<< Пред.           стр. 16 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Политическое
 сознание Политическая
 полезность Политическое
 руководство Политическое
 управление - политические
 убеждения (теория политики)
 - политические знания (политическое образование)
 - политический опыт
 - политическая психология (восприятие политики) - потребительная стоимость политических событий
 - политические решения
 - политическая информация
 - общественное мнение
 - время - судебная власть (ответственность)
 - исполнительная власть (обязанности)
 - законодательная власть (права)
 - политические установки (идеологическое воздействие)
 - политическое лидерство - стратегическое управление событиями
 - планирование политики
 - технология политической деятельности
 - политические нормативы
 - аппарат политического управления - политические интересы
 - потенциал участников событий
 - участники политических событий (субъекты и объекты политической деятельности) - политические события (продукт политической деятельности)
 - ресурсы политики (материально-техническая база)
 - политическое пространство (территория) - политическое поведение (взаимодействие участников событий) - политическая деятельность (реализация решений) Быть Иметь Друг к другу К тому, что имеют Элементы политической системы Отношения Полезность деятельности политика оценивается с учетом его "вклада" в изменение состояния общественной системы в целом или той или иной ее подсистемы. Такие оценки легко получить, если учитывать, что состояние общественной [c.803] системы характеризуется совокупностью показателей, отражающих состояние ее отдельных составляющих (по каждому из "колес"). На практических занятиях по прикладной политологии целесообразно, например, сопоставить оценки, отражающие уровень того, что было в России до "перестройки" (или до прихода к власти Б.Н. Ельцина) с тем уровнем, который отражает "результаты" деятельности реформаторов. Это можно сделать даже с помощью оценок по 5-ти балльной шкале, отразив то, какими люди в России могли бы "быть" и что "иметь", их отношения друг к другу и к собственности - прежде и теперь. Сравнительные оценки даже по восьми "колесам" и по их совокупности дают наглядное представление об изменениях в обществе, в котором мы живем.
 Системный подход к анализу политической системы дает возможность для более четкого представления и взаимосвязи различных определений "политики", используемых в зарубежной литературе (см. рис. 1).
 
 Рис. 1. Определение "политики". [c.804]
 Глава XLVIII.
 Литература:
 1. Колеса Тихомирова. // Диалог. № 3. 1990. С 39.
 2. Тихомиров В.Б., Тихомирова И.В Политическая обстановка в стране и вокруг нее. - М , 1992.
 3. Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога. // Социально-политический журнал. № 3. 1993. С. 129.
 4. Дал Р. Современный политический анализ. // Политология (70-80-е гг.). М., 1993.
 5. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. М., 1990. [c.804]
 ГЛАВА XLIX. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. МЕТОД СЦЕНАРИЕВ
 Политическая ситуация схватывает особо значимые явления, процессы, события политической жизни страны, региона, мира в определенный отрезок времени их развития.
 Структурными компонентами политической ситуации выступают: а) условия и обстоятельства политической жизни (объективная ситуация); б) количественные и качественные характеристики субъектов-участников; в) масштаб действия, временной интервал, социальное пространство, которое она охватывает; г) отражение ситуации в общественном сознании и психологии людей через призму потребностей, интересов, концепций и программ ("понимаемая" ситуация как непосредственная социально-психологическая основа ориентации субъектов); д) уровень решаемых задач, степень их влияния на функционирование политической системы; е) результаты политической деятельности по решению этих проблем (1).
 Политическая ситуация во всякой точке своего движения противоречива, а следовательно, проблемна. Любое политическое действие, движущее ситуацию, предполагает, как правило, выбор одного из "веера вариантов", сценариев поведения, одного из способов решения проблем. Этот выбор может быть сделан на однозначной или компромиссной основе. Однозначный выбор - это безусловный выбор одного варианта одного сценария из серии противоречивых вариантов. Противоречивость между вариантами может достигать в своем развитии альтернативности, требующей выбирать одну из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей по принципу "или - или". Компромиссный выбор - это действие на основе соединения позитивных моментов ряда близких или даже альтернативных вариантов, позволяющее найти оптимальный выход из ситуации, альтернативное решение которой грозит существованию целого.
 Любая ситуация на уровне политической системы выражает противоречие между стабильными и динамическими тенденциями в ее границах. Ее хронологическими рамками выступают политические события, означающие начало или конец данного состояния системы,
 Политическая ситуация есть прежде всего всякое новое по сравнению с предшествующим состоянием [c.805] политической системы, представляющее в то же время этап в ее движении. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, ее отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация - элементарный "шаг" политического процесса.
 Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям.
 Сценарий - это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем типа международных отношений, национальной экономики, области политики, социальных отношений и т.п.
 Следует заметить, что рассматриваемый метод является в нынешних условиях наиболее эффективным при анализе политической ситуации в России. Подтверждением этого являются исследования: С. Кургиняна - "Седьмой сценарий"; Института социально-политических исследований РАН - "Реформирование России: мифы и реальность"; русских теологов, например, "Сценарии смуты" в книге "Выбор судьбы"; Л.И. Абалкина "К самопознанию России" М., 1995 и др.
 В сценарии описание обычно совершается во временных координатах. Значение сценария - определение основной цели развития объекта исследования. В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период времени.
 Поэтому сценариями и называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающих из них событий, которые могут произойти в будущем с исследуемой ситуацией. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния различаются все сильнее, что и приводит к проблеме выбора.
 Как же конкретно выглядит анализ политической ситуации и составление сценариев? [c.806]
 Для примера возьмем оценку политической ситуации внутри страны к 1997 г. Назовем факты и факторы, описывающие формирующуюся на наших глазах новую политическую реальность.
 Анализ многочисленных документов (послания Президента РФ Федеральному собранию, выступления депутатов Государственной Думы, предвыборные программы кандидатов в президенты РФ и др.) позволяет сделать вывод о том, что цена рыночных преобразований оказалась для общества слишком велика.
 • Российская промышленность становится рыночной, но примитивной и малоэффективной.
 • В ряде отраслей идет настоящая деградация и разрушение производства.
 • Качественные показатели состояния здоровья населения в последние 10 лет неуклонно снижаются.
 • Негативно развиваются демографические процессы...
 • Сокращается ожидаемая продолжительность жизни, увеличивается смертность.
 • Безудержный рост преступности создает серьезную угрозу для государства и общества, жизни, здоровья и имущества граждан.
 • Воспроизводится экономическая база коррупции.
 • Тревожат проявления дезинтеграции страны, внутренние тенденции, угрожающие ее территориальной целостности.
 • Демократические принципы организации власти все больше и больше дискредитируются.
 • Неспособность Президента активно участвовать в управлении страной в связи с болезнью вызывает усиление напряженности между центром и региональной элитой.
 • В общественном сознании крепнет мысль, что демократическая власть не в состоянии навести порядок.
 • В повестку дня поставлен вопрос об исламском факторе в российских делах.
 Эти оценки ситуации свидетельствуют о том, что вследствие реформирования российское общество достигло предельного порога "социального шока". [c.807]
 В то же время несмотря на очевидный провал выбранного варианта преобразований, 1994-1996 гг. были относительно спокойным периодом социально-политического и экономического реформирования России. Отличительной особенностью его стало повышение устойчивости формируемой в стране политической системы. Усилился режим президентской власти. Принятие новой Конституции, избрание Государственной Думы, Совета Федерации создали политико-правовые предпосылки для стабилизации ситуации. Прекращение конфронтационного противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти объективно укрепило политические позиции Центра. Наметился отход от насильственных форм борьбы к политическим. Национально-патриотические лозунги стали чаще встречаться в заявлениях партий и лидеров самых разных политических ориентаций. В экономической сфере удалось снизить темпы инфляции, завершить чековую приватизацию.
 Однако, эти позитивные изменения носят крайне противоречивый характер. Внесение президентскими структурами и правительством некоторых корректив в курс реформ не смогло переломить ситуацию к лучшему. Системный кризис социума неуклонно углублялся. Продолжали расти разочарование и протест основных социальных групп результатами реформирования.
 Внешне, в социально-политической жизни страны в 1994-96 гг. наблюдалось временное затишье, некое тактическое перемирие политических сил при латентном усилении социально-политических факторов их стратегического противоборства в дальнейшем.
 Движение к хаосу замедлилось, но оно не остановлено и тем более не изменено на противоположное направление. Во второй половине 1996 г. в основном завершилась перегруппировка политических сил.
 Социально-политическая ситуация в ближайшем будущем может развиваться по нескольким сценариям. Вероятность осуществления того или иного варианта развития будет зависеть от степени обострения ситуации и ответной реакции на него руководства страны, а также от выбора политической элитой той или иной тактики.
 1. Реформаторы могут сделать ставку на насильственные методы решения противоречий. Это наиболее [c.808] рискованный и наименее предсказуемый вариант развития ситуации. Возможно использование нескольких форм закрепления авторитарного режима. Во-первых, через реставрацию монархии. Во-вторых, путем введения чрезвычайного положения в отдельных регионах, объясняемого борьбой с сепаратизмом или мафией. В-третьих, через укрепление "указного" порядка управления государством и придание ему абсолютистского характера, игнорирующего принцип разделения властей. Тотальная криминализация общественных отношений делает возможным установление режима криминократии, когда политическое руководство страной мафиозными структурами сделается открытым и достаточным.
 Существующий политический режим не устраивает большинство россиян. Реформаторам, стоящим у власти, если они не хотят уходить в отставку и не могут изменить курс реформ, остается действовать, все в большей мере опираясь на силовые структуры и авторитарные формы управления. Важным фактором успеха подобных действий является разочарование многих граждан в демократических способах управления и усиление стихийного стремления к порядку.
 2. Руководство страны, вынужденное реагировать на настроение электората, еще раз попытается скорректировать курс реформ для придания ему социальной привлекательности. Поскольку в политической, экономической, социальной сферах добиться серьезных улучшений в ближайшие годы представляется затруднительным, то основные изменения политического курса коснутся кадров и идеологического обеспечения. В результате торгов с оппозицией правительство будет постепенно обновляться за счет привлечения новых людей, не запятнавших себя шоковой терапией. В официальной пропаганде усилятся популистские обещания и патриотические призывы.
 3. Существует вариант проведения досрочных президентских выборов, но это было бы реальным только в случае экстремального ухудшения ситуации к середине года. Оппозиционность россиян политическому режиму не имеет единого основания. Общественное мнение расколото по вопросу выбора радикальной или эволюционной смены стратегии реформ. Учитывая скептическое отношение к политическим партиям, лидерам, институтам [c.809] демократии, непоследовательность социально-политических ориентаций массового сознания, единое организационное оформление потенциала оппозиции вызывает сомнение. Сложилась ситуация неустойчивого равновесия, которая обычно носит кратковременный характер. Ее развитие во многом зависит от того, продолжится ли процесс делегитимации власти, или властные структуры найдут способ расширения своей социальной базы.
 4. Шанс социально-политического примирения общества к 1997 году не был использован. Вероятная дестабилизация социальной и социально-политической ситуации в 1997 году будет стимулировать принятие жестких, авторитарных решений. Однако, опыт политического конфликта 1993 года, возможно, поможет противоборствующим сторонам удержаться в рамках правоприемлемых акций протеста и политического диалога в "единой лодке".
 Вектор социально-политических ориентаций населения, сместившийся от правых радикал-демократов к правым национал-демократам, в 1994 году продвинулся к правоцентризму, и, возможно, к концу 1997 года перейдет в сторону левоцентризма. Однако, дальнейшее снижение уровня и качества жизни большинства граждан сохранит социальную базу для правых и левых радикалов. Политический центр будет вынужден искать тактического объединения с крайними силами.
 5. Политики, думающие о своем будущем, попытаются остановить социальную компрометацию реформ. При смене стратегии реформ следует учесть социальную цену преобразований. Применение метода "проб и ошибок" при социальном реформировании представляется преступным.
 Реализация корпоративных интересов возможна только радикальными средствами, которые дестабилизируют социально-политическую ситуацию. Но парадокс заключается в том, что поиск врага и потребность в дестабилизации не могут стать постоянной доминантой политических действий устойчивого общества. Между тем, статистические и социологические данные показывают, что общество, напротив, поляризовалось и приняло крайне неустойчивую социостратификаиионную структуру.
 Радикально-корпоративный реформизм продолжает создавать объективные условия для социальной конфронтации. Размышления о том, что после передела [c.810] собственности его новые владельцы установят эффективный и справедливый социально-экономический порядок, представляется, по крайней мере, наивными. Если не найдется обобщающий вектор интересов большинства населения, то у российского общества впереди или диктатура, или всеобщий конфликт. Эти варианты развития политической ситуации никому в России не нужны.
 Такова суть внутриполитической ситуации и возможных сценариев ее развития.
 Другой пример касается внешнеполитической ситуации, сложившейся к 1991 году. На этом примере читатель может убедиться насколько верно эксперты оценили и составили варианты (сценарии) ее развития.
 Геополитическая ситуация (1991 г.) и возможные сценарии ее развития (по материалам экспертной группы С. Кургиняна). На протяжении нескольких лет говорилось о том, что события в нашей стране имеют самое серьезное значение для судеб мира. Теперь это уже очевидно, и нам хотелось бы знать, где находится сегодня пресловутая стрелка часов, так трагически демонстрировавшаяся в предшествующую эпоху специалистами Римского клуба?
 Мы говорим также о том, что процессы, порождаемые в СССР (речь идет о 1991 года) могут создавать своеобразные геополитические волны, которые, распространяясь, окажут воздействие не в той точке, где они создавались, а совсем в других узлах геополитической сетки. И с этой точки зрения мы рассматривали и рассматриваем процессы в СССР как некий фактор глобальности, искусственно вызываемой нестабильности.
 В связи с этим мы рассматриваем окончательное отделение стран Прибалтики, обострение обстановки в Грузии, Молдавии, Нагорном Карабахе, Средней Азии, Татарстане, Чечне и других регионах именно с точки зрения их роли в сложном раскладе геополитических сил.
 В соответствии с этим мы называем новые факты и факторы, описывающие формирующуюся на наших глазах новую геополитическую реальность. Политикам различных ориентаций необходимо учесть, что даже в отсутствие прямой связи между этими факторами и так называемой злобой дня при внимательном рассмотрении именно эти факторы уже сегодня определяют очень многое в [c.811] судьбе страны и, практически все, будут определять в самом ближайшем будущем.
 Фактор первый. Дальневосточный. Речь должна идти о неблагоприятной для нас оценке КНР того, что происходит в СССР после 21 августа, и, главное, об изменении взаимоотношений Японии и Китая. Эксперты считают, что в скором будущем мы будем иметь мощный геополитический узел на Дальнем Востоке, в рамках которого резко возрастут вложения Японии в китайскую экономику, и прежде всего в военный сектор.
 Фактор второй. Исламский или тюркский, или исламо-тюркский. В геополитике всегда приходится выбирать наименьшее из двух зол. Этим она отличается от прекраснодушных разговоров на интеллигентских кухнях. Поставка оружия в Афганистан - это зло? Безусловно. А прекращение этих поставок? Еще большее зло в том случае, если за этим последует исламский пожар на юге СССР, а то и в центре России. В любом случае с юга уже начинает "припекать", и, между прочим, вполне ощутимо.
 Фактор третий. Кавказский. Получен мощный толчок к эскалации северокавказской и закавказской напряженности. Возникла новая геополитическая "воронка". Эксперты не исключают, что в ближайшее время (год, максимум - два) в эту "воронку" окажется втянут весь ближневосточный мир, включая Иран, Турцию и Ирак.
 Фактор четвертый. "Балканский". Югославский вопрос, напрямую увязываемый экспертами с теми геополитическими сдвигами, которые вызвало разрушение СССР, по сути, развязывает "Балканский мешок". Эксперты считают, что эта "развязка" обнажила углубление американо-европейских противоречий, что станет, по-видимому, новым суперфактором, определяющим геополитику на все ближайшее десятилетие.
 Фактор пятый. "Балтийский", в котором собственные вопросы Прибалтики, как это ни парадоксально звучит, сами по себе сегодня никого не интересуют. Вопрос - в ориентации Балтийских государств, в типе их интеграции в поле чьих-либо политических интересов. На первый план выдвигаются в связи с этим проблемы Кенигсберга и Восточной Пруссии, Карелии угро-финский вопрос, вопрос о статусе Санкт-Петербурга. В этом плане геополитический контекст достаточно определен. [c.812]
 Фактор шестой. Мировым сообществом осознана принципиальная нереформируемость советской экономики либеральными методами и масштаб затруднений, связанных с осуществлением после путча модернизационных проектов.
 Фактор седьмой. Негативные сдвиги в общемировой финансово-экономической ситуации, дальнейшее развитие которой приведет к тому, что "им" вскоре будет окончательно не до нас.
 Фактор восьмой. Стремительный рост сепаратистских тенденций в самых различных регионах земного шара, находящихся далеко за пределами СССР.
 Рассматривая все это в совокупности, как системный процесс, мы вновь констатируем, что речь идет о последовательном выполнении той стратегической установки, которая всегда была нацелена на создание "Срединной Европы", которая всегда строила свою политику на противостоянии двум супердержавам - СССР и США, как ялтинским хищникам".
 Хорватско-сербский конфликт не имеет иной цели, кроме как обеспечить выход к теплым морям европейского гиганта - объединенной Германии. Модель объединенной Европы, по Тэтчер, можно считать уже принадлежащей истории. На повестке дня только "Срединная Европа" под руководством германских народов. Таким образом, мы движемся в сторону становления новых супердержав, которые способны разрешить свои новые геополитические противоречия лишь в ходе третьей мировой войны. Это - первый сценарий снятия новых геополитических антагонистических противоречий, порожденных распадом СССР.
 Вторым сценарием является снятие демократических режимов в Западной Европе под воздействием нестабильности и "варваризации" народов, проживающих на территории бывшего СССР. Как бы мы ни называли этот новый мировой порядок, нетрудно убедиться в том, что он будет далек от демократии, и крайне трудно предположить, что он будет основан на полной гегемонии США.
 Скорее всего, "Миддл Юэроп" вынудит США встать на позиции американского изоляционизма, которые сейчас начинают активно прорабатываться в этой стране [c.813] впервые за многие десятилетия, т.е. в каком-то смысле отказаться от статуса сверхдержавы.
 Но к чему мы идем в ситуации, если такой политический субъект будет и дальше наращивать поле геополитических притязаний? Мы идем к реализации югославского сценария уже на территории шестой части земного шара, начиненной ядерными боеприпасами, и, через серию геостратегических и технологических катастроф, - к реализации наихудших сценариев развития событий для демократии далеко за пределами СССР.
 Третий сценарий, альтернативный тирании и мировой войне, является сценарием, осуществимым лишь в случае наличия мощного государства на территории бывшего СССР. Лишь в случае наличия супердержавы. Этой супердержавой может стать Россия, и в этом случае она в очередной раз сыграет роль стабилизатора глобальных процессов. Этот единственный приемлемый для народов СССР и для России геополитический вариант блокируется. По его поводу нет однозначного мнения даже в лагере победивших демократических сил. Для нас этот сценарий - императивен. Все остальное следует расценивать по тому, способствует это его реализации или нет.
 У России нет постоянных друзей. У нее есть лишь постоянные интересы. И эти ее интересы пока что совпадают с интересами мирового сообщества и будут совпадать с ними столь долго, сколь долго Россия будет иметь шанс на существование в виде великой державы (2).
 Это первый вариант сценариев. Другие эксперты в ином плане дают развитие политических ситуаций.
 После анализа политической ситуации, сложившейся к 1991 году, авторы работы "Выбор судьбы" пришли к выводу, что события будут развиваться по следующим двум сценариям (3).
 Сценарий первый. Эпиграфом к нему могут послужить два высказывания видных мировых политиков. Одно принадлежит Генри Киссинджеру, бывшему государственному секретарю США, заявившему в прошлом году: "Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее народов в единое, крепкое, централизованное государство". Автором другого является Збигнев Бжезинский, бывший помощник президента США по национальной безопасности. Он так определил [c.814] цель русской политики мирового сообщества: "Россия будет раздробленной и под опекой".
 Этот сценарий можно назвать жестким, силовым или революционным. Он предполагает поэтапный развал Советского Союза, затем - России (возможно, по югославскому варианту), провоцирование экономического и политического хаоса, межнациональных конфликтов, социальных столкновений и гражданских войн. Давно разрабатываемая теория "вялотекущих социальных катастроф" в сочетании с изощренной политической практикой должна при этом обеспечить сценаристам стратегический контроль над ситуацией, исключающий перерастание локальных конфликтов в ядерные столкновения. Но в оптимальном варианте Россия должна выгореть дотла, так и не взорвавшись. То, что от нее останется, будет легко встроено в объединенную всемирную политическую конструкцию.
 Именно по такому сценарию развивались события в России после Октябрьской революции. То, что он тогда не сработал до конца, не меняет дела. Вспомните экономические, политические и духовные последствия революционного хаоса - возможно, это хоть немного поколеблет наше безмерное благодушие, дав понять, что нас ждет в случае успешной реализации жесткого варианта антирусской политики.
 Сценарий второй. В сравнении с предыдущим его можно назвать мягким или эволюционным. Он предполагает захват политической власти в стране сторонниками "интегрирования в мировое сообщество" и последующее активное реформирование государственной, экономической, военной и демографической структуры общества с целью внутреннего перерождения России, ее полного и окончательного отрыва от своей духовной и культурной исторической традиции. В конечном итоге это должно привести к превращению страны в плацдарм "нового мирового порядка", когда весь ее сохранившийся потенциал будет направлен на ускорение международных интеграционных процессов под негласным руководством мирового правительства.
 Историческим аналогом такого сценария является осуществление Февральской революции. Его развитие было прервано радикальным Октябрем. [c.815]
 Надо, конечно, отдавать себе отчет, что эти гипотетические сценарии - всего лишь грубая схема. Действительность всегда много сложней и разнообразней. На практике обе вышеописанные стратегии могут осуществляться одновременно, причудливо переплетаясь и дополняя друг друга. Возможно, что "мягкий" вариант служит всего лишь прелюдией для "жесткого" продолжения, как это случилось в России в начале века. В любом случае, их рассмотрение дает обильную пищу для размышлений и хотя бы приблизительно показывает степень реальной опасности, нависшей ныне над нашей Родиной.
 Конечно, даже краткий анализ современного положения с этой точки зрения выходит далеко за рамки данной темы. И все же, говоря о событиях последних лет, можно с высокой степенью достоверности утверждать, что по отношению к России параллельно реализуются оба сценария ее устранения с геополитической арены. Оба они не новы и уже применялись при разрушении Российской империи в начале века. [c.816]
 Глава XLIX.
 Литература:
 1. Философия политики. Под. ред. Бессонова Б.Н. - М., 1993. Книга II.
 2. Кургинян С. Седьмой сценарий. - М., 1992. Ч.1.
 3. Выбор судьбы. - М., 1995.
 4. Реформирование России: мифы и реальность. - М., 1994.
 5. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. М.: РАН, 1995.
 6. Проблемы социально-экономической ситуации в стране. / Национальная доктрина России. М., 1994. № 5-8.
 7. Сценарии: Может ли Россия вернуться? Можно ли вернуть Россию? Может ли Россия измениться? // Независимая газета. 1996. 21 ноября. [c.816]
 ГЛАВА L. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАССТАНОВКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В ОБЩЕСТВЕ
 По своей значимости оценка соотношения сил, их расстановка относительно субъекта политики, степени их влияния на происходящее - поистине уникальное явление в системе политической деятельности. Ни один серьезный политический деятель, если он, конечно, не явный авантюрист, никогда не начнет действовать без знания ясной картины расстановки политических сил по поводу его предстоящих действий. Разумеется в политической жизни бывали случаи, когда тот или иной политический лидер приступал к действиям, руководствуясь принципом - "сначала ввяжемся в действие, а уж потом разберемся, что к чему". Бывало, что они выигрывали, но выигрывали лишь тактически. Стратегически такие деятели проигрывали всегда и абсолютно. Поэтому точная и научно обоснованная оценка политических сил в обществе для любого политика является исходным пунктом в начале своих действий.
 В политической практике существует множество технологий и методик определения - кто из участников политических событий будет поддерживать (и в какой степени) или будет сопротивляться тем или иным действиям. Однако прежде чем использовать эти технологии и методики, необходимо решить некоторые методологические проблемы. [c.817]
 1. "Правые" и "левые" в политике
 Одна из методологических проблем - деление политических сил на правых и левых. Оно имеет давнюю историю и относится по времени к периоду Великой французской буржуазной революции 1789 г. В избранном французским народом парламенте - Национальном собрании - совершенно случайно места в зале заседаний (справа и слева от председателя) распределились в соответствии с политической направленностью депутатов. Справа от стола председателя расположились депутаты, выступающие за неизменность и сохранение некоторых прошлых порядков феодального общества. Слева от председателя обосновались депутаты, боровшиеся за решительное, скорое, бесповоротное устранение всех и всяких [c.817] атрибутов свергнутого строя, за радикальное введение новых буржуазных порядков.
 С тех пор в Европе, а затем и во всем мире политические силы в самом общем плане стали разделяться на правых - отсталых, консервативных и даже реакционных, цепляющихся за прошлое и препятствующих прогрессу - и левых - решительных, радикальных, даже революционных, стремящихся к новому, к прогрессу. Сразу оговоримся, что это деление во многом условно и сильно зависит от конкретной политической ситуации.
 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
 ПО ИХ ОТНОШЕНИЮ К ЧЕМУ-ЛИБО
 
 Второй методологической основой процесса оценки расстановки политических сил выступает весьма простой постулат: они не делятся только на "красных" и "белых", [c.818] только на наших и не наших, только на тех, кто категорически "за" и тех, кто категорически "против". Хотя здесь тоже можно привести примеры из политической практики, когда субъекты политики делили участников политических событий по единственному принципу - "кто не с нами - тот против нас". Однако политическая деятельность давно доказала исключительную непродуктивность этого принципа, принципа двухполюсности, принципа абсолютного неприятиях тех, кто против или нейтрален.
 Приведенная таблица распределения участников политических событий по их отношению к какому-то политическому действию, поступку, решению показывает давно утвердившийся в политологии весьма широкий спектр как поддерживающих, так и сопротивляющихся. Примечательно здесь то, что, во-первых, за разнообразием оценок стоит действительно не безликое единение, а живое многоцветно различных политических сил общества. И, во-вторых, разнообразие и разнохарактерность отношений стоящих "за" и "против" дает возможность субъекту политики так или иначе воздействовать на те или иные политические силы с целью изменения их отношения к конкретному политическому событию в благоприятном для политического субъекта направлении.
 Такие подходы к оценке расстановки политических сил в обществе расширяют основания для превращения политики из деятельности, опирающейся преимущественно на насилие (против тех, кто не с нами) в подлинное искусство совместного проживания людей и их общностей, имеющих неодинаковые взгляды, ценности, интересы.
 Рассмотрим конкретные методики оценки расстановки политических сил.
 Прежде чем приступить к изложению конкретных методик оценки расстановки политических сил в обществе, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
 Первое. В разделе будут проанализированы лишь некоторые, наиболее характерные, методики в их принципиальном базисном построении, без отвлечения на множественные возможные варианты их применения и построения.
 Второе. В качестве примеров при выстраивании методик будут использованы элементы политической жизни [c.819] современной России и не потому, что методики неприменимы для других стран или регионов, а потому, что нашему читателю более близки и понятны примеры из политической реальности нашего сегодняшнего общества.
 Третье. Приводимые примеры в описании методик чаще всего будут отражать точку зрения коллектива кафедры политологии Московского государственного социального университета, имеющего более чем пятилетний опыт использования этих методик в учебном процессе. Это никоим образом не означает закрытости нашей точки зрения для критики.
 Четвертое. Наша точка зрения отражена и в названиях каждой из методик. Названия методик в большей части связаны не с содержанием, а с внешней графической формой данной методики. Исключение составляют методики, которые и по форме и по содержанию соответствуют взглядам профессора В.Б.Тихомирова, изложенным в его спецкурсе по политическому менеджменту, читаемому в ИППК при МГУ им. М.В.Ломоносова. [c.820]
 2. Методика "линейная"
 Данная методика названа "линейной", но по внешней схожести могла бы называться и "температурной" и "градусной". Как и любой термометр, шкала линейной методики имеет некую среднюю точку, которая соответствует позиции политического субъекта: это может быть лидер, политическая партия, правящая элита; это может быть также какое-либо политическое действие - поступок, событие, решение и т.д.
 Справа и слева от данной средней точки по линии располагаются точки, обозначающие позиции других участников политических событий. Базисное отношение к исходной позиции определяется как раз расположением участника политических событий - справа или слева от исходной. Степень расхождения позиций зависит от удаленности той или иной позиции от исходной - здесь условно можно линию проградуировать от 0 до +100, и от 0 до -100.
 В качестве примера предлагаем рассмотреть принципиальную расстановку наиболее политизированной прессы (газет) накануне выборов в Государственную Думу в декабре 1995 г. [c.820]
 Линейная методика хотя и характеризуется сравнительной простотой, однако обладает высокой степенью наглядности, а также возможностью довольно точно спрогнозировать реакцию той или иной газеты на любой шаг правящего политического центра. Вполне понятно, что каждая газета выражает и защищает интересы какой-либо политической силы, социального слоя, партии, движения и т.д. Но приходится учитывать, что эти интересы выражены не прямо, а опосредованно - через позиции главного редактора, состава редколлегии, журналистского коллектива. Необходимо иметь в виду и источник финансирования печатного органа. Здесь действует принцип - "кто платит, тот и заказывает музыку".
 
 Кроме того, линейная методика излишне статична, в ней трудно показать возможные перемещения (или тенденции таких перемещений) анализируемых субъектов относительно центра - как по полюсному признаку, так и по степени расхождения субъекта с центром. [c.821]
 3. Методика "табличная"
 По форме построения она наиболее разнообразна: это могут быть графики, диаграммы, таблицы, секторные круги и многое другое. Но основное правило табличной методики должно быть таковым: в ней четко указываются участники политических событий, позиции которых анализируются, политическое действие (субъект политики), отношение к которому определяется и возможные варианты такого отношения. В исследование участников политических событий [c.821] лучше всего включать тех, кто обладает наивысшей степенью влияния на политическую жизнь страны. Например, академик Т.И.Заславская, анализируя позиции различных групп населения к перестройке дала следующую таблицу (см.: Иного не дано. М., 1989. - С. 39).
 
 Эта методика, безусловно, дает хорошую возможность выявить позиции основных слоев общества относительно какого-либо политического события или действия [c.822] политического субъекта. В то же время, она имеет и свои слабости.
 Прежде всего, это недостаточная научная строгость как в подборе социальных слоев и групп для анализа, так и в определении критериев для показа их отношения к политическому событию. Например, едва ли оправдано включение в разряд влиятельных политических сил "мелких предпринимателей", "ответственных работников торговли и обслуживания", "представителей организованной преступности". Кроме того, вряд ли оправдано отнесение одной и той же социальной группы к трем, четырем и даже к пяти различным позициям по их отношению к политическому событию. Так, в приведенной таблице, "социально-гуманитарная интеллигенция" занимает одновременно позицию "инициаторы", т.е. абсолютно "за", и позицию "реакционеры" - т.е. абсолютно "против".
 Было бы вернее вычленить из рассматриваемой социальной группы некие подгруппы, которые по отношению к событию четко бы занимали позиции "за" или "против". Явно неравномерно расположены категории сторонников и противников события К категории "за" отнесены пять позиций, к категории "против" - только две, тогда как научный подход предполагает определенную симметричность позиций как сторонников, так и противников анализируемого события (также как и более четкую смысловую нагрузку этих позиций).
 К недостаткам табличной методики следует отнести и ее статичность: позиции сторон зафиксированы в определенном времени и в таблице нет возможности показать те изменения в позициях социальных групп, которые могут произойти под влиянием самых различных факторов. [c.823]
 4. Методика "динамичная"
 Более сложная по своему построению динамичная методика в какой-то степени устраняет основной недостаток предыдущих методик в статичности, позволяет отследить изменения в позициях участников политических событий по отношению к одному и тому же политическому событию.
 Методика основывается на традиционном делении всех политических сил, поддерживающих и противодействующих событию. В нашем примере это отношение к [c.823] реформам. Кроме того, в построение таблицы введен еще один показатель - уровень влияния политической силы на ход событий. Этот уровень определяется по специальной технологии.
 УРОВЕНЬ ВЛИЯНИЯ НА СОБЫТИЯ
 
 Обратим внимание на то, что наиболее активно в оппозиции к реформам правительства выступают пенсионеры, которые составляют четверть населения Российской Федерации, или около трети электората. К ним вплотную примыкают сельские жители, рабочие, интеллигенция, не занятая на производстве (см. "Россия-95: накануне выборов" - монография, подготовленная под [c.824] руководством академика Г.В. Осипова учеными ИСПИ РАН. М.., Изд. "Академия").
 Характерна динамика изменения позиций некоторых участников политических событий. Так, пенсионеры, сельские жители, рабочие начинали с весьма скромного желания поддержать или были нейтральны, а сейчас стали активно сопротивляться реформам. Предприниматели вначале позитивно высказывались за них, сегодня же готовы действовать с резким повышением своего уровня влияния на политические события. Организованная преступность, вначале настороженная и готовая помешать реформам, оказалась сейчас активно действующей в поддержку реформ (с уровнем влияния на политические события - выше среднего).
 Интересны и позиции, стабильно сохраняемые такими участниками политических событий, как управленцы, студенты, инженерно-технические работники. Высшие управленцы, извлекая для себя максимальную выгоду из проводимых реформ, абсолютно их не поддерживают постоянно и сохраняют высокий уровень влияния на происходящие события. Служащие и инженерно-технические работники составляют некую "центристскую" группу, в которой наряду с критикой часто встречаются осторожные, лояльные оценки действий правительства. Студенты в силу своего низкого уровня влияния на политические события ограничиваются желанием поддержать проводимые реформы.
 В целом рассмотренная методика весьма эффективна для выявления и прогнозирования отношения различных групп населения к политическим решениям, позициям, событиям, программам. [c.825]
 5. Методика "блочная"
 В основе данной методики лежит возможность различных политических сил, не только близких по коренным интересам, но и находящихся на противоположных политических флангах, объединиться, блокироваться по отдельным частным вопросам. Особенно часто эта методика применима при избрании и практической деятельности представительных органов власти, создаваемых в условиях многопартийной политической системы. [c.825]
 В качестве примера приведена расстановка политических сил в российском парламенте после выборов в Федеральное Собрание 12 декабря 1993 г., когда в него вошли восемь политических партий, из 14 участвовавших в предвыборной гонке (см. схему 1).
 Схема 1
 "БОЛОТО"
 
 Подобная схема расстановки политических сил в любом представительном органе является оптимальной. Такая расстановка может обеспечить, во-первых, стабильность этого органа вследствие равновесия сил правого и левого флангов и, во-вторых, дает возможность каждой политической силе гибко маневрировать при реализации своих интересов: будет проходить решение, которое отвечает интересам не только данной фракции, но и других -близких ей по интересам И, наконец, данная расстановка создает надежные гарантии против стремления центра к всевластию в парламенте в этих целях возможны компромиссы практически между всеми фракциями представительного органа.
 МАТРИЦА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ Данная методика в лекциях профессора В.Б. Тихомирова на курсах ИППК при МГУ им. М.В. Ломоносова носит еще название "политическая решетка" и основывается на четко обозначенном отношении, участников политических событий к конкретным формам экономического и политического устройства общества. В зависимости от этого отношения политические силы занимают свое определенное место в матрице - на пересечении их позиций в экономической и политической сферах.
 В качестве примера расстановки политических сил использованы позиции основных политических партий [c.826] Российской Федерации накануне выборов в Государственную Думу в декабре 1995 г. Заметим, что возможности этой методики значительно шире приведенного примера (см. схему 2).
 Схема 2
 
 [c.827]
 Рассмотренные здесь методики оценки расстановки политических сил в обществе далеко не исчерпывают всего арсенала методик, которыми должен владеть действующий политолог. Но основные принципы оценки расстановки политических сил здесь представлены и могут быть использованы при проведении занятий по курсу "прикладная политология". [c.828]
 Глава L.
 Литература:
 1. Политический спектр России. / На пути к выборам-95. Технология успеха. М., 1995.
 2. Тимошенко В.И. Левые. Правые. Центр. Расстановка политических сил, претендующих на места в новом парламенте. // Российская Федерация. 1995. № 20.
 3 Социология межнациональных отношений. Уч. пособие Под ред В.Н.Иванова. М., 1996.
 4. Саенко Г.В. ...оппозиция ...оппозиция? Да здравствует оппозиция! (Политическая оппозиция как социальное явление). М., 1995.
 5. Социальная инженерия. Сборник. МГСУ, 1996.
 ГЛАВА LI.
 ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
 Современная политическая наука в своем развитии все больше обращается к прикладным политическим технологиям, позволяющим накопить и обработать значительный эмпирический материал, служащий основой и подтверждением (или не подтверждением) тех или иных теоретических концепций.
 Весьма широко при изучении политических процессов применяются технологии, которые находятся на стыке социологии и прикладной политологии - мониторинг и контент-анализ.
 Политический мониторинг - наблюдение, оценка, прогноз состояния и развития какого-либо политического явления. Очень часто слово мониторинг заменяется термином - отслеживание, что в сущности одно и то же. Мониторинг предполагает не разовое исследование, а некоторую последовательность отслеживания, позволяющую изучать объект анализа в развитии.
 Зачастую бывает так, что политические деятели рассчитывают на неинформированность людей, к которым обращаются со своими предложениями, программами. Чаще всего этот расчет себя оправдывает. У людей короткая политическая память, и основная масса граждан становится жертвой так называемого сиюминутного политического анализа, когда оцениваются только политические действия и события последнего времени. В самом деле, попробуйте спрогнозировать действия какого-нибудь политического лидера, исходя из его заявлений. Вряд ли удастся получить продуктивный результат, скорее всего Вы ошибетесь в своих прогнозах и будете вновь и вновь рассуждать о "политическом коварстве" лидеров. Однако, если выстроить подобные заявления в некоторой хронологической последовательности, соотнести их с развитием общей политической ситуации, то можно обнаружить тенденции в действиях того или иного политика. Это и есть самый простой пример политического мониторинга. Для того чтобы провести такой первичный анализ, вовсе не надо быть политологом. Ведь необходимые сведения доступны. Нужен лишь определенный уровень политической культуры общества, побуждающий граждан не [c.829] равнодушно, со знанием дела относиться к тому, какие политические силы будут осуществлять властные функции в обществе, осознать собственную причастность к этому процессу.
 Объектом политического исследования могут быть политические партии, движения и их лидеры, политические события (политические конфликты, избирательные кампании и др.). Политический мониторинг подразумевает использование самых разных методик. Например, для отслеживания рейтинга политической партии целесообразно применять опросы, анкетирование, экспертные оценки изучение материалов прессы, контент-анализ базовых политических документов этой партии, выступлений ее лидеров, изучение политических биографий и др. Наилучший результат дает комплексный подход в организации мониторинга. Значительно расширяются возможности исследования при использовании компьютерных технологий, особенно в части систематизации, обработки информации и создания баз данных.
 Этапы проведения мониторинга вытекают из логики развития самого исследуемого явления. На первом этапе выбирается объект исследования, уточняются цели, определяются хронологические рамки отслеживания. Очень важно правильно обозначить гипотезу исследования - предполагаемые результаты. Гипотеза с самого начала дает политологу материал для сравнительного анализа и отсекает массу второстепенной, опосредованной информации. Далее необходимо определить и классифицировать источники получения информации, методы ее систематизации и обработки. Большое значение имеет так же выбор оптимального варианта формы, содержания и периодичности итоговых материалов.
 Более детально изложенное выше можно рассмотреть на примере политического мониторинга избирательной кампании по материалам средств массовой информации. Мониторинг СМИ - это только часть политической и социологической поддержки избирательного объединения и его кандидатов (или независимых кандидатов). Направление и детализация определяются стратегией и тактикой избирательной кампании в целом, а также общим планом деятельности избирательной команды. Вместе с тем, это казалось бы достаточно узкое направление исследования [c.830] политической ситуации, использующее только материалы СМИ (печатных и электронных), позволяет, при условии правильной организации, непрерывности, комплексной и технологической упорядоченности, получить значительный массив полезной, актуальной информации, без которой немыслима как текущая работа избирательного объединения, так и прогнозирование результатов избирательной кампании.
 Мониторинг СМИ можно разделить на два основных направления:
 • накопление информации, ее первичная обработка, оперативное информирование команды и кандидатов о существенных эпизодах средств массовой информации. Итоговую информацию по этому направлению целесообразно выдавать один раз в 3-4 дня, но можно и ежедневно;
 • основное направление - аналитическая обработка массива информации. Цель - отслеживание предвыборной ситуации в динамике, определение возможных направлений развития, прогнозирование, подготовка рекомендаций. Итоговая информация выдается каждую неделю (опыт показывает, что при увеличении срока подготовки итогового аналитического документа свыше 2-х недель резко снижается его полезность и эффективность)
 Работа по мониторингу СМИ ведется, как правило, не одним человеком, поэтому она должна координироваться по срокам и единообразию конечного продукта.
 Важнейший момент мониторинга средств массовой информации - формирование основных усредненных рубрик отслеживания (рубрикатора). Применительно к избирательной кампании они должны охватывать максимально возможное число направлений деятельности избирательного объединения и команды (а также потенциальных противников и союзников); обеспечивать " точки опоры" для формирования эффективного прогноза, получение оперативной прямой и косвенной информации о качестве деятельности команды в центре и на местах (что дает возможность объективного контроля, быстрого реагирования и корректирования деятельности).
 Названия рубрик мониторинга СМИ в целом совпадают с основными направлениями общего информационного обеспечения избирательной кампании, - отслеживается количество публикаций о избирательном [c.831] объединении и его лидерах в общем массиве информации, общая характеристика информации за установленный период (негативная, позитивная, нейтральная, полутона), социально-экономический фон (в центре, регионе, округе) избирательной кампании в изложении СМИ. Материалы СМИ позволяют исследовать политическую ситуацию (уровень доверия к местной и центральной администрации, действия политических и общественных организаций, эффективность хозяйственного управления, применения нормативных актов и др.), определять целостную структуру общественного сознания, отраженную в СМИ.
 Мониторинг прессы открывает широкие возможности повышения эффективности работы избирательной команды, оперативного изменения тактики ее деятельности. С этой целью публикации СМИ анализируются по следующим основным направлениям:
 • отслеживание политического поведения кандидатов и команд, анализ выбранной ими стратегии и средств ее реализации;
 • определение ареала "союзников", "нейтралов" и отслеживание их эволюции (возможные союзники, с кем целенаправленно надо работать, на кого не тратить время, эта работа проводится также и в отношении СМИ;
 • определение уровня информированности ведущих и региональных СМИ о деятельности избирательного объединения и кандидатов (таким способом определяется качество информационно - пропагандистской работы команды, слабые места и др.);
 • определение основных, а также формирующихся линий критики кандидата или избирательного объединения (для организации информационного прессинга и принятия превентивных мер);
 • отслеживание процесса формирования и эволюции имиджа избирательного объединения и его лидеров в СМИ (цель - стимулирование появления в СМИ информационных и аналитических материалов дополняющих и корректирующих имидж, а так же создающих информационное поле для работы с электоратом). В качестве примера итоговой информации такого типа можно привести диаграмму № 1; [c.832]
 Сопоставление партий по числу сообщений
 На представленной ниже диаграмме сравнивается распределение суммарного внимания каналов ТВ к отдельным партиям в ноябре 1995г. по неделям.
 Сообщений (ОРТ + РТР + НТВ)
 1 - НДР
 2 - БИР 3 - ДВР
 4 - Яблоко 5 - КРО
 6 - АПР 7 - КПРФ
 8 - ЛДПР
 • определение перспективных, с точки зрения формирования общественного мнения, направлений деятельности кандидатов и объединения (формирование событийного ряда);
 • систематизация мнений политических организаций, групп и объединений о кандидатах;
 • выявление круга проблем волнующих избирателей. Политическая сфера общества рождает громадное количество разноплановых документов. Это и предвыборные программы кандидатов в депутаты и выступления представителей различных партий и объединений на съездах, митингах, материалы средств массовой информации и др. Все это - бесценная для политолога информация, отражающая в себе сложные процессы борьбы за власть и ход политической деятельности вообще. Поэтому метод контент-анализа - специфический, формализованный [c.833] анализ содержания того или иного текста, становится одним из важнейших вспомогательных методов подготовки и реализации политических решений и прогноза.
 Контент-анализ очень широко используется в политической практике последних лет Это определяется целым рядом его преимуществ - здесь и возможность сокращения общего объема исследуемого материала, относительная дешевизна подобных исследований, ограничение субъективных влияний при работе с большими объемами информации, доступность материалов для контент-анализа (газеты, журналы, библиотеки, базовые документы партий и движений, радио, ТВ и др.)
 Однако главным преимуществом, на наш взгляд, является то, что контент-анализ документов при высокой ценности конечного результата в то же время не оказывает какого-либо влияния на сам объект исследования (политическую партию, политического лидера), все контакты здесь опосредованные
 Как уже говорилось выше, контент-анализ - формализованный метод изучения текстовой информации Это по сути поиск в исследуемом тексте определенных смысловых понятий и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа Такие смысловые понятия называются обычно единицами анализа.
 Техника проведения контент-анализа состоит из нескольких этапов
 - прежде всего необходимо определить основную цель исследования, перечень и последовательность решаемых в его ходе задач;
 - определение эмпирического материала исследования Круг привлекаемых материалов может быть очень широк - официальные документы, периодическая пресса, художественная литература и др. Может быть выбран один или несколько источников информации Например, если выявляются закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании, выбирается конкретный источник информации (какой-либо телеканал, см табл. 1.);
 Позиции каналов в отношении того или иного лидера могут быть охарактеризованы распределением внимания (долей в общем числе сообщений о партиях), [c.834] "пристрастностью" (долей оценок в общем числе сообщений о данной партии) и балансом оценок (разницей между числом одобрительных и критических сообщений).
 Таблица 1
 Сопоставление позиций каналов ТВ в отношении
 лидеров партий за три недели ноября 1995 г. Каналы ТВ Доля в общем числе сообщений о лидерах, % Доля оценок в сообщениях
 о лидере, % Баланс оценок Недели 1-я
 нояб. 2-я
 нояб. 3-я
 нояб. 1-я
 нояб. 2-я
 нояб. 3-я
 нояб. 1-я
 нояб. 2-я
 нояб. 3-я
 нояб. В. Черномырдин ОРТ 23 18 32 0 0 9 - - +1 РТР 29 27 34 17 8 11 0 -1 -2 НТВ 11 12 36 0 13 9 - -1 +2 И. Рыбкин ОРТ 3 17 11 0 6 8 - +1 +1 РТР 1 11 11 0 0 0 - - - НТВ 1 12 18 0 13 9 - -1 +1 Е. Гайдар ОРТ 5 2 0 38 0 - +3 - - РТР 4 11 2 33 0 100 -1 - -1 НТВ 7 3 3 0 50 0 - +1 - Б. Федоров ОРТ 1 3 5 0 0 60 - - -3 РТР 4 4 2 33 0 100 -1 - -1 НТВ 3 4 3 0 0 50 - - -1 Г. Явлинский ОРТ 19 4 2 17 25 0 -1 -1 - РТР 24 2 2 20 0 0 +2 - - НТВ 26 7 3 17 0 0 +2 - - Ю. Скоков ОРТ 6 7 0 44 17 - -2 -1 - РТР 1 0 0 0 - - - - - НТВ 5 4 0 40 0 - -2 - - А. Лебедь ОРТ 3 2 0 25 0 - +1 - - РТР 4 0 0 33 - - -1 - - НТВ 1 7 0 0 40 - - 0 - Г. Зюганов ОРТ 7 4 2 27 0 0 -3 - - РТР 0 9 2 - 0 0 - - - НТВ 1 12 5 0 0 33 - - -1 В. Жириновский ОРТ 2 3 3 33 33 33 -1 -1 -1 РТР 1 2 2 100 0 100 -1 - -1 НТВ 0 2 3 - 0 50 - - -1 - на следующем этапе необходимо определить какие именно материалы, содержащиеся в подобранных [c.835] источниках, будут анализироваться, все без исключения или по каким-то отдельным направлениям;
 - определение хронологических рамок исследования. Диапазон здесь очень широк, от одного дня до недель, месяцев, лет;
 - этап, от которого, на наш взгляд, во многом зависит успех исследования - выбор единиц анализа. Это может быть ключевое слово, термин, какой-то цельный материал, политическое событие, информационное сообщение и др. Однако непременным условием, определяющим " качество " единицы анализа, является отсутствие в ней каких-либо оценочных элементов (ограничение влияния субъективного фактора), а также нейтрализация личной предрасположенности исследователя;
 - создание категориальной схемы контент-анализа. Категории служат для классификации единиц анализа. Например, при исследовании публичного выступления политического лидера, единицы анализа (ключевые слова) разносятся по основным категориям - экономика, политика, социальная защита, борьба с преступностью, военная политика и др.;
 - один из самых сложных этапов - трансформация содержания документа в категориальную схему - кодировка текста. Эта работа требует достаточно высокого уровня подготовки исполнителя. Единицы анализа разносятся по определенным ранее категориям;
 1. после того как основные данные закодированы, наступает кульминация - этап анализа полученных данных (измерение, сравнение, индексация и др.) и интерпретации результатов анализа. Резко повышает эффективность анализа и его качество использование ЭВМ.
 Итогом проведения контент-анализа как и любого другого исследования, является обычно аналитическая записка, содержащая в себе, выводы и рекомендации.
 Безусловно, приведенная выше схема - один из возможных вариантов организации исследования политических документов. Существуют и иные разработанные и апробованные методы и технологии контент-анализа, которые успешно применяются в современной политической практике.
 Трудно представить себе современный политический процесс, его политологическое обеспечение без [c.836] мониторинга и контент-анализа. Являясь по сути вспомогательными, прикладными политологическими технологиями, они в то же время помогают сделать процессы, протекающие в политической сфере общества, более предсказуемыми и управляемыми. [c.837]
 Глава LI.
 Литература:
 1. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. / Социология. Т. 4.
 2. Задорин И. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг. // Вопросы социологии. 1994. № 5.
 3. Политические технологии. / Россия: партии, выборы. Под ред. Краснова В.Н. М., 1996.
 4. Информационный бюллетень "Соц.-эконом. перемены. Мониторинг общественного мнения". 1995. № 4. [c.837]
 ГЛАВА LII. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ
 Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения. Его качество напрямую зависит от оценки его места в деятельности и научной обоснованности выработки.
 1. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему
 Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата. Оно проявляет себя во многих ипостасях.
 Политическое решение - это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.
 Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели.. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.
 Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.
 Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как [c.838] свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.
 Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата - это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.
 Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.
 Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, "пускового механизма" всех событий и поступков выступает именно политическое решение.
 Любое политическое решение принимается людьми для разрешения конкретной политической ситуации. Другими словами, политическое решение - это сложное диалектическое переплетение объективного и субъективного в политическом процессе. При этом у принимающего решение всегда будет большой соблазн - увеличить долю субъективного в объеме будущего решения. Надежным препятствием для такого соблазна служит соблюдение ряда требований:
 • Целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? с какой целью? для чего? - вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости - все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением.
 • Своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим [c.839] примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое ленинское высказывание: "вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня".
 • Системность в учете факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех последствий принимаемого политического решения - вот современный стиль деятельности серьезного политика.
 • Соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения - в особенности радикального характера - принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой системы.
 • Подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности - таких как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.
 В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере - принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам.
 Концептуализация принятия решения предполагает:
 • знание ситуации и особенностей субъектов принятия решения;
 • выработку процедуры принятия;
 • понимание процесса принятия решения как совокупности конкретных приемов, методов, процедур, "техники", предполагающей организационный контекст;
 • восприятие решения;
 • предвидение возможных последствий принимаемого решения. [c.840]
 2. Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия
 Необходимость принятия политического решения возникает, как уже было сказано, в условиях конкретной политической ситуации.
 Рассмотрим, например, ситуацию когда общество находится в относительно стабильном состоянии, когда "верхи" и "низы" взаимно удовлетворены ранее принятыми политическими решениями, не предъявляют претензий друг к другу и не проявляют особой политической активности.
 Но такая политическая "идиллия" долго продолжаться не может. Под влиянием непрекращающегося общественного развития на сложившиеся отношения участников политических событий начинают действовать новые факторы. Например, в центр принятия политических решений стекается информация о неудовлетворенности интересов какого-либо участника политического события. Причины этому могут быть самые разные - недоработки предыдущих решений или их недовыполнение, новая экономическая ситуация в обществе, изменение политического курса правящей элиты, новые претензии участников политических событий и др.
 Причины разные, а вывод один - надо принимать решение на изменение ситуации. Субъекту руководства предстоит составить схему принятия решения на базе ответов на следующие вопросы:
 1. Кто будет принимать решение?
 2. В чем его смысл?
 3. Когда принимать решение?
 4. Как его принимать?
 5. На каком уровне, где его принимать?
 6. Характерные черты ситуации.
 7. Класс (или подкласс) данного решения.
 8. Почему оно должно быть принято? [c.841]
 Принципиальная схема возникновения проблемной ситуации
 
 Внимательное и непредвзятое отношение ко всем этим вопросам должно в итоге обеспечить высокий качественный уровень принимаемого политического решения. В то же время отметим, что все они весьма непросты. Для примера рассмотрим (п. 1) Кто будет принимать решение?
 К этим лицам, относятся индивидуумы, несущие государственную или юридическую ответственность за определенные политические решения; те, кто снабжает их информацией; те, кто определяет - какое из альтернативных решений должно быть принято во внимание; принадлежащие к наиболее могущественным экономическим. политическим, военным, общественным элитам; эксперты, принимающие участие в обсуждении проблемных ситуаций. Другими словами, решение готовит большая группа лиц - так называемая "команда" субъекта политики.
 Здесь возникает много дополнительных вопросов -как формируется такая "команда", кто в нее входит, какие отношения складываются внутри "команды" и насколько ее состав адекватно отражает позицию и взгляды самого субъекта политики.
 Процесс принятия политического решения распадается на отдельные этапы или стадии.
 По этому вопросу есть несколько точек зрения. Герберт Саймон - один из первых американских политологов, применивших проблематику принятия решений в политологическом анализе - видел в решении определенную последовательность действий, выстроенных в следующем порядке: постановка проблемы, сбор информации, [c.842] определение возможных альтернатив, выбор действующими лицами одной из альтернатив в соответствии с их иерархии ценностей.
 Г. Лассуэл выделяет семь функциональных этапов процесса принятия решения: постановка проблемы, поиск информации, выработка рекомендаций (формулирование альтернатив), установка (отбор альтернатив), обращение за поддержкой (предварительное убеждение), оценка эффекта решения, итог (обновление, пересмотр или отмена). Американские политологи Д.Марч и Т.Саймон - представители модели "социальной организации" - включают в процесс принятия решения четыре стадии: а) постановка проблемы; б) поиск наиболее эффективных альтернативных решений; в) сравнительный анализ альтернатив;
 г) выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.
 В российской политологии сложился свой взгляд на этапность процесса принятия политического решения, где выделяются следующие его фазы:
 1. Накопление исходных данных о проблемной ситуации в обществе.
 2. Анализ исходных и всех дополнительных данных.
 3. Принятие решения.
 4. Реализация политического решения.
 Каждая из этих фаз процесса принятия решения достаточно сложна по содержанию, требует длительного времени для качественной проработки ее элементов в определенной последовательности. Серьезных усилий требуют первые фазы, связанные с информацией. Полезность, полнота, достоверность, новизна, ценность - качества, которым должна отвечать информация, чтобы выполнить назначение источника принятия решений.
 Остановимся подробнее на алгоритме третьей фазы - принятии решения.
 Алгоритм принятия политического решения. Среди других элементов процесса принятия политического решения третья фаза - фаза принятия является не только самой ответственной, но и самой субъективно насыщенной. Именно здесь собранные и объективно проанализированные данные превращаются в основу волевых действий субъекта политики. По этой причине принимающий решение для снижения уровня субъективизма в предстоящем действии обязан скрупулезно выполнять [c.843] наработанный политической практикой алгоритм принятия решения, включающий в себя следующие аспекты.
 Уточнение объекта политического решения. Здесь дается ответ - кто из участников политических событий желает изменений, кому из них необходимо принимаемое решение. При этом учитываются союзники такого участника и те, кто косвенно заинтересован в принятии решения, а также те, чьи интересы будут ущемлены. Таким образом, субъект политики получает полную ясность - кто из участников политических событий будет поддерживать принимаемое решение и кто будет ему сопротивляться.
 Неудовлетворенные интересы. Внимание сосредоточено на выяснении - чего желают участники политических событий от принимаемого политического решения. Учитывается весь спектр политических интересов и особенно тех, которые ныне не удовлетворены и предполагается их удовлетворение предстоящим решением. Субъект политики определяет характер, содержание, радикальность будущего решения, степень удовлетворенности интересов большинства участников политических событий, а значит - степень разрешенности проблемы, вызвавшей необходимость принятия решения.
 Конкретные недостатки. Чего именно нет, что конкретно необходимо изменить, чтобы удовлетворить интересы "обиженных" участников политических событий - вот вопрос, определяющий целенаправленность будущего решения. Выяснение точного адреса "слабого" звена политической структуры, политической системы, препятствующего удовлетворению тех или иных политических интересов, позволяет субъекту политики четко обозначить направление усилий принимаемого политического решения - какой недостаток должен быть устранен обязательно.
 Конечная цель принимаемого решения. Любое политическое действие должно быть целесообразным. Однако не всегда конечная цель проявляется в самом решении. Субъект политики обязан формировать цель будущего решения на основе многих критериев. По уровню воздействия на объект цель может ставиться как стратегическая, тактическая, оперативная; по времени действия она может быть долго-, средне- и краткосрочная; цель может различаться по масштабам и уровням политической [c.844] иерархической структуры, по приоритетности удовлетворяемых интересов, по степени обязательности для различных участников политических событий. В любом случае субъект политики, принимая решение, обязан ставить себе ясную и обязательно достижимую цель.

<< Пред.           стр. 16 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу