<< Пред.           стр. 18 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

  Международный коммерческий арбитражный суд самостоятельный постоянно действующий третейский суд, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. 5338-1.
 
  В Международный коммерческий арбитражный суд могут по соглашению сторон передаваться:
  * споры из договорных отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;
  * споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры с их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
  Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров РФ.
 
  Основанием для передачи спора на рассмотрение коммерческого арбитража (третейского суда) является арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет.
 
  Разбирательство дел в МКАС осуществляется по правилам его регламента. Стороны вправе сами согласовать процедуру ведения разбирательства. Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации принят Торгово-промышленной палатой РФ 1 мая 1995 г.
 
  Число арбитров (судей) в составе третейского суда определяется сторонами по своему усмотрению, а если стороны не определят этого числа, то назначаются три арбитра. Процедура назначения арбитров может быть согласована сторонами. В отсутствие такого соглашения при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона назначает одного арбитра, а два назначенных таким образом назначают третьего.
 
  Своеобразная особенность деятельности третейского суда это установленная законом возможность третейскому суду самому судить о своей компетенции, трактуя арбитражную оговорку (т. е. соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда) по заявлению спорящей стороны.
 
  Процедура ведения разбирательства в арбитраже, при условии соблюдения закона "О международном коммерческом арбитраже", определяется по договоренности сторон. В отсутствие соглашения сторон третейский суд ведет его так, как считает нужным. По договоренности сторон решается и вопрос о языке (языках), который будет использоваться в ходе разбирательства. Стороны по договоренности устанавливают сроки, в течение которых истец должен заявить об обстоятельствах, подтверждающих его исковые требования, о спорных вопросах и требуемом удовлетворении, а ответчик свои возражения. Если стороны не договорились об этом, любая сторона может изменять или дополнять свои исковые требования и возражения по делу в ходе разбирательства, если только третейский суд не сочтет нецелесообразным допускать их ввиду допущенной задержки.
 
  Особенностью разбирательства является также возможность прекращения его, когда истец не представляет исковое заявление в согласованные сроки. Непредставление же ответчиком возражений в такие сроки не препятствует разбирательству и не рассматривается как признание утверждений истца.
 
  Вынесение решения осуществляется на основе норм, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При отсутствии указаний сторон третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами международного частного права, которые он считает применимыми. Во всех случаях решение принимается в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.
 
  Решение коллегии арбитров выносится по большинству голосов. Вопросы процедуры могут разрешаться арбитром, являющимся председателем третейского суда, если он будет уполномочен на это сторонами или всеми другими арбитрами.
 
  Обжалование решения третейского суда допускается в форме ходатайства об отмене, которое рассматривается при наличии определенных, перечисленных в Законе оснований (ст. 34 Закона), Верховным судом республики в составе РФ и другими названными судами. Ходатайство об отмене должно быть заявлено не позднее трех месяцев со дня получения арбитражного решения, а жалоба на толкование или дополнительное арбитражное решение в этот же срок, но исчисляемый для вынесения решения по такой просьбе.
 
  Закон устанавливает также институт отказа в признании и приведении в исполнение решений арбитражного суда, перечисленных в ст. 36 Закона случаях. Решение об этом выносит компетентный суд, где испрашивается признание или приведение в исполнение решения по просьбе стороны, которая должна представить доказательства порочности с точки зрения ст. 36 Закона вынесенного решения.
 
  Особенностью рассмотрения споров в Международном коммерческом арбитраже является, таким образом, предоставление сторонам широких возможностей для определения норм, на основании которых решается спор, формирование третейского суда, определение процедуры разрешения споров.
 
  Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом.
 
  Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
 
  Арбитражный суд также направляет всем известным кредиторам решение о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.
 
  Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются в соответствии с установленной законом очередностью за счет всего принадлежащего ему имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание согласно гражданскому процессуальному законодательству и закону РФ "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г.
 
  Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам своим личным имуществом, и при недостатке у предпринимателя денежных средств, взыскание обращается на конкретное имущество (квартира, автомобиль, мебель и др.), за исключением имущества, определенного перечнем, установленным Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ст. 368 369 ГПК РСФСР), и приложением 1 к Кодексу. Под имуществом имеется в виду как личное имущество гражданина-предпринимателя, так и его доля в общей или совместной собственности. Ст. 368 ГПК предусматривает, что взыскание на имущество должника обращается лишь в случае, если размер взыскания превышает долю месячной заработной платы или иных доходов, на которую по закону можно обратить взыскание.
 
  Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме признанных требований каждого кредитора этой очереди.
 
  После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, даже если они и не были заявлены в арбитражный суд. Также считаются погашенными независимо от того, были ли они фактически удовлетворены, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые были предъявлены и учтены судом при признании индивидуального предпринимателя банкротом.
 
  Исключение сделано лишь для требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иных требований личного характера, которые сохраняют свою силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства, в том случае, если они остались неудовлетворенными. Также сохраняют свою силу и могут быть предъявлены к гражданину, являвшемуся ранее индивидуальным предпринимателем, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не были заявлены кредиторами при осуществлении процедуры банкротства.
 
  По завершении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, и с этого момента все споры с его участием разрешаются в судах общей юрисдикции.
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Какой суд считается арбитражным?
 
  а) государственный орган, который имеет право рассматривать и разрешать экономические споры между юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
 
  б) государственный орган, который подведомственен правительству РФ и наделен правом рассматривать и разрешать экономические споры между субъектами гражданского права;
 
  в) государственный орган, который подведомственен Верховному суду РФ и наделен полномочиями на рассмотрение и разрешение споров между хозяйствующими субъектами.
 
  2. Какой срок рассмотрения дел в арбитражном суде со дня поступления искового заявления в суд?
 
  а) 2 месяца;
 
  б) 4 месяца;
 
  в) 6 месяцев.
 
  3. Какие судебные акты выдаются на решения арбитражного суда вступившего в законную силу?
 
  а) приговор;
 
  б) судебный приказ;
 
  в) исполнительный лист;
 
  г) решение суда;
 
  д) постановление суда.
 
  4. Какие организационно-правовые формы защиты прав и интересов предприятий и предпринимателей существуют в современных условиях рыночной экономики?
 
  а) нотариальные и адвокатские конторы;
 
  б) аудиторские, страховые и детективные фирмы;
 
  в) третейские суды и профсоюзы;
 
  г) все вышеперечисленное.
 
  5. В какой срок может быть предъявлен исполнительный лист к исполнению после вступления решения суда в законную силу?
 
  а) не позднее 1 месяца;
 
  б) не позднее 3 месяцев;
 
  в) не позднее 6 месяцев;
 
  г) не позднее 12 месяцев.
 
  6. Какие споры и на каком основании могут быть переданы на разрешение третейского суда?
 
  а) вытекающие из гражданских правоотношений;
 
  б) подведомственные арбитражному суду;
 
  в) на основании соглашения сторон;
 
  г) на основании закона;
 
  д) перечисленные в пунктах a, б и в.
 
  7. Что такое Международный коммерческий арбитраж?
 
  а) самостоятельный, постоянно действующий третейский суд;
 
  б) государственный орган, уполномоченный на решение экономических споров, вытекающих из международных отношений;
 
  в) государственный орган, постоянно действующий при МИД РФ и ему подведомственный и уполномоченный на разрешение экономических и коммерческих споров;
 
  г) постоянно действующий орган при МИД РФ, подведомственен ООН и уполномочен на разрешение коммерческих споров.
 
  8. Что служит основанием для передачи спора на рассмотрение в МКАС?
 
  а) заключение независимой международной аудиторской компании;
 
  б) решение торгово-промышленной палаты;
 
  в) соглашение сторон о передаче спора в арбитраж.
 
  Тема 2. ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
 
  2.1. Понятие законодательства
  о предпринимательской деятельности
 
  Законодательство о предпринимательской деятельности это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.
 
  2.2. Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права
 
  Закон нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
 
  Федеральный конституционный закон нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.
 
  Федеральный закон нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.
 
  Закон субъектов Российской Федерации нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.
 
  К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
 
  Акты федеральных органов исполнительной власти нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
 
  Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
 
  Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название "судебная практика".
 
 
  Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.
 
  Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.
 
  Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
 
  2.3. Вступление в действие нормативных актов
 
  Ст. 15 Конституции РФ определены обязательные условия вступления в силу нормативных актов. Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т. е. обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.
 
  Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных актов послужил основой для составления актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.
 
  К основным актам Российской Федерации, регулирующим этот вопрос, относятся:
 
  1. Федеральный закон от 14.06.94 5 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания".
 
  2. Указ Президента РФ от 23.05.96 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
 
  Под официальным опубликованием нормативного правового акта следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными, действующим законодательством.
 
  Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации".
 
  Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального собрания в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.
 
  Для ведомственных нормативных правовых актов официальным опубликованием считается опубликование в "Российской газете" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература".
 
  Исключение составляют акты Центрального банка Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ, официальным источником опубликования которых выступают соответственно "Вестник Банка России" и "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг".
 
  Государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер, производится Министерством юстиции РФ.
 
  Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
 
  Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального собрания определен в ст. 6 Федерального закона от 14.06.93 5-ФЗ. В соответствии с ним федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.
 
  Этот порядок действует, если самими законами и актами палат Федерального собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.
 
  Существуют, кроме того, следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального собрания:
 
  1. Порядок вступления в силу закона может быть определен в самом законе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка: "вступает в силу со дня официального опубликования".
 
  2. Порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом законом о введении его в действие.
 
  Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования.
 
  Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
 
  Данный порядок также считается общим и применяется в тех случаях, когда самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
 
  Если порядок вступления в силу не определен в самом акте, то нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования.
 
  Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не предусмотрен более поздний срок.
 
  Для некоторых нормативных актов предусмотрены специальные правила их вступления в силу, всегда оговариваемые в законе, например, порядок введения в действие актов Банка России установлен в Федеральном законе от 02.12.90 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
 
  Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ и актов муниципальных образований устанавливается ими самостоятельно.
 
  По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, распространяются только на те отношения, которые возникли после его введения в действие. Все произошедшее до дня вступления в силу нормативного акта его нормами не регулируется.
 
  Обратная сила может быть придана нормативному акту в исключительных случаях. Тогда нормативный акт распространяет свое действие даже на те отношения, которые уже возникли в прошлом, до момента его вступления в силу. Такие ситуации всегда специально оговариваются в законе.
 
  Ст. 54 и 57 Конституции РФ строго ограничивают случаи придания нормативному акту обратной силы.
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Что понимается под законодательством о предпринимательской деятельности?
 
  а) юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
 
  б) правовые нормы, которые содержатся в Административном кодексе;
 
  в) правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ;
 
  г) акты Правительства РФ;
 
  д) нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований.
 
  2. Что подразумевается под законом?
 
  а) нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти РФ или ее субъектом;
 
  б) акт государственного органа исполнительной власти, регулирующий предпринимательские отношения;
 
  в) акт исполнительного органа субъекта РФ, регулирующий предпринимательские отношения;
 
  г) акт Правительства РФ, опубликованный в "Российской газете";
 
  д) Кодифицированный сборник законов отдельной отрасли права.
 
  3. Какой официальный источник опубликования Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания?
 
  а) нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти РФ или ее субъектом;
 
  б) акт государственного органа исполнительной власти, регулирующий предпринимательские отношения;
 
  в) акт исполнительного органа субъекта РФ, регулирующий предпринимательские отношения;
 
  г) акт Правительства РФ, опубликованный в "Российской газете";
 
  д) Кодифицированный сборник законов отдельной отрасли права.
 
  4. Каков срок вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания?
 
  а) по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;
 
  б) по истечении 30 дней после подписания Президентом РФ;
 
  в) по истечении 30 дней после их официального опубликования;
 
  г) после подписания Президентом РФ;
 
  д) после одобрения Советом Федерации РФ.
 
  5. Какой официальный источник опубликования нормативных актов Президента РФ?
 
  а) Бюллетень нормативно-правовых актов Президента РФ;
 
  б) "Российская газета";
 
  в) "Российские вести";
 
  г) Собрание законодательства РФ;
 
  д) Бюллетень нормативно-правовых актов органов исполнительной власти.
 
  6. Какой срок вступления в силу нормативно-правовых актов Президента РФ?
 
  а) по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования;
 
  б) по истечении 10 дней после их официального опубликования;
 
  в) по истечении 30 дней после их подписания Президентом РФ;
 
  г) с момента их подписания Президентом РФ;
 
  д) после их регистрации в Минюсте РФ.
 
  7. Что является источником предпринимательского права?
 
  а) закон;
 
  б) правовой акт;
 
  в) обычаи делового оборота;
 
  г) принципы и нормы международного права;
 
  д) все вышеперечисленное.

<< Пред.           стр. 18 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу