<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Г.Ф.Жидкова
 Обучение научной речи
 на материале текстов по культурологии
 корректировочный курс
 учебное пособие
 
 Пособие предназначено для студентов-иностранцев гуманитарных факультетов университета, обучающихся на 1-ом курсе:
 Цель пособия - корректировка лексических, грамматических навыков, обучение чтению, письму, аудированию, говорению.
 Активизируются грамматические навыки, указанные в "Корректированном курсе русского языка под ред. Городиловой Г.Г., Логиновой В.Г. "Русский язык" 1978 г.
 
 КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
 Задания к тексту "культура и цивилизация"
 Задание 1. Прочитайте словосочетания.
 понятие культуры, определение культуры, общее значение, термин "культура", человеческая деятельность, современная наука, научная школа, известный культуролог, создатель научной школы, создатель символической школы, человеческое общество, законы развития, законы функционирования, функциональный признак
 Задание 2. Прочитайте про себя каждое словосочетание. Не глядя, повторите его вслух.
 а) человеческая деятельность, человеческое общество, современная наука, собственные законы, функциональный признак, определенная форма, письменные источники, чувственные образы, творческая деятельность, биологическая жизнь, биологические механизмы, социальный опыт, многозначный термин, примитивные племена, варварские племена, философская литература
 б) выражение определенного содержания, выражение идеального содержания, совокупность всей информации, изучение творческой деятельности, процесс творческой деятельности, хранение духовных ценностей, обозначение различных свойств, создатель символической школы, способ человеческой деятельности
 в) приобретать общее значение, называть термином "культура", сформировать несколько определений, сформулировать определение "культуры", создать символическую школу, иметь собственные законы, выражать идеальное содержание, рассматривать формы бытия, отличать культуру от цивилизации, определять сущность понятия, подчеркивать их превосходство, использовать для обозначения, войти в философскую литературу, характеризовать прогресс человечества
 Задание 3. Прочитайте словосочетания № 1, 2. Постарайтесь понять смысл каждого словосочетания. В случае необходимости обратитесь к словарю.
 Задание 4. Разделите предложения на синтагмы. Прочитайте предложения.
 Понятие "культура" имеет разнообразные толкования. Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к самым многозначным. Слово "культура" появилось в латинском языке. Слово "культура" приобрело более общее значение.В последующем его значение изменилось. В этом значении оно вошло во многие языки. Особый мир человеческой деятельности называют культурой. Американский культуролог Л.Уайт - создатель символической школы.
 Задание 5. Прочитайте предложения про себя и, не глядя, повторите их вслух.
 Впервые слово "культура" появилось в латинском языке. В последующем оно приобрело другое значение. Слово "культура" приобрело более общее значение. Слово "культура" вошло в европейские языки. Слово "культура" вошло в русский язык. "Культурой" называют человеческую деятельность. Культурой называют особую человеческую деятельность. Культурой называют особый мир человеческой деятельности. В современной науке существует много определений культуры. В современной науке сформировано много определений культуры. В современной науке сформулировано много определений культуры.
 Задание 6. Прочитайте слова. Найдите в них общий корень.
 1 понимать, понимание, понимающий
 2 существовать, существование, существо, существенный, существующий, существительное
 3 формировать, форма, сформированный, оформить, оформленный, оформление, оформитель
 4 создавать, создание, создатель, создающий
 5 отличать, отличие, отличный, отличник, отличающий, отличающийся, отличительный
 
 
 Задание 7. Прочитайте слова. Скажите, как они образованы.
 1 просвещенность, воспитанность, образованность, действительность, особенность, непосредственность, чувственность, наследственность
 2 человеческий, биологический, специфический, творческий, городской, политический, латинский, культурологический
 3 культуролог, филолог, социолог, биолог, археолог, спелеолог; культурология, филология, социология, биология, археология, спелеология
 
 Задание 8. Трансформируйте словосочетания, используя вместо глаголов существительные с тем же корнем. Запишите их.
 Образец : определить культуру - определение культуры
 рассматривать культуру, выражать содержание, понимать содержание, обозначать культуру, определять культуру, исследовать культуру, создать теорию, определить позицию
 Задание 8. Прочитайте текст "Культура и цивилизация". Ответьте на вопросы.
 КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
 Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразное толкование. Впервые слово "культура" появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд.
 В последующем оно приобрело более общее значение. Под культурой стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека. В этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и русский.
 Значение научного понятия термин "культура" приобрел в XVII-XVIII вв. Особый мир человеческой деятельности, существующий между природой и личностью, называют "культурой".
 В современной науке сформировано более 300 определений культуры. С конца XIX века особенно влиятельной становится американская школа культурной антропологии.
 Американский культуролог Л. Уайт - создатель символической школы. Он считал, что культура - это особая область действительности. Она присуща лишь человеческому обществу и имеет свои собственные законы функционирования и развития.
 Функциональным признаком людей, отличающим их от животных, Л.Уайт считал символ. Символ - (от греч. symbolon- знак, примета) - это понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, а также чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного, чувственно-телесного бытия. Культуре присущи определенные символические формы: письменные источники, ритуалы, культы, обряды. Исследование культуры - это изучение особенностей этих форм.
 Ю.Лотман определял культуру как совокупность всей ненаследственной информации, способов ее хранения и организации.
 В рамках деятельностного подхода культура рассматривается как процесс творческой деятельности или как специфический способ человеческой деятельности. Как процесс творческой деятельности, культура определяется в виде процесса производства, хранения духовных ценностей. Как специфический способ человеческой деятельности, культура есть то, что отличает человеческую деятельность от форм биологической жизни.
 В обществе человеческая жизнедеятельность закрепляется в традициях и социальном опыте. На смену биологическим механизмам приходят внебиологические. Системы этих механизмов и средств и есть культура.
 Цивилизация - многозначный термин. Значение этого слова определяется латинским civis (гражданин) (восходит к латинскому слову civis (гражданин).
 Римляне под цивилизацией понимали развитость городского уровня жизни. Этот уровень городской жизни подчеркивал их превосходство в бытовом и политическом отношении и отличал их от примитивных окружающих варварских племен.
 Долгое время термин "цивилизация" использовался для обозначения свойств воспитанности, вежливости, утонченности в отличие от представления о деревенском, грубом.
 С конца XVII века этот термин вошел в европейскую философскую литературу. Он характеризовал в основном единство всемирной истории, прогресс человечества. Развитие культуры рассматривалось как прогресс цивилизации.
 
 
 
 Вопросы:
 
 1 Когда и где впервые появилось слово "культура" ?
 2 Какое значение имело слово "культура" в латинском языке и как это значение в последующем изменилось?
 3 В какие языки вошло слово "культура"?
 4 Когда слово "культура" стало научным понятием ?
 5 Каково содержание научного понятия "культура"?
 6 Как понимает культуру американский культуролог Л.Уайт?
 7 Каково понимание культуры у Ю.Лотмана в рамках деятельностного подхода?
 8 Когда термин "цивилизация" вошел в философскую литературу?
 
 Запомните!
 отличать
 определять
 называть
 понимать
 обозначать (что?) культуру
 рассматривать
 изучать
 исследовать
 характеризовать
 
 использовать
 сформулировать (что?) определение
 создавать
 
 выделять
 подчеркивать характерные черты
 
 Задание 9. Найдите в тексте предложения со следующими словами. Выпишите слова из текста в сочетании с зависимыми от них словами.
 Образец:
 определять, отличать, понимать, подчеркивать, характеризовать
 Задание 10. Продолжите предложения. Запишите их.
 1 Под культурой в последствии понимали...
 2 Термин "культура" обозначает...
 3 Культуру определяют как...
 4 Л.Уайт рассматривает культуру как...
 5 Л.Уайт характеризует символ как...
 6 Культура отличает человеческую деятельность...
 7 Под "цивилизацией" римляне понимали...
 8 Уровень городской жизни римлян подчеркивал...
 
 Задание11. Сравните значения выделенных слов в предложениях. Определите, в чем отличие их значений? Замените эти слова синонимичными.
 1 Термин "культура" приобрел значение научного понятия. - Отец приобрел машину.
 2 Этот термин вошел в европейскую литературу. - Молодой человек вошел в дом.
 3 Впервые слово "культура" появилось в латинском языке. - Этот гость появился неожиданно.
 4 Мы рассматриваем культуру как творческую деятельность. - Туристы рассматривают собор.
 5 На смену биологическим механизмам приходят внебиологические.- Студенты приходят в университет в 9 часов.
 
 Обратите внимание !
 Ученый определяет культуру как творческую деятельность
 Культура определяется ученым как творческая деятельность
 Задание 12. Трансформируйте следующие предложения, заменив возвратные глаголы невозвратными. Запишите предложения.
 
 1. В обществе человеческая деятельность закрепляется в традициях и социальном опыте.
 2. Культура определяется в виде процесса производства, хранения духовных ценностей.
 3. Культура рассматривается ученым как специфический способ человеческой деятельности.
 4. Материальными вещами, чувственными образами выражается идеальное содержание.
 5. Люди отличаются от животных функциональным признаком (символом).
 6. Культура и цивилизация характеризуются определенными признаками
 Образец: 1.Культура и цивилизация изучаются много лет. Культуру и цивилизацию изучают в течение многих лет.
 2. Ученые изучают культуру и цивилизацию в течение многих лет. Культура и цивилизация изучаются учеными в течение многих лет.
 1. Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к одним из самых многозначных.
 2. Словом "культура" обозначалось обработка земли, земледельческий труд.
 3. Под культурой понималось просвященность, образовательность человека.
 4. Особый мир человеческой деятельности, существующий между природой и личностью, учеными называются "культурой".
 5. В современной науке сформировалось более 300 определений культуры.
 6. Ю. Лотманом культура определяется как совокупность всей наследственной информации.
 7. В рамках деятельного подхода культура рассматривается как процесс творческой деятельности.
 8. Долгое время термин "цивилизация" использовался для обозначения свойств воспитанности, вежливости, утонченности.
 
 Обратите внимание !
 Культура присуща (чему?) лишь человеческому обществу.
 Культура характерна (для чего?) для человеческого общества.
 Задание 13. Трансформируйте предложения, используйте в качестве сказуемых краткие прилагательные : присуща (чему?), характерна (для чего?).
 1 Культура имеет свои собственные законы функционирования и развития.
 2 Человек обладает функциональным признаком, отличающим его от животных.
 3 Культура характеризуется определенными символическими формами.
 4 По мнению римлян цивилизация отличается высоким уровнем городской жизни.
 5 Высокий уровень жизни не характеризует варварские племена.
 6 Термин "культура" - многозначен.
 7 Слово "культура" имеет общее значение.
 8 Культурный человек - это просвещенный, воспитанный, образованный человек.
 
 Задания к тексту "Культура и цивилизация в современной отечественной культурологии"
 Задание 1. Прочитайте словосочетания.
 а) отечественная культурология, специфический способ, человеческая деятельность, творческая деятельность, социальная жизнь, творческий процесс;
 б) два основных направления, способ человеческой деятельности, стадия развития культуры, процесс творческой деятельности, форма организации социальной жизни, результат сложной и длительной эволюции;
 в) выделить два основных направления, считать особым способом человеческой деятельности, определять как стадию развития культуры, являться характерными чертами, рассматривать как процесс творческой деятельности, создавать необходимые предпосылки, отличаться сложностью и многозначностью.
 Задание 2. Прочитайте словосочетания. Скажите, как вы их понимаете (что они обозначают?).
 Соотношение культуры и цивилизации, способы самовыражения в различных видах деятельности, социальное бытие культуры
 Задание 3. Читайте предложения. Члените их на синтагмы, слова в синтагмах читайте слитно.
 1 В современной отечественной культурологии выделяют два направления.
 2 Культуру они рассматривают как процесс творческой деятельности.
 3 Для функционирования культуры цивилизация создает предпосылки.
 4 Цивилизация определяет социальное бытие культуры.
 5 Современная мировая цивилизация - это результат сложной и длительной эволюции.
 6 Ученый считает культуру специфическим способом человеческой деятельности.
 
 Задание 4. Прочитайте слова. Найдите в них общий корень.
 1 выделить, делить, выделение, выделяющий
 2 характерный, характеризовать, характер, характеристика, характеризующий
 3 функционировать, функция, функциональный, функционер
 4 выражать, выражение, выразительный, выражающий
 5 эволюция, эволюционный
 
 Задание 5. Скажите, чем отличается в следующих парах предложений значение выделенных слов. Трансформируйте предложения, заменив выделенные слова синонимичными.
 1 Идите в этом направлении, там центр города. В современной отечественной культурологии выделяются два основных направления.
 2 Вам понятно это выражение? Культура - это выражение творческой деятельности человека.
 3 Можно задать вам вопрос? В вопросе о соотношении понятий "культура" и "цивилизация" много сложнойстей.
 
 Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
 "КУЛЬТУРА" И "ЦИВИЛИЗАЦИЯ" В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
 В современной отечественной культурологии можно выделить два основных направеления в вопросе о соотношении понятий "культура" и "цивилизация".
 Э.Маркарян считает культуру специфическим способом человеческой деятельности, а цивилизацию определяет как стадию развития культуры. Характерными чертами цивилизации являются : образование классов, государства, процессы урбанизации, возникновение письменности.
 Другое понимание соотношения культуры и цивилизации характерно для В.Межуева, Э.Баллера, Н.Злобина и др. Культуру они рассматривают как процесс творческой деятельности личности, как творческое начало исторического процесса, а цивилизацию - как форму организации социальной жизни. Цивилизация создает предпосылки для функционирования культуры. С этим связано противоречие культуры и цивилизации - это противоречие между творческим процессом и формой организации.
 Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" отличаются сложностью и многозначностью. Нам представляется, что эти понятия взаимодополняющие. Культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, а цивилизация определяет социальное бытие самой культуры.
 Современная мировая цивилизация - это результат сложной и длительной эволюции первоначально отдельных, локальных цивилизаций, в том числе и тех, которые были затем разрушены, уничтожены более сильными.
 ВОПРОСЫ :
 1 Каково первое направление в вопросе о соотношении понятий "культура" и "цивилизация"?
 2 Как понимают культуру и цивилизацию представители второго направления?
 3 Почему мы можем считать, что "цивилизация" и "культура" - понятия взаимодополняющие?
 4 Имеет ли связь современная мировая цивилизация с отдельными, локальными цивилизациями ?
 
 Задание 8. Сравните тексты "Культура и цивилизация" и "Культура и цивилизация в современной отечественной культурологии". Выделите новую информацию во втором тексте.
 
 Обратите внимание!
 Культуру рассматривают (понимают) как процесс творческой деятельности человека.
 Культуру рассматривают (понимают) в качестве процесса творческой деятельности человека.
 Цивилизация выступает (проявляется) как социальное бытие культуры.
 Цивилизация проявляется (выступает) в качестве реального бытия культуры.
 Задание 11. Продолжите предложения. Запишите их.
 1 Э.Маркарян определяет культуру как...
 2 Цивилизацию этот ученый понимает как...
 3 Для других русских ученых характерно понимание культуры как...
 4 Цивилизацию эти же ученые понимают в качестве...
 5 Цивилизация выступает как...
 6 Культура проявляется в качестве...
 
 Задание 12. Трансформируйте следующие предложения, используйте соответствующие возвратные глаголы. Запишите ваши предложения.
 Образец: В отечественной культурологии выделяют два основных направления в вопросе о соотношении понятий "культуры" и "цивилизация" - В отечественной культурологии выделяются два основных направления в вопросе о соотношении понятий "культура" и "цивилизация".
 1 Э.Маркарян считает культуру специфическим способом человеческой деятельности.
 2 Цивилизацию он определяет как стадию развития культуры.
 3 Другие культурологи рассматривают культуру как процесс творческой деятельности личности
 4 Цивилизацию они понимают как форму организации социальной жизни.
 5 Цивилизация создает предпосылки для функционирования культуры.
 6 Культура характеризует человека.
 7 Цивилизация определяет социальное бытие самой культуры.
 8 Понятия "цивилизация" и "культура" отличает сложность и многозначность.
 
 Задание 13. Прочитайте текст и озаглавьте его.
 Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.
 Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек создает мир и самого себя.
 Каждая культура создана определенным отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой реализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
 Задание 14. Трансформируйте каждое предложение текста, заменяя невозвратный глагол-сказуемое или краткое страдательное причастие - возвратным глаголом. Запишите предложения.
 Образец:
 Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. - В культурологии используется понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.
 ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ"
 Задание 1. Прочитайте словосочетания.
 а) культурное развитие, культурные символы, культурные перевороты, культурные смыслы, символические формы, общезначимые образцы, творческие достижения, творческая активность, человеческий дух, талантливый человек, смысловые основы, индивидуальное творчество, смысловые доминанты, научный принцип, художественный стиль, острые столкновения;
 б) реализация человеческого творчества, многообразие культур и форм человеческого развития, трамплин для нового творчества, построение нового основания для творчества, переход к новым смысловым основаниям, рождение новой культуры, признание новых смысловых оснований, столкновения с приверженцами старой традиции, судьба нового смысла;
 в) определяться многообразием культур, закрепляться в символических формах, представлять собой, определять мысли группы людей, приобщаться к творческим достижениям, созерцать культурные ценности, оживлять культурные символы, развивать общие основания, приходить к самым неожиданным открытиям, испытываться в опыте других людей.
 Задание 2. Прочитайте следующие предложения. Выразите это же содержание по-другому.
 1 Культура есть реализация человеческого творчества и свободы.
 2 Многообразие культур определяется тем, что культура представляет собой продукт человеческого творчества.
 3 Культура закреплена в символических формах.
 4 Символические формы культуры представляют собой общезначимые образцы.
 5 Логика культуры надиндивидуальна.
 
 Задание 3. Прочитайте текст. Разделите его по смыслу на 3 части. Выразите содержание каждой части в 1-2 предложениях. Озаглавьте каждую часть.
 ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
 Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, этим определяется многообразие культур и форм культурного развития. Культура закреплена в символических формах, которые каждое поколение получает уже в готовом виде. Эти формы представляют собой общезначимые образцы. Логика культуры надиндивидуальна, не зависит от прихоти и желания отдельного человека, и именно она определяет мысли и чувства большой группы людей. Поэтому мы можем сказать, что и культура творит человека, но в то же время культура сама есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя. Человек есть творец, и лишь в силу этого обстоятельства - творение культуры.
 Через культуру человек может приобщиться в творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и в собственном творчестве. Культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновляемого ими человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа.
 В переломные моменты, в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые смыслы уже перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся человеческий дух. И тогда человеческий дух уходит от старых смыслов для того, чтобы построить новое основание для творчества. Такой переход к новым смысловым основаниям есть дело гения; талант же решает лишь те проблемы, которые не требуют выхода за пределы имеющегося культурного фундамента. Талантливый человек часто приходит к самым неожиданным открытиям,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ибо он развивает общие основания глубже и дальше, чем это способны сделать большинство людей. Но шагнуть за пределы - это удел лишь гения.
 Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством. Однако, чтобы из них родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда "редактируется", чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца.
 Задание 4. Закончите предложения. Запишите их.
 1 Культура определяется как...
 2 Формы культуры представляют собой...
 3 Логика культуры определяет...
 4 Культура является...
 5 Процесс рождения новой культуры носит...
 6 Культура закреплена...
 7 Культура есть...
 
 Задание 5. Сравните значения выделенных слов в следующих предложениях. Замените их синонимами.
 1 Иван живет в этом доме. Культура и ее смыслы живут в творческой активности человека.
 2 Почему ты отворачиваешься, не смотришь на меня? - Человек отворачивается от культурных смыслов.
 3 Этот человек умирает. Если человек отворачивается от культурных смыслов, они умирают.
 4 Мать ушла в магазин. - Человеческий дух уходит от старых смыслов.
 5 Построить дом нелегко. Человек строит новое основание для творчества.
 6 Идите только по переходу ! - Такой переход к новым смыслам есть дело гения.
 7 Он приходил вчера ? - Талантливый человек приходит к самым неожиданным открытиям.
 8 Он родился в 1955 году. На этих смысловых основах родилась новая культура.
 9 Здесь протекает река Яуза. - Этот процесс протекает болезненно и драматично.
 10 Не носи ребенка на руках, положи в коляску. - Этот процесс носит социальный характер.
 11 Ты хорошо закрепил веревку ? - Эти смыслы были закреплены в символических формах.
 
 Задание 6. Прочитайте слова, найдите в них общий корень.
 1 творить, творчество, творение, творец, творческий
 2 достигать, достижение, постижение, достигающий
 3 оживлять, оживление, оживляющий
 4 вдохновлять, вдохновитель, вдохновляющий, вдохновение
 5 удовлетворять, удовлетворение, удовлетворяющий, удовлетворительный
 6 происходить, происходящий, происхождение
 
 ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ТОЧКИ ЗРЕНИЯ"
 Задание 1. Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части. Озаглавьте каждую часть. В результате вы написали план текста.
  ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
 Прогресс цивилизации определял развитие культуры. Центральным местом в этой теории была идея "естественного состояния" человека, с его правом на жизнь, свободу и собственность.
 В сочинениях Р.Фергюсона, О.Мирабо, П.Гердера, Ф.Вольтера цивилизация выступала как порождение разума, залог справедливости и благоденствия. Идея прогресса цивилизации как прогресса культуры была распространена и в немецкой классической философии (И.Кант, Г.Гегель). И уже тогда (Ж.Ж.Руссо, социалисты, утописты) цивилизация рассматривалась как угроза гуманности, нравственности, как насилие над природой.
 Так возникла традиция противопоставления понятий "культура" и "цивилизация". В цивилизации подчеркивалась важность обновления, даже насильственно отклоняющего ход истории от пути природной жизни. Цивилизация олицетворяла материально-технический опыт человечества, а культура - духовный, научный и художественный. Цивилизация поклонялась разуму, а культура - духу.
 Такое понимание цивилизации разделяют и многие современные исследователи.
 В XIX веке стало распространенным понимание цивилизации Л.Морганом. По Моргану появление цивилизации связано с количественным накоплением факторов, которые определяют появление цивилизационного общества.
 Среди таких факторов выделяют повышение продуктивности хозяйства, дальнейшее разделение труда, социальное расслоение, развитие ремесла, торговли, образование городов, монументальное строительство, письменность и т.д. В качестве важнейшего общего проявления цивилизованности называют обычно социальное расслоение и формирование классовых отношений, появление частной собственности, возникновение государства.
 Ф.Энгельс вслед за Марксом представлял цивилизацию как ступень в развитии общества, следующую за дикостью и варварством. Цивилизация рассматривалась как длительный период социального развития отдельных народов и мира в целом. Характер этого развития определяется господствующими производственными отношениями.
 Французский историк Ф.Гизо заложил основы этно-исторической концепции цивилизации. Он полагал, что существуют различные цивилизации : те, которые обеспечивают прогресс человеческого общества в целом, а также и локальные цивилизации.
 В работе "Закат Европы" (1916г.) немецкий мыслитель О.Шпенглер противопоставил культуру цивилизации. Этим противопоставлением он пришел к отрицанию единства и преемственности в развитии человеческой культуры, целостности исторического прогресса. Шпенглер полагал, что любая культура, достигнув зрелости, приходит в упадок, а это неизбежно ведет к крушению общества, к которому она принадлежит. Западные общества и их культуры уже пережили точку своего наивысшего расцвета и находятся на последней стадии упадка.
 В период зарождения культуры преобладающее значение имели мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последний этап характеризуется усилением индивидуализма, распространением философских систем, развитием науки. Эту стадию Шпенглер и назвал цивилизацией, которая является переходом от творчества к повторению, от уникальности ценностей к массовому производству. Именно с этой стадией цивилизации он связывал закат Европы, предчувствие надвигающегося кризиса : бездуховности, грубого практицизма, культа потребительства.
 Противопоставление понятий "культура" и "цивилизация" продолжил Н.Бердяев. Культура, по его мнению, заражена пороком цивилизации. Цивилизация рассматривалась им как сфера действия масс, выражала рост производительных сил, господство "экономического реализма". Под "экономическим реализмом" подразумевалось материалистическое понимание истории.
 Последователем О.Шпенглера в изучении отдельных цивилизаций стал А.Тойнби. Он также считал цивилизацию концом культуры; характеризовал цивилизацию как культурно-историческую систему, ограниченную во времени и пространстве, имеющую относительное единство духовной общественно-политической и хозяйственной жизни.
 Каждая цивилизация живет до тех пор, пока общество жизнеспособно, но когда общество теряет это качество и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и приходит ее гибель.
 Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет отвергал идеи Шпенглера. У Шпенглера цивилизация противопоставлена культуре. Х.Ортега-и-Гассет подчеркивает преемственность в развитии культуры и цивилизации. Такую преемственность он считает универсальным законом истории. В связи с этим он полагает, что все культурные достижения европейских народов в прошлом должны быть сохранены ими и в настоящем и будущем. Кризис начала XX века в Европе не означает завершения европейской культурной традиции. Он свидетельствует о необходимости нового исторического возрождения. Кризис цивилизации и культуры он видит в наступлении "массовой культуры" общества. "Массовый человек" лишен индивидуальности, духовности, нравственности. Безликая, агрессивная масса превращается в разрушителя культуры. "Массовому обществу" противопоставляется элита, которая отличается умственным и нравственным совершенством, исторической инициативой, способностью выполнять общенациональные и общечеловеческие задачи. Возрождение цивилизации и культуры Ортега -и-Гассет связывает с повышением роли и значения культурной элиты.
 
 Задание 2. Выразите содержание каждой части в 1-3 предложениях. Запишите их. Вы таким образом написали тезисы текстов.
 Задание 3. Продолжите предложения. Запишите их.
 1 Цивилизация выступала как...
 2 Идея прогресса цивилизации как прогресса культуры была распространена...
 3 Цивилизация рассматривалась Руссо как...
 4 В немецкой классической философии возникла традиция противопоставления...

<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу