<< Пред. стр. 26 (из 52) След. >>
284
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
E
100
rfif
80 -60 40
I
ff
if
F
f
f f
20
u^
i
Рис. 11.7. Кривая Лоренца
|^Л
отклоняется от линии QE, тем больше неравенство в распределении доходов.
Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение, которое в теоретической экономике получило название коэффициента Джини по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965): G = T/OFE, где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Некоторыми экономистами неравенство рассматривается как источник неудовлетворенности и стимул человеческого прогресса. Шум-петер назвал капитализм цивилизацией неравенства. Источником богатства или бедности является не капитализм, а экономическое развитие. Саймон Кузнец провел исследование динамики доходов на протяжении ряда десятилетий в некоторых развитых странах (США, Великобритании, Германии) и выявил тенденцию к уменьшению неравенства индивидуальных доходов по мере экономического роста, получившей название закона Кузнеца. Сокращение неравенства становится более ощутимым по мере развития политики прогрессивного налогообложения и перераспределения доходов.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.
Чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом-
Выводы 285
С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Выводы
1. Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Сегодня государство - стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других государственных институтов.
2. Государство - продукт экономического и социального развития общества и возникло как потребность нации в выполнении определенных функций.
3. Функции государства многообразны:
• установление и сохранение естественного порядка (правовой базы, собственности, создания конкурентной среды);
• регулирование внешних эффектов;
• удовлетворение потребностей в коллективных благах;
• эффективность;
• справедливость;
• стабильность;
• компенсация негативных сторон рынка, "провалов" рынка;
• поддержка малого и среднего бизнеса;
• проведение фискальной политики;
• решение региональных проблем и др.
4. Внешние эффекты - выгоды или издержки от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Различают отрицательные (загрязнение природной среды) и положительные (образование) внешние эффекты. Для трансформации внешних эффектов во внутренние используют корректирующий доход (налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до Уровня предельных общественных) и корректирующие субсидии (субсидия Производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся • Положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить пре-Дельные частные выгоды к предельным общественным).
286
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
5. Общественные товары или блага - это такие блага, которые потребляются коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за них или нет (оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и т.д.). Их особенности: неисключаемость из потребления и неизбирательность в потреблении.
6. В отличие от частичного равновесия (на отдельном рынке) общее равновесие возникает как результат взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках. Идея общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам классиков экономической теории. Но первая модель общего экономического равновесия в виде системы уравнений создана Л. Вальрасом. Закон Вальраса гласит, что если на каких-то рынках существует избыточный спрос, то на других должно существовать избыточное предложение в таких же размерах; общая сумма избыточного спроса и предложения равна нулю.
7. Теория общего экономического равновесия играет важную роль в обосновании научных основ политики государства в области экономики благосостояния. Существуют различные критерии оценки благосостояния, названные по именам ученых, предложивших эти критерии: В. Парето, Н. Калдора и Дж. Хикса, Т. Ситовски, А. Бергсона.
8. Благосостояние населения во многом определяется распределением доходов. Существуют различные теории распределения (У. Петти, Ф. Кенэ, классическая английская школа, К. Маркса, маржиналистская концепция, современная теория распределения).
9. Индивидуальное распределение следует рассматривать на микро- и макроуровнях.
10. При изучении индивидуального распределения экономическая теория сталкивается с проблемой неравенства личных доходов людей. Для измерения неравенства используется кривая Лоренца и коэффициент Джини. Огромную роль в преодолении неравенства может играть государство, которое призвано, с одной стороны, способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда.
Термины и понятия
Государство Функции государства Концепции регулирования экономики
Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики
Государственный сектор
Внешние эффекты: положительные и отрицательные
Корректирующий налог
Корректирующая субсидия
Вопросы для самопроверки 287
Теорема Коуза
Рынок прав на причинение внешних издержек
Общественные товары
Провалы (фиаско) рынка
Справедливость
Стабильность
Обшее равновесие
Модель и закон Л. Вальраса
Критерии оценки благосостояния: В. Парето, Н. Калдора и Дж. Хикса, Т. Си -товски, А. Бергсона
Функция общественного благосостояния
Распределение
Теории распределения: классическая, К. Маркса, Дж.С. Милля. маржи-налистская, современная
Распределение на микро- и макроуровнях
Кривая Лоренца • Коэффициент Джини
Проблема неравенства
Вопросы для самопроверки
1. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику?
2. Какие функции призвано выполнять государство в экономике?
3. Какие способы, методы и инструменты государственного регулирования вы знаете?
4. Охарактеризуйте деятельность государственного сектора.
5. Что такое внешние эффекты? Приведите пример положительных и отрицательных внешних эффектов.
6. Что вы понимаете под общественными товарами, какова их специфика?
7. Охарактеризуйте модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. В чем суть закона Вальраса?
8. Какие критерии оценки благосостояния вы знаете, в чем их отличие?
9. Какие теории распределения вы знаете?
|, 10. Охарактеризуйте распределение на микро- и макроуровнях.
11. В чем суть проблемы неравенства?
12. Как можно измерить неравенство в распределении доходов? Что такое кривая Лоренца и коэффициент Джини?
Раздел III МАКРОЭКОНОМИКА
Содержание раздела
Глава 12. Национальная экономика в целом и ее важнейшие показатели
1. Общественное воспроизводство и кругооборот доходов и продуктов
2. Важнейшие показатели функционирования национальной экономики и способы их измерения. Национальное счетоводство
3. Национальный доход. Располагаемый личный доход.
Национальное богатство
4. Проблема достоверности макроэкономических показателей. Чисто экономическое благосостояние
Глава 13. Экономическая нестабильность национальной экономики: цикличность, безработица, инфляция
1. Цикличность как форма развития национальной экономики. Теория циклов
2. Экономическая нестабильность и безработица
3. Инфляция: типы, причины, последствия
Глава 14. Макроэкономическое равновесие. Потребление. Сбережения. Инвестиции
1. Равновесное функционирование национальной экономики
2. Рынок товаров и услуг. Общее экономическое равновесие
3. Потребление и сбережение в масштабе национальной экономики
4. Инвестиции. Предельная склонность к инвестированию
Глава 15. Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политика
1. Государственные (или правительственные) расходы и государственный бюджет
2. Налоги: сущность, виды, функции
3. Бюджетно-налоговая политика государства
Глава 16. Деньги и денежный рынок. Денежно-кредитная политика '
1. Деньги и их сущность
2. Денежный рынок: спрос и предложение денег, равновесие и денежный
мультипликатор
3. Современная кредитно-банковская система
4. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты
Глава 17. Экономический рост и развитие
1. Сущность, цели и основные показатели экономического роста
2. Факторы экономического роста, их классификация /
3. Типы экономического роста
4. Современные модели экономического роста
Глава 18. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и валютный
курс
1. Сущность мирового хозяйства. Интеграция и интернационализация
2. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. Платежный баланс
3. Валютный курс и проблема конвертируемости валют
Глава 19. Особенности переходной экономики России
1. Сущность переходной экономики, ее главные задачи
2. Собственность и приватизация
3. Предпринимательство и теневая экономика
4. Распределение и доходы. Социальная справедливость и социальное неравенство в переходной экономике
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики
Раздел III МАКРОЭКОНОМИКА
Макроэкономика является важнейшим составным разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. На это указывает приставка "макро" - большой, которая подчеркивает, что данный раздел посвящен исследованию крупномасштабных народно-хозяйственных проблем, таких, как формирование объема и структуры валового национального продукта, факторы и механизмы экономического роста и равновесия национальной экономики, природа и последствия инфляции, безработицы, цикличности и др.
При анализе данных макроэкономических проблем используют агрегированные понятия: национальный доход, темп инфляции, общий уровень цен, дефицит государственного бюджета и платежного баланса и т.д.
Макроэкономика тесно связана с микроэкономикой, ибо на макроуровне изучаются те народно-хозяйственные последствия, к которым приводят решения, принимаемые на микроуровне фирмами и домохо-зяйствами. Здесь же анализируется реакция фирм и домохозяйств на решения, принимаемые органами государственного регулирования.
Макроэкономика - один из самых молодых и наиболее быстро развивающихся разделов экономической теории. Ее особый предмет (совместная деятельность всех экономических субъектов и обобщающие результаты этой деятельности) стал формироваться начиная с 30-х годов XX в. Основоположником современной макроэкономической теории явился английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Его теоретические идеи были изложены в книге "Общая теория занятости, процента и Денег", вышедшей в свет в 1936 г. С этого времени все макроэкономические исследования стали проводиться с учетом идей Кейнса.
В 80-90-е годы представители неокейнсианского и неоклассического направлений экономической теории стали уделять особое внимание проблемам микроэкономического обоснования макроэкономических закономерностей функционирования национальной экономики. Такой аспект исследования получил название "новая макроэкономика".
292 Глава 12. Национальная экономика в целом и ее важнейшие показатели
Глава 12. Национальная экономика в целом и ее важнейшие показатели
В масштабах страны тесно переплетаются отдельные отрасли и регионы, производители и потребители, ресурсы, спрос и предложение товаров и услуг, образуя национальную экономику. Основу национальной экономики составляет общественное воспроизводство.
1. Общественное воспроизводство и кругооборот доходов и продуктов
Общество не может перестать потреблять, не может перестать производить. Для того чтобы потреблять, нужно возобновлять потребленные продукты, и поэтому процесс производства непрерывен. Понятие воспроизводства означает, что всякий процесс производства есть в то же время процесс воспроизводства.
Общественное воспроизводство есть постоянно повторяющийся процесс общественного производства в непрерывном потоке своего возобновления.
Общество не может существовать, не воспроизводя все элементы производства постоянно. Иными словами, чтобы экономическая система могла существовать, она должна воспроизводить сырье, средства производства, рабочую силу не только как элементы производства, но и как экономические отношения. Причем субъектами этих отношений выступают не отдельные экономические агенты, а укрупненные "агрегированные" группы, т.е. отдельные сектора национальной экономики, выступающие в качестве основных макроэкономических субъектов. Основным критерием выделения макроэкономических субъектов является та специфическая роль, которую каждый из них выполняет в организации экономической деятельности.
К числу данных субъектов относятся:
• сектор домашних хозяйств, включающий все семьи страны и направляющий свою деятельность на удовлетворение потребностей;
• предпринимательский сектор, который объединяет всю совокупность фирм, функционирующих внутри страны с целью извлечения прибыли;
• государственный сектор, представляющий собой все государственные институты и учреждения. Этот сектор организует производство
1. Общественное воспроизводство и кругооборот доходов и продуктов 293
общественных благ и осуществляет социальные выплаты, перераспределяет национальный доход страны между отдельными секторами экономики, обеспечивает поступление денег в национальную экономику и проводит тот или иной комплекс мер по регулированию внешнеэкономических связей страны. В отличие от других макроэкономических субъектов государство при осуществлении своей экономической деятельности руководствуется не собственными, а общенациональными интересами;
• иностранный сектор, под которым понимается совокупность всех экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны. Взаимодействие иностранного сектора с экономическими субъектами национальной экономики осуществляется на основе внешнеэкономических связей через взаимный обмен товарами, услугами, национальной валютой и капиталом.
Основная часть взаимосвязей экономических субъектов формируется в процессе их взаимодействия на рынках. В макроэкономике рассматриваются следующие агрегатные рынки:
• рынок благ, объединяющий множество рынков, на которых реализуется весь объем произведенных в стране конечных товаров и услуг;