<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Закон Российской Федерации
  "Об образовании"
  (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.,
  30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля 2002 г.)
  Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
  Глава II. Система образования (ст.ст. 8 - 27)
  Глава III. Управление системой образования (ст.ст. 28 - 38)
  Глава IV. Экономика системы образования (ст.ст. 39 - 49)
  Глава V. Социальные гарантии реализации (ст.ст. 50 - 56)
  прав граждан на образование
  Глава VI. Международная деятельность в (ст.ст. 57 - 58)
  области образования
 
  Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
  Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
  Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
  Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством
  Российской Федерации и нормами международного права.
  Глава I. Общие положения
  Статья 1. Государственная политика в области образования
  1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
  2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
 
  Федеральная программа развития образования утверждена Федеральным законом
  от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
  3. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
  4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
  5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах
  управления образованием создание и деятельность организационных структур политических
  партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений)
  не допускаются.
  О национальной доктрине образования в Российской Федерации см. постановление
  Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751
  Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
  Государственная политика в области образования основывается на следующих
  принципах:
  1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
  жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности,
  трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2) единство федерального культурного и образовательного пространства.
  Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных
  учреждениях;
  5) свобода и плюрализм в образовании;
  6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
  Автономность образовательных учреждений.
  Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования
  1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает
  в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые
  в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
  2. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
  3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
  Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
  4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской
  Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования
  Задачами законодательства Российской Федерации в области образования
  являются:
  1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной
  власти и органами управления образованием различных уровней;
  2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
  3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
  4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
 
  Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации
  в области образования
  1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
  организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного
  и должностного положения, наличия судимости.
  Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
  2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
  3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах,
  определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном
  или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
  5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.
  6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
  7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 
  См. Положение о специальных государственных стипендиях Правительства РФ для
  аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего
  и среднего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства
  РФ от 6 апреля 1995 г. N 309
  О материальной поддержке российских студентов, аспирантов и стажеров, обучающихся
  за рубежом, см. Указ Президента РФ от 15 декабря 1995 г. N 1262
  Статья 6. Язык (языки) обучения
  1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются
  Законом РСФСР "О языках народов РСФСР".
  2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
  Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
  3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.
  4. Государство в соответствии с международными договорами Российской
  Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.
  5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка
  Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.
  6. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской
  Федерации регулируются законодательством этих республик.
  7. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.
 
  Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального
  закона внесены изменения
  См. текст статьи в предыдущей редакции
 
  Статья 7. Государственные образовательные стандарты
  1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные
  стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный)
  компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
  Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти
  в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных
  образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный
  минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной
  нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
  Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
  См. Порядок разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов
  государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего,
  среднего (полного) общего и начального профессионального образования, утвержденный
  постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. N 174
  См. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного
  образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденный
  постановлением СМ - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 773
  См. также Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 309 "О федеральных
  компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования"
  2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
  3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  4. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
  5. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
  6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
 
  См. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования,
  утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 940
  Глава II. Система образования
  Статья 8. Понятие системы образования
  Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
  преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых
  форм, типов и видов;
  органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
  Статья 9. Образовательные программы
  1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
  1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
  2) профессиональные (основные и дополнительные).
  2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
  3. К общеобразовательным относятся программы:
  1) дошкольного образования;
  2) начального общего образования;
  3) основного общего образования;
  4) среднего (полного) общего образования.
 
  4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
  5. К профессиональным относятся программы:
  1) начального профессионального образования;
  2) среднего профессионального образования;
  3) высшего профессионального образования;
  4) послевузовского профессионального образования.
  6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
  7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных
  и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
  Статья 10. Формы получения образования
  О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании
  см. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. N 41, постановление
  Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. N 6
  1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
 
  См. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное
  приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. N 1884
  См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных
  заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от
  14 октября 1997 г. N 2033
  Допускается сочетание различных форм получения образования.
  2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
  3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной
  (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  См. Перечень профессий начального профессионального образования, получение
  которых в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства
  РФ от 26 октября 2000 г. N 823
  См. Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней),
  заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего
  профессионального образования не допускается, утвержденный постановлением
  Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 463
  См. Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым
  получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме
  экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от
  22 ноября 1997 г. N 1473
  Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения
  1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
  1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
  3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
  4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
  5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
  Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
  Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных
  образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством
  Российской Федерации в области образования.
  В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.
  2. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих
  военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство
  Российской Федерации.
  Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
  Примерная форма договора между Минкультуры РФ и подведомственным образовательным
  учреждением среднего профессионального образования утверждена приказом Минкультуры
  РФ от 12 марта 2002 г. N 328
  Примерная форма договора между Минкультуры РФ и подведомственным образовательным
  учреждением высшего профессионального образования утверждена приказом Минкультуры
  РФ от 12 марта 2002 г. N 329
  Примерная форма договора между Минобразования РФ и подведомственным образовательным
  учреждением высшего профессионального образования утверждена приказом Минобразования
  РФ от 22 июня 2000 г. N 1863
  Примерная форма договора между Минобразования РФ и подведомственным образовательным
  учреждением среднего профессионального образования утверждена приказом Минобразования
  РФ от 30 июля 1999 г. N 137
  Примерная форма договора между Минобразования РФ и подведомственным образовательным
  учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
  специалистов утверждена приказом Минобразования РФ от 30 июля 1999 г. N 138
  Типовой договор между Минздравмедпримом РФ (учредителем) и образовательным
  учреждением высшего профессионального образования утвержден приказом Минздравмедпрома
  РФ от 29 ноября 1994 г. N 254
  Типовой договор между Минздравмедпромом РФ и подведомственными образовательными
  учреждениями среднего профессионального образования утвержден приказом Минздравмедпрома
  РФ от 3 августа 1995 г. N 222
  Статья 11-1. Негосударственные образовательные организации
  1. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
 
  См. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
  2. Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации.
 
  Статья 12. Образовательные учреждения
  1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
  3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
  Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
  4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
  1) дошкольные;
  2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего
  (полного) общего образования);
  3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  4) учреждения дополнительного образования взрослых;
  5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  6) учреждения дополнительного образования;
  7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  (законных представителей);
  8) учреждения дополнительного образования детей;
  9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
  5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих
  типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми
  на их основе уставами этих образовательных учреждений.
  См. Типовые положения:
  Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем
  учебном заведении) Российской Федерации
  О межшкольном учебном комбинате
  Об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи О кадетской школе (кадетской школе-интернате)
  Об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей,
  нуждающихся в длительном лечении
  О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
  воспитанников с отклонениями в развитии
  О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских
  кадетских) корпусах
  О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах
  Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
  родителей
  Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования
  (повышения квалификации) специалистов
  Об общеобразовательной школе-интернате
  Об общеобразовательном учреждении
  Об учреждении начального профессионального образования
  О среднем профессионально-техническом училище
  О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным
  поведением
  Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного
  возраста
  О дошкольном образовательном учреждении
 
  См. Положение о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования
  Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 18 октября
  1999 г. N 579
  Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
  6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория
  образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью
  реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
  7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения
  могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического
  лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
  См. Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений
  среднего профессионального образования, утвержденное приказом Минобразования
  РФ от 25 июля 2000 г. N 2311
  См. также Типовое положение о филиалах высших учебных заведений, подведомственных
  Федеральным органам исполнительной власти, утвержденое приказом Минобразования
  РФ от 16 марта 1999 г. N 643
  8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения
  (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций(объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
  9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
 
  Статья 13. Устав образовательного учреждения
  1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
  1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу