<< Пред. стр. 7 (из 10) След. >>
Иногда сравнительные союзы чем и нежели присоединяют не предложения, а члены предложения, например: Пустынник наш скорее, чем Мишенька, устал. (Кр.)П р и м е ч а н и е. Союзы чем и как входят в цельные сочетания меньше чем, не больше чем, не больше как. которые не имеют сравнительного значения, в произношении не выделяются, и запятая в них перед чем и как не ставится, например: 1) Меньше чем через полчаса прибежал запыхавшийся Прохор. (Шол.) 2) Он опоздал не больше как на полчаса.
Упражнение 151. Прочитайте вслух, укажите сложноподчиненные предложения с двойным сравнительным союзом чем — тем, их значение, затем укажите сложноподчиненные предложения с одиночным сравнительным союзом чем и, наконец, члены предложения, присоединяемые этим сравнительным союзом. Спишите, расставляя пропущенные запятые.
1) Чем дальше мы уходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг. (М. Г.) 2) Чем больше он говорил тем больше краснел. (С.-Щ.) 3) Чем скорее догорал огонь тем виднее становилась лунная ночь. (Ч.) 4) Это были скорее карикатуры чем портреты. (Т.) 5) И старый кот Васька был к нему кажется ласковее нежели к кому-нибудь в доме. (Гонч.) 6) Лучше расстаться прежде чем раскаиваться потом. (Т.) 7) Казалось что здесь было светлей чем в поле. (Ч.) 8) Голос его показался Якову более тихим чем всегда и лицо было тоже точно новое. (М. Г.)
§ 110. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.
I. Придаточные части со значением времени относятся, ко всей главной части сложноподчинённого предложения, присоединяются к ней временными союзами когда, пока, как только, устаревшим покамест и отвечают на вопросы к о г д а? к а к д о л г о? с к а к –и х п о р ? д о к а к и х п о р? н а с к о л ь к о в р е м е н и?
В главной части могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза:
то, так и.
Содержание придаточных времени сопоставляется во времени с содержанием главной части. Эти отношения могут быть разные: явления могут происходить одновременно или разновременно.
Разница в отношениях выражается главным образом союзами и указательными словами, а также глагольными формами вида и времени.
П р и м е р ы. 1) Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко. (А. Г.) 2) Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло. (А. Г.) 3) Алитет залез на вышку и долго следил за шхуной, пока она не скрылась из вида. (Сёмушк.) 4) Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звёзд. (Ч.) 5) Трудись, покамест служат руки. (Н.) 6) Как только провяла земля, начались полевые работы. (А.) 7) Когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчётливо каждую осинку. (Ч.) 8) Рыхлая почва готова, сейте, покуда весна. (Ник.) (Союз покуда употребляется теперь очень редко.) 9) Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела. (П.) 10) По синим волнам океана, лишь звёзды блеснут в небесах, корабль одинокий несётся, несётся на всех парусах. (Л.) 11) Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и стал размещаться по квартирам. (Н. О.) 12) Хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду. (Л.) 13) Маланья Сергеевна, как вошла в спальню Анны Павловны, так и стала на колени возле двери. (Т.) 14) Чуть лёгкий ветерок подёрнет рябью воду, ты зашатаешься, начнёшь слабеть... (Кр.) 15) Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, волнистые облака тумана рассеялись. (Л. Т.) 16) Прежде чем я приступлю к описанию самого состязания, считаю не лишним сказать несколько слов о каждом из действующих лиц моего рассказа. (Т.)
Некоторые из указательных слов теряют своё значение, перестают быть членами предложения и сливаются с союзом как в один сложный союз: в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как и т. п., например:
1) В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. (Л. Т.) 2) Между тем как с бережку лисица рядит-судит, кум рыбу удит. (Кр.) 3) По мере того как семейство моё богатело, старые фавориты незаметно исчезали из нашего дома. (С.-Щ.)
II. Если в придаточной части с союзом когда есть усилительная частица ни, то такая придаточная часть имеет обобщающий характер и в главной сочетанию когда ни соответствует не указательное, а обобщающе-определительное или отрицательное местоимение-наречие (всегда, никогда), например:
1) Когда ни заходил к нему, всегда заставал его за работой.
2) Когда ни спросишь, он никогда прямо не ответит.
III. Придаточные времени могут иметь добавочное уточняющее значение. В этом случае они относятся к обстоятельствам времени, выраженным наречиями (завтра, сегодня, вчера, сначала, теперь, иногда и т. д.), например: Теперь, когда свершён опасный путь, родимый край они узрели снова. (П.) (Когда именно теперь?)
Придаточные времени с уточняющим значением могут быть и при обстоятельствах, выраженных именами существительными, например: После чая, когда, по моему расчёту, охота на уток должна была кончиться, я снова спустился на мельницу.
(Пр.)
IV. Подчинительный союз когда может переходить в главное по смыслу предложение, например: Уж солнце закатилося, когда с базарной площади Ермил последний тронулся. (Н.) (Вместо ожидаемого Ермил тронулся с базарной площади последним, когда уже закатилось солнце. Это чаще бывает в поэтическом языке.)
V. Среди сложноподчинённых предложений с временными значениями выделяются предложения, части которых взаимно обусловлены, вследствие чего в них нельзя выделить ни главной, ни придаточной части, например: 1) Едва он выехал со двора, как отец её вошёл. (П.) 2) Уж он хотел перескочить с конём через узкую реку, как вдруг конь на всём ходу остановился... (Г.) 3) Ещё солнце не дошло до половины неба, как все запорожцы собрались в круги. (Г.) 4) Не прошло пяти минут, как со всех сторон затрещали и задымились костры. (Л. Т.)
В этих сложноподчинённых предложениях говорится о том, что за первым действием быстро и неожиданно началось второе.
Упражнение 152. Укажите придаточные части, их связь с главной и их значения. Спишите, расставьте запятые.
I. 1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце. (Ч.) 2) Когда зимой ешь свежие огурцы то во рту пахнет весной. (Ч.) 3) Как он только вошёл в сени с отворенной дверью его охватила росистая свежесть лунной ночи. (Л. Т.) 4) Художественное произведение тогда лишь значительно и полезно когда оно в своей идее содержит какую-нибудь серьёзную общественную задачу. (Ч.) 5) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён. (П.) 6) К поэту летал соловей по ночам как в небе луна выплывала. (Н.) 7) Он заметно поседел с тех пор как мы расстались с ним. (Т.) 8) По мере того как Левин подъезжал к лугу ему открывались шедшие друг за другом растянутой вереницей различно махавшие косами косцы. (Л. Т.) 9) Уж моя соломенная шляпа была почти полна орехами как вдруг услышал я шорох. (П.) 10) Она Алексея ещё не видела между тем как все молодые соседки только о нём и говорили. (П.)
II. 1) Потом когда вошли глубже в лес мне показалось что весь он как-то внезапно и чудесно оживился. (М. Г.) 2) Грустью и запустением пахнуло на Григория когда через поваленные ворота въехал он на заросший лебедою двор имения. (Шол.) 3) Страшная усталость овладела Григорием едва он вышел на улицу. (Шол.) 4) Дарья окончательно развеселилась после того как с поля пришла Дуняша. (Шол.) 5) Стадо по мере того как волы и коровы утоляли жажду переходило на ту сторону реки.(Фад.)
III. I) Железо на оковку положил такое какого не клал на сотникову таратайку когда ходил на работу в Полтаву. 2) Супруга нашего Черевика сидела как на угольках когда принялись они шарить по всем углам хаты. 3) Чуден Днепр и при тёплой летней ночи когда всё засыпает и человек и зверь и птица. 4) Чуб выпучил глаза когда вошёл к нему кузнец и не знал чему дивиться. 5) В то самое время когда Солоха затворила за ним дверь кто-то постучал снова. 6) Не успела переступить она за порог хаты как почувствовала себя на руках парубка в белой свитке который с кучею народа выжидал её на улице. 7) Не успел он докончить последних слов как все чудища выскалили зубы и подняли такой смех что у деда на душе захолонуло. 8) В изнеможении готов уже был он упасть на землю как вдруг послышалось ему что сзади кто-то гонится за ним.
(Н. В. Г о г о л ь.)
153. Составьте сложные предложения, в которых союз когда и союзное слово когда присоединяли бы следующие придаточные части: времени, изъяснительные и определительные.
154. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите придаточные времени, определительные и изъяснительные. Объясните правописание букв о и ё после шипящих.
Это была дли...ая процедура. Сначала Пашка ш...л с матерью под дождём то по скоше...ому полю то по лесным тропинкам где к его сапогам липли ж...лтые листья ш...л до тех пор пока н... рассвело. Потом он стоял часа два в тёмных сенях и ждал когда отопрут дверь. В сенях было н... так холодно и сыро как на дворе но при ветре и сюда залетали дождевые брызги. Когда сени мало-помалу битком набились народом стиснутый Пашка припал лицом к чьему-то тулупу от которого сильно пахло солёной рыбой и вздремнул. Но вот щёлкнула задви...ка дверь pacn..-хнулась и Пашка с матерью вош…л в приёмную. Тут опять пришлось долго ждать. Все больные сидели на скамьях н... шевелились и молчали. Пашка оглядывал их и тоже молчал хотя видел много странного и смешного. Раз только когда в приёмную подпрыгивая на одной ноге вош...л какой-то парень Пашке самому захотелось также попрыгать; он толкнул мать под локоть прыснул в рукав и сказал:
— Мама гляди: воробей!
— Молчи детка молчи! — сказала мать.
В маленьком окошечке показался заспанный фельдшер.
— Подходи записыва...ся! — пробасил он.
(А. П. Ч е х о в.)
§ 111. Сложноподчинённые предложения с придаточными условными.
П р и д а т о ч н ы м и у с л о в н ы м и называются такие части сложноподчинённого предложения, которые присоединяются к главной части условными союзами если (бы), ежели (бы), кабы. коли, когда (бы), раз, коль, скоро, как скоро и отвечают на вопрос п р и к а к о м у с л о в и и?, например:
1) Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.) 2) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. (Л.) Они указывают условие, при котором возможно, желательно или нужно то, о чём говорится в главной части.
Если придаточные условные с указанными союзами стоят впереди главной части, то в последней может быть добавочная часть союза — то: Если завтра будет такая же погода, то я с утренним поездом поеду в город. (Ч.)
Кроме указанных союзов, придаточные условные присоединяются ещё союзами как, добро бы, например: 1) Как зарубил что себе в голову, то уже ничем его не пересилишь. (Г.) 2) Добро бы было в гору или в ночную пору, а то и под гору и днём! (Кр.) Подобные конструкции отличаются некоторой устарелостью; придаточные условные с союзом как свойственны, кроме того, разговорной речи (ср.: Как начнёт смеяться, никак остановиться не может).
Союзы если, когда устарелые ежели, коли могут сочетаться с неопределенной формой глагола, которая является сказуемым, например: До чего же бывает речная вода хороша, если пить её в полдень большими глотками из каски! (Сурк.)
Все условные союзы, кроме если, имеют добаьочные оттенки значения. С частицей бы условные союзы употребляются при сказуемом в сослагательном наклонении, когда условие имеет предположительный характер, например: Если бы Чичиков встретил его так принаряженного где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы. ему медный грош. (Г.) (Как правило, сослагательному наклонению в придаточной части соответствует сослагательное наклонение в
главной.)
Союз ежели в настоящее время является приметой народной речи и употребляется писателями наряду с другими средствами, чтобы оттенить её; например, в рассказе Чехова “Егерь” этот союз употребляет охотник Егор: Ежели который мужик записался в охотники или в лошадники, то прощай соха.
Союз раз по значению ближе всего к выражениям если уж, а если. Он употребляется в разговорной речи, например: Раз сядет в человека вольный дух, то ничем его не выковырнешь. (Ч.)
Союз когда в условном значении свойствен язык разговорному, например:
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. (Кр.) Он также употребляется в сочетании с частицей бы, например: Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда!.. (Ахм.)
Очень часто условные предложения с союзом когда двойственны по значению: придаточная часть в них может обозначать и условие, и время действия, поэтому иногда не представляется возможным отнести союз когда в какую-либо определённую группу, например: Когда кто-нибудь заслонял лампочку и большая тень падала на окно, то виден был яркий лунный свет. (Ч.)
То же самое можно сказать и про сою з как, например: Как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший — свежо предание, а верится с трудом.
(Гр.)
В качестве указательного слова может выступать сочетание в случае, в том случае, например: в том случае, если мы повернём на Кубань, явится опасность распадения отряда. (Шол.) Сочетание в случае может сливаться с союзом если в один сложный союз, в случае если, например: Степан грозил сам прийти в Вешенскую, в случае если Аксинья не явится в сотню. (Шол.)
Упражнение 155. Прочитайте вслух, укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, расставляя знаки препинания.
I. 1) Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. (Кор.) 2) Если б ростом я с телёнка только был то спеси бы со львов и барсов я посбил. (Кр.) 3) Ежели ты ничего не понимаешь то лучше молчи и не рассуждай. (Ч.) 4) Кабы не всегдашние хлопоты я бы уже побывала у тебя в гостях. (П.) 5) Коли парень ты румяный братец будешь нам названый. (П.) 6) Как известно тряпка самая обыкновенная коль скоро ею завяжут рану или вообще больное место уже сама по себе представляет как бы лекарство медикамент. (Г. У.) 7) Пахарь ли песню вдали заведёт долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся сосна да осина. (Н.) 8) Раз вы согласились так уж нельзя вам отказаться. (Даль) 9) Какой бы шум вы все здесь подняли друзья когда бы сделал это я. (Кр.) 10) Последних крох не жалеем лишь бы сына всему научить. (Фонвизин) 11) Упади на него целый сугроб то и тогда бы кажется он не нашёл бы нужным стряхивать с себя
снег. (Ч.)
II. 1) Голова любит иногда прикинуться глухим особенно если услышит чего не хотелось бы ему слышать. (Г.) 2) Драка возобновилась бы снова если бы дьяк увидевши теперь что ему некуда скрыться не выкарабкался из мешка (Г.) 3) Коли пойдёшь так скажи что здесь Максим Максимыч. (Л.) 4) Если бы я знал что у тебя такой отец я бы не женился на тебе. (Г.) 5) Казаки наши ехали бы может и далее если бы не обволокло всего неба ночью словно чёрным рядном. (Г.)
§ 112. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение ц е л и. Они присоединяются к главной части союзом цели чтобы и отвечают на вопросы з а ч е м? с к а -к о й ц е л ь ю? д л я ч е г о? Они указывают цель действия, о котором говорится в главной части предложения.
В главной части могут быть указательные слова для того, затем, с тем, например: Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их все были истыканы толстой булавкой. (А.)
В сравнительно редких случаях указательные слова сливаются с союзом чтобы в сложный союз, например: Для того чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперёд. (М. Г)
Сказуемое в придаточных цели часто выражается неопределённой формой глагола, например: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Г.) Это бывает в тех случаях, когда субъект действия и в главной, и в придаточной частях предложения один и тот же (я пригласил и я сообщу). Поэтому такие придаточные цели близки к обстоятельствам цели, выраженным неопределённой формой глагола. (Ср.: Я вышел освежиться. Я вышел, чтобы освежиться.)
Придаточные с союзом цели могут иметь два значения, если в главной части имеются не отмеченные выше указательные слова (для того, затем, с тем), а другие, например:!) Мы. побежали наверх одеваться так, чтобы как можно более походить на охотников (Л. Т.) (значение цели и образа действия). 2) Наука не собрала ещё столько сведений, чтобы решить вопрос положительным образом (Черн.) (значение цели и степени, меры). (См. § 106.)
П р и м е ч а н и е. Указательное слово затем употребляется в современном литературном языке сравнительно редко и производит впечатление устарелости, например:Я приехал затем, чтобы объясниться. (Т.)
Почти вышли из употребления союзы цели дабы и особенно да. Теперь они употребляются с особыми стилистическими целями: или для воссоздания старинной речи, или для торжественности, или для создания иронического впечатления. 1) И потихоньку удалился, дабы отец не пробудился. (Ж.) 2) Когда-нибудь монах трудолюбивый... правдивые сказанья перепишет, да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу. (П.) 3) Мне было рекомендовано не очень “высовываться в люди”, дабы не привлекать к. булочной излишнего внимания. (М. Г.)
Упражнение 156. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
I. 1) Она погл...дела в зеркало и несколько раз мотнула головой чтобы зазвучали бусы. (Ч.) 2) Я уже кучеру сказал чтобы ковром покрыл он сани. (Полонский) 3) Н... для того же пахал он и се...л чтобы нас ветер осенний разве...л? (Н.)
4) Я видел что работа моя теря...т смысл. Всё чаще случалось что люди н... считаясь с ходом дела выб...рали из кассы деньги так н...осторожно что иногда нечем было платить за муку. (М. Г.)
5) Чтоб н... голодать я ходил на Волгу к пристаням где легко можно было заработать пятнадцать—двадцать копеек. (М. Г.)
6) Оружие на казаке всегда прилажено так чтобы оно н... звенело и н... бренчало. (Л. Т.) 7) Он [Плюшкин] уже забывал сам сколько у него было чего и помнил только в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатками какой-нибудь настойки на котором он сам сделал наметку чтобы никто воровским образом её н... выпил да где лежало перышко или сургучик. (Г.)
II. 1) Здесь мужестве… ум...рали братья для того чтобы жизнь стала прекрасной для тех кто родился в нищете. (Н. О.) 2) Встретить я хочу мой смертный час так как встретил смерть товарищ Нетте. (В. М.) 3) Самое дорогое у человека это жизнь. Она даё..ся ему один раз и прожить её нужно так чтобы не было мучительно больно за бе...цельно прожитые годы чтобы не ж...г позор за подленькое и мелочное прошлое. (Н. О.) 4) Спой нам ветер про славу и смелость про учёных героев бойцов чтоб сердце заг...релось чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов. (Л.-К.) 5) Тот кто жизнью живёт настоящей кто к поэзии с детства привык вечно верует в животворящий полный разума русский язык. (Н. 3.)
157. Составьте сложные предложения следующих видов: 1) союз что присоединяет придаточные изъяснительное и степени; 2) союз чтобы присоединяет придаточные цели и изъяснительное.
158. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите придаточные части, их связь с главной и значения.
ДЛЯ ЧЕГО ВЕТЕР
Когда дикие звери ходят по лесам и полям то они всегда ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то что впереди их. Если бы не было ветра они бы не знали куда им идти...
Для того чтобы на траве кусте или дереве завязалось семя нужно чтобы с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.
Когда огурцы растут в парниках где ветра нет тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой чтобы цветковая пыль попадала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок. Но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра половина растений была бы без семян.
Над землёй поднимается пар только там где есть вода над ручьями над болотами над прудами и реками больше всего над морем. Если бы ветра не было пары не ходили бы а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там где поднялись. Над ручьём над болотом над рекой над морем был бы дождь а на полях и в лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю.
(Л. Н. Т о л с т о й.)
§ 113. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение п р и ч и н ы. Они присоединяются к главной части союзами потому что, оттого что, так как, ибо и отвечают на вопросы п о ч е м у? о т ч е г о? в с л е д с т в и е ч е г о?, например: 1) Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. (Л. Т.) 2) Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом. (Л. Т.) 3) Ом был сильно не в духе, так как был очень недоволен последними экзаменами. (Ч.) 4) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л. Т.) Они указывают на причину того явления, о котором говорится в главной части.
Если придаточная часть с союзом так как стоит впереди главной, то в последней может быть добавочная часть союза — то, например: Так как я каждый вечер записываю свои наблюдения, то у меня самым незаметным образом составилась толстенная рукопись. (Григ.)
В союзах потому что и оттого что возможно раздельное употребление указательных местоимённых наречий потому и оттого и изъяснительного союза что, например: 1) Ходил он [Беликов] к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью. (Ч.) 2) Оттого, что нельзя плакать и возмущаться вслух, Вася молчит, ломает руки. (Ч.) Такое разделение указанных союзов запятой обязательно, если перед потому или оттого стоит ограничительная или отрицательная частица: только, лишь, не. Ср.: Я сделал это не (только) потому, что вы мне велели.
Кроме указательных местоимённых наречий потому и оттого, в главной части могут быть и другие указательные слова:
вследствие того. благодаря тому, ввиду того, в силу того, по случаю того и т. п. Слияние этих указательных слов с союзом что в один сложный союз происходит редко.
П р и м е р ы. 1) Зелень сохранила свою свежесть до начала июля вследствие того, что весна была сырая. 2) Трава была необычайно сочная благодаря тому, что шли частые и обильные дожди.
Если в главной части имеется указательное местоимение тем при сравнительной степени, то придаточная часть с союзом что совмещает два значения: причины и степени, например: Они [недостатки] тем более выступают наружу, что сам он не мелкий человек. (Г.)
Своеобразную разновидность придаточных причинных представляют придаточные с союзом что, которые заключают причину того чувства, о котором говорится в главной части предложения; поэтому они относятся к таким главным, в которых есть члены, обозначающие какое-либо чувство; придаточные части всегда находятся после главной части, например: Он счастлив, что видит тебя (М.-С.) (придаточная часть указывает причину чувства, выраженного словом счастлив).
Упражнение 159. Укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые. Укажите в пяти первых предложениях гласные, правописание которых нельзя проверить ударением.
I. 1) Меня лечил полковой ц...рюльник ибо в креп...сти другого лек...ря не было. (П.) 2) Д...рога в скором времени будет очищ...на ибо п...троны и сн...ряды имею...ся а войска хотят дра...ся. (А. Н. Т.) 3) Лес стоял тёмный и молч...ливый потому что главные певцы улетели. (М.-С.) 4) Левинсон почти потерял связь с другими отрядами оттого что забрался в глухое место. (Фад.) 5) Река приняла особенный вид потому что вода видна сквозь голые сучья а ещё более потому что пропал от холода водяной цвет. (А.) 6) Так как пристать в обычном месте было н...возможно то Тюлин пристаёт к глинистому крут...яру. (Кор.) 7) Я нанялся к нему в подмастерья так как жить было нечем. (Ч.) 8) Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололед...ца. (Л.) 9) На поляне где стояла копна н...давно скоше...ого сена было жарче потому что место было закрыто от ветра густым-прегустым вишняком. (В. Г.)
II. 1) После вечера вымыла мать горш...к и искала глазами куда бы вылить помои потому вокруг всё были гряды... (Г.) 2) Так как ты говоришь что он тебя хорошо принял то поезжай к нему! (Г.) 3) Больно ему было что н... сдержал казацкого слова. (Г.) 4) Когда половой всё ещё разбирал по складам записку сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город которым был как казалось удовл...творён ибо наш...л что город никак н... уступал другим губернским городам. (Г.) 5) Если он н... оправдался перед судом то разве потому только что н... хотел запутать меня. (П.) 6) Так как мы будем дра...ся насмерть то мы обязаны сделать всё возможное чтобы это осталось тайною. (Л.)
§ 114. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение у с т у п и т -е л ь н о с т и. Они присоединяются к главной части уступительными союзами хотя (хоть), даром что, пусть, пускай, например: 1) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. (Т.) 2) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. (Н а д с о н) 3) Пускай я слаб, мой меч силён. (Ж). 4) Мальчик с пальчик, даром что мал, был очень ловок и хитёр. (Л. Т.) (Союз даром что более свойствен языку разговорному, по значению этот союз близок выражению хотя и.) Придаточные уступительные указывают на причину, которая противоположна следствию, заключённому в главной части предложения.
Уступительное значение имеет сходство с противительным значением. Поэтому перед главной частью, когда она стоит после придаточной, бывают противительные союзы а, но, да, однако, зато, например: И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать. (П.) В этих случаях имеется совмещение в одном сложном предложении и подчинения, и сочинения. (См. § 97.)
Кроме отмеченных союзов, придаточные уступительные присоединяются изъяснительным союзом что к указательному сочетанию несмотря на то, например: Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом. (Л. Т.) (Сочетание несмотря на то, что представляет собой составной союз).
В значении уступительного союза употребляется вводное слово правда, например: Правда, день выдался прескверный, но неожиданного ничего не случилось. (С е й ф у л л и н а.)
Обобщенно-уступительное значение имеют придаточные части, которые присоединяются к главной относительными словами как, сколько и др. с усилительной частицей ни, например:
Как месяц ни свети, но всё не солнца свет. (Кр.)
Сказуемое придаточной уступительной части предложения может быть выражено формой повелительного наклонения; в этом случае уступительный союз обычно отсутствует, например:
Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет. (П.)
Упражнение 160. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, расставляя знаки препинания.
I. 1) Егорушка лежал на тюке и дрожал от холода хотя солнце скоро показалось и высушило его одежду тюк и землю. (Ч.) 2) Хоть на дворе было сухо однако у порога стояла грязная лужа. (Л. Т.) 3) Пусть он ошибся но эту ошибку можно исправить. (М.-С.) 4) Фронтон никак не пришёлся посреди дома как ни бился архитектор. (Г). 5) В степи было тихо пасмурно несмотря на то что солнце поднялось. (Ч.) 6) Правда Николай знает больше сотни латинских названий умеет собрать скелет иногда приготовить препарат рассмешит студентов какой-нибудь длинной учёной цитатой но например незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна как двадцать лет назад. (Ч.)
II. 1) Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжёлых переживаний но вскоре пришлось ему испытать новое потрясение. (Шол.) 2) Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета с тем чтобы к утру подтянуть резервы сосредоточиться на подступах к Вешенской и после артиллерийской подготовки вести дальнейшее наступление. (Шол.) 3) Если враг не сдаётся его уничтожают. (М. Г.)
161. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения.
1) Няня повествовала с пылом живописно с увлечением местами вдохновенно потому что сама вполовину верила рассказам. (Гонч.) 2) Придут ли коровы с поля старик первый позаботится чтоб их напоили; завидит ли из окна что дворняжка преследует курицу тотчас примет строгие меры против беспорядков. (Гонч.) 3) Признаюсь сколько я н... старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки но безуспешно. (Л.) 4) H..-чего н... могло быть смешней его лица; как он н... вздёргивал кверху свои брови отяжелевшие веки не хотели подняться и так лежали на едва заметных посоловелых но сладчайших глазках. (Т.) 5) После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль и н...смотря на то что я был казалось бесконечно счастлив счастье моё всё росло и росло. (Л. Т.) 6) Он говорил о том как много приходится работать когда хочешь стать образцовым сельским хозяином. (Ч.) 7) Художник должно быть проработал н... одну ночь так как все учителя мужской и женской гимназии учителя семинарии чиновники все получили по экземпляру. (Ч.) 8) Всякого рода нарушения уклонения отступления от правил приводили его [Беликова] в уныние хотя казалось бы какое ему дело? (Ч.)
§ 115. Синонимика придаточных частей сложноподчинённых предложений и деепричастных оборотов, а также деепричастий.
Деепричастные обороты свойственны речи книжной. В разговорной речи более употребительны соответствующие им по смыслу придаточные части сложноподчинённых предложений. Некоторые деепричастия и деепричастные обороты по своему значению сходны с придаточными времени, причины, уступки, условия, например: Напившись чаю, я стал просить отца показать мне мельницу.— Когда я напился чаю, то стал просить отца показать мне мельницу. Сходные по значению придаточные и деепричастия называют синонимическими оборотами. Но значения условия, причины, уступки, времени в деепричастиях менее отчётливы, между тем как в сложных предложениях указанные значения выражаются специальными союзами (а иногда и указательными словами).
П р и м е р ы. 1) У с л о в и е: Однако, болтая с тобой, грибов не наберёшь. (П.) (Однако, если будешь болтать с тобой, грибов не наберёшь.)
2) П р и ч и н а: Соскучась глядеть из окон в грязный переулок, я пошёл бродить по всем комнатам. (П.) (Так как я соскучился глядеть из окон в грязный переулок, то пошёл бродить по всем комнатам).
3) У с т у п и т е л ь н о е з н а ч е н и е: Иван Кузьмин. уважая свою супругу, ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе. (П.) (Иван Кузьмич, хотя и уважал свою супругу, ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе.)
4) В р е м я: Андрей Гаврилович, рассмотрев хладнокровно запросы заседателя, увидел необходимость отвечать обстоятельно. (П.) (Андрей Гаврилович, когда рассмотрел хладнокровно запросы заседателя, увидел необходимость отвечать обстоятельно.)
Если деепричастие по значению приближается к обстоятельству образа действия, то параллельным оборотом будет не придаточная часть, а о д н о р о д н о е с к а з у е м о е, обозначающее сопутствующее действие, например: Кто-то бежал, задевая и ломая прутья малинника.— Кто-то бежал и при этом задевал и ломал прутья малинника.
Сходство по значению деепричастий и придаточных частей сложноподчинённых предложений допускает в некоторых случаях стилистическую замену одного оборота другим. Однако деепричастие вместо придаточной части можно употребить не всегда, а только тогда, когда сказуемые главной и придаточной частей предложения относятся к одному и тому же лицу или предмету:
а) Когда Чечевицын прощал- Прощаясь с девочками, Чече-
ся с девочками, он не ска- вицын не сказал ни слова;
зал ни слова.
б) Когда я открыл окно, моя (Нельзя сказать “Открыв ок-
комната наполнилась запа- но, моя комната наполнилась
хом цветов. (Л.) запахом цветов”.)
В первом случае вместо придаточной части со значением времени можно употребить деепричастный оборот: сказуемые главной и придаточной частей относятся к одному лицу (Чечевицын прощался, он же не сказал ни слова), а потому при замене деепричастие будет указывать на сопутствующее действие лица, обозначенного подлежащим. Во втором примере замены произвести нельзя, так как сказуемые относятся к разным подлежащим (Я открыл, комната наполнилась).
При замене придаточной части деепричастным оборотом опускаются союзы (например, когда — то); сказуемое придаточной части заменяется деепричастием; подлежащее придаточной части или отбрасывается, или переносится в главную, или заменяет в ней местоимение. В сравнительных предложениях союзы могут и не опускаться: Наталья сторонилась его, точно боялась в нём чего-то.— Наталья сторонилась его, точно боясь в нём чего-то. Замена придаточной части деепричастием или деепричастным оборотом невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия, например: Когда я пишу это письмо, я вспоминаю с удовольствием время, проведённое у вас. (Замена невозможна, потому что нет деепричастия настоящего времени от глагола писать).
Упражнение 162. Замените, где возможно, придаточные части сложноподчиненного предложения деепричастиями с зависимыми словами.
1) Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что видела моё упрямство. 2) Чудесная полевая клубника выманивала иногда мою мать на залежи ближнего поля, потому что она очень любила эту ягоду. 3) Паром вздрогнул и качнулся, когда два здоровых казака оттолкнули его от берега. 4) Лёнька, когда глядел в воду, чувствовал, что у него сладко кружится голова. 5) Уже вечерело, когда он возвращался в станицу. 6) Если увидите завтра его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку. 7) Малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна. 8) Лес спит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками. 9) Он, хотя и отказывается от поездки, однако очень жалеет об этом. 10) Если вы возьмётесь за работу дружно, то непременно выполните её в срок.
163. Прочитайте, укажите обособленные члены предложения и объясните причины обособления; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите наречия и объясните их правописание. Укажите придаточные части, их связь с главной и значения.
Корчагин так ударил коня что тот сразу перешёл в галоп. Подхлёстываемый криком седока обгоняя бегущих вороной рванулся вперёд стремительными бросками. Плотно притянув к голове уши и высоко вскидывая ноги он всё убыстрял ход. На бугре ветряк словно преграждая дорогу раздвинул в сторону свои руки-крылья. От ветряка вправо в низине у реки лугa. Влево насколько хватал глаз то вздымаясь буграми то спадая в яры раскинулось ржаное поле. Пробегал ветер по спелой ржи словно гладил её рукой. Ярко рдели маки у дороги. Было здесь тихо и нестерпимо жарко. Лишь издали снизу оттуда где серебристой змейкой пригрелась на солнце река долетали крики.
Вниз к лугам конь шёл страшным аллюром. “Зацепится ногой и ему и мне могила”,— мелькнуло в голове Павла.
(Н. О с т р о в с к и й.)
164. Прочитайте, укажите обособленные деепричастия и их значение; укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Трава пошла мягче и Левин слушая но н... отвечая и стараясь косить как можно лучше шёл за Титом. Они прошли шагов сто. Тит всё ш...л н... ост..навливаясь н... выказывая н... малейшей усталости но Левину уже страшно становилось, что
он н... выдержит, так он устал.
Он чувствовал что махает из последних сил и решил просить Тита останови.,.ся. Но в это самое время Тит сам остановился и нагнувшись взял травы отёр косу и стал точить. Левин расправился и вздохнув оглянулся. Сзади его шёл мужик и очевидно также устал потому что сейчас же н... доходя Левина остановился и принялся точить. Тит наточил свою косу и косу Левина и они пошли дальше.
На втором приёме было то же. Тит шёл мах за махом н... останавливаясь и н... уставая. Левин шёл за ним стараясь н... отставать и ему становилось всё труднее и труднее: наступала минута когда он чувствовал у него н... остаё...ся более сил но в это самое время Тит останавливался и точил.
Так они прошли первый ряд. И длинный ряд этот показался особенно труден Левину но зато когда ряд был дойдён и Тит вскинув на плечо косу медленными шагами пошёл заходить по следам оставленным его каблуками по прокосу и Левин точно так же пош.-.л по своему прокосу. Несмотря на то что пот катил градом по его лицу и капал с носа и вся спина его была мокра как вымоче...ая в воде ему было очень хорошо.
(Л. Н. Т о л с т о й, Анна Каренина.)
§ 116. Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение с л е д с т- в и я. Они присоединяются к главной части союзом так что и обозначают следствие, вытекающее из всего содержания главной части предложения, например: Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
П р и м е ч а н и е. От придаточных частей со значением следствия надо отличать придаточные степени, включающие и значение следствия, например: 1) У каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет. (Г.) 2) До того мне стало вдруг стыдно, что буквально слезы потекли по щекам моим. (Дост.) В этих придаточных значение степени явно преобладает над значением следствия.
§ 117. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
П р и с о е д и н и т е л ь н ы м и называются такие придаточные части сложнопо-дчинённого предложения, которые прикрепляются к главной части относительными местоимениями и наречиями что, вследствие чего. отчего, зачем, почему.
П р и м е р ы. 1) Hoc судьи невольно понюхал верхнюю губу, что обыкновенно он делал прежде только от большого удовольствия. (Г.) 2) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. (Ч.) 3) Его не было дома, почему я и оставил записку. (П.) 4) Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно. (П.) Такие придаточные имеют значение добавочных замечаний, выводов, заключений.
П р и м е ч а н и я. 1. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоедин-ительными по значению близки к сложносочинённым предложениям, у которых во второй части имеются местоимение это или местоимённые наречия потому, поэтому, оттого. (Ср.: I) Отец долго не приезжал, что нас всех очень беспокоило. 2) Отец долго не приезжал, и это нас всех очень беспокоило. 3) Отец долго не приезжал, и поэтому (потому, оттого) мы все очень беспокоились.)
2. Слова поэтому, потому, оттого иногда употребляются для смысловой связи отдельных предложений, которые не входят в состав сложного, например: Меня не было дома, и повестки я не получал. Поэтому я и не явился на собрание.
Упражнение 165. Укажите придаточные части, их связь с главной и значения; спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
I. 1) Снег всё становился белее и ярче так что ломило глаза. (Л.) 2) Воздух был так редок, что было больно дышать. (Л.) 3) Слова хозяйки были прерваны странным шипением так что гость было и...пугался. (Г.) 4) Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшей танцовщицей что и было отчасти причиною проступка Корсакова который на другой день приезжал извини...ся перед Гаврилою Афанасьевичем; но щегольство и ловкость молодого франта н... понравились гордому боярину который прозвал его остроумно францу…ской обезьяною. (П.)
II. 1) Авдотью страх разобрал такой что коленки у неё задрожали. (Т.) 2) Я сожгу старого колдуна так что и воронам нечего будет раскл...вать (Г.) 3) Солоха высыпала уголь в кадку из другого мешка и н... слишком об…ёмистый телом дьяк влез в него и сел на самое дно так что сверх его можно было насыпать ещё с полмешка угля. (Г.) 4) Красный цвет г...рит как огонь так что н... нагляделся бы! (Г.) 5) Перёд у брички совсем ра...шатался так что она может быть и двух станций н... сделает. (Г.) 6) К этому времени меня и накормили и в баню сводили и допросили и обмундирование выдали так что я явился в блиндаж к полковнику как и полагается душой и телом чистый и в полной форме. (Шол.) 7) При таком допросе Иван Фёдорович н...вольно поднялся с места и встал навытя...ку что обыкнове...о он делывал когда спрашивал его о чём полковник. (Г.) 8) Он ра...ердился на меня чего я н... ожидал. (М. Г.)
166. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; укажите придаточные части, их связь с главной и значения.
1) Савельич внёс за мною погребец потребовал огня чтоб готовить чай который никогда так не казался мне нужен. (П.) 2) Я расплатился с хозяином который взял с нас такую умеренную плату что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. (П.) 3) Луна уже катилась по небу и мне показалось что кто-то в белом сидел на берегу. (Л.) 4) В голове моей родилось подозрение что этот слепой не так слеп как оно кажется; напрасно я старался уверить себя что бельмы подделать нельзя да и с какой целью? (Л.) 5) Он махнул рукою и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик что я до сих пор не понимаю как она не потонула. (Л.) 6) Пока он рассматривал всё странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница которую встретил он не дворе. (Г.) 7) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться да и был прав потому что Александра Степановна скоро убежала с штаб-ротмистром бог весть какого кавалерийского полка и обвенчалась с ним где-то наскоро. (Г.) 8) Не знаю чем бы разрешилось всеобщее томление если бы Яков вдруг не кончил на высоком необыкновенно тонком звуке словно голос у него оборвался. (Т.)
167. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; укажите придаточные части, их связь с главной и значения.
ВОЛЧИХА
Голодная волчиха встала чтобы идти на охоту. Её волчата все трое крепко спали сбившись в кучу и грели друг друга. Она обл...зала их и пошла.
Был уже весенний месяц март но по ночам деревья тр...щали от холода как в декабре и едва высунешь язык как его нач...нало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том как бы дома без неё кто не обидел волчат. Зап...х человеческих и лошадиных следов пни сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось будто за деревьями в потёмках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.
Она была уже немолода и чутьё у неё осл...бело так что случалось лисий след она прин...мала за собачий и иногда даже обманутая чутьём сбивалась с дороги чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов как прежде и уже далеко обходила лошадей с жеребятами и питалась одной падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко только весной когда она набредя на зайчиху отн...мала у неё детей или заб...ралась к мужикам в хлев где были ягнята.
(А.П.Ч е х о в.)
168. Прочитайте, укажите сложные предложения и их значение; спишите, расставляя знаки препинания.
I. Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли что он не приносит людям никакого добра и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе в сумраке и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца трогая его нежной и мужественной силой увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью. Некоторые слушатели вынимали деньги чтобы подарить их старику но не знали куда их положить футляр от скрипки был закрыт... Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счёт искусства музыки пряча скрипку обратно в футляр он осыпал с него деньги на землю не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно иногда уже в полночь когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца пока слушатель не уходил заплакав во тьме про себя. Может быть у него было своё горе встревоженное теперь песнью искусства а может быть ему стало совестно что он живёт неправильно или просто он выпил вина...
(А. П л а т о н о в.)
II. Когда склоняется день когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы тогда только можно видеть древнюю столицу во всём её блеске ибо подобно красавице показывающей только вечером свои лучшие уборы она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное неизгладимое впечатление.
Что сравнить с этим Кремлём который окружась зубчатыми стенами красуясь золотыми главами соборов возлежит на высокой горе как державный венец на челе грозного владыки?...
( М.Ю. Л е р м о н т о в.)
169. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Укажите виды придаточных частей.
1) Вода голубая (от) того что в ней отражалось небо страстно манила к себе. (Ч.) 2) Внутренность влажной от дождя рощи беспрестанно изменялась смотря (по) тому светило ли солнце или закрывалось облаками. (Т.) 3) Мы обитали в поле за городом в старом (полу) разрушенном здании (по) чему (то) называвшемся “стеклянным заводом” может быть (по) тому что в его окнах (не) было (ни) одного целого стекла. (М. Г.) 4) Стеклянная дверь на балкон была закрыта что (бы) из сада не несло жаром. (А. Н. Т.) 5) Была грустная августовская ночь грустная (по) тому что уже пахло осенью. (Ч.) 6) Огурцы были (на) столько нежны что парниковая зелень их кожицы отливала белизной. (Фед.) 7) Дорога была только одна и (при) том широкая и обставленная вехами (так) что сбиться было (не) возможно. (Кор.) 8) Никита и сам (не) знал (по) чему хочется ему стоять и глядеть на эту пустыню. (А. Н. Т.) 9) (Не) смотря на то что все окна были занесены снегом я чувствовал что день стал светлее вчерашнего. (Кор.) 10) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её (от) чего (тот) час (же) раздался оглушительный выстрел. (Ч.)
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 118. Значение бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них.
Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложением называется такое, в котором части объед-инены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и времени глаголов, например: Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом. (Т.)
В этом сложном предложении рисуется картина раннего утра. Сложное предложение состоит из трёх частей; их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью глагольных форм: все три сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами устанавливается одновременность, сосуществование явлений.
Сложные бессоюзные предложения по своим значениям, интонации и глагольным формам не являются однородными: в одних из них отражаются простейшие соотношения явлений действительности (одновременность, следование одного явления за другим), в других—очень сложные (причинные, условные
и др.).
В современном русском языке бессоюзные сложные предложения очень широко распространены в художественной литературе. Наряду с этим они широко используются и в разговорной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений.
П р и м е р ы. 1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.) В этом сложном предложении три простых предложения; они указывают на то, что одно явление следует за другим, связь выражена интонацией перечисления и однородностью форм сказуемого: все три сказуемых выражены глаголами совершенного вида, прошедшего времени.
2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. (Н. О.) В этом сложном предложении второе простое предложение указывает причину того, о чём сообщается в первом предложении, связь выражена объяснительной интонацией и соотношением сказуемых: оба сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени.
3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Т.) В этом сложном предложении второе предложение поясняет первое; пояснительное значение выражается предупредительной интонацией и употреблением местоимения так: сделаю так (а дальше разъясняется, как именно сделает говорящий).
4) Назвался груздем — полезай в кузов. (Посл.)
5) Повадился кувшин по воду ходить — головы ему не сносить. (Посл.) В примере под п. 4 первое предложение заключает условие, второе — следствие. В примере под п. 5 содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Несмотря на различие в значении, по интонации оба примера сходны: в каждом есть небольшое повышение голоса в конце первой части и после неё небольшая пауза.
По смысловым отношениям, а в некоторых случаях и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, например: Дорога бежала навстречу, ветви больно хлестали Морозку по лицу (Фад.) (Ср.: Дорога бежала навстречу, и ветви больно хлестали Морозку по лицу.) Другие бессоюзные сложные предложения ближе к сложноподчинённым, например: Успокойтесь: рана не опасна. (Т.) (Ср.: Успокойтесь, потому что рана не опасна.) Третьи сложные бессоюзные предложения допускают разное понимание, и поэтому их можно соотнести и со сложносочинёнными, и сложноподчинёнными, например: Лес рубят — щепки летят. (Ср.: Лес рубят, а щепки летят. Когда лес рубят, щепки летят. Если лес рубят, щепки летят.) По особенностям своего строения и значения бессоюзные сложные предложения выделяются в особую группу и не делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Но вполне допустимо отмечать близость одних бессоюзных предложений к сложносочинённым, а других — к сложноподчинённым.
На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: з а п я т о й, т о ч к о й с з а п я т о й, д в о е т о ч и е м и т и р е.
Запятая и точка с запятой ставятся между предложениями в том случае, если смысловые отношения близки к тем, которые выражаются соединительными союзами.
Запятая ставится, если предложения кратки и тесно связаны по смыслу, например: Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучья. (Т.)
Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены, например:
Полесье приняло нас в свои недра. С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны.. дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес. (Т.)
Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или дополняет первое. Разъясняющих предложений может быть не одно, а несколько. Наиболее часто встречаются следующие три случая:
1) Второе предложение (или группа предложений) указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.)
2) Второе предложение (или группа предложений) поясняет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) Что-то зачернело впереди на дне узкой ложбины: то был Пегас. (Т.)
3) Второе предложение (или группа предложений) дополняет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.)
Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то после него ставится запятая, например: Слышу, земля задрожала. (Н.) В первой части подобных бессоюзных предложений, до двоеточия, нередко употребляются слова типа так, такой, следующий, весь, всякий, вот что, вот как, главное, важное, вопрос, задача и под. Ср.: Сделаем следующее: вы пойдёте налево, а я направо. Вот что плохо: у вашего сына совсем нет желания учиться. Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись.
Т и р е ставится при других отношениях между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в частности:
1) Предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный р е з у л ь т а т действия, например: Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр.)
2) Содержание одного предложения п р о т и в о п о с т а в л я е т с я содержанию другого, например: Шестнадцать лет служу — такого со мной не бывало. (Л. Т.)
3) Первое предложение указывает на в р е м я действия того, о чём говорится во втором предложении, например: Песенка кончилась — раздались обычные рукоплескания. (Т.)
4) Первое предложение указывает у с л о в и е того, о чём говорится во втором, например: Ставнем стукнет — он вздрогнет и побледнеет. (Л.)
5) Второе предложение (или группа предложений) указывает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении, например: Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (Т.)
6) Содержание первого предложения с р а в н и в а е т с я с содержанием второго, нап-ример: Молвит слово — соловей поёт.
П р и м е ч а н и е. Выбор тех или иных знаков препинания для постановки между предложениями нередко зависит от того, какие из возможных отношений хочет установить пишущий.
Сравните пунктуацию в двух описаниях у А. С. Пушкина: 1) Редел на небе мрак глубокий, ложилась тень на тёмный дол, взошла заря. (“Кавказский пленник”.) 2) Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (“Полтава”.)
В предложении Они нападали на неё; Владимир Сергеевич начал защищать её И. С. Тургенев устанавливает простую последовательность событий, а не противоположность их; поэтому он ставит точку с запятой, а не тире, обозначая этим соответствующую интонацию.
Упражнение 170. Данные ниже бессоюзные предложения превратите в сложноподчинённые предложения с союзами.
О б р а з е ц. Мы не смогли вовремя выехать: не было билетов,— Мы не смогли вовремя выехать, так как не было билетов.
1) Сдадите работу в срок — отпуск вам будет обеспечен. 2) Вдруг показалось ему: кто-то вошёл в дом. 3) У нас принцип такой: сделал своё задание — помоги товарищу. 4) По всему чувствуется: скоро теплу конец, начнутся дожди. 5) Только теперь увидел он: возле двери маячил часовой. 6) Вода спадёт — сразу начинайте земляные работы. 7) Андрей проснулся поздно: солнце уже высоко поднялось над горизонтом. 8) В деревню теперь не проехать: река разлилась. 9) Мальчики долго не спали, переговариваясь: всех взволновал рассказ старика. 10) В справочной мне сказали: сегодня самолёта на Ташкент не будет, придётся подождать до завтра.
СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
§ 119. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главной части; 2) первая придаточная часть присоединяется к главной части, вторая — к первой придаточной и т. д.
I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главной части, могут быть о д н о р о д н ы м и и н е о д н о р о д н ы м и.
1. О д н о р о д н ы е придаточные имеют одинаковое значение и как однородные члены произносятся тоном перечисления;
между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главной частью называется с о п о д ч и н е н и е м, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными.
Если соподчинённые (однородные) части соединяются сочинительными союзами, то запятая ставится перед последними по тем же правилам, что и при однородных членах.
1) Я помню, как мы бежали, па полю, как жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы пробирались сквозь кусты боярышника. При главной части предложения имеются четыре однородные (соподчинённые) части (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления; между ними стоят запятые.
Главная часть
Придаточные однородные (соподчинённые) части (изъяснительные).
2) Отец мой говорил, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. (А.) При главной части предложения имеются две однородные (соподчинённые) части (изъяснительные), связанные одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.
Главная часть
Придаточные однородные (соподчинённые) части (изъяснительные).
3) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды. (Ч.) При главной части имеются три соподчинённые части (изъяснительные); во второй соподчинённой части опущен союз как; первая и вторая соподчинённые части связаны одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.
Главная часть
Придаточные однородные (соподчинённые) части (изъяснительные).
4) Он раздражителен и когда болен, и когда здоров. При
главной части предложения имеются две однородные (соподчинённые) придаточные части (со значением времени); перед каждой придаточной частью стоит союз и; перед вторым союзом и поставлена запятая.
Главная часть
Придаточные однородные (соподчинённые) части (времени).
5) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)
При главной части имеются две однородные придаточные части (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые; между ними поставлена точка с запятой.
Главная часть
Придаточные однородные части (определительные) .
2. При главной части могут быть н е о д н о р о д н ы е п р и д а т о ч н ы е, которые имеют разные значения, например:
1) Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (А.) При главной части находятся две неоднородные придаточные части: времени и определительная, которые отделяются от главной запятыми.
Главная часть
Придаточные неоднородные части (времени и определительная).
II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные части образуют цепь: первая часть относится к главной части (придаточная 1-й степени), вторая относится к придаточной 1-й степени (придаточная 2-й степени) и т. д., например: Макар знал. что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Кор.) Такая связь частей сложноподчинённого предложения называется п о с л е д о в а т е л ь н ы м п о д ч и н-е н и е м.
Главная часть
Придаточная часть 1-й степени (изъяснительная) .
Придаточная часть 2-й степени (определительная).
При последовательном подчинении одна придаточная часть может быть внутри другой; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза, например: Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать. При главной части имеется изъяснительная часть (что об охоте нечего и думать), а при ней — придаточная часть со значением условия, расположенная внутри первой части.
Главная часть
Придаточная часть (изъяснительная). Придаточная часть (условная).
Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза — то или так, например: 1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать; 2) Брат строго сказал Алёше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание.
III. Имеются такие сложноподчинённые предложения, в которых указанные виды предложений комбинируются, например:
Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел над самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. (Г.)
Главная часть
Придаточная часть 1-й степени (времени).
Придаточная часть 2-й степени (со значением степени действия).
Придаточная часть 3-й степени (со значением условия).
§ 120. Сложносочинённые предложения, в состав которых входят сложноподчинённые предложения.
В состав сложносочинённых предложений могут входить сложноподчинённые предложения; в таких сложносочинённых предложениях рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы, например: Покуда учитель толковал ему [Серёже], он верил и как будто понимал, но, как только он оставался один, он решительно не мог вспомнить и понять, что коротенькое и такое понятное слово “вдруг” есть “обстоятельство образа действия”. (Л. Т.) В этом сложносочинённом предложении сочинительный союз но стоит между сложноподчинёнными предложениями. Рядом оказались два союза: но и как только, между которыми стоит запятая. Запятая не ставится в том случае, если второй союз (когда, если, так как) имеет добавочную часть то или так, например: Мы подбирали грибы и говорили, и когда она спрашивала о чём-нибудь, то заходила вперёд, чтобы видеть моё лицо. (Ч.)
Не ставится запятая в сложноподчинённом предложении перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общую придаточную часть, например: Солнце уже садилось и над рекой поднимался туман. когда мы возвращались домой.
Упражнение 171. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Изумит и обраду...т хор дроздов того, кто в первый раз его услыш...т, потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень н... услыш...шь прежнего разнообразного пения. (А.) 2) Как несказа...о великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во...торжествует и последние волны согретого тумана то скатываю...ся и ра...тилаю...ся скатертями, то изв...ваю...ся и исчезают в глубокой нежно сияющей вышине.(Т.) 3) Как н... владела собой Одинцова, как н... стояла выше всяких предрассудков, но и ей было н...ловко, когда она явилась в столовую. (Т.) 4) Парoм подвигался с такой медлительностью, что если бы н... постепенная обрисовка его контуров, то можно было бы подумать, что он стоит на одном месте или же идёт к тому берегу. (Ч.) 5) Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаю...ся в почтовые ящики, а из ящика развозя...ся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольчиками. (Ч.)6) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды. (Ч.)7) Когда он [Варламов] подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг своё зрение, чтобы получше ра...смотреть его. (Ч.) 8) Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот-вот он должен погибнуть, но всё ещё приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва (в 1812 г.) невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорву...ся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоря...ся. (Л. Т.) 9) Ночной же порою, когда темнотою земля покрывалась и в небе с луною одна за другою звезда зажигалась, на луг благовонный являлся светляк. (Ж) 10) Заголосили петухи, а голова всё ещё болела, а в ушах был такой шум, как будто Ергунов сидел под железнодорожным мостом и слушал, как над его головой проходил поезд. (Ч.) 11) Уже совсем ра...вело и народ стал поднима…ся, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.) 12) Ей пробовали ра...казывать, что говорил доктор, но оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Т.)
172. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
I. 1)Если у тебя есть свободный час если ты приехал в командировку с фронта пройдись на рассвете по улицам своего города. (С и м о н о в.) 2) Если вспыхнет война против того класса силами которого я живу и работаю я тоже пойду рядовым бойцом в его армию. (М. Г.) 3) Всё что было сделано в прошлом общеполезного для человечества всё это только начало работы только первые камни фундамента на котором нынче начали строить новый мир наши рабочие и крестьяне. (М. Г.) 4) Легко работать когда знаешь что труд твой ценят энергичные строители нового мира новой культуры. (М. Г.)
II. 1) Расставшись с Максимом Максимычем я живо проскакал Терекское и Дарьяльское ущелья завтракал в Казбеке чай пил в Ларсе а к ужину поспешил во Владикавказ. Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не станет. Я остановился в гостинице где останавливаются все проезжие. (Л.) 2) Ребёнок видит что и отец и мать и старая тётка и свита все разбрелись по своим углам а у кого не было его тот шёл на сеновал другой в сад третий искал прохлады в сенях а иной прикрыв лицо платком от мух засыпал там где сморила его жара и повалил громоздкий обед. (Гонч.) 3) Пастух ответил не сразу. Он опять поглядел на небо и в стороны подумал поморгал глазами... По-видимому, своим словам придавал он не малое значение и чтобы усугубить им цену старался произносить их врастяжку с некоторою торжественностью. Выражение лица его было старчески острое степенное и оттого что нос был перехвачен поперёк седлообразной выемкой и ноздри глядели кверху казалось хитрым и насмешливым. (Ч.) 4) Мелитон плёлся к реке и слушал как позади него мало-помалу замирали звуки свирели. Ему всё ещё хотелось жаловаться. Печально поглядывал он по сторонам и ему становилось невыносимо жаль и небо и землю и солнце и лес а когда самая высокая нотка свирели пронеслась протяжно в воздухе и задрожала как голос плачущего человека ему стало чрезвычайно горько и обидно на непорядок, который замечался в природе. Высокая нотка задрожала оборвалась и свирель смолкла. (Ч.) 5) Если завтра увидите его то попросите чтобы он ко мне заехал на минутку. (Ч.) 6) В воздухе куда ни взглянешь кружатся целые облака снежинок так что не разберёшь идёт ли снег с неба или с земли. (Ч.) 7) Я знаю только то что в Кракове явился самозванец и что король и папа за него. (П.) 8) Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. (М. Г.) 9) Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова её были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце. (С и м о н о в.) 10) Валек обнимал меня как брата и даже Тыбурций по временам смотрел на нас троих какими-то странными глазами в которых что-то мерцало точно слезы. (Кор.) 11) Когда Каштанка проснулась было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (Ч.) 12) Кругом теряясь в золотом тумане теснились вершины гор как бесчисленное стадо и Эльбрус на юге вставал белой громадой замыкая цепь льдистых вершин между которыми уже бродили волокнистые облака набежавшие с востока. (Л.)
173. Прочитайте, укажите сложные предложения и их строение; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ
Он (Беликов) был замечателен тем что всегда даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши и когда вынимал перочинный нож, чтобы очистить карандаш то и нож у него был в чехольчике и лицо казалось тоже было в чехле так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки фуфайку уши закладывал ватой и когда садился на извозчика то приказывал поднимать верх. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уединил бы его защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его пугала держала в постоянной тревоге и быть может для того чтобы оправдать эту свою робость своё отвращение к настоящему он всегда хвалил прошлое и то чего никогда не было и древние языки которые он преподавал были для него в сущности те же калоши и зонтик куда он прятался от действительной жизни.
— О как звучен как прекрасен греческий язык! — говорил он со сладким выражением и как бы в доказательство своих слов прищурив глаз и подняв палец произносил:—Антропос!
(А. П. Ч е х о в.)
174. Прочитайте, укажите сложные предложения и их строение, затем укажите обособленные члены предложения; спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Уже садилось солнце. Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах. В доме опять запели и издали скрипка производила впеч...тление человеческого голоса. Коврин напрягая мысль чтобы вспомнить где он слышал или читал легенду направился н... спеша в парк и н...заметно дошёл до реки.
По тропинке бежавш...й по крутому берегу мимо обнажё...ых корней он спустился вниз к воде обеспокоил тут куликов спугнул двух уток. На угрюмых соснах кое-где отсвечивали последние лучи заходящего солнца но на поверхности реки был уже настоящий вечер. Коврин по лавам перешёл на другую сторону. Перед ним теперь лежало широкое поле покрытое молодой ещё н... цветущей рожью. Н... человеческого жилья н... живой души вдали и каже...ся что тропинка если пойти по ней приведёт в то самое неизвестное загадочное место куда только что опустилось солнце и где так широко и величаво пламене...т вечерняя заря.
“Как здесь просторно свободно тихо! — думал Коврин идя по тропинке.— И каже...ся весь мир смотрит на меня притаился и ждёт чтобы я понял его”.
Но вот по ржи пробежали волны и лёгкий вечерний ветерок к...снулся его н...покрытой головы. Через минуту опять порыв ветра но уже сильнее зашумела рожь и послышался сзади глухой ропот сосен.
(А. П. Ч е х о в.)
§ 121. Синонимика сложных предложений.
Одну и ту же мысль можно выразить разными синтаксическими способами, используя как сочинительные, так и подчинительные связи, обозначая эти связи как с помощью союзов и союзных слов, так и — в бессоюзных предложениях — при помощи интонации. Синонимия различных синтаксических конструкций является одним из основных средств стилистического варьирования речи, она способствует гибкости и выразительности языка. При этом синтаксические синонимы могут использоваться и в пределах одного речевого стиля, и в разных стилях, отличаясь друг от друга стилистической окраской.
Например, присоединительные конструкции (см. § 117), синонимичные сочинительным, обычно не отличаются от последних ни стилистической окраской, ни употребительностью. То же надо сказать о синонимии сложноподчинённых предложений с придаточными следствия и сложносочинённых, в которых союз и соединяет предложения, обозначающие связанные причинно-следственной связью действия. Ср.: Усталый, он повалился на кровать и мгновенно уснул, так что (поэтому) я не смог добиться от него ни слова.— Усталый, он повалился на кровать и мгновенно уснул, и я не смог добиться от него ни слова.
С другой стороны, сложноподчинённые предложения и бессоюзные различаются по основным сферам своего распространения: так как в бессоюзных предложениях главную роль для связи их частей играет интонация, то естественно, что бессоюзие широко используется в устно-разговорной речи. В книжно-письменной речи интонация не может непосредственно служить для выражения отношений между частями высказывания — для этого используются союзы и союзные слова. Поэтому в стилях книжно-письменной речи больше распространены разные типы сложноподчинённых предложений.
Иногда сложные предложения различаются употребляемыми в них союзами и формами глаголов-сказуемых. Обычно эти различия бывают связаны со стилистической дифференциацией.
Например, придаточные причины, присоединяемые к главной части сложноподчинённого предложения с помощью союза так как, имеют несколько более книжную окраску, чем те, которые присоединяются к главной части с помощью союза потому что. Ещё большей книжностью (и архаичностью) отличаются сложноподчинённые предложения с придаточным причины, содержащие союз ибо. Ср.: Я молчал, потому что не знал, что ответить.— Я молчал, так как не знал, что ответить.— Я молчал,
ибо не знал, что ответить.
К сложноподчинённым предложениям с придаточными условными близки по значению предложения, у которых сказуемое выражено формой повелительного наклонения, употреблённого в значении сослагательного, например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (Кр.) Такие предложения свойственны исключительно разговорной речи.