<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Профессиональная ориентация является одним из средств повышения адаптивности и конкурентоспособности граждан. Она определяется направленностью на формирование соответствия профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда, активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, формирование мотивации к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация - одна из функций центров занятости, основной элемент политики занятости.
  Обычно структуры профориентации имеют четко выраженную ориентацию на обеспечение выбора образовательного или профессионального пути. Но более предпочтителен акцент на образование, ориентирование в сферах профессиональной трудовой деятельности, социального и личностного развития в рамках единой системы профориентации. Такой комплексный подход особенно актуален для условий социальной и экономической нестабильности, когда профессиональную ориентацию нельзя выделить из социального ориентирования. В то же время, основным элементом профессионального ориентирования является ориентация на профессиональное обучение во всех формах.
  Рыночные отношения формируют новые требования к работнику. Привычные ценностно-нормативные стереотипы в сфере занятости ориентировали на стабильность, неизменность, гарантированность.
 В современных условиях одним из главных факторов, определяющих комплекс социально-экономических условий осуществления трудовой деятельности, становится негарантированная занятость.
  Динамичность сферы трудовой деятельности определяется рядом дополнительных факторов:
  * появление новых рыночных профессий, связанных с необходимостью обеспечения специфических процессов и решения специфических задач (менеджмент, маркетинг, реклама, страхование, налоговые агентства, социальные службы, информационные системы);
  * появление новых специализаций, форм профессиональной деятельности в рамках уже существующих профессий (бухгалтер-аудитор, бухгалтер-оператор ПЭВМ, профконсультант);
  * появление новых видов деятельности, имеющих профессиональный характер, но не предъявляющих жестких требований к уровню профессиональной подготовки (малый бизнес, посредническая и торговая деятельность);
  * институализация различных видов занятости в форме индивидуальной деятельности (услуги, мелкотоварное производство сельско-хозяйственной продукции, товаров народного потребления, торговля и др.).
  Таким образом, в рыночных условиях становится актуальным возрастание потенциала трудовой мобильности, под которой понимается изменение трудового статуса (переход из состояния занятости в состояние незанятости, смена профессий и т.д.).
  Можно выделить основные особенности современного рынка труда:
  1. Содержание труда (управление сложными техническими системами, что требует принятия решений в условиях проблемных, а также критических ситуаций);
  2. Характер труда (высокая степень интеллектуальной нагрузки, когда трудовые операции перемещаются на уровень внутренних психических процессов);
  3. Режим труда (повышенная напряженность, обусловленная ответственностью за успешность трудового процесса, когда значительно возрастает цена ошибок).
 Социальная политика РФ
 в области профессиональной ориентации населения
  Основные направления социальной политики, обеспечивающей повышение качества рабочей силы на рынке труда:
  * уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложений на рынке труда;
  * постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы;
  * содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве;
  * обеспечивать выделение работодателям необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую подготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда;
  * обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального переобучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;
  * развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
  * развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;
  * уделять особое внимание сохранению эффективно работающих специалистов и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
  * в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников;
  * содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения;
  * расширять масштабы помощи людям, оставшимся без работы.
  Законодательной базой являются следующие правовые документы:
  1. Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), где говорится, что каждый человек имеет право на самореализацию, на труд и на обучение.
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.), где ст. 3, 4, 15, 28-31 декларируют свободу и равноправие детей в выборе своего пути в мир взрослых: обучение, образование, профессиональный курс.
  3. Конституция РФ в ст. 37 отмечает: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
  4. В 1933 г. в РФ была принята программа "Дети России", направленная в том числе и на развитие творческих способностей детей, что и ложится в основу определения профессиональной стези.
  5. Федеральный закон "Об образовании" (1992 г.) содержит основные принципы и положения, на основе которых будет строиться стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в стране во всех аспектах: образовательном, воспитательном, профессионально ориентированном. Так, в ст.21-23 дана трактовка традиционно существующих начал профессиональной подготовки и начального профессионального образования, которое имеет целью подготовку и ознакомление учащихся школ с различными профессиями для дальнейшей ориентации подростка в спектре профессий.
  Значительное влияние в социально-трудовой сфере оказали решения, принятые в 1993-1997 гг. Президентом и Правительством РФ. Одними из важнейших следствий принятых решений стали:
 - государственное признание необходимости развития общенациональной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения России, утвержденной Министерством труда РФ;
 - официальное закрепление статуса и форм профессиональной консультативной помощи населению России, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27 сентября 1996 г., в котором впервые юридически определены виды и формы профориентационной деятельности, виды и формы психологической поддержки населения страны, субъекты этих видов деятельности, минимальные гарантии государства гражданам России в этой сфере образовательных и социальных услуг;
 - разработка общих принципов организации такого рода работ, определенных первичными нормативными документами, разработанными в Министерстве образования РФ, в Федеральной службе занятости.
  Следует отметить, что впервые после печально известного постановления Совнаркома СССР 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" в середине 1995 г. принято специальное постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения", в котором идет речь о стратегии создания общенациональной психологической службы, о развитии психологической службы в России.
  На основе данного постановления 27 сентября 1996 года было принято "Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Оно содержит описание понятия профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.
  Наряду с профессиональной ориентацией рассматривается понятие "психологическая поддержка". Это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
  В данном документе охарактеризовано понятие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, описаны особенности управления государственной системы, компенсации в области психологической поддержки, работа психологических служб в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами. Данный законодательный акт содержит описание объединений профориентационной направленности, некоторые аспекты профессиональной деятельности психологов, социологов и специалистов по социальной работе. В документе перечислены основные социальные гарантии в области профессиональной ориентации. Следует отметить, что многие понятия мы рассматриваем так, как они представлены в данном документе. Они более широко описаны нами в первом, втором и третьем пунктах выпускной квалификационной работы, по этой причине мы не приводим их вторично.
  Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация достаточно широко представлена в законодательстве РФ, однако, состояние и функционирование данной системы в стране оставляет желать лучшего.
  Кроме того, сегодня проблема профориентации приобретает особый вес, так как условия жесткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию подростков в обществе. И здесь грамотная профориентационная работа специалистов может сыграть свою позитивную роль в воспитании молодого поколения профессионалов различных профилей.
  И очень важно построить работу по профориентации и профконсультированию, в частности, таким образом, чтобы решение о выборе профессии стало самостоятельным, рожденным в совместной работе учащегося и консультируемого, так как профессиональная направленность подростка во многом зависит от его личностных особенностей.
 История профориентации в нашей стране и за рубежом
  В понимании смысла труда сложились два полярных подхода:
  Первый восходит к древним римлянам, грекам, иудеям. Он оформился в раннехристианских доктринах. Труд - наказание за первородный грех. Ф. Аквинский утверждал, что своим трудом человек может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высокой цели.
  Второй подход обобщили М. Лютер и Ж. Кальвин, рассматривавшие труд как способ достижения физического и морального здоровья. Позднее в работах М. Вебера труд выступает как средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования.
  Известно, что в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников и др.
  Основы профессиональной ориентации в упорядоченной форме начали складываться с середины 19 века. В западных странах постепенно сложилась четкая система такой службы. Она включала три звена:
  1. школу;
  2. биржу труда;
  3. психологические лаборатории, разрабатывающие концепции и конкретные диагностические приемы и проводящие психологический анализ требований, которые предъявляют профессии к человеку.
  Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа первых профориентационных служб основывалась на "трехфакторной модели". Такая работа впервые строилась на научной основе.
  Трехфакторная модель профориентации американца Ф. Парсона стала одной из первых теорий профессионального выбора, основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла в 3-х факторах профориентационной работы:
  1. изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию;
  2. изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах;
  3. сопоставление вышеназванных факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе соответствия особенностей человека требованиям профессии.
  Данная теория была господствующей вплоть до 50-х годов 20 века, когда она впервые подверглась серьезной критике.
  В отечественной психологии такой подход получил разработку у психотехников (специалистов в области психологии труда) в 20-30 годы, когда число желающих получить работу значительно превышало наличие рабочих мест и возник социальный заказ на профотбор наиболее подготовленных людей. В подобных исследованиях индивидуальные способности человека характеризовались исходя из требований профессий, а не из природы индивидуальности.
  Итак, данный подход в последствии стал называться диагностическим, и был отнесен к разряду директивных форм проф.ориентации.
  Недостатки диагностического подхода:
  1. Данный подход игнорирует тот факт, что мир профессии чрезвычайно динамичен, и требования, предъявляемые профессиями к человеку, неуклонно меняются.
  2. Индивидуальность рассматривается как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное.
  3. Человек, обратившийся за помощью, исключается из процесса принятия решения.
  Трехфакторная модель Ф. Парсона впервые была оспорена у Д.Е. Сьюпера, который предложил рассматривать выбор профессии как длительный процесс, зависящий от предшествующего опыта индивида и определяющий его будущее поведение. Процесс профессионального становления, по его мнению, прежде всего, представляет собой развитие, в котором существенное место занимают субъективные факторы. Новый методологический подход основывался не на изучении особенностей профессии, а на изучении особенностей профессионального развития в различных областях деятельности. Важным вкладом явилось выделение стадий развития профессионала на разных возрастных этапах.
  К началу 20 века с проблемой выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, что было связано с бурным промышленным ростом в ряде стран.
  Таким образом, к концу 19-20 вв. сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы значительное количество людей и которые отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги.
  Если обратиться к опыту зарубежных стран, то, например, во Франции развитие системы профориентации проходило в несколько этапов:
  1. В 20-е гг. упор делается на непосредственном устройстве клиента на работу.
  2. В 40-50-е гг. определение профпригодности клиентов производится с помощью психодиагностических тестов.
  3. С 70-х гг. преобладающим направлением стало воспитание у молодежи самостоятельно делать выбор.
  Становление системы профессиональной ориентации в России имело свои особенности.
  Император Петр 1 принуждал дворян отдавать своих детей в учение разным полезным занятиям. Вышел "Указ об отрешении дураков от наследства" (1772 г., апреля, 6 дня), который предписывал свидетельствовать детей (своего рода диагностика). "И буде по свидетельству явятся таковые, которые ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж не допускать" [18].
  В 18 в. Н. Татищев в труде "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ" дает обзорную классификацию профессий ("наук"). При этом характеризуются не только полезные, но и "тщетные" (астрология, хиромантия, физиогномика) и вредительские (колдунство, волхование, ворожба).
  Татищеву принадлежит идея трудовых проб. Он предлагал "разделяя время, по одному часу хотя и всякий день с переменами, так, чтобы некоторые приходили в ту или иную науку по полудни, а в другие после полудни... А кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему в той науке боле времени допустить, а в другом убавить или весьма оставить" (инструкция "О порядке преподавания в школах при Уральских казенных заводах").
  Первые исследования по профессиональной ориентации были начаты Педагогическим музеем при Московском Учительском доме (1912-1917 гг.).
  Первое бюро по профконсультации открылось по инициативе выдающегося отечественного ученого В.М. Бехтерева в 1927 году при Ленинградской бирже труда и институте по изучению мозга, деятельность которого курировал Наркомат труда. Особое внимание обращалось на "профессиоведческую" работу в школах фабрично-заводского ученичества, школах-мастерских. Выявлялись такие индивидуальные качества, как утомляемость, обучаемость, проводилось обследование знаний учащихся по тестовым методикам. Бюро поддерживало связи с подростками и после их направления на работу.
  Сотрудниками бюро был подготовлен ряд методических пособий. Среди них - "Профконсультационная карточка", которая направлялась в школы для заполнения ее педагогами. Она представляла собой ориентировочную схему изучения личности и включала 40 вопросов, которые были сгруппированы по следующим разделам:
  * социальное положение отца и других членов семьи;
  * общественная работа учащегося;
  * профнаправленность (педагогическая характеристика "специальных склонностей").
  На основе этих данных составлялось предварительное заключение о направлении учащегося для подготовки по определенному профессионально-учебному плану. Бюро использовало и специальные методики для определения психотехнических показателей степени пригодности: уровень умственного развития, конструктивно-техническая деятельность, концентрация внимания, моторная сфера и различные показатели рецепторов. С этой целью использовался набор специальных методик.
  Период НЭПа в России в целом можно назвать достаточно демократичным, свидетельством чего является бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе гуманитарных ее направлений. Реальная свобода выбора у людей способствовала развитию профориентации.
  Подчеркивалось, что консультация - это не просто совет психотехника о подходящей для данного кандидата профессии. Работа в этом направлении должна начинаться издалека и состоять в том, чтобы ненавязчиво обращать внимание школьника на необходимость в целях самореализации и в интересах трудового общества, государства воспитывать в себе сознательное отношение к трудовой деятельности, уметь учитывать свои силы и возможности применительно к особенностям избираемой работы, самому заботиться о приобретении тех свойств и навыков, которых она требует.
  В те годы изучением личности в школе занимались только педагоги и врачи. Профконсультационная работа входила в их обязанности лишь частично. Поэтому с точки зрения лишь педагогической все выглядело примитивно:
  1. Старались напрямую соотнести успешность учения с размерами грудной клетки и составом крови.
  2. Педологическая диагностика сводилась к выявлению роли биологических факторов в развитии ребенка.
  3. Главное внимание обращалось на выявление данных о его физиологическом состоянии и условиях жизни в семье.
  4. Динамика же развития индивидуальности, связь обучения и умственного развития во внимание не принимались.
  Следует подчеркнуть, что ущербность такой практики учеными осознавалась. Позже развиваются такие понятия, как профотбор, профконсультация, профориентация.
  Следующий период - 30-е гг. - известен с Постановлением ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" от 4 июля 1936 г. Это Постановление было в немалой степени направлено против профориентации в ее педагогическом варианте, а уже потом против других гуманитарных направлений. 30-50 гг. характеризовались тем, что свобода выбора скорее провозглашалась, чем имела место в реальности.
  К началу 30-х гг. проблема массовой безработицы в целом по СССР была решена и надобность в биржах труда отпала, свои функции они выполнили.
  Период с конца 50-х по середину 60-х ("оттепель") характеризуется возрождением некоторых свобод, и именно в это время в России возрождается и профессиональная ориентация. Но уже с конца 60-х до середины 80-х гг. в стране вновь стали усиливаться тоталитарно-бюрократические тенденции, что сразу же отразилось на развитии профориентации. На этот раз ее не запрещали, а ограничивали определенными рамками, обусловленными целесообразностью укрепления обороны, развития народного хозяйства и потребностями общества, но не потребностями самих людей.
  С середины 80-х гг. в России началась "перестройка", когда вновь появились надежды на демократизацию общества. В эти годы (накануне перестройки) появилось постановление "О реформе общеобразовательной и профессиональной школы" (1984), которое дало значительный импульс для развития профессиональной ориентации. Основной акцент был сделан на школьной профориентации. В СССР было открыто 60 региональных Центров профориентации молодежи, во многих школах появились кабинеты профориентации, хотя невысокое качество самой профориентационной работы не всегда соответствовало ее масштабам. Началась активная подготовка профконсультантов.
  Но уже с 1991-1992 гг. сократилось финансирование школьной профориентации, образования и культуры в целом. Для многих людей реально снизилась возможность профессионального выбора.
  В настоящее время в России стали активно создаваться региональные службы занятости населения. Если сравнивать работу специалиста в школе и специалиста по профориентации в службе занятости, то следует признать, что в школе гораздо больше возможностей для систематической, глубокой профориентационной работы с учащимися, тогда как в службе занятости сложнейшие проблемы самоопределения приходится решать в спешке и часто в прагматичном режиме
  В исторической ретроспективе Е.А. Климов различает следующие подходы в деле педагогического содействия развитию учащегося:
  1. Директивный.
  2. Просветительский (начиная с Татищева).
  3. Диагностический (тесты);
  4. Воспитательный - формирование ума, характера, чувств, умений.
  5. Диалогический (исторические корни - диалоги Платона, "Разговор двух приятелей" Н. Татищева) - глубоко индивидуализированный подход.
  6. Имитационно-игровой - профориентационные игры (М.С Вавилов, Н.С. Пряжников).
  7. Комплексный.
  В настоящее время комплексный подход является предпочтитель-ным в профориентационной работе.
 
 
 
 2. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
 
  Раздел знакомит студентов с различными классификациями мира профессий, со спецификой работы профориентатора в зависимости от индивидуально-психологических особенностей клиента. Раздел дает представление о методах профориентации, содержит рекомендации к работе в различных профконсультационных ситуациях; описывает формы проведения профессиональной консультации; дает характеристику каждой группы методов професиональной консультации с выделением внутри них подгрупп в зависимости от способов исследования; знакомит с правилами работы специалиста, этическим кодексом профессионального консультанта.
 Классификация профессий
  Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:
  * социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
  * производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
  * санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);
  * психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).
  Е.А. Климовым предложена четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.
  Первый ярус выделяет следующие типы профессий:
  По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). В зависимости от этого Е.А. Климов определяет пять сфер профессиональной деятельности: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Знак", "Человек - Художественный образ", "Человек - Человек".
  1. "Человек - живая природа" (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).
  2. "Человек - человек" (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник).
  3. "Человек - техника" (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог).
  4. "Человек - знаковая система" (3). Естественные и искусственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).
  5. "Человек - художественный образ" (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей профессий этого типа (художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).
  В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):
  * гностические профессии (Г);
  * преобразующие (П);
  * изыскательные (И).
  По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (третий ярус):
  * профессии ручного труда (Р);
  * профессии машинного (М);
  * профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А);
  * профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).
  По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):
  * работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
  * работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;
  * работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный;
  * работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь.
  Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е.А. Климов наметил четыре их группы:
  1) двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т. д.);
  2) познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия;
  3) действия межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером;
  4) действие по согласованию усилий.
  Выделяют восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
  1) позиция старших, семьи;
  2) позиция сверстников;
  3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.);
  4) личные профессиональные и жизненные планы;
  5) способности и их проявления;
  6) притязание на общественное признание;
  7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
  8) склонности.
  В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным.
  Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий.
  Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему наличия способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.
  К.М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:
  * профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;
  * профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;
  * профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).
  Каждый тип профессии предъявляет определенные требования к тем или иным способностям и качествам человека.
  Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы. Для эффективного профессионального самоопределения необходимы:
  * способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;
  * способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем;
  * способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию факторов.
 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
  Профессиональная консультация (от лат. "род занятий" и "совещание") - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.
  Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:
  * справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
  * диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
  * формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
  * медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.
  В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа - первичная прфоконсультация и углубленная прфоконсультация.
  Первичная профконсультация - это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.
  Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.
  Профессиональный консультант задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советы и полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективные способы самосовершенствования.
  С целью активизации школьника и получения дополнительной информации консультант дает проблемные задачи.
  Необходимо стимулировать положительные эмоции, при этом помогая школьнику понять свои недостатки и в доверительной форме указать на возможности их устранения.
  Консультант дает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этого нет медицинских или прочих оснований.
  В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других - требуется углубление работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либо психофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.
  Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:
  * информационно-справочные методы;
  * диагностические;
  * методы морально-эмоциональной поддержки клиента;
  * методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
  Владение этими методами обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы.
  Охарактеризуем подробнее группы методов профессиональной консультации.
  Информационно-справочные и просветительские методы:
  * профессиограммы;
  * справочная литература;
  * информационно-поисковые системы как ручные (карточные, бланковые, в виде картотек), так и компьютерные (банки информации ЭВМ);
  * профессиональная реклама и агитация;
  * экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
  * встречи со специалистами;
  * просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  * система профориентационных уроков;
  * учебные фильмы;
  * использование средств массовой информации с учетом их специфики;
  * приемы и методы совместного с клиентом знакомства с миром профессий (проблемные вопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения);
  * методы активизации познавательной деятельности клиента (задание самостоятельно узнать что-то о профессии с объяснением клиенту порядка и приемов получения информации о данной профессии, учебном заведении).
  Диагностические методы в идеале направлены на помощь клиенту в самопонимании:
  * беседы-интервью закрытого типа;
  * открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
  * опросники профессиональной мотивации;
  * опросники профессиональных способностей;
  * личностные опросники;
  * проективные личностные тесты;
  * наблюдение;
  * сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);
  * психологические обследования;
  * профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе;
  * исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);
  * использование тренажеров для отработки трудовых навыков и изучения готовности осваивать новые профессиональные действия);
  * методы и приемы совместного рассмотрения результатов диагностического обследования;
  * методы активизации самопознания клиента (готовность оценивать людей по определенным критериям, готовность к самооценке и рассмотрению различных ситуаций самоопределения).
  Методы морально-эмоциональной поддержки:
  * группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);
  * тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах);
  * сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);
  * публичные выступления;
  * профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга);
  * положительные примеры самоопределения;
  * обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;
  * приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.
  Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития:
  * построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
  * построение системы различных вариантов действий клиента, позволяющие выбрать наиболее оптимальные варианты перспектив;
  * использование различных схем альтернативного выбора (при уже имеющемся варианте) профессии, учебного заведения, специальности (используется обычно на заключительном этапе консультации);
  * приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов и приемов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций;
  * приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов формирования у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.
  Владение профессиональным консультантом перечисленными выше методами во многом определяет эффективность профессионального самоопределения.
  Активизирующими в некотором смысле можно считать почти все методы. И лекцию можно провести так, что слушатели будут активизированы. Но иногда и "беспроигрышные" методы могут проводиться неумело и скучно. Это зависит и от специалиста, и от позиции клиента. Однако есть методы, которые несут более высокий активизирующий потенциал. Таких методик немного, поэтому практики заимствуют многое из психотерапии, клинической и социальной психологии, из астрологии и даже мистики.
 Характеристика типичных профконсультационных ситуаций
  Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана).
  Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию.
  Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность стоящей перед ним проблемы, осознает потребность в консультации, настраивается на совместную работу.
  Можно выделить следующие мотивы обращения оптантов:
  1. Мотив неопределенности. Оптант не имеет никакого собственного профплана, но осознает необходимость своевременного решения проблемы. Проявляется потребность выхода из неопределенной ситуации. Этот вариант получил название "нулевой".
  2. Мотив альтернативного выбора. Оптант имеет несколько вариантов профплана и не знает, какой выбрать. Существует потребность в подтверждении одного из вариантов - это альтернативный вариант.
  3. Оптант обращается на консультацию, имея сформированный профплан. Появляется потребность в подтверждении профплана - это подтверждающий вариант.
  4. Конфликтная ситуация. Оптант имеет профплан, для осуществления которого имеются препятствия (внешние или внутренние). Возникла конфликтная ситуация, из которой оптант не может выйти самостоятельно, но осознает потребность выхода из нее.
  5. Мотив познания. Оптант обращается за консультацией с целью реализации потребности в самопознании. Этот мотив характерен для старшеклассников, успешно обучающихся и стремящихся к самопознанию.
  При проведении индивидуальной консультации специалист должен знать: с одной стороны, данные об интересах, способностях личности, с другой - сведения о мире профессий, требованиях профессий к человеку, о учебных заведениях.
  Сведения об оптанте получают в ходе первичной консультации. Происходит выявление блоков триады:
  1) "хочу" - интересы и склонности;
  2) "могу" - возможности личности;
  3) "надо" - потребность общества в кадрах.
  Первичная консультация оказывается достаточной, если выявлены все компоненты триады и они согласованы между собой.
  Таким образом, первичная консультация является вариантом индивидуальной, представленной в свернутом виде и выполняет функцию фильтра для отделения трудных случаев от более простых.
  Если же нет данных хотя бы по одной из позиций триады или они рассогласованы, то необходима углубленная индивидуальная консультация, направленная на устранение дефекта отсутствия информации. Каждый конкретный случай консультант относит к определенному типу ситуаций и строит программу работы соответственно данному типу.
  1 тип. "Нулевой" вариант консультации.
  Оптант не имеет собственного профплана. В "Анкете оптанта" поставлен прочерк в данных "профессия" и "учебное заведение", отсутствие какого-либо реального плана подтверждается в беседе.
  2 тип. Альтернативный вариант консультации.
  При первичной консультации оптант имеет два или несколько вариантов профплана. В "Анкете оптанта" могут быть перечислены все или некоторые варианты, но может быть поставлен прочерк.
  3 тип. Подтверждающий вариант консультации.
  Оптант хочет подтвердить правильность своего выбора. Задача профконсультанта - подтвердить или отвергнуть существующий выбор.
  4 тип. "Конфликтный" вариант консультации.
  При первичной консультации выявляются конфликтные ситуации. Конфликты могут быть разными: родители не согласны с выбором молодого человека, оптант не верит в свои силы, у него завышенный уровень притязаний, имеются трудности в общении, желание получить объективную оценку своих возможностей.
  5 тип. Консультация как реализация мотива познания.
  Оптантом руководит желание разобраться в своем характере, преодолеть трудности в общении. По мотивам обращения такие случаи могут быть отнесены к "подтверждающему" варианту. Но обычно в ходе беседы выявляется интерес к познанию личности, своих способностей без отнесения результатов исследования с профессио-нальной деятельностью.
 Основные правила работы социального педагога-профконсультанта
  Профессиограмма профконсультанта - это общие сведения о профессии, условиях и организации труда.
  Круг обязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами и состоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем. Обычно профконсультант проводит прием клиентов по предварительной записи в отдельном помещении, оборудованном психодиагностическим оборудованием, профессиогра-фическими материалами, компьютерными и банковыми методиками.
  Основные операции, выполняемые профконсультантом, сводятся к следующему:
  1. консультирование клиентов по вопросам выбора, перемены профессии с учетом данных о потребности региона в квалифицированных специалистах, требований, предъявляемых профессиями, а также состояния здоровья, интересов, склонностей и возможностей клиента;
  2. профессиональная диагностика по определению оптимального профиля переобучения с учетом потребностей региона и возможностей клиента;
  3. оказание психологической поддержки клиентов;
  4. направление клиента в зависимости от результатов консультирования к соответствующим специалистам центра занятости;
  5. ведение необходимой документации (профконсультант собирает, обрабатывает, систематизирует информацию в удобной для дальнейшего использования форме;
  6. ведение служебных переговоров.
  Профессия профконсультанта предполагает постоянные многочисленные контакты с меняющимся кругом лиц: с посетителями и сотрудниками.
  Рабочее место - постоянное. Работа индивидуальная. Профконсультант выполняет свою работу относительно самостоятельно от начала до конца и сам за нее отвечает: планирует, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения. В то же время работа четко определена нормативными документами.
  Образование необходимо высшее профессиональное (специалист по социальной работе), обязательным условием деятельности является постоянное повышение квалификации, стажировка. Выполнение функций профконсультанта требует от специалиста разносторонних знаний по профессиоведению, психологии, а также основам физиологии, экономики, статистики, демографии, социологии, праву, компьютерной грамотности, профессиональной этики.
  К профконсультантам третьей, второй и первой категорий предъявляются определенные квалификационные требования. Требования представляют собой перечень знаний и умений специалиста в зависимости от категории.
  Основные правила профессионального консультанта.
  1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного региона.
  2. Во время профконсультации иметь показания и противопоказания к профессиям, набор диагностических методик.
  3. Развивать самооценку и указывать на положительные качества личности.
  4. Все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке, при этом направлять усилия личности с учетом условий и требований общества.
  5. Консультант должен исходить из позиций того, что каждый человек является личностью, обладающей индивидуальностью, интересами, способностями, особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей клиента.
  6. Задавать вопросы, обобщая и систематизируя ответы на них, давать советы, неся ответственность за их последствия.
  7. Консультант делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта.
  8. При консультации необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие.
  9. Специалист должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать клиенту понять свои недостатки и в доверительной форме указывать на возможности их устранения.
  10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы клиента, должен учитывать его психологическое состояние. Его цель - понять собеседника и быть понятым им.
  Этический стандарт профессионального консультанта включает в себя основные этические нормы профконсультирования. Он призван обеспечить:
  * решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  * защиту клиентов от непрофессионального и неэтичного воздействия в процессе консультации;
  * сохранение доверия между коллегами, а также между профконсультантом и клиентом.
  Этический стандарт является обязательным для соблюдения всеми профессиональными консультантами.
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу