<< Пред.           стр. 17 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Средства реализации цели. Субъект политики при определении комплекса средств реализации своих целей непременно столкнется с непростыми задачами выбора основных принципов определения таких средств. Первая задача будет состоять в предпочтении одного из двух наиболее известных постулатов при поиске средств: или - "Цель оправдывает средства", или - "Цель, достигаемая неправедными средствами, не есть праведная цель". Вторая задача будет состоять в обязательном согласовании своих целей и средств их реализации с целями и средствами других участников политических событий.
 Основная решаемая проблема. Здесь субъект политики сосредоточивает свои усилия на преодолении главного объективного противоречия стоящей перед ним проблемы. Это противоречие существует, оно вскрывается при анализе ситуации и имеет пути разрешения. Но принимающий решение не только политик, но и человек. Поэтому в составе основной решаемой проблемы для него будет существовать и субъективное примерно в такой триаде: "хочу, но не могу", "могу, но не хочу" и "и не хочу, и не могу". И не всегда известно -какая из двух составляющих основную решаемую проблему для субъекта политики станет приоритетной.
 Выбор альтернатив. К достижению любой поставленной цели ведет множество дорог. Главная задача принимающего решение состоит в том, чтобы: принять к рассмотрению как можно больше путей реализации этого решения, от этого зависит степень свободы субъекта в правильном определении наилучшего варианта; профессионально преобразовать возможные пути достижения цели, ведь каждый вариант имеет набор положительных свойств, но и не меньший - отрицательных, следовательно, необходимо грамотное сравнение всех вариантов; сделать предельно обоснованный выбор действительно наилучшего варианта реализации принимаемого решения. Термин "наилучший" нуждается здесь в дополнительном пояснении: для кого наилучший? Для принимающего [c.845] решение? Для наиболее заинтересованного участника политических событий? Скорее всего, самый правильный ответ будет - наилучший для общества, для всех участников политических событии! Именно в таком выборе варианта действий состоит высочайший уровень социальной ответственности субъекта политики за принятое политическое решение.
 Оформление решения. Принятое политическое решение должно быть соответствующим образом документально закреплено. Но в данном пункте алгоритма речь не идет о документальной форме решения, это техническая деталь. Речь пойдет о необходимости для субъекта политики оформить свое решение по принципу, называемому "дерево решений". Дело в том, что достижение желаемого результата на фазе "выполнение" может происходить по трем основным направлениям (ветвям "дерева решений"). Продуктивная ветвь - не самая быстрая, не самая экономичная, но стопроцентно обеспечивающая нужный результат. Оптимальная ветвь обеспечивает результат в данной конкретной ситуации при возможных оговорках, отступлениях, компромиссах, временных выигрышах.
 Возможна, наконец, и тупиковая ветвь, движение по которой может стать следствием серьезных ошибок (умышленных и неумышленных) на разных стадиях процесса принятия решения. Поэтому решение политика должно получить свое оформление с учетом требований принципа "дерево решений". [c.846]
 3. Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации
 Эта проблема в политической науке решается неоднозначно. Остановимся на одном из общепризнанных подходов, автором которого является Ч. Линдблом. Он рассматривает два метода принятия решений: рационально-универсальный ("корневой") и последовательных, ограниченных сравнений ("метод ветвей").
 При первом методе выстраиваются в ряд все "ценности" или "приоритеты", имеющие значение для достижения данной цели, вырабатывается несколько возможных альтернативных путей се реализации, и выбирается оптимальный. Этот метод рационален, ибо альтернативы [c.846] и ценности сравниваются, а оптимальный вариант логически обосновывается, и универсален, так как учитываются все возможные варианты и ценности. Он требует максимальной объективности и беспристрастности на основе систематически получаемой информации. Этот метод очень популярен среди граждан, оппозиционно настроенных в отношении правительства. Но он трудно применим в обстановке, требующей оперативного принятия решения. Кроме того его использование наталкивается на ряд трудностей, связанных с полнотой учета факторов, сознательным выбором одной из возможных альтернатив, расчетом и минимизацией издержек, осуществлением подхода по схеме "цель-средство". Главный же аргумент критикующих данный метод состоит в сложностях идентификации той или иной проблемы.
 "Метод ветвей" (инкрементальный подход - постепенное приращивание путем добавления малых величин) наиболее распространен как метод последовательных, ограниченных сравнений. Субъекты управления прагматически отбирают среди находящихся "под рукой" наиболее приемлемый вариант, причем планируются небольшие конкретные шаги для достижения цели и предпочтение отдается приемлемым, а не максимально эффективным вариантам. Эта модель упрощает процесс принятия решений.
 Широкое распространение получил смешанно-сканирующий метод принятия решений, обеспечивающий масштабный, фундаментальный процесс принятия решений и их последующую разработку. Он сочетает рациональный подход к одним элементам проблемы и поступательный, менее детализированный анализ к другим. Этот метод соединяет достоинства двух вышеназванных методов, позволяет адаптироваться к быстроменяющейся ситуации.
 Создание механизма реализации решения. Итак, решение принято. Политическая практика показывает, что самые блестящие решения остаются только документальными памятниками, если отсутствует механизм их исполнения.
 В разных ситуациях эти механизмы могут быть различными, но есть элементы, которые необходимы для каждого механизма реализации политического решения. Прежде всего, это персональная ответственность людей за выполнение данного решения, это точно обозначенные [c.847] источники финансового, материального и т.п. обеспечения выполнения решения, это координация работы механизма реализации данного решения с работой других механизмов политической структуры, это постоянный контроль за ходом выполнения политического решения.
 Таким образом, рассмотренный алгоритм принятия политического решения дает субъекту политики возможность обеспечить достаточно высокий научный уровень разработки - а значит достижения - желаемого политического результата. Но этого не всегда бывает достаточно. Для достижения желаемого результата в политике, принимающий решение обязательно включает в работу - параллельно с алгоритмом и на той же третьей фазе процесса - еще одну политологическую технологию, которая носит название, говорящее само за себя: информационно-аналитическая база поддержки принятия политического решения.
 Названная политологическая технология включает в себя такие элементы:
 • Оценка уровня информированности участников политических событий о проблемной ситуации, учет этого уровня при оценке их силы влияния на принятие возможного решения.
 • Систематизация политических событий с учетом их соответствия уровню активности различных участников политических событий.
 • Оценка степени политической активности участников политических событий в их отношениях к принимаемому решению (по известной схеме: высказывания -намерения - действия - насилие).
 • Политический мониторинг - отслеживание и раннее предупреждение наиболее нежелательных действий со стороны каких-либо участников политических событий по готовящемуся решению.
 • Процедура (по особой технологии) противодействия оппозиционным силам при принятии и реализации политического решения.
 • Выявление иерархии действий (и в поддержку и в сопротивление) участников политических событий по поводу принятия политического решения (по схеме: главное - необходимое - второстепенное). [c.848]
 • Политический контент-анализ позиций сторонников и противников решения с применением политологической технологии "восемь колес".
 • Экспертная оценка для анализа проблемной ситуации и выбора альтернатив принимаемого решения.
 • Прогнозирование возможной судьбы готовящегося политического решения и конечных результатов его реализации.
 • Глубокая качественная проработка всех элементов алгоритма принятия политического решения.
 Рассмотрим в качестве примера выработку решения общественно-политического объединения об участии в избирательной кампании. Соблюдая концепцию и технологию формирования такого документа, целесообразно отразить в нем: ориентацию на определенные круги электората (социальные слои, группы, их региональную принадлежность; социальные ожидания и политические предпочтения); выдвижение политической программы, предвыборных лозунгов как идейно-политической основы партии, движения; совокупность организационно-политических и идеологических акций по развертыванию борьбы за голоса избирателей (создание избирательного штаба, аналитической группы, групп поддержки, экспертов-социологов, агитколлективов, организаторов политической рекламы; всю цепь выдвижения, поддержки и регистрации кандидатов в депутаты, их встреч с избирателями, пропагандистско-агитационных массовых мероприятий; осуществление политического мониторинга и др.); меры по осуществлению связи с средствами массовой информации и общественностью ("паблик рилейшнз").
 В заключение следует отметить, что все важнейшие политические решения призваны ответить на вопросы:
 • Какой вид политической структуры является наилучшим?
 • Кто обладает наилучшей подготовкой для управления страной?
 • Какую политику следует избрать правительству в качестве наилучшей?
 Ответы на эти вопросы могут быть найдены на разных уровнях абстракции. Более конкретные уровни иногда определяют как область прикладной политики. Оптимальные политические решения не обязательно [c.849] "самые лучшие", они представляют собой наилучшие из возможных решений при данных обстоятельствах.
 Характер индивида определяется его оценкой окружающего мира и своего положения в нем. С точки зрения абстрактного мышления оценки будут одинаковыми независимо от того, оцениваются ли альтернативные политические системы в сфере теории политической философии или принимается оптимальное политическое решение в конкретной ситуации.
 Некоторые принципиальные виды оценок, определяющих решения, приводятся Р.Далем:
 • Выбор решения зависит от того, существует ли выбор политических курсов. Если возможен лишь один политический курс, невозможно принять решение.
 • Характер решения основывается на возможных последствиях каждого из альтернативных курсов.
 • В сомнительной ситуации выбор решения зависит от предположения относительно возможности достижения определенных результатов.
 • В сомнительных ситуациях характер принимаемого решения зависит от психологической подготовки к риску, учета фактора неопределенности, спекуляций (1).
 Глава LII.
 Литература:
 1. Дал Р. Политический анализ. / Политология (70-80 годы). - М., 1992.
 2. Стиль принятия политических решений. // Имидж лидера. Отв. ред. Егорова-Гантман Е. - М., 1994.
 3. Абалкин Л.И. Все зависит от того, какую программу выберет правительство. // Абалкин Л.И. К самопознанию России. - М., 1994.
 4. Реформирование России: Мифы и реальность (1989-1994). - М., 1994.
 5. Кемеровский В.С., Смирнов В.В. Политика, политология, политическое управление. - М., 1995.
 6. Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Процесс принятия политических решений. // Введение в политологию. - М., 1995.
 7. Шибикина Н.А. Информационное обеспечение принятия политических решений. // Политолог: взгляды на современность. - М., 1996.
 8. Как делается выбор. Стиль принятия политических решений. // Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. - М., 1994. [c.850]
 ГЛАВА LIII. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК
 1. Сущность, уровни и оценка политического риска
 Политический риск - это вероятность нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками. Учет оценок риска, в том числе политического, стал в последнее время одним из обязательных условий выбора решений на профессиональном уровне, так как считается, что риск нужно учитывать даже тогда, когда он практически исключен, ведь управление событиями - это во многих случаях управление риском. Рисковать обычно рекомендуется, но высокий риск недопустим, хотя иногда "нельзя ждать... рискуя потерять все".
 Уровень риска - это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.
 Политический риск является одной из разновидностей риска в целом, получившего фактически уже статус общенаучного понятия и учитываемого на практике при решении многих задач на основе вероятностных оценок реализации событий. Вероятностные оценки политического риска обычно служат лишь средством, облегчающим работу при неполноте знаний о возможном изменении обстановки и являются фактически проверяемой мерой рациональной уверенности в определенном исходе при реализации решений я его последствий для тех, кто в какой-то степени мог бы избежать чрезмерного ущерба. В таких случаях К.Поппер говорил: "Мы не знаем, мы можем только предполагать", т.е. важно учитывать не только [c.851] меру уверенности в оценках, но и степень их соответствия имеющимся фактам.
 Уровень риска при принятии решений, направленных на повышение эффективности функционирования и развития той или иной политической системы (или всей общественной системы в целом) обычно снижается, если обращается специальное внимание на обеспечение ее "неуязвимости".
 Различают "чистый" и "деловые" риски. Первые характеризуют вероятность определенного ущерба, вызванного нестандартными ситуациями (особенно связанными с человеческими жертвами). Сюда относят случаи, когда нежелательный ущерб в реализации политических решений вызван неожиданными перебоями в соответствующей политической деятельности. Вторые относятся к ситуациям, когда угроза в реализации желательных решений создается непосредственно в виде потери ресурсов или их неполучения в ожидаемом количестве.
 Оценки политического риска, учитываемые в международном бизнесе, обычно не имеют самостоятельного значения, так как они входят составной частью в обобщенные оценки, где вместе с ними учитывают, например, оценки риска коммерческих операций, валютных операций и т.п. На долю политического риска в таких обобщенных оценках обычно приходится от 10 до 33%. Однако, применяемые здесь оценки политического риска являются сами, в свою очередь, обобщенными оценками, так как зависят от многочисленной группы факторов риска. На практике иногда наряду с "факторами" риска используют показатели, которые относят к "симптомам" риска. Их различие в том, что первые являются независимыми переменными, изменение которых непосредственно способно повлиять на уровень риска. Вторые только сопровождают или опережают те или иные изменения самого риска, что дает возможность, если это целесообразно, судить о предполагаемых угрозах по таким показателям.
 На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.
 Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам [c.852] стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к "глобальной координации" отношений между странами. Усилились тенденции к созданию "мирового поля доверия". Однако здесь велика опасность усиления "уязвимости" некоторых государств от тех, кто будет контролировать это "поле" и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать "координация" на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места "под солнцем" в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.
 При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны - это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях "политического климата". Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).
 На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто [c.853] пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).
 Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале "Евромани" (Euromoney) - см. табл. 2 и 3. (1) В первом случае представлены рейтинги основных стран мира, а во втором - оценки политического риска для государств, образовавшихся в результате распада СССР. Видно, что Россия по уровню политического риска международного бизнеса находится среди стран с наименьшими (в баллах) оценками. В этих странах уровень иностранных инвестиций минимален.
 Таблица 1
 ШКАЛЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РИСКА
 Уровень риска Баллы Вероятность существ. ущерба практически отсутствует 83-100 очень низкий 75-82 низкая низкий 67-74 (мала) заметный 60-66 ниже среднего 55-59 умеренная 51-54 (допустимая) средний 45-50 выше среднего 40-44 большая на грани допустимого 34-39 (велика) не допустимо 26-33 18-25 высокая 0-17 [c.854]
 Таблица 2
 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА: РЕЙТИНГ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА
 Страны Рейтинг Уровень политического риска, баллы (1995 г.) 1993
 (из170 стран) 1994
 (из167 стран) 1995
 (из181 страны) Швейцария 1 1 1 100 Япония 3 3 2 99 США 4 9 3 98 Германия 5 4 4 97 Нидерланды 6 8 5 96 Великобритания 7 9 6 96 Франция 2 7 7 95 Австрия 9 6 8 94 Канада 10 10 12 92 Бельгия 12 13 14 90 Тайвань 15 12 15 86 Швеция 16 20 17 85 Австралия 13 16 18 85 Корея 22 17 21 82 Испания 19 19 22 82 Италия 21 21 23 80 Таиланд 43 36 29 75 С. Аравия 30 41 40 66 КНР 39 34 42 65 Индонезия 44 43 43 64 ЮАР 48 52 49 62 Индия 57 46 53 55 Турция 45 63 59 50 Польша 59 59 66 47 Мексика 46 45 67 47 Бразилия 85 72 78 43 Аргентина 56 53 83 41 Пакистан 86 65 94 37 Россия 113 125 133 22 Нигерия 104 128 151 16 Источник: Euromoney, September 1993-1995. [c.855]
 Таблица 3
 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ГОСУДАРСТВАХ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР
 Страны Рейтинг Уровень политического риска, баллы (1995) 1993
 (из 170 стран) 1994
 (из 167 стран) 1995
 (из 181 страны) 1. Казахстан 108 111 100 35 2. Литва 112 89 119 28 3. Эстония 106 87 121 27 4. Узбекистан 136 124 132 23 5. Россия 113 125 133 22 6. Латвия 120 98 135 21 7. Грузия 131 164 143 19 8. Туркменистан 124 149 147 18 9. Таджикистан 162 130 156 16 10. Украина 139 132 160 15 11. Киргизстан 131 124 163 14 12, Беларусь 118 115 170 12 13. Молдова 149 141 172 10. 14. Азербайджан 164 146 173 10 15. Армения 150 157 178 8 Иногда, наряду с факторами риска, в обобщенной оценке учитываются симптомы заметного изменения риска (они являются индикаторами той или иной ситуации). Показатели, которые учитываются в оценках риска, не являются равноценными по их вкладу в эти оценки. Это учитывается введением соответствующих весовых коэффициентов (см. табл. 4, где представлены факторы и симптомы политического риска). На практике число учитываемых факторов и симптомов политического риска иногда составляет несколько десятков. Однако многие из них, как правило, не вносят заметного вклада в обобщенную оценку уровня риска. Последние исключаются, например, методом случайного баланса с помощью "диаграмм рассеяния". Кроме того в зависимости от особенностей рассматриваемой обстановки может меняться и набор учитываемых факторов риска и их коэффициенты весомости. [c.856]
 Таблица 4
 ФАКТОРЫ И СИМПТОМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА
 Организованность в общественной системе Управление событиями Стабильность политического режима
 Стабильность правительства
 Легитимность органов власти
 Сопротивление оппозиции - 8
 - 8
 - 5
 - 4
 25 Роль государственных органов (влияние)
 Состояние законодательства
 (юридические гарантии)
 Состояние органов власти (коррупция)
 Влияние извне - 8
 
 - 8
 - 5
 - 4
 25 Состояние отношений Последствия (события) Уровень эксплуатации занятых
 Социальное неравенство (по доходам)
 Религиозно-этнические противоречия
 Безработица, беженцы - 8
 - 8
 - 5
 - 4
 25 Массовые акции протеста
 Антиконституционные действия органов власти
 Преступность
 Угроза целостности системы - 8
 
 - 8
 - 5
 - 4
 25 Примечание: в обобщенной оценке учитывается, что сумма весовых коэффициентов равна 100 (влияние каждого фактора риска характеризуется числом баллов).
 При оценке уровня политического риска на практике важно не столько знать абсолютные значения соответствующих показателей, сколько тенденции их изменения. Из табл. 2 и 3 видно, например, что для России ее рейтинг по уровню политического риска в последние годы заметно снижается. Для некоторых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, например, Казахстана, уровень риска остается также сравнительно низким, но уже заметна тенденция его изменения в лучшую сторону (см. табл. 3). Иногда влияние фактора времени совмещается с учетом изменений какого-нибудь фактора риска (см. табл. 5). [c.857]
 Таблица 5
 УЧЕТ В ОЦЕНКАХ ФАКТОРА РИСКА ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ
 Изменения фактора риска (уровень политических беспорядков) В последние три года, баллы (в сравнении с текущим уровнем) В ближайшие три года (в сравнении), баллы уменьшение без изменения увеличение Уменьшение 5 3 2 Без изменения 4 2
 (текущий уровень) 1 Увеличение 3 1 0 Сейчас все чаще в оценках политического риска стремятся совмещать учет фактора времени и вероятности нежелательных событий (в некоторых случаях исходные оценки вероятности событий и время их ожидания учитываются количеством баллов, которое отражает уровень риска). Затем эта оценка в баллах корректируется на основе данных, характеризующих вероятность нанесения определенного ущерба от нежелательного события и времени ожидания этого ущерба. Наконец, иногда все это корректируется еще раз с учетом вероятности того, что ожидаемый ущерб действительно окажется опасным. Полезной с практической точки зрения является разработанная в США методика "Принц", которая была использована в работе по Литве (см табл. 6). Здесь требовалось оценить уровень политического риска по группе факторов с учетом их изменения во времени, для нескольких сценариев, ожидаемых с различной вероятностью. Возможные изменения факторов риска здесь оцениваются по шкале при сравнении ожидаемого с текущим уровнем: без изменений = 0; чуть больше (или меньше) = +0,5 (или -0,5); больше = 1,0 (меньше = -1,0); гораздо больше (или гораздо меньше = +2,0 (или -2,0). Текущий уровень оценивается по другой шкале: низкий = 0; умеренный = 1,0; высокий = 2,0; очень высокий = 3,0. Вероятностные оценки реализации альтернатив даются в интервале от 0 до 1,00. Процедура вычислений показана в табл. 6 (2). [c.858]
 Таблица 6
 ОЦЕНКИ РИСКА ПО МЕТОДИКЕ СИСТЕМЫ "ПРИНЦ"
 Факторы риска Оценка текущего уровня Вычисления для трех сценариев (альтернативы политического режима) с различной вероятностью, % Оценка ожидаемого уровня Либерально-демократический режим (40) Центристы
 (20) Административно-бюрократический режим (40) 1. Политические беспорядки 1,0
 (В+) +1,0 * 0,4 +0,5*0,2 +0 * 0,4 = 1,5
 (В-) 2. Другие ограничения (внутр.) 2,0
 (С) +0,5 * 0,4 +0*0,2 +(-1)* 0,4 = 1,8
 (С) 3. Другие ограничения (извне) 2,0
 (С) +0*0,4 +1,0*0,2 +(-0,5)*0,4 =2,0
 (С) ВСЕГО
 (оценка риска) С С
 ("высокий") При решении практических задач важно иметь необходимое представление также о том, в какой степени имеющиеся для той или иной страны оценки отличаются от оценок по другим странам, особенно от самых "лучших" и "худших" Эти сведения помогают выявить факторы риска, по которым имеется наибольшая "уязвимость". Такой подход автором использовался при анализе данных одной из наиболее авторитетных консультационных форм, публикующих свои оценки политического риска для разных стран (см. табл. 7). (3) Пример относится к анализу ситуации в России в 1993 г. Видно, что наибольшее отставание от "лучших" стран по уровню политического риска для России вызвано прежде всего негативным влиянием таких факторов как этнические конфликты, коррупция в органах политической власти, отсутствие политического плюрализма (на деле), чрезмерная ставка на насилие при удержании власти правящей элитой и отсутствие необходимой политической преемственности. [c.859]
 Таблица 7
 ФАКТОРЫ И СИМПТОМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА РОССИИ - 1993 Г.
 Показатели
 по методике "Бери" Сравнение России с другими странами
 (из 50 по "Бери") Риск (баллы)
 для России Худшая
 страна Лучшая
 страна Отставание РФ от лидера По
 "Бери" Оценка
 авторов Оценка Страна Оценка Страна Религиозно-этнические противоречия 0 Нигерия 13 Япония - 10 2 3 Социальное неравенство по доходу 0 Индия, Нигерия 12 Швейцария - 8 3 4 Уровень эксплуатации занятых в промышленности** 1,6 Сауд.
 Аравия 6 (8) США - 5 2,6 1 Насилие при удержании власти 0 Нигерия 11 Швейцария,
 Австрия - 8 2 3 Политический
 плюрализм 0 Польша (?) 11 США - 9 0 2 Влияние левых
 радикалов (оппозиции) 1 Греция,
 Перу 10 Тайвань,
 США - 6 4 4 Политическая преемственность** 2,7 Венгрия 11 Швейцария - 8 3,6 3
 [c.860] Коррупция, национализм, ксенофобия 0 Нигерия, Венесуэла 9 Сингапур - 9 2 0 Бюрократизм** 0,8 Нигерия 3,2
 (4) Сингапурия - 2 1,8 1 Влияние региональных политических сил (негативное) 1 Сауд. Аравия 9 Австралия - 6 6 3 Влияние извне
 великих держав 3 Пакистан 8 Швейцария - 5 6 3 Общественные беспорядки
 (забастовки и т.п.) 1 Пакистан,
 Перу 7 Австрия - 4 2 3 Антиконституционные насильственные действия
 (партизаны и т.п.) 0 Перу 7 Австрия - 3 5 4 * Источник: Business Risk Service. - 1993. - 1. - № 4. - The BERI. - P. 105-107.
 ** Эти факторы по "Бери" в оценках политического риска не учитываются, без них оценка риска России - 32 балла. [c.861]
 2. Управление политическим риском
 Оценки политического риска используются прежде всего на стадии принятия решений, но в последнее время они применяются и при их реализации, что нашло отражение в соответствующей целенаправленной деятельности -управлении риском. Речь идет о необходимости влияния на развитие событий таким образом, чтобы не допускать создания критических ситуаций, связанных с чрезмерным риском.
 Управление риском облегчается, если известны закономерности, [c.861] характеризующие взаимосвязь уровня политического риска и основных факторов, которые его определяют. Важно, чтобы сами эти факторы были измеряемы величинами (достаточной надежностью), а необходимая для этого информация доступна и достоверна Задача облегчается, если имеются соответствующие математические модели, позволяющие учитывать сложное взаимодействие многих факторов риска
 При управлении риском прежде всего следует обращать внимание на оценки ВНП на душу населения Этот фактор заметно влияет на уровень риска, особенно через эффекты взаимодействия с другими факторами, например, с такими как соотношение между стоимостью труда и его производительностью и долей государственных расходов (в % от ВНП). Важно также обращать специальное внимание на уровень неравенства в распределении доходов между отдельными группами населения (на уровне основных социально-экономических групп и некоторые другие факторы, например, уровень урбанизации) При наличии математической модели можно получить наглядное представление об имеющихся здесь закономерностях с помощью найденных на этой основе графических зависимостей, некоторые из которых уже рассматривались выше
 На рис 1 показана графическая зависимость, характеризующая изменение уровня политического риска (по шкале от 0 до 100 баллов) в зависимости от двух факторов риска (ВНП на душу населения и соотношение между стоимостью труда и его эффективностью) для группы стран, в которую в последние 10 лет входит США (с учетом других факторов риска, зафиксированных в данном случае на постоянном уровне или при малых отклонениях от него) Этот график заслуживает внимания, так как практически отражает тот факт, что незнание соответствующих закономерностей теми, кто несет ответственность за развитие США, привело, возможно, к тому, что здесь, делая ставку на сложившиеся представления, не обратили внимания на эффект взаимодействия рассматриваемых факторов, Это можно считать одной из причин того, что в период с 1982-83 гг., когда уровень политического риска здесь был приемлемым для международного бизнеса (в сравнении с "лучшими" странами мира), до последнего времени не были приняты меры, которые могли бы сохранить этот уровень. В итоге ситуация для США ухудшалась. Этого можно было избежать, в частности, за счет некоторого снижения соотношения между стоимостью труда и его производительностью. Это и делалось в последние годы. [c.862]
 
 Из данных, приведенных на рис 2, видно, что для России в современной обстановке также важно изменить соотношение между стоимостью труда и его производительностью, но в сторону его увеличения, что может оказаться более разумным в сравнении со стремлением, связанным со снижением роли государства в экономике.
 
 [c.863]
 Глава LIII.
 Литература:
 1. См. Euromoney. September. - 1993 - 1994.
 2. См. Тихомиров В.Б. Диалог. - 1990. - № 3.
 3. См. Business Risk Service. - 1993. - № 1. - The Beri. -P. 105-107.
 4. Мезун Я. Управление политическим риском в корпорациях США. // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 6. [c.864]
 РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ. ИМИДЖЕЛОГИЯ
 ГЛАВА LIV. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
 1. Этапы и участники избирательной кампании
 Результаты выборов в органы политической власти в значительной мере определяются уровнем политических сил партий, блоков, организаций, отдельных кандидатов, отражающих интересы определенных социальных групп. Но не в меньшей степени результаты зависят и от того как функционирует избирательная система в обществе:
 • в какой мере она способна эффективно трансформировать социальные потребности избирателей в деятельность органов государственной власти;
 • насколько эта система надежна, т.е. в какой степени ее функционирование не зависит от действий отдельных наделенных властными полномочиями лиц и институтов;
 • насколько эта система экономична: соответствуют ли материальные и организационные затраты полученным в результате выборов социальным и политическим результатам.
 Демократические выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого - легитимное воспроизводство отношений общественного представительства в системе государственного руководства и управления как и любое мероприятие, в работе которого принимает участие большое [c.865] число людей, выполняющих различные функции, выборы требуют определенного набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых и организационных действий, другими словами - избирательных технологий.
 В современной политологии понятие "избирательная технология" сравнительно новое и, как правило, связанное с организацией и проведением демократических. выборов, но не следует забывать, что и авторитарные политические режимы, использующие выборы как ширму для сокрытия истинных механизмов формирования властных структур, тоже нуждались в специфических "избирательных технологиях" Поскольку целевая функция квазидемократических выборов сводилась с одной стороны к жесткой номенклатурной системе рекрутирования властной элиты, a c другой стороны, нуждалась в демонстрации активной всенародной поддержки существующего режима, то и "избирательные технологии", отличавшиеся сложностью и изощренностью, должны были включать в себя соответствующие скрытые от населения действия и одновременно мероприятия по широкой мобилизации избирателей
 При демократических режимах избирательные технологии призваны обеспечить важнейшую область взаимодействия гражданского общества и государства - передачу властных полномочий представителям общества посредством процедуры выборов. В результате целенаправленной политической деятельности достигается результат для государства - обеспечение правовых норм при организации и проведении избирательной кампании, для общества - наиболее полная реализация социальных функции выборов; для кандидатов - осуществить в равной борьбе с политическими конкурентами свое право представлять жителей своего округа в государственных органах. При этом избирательные технологии не могут не учитывать объективных условий проведения выборов: правового пространства, практики избирательных кампаний, национально-политических традиций, организационных и материальных возможностей государства.
 Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые основные этапы, границы которых [c.866] определены типичными политическими событиями (см. схему 1)
 После объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов, этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией
 Затем следует период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием Голосование может проводиться в один или несколько туров После голосования наступает период подведения итогов выборов и включение избранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.
 
 Схема 1. Основные этапы избирательной кампании
 Политическое событие - избирательная кампания, проводимая на любом уровне государственного устройства (общенациональном, региональном, местном) как в органы законодательной, так и исполнительной власти, имеет типичный состав участников этого события (см. схему 2). [c.867]
 
 Схема 2. Участники избирательной кампании
 Центральные действующие лица в избирательной кампании:
 - кандидаты в органы власти, которые могут выдвигаться различными социально-политическими силами в соответствии с избирательным законодательством. В Российской Федерации право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, и в других избирательных мероприятиях; общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка.
 Кандидаты в органы власти прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят следующие участники избирательной кампании.
 - доверенные лица, основная функция которых состоит в том, чтобы расширить представительские [c.868] возможности кандидата в избирательной среде, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата.
 - группа поддержки кандидата, задача которой состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах избирателей с кандидатами, при проведении дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;
 - агитаторы - особая группа членов команды, собравшим определенное количество подписей в поддержку которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;
 - члены команды, осуществляющие связь со средствами массовой информации. Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма этих членов команды.
 В команду кандидатов можно с определенной долей условности включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидатам в надежде реализации через них своих интересов. В нее также могут входить |представители партий, движений и частные лица -добровольцы, поддерживающие кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти является группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в получении необходимой для кандидата объективной информации. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды, как правило, при всех благоприятных условиях претензии кандидата на победу нереальны. Решающим участником выборов являются избиратели - люди, проживающие на территории избирательного округа и обладающие правом голоса. От их выбора зависит результат кампании.
 И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами - избирательными комиссиями, органами власти, судами, роль которых заключается в создании организационно-правовой инфраструктуры избирательной кампании: соблюдение законности и организация регистрации кандидатов, "нарезка" избирательных округов и избирательных участков, оповещение избирателей о проводимых выборах, организация проведения выборов, слежение за соблюдением правовых [c.869] норм при выборах, подведение их итогов, а также извещение избирателей о результате выборов.
 Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить предпринимаемый им и его командой ряд конкретных шагов, составляющих процедуру избирательной кампании (см. схему 3).
 
 Схема 3. Процедура избирательной кампании кандидата [c.870]
 Для серьезного политика немыслимо вступление в предвыборную борьбу без анализа как потребностей избирателей, так и своих возможностей. Стоит, правда, отметить, что не всегда целью участия кандидатов в выборах является победа Для некоторых кандидатов участие в избирательных кампаниях представляет собой проверку своих программ, инициатив, личных качеств, получение известности и т.д. В связи с этим задачи кандидатов и их избирательные стратегии могут в существенной степени отличаться друг от друга.
 Демократические выборы в нашей стране имеют сравнительно небольшую историю, а привлечение к их обеспечению специалистов - политологов и социологов пока скорее исключение, чем правило. В то же время очевидно, что процедура избирательной кампании на всех ее этапах не может быть оптимально реализована без получения точной информации и, в первую очередь, информации о главном объекте внимания кандидатов - об избирателях. Эта информация получается в результате исследования социально-политических характеристик электората. [c.871]
 2. Избирательная инфраструктура
 Для того, чтобы выборы проходили в соответствии с демократическими принципами в рамках существующего законодательства и могли в полной мере выполнять свои социальные функции, необходимы организационно-правовые условия, осуществляемые государством и специальными государственно-общественными органами избирательными комиссиями направленные на обеспечение как пассивного, так и активного избирательных прав. Эти условия, создающие избирательную инфраструктуру - своеобразную организационно-правовую "оболочку" избирательной кампании, создаются с помощью внешних избирательных технологий.
 Рассмотрим некоторые из них.
 Правовой основой для создания избирательной инфраструктуры является избирательное законодательство. Оно определяет права и обязанности всех участников избирательного процесса и создает нормативную базу демократических выборов. Для демократических государств [c.871] основой избирательного законодательства являются международные нормы демократических выборов. Учитывая основополагающий характер этих норм, рассмотрим их подробнее.
 Среди норм (принципов и стандартов) международного права в области избирательного права первой является Всемирная декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года В ней записано, что "каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".
 В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, провозглашающий право каждого гражданина "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей".
 В июне 1990 года был принят Документ копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, в котором говорится, "что воля народа выражаемая свободно и честно в ходе периодических подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства"
 "Для того, чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства участники:
 - проводят свободные выборы с разумной периодичностью, как это установлено законом,
 - допускают, чтобы все мандаты по крайней мере в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов;
 - гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право; [c.872]
 - обеспечивают, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщения о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы;
 - обеспечивают, чтобы не устраивались какие-либо юридические или административные барьеры для беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок иди отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе;
 - обеспечивают, чтобы кандидаты, получившие необходимое число голосов, определенное законом, надлежащим образом вступали в должность и могли оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется законом в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами ".
 "...присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы".
 26 марта 1994 года Совет Межпарламентского Союза, объединяющий парламенты 129 государств, принял Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов. В них подтверждены предыдущие документы и определено, что "государства должны:
 - установить действенную, беспристрастную и недискриминационную процедуру регистрации избирателей,
 - способствовать становлению и свободной деятельности политических партий, регулировать, по возможности финансирование политических партий и избирательных кампаний, обеспечивать разделение партии и государства, устанавливать равные условия для соперничества в ходе выборов;
 - принимать национальные программы гражданского образования, обеспечивать условия для ознакомления с избирательными процедурами и правилами"
 Во время выборов государство и его органы обязаны обеспечивать: [c.873]
 "- свободу передвижения, собраний, объединений и выражения мнений, особенно во время политических собраний и митингов;
 • такие условия, когда при голосовании исключается подкуп или другие противозаконные действия, сохраняется безопасность и целостность процесса голосования, а подсчет голосов проводится подготовленным персоналом и может быть введен на монитор и подвергнут беспристрастной проверке;
 • чтобы случаи нарушения прав человека и жалобы, относящиеся к избирательному процессу, рассматривались быстро и эффективно во временных рамках избирательного процесса такими независимыми и беспристрастными органами, как избирательные комиссии или суды".
 Избирательное законодательство различных государств должно соответствовать международным правовым нормам. При этом страны сами определяют
 • избирательную систему. Так, в России при выборах Государственной думы начиная с 1993 года используется смешанная избирательная система, при которой 225 депутатских мандатов получают кандидаты, одержавшие победу в мажоритарных округах, и еще 225 получают кандидаты, включенные в партийные списки в соответствии с пропорциональной системой представительства;
 • структуру представительного органа власти. В России представительный и законодательный орган власти - Федеральное Собрание состоит из двух палат. Нижняя палата - Государственная Дума избирается по принципу описанному выше, а верхняя - Совет Федерации формируется из руководителей органов исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации;
 • структуру и порядок выборов органов местного самоуправления;
 • систему вотирования при выборах представителей в различные органы власти;
 • систему контроля и меры ответственности за нарушение избирательного законодательства.
 В международной практике используются различные методы организации и администрирования выборов.
 • Правительственный подход к организации выборов характерен, например, для Германии. Ответственность за [c.874] проведение выборов лежит на государственных органах (Министерстве внутренних дел). Должностные лица для работы на избирательных участках назначаются из числа госслужащих. Этот способ формирования структуры избирательных комиссий имеет то преимущество, что выборами занимаются профессионалы, не требующие дополнительной подготовки и обучения. В то же время их принадлежность к исполнительной ветви власти может поставить под сомнение независимость избирательных комиссий.
 • Судебный подход является разновидностью правительственного подхода. Например, в Пакистане Центральная избирательная комиссия состоит из трех судей, назначаемых Президентом из верховных судебных органов. В Румынии с помощью жребия определяется из членов Верховного Суда семь представителей в Центральную избирательную комиссию.
 • Многопартийный подход состоит в том, чтобы все заинтересованные партии назначали своих представителей в Центральную избирательную комиссию. Этот подход может вызвать, во-первых, чрезмерное количество членов комиссии, во-вторых, не гарантирует профессионализма в ее составе.
 • Экспертный подход предполагает назначение в состав Центральной избирательной комиссии с согласия всех социально-политических сил экспертов, имеющих соответствующий опыт и известны своей независимостью.
 В создании избирательной инфраструктуры в России участвуют все ветви власти. Законодательные органы власти разрабатывают нормативную базу избирательных кампаний. (В 1993 году выборы в Федеральное Собрание России проводились в соответствии с Положениями, изданными президентом). Органы исполнительной власти осуществляют материально-финансовое обеспечение избирательных кампаний, подготавливают списки избирателей и предложения по "нарезке" избирательных округов Судебные органы рассматривают споры, возникающие в ходе избирательных кампаний. Важная информационно-пропагандистская роль принадлежит и "четвертой власти" - средствам массовой информации. Но ключевую роль в создании избирательной инфраструктуре России занимают специальные государственно-общественные органы власти избирательные комиссии. Сегодня можно говорить [c.875] о сложившейся системе избирательных комиссий, состоящей из Центральной избирательной комиссии и периферийных избирательных комиссий.
 Выборы 1995 года происходили в обстановке апробирования новой структуры избирательных комиссий. Основные отличительные черты этой структуры заключались в новой схеме образования комиссий, в создании дополнительных звеньев и в законодательном обеспечении прав и обязанностей избирательных комиссий.
 Если ЦИК на выборах 1993 года формировалась из 20 человек, причем председателя и заместителя назначал Президент, а кандидаты в члены ЦИК предлагались органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, то в 1995 году ЦИК состояла из 15 человек, 5 из которых назначались Президентом, 5 - Советом Федерации и 5 - Госдумой. Председатель избирался из членов комиссии тайным голосованием.
 В состав ЦИК с правом совещательного голоса могли входить представители партий и объединений зарегистрировавшие свои федеральные списки кандидатов в депутаты Госдумы и кандидатов в президенты России. Таким образом ЦИК РФ при своем формировании сочетает экспертный и многопартийный подходы с преимуществом первого.
 Периферийная структура избирательных комиссий включает в себя:
 • Избирательные комиссии субъектов Федерации;
 • Окружные нзбирательные комиссии;
 • Территориальные (районные и городские);
 • Участковые избирательные комиссии.
 Несомненно, новая структура избирательных комиссий показала более высокую эффективность, чем прежняя, значительно качественнее происходил подсчет голосов, меньше было жалоб на нарушения.
 Основная функция избирательных комиссий - обеспечить своевременную ротацию политической элиты и своевременную передачу власти вновь избранным представителям. Этому способствует положение о том, что в случае необъявления выборов в федеральные органы власти президентом, их назначает ЦИК.
 Система избирательных комиссий является инструментом гражданского общества, предназначенного для [c.876] выполнения этих важнейших функций, несмотря на различные подходы к ее формированию в разных государствах. Напомним, что в СССР избирательные комиссии избирались, тем не менее выполняли по сути государственную функцию - организации формального закрепления заранее избранных кандидатов в органы власти. При этом функции избирательных комиссий были чисто техническими.
 В современной России система избирательных комиссий занимает промежуточное общественно-государственное положение. С одной стороны, значительное количество членов избирательных комиссий, работающих на непостоянной основе, участие в работе представителей от избирательных объединений и кандидатов говорят об общественном характере. С другой стороны - формирование комиссий государственными органами, государственное финансирование их деятельности, государственная защищенность членов комиссий свидетельствуют о государственном характере этого органа. Кроме того избирательные комиссии обладают широкими властными полномочиями. Их решения, касающиеся выборов, носят обязательный характер для всех органов государственной власти и местного самоуправления. Более того, избирательные комиссии верхнего уровня имеют право принятия инструкций и положений нормативного характера, т.е. они выполняют функцию нормотворчества.
 Таким образом, в созданной системе избирательных комиссий образовано важное звено политической системы современной России, обеспечивающее создание отношений политического представительства.
 К внешним избирательным технологиям относится формирование пространственной инфраструктуры выборов - административно-территориальных единиц: избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориально- поселенческие образования, от которых избираются представители в органы власти. Например, для избрания депутатов Госдумы создаются два вида избирательных округов:
 • одномандатные избирательные округа для выборов по мажоритарной системе. Вся территория России разбивается на 225 округов, от каждого из которых избирается [c.877] один депутат. Регистрацию кандидатов в одномандатных округах осуществляют окружные избирательные комиссии.
 • федеральный избирательный округ для выборов по пропорциональной избирательной системе. Им является вся территория России. По этому округу избирается 225 депутатов в составе списков партий, избирательных объединений и блоков. Регистрацию партийных списков производит Центральная из6ирательная комиссия.
 Избирательный участок - первичная территориальная единица при проведении выборов. Он охватывает часть территории населенных пунктов, весь населенный пункт или несколько близко расположенных населенных пунктов. На избирательных участках производится составление списков избирателей, организуется информирование избирателей о месте и времени голосования, организуется голосование Я производится подсчет голосов. В России избирательный участок, как правило, довольно стабильное территориальное образование, созданное с учетом следующих требований:
 • численность избирателей на участке не более 3000;
 • на участках соблюдено административно-территориальное деление субъектов Федерации;
 Избирательные участки создаются внутри избирательных округов и не могут пересекать их границы. При этом в зависимости от уровня выборов в состав округов могут входить различное число избирательных участков.
 Одним из принципиальных элементов избирательной инфраструктуры является финансирование избирательных кампаний. Современное законодательство западных стран исходит из принципа множественности субъектов финансирования избирательных кампаний. Например, согласно федеральному законодательству США существует пять источников, которые можно использовать кандидатам для финансирования выборов:
 • казна США (для кандидатов в Президенты);
 • пожертвования отдельных граждан;
 • пожертвования политических партий;
 • пожертвования комитетов политических действий;
 • собственные средства кандидатов. [c.878]
 В европейских странах как правило сочетается государственное и негосударственное финансирование избирательных кампаний. Во Франции государство принимает на себя расходы связанные с организацией и деятельностью комиссий, а кандидатам, получившим не менее 5% голосов, возмещаются расходы, затраченные на проведение агитации.
 До 1993 года выборы в органы власти в России полностью финансировались за счет государства. Например, расходы при проведении выборов в РСФСР в 1990 году складывались следующим образом:
 • расходы избирательных комиссий;
 • расходы на заработную плату и командировки кандидатам и доверенным лицам.
 Другие источники финансирования были законодательно запрещены; хотя, на предвыборную агитацию кандидатов уже начиная с выборов 1989 года затрачивались значительные средства предприятий и организаций, а так же личные средства кандидатов. В условиях нарождающегося политического рынка в России, возникала естественная необходимость кандидатов самостоятельно распоряжаться средствами, расходуемыми на свои избирательные кампании. Таким образом, избирательная практика входила в противоречие с законодательством.
 Финансирование выборов в 1993 году было проведено по принципиально новой для России системе, предусматривающей сочетание государственных и негосударственных источников. При этом была учтена практика преодоления негативных тенденций, получивших распространение практически во всех парламентских демократиях. Речь идет о воспрепятствовании политической коррупции посредством государственного субсидирования деятельности партий и ограничение их собственных избирательных фондов и источников их образующих.
 "Авральный" характер избирательной кампании 1993 года сказался и на организации финансирования: лишь за месяц до выборов были опубликованы нормативные документы регламентирующие избирательное финансирование. Физическим лицам было разрешено перечислять в фонд кандидата и избирательного объединения не более 20 и 30 кратного минимального размера заработной платы. Физические лица могли "жертвовать" до [c.879] 200 минимальных размеров кандидатам и до 20000 - избирательным объединениям. Очевидно трудно найти рациональное объяснение этим цифрам, хотя уже здесь просматриваются преимущества для финансирования избирательных кампаний партийным объединениям по сравнению с кандидатами от одномандатных округов. При этом кандидаты "десантируемые" из избирательных списков в одномандатные округа имели возможность получать финансирование и через фонд кандидата и через фонд избирательного объединения.
 В дальнейшем, благодаря совершенствованию избирательного законодательства эти недостатки были устранены. Для создания избирательной инфраструктуры применялось государственное финансирование, а для внутренних избирательных технологий - смешанное.
 Глава LIV.
 Литература:
 1. Авакян С. Выборы-95 в Государственную Думу России. М., 1995.
 2. Зотова З.М. Выборы в России: взгляд политолога. М., 1996.
 3. Избирательные кампании: подготовка, организация, проведение. Методическое пособие. Редактор-составитель: проф. Комаровский B.C. M.: РАГС, 1995.
 4. Россия: партии, выборы, власть. Под ред. Краснова В.Н. М., 1996. 552 с.
 5. Размещение депутатов Государственной Думы в зале заседаний. / Россия: партии, выборы, власть. Под ред. Краснова В.Н. М., 1995.
 6. Васютин Ю.С., Годунов A.B. Региональные технологии избирательной кампании в Государственную Думу. / Политолог: взгляды на современность. М., 1996. [c.880]
 ГЛАВА LV. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
 Избирательные кампании - это вид политической деятельности, в ходе которой все в большей степени используются современные достижения прикладной политологии. Возникла соответственно потребность в "технологии" избирательной кампании, когда потребовалось отвечать на вопрос - как здесь наиболее эффективно добиваться желательных результатов. Заметную рель сыграли публикации серии "Как победить на выборах", которые были подготовлены с помощью Национального демократического института международных отношений США (со штаб-квартирой в Москве). [c.881]
 1. Структурно-логическая модель избирательной кампании
 При рассмотрении технологии избирательной кампании необходимо учитывать, что целевая функция здесь связана со стремлением (при имеющихся ограничениях) создать оптимальные условия, которые обеспечивают достижение требуемого успеха на выборах. Этот успех реализуется в конкретном продукте политической деятельности - политическом событии. Поэтому фактически речь идет о целенаправленном управлении событием, включая планирование избирательной кампании. При рассмотрении особенностей ее технологии целесообразно использовать структурно-логическую модель "колеса Тихомирова", основанную на системном подходе.
 Согласно этой модели воздействие на общественную систему включает "быть" - определенных участников событий (см. Гл. VI). Те из них, кто заинтересован в том или ином успехе в избирательной кампании, должны "иметь" необходимые ресурсы (финансовую базу, материально-техническое и информационное обеспечение). В ходе избирательной кампании, ее участники взаимодействуют друг с другом, но требуемая эффективность этого взаимодействия должна быть обеспечена за счет соответствующей организованности и связана с конкретной деятельностью, ориентированной на желаемый результат выборов (см. рис. 1). [c.881]
 
 Рис. 1. Структурно-логическая модель избирательной кампании
 Известно, что в избирательной кампании обычно выделяется несколько основных этапов (см. рис. 2). Однако с позиций стратегического управления необходимая для этого работа начинается задолго до объявления выборов, особенно в той сфере, которая касается информационно-аналитического обеспечения избирательной кампании. После накопления первичной информации сначала проводится анализ проблемной ситуации, чтобы на этой основе обеспечить наиболее четкую постановку выдвигаемой задачи. Иногда на этой стадии выясняется нецелесообразность участия в рассматриваемой избирательной кампании или ранее поставленная предварительная задача переформулируется с учетом особенностей реальной ситуации. Далее, при наличии заметных шансов на успех, [c.882] переходят к следующей стадии - разрабатывают стратегию избирательной кампании с позиций поставленной задачи. Одновременно принимаются меры по обеспечению требуемой организованности участников событий на следующем этапе, когда решаются тактические задачи с участием группы поддержки кандидатов. Именно на этой стадии важно прежде всего делать ставку на современную технологию. Однако все сделанное до этого может оказаться бесполезным, не гарантирует ожидаемых результатов выборов, если не обеспечен необходимый контроль за ходом голосования и за подсчетом голосов избирателей при подведении итогов выборов (см. рис. 3).
 
 Рис.2. Этапы избирательной кампании [c.883]
 
 Рис. 3. Основные этапы деятельности в ходе избирательной кампании
 2.Участники событий, их интересы
 Технология, которая использовалась на практике была ориентирована на первоочередное внимание участников событий с первых шагов кампании.
 Ключевыми фигурами здесь являются кандидаты, претендующие на выборные посты. Однако начинать аналитическую работу рекомендуется не с рассмотрения кандидатов, a c изучения электората по их основным группам: чего хотят избиратели, их предпочтений. Затем определяется, кто из кандидатов наиболее близок к предпочтениям избирателей. К сожалению, часто игнорируется необходимость оценки перспективы возможной конкуренции кандидата с не менее сильными соперниками.
 При подборе кандидатов обращается внимание на его рейтинг среди возможных соперников, имидж, способный вызвать положительные эмоции. Рейтинг можно повысить с помощью предвыборной агитации.
 С этой позиции технология избирательной кампании требует составления рекомендаций, позволяющих [c.884] использовать в агитационной работе выгодные для своего кандидата контрасты.
 При анализе электората первоочередное внимание рекомендуется обращать на различия в уровне социально-экономических групп, так как на этой основе проявляются их интересы.
 В работе с электоратом стал привычным учет его распределения по избирательным округам, участкам; в частности использование географических карт (нанесение данных о концентрации групп избирателей g различной политической ориентацией).
 Современная технология избирательной кампании предполагает применение на практике математических моделей, отражающих зависимость поведения электората от политических ориентаций, его состава, особенностей распределения. Так, по Владимирской области была использована графическая зависимость отношения к Президенту РФ Б.Ельцину от культурно-образовательного уровня избирателей, доли среди них пенсионеров и от их концентрации с учетом численности населения в городах области. Оценки давались экспертами по 5-балльной шкале ("4" - хорошо, "3" - ниже среднего или посредственно, "3-" - на грани допустимого и т.п.). По рис. 4 видно, что в "малых" городах с большой долей лиц пенсионного возраста где администрация была на стороне, как правило, "демократов", избиратели относились к Ельцину лучше, чем в более "крупных" городах, особенно связанных с "оборонкой". Знание этой закономерности позволило проводить более целенаправленную агитационную работу в каждом из указанных городов.
 К числу участников основных событий в ходе избирательной кампании относятся также члены групп поддержки кандидатов: занятые непосредственно в "штабе" избирательной кампании; агитаторы (в американской практике их называют "добровольцами") доверенные лица кандидатов, наблюдатели при проведении голосования и подсчете их результатов. [c.885]
 
 Рис. 4. Отношение избирателей из городов Владимирской области к Президенту России
 (апрель-май 1993 г.)
 3. Организация избирательной кампании и управление ею
 Для этого создается "команда" профессионалов, технологически обеспечивающая подготовку кандидата к выборам. В нее входят руководитель избирательной кампании (менеджер), "начальник штаба", отвечающий за обеспечение организованности кампании, расходование средств, работа групп "добровольцев", пресс-секретарь, [c.886] юрист, специалисты, ответственные за информационно-аналиитическое сопровождение избирательной кампании, политологи, журналисты и т.п.
 К работе в группе поддержки часто привлекаются консультанты особенно при необходимости пользоваться экспертными оценками или результатами социологических опросов. Именно на этом участке работы чаще всего происходит "утечка" конфиденциальной информации, в том числе в лагерь соперников.
 В избирательной кампании желательно идти впереди событий, чтобы решая свою задачу, своевременно избегать событий с нежелательными последствиями.

<< Пред.           стр. 17 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу