<< Пред.           стр. 7 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Как общее правило (оно касается всех случаев увольнения), допускаемый перерыв в работе (один месяц, два месяца и т.д.) увеличивается на время, необходимое для проезда к новому месту жительства, если при переходе с одной работы на другую меняется место жительства. Увеличивается допустимый перерыв в работе и на период временной нетрудоспособности, имевшей место во время перерыва в трудовой деятельности.
  При расторжении трудового договора (контракта) по определенным обстоятельствам непрерывный трудовой стаж признается прерванным даже при отсутствии перерыва в работе. Это следующие обстоятельства увольнения, предусмотренные ст. 33 КЗоТ РФ: за систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания (п. 3); за прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (п. 4); за появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7); за совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия (п. 8). Сюда относятся также следующие основания увольнения, предусмотренные ст. 254 КЗоТ РФ: однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями; совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации; совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Кроме того, к числу оснований, при увольнении по которым непрерывный трудовой стаж не сохраняется, относятся и такие, как вступление в законную силу приговора суда, осуждающего работника к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы (п. 7 ст. 29 КЗоТ РФ); требование профсоюзного органа (не ниже районного) расторгнуть договор с руководящим работником (ст. 37 КЗоТ РФ); совершение работником иных виновных действий, за которые действующим законодательством предусмотрено увольнение.
  Наконец, продолжает сохранять силу принятое ранее и ставшее абсолютно нелепым в нынешних условиях правило об аннулировании непрерывного трудового стажа у работника, повторно уволившегося по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев (данное правило применяется к случаям увольнения, имевшим место после 13 декабря 1979 г.).
 Помимо работы в непрерывный трудовой стаж при определенных условиях засчитывается некоторая иная деятельность. Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", гражданам, уволенным с воинской службы, время военной службы засчитывается в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года. Ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, время военной службы включается в непрерывный трудовой стаж независимо от продолжительности перерыва. Обучение в училищах и школах профессионального образования, засчитывается в этот стаж, если перерыв между окончанием учебы и поступлением на работу не превысил трех месяцев. Время вынужденного прогула при неправильном увольнении засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если работник восстановлен на работе.
  Некоторые периоды при соответствующих условиях не засчитываются в непрерывный трудовой стаж, но не прерывают его. Так, период обучения в высшем, среднем специальном учебном заведении, аспирантуре или клинической ординатуре хотя и не засчитывается в этот стаж, но и не прерывает его, если перерыв между освобождением от работы и зачислением на учебу не превысил трех месяцев и перерыв между окончанием учебы и поступлением на работу также не превысил трех месяцев.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Дайте понятие трудового стажа.
  2. Какие существуют виды трудового стажа?
  3. Какие правовые последствия связаны с различными видами трудового стажа?
  4. Дайте определение общего трудового стажа. Каково его значение
 в сфере социального обеспечения?
  5. Какая трудовая деятельность учитывается при определении общего трудового стажа?
  6. Какие периоды, помимо трудовой деятельности, включаются в общий трудовой стаж?
  7. Включается ли в общий трудовой стаж выполнение работы по договорам гражданско-правового характера?
  8. В каком случае в трудовой стаж засчитывается период инвалидности?
  9. Засчитывается ли в трудовой стаж предпринимательская деятельность?
  10. Дайте определение специального трудового стажа, раскройте его
 содержание, укажите подвиды этого стажа.
  11..Какие периоды, помимо определенной трудовой деятельности, засчитываются в специальный трудовой стаж?
  12. Что понимается под страховым стажем и каково его значение и
 содержание?
  13. Дайте определение непрерывного трудового стажа, укажите его
 значение.
  14. Каковы основные правила исчисления непрерывного трудового
 стажа?
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа
 
  § 1. Исчисление трудового стажа
 
  Пенсионные законы 1990 и 1993 гг. устанавливают два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет): обычный и льготный. Следует иметь в виду, что в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном - лишь отдельные из них и в определенных случаях, предусмотренных законом.
  Обычный порядок подсчета периодов, включаемых в стаж, прост, подсчитывается фактическая продолжительность периода по календарю - со дня начала и до дня окончания периода (включительно). Выходные и праздничные дни не исключаются. Не исключаются и иные периоды, в течение которых работа (служба) не выполнялась, но соответствующие отношения по применению труда не прерывались (ежегодные отпуска, учебные отпуска, отпуска без сохранения заработка, периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам и т. п.). Это касается периодов работы (службы), учебы, а также всех других периодов.
  В некоторых случаях в документах отсутствуют точные даты начала и окончания соответствующих периодов, а названы лишь месяц и год либо только год. В таких случаях началом или окончанием условно считается середина месяца (15-е число) или середина года (1 июля).
  Льготный порядок исчисления трудового стажа не всегда одинаков. Он различается, в частности, в зависимости от того, каким законом предусмотрен, к каким видам и подвидам стажа относится, каких пенсий касается, и т. д.
  Рассмотрим сначала льготный порядок исчисления трудового стажа, предусмотренный Законом 1990 г.
  Согласно этому закону, в льготном порядке исчисляется общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, и специальный трудовой стаж, с учетом которого назначаются некоторые пенсии за выслугу лет.
  В льготном порядке стаж исчисляется в связи с выполнением определенной работы (службы), работы в определенное время, работы в соответствующих организациях либо в определенных местностях.
  Во-первых, за год работы считается работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте, а также работа в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
  Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий, в которых расположены водные пути. Так, в средней полосе нашей страны навигация начинается раньше и заканчивается позже, чем в северных.
  Понятие сезонных работ дано в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г.131 Ими признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Сезонными признаются не все такие работы, а лишь те, которые включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1991 г.
  Не так уж редко граждане, проработавшие полный сезон на работах, указанных в Перечне, или полный навигационный период на водном транспорте, трудятся в межсезонные и межнавигационные периоды на другой работе. По закону такая работа также должна учитываться в стаж, сверх года за работу в течение полного сезона или полного навигационного периода.
  Во-вторых, работа в лепрозориях и противочумных учреждениях, работа во время Великой Отечественной войны - с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, военная служба по призыву засчитывается в двойном размере.
  В-третьих, работа (служба) в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время Нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, время работы в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) засчитывается в тройном размере. С 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона также засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за три месяца. Военная служба по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) включается в стаж в двойном размере, т. е. один день военной службы засчитывается за два дня работы.
  В-четвертых, Закон 1990 г. предусматривает льготный порядок исчисления времени работы (службы) на Крайнем Севере. Этот порядок существенно отличается от того, который действовал ранее. В прошлом работа на Крайнем Севере в период с 1 августа 1945 г. по 1 мар ;та 1960 г. включалась в стаж в двойном размере, а с 1 марта 1960 г. - ; в полуторном размере, причем при некоторых дополнительных условиях. Помимо этого, за период работы до 1 марта 1960 г. стажевые льготы распространялись на работников ряда предприятий, которые находились не на Крайнем Севере.
  По российскому пенсионному закону льготное исчисление времени работы (службы) на Крайнем Севере распространяется на всех 1 граждан, работавших в прошлом и работающих ныне на Крайнем Севере, независимо от времени работы, ее характера и каких-либо других условий. Так исчисляется, в частности, время работы местных жителей, аборигенов. В таком порядке подсчитывается и срок военной службы, если он не может исчисляться в более льготном порядке (в двойном или тройном размере).
  Иные периоды, включаемые в трудовой стаж (см. ст. 92,921 Закона 1990 г.), в льготном порядке не исчисляются, даже если они проходили на Крайнем Севере.
 О перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, см. § 5 гл. 9.
  Выше уже говорилось о льготном порядке исчисления времени работы, а также в ряде случаев военной службы. Причем Закон 1990 г. впервые установил льготный порядок подсчета времени этой службы. Наконец, в льготном порядке при исчислении трудового стажа подсчитываются некоторые периоды, помимо работы и службы. В тройном размере засчитывается в общий трудовой стаж время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных. В двойном размере засчитывается в общий трудовой стаж, во-первых, время проживания в г. Ленинграде в период его блокады (если в этот период они трудились, то время работы засчитывается, как отмечалось, в тройном размере) и, во-вторых, время нахождения в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны узников (кроме случаев, когда они в указанные периоды совершили преступления).
 
  § 2. Подтверждение трудового стажа
 
  Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение, его также нужно доказать.
  Закон 1990 г. предусматривает два способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, - подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа - общий, специальный, страховой и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также все иные периоды, которые в него включаются (время ухода за ребенком, инвалидом, пребывание на временно оккупированной территории и т. д.).
  Второй способ, вспомогательный, состоит в подтверждении стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться лишь стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), к тому же при определенных условиях и лишь для назначения государственной пенсии. Ни страховой, ни непрерывный трудовой стаж свидетельскими показаниями доказывать нельзя.
  Рассмотрим первый способ подтверждения трудового стажа - с помощью документов.
  Правила его подтверждения подразделяются по времени на два основных этапа. Первый этап - трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"132. Второй этап - трудовой стаж, приобретенный после такой регистрации; он начался с 1 января 1997 г. и еще продолжается, поскольку регистрация застрахованных повсеместно еще не завершена.
  Первый этап в свою очередь слагается из двух периодов - до введения трудовых книжек и после их введения.
  Трудовые книжки для тех, кто трудится в качестве рабочих и служащих, т. е. для работающих по найму, введены с начала 1939 г., а для колхозников - в 1967 г.
  За периоды до введения трудовых книжек трудовой стаж подтверждается различными документами - послужными списками (они велись до 1917 г. на некоторых государственных служащих и специалистов (например, земских врачей, в первые годы советской власти в этих списках продолжали делать записи о работе их владельцев), трудовыми списками (они велись с 1927-1929 гг. на служащих государственных, общественных предприятий и учреждений) и другими документами, выдаваемыми с места работы (справки, удостоверения и т. п.). Записи о работе, службе в таких документах заверялись подписью руководителя организации и ее печатью. В настоящее время такие документы встречаются крайне редко, учитывая, что они выдавались многие годы назад.
  Ныне основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. Трудовые книжки, как отмечалось, заводятся с начала 1939 г. на всех граждан, работающих по трудовому договору свыше пяти дней, в том числе на сезонных, временных, нештатных работников в любой организации независимо от формы собственности.
  Порядок внесения в трудовую книжку записей о работе в организации, которая заполняет трудовую книжку, сохранился без изменений с 1939 г.: заполняются все графы раздела "Сведения о работе" (порядковый номер записи, год, месяц, число приема на работу, наименование организации, должность, профессия, квалификация). При увольнении записи о работе в данной организации заверяются подписью ее руководителя (или уполномоченным лицом) и печатью.
  Правила внесения сведений о прошлой трудовой деятельности, имевшей место до заполнения трудовой книжки, менялись дважды. С 1939 г. по 14 декабря 1962 г. сведения о прошлой трудовой деятельности (до поступления в организацию, которая впервые выдает трудовую книжку) указывалось суммарно, без расшифровки конкретных периодов работы (отмечалось лишь общее число лет, месяцев, дней работы). С 14 декабря 1962 г. до 1 января 1975 г. запись о прошлой трудовой деятельности расшифровывалась по отдельным периодам работы: Указывались даты приема и увольнения в каждой организации, структурное подразделение организации, характер работы, причина увольнения и некоторые иные сведения (например, о переводе на другую работу). Расшифровка таких сведений производилась на основании представленных документов, которые указывались в графе "Основание внесения записи"
  С 1 января 1975 г. действует правило, запрещающее вносить в трудовую книжку записи о прошлой трудовой деятельности. Организация, которая заводит трудовую книжку на данного работника, вносит лишь сведения о работе в данной организации за исключением сведений о периодах службы в Вооруженных Силах и учебы в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, предшествующих поступлению на работу в данную организацию. Записи о таких периодах, как и прежде, вносятся в трудовую книжку отдельной строкой до первой записи о приеме на работу с указанием документов, на основании которых они внесены.
  Все записи в трудовой книжке принимаются в подтверждение стажа, в том числе и до заполнения ее впервые, если они внесены на основании документов.
  В некоторых случаях записи о работе, внесенные в трудовую книжку, нуждаются в дополнительном подтверждении. Прежде всего, это относится к случаям документального установления специального трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и пенсии за выслугу лет (необходимо подтверждать, например, условия и характер работы, местность, где выполняется работа, налет часов на воздушных судах и т. п.).
  Трудовая деятельность может подтверждаться также справками организаций, если сведения о ней по каким-либо причинам не отражены в трудовой книжке. Согласно ст. 40 КЗоТ администрация обязана выдать работнику по его просьбе справку о работе в данной организации с указанием в ней оснований выдачи (ссылки на приказы, ведомости на выдачу заработка и т. д.). Без ссылки на основание выдачи принимаются на практике лишь те справки, которые выданы при увольнении.
  Расчетные книжки также могут подтверждать трудовой стаж, если отсутствуют другие документы. При этом ими подтверждается трудовой стаж лишь за время, за которое имеются заверенные отметки о выплате заработной платы.
  Доказательством стажа служит также справка архивных органов.
  Особые правила действуют в отношении доказательства работы у отдельных граждан по их обслуживанию (в качестве домашней работницы, няни, сторожа, водителя и т. д.), предпринимателем без образования юридического лица, фермером, по гражданско-правовым договорам у физических лиц (подряда, поручения и т. п.). С 1991 г. время указанной работы (она не отмечается трудовых книжках) подтверждается соответствующими справками отделений Пенсионного фонда России об уплате страховых взносов в этот фонд.
  Некоторые дополнительные условия предусмотрены в отношении подтверждения работы за границей. Стаж работы граждан России за границей устанавливается по документам, легализованным Министерством иностранных дел СССР и Российской Федерации. Документы о стаже работы, выданные органами государств, с которыми СССР, Российская Федерация заключили соответствующие соглашения, принимаются в качестве доказательств без легализации.
  Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным правительствами этих стран 13 марта 1992 г., предусмотрено, что в качестве доказательств трудового стажа принимаются без легализации документы, выданные до 1 декабря 1991 г. на территории всех союзных республик, входивших в СССР, а также документы, выданные после 1 декабря 1991 г. в странах, заключивших Соглашение133. Что касается государств, ранее входивших в СССР, но не являющихся участниками Соглашения, то документы, выданные органами этих государств, принимаются в качестве доказательств лишь после их легализации на общих основаниях.
  Период работы после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. доказывается документами, выданными органами Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета о работе и уплате страховых взносов. Записи о такой работе, внесенные в трудовую книжку, документальным доказательством стажа уже служить не могут.
  Персонифицированный учет включает: регистрацию застрахованных лиц; сбор сведений о трудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации; поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации.
  Каждое лицо, работающее по трудовому договору (контракту), по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или по авторскому договору, должно быть зарегистрировано работодателем в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, в котором этот работодатель зарегистрирован как плательщик страховых взносов. При проведении начальной регистрации работодатель представляет в этот орган на каждое застрахованное лицо анкету, содержащую следующие сведения: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания; номер телефона; серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
  При приеме на работу лица, не зарегистрированного в системе государственного пенсионного страхования, а также при заключении с таким лицом договора гражданско-правового характера или авторского договора работодатель представляет на это лицо анкету застрахованного в территориальный орган в течение двух недель с момента приема на работу или заключения договора.
  Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью застрахованного лица.
  На основании представленной анкеты территориальный орган принимает решение об открытии лицевого счета и оформлении соответствующего страхового свидетельства. Работодатель в течение недели после получения от территориального органа страховых свидетельств выдает их застрахованным лицам, о чем они расписываются в сопроводительной ведомости. Территориальный орган затем отмечает в лицевом счете факт выдачи страхового свидетельства.
  Лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, проходят регистрацию в территориальном органе одновременно с регистрацией в качестве плательщика страховых взносов.
  На каждое застрахованное лицо территориальный орган оформляет страховое свидетельство, содержащее страховой номер, фамилию, имя, отчество, дату рождения, место рождения и пол застрахованного лица. Форма страхового свидетельства (его дубликата) утверждается Пенсионным фондом РФ.
  Страховое свидетельство хранится у застрахованного лица. Оно действительно только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
  Работодатель требует от застрахованного лица предъявления страхового свидетельства при приеме на работу по трудовому договору (контракту), при заключении договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или авторского договора. При этом работодатель обязан проверить соответствие предъявленного страхового свидетельства документу, удостоверяющему личность застрахованного лица. При представлении в территориальный орган сведений о стаже и заработке застрахованного работодатель указывает страховой номер, содержащийся в его страховом свидетельстве.
  В случаях изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола застрахованного либо установления неточности или ошибочности содержащихся в страховом свидетельстве сведений оно подлежит обмену. Заявление об обмене страхового свидетельства в указанных выше случаях застрахованный передает работодателю в месячный срок после их наступления, а работодатель направляет его вместе с сопроводительным документом в территориальный орган в двухнедельный срок. Территориальный орган в течение трех недель после получения данного заявления принимает решение о его обмене или отказе в обмене. В последнем случае решение доводится до сведения работодателя и застрахованного с указанием причины отказа.
  В случае утраты страхового свидетельства застрахованный, работающий по трудовому договору (контракту), в течение месяца обращается к работодателю с заявлением о выдаче дубликата страхового свидетельства, которое вместе с сопроводительным документом и документом, подтверждающим страховой номер, в двухнедельный срок передается в территориальный орган. Этот орган в месячный срок после получения такого заявления принимает решение о его оформлении либо отказе в оформлении. При этом территориальный орган вправе потребовать от застрахованного дополнительную информацию, подтверждающую его личность и сведения, содержащиеся в его лицевом счете.
  Застрахованные, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также те, кто не работает по трудовому договору (контракту), заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства представляют лично в территориальный орган в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства.
  Инструкция "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования", утвержденная Постановление ем Правительства РФ от 15 марта 1997 г134, предусматривает, что каждый работодатель ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в территориальный орган на каждое застрахованное лицо, работающее у него по трудовому договору (контракту), а также на каждое лицо, получившее у него вознаграждение по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или по авторскому договору документ, содержащий относящиеся к отчетному кварталу индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного. Сведения о заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах представляются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Копию сведений, представленных в территориальный орган для включения в лицевой счет застрахованного, работодатель передает этому лицу.
  При увольнении застрахованного работодатель выдает ему в день увольнения копию его индивидуальных сведений, ранее не представленных в территориальный орган в общем порядке.
  При оформлении пенсии застрахованное лицо обращается к работодателю с заявлением о представлении в территориальный орган индивидуальных сведений, которые работодатель в десятидневный срок должен представить территориальному органу (если они ранее небыли представлены).
  Индивидуальные сведения работодатель, являющийся юридическим лицом, заверяет личной подписью руководителя и печатью организации. Работодатель, не являющийся юридическим лицом, заверяет их личной подписью.
  Сведения, содержащиеся в документах, представленных работодателем, не вносятся в лицевые счета застрахованных, если они подготовлены с нарушением требований Пенсионного фонда РФ в части форм документов и правил их заполнения. Копии этих документов территориальный орган возвращает работодателю с указанием обнаруженных нарушений.
  Сведения о периодах трудовой и иной общественно полезной деятельности, периодах выплаты пособия по безработице, а также периодах военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемых в общий трудовой стаж, в том числе о стаже застрахованных за период, предшествующий начальной регистрации, представляются застрахованными в территориальный орган по месту жительства в сроки, определяемые Пенсионным фондом РФ.
  Территориальный орган вправе осуществлять контроль за правильным представлением индивидуальных сведений, в частности путем проведения документальных проверок, а также путем запроса дополнительных сведений. Работодатель обязан по требованию этого органа представлять дополнительные сведения, в том числе подтверждающие трудовой стаж работающих у него застрахованных лиц, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера, на пенсию за выслугу лет, и стаж, учитываемый при льготном исчислении. На основании результатов таких проверок уточняется содержание лицевых счетов застрахованных лиц.
  Копии представленных в территориальный орган работодателем сведений о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованных хранятся у работодателя по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.
  Другим важным документом в системе персонифицированного учета (наряду со страховым свидетельством застрахованного) является лицевой счет застрахованного. Он открывается на каждого застрахованного Пенсионным фондом РФ с постоянным номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе персонифицированного учета.
  Лицевой счет содержит: страховой номер; фамилию, имя, отчество (фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении); пол; дату и место рождения; адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания; номер телефона; серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; гражданство; периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; данные о заработной плате (вознаграждении) или доходе (за каждый месяц страхового стажа), на который начислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ; данные о сумме заработка (за каждый месяц страхового стажа), учитываемого при назначении трудовой пенсии; о сумме начисленных данному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица; о периодах выплаты пособия по безработице; о периодах военной служба и другой приравненной к ней службе, включаемые в общий трудовой стаж; сведения о назначении (перерасчете), об индексации и о начислении пенсии.
  Лицевой счет хранится в течение всей жизни застрахованного Пенсионным фондом РФ. После смерти застрахованного лица счет закрывается и хранится в течение срока, предусмотренного для хранения пенсионных дел.
  Сведения, содержащиеся в лицевых счетах, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством РФ.
  Сведения о застрахованных лицах могут представляться работодателями и застрахованными как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений); Хранятся эти сведения в территориальных органах в порядке, определяемом Пенсионным фондом.
  Застрахованным в системе персонифицированного учета предоставлены следующие права: получать бесплатно один раз в год в территориальном органе по месту жительства или работы копию лицевого счета; бесплатно получать у работодателя копию индивидуальных сведений, представленных работодателем в территориальный орган; при несогласии со сведениями, внесенными в лицевой счет, обратиться с заявлением об их исправлении в органы Пенсионного фонда РФ либо в суд.
  Копия лицевого счета выдается застрахованному территориальным органом по месту жительства или работы по его личному заявлению; при предъявлении страхового свидетельства и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Территориальный орган в двухнедельный срок со дня подачи заявления представляет застрахованному выписку из его лицевого счета по форме, утвержденной Пенсионным фондом РФ.
  К числу обязанностей застрахованных отнесены следующие: прохождение регистрации в территориальном органе; получение страхового свидетельства, хранение его и предъявление по требованию работодателя, работников органов Пенсионного фонда РФ и органов социальной защиты населения; сообщение в территориальный орган в порядке, установленном Инструкцией, об изменении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, а также об утрате страхового свидетельства; представление документов, подтверждающих сведения, подлежащие включению в лицевой счет.
  Сведения о некоторых периодах, включаемых в трудовой стаж, не отражаются ни в трудовой книжке, ни в данных персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. К ним относятся, например, нахождение на оккупированной неприятелем территории СССР в период Великой Отечественной войны; уход за ребенком в возрасте до трех лет неработающей матери; уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет; пребывание в местах заключения в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также сверх срока, назначенного при пересмотре дела; учеба. Все эти периоды доказываются иными документами, выдаваемыми в установленном порядке компетентными органами.
  Выше уже говорилось, что наряду с документальным подтверждением трудового стажа он может устанавливаться также по свидетельским показаниям. В таком порядке стаж подтверждается на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов и по другим причинам (например, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т. п.).
  Невозможность восстановления документов подтверждается соответствующими справками организации либо архивного органа о несохранности данных о личном составе работающих в соответствующий период.
  По свидетельским показаниям может устанавливаться стаж работы, указанной лишь в ч. 1 ст. 89 Закона 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Это любая работа по трудовому договору (контракту), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию; работа в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера.
  Периоды иной общественно полезной деятельности, включаемой в трудовой стаж, по свидетельским показаниям не устанавливаются (например, период учебы, работы у отдельных граждан, в фермерских (крестьянских) хозяйствах, индивидуальная трудовая деятельность и др.).
  Некоторые дополнительные правила подтверждения стажа свидетельскими показаниями введены Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденные Минсобесом 4 октября 1991 г. и согласованным с Пенсионным фондом РФ, Минтрудом и Минюстом.
  Положение предусматривает, что стаж устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе на одном предприятии, в учреждении, организации; колхозе или одной системе, если документы об имеющемся отсутствуют в связи с военными действиями, стихийными бедствиями, авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациям.
  В таком же порядке подтверждается свидетельскими показаниями время проживания граждан из числа народностей, насильственно выселенных из мест постоянного проживания в 20-50-е годы, а также время работы в колхозе до 1965 г.; в этих случаях причина несохранности архивных документов юридического значения не имеет.
  Согласно Положению, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе и располагающих документами о своей рабе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя, а продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии.
  Условия об ограничении продолжительности стажа, устанавливаемого по свидетельским показаниям, а также об обязательном документальном подтверждении работы самих свидетелей в тот период, котором они свидетельствуют, не основаны на законе - в нем не содержится подобных ограничений.
  Стаж работы устанавливается органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя. Этот орган может вызвать свидетелей, указанных в заявлении лица, претендующего на установление трудового стажа по свидетельским показаниям, для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний свидетелей при условии, если подлинность их подписей засвидетельствована в нотариальном порядке. В отдельных случаях по просьбе заявителя стаж может устанавливаться по свидетельским показаниям и до наступления условий, дающих право на пенсию (например, до достижения пенсионного возраста).
  Есть еще одно правило при определении продолжительности стажа работы, устанавливаемого по показаниям свидетелей: если свидетели указывают период работы заявителя различной продолжительности, то установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
  Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности. В связи с таким стажем может назначаться пенсия не только на общих основаниях, но и в связи с особыми условиями труда либо за выслугу лет. Однако при наличии документов об общем трудовом стаже, в которых отсутствуют данные о характере работы, дающей право на льготную пенсию или на пенсию за выслугу лет, по свидетельским показаниям характер такой работы устанавливаться не может.
  Особый порядок установления стажа работы предусмотрен для случаев массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций. Он утвержден по поручению Правительства РФ постановлением Минтруда от 24 июня 1994 г.
  В случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) трудовой стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. В состав этих комиссий включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов и других заинтересованных организаций.
  Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т. д.), а в случае их отсутствия - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе в одной организации или в одной системе.
  Если работник до поступления в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.
  По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника. Администрация организации на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указываются дата и номер акта комиссии, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Периоды трудовой деятельности, установленные комиссией, включаются в общий и специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, а также для установления ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу; лет как время работы, подтвержденное документами.
  Рассмотренный выше порядок, как уже говорилось, относится к случаям, когда документы организации утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, и не исключает возможности установления трудового стажа по свидетельским показаниям в обычном порядке, если невозможно получить документы о трудовой деятельности, имевшей, место до поступления на работу в организацию, утратившую документы в связи с чрезвычайными ситуациями.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1.Как подсчитывается трудовой стаж по общим правилам?
  2.Какой стаж подсчитывается в льготном порядке? Назовите случаи исчисления стажа в льготном порядке (работы, службы и т. д.).
  3.Каков порядок исчисления трудовой деятельности на Крайнем Севере?
  4.Как исчисляется сезонная работа и некоторая другая работа, которая не может выполняться в течение всего календарного года?
  5.Какие предусмотрены способы доказательства трудового стажа?
  6.Различаются ли способы доказательства трудового стажа в зависимости от периодов, когда выполнялась работа?
  7.Какие документы могут служить доказательством трудового стажа и каково их содержание?
  8.Какие виды трудового стажа и для каких целей могут устанавливаться по свидетельским показаниям? При каких условиях допускается подтверждение стажа в таком порядке?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Основной нормативный материал
 к разделу I Особенной части
 
  Закон РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", гл. VI //Ведомости РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351; 1991. № 17. Ст. 508; 1992. № 5. Ст. 179; Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст. 531; № 17. Ст. 895; 1993. № 3. Ст. 106; № 5. Ст. 157; № 14. Ст. 486; № 16. Ст. 555; № 27. Ст. 1015 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 73; № 7. Ст. 684; № 15. Ст. 1680; 1995. № 5. Ст. 346-№ 19. Ст. 1711; № 35. Ст. 3503; № 50. Ст. 4871; № 51. Ст. 4972; № 52. Ст. 5114; 1996. № 1. Ст. 4; № 33. Ст. 3965; 1997. № 3. Ст. 363; № 5. Ст. 611; № 12. Ст. 1375; 1376; № 19. Ст. 2188; № 30. Ст. 3585; № 40. Ст. 4548; 1998. № 13. Ст. 1465; № 15. Ст. 1699; 1999. № 9. Ст. 1094; № 23. Ст. 2813; № 29. Ст. 3693; 2000. №2. Ст. 133.
  Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", ст. 25 //Ведомости РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; 1991. № 1. Ст. 5; 1992. № 34. Ст. 1966; 1993. № 21. Ст. 748; СААП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.
  Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов", ст. 10 //Ведомости РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572; Ведомости РФ; 1993. № 32. Ст. 1230.
  Закон РФ от 11 марта 1992г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", ст. 19 // Ведомости РФ. 1992. Ст. 888.
  Закон РФ от 8 июля 1992 г. "О внешней разведке", ст. 23 //Ведомости РФ. 1992. № 32. Ст. 1869.
  Закон РФ от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ст. 18 //Ведомости РФ. 1993. № 9. Ст. 328; СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4693; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 15. Ст. 5719; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 23. Ст. 2813.
  Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ст. 28 //Ведомости РФ. 1993. № 16. Ст. 551; № 26. Ст. 957; 1998. № 2. Ст. 220.
  Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст. 20 //СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990' 1999 № 8. Ст. 974.
  Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации", ст. 40 //СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
  Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", гл. III //СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 1401.
  Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", ст. 28 //СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 18. Ст. 2211; № 29. Ст. 3696; № 47. Ст. 5613.
  Федеральный закон от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах", гл. VI //СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.
  Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ст. 104.
  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", ст. 2, 3 //СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3585.
  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ст. 50 //СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", ст. 10, 23. //СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  Федеральный закон от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования", ст. 3 //СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
  Указ Президента РФ от 7 июня 2000 г. "О льготных условиях исчисления срока военной службы в воинских (специальных) званиях" // СЗ РФ. 2000. № 24. Ст. 2543.
  Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемый при назначении гражданам пенсий в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Утв. Пост. Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г. //Пенсионное законодательство. М., 1996.
  Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы. Утв. Пост. Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991. //Пенсионное законодательство. М., 1996. С. 84.
  Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию. Утв. Пост. Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. //СП| СССР. 1973. № 10. Ст. 51; 1984. № 4. Ст. 19.
  Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Пост. Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. //Пенсионное законодательство. М., 1996. С. 65.
  Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР. Утв. Минсобесом 4 октября 1991 г. //Пенсионное законодательство. М., 1996. С. 54.
  Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. № 50 "Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций" //Пенсионное законодательство. М., 1996Л С. 79.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Раздел II. Пенсионное обеспечение
 
  Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России
 
  § 1. Пенсионная система России, ее современное состояние
 
  Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.135. Большинство из них (примерно 95%) получают "страховую" пенсию. Пенсия почти для всех них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Все это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.
  С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения как по существу, так и по форме.
  Ныне пенсионная система России состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счет которых выплачиваются пенсии (см. § 4 гл. 1). Первая из них финансируется за счет обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите ее действия находятся главным образом наемные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счет бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть - "возвышается" над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.
  Иногда эти две подсистемы переплетаются - к страховой пенсии производится бюджетная доплата.
  Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время еще в лоне СССР, был принят Закон "О государственных пенсиях в РСФСР". Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наемных работников.
  Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, - с российским пенсионным страховым фондом? Причин было несколько. Отметим две главные, не потерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие еще более актуальными.
  Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в интересах населения страны.
  В недалеком прошлом в течение десятилетий нашим соотечественникам навязывался постулат о том, что государственное социальное страхование (а пенсионное - часть его) осуществляется якобы за счет государства. Внедренная в сознание людей, эта идея использовалась при формировании управленческих решений и получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счет государственной дотации. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатства общества. Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона 1990 г. состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наемных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развития многоукладных экономических отношений на основе различных форм собственности. Ее принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться.
  1.Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы (используем привычные и в принципе верные термины). Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой "живого" труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.
  2.Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей,
  3.Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наемными работниками, независимо от их желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной.
  Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объеме работодателем. Однако надо иметь в виду, что в конечном счете страхование осуществляется за счет самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения.
  4.Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России - это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.
  5.Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчета стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом.
  6.Уровень страхового пенсионного обеспечения в конечном счете определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались страховые взносы, и, во-вторых, объемом его заработка, на основе которого уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наемного работника и дифференциацию (различия) в размерах пенсий застрахованных, их семей.
  Уровень пенсионного обеспечения - один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны между собой.
  Относительный уровень - это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров - бывших наемных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.
  Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая реальная оплата труда, относительный уровень пенсионного обеспечения обычно сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он повыше. Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения в первых странах, допустим, в 40- 1 45%, человек, живущий на пенсию, вполне может за счет такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, оплате соответствующих услуг и т. д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на ее грани.
  Абсолютный уровень пенсионного обеспечения - это потребительская стоимость пенсии - от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объеме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.
  В российском пенсионном Законе 1990 г. отражены все перечисленные выше критерии - принципы, на которых должна основываться обязательная страховая пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно функционируют и развиваются общенациональные страховые пенсионные системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования.
  Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде136. Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учетом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.
  Закон 1990 г. затронул и бюджетную систему пенсионного обеспечения. Он, во-первых, существенно повысил уровень пенсионного обеспечения военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993 г. Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"137 завершилось создание достаточно развитой и "возвышенной" системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.
  "Возвышенная", т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР.
  Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990г., а с другой - введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учетом труда и его результатов (см. преамбулу Закона).
  Единая пенсионная система государственных пенсий в России не состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к "обычным" пенсиям138. Все эти "особые" пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля.
  Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого - многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжелых заболеваний, включая психические.
  В связи со сдерживанием повышения минимальных размеров пенсий, ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой ее компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена в уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада), заложенная в Законе 1990 г., практически ликвидирована. Ныне в России установлены нищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно различающиеся в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой оплатой трудился человек.
  Указанные тенденции в основном трансформировались в соответствующие нормативные правовые, акты: поправки к Закону 1990г., иные законы, указы Президента, постановления Правительства. Они изменили сущность Закона 1990 г., свели пенсионную реформу 1990 г. к иному, подчас противоположному смыслу.
 
  § 2. Понятие пенсий и их классификация. Право выбора пенсии
 
  Пенсионная система как правовое понятие - комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа - это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая группа - отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа - отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм - пенсионное право - занимает центральное место. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования - пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.
  В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения - пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них - назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.
  В нормативных правовых актах, в том числе в Законе 1990 г., не содержится определения пенсии. Однако значение этого слова хорошо известно каждому. Слово pensio (лат.) означает платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т. е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни - достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью. Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств.
  Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или "собственным юридическим фактом" в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам 139. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав - наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть. Однако вполне очевидно, что именно с перечисленными жизненными обстоятельствами связана сама необходимость правового регулирования, что они являются как бы юридической основой в фактическом составе. В Законе 1990 г. эти обстоятельства не случайно названы "основаниями для пенсионного обеспечения" (ст. 2). Первые три основания указаны в Конституции Российской Федерации (ст. 39).
  Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка и рассчитывается на месяц.
  В связи с этим можно дать следующее определение пенсии.
 Пенсия это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер определяется, как правило, на основе заработка.
  Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что "государственные пенсии... устанавливаются законом" (п. 2 ст. 39). Однако в нашей стране пенсии для некоторых категорий граждан установлены не законом, а указом Президента, постановлением Правительства. Это нарушение основного закона страны.
  В России есть и негосударственные пенсии. Они введены соответствующими пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан.
  В последнее время некоторые выплаты, установленные государством, именуются не пенсиями, а иначе: ежемесячным пожизненным денежным содержанием (для судей), доплатой к государственной пенсии (для государственных служащих) и т. д. Сущность подобных выплат от этого не меняется, они являются пенсионными выплатами. Другое же название дается им с целью обойти указанное выше требование Конституции РФ, в силу которого пенсии устанавливаются только законом.
  Особо следует отметить принятую впервые в нашей стране и содержащуюся в Законе 1990 г. классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности. Это подразделение всех пенсий на трудовые, т. е. заработанные трудом, и нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом. К последним относятся лишь социальные пенсии, все остальные - трудовые, заработанные пенсии.
  Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления - по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам. Например, выделяются трудовые пенсии, выплачиваемые за счет собственных средств Пенсионного фонда России (его средства образуются в основном за счет пенсионных страховых взносов, они обособлены и не входят в состав государственного бюджета) и за счет ассигнований из государственного бюджета140. К первым относятся все виды пенсий, установленные для тех, кто в период трудовой деятельности подлежит обязательному (государственному) пенсионному страхованию (наемные работники и отдельные категории других работающих граждан), ко вторым - все виды пенсий, установленные для тех граждан, которые выполняют определенную работу, но не подлежат в этот период обязательному (государственному) пенсионному страхованию (военнослужащие различного состава, в том числе кадрового; граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, и некоторые другие).
  Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д.; пенсии по Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Закону "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Закону "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Закону "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", по Указу Президента РФ "О некоторых социальных гарантиях для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", по Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации "Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов" и т. д.
  По долголетней традиции, сложившейся в нашей стране, не допускалась возможность получения двух пенсий, даже если одна из них была заработана за службу в международных организациях. "Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору", - так указывалось в ст. 3 Закона "О государственных пенсиях в СССР" (1956 г.). То же правило содержалось и в последнем союзном законе "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", принятом в мае 1990 г. (этот закон в полном объеме так и не вступил в силу). В нем предоставлялось право выбора одной из государственных пенсий, на которые одновременно имели право граждане (ст. 6).
  Российский пенсионный закон 1990 г. сохранил общее правило о том, что гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст. 5). Обычно граждане выбирают ту пенсию, размер которой выше. Ситуации, когда граждане имеют право на две и более государственные пенсии, не так уж редки. Например, инвалид, в том числе с детства, достигнув пенсионного возраста, зачастую приобретает право на пенсию по старости, если он трудился в период инвалидности. В то же время пенсионер по старости в случае признания его инвалидом приобретает право на пенсию по инвалидности. Тот, кто получал пенсию за выслугу лет, может по достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости и т. д. Данное общее правило касается лишь государственных пенсий. Следовательно, вполне возможно получать, например, государственную пенсию по старости и, помимо нее, иную пенсию по старости или по инвалидности за счет негосударственного пенсионного фонда.
  Российский пенсионный закон 1990 г. предусмотрел исключения из общего правила, предусмотренного в ст. 5, для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы: им предоставляется право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности. Причина такого исключения состоит в том, что в данных случаях налицо совершенно различные основания для пенсионного обеспечения - военная травма, полученная при защите Родины, исполнении иных обязанностей военной службы, приведшая к инвалидности, и многолетний труд, который определяет право на пенсию по достижении соответствующего пенсионного возраста
  В дальнейшем, в 1995 г., право получать две пенсии было предоставлено участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением случаев наступления инвалидности вследствие противоправных действий). Им также могут устанавливаться пенсии по старости (за выслугу лет) и по инвалидности. На практике большинство участников этой войны (1941-1945 гг.) признаны инвалидами и получают две пенсии (возраст самого молодого участника войны 75 лет). В данном случае решение продиктовано необходимостью за счет второй пенсии несколько повысить общий уровень пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны, которые хотя и не пострадали вследствие военной травмы, но все же являются инвалидами и пожилыми людьми.
  Право получать две пенсии предоставляется, кроме того, родителям и вдовам погибших (умерших) военнослужащих. Эти правила несколько изменились. В настоящее время они следующие.
  Право на получение двух пенсий по Закону 1990 г. предоставляется:
  вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак (им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца - за погибшего мужа);
  родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий (им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца). При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего.
  Две пенсии устанавливаются также в соответствии с Законом 1993 г. Кому? Женам военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны (они имеют, как правило, право на получение пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии) и родителям военнослужащих, погибших (умерших) вследствие военной травмы (им могут назначаться пенсия по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) в соответствии с Законом 1990 г. и пенсия по случаю потери кормильца по Закону 1993 г.).
  Для родителей и вдов указанных военнослужащих предусмотрены также некоторые другие льготы, касающиеся условий и норм их пенсионного обеспечения.
  Право получать две пенсии по различным основаниям широко распространено во многих других странах, в частности в странах антигитлеровской коалиции, участвовавших во Второй мировой войне (Англия, США и др.).
 
 
 Контрольные вопросы:
  1.Какие две пенсионные системы выделяются в России в зависимости от источников средств, за счет которых выплачивается пенсия?
  2.Каковы причины, побудившие Россию заново сформировать свою пенсионную систему?
  3.Каковы основные идеи, определившие содержание российского пенсионного Закона 1990 г.?
  4.Каково значение относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения? Как они определяются?
  5.Каковы причины девальвации российской пенсионной системы в последние годы и способы, которые использовались для этого властными структурами?
  6.Дайте понятие пенсии.
  7.Назовите критерии, определяющие классификацию пенсий.
  8.В чем состоит право выбора пенсии? Кому и при каких условиях по российскому законодательству предоставлено право получать две государственные пенсии?
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 7 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу