<< Пред.           стр. 15 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Они открывают дорогу плюрализму, широким возможностям для замены представительной демократии "демократией участия", не нанося ущерба ни одному демократическому институту. Для обозначения данного феномена существует даже специальное понятие "теледемократия".
 "Демократия участия" - это система политической организации общества, где граждане прямо, без посреднической помощи избираемых представителей решают все интересующие их социальные и политические вопросы По мнению сторонников концепции "демократии участия", демократия, осуществляемая через средства массовой информации и раннее технически неосуществимая, теперь может стать реальностью.
 Однако было бы опрометчиво однозначно оценивать значение и роль новейших средств телекоммуникации (2).
 Результаты, последствия их применения во многом определяются тем, как и в каких целях они используются. Например, у нас до сих пор не прекращаются весьма критичные выступления в связи с запуском Государственной автоматизированной системы "Выборы". Многие аналитики отмечают ее "слабые места", связанные с возможностью электронного манипулирования итогами выборов, возможностью создания электронных досье на всех российских граждан (тем самым обвиняют государство в нарушении определенных прав и свобод граждан).
 Подобные проблемы существуют и в странах Запада. 28 октября 1980 г. телекомпания Эй-би-си после телевизионных дебатов между Р.Рейганом и Дж.Картером, транслировавшихся на все штаты США, предложила телезрителям позвонить по определенным телефонам для выяснения их мнения: кто выиграет на предстоящих президентских выборах. После подсчета около 727 тыс. звонков оказалось, что Рейган по популярности почти в два [c.763] раза превосходит претендента Картера. Но советники Картера указали на ряд факторов, которые, по их мнению, повлияли на эти результаты: во-первых, теледебаты транслировались в более удобное время, для зрителей западных штатов, где Рейган пользовался большей популярностью; во-вторых, из городов труднее дозвониться на студию из-за загруженности телефонных линий, чем из сельской местности (в городах было больше сторонников Картера); в-третьих, не исключалась возможность нескольких звонков одного и того же человека (2).
 К тому же технология двусторонней политической коммуникации позволяет организаторам опросов легко оперировать полученными данными: сами ответы предопределены составителями программ, так как зрителю предоставляется право выбора из ограниченного числа альтернатив, например "А", "Б" или "В". Следует учесть также и то, что "теледемократия участия" с помощью кабельного телевидения может означать и усиление тоталитарных тенденций. Приобретая форму своеобразного плебисцита, она, по сути дела, перешагивает стадию обсуждения тех или иных проблем, по которым принимаются решения, оставляет отдельного избирателя наедине с центральным компьютером, лишь регистрирующим его персональное мнение.
 Политики приобретают дополнительный канал доступа к общественному мнению. При таком положении вещей увеличивается возможность навязать публике решение, основанное не на разуме, а на эмоциях. Таким образом активизация, расширение поля деятельности СМИ, широкое использование опросов общественного мнения, политических консультантов и специалистов, занимающихся организацией и проведением избирательных кампаний, "продажей" избирателям специально "сконструированных" имиджей кандидатов и т.д., способствовали, с одной стороны, лучшему освещению и доведению до широких слоев населения проблем, стоящих перед обществом, позиций и альтернатив, предлагаемых различными партиями и кандидатами, а с другой - беспрецедентному увеличению возможностей для манипулирования настроениями и ориентациями людей. [c.764]
 3. Возможности компьютерного моделирования - системный подход
 В динамично изменяющихся условиях современного российского общества возрастает потребность в эффективном инструменте анализа и прогнозирования в социально-политической сфере.
 Все это побудило исследователей искать возможности формализации методов изучения реальных взаимосвязей, определяющих социально-политическое развитие, переложения его на язык строгих логических, а затем математических символов. В итоге возникают математические конструкции, с той или иной степенью достоверности, описывающие реальные процессы. Применение современных ЭВМ позволяет рассчитывать возможные варианты развития событий под воздействием различного рода условий, давать политологический прогноз.
 Потребность управления сложными общественными, в том числе и политическими процессами, необходимость прогнозировать последствия действий по осуществлению поставленных целей делает актуальным применение системного анализа.
 Рассмотрим основные аспекты системного подхода.
 Системно-компонентный аспект отражает изучение состава системы. При этом выделяются такие компоненты, взаимодействие которых обеспечивает присущие только системе в целом качественные особенности. Например, могут быть выделены действующее звено (компонент, непосредственно реализующий цели системы) и обеспечивающее звено (т.е. компонент, обеспечивающий функционирование системы).
 Системно-структурный аспект предполагает исследование внутренних связей и взаимодействия элементов системы. Структура понимается как внутренняя форма системы, определяющая способ взаимодействия компонентов системы. Структура придает системе целостность, образуя взаимосвязи, как правило, на нескольких уровнях устойчивого взаимодействия компонентов.
 Системно-функциональный аспект предусматривает изучение информационно-функциональных зависимостей между компонентами данной системы; между компонентами и системой в целом; между системой в целом и другой системой, в состав которой она входит. Функциональное [c.765] описание компонентов должно быть целесообразным и иерархичным. Обычно выделяют координацию (горизонтальное согласование функций) и субординацию (согласование функций по вертикали).
 Системно-интегративный аспект предусматривает исследование целостных свойств системы, не присущих ни одному из ее компонентов
 Системно-коммуникационный аспект отражает изучение системы во взаимодействии с окружающей средой
 Системно-исторический аспект направлен на изучение ретроспективы и перспективы развития системы, требует рассмотрения системы как процесса, в единстве ее генезиса, функционирования и развития.
 Исследование сложных систем предполагает учет в той или иной мере всех вышеназванных аспектов или тех или иных составляющих - все зависит от конкретной задачи (3).
 Для характеристики политической обстановки в современной России применимо понятие системного кризиса. В этой ситуации необходимо радикальное изменение ее структуры, формирование новых элементов и упразднение старых, изменение нормативной основы их взаимодействия При этом важно постоянно учитывать реакцию общества, способную разрушить неустойчивую на переходном этапе политическую систему, а вместе с ней и весь общественный организм. Иными словами, отечественная политика нуждается сегодня в надежном аналитическом инструментарии, дающем возможность оперативно проводить многоаспектные комплексные исследования
 При рассмотрении социально-политических процессов в качестве базовой системы принимается, как правило, конкретная социальная общность (страна, административно-территориальное образование, производственный коллектив, законодательный орган, аппарат исполнительной власти, партия и т п.). Целью исследования может стать выявление условий устойчивости данной системы (сохранения системного качества), достижение цели при сохранении устойчивости или запрограммированной дезинтеграции, путей адаптации к изменениям внешних условий и т.п.
 Реальные системы, как обычно, сложны для непосредственного анализа. К тому же есть явления, к их [c.766] числу относятся явления социального характера, которые из-за своей сложности, по причинам нравственного свойства или в силу иных обстоятельств не могут стать объектом привычных в других случаях методов исследования, например, эксперимента При исследовании объектов такого рода затруднена и воспроизводимость начальных и граничных условий, а значит, и результата Все это дает некоторым ученым основание для скептицизма в отношении применимости научных методов познания к обществу вообще
 В арсенале исследователя имеется, однако, достаточно эффективный способ упрощения задачи Реальная система подменяется упрощенной, воспроизводящей лишь самые необходимые элементы и отношения, от которых в первую очередь зависят формирование и сохранение системного качества, достижение цели. Само же качество заменяется на результирующую упрощенного взаимодействия Возникающая при этом имитация первичной системы является ее моделью. Она и становится непосредственным объектом исследования. Процесс же создания вторичного объекта, а также имитации на нем реальных процессов называется моделированием.
 Построение модели с использованием компьютерной техники содержит в себе четыре необходимых этапа.
 На первом формируется единое теоретическое представление об исследуемой системе - ее концептуальная модель. Построение концептуальной модели предполагает присвоение всем существенным для решения данной задачи компонентам системы соответствующих понятий, выявление и вербальное описание наиболее существенных факторов и показателей развития, зависимостей и закономерностей.
 На втором этапе описание концептуальной модели переводится на язык математических символов: создается математическая модель системы.
 На третьем этапе переложение математической модели на язык программирования доступный ЭВМ, дает в руки исследователя компьютерную модель, позволяющую исследователям работать с цифровой эмпирической информацией.
 Наконец, на четвертом этапе вводя в математическую или компьютерную модель эмпирическую информацию [c.767] об исследуемой системе, заменяя математические символы на количественные показатели, мы получаем информационную модель исследуемой системы. Последняя и дает нам возможность с той или иной степенью достоверности оценивать реальную ситуацию и прогнозировать ее последствия, иными словами, ставить эксперимент (4). [c.768]
 4. "От выборов до парламента" - использование компьютерной модели
 Чтобы проследить логику работы, приведем описание одной из наиболее простых компьютерных моделей (поскольку компьютер в явном виде перед нами отсутствует, ограничимся словесным описанием).
 Предположим, мы хотели бы иметь модель, позволяющую выявлять политические ориентации участников политического процесса, начиная от подготовки к выборам и до парламента (фракции, объединения депутатов и т.п.).
 В качестве эталонов возьмем программные документы ряда (десяти) политических партий, по возможности представляющих различные грани политического спектра России. Из множества критериев классификации используем следующие: по идеологической направленности доктрин; по роли в политической системе; по целям и задачам экономической, социальной ориентации; внутрипартийной деятельности и т.д.
 Параметрами для сравнения может быть выбран набор альтернативных подходов к решению наиболее характерных вопросов, ответы на которые в своей совокупности дают достаточно оснований для политической идентификации объекта.
 Параметры для сравнения:
 1. Отказ от марксизма - догматическое следование марксизму 2. Классовый подход - отрицание классового подхода 3. Многопартийность - однопартийная система 4. Преследование инакомыслия - деидеологизация 5. СНГ - унитарное государство 6. Плановая экономика - рынок, свободное предпринимательство 7. Частная собственность на средства производства - общественная собственность 8. Обвальная приватизация - отказ от приватизации
 [c.768] 9. Отказ от государственного регулирования экономики - государственное регулирование 10. Частные, фермерские хозяйства - государственные и коллективные 11. Партия авангардного типа - партия парламентского типа 12. Широкие экономические связи - изоляция, опора на собственные ресурсы 13. Децентрализация, компромисс, консенсус - принципы демократического централизма 14. Отсутствие четких критериев социальной базы - партия определенного класса 15. Демократическое решение вопросов - строгая дисциплина Тестирование проводится группой экспертов по шкале (от нижней планки - 0 до 100 условных единиц: например, полный отказ от марксизма - 0 усл. ед.; догматическое следование ему - 100 усл. ед. Реальная позиция какой-либо партии будет находиться в этом диапазоне, предположим 25 усл. ед.).
 Таким образом проводится оценка документов и действий той или иной партии по всем избранным для сравнения параметрам. В результате получается совокупность точек обозначенных для каждой партии каким-либо символом (*), (х), (о) или цветом (условно можно называть "графиком" той или иной партии).
 На экране компьютера будет представлено следующее изображение (см. схему), где по горизонтальной оси представлены 15 избранных нами для сравнения параметров, по вертикальной оси соответствующими символами обозначены усредненные экспертные оценки в диапазоне от 0 до 100.
 Отвечая на предусмотренные программой вопросы, исследователь может построить кривую собственных предпочтений (обозначена (с) или экспертно оценить следование той или иной политической силы или лидера некоторым политическим пристрастиям).
 Эта весьма простая, даже примитивная модель, может во многом помочь политику и политологу.
 Для группы основателей партии. С ее помощью легко и быстро протестировать нахождение разработанной партийной доктрины в различной части политического спектра. [c.769]
 
 • Если "ниша" занята, необходимо изменить программные установки (усилить), чтобы "перетянуть" электорат конкурентов на свою сторону, либо уйти в иную часть политического пространства и охватить другую группу избирателей.
 • Пройдя с компьютером (современный компьютер умещается в портфеле) по предприятиям, организациям региона, можно получить совокупный политический портрет пристрастий и ориентации будущих избирателей.
 • Проанализировав итоги совокупного (репрезентативного) обследования, принять решение о тезисах избирательной программы того или иного кандидата (партии), желающих выставить в данном избирательном округе свою кандидатуру.
 • Вести компьютерный мониторинг изменения политических ориентаций электората и конкурентов в ходе избирательной кампании, корректируя свою программу и действия.
 • Продолжить подобное тестирование, рассматривая в качестве объектов исследования уже не политические партии, а их концентрированное выражение в виде парламентских фракций. Перечень возможностей можно продолжить. Модель позволяет получать названные результаты практически мгновенно,
 Безусловно, подобная модель весьма проста и носит в основном учебный характер. Результаты ее применения [c.770] следует рассматривать как первое приближение, как исходные данные для определения направлений дальнейшего исследования. [c.771]
 Глава XLVI.
 Литература:
 1. Аглицкий Д.С., Любченко С.А. Работа на персональном компьютере. - М., 1995; Левин А. Самоучитель работы на компьютере. - М., 1995.
 2. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1995. - С. 374-377.
 3. Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. - М., 1986. - С. 17-18.
 4. Шабров О.Ф., Анохин М.Г.. Дзлиев М.И. и др. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. - М., 1984. - С. 8-17; 23-24. [c.771]
 ГЛАВА ХLVII. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
 Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
 Ф. Тютчев
 Человек всегда стремился приподнять завесу грядущего и предвидеть ход событий. В основе интереса к прогнозу лежат достаточно сильные жизненные мотивы (1). Практика управления социально-политическими процессами подтверждает: чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы значит предвидеть ход развития политических событий.
 1. Необходимость и сущность политического прогнозирования
 В самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности. Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть глазами ума в будущее (Платон).
 Одним словом, всякая будущая ситуация в той или иной мере является неопределенной. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности (см. рис. 1).
 Вопрос о будущем России - в сущности, основной вопрос сегодняшнего дня (2). Еще никогда будущее не выглядело, по-видимому, так неопределенно для наших людей; еще никогда они не стремились в большей мере эту неопределенность рассеять, так как она многих пугает, сковывает энергию и инициативу. Желание знать будущее страны порождено вполне определенными обстоятельствами. Поэтому выдвигаются десятки программ развития общества. [c.772]
 
 Рис. 1. Позиция неопределенности
 В каждой утверждается, что реализация именно этой программы приведет к стабилизации общества и экономическому благополучию. Какую из них выбрать? Ведь ее оптимальность, обоснованность будет известна только в будущем. Но означает ли это, что уже сегодня субъект управления не может определить, какая из программ наиболее оптимальна? Обратимся к прогнозу.
 Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс же разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование - это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем, получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания.
 Каждый прогноз разрабатывается так, чтобы избежать нежелательных результатов вероятностного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении. Прогноз как новое знание существует как бы в двух формах:
 1) знания о свойствах объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых в период прогнозирования; [c.773]
 2) знания о свойствах объектов, несуществующих в действительности в период прогнозирования.
 Необходимо выделить два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности Следовательно, в проблеме прогнозирования можно выделить две стороны: теоретико-познавательную и управленческую, связанную с возможностью принятия на основе прогностического знания решения.
 Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Внутриполитическое прогнозирование (внутренняя политика) - это область взаимоотношений между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью Политика связана со всеми видами отношений между социальными группами, с системой различных политических отношений (борьба и сотрудничество классов, партий, наций и народов, революции, войны, выборы), а также с духовной, теоретической их формой, их идеальным выражением (политические взгляды, идеи, настроения, предрассудки, теории, программы, принципы). В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решении и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного курса действий на международной арене и др.
 Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации общества В свою очередь структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности - [c.774] государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики - внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика, географическая среда, идеология, право, культурная среда; цели политики и средства достижения политических целей.
 Сложный характер политического развития делает особенно актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а с другой стороны - предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.
 В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики,
 Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.
 Внешнеполитическое прогнозирование - это прогнозы в области международных отношений и внешней политики. Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.
 На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые [c.775] определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношении прежде всего рассматриваются отношения государств, а затем -прочих участников международной жизни.
 Политическое прогнозирование - часть практической политики. Прогнозов высказывается довольно много. Чтобы не запутаться в их потоке требуется иметь определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются два типа прогнозов: поисковые и нормативные.
 Поисковый прогноз - определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции, наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогнозов - выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций? (3)
 Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?
 По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные прогнозы.
 Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели того или иного прогноза. Тем не менее такое разграничение необходимо. В политической области в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные [c.776] прогнозы - до полного месяца, краткосрочные - до одного года, среднесрочные на несколько (обычно до пяти) лет, долгосрочные на период свыше пяти и примерно до пятнадцати-двадцати лет, дальнесрочные - за пределами долгосрочных.
 Однако следует заметить, что в определенных обстоятельствах в сфере политики диапазон между кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия. [c.777]
 2. Объективные основы и условия политического прогнозирования.
 Расчеты и просчеты
 Что же должно лежать в основе прогноза, чтобы он был научным?
 Методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология, согласно которой в объективном мире в принципе нет непознаваемых вещей, явлений и процессов, а могут быть лишь еще непознанные в настоящее время отдельные законы, стороны и факты действительности.
 Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности; новое содержится в старом (прошлом), но опять-таки только в возможности. Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Следовательно, иного пути для прогнозирования будущего нет кроме познания реальной действительности, точнее, познания возможностей, тенденций, заключенных в настоящем состоянии политической системы. Научный прогноз, таким образом, раскрывает будущее политического события как нечто объективно обусловленное предшествующим ходом вещей. Однако оно не является предопределенным.
 "Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим" - эти слова отражают важный закон постижения, использования временной характеристики человеческого бытия в политических целях. Раскройте перед обществом прошлое - и оно иначе организует свое настоящее. Политическая борьба за знание прошлого, за его оценки -это составная часть всей политической Жизни общества. Прошлое, конечно, не может быть безусловным [c.777] руководством для будущего, но оно помогает нам понять почему не сбылись некоторые из наших прогнозов, когда предполагали одно, а получали другое (вместо процветания кризис общества).
 А могло ли быть иначе? Если исходить из того, что будущее заключено в настоящем и прошлом, то могли ли мы ожидать изменении в сторону прогресса, когда записанные в программах КПСС преобразования оставались лишь благими пожеланиями? Реальность выглядела совершенно по-иному. Трезво мыслящие люди видели неизбежность наступления кризисных явлений в политической жизни общества. Ведь сама система органов государственной власти и управления, с одной стороны,. дублировала структуру партийного аппарата, с другой -не давала никакой возможности ни функциональных, ни структурных преобразований на местах. В результате -получили фактически полную окостенелость системы, ее неспособность к элементарным изменениям даже тактического характера.
 Более того, социальные регуляторы общества - правовые и нравственные нормы - оказались (как следствие) догматизированными. Законы если и изменялись, то лишь в направлении дальнейшей зарегулированности общественно-политических отношений. Еще одно следствие. Политическая жизнь общества стала базироваться на принципе: "разрешено только то, что указано государственной властью", "инакомыслие - тяжкое преступление перед государством и обществом". Частная жизнь оказалась под контролем государственных органов и коллектива. Произошло тотальное огосударствление всей общественной жизни.
 Здесь уместно обратиться к истории дооктябрьской (1917 г.) России. Ведь и тогда бытовала уверенность: в России трудно предсказать, что случится завтра, если даже то, что произошло вчера, становится предметов споров. Жизнь общества строилась примерно по такому принципу: Бог определяет будущее, а царь может переделать прошлое.
 Правда, прогнозы отрицательного характера могут и не осуществиться, если будут приняты меры к их "опрокидыванию". Положительное влияние на настроение людей может оказать программное заявление [c.778] правительства, в котором определятся стратегические цели, основы политики на современном этапе и пути выходя из кризиса. Однако успех реализации программных целей будет зависеть от того, пойдет ли радикальная реформа в экономике.
 Такова связь прошлого, настоящего и будущего в прогнозировании.
 Именно из фактов прошлого и настоящего строили прогнозы относительно будущего России выдающиеся русские революционеры, поэты, писатели, ученые. В.Короленко в своих письмах к А.Луначарскому, Е.Замятин и А.Платонов в романах и повестях, А.Чаянов и Н.Кондратьев в научных трудах по экономике, Г.Федотов, В.Соловьев, Н.Бердяев, И.Ильин в философских работах, а также Г.Плеханов и П.Кропоткин, чьи прогнозы в области политики во многом сбылись.
 Русская литература XIX - начала XX вв. была полна предчувствий грядущих перемен. А.С.Пушкин чувствовал бунтарскую стихию в русском народе и предвидел возможность "русского бунта бессмысленного и беспощадного".
 Потрясающее впечатление производит стихотворение М.Ю.Лермонтова "Предсказание".
 Исторические катастрофы предчувствовал и третий великий русский поэт Ф.И.Тютчев. Он все время предчувствовал, что на мир надвигается страшная революция, предвидел в мире хаотическую, иррациональную, темную, ночную стихию.
 Провидческими были стихи о России А.Блока.
 Предсказательный характер свойствен и целому ряду произведений Ф.М.Достоевского и, в частности, о судьбе революции и социализма в России.
 Катастрофическое мироощущение стало характерным для наиболее замечательных и творческих русских людей. Известный философ Н.Бердяев совершенно верно подметил, что "крепкая, устойчивая, классическая культура с ее перегородками, дифференциацией разных областей, с ее нормами и с ее духом конечности, боязнью бесконечности, очень неблагоприятны для предчувствий и предвидений. В России выработалась эсхатологическая душевная структура, обращенная к концу, открытая для грядущего" (4). [c.779]
 Важно подчеркнуть обстоятельство и другого плана. Уже после совершившейся революции в России Г.Плеханов и П.Кропоткин довольно точно предсказали судьбу социализма, который начал вводиться в стране, где еще не созданы культурные предпосылки. Известно разочарование П.Кропоткина в Октябрьской революции. Он, в частности, говорил, что "большевики показали, как не надо делать революцию". Дело, конечно, не в перевороте, а в самом факте захвата власти и быстрого укрепления государственной системы, прежде всего - аппарата насилия. В апреле 1919 г. П.Кропоткин писал: "Согласно моему взгляду, эта попытка построить коммунистическую республику на основе строго централизованного государственного коммунизма под железным законом партийной диктатуры в конце концов потерпит банкротство. На России мы учимся, как нельзя вводить коммунизм даже с народом, который устал от старого режима и не оказывает активного сопротивления экспериментам новых правителей". (Цит. по: Баландин Р. Не хаос, а свобода. // Неделя. - 1990. - № 2.).
 Сказать, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее, можно на основе законов развития объектов политического прогноза, вскрытых наукой.
 Одним из самых общих законов действительности является закон причинности. Всякое явление в мире имеет свою причину. Под причиной разумеется такое явление, которое предшествует следствию (действию) и с необходимостью вызывает это следствие. Поэтому всякое познание требует познания причин явления. Зная причины, мы можем предсказать и следствия этих причин. И что очень важно. Если для общества эти следствия нежелательны, то можно сами причины нейтрализовать.
 Для успешного прогнозирования на основе законов необходимо глубокое знание их системы, механизма действия и использования.
 История развивается по объективным законам, но творят ее люди. Они либо ускоряют, либо замедляют развитие истории в зависимости от того, учитываются ими эти законы или нет. Можно хорошо знать законы, но не уметь их использовать. Наблюдается и нежелание [c.780] считаться с законами развития общественных процессов, что в конечном итоге ведет к субъективизму и авантюризму в политике.
 Процесс познания законов весьма сложен хотя бы потому, что отношения людей, выражаемые законами, непрерывно изменяются. Например, политические отношения проявляются прежде всего как политические интересы. Поэтому в механизме действия системы социально-политических законов важную роль играет такой объективный фактор, как социально-политические интересы, потребности и стимулы, которые не являются раз и навсегда данные в неизменном виде. В прогнозировании важнейшее значение имеет информация о всех интересах, потребностях и стимулах различных слоев населения.
 Важно учитывать и то обстоятельство, что законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это затрудняет разработку прогноза на основе закона общественного развития.
 Если политические притязания класса, социальной группы, , направляемые политическими партиями, учитывают объективный ход исторического процесса, то политические процессы будут развиваться без общественных потрясений. Чем меньше согласуются политические интересы с объективными закономерностями развития, тем больше вероятность непрогнозируемых потрясений и политических конфликтов.
 Механизм действия социально-политических законов и механизм их использования различаются между собой, но следует четко представлять меру этого различия, его относительность. Механизм действия законов объективен, так как он будет функционировать независимо от того, знают о нем люди и пытаются ли его применить.
 Механизм использования законов в основном относится к субъективному фактору. Ведь использование законов - это сознательное применение знаний их сущности и механизма действия, деятельность, соответствующая требованиям законов. Можно сказать, что механизм действия законов и механизм их использования различаются в той степени, в какой механизм действия [c.781] познан и применяется в планировании, прогнозировании и управлении. По мере познания законов и практического применения этих законов механизм использования законов постепенно становится механизмом их действия.
 Механизм действия и использования законов складывается из следующих основных звеньев:
 • выработка политики, основанной на познанных законах;
 • планирование и прогнозирование;
 • выявление и разрешение противоречий;
 • привлечение, активизация и организация людей для реализации требований законов и разрешения противоречий;
 • использование многообразных конкретных форм и методов осуществления требовании законов.
 Прогнозирование является обязательным условием в механизме действия законов, который предполагает целенаправленную деятельность людей. Для прогнозирования политических событий, процессов большое значение имеет знание политической обстановки, политической ситуации. Политическая обстановка - это совокупность факторов и обстоятельств, определяемая состоянием отношений "противоборствующих" сторон (политические партии, социальные группы и т.п.) и условий, в которых осуществляется процесс противоборства
 Объективной основой прогнозирования является и системное строение исследуемого политического явления, процесса. Понятие "система" означает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Система обладает определенными признаками. Во-первых, система есть определенная целостность, из чего, в частности, следует принципиальная несводимость ее свойств к сумме свойств ее элементов. Во-вторых, система иерархична по своей природе (каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы).
 Критерием выделения элементов политической системы является наличие автономности, специфических задач, ролей, функций, норм, традиций, стереотипов. Все ее элементы находятся в постоянном изменении, [c.782] развитии. Поэтому речь может идти не только о прогнозировании политических событий, но и о прогнозировании политических процессов. Насколько многообразна политическая жизнь общества, настолько многообразны и политические процессы. И каждый из них является объектом прогнозирования.
 Затронутые в этой теме проблемы прогнозирования не исчерпывают всего комплекса вопросов. Прогнозирование - это многоступенчатый процесс научного исследования. Он предусматривает постановку цели, получение информации, ее обработку, оценку и анализ, определение перспектив и вероятности реализации прогноза. Эффективное политическое прогнозирование возможно только при условии постоянной корректировки прогнозов с учетом самой последней информации. Поэтому требования времени таковы: политический руководитель должен знать больше, видеть дальше, быть проницательным и расчетливым в своих действиях. [c.783]
 3. Принципы и методы политического прогнозирования
 Политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни. Поэтому политическое прогнозирование должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость).
 Принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построения альтернатив, т.е. определения возможных путей развития политических отношений возникает всегда при переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего. Альтернативность нельзя "смешивать" с вероятностным характером прогнозирования. Вероятность представляет собой меру подтверждения прогноза, основаиного на достоверном знании законов, а также начальных и конечных условий. Альтернативность же исходит из предположения о [c.783] возможности качественно различных вариантов развития политических событий. Основная задача практической реализации принципа альтернативности состоит в том, чтобы отделить осуществимые варианты развития от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Это предполагает различение отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации. Необходимо отметить то обстоятельство, что каждой альтернативе развития политического процесса соответствует "своя" совокупность проблем, которые нужно учитывать при прогнозировании.
 Каков же источник возникновения альтернатив? В первую очередь им служат возможные качественные сдвиги, например, при переходе к новому политическому курсу. Сегодня практически все события, процессы, явления (как внутриполитические, так и внешнеполитические) рассматриваются с позиций альтернативности. Следует учитывать и то, что на формирование альтернатив влияют конкретные цели политики. Они определяются сложившимися тенденциями развития общественных потребностей, необходимостью решения конкретных политических проблем. Тем самым принцип альтернативности взаимодействует с принципом целенаправленности прогнозирования.
 Принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.
 Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования в области политики следует понимать их совокупность. Она позволяет разработать согласованный и непротиворечивый прогноз (по каждому направлению) политической жизни. Однако построить целостную систему моделей политического прогнозирования на данном этапе, на данном этапе, практически невозможно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического характера. Решение задачи возможно достигнуть на основании унификации блочных моделей, вычислительных [c.784] способов решения, создания информационного банка данных. Специфика же отдельных политических объектов может быть адекватно выражена лишь при максимальном приближении к внутренним .особенностям отдельных блоков прогнозирования, наиболее рациональным представляется использование "блочного" принципа при формировании комплексного прогноза политического развития.
 Принцип непрерывности прогнозирования. Основное требование принципа вытекает из самого названия. В задачу субъекта, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление политического события: необходимость созыва съезда политической партии, проведение различных . политических акций, митингов, забастовок и т.д.
 В качестве примера непрерывного прогнозирования следует назвать разработки Института социально-политических исследований РАН (5).
 Принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза. Верификация может быть прямой, косвенной, консеквентной, дублирующей, инверсной.
 Все названные принципы прогнозирования нельзя брать изолированно, в отрыве друг от друга.
 Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы научно-прогностических исследований. Изучение сложных социально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов необходимых для этого. "Не только результат исследования, - писал К.Маркс, - но и ведущий к нему путь должен быть истинным". Принятие научно обоснованного прогноза всецело зависит от того, какой метод или система методов лежит в основе прогностического исследования. Расширение сферы прогнозирования в связи с модернизацией [c.785] России ведет к росту числа используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования. Есть основания полагать, что развитие новых методов прогнозирования приведет к появлению новых специальных дисциплин, например, политической прогностики, имеющей своей задачей изучение закономерностей и принципов разработки политических прогнозов.
 К настоящему времени сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих как общий характер, так и применяемых в узких областях знания (6). Основной вопрос состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный в каждом конкретном случае.
 Нередко в политологии используются методы, разработанные теми или иными учеными и ими же успешно применяемые. Например, модель "Восемь колес", автором которой является профессор В.Б.Тихомиров, дает возможность разрабатывать довольно точные прогнозы политических событий.
 Рассмотрим более подробно некоторые методы.
 Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политике или отдельных их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).
 Метод коллективной экспертной оценки предполагает как бы четыре действия:
 • для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов. Они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);
 • перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития [c.786] политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т.е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);
 • в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление "руководящего" мнения должно быть исключено;
 • проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Обработка этих оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.
 Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.
 Коллективная генерация идей - метод "мозговой атаки" - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод "мозговой атаки" называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.
 Первый этап - формирование группы участников "мозговой атаки" (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
 Второй этап - составление проблемной записки участника мозговой атаки. Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода [c.787] деструктивной отнесенной оценки и описание проблемной ситуации.
 Третий этап - генерация идей. Она начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения мозговой атаки: высказывания должны быть ясными и сжатыми, критика предыдущих выступлений не допускается (говори свое), не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной.
 Запись высказываемых идей лучше всего вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.
 Четвертый этап - систематизация идей группой анализа.
 Пятый этап - разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников мозговой атаки, число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило - рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т.е. участники атаки не отвергают идеи, а выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.
 Шестой этап - оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.
 Метод "Дельфы". Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся:
 а) анонимность экспертов;
 б) использование результатов предыдущего тура опросов;
 в) статистическая характеристика группового ответа.
 Построение сценариев. По словам известного австрийского специалиста по прогнозированию Э.Янча, написание сценариев означает метод, который пытается установить [c.788] логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации может шаг за шагом развиваться будущее состояние. В сценарии, словесном описании прогнозируемой ситуации, особое внимание должно быть обращено на привязывание событий к временной сетке, на связи между событиями, на критические точки, где малые воздействия могут иметь непропорционально сильный эффект. Среди российских политологов это, пожалуй, самый распространенный метод прогнозирования, на основе которого можно более или менее точно предвидеть развитие политических событий в нашей стране. Известна работа С.Кургиняна "Седьмой сценарий", публикации Института социально-политических исследований РАН, статьи И.Задорина (7), Я.Миркина (8) и др.
 Разработка сценария принуждает исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы легко упустить если бы ограничился абстрактными соображениями. Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна основная цель проводимой работы в свете политических задач на прогнозируемый период.
 Последовательность действий при написании сценария может быть такова: определение временного интервала - формулировка события - словесное истолкование смысла событий - количественная оценка в эскалационной шкале. Приняв такой порядок, можно, например, начертить график реального течения взаимодействия (между странами - внешнеполитический прогноз - или участниками политического события внутри страны), где по оси абсцисс будут откладываться временные интервалы, по оси ординат - шкала событий в категориях, заранее разработанных и количественно оцененных. Цели и политику целесообразно отобразить в терминах потребностей и интересов.
 Одним из самых распространенных и наиболее разработанных среди всей совокупности методов прогнозирования являются методы экстраполяции.
 Сколь далеко можно экстраполировать во времени, не превышая некоторую допустимую для той или иной задачи ошибку прогноза? Существует мнение, что для политических событий предел экстраполяции равен примерно 5-10 годам. [c.789] Чтобы избежать грубых ошибок в прогнозировании, практикует сложное экстраполирование, представляющее собой комбинацию математико-статистических расчетов с применением выводов теории вероятностей, теории пределов, теории игр, теории множеств - всего арсенала современной математики и кибернетики.
 Распространенной методикой описания каких-либо процессов, событий, явлений служит моделирование. Это такой метод исследования, при котором изучаются не сами объекты, а их модели. В связи с этим знания полученные' с помощью моделирования не могут быть абсолютно истинными, т.е. полной аналогии между объектами исследования и его моделью добиться невозможно. Кроме того нужно учитывать и то обстоятельство, что события, поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке могут привести к совершенно различным результатам.
 Конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, экспериментальный и теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными объекта, корректировка модели составляют содержание метода моделирования. Если при экстраполяции обычно производится, в некотором смысле, "смелое" продолжение динамического ряда на перспективу, то при прогнозировании с помощью модели на будущее переносится в определенной мере существующий механизм процесса.
 Выбор того или иного метода прогнозирования политических процессов, событий зависит от целевой группировки прогнозов, от его сроков и времени на разработку. [c.790]
 4. Основные этапы разработки прогноза и проблема его конкретности и точности
 Общая логическая последовательность важнейших операций разработки политического прогноза сводится к следующим основным этапам.
 Первый этап - предпрогнозная ориентация (программа исследования). Идет уточнение задания на прогноз, анализируется характер прогноза, его масштабы, периоды основания и упреждения, формулируется цель и задачи, рабочие гипотезы, определяются методы и сам процесс организации прогнозирования. Однако главным [c.790] моментом является анализ объекта прогнозирования. Цель анализа - разработка прогностической модели, позволяющей получить прогнозную информацию об объекте. Описание объекта начинается уже при разработке задания на прогноз. Сначала производится предварительное описание. Оно содержит сведения о наиболее обобщенных показателях объекта. Здесь ведущую роль обычно играют опыт и интуиция специалистов.
 При анализе объекта прогнозирования должны соблюдаться методические принципы. Так принцип системности требует рассматривать объект и прогнозный фон в соответствии с целями и задачами исследования. Принцип природной специфичности предполагает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития. При нарушениях этого принципа (особенно часто возникающих при формальной экстраполяции процесса) ошибки могут достигать больших размеров, а прогнозы - становятся просто абсурдными. Например, формальная экстраполяция роста и значения пролетарской, классовой идеологии дала в конечном итоге отрицание социал-демократической мысли, привела к игнорированию достижений общечеловеческих ценностей.
 Принцип аналогичности предполагает при анализе объекта постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями с целью отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных ее элементов. Принцип позволяет, с одной стороны, минимизировать затраты на анализ и прогноз путем использования части готовых прогнозных моделей, а с другой - обеспечивает верификацию прогнозов путем сопоставления с прогнозами объектов-аналогов.
 Второй этап разработки прогноза - построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Для уточнения модели возможен опрос населения и экспертов. В теории системного анализа используются два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые применимы и к анализу объектов прогнозирования. [c.791]
 Первый подход называется объектным, он предполагает выделение подсистем путем поэлементного деления объектов на более мелкие. Каждый из последних затем рассматривается в качестве объекта прогнозирования соответствующего уровня иерархии. При таком структурировании каждая система (подсистема) рассматривается как совокупность свойств и взаимосвязей соответствующего объекта. Объектный принцип анализа структуры системы рекомендуется в том случае, когда объект имеет количественно сложную структуру при относительно небольших сложностях и разнообразии составляющих подсистем (первичных объектов). Целесообразно выделять группы сходных по свойствам первичных объектов и анализировать наиболее типичные характеристики каждой группы. Этим существенно упрощается решение задачи.
 Второй подход к анализу и синтезу структур называется функциональным. Он отличается от объектного тем, что за основу структурного членения объекта берется функциональный признак. Этот подход рекомендуется в том случае, когда число первичных объектов, которые составляют объект прогнозирования, невелико, но сами они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям. Тогда целесообразно выделять группы сходных функций и прослеживать их реализацию вне зависимости от принадлежности к тем или иным первичным объектам.
 Третий этап разработки прогноза - сбор данных прогнозного фона методами, о которых говорилось выше Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи политического прогнозирования. Например, прогноз стабильности политической системы предполагает как необходимое условие учет прогнозов экономического развития на перспективу. Без этого рассчитывать на точность политического прогноза вряд ли возможно.
 Четвертый этап - построение динамических рядов показателей - основы, стержня будущих прогнозных моделей методами экстраполяции; возможно обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев. Динамический ряд - это временная последовательность [c.792] ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. В свою очередь переменная объекта прогнозирования означает количественную характеристику объекта, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и периода упреждения прогноза.
 Пятый этап - построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значения. Как известно, содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. К поисковым методам обычно относят экстраполяцию, а также историческую аналогию, написание сценариев, аналитический метод и др.
 Шестой этап - построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т.е. неограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т.е., привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам, идеалам, целям. Цели и нормы должны быть реальными.
 Седьмой этап - оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза - уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов.
 Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы основываясь на объективных законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие качества, направление и характер развития этих явлений и вместе с тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. Сколько умов сегодня занято отысканием ответа на вопрос: "Куда мы идем?" (2).
 В целом методами проверки достоверности прогноза следует считать его научную обоснованность, логическую доказательность, экспериментальную проверку и интуитивную очевидность.
 Восьмой этап - выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Изменения в области [c.793] внутренней и внешней политики со всей очевидностью требует, чтобы при принятии политических решений максимально учитывались прогностические разработки. Это накладывает на политологов-прогнозистов огромную ответственность.
 Девятый этап - разбор (экспертиза) подготовленного прогноза, и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.
 Десятый этап - вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить).
 И здесь необходимо сделать следующие замечания:
 - эффективность прогнозов политических событий не может сводиться только к степени их достоверности, точности. Не менее важно знать, насколько тот или иной прогноз содействует повышению обоснованности, объективности, эффективности разработанных на его основе политических решений.
 - проверяемость прогнозов имеет существенные особенности, отличающие ее от верификации прогнозов данных анализа или диагноза (вывода). В прогнозировании помимо абсолютной верификации, т.е. эмпирического подтверждения или отрицания правильности гипотезы, существует относительная (предварительная) верификация. Она позволяет развивать научное исследование и практически использовать его результат до наступления возможности абсолютной проверяемости. Способы относительной верификации известны: это проверка полученных, но еще не поддающихся абсолютной проверяемости результатов контрольными исследованиями.
 Разумеется, в отношении прогноза абсолютная проверяемость возможна только после перехода периода упреждения из будущего в прошлое.
 Даже предварительное знакомство с современным инструментарием прогнозирования показывает, что последнее отнюдь не универсально и невсесильно, что оно не в состоянии подменить собой предвидение. [c.794]
 Особенности способов разработки прогноза накладывают принципиальные ограничения на возможности прогнозирования как в диапазоне времени (пять-десять лет), так и в диапазоне объектов исследования (не все явления в одинаковой степени поддаются прогнозным оценкам).
 В заключение приведем 9 вопросов анкеты для экспертов, которые могут быть (по заполнении) использованы при написании прогностических сценариев. [c.795]
 Глава ХLVII.
 Политологический дебют
 1. Попробуйте описать сегодняшнюю ситуацию в России.
 2. Попробуйте описать наиболее вероятную ситуацию в России к концу прогнозного периода.
 3. Назовите те общественные силы (классы, общественные группы, партии, движения, профессиональные объединения и т.п.) и отдельные лица (руководители государства и партий, крупные предприниматели, ученые, духовные лидеры и т.п.), которые, по Вашему мнению, будут оказывать наибольшее влияние (иметь наибольшее значение) при развитии событий в рассматриваемые промежутки времени.
 4. Назовите ключевые (важнейшие) события (решения властей, выступления масс, общественные форумы, решающие столкновения противоборствующих сил, особые научные или общекультурные события, экологические или иные катастрофы и т.п.), которые с наибольшей вероятностью должны произойти в рассматриваемые промежутки времени.
 5.1. Назовите те элементы общественной жизни в России (существующие в настоящее время элементы социально-экономической и культурной системы общества), которые, скорее всего, прекратят свое существование в рассматриваемые промежутки времени.
 5.2. Назовите, какие новые элементы общественной жизни появятся, по Вашему мнению, на смену исчезнувшим, т.е. какие наиболее важные нововведения произойдут по мере развития событий.
 6. Назовите главные проблемы (противоречия), с которыми столкнется общество при наиболее вероятном развитии событий, и от решения (или нерешения) которых будет существенно зависеть (может кардинально измениться) дальнейший ход сценария. [c.795]
 7. Опишите наиболее желательную (с Вашей точки зрения) ситуацию в России.
 8. Укажите, какие меры необходимо предпринять, чтобы добиться наиболее желательной конечной ситуации или. по крайней мере, частично решить (смягчить) возникающие проблемы.
 9. Укажите, какие международные факторы (общественно-политические силы, события, проблемы) могут оказать наибольшее воздействие на ход событий в России. [c.796]
 Задания для самостоятельной работы
 1. Существуют понятия: управление, планирование. программирование, целеполагание и прогнозирование Что объединяет все эти категории и в чем состоит их различие
 2. Объясните от каких названных параметров больше всего зависит точность прогнозирования:
 • от использования системы методов прогнозирования;
 • от принципов, лежащих в основе прогнозирования;
 • от качеств субъекта прогнозирования;
 • от полноты и достоверности информации.
 3. Составьте схему последовательности (этапов) прогнозирования политических событий. [c.796]
 Вопросы для размышления и самоконтроля
 1. Каково соотношение между прогностикой и футурологией
 2. В чем Вы видите сходство и различия между понятиями "прогноз" и "утопия"?
 3. Как понимать прогресс?
 ...Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.
 Гегель. Философия истории.
 Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях...
 П. Лавров. Задачи понимания истории
 "Прогресс" - это просто современная, то есть ложная идея...
 Ф. Ницше. Антихристианин. [c.796]
 Литература
 1. Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000... - М., 1992.
 2. Курашвили Б.П. Куда идет Россия? - М., 1995. [c.796]
 3. Бестужев-Лада И.В. Поисковое прогнозирование. - М 1984.
 4. Бердяев Н. Смысл истории. - М., 1990.
 5. Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994). / Авторы-составители: Г.В.Осипов, В.Н.Иванов и др. - М., 1994.
 6. Рабочая книга по прогнозированию. - М., 1982.
 7. Задорин И. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: методологические основания... // Вопросы социологии. - 1994. - № 5.
 8. Миркин Я. Четыре сценария нашего экономического будущего // Известия. - 1996. - 20 марта.
 9. Абалкин Л.И. К самопознанию России. - М.. 1995.
 10. Краснов Б.И. Политическое прогнозирование // Социально-политический журнал. - 1995.
 11. Жуков В.И. Россия на пороге XXI в. - М., 1995.
 12. Ковалкин В.С. Россия в новых геополитических реалиях на пороге XXI века. М., 1995.
 13. Россия перед вторым пришествием. - М.. 1992. [c.797]
 РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 ГЛАВА XLVIII. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА
 Становление и развитие прикладной политологии отражает усиливающуюся тенденцию все большей роли в политической деятельности тех специалистов, которые делают ставку на системный подход и применение количественных методов и моделей Это нашло отражение, в частности, в использовании при решении политических задач современных представлении стратегического управления, основанных на необходимости учета знаний об "обществе, в котором мы живем" Последнее облегчается при использовании структурно-логической модели, которая известна политологам как "колеса Тихомирова".
 С позиций этой модели каждая общественная система рассматривается как совокупность ее основных элементов (ранее говорили о "силах"), которые взаимодействуют между собой (имеются соответствующие "связи" или отношения) согласно закону связей. Последнее означает, что система характеризуется определенной структурой.
 Особенность рассматриваемой модели в том, что в системе сначала выделяются четыре ее основных компонента Затем они детализируются с выделением в каждом из них материальной и духовной сферы, где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов Всего на этом этапе рассматривается 8 блоков, каждый из которых ("колеса") является [c.798] компонентом некой "колесницы", моделирующей общественную систему в целом.
 На глобальном уровне, когда можно говорить о мировом сообществе, рассматриваемая система может быть представлена в таком виде (см. табл. 1).
 В системе элементов общественной системы (аналогично на уровне отдельного государства, его регионов и т.п.) выделяются два базовых. Один отражает человеческое общество (и соответственно в нем должны "быть" люди) Второй учитывает необходимость для людей что-то "иметь", чтобы "быть" (или жить) Возможными сочетаниями базовых элементов системы обусловлены базовые связи между ними с позиций тех, кто здесь должен "быть" - участников событий. Отсюда можно говорить об отношениях их друг к другу (быть - быть) и к тому, что они имеют или могут иметь (быть - иметь), т.е. отношение к собственности, которой можно владеть, распоряжаться, использовать.
 Таблица 1
 МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО- СИСТЕМА
  Новая мировая цивилизация Новое качество жизни Новая мировая гармония Духовная
 сфера Культурно-образовательный уровень Культурно-технический уровень Культурно-организационный уровень Культурно-управленческий уровень (сознание) (качество) (руководство) (управление) Материальная
 сфера Участники событий Собственность Участие (общение) Отношение к собственности Быть Иметь Отношение друг к другу Отношение к тому, что имеют Силы (потенциал) Связи Модель учитывает, что участники событий должны быть количественно и качественно. В последнем случае можно говорить об их культурно-образовательном уровне По аналогии они могут иметь материальные и духовные [c.799] блага, больше или лучшего качества (культурно-технический уровень того, что имеют).
 Связи между участниками событий при их общении друг с другом также характеризуются качественно и количественно. В одном случае, речь вдет о множестве связей, а в другом - об их организованности, где требуется определенная дисциплина (культурно-организационный уровень). По аналогии в случае отношения участников событий к тому, что они имеют (в результате отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления - производственных отношений) рассматривается культурно-управленческий уровень, где требуется определенный порядок в системе отношений. Отношение людей друг к другу и к тому, что они имеют, должно быть разумным.
 Дальнейшая детализация приводит к "колесам Тихомирова" (см. табл. 2).
 В духовной сфере важно учитывать уровень "сознания" участников событий, который отражается при переходе от одних качественных характеристик к другим. Например, в случае участников событий их опыт - это осознанная практика, а знания - осознанный опыт. Соответственно их убеждения - это осознанные знания. Точно так же при рассмотрении что имеют участники событий, информация - это осознанное время, а научные достижения -осознанная информация, которая на уровне потребительной стоимости реализуется в полезности того, что люди имеют.
 Необходимо учитывать, что участники событий обычно стремятся иметь больше вещей и лучшего качества прежде всего для того, чтобы компенсировать за счет использования этих вещей недостаток своих способностей. Вещи здесь выполняют функции определенных способностей. Поэтому разумно иметь ту или иную собственность для того, чтобы жить. Хотя на практике людям часто навязывается обратное - некоторые живут для того, чтобы иметь. С этим связаны и известные представления о некоем "человеческом факторе", его роли в нашей стране. Людей предлагалось рассматривать как "фактор", который должен быть (жить), чтобы кто-то имел.
 Отвлечение от главного для человечества наблюдается и в системе отношений людей друг к другу. Более разумное для них стремление к реализации жизненно важных потребностей (продолжение рода, воспитание потомства и т.п.) часто пытаются подавить за счет чрезмерного внимания, например, к отношениям собственности. [c.800]
 Заслуживает внимания и необходимость более четких представлений, позволяющих разграничить различия усилий, направленных на обеспечение требуемой организованности и порядка в обществе.
 Из таблицы 2 видно, что "руководство" связано прежде всего со стремлением к разумной организованности в обществе, а управление - с разумным отношением к тому, что люди имеют. В первом случае важен контроль за отношениями людей друг к другу, а во втором - учет того, что они имеют. На практике в нашей стране чаще говорят об "учете" людей и "контроле" за тем, что они имеют. Поэтому и в учебниках по "менеджменту" (управлению) их авторы, не зная общества, в котором мы живем, часто говорят в основном о регулировании отношений людей друг с другом вместо того, чтобы рассматривать проблемы, касающиеся непосредственно отношений к собственности В свою очередь, многие политики игнорируют тот факт, что их главная функция должна отражать стремление прежде всего к разумной организованности в отношениях людей друг к другу.
 В модели "Колеса Тихомирова" реализован системный подход к обществу в целом и его отдельным составляющим С этих позиций политическая система - это подсистема общественной системы, отражающая место и роль политики в функционировании и развитии всего общества, когда политическая власть используется как средство обеспечения требуемой организованности. Однако в этом случае политическая система сама обладает системными свойствами. Поэтому и при ее анализе целесообразно использовать рассматриваемую структурно-логическую модель - "Колеса Тихомирова" (см. табл. 3).
 Для политической системы важно рассмотрение общества, в котором мы живем, с позиций политических интересов, когда участники событий стремятся взять, удержать и укрепить политическую власть, но в основе все же их базовые жизненно важные потребности, связанные с тем, чтобы "быть" и "иметь", чтобы "жить". Это проявляется в стремлении к определенным политическим событиям - продукту политической деятельности. Применение рассматриваемой структурно-логической модели на практике целесообразно, когда требуется оценить эффективность деятельности органов политической власти или того или иного политика, хотя последние обычно в этом не заинтересованы. [c.801]
 Таблица 2
 ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ - "КОЛЕСА ТИХОМИРОВА"
 Культурно-образовательный уровень Культурно-технический
 уровень Культурно-организационный уровень Культурно-управленческий уровень - убеждения
 - знания (образование)
 - опыт
 - культурное наследие прошлого
 - психологический уровень - потребительная стоимость (полезность)
 - научные достижения
 - информация
 - время - организованность (дисциплина)
 - руководство
 - политическая власть (сила)
 - политические институты (государство)
 - контроль (ответственность)
 - система ценностей
 - идеология
 - принуждение (господство / подчинение) - порядок
 - управление
 - экономическая власть (деньги)
 - аппарат управления
 - учет
 - нормативы
 - рынок
 - планирование - интересы (потребности)
 - физическое состояние (способности), здоровье
 - численность участников, их состав
 - участники событий - капитал
 - средства
 производства (техника)
 - имущество (товары народного потребления)
 - жилье
 - продовольствие
 - природные ресурсы
 - территория - политические отношения
 - услуги
 - трудовые отношения
 - религиозно-этнические отношения
 - семейно-бытовые отношения
 - безопасность
 - общение - производство
 - обмен
 - распределение
 - потребление
 - защита окружающей
 среды Быть Иметь Друг к другу К тому, что имеют Элементы системы Отношения участников [c.802]
 Таблица 3
 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

<< Пред.           стр. 15 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу