<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Стандарт повышенного качества.
 К обучающемуся не следует предъявлять чрезмерные требования по объему оказываемой им медицинской помощи; при планировании схемы дежурств и работы по вызовам желательно учесть потребности пациентов, требование непрерывности оказания медицинской помощи, требование оптимизации обучения. В отдельных случаях, определенных соответствующими руководящими органами, допустимо обучение на основе частичной занятости; при этом его следует планировать в соответствии с индивидуальной программой и возможностями данного учреждения здравоохранения. Общая продолжительность и качество обучения на основе частичной занятости не должны быть меньше, чем на основе полной занятости. Перерывы в обучении вследствие таких причин, как беременность (включая отпуск по уходу за ребенком), болезнь, служба в армии, командировки, могут быть скомпенсированы дополнительным обучением.
 Примечания:
 • Работа на контрактной основе может включать интернатуру, ординатуру, работу помощником и старшим помощником врача общей практики и т.д.
 • Объем оказываемой обучающимся медицинской помощи должен быть четко определен; права обучающегося необходимо включить в контракт.
 4.5 Представительство обучающихся
 Минимальный стандарт.
 Вопросы представительства обучающихся и их участие в процессах разработки и оценки программы обучения, условий работы и других значимых для них вопросов должны быть разработаны заранее.
 Стандарт повышенного качества.
 Организации обучающихся могут принимать участие в принятии решений о процессе, условиях и управлении обучением.
 Примечания:
 Представительство обучающихся включает их участие в группах и комитетах, планирующих программы обучения на местном и общегосударственном уровне.
 
 5. Персонал
 
 5.1 Правила приема на работу
 Минимальный стандарт.
 Правила приема инструкторов, преподавателей, кураторов должны содержать перечень требований к их профессиональном уровню, их обязанностей и областей ответственности. Правила должны устанавливать обязанности инструкторов и уточнять соотношение их обязанностей по преподаванию, медицинской помощи, другим областям деятельности.
 Стандарт повышенного качества.
 Желательно, чтобы все врачи понимали, что в их профессиональные обязанности входит участие в последипломном обучении врачей, проводимом в учреждениях здравоохранения. Участие в последипломном образовании может дополнительно вознаграждаться. В должностные обязанности персонала можно включить пункт, о гарантиях профессиональной компетентности преподавателей, а обучение у преподавателей, не прошедших специализацию, проводить только в течение достаточно коротких отрезков курса обучения.
 Примечания:
 • Практический опыт подразумевает признание данного сотрудника специалистом в соответствующей области медицины.
 • Инструкторами и преподавателями могут работать как врачи, так и другие работники здравоохранения
 • К обязанностям по другим областям деятельности относятся административные, преподавательские, научно-исследовательские обязанности.
 5.2 Обязанности и профессиональное совершенствование преподавателей
 Минимальный стандарт.
 Преподавательская деятельность должна быть включена в график работы преподавателя, следует описать связь графика его работы с расписанием работы обучающихся.
 Стандарт повышенного качества.
 Правила работы персонала могут обеспечивать поддержку профессиональных навыков преподавателей, включая при необходимости их обучение и профессиональную подготовку, и могут стимулировать их к академической деятельности, включая преподавание. Отношение количества преподавателей к числу обучающихся может обеспечивать возможность их тесного взаимодействия и наблюдения за работой обучающегося.
 Примечания:
 Стимуляция к академической деятельности может проводиться в форме премий, продвижения по службе и/или повышения заработной платы.
 
 6. Размещение и ресурсная база центров обучения
 
 6.1 Клинические медицинские учреждения и пациенты
 Минимальный стандарт.
 Размещение учебной базы должно проводиться и утверждаться соответствующими руководящими органами и должно обеспечивать наличие достаточных клинических ресурсов для проведения обучения. Учебная база должна иметь достаточное количество пациентов с достаточно широким спектром заболеваний, чтобы удовлетворить потребности учебного процесса. Процесс обучения должен обеспечивать обучающемуся ознакомление с достаточным количеством клинического материала по данной области медицины и, при возможности, включать как стационарную, так и амбулаторную медицинскую помощь, а также дежурства.
 Стандарт повышенного качества.
 Количество пациентов и спектр заболеваний могут обеспечивать получение достаточного клинического опыта по всем аспектам избранной специальности, включая подготовку по поддержанию состояния здоровья и профилактике заболеваний. Обучение может проводиться в академических клиниках; при возможности, часть обучения можно проводить в других больницах/учреждениях, в том числе амбулаторных. Желательно регулярно контролировать качество работы учебных баз.
 Примечания:
 • К амбулаторным медицинским учреждениям относятся специализированные отделения врачебной практики, специализированные клиники, учреждения по уходу, учреждения первичной медицинской помощи, другие учржедения, в которых оказывается медицинская помощь.
 • Качество работы учебной базы можно оценить, например, путем личного посещения.
 6.2 Учебные помещения и оборудование
 Минимальный стандарт.
 Обучающимся необходимо предоставить помещения и возможности для практического и теоретического обучения, а также доступ к соответствующей профессиональной литературе и оборудованию для отработки практических навыков.
 Стандарт повышенного качества.
 Желательно регулярно оценивать соответствие помещений и оборудования потребностям последипломного образования
 Примечания:
 К помещениям учебной базы относятся, например, лекционные залы, учебные комнаты, лаборатории, библиотеки, оборудование информационных служб, помещения для отдыха (если имеются).
 6.3 Работа в группе специалистов
 Минимальный стандарт.
 Клиническое обучение должно обеспечивать опыт работы в группе коллег и других специалистов в области здравоохранения.
 Стандарт повышенного качества.
 Процесс обучения может обеспечивать профессиональную подготовку в группе специалистов различного профиля, создающую основу для эффективного взаимодействия с коллегами и другими работниками здравоохранения в качестве участника или руководителя коллектива. Желательно также обеспечить выработку навыков руководства и обучения других работников здравоохранения.
 6.4 Информационные технологии
 Минимальный стандарт.
 В рамках программы обучения необходимо разработать правила эффективного пользования информацией и средствами связи, что должно обеспечить возможность оказания качественной медицинской помощи пациентам.
 Стандарт повышенного качества.
 Преподаватели и обучающиеся могут приобрести навыки пользования источниками информации и средствами связи для самостоятельного обучения, а также для получения и анализа информации в ходе практической работы в системе здравоохранения.
 Примечания:
 • Правила пользования компьютерами, внутренними и внешними компьютерными сетями и другими информационными технологиями и средствами связи должны разрабатываться в сотрудничестве с библиотечной службой данного учебного заведения.
 • Пользование информационными технологиями и средствами связи может входить в план обучения доказательной медицине, подготовки обучающихся к непрерывному медицинскому образованию (Continuing Medical Education - CME), овладения навыками непрерывной профессиональной подготовки (Continuing Professional Development - CPD).
 
 6.5 Научные исследования
 Минимальный стандарт.
 В учебном заведении необходимо разработать систему интеграции практической и научно-исследовательской деятельности. В описание учебной базы необходимо включить данные о возможностях проведения, объеме и основных направлениях исследований.
 Стандарт повышенного качества.
 Желательно создать возможности для сочетания клинического преподавания и научно-исследовательской работы. Обучающихся можно поощрять к участию в совершенствовании медицинской помощи и в научных исследованиях.
 6.6 Экспертиза преподавания
 Минимальный стандарт.
 Необходимо разработать правила проведения экспертизы преподавания в отношении таких его аспектов, как планирование, внедрение учебных планов, оценка результатов преподавания.
 Стандарт повышенного качества.
 Желательно обеспечить возможность проведения экспертизы преподавания и овладения опытом проведения такой экспертизы для профессионального совершенстования преподавателей и научно-исследовательской работы по теме "последипломное медицинское образование".
 Примечания:
 • Эспертиза преподавания в рамках системы последипломного медицинского образования проводится для решения проблем, анализа процессов и практики обучения, оценки его качества. Ее проводят врачи, имеющие опыт преподавания медицины, педагоги-психологи, социологи и т.д. Кроме того, экспертизу может проводить педагогическая служба учебного заведения или другие национальные или международные организации.
 • Исследования по медицинскому образованию проводятся для оценки эффективности методов преподавания и обучения, а также для решения других задач в рамках данного учреждения.
 6.7 Обучение в других учреждениях и за рубежом
 Минимальный стандарт.
 Следует разработать правила получения возможности индивидуализированного обучения в других учреждениях данной страны и за рубежом, удовлетворяющие требованиям достаточного объема образования и его признания другими государствами.
 Стандарт повышенного качества.
 Желательно стимулировать региональные и международные обмены академическим персоналом и обучающимися, предоставляя необходимые для этого ресурсы. Руководящие органы могут установить отношения с соответствующими национальными и международными организациями, обеспечивающими проведение обменов и взаимного признания учебных курсов.
 Примечания:
 Признание образования другими государствами можно облегчить путем активной координации программ обучения в различных образовательных учреждениях.
 
 7. Оценка процесса обучения
 
 7.1 Механизм оценки программ обучения
 Минимальный стандарт.
 Руководящие органы и специалисты должны разработать механизм оценки программ обучения, позволяющий наблюдать за процессом обучения (в целом и отдельных обучающихся) и учебными ресурсами, а также обеспечивать выявление и ликвидацию недостатков.
 Стандарт повышенного качества.
 При оценке программ обучения желательно учитывать содержание процесса обучения, структуру и отдельные компоненты программы, общие результаты обучения.
 Примечания:
 • Механизмы оценки программ обучения должны включать применение адекватных и надежных методов; необходимо обеспечить доступность для анализа исходных данных программы обучения. Экспертиза медицинского образования и привлечение экспертов позволяют повысить надежность обеспечения качественного последипломного медицинского образования.
 • Недостатками считают все поводы для обращения в комитеты по разработке программ обучения, к преподавателям, кураторам и т.д.
 • К содержанию процесса обучения относятся организация, ресурсы, а также обстановка при проведении учебных занятий.
 • Программу обучения оценивают по ее описанию и по успеваемости обучающихся.
 • Общие результаты обучения оценивают, например, по выбору специальности и по эффективности работы после прохождения курса обучения.
 7.2 Получение мнения преподавателей и обучающихся
 Минимальный стандарт.
 Мнения преподавателей и обучающихся о качестве программы следует систематически выяснять, анализировать и учитывать при ее совершенствовании.
 Стандарт повышенного качества.
 Преподаватели и обучающиеся могут активно участвовать в планировании процесса оценки программы обучения и в использовании его результатов для совершенствования программы.
 Примечания:
 • Получение мнения о программе обучения проводится путем анализа отчетов преподавателей о проведенных ими учебных занятиях.
 
 7.3 Оценка успеваемости обучающихся
 Минимальный стандарт.
 Успеваемость обучающихся следует оценивать для каждой программы обучения и в контексте всего курса последипломного медицинского образования.
 Стандарт повышенного качества.
 Успеваемость обучающихся можно анализировать в связи с общим уровнем их подготовки и исходной квалификацией; результаты анализа можно предоставлять комитетам, проводящим отбор кандидатов для обучения, планирование программ обучения, консультирование.
 Примечания:
 Показателями успеваемости обучающихся могут быть данные о средней продолжительности обучения, оценках, доле успешно сдавших (и не сдавших) экзамены, количестве отчисленных обучающихся, затратах времени обучающихся на освоение отдельных курсов.
 7.4 Сертификация учебного заведения и наблюдение за качеством его работы
 Минимальный стандарт.
 Все программы обучения должны быть сертифицированы соответствующим руководящим органом на основании четко определенных критериев и проведения оценки этих программ; руководящий орган должен иметь право предоставлять сертификат или, при необходимости, лишать учебное заведение или теоретический курс сертификата.
 Стандарт повышенного качества.
 Руководящие органы могут разработать систему наблюдения за учебными заведениями и другими учреждениями, проводящими обучение, путем их личного посещения или другими соответствующими методами.
 Примечания:
 Критерии сертификации учебного заведения должны включать минимальные требования по количеству пациентов, нозологическому спектру, оборудованию, наличию библиотеки, применению информационных технологий, персоналу и программе обучения.
 
 7.5 Участие всех заинтересованных сторон
 Минимальный стандарт.
 В процессе и формулировании результата оценки должны участвовать руководители и администраторы учебного заведения, преподаватели, обучающиеся; процесс должен быть прозрачным для всех заинтересованных сторон.
 Стандарт повышенного качества.
 Основные заинтересованные стороны могут интересоваться процессом обучения и результатами его оценки.
 Примечания:
 • Заинтересованными сторонами выступают профессиональные медицинские организации, специалисты-медики, руководители здравоохранения, руководители процесса обучения врачей и других работников здравоохранения, владельцы больниц, врачи системы первичной медицинской помощи, пациенты и их организации.
 • Основными заинтересованными сторонами выступают преподаватели, обучающиеся и органы руководства здравоохранением.
 
 8. Руководство процессом обучения
 
 8.1 Правила проведения учебного процесса
 Минимальный стандарт.
 Преподавание необходимо проводить в соответствии с правилами, описывающими структуру, содержание, процесс, результаты обучения. Правила должны быть подготовлены соответствующими руководящими органами. Завершение процесса обучения должно быть зафиксировано путем присвоения степени с выдачей диплома, сертификата или другого документа, удостоверяющего получение соответствующей квалификации. Это дает врачу право официально считаться компетентным специалистом в выбранной области медицины. Руководящие органы должны постоянно оценивать программы обучения, учебные заведения, преподавателей. Руководящие органы должны нести ответственность за разработку программы контроля качества обучения.
 Стандарт повышенного качества.
 Желательно разработать процедуры оценки документированного завершения курса обучения, предназначенные для применения как национальными, так и международными органами.
 Примечания:
 Официальное признание компетентности врача должно, в зависимости от уровня подготовки, давать врачу право на самостоятельную медицинскую практику, работу в качестве специалиста, помощника специалиста, эксперта и т.д.
 8.2 Ответственность руководителей учебного процесса
 Минимальный стандарт.
 Области ответственности руководителей системы последипломного профессионального медицинского образования должны быть четко определены.
 Стандарт повышенного качества.
 Руководство профессиональным образованием может через определенные промежутки времени проходить проверку, при которой будут определяться степень достижения задач и результаты работы данного учреждения, осуществляющего последипломное медицинское образование.
 8.3 Финансирование учебного процесса
 Минимальный стандарт.
 Следует четко установить области ответственности и руководства за финансирование учебного процесса.
 Стандарт повышенного качества.
 Бюджет можно исполнять таким образом, чтобы в наибольшей степени способствовать выполнению задачи и достижению максимальных результатов программы обучения и наибольшего уровня оказания медицинской помощи.
 Примечания:
 Финансирование учебного процесса будет зависеть от особенностей системы финансирования, существующей в данном учреждении и в данной стране.
 8.4 Руководящие органы учебного заведения
 Минимальный стандарт.
 Органы, руководящие программами последипломного медицинского образования и учебными заведениями, должны в достаточной мере поддерживать внедрение программы и обеспечивать эффективные руководство и распределение ресурсов.
 Стандарт повышенного качества.
 Руководящие органы могут внедрять программу обеспечения качества и сами регулярно подвергаться проверкам для повышения качества работы.
 8.5 Потребность в специалистах и законодательство
 Минимальный стандарт.
 Ответственность за определение количества и характера сертифицируемых медицинских специальностей, а также других специальностей, для которых разрабатываются программы сертификационного обучения в области медицины, должен нести общегосударственный руководящий орган.
 Стандарт повышенного качества.
 Определение программ сертификационного последипломного медицинского обучения может проводиться в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.
 Примечания:
 • Общегосударственный руководящий орган, созданный согласно национальному законодательству, должен обеспечивать соблюдение интересов общества в целом.
 • К заинтересованным сторонам относятся центральные и местные органы власти, университеты, медицинские профессиональные организации, общество и т.д.
 
 9. Постоянное совершенствование
 
 Минимальный стандарт.
 Для развития системы последипломного медицинского образования соответствующие руководящие органы должны инициировать процедуры регулярного пересмотра и обновления структуры, функций и качества исполнения программ последипломного образования, и должны исправлять выявленные недостатки.
 Стандарт повышенного качества.
 Процесс обновления может быть основан на проспективных исследованиях и анализе и может приводить к пересмотру правил и характера исполнения программ последипломного медицинского образования в соответствии с предыдущим опытом, текущей деятельностью и планами. Для этого можно учесть следующие вопросы:
 • Приспособление задачи и критериев выполнения программ последипломного медицинского образования к показателям научного, социально-экономического и культурного развития общества.
 • Изменение требований к специалисту, закончившему курс последипломного образования в избранной области медицины, в соответствии с потребностями общества, в котором этому специалисту предстоит работать.
 • Совершенствование методов обучения во избежание их устаревания.
 • Совершенствование структуры, содержания и продолжительности программ обучения в соответствии с достижениями базовых биомедицинских наук, клинической медицины, психологических и социальных наук, а также с изменениями структуры и характера заболеваемости населения, его социально-экономических и культурных потребностей.
 • Развитие принципов и методов оценки качества обучения в соответствии с изменениями целей и методов обучения.
 • Приведение принципов и методов отбора обучаемых в соответствие с изменяющимися ожиданиями и представлениями общества, потребностями системы здравоохранения, изменениями системы додипломного медицинского образования, потребностями программы обучения.
 • Изменение принципов и практики приема на работу преподавателей, кураторов и инструкторов в соответствии с изменениями потребностей системы последипломного образования.
 • Обновление учебной базы и ресурсов в соответствии с изменяющимися потребностями последипломного образования, т.е. количеством обучаемых, количеством и специализацией преподавателей, программой и современными принципами обучения.
 • Совершенстование процесса наблюдения и оценки программ обучения.
 • Развитие организационной структуры и принципов руководства процессом обучения с целью обеспечить соответствие изменяющимся обстоятельствам и потребностям системы последипломного образования и, со временем, приспособления ее к интересам различных заинтересованных сторон.
  Литература
 
 1. World Federation for Medical Education. The Edinburgh Declaration. Lancet 1988, 8068, 464.
 2. World Health Assembly. WHA Resolution 42.38.WHO, Geneva.
 3. World Federation for Medical Education. Proceedings of the World Summit on Medical
 Education. Medical Education 1994, 28, (Suppl.l).
 4. World Health Assembly. Reorientation of Medical Education and Medical Practice for Health for All. WHA Resolution 48.8. WHO, Geneva, 1995.
 5. The Executive Council, The World Federation for Medical Education. International standards in medical education: assessment and accreditation of medical schools' educational programmes. A WFME position paper. Medical Education 1998, 32, 549-58.
 
 11. Accreditation Council for Graduate Medical Education (ACGME) and American Board of Medical Specialties (ABMS). ABMS/ACGME Core Competencies. 1999.
 12. General Medical Council. Good Medical Practice. 3rd Edition. General Medical Council. London. http: / /www.gmc-uk.org, 2001.
 13. Commission of the European Communities. Directive 93/16/EEC. Brussels, 1993.
 14. Commission of the European Communities. Fourth Report and Recommendations on the Conditions for Specialist Training. Doc. XV/E/8306/3/96-EN. Brussels, 1997.
 15. WFME Task Force on Defining International Standards in Basic Medical Education, Report of the Working Party, Copenhagen, 14-16 October 1999 Medical Education, 2000, 34, 665-675.
 16. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. WFME Copenhagen 2003 and http://www.wfme.org
 17. European Union of Medical Specialists. Charter on Training of Medical Specialists in the European Community. UEMS, 1993.
 18. Australian Medical Council. Guidelines for the Accreditation of Medical Specialist Education and Training and Professional Development Programs. Australian Medical Council, Canberra, 2001.
 19. Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. Canadian Medical Education Directions for Specialists 2000 Project. Skills for the New Millennium: Report of the Societal Needs Working Group 1996. RCPSC, Ottawa 2002.
 
 Дополнение
 Участники комиссий WFME по реализации проекта стандартизации обучения
 Участники трех комиссий WFME, обеспечивающих разработку программ по додипломному медицинскому образованию, последипломному медицинскому образованию, непрерывной профессиональной подготовке врачей, представлены ниже единым списком. Это обусловлено тем, что некоторые из них участвуют в работе нескольких комиссий; кроме того, разработку сборника документов WFME по стандартизации медицинского образования следует рассматривать как единый динамический процесс, основанный на результатах работы предыдущих комиссий.
 Следует подчеркнуть, что в развитии данного сборника документов используются также другие важные источники данных. К ним относится большое количество устных и письменных комментариев, а также результаты обсуждения на национальных и международных совещаниях и конференциях.
 Доктор Palitha Abeykoon
 Regional Adviser Human Resources for Health World Health Organization Regional Office for South-East Asia New Delhi, India
 Профессор A. d'Almeida
 Директор
 Institut Regional de Sante Publique Universite Nationale du Benin Cotonou, Benin
 Доктор George A.O. Alleyne
 Региональный директор
 World Health Organization
 Pan American Health Organization
 Washington, D.C, USA
 Профессор A. P. R. Aluwihare
 University of Peradenyia Peradenyia, Sri Lanka
 Доктор Wolfram Antepohl
 Linkoping University Hospital Linkoping, Sweden
 
 Judith S. Armbruster
 Executive Director
 Accreditation Council for Graduate Medical
 Education (ACGME)
 Chicago, USA
 Профессор Raja Bandaranayake
 Arabian Gulf University Manama, Bahrain
 Доцент Philip G. Bashook
 University of Illinois at Chicago Chicago, USA
 Профессор Ralph Bloch
 Universitat Bern Bern, Switzerland
 Профессор Cheng Bo-Ji
 Peking Medical University Beijing, RR. China
 Ase Brinchmann-Hansen
 The Norwegian Medical Association Oslo, Norway
 Профессор J. D. Chiphangwi
 College of Medicine Blantyre, Malawi
 Leif Christensen MSc. Soc.
 World Federation for Medical Education Copenhagen, Denmark
 Профессор Colin Coles
 King Alfred's College Winchester, United Kingdom
 Профессор Alejandro Cravioto
 Президент
 Panamerican Federation of Associations of Medical Schools (PAFAMS) Universidad Nacional Autonoma de Mexico Mexico, D.F., Mexico
 Доктор W. Dale Dauphinee
 Исполнительный директор
 Medical Council of Canada Ottawa, Canada
 Профессор Florian Eitel
 Ludwig-Maximilians-Universitat Munchen Munich, Germany
 Профессор Charles E. Engel
 Centre for Higher Education Studies University of London London, United Kingdom
 Госпожа Mette Fisker
 Business Support Manager Pfizer Danmark Copenhagen, Denmark
 Доктор Tsuguya Fukui
 Kyoto University Kyoto City - Japan
 Доктор Milagros Garcia-Barbero
 Всемирная организация здравоохранения
 European Center for Integrated Health Care Services
 Barcelona, Spain
 Доктор Nancy Gary
 Экс-президент
 Educational Commission for Foreign Medical Graduates (ECFMG) Washington, D.C., USA
 Профессор Laurie Geffen
 Президент
 Association for Medical Education in Western Pacific Region (AMEWPR)
 The University of Queensland Herston, Australia
 Доктор Hussein A. Gezairy
 Региональный директор
 Всемирная организация здравоохранения
 Regional Office for the Eastern Mediterranean
 Cairo, Egypt
 Профессор Ernst Goldschmidt
 Copenhagen, Denmark
 Профессор Janet Grant
 Open University Centre for Education in Medicine Milton Keynes, United Kingdom
 Профессор Andre Gouaze
 Conference Internationale des Doyens des Faculte de Medicine d'Expression Francaise (CID-MEF) Cedex, France
 Профессор Enrique Guntsche
 Universidad Nacional de Cuyo Mendoza, Argentina
 
 Доктор James A. Hallock
 President, Educational Commission for Foreign Medical Graduates (ECFMG) Philadelphia, USA
 Профессор Hossam Hamdy
 Arabian Gulf University Manama, Bahrain
 Профессор John D. Hamilton
 University of Newcastle upon Tyne Newcastle, United Kingdom
 Профессор Ronald Harden
 Association for Medical Education in Europe
 (AMEE)
 University of Dundee
 Dundee, United Kingdom
 Профессор Ian R. Hart
 University of Ottawa Ottawa, Canada
 Доктор Hans Asbj0rn Holm
 Norwegian Medical Association Oslo, Norway
 Доктор Saichi Hosoda
 Sakakibara Heart Institute Tokyo, Japan
 Доктор Delon Human
 Генеральный секретарь
 World Medical Association
 (WMA)
 Cedex, France

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу