<< Пред. стр. 4 (из 7) След. >>
Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО
(по состоянию на октябрь 2005 г.)
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. - Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг - около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.
Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель - определение максимального уровня ("связывания") ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены с 40 членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилиа, Япония, Индия и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).
Осталось завершить переговоры с 8 странами-членами: США, Австралия, Уругвай, Колумбия, Канада, Швейцария, Египет, Филиппины.
В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень "связывания" таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой "желтой" корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов "квадро" (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период - 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 20 октября 2005 г. в Женеве. Прошло обсуждение представленных ранее российской стороной обновленных таблиц по объемам поддержки за 2001-2003 гг. Дискуссия была сосредоточена на технических вопросах, большая часть которых является традиционными: механизм создания и использования резервного фонда семян, программа охраны окружающей среды и т.д.
Страны-члены РГ в целом позитивно восприняли факт предоставления информации по текущей поддержке сельского хозяйства и отметили, что это является важным моментом для дальнейшего продвижении переговорного процесса. Кроме того, они высказали заинтересованность в интенсификации переговоров и скорейшем их завершении.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг с 19 членами РГ - Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.
Основными членами РГ, с которыми переговоры по услугам продолжаются в настоящее время, являются Канада, США, Австралия, Панама, Доминиканская Республика, Гондурас, Египет, Швейцария, Аргентина.
Наиболее сложно переговоры продвигаются по "таким чувствительным" секторам сферы услуг как финансовые, "энергетические" и телекоммуникационные услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 100 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) - ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:
1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих "стандартных" положений с момента присоединения России к ВТО;
2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ ("переговорные" требования);
3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования "ВТО+"): присоединение к "необязательным" соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.
Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:
1) либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт средств связи и шифровальной техники;
2) приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах (в первую очередь касательно обязательной сертификации и регистрации, процедур повторной сертификации, подтверждения сертификатов соответствия);
3) присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);
4) снятие ограничений по иностранным инвестициям в различных сферах;
5) приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;
6) либерализация российского энергетического рынка, сокращение роли государства, создание предпосылок для уменьшения стоимости экспорта российского газа, в том числе свободного доступа к транзиту с использованием трубопроводного транспорта, участие иностранных компаний в строительстве (возможно, и в управлении) трубопроводного транспорта в России;
7) отмена условия "национальной составляющей" в инвестиционных соглашениях;
8) обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;
9) обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.
По энергетическому пакету позиция российской стороны зафиксирована в формулировке для доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.
Обсуждению проекта Доклада в первую очередь посвящены регулярно проводящиеся в Женеве заседания РГ.
Весной-летом 2002 года на 14-м и 15-м заседаниях РГ прошло обсуждение первой редакции проекта Доклада. Документ, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 года переговоров по изучению торгового режима России и его совместимости с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 информационно-аналитических документов и более 1000 нормативных правовых актов на английском языке.
В декабре 2002 г. состоялось 16-е заседание РГ, где было начато рассмотрение второй редакции проекта Доклада. По итогам этой сессии было принято решение об интенсификации переговорного процесса. Весной 2003 года состоялись 17-19 заседания РГ, посвященные обсуждению второй редакции проекта Доклада. В июле прошло 20-е заседание РГ, где было начато рассмотрение третьей редакции проекта Доклада.
В сентябре 2003 г. прошла пятая Министерская конференция ВТО в г. Канкуне (Мексика), на которой предполагалось подвести промежуточные итоги нового раунда и принять решения о дальнейшем развитии многосторонних торговых переговоров (МТП). Эти переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, находящихся в процессе присоединения к организации, однако решения по результатам переговоров могут приниматься только членами ВТО. Практически вся тематика МТП может затрагивать текущие и долгосрочные интересы России, а также ее положение в мировой торговой системе после присоединения к ВТО.
В работе вышеуказанного форума приняла участие российская делегация, которая, кроме того, провела переговоры с представителями более 30 стран по вопросам присоединения. Аналогичные встречи прошли осенью 2003 года в ходе саммита АТЭС в Бангкоке и в рамках других международных экономических форумов.
28-30 октября 2003 г. прошло 21-е заседание РГ, на котором были рассмотрены девять обновленных разделов проекта Доклада и ход законотворческой работы в России. Кроме того, состоялись многосторонние консультации по тарифным квотам, телекоммуникациям и банковскому сектору, изъятиям из РНБ по услугам и сельскому хозяйству. Также были проведены двусторонние встречи по доступу на рынки и системным вопросам.
2-6 февраля 2004 г. состоялось 22-е заседание РГ, где были обсуждены и в основном одобрены десять обновленных разделов проекта Доклада, а также итоги законотворческой работы в России на предмет адаптации к нормам и правилам ВТО. Были проведены многосторонние консультации по новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, сельскому хозяйству и тарифным квотам. Параллельно состоялся очередной раунд двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, а также по ряду системных вопросов.
На 23-м заседании РГ (29 марта - 2 апреля 2004 г.) был рассмотрен и в основном согласован ряд обновленных разделов проекта Доклада, а также прошли консультации по сельскому хозяйству и тарифным квотам.
16 июля состоялось 24-е заседание РГ, на котором обсуждались тринадцать обновленных разделов Доклада. По итогам заседания РГ было принято решение о доработке консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада РГ в течение августа-октября с тем, чтобы он был представлен для обсуждения на 25-м заседании РГ.
В рамках подготовки к 25 заседанию РГ 4-5 ноября 2004 г. в Женеве состоялись многосторонние консультации по ТБТ и СФС.
В ходе 25-го заседания РГ (15-18 ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Было отмечено, что данный текст представляет собой хорошую основу для итоговой версии документа. По итогам заседания страны-члены Рабочей группы подготовили ряд дополнительных вопросов к российской делегации.
26-е заседание РГ состоялось 14-18 февраля 2005 г. и было посвящено обсуждению ответов российской стороны на представленные ранее вопросы стран-членов РГ.
27-ое заседание РГ прошло в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем были подняты вопросы системного развития законодательства, а также "подстройки" действующего российского законодательства в соответствии с нормами ВТО. Состоялись также трехсторонние консультации с ЕС и США по вопросам обязательств Российской Федерации и двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг с Канадой, Японией, Швейцарией, Мексикой. Был парафирован протокол о завершении переговоров по доступу товаров и услуг с Турцией, который был подписан 17 апреля 2005 г. в ходе визита Министра Г.О. Грефа в эту страну.
В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания РГ состоялись серии двусторонних переговоров по условиям доступа на рынок товаров и услуг, консультаций по системным вопросам, многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская сторона проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по введению системы страхования рисков. 24 июня 2005 г. на официальном заседании РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф.
В рамках 29-ого заседания РГ, состоявшемся 14-21 октября 2005 г., прошел ряд двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, многосторонние встречи по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, а также обсуждение Доклада РГ. На заседании РГ были согласованы три раздела из 27 ("Транзит", "Транспарентность", "Прочие таможенные формальности при импорте товаров").
Следующее заседание РГ запланировано на февраль 2006 г.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются Министром Г.О. Грефом в ходе его встреч с зарубежными коллегами. Так, 14 января 2005 г. состоялась встреча Г.О. Грефа с Министром торговли и промышленности Японии Ш.Накагавой, на которой стороны обсудили вопросы доступа на рынок товаров, услуг, а также системные вопросы.
31 января в Цюрихе на встрече Г.О. Грефа с Торговым представителем США Р. Зелликом были предметно рассмотрены американские предложения на переговорах по присоединению России к ВТО. Результатом этой встречи явилось сближение подходов по ряду важных направлений двусторонних переговоров, которое было закреплено 24 февраля 2005 года в г. Братиславе во время проведения российско-американского саммита. В ходе встречи президенты двух стран сделали заявление о стремлении завершить двусторонние переговоры до конца 2005 г.
21 марта 2005 г. в Москве и 22 апреля в Брюсселе состоялись встречи Министра Г.О. Грефа с Комиссаром ЕС по торговле П. Мандельсоном, в ходе которой прошло обсуждение ряда актуальных системных вопросов.
6 июня 2005 г. в Сеуле прошла ежегодная Министерская конференция министров торговли стран-участниц АТЭС. На ней впервые встретились главы торговых ведомств России и США, Г.О.Греф и Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.
26-27 сентября 2005 г. состоялся визит Министра Г.О.Грефа в США, в рамках которого были проведены встречи с Торговым представителем США Р.Портманом, Министром торговли США К.Гуттьересом, а также ряд консультаций в Конгрессе США. По итогам мероприятий был согласован план совместной работы на октябрь-ноябрь 2005 г., реализация которого позволит завершить переговоры до конца с. г.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии - координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), "О валютном регулировании и валютном контроле" (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), "О техническом регулировании" (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. 11 ноября 2004 г. Президентом Российской Федерации был подписан проект дополнений к Таможенному кодексу Российской Федерации (в части таможенных сборов). Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
19 октября 2005 г. в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (в части таможенной оценки товаров).
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
В рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины регулярно проводится сравнительный анализ позиций стран "четверки" на переговорах по присоединению к ВТО. Результаты этого анализа используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так и при координации процесса присоединения к ВТО заинтересованными сторонами "четверки".
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
В течение 2002-2005 годов проведено свыше 155 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 50-ти субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году - менее 20 процентов).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
Что нельзя будет делать России после присоединения к ВТО?
* Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно:
только после консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
* Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение*, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.
* Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер
* Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары)
* Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям
* Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор)
* Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор)
* Применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС)
* Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования
* Предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары)
* Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС)
* Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами (ЕС)
* Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе)
* Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениям
* Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которое выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги
* Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением
* Таким образом, подавляющее число ограничений уже должно применяться Россией в силу обязательств по международному договору, на основе действующего законодательства или де-факто.
Некоторые очевидные аргументы "за"
Современная ситуация Ситуация после присоединения Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. Долл. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны.
Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки-снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями
Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов Расширение ЕС за счет государств ЦВЕ и Прибалтики, по оценкам, существенно ухудшит условия доступа на рынки этих стран. Россия не имеет правовых возможностей для защиты своих интересов и получения компенсаций
ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений
Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций Субъекты Федерации часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам В соответствии с нормами ВТО, участник должен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России
Лоббирование интересов отдельным компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива
Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования- Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации. Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что Россия, являющаяся важным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависящая от мировой конъюнктуры, не может оставаться в стороне от ВТО. Один из важных аргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в мировой торговле.
Действительно, условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Доступ на рынки становится проблемой в контексте экономической безопасности страны.
После присоединения, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам, а ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены, отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и др.
Решение соответствующих проблем сдерживается изоляцией России от современных механизмов урегулирования торговых споров. Механизм, действующий в ВТО, в этом плане достаточно эффективен. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.
Среди "плюсов" присоединения России - внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых "правил игры" для экономических операторов, которые применяются ее членами. Компании, занятые в мировой торговле или осуществляющие капиталовложения, знают, что в любой из 148 стран-членов ВТО они могут рассчитывать на единые подходы к применению тарифов и других инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, что существенно повышает эффективность соответствующих коммерческих решений. Распространение этих правил на Россию не только повысит ее внешнюю инвестиционную привлекательность, но и сделает более предсказуемым и ясным экономический и правовой климат для собственных предпринимателей.
В настоящее время Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.
Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, Таможенного союза. Правила ВТО позволяют сохранить преференциальные условия торговли со странами СНГ. Не секрет, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве идут крайне медленно, в том числе из-за различных подходов участников к формулированию своих интересов. ВТО более четко определяет параметры преференциальных соглашений, и участие в организации стран СНГ очевидно внесет своего рода "дисциплинирующий" элемент в наши торговые взаимоотношения с соседями.
Часто говорится о том, что потери России от присоединения также будут достаточно велики. Например, критики указывают на то, что ВТО существенно ограничит возможности России в осуществлении внешнеэкономической политики и использовании отдельных инструментов регулирования.
Действительно, мы должны считаться с ограничением маневренности в осуществлении торговой политики, однако суверенитета - однако, такое ограничение не будет существенно большим, чем сейчас: Россия является стороной нескольких сотен международных дву- и многосторонних договоров, которые - в силу норм Конституции - превалируют над внутренним законодательством. Иными словами, мы давно связаны в принятии решений. Большинство стандартных обязательств ВТО (таких, как режим наибольшего благоприятствования при импорте, недискриминация между отечественными и импортируемыми товарами) уже является частью нашей правовой системы. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, ратифицированное парламентом в 1996г., содержит прямые ссылки на несколько основополагающих статей (обязательств) ГАТТ - ВТО.
Другие критики ссылается на то, что Россия после присоединения будет вынуждена отказаться от защиты внутреннего рынка, что приведет в свою очередь к закрытию ключевых отраслей экономики.
Эти предположения также далеки от реальности. Член ВТО имеет право на защиту рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе на использование селективных, точечных инструментов, таких, как инструмент антидемпинга. Россия также получит возможность их применения после присоединения. С другой стороны, действительно, Россия в процессе присоединения должна будет взять обязательства, которые ограничат возможность увеличения импортных тарифов или закрытия рынков для иностранных поставщиков услуг. Вопрос о том, каковы будут эти обязательства, и решается в ходе переговоров.
Приложение 1
СОГЛАШЕНИЯ ВТО
(кратная аннотация)
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ 1994 ГОДА
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) является международным договором, регулирующим торговлю товарами, которое было принято в результате Уругвайского раунда переговоров. ГАТТ-94 и Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47)- разные документы. ГАТТ-94 включает в себя: ГАТТ-47 (за исключением Протокола о временном применении); договоренности о толковании некоторых статей ГАТТ-47, достигнутые в ходе Уругвайского раунда; а также 12 договоров, регулирующих торговлю товарами, так называемые, договоры, смежные с ГАТТ.
При этом ГАТТ-94 является обязательным для членов, участвующих в договоре. Тогда как положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47) применялись лишь в степени, максимально совместимой с законодательством государств-членов (в силу Протокола о временном применении ГАТТ-47). Таким образом, был устранен один из основных недостатков ГАТТ-47.
Договоры, смежные с ГАТТ, вошли в ГАТТ-94 в качестве неотъемлемой части. Все эти договоры также являются обязательными для всех членов ВТО. Тем самым было покончено с практикой, когда в разных соглашениях, выработанных до Уругвайского раунда, интерпретировавших ряд важных статей ГАТТ-47, участвовали разные страны и, когда положения этих договоров были обязательны только для стран, участвовавших в них. Например, в Соглашении о таможенной стоимости (так называемом Кодексе по таможенной стоимости) приняло участие 12 государств, а в Кодексе по субсидиям участвовало 13 стран.
Посредством создания многосторонней системы торговли ГАТТ-94 ставит своей задачей обеспечить производству и предпринимательству разных стран атмосферу стабильности и предсказуемости, в которой страны смогут торговать между собой в условиях справедливой конкуренции.
Не ставя своей целью постатейно проанализировать положения ГАТТ-94, рассмотрим следующие принципы, лежащие в основе концепции открытой и либерализованной многосторонней торговой системы ГАТТ.
Принцип защиты национальной промышленности тарифными мерами. Считается необходимым, чтобы страны-участницы ВТО следовали курсу открытой торговой политики. При этом за государствами признается право защищать национального производителя от иностранной конкуренции, при условии, что такая защита осуществляется исключительно тарифными мерами. Поэтому странам запрещается использовать количественные ограничения, за исключением специально оговоренных случаев.
Принцип снижения тарифов и их "связывание". Данный принцип предусматривает снижение и отмену тарифов, а также прочих торговых барьеров посредством проведения многосторонних переговоров. Сниженные таким образом тарифные ставки фиксируются в перечне тарифных уступок каждой страны. Тарифные ставки, зафиксированные в этих перечнях, являются "связанными", то есть страны-участницы не имеют права применять более высокую тарифную ставку при импорте товара.
Принцип недискриминации в торговле. Данный принцип реализуется в применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ - один из ключевых принципов международного права в целом, который заключается в предоставлении одним государством другому государству таких же льгот и преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены любой третьей стороне. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, с ними связанные. Кроме того, положение о РНБ распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц ВТО. В правовой системе ВТО РНБ носит безусловный характер и страны-члены ВТО обязаны применять его в полном объеме по отношению ко всем участникам.
Изъятия из РНБ допускаются в случае подписания региональных торговых соглашений, создающих зоны свободной торговли, таможенные союзы. Кроме того, развивающимся странам разрешено использовать на постоянной основе 4 категории торговых льгот (тарифные преференции по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие в торговле между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО; специальный режим для наименее развитых стран [страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.]).
Принцип национального режима. В соответствии с данным принципом страны-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства. Национальный режим касается внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно регламентируется использование внутренних налогов и сборов в торгово-политических целях.
СОГЛАШЕНИЕ ПО ЗАЩИТНЫМ МЕРАМ
Соглашение по защитным мерам позволяет странам-импортерам временно ограничивать импорт, если компетентным органам удастся доказать, что данный импорт наносит серьезный ущерб национальной промышленности, производящей аналогичную продукцию, или непосредственно конкурирующую продукцию. Защитные меры могут быть выражены в виде увеличения тарифов или в виде количественных ограничений должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования к импорту из всех стран.
Основная цель применения защитных мер - дать затрагиваемой отрасли время подготовиться к возрастающей конкуренции, с которой она должна будет столкнуться после того, как ограничения будут сняты. Соглашение предусматривает временное (максимум 8 лет) применение защитных мер в отношении определенной продукции. Развивающиеся страны могут применять их не более 10 лет.
Соглашение предусматривает, что защитные меры могут применяться только после того, как будет установлено, что:
* товар импортируется в увеличивающихся количествах (абсолютных или относительно к объему местного производства);
* на таких условиях, которые вызывают или угрожают серьезным ущербом национальным производителям подобной или напрямую конкурирующей продукции;
* существует взаимосвязь между возросшим импортом и ущербом.
Термин "серьезный ущерб" определен как "значительное общее ухудшение позиции национальной промышленности". Введение США пошлин, в размере до 30%, на сталь в марте 2002 года является примером такой защиты национальной отрасли промышленности.
Соглашение требует от каждой страны-члена определить органы, ответственные за проведение проверок и обеспечить публикацию процедур их проведения с тем, чтобы это было общеизвестно.
Соглашением предусматривается, что страна-член, использующая защитные меры, должна предоставить адекватную компенсацию странам, чьи торговые интересы были затронуты такими мерами. Если со страной-экспортером не удается договориться о компенсации, эта страна может самостоятельно принять ответные меры при согласии Совета по торговле товарами и соблюдении процедуры. Однако такие ответные меры не могут быть приняты в первые 3 года применения защитных мер, если применение защитных мер вызвано абсолютным ростом импорта и соответствует положениям Соглашения.
Кроме этого, Соглашение ставит своей целью положить конец порочной практике использования "мер серой зоны". Дело в том, что поскольку защитные меры должны применяться на недискриминационной основе, страны практиковали использование добровольных экспортных ограничений или договоренностей о разделе рынка. В рамках таких договоренностей страны-импортеры требуют от стран с растущим экспортом ограничить экспорт до согласованных лимитов. И хотя такие соглашения называются "добровольными" в действительности они далеко не всегда являлись таковыми, фактически лимитировался импорт из определенных стран. Поэтому странам-импортерам запрещено требовать от предприятий стран-экспортеров добровольно ограничить экспорт или использовать другие подобные меры. Правительства также не должны "подталкивать" свои предприятия к заключению такого рода соглашений с предприятиями других стран. Соглашение предостерегает промышленность от заключения таких соглашений даже на неофициальной основе.
СОГЛАШЕНИЕ ПО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ
Закупки, производимые правительствами и правительственными органами, во многих странах составляют значительную долю ВНП, в некоторых странах эта доля составляет 10-15%. Регулирование в этой области долгое время находилось вне системы ГАТТ/ВТО, исключавшее данное направление из-под действия режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Переговоры по данному вопросу впервые состоялись во время Токийского раунда (1973-1979 гг.) и Соглашение по правительственным закупкам вступило в силу с 1 января 1981 г, во время Уругвайского раунда переговоры в данной области были продолжены и поле регулирования Соглашения было значительно расширено. Соглашение является одним из двух ныне действующих факультативных соглашений (второе - Соглашение по торговле гражданской авиатехникой), так называемых соглашений с ограниченным числом участников. Факультативным данное соглашение является в силу того, что страна, ведущая переговоры о присоединении к ВТО, не обязана принять участие в Соглашении для вступления в ВТО.
По сути, Соглашение регулирует все правила и процедуры, связанные с проведением тендеров при осуществлении государственных закупок. Цель Соглашения - обязать правительства использовать коммерческие соображения при закупке товаров и услуг для государственного использования, не проводя различий между иностранными и национальными поставщиками.
В приложении к Соглашению перечислены организации, которые могут осуществлять правительственные закупки. Соглашение распространяется на все закупки, производимые данными организациями:
* министерства, департаменты и другие центральные правительственные учреждения;
* подчиненные им организации и органы местной власти;
* в федеративных государствах - органы власти субъектов, агентства регионального уровня;
* коммунальные предприятия-поставщики электроэнергии, питьевой воды, предприятия, управляющие городским транспортом, аэропортами, морскими и речными портами.
Закупки военных ведомств выведены из-под действия Соглашения, однако, их закупки невоенного характера включены в Соглашение.
Присоединяясь к Соглашению, каждая страна определяет на какие товары и услуги будет распространено его действие.
Из услуг Соглашением охвачены только следующие сектора:
* консультирование в сфере менеджмента;
* маркетинговые исследования;
* компьютерные и смежные услуги;
* бухгалтерия и аудит;
* реклама;
* уборка помещений;
* издательские и типографские услуги.
Участники Соглашения обязаны следовать следующим процедурным требованиям:
* производить закупки, используя только механизм торгов;
* обеспечить справедливое участие иностранных поставщиков в торгах;
* считать победившим в торгах поставщика, представившего лучшие условия контракта и который признается способным выполнить его.
СОГЛАШЕНИЕ ПО ПРОЦЕДУРАМ ИМПОРТНОГО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Соглашение устанавливает следующие правила:
* процедуры выдачи лицензии не должны быть более обременительными, чем того требует система лицензирования;
* процедуры должны быть понятными и предсказуемыми;
* процедуры не должны необоснованно откладываться и затягиваться.
Соглашение признает право стран в определенных случаях требовать от импортеров представления лицензии на импорт товаров, например, случаи введения количественных ограничений импорта.
Соглашение по процедурам импортного лицензирования разрешает автоматическое и неавтоматическое лицензирование.
Лицензии должны выдаваться преимущественно одним административным органом, названным в положении о лицензировании.
Соглашение также обязывает страны-члены публиковать всю информацию, касающуюся выдачи импортных лицензий, чтобы импортеры, экспортеры, правительства стран-участниц были осведомлены:
* о правах лиц, фирм и институтов на подачу заявок на лицензию;
* об административных органах, ответственных за выдачу лицензий;
* о товарах, требующих лицензирования.
Кроме того, с целью защиты прав импортеров и для ускорения процедуры, Соглашение прямо устанавливает, что:
* заполнение заявок и сами процедуры, включая возобновление лицензии, должны быть максимально простыми;
* заявки не должны отклоняться по причине незначительных ошибок при заполнении документов, если эти ошибки не искажают основные содержащиеся в нем данные;
* преднамеренные неточности, имеющие целью исказить данные, или большие погрешности не должны наказываться строго, а ограничиваться вынесением предупреждения;
* в выдаче лицензии не должно быть отказано по причине незначительного несоответствия в данных о цене, количестве или весе товара, указанных в лицензии, если изменения данных вызваны осложнениями в торговле, потери веса при погрузке или доставке.
СОГЛАШЕНИЕ ПО СУБСИДИЯМ И КОМПЕНСАЦИОННЫМ МЕРАМ
ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя различные торгово-политические цели. Система ВТО регулирует только те случаи субсидирования, которые искажают условия конкуренции в международной торговле. Основные принципы и подходы к данной проблеме были подробно разработаны в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Необходимо подчеркнуть, что положения данного соглашения относятся к промышленной продукции; порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции прописан в Соглашении по сельскому хозяйству.
Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Стало обычной практикой сравнивать категории субсидий по Соглашению с сигналами светофора. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб - желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии - зеленые.