстве, следом крови? Если это кровь, то како­ва ее видовая принадлежность? Если это кровь человека, то ка­ковы ее групповая специфичность и половая принадлежность?
 20. Принадлежит ли волос, обнаруженный на железнодо­рожном транспортном средстве, человеку или животному? Если это волос человека, то с какой части тела он происходит? Како­ва его групповая принадлежность?
 21. Сколько времени прошло от смерти до исследования трупа?
 
 Контрольные вопросы
 
 1. Как классифицируются железнодорожные происшествия по своему происхождению?
 2. Как классифицируются железнодорожные повреждения?
 3. Какие повреждения типичны для железнодорожной травмы?
 4. Какие вопросы решаются судебно-медицинской экспертизой при железнодорожной травме?
 
 Глава 12. Авиационная травма
 
 12.1. Общие положения
 
 Авиационной травмой называют повреждения, возникающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в процессе эксплуа­тации и обслуживания самолетов. Чаще всего такие поврежде­ния причиняются лицам, находящимся внутри самолета, при падении его на землю.
 В зависимости от условий и обстоятельств происшествия авиационную травму делят на следующие виды:
 § травма внутри самолета во время полета;
 § травма при покидании летящего самолета;
 § травма внутри самолета при падении его на землю;
 § травма внутри самолета, находящегося на земле;
 § травма лиц, находящихся на земле вне самолета;
 § комбинированные травмы.
 Характер авиационной травмы зависит от типа самолета, скорости и высоты полета, угла падения и т.д. Авиационные травмы на земле встречаются значительно реже и связаны с по­паданием людей под винты работающего двигателя самолета или сопровождающих его потоки воздуха. При этом наблюдают­ся обширные грубые повреждения тела. С появлением реактив­ных самолетов отмечены случаи засасывания в работающие дви­гатели человека, слишком близко подошедшего к самолету.
 Повреждения, наблюдающиеся при падении самолета, весь­ма многообразны. Иногда по характеру обнаруженных на трупах повреждений можно в некоторой степени судить об условиях, при которых произошла катастрофа. Так, при падении самолета с большой высоты трупы погибших часто подвергаются расчле­нению. И напротив, при ударе самолета о землю во время гори­зонтального полета или при небольшом наклоне к земле рас­членения трупов, как правило, не наблюдается.
 Для выяснения причин катастрофы большое значение имеет исследование крови и внутренних органов из трупов пилота и членов экипажа на предмет определения алкоголя (наркотиков) и окиси углерода. Эти исследования должны производиться вне зависимости от того, поставлены или нет подобные вопросы на разрешение экспертизы. Отравление окисью углерода возможно вследствие попадания в кабину пилота ее небольших количеств, тем более, что на высоте действие угарного газа усиливается.
 Обнаружение карбоксигемоглобина в крови трупов погиб­ших, конечно, не дает возможности решить вопрос об источни­ке окиси углерода, поскольку последняя может образоваться в самолете при пожаре от разбитого огнетушителя и т.д. Одновре­менное нахождение копоти в дыхательных путях и ожогов сли­зистой оболочки дыхательного горла позволяет утверждать, что пострадавший находился в атмосфере пожара. Отсутствие всех этих признаков указывает на то, что труп обгорел уже после па­дения самолета.
 При исследовании трупов в случаях авиационной травмы часто возникает вопрос об идентификации личности погибших. Для этого должны быть использованы особые приметы (татуи­ровки, родимые пятна и т.д.), рубцы, зубные протезы, а также одежда и обувь. Иногда возникает необходимость в проведении реставрации трупа для последующего опознания.
 
 Пример.
 17 июня 1997 г. пассажирский самолет «Ан-2» потерпел катастрофу в Тульской области через несколько минут после взлета с аэродрома.
 На борту самолета находилось семь человек (пять пассажиров и два члена экипажа). Через 10 минут после взлета у самолета начал с перебоя­ми работать двигатель. При аварийной посадке самолет зацепил шасси за высоковольтный провод линии электропередачи и рухнул на землю.
 В результате аварии пять человек погибли, а двое с множественными тяжелыми повреждениями в критическом состоянии доставлены в област­ную больницу.
 
 Проведение судебно-медицинской экспертизы при авиа­ционной травме подразделяется на следующие этапы: выявле­ние повреждений, свойств травмирующего предмета и меха­низма его действия; определение последовательности возник­новения повреждений; группировка повреждений по свой­ствам и механизму действия травмирующих предметов; фор­мулирование выводов о возможности образования всех обна­руженных повреждений при условиях, установленных органа­ми расследования.
 
 12.2. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме
 
 При судебно-медицинской экспертизе разрешают следующие вопросы:
 1. Каково было состояние здоровья пилота и других членов экипажа перед полетом? Не ухудшилось ли оно во время полета?
 2. Какие повреждения обнаружены на трупах членов экипа­жа, каков механизм их образования, от воздействия каких час­тей кабины они образовались?
 3. Какова последовательность образования этих повреждений?
 4. Являются ли эти повреждения прижизненными?
 5. Находились ли члены экипажа при жизни в очаге пожара?
 6. В какой позе находились пилот и другие члены экипажа в момент столкновения самолета с землей? Находился ли пилот на своем рабочем месте и пытался ли управлять самолетом?
 7. Обнаружен ли в крови и тканях погибших этиловый спирт (наркотики)?
 8. Какова причина смерти членов экипажа, когда и как быстро она наступила?
 9. Нет ли на трупах пилота и других членов экипажа огнестрельных или колото-резаных ран, а также иных повреждений, не являющихся авиационной травмой?
 10. Какому члену экипажа, кому из пассажиров принадлежат обнаруженные останки, предметы снаряжения, одежды и обуви?
 11. Какова возможность причинения повреждений конкретными деталями и частями самолета?
 12. Соответствуют ли повреждения на теле и одежде пострадавших?
 13. Какова возможность возникновения повреждений при определенных обстоятельствах авиационного происшествия?
 Расследование авиационных катастроф проводится комисси­онной экспертизой с участием судебно-медицинского эксперта и специалистов по авиационной медицине и авиационной технике.
 
 Контрольные вопросы
 
 1. Как классифицируются авиационные повреждения?
 2. Какие повреждения типичны для авиационной травмы?
 3. Какие основные вопросы решаются судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме?
 
 Глава 13. Водно-транспортная травма
 
 13.1. Общие положения
 
 К числу травм этой группы относятся повреждения гребны­ми винтами двигателей кораблей, повреждения тросами и якорь-цепью. Наибольшие трудности в ходе экспертизы возникают при изучении повреждений, нанесенных гребными винтами. Послед­ние могут причинять ранения как живому человеку, когда он за­сасывается струей воды и попадает на вращающиеся гребные винты, так и трупу, находящемуся в воде.
 Если живой человек (или труп) попадает в струю воды, об­разующуюся от работающих гребных винтов, то он с силой за­тягивается под днище корабля и перемещается около вращаю­щихся гребных винтов, где наибольшая сила течения, а затем выталкивается за корму. Количество, характер и обширность повреждений зависят от размеров и скорости вращения греб­ных винтов.
 Повреждения от действия гребных винтов чаще локализу­ются на голове и верхних конечностях и нередко имеют вид больших надрубов и разрубов (при массивных металлических лопастях с острыми ребрами), характеризующихся косым на­правлением, лоскутным характером ран, значительным их зия­нием, осадненностью кожных краев. При наличии нескольких повреждений обращает на себя внимание одинаковая направ­ленность ран с отклонением лоскутов в одну сторону, т.е. как бы их веерообразное расположение; от действия тупых граней винта на туловище, ягодицах и бедрах могут образовываться только значительные ушибы, сопровождающиеся закрытыми переломами костей.
 Гребные винты судов малых размеров (моторные лодки, не­большие катера) не дают разрубов и рассечений, а лишь наносят обширные рвано-ушибленные раны мягких тканей с осаднением кожи. Часто эти раны имеют одинаковый характер, направлен­ность и величину. Количество повреждений будет зависеть от времени нахождения тела в зоне вращения лопастей, их числа и скорости вращения.
 
 Пример.
 Гражданин Е., 16 лет, 13 августа 1997 г. выпал из весельной лодки в момент ее столкновения с моторной лодкой на Борисовских прудах в ока­зался около вращающегося гребного винта моторной лодки.
 При извлечении из воды у пострадавшего Е. отмечалось две сход­ные по характеру и величине рвано-ушибленные раны правого бедра. Первая рана размерами 20 х 8 х 9 см начиналась от верхней передней ости подвздошной кости до паховой области с повреждением большой части передней и внутренней группы мышц бедра с их сосудами и фас­циями. Вторая рана размерами 19 х 7 х 8 см располагалась на нижней трети правого бедра с повреждением передней группы мышц бедра и ранением сосудисто-нервного пучка.
 Смерть Е. последовала от присоединившегося сепсиса на 17-й день по­сле травмы.
 
 Повреждения тросами и якорь-цепью образуются при их об­рыве или попадании в образующиеся петли при швартовке или отчаливании. В таких случаях могут наблюдаться обширные по­вреждения вплоть до ампутаций конечностей, размятия внутренних органов и даже расчленения тела.
 
 13.2. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при водно-транспортной травме
 
 При водно-транспортной травме на разрешение судебно-медицинского эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:
 1. Какие повреждения обнаружены на пострадавшем (живом лице, трупе)?

<< Пред.           стр. 4 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу