<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, т.е. его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.д.
 Возможности духовного развития человека связаны с материально-техническим развитием и наоборот уровень совершенства материального производства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Духовная культура включает в себя совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность.
 Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные и политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. Иначе говоря, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности.
 Вопросы:
 1 Что мы понимаем под "материальной культурой"?
 2 Можно ли отождествлять "материальную культуру" и "материальное производство"?
 3 Что характерно для культурологического подхода в оценке "материального производства"? Чем отличается этот подход от экономической точки зрения?
 4 Связана ли духовная культура с материально-техническим развитием?
 5 Каковы формы артефактов духовной культуры?
 
 
 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
 Следующие глаголы - непереходные, они не образуют страдательных форм, не используются в страдательных конструкциях.
 Запомните их :
 входить (во что?)
 существовать (где? в чем? как?)
 
 Задание 4. Закончите предложения. Запишите их.
 1 В материальную культуру входят...
 2 Артефакты духовной культуры входят...
 3 Артефакты духовной культуры существуют...
 4 Нравственные, эстетические, религиозные идеалы входят...
 5 Нравственные, эстетические, духовные идеалы существуют...
 
 Задание 5. Составьте предложения. Используйте в качестве подлежащего слова :
 человек, культура
 в качестве сказуемых следующие сочетания слов :
 занимать (какое-то) место,
 иметь (какое-то) значение
 включать в себя (что?) материальные ценности
 существовать в (каких-то) формах
 выполнять функцию
 играть роль
 
 Задание 6. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
 Обычаи - одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Обычаи являются основными регуляторами поведения в архаичных обществах. В более современных и динамичных социальных структурах они играют менее обязательную роль, однако они присутствуют в любой развитой культуре.
 Обычаи - это привычные, мало подвергаемые осознанию целостные образцы поведения. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются через обрядовые или ритуальные действия. Они представляют собой социально- стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т.п. Как и всякий образец, обычай может служить разрешением определенных действий, тогда он играет роль алгоритма исполнения. Он может также играть запретительную роль, тогда они выполняют функцию алгоритма, блокирующего определенные действия человека.
 Обычай, нормирующий механизм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей.
 Задание 7. Трансформируйте каждое предложение текста, заменив сказуемое - синонимичным.
 Например: Обычаи - одно из самых древних явлений в духовной жизни человека. Обычаи представляют собой одно из самых древних явлений в духовной жизни человека.
 Задание 8. Напишите однокоренные слова :
 присутствие
 норма
 сотрудничество
 стандарт
 запрет
 регулятор
 
 Задание 9. Скажите, как вы понимаете следующие сочетания слов, составьте предложения с некоторыми из них.
 Образцы поведения, социально-стандартизированные образцы, ритуальные действия, передаваться из поколения в поколение, играть запретительную роль, выполнять функцию алгоритма, блокировать определенные действия
 Задание 10. Скажите, что такое обычай. Приведите пример какого-либо обычая, который представляет собой:
 а) описание традиции, связанной с обрядовыми действиями;
 б) описание традиции, связанной с ритуальными действиями;
 в) описание образца поведения в быту;
 г) описание образца, блокирующего действия человека;
 д) описание обычая, связанного с нормой культурного поведения, общения людей.
 Задание 11. Подготовьте сообщение об одном из обычаев, одной из традиций вашего народа. Подумайте, какую роль играет этот обычай, традиция в вашей культуре.
 Задание 12. Прочитайте текст. Составьте план текста.
 НОРМЫ, ЦЕННОСТИ
 В духовной культуре могут действовать нормы, которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное содержание. Это могут быть нормы экономические или политические, технологические, нравственные, правовые и т.д. Такие нормы могут не иметь ритуального или обрядового характера, но они определенным образом санкционируются и действуют также, как и обычаи - запретительным или разрешительным образом.
 В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, их соблюдение является обязательным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, это порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к мотивам поведения, которые избираются. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.
 На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регулятивов приобретают ценности. Ценность формируется как синтез функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность - более сложный регулятив поведения: она подразумевает выбор, допускает полярность решений. Можно отвергать или принимать события, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку.
 Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей : ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни;
 ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;
 ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантией гражданского равенства;
 ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п., религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека, поиска целей для будущего;
 художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты;
 семейно-родственные ценности, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции и обновления их, ценности трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, справедливого удовлетворения результатами труда и т.д.
 Задание 13. Пользуясь планом текста, подготовьте сообщения на темы:
 а) Понятие нормы.
 б) Понятие ценности. Виды ценностей.
 В) Семейно-родственные ценности моего народа.
 Г) Нравственные ценности в культуре моего народа.
 Д) Политические ценности (идеи свободы).
 
 Задание 14. Прочитайте текст. Составьте конспект теста. Для этого : разделите текст на части (по смыслу), выразите содержание каждой части 1-2 предложениями и вы получите краткий конспект текста.
 МНОГОМЕРНОСТЬ КУЛЬТУРЫ КАК СИСТЕМЫ. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
 Исторически культура сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.
 Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Составными ее частями являются нравственность, религия, искусство, наука, идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельных институтов культуры.
 Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличаются, например, от научной деятельности, хотя они лишь различные способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.
 В обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых целостных функциях культуры. Прежде всего, это продуцирование и накопление духовных ценностей. Духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей, и таким образом устанавливается нормативная сущность культуры. Она осуществляет норматизацию действий, средств и целей человеческой деятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию. Она подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Кроме этого, культура, формируя эталонные, идеализированные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов основ для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека. Культура выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достоянием общества.
 Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Поэтому следующая функция культуры - познавательная в широком смысле слова. Наука - это профессионализированное познание, кроме этого в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т.д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры.
 Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей.
 Продуцируя и репродуцируя духовные ценности культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность.
 Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение.
 Кроме того, культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека.
 И, наконец, рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал. Это можно делать в театре, а можно и в храме и на карнавале.
 ГРАММАТИКА 2 РАЗДЕЛ
 Повторение субъектных, префикативных
  и объектных отношений
 (S-P-O)
 Залоги глаголов несовершенного вида
 Признак залога Название Средства выражения и значения Примеры Нет выраженного отношения к объекту Вне залога S-P
 Глагол вне отношения к объекту Он пишет, поет, работает, идет Выражено отношение к объекту Действительный
 
  S-P-On
 Переходный глагол + винительный падеж прямого объекта Он пишет песню, одевает сына, обнимает сестру Возвратно-средний S-P
 Непереходный глагол с частицей в разных значениях:
 - общевозвратном
 собственно-возвратном
 взаимно-возвратном и др. Работа выполняется
 Он одевается
 Он обнимается страдательный S-P-O
 Непереходный глагол с частицей -ся + творительный падеж субъекта действия Работа выполняется коллективом
 
 Залоги глаголов совершенного вида
 
 Название Средства выражения и значения Примеры Действительный S-P-On
 Переходный глагол + винительный падеж прямого объекта Обе стороны подписали договор
 Магазин открыли
 Он одел сына
 Она обняла сестру Возвратно-средний S-P
 Непереходный глагол с частицей в разных
 значениях:
 - общевозвратном
 собственно-возвратном
 взаимно-возвратном и др. Он подписался под договором
 Магазин открылся
 Он оделся
 Они обнялись Страдательный S-P-O
 Краткая форма страдательного причастия + творительный падеж субъекта действия Договор подписан обеими сторонами
 Магазин открыт
 Он одет
 
  РАЗДЕЛ 3
 
 РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. "МИФ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
 
 ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФОЛОГИИ, ИСКУССТВА И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ".
 
 
 Задание № 1. Прочитайте словосочетания.
 
 а) развитие мировоззрения, понимание мира, основа мифологии, стадия цивилизации, сотворение мира, произведения искусства, загадка древности, наступление затмения, дела богов и героев, посланники небес;
 б) первобытное общество, первобытный человек, образно-символическая форма, мифологическое мышление, древние мифы, всемирный потоп, изобразительное искусство, художественная культура, ритуальные церемонии, астрономическая обсерватория, солнечное затмение, длительные наблюдения, систематические наблюдения, прикладной характер;
 в) развитие мировоззрения в первобытном обществе, способ понимания мира, сказания о фантастических существах, возникновение философской картины мира, появление первых сведений о сотворении мира, первые сведения о сотворении мира, свидетельство о влиянии мифологии на изобразительное искусство, проявление первобытной художественной культуры, возведение ритуальных сооружений, возникновение зачатков научных знаний, знания в области географии, рисунки о жизни племени.
 
 Задание № 2. Прочитайте следующие предложения. Следите за слитным чтением синтагм.
 
 1. Развитие мировоззрения происходило в образно символической форме.
 2. Способом понимания мира являлось мифологическое мышление.
 3. На основе мифологии возникла философская картина мира.
 4. Уже на стадии цивилизации возникла философская картина мира.
 5. На основе мифологии сложились различные литературные формы.
 6. Со временем древние мифы вошли в священные книги.
 7. В глубокой древности появились сведения о сотворении мира.
 8. Еще древние шумеры высказывали идею о происхождении человека.
 9. Позднее этот миф заимствовали вавилоняне.
 10. Произведения искусства являются проявлением художественной культуры.
 
 Задание № 3. В следующих предложениях замените глаголы-сказуемые синонимичными. При необходимости трансформируйте предложения.
 
 1.Самый большой канал был возведен в Англии.
 2.Загадкой древности являются мегалитические сооружения.
 3.Рисунки эпохи неолита и бронзы свидетельствуют о влиянии мифологии на изобразительное искусство.
 4.Древние мифы вошли в священные книги.
 5.В глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира.
 6.Уже в первобытном обществе возникли зачатки научных знаний.
 7.Научные знания носили прикладной характер.
 8.Первобытный человек накопил немало знаний в области разных наук.
 9.Наши далекие предки интересовались историей.
 10.Наши предки могли предсказывать наступление лунных и солнечных затмений.
 
 Задание № 4. Найдите общий корень в следующих словах.
 
 1. происходить, происхождение;
 2. включить, исключить, включение, исключение;
 3. двигать, двигатель, движение, движущий;
 4. исчерпать, черпать, исчерпан, почерпнуть;
 5. возвести, возведен, произвести, возведение, произведение;
 6. запечатлеть, запечатлено, впечатление.
 
 Задание № 5. Прочитайте следующие пары предложений. Скажите, изменилось ли в научной речи значение известного вам слова.
 
 1. Как ты вошел сюда? Я ведь запер дверь. - Древние мифы со временем вошли в священные книги.
 2. Что случилось? Что здесь происходит? - Развитие мировоззрения происходило в образно-символической форме.
 3. Никто из присутствующих не заметил, когда он появился. - В глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира.
 4. Назначение Ивана Ивановича на должность премьера всех удивило. - Различны их формы и назначениея.
 5. Наступление войск на западном направлении началось вчера. - Он может предсказать наступление солнечных и лунных затмений.
 
 Задание № 5. Напишите существительные к данным глаголам.
 Образец: запечатлеть - запечатление.
 накопить
 представлять
 появиться
 явить
 
 Задание № 6. Напишите однокоренные глаголы к данным существительным:
 
 происхождение, понимание, мышление, представление, объяснение, возникновение, появление, высказывание, заимствование, влияние, свидетельство, произведение, проявление, сооружение, достижение, назначение, возведение, ведение, предсказание, наступление, наблюдение, накопление, предсказание.
 
 Задание № 7. Выразите мысль следующих предложений по-другому, заменив подчеркнутые выражения синонимичными.
 
 1.Мегалитические сооружения достигли расцвета в век бронзы.
 2.Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.
 3.Зачатки научных знаний носили прикладной характер.
 4.В глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира.
 5.Многие мифы как бы проиллюстрированы в рисунках неолита и бронзы.
 
 Задание № 8. Прочитайте текст "Возникновение мифологии, искусства и научных знаний". Ответьте на вопросы.
 
 ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФОЛОГИИ, ИСКУССТВА И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
 
  Развитие мировоззрения в первобытном обществе происходило в конкретной образно-символической форме. Способом понимания мира являлось мифологической мышление. Мифы (от греч. - предание, сказание) - это насыщенные эмоциями и реальными представлениями сказания о фантастических существах, окружающих предметах, о делах богов и героев, которые объясняли социальную действительность. На основе мифологии уже на стадии цивилизации возникла философская картина мира, а также сложились различные литературные формы и жанры. Древние мифы со временем вошли в священные книги мировых религий. Именно в глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира всемогущим богом, о первых людях и их общении с посланниками небес, о всемирном потопе и многие другие. Например, идею о том, что первый человек был вылеплен из глины богиней Энки, высказывали еще древние шумеры. Позднее этот миф заимствовали вавилоняне, ассирийцы, он вошел в Библию и Коран. О влиянии мифологии на изобразительное искусство свидетельствует то, что многие мифы как бы проиллюстрированы в рисунках эпохи неолита и бронзы.
  Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.
  Загадкой древности являются мегалитические (от греч. - большой камень) сооружения. Они воздвигались во многих регионах мира со времен позднего неолита и достигли расцвета в век бронзы. Различны их формы и назначения.
  Самый большой камень был возведен в Англии около 1900 1600 гг. до н.э. Английский ученый-астроном с помощью ЭВМ убедительно доказал, что это сооружение было не только местом ритуальных церемоний и погребений, но и астрономической обсерваторией, позволяющей с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года и даже предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Таким образом, уже в первобытном обществе на основе длительных систематических наблюдений за природой и самим человеком возникли зачатки научных знаний, которые носили преимущественно прикладной характер.
  Первобытный человек накопил немало знаний в области географии, минералогии, ботаники и зоологии, физики, химии, медицины. Интересовались наши далекие предки и историей. У индейцев-делаваров на древесной коре было запечатлено целое историческое повествование - 184 рисунка о жизни
 племени от "мирозданья" до прихода европейцев.
 
 ВОСПРОСЫ :
 
 1.Чем отличалось понимание мира в первобытном обществе ?
 2.Что такое "миф"?
 3.Какова роль мифов в понимании человеком картины мира?
 4.Как связана мифология с изобразительным искусством?
 5.Как связано древнее искусство с зачатками нации?
 
 Задание № 9. Продолжите предложения. Запишите их.
 
 1. В первобытном обществе мировоззрение развивалось...
 2. Мифологическое мышление являлось...
 3. Мифы представляют собой...
 4. Мифы объясняли...
 5. Философская картина мира возникла...
 6. Различные литературные формы и жанры сложились...
 7. Первые сведения о сотворении мира появились...
 8. Идею о происхождении человека высказывали...
 9. Этот миф заимствовали...
 10. Рисунки эпохи неолита и бронзы свидетельствуют ...
 11. Уже в первобытном обществе возникли...
 
 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
 
  Существительные в родительном падеже без предлога могут быть выражением объекта части (купить хлеба, положить сахара), максимального использования (накупить игрушек), удаления, лишения (лишиться родителей), достижения (достичь успеха), желания, ожидания (желать доброго пути, ожидать решения)
 
 Задание № 10. Обратите внимание на использование существительных в родительном падеже в литературном языке и в научной речи. Подумайте, отличается ли их значение и употребление?
 
 1.Они достигли расцвета в век бронзы.
 2.Первобытный человек накопил немало знаний в области различных наук.
 3.Миф не исчерпал себя в современной культуре.
 4.Прометей не боится гнева всемогущего бога.
 5.Зевс может избежать гибели.
 6."Всех вас я ненавижу, о боги!"
 7.Прометей долго ждал помощи от людей.
 8.Их сын превзойдет отца.
 9.Прометей достиг свободы.
 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
 
  Для научной речи характерно использование существительных в родительном падеже, зависимых от существительного - развитие мировоззрения, влияние мифологии и т.д. Обычно это отглагольные существительные. Часто встречаются несколько существительных, последовательно зависимых друг от друга - в родительном падеже.
 
 Задание № 11. Выпишите из текста словосочетания существительного с существительным в родительном падеже. Подумайте, в каком значении употреблен родительный падеж ?
 
 Задание № 12. В следующих словосочетаниях замените существительное-главное слово соответствующим глаголом. Составьте с ним словосочетание с тем же зависимым словом.
 Образец: развитие мировоззрения - развивать мировоззрение.
 
 объяснение социальной действительности, возникновение философской картины мира, появление первых сведений, сотворение мира, высказывания древних шумеров, влияние мифологии на искусство, доказательство теории о мегалитических сооружениях, ведение календарных записей, предсказание солнечных затмений, возникновение научных знаний, накопление научных знаний.
 
 Задание № 13. Продолжите следующие словосочетания, допишите зависимые существительные в родительном падеже без предлога.
 Образец: развитие мировоззрения - развитие мировоззрения первобытного человека
 
 способ понимания, объяснение существования, стадия цивилизации, возникновение картины, формы литературы, проявление культуры, доказательство существования, предсказание начала, возникновение зачатков.
 
 Задание № 14. Составьте предложения. Используйте в них в качестве подлежащих следующие словосочетания:
 
 развитие мировоззрения, способ понимания мира, философская картина мира, первые сведения о сотворении мира, проявление первобытной художественной культуры, зачатки научных знаний, знания в области различных наук.
 
 Задание № 15. По материалам текста составьте предложения. В качестве сказуемых используйте
  а) следующие глаголы: происходить, являться, объяснять, возникнуть, сложиться, войти, сотворить, заимствовать, доказать, предсказывать, накопить, интересоваться;
  б) следующие сочетания слов: являться проявлением, являться способом понимания мира, достичь расцвета, носить прикладной характер, объяснять социальную действительность.
 
 Задание № 16. Согласитесь со следующим высказыванием или опровергните его. Объясните вашу точку зрения.
 
 1. Мифологическое мышление - это способ понимания мира.
 2. Миф - это сказание о сказочных существах, делах Богов.
 3. При помощи мифов люди пытались осмыслить окружающий мир.
 4. Первые сведения о сотворении мира появились в глубокой древности.
 5. Миф о сотворении мира впервые появился в Библии.
 6. Священные книги мировых религий - более древние произведения, чем мифы.
 7. Первобытная художественная культура никогда не существовала.
 8. Мегалитические сооружения возведены в начале XIX века в России.
 9. Зачатки научных знаний возникли в эпоху Возрождения.
 10. Наши далекие предки не интересовались историей.
 
 ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "МИФ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ"
 
 Задание № 1. Прочитайте про себя сочетания слов. Не глядя повторите их вслух.
 
  взаимодействие культуры с религией, взаимодействие культуры с наукой, взаимодействие религии с мифологией, взаимодействие культуры с различными институтами;
  движение от мифа к логосу, движение от вымысла к знанию, неадекватность мифа сущности современной действительности, интерпретация ценностей современной культуры, синкретность чувственного и рационального, сведение явлений окружающего мира к человеческим представлениям.
 
 Задание № 2. Прочитайте предложения. Следите за слитностью произнесения синтагм.
 
 а) 1. Развитие культуры сопровождается возникновением самостоятельных систем ценностей.
 2. В современной культуре можно говорить об их самостоятельности.
 3 В современной культуре можно говорить о взаимодействии систем.
 4 Миф - наиболее древняя система ценностей.
 5 Культура движется от мифа к логосу.
 6 В современной культуре миф играет архаичную роль.
 7 Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф.

<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу