<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 wfme
 
 Всемирная федерация медицинского образования
 Последипломное медицинское образование
 Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования
 Отделение WFME Университет Копенгагена - Дания - 2003
 
 Исполнительный комитет WFME
 Председатель:
 Dr. Hans Karle, Президент, WFME, Дания
 Члены:
 Mr. Orvill Adams, Директор, ВОЗ, Женева, Швейцария
 Профессор Jasbir Bajaj, Президент, Региональная ассоциация медицинского образования Юго-Восточной Азии (SEARAME), Индия
 Профессор Margarita Baron-Maldonado, Президент, Ассоциация медицинского образования Европы (AMEE), Испания
 Профессор Alejandro Cravioto, Президент, Панамериканская федерация Ассоциаций медицинских школ (PAFAMS), Мексика
 Доктор Mario Dal Poz, Координатор, Кадровые вопросы здравоохранения, ВОЗ, Женева, Швейцария
 Профессор Laurie Geffen, Президент, Ассоциация медицинского образования Западного побережья Тихого океана (AMEWPR), Австралия
 Профессор Sa'ad Hijazi, Президент, Ассоциация медицинского образования Средиземноморского региона (AMEEMR), Иордания
 Доктор Delon Human, Генеральный секретарь, Всемирная медицинская ассоциация (WMA), Франция
 Ozgur Onur, Международная федерация ассоциации студентов-медиков (IFMSA), Германия
 Доктор Pablo A. Pulido, Исполнительный директор, Панамериканская федерация Ассоциаций медицинских школ (PAFAMS), Венесуэла
 Профессор J.P. de V. van Niekerk, Президент, Ассоциация медицинских школ Африки (AMSA), Южная АфрикаПрофессор Henry Walton, Экс-президент, WFME, Великобритания
 
 Последипломное медицинское образование
 Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 Предисловие
 ВВЕДЕНИЕ
 Историческая справка
 Проект WFME по стандартизации последипломного медицинского образования
 Основные положения, касающиеся последипломного медицинского образования
 Основные цели и задачи
 Условия стандартизации последипломного медицинского образования
 Применение стандартов
 Всемирные стандарты WFME
 Определения
 1. Задача и критерии ее решения
 2. Процесс обучения
 3. Контроль качества обучения
 4. Обучающиеся
 5. Персонал
 6. Размещение и ресурсная база центров обучения
 7. Оценка процесса обучения
 8. Руководство процессом обучения
 9. Непрерывное совершенствование процесса обучения
 Литература
 Дополнение
 Участники комиссии по реализации проекта WFME по внедрению всемирных стандартов обучения
 
 Предисловие
 Исполнительный комитет Всемирной Федерации Медицинского образования
 Предисловие к настоящему сборнику документов
 Всемирные стандарты медицинского образования
 Основной целью медицинского образования является улучшение состояния здоровья населения. Ту же цель преследует деятельность Всемирной федерации медицинского образования (WFME). В соответствии с конституцией, федерация представляет собой международное объединение, представляющее всех преподавателей медицинских дисциплин и все медицинские учебные заведения; WFME обеспечивает достижение наиболее высоких научных и этических стандартов в медицинском образовании, разрабатывает новые методы обучения, новые методические пособия, новые методы руководства медицинским образованием.
 В соответствии со своими полномочиями в программном документе от 1998 г. WFME разработала и начала осуществление проекта Международных стандартов медицинского образования (International Standards in Medical Education). Целью этой программы было разработать механизм улучшения качества медицинского образования во всем мире, который был бы пригоден для внедрения в учреждения и учебные программы на всех этапах медицинского образования.
 На первых этапах разработки исходного документа Всемирных стандартов додипломного медицинского образования выяснилось, что влияние создаваемых всемирных стандартов на медицинские школы и их учебные программы недостаточное, и на практике может даже ухудшить качество медицинского образования. Стало общим местом утверждение, что медицинское образование плохо удовлетворяет как изменяющимся условиям деятельности системы здравоохранения, так и потребностям и ожиданиям общества. Поэтому в стандарты необходимо включить также указание на степень необходимых изменений и глубину реформ. Вследствие этого стандарты WFME должны быть сформулированы на двух различных уровнях: (а) минимальные стандарты, или минимальные требования; (б) стандарты повышения качества.
 С самого начала предполагалось, что стандарты WFME будут предназначены для проведения аккредитации. После обсуждения WFME пришла к заключению, что непосредственную ответственность за проведение аккредитации должны нести только службы, уполномоченные на это государственными органами. Однако WFME могла бы оказывать помощь в процессе аккредитации новых служб. Всемирные стандарты могут служить основой для деятельности организаций, проводящих сертификацию/аккредитацию. Кроме того, WFME могла бы разработать рекомендации и процедуры применения предложенных ею стандартов в целях проведения аккредитации.
 Для улучшения качества медицинского образования необходимо внедрить методы самопроверки, внешней оценки, консультаций. Как структура, так и функции WFME позволяют федерации принять участие в создании групп консультантов во всех регионах мира.
 Поскольку медицинские работники могут перемещаться по всему миру, стандарты WFME могут быть полезны для обеспечения достаточного уровня образования у врачей, приезжающих из других стран. Однако не менее важно стимулировать врачей к прохождению переподготовки по месту их проживания. Стандарты WFME не следует рассматривать как средство стимулирования медицинских работников к переездам или к "утечке мозгов" врачей из развивающихся стран. В мире ширятся процессы интернационализации, от которых медицинская общественность не может остаться в стороне, и стандарты должны служить одним из критериев качества подготовки врачей независимо от места их проживания.
 Для обеспечения всемирной применимости и сопоставимости знаний врачей необходимо разработать легкодоступную и ясно изложенную документацию, позволяющую оценить уровень квалификации медицинских учебных заведений и принятых в них программ обучения. Всемирный справочник медицинских школ, опубликованный Всемирной Организацией Здравоохранения, был предназначен только для перечисления медицинских школ, и оценку качества их работы в него не включали. WFME уже предлагала в программном документе от 1998 г. разработать Всемирный реестр медицинских школ, содержащий оценки качества подготовки выпускников медицинских учебных заведений и гарантирующий, что включенные в него медицинские школы придерживаются в используемых в них программах обучения всемирно признанных и одобренных стандартов.
 Всемирные стандарты WFME, представленные в настоящем сборнике документов, касаются всех трех этапов медицинского образования: додипломного медицинского образования; последипломного медицинского образования; повышения квалификации медицинских работников. Три содержащиеся в сборнике документа сыграли большую роль в работе Всемирной конференции по медицинскому образованию Всемирные стандарты медицинского образования, предназначенные для повышения качества медицинской помощи, прошедшей в Копенгагене 15-19 марта 2003 г.
 К разработке стандартов WFME привлекла три международных комиссии, каждая их которых состояла из работавших изолированно рабочих групп, и более широкую группу специалистов, общавшихся преимущественно по электронной почте. Участники комиссий были отобраны в соответствии с их опытом, а также с целью более полного представления различных регионов мира. В процессе разработки стандарты неоднократно подвергались обсуждению в различных регионах мира, и многие высказанные предложения были учтены и включены в текст стандартов.
 Три разработанных набора всемирных стандартов находятся на разных стадиях внедрения, но все они одобрены Исполнительным комитетом WFME. Описание Стандартов додипломного медицинского образования переведено на более чем десять языков мира, оценено в экспериментальных исследованиях, проведенных в ряде медицинских школ, и уже оказывает влияние на общегосударственные и региональные системы аккредитации и сертификации медицинских школ.
 WFME глубоко признательна всем участникам чрезвычайно сложного процесса формулирования всемирных стандартов. Энтузиазм и готовность оказать помощь были проявлены специалистами во всех регионах мира, что служит доказательством желательности и полезности внедрения стандартов.
 На пороге Всемирной Конференции 2003 г. Федерация предлагает всем потребителям медицинского образования, а также всем лицам, ответственным за обеспечение медицинской помощи во всех странах мира, внести свой вклад в разработку и внедрение материалов, излагаемых в данном сборнике документов, и тем самым в оценку и утверждение Всемирных стандартов медицинского образования, предложенных WFME.
 
  ВВЕДЕНИЕ
 Историческая справка
 С 1984 г. WFME проводит "Международную программу по переориентации медицинского образования". Основными этапами этого процесса стали Эдинбургская декларация 1988 г. (1), принятая Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, Резолюция ВАЗ № 42.38 от 1989 г., и Рекомендации Всемирной встречи на высшем уровне по медицинскому образованию от 1993 г. (3), отраженные в Резолюции ВАЗ № 48.8, Переориентация медицинского образования и медицинской практики для обеспечения всеобщего здоровья от 1995 г. (4).
 Для расширения изменений и модернизации медицинского образования WFME приняла решение расширить применение принятых ею принципов образования на уровень образовательных учреждений, что описано в программном документе WFME от 1998 г. (5). Вначале было решено обратить внимание на додипломное высшее медицинское образование в медицинских школах (6, 7).
 Проект WFME по "Международным стандартам в медицинском образовании" (5), принятый Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), содержит три основных положения:
 • стимулировать органы власти, организации и учреждения, обеспечивающие медицинское образование, к формулированию планов по изменению и совершенствованию образования в соответствии с международными рекомендациями;
 • внедрить систему национальной и/или международной оценки и выявления организаций и программ, относящихся к медицинскому образованию, чтобы установить стандарты и минимальные требования к качеству таких программ;
 • обеспечить гарантии качества медицинской помощи и подготовки специалистов в медицине, что в условиях ее интернационализации позволит установить в медицинском образовании четкие международные стандарты.
 В программном документе WFME указывает, что аналогичные предложения можно внести также для последипломного медицинского образования.
 Проект WFME по стандартизации последипломного медицинского образования
 Для распространения проекта Международных стандартов медицинского образования на последипломное медицинское образование WFME в июне 2001 г. назначила международную комиссию, состоящую из Рабочей группы и Международной группы консультантов, ответственную за разработку всемирных стандартов качества программ последипломного медицинского образования.
 Выводы Рабочей группы, собравшейся в Копенгагене в сентябре 2001 г., были основаны на данных из ряда источников (8-12). В Отчете Рабочей группы был определен ряд всемирных стандартов последипломного медицинского образования, разработанных для использования в учреждениях последипломного медицинского образования на его различных стадиях и при различных педагогических, социально-экономических и культурных условиях; система стандартов была предназначена для применения на соответствующих уровнях образования. Основное внимание было уделено возможностям проведения на основе предлагаемых стандартов изменений и реформ.
 Предварительный документ был пересмотрен с учетом комментариев Международной группы консультантов и ряда международных конференций, на которых были представлены результаты деятельности Рабочей группы.
 Итоговый документ был принят Исполнительным комитетом WFME в сентябре 2002 г.
 Основные положения по последипломному медицинскому образованию
 Последипломным медицинским образованием называют один из этапов медицинского образования, на котором врачи, получившие базовую медицинскую квалификацию, приобретают дополнительные навыки. Этот этап подготовки обычно проводится в соответствии со специальными инструкциями и правилами. Подготовка проводится по принципу наставничества, что подразумевает обучение молодых врачей в клинических учреждениях под руководством более опытных коллег, обеспечивающих обучение и наблюдение за работой молодых врачей.
 Последипломное медицинское образование состоит из прохождения курса обучения перед сертификацией, профессионального обучения, специализации и субспециализации, других формализованных программ обучения для освоения определенных специальностей.
 Помимо практических клинических аспектов, на этом этапе необходима дополнительная теоретическая подготовка. Ее можно проводить различными способами: либо в точном соответствии с клинической подготовкой, либо в рамках региональных, общенациональных или международных курсов теоретической подготовки. Подготовка может проводиться университетами, специализированными коллегиями, медицинскими обществами и коллегиями, институтами последипломного медицинского образования.
 Последипломное медицинское образование проводится в рамках системы непрерывного образования в медицине, в которую входят также Непрерывное медицинское образование (Continuing Medical Education - CME) и непрерывная профессиональная подготовка (Continuing Professional Development - CPD). Особенностью CME/CPD является проведение обучения не под наблюдением преподавателя, а самостоятельно. Хотя часто под CME/CPD понимают период, начинающийся после завершения курса высшего медицинского или последипломного образования, очевидно, что этот термин значительно шире, и должен включать все виды продолжающегося медицинского образования.
 В разных странах количество сертифицированных специальностей и функций экспертов по медицине, а также организаций, проводящих последипломное медицинское образование, его структуры, содержания и требований к нему требований очень различны. Квалификация, необходимая для работы экспертом, также приобретается посредством CME. В некоторых регионах процесс подготовки специалистов происходит через работу в отделениях больниц/учреждений здравоохранения в течение нескольких лет, а в других регионах путем прослушивания теоретических курсов в течение менее продолжительных периодов без специальных требований по практической подготовке.
 Однако в течение последних десятилетий методы обучения стали значительно более унифицированными и включают как практическую, так и теоретическую подготовку. Все большее значение во всех странах мира приобретают современные принципы медицинского образования. В системе последипломного медицинского образования разработаны очень сложные учебные программы, в состав которых включены практическая работа в клиниках и других клинических учреждениях, работа под наблюдением экспертов, теоретическая подготовка, участие в научных исследованиях, систематическая оценка знаний и навыков в рамках программ обучения.
 Объединение принципов последипломного образования по всему миру обусловлено увеличением взаимодействия между университетами / учреждениями образования, органами управления, медицинскими обществами и ассоциациями. Кроме того, оно обусловлено повышением мобильности врачей и возрастающей интернационализацией рынка медицинской рабочей силы благодаря принятым в последнее время в различных регионах мира (например, в ЕС, NAFTA и MERCOSUR) международным трудовым соглашениям. Значение этих процессов для медиков Европы подчеркивается принятием Директивы для врачей (13) и деятельностью Консультативного комитета по медицинскому образованию при Европейской Комиссии (14). Все эти данные свидетельствуют о необходимости создания единой системы оценки качества последипломного медицинского образования.
 Концепция, цель и обоснование деятельности
 Можно определить международные стандарты, которые имеют применение во всех разделах медицинского образования (5). В них будут учтены различия в содержании и процедуре медицинского образования в различных странах, обусловленные различиями в традициях преподавания, культуре, социально-экономических условиях, спектре заболеваемости и состояния здоровья, структуре систем здравоохранения. Подобные же различия могут иметься и в разных регионах отдельных стран. Однако научная база медицины и стремление внедрить принцип доказательности в клиническую практику универсальны, и система медицинского образования повсеместно предназначена для решения одной задачи -- повышения качества медицинской помощи. Несмотря на различия, структура, процедуры и результаты последипломного медицинского образования по всему миру все больше унифицируются.
 Безусловно, международные стандарты следует модифицировать или дополнять в соответствии с потребностями и приоритетами отдельных регионов, государств и даже образовательных учреждений. Каждое государство самостоятельно обеспечивает соответствие программ последипломного медицинского образования потребностям и задачам своей системы здравоохранения.
 WFME однозначно заявляет, что унификация программ обучения в разных странах мира нецелесообразна (6). Более того, при оценке качества программ медицинского образования следует подчеркивать преимущество региональной системы образования и обеспечивать руководство ею таким образом, чтобы не допустить внедрения стандартов, предусматривающих менее высокий уровень подготовки.
 Центральной частью стратегии WFME является специализация международных стандартов и рекомендаций по медицинскому образованию, касающихся как учебных заведений, так и учебных программ. Принятие международных стандартов позволит создать новые условия для самоконтроля органов руководства, организаций и учреждений, ответственных за последипломное медицинское образование. Более того, международно признанные стандарты можно использовать как основу для проведения национальной и региональной сертификации и аккредитации программ последипломного образования.
 Оценка знаний и навыков, проводимая по международно признанным стандартам, будет служить важным стимулом к совершенствованию медицинского образования и повышению его качества; определению новых целей и реформированию образования; обеспечению непрерывности совершенствования и развития образовательного процесса.
 Принятие международно признанных стандартов позволит создать основу для государственной оценки системы последипломного медицинского образования, а также для его более широкого признания в регионах.
 Распространение мировых стандартов медицинского образования повысит мобильность преподавателей и облегчит принятие врачей на работу за рубежами страны, в которой они проходили обучение. Тем самым будут созданы гарантии качества подготовки врачей, обучавшихся в других странах.
 Наконец, программы медицинского образования, не вполне удовлетворяющие стандартам, могут быть усовершенстованы с помощью систем оценки и аккредитации, основанных на международно признанных стандартах, что повысит качество медицинской помощи как на национальном, так и на международном уровне.
 Условия внедрения стандартов последипломного образования
 Рабочая группа WFME применила к последипломному медицинскому образованию принципы, разработанные для додипломного медицинского образования (6). Особое внимание было обращено на применение рекомендаций по обеспечению высокого качества обучения. Для принятия международных стандартов последипломного медицинского образования были приняты следующие условия:
 • следует освещать только общие аспекты последипломного медицинского образования и практического обучения.
 • стандарты по содержанию, процессу, ресурсам, результатам обучения должны быть разделены на обширные категории.
 • Стандарты должны служить критерием для проведения изменений и реформирования системы медицинского образования.
 • Стандарты предназначены не только для установления единых для всего мира минимальных требований к качеству образования, но и для стимулирования к его повышению выше установленного уровня.
 • Стандарты следует формулировать таким образом, чтобы, помимо обеспечения единых для всего мира минимальных требований, они способствовали формированию необходимых региональных и национальных различий программ обучения и позволяли разрабатывать различные местные, национальные и региональные формы обучения.
 • Степень соответствия стандартам каждая организация, страна или регион выбирают самостоятельно.
 • Применение единого набора международных стандартов не означает и не требует полного единообразия содержания и результатов применения программ последипломного медицинского образования, но их особенности должны быть описаны явно и объяснены.
 • В стандартах необходимо учитывать динамический характер разработки программ.
 • Органы руководства, организации и учреждения, обеспечивающие последипломное медицинское образование, должны пользоваться стандартами только как основой для своей деятельности и моделью для разработки собственных образовательных программ.
 • Наличие стандартов не должно ограничивать объем программ обучения.
 • Стандарты необходимо постоянно совершенствовать путем широкого международного обсуждения и достижения общего соглашения о вносимых изменениях.
 • В каждом регионе следует проводить специальные исследования для оценки значимости стандартов.
 Стандарты следует определять явно, они должны быть значимыми, адекватными, полезными, измеримыми, достижимыми, принимаемыми большинством пользователей. Одним из требований к стандартам является их практическая применимость, учет региональных различий, стимулирующее влияние на дальнейшее развитие.
 Применение стандартов
 WFME полагает, что представленный набор международных стандартов можно использвать по всему миру для обеспечения качества подготовки и дальнейшего развития программ последипломного медицинского образования следующими путями:
 • в рамках программ самостоятельной оценки
 Основная цель WFME при внедрении стандартов как инструмента для улучшения качества -- обеспечить новые условия для добровольной самооценки и самостоятельного совершенствования качества работы органами управления, организациями и учреждениями, обеспечивающими последипломное медицинское образование. Таким образом, эти рекомендации можно рассматривать как руководство для самообразования.
 • с помощью взаимной оценки
 Описанный выше процесс можно дополнить оценкой и консультированием со стороны внешних комитетов взаимной оценки.
 • путем сочетания самооценки и внешней взаимной оценки
 WFME считает это сочетание наиболее эффективным методом применения стандартов.
 • Сертификация и аккредитация
 В зависимости от местных потребностей и традиций данные рекомендации могут использовать также национальные и региональные агентства, осуществляющие сертификацию и аккредитацию в системе последипломного медицинского образования.
 
  Глобальные стандарты WFME
 
 Определения
 Процесс последипломного медицинского образования можно представить как этап обучения врачей под наблюдением других специалистов, предназначенный для подготовки к самостоятельной работе после сертификации. Он состоит из последипломного образования, профессионального обучения, специализации и субспециализации, других формализованных программ обучения. После завершения курса последипломного образования обучающемуся обычно присваивается ученая степень с выдачей диплома или сертификата.
 Хотя последипломное мдицинское образование ограничено во времени, его нельзя однозначно отделить от Непрерывного Медицинского Образования (CME) и Непрерывной Профессиональной Подготовки (CPD)1. Их проводят на протяжении профессиональной деятельности после окончания медицинской школы непрерывно, преимущественно самостоятельно и редко -- под внешним руководством и в течение продолжительного времени.
 WFME рекомендует применять следующий набор всемирных стандартов последипломного медицинского образования, разделенных на 9 областей и 38 подобластей:2
 ОБЛАСТЯМИ называют обширные разделы структуры, процесса и результатов последипломного медицинского образования (теоретического и практического), в которые входят:
 1. Задача и критерии ее решения
 2. Процесс обучения
 3. Контроль качества обучения
 4. Обучающиеся
 5. Педагогический персонал
 6. Размещение и ресурсная база центров обучения
 7. Оценка процесса обучения
 8. Руководство процессом обучения
 9. Непрерывное совершенствование процесса обучения
 ПОДОБЛАСТЯМИ называют отдельные разделы областей, соответствующие показателям эффективности обучения.
 
 СТАНДАРТЫ уточняют для каждой подобласти, выделяя два уровня квалификации:
 • Минимальный стандарт. К нему относят стандартные знания и навыки, овладение которыми необходимо подтвердить при оценке качества овладения программой обучения.
 • Стандарт повышенного качества. К этому типу относят стандарты, соответствующие наиболее эффективным и международно признанным методам последипломного образования. Их соответствие международным стандартам (или желание добиться такого соответствия) должно быть документировано. Степень соответствия может различаться в зависимости от стадии и степени разработанности программы обучения, используемых ресурсов, политики в области образования, других местных условий, влияющих на значимость и приоритеты программы. Даже наиболее глубоко проработанные программы не обязательно должны сооветствовать всем стандартам.
 АННОТАЦИИ применяют для разъяснения, расширения и иллюстрации положений стандарта.
 
 1 Под непрерывной профессиональной подготовкой (CPD) понимают непрерывное развитие многогранных навыков, требующихся при оказании медицинской помощи и развиваемых путем освоения различных областей знания и практических навыков (например, медицинских, управленческих, социальных, личностных), необходимых для высококвалифицированной профессиональной деятельности. Хотя этим термином часто называют период обучения после завершения курса последипломного образования, очевидно, что на самом деле сфера его применения значительно обширней. Формирование, переобучение и развитие профессионала подразумевает реакцию на изменяющиеся социальные и индивидуальные потребности в контексте развития медицинской науки и системы здравоохранения и происходит в течение всей профессиональной деятельности врача, начиная с поступления в медицинскую школу.
 2 WFME отдает себе отчет в сложности взаимоотношений и взаимосвязей различных областей и подобластей медицины.
 
 1. Задача и критерии ее решения
 1.1 Постановка задачи и разработка критериев ее решения
 Минимальный стандарт.
 Руководящие органы должны после обсуждения с профессиональными организациями определить задачу проведения различных типов последипломного медицинского образования и критерии ее решения, и предоставить их заинтересованным сторонам. В определении задачи и критериев ее решения должна быть описана клиническая практика -- процесс додипломного образования, приводящий к формированию врача, способного оказывать медицинскую помощь в данной области медицины на современном уровне самостоятельно или, в соответствии с потребностями системы здравоохранения, в составе группы специалистов.
 Стандарт повышенного качества.
 Задача и критерии ее решения могут стимулировать внедрение современных методов обучения и способствовать формированию профессиональных навыков, превосходящих уровень минимального стандарта. Кроме того, необходимо выработать у врача стремление к повышению качества и обоснованности назначения медицинских услуг, развить чувство сострадания к больному, обеспечить профилактическую направленность работы. Подготовка может стимулировать врача к углубленному изучению выбранной области медицины и готовить его к постоянному самостоятельному образованию и совершенствованию профессиональных навыков.
 Примечания:
 • Документация по задаче и критериям ее решения должна включать общие и специальные вопросы, относящиеся к общегосударственной и региональной политике.
 • Список руководящих органов должен включать местные и национальные учреждения, обеспечивающие управление последипломным медицинским образованием; к ним могут относиться национальное правительственное агентство, национальный совет, университет, профессиональная организация, либо несколько организаций.
 • Список типов последипломного медицинского образования должен включать обучение для получения сертификата специалиста, периодическое повышение профессиональной квалификации, специализацию или другие виды формализованного обучения для приобретения опыта в выбранных областях медицины.
 • Специализацией называют углубленное и/или расширенное изучение определенной дисциплины; при этом врач принимает на себя ответственность за приобретение знаний, развитие навыков, проведение исследований, руководящую работу и т.д.
 • Выбранная область медицины может относиться к сертифицированным специальностям, включая общую врачебную практику, субспециальности, деятельность в качестве эксперта.
 1.2 Участие в формулировании задачи и критериев ее решения
 Минимальный стандарт.
 Заинтересованные сторны должны явным образом сформулировать задачу и критерии ее решения
 Стандарт повышенного качества.
 Формулировка задачи и критериев ее решения может быть проведена с учетом возможно большего количества заинтересованных сторон.
 Примечания:
 • Основными заинтересованными сторонами выступают обучающиеся, руководители программы, научные общества, администрация больниц, руководящие органы, профессиональные ассоциации или организации.
 • Под возможно большим количеством заинтересованных сторон подразумеваются кураторы, преподаватели, другие работники здравоохранения, пациенты, общество в целом, общественные организации, органы руководства здравоохранением.
 1.3 Профессионализм и самостоятельность
 Минимальный стандарт.
 Процесс обучения должен способствовать росту профессионализма врача на основании полученного им качественного додипломного медицинского образования.
 Стандарт повышенного качества.
 Обучение может развивать профессиональную самостоятельность, чтобы позволить врачу действовать в интересах больного и общества наилучшим образом.
 Примечания:
 Профессионализмом называют знания, навыки, принципы и правила поведения, которых пациенты и общество ожидают от специалиста при исполнении им профессиональных обязанностей; в это понятие входят также навыки постоянного самообучения и поддержания должного профессионального уровня, глубокое владение информацией, высокие этические стандарты, целостность личности, честность, альтруизм, стремление помогать другим, соответствие требованиям профессионального этикета, справедливость, уважение к другим.
 1.4 Результаты обучения
 Минимальный стандарт.
 Соответствующие органы руководства должны, после консультации с профессиональными организациями, определить уровень профессиональных навыков, которого обучающиеся должны достичь в конце программы обучения.
 Стандарт повышенного качества.
 Могут быть названы (в том числе в связи с навыками, полученными при додипломном обучении) общие и специальные навыки, которыми должны овладеть обучающиеся, быть перечислены. Показатели овладения навыками могут использоваться для обратной связи с разработчиками программы.
 Примечания:
 Навыки можно определить как общие требования к профессионализму специалиста либо в виде определенных знаний, практических навыков, принципов и правил поведения. В курсе последипломного образования (см. ссылки 9-12) необходимо, в зависимости от потребностей избранной области медицины, выработать следующие навыки:
 • Оказание адекватной, эффективной, сострадательной к пациенту медицинской помощи, обеспечивающей лечение заболеваний и поддержание здоровья пациента
 • Знания по основным биомедицинским, клиническими, психологическим, клиническим наукам, медицинской этике и юриспунденции; умение примять эти знания при оказании медицинской помощи
 • Навыки межличностного общения, обеспечивающие эффективный обмен информацией с отдельными пациентами и членами их семей, коллективная работа с другими специалистами здравоохранения, научным сообществом и населением
 • Оценка и применение новых научных знаний для непрерывного обновления содержания и усовершенствования клинической работы
 • Проведение контроля, теоретического и практического обучения коллег, студентов и других работников здравоохранения
 • Способность обучаться и проводить исследования в избранной области медицины
 • Профессионализм
 • Желание и способность действовать в защиту интересов пациента
 • Знание вопросов общественного здравоохранения и государственной политики в области здравоохранения, а также ощущение ответственности за деятельность системы здравоохранения, включая, например, огранизацию медицинской помощи, взаимодействие с учреждениями и руководством здравоохранения, экономически эффективное оказание медицинской помощи, вопросы экономики здравоохранения, распределение ресурсов здравоохранения
 • Понимание особенностей системы здравоохранения, знание принципов систематического совершенствования медицинской помощи и реальное следование этим принципам
 
 2. Процесс обучения
 2.1 Цели обучения
 Минимальный стандарт.
 Последипломное медицинское образование должно проводиться по систематизированной программе, в которой описаны общие и специальные (для каждой дисциплины) компоненты обучения. Обучение должно быть практическим, включая личное участие преподавателя в оказании медицинской помощи в клинических учреждениях здравоохранения. Программа обучения должна содержать практические и теоретические аспекты.
 Стандарт повышенного качества.
 Последипломное медицинское образование может соотноситься с додипломным медицинским образованием и с непрерывным медицинским образованием / профессиональным совершенствованием. Обучение может быть направленным; обучающийся может находиться под наблюдением, регулярно проходить проверки и получать обратную связь по их результатам. Процесс обучения может обеспечивать увеличение степени самостоятельности врача в виде совершенствования его практических навыков, знаний и опыта. Каждому обучающемуся может быть предоставлена возможность консультироваться с преподавателями.
 Примечания:
 • Процесс обучения должен по возможности проводиться по общей схеме -- от общих вопросов к более узким.
 • Возможность консультации с преподавателями должна предусматривать указание конкретного лица, к которому следует обращаться за консультацией.
 2.2 Научные методы
 Минимальный стандарт.
 Преподаватель должен владеть знаниями о научных достижениях и методах исследований в избранной области медицины, и путем ознакомления в различных учреждениях с различными клиническими / практическими вопросами по избранной области медицины приобрести представление о доказательной медицине и критическом подходе к принятию клинических решений.
 Стандарт повышенного качества.
 В процесс обучения можно включить преподавание навыков критического анализа литературы и научных данных, положений доказательной медицины; обеспечить ознакомление с проведением научных исследований.
 Примечания:
 В курс обучения на основе научных принципов и с помощью научных методов можно включить элективные научно-исследовательские проекты, проводимые обучающимися (cf. 6.5).
 2.3 Содержание курса обучения
 Минимальный стандарт.
 Процесс обучения должен включать практическую деятельность в клинике и соответствующие теоретические данные по биомедицинским, клиническим, психологическим и социальным наукам; навыки общения, вопросы медицинской этики, общественного здравоохранения, медицинской юриспунденции и руководства здравоохранением, необходимые для профессиональной деятельности в избранной области медицины.
 Стандарт повышенного качества.
 Процесс обучения может обеспечивать развитие знаний, навыков, представлений и личностных качеств обучаемого, позволяющих ему легко ориентироваться в медицинских вопросах, охранять здоровье пациентов, общаться с различными людьми, работать в коллективе, обучаться, руководить работой других.
 Примечания:
 • Под основными биомедицинскими науками, в зависимости от потребностей, интересов и традиций данного учебного заведения, обычно подразумевают анатомию, биохимию, физиологию, биофизику, молекулярную биологию, клеточную биологию, генетику, микробиологию, иммунологию, фармакологию, патологию и др.
 • В раздел клинических наук обычно включают избранную клиническую или лабораторную дисциплину, а также другие важные клинические/лабораторные дисциплины.
 • Под психологическими и социальными науками, в зависимости от потребностей, интересов и традиций данного учебного заведения, обычно подразумевают медицинскую психологию, медицинскую социологию, биостатистикуё эпидемиологию, гигиену и общественное здравоохранение, коммунальную гигиену и т.д.
 • Курс психологических и социальных наук с медицинской этикой должен обеспечить обучающегося знаниями, понятиями, методологией, навыками и представлениями, необходимыми для понимания социально-экономических, демографических и культурных факторов, влияющих на развитие, распространение, осложнения заболевания.
 2.4 Структура, состав и продолжительность курса обучения
 Минимальный стандарт.
 Общая структура, состав и продолжительность курса обучения и профессиональной подготовки должны быть изложены подробно; необходимо четко определить цели и ожидаемые результаты освоения каждого курса, а также объяснить его связи с додипломным медицинским образованием и с практическим здравоохранением. Необходимо четко указать обязательные и дополнительные компоненты курса.
 t
 Стандарт повышенного качества.
 В процессе обучения можно обеспечить интеграцию практики и теории.
 Примечания:
 • Структурой курса обучения называют последовательность прохождения дисциплин в учебных заведениях с указанием ответственных за их преподавание врачей; подробности процесса обучения в это понятие не включают.
 • Интеграция практики и теории включает дидактические учебные сессии и опыт оказания медицинской помощи пациентам под контролем старшего врача.
 2.5 Связь курса обучения с оказанием медицинской помощи
 Минимальный стандарт.
 Необходимо помнить и с уважением относиться к персонализированному характеру профессионального обучения. Необходимо обеспечить интеграцию обучения и работы по оказанию медицинской помощи (обучение на рабочем месте).
 Стандарт повышенного качества.
 Для обучения на базе действующих медицинских учреждений желательно эффективно использовать ресурсы системы здравоохранения. Обучение может проводиться в дополнение, но не должно зависеть от процесса предоставления медицинской помощи.
 Примечания:
 • Интеграция обучения и медицинской помощи предусматривает, с одной стороны, оказание обучающимся качественной медицинской помощи, а с другой, возможности обучения во время оказания медицинской помощи.
 • Под эффективным использованием ресурсов понимается оптимизация задействования различных клинических учреждений, пациентов и клинических ситуаций для целей обучения, и в то же время обеспечение качественной медицинской помощи.
 2.6 Руководство обучением
 Минимальный стандарт.
 Необходимо указать сотрудников, осуществляющих руководство организацией, координацией, проведением и оценкой процесса обучения, и определить объем их ответственности.
 Стандарт повышенного качества.
 Желательно обеспечить скоординированное обучение по выбранной медицинской специальности в нескольких клинических учреждениях, чтобы обеспечить обучающимся возможность ознакомиться с различными областями и способами действий в данной области. Органам руководства, ответственным за проведение программы обучения, можно предоставить ресурсы для планирования и внедрения методов обучения, оценки качества подготовки и внесения изменений в программу обучения.
 Желательно обеспечить участие сотрудников, обучающихся и другие заинтересованные стороны в процессе планирования программы обучения.
 Примечания:
 Под другими заинтересованными сторонами понимаются другие участники процесса обучения, другие специалисты-медики, руководящие органы системы здравоохранения.
 
 3. Оценка качества обучения
 
 3.1 Методы оценки
 Минимальный стандарт.
 В курс последипломного медицинского образования должен быть включен процесс оценки, и соответствующие органы руководства должны определить и описать методы оценки качества обучения, в том числе критерии сдачи экзаменов и прохождения других типов оценки. В процесс оценки следует включить обучающие методы и конструктивную обратную связь.
 Стандарт повышенного качества.
 Надежность и обоснованность методов оценки могут быть документированы и проверены; желательно по возможности привлекать экзаменаторов со стороны. Желательно внедрять дополнительные методы оценки. Этапы процесса обучения можно фиксировать в журнале успеваемости. Желательно разработать механизм апеллирования по результатам экзаменов и, при необходимости, предусмотреть возможность получения независимой оценки, смены преподавателя/куратора, дополнительного обучения.
 Примечания:
 • При определении методов оценки знаний можно рассматривать соотношение формализованной и обобщающей оценок, количество экзаменов и других методов оценки, соотношение различных видов экзаменов, применение нормативов и критериев -- эталонных оценок, применение портфолио и специализированных типов экзаменов, например, объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ).
 • Верификация методов оценки может влкючать оценку их влияния на процесс обучения и усвоение знаний.
 • Степень признания качества образования другими учреждениями может значительно возрасти, если к процессу оценки привлечь внешних экзаменаторов.
 3.2 Взаимосвязь процессов оценки и обучения
 Минимальный стандарт.
 Принципы, методы и способы оценки следует явным образом сопоставить с целями обучения, они должны способствовать процессу обучения. Оценка должна фиксировать адекватность процесса обучения.
 Стандарт повышенного качества.
 Методы и способы оценки могут способствовать интегрированному характеру обучения и могут содержать оценку соответствия результатов обучения заранее определенным требованиям к приобретаемым знаниям, умениям и принципам. Применяемые методы могут стимулировать конструктивное соотношение клинической работы и процессов оценки.
 3.3 Обратная связь с обучающимися
 Минимальный стандарт.
 Необходимо обеспечить постоянное конструктивное информирование обучающегося о его успехах (обратную связь).
 Стандарт повышенного качества.
 Желательно явно сформулировать и донести как до обучающихся, так и до их кураторов приемлемые стандарты качества обучения.
 Примечания:
 К методам обратной связи с обучающимся относятся результаты оценки качества его обучения и обязательное обсуждение эффективности клинической деятельности с преподавателем/куратором для выработки рекомендаций и мероприятий, необходимых для развития профессиональных навыков обучающимся.
 
 4. Обучающиеся
 4.1 Правила приема и отбора для обучения
 Минимальный стандарт.
 Руководящие органы и медицинские профессиональные организации должны выработать соглашение о критериях и процессе отбора обучающихся и должны опубликовать и внедрять их.
 Стандарт повышенного качества.
 Правила приема на обучение могут содержать определение критериев с указанием навыков, приобретаемых в результаты процесса обучения по избранной области медицины. Процедура отбора обучающихся может быть прозрачной, а возможность поступления должна иметься для всех выпускников медицинских учебных заведений. Процедура отбора для обучения может содержать механизмы наблюдения за ходом отбора и подачи апелляции.
 Примечания:
 • Описание процесса отбора обучающихся должно включать как критерии, так и методы отбора; в него может быть также включен механизм подачи апелляции.
 • При контроле за соблюдением правил приема необходимо проводить также совершенствование критериев отбора, чтобы наилучшим образом учесть соответствие обучающихся этим критериям и учесть особенности различных областей медицины.
 • Критерии отбора для обучения могут включать рассмотрение желаемой структуры группы обучающихся по половому, национальному и другим социальным критериям, в том числе с учетом потребности в специальных правилах приема для категории небогатых врачей.
 4.2 Количество обучающихся
 Минимальный стандарт.
 Количество обучающихся должно соответствовать возможностям клиники / учреждения здравоохранения, количеству кураторов и другим имеющимся ресурсам, чтобы обеспечить достаточное качество обучения и преподавания.
 Стандарт повышенного качества.
 Количество обучающихся желательно оценивать путем обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. Учитывая неизбежную непредсказуемость потребности различных областей медицины в специалистах, количество обучающихся желательно постоянно корригировать, внимательно изучая потребности общества и рыночную ситуацию.
 Примечания:
 • Заинтересованными сторонами выступают органы, отвественные за планирование и развитие персонала системы здравоохранения на местном и общегосударственном уровне.
 • Для предсказания потребностей общества во врачах-специалистах необходимо изучить ряд рыночных и демографических показателей, а также учесть степень развития научных исследований, характер миграции врачей и т.д.
 4.3 Поддержка и консультирование обучающихся
 Минимальный стандарт.
 Руководящие органы должны в сотрудничестве со специалистами создать систему поддержки, консультирования и руководства профессиональным развитием обучающихся.
 Стандарт повышенного качества.
 Консультирование желательно проводить на основании анализа процесса обучения и случаев его нарушения, учитывая социальные и личностные потребности обучающихся.
 Примечания:
 * Под социальными и личностными потребностями подразумевается необходимость обеспечения профессиональной поддержки, помощи при нарушениях здоровья, трудностях с жильем, финансовых затруднениях.
 4.4 Условия работы
 Минимальный стандарт.
 Последипломное обучение должно проходить по избранной области медицины с обеспечением достаточной заработной платы/стипендии и обязательным участием обучающегося во всех видах оказываемой медицинской помощи (включая работу на вызовах), необходимых для обучения. Это означает, что в профессиональной деятельности в течение стандартного рабочего дня должны быть выделены практический и теоретический компоненты. Необходимо определить и довести до сведения всех заинтересованных сторон условия работы и ответственность обучающегося.

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу