<< Пред.           стр. 14 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 2-1-0
 2-1-0
 2-1-0
 2-1-0
 2-1-0
 2-1-0
 1-2-0
 2-1-0
 1-2-0
 1-2-0
 1-2-0
 2-1-0
 2-1-0
 1-1-0
 2-2-0 ВЫСОКИЙ уровень политической культуры - при наборе 30-34 баллов: имеются основные компоненты политической культуры и предпосылки их развития. [c.712]
 СРЕДНИЙ уровень политической культуры - при наборе 24-29 баллов: не все ее компоненты имеются в наличии, а имеющиеся - недостаточно развиты.
 НИЗКИЙ уровень политической культуры - при наборе 20-23 баллов: малое количество компонентов политической культуры и их недостаточная развитость. Подготовили: проф. Тарасов Е.Н.
 доц. Данченко В.Т.
 [c.713]
 ГЛАВА XLII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
 Среди множества факторов, способствующих сохранению политической системы, социализация индивида занимает важное место, поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удастся выработать у своих членов определенной суммы общепринятых в обществе политических знаний, ценностей, установок. Эта проблема исключительно важна. Она является предметом изучения многих видных специалистов как отечественных, так и зарубежных. Рассмотрим, в чем же состоит суть политической социализации, каковы ее стадии, институты и средства. [c.714]
 1. Понятие, особенности и стадии политической социализации
 Термин "политическая социализация" является производным от более общего понятия "социализация".
 Под социализацией понимается, с одной стороны, освоение системы социальных норм, ценностей, элементов культуры и выработку на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т.д., а с другой стороны, реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. Социализация в целом означает процесс "цивилизации" членов общества.
 В 50-60-е годы понятие "социализация" прочно вошло в обиход политологов. Оно стало широко использоваться в работах Г.Алмонда, С.Вербы, Р.Зигель, Д.Истона, Р.Гесса, П.Шарана, Г.Хаймена (в работе которого "Политическая социализация", вышедшей в 1959 г., был введен этот термин). В 1969 г. Е.Даусон и К.Приуитт опубликовали книгу под тем же названием "Политическая социализация".
 В конце 60-х - начале 70-х годов в нашей стране также появились крупные исследования по вопросу социализации. Так, издательство Ленинградского университета в 1971 году выпустило в свет книгу "Человек и общество. Проблемы социализации индивида", в которой рассматриваются социологические проблемы социализации и психологические эффекты социализации (1). В этом [c.714] сборнике приняли участие такие известные ученые, как Ананьев Б.Г., Дмитриев А.В., Федосеев А.А. и др.
 В политической науке понятие социализации исследуется главным образом в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения теории политической социализации, которая описывает и объясняет, как происходит социализация индивидов в политической среде. Это специфическая область общей теории социализации. И, во-вторых, с точки зрения политической теории политической социализации, менее всего разработанной в политической науке. Ее предметом является изучение возможностей применения категорий общей теории социализации к анализу политических систем.
 Отметим, что большинство политологов придерживается первого подхода, обозначая термином "политическая социализация", либо процесс передачи политических взглядов, идей, представлений и норм от одного поколения к другому, либо процесс политического созревания индивида, формирования его политического "Я", развития собственного взгляда на политический мир, собственных политических ориентаций (позиция Р.Зигель).
 В то же время Д.Истон и Р.Гесс рассматривают политическую социализацию как средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентаций: 1) определенную сумму общепринятых политических знаний, совместно разделяемых представлений о природе политического процесса, деятельности политических лидеров; 2) политические ценности, рассматриваемые как наиболее общие цели, к которым, по мнению индивидов, должна стремиться система; 3) установки, с которыми индивид подходит к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность или апатия, недоверие, враждебность). Исследования показывают, что согласие в системе достигается в том случае, если члены системы имеют совпадающие основания ориентации. Социализация индивида в этом случае должна происходить на всех уровнях политической системы. Главными объектами основных политических ориентаций могут быть различные элементы политической системы, формы правления и т.д. Некоторые авторы выделяют правительство, политический режим и политическую общность, т.е. уровни политической системы. [c.715] Изменения на всех, или на одном уровне, означают изменение системы, причем, наиболее важно совпадение ориентаций на политический режим. Вследствие этого Д.Истон и Р.Гесс предлагают изучать ориентацию на всех уровнях политической системы с точки зрения их преемственности, считая это главной проблемой социализации личности. Следует подчеркнуть, что Истон, исследуя политическую социализацию, делает упор на социально-психологоческий аспект анализа социализации.
 Ряд политологов (особенно США) изучение политической социализации чаще всего сосредоточивали на проблеме голосования, партийной принадлежности и симпатии к правительству. Известна, например, работа Д.Рисмана "Лица в толпе", в которой определяются детерминанты и способности личности принимать участие в политике, а также оказывать поддержку тем или иным лидерам. Рисман вводит в употребление термины "политическая апатия" и "политическая заинтересованность" и исследует взаимоотношения между типом характера и способом внутренней ориентации на активную политическую деятельность. В зависимости от ориентированности индивида на себя или на других, он определил два типа политического поведения - негодование и заглядывание за кулисы. Из этих предпосылок Рисман определял степень политического интереса.
 В политической науке выделяются несколько типов политической социализации: гармоничный тип, отражающий складывание психологически нормальных отношений человека и институтов власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям; плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; гегемонический тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме "своей"; конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов, и потому усматривающий цель собственной [c.716] политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе.
 Политологи выделяют четыре стадии политической социализации: 1) ранняя (от рождения до поступления в школу); 2) обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм обучения общего и профессионального обучения); 3) социальная зрелость; 4) завершение жизненного цикла (прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации).
 Институты социализации - это система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и организаций, функционирование которых направлено на развитие индивидов, прежде всего путем образования и воспитания. В государственно организованном обществе подавляющее большинство таких учреждений и органов имеет правовой статус, хотя, в принципе, они могут быть как государственными, так и самодеятельными.
 В первую группу входят институты первоначального развития природных свойств человека. Эту группу составляют семья и дошкольные детские учреждения (от рождения до 6-7 лет). Это период ранней социализации. Вторую группу институтов социализации образуют институты обучения (с 6-7 лет до, примерно, 18-25 лет). За это время люди достигают умственной зрелости, приобретают основные социальные качества, и в связи с этим признаются полностью дееспособными. Это подготовительная фаза жизненного пути. Поскольку основным видом предметной деятельности является учение, постольку индивид в процессе общеобразовательного и профессионального обучения, а также сопутствующего этому нравственного воспитания, выступает пока преимущественно в качестве созерцателя и меньше всего в качестве деятеля.
 Третья группа институтов социализации схватывает период жизнедеятельности зрелых людей - уже личностей в полном смысле этого слова. Его границами можно считать, с одной стороны, начало практической деятельности, с другой - окончание ее.
 Политологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и школа. Детские и юношеские годы считаются очень важными для политической [c.717] социализации. Ведь политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как он поступает в школу, а наиболее значительное развитие имеет место между 11 и 13 годами. Уже в детские годы ребенок спрашивает родителей о роли полицейских, солдат, президента. Он интересуется тем, кто собирает налоги и кто платит отцу, почему его отец и мать вынуждены подчиняться полицейскому, что такое флаг и герб страны и т.д. Исследование американских политологов показали, что "президент" и "полицейский" являются первыми терминами, которые ребенок четко определяет и осознает. Отсюда делается вывод, что персонализация политической власти имеет важное значение для привития ребенку чувства симпатии к политической системе в период перехода от детства к юности. Считается, что семья основная ячейка социализации ребенка. Она влияет не только на его политические ориентации, но и формирует активного или пассивного участника политического процесса. Большинство биографов американских президентов указывают, например, на влияние семьи в их воспитании.
 В системе институтов политической социализации важное место отводится школе (средней и высшей). Например, школа в США по праву считается инструментом государственной политики. Школьные программы призваны "американизировать" подростка, т.е. привить ему чувство преданности американской политической системе, уважение к истории и традициям США. Впрочем, бывшая советская школа решала задачи воспитания подрастающего поколения в духе преданности Родине, народу. На первое место, правда, ставились "партия", "дело революции", "дело социализма", в былые времена "преданность Сталину".
 Следует отметить и существование "неформального" обучения школьников политическим ценностям. Это т.н. внеурочная деятельность школьников: участие во всякого рода организациях, мероприятиях необязательного характера. Исследователи полагают, что такая деятельность вырабатывает определенные черты: ответственность, активность, веру в существующие ценности, необходимые для политического участия в будущем.
 Исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень участия школьников во [c.718] внеурочной деятельности, тем развитее они оценивают правительство, партии, гражданство и т.п. При этом была выявлена следующая зависимость: 1) чем выше образовательный уровень родителей, тем чаще ученик участвует во внеурочной деятельности; 2) чем больше ученик участвует в такого рода деятельности, тем выше его сознание интегрировано со школьной системой; 3) чем больше ученик чувствует свое вхождение в систему школы, тем выше его социальная вера - ответственность; 4) чем выше его социальная ответственность, тем более положительно его отношение к политике.
 Важным институтом политической социализации является высшая школа. По сравнению с прошлым, в Российской Федерации ситуация такова, что студенческое движение в наши дни оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что в настоящее время идет процесс изменения социальной структуры студенчества.
 В последние годы появились требования студентов изменить программу обучения, поставить ее под контроль самих студентов, предоставить им право участвовать в управлении университетами и институтами. Чрезвычайно важным является тот факт, что студенты требуют введения новых курсов под их контролем, курсов, которые бы давали ответ на злободневные вопросы, объективно освещали бы проблемы современности, политические события в стране.
 Студенты не ограничиваются в своих требованиях лишь областью образования. Радикальное студенческое движение несколько лет назад бросило вызов существующей системе в целом и отвергло основные ценности, на которых покоились тоталитарное общество и требовало проведения социально-экономических и политических реформ. Однако, сегодня значительная часть студенчества отвергает и многие из основных ценностей, на которых базируется нарождающийся российский бизнес отношение между нанимателем и нанимаемым, погоню за наживой, несмотря на представления о привлекательности некоторых видов деятельности. Молодые люди приходят к убеждению, что бизнес слишком своекорыстен и слишком мало заинтересован в развитии общественного благосостояния. [c.719]
 Важной стадией политической социализации является и период взрослости. Хотя основы политических ориентаций закладываются в детские и юношеские годы, тем не менее, и в зрелом возрасте человек не выключается из процесса социализации. Это связано с вполне объяснимыми обстоятельствами. Во-первых, изменения во всех сферах общественной жизни совершаются столь быстро, что человеку не представляется возможным предвидеть, каким же будет мир и его страна даже в ближайшие 20 лет. Во-вторых, общество становится настолько разнообразным, что создает все возрастающие трудности при определении человеком своего выбора. В-третьих, значительно увеличивается социально-политическая мобильность как географическая так и вертикальная. Например, ребенок (юноша), социализированный в одной общественной среде, может оказаться (и действительно оказывается) в совершенно ином социально-политическом окружении, будучи взрослым. В-четвертых, институты (учреждения), ответственные за политическую социализацию детей и юношей (семья, школа), являются более специализированными в других областях знаний и в то же время более ограниченными в своих знаниях о политической жизни, чем те, которые осуществляют политическую социализацию в период взрослости (например, политические партии).
 В качестве средства социализации выступают социальные нормы. В самом общем виде действие социальных норм состоит: а) в установлении типов (образцов) общественно значимого поведения; б) в установлении границ, в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществлению целей общества, а за пределами которых - противоречит им. Социальные нормы в качестве средства социализации не имеют и не могут иметь собственных функций.
 Социальная норма может служить в качестве одного из удобных измерителей социализированности. Например, путем сравнения соответствия реального поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию, требованиям социальных норм. Мы получаем возможность судить в определенной степени и об успешности социализации в отношении конкретного человека.
 В политической социализации индивида существенную роль играют нормы права, это связано с тем, что право [c.720] опосредует важнейшие экономические, и моральные отношения, направляя их развитие и совершенствование в соответствии с объективными закономерностями функционирования общества. Оказывая воздействие на общественные отношения, нормы права тем самым в определенной мере предопределяют весь процесс социализации.
 Далее нормы права оказывают на каждого гражданина и более непосредственное воздействие. Они определяют меру возможного поведения человека, предоставляя гражданам свободу творческой деятельности, возможность удовлетворения личных потребностей и интересов, гарантируют участие личности в формировании самих условий своей жизнедеятельности путем предоставления возможности включения ее в сложившуюся систему общественных отношений. Вместе с тем правовые нормы устанавливают одновременно меру обязательного поведения, которую каждый гражданин должен соблюдать для обеспечения нормального функционирования общества и каждого его члена. Совокупность основных прав и обязанностей закрепляется в конституции государства.
 Непосредственное воздействие норм права на социализацию индивида происходит в различных формах: путем установления правового статуса личности, путем наделения кругом конкретных, субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений и путем привлечения к юридической ответственности лиц, нарушающих правопорядок.
 Огромную роль в политической социализации играют средства массовой информации. Они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайший промежуток времени.
 Реализацию политической социализации в действиях, поступках и помыслах человека можно представить следующим образом: интерес к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и потреблении ее; привычка к политическим оценкам происходящего в мире, стране, ближайшем окружении, требующие широты политического кругозора; потребность в систематизированных политических знаниях, реализуемые в образовании и самообразовании; стремление проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий смысла жизни, своего [c.721] места в реальном политическом многообразии мира; стремление и умение защищать свою политическую гражданскую позицию.
 
 Поскольку социализация предполагает известную "адаптацию" к изменившимся условиям жизни человека то: 1) процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социального опыта, происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненных позиций индивидуума; 2) политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей в отношении объектов политики. Так, общественные дисциплины в школе и ВУЗах - пример явной политической социализации. Скрытая политическая социализация - это передача неполитических установок, которые влияют на отношение и подходы к соответствующим объектам и ролевым функциям в политической системе. [c.722]
 2. Содержание и механизм политической социализации военнослужащих российского государства
 Необходимо иметь в виду, что те проблемы политической социализации, которые были рассмотрены ранее, характерны в основном для стабильного общества - общества со сложившимися экономическим укладом, стабильной политической системой, зрелой и развитой социальной структурой и гражданским обществом, прочной государственностью. О государственности следует заметить особо, ибо упрощенным является взгляд на нее как форму правления или тип политического режима. Государственность - это прежде всего система общественного порядка, совокупность базовых общественных устоев. Прочная государственность характерна как для развитых демократических обществ, так и для тоталитарного общества. Нормальных [c.722] людей, как пишет С.Хантингтон, интересует больше всего не форма правления, а степень управляемости, способность управляемых навести порядок при любом повороте событий. Одним из важнейших показателей прочности государственности является статус и престиж армии в обществе, отношение общества к военнослужащим как к своим защитникам.
 Кризис и ослабление государственности - неизбежное условие перехода от одного общественного строя к другому. Но формы проявления этого кризиса могут быть различными - от военно-конфликтного варианта в Югославии до мягко-эволюционного варианта в Венгрии и Китае. Ныне считается, что современной России, находящейся в условиях перехода к новому общественному строю, удалось избежать крайних форм социальных катастроф и полномасштабной гражданской войны. Разумеется, из этого не следует, что с затянувшимся кризисом следует мириться, что в процессе перехода не было допущено просчетов и ошибок.
 На Западе подавляющее большинство ученых и политиков считают, что бывшие Советские Вооруженные Силы являлись самой политизированной армией в мире. Однако советские военнослужащие были закомплексованы на социалистических идеалах не более того, чем американские на своем образе жизни. И несмотря на мощь пропагандистской машины США, стандарты их образа жизни и стиля поведения не являются образцовыми для всего остального мира. Да и не могут ими никогда являться. Как и стандарты образа жизни других государств и народов. Если политическая система искренне разделяется людьми, то она порочна, стабильна и надежна и является основой общественного порядка. В такой системе срабатывают механизм и особенности политической социализации, о которых говорилось ранее.
 Нынешнее российское общество находится на этапе становления новой формы государственности, то есть на стадии перехода от старой формы государственности к новой. Это значит, что в обществе идет смена не только экономического уклада жизни, но и социально-политической системы, политического режима, гражданских начал, ментальных основ жизнедеятельности людей. Иными словами, идет процесс социальной переплавки [c.723] устаревших ценностей и становление новых фундаментальных ценностей, без восприятия которых общество не впишется в фарватер развития современной цивилизации. Как специфическая социально-профессиональная общность - военнослужащие поставлены в те же условия, в которых находятся и другие социальные слои и группы. Но у них "свои" особенности и механизм политической социализации.
 Что же характерно для современного состояния политической социализации военнослужащих российского государства? Какие тенденции преобладают в этом процессе?
 Первое. Первоначальный этап становления российской государственности привел к возникновению крайней формы политической социализации военных - политизации кадровых военнослужащих, политизации общественного мнения в воинских коллективах. В основе этого процесса лежит закономерная реакция военных кадров на радикальное изменение их социального и государственного статуса, на неспособность государства компенсировать падение социального статуса в условиях либерализации экономики и изменения политических основ. Характерно, что как бывшие военные, так и кадровые военнослужащие не остались в стороне от политических баталий, но резко и активно проявили политические пристрастия. Доказательство этому - высокий процент военнослужащих в Государственной думе, активное участие генералитета в современной предвыборной кампании. Нынешнее военное ведомство не просто ожидает выборов, но активно к ним готовится. Количественное преобладание военных наблюдается в организациях и движениях национально-патриотической направленности, и это вполне объяснимо - офицеры ныне составляют единственную группу, в которой "образ государства и державы сохранил черты конкретности" (2).
 Второе. Совпадение социально-экономических и военно-реформистских преобразований обусловило необходимость коренного изменения самого механизма политической социализации военнослужащих. Начался переход к армии правового государства.
 Представляется важным, что в этом процессе предстоит преодолеть одну порочную в прошлом для общества тенденцию - перейти от армии, бывшей на службе у политического режима, к армии, находящейся на [c.724] службе у государства и Отечества. Именно в этих целях отношение военнослужащих к политике должно регулироваться конституционно-правовыми, государственными нормами и правилами. Основными условиями перехода к армии правового государства могли бы стать: ослабление радикализма в сфере собственно военных преобразований (продуманность сокращения, нефорсированные выводы войск с других территорий, гарантированная контрактность военной службы и т.п.); прекращение степени падения жизненного уровня военнослужащих; ограничение политического участия военнослужащих созданием условий, стимулирующих их политическую нейтральность; качественная переориентация политического образования и просвещения; структурно-содержательная переподготовка воспитательных органов, изменение их отношений с органами военного управления и другие.
 Ныне с большой точностью нельзя сказать, каков будет политический облик будущей российской армии, но то, что это будет совершенно новый облик для воинов и россиян институт политической и гражданской социализации - это точно. Принципиальным здесь является способность армии быть институтом не только политической, но и гражданской социализации - такая тенденция характерна для армий современных демократических государств.
 Третье. В системе мотивов политической социализации военнослужащих российской армии пока преобладают не профессиональные и нравственные мотивы, а материальные и собственно политические. В этом и состоит основная причина политизации воинских отношений и их коммерциализации. Государственно-патриотические ценности пока еще не стали господствующими в сознании военных кадров. Не достигает своего эффекта и чрезмерная культивация религиозных мотивов и канонов как регуляторов поведения военнослужащих. В целом же в настоящее время мы имеем дело с несоответствием мотивов военно-профессиональной деятельности назначению армии в обществе и государстве. Отсюда - слабость гражданской социализации и усиление социализации политической, а в конечном счете - падение у многих интереса к военной службе и военной профессии как таковой. [c.725]
 Следует отметить, что интерес военнослужащих к деятельности политических партий ныне упал в сравнении с временем, когда КПСС разделилась на три платформы и когда продолжали еще действовать политорганы и партийные организации. Однако продолжает существовать тенденция организационного оформления политической активности военных - движение "Военные за демократию", Союз офицеров, ветеранские организации и т.д. Их политическое влияние на современную армию России не столь масштабно, но и не столь слабо.
 Постепенное развитие профессиональных и нравственных мотивов как приоритетных источников политической социализации станет параметром и показателем социального благополучия военнослужащих, причиной их умеренного, а в большинстве нейтрального отношения к многопартийному политическому спектру и к политике как таковой. Это и характерно для современных профессиональных армий, военнослужащие которых не нуждаются в политических средствах реализации своих интересов.
 Четвертое. Мировой опыт преодоления тоталитарных режимов свидетельствует о том, что в процессе перехода к демократическому режиму и на этапе становления новой государственности закономерным является приоритет внутриполитических задач перед внешнеполитическими, существование внутренних источников военной опасности. Это значит, что внутриполитические противоречия могут разрешаться с использованием военной силы в случаях, оговоренных в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине государства. Такие случаи предусмотрены, в частности, и в Основных положениях военной доктрины Российской Федерации. Первый опыт преодоления таких проблем поставили события в Чечне. Возникает вопрос: должны ли готовиться Вооруженные Силы к реализации военно-доктринальных положений о внутренних источниках военной опасности? Если должны, то тогда неизбежно решение вопроса об усилении политического воспитания, просвещения и информирования военнослужащих. Иными словами, нейтрализация военными средствами внутренних источников опасности требует либо внесения существенных корректив в имеющийся механизм политической социализации военных, либо создания собственного [c.726] механизма под задачи конкретной военно-политической ситуации.
 Ныне этот вопрос является дискуссионным, но как показывают практические события - далеко не риторическим. И чем конфликтнее общество, тем настоятельнее его придется разрешать.
 Как показывает конкретный военно-политический опыт, в том числе и отечественный, в чрезвычайных военно-политических ситуациях внутригосударственного значения обостряется проблема политического выбора военнослужащих под воздействием различных политических сил, идеологических течений, средств массовой информации, отдельных политических лидеров и т.п.
 Пятое. Чем больше в обществе и армии объективных и субъективных условий, являющихся причиной политизации и идеологизации военнослужащих, тем острее потребность в высокой политологической подготовке военных кадров всех эшелонов. На основе отечественного военно-политического опыта мы давно должны осознать и принять к действию правило - лучшее средство деполитизации военнослужащих - их глубокие политологические знания, развитая политическая воля, подлинное политическое чутье и т.п.
 В системе политологического образования вузов, общественно-государственной подготовки всех категорий военнослужащих, политического просвещения и информирования необходим тот уровень профессионализма, который соответствует глубине и масштабу политических задач, стоящих перед обществом и Вооруженными Силами. По-видимому, такие задачи, как связь с общественными организациями, политическое информирование офицерского состава, общественно-государственная подготовка офицеров и служащих и многие другие могут быть выполнены лишь профессиональными политологами.
 Таковы особенности механизма и процесса политической социализации военнослужащих российской армии, обусловленные современными обстоятельствами развития общества, государства и личности.
 Таким образом политическая социализация личности - важнейшее средство овладения политической культурой общества, фактор преемственности его поколений и источник социальной стабильности. Вводя параметры политики и политической культуры общества во внутренний [c.727] мир личности, она обеспечивает предсказуемое политическое поведение граждан и сохранение политической целостности всей нации. [c.728]
 Глава XLII.
 Основные понятия: социализация, политическая социализация.
 Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
 1. Назовите основные подходы к содержанию политической социализации, определите сущность этого явления и понятия.
 2. Каковы основные задачи политической социализации?
 3. В чем заключается взаимодействие социализации и политической культуры?
 4. Объясните, почему принято выделять первичный и вторичный этапы политической социализации личности? Каковы механизмы политической социализации?
 5. Сформулируйте особенности индивидуального и общественного уровней политической социализации.
 Литература:
 1. Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Ученые записки ЛГУ. 1971. Вып. IX.
 2. Либеральные ценности в сознании россиян. - Полис. 1994. № 1. С. 81.
 3. Политическая социализация как категория политологии // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл. д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.
 4. Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад. Ростов-на-Дону, 1995. [c.728]
 ЧАСТЬ II. ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ [c.729]
 РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 ГЛАВА XLIII. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
 Политология - наука о политике. Ее задача - изучение политики как в ее сущности, так и в ее проявлении. Таким образом она, естественно, разделяется на теоретическую и практическую (прикладную).
 Политология становится сегодня одной из авторитетных обществоведческих дисциплин, а политолог - специалистом по технологии политики и власти, профессиональным советником народа и политиков. Политическая теория является практической в том смысле, что создается не для того, чтобы "просто понять" какой-либо социально-политический феномен, но понять так, чтобы изменить его при определенных условиях или поставить под контроль. Политическая наука своими средствами и методами позволяет проникнуть в тайны политики и раскрыть подлинную суть деятельности политических лидеров, элиты, партий, политического поведения масс.
 Введение в научный оборот понятий "общая" и "прикладная" политология обусловлено рядом обстоятельств. Реальным фактором становится существование двух направлений исследований: первое - это политологи, занимающиеся теоретическими вопросами, второе - политологи, анализирующие конкретные политические события и выдающие рекомендации для принятия политических решений.
 В чем же здесь проблема? Представители второго направления считают, что они и есть "истинные" [c.730] политологи, а "теоретики" не являются таковыми. Таким образом можно обнаружить стремление поделить политологию на две самостоятельные дисциплины. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.
 Политология, изучающая политическую жизнь, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о политической деятельности, описанием, объяснением и пониманием процессов политического развития, разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов политологического исследования. Мы получаем ответы на вопросы - "что познается?" и "как познается?" (здесь решаются гносеологические задачи; в совокупности они формируют общую, фундаментальную политологию).
 В то же время политология изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы.
 Поэтому общая и прикладная политологии различаются не по объекту или методу исследования, а по той цели, которую они перед собой ставят: решаются ли научные или практические задачи. Прикладная политология прямо отвечает на вопросы "для чего?" и "как?".
 Она может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Прикладная политология всегда проблемно "ориентирована" или "ориентирована на клиента".
 Общая же политология является фундаментальной, базисной, чистой, "ориентированной на дисциплину" наукой.
 В прикладной политологии главным является ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. В ней приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры. Конкретно прикладная (малая) политология рассматривает основных участников политических событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образования, партии, толпу и политическую аудиторию, региональные (территориальные) группы, религиозно-этнические и социально-экономические группы; роль [c.731] участников политических событий в принятии политических решений и их реализации. Рассматривается политическая обстановка, ее анализ и учет в политической практике; применение структурно-логической модели общества в анализе конкретной политической ситуации; уровень силы участников политических событий, их интересы, связанные с завоеванием и удержанием политической власти; расстановка общественно-политических сил и ее основные методики; новые информационные технологии в политике, моделирование политических процессов, компьютерные технологии в политике, политическое прогнозирование; выборы в органы политической власти и технология избирательной кампании; управление политическими событиями и политический риск (методы оценки), алгоритм принятия политического решения. Сюда же входит логическая игра "Стратегия "неуязвимости" (с позиции структурно-логической модели "восемь колес"), необходимость ее учета при стратегическом планировании и принятии решений. Учет "окон уязвимости" при выборе стратегии общественного развития с учетом состояния политической обстановки. Изучается практика применения таких методик, как политический мониторинг, контент-анализ и др.
 Прикладная политология - предполагает 1) методологический уровень - теоретическая или концептуальная позиция исследования, лежащая в основе интерпретации политической проблемы и предмета, а также результатов исследования; 2) методический уровень, который выражается в теории измерения и основанных на ней методах сбора и обработки первичной политической информации; 3) процедурный (технологический) уровень как совокупность организаторских, технических и финансовых мероприятий, необходимых для осуществления всей технологии политологического анализа.
 Прикладная политология занимается исследованием конкретных политических событий. Дело это очень серьезное и требует тщательной, глубоко продуманной подготовки. Ценность информации, полученной в результате политического анализа, прямо пропорциональна усилиям на его всестороннюю подготовку. Поэтому освоению методических приемов политологического анализа предшествует большая работа по овладению специфическими правилами, способными обеспечить надлежащий уровень [c.732] готовности политолога к проведению политологического исследования.
 Подготовка политологического исследования - это сложный процесс, насыщенный разными видами деятельности, научными процедурами и операциями. Прежде всего необходимо позаботиться о надежной методологической основе исследования, составить его общую логику, разработать документы для сбора информации относительно политических событий, сформировать аналитическую группу из компетентных специалистов.
 Важную роль играет также организационное и материально-техническое обеспечение политологического исследования.
 Вообще политолог может приступить к собственно политологическому исследованию лишь в том случае, если он уверен, что вся подготовительная работа проведена на высоком уровне.
 Главная цель политологического исследования - получение как можно более обширной и актуальной информации, отражающей те стороны политической жизни общества, которые чаще всего слабо видны невооруженным глазом, но которые требуется учитывать при подготовке и принятии политических решений и прогнозировании.
 Надо ли затрачивать силы и средства на проведение политологического исследования только для выяснения, например, количества политических партий и движений, а также избирателей, принявших участие в последних выборах президента страны? Ответ на этот вопрос, как известно, содержится в статистических сведениях. А вот ответы на вопросы о том, как влияют социальные, этнические, идеологические, религиозные факторы на поведение политических партий и движений, электората и их предпочтения имеют огромную практическую значимость.
 Анализ политических событий, как правило, обоснован практической целесообразностью.
 Что же такое политологическое исследование? Ответ не может быть однозначным. Однако наиболее оптимальным следует считать такой. Политологическое исследование - это система процедур организационно-технического характера на основе методов политического анализа, имеющих целью получить научно обоснованные данные о политических событиях, явлениях, процессах, [c.733] носящие прогностический характер (для их использования в практике политического управления).
 Как система процедур политологическое исследование включает в себя несколько этапов: подготовку исследования; сбор первичной информации о политическом событии (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи анализа документов, подлежащих в дальнейшем обработке и обобщению); подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на ЭВМ; анализ обработанной информации и формулирование выводов по итогам исследования; подготовку рекомендаций для принятия политических решений.
 Можно говорить о трех видах политологических исследований, а именно: изыскательском, описательном и аналитическом.
 Например, в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований какого-либо политического события может использоваться изыскательское исследование, основывающееся на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии (анкета, бланк-интервью, изучение документов и др.). В целях выявления отношения людей к актуальным политическим событиям или выявления степени эффективности только что проведенных политических мероприятий может использоваться экспресс-опрос. Если же требуется уточнить предмет или объект широкомасштабного исследования может быть проведен опрос специалистов (экспертов) по данной проблеме.
 Что касается описательного исследования, то это сложный вид анализа. Оно всегда проводится по полной программе и на базе методически апробированного инструментария. В прикладной политологии оно может применяться тогда, когда объект анализа - масштабное политическое событие, отличающееся разнообразными характеристиками. Например, анализ только что состоявшихся выборов в Государственную Думу и их сравнение с предыдущими выборами, в которых участвовали все категории населения страны, требует как минимум изучения структуры электората и депутатского корпуса, их интересов, позиций, предпочтений и т.д. В данном случае выделение в структуре электората изучения относительно однородных групп позволит осуществить поочередную [c.734] оценку, сравнение и сопоставление интересующих политолога характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
 Самый углубленный вид анализа - аналитическое исследование, которое ставит своей целью не только описание структурных элементов того или иного явления, но и выявление причин, лежащих в его основе и обусловливающих характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. В связи с этим в прикладной политологии оно имеет особенно большую практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого политического события, явления, процесса, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.
 В каждом аналитическом исследовании изучается не один какой-либо фактор, а совокупность факторов, из которой впоследствии выделяют факторы - основные и неосновные, временные и устойчивые, контролируемые и неконтролируемые, управляемые и неуправляемые.
 Разновидностью аналитического исследования является эксперимент, в ходе которого особое внимание уделяется изучению "поведения" тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают изучаемому объекту новые черты и свойства.
 Таким образом мы рассмотрели виды политологического исследования, основным критерием различения которых была глубина и степень сложности эмпирического анализа. Однако наряду с основным, могут использоваться и другие критерии. Они связаны: а) с особенностями метода сбора информации; б) с формой и характером проведения исследования. В первом случае обычно выделяют три вида исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Опрос в свою очередь имеет две основные разновидности: анкетирование и интервьюирование. Он также может быть массовым и специализированным.
 В зависимости от формы и характера политологического исследования можно выделить структурно-логическую модель общества ("Колеса Тихомирова"), контент-анализ, бихевиоризм, психоанализ З. Фрейда, политический мониторинг, политическую решетку, оценку расстановки политических сил и т.п. [c.735]
 В связи изложенным выше возникает вопрос: "Имеется ли зависимость между политическими событиями, явлениями, процессами и видами политологического исследования, с помощью которого они могут быть изучены?" Сразу ответим, что жесткой зависимости здесь нет. Любое политическое событие может изучаться на уровне любого вида политологического исследования. Это зависит всецело от политолога и цели исследования.
 Подробно проблемы политического анализа рассматриваются в следующих темах.
 Таким образом прикладная (малая) политология имеет совершенно четко обозначенные границы своего исследования и является "фактологической" базой для общей.
 В политической науке, как мы видим, выделяются два уровня, которые дополняют друг друга. С одной стороны, без сбора, классификации и анализа эмпирического материала политическая наука обречена на вырождение в голую схоластику, абстрактные логические схемы, мало что дающие политической практике. С другой, - без теоретического осмысления из груды отдельных событий и фактов невозможно собрать целостную картину, понять смысл конкретного события. Именно взаимодействие этих уровней во многом определяет полнокровное развитие политической науки.
 Деление политического знания на общее теоретическое и прикладное достаточно условно, т.к. любое из них вносит свой вклад в решение как общенаучных, так и практических задач. Речь должна идти лишь о преимущественной ориентации того или иного знания, что и дает основание для его отнесения в сферу общей или прикладной политологии.
 В связи с этим возникает вопрос. Может ли политический анализ быть нейтральным? Трансэмпирики настаивают на том, что общественные науки, в том числе политическая наука, не могут быть нейтральными, ибо их задача - помочь людям организовать свою жизнь на наиболее правильных принципах.
 Теоретик, пытающийся развить объективно нейтральный подход к политике, не может быть индифферентен к системе ценностей. Но знание фактов, не заменяя моральных ценностей, является их предпосылкой. [c.736]
 Можно выделить два противоположных подхода к объяснению связей между политическими идеями и учреждениями. Первый, по словам Р.Даля, является рационалистическим, второй - материалистическим. Рационалистическое объяснение отношений между политическими идеями и институтами отдает приоритет логическому исследованию политики. Материалистическое объяснение этих связей предполагает, что политические институты и идеи могут быть объяснены борьбой материальных интересов. Материальными интересами человека являются статус, доход и собственность. В каждый исторический период социальные и экономические институты общества стабильны. Эти институты определяют положение всех групп в обществе, и каждая группа рассматривает свое отношение к этим институтам в зависимости от тех условий существования, которые они ей обеспечивают. Ни правящие группы, ни управляемые не испытывают трудностей в нахождении интеллигентов, помогающих им создать соответствующую идеологию, которая бы обеспечивала реализацию классовых интересов. В связи с этим следует заметить, что история политической философии есть история идеологии, а история политологии есть история политической деятельности, политического поведения, участия (личности, лидера, элиты, классов, наций) в борьбе за власть, ее удержание на основе идеологии. [c.737]
 Глава XLIII.
 Литература:
 1. Политология: Практикум. / Колл. авт. под ред. А.В. Миронова. М., 1993.
 2. Показатели и индикаторы социальных изменений. М., ИСПИ РАН, 1995.
 3. Прикладная политология. // Сб. учебно-методических материалов. Под ред. Б.И.Краснова. М., МГСУ, 1996.
 4. Косолапов Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М., 1994.
 5. Тихомиров Б.И. Техника социального анализа. СПб., 1992.
 6. Политические технологии. / Обновление политической системы России. Под ред. Анохина М.Г., Комаровского В.С. М., 1996. [c.737]
 ГЛАВА XLIV. О СИСТЕМНОЙ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
 1. Тайна общественной жизни и основное звено социально-политических преобразований
 Стремление к изменениям и к переменам выражает саму суть человеческой природы. Не случайно И.Кант отмечал, что разум человеческий так склонен к созиданию, что много раз возводил башню, а потом сносил ее, чтобы посмотреть, крепко ли лежит фундамент (1). Однако человечество ныне уже в глобальных масштабах начало пожинать трагические последствия того, что составляет основную драму его истории, главную тайну, "сфинкса" общественной жизни. Речь идет о противоположности целей и результатов деятельности людей, о разнонаправленности субъективных процессов изменения реальности.
 Жизнь как бы подтверждает правоту известной мысли о том, что до сих пор прогресс человечества был подобен тому языческому идолу, который не может пить нектар иначе, чем из черепов убитых. Человечество приближается к рубежу столетий в ситуации углубления кризиса традиционных форм мышления и действия, блокирующих способность людей понять прошлое, овладеть настоящим и предвидеть последствия в будущем. Угроза полной потери связей с миром, с его перспективой из-за отрыва от природы, социального раскола и отчуждения вызывает серьезное беспокойство у активной и сознательной части общества, усиливает стремление понять причины поражения политики и идеологии XX века. Цена этого банкротства - огромные человеческие жертвы, обесценение человеческой жизни, разрушение как внешней окружающей среды, так и деградация внутренних основ социального бытия. Отсюда и весьма негативное настроение в обществе, и многие апокалипсические пророчества, и пессимистические прогнозы относительно судьбы современной человеческой цивилизации.
 "Трагизм нашей эпохи состоит в том, - пишет, например, А.А. Зиновьев, - что в качестве разумных мер преодоления зол современной общественной жизни навязываются такие, которые в реальном исполнении порождают новое зло и усиливают некоторые из прошлых зол, [c.738] придавая им лишь иные формы. Люди не имеют сил изменить общее направление эволюции общества. Все усилия имеют следствием ускорение движения в том же направлении" (2).
 Главная общесистемная проблема человечества, следовательно, состоит в том, как противостоять его гонке к собственной гибели, направляя социальные знания и действия, а также построенные на их основе политику на организацию и созидание, а не на дезорганизацию и разрушение. Потенциал социального знания и действия при этом должен использоваться не только как непосредственное средство управления вещественными, энергетическими и информационными ресурсами, но и как возможность овладения своими собственными социальными силами. Все это требует разрешения противоречия между уже имеющимися огромными технологическими возможностями социального управления и его недостаточно разработанной методологической базой. Достоверное социальное знание превратилось в важнейший резерв позитивных общественных изменений, эффективной и конструктивной политики. Поэтому передовые страны сегодня стремятся к утверждению модели общества, основанного на знании (knowledge based society).
 Размышляя над судьбами народов мира в преддверии XXI века, видные представители политических и интеллектуальных кругов Японии сходятся в едином мнении: "Разрыв между политикой и знаниями и их отчуждение - одна из многих бед современности, которую никак нельзя упускать из виду. В результате осуществляется лишенная взвешенного подхода политика и распространяется большое количество лишних знаний, причем это происходит с такой интенсивностью, что угрожает существованию цивилизации. Подобный разрыв, с одной стороны, ведет к тому, что политика дистанцируется от повседневной жизни людей, а с другой - к тому, что подлинные знания растворяются в пучине малозначительных фактов" (3).
 Один из основных принципов системного подхода к анализу социально-политических процессов гласит: основные противоречия и проблемы данной системы неразрешимы, если оставаться в рамках только этой системы, не выходя за ее границы, не меняя способа ее [c.739] движения. Значит, надо идти в "другую" систему, менять способы мышления и действия.
 Последние примеры попыток коренной трансформации общественной системы в рамках старого способа мышления и действия - это перестройка в СССР и радикально-либеральная реформа в России. Хождение по замкнутому кругу: "либерализация - приватизация - демократизация - идеологизация" в целях капитализации страны оказывается ныне нисколько не лучше столь же кругового движения: "ускорение научно-технического прогресса - экономическая реформа - политическая реформа -новое мышление" в рамках "социалистического выбора" в годы перестройки. Ядро всей совокупности преобразований, под определяющим воздействием которого только и могут проявить себя как выше указанные так и любые другие моменты, остается как бы неизвестным, вторичным фактором.
 Соглашаясь с необходимостью определения иной перспективы, нового курса, многие видят "основное звено" изменения общественной системы в устранении политической и идеологической составляющих, порождающих -де глубокий экономический кризис, или наоборот, в преодолении пресловутого экономического детерминизма. Отсюда вывод: только избавившись от гнета экономических, политических и идеологических факторов, общественная жизнь в России в целом, наконец-то, обретет свои естественные очертания.
 Дело не только в нереалистичности подобных устремлений. Тем более, что поиск путей решения важнейших общественных проблем до сих пор шел в одном направлении - за счет подчинения людских судеб экономике, политике и идеологии. И хотя только за последние несколько десятилетий мир претерпел более глубокую и быструю трансформацию, чем к моменту промышленной революции XVIII-XIX веков (изменилось все: средства производства, виды деятельности, социальная организация и структура, образы жизни, способы связи и сотрудничества, формы власти, типы мировоззрения), уязвимость человечества в целом возросла, а проблема его выживания стала чрезвычайно острой. Поэтому, не впадая в крайности идеологии, подчеркнем, что причины кризисов и катастроф в обществе, неудач в проведении реформ [c.740] лежат гораздо глубже. Они коренятся в социальной составляющей происходящих общественных изменений. Под ней понимается целостная, органическая система условий и отношений человеческой жизнедеятельности, проявляющихся в потребностях, интересах и ценностях как различных слоев и групп общества, так и отдельной личности и определяющих в конечном счете направленность и характер деятельности людей.
 Отличие нового способа мышления и действия от старого и состоит в принципиальной ориентации на сохранение и развитие этой социальной составляющей изменения общественной системы, в реализации той истины, что возможности спасения и роста благосостояния человечества заключены не только вне, но и внутри него самого, что основными препятствиями общественного развития выступают ныне не только внешние воздействия и угрозы, но и так называемые "внутренние границы" социальной организации. Такой подход соответствует и природе общественных систем, и современным тенденциям их изменений. [c.741]
 2. О новой социальной реальности, субъектах и критериях политических перемен
 Новая социальная реальность пробивает себе дорогу под влиянием противоречивого взаимодействия следующих основных тенденций:
 - расширения и углубления свободы индивидуальной деятельности;
 - нарастания сложности человеческих связей и отношений;
 - перехода от индустриального ("производства вещей") к информационному обществу ("производству идей, знаний"), к обществу услуг ("производству людей");
 - формирования человечества как целого, как субъекта и объекта собственной деятельности.
 Действие названных тенденций все явственнее проявляет главную особенность изменения общественных систем - в них импульс движения исходит от человека. Он субъект и мера общественного развития. Этим социальные процессы качественно отличаются от природных и технических, где примат системы над элементом является аксиомой. В современных условиях любая концепция или [c.741] политика перестают быть конструктивными, если не способствуют переходу от "человекозатратной" к "человекосберегающей" и "человекоразвивающей" эволюции. В переходе от государственно-бюрократической к социально ориентированной системе организации общества и состоит основной смысл современных реформ, деформация которого приводит к потере импульса, потенциала, мотивов и стимулов общественных изменений, к лишению возможности участия людей в социальных и политических трансформациях, т.е. к утрате источника саморазвития общества.
 Непонимание же характера этих тенденций, игнорирование в системе управления степени и особенностей их воздействия на жизнедеятельность общества обостряют противоречия между возрастающей сложностью проблем, требующих своего решения, и уровнем компетентности правящих политических элит, традиционными средствами политики, управления и контроля; между масштабами и глубиной происходящих социальных изменений и степенью подготовки и обоснования политических решений, предварительного инвестирования знаний, ориентации на инновации, качество и культуру, на предвидение и оценку последствий и результатов деятельности, на информированность и заинтересованность населения. В связи с этим нельзя не согласиться с вице-президентом США А. Гором, который в своей книге "Земля на чаше весов" пишет, что наилучший для государства способ принятия политического решения о будущем страны состоит в том, чтобы наделить всех граждан правами обладать всей политической информацией, касающейся их жизни.
 Сказанное приводит еще к одному важному выводу: становление современного мышления и действия выдвигает на первый план наитруднейшую проблему формирования субъекта политики общественных изменений, адекватной новой социальной реальности. Вот почему особое значение сегодня приобретает изучение взаимопереходов объективного и субъективного в жизнедеятельности общества, ее осуществления на макро- и микроуровнях в их взаимосвязи. Поэтому современной науке и практике наиболее близки концепции цивилизованного подхода, устойчивого развития, открытого общества. Первый [c.742] сосредоточивает внимание на единстве прошлого, настоящего и будущего человеческой цивилизации; второе направление на сохранении достигнутого и заботе о новых поколениях; третье - на настоящем состоянии человечества, всемерном использовании его потенциала.
 Методологическую сторону процесса реформирования общества выражает, с нашей точки зрения, следующий комплекс вопросов:
 1. Какова объективная природа социальной реальности, подлежащей тем или иным изменениям?
 2. Каковы наилучшие методы получения знания об этой реальности?
 3. Каковы наилучшие способы действия по ее преобразованию?
 Отсюда вытекают и системные критерии оценки различных моделей реформ:
 1. Учитывают ли они исторические корни и традиции общества?
 2. Учитывают ли они его современные потребности и основные проблемы?
 3. Насколько предлагаемые пути и способы решения этих проблем используют идеальные возможности общества, учитывают реальный уровень его развития и уже имеющийся опыт преобразований?
 Центральная проблема познания процесса утверждения новой социальной реальности и методологии социально-политического реформирования - это проблема системности, целостности общественного развития. Она поистине является "визитной карточкой" теории и практики человеческой деятельности на пороге XXI века. В противоположности одностороннего, "частичного" и системного, целостного подходов видится нам сегодня водораздел между старым и новым способами мышления, действия, старой и новой политикой.
 С точки зрения системного, целостного мышления и действия, общество представляет собой самовоспроизводящуюся и самоорганизующуюся, открытую, антиэнтропийную живую систему, у которой, строго говоря, нет "частей" и "элементов" (вспомним гегелевское - части есть только у трупа!). У социального пространства нет "деталей" и "мелочей", а социальное время необратимо. Потенциал социальной целостности составляют уникальные и неповторимые [c.743] способности субъектов человеческой деятельности. Отсутствие или недостаточная мера реализации этих способностей - безвозвратная потеря для общества.
 У реформ в нашей стране, разумеется, были глубокие, реальные, объективные предпосылки. Это и глобальный кризис человеческой цивилизации в целом, и общий кризис технологии и идеологии индустриализма, и формационный кризис коммунизма, и результаты "холодной войны", и тяжелое наследие тоталитарной системы.
 Все эти исключительные исторические трудности и кризисные процессы под силу было преодолеть только зрелому социальному субъекту, заинтересованному в утверждении новых реальностей, в постиндустриальном развитии общества и способному осуществить созидательные реформы с опорой на благоприятную социальную структуру и широкую социальную базу. Такой субъект в стране не сформировался, и это обстоятельство оказалось для нее роковым. [c.744]
 3. Открытое общество: социальная концепция и политика перехода
 Консолидировать общество и вывести его из глубокомасштабного кризиса можно лишь на основе всесторонне обоснованной, системной концепции реформ и социально ориентированной политики, раскрывающих социальный смысл и содержание, социальные последствия и результаты изменений в обществе, определяющих приоритеты и критерии реформаторских усилий.
 Системная концепция реформ, на наш взгляд, может быть построена не на одной универсальной идее, а на ассамблее идей. Она должна быть сориентирована не на одного национального политического лидера, а на профессиональную и авторитетную команду политиков; не на один социальный слой, а на формирование социальной структуры конструктивно-созидательного типа, т.е. на создание условий для свободной и активной деятельности высококвалифицированных работников материальной и духовной сфер жизни, на волю и социальную энергию гражданского общества. Разумеется, она не может быть рассчитана на одну партию, нужен союз общественно-политических сил, способных организовать реализацию этой концепции. Ее осуществление требует установления [c.744] тесного сотрудничества представителей науки, власти с самой широкой общественностью с целью интеллектуального наполнения реформаторского процесса, т.е. проведения необходимых исследований, моделирования, прогнозирования изменения ситуации в стране, разработки и обсуждения сценариев развития событий и различных вариантов решений.
 Переход к открытому обществу, следовательно, предполагает развитую методологию самореформирования и участие в ее разработке и реализации активной и сознательной части общества, без чего оно нежизнеспособно.
 Открытое общество как целостная социально-политическая система развивается в поиске наилучших вариантов общественного прогресса, стремясь обеспечить оптимальное взаимодействие различных типов социальных механизмов (имитационного, эволюционного, радикального, инновационного) и применение демократических социальных технологий (выборов, референдумов, изучения общественного мнения и др.), реализацию принципов социального партнерства и солидарности. Оно зиждется на свободной ответственности свободного человека.
 Дело, таким образом, вовсе не в том, чтобы прекратить борьбу за жизненно важные ресурсы, конкуренцию за лучшие позиции, положение в мире. Это было бы нереально, даже реакционно. Проблема состоит в том, чтобы неодолимое стремление одних народов и государств "больше иметь" и "быть современными" не угрожало основам природного и общественного равновесия и не перекрывало пути к самореализации другим народам. Чтобы перемена строя жизни не вредила самой жизни, а решение национальных задач, проблем одних цивилизаций не подрывало сил общества в целом. [c.745]
 4. Социально-политический анализ: системные основания и принципы
 Давно и хорошо известно, что лучшая практика - это хорошая теория. Общую логику движения научной мысли можно представить следующей условной схемой 1:
 
 Схема 1. Система науки как целое: РД - реальная действительность;
 О - объект науки; П - предмет науки; М - методы; Т - теория.
 Таким образом к конкретному социально-политическому анализу событий, фактов, процессов и отношений, тенденций, имеющих место в обществе, можно приступать тогда, когда налицо три обязательных компонента: 1) объект (предмет) анализа; 2) субъект анализа; 3) идеи и концепции (теория).
 Каковы основные методологические принципы социально-политического анализа?
 Принцип 1: люди не только продукты социальной среды, но и сама социальная среда есть продукт взаимодействия людей.
 Принцип 2: основным процессом в социально-политическом анализе выступает процесс человеческой деятельности (труда) - источник развития как отдельных общественных явлений, так и общества в целом. При этом фиксируется отличие человеческой деятельности (труда) в специфическом социальном его значении от работы, понимаемой в физическом смысле слова. Человеческой деятельностью (трудом) можно считать только целесообразную деятельность, т.е. такую, которая удовлетворяет общественную потребность и осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью, а также предварительно принятым решением. Работа же может быть и бесполезной, и бессмысленной.
 Принцип 3 фиксирует основное противоречие социально-политического развитая - противоречие между [c.746] темпом роста продуктивности человеческой деятельности (труда) и способами его общественной организации.
 Принцип 4 требует анализа социальной структуры и расстановки общественно-политических сил.
 Принцип 5 связан со следующим парадоксом и спецификой системного социального мышления и действия: человек, будучи элементом социальной системы и вселенной, может не только вместить в себя все общество и вселенную, но и потенциально привести к их изменениям. Это не согласуется с формальной логикой и здравым смыслом.
 Принцип 6 провозглашает отсутствие в социальном пространстве жизни людей "неважных" деталей и мелочей, а также необратимость социального времени, в котором ничего нельзя "отремонтировать", "заменить" или прожить заново. Игнорирование этого принципа приводит к ошибочным решениям, а значит, и к жертвам, трагедиям и драмам в судьбах людей.
 Социально-политический анализ представляет собой разновидность интеллектуальной технологии, т.е. "работы головой". Что включает в себя эта технология, направленная на повышение целесообразности деятельности?
 Прежде всего она указывает на главные этапы поиска-1) исследование; 2) принятие решений; 3) реализацию (а также на составляющие эти этапы "шаги" - (см. подробно тему "Методы принятия политических решений").
 Следует иметь в виду, что социально-политический анализ должен всегда идти в двух направлениях.
 Во-первых, он должен быть связан с сохранением и оптимальным использованием уже существующих форм деятельности людей, во-вторых, направлен на изменение существующих форм деятельности.
 И в том, и в другом случае социально-политический анализ, с одной стороны, способствует закреплению и развитию всего того позитивного, нового, что ведет к росту продуктивности человеческой деятельности, научно-технологическому, экономическому и социальному прогрессу, формированию организованности и сплоченности людей, повышению их активности и сознательности, благосостояния и культуры. С другой стороны, он содействует выявлению и преодолению имеющихся недостатков, [c.747] устранению всего старого и отжившего, мешающего позитивным изменениям. [c.748]
 * * *
 Говорят, что цифра семь - это какая-то особая, магическая цифра. Семь цветов радуги, семь нот в музыке, семь положительных и семь отрицательных чувств, семь -Я - так говорят о полной семье... "Семь пядей во лбу", "семь раз отмерь, один раз отрежь" - гласит народная мудрость об умном человеке или о разумном поведении. И у Белоснежки почему-то было именно семь гномов, помогающих ей совершать чудеса!
 Видимо, какая-то фундаментальная, структурная закономерность строения мира заключена в этой удивительной семерке. По-иному не может быть устроена и любая интеллектуальная технология.
 Фольклор, поэзия, социальные науки, телевизионные передачи, системы управления - повсюду, фиксируется (правда, в различном количестве и сочетании!) одна и та же совокупность позиций, характеризующих целесообразные действия людей.
 Вспомним известное стихотворение Р.Киплинга:
  Есть у меня шестерка слуг,
  Проворных, удалых,
  И все, что вижу я вокруг,
  Все знаю я от них.
  Они по знаку моему
  Являются в нужде.
  Зову их: Как и Почему,
  Кто, Что, Когда и Где.
 Р. Киплинг не упоминает еще одного важного "слугу" - Сколько. А в целом названные слова - вопросы -потому и обладают исключительной волшебной силой, что за ними как бы "прячутся" основные философские категории. В самом деле, что значит ответить на вопрос: зачем, почему? Это значит раскрыть сущность происходящего. Ответ на вопросы - что? - связан с пониманием цели и содержания действия; кто? - субъекта и качества совершаемого действия; когда и где? - места и времени происходящего; сколько? - количества [c.748] используемых и производимых ресурсов; как? - "ноу-хау", т.е. форму, способ действия.
 Мир устроен диалектически. Таковым же должен быть и его анализ.
 Эффективность и конструктивность социально-политического анализа значительно усиливаются при разработке следующих документов, отражающих, во-первых, возможности и ресурсы изучаемой системы; во-вторых, ее недостатки, дефекты; в-третьих, средства развития возможностей и ресурсов системы и, наконец, в-четвертых, критические пределы изменения системы в позитивную или негативную стороны.
 Например, на основе обобщения практики международных, отечественных и своих собственных социологических исследований сотрудникам Института социально-политических исследований удалось создать систему предельно-критических показателей развития общества и их сопоставления с системой реальных показателей развития российского общества в 1995 г. Приведем некоторые из этих показателей (см. табл. 1).
 Таблица 1
 СООТНОШЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНО-КРИТИЧЕСКИХ И РЕАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В 1995 г. (БАЗА СРАВНЕНИЯ 1990 г.)
 №
 п /п Название
 показателя Предельно-критическое значение в мировой практике Величина показателя в 1995 г. в РФ Вероятные политические и экономические последствия а б в г Экономические отношения 1. Уровень падения промышленного производства 30-40 % 51 % Деиндустриализация экономики, сокращение числа лиц, занятых в производственно продуктивной сфере
 [c.749] Социальная сфера 6. Соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных групп на селения 10:1 14:1 Антагонизация социальной структуры, резкое противопоставление людей по имущественному и социальному положению 7. Доля населения, живущего на пороге бедности 10 % 25-40 % Люмпенизация значительной части населения Политические отношения 20. Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы 40 % 43 % Делегитимизация власти, противостояние государственной власти и человека Таким образом, умелое применение системных оснований, критериев и принципов социально-политического анализа позволяет принимающим ответственные решения, во-первых, более четко определить конкретные цели и задачи субъектов предстоящих общественных действий;
 во-вторых, обеспечить точный учет и обоснованное распределение имеющихся ресурсов и средств достижения поставленных целей, решения задач;
 в-третьих, установить недостатки, дефекты в системе организации и управления, тормозящие позитивные изменения, а также причины появления этих недостатков;
 в-четвертых, найти эффективные и оптимальные пути и методы устранения недостатков, дефектов и порождающих их причин;
 в-пятых, разработать научно обоснованные стратегию и программу реализации этих путей и методов [c.750] политического анализа призвана избавить тех, кто ее применяет, от догматизма и односторонности. Она направлена на комплексный подход к решению сложных и противоречивых проблем изменения современных социально-политических систем. [c.751]
 Глава XLIV.
 Литература:
 1. См.: Кант И. Пролегомены... М., 1993. С 9.
 2. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М., 1994. С.24.
 3. Накасонэ Я. и др. после "холодной" войны. М.. 1993. С.314.
 4. Ядов В.А. Социологическое исследование методология, программа, методы. М., 1995.
 5. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.
 6. История России. Часть III XX век: выбор моделей общественного развития. М., 1994.
 7. Рузавин Г.И. Новая парадигма развития социально-экономических систем. // Логика, методология, философия науки. III Международная конференция. Москва.
 8. Математические модели и методы в социальных науках. Сборник. МГСУ. 1994. [c.751]
 ГЛАВА XLV. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОЛИТИКА
 Вторая половина XX столетия связана с глобальным процессом трансформации мирового сообщества от индустриальной к информационной организации всей системы общественных отношений. Трансформированное под воздействием новых или высоких технологий общество, принято называть "информационным".
 В основе функционирования такого общества лежит информационная инфраструктура. Она базируется на создании комплексной индустрии производства, обработки, хранения и использования информации при помощи прогрессивной электронной техники.
 Перед всеми странами стоит задача определения эффективных путей и, необходимых для перехода в состояние информационного общества, анализа и корректировки, связанных с новыми технологиями сложных социально-политических процессов. Это чрезвычайно важная и ответственная задача, ибо общество, которое неспособно социально и политически меняться одновременно с происходящей ныне информационной технологической революцией, неминуемо оказывается неспособным эффективно использовать новые технологии и постепенно превращается в отсталое в экономическом, технологическом, политическом и культурном отношениях.
 Именно это состояние может стать реальностью для России, если не будет до конца осознана на всех его уровнях (от личности до правительственных институтов) необходимость выработки и реализации адекватной объективным процессам политики, основывающейся на результатах комплексных исследований происходящих в мире глобальных социально-политических трансформаций, на прогнозировании наиболее эффективных и наименее политически и социально болезненных путей перехода в состояние информационного общества, способной направлять и по необходимости корректировать связанные с новыми технологиями сложные общественные процессы.
 Совершить переход такого сложнейшего организма как общественная целостная система возможно только на основе учета всего накопившегося мирового опыта и модели, построенной на базе этого опыта и выверенной с учетом внутренних условий, особенностей развития. [c.752]
 Одной из важнейших сфер общественной жизни, от которой во многом зависят темпы и характер информационной модернизации общества, является сфера политических отношений. Можно выделить как опосредованные, так и прямые социально-политические эффекты внедрения информационных технологий, меняющих политическую реальность общественных систем, совершающих переход от индустриального состояния к информационному.
 Если говорить об опосредованных воздействиях информационных технологий на сферу социально-политических отношений, то, во-первых, происходит резкая дезинтеграция всей социально-классовой структуры индустриального общества, сложившейся на основе изменений в производстве под воздействием промышленной революции. Причем, речь идет об их коренных изменениях с точки зрения количественных, качественных и функциональных показателей, изменениях приоритетов между ними. Возникают совершенно новые критерии социально-политической дифференциации, которые не менее важны, чем социальный класс и его политическое поле.
 Использование традиционного определения социального класса на основании способности производить стоимость в обществе приводит нас к выводу, что новые большие и общественно значимые социальные группы сейчас определяются прежде всего производством и присвоением информации (это отражается на уровне образования производителей информации, уровне их заработной платы, степени интенсивности труда, значимости в политической жизни и т.д.).
 Во-вторых, в качестве новых значимых принципов социальной дифференциации и формирования соответственного политического менталитета в современном (информационном) обществе, кроме информационной доминанты, можно выделить следующие: национальное и религиозное сознание, чувство этнического единства и даже разделение по половому признаку.
 Так, исследователи тех стран, в которых уже осуществлен переход от индустриальной к информационной стадии общественного развития, приходят к выводу, что сейчас разделение между мужчинами и женщинами является более важным фактором организации социально-политической жизни, чем классовая дифференциация. [c.753]
 Социально-классовая структура, складывающаяся в результате распространения информационных технологий, фактически распределяет людей по различным категориям в зависимости от их половой принадлежности: мужчины -создатели информации, женщины - работники сферы услуг.
 Можно выделить три прямых политических эффекта от внедрения информационных технологий:
 1. В информационном обществе "исчезает" классовая политика.
 2. Меняются принципы политического объединения, политическая стратегия.
 3. Демократия эволюционизирует в сторону демократии участия (participatory democracy).
 Первый эффект. Политическое поведение людей в информационном обществе определяется плюрализмом мнений и интересов, а не является прямым выражением их классовой принадлежности. Как индивиды, они сами определяют себя в каждой конкретной ситуации, в качестве рабочих, мужчин, женщин, мусульман либо католиков, представителей той или иной этнической группы и т.д. Вот почему все, имеющие какое-либо значительное влияние, политические партии в информационном обществе больше не апеллируют только к какому-то одному классу, они обращаются ко всему обществу. Ибо многие политические вопросы в таком обществе приобретают глобальный характер и непосредственно касаются жизненных, а, следовательно, и политических интересов всех людей. Классовая и социальная отчужденность и обособленность сменяется в информационно организованном обществе "духом синергии", когда каждый человек старается внести свой вклад в решение общих проблем, часто поступаясь собственными интересами и тем более интересами класса ради общего блага. Таким образом, оставаясь формально классово структурированным, информационное общество характеризуется фактически бесклассовой политикой, а классовая политика в нем "исчезает"
 Второй политический эффект. Принципом объединения граждан информационного общества в партии и политические группы становится не их социально-классовая принадлежность, а политические программы, представляемые какой-либо личностью. Следствием этого является проявление еще одной важной характеристики [c.754] нового общества: осуществляется переход от политических партий, основанных на классовых интересах, к партиям, основанным на программе действий И, как отмечает М.Кастельс, говоря об информационных странах, хотя до сих пор в политике существуют "правые" и "левые", определение "правого" и "левого" зависит не от классовой принадлежности, а от программы, в которой объединены разнообразные интересы партий и общественных групп (1).
 Информационное общество в отличие от индустриально организованных общественных систем имеет единый код коммуникаций. Он объединяет всех без исключения его членов посредством электронно-вычислительной техники во всех ее проявлениях (начиная от глобального телевидения и заканчивая объединением персональных компьютеров в общенациональные и международные сети). К чему это приводит? В условиях ослабления, почти "исчезновения" прочных внутриклассовых связей, единственным и очень эффективным каналом взаимодействия и взаимопроникновения между партиями и обществом, между партийными лидерами и гражданами становятся средства массовой информации - важный политический инструмент формирования, "делания" политики.
 В основе третьего политического эффекта лежит тот факт, что информационные технологии коренным образом изменяют элементы экономики, их субординацию и способы взаимодействия. Компьютеры, как отмечает Д.Несбитт, увеличивают реальную власть каждой личности, давая ей возможность более эффективно и в большем объеме следить за действиями своего правительства, нежели правительство может следить за действиями личности (2).
 Итак, в индустриально организованном обществе процессы политического объединения и политического действия определяются следующими позициями:
 • Основой политического объединения людей является их социально-классовая принадлежность, реализующаяся в соответствующем политическом групповом и индивидуальном сознании.
 • На основе социально-классовой консолидации формируются политические партии и объединения. [c.755]
 • Партии в соответствии со своими социально-классовым составом разрабатывают политические про граммы.
 • Парламентская система (в виде представительной демократии) индустриального общества предполагает достижение партиями своих политических интересов через выборы их представителей в высшие органы власти большинством голосов.
 • Личность лидера и СМИ играют в процессе политического объединения существенную, но подчиненную роль.
 • Гражданин, рядовой участник политической жизни практически исключен из субъектов политики, принимающих решения. Исключение составляет момент выборов, хотя и здесь гражданин ограничен в свободе выбора предельной классовой детерминацией и партийной дисциплиной.
 Субординация набора атрибутивных инструментов "делания" политики в индустриальном обществе выглядит таким образом:
 [c.756]
 В информационном обществе политическая жизнь подвергается радикальной трансформации, изменяющей течение процессов политического объединения и политического действия.
 Это проявляется в следующем:
 1. Социально-классовые и материальные мотивы поведения людей, их политического объединения сменяются глобальными интересами, целями самореализации. Во главу угла становятся не класс, группа, категория людей, а потребности личности.
 2. Вместе с распространением информационных технологий вширь (появление мощных персональных компьютеров) появляются коммуникационные коды, позволяющие всем гражданам непосредственно участвовать в каждом из этапов политического действия - от политического объединения до реализации политических программ.
 3 Предельно возрастает роль в политическом объединении политических лидеров и СМИ.
 4. Значительно увеличиваются возможности контроля граждан за действиями своих правительств и политических лидеров.
 5. Обостряется проблема неприкосновенности личной жизни людей, право на гарантированную тайну личной жизни.
 Соответственно инструментарий политического объединения и политического действия в информационном обществе уже иной, чем в индустриальном:
 [c.757]
 Почему в информационном обществе происходит такая рокировка, изменение удельного веса факторов, формирующих политику? Почему такие традиционно определяющие в индустриальном обществе факторы политического объединения как классовая принадлежность, политические программы партий отступают на второй план? Почему личность политических лидеров приобретает такое решающее значение?
 Это объясняется тем, что непосредственная демократия, постепенно вытесняющая в информационном обществе атрибуты и императивы представительной демократии, характеризуется прежде всего разнообразием интересов отдельных личностей. И это разнообразие может быть объединено, по мнению М.Кастельса, только на уровне символов. В свою очередь, основным выражением символов на уровне власти является личность политического лидера.
 Дело в том, что в информационном обществе решения государственных органов все более становятся далекими от интересов и нужд рядовых граждан, которые перестают доверять политическим партиям, постоянно доказывающим свою циничность. Но, не веря политическим партиям, люди понимают, что политика существует как реальность, один из главных факторов регулирования их жизни. Поэтому они выбирают наименьшее зло - голосуют за личность, которую могут выбрать среди политических лидеров.
 "В этих условиях, - как отмечает М. Кастельс, -личность является тем, к чему люди могут обращаться, с чем они могут соотносить свои действия" (1). В информационном обществе складывается стереотип личности политического лидера с определенным набором личностных качеств, хотя в разных культурах данный набор может варьироваться в пределах нормы19. [c.758]
 Таким образом в информационном обществе все более значимо прослеживается переход от классовой политики к символической политике. [c.759]
 Глава XLV.
 Литература:
 1. Кастельс М. Высокие технологии: экономика и общество. - М.: Институт молодежи. - 1990. - С. 23, 25.
 2. Несбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-х гг.: Мегатенденции. Год 2000. - М., 1992.
 3. Логинов В. Инновационная политика: меры по активизации. // Экономист. 1994.
 4. Ильяхинская Г.В. Развитие инновационной деятельности в высшей школе. // Высшая школа России. 1995. Вып. 1-2.
 5. Дудченко B.C. Информационные технологии. М.: МГСУ, 1996.
 6. Щеглов А.Ю. Информационные технологии в социальной работе. МГСУ, 1994.
 7. Сорокин П.А. О так называемых факторах социальной эволюции. / Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. [c.759]
 ГЛАВА XLVI. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТОЛОГИИ
 1. Компьютеры - инструмент политических технологий
 Россия переживает период интенсивного освоения компьютеров и компьютерных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в политике.
 Современная избирательная кампания немыслима без компьютеров: это составление и анализ списков кандидатов и избирателей, обработка данных социологических исследований об ориентациях электората, оценка социально-политической обстановки в стране и по отдельным регионам, рейтинг популярности и влиятельности политических лидеров и истеблишмента, мониторинг этих процессов, составление прогнозных компьютерных карт оценки кризисных ситуаций, моделирование электорального поведения, прогнозирование результатов голосования, подведение его итогов (к примеру, Государственная автоматизированная система "Выборы", начавшая действовать в ходе избирательной кампании-95).
 Компьютерные технологии используются и в деятельности парламента: регистрация депутатов, электронное голосование, доступ к мировым библиотечным центрам и справочным базам данных при разработке, экспертизе, принятии законов, решений; контроль за их выполнением, получение с помощью факс-модемов электронных версий книг, газет, документов, прогнозирование участия фракций и лоббистских группировок в прохождении тех или иных законопроектов, компьютерные издательские системы, обработка выступлений депутатов и информации от избирателей, связь с регионами, электронная почта и т.д.
 Качество, оперативность, доступность, эффективность - вот слагаемые все более широкого применения в политической жизни общества электронных технологий.
 Компьютер можно назвать универсальным средством для обработки и хранения информации. Управление осуществляется с помощью программ, переводящих задания на язык, понятный машине, затем - выполнение и "отчет" на понятном человеку языке.
 Программы для компьютеров. Отдельная программа способна выполнить ограниченный набор [c.760] поручений. В зависимости от характера программы на несколько групп: системные, прикладные, инструментальные.
 Системные необходимы, в первую очередь, для нормальной работы самого компьютера и использования прикладных программ. Для IBM-совместимых компьютеров базовой системной программой (точнее это целое семейство программ) служит Дисковая Операционная Система (ДОС). Непосредственное взаимодействие пользователя с ДОС может оказаться достаточно затруднительным. Чтобы сделать этот процесс намного проще и удобнее, применяются программы-оболочки ДОС. Одна из наиболее популярных - NORTON COMMANDER.
 Сегодня российский компьютерный рынок все более завоевывает программа WINDOWS, коренным образом меняющая стиль общения человека с машиной. Ее называют компьютерным раем, отмечают, что она не только эффективна, но по-своему красива, элегантна, современна.
 Прикладные программы - самая многочисленная группа программ. Она ориентирована на широкое применение. К примеру, "программа переводчик" позволяет в десятки раз ускорить перевод достаточно стандартных текстов с языка на язык. Оперативной работе с материалом помогают программы обработки текстов, текстовые редакторы, программы-корректоры, персональные информационные системы, электронные таблицы, обучающие программы и др.
 Инструментальные программы пригодны для создания всех программ. Для успешной работы с ними желательно специальное образование.
 Сканер. Это дополнительное устройство, служащее для введения графической информации в компьютер. Сканеры подразделяют на черно-белые и цветные. С их помощью в компьютер вводятся текст, рисунки, графики, фотографии.
 Модем и факс-модем. Что такое факсимильный аппарат, факс - знает каждый. А все ли знают, что компьютер прекрасно справится с приемом и отправкой факсимильных сообщений, если его подключить к телефонной линии и установить в системный блок специальную дополнительную плату.
 Вы готовите текст выступления, аналитическую записку, итоги социологического опроса, сообщение для [c.761] прессы или вводите документ со сканера, - все это можно сразу отправить по любому адресату, а приходящие к вам факсы посмотреть на экране и при необходимости сохранить в памяти компьютера, распечатать на принтере.
 Для обмена между компьютерами произвольной информацией, в том числе компьютерными программами, служат модемы. С их помощью получают доступ к отечественным и международным компьютерным сетям. В России наиболее популярными считаются СИТЕК (для бизнесменов, предпринимателей) и RELKOM (для всех желающих). При желании можно стать абонентом международной сети Compu-SERVE, разумеется, заплатив регистрационный сбор.
 Компьютерная техника и программное обеспечение устаревают, но обновляются не просто быстро, супербыстро: современные компьютеры, дополненные сканерами, устройствами CD-ROM (использование компакт-дисков, вмещающих сотни тысяч страниц информации: энциклопедии, справочники, словари, программы- "переводчики", видеотеки, обучающие программы и т.д.), факс-модемами, анимационными и издательскими программами, записью с голоса выводят политический менеджмент и маркетинг на качественно иной уровень. [c.762]
 2. Применение компьютерных технологий в политологическом анализе
 Замена однолинейной связи многофункциональной и диалоговой связью, создала новые возможности для участия в информационном обмене.
 Так, при помощи технологии "двусторонней связи" потребитель может читать газету, книги, получать почту, делать покупки, улаживать финансовые дела, отправлять заказчикам результаты своего интеллектуального труда (обзоры, аналитические материалы, статьи, результаты социологических опросов).
 Эти новые технические средства и приемы могут быть использованы для проведения опросов общественного мнения с "моментальным" подведением их результатов, в политических дискуссиях, для проведения референдумов и т.д.
 От постановки задачи до получения результата проходит несколько часов. Естественно, такая схема работы требует наличия соответствующих компьютерных [c.762] сетей, специалистов, весьма существенных финансовых затрат (правда, они вполне соизмеримы с прошлыми затратами на командировки, тиражирование, перевозку социологических бюллетеней, ручную обработку анкет и т.п.). Новые компьютерные технологии получили настолько большую популярность, что в западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества.

<< Пред.           стр. 14 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу